Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,88 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе













КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

тема: «Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе»

Содержание

Введение

Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе

.1 Человеческий капитал и его место в экономической системе

.2 Подходы к формированию человеческого капитала

Виды человеческого капитала и его оценка

.1 Основные методики оценки человеческого капитала

. Качество жизни населения Российской Федерации

.1 Анализ основных показателей уровня и качества жизни населения России

.2Прожиточный минимум и уровень бедности

.3 Денежные доходы

.4 Заработная плата

.5 Безработица

.6 Пенсионное обеспечение

.7 Медицинское обеспечение

.8 Обеспеченность жильем

.9 Система образования

Заключение

Список литературы

Введение

Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться в первую очередь использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

Таким образом, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек - его интеллектуальный потенциал. Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества, гораздо более важным, чем природное или накопленное богатство. Уже сейчас во всех странах человеческий (интеллектуальный) капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

Теория человеческого капитала имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития России в XXI веке. Большинство россиян надеется, что Россия XXI века будет представлять собою сильное социальное государство, со справедливым обществом, здоровым народом, обеспеченными семья ми, свободными гражданами.

Однако не исключено, что при неразумной государственной политике грядущим поколениям России достанется дряхлеющее в борьбе с центробежными тенденциями и переворотами государство, расколотое и разлагающееся под бременем бедности и нищеты общество, больное и полуграмотное по стандартам ХХI века население, распадающаяся семья, зависимая экономика и несвободный гражданин.

Как бы ни был нежелателен пессимистический вариант, возможность и того и другого пути развития заложена в нашем прошлом и настоящем, в реальной ситуации, сложившейся в стране, в начале ХХI века.

Государственное регулирование уровня и качества жизни населения России реализуется, во-первых, через систему социальной политики государства, и, во-вторых, посредством проведения государственной экономической политики. Без преодоления общесистемного экономического кризиса Россия не сможет реализовать социальную политику в достаточном для населения страны объеме. В тоже время, общество, большинство граждан которого существует на грани бедности рискует приобрести такие вечные спутники нищеты как отсутствие патриотизма, мотивации к труду, желание создавать семьи и растить детей.

Цель работы - рассмотреть и проанализировать человеческий капитал и его роль в современной экономике.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи: изучить методологические основы концепции человеческого капитала, рассмотреть основные положения концепции человеческого капитала, изучить виды и оценку капитала, качество жизни населения Российской Федерации.

1 Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе

.1 Человеческий капитал и его место в экономической системе

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением, прежде всего экономики образования и труда.

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В «Экономической энциклопедии» человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт».

Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Особенности человеческого капитала:

в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

человеческий капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности;

независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается. 1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.

. Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала.

1.2 Подходы к формированию человеческого капитала

Организации начинают придавать все большее значение нематериальным характеристикам своих сотрудников, таким как лояльность, способность устанавливать взаимоотношения с потребителями и готовность идти на риск, а также ищут способы их формальной оценки. И понимая, насколько дорогостоящий потенциал таких человеческих качеств, компании преобразуют их в нечто более конкретное - человеческий капитал.

Современная модернизация стимулировала вложения в «качество» работников как «нематериальный» актив, превращая сегодня их развитие в «интеллектуальную, творческую революцию» в производстве.

По мере того как выражение «человеческий капитал» входит в корпоративный лексикон, многие компании свободно оперируют этим понятием, не предпринимая никаких попыток измерить или управлять активами, о которых они говорят. В результате очень сложно установить связь между размышлениями сотрудников и финансовыми результатами, полученными компанией.

На современном рынке труда специалисты имеют огромную свободу выбора своих работодателей. Основная причина, по которой сотрудники уходят из компании, состоит в том, что они не ощущают своей востребованности или не видят перспектив для полного развития своих возможностей. Управление человеческим капиталом помогает эффективно использовать опыт и знания сотрудников, чтобы помочь им полностью реализовать свой потенциал.

Сторонники концепции управления человеческим капиталом уверены, что, измеряя широкое влияние, которое сотрудники оказывают на финансовые показатели организации, компании могут выбирать, управлять, оценивать и развивать возможности своих сотрудников так, чтобы преобразовать их человеческие качества в весомые финансовые показатели компании. Хотя такой подход предполагает поиск способов количественной оценки того, что прежде считалось нематериальными активами, специалисты, реализующие такие методики, отмечают, что на рынке бизнеса аналогичные подходы уже используются.

