Коммерческая работа по закупке товаров и пути повышения её эффективности на примере деятельности Гагинского райпо

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,15 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коммерческая работа по закупке товаров и пути повышения её эффективности на примере деятельности Гагинского райпо

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Арзамасский филиал

Кафедра коммерции и технологии торговли







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация коммерческой деятельности на предприятии (в торговле)»

На тему: КОММЕРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ ЭФЕКТИВНОСТИ (на примере деятельности Гагинского райпо)

Научный руководитель

к.э.н., доцент

Федотова Елена Ивановна

Работа выполнена

Долотиным Павлом Николаевичем

.65 Экономика и управление

на предприятии (торговля и общественное питание)

Арзамас 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы коммерческой работы по закупке товаров

1.1 Сущность и содержание закупочной работы

.2 Способы закупок товара

.3 Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров

1.4 Организация закупок товаров на оптовых ярмарках и вне ярмарок

Глава 2. Анализ коммерческой работы по закупке товаров в Гагинском райпо

.1 Организационно - экономическая характеристика деятельности Гагинского райпо

.2 Анализ источников и применяемых форм закупки товаров

.3 Организация контроля за поступлением и качеством поступающих товаров

.4 Основные направления совершенствования закупочной работы коммерческой службой райпо

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Процесс формирования и развития рынка потребительских товаров имеет ряд особенностей по сравнению с таким же процессом на рынке средств производства. Эти особенности по признаку формирования составных элементов рынка и их взаимодействия можно подразделить на три основные группы: особенности формирования спроса, особенности формирования предложения, особенности формирования рыночных отношений.

В силу большой индивидуализированности, избирательности, изменчивости потребительского спроса производство и предложение товаров народного потребления должны обладать повышенной способностью к адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка.

Предприятия в условиях рыночной экономики значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю.

Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.

Это определяет актуальность выбранной темы для любого современного торгового предприятия, в том числе и для выбранного объекта курсовой работы.

Главная цель, которая ставиться перед коммерческой деятельностью, - способствовать увеличению прибыли фирмы. Изучение рынков сбыта, определение номенклатуры выпускаемых изделий, установление цен и прочие вопросы маркетинговых исследований имеют своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализации товарной продукции. Тот факт, что прибыль в конечном итоге реализуется в сфере обращения, объясняет пристальное внимание, которое уделяется каждой фирмой организации и совершенствованию своих сбытовых операций.

Грамотная организация коммерческой деятельности позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов капитала и сотрудников.

Целью курсовой работы является изучение коммерческой деятельности по закупке товаров филиал НОПО «Гагинское РАЙПО» и пути повышения её эффективности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть сущность, роль и задачи коммерческой работы по закупке товаров;

- описать организацию закупок товаров на оптовых ярмарках и вне ярмарок;

провести анализ источников и применяемых форм закупки товаров;

изучить организацию контроля за поступлением и качеством поступающих товаров;

- исследовать и оценить организацию коммерческой деятельности филиала НОПО «Гагинское РАЙПО» по закупке товаров;

предложить пути повышения эффективности филиала НОПО «Гагинское РАЙПО» закупок товара;

дать организационно-экономическую характеристику деятельности Гагинского райпо;

Предметом исследования курсовой работы является коммерческая работа по закупке товаров и пути повышения её эффективности. Объектом исследования выступает филиал НОПО «Гагинское РАЙПО».

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных-экономистов, таких как: Багиева Г. Л., Тарасевич В. М., Година А.М., Дашкова Л. П., Памбухчиянца В. К., Каплиной С. А., Котлера Ф., Армстронга Г., Сондерса Дж., Вонг В. Памбухчиянца О. В., Панкратова Ф. Г., Синецкого Б.И., Серегиной Т. К.; нормативно-правовые документы; статьи из периодической печати, посвященные проблемам развития хозяйственных связей; отчётные данные объекта исследования.

При проведении исследования использованы диалектический, системный и структурно-функциональный анализ, анализ и синтез, индукция и дедукция, и другие методы экономического анализа.

Курсовая работа содержит 39 листов машинописного текста, состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы. Библиографический список включает 26 наименований.

эффективность коммерция деятельность закупка товар

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ

1.1 Сущность и содержание закупочной работы

Закупочная работа является основой коммерческой деятельности в торговле. С нее по существу начинается коммерческая работа. Чтобы продать товар покупателю (потребителю) и получить прибыль, необходимо располагать (владеть) товаром. Как отмечалось, главная функция товарного обращения сводится к смене формы стоимости по формуле

Д - Т и Т' - Д'.

Формула раскрывает сущность коммерческой работы в торговле: предприниматель, располагая определенной суммой денежных средств, закупает товар, который затем преобразует в денежные средства с некоторым приращением (прибылью). Исходя из основной функции товарного обращения можно сделать вывод, что коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров с целью последующей их продажи. [22]

По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый ассортимент товаров розничной торговой сети для снабжения населения, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, а также обеспечивают эффективную работу торгового предприятия. [7, с. 112]

В условиях рыночной экономики закупочная работа в России коренным образом изменилась. При административно-командной экономике существовала система централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, фондовое распределение товаров, неравенство хозяйствующих субъектов, полное отсутствие самостоятельности и предприимчивости торговых работников. Современная эпоха свободных рыночных отношений

характеризуется рядом факторов:

множественность источников закупки (поставщиков);

