Взаимоотношения промышленного предприятия с обслуживающим банком

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,95 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимоотношения промышленного предприятия с обслуживающим банком

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 31 с, 1 табл., 19 источник, 5 прил.

БАНКОВСКИЕ СЧЕТА, ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ БАНК, КРИТЕРИИ ВЫБОРА БАНКА, ДОГОВОР ТЕКУЩЕГО БАНКОВСКОГО СЧЕТА, РАСЧЕТНО-КАССОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Объект работы - промышленное предприятие ЧПУП «Эверест».

Предмет курсовой работы - взаимоотношения промышленного предприятия с обслуживающим банком.

Цель работы: рассмотрение взаимоотношения промышленного предприятия с обслуживающим банком в контексте их современного состояния и перспектив развития.

Исходя из указанной цели, в работе были поставлены и решались следующие задачи, определившие логику и структуру курсовой работы:

раскрыть теоретические основы взаимодействия промышленных предприятий и банков;

рассмотреть особенности и закономерности процесса взаимодействия предприятия с обслуживающим банком;

проанализировать взаимоотношения ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ»;

разработать рекомендации совершенствования взаимодействия банка и предприятия;

рассмотреть перспективы развития взаимоотношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком.

Методы курсовой работы: наблюдение и сравнение, анализ и синтез, методы группировки и сравнения, метод обобщения, экспертных оценок и анкетирования.

Область возможного практического применения: оценка взаимодействия промышленного предприятия ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ».

Автор работы подтверждает, что вся приведенная информация в данной работе принадлежит ему на праве собственности, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

1  Теоретические основы финансовых отношений предприятия с банковскими учреждениями

1.1 Сущность финансовых отношений предприятий и коммерческих банков

1.2 Критерии выбора обслуживающего банка и работа с ним

1.3     Мониторинг предприятий отдельных отраслей экономики РБ: спрос на банковские услуги

1.4 Порядок открытия и ведения счетов в банке

1.4.1  Виды банковских счетов

1.4.2  Процедура открытия счетов

2  Анализ финансовых отношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ»

2.1 Характеристика производственно - хозяйственной деятельности ЧПУП «Эверест»

2.2 Организация расчетно-кассовых отношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ»

2.3     Организация кредитных отношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ»

3  Совершенствования финансового взаимодействия банка и предприятия

3.1 Преимущества партнерских взаимоотношений банка и предприятия

3.2     Пути совершенствования финансового взаимодействия ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ»

Заключение

Список использованных источников

Введение

В условиях развития рыночных отношений, когда предприятия самостоятельно решают вопросы, связанные с организацией финансовых ресурсов, актуальным является выбор банка, с которым предприятие предполагает сотрудничать.

Актуальность данной темы несомненна и объясняется невозможностью нормальной работы фирм и предприятий без взаимодействия с банками и потери банками большей части своей прибыли без обслуживания предприятий. Причём эти отношения будут продолжаться не одно десятилетие, следовательно, актуальность этой темы будет сохраняться столько же.

Банк, в котором предприятие осуществляет расчетно-кассовое обслуживание, является одним из важнейших для него партнеров. Качество и оперативность его работы могут напрямую влиять на эффективность бизнеса всего предприятия.

Огромную роль в дальнейшем углублении и совершенствовании рыночных отношений в стране играют банки. В настоящее время уже не только специалисты, но и широкие круги общественности воспринимают как аксиому тот факт, что развитие рыночных отношений, базирующихся на свободной конкуренции, немыслимо без разнообразного и качественного предоставления субъектам рынка банковских услуг.

Межбанковская конкуренция и обострившаяся борьба за выгодных клиентов, тяготеющих, в свою очередь, к крупным и надежным банкам, - все эти причины заставляют банки пересматривать сложившуюся практику финансового обслуживания своих клиентов и вкладывать финансовые ресурсы в промышленный сектор экономики.

