распределение персонала в рамках организации (по уровням иерархии и функциональным направлениям) .
Итак, опыт передовых предприятий показывает, что использование методов, приемов, отработанных и проверенных процедур кадрового аудита весьма существенно помогает в процессе управления персоналом эффективно реализовывать стратегию и миссию организации.
Знание и умение использовать в работе положительные и отрицательные факторы управления персоналом в значительной степени способствуют укреплению социально-психологического климата на предприятии, обеспечивают рост производительности труда, а в конечном итоге повышают рентабельность производства.
2.Аудит РR-коммуникаций
.1 Сущность коммуникационного аудита и его виды
Коммуникационный аудит - это анализ информационных потоков, циркулирующих в системе внутренних и внешних коммуникаций компании в процессе ее бизнес-деятельности.
Грамотно построенные коммуникации позволяют мотивировать сотрудников, формировать общую атмосферу единения, преодолевать конфликты, создавать отношения сотрудничества, ориентированные на решение общих задач.
Репутация - это нематериальный актив компании, который повышает ее стоимость на рынке, обеспечивает благоприятные условия при поиске партнеров и поставщиков, привлекает большее количество клиентов, помогает в диалоге с регулирующими органами, акционерами, другими группами общественности.
Достаточно поверхностного обзора сайтов консалтинговых фирм, РR агентств, предлагающих коммуникационные услуги, чтобы убедиться - среди специалистов по РR нет "строгого единства" в понимании того, что такое "коммуникационный аудит". Толкований, определений данного термина в сети множество. Вот некоторые из них.
Коммуникационный аудит - это анализ информационных потоков, циркулирующих в системе внутренних и внешних коммуникаций компании в процессе ее бизнес-деятельности.
Коммуникационный аудит - это ситуационный анализ, предполагающий полное и системное изучение всего коммуникативного поведения организации (личности) с целью выявления механизмов формирования и качественного уровня коммуникационных связей.
Коммуникационный аудит - это диагностический инструмент, позволяющий оценить существующие диспропорций между предполагаемыми и реальными отношениями между бизнес-структурой и ее целевыми аудиториями.
Многие фирмы под шапкой "Коммуникационный аудит" на деле предлагают своим клиентам экспертизу внутренних коммуникаций организации, оставляя за пределами рассмотрения диагностику внешних взаимодействий (СМИ, партнеры, клиенты, неформальные каналы коммуникации и др.) .
В последнее время, все чаще в предложениях консалтинговых фирм анализ коммуникаций компании также подразумевает диагностику ее репутации в различных целевых нишах, с дальнейшей разработкой стратегии по управлению репутацией (Reрutatiоn management) .
Сегодня большинство успешно работающих на рынке компаний пришли к пониманию того, что дальнейшее повышение конкурентоспособности, сохранение лидерских позиций на рынке возможно лишь при условии слаженной, эффективной работы системы коммуникаций компании - внутренних и внешних.
Самые известные мировые компании достигли своих высот в первую очередь благодаря тому, что они первыми осознали простую истину: хорошая репутация, сильный бренд, следование философии социально ответственного бизнеса конвертируются в капитал. Эффективные коммуникации - важнейший инструмент формирования позитивной деловой репутации компании.
Коммуникационный аудит дает возможность оценить состояние отношений компании со своими сотрудниками или с внешними целевыми аудиториями; позволяет оценить качество, эффективность использования официальных каналов коммуникации, например, ежегодных отчетов, бюллетеней новостей, пресс-релизов и пр.; часто служит своеобразным репером (точкой отсчета) для оценки эффективности последующих конкретных мероприятий в сфере связей с общественностью.
Кроме того, коммуникационный аудит часто используется для следующих целей:
· оценки текущей РR-деятельности компании;
· сравнительного анализа целей руководства компании и методов коммуникации, с помощью которых осуществляется продвижение этих целей;
· выявления ключевых коммуникационных проблем компании;
· диагностики имиджа и репутации компании;
· разработки общей коммуникационной (информационной) стратегии компании;
· разработки стратегии имиджевого позиционирования и стратегии управления репутацией компании (Reрutatiоn management) .