свобода выбора партнера по закупке товаров;

свобода ценообразования;

равноправие партнеров;

конкуренция поставщиков и покупателей;

инициатива, самостоятельность и предприимчивость коммерсанта при закупке товаров.[4, с.129]

1.2 Способы закупок товара

Непродуманная либерализация внешней торговли нанесли экономический ущерб стране и в сфере импорта. На одном из семинаров в Центре международной торговли на вопрос председательствующего, как оценивается в мире либерализация внешней торговли России, представитель Германии высказался в том смысле, что они очень довольны, поскольку «русские стали продавать дешевле, а покупать дороже». Выход на внешний рынок представителей многочисленных хозяйственных организаций с прямыми закупками необходимой им продукции (например, персональных компьютеров и другой оргтехники) резко понизил эффективность импортных операций. Во второй половине 90-х гг. закупки массовых товаров стали переходить в руки посреднических структур. Однако прямые закупки производственными предприятиями сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и технологического оборудования имеют и будут иметь превалирующее значение в обозримой перспективе. К сожалению, при таких закупках еще недостаточно используется конкуренция между иностранными продавцами. Крайне низок уровень коммерческой работы по заключению и исполнению контрактов, что снижает эффективность импорта. [14, с. 64]

Способ закупки товаров через посреднические структуры базируется на принципах современного маркетинга. Коммерческие работники с помощью стратегий (политик) маркетинга получают информацию о том, какие изделия и почему хотят покупать потребители. Они узнают цены, которые потребители готовы заплатить за товары. Коммерсанты получают сведения: в каких регионах спрос на данные изделия (емкость рынка) наиболее высокий, где закупка продукции и сбыт может принести наибольшую прибыль. Коммерческие фирмы руководствуются результатами маркетинговых исследований и строят свою политику закупок.

В каждом конкретном случае коммерсанты учитывают условия, в которых работает торговое предприятие, условия прогноза, информационное обеспечение и другие факторы.

Работа по оптовым закупкам товаров включает комплекс взаимосвязанных коммерческих операций. [16, с.129-130]

Коммерческая работа по оптовым закупкам складывается из следующих этапов:

● изучение и прогнозирование покупательского спроса;

● выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

● организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки, представление заказов и заявок поставщикам;

● организация и технология закупок непосредственно у производителей товаров, посредников, на товарных биржах, у импортеров и других поставщиков;

● организация учета и контроля за оптовыми закупками. [1, с. 87]

Изучение и прогнозирование покупательского спроса является необходимым условием эффективного использования маркетинга для успешной коммерческой работы по закупкам товаров. Теория и практика маркетинга выработали целый арсенал средств и способов изучения и прогнозирования покупательского спроса, которые необходимо использовать при организации оптовых закупок товаров. Поэтому оптовые закупки следует начинать с изучения спроса, потребностей покупателей на товары, покупательских намерений и других факторов, формирующих спрос. Оптово-торговые предприятия, обслуживая определенный территориально-экономический район и конкретных покупателей, изучают как объем покупательского спроса на те или иные виды (группы) товаров, так и ассортиментную структуру спроса. Для этого торговыми предприятиями используются различные методы изучения и прогнозирования спроса. К ним следует отнести оперативный учет продажи товаров и движение товарных запасов за истекший период, изучение и обобщение заявок и заказов покупателей на приобретение и поставку товаров, учет и анализ неудовлетворенного спроса оптовых покупателей, проведение ассортиментных и конъюнктурных совещаний с покупателями, экономико-математические методы прогнозирования спроса и др. [8, с.87]

1.3 Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров

Вторым этапом коммерческой работы по оптовым закупкам является выявление и изучение источников поступления, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров. Многообразие поставщиков зависит от разнообразия ассортимента вырабатываемых товаров. Возникает необходимость всестороннего изучения источников поступления товаров с точки зрения ассортимента и объема производимых товаров, условий поставки и других факторов. Формирование товарных ресурсов является предметом постоянной работы коммерческих работников. В рыночных условиях формы и методы этой работы сильно изменились. Главные изменения заключаются в том, что на смену методам централизованного распределения товарных ресурсов пришла рыночная практика свободной купли-продажи товаров по ценам спроса и предложения. Коммерческая инициатива торговых работников по вовлечению в товарооборот максимальных товарных ресурсов имеет цель - получение максимальной прибыли. [15. с. 367]

Коммерческие работники должны хорошо знать экономику своего района деятельности, его производственные возможности и природные богатства, промышленность, сельское хозяйство. Важная роль в коммерческой работе отводится изысканию дополнительных ресурсов из местного сырья, фермерских хозяйств, продукции индивидуальных предпринимателей.

Тщательный анализ полученной информации позволит торговому предприятию составить необходимое представление об источниках поступления товаров. [3, с.18]

Главными источниками поступления товаров в торговлю являются различные отрасли народного хозяйства страны, вырабатывающие различные товары народного потребления.

Главным источником поступления продовольственных товаров в торговлю являются отрасли пищевой промышленности, сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство. Пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяйством и встречается повсюду, где постоянно проживают люди. Этому способствует широкое распространение используемого сырья и повсеместное потребление пищевых продуктов.

Сельское хозяйство обеспечивает сырьем предприятия пищевой, молочно-мясной промышленности; поставки хлебопродуктов, картофеля, овощей, ягод и фруктов в торговлю.

