Административные процедуры в странах-участниках СНГ

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,36 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административные процедуры в странах-участниках СНГ

Введение

Пристального внимания заслуживает опыт законодательной деятельности государств-участников СНГ в области регламентации института административных процедур. Публичными административными процедурами признается деятельность административных органов по подготовке и принятию административно-правовых актов, затрагивающих интересы неограниченного круга лиц. В ходе ее осуществления административный орган обязан опубликовать сообщение о представлении документов для публичного ознакомления. Так, 27 ноября 2000 года в Республике Казахстан был принят Закон «Об административных процедурах», направленный на установление административных процедур, способствующих совершенствованию организации управленческой деятельности, обеспечению бесперебойного функционирования государственных органов, оперативному принятию управленческих решений, соблюдению прав и свобод граждан, защите государственных интересов, недопущению использования государственными служащими должностных полномочий во внеслужебных целях.

Сущность административных процедур

Под административными процедурами в понимаются:

) порядок принятия и исполнения решений при осуществлении государственными органами и должностными лицами государственных функций и должностных полномочий и их оформление;

) процедура организации работы государственного аппарата;

) процедуры рассмотрения обращений граждан по реализации их прав, а также процедуры административной защиты прав и законных интересов граждан;

) основные начала процедур принятия решений в области экономики.

Административные процедуры применятся в деятельности:

) Президента Республики Казахстан, государственных органов и должностных лиц, обеспечивающих деятельность главы государства, государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту;

) аппаратов палат Парламента, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

) аппарат Конституционного совета, Верховного суда и иных судов Республики Казахстан;

) Правительства, канцелярии Премьер-министра, центральных исполнительных органов Республики Казахстан;

) аппаратов местных представительных органов Республики Казахстан;

) местных исполнительных органов Республики Казахстан.

Важнейшим аспектом регламентации института административных процедур следует признать закрепление перечня принципов установления административных процедур:

) законности;

) подчинения нижестоящих государственных органов и должностных лиц вышестоящим;

) равенства всех перед законом и судом;

) приоритета прав и свобод граждан, недопустимости проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан и организаций;

) обязательности для всех граждан, организаций и должностных лиц предусмотренных административными процедурами действий и актов;

) взаимной ответственности и баланса интересов личности, общества и государства;

) учет общественного мнения и гласности при строгом соблюдении законодательства о государственных секретах и иной охраняемой законом тайне;

) поддержания авторитета государственной власти и недопущения действий, способны дискредитировать Республику Казахстан и противоречащих интересам государственной службы, в том числе противостояния проявлениям коррупции, строгого соблюдения установленных законодательством для государственных служащих запретов и ограничений;

) единства требований административных процедур для государственных органов всех уровней;

) четкого разграничения и согласованного функционирования всех государственных органов и должностных лиц государства;

) экономичности и эффективности.

Осуществление органами государственной власти и местного самоуправления публичных функций опосредуется необходимостью принятия правовых актов. Правовой акт государственных органов относится к актам индивидуального применения, является письменным официальным документом установленной формы и:

) рассчитан на одноразовое либо иное ограничение применение;

) (или) распространяется на определенное лицо либо иной определенный круг лиц в рамках законодательно регламентированной ситуации;

) (или) устанавливает, изменяет, прекращает или приостанавливает права и обязанности определенного лица или иного ограниченного круга лиц.

Правовой акт государственных органов должен отвечать следующим требованиям:

) правовой акт не должен противоречить Конституции Республики Казахстан, законодательству и правовым актам вышестоящих государственных органов;

) структура правового акта должна обеспечивать исчерпывающее раскрытие предмета регулирования, а содержание должно обеспечивать единообразное понимание и применение подготавливаемого правового акта;

) в правовом акте должно быть четко изложено содержание намечаемых мер, исчерпывающе определен круг лиц, на которых распространяется действие правового акта и (или) которые несут ответственность за их реализацию в установленные сроки;

) правовые акты, требующие реализации на нижестоящих уровнях управления, должны содержать конкретные поручения определенным государственным органам и (или) должностным лицам по их выполнению.