И действительно, измерения человеческого капитала обычно неточны, но сам по себе процесс измерения необычайно важен. Точная количественная оценка невозможна, да и не особенно нужна. Но организации постепенно осознают важную связь между человеческим капиталом и финансовыми результатами компании - связь, которую не способны учесть традиционные бухгалтерские методы.

Компании понимают, что связь может проявляться, а может и не проявляться в конкретных показателях или цифрах, выражающих ценность человеческого капитала. Но, пытаясь количественно определить ее, они могут понять, в чем состоит вклад в работу компании каждого из сотрудников, насколько они преданы своей работе, что они думают о компании и какова вероятность, что они уволятся. Часто в процессе оценки человеческого капитала компании получают полезное представление о своих организациях и приобретают важную для работы информацию.

Все больше сторонников завоевывает точка зрения, что человеческий капитал - это наиболее ценный ресурс не только для отдельной компании, но и для общества в целом, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются сегодня показателем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

2 Виды человеческого капитала и его оценка

.1 Основные методики оценки человеческого капитала

В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт.

Для более полной и развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал - это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

Особенности человеческого капитала:

-в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

-формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

-человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

-человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

-человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.

1.Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.

2.Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.

Институциональный капитал состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).

Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.

В экономической литературе используется большое разнообразие подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные) так и натуральные оценки.

Одним из наиболее простых способов является способ, использующий натуральные (временные) оценки, измерения человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает. При этом учитывается неодинаковая продолжительность учебного года в течение анализируемого периода, неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например, среднее образование в школе и высшее образование в университете).

Распространенным методом измерения человеческого капитала является принцип капитализации будущих доходов, основанный положении о так называемом «предпочтении благ во времени». Суть метода: люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящем времени, чем такую же сумму или набор благ в будущем.

Каждого человека можно рассматривать как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала. Следовательно, и заработную плату, которую получает любой работник, также можно рассматривать как сочетание рыночной цены его «плоти» и рентного дохода от вложенного в эту «плоть» человеческого капитала.

Человеческий капитал в качестве компонента имущества приносит доход, который можно представить как дисконтируемую заработную плату, получаемую работником в течение всего трудоспособного периода жизни. Доход, который получает индивидуум от использования человеческого капитала, как средневзвешенная величина годовых заработков, ожидаемых за весь трудоспособный период жизни, есть «перманентный» (постоянный, непрерывный) доход индивидуума, который приносит ему человеческий капитал как компонент имущества.

В отечественной экономической литературе долгое время вместо понятия «человеческий капитал» использовали понятие «фонд образования», который представляет собой стоимостную оценку накопленных работниками знаний, навыков, умений и опыта.

При оценке фонда образования используются два основных подхода:

. Подсчитываются фактические затраты на образование, осуществленные в течение того или иного длительного периода времени. За этот период, отделяющий время получения образования от момента подсчета, последовательно увеличивается и сам уровень образования, а также возрастает стоимость обучения. С учетом соответствующих корректив возрастного оборота рабочей силы и смертности населения можно построить ряды показателей фонда образования, представляющие собой кумулятивную сумму всех прошлых фактических затрат за вычетом средств, затраченных на обучение лиц, уже выбывших к моменту исчисления из состава рабочей силы населения.

. Производится оценка реальной производительной ценности того запаса знаний, навыков, умений, опыта, которыми обладает рабочая сила в определенный отрезок времени.

Для современных компаний можно предложить ряд основополагающих подходов для оценки их человеческого капитала.

Методы расчета стоимости человеческого капитала компании:

. Метод расчета прямых затрат на персонал. Наиболее простой способ для менеджеров компании рассчитать общие экономические затраты, осуществляемые компанией на свой персонал, включая оценку затрат на оплату персонала, сопряженные с этим налоги, охрану и улучшение условий труда, расходы на обучение и повышение квалификации. Достоинство этого метода - простота. Недостатки - неполная оценка реальной величины человеческого капитала. Часть его может просто не использоваться на предприятии.

