Пути повышения эффективности выработки и реализации решений подразделениях МЧС России (на примере главного управления МЧС России по Челябинской области)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    225,31 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути повышения эффективности выработки и реализации решений подразделениях МЧС России (на примере главного управления МЧС России по Челябинской области)

Оглавление

Введение

Глава 1. Общие положения о эффективности выработки и реализации решений в государственном управлении

1.1 Понятие управление и управленческое решение

1.2 Классификация управленческих решений

1.3 Процесс принятия управленческих решений

1.4 Методы принятия управленческих решений

а) Методы ситуационного анализа:

б) Методы моделирования:

Глава 2. Анализ эффективности выработки и реализации решений в Главном Управлении МЧС России по Челябинской области

2.1 Характеристика выработки и реализации решений в Главном Управлении МЧС России по Челябинской области

2.2 Рекомендации по совершенствованию выработки и реализации решений в Главном Управлении МЧС России по Челябинской области

ASUS 22» VH222H

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение


В наши дни трудно представить себе государственный орган, которому не приходилось бы принимать управленческое решение. Количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным государственным органом обусловило широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку автоматизированных систем управления, что потребовало создания нового математического аппарата и экономико-математических методов.

Во всех сферах жизни управление играет огромную роль. Любая государственная организация нуждается в рациональном и эффективном управлении.

Принятие решений, так же как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления государственным органом существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном, динамично развивающимся мире всё большее значение придают изучению государственного управления, вследствие чего появляется потребность в изучении основ принятия управленческих решений.

Объект исследования - Главное Управление МЧС по Челябинской области.

Предмет исследования - деятельность по выработки и реализации решений в подразделениях Главного Управления МЧС по Челябинской области.

Цель работы - на основе анализа проблем деятельность по выработки и реализации решений в подразделениях Главного Управления МЧС по Челябинской области предложить рекомендации по их устранению.

Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих исследовательских задач:

. дать понятие управление и управленческое решение;

. классифицировать управленческие решения;

. рассмотреть процесс принятия управленческих решений;

. проанализировать методы принятия управленческих решений;

. охарактеризовать выработку и реализацию решений в Главном Управлении МЧС России по Челябинской области;

. предложить рекомендации по совершенствованию выработки и реализации решений в Главном Управлении МЧС России по Челябинской области.

В процессе исследования использовался общенаучный (диалектический) метод познания, а также частнонаучные и специальные методы исследования, проведенные как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне (метод системного анализа, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, от общего к частному, нормативно-логический, сравнительно-правовой и системно-правовой методы).

Цели и задачи определили структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Практическая значимость данной работы обуславливается наличием практических рекомендаций по решению выявленных проблем в деятельности Главного Управления МЧС России по Челябинской области.

 

Глава 1. Общие положения о эффективности выработки и реализации решений в государственном управлении


1.1 Понятие управление и управленческое решение


Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.

На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.

И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Стремительно росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей.

Под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью перевода объекта в качественно новое состояние. Субъект - управляющие звено организации. Объект - человек, группа людей, технических средств.

Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений.

Она занимает одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений.

Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений.

Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов управления: подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения - центральный элемент управления и организации.

Принятие решений - это функция руководителя любого уровня, в его подготовке принимают участие сотрудники данной и смежных организаций, возможно, специалисты консультационных организаций. Свою управленческую деятельность руководитель реализует через решения, поэтому они являются его основной «продукцией». Принятие решений - это задача для руководителя, решаемая в процессе управления. В связи с этим знание технологии, методов принятия решений является необходимым элементом профессиональной квалификации руководителя.

Принятие эффективных решений руководителями любого ранга - одно из наиболее важных условий успешного развития организации, ее выживания в конкурентной борьбе, успешной адаптации к изменениям внешней среды.

Управленческое решение - это сознательный выбор одной наилучшей (оптимальной, наиболее предпочтительной) альтернативы <#"513054.files/image001.gif">

Рис. 2. Сущность управленческих решений

Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия на людей с целью согласования их деятельности. Чтобы успешно воздействовать на подчиненных, руководитель должен четко представлять их интересы и потребности, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги, неформальную структуру рабочих групп. Социальная сущность управленческого решения проявляется в цели.

Экономическая сущность управленческого решения заключается в том, что для разработки и реализации любого решения требуются финансовые, материальные, временные и иные затраты. Каждое управленческое решение имеет реальную стоимость. Эффективные и качественные решения должны принести организации доход, а ошибочные приводят к убыткам.

Организационная сущность состоит в том, что в процессе разработки и реализации управленческого решения участвуют работники организации. Для организации эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать должностные инструкции и положения, наделить сотрудников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, обеспечить систему контроля, предоставить необходимые ресурсы и технические средства, постоянно координировать работу.