Правовое регулирование административных процедур в странах СНГ

Бесспорно, что принятые правовые актов органов власти достигают эффективности исключительно в условиях их последовательного применения и исполнения. Организация исполнения правового акта заключается в выработке и принятии уполномоченными государственными органами (должностными лицами) организационных мер по своевременному и исчерпывающему исполнению принятого решения. В случае необходимости для обеспечения исполнения правового акта уполномоченный государственный орган (должностное лицо) разрабатывает и утверждает план организационных мероприятий по его исполнению, который доводится до непосредственных исполнителей. Если в правовом акте не определены конкретные сроки его исполнения и непосредственные исполнители, то они устанавливаются государственным органом - исполнителем или вышестоящим органом и незамедлительно доводятся до сведения непосредственных исполнителей. В целях своевременного и исчерпывающего исполнения принятых решений государственный орган или должностное лицо должно осуществлять контроль за их исполнением. Контроль подразделяется на:

) контроль за исполнением правовых актов (мероприятий, выполнение которых предусмотрено правовыми актами). В этом случае на контроль берутся все правовые акты, в которых содержатся мероприятия, подлежащие исполнению;

) контроль за исполнением поручений руководящих должностных лиц государственных органов, вытекающих из иных документов служебного характера;

) внутренний (в пределах соответствующего государственного органа) и внешний (за деятельностью иных государственных органов).

При этом внешний контроль осуществляется вышестоящими государственными органами и должностными лицами либо специально уполномоченными на такой контроль государственными органами Контроль производится путем:

) истребования необходимой информации;

) заслушивания и обсуждения отчетов и докладов об исполнении;

) ревизии и иных форм документальной проверки;

) проверки с выездом на место;

) другими не противоречащими законодательству способами.

Особое место среди административных процедур занимают процедуры защиты прав и законных интересов граждан. Закон Казахстана Об административных процедурах предъявляет определенные требования к процедурам реализации прав граждан:

) порядок реализации прав, при котором граждане обязаны предоставлять государственным органам и должностным лицам минимальное число документов, подтверждающих юридически значимые факты;

) минимальный срок реализации прав и обеспечения законных интересов граждан;

) минимальное число инстанций, с которыми согласовывается проект решения по реализации прав граждан;

) заблаговременное извещение граждан о месте и времени рассмотрения дела соответствующим лицом или органом;

) возможность ознакомления с материалами дела, связанными с рассмотрением его обращения, возможность личного участия гражданина в разбирательстве по его обращению;

) ведение дела по обращению гражданина одним и тем же должностным лицом, не допуская необоснованной передачи материалов дела, связанных с обращением гражданина, другому должностному лицу;

) недопущение случаев, когда рассмотрение обращения гражданина возлагается на лицо, в отношении которого есть основания полагать, что оно не заинтересовано в объективном решении вопроса.

Более того, процедуры реализации прав граждан не должны допускать:

) обращения жалобы во вред лицу, подавшему жалобу, или в интересах которого она была подана;

) направления обращений должностным лицам, действия которых обжалуются в обращении;

) возможности разглашения без согласия граждан сведений об их частной жизни, личной и семейной тайне;

) установления данных о личности гражданина, не относящихся обращению.

Принципиально иной подход заложен в основание Закона Кыргызской Республики от 1 марта 2004 года № 16 .Об административных процедурах. Под административными процедурами следует понимать установленные регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, которые включают в себя:

порядок принятия и исполнения административными органами решений по осуществлению административных функций и полномочий;

порядок организации работы административных органов;

порядок административного рассмотрения обращений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по реализации или защите их прав и интересов.

Рассматриваемый Закон регулирует отношения по рассмотрению и разрешению административным органом дел по предоставлению, удостоверению, регистрации и приостановлению (прекращению) правомочий заинтересованных лиц (административных дел) в следующих сферах:

а) регистрация (учет) заинтересованных лиц;

б) регистрация прав на имущество и сделок с ним;

в) лицензирование отдельных видов деятельности;

г) выдача разрешений на выполнение отдельных видов работ (услуг), на эксплуатацию объектов или оборудования, а также принятие иных управленческих решений по вопросам инвестиционной и предпринимательской деятельности;

д) техническое регулирование инвестиционной и предпринимательской деятельности;

ж) предоставление заинтересованным лицам кредитов, ссуд, субсидий, компенсаций, финансовой и материальной помощи, инвестиций, квот, гарантий, льгот и преимуществ за счет средств республиканского бюджета;

з) управление государственным имуществом или имущественными правами;

и) предоставление заинтересованным лицам жилых и нежилых помещений в зданиях государственного фонда и пользования этими помещениями;

к) назначение и выплата государственных пенсий, пособий;

л) признание за заинтересованным лицом статуса, дающего основание для получения льгот и преимуществ;

м) выдача официальных документов, имеющих юридическое значение;

н) предоставление, удостоверение, регистрация или приостановление (прекращение) иных правомочий заинтересованных лиц.

