Исследование деятельности института опеки и попечительства в России
ОГЛАВЛЕНИЕ
опека
попечительство правовой
Введение
Глава 1.
Опека и попечительство, как правовой институт
.1 Опека и
попечительство - понятие, правовая характеристика
.2 Зарождение
и возникновение института опеки и попечительства
Глава 2.
Организационно-правовое регулирование органов опеки и попечительства
.1 Понятие,
значение и цели опеки и попечительства
.2 Лица,
назначаемые опекунами и попечителями. Права и обязанности опекунов и
попечителей
.3
Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 3.
Сравнительно-практический анализ деятельности органов опеки и попечительства в
ХМАО-ЮГРЕ
.1
Организационно-правовые основы деятельности органов опеки и попечительства в
ХМАО-Югре
.2
Сравнительно-практический анализ деятельности органов опеки и попечительства в
некоторых муниципальных образованиях округа и в целом по ХМАО-Югре
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
В представленной дипломной работе проводится комплексный анализ института
опеки и попечительства и практики его применения в РФ.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Актуальность
выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время на рассмотрении в
Государственной Думе находится проект закона о Ювенальной юстиции. Изменения в
организации и правовом регулировании деятельности органов опеки и
попечительства в РФ в случае принятия этого законопроекта весьма существенны.
Значимость исследования представленной темы в связи с принятием закона
«Об опеки и попечительстве в РФ» в 2008 году и в связи с внесением изменений
после его принятия в ряд законов огромна. В ряде регионов страны органы
местного самоуправления, в структуру которых входит опека и попечительство
сталкиваются с проблемами, сущность и пути решения которых будут представлены в
главах работы.
Предметом выпускной квалификационной работы является анализ деятельности
института опеки и попечительства в России. Предметная направленность
исследования определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы,
нормативно-правовых источников, судебной практики и авторских исследований.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные
отношения в сфере опеки и попечительства, регулирующие норму российского
законодательства.
Задачи выпускной квалификационной работы. Исходя из поставленной цели
задачами выпускной квалификационной работы являются:
1) ознакомиться с вехами исторического развития института опеки и
попечительства в России;
) определить структуру правового регулирования деятельности органов опеки
и попечительства в РФ;
) дать оценку существующим на сегодняшний день государственным формам
устройства детей, оставшихся без попечения родителей и выявить современные и
приоритетные направления в существующих на сегодняшний день формах устройства
несовершеннолетних;
) провести сравнительно-практический анализ деятельности органов опеки и
попечительства в отдельном субъекте РФ (ХМАО-Югре) путем практического и
теоретического изучения работы данных органов в ряде муниципальных образований
и в округе в целом.
Теоретическая основа выпускной квалификационной работы. Теоретические
основы организационно-правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства
в РФ заложены в трудах таких известных в данной области правоведов, как: А.Г.
Гойхбарг, Е.Г.Азарова, А.Д. Джабраилова, О.А. Кабышев, И.М. Кузнецова, А.М.
Нечаева, К.И. Скловский, Л.Ю. Михеева, О.Ю. Косова, Р. Мурзин, Л. Шохина.
Исторические исследования данного вопроса освещены в работах М.Ф.
Владимирского-Буданова, О.И. Чистякова, А.А. Клишина и А.А. Шугаева, В.М.
Хвостова, А.Ф. Шебанова, Г.В. Згурского.
Социальный аспект исследования рассматривался в публикациях А.С.
Воронина, И. Дементьевой, В. Озерова.
Нормативно-правовую основу выпускной квалификационной работы образовали
Конституция Российской Федерации, акты международного права и другие
федеральные законы и развивающие их положения подзаконные нормативно-правовые
акты.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляет
совокупность научных приемов и методов исследования объективных явлений и
процессов, в частности, диалектический метод. В ходе исследования
использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Хронологические рамки исследования. В работе подробно освещается
современный период. Так же описаны вехи становления института опеки и
попечительства с даты первого упоминания об опеке в 879 году в Послании Рюрика.