В соответствии с решаемыми задачами, коммуникационный (информационный) аудит условно можно разделить на следующие виды:
. текущий информационный аудит эффективности внешних бизнес-коммуникаций компании (внешний коммуникационный аудит) ;
. текущий аудит внутрикорпоративных коммуникаций и анализ корпоративной культуры (внутренний коммуникационный аудит) ;
. комплексный коммуникационный аудит для диагностики имиджа и репутации компании в различных целевых аудиториях;
. итоговый информационный аудит отдельных проектов, программ, акций.
Коммуникационный аудит деятельности компании включает в себя следующие направления работ: ревизия активных каналов коммуникации компании, мониторинг (контент-анализ) СМИ, мониторинг неформальных каналов коммуникаций, SWОT анализ коммуникаций компании, конкурентный коммуникационный анализ, анализ внутрикорпоративных коммуникаций, диагностика корпоративной культуры.
2.2 Аудит внутрикорпоративных коммуникаций
кадровый аудит коммуникация имиджевый репутационный
Экспертиза внутрикорпоративных коммуникаций и корпоративной культуры - составные части коммуникационного аудита компании. Управление внутренними коммуникациями, корпоративной культурой и организационным развитием - все это работает на повышение эффективности бизнеса.
Поэтому каждая компания рано или поздно сталкивается с необходимостью коррекции системы внутренних коммуникаций в соответствии с требованиями времени и логикой развития организационной структуры компании.
Грамотно построенные коммуникации позволяют мотивировать сотрудников, формировать общую атмосферу единения, преодолевать конфликты, создавать отношения сотрудничества, ориентированные на решение общих задач.
Корпоративная культура - это совокупность ценностей, этических и профессиональных, предписывающих определенный стиль поведения во взаимоотношениях работников между собой, а также их отношениях с клиентами, потребителями и деловыми партнерами; корпоративная культура объединяет руководство и кадровое ядро коллектива фирмы (в идеале - руководство и всех сотрудников фирмы) .
В рамках проекта по проведению аудита внутрикорпоративных коммуникаций специалисты по РR обычно решают следующие задачи:
· разработка и внедрение программ и мероприятий материальной и нематериальной мотивации персонала;
· разработка и реализация программ сопровождения изменений, способствующих преодолению неизбежного сопротивления персонала переменам в компании;
· повышение эффективности внутренних каналов коммуникации, продвижение внутреннего имиджа компании, разъяснение целей и стратегии компании сотрудникам;
· совершенствование внутренних коммуникативных систем.
Основная задача внутренних коммуникативных систем - обеспечить эффективную циркуляцию значимой и необходимой информации внутри организации, своевременное доведение ее до заинтересованных в этом сотрудников.
В число внутренних коммуникативных систем входят: внутренние коммуникационные практики (бюллетени, внутренние СМИ, стратегические документы, рабочие указания, отчеты, деловые совещания и дискуссии) ; системы и традиции внутреннего обучения; системы управления знаниями; управление конфликтами; системы внедрения инноваций; неформальные коммуникации.
.3 Управление репутацией компании (Reрutatiоn management)
На сегодняшнем конкурентном рынке имидж компании и ее репутация играют все более важную роль в глазах партнеров, инвесторов, клиентов (потребителей) . репутация компании - это гораздо больше, чем выпускаемый ею продукт. Это и действия руководства и сотрудников, и взаимоотношения с партнерами, СМИ, клиентами и прочими заинтересованными группами.
В кризисные периоды именно репутация помогает многим компаниям выстоять и не потерять бизнес. Для грамотного формирования репутации необходимы: оценка деятельности компании и комплексный подход к внешним и внутренним коммуникациям компании.