К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, то есть тех или иных отраслей народного хозяйства, различной производственно-экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги. В связи с большим многообразием поставщиков товаров применяется их классификации по различным признакам.

Классификация поставщиков. По территориальному признаку:

местные поставщики - внутриобластные поставщики, которых зачастую поставляют товары непосредственно розничным торговым предприятиям, минуя оптовые базы; внеобластные поставщики; республиканские поставщики; внереспубликанские поставщики.. По форме собственности:

государственные поставщики;

муниципальные поставщики;

частные поставщики;

кооперативные поставщики;

поставщики иных форм собственности.. По ведомственной принадлежности:

внутрисистемные поставщики - относятся к той же системе, в которую входят и оптовые покупатели (например, потребительская кооперация);

внесистемные поставщики - все остальные.. По функциональным признакам:

. Поставщики-изготовители - производственные предприятия, фирмы, частные предприятия и т.д., выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.

. Поставщики-посредники (оптовые предприятия)

они" закупают товары у поставщиков-изготовителей, у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям. К оптовым покупателям относятся: розничные торговые предприятия, агенты, брокеры, розничные торговцы и т.д. [24] Изучая источники закупок товаров, коммерческие работники составляют на каждого поставщика специальные карточки. Целесообразно эти карточки группировать по территориальному признаку: по межобластным и межреспубликанским поставщикам. [18, с. 2]

В закупочной работе большое место отводится деятельности по выбору коммерческих партнеров по товарам, которые производят местные предприятия. Поиск таких поставщиков производится на оптовых ярмарках, оптовых и мелкооптовых рынках, товарных биржах, выставках-просмотрах и выставках-продажах, проводимых в других регионах страны. Регулярное участие коммерческих работников в работе организаторов оптового оборота позволяет повысить эффективность закупочной работы. Расширяется круг поставщиков и возможности установления с ними долгосрочных хозяйственных связей. Развитие таких отношений благоприятно сказывается на расширении ассортимента и повышении качества закупаемых товаров. [2, с.158-166]

Организация учета и контроля за оптовыми закупками - важная часть коммерческой работы. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщиками претензий. Карточная или журнальная форма учета выполнения договоров весьма трудоемка, осуществляется, как правило, вручную и не позволяет иметь повседневные данные о ходе поступления товаров по развернутому ассортименту.

Поэтому актуальной задачей коммерческой работы является механизация и автоматизация учета поставок с помощью ЭВМ и другой современной компьютерной техники.

Успешному проведению закупочной работы способствует разработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих объемы товаров, подлежащих закупке, сроков заключения договоров, согласование и уточнение спецификаций и отгрузки товаров, ответственных лиц за проведение закупок. [5, с. 298-299]

В ходе реализации договоров поставки нередко стороны по каким-то объективным или субъективным причинам не выполняют принятых на себя обязательств, нанося торговому партнеру материальный и моральный ущерб. В этих условиях потерпевшая сторона имеет право предъявить другой стороне претензии с изложением требований, предусмотренных условиями договора поставки или действующими правовыми нормами. [13, с. 67]

Претензия - письменное требование о добровольном устранении нарушения условий договора или законодательства. Выявлению же нарушений способствует организация четкого и полного учета выполнения поставщиками договорных обязательств по поставкам товаров. [20]

В претензии указываются:

●наименование предприятия, организации, предъявивших претензию, а также наименование предприятия, организации, к которым предъявляются претензии, их адреса, номер претензии; дата предъявления;

●обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие изложенные в претензии обстоятельства; сумма требований заявителя и расчет этих требований;

●ссылки на нормативные акты, договор или иные правоустанавливающие документы, а также почтовые, платежные реквизиты заявителя претензии.

К претензии должны быть приложены все необходимые подлинные документы или надлежаще заверенные копии этих документов, перечень которых указывается в приложении. Претензия должна быть подписана руководителем либо заместителем руководителя предприятия (организации) или гражданином-предпринимателем. [25]

Таким образом, для успешного выполнения коммерческих операций по закупкам товаров необходимо систематически заниматься выявлением и изучением источников закупки и поставщиков товаров. С поставщиками товаров должны быть налажены рациональные хозяйственные связи, предпочтительно прямые и долгосрочные договорные взаимоотношения, позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок.

1.4 Организация закупок товаров на оптовых ярмарках и вне ярмарок

 

Прогрессивной формой оптовых закупок является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках. Продажа-закупка товаров на оптовых ярмарках - одна из старейших форм оптовой торговли.

Основная цель ярмарочных торгов - оптовая продажа и закупка товаров, заключение прямых договоров или контрактов между продавцами и покупателями. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении их ассортимента и качества, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте. [6, с.421]

В рыночной экономике получили развитие оптовые ярмарки международного или общегосударственного масштаба, а также оптовые ярмарки регионального (местного) значения.

В международных или общегосударственных оптовых ярмарках принимают участие международные компании (фирмы) - поставщики товаров из ближнего или дальнего зарубежья. Их организуют государственные органы управления, а также крупные коммерческие структуры.

На оптовых ярмарках местного масштаба в отличие от постоянно действующих товарных бирж по торговле однородными стандартизируемыми товарами совершаются сделки по купли-продажи товаров сложного ассортимента, выпускаемых местными производственными предприятиями. На таких оптовых ярмарках покупатели совершают закупки товаров по свободным ценам на основе индивиду а л ь н о г о подбора, сравнения и выбора из ассортимента продукции различных производителей.[10, с. 524-525]

Помимо территориального признака оптовые ярмарки классифицируются также по товарному и отраслевому признакам.