В будущем устойчивые позиции займут те банки, которые будут руководствоваться не получением сиюминутной выгоды от вложенных средств, а найдут пути их эффективного использования для решения долгосрочных задач развития промышленного производства. Это возможно достичь посредством расширения методов и форм взаимодействия банка с клиентами - промышленными предприятиями.

Основой взаимодействия промышленных предприятий и банков должна служить реализация законченного инвестиционного цикла; их взаимодействие позволяет увеличить эффективность и масштабность инвестиционных процессов, расширить направления инвестиционных процессов.

Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением.

Современный уровень взаимоотношений предприятий и банков характеризуется малыми качественными сдвигами, дефицитом инструментов, высокими рисками, незначительным применением стратегического подхода в планировании данного взаимодействия. В свою очередь, методический подход к анализу современной системы взаимоотношений промышленных предприятий с банками базируется на изучении лишь четырех ее элементов: принципов взаимоотношений, возможных видов и форм операций, методического и правового обеспечения взаимодействия и частично пятого - критериев и требований предприятий к банкам.

Теоретической базой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов по банковскому менеджменту, финансовому анализу, банковскому делу, материалы современных научных статей, тематические публикации по рассматриваемой проблеме.

В качестве информационной базы курсового материала послужила система законодательных и нормативных актов РБ, публикации Национального банка РБ, научно-литературные источники, материалы научно-практических конференций, аналитическая информация, предоставленная промышленным предприятием ЧПУП «Эверест», материалы периодической печати и Интернет-изданий.

Общие вопросы функционирования банковской системы и взаимодействия банковского и промышленного сектора экономики отражены в трудах Л.А. Злобиной, В.П. Савчук, А.Р. Мартиросян, И.Т. Балабанов и др.

Анализ современного взаимодействия промышленных предприятий и банков, а также рекомендации по его совершенствованию даны, опираясь на положения Банковского кодекса, Налогового кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, законодательных актов РБ, нормативных документов Национального банка РБ.

При изучении и обработке материалов автор использовал общие методы, такие как наблюдение и сравнение. Также были использованы и общетеоретические методы: анализ и синтез, методы группировки и сравнения, метод обобщения, экспертных оценок и анкетирование.

банк финансовый взаимодействие кредитный

1.
Теоретические основы финансовых отношений предприятия с банковскими учреждениями

1.1 Сущность финансовых отношений предприятий и коммерческих банков

Все предприятия и организации, получающие денежную выручку, непременно должны прибегать к услугам банков для осуществления расчетов и хранения свободных денежных средств.

Поскольку коммерческие банки создаются и функционируют в форме акционерных обществ, их деятельность возможна только при условии получения собственной прибыли. Таким образом, взаимоотношения предприятий и банков строятся с учетом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам.

Важной особенностью этих отношений является их договорной характер. Инициатива заключения договоров исходит от предприятия, которое самостоятельно выбирает банк для своего расчетно-кассового и кредитного обслуживания.

Безналичный платежный оборот предприятия характерен тем, что полностью проходит через кредитные организации, так как осуществление любой фирмой своей основополагающей финансовой функции - обслуживание платежей и расчетов - невозможно без банков. Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации - сдачи наличности в обслуживающий фирму банк.

В системе работы предприятия с банками рассматривают следующие проблемные области [1, с. 291]:

1.       Установление критериев, по которым выбирается банк.

2.   Постоянный мониторинг состояния банка, с целью обнаружения возможных негативных аспектов его деятельности, например, снижение ликвидности.

3.       Уменьшение расходов на банковское обслуживание.

4.       Проведение периодической сверки банковских счетов.

.        Получение кредитной линии и ее поддержание.

6.   Периодическое размещение временно свободных денежных средств на срочные банковские депозиты.

Основные банковские услуги, которые необходимы предпринимательской фирме в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, можно свести к следующим [2]:

. Обеспечение безналичных расчетов предприятия путем зачисления на его расчетный счет в банке поступающих денежных средств (в основном в виде выручки от реализации продукции) и платежей предприятия другим фирмам (в основном в виде оплаты приобретаемых товаров и услуг) и организациям (в основном в виде платежей в бюджет и всевозможные фонды).