Рассмотрение административных дел осуществляется на основе принципов законности, равенства, открытости, полноты исследования доказательства и др.

Органы, осуществляющие административные процедуры

административная процедура

Административные органы при осуществлении административных функций и полномочий принимают решения путем издания административных актов. Административный акт относится к актам индивидуального применения, является официальным письменным документом установленной формы и рассчитан:

на однократное применение;

на индивидуальное применение или на определенный круг лиц;

на установление, изменение, прекращение или приостановление прав и обязанностей индивидуального лица или определенного круга лиц.

Процессуальные аспекты реализации административнопроцессуальной деятельности аналогичны соответствующим процедурам, закрепленным в Законе Казахстана .Об административных процедурах.

Наиболее показательным в деле легализации административных процедур является опыт Республики Таджикистан. Кодекс об административных процедурах Республики Таджикистан от 7 февраля 2007 года содержательно объединил институты административных процедур и административной юстиции.

Кодекс определяет порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления административного производства в суде, взаимодействия административных органов. Административными процедурами признается деятельность административного органа в целях подготовки, принятия и исполнения административно-правового акта, а также рассмотрения административных заявлений и жалоб.

Кодекс выделяет несколько видов административных процедур:

простые;

формальные;

публичные.

Простые административные процедуры - это деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов, не требующих исследования обстоятельств с участием заинтересованных сторон и проведения устных слушаний.

Формальные административные процедуры следует рассматривать как деятельность административных органов по подготовке и принятию административных актов при активном участии заинтересованных лиц. Законодательно удостоверяется, что заинтересованная сторона может представить свои предложения в связи со всеми обстоятельствами административных процедур. Предполагается проведение устных слушаний, участие экспертов и специалистов.

Публичными административными процедурами признается деятельность административных органов по подготовке и принятию административно-правовых актов, затрагивающих интересы неограниченного круга лиц. В ходе ее осуществления административный орган обязан опубликовать сообщение о представлении документов для публичного ознакомления. В сообщении должны указываться:

административный орган, в котором ведутся административные процедуры, и его адрес;

краткое содержание административного заявления или (и) решение административного органа о начале административных процедур;

сроки принятия административно-правового акта;

срок представления своих замечаний и предложений.

Порядок реализации административных процедур предполагает проведение устных слушаний, принятие окончательного административного акта. Значительное количество положений посвящено исполнению административных актов, установлению прав и гарантий субъектов исполнительного производства. По общему правилу административный акт обращается к исполнению принявшим его административным органом. Ответственный за обращение к исполнению административный орган обязан осуществлять предоставленные ему законом полномочия только в пределах, необходимых для обеспечения обращения к исполнению административного акта.

Кодексом подробно регламентируется порядок применения обеспечительных мер, приостановления исполнения и другие процессуальные аспекты, которые создают действенный и эффективный правовой базис для реального использования гражданами и организациями механизма административных процедур.

Заключение

Анализ действующего зарубежного законодательства об административных процедурах с очевидностью свидетельствует о необходимости законодательного регулирования института административных процедур. Накопленный опыт позволяет российскому законодателю избрать существующую модель регламентации административных процедур и адаптировать ее с учетом особенностей правовой системы России. Бесспорно, что дальнейшее развитие административных процедур в Российской Федерации возможно исключительно на началах учета позитивных результатов административных реформ в зарубежных странах, создавших новые административные реалии и возможности для человека и гражданина.

Список литературы

1.О современных проблемах исполнительного производства в Российской Федерации см.: Кощеева Е.С. Правовые проблемы административно-исполнительного производства в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2009.

2.Ханова О.В. Нравственная оценка прав и свобод человека // Права человека: пути их реализации: Материалы международной научно-практической конференции. Саратов: СГАП, 2009. Часть 1.

.Эбзеев Б.С. Диалектика индивидуального и коллективного в организации социума и ее отражение в Конституции (к методологии исследования) // Государство и право. 2008. №2.

.Основы Конституции Российского государства // Архив русской революции, изданный Г.В. Гессеном. Берлин, 2008. Т. 1.

.Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.

.Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики/ Под общ. ред. В.А. Белова. М., 2010.

.Либерман С.М. К вопросу о субъективном и объективном праве // Советское право. Журнал института советского права. № 6 (36) М., 2009.

Похожие работы на - Административные процедуры в странах-участниках СНГ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!