Правовая сущность управленческого решения проявляется в точном соблюдении правовых норм при подготовке и реализации. Нарушение законодательства в процессе разработки и реализации управленческого решения может привести к его отмене, а также быть предметом рассмотрения в суде. Чтобы избежать подобных ситуаций, во многих организациях проводятся правовые экспертизы управленческого решения.

Технологическая сущность управленческого решения заключается в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационно-коммуникационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решения. Иногда разработчики недостаточно четко представляют себе объект, на который направлено решение, или используют устаревшую, недостоверную или неполную информацию.

К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

1) всестороннюю обоснованность решения;

2) своевременность;

3) оптимальность и гибкость;

4) достаточную компетентность руководителей, принимающих управленческое решение;

5) согласованность с принятыми ранее решениями.

         Принятие УР требует высокого уровня профессионализма и наличия, определенных социально-психологических качеств личности, чем обладают не все специалисты, имеющие профессиональное образование, а всего лишь 5-10% из них.

Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решения, выступают современные средства оргтехники, включая вычислительные сети. Это требует высокого уровня культуры в области математики и программирования, технологии использования технических средств. Однако процесс принятия решения, выбора конкретного варианта всегда будет иметь творческий характер, и зависеть от конкретной личности.

1.2 Классификация управленческих решений


В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице 1.

Таблица 1

Kлассификационный признак

Тип решения

1. Содержание

Социальные, экономические, технические, политические, военные и др.

2. Содержательно-функциональный

Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др.

3. Лица, принимающие решения

Индивидуальное; Групповое.

4. Управленческая ситуация

5. Степень неопределенности (полноты информации)

Решения в условиях определенности; Решения в условиях риска (вероятностной определенности); Решения в условиях неопределенности (частичной или полной).

6. Направленность

На решение внешних проблем; На решение внутренних проблем.

7. Число целей

Одноцелевые; Многоцелевые.

8. Степень охвата и влияния (срок действия)

Стратегические (долгосрочные); Тактические (среднесрочные); Оперативные (текущие).

9. По возможности программирования

Программируемые; Непрограммируемые.

10. Возможность формализации

Полностью формализуемые; Частично формализуемые; Неформализуемые.

11. Обязательность выполнения

Директивные; Рекомендательные.

12. Важность

Важные; Маловажные.

13. Уровень управления

Государственные; Региональные; Решения на уровне отдельных организаций; Решения внутри организаций.

14. Уровень творчества

Рутинные; Творческие.

15. Степень повторяемости

Периодически повторяющиеся; Не периодические; Уникальные.

16. Функции управления

Плановые; Организационные; Мотивационные; Контрольные.

17. Форма

Письменные; Устные; На электронных носителях.

18. Срочность

Срочные; Несрочные.

19. Подход к принятию решения

Интуитивные; Основанные на суждении; Рациональные.


Внешние решения касаются выбора альтернатив, направленных на реализацию целей установления деловых отношений с юридическими и физическими лицами, входящими в состав внешней среды организации. Возможности исполнения таких решений в основном определяются внешними факторами, оценками и суждениями.

В качестве примера таких решений можно назвать выбор банка-партнера, строительной организации, торгового посредника и т.п.

В области управления большинство решений относятся к категории внутренних решений, то есть решений, реализация которых в рамках имеющихся ресурсов, определяется внутриорганизационными факторами.

По признаку количества целей различают одноцелевые и многоцелевые (комплексные) решения. Если цели описаны формализовано, в виде целевых функций, то одноцелевые решения называют однокритериальными, а многоцелевые - многокритериальными. Реальные управленческие решения, как правило, являются многоцелевыми.

Стратегические решения прежде всего связаны с разработкой стратегических документов (концепций, планов, целевых программ). Такие решения ориентированы на достаточно длительную перспективу (не менее 3 - 5 лет).

Тактические решения направлены на детализацию стратегических решений на относительно коротком (среднесрочном и более кратком) интервале времени с точки зрения выбора способов, методов реализации стратегических решений.

Оперативные решения непосредственно воздействуют на процесс реализации стратегических и тактических решений. Оперативные решения определяют содержание текущей деятельности организации, лежат в основе оперативно-календарных планов и действий по их реализации.

Программируемые решения направлены на решение сильно структурированных, как правило, стандартных проблем. Они являются результатом реализации определенных шагов или действий. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и исходя из прежнего опыта используется апробированный алгоритм принятия решений. К программируемым решениям могут быть отнесены определенные типы рутинных решений. Если при принятии программируемых решений используются математические методы, то их также можно отнести к формализованным решениям.

Непрограммируемые решения принимаются в ситуациях, которые в определенной мере являются новыми, слабо структурированными, предполагают учет неизвестных факторов. Для таких решений практически невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов по принятию решения. Такие решения могут содержать достаточно много вариантов решений. Они плохо поддаются формализации. К числу таких решений относятся творческие, уникальные решения.

