Эксплуатация и ремонт боевых машин

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Военная кафедра
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,66 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эксплуатация и ремонт боевых машин













Эксплуатация и ремонт боевых машин

1. Основы эксплуатации и ремонта боевых машин

Эксплуатация боевых машин представляет собой совокупность процессов использования, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Правильная эксплуатация машин заключается в использовании их по прямому назначению. В мирное время машины подразделяются на группы боевых и учебно-боевых машин. Для каждой группы машин установлены годовые нормы эксплуатации и порядок использования. Машины боевой группы большую часть времени содержатся на хранении и периодически используются в соответствии с планами боевой подготовки для проведения боевого слаживания подразделений и частей. Машины учебно-боевой группы предназначены для подготовки личного состава по вождению и стрельбе, слаживания подразделений и обеспечения занятий по технической подготовке.

Техническое обслуживание проводится как в процессе использования машин, так и во время их хранения. Исправной считается машина, полностью укомплектованная правильно собранными, установленными и нормально работающими агрегатами, узлами, механизмами, приборами и деталями, а также положенным вооружением, средствами связи и другим спецоборудованием и пригодная к использованию по назначению.

Хранение машин организуется с целью защиты их деталей от разрушающего воздействия окружающей среды в период, когда они не используются, и поддержания их в постоянной боевой готовности.

2. Прием и передача машин

В воинской части машина из одного подразделения в другое или при смене экипажа передается на основании приказа командира части. Прием машины начинается с проверки наличия и правильности оформления всей положенной индивидуальной документации, сличаются номера агрегатов на машине с записями в формуляре. После этого командир отделения вместе с механиком-водителем (водителем) и наводчиком-оператором (наводчиком пулемета) приступает к осмотру машины. При осмотре проверяются техническое состояние, окраска, укомплектованность ЗИП и заправка горючим, смазочными материалами и специальными жидкостями. Обязательно включается в работу подогреватель и пускается двигатель. Проверяются работоспособность и характеристики средств связи, системы наведения и другого специального оборудования. Исправность силовых агрегатов проверяется включением их в работу. При необходимости производится контрольный пробег машины.

Обнаруженные при приеме машины недостатки устраняются силами и средствами сдающего подразделения, а при замене членов экипажа - силами сдающего экипажа с привлечением специалистов ремонтного подразделения части.

Принятые машины вручаются экипажам и закрепляются за ними приказом командира части, который зачитывается всему личному составу. О принятии машины командир отделения, механик-водитель (водитель) и наводчик-оператор (наводчик пулемета) расписываются в формуляре, с этого момента они несут полную ответственность за машину.

3. Обязанности экипажа по содержанию машины в боевой готовности

Командир отделения несет полную ответственность за техническое состояние и боевую готовность закрепленной за ним машины.

Он обязан: постоянно поддерживать боевую готовность машины, в совершенстве знать ее устройство и правила эксплуатации; уметь водить машину, вести меткий огонь из всех видов оружия, имеющихся на ней, и правильно пользоваться средствами связи; систематически проверять исправность вооружения и средств связи, наличие и комплектность ЗИП и возимого табельного имущества; руководить работами по техническому обслуживанию и ремонту машины; добиваться безаварийной эксплуатации машины, экономии горючего и смазочных материалов; при повреждении машины принимать меры к быстрейшему возвращению ее в строй; докладывать командиру взвода о состоянии машины, расходе моторесурсов, боеприпасов, горючего и смазочных материалов, а также предметов ЗИП; следить за соблюдением личным составом отделения требований безопасности при проведении занятий на машине, выполнении работ по ее обслуживанию и ремонту; вести положенную индивидуальную документацию машины.

Механик-водитель (водитель) отвечает за техническое состояние и постоянную готовность машины к движению.

Он обязан: в совершенстве знать устройство, технические возможности и правила эксплуатации машины; уметь отлично водить машину днем и ночью, в различных условиях, применять различные способы самовытаскивания при застревании машины; содержать машину в полной технической исправности и постоянной готовности к движению, устранять обнаруженные неисправности, докладывая об этом командиру отделения; знать сроки и объем работ по техническому обслуживанию, уметь практически выполнять в установленные нормативы времени все виды обслуживания, текущий ремонт, дезактивацию и дегазацию машины, ее маскировку; содержать в исправности и комплектности инструмент, запасные части и принадлежности; знать нормы расхода горючего и смазочных материалов, добиваться их экономии; перед каждым выходом проверять техническое состояние машины, заправку эксплуатационными материалами и всегда знать их наличие; соблюдать меры безопасности при использовании, обслуживании, ремонте и эвакуации машины.