Качество работы банка по этим операциям оценивается по скорости обработки платежных документов предприятия и зачисления поступающих ему денег на его расчетный счет.

. Обеспечение удобного способа выплаты заработной платы работникам фирмы. Возможны два основных способа выплаты:

путем получения наличных денег в кассе банка и последующей их выплаты работникам через кассу предприятия;

путем безналичного перечисления заработной платы работников на их лицевые счета в банке.

Конечно, для предпринимательской фирмы оптимальным является второй вариант, так как он экономит время управленческого персонала и сокращает риск потери денег. Особенно удобна такая форма оплаты труда, если банк, который обслуживает фирму, имеет подразделение для работы с физическими лицами и не требует поэтому дополнительной оплаты услуг по перечислению денег с расчетного счета фирмы на лицевые счета работников.

. Обеспечение выдачи наличных средств (на зарплату, хозяйственные расходы, командировки).

Усложнение схемы денежных потоков и расширение сферы финансовых отношений порождает у предприятия потребность в других разнообразных банковских услугах. Эффективно управлять финансами предприятий невозможно без привлечения банковского кредита. Появление новых финансовых инструментов, глобализация рынков, усиление конкуренции и другие факторы реальной среды, в которой действуют современные предприятия, повышают значение финансового консультирования, которое становится наиболее динамично развивающейся сферой банковской деятельности. Иными словами, в современных условиях банки превращаются для предприятий в партнеров по бизнесу. Успех партнерских отношений зависит, однако, от того, насколько правильно предприятие выбрало «свой банк». От выбора банка зависит не только успех текущего делового сотрудничества с ним, но и сохранность доверенных ему денежных средств и ценностей.

1.2    
Критерии выбора обслуживающего банка и работа с ним

Выбирая банк, предприятие должно принимать во внимание, во-первых, надежность данного банка, во-вторых, соответствие его возможностей (комплекса услуг) потребностям предприятия.

Надежность банка определяется совокупностью финансовых и других показателей, характеризующих его положение на региональном финансовом рынке. Наиболее формализованными финансовыми показателями деятельности банков являются те, что характеризуют выполнение обязательных экономических нормативов, установленных Национальным банком РБ. Изучение данных показателей в динамике позволит составить достоверное представление о финансовом состоянии банка и тенденциях его развития. Дополнительно можно воспользоваться данными банковских рейтингов, которые ранжируют кредитные учреждения по степени их финансовой устойчивости. Изучив публикуемую отчетность, необходимо проанализировать также финансовые результаты деятельности банка, структуру его доходов и расходов, устойчивость доходной базы, динамику прибыли, наличие убытков.

Наряду с финансовыми показателями следует оценить рыночную репутацию банка, состав его клиентов и акционеров, длительность присутствия на региональном рынке, эффективность проводимых с его участием проектов, взаимоотношения с местными органами власти, поведение в кризисных ситуациях и др.

Для того чтобы определить, соответствуют ли возможности данного банка потребностям предприятия в банковских услугах, надо выяснить приоритетные направления и перспективы развития собственного бизнеса, определяющие специфику необходимых банковских услуг. Так, для предприятий, сотрудничающих с иностранными партнерами, решающее значение имеет наличие у банка лицензии на осуществление операций в иностранной валюте и разветвленность сети банков-корреспондентов. Крупным предприятиям и предприятиям, планирующим большие инвестиционные проекты, особое внимание стоит обратить на размер собственного капитала банка, поскольку именно он определяет максимальный размер кредита, который банк может предоставить одному заемщику или группе взаимосвязанных заемщиков. Мелким и средним низкорентабельным предприятиям важно оценить уровень тарифов и комиссионных на расчетные, кассовые и другие услуги.

Кроме того, при планировании выдач больших сумм денежных средств в наличной форме в качестве заработной платы на командировочные нужды следует узнать процент, взимаемый банком за обналичивание. Процент за кассовое обслуживание в разных учреждениях банка может отличаться в 2-3 раза, поэтому выбрав соответствующее кредитное учреждение, можно сэкономить некоторые средства.

