Цели и задачи типологической классификации языков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,18 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цели и задачи типологической классификации языков

Содержание:

Введение

Глава 1. Принципы типологического языкознания

.1 Структура слова в языках мира как основа морфологической классификации

.2 Контенсивный аспект классификации

Глава 2. Развитие типологической классификации языков в лингвистике

.1 Классификация языков в учениях В.Гумбольдта, А. Шлейхера, А.В и Ф.В. фон Шлегель

.2 Типология языков, предложенная Э.Сепиром

.3 Типологическая классификация по Дж. Гринбергу

.4 Контенсивная типология языков в трудах М. Мещанинова, Г.Климова и Г. Мельникова

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

На земном шаре по приблизительным подсчетам имеется свыше двух с половиной тысяч языков; трудность определения количества языков связана, прежде всего, с тем, что во многих случаях из-за недостаточной изученности неясно, что это - самостоятельный язык или же диалект какого-либо языка.

Предпринимались различные попытки их систематизации и классификации. В науке 19 в. прочно утвердился исторический (генетический) подход к языку, но одновременно развивалось и типологическое языкознание (братья Фридрих Вильгельм фон Шлегель и Август фон Шлегель, Вильгельм фон Гумбольдт, Август Шлайхер и др.), поднявшееся в 20 в. на новую ступень (Эдвард Сепир, Джозеф Гринберг, Соломон Давидович Кацнельсон и др.).

Типологическая классификация ставит перед собой две цели: в наиболее обобщенном виде свести все многообразие языков к ограниченному количеству языковых типов и дать целостное представление о структуре любого отдельно взятого языка. Последнее возможно лишь тогда, когда классификация носит характер цельносистемной, то есть охватывает максимальное количество языковых уровней.

На сегодняшний день приняты две основные типологические классификации - морфологическая и контенсивная. Первая из них рассматривает «техническую» сторону языковой структуры: относительное количество аффиксов в языке, степень спаянности морфем в слове и семантическую загруженность аффиксов. Разработка этой классификации началась в первом десятилетии XIX века (Ф. Шлегель), затем последовало разделение языков на изолирующие, агглютинативные и флективные (в современной терминологии; А. В. Шлегель), выделение инкорпорирующих языков (В. фон Гумбольдт), работы А. Шлейхера и Х. Штейнталя (50-60-е годы), Ф.Ф. Фортунатова (рубеж XIX-XX веков), Фр.Н. Финка (первая треть ХХ века.

Содержательно ориентированные (контенсивные) типологические исследования в основном появляются в 30-40-х гг. ХХ века в СССР, хотя предпосылки к этому появляются уже с XIX столетия (выделение эргативных языков, обособление номинативных). Среди исследований ХХ века нужно отметить работы И.И. Мещанинова, Г.А. Климова Г.Мельникова.

Эти учения сформировали ряд понятий, на основе которых и создана типологическая классификация. Это: морфологический тип языка: языки фузионные, агглютинирующие, изолирующие, инкорпорирующие; аналитический и синтетический строй языков; синтаксический тип языка: языки номинативного и эргативного строя; языковые универсалии.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить особенности языковых типов в рамках типологической классификации, на основе которых можно дать целостное представление о структуре любого отдельно взятого языка. Последнее возможно лишь тогда, когда классификация носит характер цельносистемной, то есть охватывает максимальное количество языковых уровней.

В работе поставлены следующие задачи:

. Дать понятие типологической классификации, ее составляющих: морфологической и контенсивной теорий;

. Рассмотреть становление типологической классификации от В. Фон Гумбольдта до Г.Мельникова.

Объектом данного исследования является типологическая классификация языков, а предметом - общее языкознание.

Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, библиографического списка и приложений.

При анализе языкового материала были использованы следующие методы: описательный и семантико-стилистический метод, который состоит в выяснении значения языкового средства с опорой на словари.

Глава 1. Принципы типологического языкознания

1.1     Структура слова в языках мира как основа морфологической классификации

В морфологической классификации типологические свойства любого языка наиболее полно выявляются в сфере слова. Именно слово определяется как грамматически законченная единица языка, способная к отдельному синтаксическому употреблению. Это отмечал Дж Гринберг в своих работах: «В качестве основы для классификации было найдено нечто, имеющее кардинальное значение для всесторонней общей характеристики языка, а именно морфологическая структура слова...»