Наводчик-оператор (наводчик пулемета) отвечает за состояние и постоянную боевую готовность вооружения машины.

Он обязан: в совершенстве знать вооружение машины, содержать его в полной боевой готовности, систематически проверять состояние прицельных приспособлений, приборов наблюдения, системы управления огнем; уметь вести меткий, огонь из оружия, производить выверку прицельных приспособлений и пристрелку вооружения; уметь подготавливать и укладывать боеприпасы; выполнять в составе экипажа работы по обслуживанию машины в установленное нормативами время.

Остальной личный состав отделения обязан участвовать в проведении технического обслуживания машины. Как правило, он производит чистку и мойку ходовой части и корпуса машины, выполняет работы по обслуживанию десантного отделения.

4. Проверка технического состояния машины

При проверке машины определяется техническое состояние, наличие и состояние боекомплекта, горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, укомплектованность ЗИП, табельными средствами и имуществом. В ходе проверки необходимо убедиться в исправности узлов и деталей, проверить состояние и крепление наружной и внутренней укладки, работу люков и дверей, целость прокладок и уплотнений, нет ли коррозии, окраску и чистоту машины. Все агрегаты, механизмы и узлы следует осмотреть снаружи, проверить их крепление, нет ли подтекания эксплуатационных материалов, работу приводов управления и эксплуатационные регулировки. Затем техническое состояние машины определяется путем проверки функционирования всех систем, а при необходимости и возможности - пробегом.

5. Техническое обслуживание машины

боевой эксплуатация обслуживание машина

Для машин, которые используются для обеспечения учебно-боевой деятельности подразделений, установлены следующие виды технического обслуживания' контрольный осмотр (КО); ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); техническое обслуживание №1 (ТО-1), №2 (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО); регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Контрольный осмотр проводится перед каждым выходом машины из парка, перед боем (маршем) или выполнением других задач, в перерывах между боями, на привалах. Продолжительность его 15-20 мин. При контрольном осмотре проверяются: заправка систем питания, смазки и охлаждения; крепление на машине наружной укладки ЗИП и другого оборудования; действие механизмов управления; состояние приборов прицеливания, наблюдения и освещения; работа двигателя и герметичность соединений в системах. Кроме того, в предвидении стрельбы проверяется состояние вооружения, а на остановках после движения - нагрев и состояние уплотнений узлов ходовой части.

Ежедневное техническое обслуживание проводится при каждом возвращении машины после использования. Целью ЕТО является проверка технического состояния машины и приведение ее в полную готовность к дальнейшему использованию. Продолжительность ЕТО БМП 2,5-3 ч, БТР 6,2 - 6,3 ч.

Техническое обслуживание №1 и 2 проводится на БМП; ТО-1 через 2400-2500 км, ТО-2 через 4800-5000 км пробега; на БТР-60ПБ: ТО-1 через 1000 км, ТО-2 через 2000 км; на БТР-70: ТО-1 через 2000 км, ТО-2 через 6000 км Продолжительность обслуживания составляет при проведении ТО-1 на БМП -5,5-6 ч, на БТР -8,8-10,3 ч; при проведении ТО-2 на БМП -7,5-8 ч, на БТР - 10,3-12,9 ч.

Регламентированное техническое обслуживание проводится с целью обеспечения работоспособности (исправности) машин с ограниченной наработкой. Периодичность проведения и объем работ этого вида обслуживания определяется нормативно-технической документацией.

Техническое обслуживание машин на учениях и в условиях боевых действий войск выполняется в ограниченные сроки. Для обслуживания машин используются перерывы в боевых действиях, привалы на марше, периоды нахождения подразделений в резерве или во втором эшелоне. Некоторые работы по обслуживанию выполняются и в боевых порядках за укрытиями, чаще всего ночью. В первую очередь пополняют боеприпасы и дозаправляют горючее, масло, охлаждающую и специальные жидкости. После этого машину осматривают экипаж и специалисты подразделений обслуживания и ремонта.