. Метод конкурентной оценки стоимости человеческого капитала. Этот метод основан на сумме оценки затрат и потенциального ущерба, наносимого компании при возможном уходе из нее работника:

полных затрат на персонал, производимых ведущим конкурентом (с учетом сопоставимых мощностей производства);

индивидуальных премий каждому работнику компании (полученных на основе квалифицированных экспертных оценок), которые могла бы заплатить конкурирующая компания за его переход к ним;

дополнительных затрат компании, необходимых на поиск эквивалентной замены работника в случае его перехода в другую компанию, затраты на самостоятельный поиск, рекрутинговые агентства, объявления в прессе;

экономического ущерба, который понесет компания на период поиска замены, снижение объема продукции или услуг, затраты на обучение нового работника, ухудшение качества продукции при замене работника новым;

потери уникальных интеллектуальных продуктов, навыков, потенциала, который работник унесет с собой в компанию конкурента;

возможности потери части рынка, роста продаж конкурента и усиления его влияния на рынке;

изменения системных эффектов синергии и эмерджентности (усиления взаимного влияния и появления качественно новых свойств) членов группы, в которой находился работник.

Структура приведенной оценки человеческого капитала показывает, что реальная стоимость человеческого капитала в 3-500 раз выше номинально оцениваемой сегодня в большинстве российских компаний в зависимости от уровня интеллекта и квалификации работника. Это минимальная оценка для малоквалифицированного труда, но даже здесь она выше, чем оценка простой оплаты труда, так как теряется опыт работника и сложная система его взаимодействия с другими работниками. Оценка максимальна для «золотых воротничков», наиболее квалифицированных работников фирмы в сфере менеджмента, информационных системах, инновационных интеллектуальных процессах.

Этот метод сложнее, но он дает гораздо более эффективную оценку реальной стоимости человеческого капитала фирмы. Опыт массового переезда за рубеж и перехода многих российских работников в зарубежные фирмы показывает, что многие работники, имевшие в российских условиях ежемесячную заработную плату в размере 17000-15000 руб. получили за рубежом работу с заработной платой более $15 тыс. в месяц.

. Метод перспективной стоимости человеческого капитала.

Учитывает в дополнение к методу конкурентной стоимости оценку динамики стоимости человеческого капитала в перспективе на 3, 5,10 и 25 лет. Эта оценка, в первую очередь, необходима для компаний, занимающихся разработкой крупных и долгосрочных проектов, например, проводящих исследования в сфере создания инноваций или строящих крупные высокотехнологичные объекты, так как стоимость ряда сотрудников при этом меняется неравномерно, резко вырастая в период достижения ими наиболее важных результатов по истечении достаточно длительного периода времени и приближения ими к получению ожидаемых конечных результатов, когда возможный уход из компании части персонала сопряжен с большими экономическими потерями.

. Оценка стоимости человеческого капитала на основе испытаний в среде бизнеса. Эта оценка может быть получена на основе двух подходов:

по конкретным результатам, полученным работником, исходя из прибыли, которую он принес фирме, или по увеличению ее активов, в том числе интеллектуальных. Эта оценка широко распространена в бизнесе, так как наиболее проста. Но одновременно она наиболее жесткая и нередко ошибочна. По мнению одного из ведущих российских бизнесменов, если менеджер проваливает бизнес один раз, он теряет 50% своего имиджа, если второй раз - он полностью теряет свою репутацию. Однако в рамки такого подхода не вписываются многие ведущие менеджеры мировых корпораций-лидеров, которые неоднократно терпели неудачи, но поднимались вновь и создавали еще более эффективный бизнес. Кроме того, во многих случаях провал бизнеса может быть вызван совершенно непрогнозируемым мировым кризисом или случайным крупным колебанием конъюнктуры. В результате будет «списан» менеджер, имеющий огромный потенциал, талант и перспективы, но ставший жертвой действия двух крупных кризисов. Однако нельзя не считаться и с тем, что оценка по конечному результату, а не по обилию дипломов, отзывов, мнений, связей (что наиболее характерно для российских условий) - наиболее точный и правильный подход. Поэтому предлагается другой подход, основанный на концепции, которая позволяет получить оценку на базе конечных результатов, но, образно говоря, с «человеческим отношением к человеческому капиталу»: которую он принес фирме, или по увеличению ее активов, в том числе интеллектуальных.

оценка человеческого капитала на основе системы Деловых Учений по менеджменту, экономике и маркетингу на базе высоких информационных технологий. Эта концепция основывается на прогнозе результатов работы менеджера в среде бизнеса, максимально приближенной к его реальной среде. По мере усложнения рыночных условий предприниматели быстро поняли, что каждый доллар, вложенный в подготовку кадров менеджмента, дает наиболее высокую отдачу в экономике. Для того чтобы привлечь менеджеров, обеспечивающих прорыв компании на рынке и переход из зоны убытков в зону прибылей, компании готовы затратить суммы, измеряемые десятками миллионов долларов. Неудивительно, что наиболее высокооплачиваемым трудом в рыночных условиях является труд менеджера, от квалификации и таланта которого зависит процветание или разорение на рынке.