Географические рамки исследования: Российская Федерация.
На защиту выпускной квалификационной работы выносятся следующие
теоретические положения:
. Институт опеки и попечительства направлен на обеспечение защиты
интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан в частноправовой
сфере. Цели назначения опеки и попечительства: содержание, воспитание,
образование детей, защита их прав и интересов.
2. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении
совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан
необходимо реализовывать:
посредством разработки и внедрению плановых мероприятий по контролю
деятельности органов опеки и попечительства в отношении недееспособных или не
полностью дееспособных граждан;
-
получением и анализом сведений о деятельности органов опеки и попечительства в
отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан
<#"512780.files/image001.gif">
В 2009 году прокуратурой автономного округа проведена проверка соблюдения
федерального законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки выявлены нарушения закона в
деятельности органов опеки и попечительства и организаций для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Так, проверкой установлено, что при
отсутствии контроля со стороны органов опеки и попечительства за сохранностью и
управлением имуществом детей, находящихся под опекой (попечительством) либо
помещенных под надзор в соответствующие организации, в ряде муниципальных
образований допущены факты неоплаты за коммунальные услуги и за пользование
жилыми помещениями, закрепленными за несовершеннолетними. В Березовском районе
за несовершеннолетними проживающими в Государственном образовательном
учреждении ХМАО-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, с отклонениями в развитии «Специальный (коррекционный) детский дом
«Березка» задолженность за коммунальные услуги перед МУП Саранпаульским ЖКХ
составляет 586 175 рублей. В Нефтеюганском районе в закрепленное за
несовершеннолетними жилое помещение незаконно, при отсутствии
правоустанавливающих документов, вселена гражданка, которая не оплачивала
коммунальные платежи, в результате образовалась задолженность в размере 41 905
рублей. Кроме того, допускаются факты существенных нарушений требований закона
и получения выпускниками детских домов жилых помещений, непригодных для
проживания. Так, в Сургутском районе выпускница ГОУ ХМАО-Югры для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Северяночка» после
выпуска из учреждения не смогла вернуться в закрепленное жилое помещение,
поскольку оно непригодно для проживания, так как требует капитального ремонта.
Факт нарушения закона стал основанием для обращения в суд прокурора Сургутского
района с исковым заявлением в интересах сироты об обязании администрации района
провести капитальный ремонт жилого помещения. Бездействие органов опеки и
попечительства, руководства организаций для детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, влечет за собой нарушение прав и законных интересов детей
этой категории. По результатам проверки органами прокуратуры округа внесено 12
представлений об устранении нарушений закона, в суды округа направлено 9
исковых заявлений в защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Ход рассмотрения актов прокурорского
реагирования находится на контроле прокуратуры округа. Завершая четвертую
главу, хочется подвести итоги по сравнительно-практическому анализу деятельности
органов опеки и попечительства в ХМАО-Югре. В результате проведенного
исследования мы выяснили, что работа органов опеки и попечительства в целом по
округу удовлетворительная. Но так же можно сказать, что наиболее часто
возникающие ситуации по ущемлению прав опекаемых в сфере обеспечения жильем
происходят из-за недостаточного контроля за деятельностью этих органов.