Для предприятий, использующих в своей деятельности частые и большие суммы безналичных перечислений, значение могут иметь суммы, причитающиеся банку за обслуживание при осуществлении безналичных расчетов.

В случае, если предприятие в своей деятельности планирует пользоваться заемными средствами, необходимо навести справки о кредитной политике избранного банка: процентных ставках; сроках, на которые могут быть выданы кредиты; возможностях пролонгации кредита.

Кроме того, часто важное значение для успешной работы предприятия имеет скорость проведения расчетов. Обычно это зависит от учреждения банка, его компетентности, оперативности [3, с. 95].

Кроме этого, при выборе банка предпринимательской фирме нужно учитывать следующие моменты [4, с. 165]:

знание банком фирмы, особенностей ее деятельности, отрасли, в которой она функционирует;

способность давать полезные деловые рекомендации;

предложение различных способов получения денежных средств как наличных (кассовое обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;

- закрепление за фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитования фирмы;

- удобное для фирмы месторасположение банка;

величина процентов за оказываемые услуги;

большое разнообразие банковских услуг;

возможность получения кредита в банке.

.3 Мониторинг предприятий отдельных отраслей экономики РБ: спрос на банковские услуги

Глобальный финансовый кризис стал причиной перераспределения сил во многих областях экономики. Известный факт, что финансовый кризис нанес сильный урон банковскому сектору. В этой сфере произошли значительные изменения, которые коснулись отношения клиентов к тому или иному банку. Насколько значительно, попыталось выяснить Главное управление Национального банка РБ по областям и г. Минску, которое проводит регулярный мониторинг предприятий отдельных отраслей экономики РБ.

Всего в исследовании спроса на банковские услуги в сентябре 2010 г. приняли участие 1 492 предприятия - участника системы ”Мониторинг предприятий“. Исследование проводится методом анкетного опроса респондентов [5].

Финансовый кризис стал причиной того, что многие клиенты пересмотрели свое отношение к банкам. При выборе банка предприятия в наибольшей степени руководствовались наличием опыта сотрудничества с банком, уверенностью в финансовом состоянии банка, удобным его расположением, постоянной возможностью кредитования, а также уровнем квалификации персонала банка. По сравнению с III кварталом 2009 г. более всего возросла значимость таких факторов, как наличие у банка постоянной возможности кредитования, изменение банком тарифной политики, уверенность в финансовом положении банка и изменение банком условий оказания услуг.

В наименьшей степени на выбор респондентами банка как в III квартале 2009 г., так и в III квартале 2010 г. влияли рекомендации партнеров, а также требования органов государственной власти и вышестоящей организации (см. Приложение А) [5].

Анализ рынка банковских услуг, предоставляемых предприятиям в РБ, свидетельствует о его многообразии. Условно по блокам их можно разделить на депозитные, кредитные, услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, включая расчетные операции с использованием различных инструментов, услуги по совершению операций на валютном рынке, по операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями, с ценными бумагами, консультационно-информационные услуги [6, с. 5-6].

Среди предприятий, участвовавших в опросе, наиболее популярны следующие виды услуг: кассовое обслуживание, платежные поручения, зачисление заработной платы работников на вкладные и карт-счета, платежные требования, использование кредитных линий, чеки, операции с иностранной валютой, услуги технологий удаленного доступа и пластиковые карточки. При этом следует отметить снижающуюся популярность таких видов расчетного обслуживания, как инкассо и платежные требования, разовое кредитование и овердрафт [5].

Наиболее значительное влияние на увеличение использования банковских услуг предприятиями оказали такие факторы, как деятельность предприятия, набор услуг банка, уверенность в банке, изменение возможности кредитования у банка, льготы банка предприятию, процедуры оформления и уровень тарифов.

Причинами уменьшения использования банковских услуг предприятия назвали ставки по кредитам банка и ставки по депозитам в банке. [5].

