, художественное оформление, облагораживание, одухотворение разных материалов, вещей, процессов и т. д., а также - творение искусственных, эстетически и художественно значимых, форм и смыслов, создание произведений искусства. В-третьих, художественная культура выявляется в функционировании художественных ценностей, ведущем к облагораживанию, одухотворению людей, взаимодействующих с ними. Художественная культура тесно связана не только с эстетической, но и со всеми другими сторонами и сферами культуры. И, как и вообще культура, реализуется она не абстрактно, а в конкретных условиях, по-разному, в разной мере, на разных уровнях. Есть по-разному и в разной степени эстетически и художественно культурные люди и их группы.
Структура художественной культуры
Многочисленные археологические и этнографические материалы убедительно доказывают, что человек всегда стремился образно выразить свои состояния и отношения с окружением. Поэтому первые образные представления человека об окружающем мире появились еще в глубокой древности. Формы его образного выражения в ходе культурного развития приобретали все более сложные системные качества, позволяющие воссоздавать жизнь в ее целостности и многообразии проявлений. Художественное мышление, художественный образ и художественный метод - основные элементы составляющие определение художественной культуры.
Художественное мышление - это особая разновидность мышления человека, вид интеллектуальной деятельности, проявляющийся в образно-чувственном постижении мира, в органическом синтезировании результатов действия рационального и эмоционального механизмов воображения.
Художественный образ рассматривается как результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира, на основе чувственно-практической деятельности человека. Первоосновой художественного образа является эмоциональность, а его содержание - это единство субъективного и объективного, в котором отражаются существенные стороны действительности. Под понятием художественный метод обычно подразумевают исторически обусловленный тип образного мышления и фиксации образного материала.
Искусство - это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. То есть искусство - это, прежде всего, творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Бытие искусства - это и процесс, и результат творческого освоения мира. Искусство - это особый род познавательной деятельности, который связан со спецификой взаимоотношений между субъектом и объектом в процессе познания. В искусстве субъект (автор) и объект (произведение искусства) представляют собой целостное образование, причем благодаря именно авторскому началу произведения искусства представляет собой нечто уникальное и неповторимое, в нем выражено авторское видение, авторское понимание той или иной проблемы, выраженное в художественно-образной форме.
Искусство как феномен художественной культуры подразделяется на ряд видов, каждый из которых обладает своим специфическим художественным языком, своей знаковой системой. К основным видам искусства относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет, архитектура. Наиболее распространенно разделение всех искусств на три класса: пространственные, временные и пространственно-временные.
Пространственные искусства
Любое произведение искусства создается, существует и предстает перед восприятием прежде всего как определенная материальная конструкция - сопряжение звуков, объемов, цветовых линий, слов, движений, то есть предметов и явлений, имеющих пространственную, временную или пространственно-временную характеристику. Материально-конструктивная сторона художественного произведения - это его фундаментальная основа, условие реального существования и одновременно чувственно-воспринимаемый облик. Именно материально-конструктивная сторона произведения служит основным критерием отнесения произведения к категории пространственных. Произведение архитектуры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, живописи, графики создаются в трехмерном или двухмерном пространстве, и поэтому они относятся к пространственным видам. Благодаря своей предметной природе пространственные искусства глубоко укоренились в художественной культуре и существуют в ней как способ создания пространственной среды для жизни и деятельности людей.
Наслаждаться одновременностью - главная способность пространственных искусств, которые, меняя свои позиции в культуре, свое место среди других искусств, постоянно реализуют свои функции формирования культурного пространства и зримого выражения духовной сути разнообразных локальных культур. В связи с этим пластические искусства дают возможность современному человеку познакомиться с подлинными художественными культурами любой из ушедших эпох.
Временные искусства
Существенной особенностью всякого искусства является воплощение живого единства мыслей и чувств человека. Временные искусства материализуют духовную деятельность человека: 1) с помощью слова (устного или письменного); 2) с помощью внесловесных звуковых сочетаний, извлекаемых разнообразными инструментами; 3) с помощью сливающихся воедино словесных и звукоинтонационных средств.
Многозначность языка в художественном контексте, его иносказательность, метафоричность, способность вызвать разнообразные ассоциации позволяют создавать художественные образы самого разного масштаба: от отдельных предметов до панорамы исторических событий и мира в целом. Поскольку словесные образы лишены конкретной наглядности, условны и невещественны, в восприятии художественных произведений огромную роль играет фантазия и воображение.
Пространственно-временные искусства ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет определять их также как зрелищные искусства. Зрелищные искусства предназначены что-либо представлять, то есть обнаруживать себя, выражать собой что-нибудь. Это и составляет их суть.