Товарный признак означает вид (виды) товаров, реализуемых на ярмарке. По этому признаку ярмарки могут быть специализированными (например, ярмарки изделий легкой промышленности, парфюмерно-косметических товаров, бакалейных товаров, автомобилей и др.) и универсальными (реализуются различные виды товаров как промышленного, так и сельскохозяйственного производства). [11, с. 335]

Характерными чертами оптовой ярмарочной торговли являются оптовая реализация-закупка товаров по представленным образцам; периодичность проведения оптовых ярмарок; предварительное установление сроков и места продажи товаров; единовременное и массовое участие оптовых продавцов и покупателей товаров.

За определенный срок до открытия участники ярмарки вносят регистрационный взнос и оформляют заявку на участие, в которой сообщают информацию о себе и своих реквизитах, требованиях по размещению экспозиций и др. Основным источником доходов от проведения ярмарки является плата за участие, аренду площади под экспозицию, транспорта, аренду складских помещений, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиционных работ, проведение технических и информационно-коммерческих консультаций и оказание дополнительных услуг. [12, с. 120]

Организационный этап заключается в подготовке рекламного каталога, включающего характеристику поставщиков, их товаров, услуг и другую рекламную информацию. Данный этап включает также оперативную работу по размещению участников, организации их досуга, проведению аукционных торгов, презентаций и других мероприятий. Заключительный этап предполагает подведение итогов ярмарки с выделением как положительных, так и отрицательных моментов в ее работе. [21]

Глава 2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ В ГАГИНСКОМ РАЙПО

2.1 Организационно - экономическая характеристика деятельности Гагинского райпо

Филиал Нижегородского областного потребительского общества «Гагинское РАЙПО» находится по адресу Нижегородская область, гагинский район, с.Гагино, ул. Ленина, 78. Район сельскохозяйственный, включает в себя 66 населенных пунктов, объединенных двенадцатью сельскими советами.

Численность населения района 13,5 тысяч человек, в с. Гагино численность населения 3970 человек.

Филиал «Гагинское РАЙПО» в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской кооперации» и другими законами, Уставом филиала «Гагинское РАЙПО»,международными принципами кооперации. Целью филиала является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и населения района в товарах и услугах.

Численность пайщиков филиала НОПО - 3324 человека, с паевым фондом 110,0 тыс. руб.

Филиал «Гагинское РАЙПО» осуществляет торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывает бытовые услуги населению.

В филиале работают 42 торговых предприятия с общей площадью торгового зала 3018 , в среднем 72  на магазин. В здании Универмага, находящийся в здании филиала НОПО «Гагинское райпо» имеется ветеринарная аптека.

Общественное питание представлено столовой (включающей 3 зала, кондитерский цех).

Производственная деятельность осуществляется пищекомбинатом, где производится:

- выпечка хлеба и хлебобулочных изделий;

-       выработка пряников;

-       производство безалкогольных напитков;

-       переработка рыбы (соление, копчение).

Филиал НОПО «Гагинское райпо» оказывает бытовые услуги населению:

- фотоуслуги;

-       услуги парикмахерской;

-       услуги проката (сепараторы);

-       ремонт ювелирных изделий;

-       ремонт бытовой техники (холодильников);

-       ремонт телерадиоаппаратуры;

-       производит продажу ритуальных принадлежностей;

Имеется свой автотранспорт - 21 ед.

Филиал «Гагинское РАЙПО» обслуживает сельское население, где проживает пенсионеров 5 тысяч человек, или 35% к общей численности.

Из 66 населенных пунктов имеются магазины филиала НОПО «Гагинское райпо» в 31 селе, остальные обслуживаются близлежащими магазинами, а также выездной торговлей филиала НОПО «Гагинское райпо».

В районе кроме предприятий потребительской кооперации осуществляют торговую деятельность около 150 предприятий. В райцентре находится 11 магазинов филиала и 22 торговые точки частных предпринимателей и других предприятий. Удельный вес филиала в обороте облпотребсоюза за 2008 год - 1,9%. В товарообороте района за 2007 год филиал занимает удельный вес - 48,7% Осуществляется торговля промышленных товаров в кредит, сумма за 2008 год - 1700 тыс.руб., или 1,4% в обороте. Всего по филиалу Гагинское райпо продано товаров в расчете на одного жителя в 2008 году на 14045 рублей.

Ветаптека дала оборот за 2007 год 690 тыс.руб.. С ростом к прошлому году на 115%. Жесткая конкуренция заставляет постоянно обновлять и расширять ассортимент товаров. Основными поставщиками Гагинского райпо являются:

- Нижегородское ОРП

-       Арзамасское ОРП

-       Сергачское ОРП

-       ЗАО «Универсал»

-       ООО «ВКТ»

-       ООО «Сладкая жизнь плюс»

-       ЗАО «Сергачская птицефабрика»

-       ООО «Растяпино» - пиво

-       ООО «Квадро-НН» - мебель

-       ЗАО «Балахнинская мебельная фабрика»

-       ООО «Текстильрегионснаб» - швейные изделия

-       ООО «Мягкий сон» - швейные изделия

-       ООО «Неодим НН» - обувь

-       ООО «Декотекс» - тюль, гардинное полотно, портьеры

В течении 2008 года Гагинское райпо занималось выездной торговлей в села, где отсутствуют магазины потребкооперации, оборот по выездной торговле составил 3 млн. 900 тыс.руб.. Это 3% в обороте розницы.