Меняя банк, стоит помнить, что срок обслуживания в банке - величина, имеющая серьезное влияние на все взаимоотношения с банком. По статистике, более 60% потребителей кредитных услуг приходится на долю компаний, обслуживающихся в банках более трех лет. И этот момент также следует учитывать. Те фирмы, которые уже давно работают с банком, получают существенные преимущества перед новыми клиентами. Это выражается и в снижении процентных ставок для так называемых «повторных клиентов», увеличении сроков кредитования и сокращении сроков рассмотрения кредитных заявок» [7, с. 16].

1.4     Порядок открытия и ведения счетов в банке

1.4.1  Виды банковских счетов

Согласно белорусскому законодательству все юридические лица обязаны не просто иметь счет в банке, но и осуществлять через него все свои расчеты и платежи.

На сегодняшний день в банковской практике используется целый комплекс счетов.

Прежде всего, текущие (расчетные) счета.

Открытие счета в банке - одно из обязательных условий регистрации и дальнейшего функционирования юридического лица. Исключение составляет лишь определенная категория индивидуальных предпринимателей, которые могут не открывать текущий счет, а для расчетов использовать, например, депозитные счета «до востребования».

Текущие счета открываются предприятиям и предпринимателям для зачисления поступающих в их адрес средств и осуществления расчетных операций.

Все условия открытия и функционирования расчетного счета фиксируются в заключаемом между банком и клиентом договоре текущего (расчетного) банковского счета [8]. Наиболее значимые условия такого договора:

порядок и размер начисляемых банком процентов на остаток средств на счете;

взимаемая с клиента плата - комиссионные - за проведение банком расчётных операций и выдачу со счёта наличных средств.

Предприятиям и предпринимателям помимо расчетного счета в белорусских рублях могут открываться текущие счета в иностранной валюте. Они, прежде всего, необходимы тем предприятиям, которые активно сотрудничают с зарубежными партнерами и ведут расчеты в иностранной валюте.

Разновидностью текущего счета является субсчёт, который открывается нехозрасчетным (не имеющим самостоятельного баланса) подразделениям, находящимся в населенных пунктах отдельно от головного предприятия, например, магазинам одной фирменной сети. Субсчета преимущественно используются для зачисления выручки и осуществления безналичных расчётов и могут быть открыты только в национальной денежной единице.

Еще одной разновидностью банковского счета являются временные счета.

Именно с них и начинается «жизнь» юридического лица: например, временные счета открываются строящемуся предприятию на срок до полного пуска предприятия в эксплуатацию. Также они используются для формирования уставного фонда создаваемых акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, для зачисления на них средств инвесторов. После формирования уставного капитала и государственной регистрации временный счет закрывается и на смену ему открывается текущий (расчетный) счет.

Благотворительные счета - это целевые счета, открываемые в банке для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной помощи или пожертвований. Целями такого сбора средств может быть проведение благотворительных акций, строительство объектов общественного назначения, ремонт и реконструкция зданий, представляющих историческую ценность, проведение экологических мероприятий и т.д.

Для расчетов с использованием банковских пластиковых карточек юридическому лицу могут открываться карт-счета. Использование корпоративных карт облегчает выдачу сотрудникам средств на командировочные и хозяйственные расходы; избавляет от необходимости задействовать наличные денежные средства. К корпоративному карт-счету, как правило, может выпускаться неограниченное число карточек, при этом баланс по счету может подводиться как в общем, так и в разрезе каждой карты. Все это, а также регулярные выписки по счету помогают юридическому лицу эффективнее контролировать и анализировать расходование сотрудниками корпоративных средств [9].

.4.2    Процедура открытия счетов

Основанием открытия банковского счета, как уже было сказано выше, является договор банковского счета. До заключения договора владелец счета должен предоставить банку предусмотренный законодательством пакет документов.

С принятием декрета Президента РБ №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» процедура открытия банковского счета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей существенно упростилась: сократился перечень документов, подаваемых в банк, а также появилась возможность открытия двух и более текущих (расчетных) счетов [10]. В развитие данного законодательного акта было принято постановление Правления Национального банка РБ № 40 «Об открытии банковских счетов» [11].