Командир отделения обязан принимать непосредственное участие в организации и проведении всех видов технического обслуживания. Он руководит подготовкой ЗИП, используемого при обслуживании машины, контролирует качество и полноту выполнения работ по обслуживанию и принимает личное участие в их выполнении.

6. Особенности эксплуатации машин в зимних и летних условиях

Подготовка машины к эксплуатации в зимних условиях включает ее осмотр с целью определения технического состояния, проведение очередного технического обслуживания №1 или 2, устранение обнаруженных недостатков и выполнение дополнительных работ.

При подготовке БМП дополнительно необходимо заменить в баках летнее топливо зимним, а в особо холодных районах - арктическим, с последующим пуском двигателя для выработки летнего топлива из трубопроводов и фильтров; очистить котел подогревателя от нагара, проверить его работоспособность; слить воду с трехкомпонентной присадкой из системы охлаждения и заправить ее низкозамерзающей охлаждающей жидкостью марки 40, а в районах, где температура воздуха бывает ниже минус 35°С, - марки 65; открыть заслонку забора воздуха из короба эжектора в воздухоочиститель; проверить исправность радиатора, состояние и надежность соединения трубопроводов систем; проверить состояние и привести в порядок брезент и утеплительный коврик; переставить очистители направляющих колес в такое положение, чтобы расстояние между ободом колеса и очистителем было 3-5 мм.

При подготовке БТР с карбюраторным двигателем необходимо промыть бензиновый фильтр-отстойник; слить воду из системы охлаждения и заправить ее низкозамерзающей охлаждающей жидкостью; промыть котел подогревателя горячей водой; отключить масляные радиаторы; промыть радиаторы отопителей; привести в порядок брезент и утеплительный коврик.

При подготовке двигателя к пуску, когда температура воздуха 5°С и ниже, необходимо производить предпусковой разогрев двигателя подогревателем до температуры охлаждающей жидкости 80-90°С.

Для поддержания машины в постоянной готовности к использованию во время длительной стоянки в полевых условиях необходимо периодически проверять температуру охлаждающей жидкости. Если температура снизилась до 35-40°С, пустить подогреватель и разогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80-90°С.

Обслуживание машины необходимо проводить сразу после ее использования, пока агрегаты, механизмы, узлы и смазка в них разогреты.

В условиях особо низких температур при длительных перерывах в использовании машины аккумуляторные батареи с машин снимают и хранят в отапливаемом помещении. Если система охлаждения заправлена водой, то сразу после использования машины она должна быть слита.

Подготовка машины к эксплуатации в летних условиях включает ее осмотр с целью определения технического состояния, проведение очередного технического обслуживания №1 или 2, устранение обнаруженных недостатков и выполнение дополнительных работ.

При подготовке БМП дополнительно необходимо заправить систему питания летним топливом (разрешается доработка зимнего топлива с дозаправкой системы летним топливом); слить из системы охлаждения низкозамерзающую охлаждающую жидкость, промыть систему горячей водой и заправить кипяченой водой с трехкомпонентной присадкой; закрыть заслонку забора воздуха из короба эжектора в воздухоочиститель; произвести контрольное взвешивание баллонов ППО; проверить регулировку паровоздушного клапана, а при необходимости отрегулировать его; проверить состояние водяного и масляного радиаторов; переставить очистители направляющих колес на максимально возможное расстояние от ободов.

При подготовке БТР с карбюраторным двигателем необходимо слить из системы охлаждения низкозамерзающую охлаждающую жидкость, промыть систему горячей водой и заправить кипяченой водой с трехкомпонентной присадкой; включить масляные радиаторы.

Для обеспечения нормальной работы аккумуляторных батарей через 10-15 дней проверять уровень электролита в аккумуляторах.

7. Хранение машин

Основной задачей содержания машин на хранении является поддержание их в технически исправном и боеготовом состоянии в течение всего срока хранения.

В зависимости от длительности перерыва в использовании техники установлены два вида хранения: кратковременное и длительное. На кратковременное хранение машины ставятся сроком до одного года, на длительное - свыше одного года. Постановке на хранение подлежат все машины, которые не планируется использовать более месяца. На кратковременном хранении машины содержатся, как правило, без герметизации корпуса, а на длительном обязательно с герметизацией корпуса и использованием влагопоглотителя. Герметизация корпуса проводится методом «заклейка», «получехол» или «кокон». В качестве влагопоглотителя используется силикагель.