2.2 Анализ источников и применяемых форм закупки товаров

Источниками поступления потребительских товаров в филиал НОПО «Гагинское райпо» являются:

сельскохозяйственные предприятия, местная перерабатывающая промышленность, индивидуальные производства;

оптово-посреднические структуры;

оптовые и оптово-розничные склады.

Источники товарного обеспечения определяются исходя из структуры конкретного рынка товаров, контингента покупателей, ассортимента товаров, товарооборачиваемости и финансовых возможностей этого предприятия.

Так как, местный товарный рынок не может обеспечить предприятие всеми, необходимыми для его работы товарами, то основная часть поставок товаров, для обеспечения хозяйственной деятельности филиала НОПО «Гагинское райпо», приходится на иногородних поставщиков.

Выделим наиболее значимых из них:

- ООО «Сладкая жизнь плюс» - алкогольная продукция.

- ООО «ВКТ» - маргарин, жиры, растительное масло, майонез, горчица.

- ООО «ВолгаТрейд»

-       ИП Нагина Людмила Александровна - майонез, колбаса, копчености

-       ООО «Вектор НН» - обувь.

-       ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский» - пиво.

Так как транспортные расходы предприятия велики, то сегодня достаточно отчетливо прослеживаются растущие требования к рынку закупок, который представляют поставщики продукции.

При рыночных отношениях соответствующим образом соединено воедино приобретение нужного товара, требуемого качества, в установленные сроки поставки, по приемлемой цене и у надежного поставщика. Определенное воздействие на рынок закупок оказывает переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и реализации продукции. Приспособление к спросу покупателей в условиях рыночной конкуренции потребовало радикальных перемен в производстве товаров предприятиями-изготовителями. Это также отразилось на повышении качества обслуживания торговой сферы, прежде всего в сокращении времени выполнения заказов и соблюдении согласованных графиков поставки товаров. Фактор времени наряду с качеством и ценой товара становится определяющим в деятельности торгового предприятия.

Рост требований к реализации продукции вызывает адекватные требования к источникам закупки товаров. Непременным условием организации закупочной деятельности торгового предприятия является изучение рынка закупок. Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков в филиале НОПО «Гагинское райпо» используются следующие критерии:

-   характер деятельности и возможности поставщика;

-       конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;

-       процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;

-   вероятность обеспечения необходимых, номенклатуры и объема продукции;

-   условия, гарантирующие качество приобретаемого товара;

-       адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;

-       условия поставки товара: стабильность, периодичность, сроки;

-       предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.

Анализ поставщиков по приведенным критериям позволяет установить оправданные требования по закупке и поставке товаров в торговое предприятие.

Характеристика основных поставщиков предприятия были приведены выше.

Как видно из данных, филиал НОПО «Гагинское райпо» закупает почти все основные гастрономические продукты питания напрямую у иногородних поставщиков - изготовителей (кроме хлебобулочных изделий), а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей, так же в основном иногородних.

Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Анализ структуры поставок в филиале НОПО «Гагинское райпо» представлен в таблице 2.1.

Таблица 2.1  Анализ структуры поставок в филиале НОПО «Гагинское райпо» (руб.)

Товарные группы

2008 г.

2009 г.

Отклонения



План

Фактически

Выполнение плана, %

От плана, руб.

От 2008, %

1

2

3

4

5

6

7

1. Алкогольная продукция

1199140,7

1403756

1414986,1

100,8

11230,0

215845,3

2. Детское питание

8869,4

9977

10465,8

104,9

488,9

1596,5

3. Драже, ирис, зефир

79329,2

104125

93608,5

89,9

-10516,6

14279,3

4. Кетчупы, соусы

158694,7

180927

187259,7

103,5

6332,5

28565,1

5. Колбасные изделия

1937090

2062965

2285766

110,8

222800,3

348676,2

6. Кондитерские товары

349800

327850

412764

125,9

84913,3

62964,0

7. Конфеты в коробках

231618,1

287694

273309,36

95

-14384,7

41691,3

8. Конфеты весовые

301697,6

350742

356003,1

101,5

5261,1

54305,6

9. Кофе (в зернах)

1788,5

2791,6

2110,4

75,6

-681,1

321,9

10. Кофе (растворимый)

920288

1042168

1085939,6

104,2

43771,1

165651,8

11. Лимонады

211594

243549,5

249680,9

102,5

6131,4

38086,9

12. Макароны весовые

38562,9

44165,9

45504,2

103

1338,3

6941,3

13. Макароны фасованные

136088,2

155085

160584

103,5

5498,2

24495,9

14. Масло подсолнечное

145433,4

164911

171611,4

104

6700,3

26178,0

15. Молоко

372605,7

420406

439674,7

104,5

19268,5

67069,0

16. Молочные продукты

1313233,8

1474333

1549615,9

105,1

75282,9

236382,1

17. Мясные консервы

289367,4

323248

341453,5

105,6

18204,6

52086,1

18. Мясные п/ф

1046647,4

1163380

1235044

106,1

71663,4

188396,5

19. Овощные консервы

178176,5

196083

210248,3

107,2

14165,4

32071,8

20. Орешки, чипсы, сухарики

177856,6

194757

209870,8

107,7

15113,7

32014,2

21. Печенье, крекер, вафли

352739

382013,9

108,3

29274,2

58273,3

22. Пиво

982653,9

1065348

1159531,6

108,8

94183,1

176877,7

23. Приправы, кубики, супы в пакетах

204978,5

220022

241874,6

109,9

21852,0

36896,1

24. Продукты б/п

201518,7

215232

237792,0

110,4

22559,4

36273,4

25. Рыба св/морож.