Принятие решения может выполняться как формализованным, так и неформализованным путем. В первом случае речь идет о решениях в высокой мере структурированных задач на основе достаточно четких алгоритмов, когда при обосновании рассматриваемых решений используются формальные средства - математические методы и вычислительная техника. Во втором случае решения выбираются преимущественно на основе мышления лица, принимающего решение и специалистов, т. е. неформальным образом.      Частично формализуемые решения в большей мере отражают реальную практику принятия управленческих решений. Например, для обработки данных эвристического происхождения используются математические методы.

Рутинные решения практически не предполагают использования творческого потенциала руководителя, применения специальных методов обоснования решений. Примером таких решений являются решения о найме и увольнении, при обосновании которых руководствуются четкими законами и правилами, критериями, характеризующими соответствие кандидатов определенным требованиям. Многие такие решения носят стандартный характер.

Творческие решения основываются на нетрадиционных подходах, инновациях, на умении нестандартно взглянуть на возникшую проблему. Для таких решений обычно заранее не известны все имеющиеся альтернативы, невозможно использовать прежний опыт. Творческий подход используется при выборе направлений развития организации, разработке стратегических планов, различных комплексных программ, принятии уникальных решений.

Интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение при принятии решения не использует определенные методы, не проводит сознательную оценку вариантов решений. Интуитивное решение основывается на так называемом шестом чувстве или озарении.

Решения, основанные на суждениях - такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очевидна. Решение, основанное на суждении - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях раньше, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Рациональные решения принимаются исходя из строгой логики процесса поиска решения, основываются на использовании научных методов.

Классификация видов решений по перечисленным признакам приводит к различным комбинациям видов решений. Например, некоторое конкретное решение может быть классифицировано как решение в условиях неопределенности, стратегическое, плановое, групповое и многоцелевое.

1.3 Процесс принятия управленческих решений


Процесс принятия управленческого решения - это преобразование исходной информации (информации состояния) в выходную информацию (информацию управления - приказ).

Процесс принятия решений является сложной итерационной процедурой.

Рис. 3. Структурная схема процесса принятия решений

Рациональное решение проблем. Решение проблем, как и управление - процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающем из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Поэтому, хотя процесс решения проблемы можно представить как пятиэтапный, фактическое число этапов определяется самой проблемой.

Рис. 4. Этапы решения проблемы

.        Диагностика проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы - её определение. Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эффективности какого-либо подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением.

.        Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений.

В дополнении к идентификации ограничений, руководителю необходимо определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

.        Определение альтернатив. Следующий этап - формулирование набора альтернативных решений проблемы. Руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего нескольких альтернатив, которые представляются наиболее желательными.

.        Оценка альтернатив. При их выявлении необходима определенная предварительная оценка. При оценке решений руководитель определяет достоинства и недостатки каждого из них, и возможные общие последствия

.        Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т. е. принять решение сравнительно просто. Руководитель просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором. В данном случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

.        Реализация. Как подчеркивает Харрисон: "Реальная ценность решений становится очевидной только после его осуществления ". Процесс решения проблемы не заканчивается выбором альтернативы. Простой выбор направления действий имеет малую ценность для организации. Для разрешения проблемы или для извлечения выгоды из имеющейся возможности решения должно быть реализовано. Уровень эффективности осуществления решения повысится, если оно будет признано теми, кого оно затрагивает.

.        Обратная связь. Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого решения и начинающейся после того, как решение начало действовать, является установление обратной связи. По Харрисону: "Система отслеживания и контроля необходима для обеспечения согласования фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь - т. е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения - позволяет руководителю скорректировать его, пока организации не нанесено значительного ущерба. Оценка решения руководством выполняется, прежде всего, с помощью функции контроля.

1.4 Методы принятия управленческих решений


В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может использовать различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных решений. Большинство методов имеет универсальный характер, однако их группировка осуществлена на основании многолетних исследований и направлена на систематизацию совокупности методов, для упрощения их изучения, а также для удобства их практического применения.

. Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и формулировки ограничений и критериев:

 

а) Методы ситуационного анализа:

·        Кейс-метод - пошаговый разбор ситуаций. Применяется для анализа управленческих ситуаций. Отличается простотой и эффективностью.

·        «Мозговая атака» - анализ ситуации путем генерации идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.

·        Двухтуровое анкетирование - установление влияющих факторов путем индивидуальной работы специалистов. Относится к числу универсальных методов ситуационного анализа.

·        Факторный анализ - получение аналитической зависимости, отражающей степень влияния факторов и изменения их значений на плановые или фактические показатели, характеризующие ситуацию. Применяется для оценки ожидаемых изменений ситуации при тех или иных ожидаемых изменениях факторов.

 

б) Методы моделирования:

·        Модели теории игр - оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов. Применяется для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы.