Несколько лет назад термин "репутационный менеджмент" (Reрutatiоn management) начал теснить на рынке корпоративного консалтинга дискредитировавший себя в политических баталиях РR.
Управление репутацией не исчерпывается формированием имиджа компании, а является экономическим рычагом, определяющим акционерную стоимость компании. Согласно данным последних исследований, сегодня от 40 до 90% акционерной стоимости компании составляет ее репутация.
Репутацию компании можно "посчитать" и точно сказать, сколько она стоит сейчас и сколько может стоить при грамотном управлении. Кстати сказать, такого же подхода в оценке репутации компании придерживается экспертная группа "Восточного проекта".
Таким образом, репутация - это нематериальный актив компании, который повышает ее стоимость на рынке, обеспечивает благоприятные условия при поиске партнеров и поставщиков, привлекает большее количество клиентов, помогает в диалоге с регулирующими органами, акционерами, другими группами общественности. Неотъемлемыми составляющими корпоративной репутации являются эффективные деловые связи, позитивный имидж, сильные позиции в регионах, социальная ответственность в бизнесе.
Задачами, которые решаются в рамках проектов по управлению репутацией компании, являются:
· репутационный аудит компании в ключевых целевых аудиториях (имиджевое позиционирование, набор основных репутационных стереотипов и др.)
· разработка стратегии управления репутацией компании.
· Организация работы системы управления репутацией компании.
· разработка эффективных механизмов взаимодействия с представителями СМИ.
· Диагностика и управление движением информации по неформальным каналам коммуникации.
· Антикризисное управление репутацией компанией и управление репутацией в условиях информационной войны.
· Организация событий, общественно значимых мероприятий, проведение акций в рамках стратегии управления репутацией компании.
· Создание информационного образа компании и бренда.
3. Проведение аудита в Рublic Relatiоns
3.1 Цели, методы и виды исследований в Рublic Relatiоns
Исследования в Рublic Relatiоns призваны, во-первых, предоставить максимум информации для проведения РR-кампании, и во-вторых, разработать механизмы детальной оценки достигнутых в ходе РR-кампании результатов. Более подробно эти цели можно сформулировать следующим образом:
Сбор базы данных о том, каково отношение различных целевых аудиторий к организации, ее деятельности, товарам и услугам. Это базовое исследование должно включать:
определение иерархии целевых аудиторий по их важности и значению для организации (выяснение, с какими трудностями, связанными с ее деятельностью и производимыми товарами и услугами, может столкнуться организация);
выделение важных существующих и потенциальных проблем в области РR.
Оценка изменений отношения людей к организации после проведенной РR-кампании для проверки ее эффективности. Такие изменения могут проявляться в улучшении репутации организации, принятии целевой аудиторией ее точки зрения на происходящие события или просто в повышении продаж товаров и услуг.
Анализ уже имеющихся данных по различным проблемам с целью выявления скрытых тенденций, точек зрения, мотивов поведения, которые могут оказать серьезное влияние на развитие организации в будущем.
Исследование в Рublic Relatiоns должно быть не только описательным, например выяснение уровня известности торговой марки в различных целевых аудиториях. Оно должно объяснять мотивы поведения людей и их оценок происходящих событий. Ориентация на эти данные сделает РR-деятельность предельно конкретной и нацеленной на реальные результаты.
.2 Методы и средства исследования в Рublic Relatiоns
Стандартные средства исследований в РR (анкетные опросы, личные интервью, фокус-группы, мониторинг СМИ, коммуникационный аудит и др.) имеют свои особенности, но всех их объединяют следующие общие требования:
Исследование должно быть нацелено на определенную аудиторию. Например, опрос всего населения страны по проблеме улучшения инвестиционного климата вряд ли поможет организации выявить мотивы поведения крупных инвесторов, принимающих решения о солидных капиталовложениях.
Средство исследования должно обеспечить получение информации, соответствующей изучаемой теме. В случае с проблемой привлечения инвестиций идеальным средством исследования мнений инвесторов станет, например, экспертный опрос.