Опасения, вызванные результатами проведенного исследования в сфере контроля за
деятельностью органов опеки и попечительства обусловлены еще и тем, что в
настоящее время уже в двух чтениях в Государственной Думе принимается закон о
ювенальной юстиции. Органы опеки и попечительства в случае принятия этого
законопроекта значительно расширят свои полномочия, что в условиях
недостаточного контроля за ними просто недопустимо. Так, ювеналы подготовили
проект федерального закона № 198484-5 «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения гарантий прав
детей на надлежащее воспитание», внесённый депутатами Государственной Думы
Мизулиной Е.Б., Морозовым О.В., Герасимовой Н.В., Исаевым А.К., Ивлиевым Г.П.,
Васильевым В.А., Плигиным В.Н. и Борзовой О.Г. Данный законопроект предусматривает
введение таких понятий, как «воспитание» и «ненадлежащее воспитание». Вместе с
тем, в законопроекте не предусмотрено никакой ответственности должностных лиц
государственных органов и организаций в случае необоснованного привлечения
родителей и иных лиц к ответственности, предусмотренной законопроектом. Такое
положение делает указанные органы безнаказанными и создаёт условия для
коррупции. Другое предложение - проект федерального закона № 143212-4 «О
внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации», внесённый
депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, К.Ж. Давлетовой, Н.А. Останиной,
А.А. Сизовым, Т.А. Фральцовой, А.Н. Хайруллиным предлагает принять ускоренный
порядок рассмотрения судами дел о лишении родительских прав (до истечения месяца
со дня поступления заявления) (пункт 1 законопроекта). Такое положение позволит
рассматривать в судах дела о лишении родительских прав в ускоренном порядке, не
обеспечивающем надлежащей предварительной подготовки к слушанию дела,
требование об обязательном проведении которой установлено в статье 147
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В пункте 2
законопроекта предлагается при решении вопроса об ограничении родительских прав
производить органами опеки и попечительства по месту жительства родителей
(одного из них) обследование условий жизни и поведения родителей (одного из
них), ограниченных судом в родительских правах. Пунктом 3 законопроекта
предлагается обязать органы опеки попечительства при участии в деле о лишении
родительских прав предъявлять в суд в интересах ребенка требования:
о компенсации ребенку морального вреда и возмещении имущественного вреда,
причиненного действиями или бездействием родителей;
о выселении родителей (одного из них), лишенных родительских прав, из жилого
помещения в случае, предусмотренном жилищным законодательством (согласно части
2 статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, лишённые
родительских прав, могут быть выселены из жилого помещения без предоставления
другого жилого помещения);
о временном отобрании ребенка у родителей (одного из них) до разрешения
спора судом в связи с угрозой причинения вреда физическому и психическому
здоровью ребенка, его нравственному развитию и о передаче ребенка на попечение
органа опеки и попечительства;
иные требования в случаях, если того требуют интересы ребенка.
На основании вышеизложенного необходимо усилить контроль за органами
опеки и попечительства. В рамках работы над выпускной квалификационной работой
нами разработан проект Положения об общественном инспекторе по охране прав
детства в г. Нижневартовске. (Приложение А). Данное положение позволило бы: 1.
Содействовать в работе органа опеки и попечительства по защите прав и интересов
несовершеннолетних, проживающих на территории г. Нижневартовска. 2. Более
эффективно взаимодействовать с образовательными, медицинскими учреждениями,
учреждениями социальной защиты, отделом внутренних дел по г. Нижневартовску и
другими государственными и общественными организациями в пределах своих
полномочий. 3. Выявлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и своевременно сообщать сведения о них в орган опеки и
попечительства. 4. Проводить профилактическую работу с семьями и детьми,
находящимися в социально опасном положении, осуществляя при этом связь с
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделением по делам
несовершеннолетних ОВД г. Нижневартовска. 5. Выявлять лиц, желающих
принять несовершеннолетнего на воспитание в свою семью и сообщать о них в орган
опеки и попечительства. 6. Оказывать необходимую психолого-педагогической
помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. 7. Совместно с органом
опеки и попечительства вести учет и контроль за воспитанием, обучением,
состоянием здоровья, организацией досуга, материальным содержанием опекаемых
(подопечных) детей, находящихся в данном образовательном учреждении, и передача
сведений о них при переходе опекаемых (подопечных) детей в другое
образовательное учреждение.