Однако специалисты отмечают и некоторые трудности, с которыми теперь могут столкнуться потенциальные банковские клиенты: если в прежней инструкции последовательность действий банка и клиента была четко определена, то нынешние законодательные акты содержат лишь общие правила открытия счетов.

Все нюансы открытия, переоформления и закрытия банковских счетов теперь определяются локальными документами банков. А так как банки по-разному подходят к составлению локальных документов, то и процедуры открытия счетов, не смотря на существование общих правил, у них могут отличаться.

Постановлением № 40 изменен подход к определению банковского счета. Теперь к банковским счетам отнесены: текущие (расчетные) счета, субсчета, специальные счета, благотворительные, временные, корреспондентские счета, карт-счета.

Таким образом, банковскими счетами в понимании данного постановления, т.е. счетами, которые должны открываться в порядке, им установленном, не являются, например, счета по учету вкладов (депозитов), доверительные (трастовые) счета, счета по учету аккредитивов. Порядок открытия таких счетов определяется банками самостоятельно [12, с. 27].

В соответствии с требованиями подпункта 2.3 пункта 2 Декрета Президента РБ №1 для открытия текущего (расчетного) счета понадобятся:

заявление на открытие счета;

карточка с образцами подписей должностных лиц, которые имеют право подписи и оттиска печати;

копия устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации - для юридического лица, копия свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;

анкета клиента [10].

Лицами, которые имеют право подписи на карточке с образцами подписей и оттиска печати являются директор, заместитель директора, бухгалтер и иные лица которым предоставлено такое право. При этом для подтверждения полномочий должностного лица субъекта хозяйствования достаточно предъявить должным образом оформленный контракт либо трудовой договор [13].

Со вступлением в силу Декрета Президента РБ № 1 отменена необходимость получать какие-либо документы из Инспекции МНС, (ранее это были дубликат УНП и справка о внесении сведений о директоре и бухгалтере в государственный реестр), из территориального органа Фонда социальной защиты населения, из РУП «Белгосстрах».

Согласно ст.13.9. КоАП РБ открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими документов, подтверждающих постановку на учет в налоговом органе, а также открытие счета при наличии у банка решения органа Комитета государственного контроля, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам этих лиц - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - от ста тридцати до двухсот базовых величин [14].

В соответствии с пп.1.9.1. ст. 22 Налогового кодекса РБ плательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту постановки на учет об открытии текущего (расчетного) или иного счета в банке в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия счета [15].

Возможностью открытия второго и последующих текущих счетов в других банках белорусские юридические лица пользуются достаточно активно. Среди них, те, кто желает получить кредит не в обслуживающем, а в каком-либо другом банке республики. В таком случае открытие текущего счета позволяет юридическому лицу претендовать на более «гуманные» процентные ставки со стороны банка-кредитора. Однако чтобы открытие дополнительного счета стало возможным, клиент должен соответствовать ряду условий.

Во-первых, со дня государственной регистрации владельца счета должно пройти не менее трех лет. Вторым требованием является стабильное наличие прибыли (дохода), остающейся в распоряжении владельца счета после уплаты всех налогов и обязательных платежей. И третье - положительное аудиторское заключение о результатах обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Только после представления этих документов субъект хозяйствования имеет право претендовать на открытие других текущих счетов.

Договор банковского счета заключается обязательно в письменной форме и на владельца счета ложится полная ответственность за полноту и достоверность сведений, которые он предоставляет банку. Если же сотрудники банка выявят недостоверность указанной информации, исправления и неточности в документах, то банк имеет право отказать клиенту в открытии счета [11].

Открытие банковского счета происходит не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения договора.

Современные белорусские банки используют достаточно широкий спектр счетов для обслуживания своих клиентов, что позволяет банкам наиболее полно удовлетворять потребности клиентов в рассчетно-кассовом обслуживании. Клиентам же такое многообразие счетов, при условии их грамотного использования, позволяет более эффективно управлять своими денежными потоками и прибылью.