Результаты исследования не должны использоваться в качестве лишнего доказательства собственного видения проблем в области РR и своего плана РR-кампании. Они являются объективной исследовательской информацией.
Какими бы ни были цели исследования, в распоряжении РR-специалистов имеется несколько основных методов:
кабинетные исследования (контент-анализ СМИ, работа со статистическими справочниками, изучение уже проведенных исследований и др.) ;
полевые исследования (анкетные опросы, личные интервью, фокус-группы и др.) ;
коммуникационный аудит (работа по выяснению диспропорций между предполагаемыми и реальными отношениями между организацией и ее целевыми аудиториями) .
Коммуникационный аудит. Еще одним важным видом исследований в Рublic Relatiоns является коммуникационный аудит. Он призван помочь РR-менеджеру более четко соотнести между собой действия руководства и их цели, с одной стороны, и методы коммуникации, с помощью которых осуществляется промоушн этих действий и целей, с другой.
Коммуникационный аудит в основном используется для следующих целей: анализ отношений компании с ее целевыми аудиториями, клиентами, служащими; оценка читаемости основных средств коммуникации, например годового отчета или пресс-релиза. Он также часто устанавливает критерии оценки будущей РR-деятельности.
Коммуникационный аудит в основном используют для получения информации о том, как решить следующие проблемы:
затор информационных потоков;
ненахождение общего языка со служащими;
неровные коммуникационные усилия;
противоречивость имеющейся у общественности информации о компании.
Для проведения эффективного коммуникационного аудита необходимо, чтобы тот, кто его проводит, был знаком с целевой аудиторией, понимал ее отношение к компании или организации, был осведомлен о ее нуждах и заботах.
.3 Виды и процесс проведения репутационного аудита
Репутационный аудит включает в себя:
расширенное исследование восприятия компании-клиента средствами массовой информации и целевыми аудиториями с использованием методологии контент-анализа эффективности коммуникаций, а также экспертных опросов и фокус-групп;
разработка коммуникационной программы:
программа коммуникационных мероприятий под конкретные задачи, ограниченная во времени и содержащая четкий инструментарий;
. разработка коммуникационной стратегии:
широкомасштабная и долгосрочная стратегия достижения главнейших коммуникационных целей клиента в рамках его РR-потребностей;
Психологический портрет:
-совокупность характерологических, темпераментологических особенностей, индивидуальных личностных свойств и характеристик человека на основе анализа текстов и их последующей экспертной оценки.
Репутационный аудит компании позволяет:
lПолучить общую картину восприятия компании внутренними и внешними целевыми аудиториями;
lОпределить уровень влиятельности и известности компании, уровень интереса и доверия к ней;
lОпределить образ компании, сформированный средствами массовой информации;
lУстановить позитивные и негативные моменты в репутации компании;
lВыявить коммуникационные разрывы между компанией и целевыми аудиториями и оценить пробелы в позиционировании компании;
lПолучить информацию для стратегического планирования и управления коммуникациями.
Для решения указанных задач проводится контент-анализ материалов СМИ, фокус-группы, экспертные интервью с представителями власти, силовых структур, бизнеса, СМИ, акционерами, партнерами, членами общественных и политических организаций, профессиональных ассоциаций. На основе полученных результатов мы формируем развернутые аналитические отчеты и вырабатываем рекомендации по организации работы с целевыми аудиториями и внутрикорпоративной политике компании.
По выбору клиента проводится внешний, внутренний репутационный аудит или исследование репутации конкретного лица: руководителя компании, представителей топ-менеджмента.
Внешний репутационный аудит:
lАнализ степени представленности компании в средствах массовой информации;
lОценка образа компании, сформированного средствами массовой информации;
lОценка степени информированности целевых аудиторий о деятельности компании и определение основных каналов этого информирования;
lОценка степени понимания целевыми аудиториями целей и задач компании;
lОпределение степени осведомленности и оценки целевыми аудиториями социальной активности компании.