. Территориальному отделу Росздравнадзора для осуществления своих
контролирующих функций своевременно и в полном объеме получать информацию о
деятельности органа опеки и попечительства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы нами проведен анализ литературы по теме
исследования; раскрыто понятие опеки и попечительства, выявлены особенности
правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства. В
представленной выпускной квалификационной работе на защиту были вынесены
следующие теоретические положения: 1. Институт опеки и попечительства направлен
на обеспечение защиты интересов недееспособных и ограниченно дееспособных
граждан в частно-правовой сфере. Цели назначения опеки и попечительства:
содержание, воспитание, образование детей, защита их прав и интересов. Наше
исследование показало, что Статьей 7 Конституции Российской Федерации
установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. В послании Президента России Федеральному собранию
Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. глава государства Д.А.Медведев
подчеркнул: «Свободное развитие людей и их социальная защита всегда будут
приоритетом государственной политики. Будут нашей главной заботой. Будут целью
развития нашего общества». В настоящее время в стране реализуется комплекс мер,
направленных на защиту прав и интересов граждан, в том числе лиц, признанных
судом недееспособными или не полностью дееспособными. Таким образом, одним из
важнейших направлений государственной политики является организация опеки и
попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
Вместе с тем установлено, что деятельность органов опеки и попечительства не
служит эффективным способом защиты имущественных и жилищных прав
несовершеннолетних. Органы опеки и попечительства необоснованно запрещают
отчуждение жилых помещений, ставят трудновыполнимые условия перед законными
представителями при совершении сделок с недвижимостью. Не существует критериев
оценки их решений, не определены принципы деятельности, ответственность и т.д.
Законодательная база рассредоточена по нормативным актам разных отраслей
(гражданского, семейного, административного) и уровней законодательства
(федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления).
Неопределенность деятельности органов опеки и попечительства порождает почву
для злоупотреблений со стороны органов опеки, провоцирует взятки. По нашему
мнению, устранение контроля со стороны органов опеки и попечительства за
сделками с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние,
обладающие правом пользования ими, не решает проблем в их деятельности.
Полагаем, что целесообразно на законодательном уровне принять меры,
направленные на изменение структуры и порядка деятельности органов опеки и
попечительства, четко определить права и обязанности этих органов, принципы
деятельности, положения об ответственности. 2. Следующим теоретическим
положением, вынесенным на защиту является то, что Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. №1059 «О внесении изменений в
положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской
Федерации и положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития» установлено, что с 1 января 2009 г. контроль за
деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних
недееспособных или не полностью дееспособных граждан осуществляет Федеральная
служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. На основании
проведенного исследования можно говорить о том, что контроль за деятельностью
органов опеки и попечительства не всегда выполняется надлежащим образом. По
результатам проведенной работы мы полагаем следующее: принимая во внимание, что
деятельность по осуществлению опеки и попечительства связана с надлежащим
обеспечением интересов особой категории лиц, не способных в соответствии с
законом в полной мере самостоятельно реализовать свои права и интересы, органам
опеки и попечительства необходимо принять следующие меры:
усилить работу по выявлению граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве;
обеспечить ведение банка данных обо всех совершеннолетних лицах,
признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
усилить надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также
организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные
граждане;
при проведении проверок обращать особое внимание на условия жизни
подопечных и сохранности имущества указанной категории граждан. Кроме того, в
субъектах Российской Федерации требуется формирование нормативной правовой
базы, необходимой для работы органов государственной власти субъектов
Российской Федерации по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в
отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных
граждан, а также определение структуры органов опеки и попечительства в
отношении этих граждан.
. И последним теоретическим положением, вынесенным на защиту явилось то,
что деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или)
опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи,
социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание
стать опекунами или попечителями, осуществляется во взаимодействии с другими
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальными
органами федеральных органов исполнительной власти. Федеральным законом от 24
апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» закреплен единый порядок
регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и
прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью
дееспособными гражданами, установлены полномочия органов опеки и
попечительства, а также регламентирована их деятельность. Во исполнение
действующего законодательства и подзаконных актов Российской Федерации, с
учетом положений, изложенных в письме Росздравнадзора от 31 марта 2009 г.