94999,7

100960

112099,7

111

11139,7

17100,0

26. Рыбные консервы

244390,4

257145

288380,7

112,1

31235,2

43990,3

27. Сахар весовой

365391,2

382548

431161,6

112,7

48612,9

65770,4

28. Сигареты

905567

943372

1068569,1

113,2

125196,6

163002,1

29. Соки, Кола, Пепси

473153,1

490454

558320,7

113,8

67866,7

85167,6

30. Торты, пирожное

29023,1

29934,7

34247,3

114,4

4312,6

5224,2

31. Фруктовая консервация

19145

19648,1

22591,1

114,9

2943

3446,1

32. Фрукты- овощи

154134,5

157397

181878,7

115,5

24481,1

27744,2

33. Чай

195155,9

197309

230283,9

116,7

32974,5

35128,1

34. Яйцо

70306,5

70728,8

82961,7

100,3

12233

12655,2

35. Итого:

14792733

1619452

17455425

107,7

1260903

2662692


Анализ структуры поставок проведен на основании данных, представленных в таблице 2.1.

Согласно данным таблицы 2.1 в филиале НОПО «Гагинское райпо» имеются следующие данные о поступлении товаров. План поступления выполнен по всем товарным группам, кроме групп «Конфеты в коробках» и «Кофе в зёрнах». В целом перевыполнение составило по сравнению с планом на 1260903,0 рублей или на 7,8 %. По сравнению с прошлым годом соответственно на 2662292,0 рублей или на 18%.

Особенно высокие темпы роста достигнуты по поступлению товарной группы "Кондитерские штучные товары" - 125,9% и прочие бакалейные и сопутствующие товары - (это товары длительного хранения, такие как сахар, крупа, сухофрукты, макаронные изделия, сигареты и др.), что привело к увеличению их остатков.

Для оценки поступления товаров в натуральном выражении в филиале НОПО «Гагинское райпо» составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.

Рынок закупок товаров отражает коммерческие интересы всех его участников. Закупки товаров торговым предприятием происходят у различных поставщиков и под влиянием большого числа переменных. В этой связи важное значение имеют расширение контактов и установление коммерческих связей между торговым предприятием и поставщиками. Суть их сводится к взаимовыгодным коммерческим сделкам и товарообменным операциям при купле-продаже товаров. Коммерческие сделки рассчитаны на закупаемую продукцию и определяются под влиянием конкретных признаков: традиционная или модифицированная продукция, степень ее новизны, стадия жизненного цикла товара, рыночная ситуация. Следовательно, сделки при закупке не являются неизменными и зависят от множества воздействующих факторов.

2.3 Организация контроля за поступлением и качеством поступающих товаров

Оперативное управление товарными запасами позволяет решать вопросы формирования и поддержания ассортимента товаров на определенном уровне. При поиске ответов на эти вопросы большое значение имеет размер заказываемых партий товаров и периодичность заказов.

Перечислим основные факторы, влияющие на размер заказа:

-   характеристика и величина спроса на определенный товар;

-       правила размещения и хранения товарных запасов;

-   ограничения, касающиеся финансовых расходов и системы
складирования;

-   стратегия управления запасами. [23]

Для рациональной организации товароснабжения в филиале НОПО «Гагинское райпо» необходимо четко соблюдать порядок представления заявок и обоснование в них количества и ассортимента товаров. Ответственность за своевременное составление и представление заявки несет главный товаровед. Он осуществляет ежедневный контроль за наличием товаров на предприятии и соблюдением обязательного ассортиментного перечня.

Заявки составляются по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются: наименование товара и краткая характеристика товара, единицы измерения, количество товаров к завозу, остаток единиц товара в ресторане, отметка базы об исполнении заявки. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор филиале НОПО «Гагинское райпо», затем ее заверяют печатью и направляют в отдел снабжения для исполнения.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов. При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. Так, хлебобулочные изделия завозятся в ресторан, принадлежащий предприятию ежедневно, включая праздничные и выходные дни. Другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации - не реже чем через два-три дня. Продовольственные товары с длительными сроками реализации завозятся один раз в семь-десять дней.

Рациональное количество заказываемых товаров полностью обеспечивает устойчивость ассортимента и бесперебойную их реализацию до очередного завоза и вместе с тем, исключает образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Филиал НОПО «Гагинское райпо» осуществляет закупку товаров или берет их на комиссию у оптовых продавцов, а также у производителей продукции. Взаимоотношения с ними оформляются договорами поставки, купли-продажи, комиссии. Как правило, торговые отношения филиала НОПО «Гагинское райпо» с контрагентами, расположенными вне территории одного региона (города), носят длительный характер и оформляются договором поставки. (Приложение 1). В договоре оговариваются условия и порядок промежуточных поставок (график поставок).

Приемка товара на складе осуществляется назначенными материально ответственными лицами.