Подготовка машины к хранению включает проведение одного из номерных технических обслуживании: к кратковременному хранению - очередного ТО-1 или ТО-2, к длительному - ТО-2, независимо от того, какое обслуживание проводилось до этого. Кроме того, проводятся специальные мероприятия по защите агрегатов, механизмов и систем от коррозии.

Снятие машин с хранения осуществляется в два этапа. На первом этапе выполняются работы, связанные с подготовкой машины к движению и выходу из парка. На втором этапе, по прибытии в район сосредоточения, машина готовится к боевому использованию.

При подготовке машины к выходу из парка производится ее разгерметизация и выгрузка силикагеля из корпуса; установка аккумуляторных батарей (если они были сняты); проверка заправки машины охлаждающей жидкостью и маслом; укладка и крепление буксирных тросов, ручных огнетушителей. Пускается и прогревается двигатель. Проверяется исправность приборов освещения и световой сигнализации, работоспособность радиостанции и ТПУ, а также состояние узлов ходовой части и крепление ЗИП снаружи машины.

При подготовке машины к боевому использованию расконсервируется и осматривается вооружение, проверяется функционирование стабилизатора и приборов наведения, выверка вооружения и прицелов. Выстрелы приводятся в окончательно снаряженный вид и загружаются в машину, снаряжаются и укладываются в магазины ленты пулеметов. Проверяется наличие заряженных баллонов ППО. Устраняются обнаруженные неисправности. Машина дозаправляется топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и доукомплектовывается положенным имуществом.

При подготовке машины к хранению, во время обслуживания ее в процессе хранения и при снятии с хранения должны полностью выполняться весь объем работ и соблюдаться требования к их выполнению, указанные в инструкциях по эксплуатации БМП и БТР и Руководстве по хранению бронетанкового вооружения и техники.

8. Основы ремонта машины

Исходя из характера неисправности машины, трудоемкости и сложности работ по их устранению установлены следующие виды ремонта: для машины - текущий (ТР), средний (СР), капитальный (КР) и регламентированный (РР); для агрегатов - текущий и капитальный.

Текущий ремонт машины производится по потребности, которая выявляется, как правило, в процессе использования или при техническом обслуживании. Он заключается в восстановлении работоспособности машины путем замены или ремонта неисправных деталей и узлов, а также проведения необходимых регулировочных и специальных работ.

Средний ремонт машины планируется в соответствии с установленным межремонтным ресурсом, а фактическая потребность в ремонте определяется и устанавливается в зависимости от технического состояния агрегатов и узлов. Проведение его заключается в частичном восстановлении ресурса машины путем замены или ремонта поврежденных или изношенных агрегатов и узлов.

Капитальный ремонт машины планируется, а потребность в нем определяется так же, как и при среднем ремонте ее. Он заключается в восстановлении полного или близкого к полному ресурсу машины путем замены или ремонта любых агрегатов и узлов, включая базовые.

Регламентированный ремонт машины планируется после истечения установленного интервала времени в целях полного или близкого к полному восстановлению ее ресурса и надежности.

Текущий и средний ремонты - это ремонты войсковые. Они проводятся - текущий - силами экипажа с привлечением специалистов ремонтного подразделения части, средний - в ремонтной части соединения. Капитальный и регламентированный ремонты проводятся на стационарных ремонтных предприятиях.

9. Сдача машины в ремонт и прием из ремонта

В текущий ремонт машина сдается на основании распоряжения заместителя командира части по вооружению без оформления приемо-сдаточных документов. Экипаж на период ремонта машины поступает в распоряжение командира ремонтного подразделения и непосредственно участвует в ее ремонте вместе со специалистами-ремонтниками.

Отправляемая в ремонт машина должна быть полностью укомплектованной и чистой. Заменять какие-либо агрегаты, узлы и детали неисправными запрещается. К отправке в ремонт машина готовится экипажем под руководством командира взвода и техника роты. В средний ремонт машина передается с механиком-водителем (водителем), который поступает в распоряжение командира ремонтной части и принимает непосредственное участие в ремонте машины. Формуляр и другая индивидуальная документация машины, заполненные до последнего дня работы, сдаются вместе с ней.

При приеме из ремонта проверяются индивидуальная документация, техническое состояние машины, комплектность ЗИП, заправка эксплуатационными материалами.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!