Сравнивая формы склонения, например, русского языка стол (стол - стола - столу - стол - столом - столе) с тем, как ведет себя» соответствующее слово во французском языке (la table), нельзя не заметить, что это последнее подобных форм изменения не имеет. Когда нужно передать отношение данного слова к другим словам, на сцену выступают предлоги: de la table «стола», a la table «на стол». Само слово la table никаких падежных флексий не имеет, так как французский язык падежей имени не имеет. К французскому языку очень близок в этом отношении английский, который хотя и различает два падежа (общий и родительный саксонский), но в целом можно сказать, что для английского языка флексии не характерны.

Языки, в которых отношение между словами в предложении выражается прежде всего флексиями, обычно называются флективными (синтетическими), а языки, в которых эти же отношения передаются прежде всего предлогами и порядком слов - аналитическими. Таким образом русский язык оказывается флективным (синтетическим), а французский и английский - аналитическими.

При всем значении подобного разграничения его нельзя ни преувеличивать, ни абсолютизировать. Практически не существует «чисто» флективных языков, ни языков «чисто» аналитических. Во флективных языках наблюдается немало аналитических тенденций, подобно тому как в языках аналитических флексии имеют не последнее значение. Во французском языке флексии почти полностью вытесненные з сферы имени, продолжают играть видную роль в системе глаголов, в английском языке флексия может дифференцировать, например, времена.

Несмотря на эти постоянные осложнения, разделение языков на флективные и аналитические все же сохраняет научное значение. Это разделение основывается на той или иной преобладающей языковой тенденции, характерной для морфологической структуры слова.

Выше названная классификация обычно относится лишь к индоевропейской семье языков.

Но морфологическая классификация языков становится значительно сложнее, когда она опирается не только на одну языковую семью (хотя бы такую большую, как индоевропейскую), а на все языки мира. В этом случае обычно устанавливаются следующие типы языков: корневые (или изолирующие), агглютинативные (или агглютинирующие) и флективные. Иногда к данной классификации прибавляют еще языки инкорпорирующие (или полисинтетические).

В корневых языках слово обычно равняется корню, а отношения между словами передаются, прежде всего, синтетически (порядком слов, служебными словами, ритмом, интонацией). К корневым языкам относится, например, китайский.

Структура слова в агглютинативных языках характеризуется большим количеством особых «прилеп» (аффиксов), обычно прибавляемых к неизменяемой основе слова (отсюда и название этих языков от латинского agglutinare «склеивать», то есть языки, в которых аффиксы как бы приклеиваются к основе слова).

Примером агглютинативного языка может служить турецкий язык. Вот пример своеобразного наращивания аффиксов в турецком языке. «sev» -люби, «sevmek» - любить «sevmeksizin» - не любя, «sevismeksizin» - не любя друг друга, «sevdirmeksizin» - не заставляяя любить, «sevisdirmeksizin» - не заставляяя любить друг друга. Во всех случаях основа sev остается без изменений. На основу нанизываются своеобразные аффиксы «прилепы», каждый из которых имеет только одно, строго определенное значение. Они располагаются в порядке, определенным принципом: от аффиксов с более широким значением к аффиксам с более частным и менее широким смыслом.

Аффиксы агглютинативного языка не могут выражать сразу несколько значений, что обычно наблюдается в окончаниях флективных языках. В «говорю» флексия у передает одновременно и категорию лица - 1, и категорию времени (настоящее), и категорию наклонения (изъявительное), и категорию числа (единственное).

Следует также отметить подвижность аффиксов в агглютинативных языках. Аффиксы легко отрываются от основы, а в образующееся пространство могут проникать поясняющие слова. Подобные явления не наблюдаются в языках флективных.

Для флективных языков характерно:1)широкое использование самых разнообразных флексий; 2) полифункциональность аффиксов, которые приобретают различные значения (ноги - окончание и обозначает множественное число и именительный падеж); 3) крепкая спаянность всех морфем в слове, не позволяющая им сравнительно свободно передвигаться внутри слова, как в языках агглютинативных. 4) вместе с тем аффиксы могут занимать различное положение по отношению к корню, выступая то в виде суффиксов, то в виде префиксов, то в виде инфиксов.5)слово выдвигается как своеобразная автономная единица, сама несущая сама несущая в себе соответствующие показатели своего отношения к другим словам в словосочетании или предложении).

Если такие морфологические типы языков, как корневые, агглютинативные и флективные, устанавливались на основе анализа, прежде всего, структуры слова, то инкорпорирующие языки определяются по синтетическим признакам, на основе анализа предложения.