·        Модели теории массового обслуживания - определение оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Применяется в условиях, когда для принятия решения требуется оценить оптимальное число каналов обслуживания, которые необходимо иметь для сбалансирования издержек в случаях чрезмерно малого и чрезмерно большого их количества.

·        Модели управления запасами - определение времени размещения заказов на ресурсы и их количества, а также массы готовой продукции на складах.

·        Экономический анализ - оценка финансово-экономического состояния предприятия. Используется в условиях доступности и достоверности бухгалтерской отчетности.

. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив:

·        Морфологический анализ - получение новых решений путем составления комбинаций элементов морфологической модели (матрицы). Применяется для генерации альтернатив решений в условиях определения класса средств для выполнения заданных функций, а также параметров объекта.

·        Методы ассоциаций и аналогий - выявление новых идей.

·        Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота - подведение к решению проблемы с помощью наводящих вопросов. Могут применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы.

·        Синектика - поиск нужного решения благодаря преодолению психологической инерции, состоящей в стремлении решить проблему традиционным путем. Применяется для активизации творчества, позволяет выйти за рамки какого-то конкретного образа.

. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив:

·        Методы многокритериальной оценки - оценка и сравнение альтернатив по нескольким критериям.

·        Методы экспертной оценки - построение экспертом рациональной процедуры интуитивно-логического анализа в сочетании с количественной оценкой и обработкой результатов.

·        Фактографические методы - прогнозирование на основании фактической информации о прошлом и настоящем развитии объекта.

·        Комбинированные методы - прогнозирование на основе экспертной и фактографической информации. Применяются для решения проблем широкого профиля (от формализуемых до неформализуемых).

. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения и оценки результата:

·        Функционально-стоимостный анализ - выявление зон дисбаланса между функциями объекта и затратами на них. Обладает высокой практической полезностью.

·        Метод цепных подстановок - последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на функцию.

·        Причинно-следственный анализ - определение иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действие, устраняющее проблему.

 

Глава 2. Анализ эффективности выработки и реализации решений в Главном Управлении МЧС России по Челябинской области


2.1 Характеристика выработки и реализации решений в Главном Управлении МЧС России по Челябинской области


Основными задачами подразделений Главного управления МЧС России по Челябинской области являются защита населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, обеспечение противопожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В марте 2010 года все силы и средства чрезвычайного ведомства Южного Урала сдали экзамен на профессиональную пригодность по выполнению возложенных на них столь серьёзных функций и полномочий: Челябинская область была проинспектирована комиссией Центрального аппарата МЧС России.

Главное управление МЧС России по Челябинской области это организация, деятельность которой направлена на защиту населения и территорий Челябинской области от различного рода чрезвычайных ситуаций. Оно работает в соответствии с федеральным законодательством. При этом его деятельность основывается на разграничении полномочий Федерального центра, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

История Главного управления берет свое начало 1 января 1950 года, когда в соответствии с распоряжением Совета Министров Союза ССР от 23 сентября 1949 года № 14974 РС и на основании приказов Министерства внутренних дел Союза ССР от 16 ноября 1949 года была создана система МПВО в Челябинской области.

Первым начальником МПВО области с 1 января 1950 г. был назначен начальник УВД области генерал-майор Захаров А. И.

В 1955 году был создан штаб МПВО области. Первым начальником штаба был назначен полковник Перепич Г. Ф. В июле 1961 года МПВО была преобразована в гражданскую оборону и утверждена ее организационная структура. В 1962 году создан штаб ГО Челябинской области. Первым начальником штаба ГО с 26.04.1962 года назначен майор Черепанов А. П.

В девяностые годы доктрина гражданской обороны по защите территорий и населения страны от оружия массового поражения претерпевает значительные изменения. На ГО возложена задача защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в мирное время.

декабря 1990 года постановлением Совета Министров Российской Федерации №606 образуется Российский корпус спасателей с правами Государственного комитета РФ, что стало первым шагом к созданию в последующем МЧС России.

ноября 1991 года издан Указ Президента Российской федерации о создании на базе Российского корпуса спасателей Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). 18 апреля 1992 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 261 о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

июля 1997 года на базе областного штаба гражданской обороны было создано Главное управление по делам ГО и ЧС области, с 1 января 2005 года Главное управление МЧС России по Челябинской области.

Основная задача Главного управления МЧС России по Челябинской области защита населения и территорий Челябинской области от различного рода чрезвычайных ситуаций.

Для этих целей в структуру Главного управления МЧС области входят управления девяти категорированных городов, четырех закрытых административно-территориальных образований, а также 186 подразделений противопожарной службы.

В работе Главного управления МЧС России по Челябинской области определеныприоритетные направления, главным из которых является оперативное реагирование сил и средств на любую возникшую опасность для населения области.

В настоящее время создана федеральная группировка сил для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности и других особо важных пожароопасных объектах. Но предстоит еще немало сделать для ее укрепления и развития. Перед Главным управлением стоит комплекс организационных задач по материально-техническому обеспечению пожарных и спасательных подразделений.

