Развитие близких отношений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,35 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие близких отношений

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего

профессионального образования

"Государственный Университет - Высшая Школа Экономики"

Санкт-Петербургский филиал

Факультет менеджмента

Отделение Психологии





Курсовая работа

Развитие близких отношений


Выполнила:

Иващенко Виктория Эдуардовна

студентка 522 группы

Научный руководитель:

Агафонова Ирина Николаевна,

Старший преподаватель



Санкт-Петербург

Оглавление

Введение

. Факторы, влияющие на развитие близких отношений

. Факторы поддержания тесных МЛО

. Стадии развития близких отношений

.2 Стадия близости

.3 Стадия дифференциации

.4 Стадия отдаления

.5 Стадия распада

Заключение

Литература

Введение

На мой взгляд, тема любви, близких отношений, их развития и прохождения всех стадий за период существования отношений очень актуальна. Актуальность темы состоит в том, что каждый человек переживает в жизни чувства к другим людям, будь то дружба или любовь, но они есть у каждого, в меньшей или большей степени. Мы сами не всегда можем ответить на некоторые интересующие нас вопросы. Поэтому цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть, как проистекает развитие близких отношений.

Что означают близкие отношения? Как их построить? Как укрепить их или расторгнуть? Что подразумевается по словом любовь? Эти и еще многие вопросы являются одними из главных проблем, которые я хочу проанализировать в своей работе.

Задачи:

1.       Определить понятия любви и близких отношений,

2.       Указать факторы, влияющие на развития отношений,

3.       Рассмотреть факторы поддержания близких отношений,

4.       Подробно описать пять стадий развития отношений.

Объектом моей курсовой работы является - близкие отношения, предмет - это развитие отношений и факторы, влияющие на них.

Так что же входит в понятия отношений? Отношения - это переживаемые взаимоотношения между людьми, основанные на взаимной симпатии, привязанности, духовной близости, общности интересов, внутренней близости, интимности и т.д.

"Вначале было влечение - влечение конкретного мужчины к конкретной женщине, которому каждый из нас обязан своим существованием. Наша пожизненная зависимость друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину нашего существования. Отвечая на вопрос: "Что вам необходимо для счастья?" или "Что наполняет смыслом вашу жизнь?", большинство людей в первую очередь упоминают о приносящих удовлетворение тесных отношениях с домочадцами, с друзьями или возлюбленными." (Berscheid & Peplau, 1983).

Каждый из нас на протяжении жизни зависит от другого человека, привязан к кому-то другому. В детстве - это влечение к нашим родителям, в юности к людям противоположного пола, в зрелости к нашим собственным детям и внукам. "Мы свойственны к потребности в принадлежности, то есть мы потребны в создании близких отношений на продолжительный период времени с другими людьми. " [3, 497]

О симпатии, романтических отношениях, дружбе, о таком прекрасном чувстве как любовь, написано уже так много различной литературы, снято огромное количество фильмов и найдено множество объяснений этим понятиям, ну всегда находятся люди, которые опровергают объяснения и трактуют их по-своему. " Попытаешься рассуждать о любви - потеряешь рассудок".[2, 326] В толковом словаре Ожегова можно найти такое определение любви. Любовь - это чувство <#"513577.files/image001.gif">

Рис.1. Концепция Роберта Стернберга, согласна которой любовь представляет собой сочетание трех базовых компонентов, а тип любви определяется их соотношением любовь.

По определению Эллен Хатфильд ( Hatfield, 1988, p. 193) любовь-страсть это состояние "непреодолимого желания соединиться с другим человеком". Как и другие проявления эмоционального возбуждения, страстная любовь словно катание на "американских горках", состоящая из крутых веражев, где захватывает дух, взлетов, падений. Как сказал Фрейд " Никто не чувствует себя таким беззащитным перед страданием, как тот, кто любит". Хотя любовь - страсть и сильное чувство. Но оно не длиться, как правило, вечно. Чем продолжительнее отношении, тем чаще в них взлеты и падения. Новизна, всплеск эмоций, заинтересованность, любовное волнение, ощущение что ты "витаешь в облаках", - всё идет на спад. Если же это всё не ведет к расставанию, а близкие отношения продлеваются, то они изменяются и становятся более спокойными, ровными, хотя и сохраняют романтическую окраску. Э. Хатфилд назвала такие отношения любовь-дружба. В отличие от страсти любовь-дружба менее яркая, но более глубокая, нежная связь, и ощутимая.

Все факторы можно разделить на группы.