Если смотреть по странам мира, то, согласно оценкам, наибольший объем человеческого капитала находится в США и составляет примерно три четверных всего национального богатства США. Капиталовложения в человеческий фактор стали главной причиной уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце ХХ в.

3. Качество жизни населения Российской Федерации

.1 Прожиточный минимум и уровень бедности

человеческий капитал экономическая стоимость

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (с учетом обязательных платежей и сборов), необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Величина прожиточного минимума является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации ежеквартально устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - региональными органами исполнительной власти.

Большинство бедных - это работающие семьи, взрослые граждане со средним и профессионально-техническим образованием, а также семьи с детьми. При этом более обеспеченные люди получают больше льгот и пособий, чем бедные. Если нынешняя ситуация сохранится, то скоро эти люди и их дети смирятся со своим положением, и тогда будет запущена социальная система воспроизводства «настоящих» бедных, которые утрачивают желание изменить ситуацию к лучшему.

.2 Денежные доходы

Становление новых экономических отношений обусловило резкое расслоение населения России по уровню материального достатка.

В настоящее время почти половина общего объема денежных доходов достается наиболее благополучной пятой части населения, тогда как 40% наименее обеспеченного населения получают лишь 16% от общего объема денежных доходов.

Дифференциация доходов в высокоразвитых капиталистических странах до определенных пределов считается благоприятным фактором экономического развития, так как увеличивает накопления отдельных групп населения, которые вкладывают значительную часть этих накоплений в экономику страны и тем самым оживляют инвестиционную деятельность. В России эта экономическая модель сегодня не срабатывает. Значительная часть финансовых ресурсов не способствует развитию отечественной экономики и уходит за рубеж.

.3 Заработная плата

Главным фактором, определяющим низкие показатели уровня и качества жизни населения России, является низкий уровень заработной платы. Сегодня даже средняя заработная плата в стране не обеспечивает нормальные условия жизни работников и членов их семей, а скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда в отраслях экономики и в организациях.

Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является увеличение фонда оплаты труда.

Уровень заработной платы в России является самым низким по сравнению с экономически развитыми государствами мира.

Низкая заработная плата воспроизводит не только низкие по размеру пенсии и пособия, но и не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, к развитию платных услуг, успешно провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы и обеспечить эффективную адресную социальную помощь малоимущим гражданам.

В целом доля расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда единого социального налога) всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, составил в 2005 году пятую часть общих расходов федерального бюджета.

Соотношение величины прожиточного минимума и средней заработной платы дает представление о покупательской способности населения.

.4 Безработица

Безработица стала одной из основных причин бедности населения.

Кроме семей с объективно низким социально-экономическим потенциалом - многодетных, неполных, имеющих в своем составе пенсионеров и инвалидов, а также одиноких пенсионеров, категория бедных пополняется безработными. Большинство семей, в которых кто-либо из ее трудоспособных членов не имеет работы, оказывается за чертой бедности.

Каждый четвертый безработный - в возрасте до 24 лет, женщины составляют 68% всех безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.

.5 Пенсионное обеспечение

Ситуация характеризуется крайне низким уровнем пенсионного обеспечения большинства пенсионеров.

В современных условиях гражданам не гарантирован достойный уровень пенсионного обеспечения. Отношение средней пенсии и средней заработной платы (коэффициент замещения) составляет 31% и имеет тенденцию к уменьшению.

В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии после ее индексации 1 августа 2003 года повышен с 34,4% до 37,1% прожиточного минимума пенсионера.

В 2005 году, по мнению главы ПФР, доходы пенсионеров выросли на 11% (227 рублей). Средняя пенсия составила 2149 рублей при прожиточном минимуме пенсионера 2040 рублей. Лишь к 2010 году прогнозируют, что пенсия будет в 2 раза выше прожиточного минимума.

Основной источник формирования бюджета ПФР - средства единого социального налога.

.6 Медицинское обеспечение

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Ее гарантированный объем обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства от 26 октября 1999 г. (далее - Программа государственных гарантий).

К недостатку этих программ можно отнести крайне малый удельный вес профилактических мероприятий. Так, несмотря на то, что Программа государственных гарантий относит к амбулаторно-поликлинической помощи проведение профилактических мероприятий, базовая программа ОМС говорит о предоставлении этого вида помощи при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за некоторыми исключениями), новообразованиях, болезнях различных органов и систем и прочих расстройствах и нарушениях.