№03И-172/09, управлениями Федеральной службы по субъектам Российской Федерации
началось проведение мероприятий по контролю за деятельностью органов опеки и
попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных и не полностью
дееспособных граждан. В I полугодии 2009 г. территориальными управлениями
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
было проведено 65 проверок. Указанные проверки были проведены в 24 субъектах
Российской Федерации. Результаты анализа деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по рассматриваемому направлению показали,
что в большинстве субъектов Российской Федерации приняты и действуют
нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы опеки и попечительства,
обозначающие структуру органов опеки и попечительства в субъекте Российской
Федерации, а также определяющие орган исполнительной власти, на который
возложены полномочия по координации деятельности по опеке и попечительству в
отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных
граждан. В ходе проверок по субъектам Российской Федерации были
выявлены нарушения в ведении личных дел подопечных, отмечено отсутствие
информации о закрепленном имуществе за недееспособными гражданами, а также
отчетов опекунов и попечителей о расходе денежных средств подопечных
(Республика Хакасия, Ставропольский край, Курская, Нижегородская, Самарская,
Тамбовская области и др.). Действующая структура органов опеки и попечительства
определена в следующих субъектах Российской Федерации: в Краснодарском крае,
Магаданской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской,
Свердловской, Тверской, Томской, Тульской областях, Еврейской автономной
области и др. Структура органов опеки и попечительства не определена в
Республике Дагестан, Тыва и др. В Чеченской Республике органы опеки и
попечительства отсутствуют. Исследовав вышеуказанные проблемы Российского
законодательства в области организационно-правового регулирования деятельности
органов опеки и попечительства в РФ, предлагаем систематизировать разрозненную
на сегодняшний день законодательную базу, содержащую нормы, регулирующие
деятельность органов опеки и попечительства. В области более эффективной
организации деятельности этих органов предлагаем усилить контроль на местах за
соблюдением органами опеки и попечительства прав недееспособных и ограниченно
дееспособных граждан. Для осуществления более эффективной работы по реализации
прав детей нами разработан проект Положения об общественном инспекторе по
охране прав детства в г. Нижневартовске. (Приложение А). Данное положение
позволило бы: 1. Содействовать в работе органа опеки и попечительства по защите
прав и интересов несовершеннолетних, проживающих на территории г.
Нижневартовска. 2. Более эффективно взаимодействовать с образовательными,
медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты, отделом внутренних
дел по г. Нижневартовску и другими государственными и общественными
организациями в пределах своих полномочий. 3. Выявлять детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и своевременно сообщать сведения о них в
орган опеки и попечительства. 4. Проводить профилактическую работу с семьями и
детьми, находящимися в социально опасном положении, осуществляя при этом связь
с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделением по
делам несовершеннолетних ОВД г. Нижневартовска. 5. Выявлять лиц, желающих
принять несовершеннолетнего на воспитание в свою семью и сообщать о них в орган
опеки и попечительства. 6. Оказывать необходимую психолого-педагогической
помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. 7. Совместно с органом
опеки и попечительства вести учет и контроль за воспитанием, обучением,
состоянием здоровья, организацией досуга, материальным содержанием опекаемых
(подопечных) детей, находящихся в данном образовательном учреждении, и передача
сведений о них при переходе опекаемых (подопечных) детей в другое
образовательное учреждение. 8. Территориальному отделу Росздравнадзора для
осуществления своих контролирующих функций своевременно и в полном объеме
получать информацию о деятельности органа опеки и попечительства.
Таким образом, цель исследования, заключающаяся в осуществлении комплексного
анализа существующей законодательной базы Российской Федерации, регулирующей
организационно-правовую деятельность органов опеки и попечительства в целях
совершенствование теории, законодательства и правоприменительной деятельности в
данной области достигнута, задачи выполнены.