Второй год идет аттестация бойцов пожарных подразделений по квалификации спасатель. Для этого создана современная учебная база. В плановом режиме проводится дооснащение пожарных частей специальным оборудованием. Закупаются современные пожарно-спасательные автомобили, которые способны работать как в условиях пожара, так и при ликвидации аварий, связанных с техногенными факторами.

Еще одно приоритетное направление предупредительная и профилактическая работа с населением. В области организована система обучения людей мерам безопасного поведения в быту, на производстве, а также в условиях природной среды. Особое внимание Главное управление уделяет преподаванию основ безопасности в детских коллективах. С ребятами постоянно проводятся игровые занятия, соревнования в Школе безопасности, тематические встречи. Итогом многолетней работы с учащимися школ и воспитанниками дошкольных учреждений явилось значительное снижение пожаров по вине детей, их гибели и травматизма при возникновении различного рода ЧС.

Главный итог работы службы в целом стабилизация обстановки с чрезвычайными ситуациями и пожарами. Так, за девять месяцев 2011 года количество пожаров снижено на 11,2%, погибших и пострадавших в них людей на 6,3% и 7,7% соответственно. В ходе тушения пожаров и аварийно-спасательных работ было спасено свыше двух тысяч восьмисот человек и материальных ценностей на сумму более 898 млн. рублей.

Губернатором и Правительством области ежегодно выделяются финансовые средства для укрепления материально-технической базы противопожарной и спасательных служб. Только в прошлом году приобретены и поставлены в боевой расчет 29 автоцистерн, 7 автолестниц, 12 автомобилей первой помощи, 4 пожарные насосные станции и 4 рукавных автомобиля.

С каждым годом улучшаются условия несения боевого дежурства личным составом ГПС. Построено пожарное депо в Карталинском районе, открыто пожарное депо в санаторно-курортной зоне Чебаркульского района, продолжается строительство депо в г. Касли. В настоящее время завершено проектирование пожарного депо на Северо-Западе Челябинска.

Ведется работа по восстановлению добровольных пожарных формирований в сельских районах. К примеру, в сельские населенные пункты передано 20 пожарных автомобилей для организации боевого дежурства и защиты селян от огня. Кроме того, уделяется большое внимание вопросам обучения населения мерам пожарной безопасности. Для этого по инициативе пожарных подразделений и глав муниципальных образований на местах возрождаются институты инструкторов пожарной профилактики.

Большая работа проведена по оснащению подвижного пункта управления Губернатора Челябинской области, приобретены спутниковые телефоны системы Глобал Стар и Инмарсат, современная оргтехника, новые транспортные средства.

Развивается и укрепляется поисково-спасательная служба области. Время ее создания - 1993 год. Сейчас в ее штате 141 человек, из них 127 аттестованных спасателей. Первые отряды спасателей были сформированы в Челябинске и Златоусте, тогда в их штате числилось всего 22 человека. Позже, согласно областной целевой Программы поэтапного развития Челябинской областной поисково-спасательной службы на 2001-2005 годы, утвержденной Законодательным собранием, в 2001 году в структуре ПСС области были созданы отряды спасателей в Магнитогорске, Троицке и Миассе. В 2003 году созданы отряды в Кыштыме и Усть-Катаве. Сейчас поисково-спасательная служба области состоит из семи отрядов.

Кроме того, в области функционирует ряд муниципальных аварийно-спасательных формирований (в городах Челябинске, Озерске, Снежинске, поселке Локомотивный), спасатели которых имеют водолазную, парашютно-десантную, альпинистскую, спелеологическую, радиационно-химическую, медицинскую и противопожарную подготовку. Спасатели выезжают на помощь не только жителям нашей области, но и помогают соседям: например, курганцам во время наводнения, жителям Нефтегорска на о. Сахалин после землетрясения.

Указом Президента Российской Федерации с 2004 года в состав МЧС вошла Государственная инспекция по маломерным судам РФ, на которую возложены следующие задачи:

·              осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их использованием на водных объектах;

·              обеспечение безопасности людей на водных объектах.

В настоящее время в области создана и успешно функционирует единая дежурно-диспетчерская служба 01 (далее ЕДДС), что позволило повысить уровень оперативного реагирования средств и сил на различные чрезвычайные ситуации.

ЕДДС функционирует в следующих режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

При введении на территории Челябинской области чрезвычайного положения ЕДДС переводится в режим функционирования повышенной готовности с планомерным переходом в режим чрезвычайной ситуации, в зависимости от причин введения чрезвычайного положения.