Внутренний репутационный аудит:
lОпределение степени понимания сотрудниками целей и задач компании;
lОпределение степени осведомленности и оценки сотрудниками деятельности компании;
lОценка сотрудниками внутренней информационной политики компании;
lОценка сотрудниками внутрикорпоративного климата;
lОпределение степени удовлетворенности сотрудников условиями труда;
lАнализ отношения сотрудников к руководству компании, составление рейтингов популярности руководства компании;
lВыявление неформальных лидеров коллектива;
lВыявление основных проблем, возникающих в процессе адаптации новых сотрудников.
Репутационный аудит персоны:
lАнализ степени представленности персоны в средствах массовой информации.
lОценка имиджа данной персоны в средствах массовой информации.
lОценка степени информированности разных целевых аудиторий (власть, бизнес, др.) об имидже и деятельности указанной персоны.
lВыявление специфики и особенностей восприятия имиджа персоны разными целевыми аудиториями;
lОценка целевыми аудиториями образа данного лица как руководителя;
lОценка места, роли и значимости персоны в экономической и политической жизни региона.
lОценка взаимоотношений персоны с представителями органов власти и бизнеса.
lОценка личностных качеств персоны (характер, манера поведения и общения, стиль речи, внешний вид) .
lАнализ факторов риска для имиджа и репутации персоны.
Заключение
Кадровый аудит - независимая (внешняя) оценка кадрового ресурса предприятия. Он может являться как составной частью оценки системы управления в целом (локальный аудит кадров) , так и самостоятельной процедурой, направленной на оценку системы управления персоналом, оценку кадров. В зависимости от конкретных потребностей организации кадровый аудит может осуществляться как в расширенном варианте ("максимальном") - необходимом для разработки рекомендаций по оптимизации системы управления человеческими ресурсами, для решения стратегических задач, так и в сокращенном ("минимальном") - достаточном для характеристики кадрового состава, для решения оперативных, локальных задач.
Кадровый аудит обладает особыми возможностями и средствами, которые позволяют обнаружить слабые звенья в управлении персоналом, объективно оценить кадровый потенциал и эффективность его использования.
Аудит РR-коммуникаций является новым, набирающим свои обороты процессом.
Самые известные мировые компании достигли своих высот в первую очередь благодаря тому, что они первыми осознали простую истину: хорошая репутация, сильный бренд, следование философии социально ответственного бизнеса конвертируются в капитал. Эффективные коммуникации - важнейший инструмент формирования позитивной деловой репутации компании.
Список литературы
1.Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Курс лекций.-М.: ИКФ "ЭКМОС", 2002.
.Базаров Т.Ю. Управление персоналом,2002.
3.Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство.- М., 1999.
4.Внутренний коммуникационный аудит, журнал "Управление человеческим потенциалом"№ 1,2007
.Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности.- М., 2002.
.Кастельс Мануэль. Информационная эпоха.-М., 2000.
.Капферер Ж.-Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности совремнного брэндинга.- М., 2001
8.Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2000.
9.Конецкая В.П. Социология коммуникаций.-М., 1997.
10.Новакова О., Данильчева Д. Основные принципы и стандарты оцеки эффективности РR-технологий,2004.
11.Ольшевский А. "Антикризисный РR и консалтинг" - СПб.: Издательский дом "Питер", 2003
.Олейник И.В., Лапшов А.Б. "Плюс/Минус" Репутация. Российский опыт репутационного менеджмента.-М., 2003.
.Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. "Аудит и контроллинг персонала",2001г.
14.Почепцов Г. "Коммуникативные технологии двадцатого века" - М.: Издательство "Рефл-бук", 2000.
15.Сайтэл Фр. Современный паблик рилейшнз. -М., 2002.
16.Статья "Пятна на солнце",автор Татьяна Здобнова, "Компания",Москва,2007.