1.       Различные способы поддержания страсти. К ним относятся романтические встречи, отпуска и праздники, проведенные вместе, подарки, сюрпризы, смена обстановки и т.д. Для поддержания страсти нужно разнообразие, чтобы отношение не "потухли" их всегда надо наполнять эмоциями и переживаниями.

.        Поддержание взаимной дружбы. То есть поддержание удовольствия от совместной деятельности, общения и взаимопонимания.

.        Поддержание когнитивной ценности отношений. Одна из психологических теорий - теория социального обмена говорит о том, что люди постоянно меняются друг с другом определенными социальными ценностями. Отношения поддерживаются и сохраняются, когда партнеры понимают, что прибыли превышают затраты. К числу прибылей относятся возможность справиться с проблемами, преодоление личных целей, чувство безопасности, повышение самооценки и т.п. К затратам можно отнести время на поддержание отношений, снижение самооценки, стресс и нагрузку.

.        Фактор личностных качеств. Бартомолью и ее сотрудники предполагаю, что существует 4 модели, основанные на 2-х базовых величинах: первая-это позитивная и негативная оценка себя и так же позитивная и негативная оценка других людей.

модели:

(++) я о-кей и ты - о-кей,

(+ -) я о-кей и ты - не о-кей,

(- +) я не о-кей и ты - о-кей,

(- -) я о не - кей и ты - не о-кей.

Человек с положительным представление о себе подразумевает, что другие люди будут реагировать на него положительно. В отношениях он чувствует себя комфортно, в отличие от человека с негативными представлениями о себе, который будет чувствовать беспокойство и недоверие. Человек с позитивными представлениями о других ожидает поддержки и участия, стремиться к близким отношениям, более серьезным. Человек относящийся отрицательно к другим, склонен избегать тесных контактов.

3. Стадии развития близких отношений

Существует несколько стадии построения близких отношений (дружбы и любви). Рассмотрим их.

Повторим, что такое близкие отношения? Понятие близких отношений или тесных, означает, что два человека чувствуют себя друг с другом свободно, искренне общаются, выражая свои эмоции, оказывая и получая поддержку, испытывая доверие, вступая в физический контакт и просто отдыхая в обществе друг друга.

.1 Стадия сближения

Ее содержание - поиск и выбор партнера. На этой стадии, можно сказать, идет оценка друг друга. На этой стадии главными факторами являются.

) внешность (пол партнера, его возраст, профессия, его поведение, реакция на какие-то действия противоположного партнера).

Все строят свой идеал человека, с которым нам хорошо было бы вместе проводить время, который устраивал бы нас по всем параметрам, поэтому не мало важную роль играют выше перечисленные факторы.

) уровень сходства.

Эта стадия является одной из самых главных, так как важно на стадии сближения найти общий язык, вступить в общение. На этом этапе люди только присматриваются друг к другу, проявляют симпатию, уделяют знаки внимания. Здесь немало важную роль играет внешность, как говорится "по одежке встречают, по уму провожают". На стадии сближения человек пытается всеми силами понравится другому, показывая себя с положительной стороны, ведь на первых порах знакомства все хотят привлечь к себе внимания и заинтересовать человека. В это время возникает большая увлеченность человеком, которая уже переходит в следующую стадию, где развиваются желаемые отношения.

.2 Стадия близости

Ее содержание- формирование чувства "мы". Роль этой стадии заключается в том, что партнеры встречаются чаще, они намерено ищут способ встретиться, и начинают проводить время вместе больше и у них появляются больше общих вещей и ситуаций. На этой стадии партнеры становятся ближе, как эмоционально, так и физически, у них появляются свои секреты. Так же именно на этой стадии влюбленные уже не по отдельности, а одно целое, пара. Отношения становятся доверительными. На этой фазе они могут быть закреплены, как брак или помолвка. Так же на этой стадии могут быть пересмотрены взгляды на отношения, и они укрепляются уже некой стабильностью, а не романтичностью, как в предыдущей стадии.

.3 Стадия дифференциации

Ее содержание - стремление противопоставить слишком большой привязанности свою самостоятельность, иметь свои особые интересы, не совпадающие с интересами партнера, думать больше о реализации своих возможностей, чем о партнере. Это не означает, что на этой стадии, отношения прекращаются. Эта стадия, как проверка, ведь чтобы продлить и сохранить отношения, необходимо ценить. Уважать партнера, уделять достаточно внимания. На этой стадии часто бывают разногласия и ссоры, пара, можно сказать, переживает кризис в отношениях, так как нелегко зачастую поддерживать отношения с той же привязанностью, интересом и увлеченностью, которые возникали на первой стадии. Здесь могут "всплывать" различные недомолвки, возникать притирки характеров и нахождение общих решений проблем, иначе просто напросто отношениям приходит конец. Так как партнеры становятся ближе, то их некоторые интересы, а так же время становятся ограниченным, что не всегда приемлемо для одного из партнеров. Чувство быть свободным иногда берет верх над чувством проводить время больше с близким человеком.