В режиме повседневной деятельности ЕДСС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение пожаров и ЧС. В этом режиме ЕДСС "01" Челябинской области обеспечивает:

прием от населения, организаций, ДДС и ЕДДС "01" муниципальных образований Челябинской области сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС и пожаров, коммутацию телефонных вызовов, соответствующим оперативным и ДДС;

обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях (пожарах, ЧС) за сутки дежурства и представление соответствующих докладов по подчиненности, а также информирование УФСБ России по Челябинской области;

поддержание в готовности к применению программно-технических средств автоматизации, средств связи и оповещения;

внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию ЕДДС "01" Челябинской области на ЧС, происшествия и пожары.

В режиме повседневной деятельности проводятся учебные и тренировочные занятия с личным составом, с целью отработки их действий при переводе ЕДДС в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕДДС, диспетчерами ЕДДС незамедлительно передаются соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые диспетчера идентифицируют, как сообщения об угрозе или возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются дежурному офицеру главного управления по делам ГО и ЧС, а о пожарах - дежурному офицеру внутренней службы УГПС Челябинской области.

Введена в строй универсальная компьютерная система, которая позволяет выдавать наиболее исчерпывающую информацию об объекте, на котором произошла та или иная чрезвычайная ситуация.

Кроме того, в области функционирует Государственное учреждение Гражданская защита Челябинской области. Оно создано для обеспечения выполнения Главным управлением МЧС России по Челябинской области возложенных Губернатором задач, таких как:

·              выполнение мероприятий, необходимых для реализации полномочий органов исполнительной власти Челябинской области в сфере гражданской обороны;

·              организация и проведение подготовки и обучения населения способам защиты от чрезвычайных ситуаций;

·              осуществление мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.

Сегодня Главное управление МЧС России по Челябинской области является хорошо отлаженной структурой. Пожарные и спасатели готовы в любую минуту придти на помощь людям, попавшим в беду. Специалисты проводят консультационную и обучающую деятельность для населения, вооружая жителей области полезными знаниями по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

2.2 Рекомендации по совершенствованию выработки и реализации решений в Главном Управлении МЧС России по Челябинской области


Специалистами головного научного учреждения по проблемам пожарной безопасности - ФГУ ВНИИПО МЧС России - совместно с рядом профильных организаций уже разработан пульт оперативно-диспетчерской связи для пожарно-спасательных и аварийных служб (ПОДС ЕДДС «01»), предназначенный для оснащения ЕДДС на базе телефонного номера «01». Считаю, что Главное Управление МЧС по Челябинской области должен провести закупку этих пультов для увеличения оперативности принятия управленческих решений.

Далее произведем примерный расчет стоимости такого оборудования:

* 34 800 = 1 879 200 рублей

800 - средняя рыночная стоимость пульта оперативно-диспетчерскои связи для пожарно-спасательных и аварийных служб й (ПОДС ЕДДС «01»).

ПОДС ЕДДС «01» должна обеспечивать:

·      прием вызова с двухпроводной линии спецвызова «01» с функцией «АОН» выдачу информации на пульт;

·              прием вызова с двухпроводных линий ГАТС, МБ, четырехпроводной линии ТЧ, с цифровой линии и переадресация его на любого абонента пульта;

·              переадресацию принятого вызова на профильного диспетчера одним нажатием одной клавиши с одновременным удержанием соединения;

·              голосовое автоинформирование внешнего абонента фиксированным голосовым сообщением в соответствии с выбранной переадрсацией (для каждой кнопки должно быть свое сообщение);

·              возможность подключения стационарных радиостанций в качестве абонент пульта с обеспечением возможностей любой коммутации проводных и радиоабонентов;

·              прием телефонных сообщений на две телефонные трубки как по каналу специальной телефонной связи «01», так и по прямым (некоммутируемыми) линиями связи, в том числе от полевых индукторных аппаратов МБ;

·              подключение через специальные разъемы дополнительного телефонного аппарата к каналам оперативной связи и каналам специальной телефонной связи «01»;

·              подключение внешнего громкоговорителя при разговоре с поднятой трубкой (для оперативных нужд);

·              переадресацию телефонов (основного и дополнительного) на канале специальной телефонной связи «01» в режим простых телефонных аппаратов при пропадании основного электропитания;

·              циркулярную передачу сообщения оператора группе внутренних абонентов;

·              автоматическую запись и архивирование переговоров по входным линиям и радиоканалу (цифровая запись 4, 8, 16, 32 каналов);

·              систему оповещения личного состава по заранее подготовленным спискам оповещения абонентов (по общему списку, по группе частных списков, по подготовленным ранее сценариям, а также по отдельным абонентам из базы данных);

·              прием-передачу информационных данных;

·              исходящие вызовы по двухпроводным линиям ГАТС, МБ, четырехпроводной линии ТЧ, цифровой линии от любого абонента пульта;

·              подключение оператора к занятому каналу;

·              подключение двухпроводных удаленных (до 25 км) аналоговых абонентов (других диспетчерских служб);

·              управление системой громкоговорящего оповещения;

·              управление системами силовых устройств типа: светофор, табло «Выезд», «Метео» и др.;

·              возможность работы в ведомственной сети связи в едином номерном пространстве;

·              максимальное количество коммутируемых линий - 192.