Персоналу, ответственному за приемку товаров, сообщаются условия договора поставки товаров по прямым, длительным хозяйственным связям и передается согласованный график поставок. Если поставки товара осуществляются на основании заявок, то персонал информируется о заказанных товарах и сроках их поставки.

По договорам, оформляющим разовую сделку, персонал ставится в известность о наименовании товаров, которые необходимо принять, их количестве, качестве и комплектности, сроках приемки, виде сопроводительных документов. Собственно перечень этих сведений достаточен для приемки товара.

Товары на территории предприятия имеют право принимать: заведующий складом (секцией, отделом) или кладовщик.

Обязанности этих работников по приемке товаров и условия ответственности закрепляются в договорах о материальной ответственности, должностных инструкциях и т. д. Перед каждой поставкой товаров в филиале НОПО «Гагинское райпо» материально-ответственное лицо должно организовать подготовку подъездных путей, разгрузочных площадок, складских площадей под товары, а также необходимых документов.

Прием товаров осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами, сопроводительными документами поставщика и др.

В основе приема товаров - сопроводительные документы. К таковым в первую очередь относится накладная (товарно-транспортная накладная и счет фактура).

Количественная и качественная приемка товаров, проверка их комплектности и маркировки, правильности цены, актирование недостач и дефектов и заявление рекламации поставщикам производятся в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством РФ или договорами поставки.

При приемке товара в первую очередь проверяется соответствие количества товаров, указанных в договоре поставки и фактически поставленных.

Проверка количества товара в зависимости от того, в каких единицах оно выражается - весовых или объемных, - производится различными способами.

Если товар в сопроводительных документах выражен в весовых единицах, его количество устанавливается взвешиванием (установлением веса брутто и веса нетто). Проверка производится установлением соответствия отгруженного веса товара (установленного в пункте отправления и указанного в сопроводительном документе) и выгруженного (установленного в пункте назначения).

Если же товар выражен в договоре в объемных единицах, то проверка количества производится подсчетом числа выгруженных мест и его сопоставлением с отгруженным.

Если проверка фактического наличия товара в таре не проводится, то об этом делается соответствующая отметка в сопроводительном документе.

Приемка товара по качеству в настоящее время не отменена законодательством. Однако постепенно само понятие «качество» отходит в прошлое: концепция реформы торговли предполагает введение нового определения - «безопасность товаров».

Именно безопасность товаров и будет являться главным критерием их качества.

Пока же приемка по качеству осуществляется двумя способами:

-на основе документа, подтверждающего соответствие качества товара;

путем проверки качества фактически поставленного товара в месте приемки.

Для продовольственных товаров обязательным является проверка сроков годности и реализации поставленных товаров - просроченные товары небезопасны для здоровья потребителей.

Относительно проверки комплектности товара следует отметить следующее. Понятие комплектности применяется по большей части к технически сложным изделиям, в частности к бытовой технике. Как уже отмечалось, такие товары редко предлагаются к реализации в торговле филиала НОПО «Гагинское райпо». Однако если они все же там продаются, то, принимая товар, материально ответственное лицо обязано удостовериться, что поставленный товар соответствует этим условиям. Комплектность, как правило, проверяется путем установления наличия перечисленных составных частей товара (комплектующих изделий или узлов, пр.), указанных в договоре поставки, стандарте, техническом регламенте и т.п.

Как правило, выборочная проверка производится с условием распространения ее результатов на всю партию. Возможность или обязательность такой проверки должна быть предусмотрена условиями договора, стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами. Договором, в частности, устанавливается процентное соотношение партии товара, подвергающейся проверке.

В случае несогласия поставщика товаров с результатами проверки производится рассортировка и перевешивание всей партии.

Приемка товара может осуществляться:

-сторонами или их представителями совместно;

сторонами или их представителями совместно с третьими лицами;

указанной в договоре незаинтересованной третьей стороной.

В том случае, когда стороны определили, что приемка будет производиться в их присутствии, и одна из сторон не явилась, приемка может производиться в ее отсутствие, но в присутствии третьей, согласованной стороны.

Следует помнить, что при нарушении правил приема и сроков получатель товаров лишается возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, дальнейшая приемка товара приостанавливается и составляется акт, а в сопроводительных документах проставляется отметка об актировании, а поставщику направляется претензия. Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров, осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.

Необходимо отметить, что если при приемке товаров выявлены излишки, по сравнению с указанным в сопроводительных документах количеством, то получатель вправе по своему усмотрению либо принять большее количество и оплатить его, либо принять и оплатить предусмотренное количество, отказавшись от излишков. О выявленных излишках также делается отметка в акте. Приемка товаров оформляется по утвержденным унифицированным формам первичной учетной документации.

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров - широкое понятие. Система хозяйственных связей в области торговли - важнейшая составная часть хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции. Таким образом рациональные хозяйственные связи, включающие контроль за поступлением товаров; контроль за соблюдением договорных обязательств; разработку планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; проверку качества поставляемых товаров, способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки продукции производственного назначения и товаров народного потребления.