Данная группа искусств образует особую подсистему художественной культуры, постоянно обогащающуюся все новыми и новыми видами художественного синтеза.
Функции искусства
Место и роль художественной культуры и искусства определяется теми функциями, которые они в нем выполняет. К наиболее значимым из них относят познавательную, аксиологическую, коммуникативную, воспитательную, семиотическую, эвристическую, эстетическую, прогностическую, гедонистическую. В любом художественном произведении в той или иной степени присутствуют почти все из них. Еще в античной Греции древние мыслители обращали внимание на то, что искусство обладает особой способностью гармонизировать внутренний мир человека, формировать определенные нравственные качества личности. Аристотелем было разработано учение о катарсисе, которое включало в себя представление о способности искусства к очищению человеческой души посредством «подобных аффектов». Особое внимание Аристотель уделял роли трагедии, ее способности вызывать катарсис. Именно благодаря трагедии, показывающей тяжелые испытания, выпавшие на долю героев по воле рока, в душе зрителя рождалось чувство сопереживания по отношению к герою, «влекомому силой судьбы». Благодаря этому сопереживанию происходило как бы очищение его души, гармонизация нравственных качеств. Именно эта способность искусства оценивается как одна из наиболее важных социальных функций искусства - воспитательная функция.
Воспитательная функция искусства служит не только передаче необходимых в педагогическом процессе знаний, моральных норм и ценностей, но и чувств, позволяющих придавать передаваемой информации эмоциональную окраску.
Познавательная функция заключается в том, что через произведения художественной культуры человек не только получает знания, но и осваивает мир во всем многообразии его сторон.
Коммуникативная функция проявляется в том, что произведения искусства служат общению между людьми, обмену их мыслями, чувствами.
Эстетическая функция направлена на приобщение человека к прекрасному, на формирование его эстетического сознания и художественного вкуса.
Гедонистическая (дающая эмоциональное наслаждение) функция находит свое проявление при обращении к искусству как средству развлечения и отдыха.
Прогностическая функция (предвосхищения, предсказания) искусства присуща произведением художественной культуры, поскольку своим содержанием часто преодолевают границы известного и отражают извечное стремление человека заглянуть в будущее, дают варианты этого будущего, основываясь только на интуиции авторов, а не научных выводах.
Особенности художественной культуры
художественная культура искусство
Понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. Искусство - центральный и системообразующий элемент художественной культуры. В художественную культуры включены три основных элемента, обеспечивающих ее функционирование: производство, распределение и потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей - произведений искусства.
Взаимодействие этих элементов художественной культуры носит конкретно-исторических характер, определяется особенностями развития общества и многими другими причинами. От соотношения и взаимодействия составных элементов художественной культуры зависит возможность формирования творческой личности, востребованность (или невостребованность) произведения, созданного творцом, соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначению и искусства.
Художественно-творческая деятельность, появилась в глубокой древности. Все остальные элементы художественной культуры возникали постепенно на разных этапах развития человечества. Появление их было обусловлено многими причинами: развитием общества и его потребностями, развитием самого искусства, возникновения в нем новых видов и форм, необходимостью создания условий для творческой деятельности, собирания и хранения произведений искусства, расширением возможностей для потребления художественных ценностей, необходимостью осмысления и изучения искусства.
Заключение
Произведения художественной культуры позволяют увидеть и понять мир человека, то, как люди пытались обрести гармонию с миром, найти в нем свое место. Во многом благодаря художественным ценностям стало возможным раздумье человечества над своим происхождением, своей сущностью и смыслом своего бытия. Художественная культура - это зафиксированный в произведениях искусства процесс «созидания образа мира в себе», познания нравственно-этических основ бытия, вечного поиска ответа на вопрос о смысле жизни.
Художественное произведение является носителем информации, понятным в реалиях времени той эпохи, когда оно создавалось. Часто временные реалии, воспринимаемые современниками как данность, утрачиваются, и произведение воспринимается лишь с эстетической точки зрения. Поэтому, для того чтобы правильно «прочесть» то или иное произведение искусства, необходима определенная историко-культурологическая подготовка.
Список использованной литературы
1. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа. - М.: Мысль, 1977. - С. 383.
. Мировая художественная культура: Учеб. Пособ./Колл.авт.: Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др., Под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Высш.шк., 2001. - С.767.
. Суздалев П.К. Врубель.Личность. Мировоззрение. Метод.- М.: 1984. - С. 216.
. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ, 1996. - Гл. III.
. Садохин А.П. Мировая художественная культура: учебник для студентов вузов/ А.П.Садохин. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - С. 495.: илл.
6. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С.368.
. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.: Искусство, 1976. - С. 61.
9. <http://www.gumer.>ru