Определим возможные финансовые выгоды, связанные с экономией рабочего времени сотрудников МЧС по Челябинской области связанные с внедрением ПОДС ЕДДС «01».- число диспетчеров;- доля времени затрачиваемого на одну операцию;- средняя зарплата в месяц

Итого, выгода = N*T*Z

При штате в 7 сотрудников, 20% времени, средняя заработная плата 15 900 рублей

Выгода=7*0,2*15 900 = 22 260 рублей в месяц.

Очевидно, что для повышения производительности труда необходимо увеличивать время на творческую часть работы и сокращать рутинную.

Для того чтобы рассчитать рост производительности труда , необходимо вычислить производительность труда  «до» и «после» проведения мероприятий по внедрением ПОДС ЕДДС «01»:

                 (1)

Производительность труда определяют через показатели оценки автоматизации по формуле:

,                      (2)

где - фондоотдача автоматов (программы);

- автоматизированность труда.

,                             (3)

где - стоимость работы

- стоимость автоматизации.

,                            (4)

где - объём работы;

- стоимость одной операции, равна 50 рублям.

                                 (5)

Произведём расчёт первоначальной производительности труда , имеющейся до проведения мероприятий по внедрению внедрением ПОДС ЕДДС «01»:

 (руб.)

(ед.)

/ 5 = 141672,4 (руб/чел.)

,777 * 141672,4 = 676769,05 (ед.)

Таким образом, первоначальная производительность труда составляет 676769,05 единиц, при фондоотдаче в 4,777 единиц и автоматизированности труда в 141672,4 рублей на человека.

Для расчёта производительности труда , прогнозируемой после внедрения ПОДС ЕДДС «01» также воспользуемся формулой :

/ 3 = 236120,6 (руб./чел.)

,777 * 236120,6 = 1127948,1 (ед.)

Соответственно, прогнозируемая производительность труда составит 1127948,1 единиц.

Расчёта роста производительности труда произведём по формуле (4):

(1127948,1-676769,05) * 100 / 676769,05) = 66,7 %

Далее мы приведем расчет затрат необходимых для приобретения компьютеров в Главное Управление МЧС по Челябинской области.

Таблица 2

Расчет стоимости одного компьютера в Главное Управление МЧС по Челябинской области

 №

Наименование

Стоимость (руб.) за единицу

1.

Процессор

Процессор Intel Celeron Dual-Core E3200 2, 4ГГц, S775(1Mb), 800МГц, Tray

1 583,37

2.

Материнская плата

ASUSTeK P5KPL EPU, S775, (G31), ATX, 4xDDR2, 4xSATA2, PCI-Ex16, Sound, GLAN

2 411,04

3.

DVD-ROM

DVD±R/ RW NEC AD-7243S-0B black, SATA, OEM

1 043,58

4.

Память

Память DDR2 Kingston 4Gb 800MHz PC6400 (KVR800D2N6K2/ 4G)

3 555,51

5.

Жесткий диск

Seagate (ST9300603SS), 300Gb, SAS, 10000 rpm, 2.5»

5 649,74

6.

корпус

Tower In-Win EAR-007 black-silver, ATX, 450W, USB

7.

Клавиатура

Logitech Deluxe 250, Black, PS/ 2 (967642-0112)

359,86

8.

Мышь

Logitech LS1 black laser, USB (910-000864)

618,50

9.

Монитор

ASUS 22» VH222H

7670


Итого:

24 834, 82

Принтер. HP (Hewlett-Packard) r LaserJet CP2025

8 042

Сетевой кабель

560

ИТОГО:

33 436,82


Таким образом, на обновление 54 компьютеров, работающих без модернизации в Главном Управлении МЧС по Челябинской области с 2003 года, необходимо будет затратить:

436,82*54 = 1805588 рубля 28 копеек.

Таким образом, внедрение современной системы внедрением ПОДС ЕДДС «01» является необходимым условием для перехода на качественно новый уровень принятия решений в Главном управлении МЧС по Челябинской области.

управленческое решение оперативность

Заключение


Основными задачами подразделений Главного управления МЧС России по Челябинской области являются защита населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, обеспечение противопожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. В марте 2010 года все силы и средства чрезвычайного ведомства Южного Урала сдали экзамен на профессиональную пригодность по выполнению возложенных на них столь серьёзных функций и полномочий: Челябинская область была проинспектирована комиссией Центрального аппарата МЧС России.

Главное управление МЧС России по Челябинской области это организация, деятельность которой направлена на защиту населения и территорий Челябинской области от различного рода чрезвычайных ситуаций. Оно работает в соответствии с федеральным законодательством. При этом его деятельность основывается на разграничении полномочий Федерального центра, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В работе Главного управления МЧС России по Челябинской области определены приоритетные направления, главным из которых является оперативное реагирование сил и средств на любую возникшую опасность для населения области.