.4 Стадия отдаления

Если на предыдущей стадии члены пары не смогли сохранить интерес друг к другу, отношения переходят на стадию отдаления. Ее содержание- проведение границ между Я и Ты, стремление к независимости и в конечном счете к расставанию. На этой стадии партнеры испытывают негативную эмоциональную оценку. Меняются взгляды и, то, что раньше было "очаровательная забывчивость", становятся "грубым безразличием", "маленькое опоздание" - "постоянным пренебрежением". Партнеры не хотят проводить вместе время, не обсуждают вместе вопросы и проблемы, начинают скрывать друг от друга многие вещи. Начинается раздражение и человек уже может стать не "близким", а "чужим". Так же стадия отдаления несет негативный эмоциональный фон. Редко когда на стадии отдаления, партнеры взаимно и без негатива подводят отношения к заключению.

.5 Стадия распада

Ее содержание - это прекращение отношений. Любое расставание тяжело переживается партнерами. Стадия распада - это переживание, оказывающее влияние на психическое и физическое состояние. Любая связь разрывается, хотя и не сразу, в течении долгого периода времени с партнером сохраняется эмоциональная связь. Она может держать очень долго, даже остаться при построении новых отношений с другим человеком. Хотя и люди начинают испытывать друг другу агрессивные чувства, гнев, склонность приписывать бывшему партнеру различные негативные черты, испытывать отрицательные эмоции, но в тоже время они переплетаются с позитивными эмоциями и воспоминаниями. На стадии распада переживания вначале носят внутренний характер, растет враждебность, взгляды и мнение меняются на этого человека. Затем происходит переосмысление и желание сообщить о прекращении отношений. В такой момент партнеры выясняют отношения, решают проблемы, или находят способ разрыва отношений. Так же именно в эту стадию партнеры больше ссорятся и примеряются. Стадия распада является конечной, где предполагается, что отношения не будут восстановлены и возобновлены, но из-за многих факторов, стадия может затянуться на долгий период времени, особенно если партнеры не уверены окончательно в своем решении.

Заключение

межличностный отношение дружба любовь

Я рассмотрела подробнее тему развития отношений, в частности любви, и обозначила факторы влияющие на поддержания отношений, выделила пять стадий развития близких отношений между людьми. Если учитывать все выше перечисленные факторы и причины, то можно сделать вывод, что близкие отношения (будь то дружба или любовь) имеют уже устоявшиеся модели их построения. На протяжении долгого периода времени, все люди по одной аналогии строят и развивают свою личную жизнь. Они знакомятся, сходятся, "притираются характерами", ругаются и в конечном счете либо остаются вместе, пройдя все трудности, либо расходятся, не выдержав каких-либо факторов. Так же я отметила, что построение близких отношений необходимый жизненный процесс для каждого человека, и поэтому такие факторы как внешность, взаимная симпатия, сходство, дистанция (географическая и функциональная) и т.д. очень важны.

Какими бы отношения не были, и как бы они не развивались, все пять стадий будут присутствовать на протяжении их развития. Стадии развития периодически сменяют друг друга. Заканчивая и начиная новые отношения, партнеры сталкиваются уже с привычными действиями развития отношений. Возможно, в большей или меньшей степени разные люди переживают разные стадии по-своему, ведь нельзя точно сказать, как должен проходить процесс построения отношений, так как дружба, любовь и просто близкие отношения строятся на эмоциональном уровне, на чувствах, которые у всех людей зарождаются по-своему.

Литература

1.       С. И. Ожегов, Толковый словарь Русского языка, Изд. Оникс, Мир и Образование, М.: 2006. - Стр. 1328.

2.       Э.Аронсон, Т.Уилсон, Т.Эйкент, Социальная психология. Психологические законы поведения человека в соцоуме. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 560 с.( Проект "психологическая энциклопедия")

3.       Д. Майерс, Социальная психология, 7-е изд. - Спб.: Питер, 2007. - Стр.793

4.       Р.С. Немов, Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений,- 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Стр.604

5.       Т. Харрис, Я - окей, ты - окей, изд. Академический проект, - М.: 2006. - Стр. 368.

6.       <http://psi.webzone.ru/>


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!