В нашей стране чаще всего дети застрахованы в муниципальных страховых компаниях, а каждый из родителей - в страховой медицинской организации, которая избрана их работодателем. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что в ближайшее время у каждой российской семьи появится семейный врач и будут реализованы важнейшие принципы охраны здоровья семьи.

Не реализуется и право застрахованных на выбор врача, предусмотренное ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Очень остро сегодня стоит проблема лекарственного обеспечения. При скудном финансировании медицинских учреждений даже при стационарном лечении пациенты не обеспечиваются лекарственными средствами, одноразовыми шприцами, перевязочными материалами, хотя это и предусмотрено законодательством. Амбулаторное лечение вообще не предполагает обеспечения лекарствами.

На сегодняшний день в нашей стране практически не осуществляется дифференциация программ ОМС для различных категорий населения с учетом их потребностей. Так, для работающих важны профилактические мероприятия, диспансеризация, раннее выявление заболеваний, для нетрудоспособных и престарелых - лечение имеющихся заболеваний, реабилитационные мероприятия и т.п.

.7 Обеспеченность жильем

Из всех регионов страны нарастает поток сигналов о крайне неудовлетворительном решении квартирного вопроса. И это на фоне крайней изношенности жилищного фонда, постоянных аварий и различных отключений.

По официальным данным, изношенность инфраструктуры в ЖКХ составляет 60%, а в 24 регионах - все 70%. Совокупная кредиторская задолженность предприятий ЖКХ, наконец, 2005 года достигла 254 млрд. рублей, дебиторская - 230 млрд. рублей. Долги по зарплате коммунальщикам выросли до 4-4,5 млрд. рублей. И это при том, что в целом по стране население оплачивает 75% от стоимости услуг, а в некоторых регионах - 90%. Всего же за 2005 год россияне заплатили 364 млрд. рублей против 220 млрд. рублей за тот же период прошлого года.

На сегодняшний момент обычный среднестатистический россиянин, не имеющий каких-либо особых льгот, оплачивает около 85% себестоимости услуг ЖКХ, остальное доплачивается из федерального бюджета. При этом средний показатель стоимости услуг был равен в 2005 году 26,4 рубля на один квадратный метр.

Еще одной «программной» идеей Правительства явилась необходимость использования ипотеки для решения квартирного вопроса в армии. Сегодня в очереди на улучшение жилищных условий стоят 570 тыс. военнослужащих, из них 270 не имеют вообще никакого жилья.

.8 Система образования

Основными компонентами системы образования Российской Федерации является дошкольное, общее школьное, профессиональное и высшее образование. Каждая из указанных составляющих претерпела за годы реформ существенные негативные изменения. Некогда одна из лучших систем образования в мире заметно деградировала.

Так, в последнее десятилетие происходит резкое расслоение школ и учащихся по качеству и уровню знаний. Ученики только 4% школ показывают высокие результаты. Хотя приемлемым считается, когда доля таких школ составляет от 20 до 30%.

Дети из менее обеспеченных семей имеют гораздо меньше шансов продолжить профессиональное образование «за пределами» обязательного. В вузы поступают лишь 15% детей из бедных семей и почти 80% - из более обеспеченных.

Отныне образовательные учреждения страны поделены на три типа финансирования: государственный, региональный и муниципальный, при этом минимум зарплаты гарантируется лишь работникам федерального подчинения. Остальные будут финансироваться исходя из возможностей местных бюджетов, дефицит которых на обеспечение федеральных норм оплаты труда восполняться не будет.

Новая редакция статьи 50 Закона «Об образовании» исключает для обучающихся и воспитанников государственных и муниципальных образовательных учреждений нормативы стипендий, льготное и бесплатное питание и проезд на транспорте. Права на бесплатный проезд лишаются и иногородние студенты-очники.

Несколько увеличилась (с 5% до 25%) доля стипендиального фонда, направляемая на поддержку социально необеспеченных студентов. Это в небольшой степени компенсирует отобранные у студентов льготы, связанные с проездом к месту учебы и обратно, а также с доплатами на питание.

Заключение

В самом общем смысле человеческий капитал - это знания, навыки и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности работника в трудовом процессе.

Таким образом, человеческий капитал - термин, обозначающий накопленные знания, умение и мастерство, которыми обладает работник и которые приобретаются им благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту. Концепция человеческого капитала впервые была выдвинута американским экономистом Г. Беккером в 1960 г.