В настоящее время создана федеральная группировка сил для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности и других особо важных пожароопасных объектах. Но предстоит еще немало сделать для ее укрепления и развития. Перед Главным управлением стоит комплекс организационных задач по материально-техническому обеспечению пожарных и спасательных подразделений.

Главный итог работы службы в целом стабилизация обстановки с чрезвычайными ситуациями и пожарами. Так, за девять месяцев 2011 года количество пожаров снижено на 11,2%, погибших и пострадавших в них людей на 6,3% и 7,7% соответственно. В ходе тушения пожаров и аварийно-спасательных работ было спасено свыше двух тысяч восьмисот человек и материальных ценностей на сумму более 898 млн. рублей.

Губернатором и Правительством области ежегодно выделяются финансовые средства для укрепления материально-технической базы противопожарной и спасательных служб. Только в прошлом году приобретены и поставлены в боевой расчет 29 автоцистерн, 7 автолестниц, 12 автомобилей первой помощи, 4 пожарные насосные станции и 4 рукавных автомобиля.

В настоящее время в области создана и успешно функционирует единая дежурно-диспетчерская служба 01 (далее ЕДДС), что позволило повысить уровень оперативного реагирования средств и сил на различные чрезвычайные ситуации.

ЕДДС функционирует в следующих режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.

При введении на территории Челябинской области чрезвычайного положения ЕДДС переводится в режим функционирования повышенной готовности с планомерным переходом в режим чрезвычайной ситуации, в зависимости от причин введения чрезвычайного положения.

В работе, для увеличения эффективности принимаемых решений сотрудниками МЧС, предложено приобрести оборудование ПОДС ЕДДС "01". Приведен расчет стоимости такого оборудования. Внедрение его в Главное управление МЧС по Челябинской области составит 1 879 200 рублей

В работе определены финансовые выгоды, связанные с экономией рабочего времени сотрудников МЧС по Челябинской области связанные с внедрением ПОДС ЕДДС "01", которые составили 66,7 %

В работе предложено приобрести новые компьютеры в Главное Управление МЧС по Челябинской области, которые не обновлялись с 2003 года, на сумму - 1805588 рубля 28 копеек.

 

Список использованных источников и литературы


1. Нормативно-правовые акты

.       Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2.       О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ (ред. от 29 декабря 2010) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 24.

.        О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности: Указ Президента РФ от 09 ноября 2001 N 1309 (ред. от 08 мая 2005) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 46. Ст. 4348; Собрание законодательства РФ. 2005. № 19. Ст. 1787.

.        По вопросу создания единых дежурно-диспетчерских служб в городах Российской Федерации: Поручения Правительства Российской Федерации от 16 июля 1998 г. БН-П4-20705 // Документ опубликован не был.

2. Литература

.       Андрушкив Б.М., Кузьмин О.Е., Основы менеджмента, Львов: «Світ», 1995. 244с.

.       Вертакова Ю., Управленческие решения: разработка и выбор: Учебное пособие, М.: «КНОРУС», 2005, 352 с.;

7.       Голубков Е. П., Технология принятия управленческих решений, М.: «Дело», 2005, 544 с.;

.        Голубков Е.П., Какое принять решение?, М.: «Экономика», 1990. 485с;

.        Карданская Н.Л., Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие, М.: Русская деловая литература, 1998. 574с.;

10.   Лебедев О.Т., Основы менеджмента, Санкт-Петербург, ИД «МиМ», 1997. с. 78.

11.     Любимова Н.Г., Менеджмент - путь к успеху, М., 1992. с. 346.

.        Положение о ЕДДС "01" Челябинской области// Архив ЕДДС.

13.     Саак А.Э. <http://www.piter.com/publish/authors/24152/0/>, Тюшняков В.Н., <http://www.piter.com/publish/authors/24596/0/> Разработка управленческого решения: Учебник для вузов <http://www.piter.com/book.phtml?978546901673>, С.-П., 2007, с. 7

14.   Травин В., Подготовка и реализация управленческих решений, М.: «Дело», 2005, 80 с.;

15.   Юкаева В.С., Управленческие решения: Учебное пособие, М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2002.

3. Интернет источники

16.     Федеральная торговая сеть САНРАЙЗ SUNRISE URL: <http://www.sunrise.ru/> (дата обращения 15.09.2011 г.).

.        Официальный сайт Главного Управления МЧС России по Челябинской области - <http://74.mchs.gov.ru/>

.        Оснащение пожрано спасательных служб оборудованием. URL: <http://www.comkas.ru/> (дата обращения 15.09.2011 г.).

Похожие работы на - Пути повышения эффективности выработки и реализации решений подразделениях МЧС России (на примере главного управления МЧС России по Челябинской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!