Особенность этих языков состоит в способности объединять в одной грамматической форме несколько основ, выражающих различные понятия. Одно слово-комплекс может включать в себя два, три, даже больше основ. Приведем пример из полисентетического языка, например, языка североамериканских индейцев - чунук. Предложению Я пришел, чтобы отдать ей это соответствует только одно слово i-n-i-a-l-u-d-am. Это единое слово, с одним ударением, состоит из корневого элемента d - «давать», шести функциальных различных префиксальных элементов и одного суффикса: i указывает на только что прошедшее время, n передает местоименный объект, i - местоименный объект «это», a - местоименный объект «ее», l предложный элемент, u показатель движения прочь от говорящего, что же касается суффикса am, то он уточняет пространственное значение глагола.

Таким образом, то, что в индоевропейских языках выражается в системе целого предложения, в языках инкорпорирующих (полисинтетических) может передаваться с помощью только одного слова. Субъектно-объектные отношения индоевропейского предложения как бы «вчленяются», входят в состав одного слова в подобных языках. Отсюда и название данных языков полисинтетические, то есть «многообъединяющие», или инкорпорирующие, то есть «вчленяющие».

Из понятия инкорпорирующих языков при изучении языков банту и кавказских языков развилось «новое учение о языке», которое открыло путь стадиальной типологии.

.2 Контенсивный аспект классификации

Современная лингвистика, опираясь на достижения основоположников типологического языкознания, т.е. прежде всего на Гумбольдта, Сепира, Шлегелей, рассматривает языки через понятия стадиальной классификации языковых типов. Хотя она и не должна расцениваться как отрицающая полезность традиционной Гумбольдтовой «морфологической» классификации или как использующая такие дополнительные классификационные основания, природа которых не имеет ничего общего с основаниями «морфологической» классификации.

Для подчеркивания же именно принципиального различия этих оснований один из ведущих типологов современности Георгий Андреевич Климов, характеризуя особенности сравниваемых классификаций, стадиальную называет «контенсивной», т.е. опирающейся на учет самых существенных, содержательных классификационных признаков, тогда как классификационные признаки известных «морфологических классов» языков считает «формальными», дающими представления лишь о некоторых внешних, технических особенностях языкового строя <#"513057.files/image001.gif">Тюрко-татарские, монгольский, венгерскийПереходные виды


Аа(аА)+А1 -аналитический строй

Тибетский

флектирующие     Семитские, индоевропейские (древние)

Наиболее развитые виды



  Индоевропейские (новые)

Выветривание и стирание форм в период упадка




Таблица 2

Классификация языков Э.Сепира

Основной тип

II

III

IY

Техника

Степень синтезирования

Языки

А (Простые чисто-реляционные языки)


-

а

Изолирующий

Аналитический

Китайский, аннамский

-

a,b

Изолирующий (слабо агглютинативный)

Аналитический

Эве(Гвинея)


(b)

-

a,b,c

Агглютинативный (слегка агглютннативно -фузионный)

Аналитический

Совр. тибетский

В (Сложные чисто-реляционные языки)

b,d

-

a

Агглютинативно-изолирующий

Аналитический

Полинезийские


b

-

а.(b)

Агглютинативно-изолирующий

Полисинтетический

Хайда


с

-

а

Фузионно - изолирующий

Аналитический

Кхмерской


b

-

b

Агглютинативный

Синтетический

Турецкий


b,d

(b)

b

Агглютинативный (чуть символический)

Полисинтетический

Яна (Сев. Калифорния)


с.d (b)

-

a,b

Фузионно - агглютинативный символический

Синтетический (слегка)

Класс, тибетский


b

-

с

Агглютинативно-фузионный

Синтетический (слегка полисинтетический)

Сну


с

-

c

Фузионный

Синтетический

Салина (Ю.-З. Калифорния)


d, с

(d)

d,c,a

Символический

Аналитический

Шиллук (Верх.Нил)

С (Простые смешанно-реляционные языки)

(b)

b

 

Синтетический

Банту


(с)

с.(d)

a

Фузионный

Аналитический (слегка синтетический)

Французский

D(Сложные смешанно-реляционные языки)

b,c,d

b

b

Агглютинативный (чуть символический)

Полисинтетический

Нутка (остр Ванкувер)


с,(d)

B

-

Фузионно - агглютинативный

Полисинтетический (слегка)

Чинук (ниж. теч. р. Колумбии)


c,(d)

c,(d),(b)

-

Фузионный

Полисинтетический

Алгонкинские


с

с,d

A

Фузионный

Аналитический

Английский


с.d

с.d

-

Фузионный (чуть символический)

Синтетический

Латинский, греческий, санскрит


с.b,d

с,d

(а)

Фузионный (чуть символический)

Синтетический

Такелма (Ю.-З.Орегон)


c,b,d

с,d

(а)

Символико-фузионный

Синтетический

Семитские (арабский, древнееврейский)


Похожие работы на - Цели и задачи типологической классификации языков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!