Экономические оценки человеческого капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и макроэкономическом уровнях для определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Для современного этапа мирового научно-технического и социально-экономического развития характерно коренное изменение роли и значения человеческого фактора в экономике и обществе. Человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста. По некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на один год ведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) на 5-15%

Реформы 90-х привели к кардинальным изменениям в сфере социально-трудовых отношений и уровне жизни населения.

Значительное влияние на снижение реальных доходов населения и рост бедности оказали гиперинфляция и обесценивание основных видов доходов населения - заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, а также сбережений граждан. Снижение объемов производства и закрытие многих предприятий привело к значительному сокращению рабочих мест и высвобождению работников, росту явной и скрытых форм безработицы. В результате около четверти населения страны находятся за чертой бедности.

Произошли существенные изменения в области региональной концентрации денежных доходов. Она резко усилилась доходов в городах-мегаполисах Санкт-Петербурге и особенно Москве при весьма тревожном положении в ряде других регионов.

Ярким свидетельством социального бедствия являются интегральные показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения России.

Сегодня в России по сведениям официальной статистики около 30 млн. российских граждан имеют доходы ниже прожиточного минимума и относятся к бедным слоям населения. Одной из основных причин бедности населения стала безработица 90-х годов. В конце 2005 года 3,2 млн. человек, или 3,6% экономически активного населения, классифицировались как безработные.

Еще одним, по мнению большинства специалистов, главным фактором, определяющим низкие показатели уровня и качества жизни населения России, является низкий уровень заработной платы. Проблема Российской бедности заключается не в том, что бедными являются безработные граждане, за чертой бедности находится и работающее население.

Дешевый труд разоряет страну, тормозит технический прогресс, блокирует структурную перестройку, рационализацию занятости населения, убивает стимулы к творческой, эффективной работе, порождает массовую бедность, разрушает нравственность и трудовую мораль, подрывает конкурентоспособность экономики, снижает инвестиционную привлекательность отдельных объектов и целых отраслей.

Только в случае постоянного увеличения экономического благосостояния России общество может надеяться на повышение уровня и качества жизни населения.

Но, экономический рост государства не гарантирует автоматическое улучшение уровня и качества жизни всех без исключения слоев общества. Существуют особые категории граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке, уровень и качество жизни которых напрямую зависит от пособий государства.

Необходимо признать и понять, что в условиях свободного функционирования рыночных отношений нельзя обеспечить равномерное распределение денежных доходов.

Понятие неконкурирующих групп играет важную роль при объяснении неравенства в распределении доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Они существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а, следовательно, и по своим возможностям зарабатывать.

Реально существует значительное неравенство между лицами, владеющими собственностью, а, следовательно, и получающими от нее доход. Огромное большинство домохозяйств мало или вообще не имеют собственности, приносящей доход, а именно доходы от собственности определяют положение домохозяйств на самой верхушке пирамиды доходов.

Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Благодаря сбалансированной социальной политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами населения, а с все более заметной тенденцией к сотрудничеству.

Список литературы

. Смирнов, В. Т. Основы экономической теории [Текст] : учебное пособие/В. Т. Смирнова, В. Ф. Бондарев, В. И. Романчин, Ф. Б. Власов.- Орел : ОрелГТУ, 2004.-Гл. 1.

. Фишер, С. Экономика/С. Фишер, К. Дорнбуш, Р. Шмалензи.- М. : Дело, 1997.

. Критский, М. Человеческий капитал/М. Критский. - Л.: ЛГУ, 1991.

. Беккер, Г.С. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал/Г.С. Беккер // США: экономика, политика, идеология. - 1993. - № 11.

. Власов, Ф. Б. Нравственные основы повышения эффективности реформ [Текст]: Монография / Ф. Б. Власов.- Орел: ОрелГТУ, 2001.-150 с.

. Балацкий, Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы [Текст] / Е. Балацкий // Экономист.-2005.-№ 1.-C. 64-80.

. Биктимирова, З. Качество жизни: продовольственная безопасность [Текст] / З. Биктимирова // Экономист.-2004.-№2.-С. 78-84.

. Иванов, Н. Человеческий капитал и глобализация [Текст] / Н. Иванов // Мировая экономика и международные отношения.-2004.-№9.

. Егоров, С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации [Текст] / С. Егоров // Вопросы экономики.-2004.-№ 5.-С. 85.

. Уровень и качество жизни: понятия, индикаторы, современное состояние в России / П. Савченко // РЭЖ. - 2000. - № 7.

Похожие работы на - Человеческий капитал и его роль в постиндустриальном обществе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!