2.4 Основные направления совершенствования закупочной работы  коммерческой службой Гагинского райпо

Проанализировав коммерческую деятельность предприятия по закупке товаров, можно предложить следующие пути повышения её эффективности:

) поддерживать ассортимент товаров. не допускать перебоев товарами достаточной группы;

) проведение в магазинах маркетинговых исследований, включающих в себя опросы или наблюдения, с целью изучения и прогнозирования покупательского спроса;

) сокращение издержек обращения;

) заключение договоров поставки и реализации на наиболее выгодных условиях, реализация принципа «дешёвой покупки и дорогой продажи товаров»;

) эффективно использовать автотранспорт;

) расширение и углубление ассортимента;

) оборудовать в магазинах уголки заготовителя, постоянно обновлять информацию по ассортименту, ценам, условиям расчета;

) активно работать по закупкам мяса и увеличить реализацию его в магазинах, столовой;

) проводить рекламную компанию в районных СМИ о закупаемых видах сырья;

) для увеличения закупок макулатуры , лектехсырья заключать договора с Техникумом, школами, Детским домом, с районным ЦЗН о привлечении к закупкам с/х продукции и сырья студентов, школьников, неработающих граждан.

) изыскивать сбыт по всем видам закупаемой с/х продукции;

Таким образом, осуществив выше предложенные мероприятия, филиал НОПО «Гагинское РАЙПО» сможет не только повысить эффективность коммерческой работы по закупке товаров, но и значительно опередить своих конкурентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе данной работы было исследовано организация закупочной деятельности в Гагинском райпо. Предметом деятельности филиала НОПО «Гагинское райпо» является торговля и общественное питание.

В ходе проведенного анализа можно выделить несколько основных положений:

1. Раскрыта сущьность, роль и задачи каморческой работы по закупке товаров, как основополагающего звена;

2.       Были изучены современные, наиболее перспективные методы закупок товара;

.        Проведен анализ источников и применяемых форм закупки товаров Гагинского райпо;

.        Исследована организация коммерческой деятельности Гагинского райпо по закупке товаров;

5. Были выявлены пути повышения эффективности по закупке товаров.

Руководство предприятия должно оценить, какой минимально необходимый товарооборот по отдельным подразделениям и их совокупности позволяет обеспечивать получение прибыли и не иметь убытков.

Обязательно необходимо постоянно изучать спрос по каждой группе товаров. Если спрос на данный товар меньше, чем объем товарооборота, обеспечивающий безубыточность, то процесс реализации не будет самоокупаемым.

Таким образом, предприятию для эффективной деятельности в ближайшее время необходимо постоянно совершенствовать организацию закупочной деятельности.

Необходимость ускорения адаптации розничной торговли к условиям рыночной экономики требует организации четкого функционирования хозяйственных связей торговых предприятий с поставщиками товаров. в этом отношении особую актуальность приобретает организация закупочной деятельности торговых предприятий с поставщиками и производителями товаров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература

1. Аткинсон, Д.: Все о продажах/Д. Аткинсон. - М.: Фаир-Пресс, 2003. - 265

. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник для вузов/ Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич. - СПБ.: Питер, 2007. - 736 с.

. Белявский, И. К.: Основы коммерции: учебно-практическое пособие/  И. К. Белявский.- М.: МЭСИ,1999.-129 с.

. Брагин, Л.А. Торговое дело - экономика и организация: учебник/  Л.А. Брагин, Т.П. Данько, Г.Г. Иванов. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 560 с.

. Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник/ Р. И. Бунеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 365 с.

. Годин, А. М. Маркетинг: Учебник. - М.: Дашков и К˚, 2003. - 604 с.

. Кольцова, Р.Н. Организация и технология торговли/ С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Р.Н. Гурская, Кольцова. - М.: Высшая школа. 2002. - 460

. Корецкая, Л.К. Розничная торговля - индикатор состояния рынка потребительских товаров/ Л.К. Корецкая. - Новосибирск: СибУПК, 2000.

. Манько, А.В. Коммерция: учебно-методическое пособие/ А.В. Манько - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.

. Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности/ Л.В. Осипова, И.М. Синяева- М.: ЮНИТИ, 2001. - 623 с.

. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник/ О.В. Памбухчиянц - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. - 636 с.

. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2005. - 504 с.

. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник/ Ф.П. Половцева,- М.: ИНФРА-М, 2006. - 248 с.

. Савинский, А.И. Розничная торговля и основы товароведения/  А.И. Савинский, Л.Л. Лаппо, З.М., Мадаев, С.С. Левин, М.С. Ясинович. - М.: БГЭУ, 2002. - 287 с.

. Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - 659 с.

. Щур, Д.Л. Основы торговли. Розничная торговля: настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста/ Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. - М.: Дело и сервис, 2000. - 538 с.

Статьи

. Демченкова Т.В. Правила продажи товаров: последние изменения/ Т.В. Демченкова // Эпиграф. - 2002. - № 19. - С. 6.

. Долгинов И. Торговля - дело техники/ И. Долгинов // Эпиграф. - 1999. - № 33. - С. 4.

. Ефремов А. Проблемы организации торговли/ А. Ефремов // Экономист. - 2007. - № 4. - С. 57-60.

Электронные ресурсы

. http://ru.wikipedia.org/wiki/Retail

. http://www.kommersant.ua/doc.html?DocID=835010&IssueId=41455

.http://www.varyag.net/index.php?option=com_content&task=view&id=59&Itemid=2

. http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Супермаркет/

. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20194/

. http://ru.wikipedia.org/wiki/Cash&Carry

Похожие работы на - Коммерческая работа по закупке товаров и пути повышения её эффективности на примере деятельности Гагинского райпо

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!