Развитие культуры речи

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Английский
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,44 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие культуры речи

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Сокращенная форма обучения

Направление подготовки - Юриспруденция







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Культура речи

Вариант № 8

1. Если есть варианты произношения - укажите их; объясните, каким орфоэпическим нормам при произношении подчиняются подчеркнутые буквы.

Закон ассимиляции звуков по мягкости. При сочетании согласных, второй из которых - мягкий, мягкость распространяется на предшествующий согласный. Не все согласные парные по тв. мягк. смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука. Все согласные парные по тв-мягк смягчаются перед е, ю, я, и, ё. Наиболее подвержены смягчению переднеязычные-зубные з,с,д,т,н,р - небозубные и губные б,п,м. Не смягчаются перед мягкими согласными г,к,х,л.

Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Сочетание согласных, когда один звонкий, а другой - глухой несвойственно СРЯ. Поэтому если в слове оказывается подряд два разных по звонкости звука, происходит уподобление первого второму. По этому закону звонкие согл. перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в таком же положении переходят в звонкие. Озвончение встречается реже чем оглушение. Сбор. Перед санорными и звонким В глухие остаются без изменений. Звонкие или глухие согласные ассимилируются в следующих случаях:

на стыке морфем

на стыке предлога и слова

на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы.

Закон редукции гласных - изменение, ослабление гласных в безударном положении. Различают позицию гласных в первом предударном слоге и позицию в остальных безударных слогах. Гласные слабой позиции второй степени подвержены большей редукции. Безударны менее длительны и отличаются качеством звучания. Гласные верхнего подъема (и, ы, у) в безударном положении изменяют длительность но не качество. Гласные неверхнего подъема (э,о,а) изменяются по длительности и качественно.

Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т. е. произносится соответствующий ему парный глухой. В словах с двумя согл. на конце оба согласных оглушаются. Груздь. Санорные согласные не оглушаются.

Легкомысленный (леХкомысленный, закон ассимиляции по мягкости), дребезжать (звонкий З перезодит в парную Ж - закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости, можно также спроизнести дребеЖЯть: в ударном слоге согласный Ж смягчается перед ударным гласным А), Фоминична (ФомониШна: Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости: ассимиляция на стыке морфем), господствовать (госпоЦтвовать: Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости, согласно которому глухие согласные перед глухими переходят в звонкие), грустный (груСНый: ассимиляция глухих согласных на стыке морфем), консоме (кнсАмЭ: редукция гласный в двух первых безударных слогах), коттедж (катэТШ: Фонетический закон конца слова: две согласных на конце слова оглушаются), вообще (вЭАпщЕ: редукция гласных), резчик (реЩик: ассимиляция согласных по звонкости-глухости: З перед глухим Ч смягчилась до С), головка (голоФка: ассимиляция согласных по звонкости-глухости: звонкая В перед глухим К смягчилась до Ф).

имя существительное окончание ударение

2. Чем отличаются друг от друга вариантные формы данных слов? Какую роль выполняет ударение в русском языке?

Словесное ударение- это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово. Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков. Сила гласного проявляется в его громкости.. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные.

Функции ударения:

морфологическая - является дополнительным средством различения грамматической формы слова (руки).

некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы (иначе).

Местом ударения различают следующие варианты слов:

общеупотребительные и профессиональные (добыча).

литературные и диалектные (холодно).

литературный и просторечный (магазин).

нейтральный и разговорный (звонишь).

Атлас - атлас (ударение как средство различений значений слов) , баржа - баржа (равнозначные по смыслу и по значению), бедно - бедно (значение одно, но 1 - литер. Форма, 2 - диалект), буржуазия - буржуазия (значение одно, но 1 - литер. Форма, 2 - просторечие), валит (деревья) - валит (снег - различные по значению слова), глазки (человеческие) - глазки (дверные - разные по значение слова), девица - девица (значение одно, но 1 - литер. Форма, 2 - просторечие), компас - компас (значение одно, но 1 - общеупотребит. Форма, 2 - профессионализм) консерваторский - консерваторский (различные по значению слова), ледник (погреб) - ледник (глетчер, различные по значению слова), опрощение - опрощение (значение одно, но 1 - диалект, 2 - литературная форма), свекла - свекла (значение одно, но 1 - литер. Форма: ё - под ударением, 2 - разговорная), свойства - свойства (значение одно, но 1 - литер. Форма, 2 - просторечие), сосенка - сосенка (значение одно, но 1 - литер. Форма, 2 - просторечие), хлопок - хлопок (ударение как средство различений значений слов), шелковый - шелковый (значение одно, но 1 - общеупортреб. Форма, 2 - диалект, или возвышенная лексика).

3. В следующих примерах поставьте в Р.п. мн.ч. существительные, помещенные в скобках. Обоснуйте свой выбор окончания

1)Различие в формах единственного и множественного числа названий плодов, овощей, ягод (ср.: килограмм малины - килограмм яблок) связано с тем, что при сборе или потреблении одни культуры выступают как нерасчлененная масса, другие - как единичные предметы. Ср.: килограмм вишни, смородины, клубники, моркови, репы - килограмм груш, персиков, абрикосов, огурцов.

)Многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа так называемое нулевое окончание. Сюда относятся:

)названия предметов, употребляющихся обычно парами: ботинок, валенок, мокасин, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков); (без) погон, эполет;

)названия некоторых национальностей, главным образом с основой на н и р: англичан, армян, балкар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, мордвин, осетин, румын, сарацин, туркмен, турок, хазар, цыган; последний из могикан; но: бедуинов, берберов, бушменов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, монголов, ойротов, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, якутов; колебания: сарматов - сармат и некоторые другие;

)названия воинских групп, прежних родов войск и т.п.; (отряд) партизан, солдат; но: минеров, мичманов, саперов; при собирательном значении - рота гренадер, гардемарин, кадет; эскадрон гусар, драгун, улан; полк кирасир, рейтар; - (трех) гренадеров, гусаров, гардемаринов, драгунов, кадетов, кирасиров, рейтаров, уланов;

)некоторые названия единиц измерения, обычно употребляющиеся с именами числительными (так называемая счетная форма): (количество) ампер, ватт, вольт, ньютон, аршин, ангстрем, герц, гран, эрстед; равноправные варианты: микронов - микрон; омов - ом; рентгенов - рентген; граммов - грамм; килограммов - килограмм; каратов - карат; кулонов - кулон; эргов - эрг; полные формы: кабельтовых (от кабельтов).

)Окончание -ов сохраняется в формах: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов. В устной речи обычно используются усеченные формы (без окончания -ов): килограмм помидор, полкило мандарин.

)Наблюдаемые колебания в формах георгин - георгинов, жираф - жирафов, рельс - рельсов вызваны наличием в единственном числе параллельных форм: георгин, жираф, рельс и (у ботаников) георгина, (устарелые) жирафа, рельса.

)Варианты окончаний родительного падежа множественного числа существительных женского и среднего рода и существительных, употребляющихся только во множественном числе. Существует две разновидности таких вариантов:

. Нулевое окончание -ей (грабель - граблей).

нулевое окончание нормативно у существительных на -ня: святыня - святынь, пустыня - пустынь, монахиня - монахинь;

окончание -ей имеют слова с основой на две-три согласные: бредни - бредней, распря - распрей;

у некоторых существительных сохраняются варианты: баржа - баржей и барж, грабли - граблей - грабель, свеча - свечей - свеч.

)Нулевое окончание у сущ. Средн. Рода (Пример: ущелий - ущельев). Эти варианты малочисленны и встречаются только у существительных среднего рода на -ье:

в большинстве случаев закрепилось нулевое окончание: бездорожье - бездорожий, поднебесье - поднебесий, селенье - селений;

в отдельных словах встречаем окончание -ев : платье - платьев, подмастерье - подмастерьев, устье - устьев;

несколько слов имеют варианты формы: низовье - низовий и низовьев, верховье - верховий и верховьев.

Поезд сошел с рельсов (Муж. Род (Жен. Род. - устар. Форма, «с рельс» - тоже допускается). На 20% повысилось производство чулок (парные предметы Муж. рода), носков (парные предметы Муж. Рода, исключение). Это не требует никаких (комментарии). Под фруктовый сад было отведено 5 гектаров. Отрежьте 400 граммов вареной колбасы. Сколько надо заплатить за шесть килограммов (в разг. - допускается «килограмм») огурцов и 2 килограмма помидоров? В вазе для фруктов было десять яблок, столько же апельсинов, двенадцать мандаринов и пяток груш. Несколько свечей тускло освещали комнату. Игра не стоит свеч (Фразеологизм, застывшее выражение). От всех снадобий (сущ. Средн. Рода), которыми его пичкали, он чуть не умер.

. Сопоставьте предлагаемые ниже формы. Дайте их стилистическую характеристику. Употребите некоторые из этих форм в контекстах соответствующей стилевой окраски. Отметьте формы, находящиеся за пределами современной литературной речи.

Выброси - выбрось (разг., Выброси окурок в урну), выйди (разг.) - выдь (устар), выгляни(«…выгляни в окошко - дам тебе горошка..» поэтический, общеупотр) = выглянь(равноз., понят), вырежи (спец., разг)- вырежь(разг), вычисти (разг) - вычисть(устар), крои = крой (спец, разг), положи - положь(разг), поезжай(худож) - съезди - езжай (разг), уведомь - уведоми (офиц), откупорь - откупори (разг), ляг - ляжь(разг).

Кличет = кликает (=клич «Стоит только кликнуть клич»), пашет (спец.) - пахает (разг.), полощет - полоскает(разг.), треплет (разг.) - трепет (поэт, худ.), мурлычет = мурлыкает (разг), мерит(разг) - меряет(науч.), мучит - мучает (разг), лазит - лазает (разг).

Вылезти - вылезть(разг), нести (худ., разг. Нести ребенка на руках) - несть(устар), плести («плести интриги» разн, литер.) - плесть(устар), произнести (литер. разг) - произнесть(устар), обрести («обрести чувство свободы» литератур, разг.)- обресть, увести (разг) - увесть (устар).

Сох - сохнул(трад-народ.), глох = глохнул(разг. Мотоцикл глох дважды»), мерк = меркнул(худ., разг), постиг - постигнул (науч.разг), расторг - расторгнул(офиц-делов), сверг - свергнул (науч.офиц), воздвиг (поэтич - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…») - воздвигнул.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!