Таким образом, порядок открытия счетов и оформления сопутствующих этой процедуре документов значительно упростился, а самостоятельная регламентация банками порядка открытия некоторых видов счетов будет способствовать развитию конкуренции на данном сегменте рынка.

2. Анализ финансовых отношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ»

.1 Характеристика производственно - хозяйственной деятельности ЧПУП «Эверест»

Частное производственное унитарное предприятие «Эверест», перерегистрированное из малого предприятия «Олимп», зарегистрированного решением Гомельского облисполкома от 30.12.1996г. №666 и занесенного в реестр государственной регистрации №16-028, зарегистрировано решением Гомельского облисполкома от 28.06.2000г. №397 и занесено в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №400282614, и явилось правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей вышеуказанного предприятия [16].

Местонахождение предприятия: 247940 Гомельская область, г. Петриков, 1-й переулок Бумажкова, 7.

Целью деятельности предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

Предмет деятельности предприятия:

- Лесозаготовки

- Распиловка и строгание древесины, пропитка древесины

- Производство ненаборных деревянных покрытий для пола

- Производство столярных изделий

- Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

- Розничная продажа горючего для транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания

- Оптовая торговля автомобильным бензином

- Оптовая торговля дизельным топливом

- Оптовая торговля мазутом топочным

- Оптовая торговля маслами и смазками

- Оптовая торговля древесиной и продукцией обработки древесины

- Неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами

- Деятельность автомобильного грузового транспорта

- Организация перевозок грузов

Классификация основных видов деятельности изложена в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» [17].

Наименование лицензируемых видов деятельности изложены в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [18].

Предприятие осуществляет лицензируемые виды деятельности:

деятельность по заготовке и переработке древесины;

оптовая и розничная торговля нефтепродуктами;

деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд).

Уставный фонд предприятия на момент регистрации сформирован в полном объеме и составляет 2 060 100 руб., который формируется полностью не денежными средствами собственника до государственной регистрации.

Имущество предприятия составляет основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия.

Собственник передает предприятию на праве хозяйственного ведения имущество, необходимое для осуществления хозяйственной деятельности.

Имущество предприятия образуется за счет:

уставного фонда;

кредитов банка;

доходов (прибыли), полученных от реализации продукции, работ и услуг, безвозмездных или благотворительных взносов, пожертвований предприятий, организаций, граждан,

· иных источников, не запрещенных законодательством РБ.

Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Прибыль предприятия:

· используется на уплату налогов и иных платежей в соответствии с действующим законодательством РБ;

· направляется на образование фондов предприятия (резервного, накопления, потребления и др.).

Персонал предприятия составляют работники, принятые Директором предприятия на основе трудового договора (контракта, соглашения). Трудовое соглашение на предприятии регулируется Уставом и законодательством РБ.

Основу деятельности предприятия составляют договора, в том числе долгосрочные, с государственными предприятиями и организациями, отдельными гражданами.

Предприятие обеспечивает свое материально-техническое снабжение путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.

Предприятие самостоятельно выплачивает налоги и производит другие обязательные отчисления государству.

2.2 Организация расчетно-кассовых отношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ»

Для расчетного обслуживания ЧПУП «Эверест» заключило с банком ЗАО «МТБ» договор банковского счета, в соответствии с которым банк открыл предприятию как клиенту расчетный (текущий), валютный счета, а также счет по учету кредитной задолженности [19].

Предприятие при выборе обслуживающего банка руководствовалось следующими критериями: удобное расположение банка, уверенность в финансовом положении банка, знакомство с руководителями банка, наличие у банка постоянной возможности кредитования.

Расчеты между ЧПУП «Эверест» и другими предприятиями, предпринимателями проводятся через обслуживающий банк ЗАО «МТБ» в безналичной форме в виде банковского перевода. Расчеты проводятся на основании платежных инструкций, которые выдаются посредством представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования). Однако часть своих средств «Эверест» может использовать в виде наличных денег. Наличные деньги, выдаваемые обслуживающим банком, расходуются предприятием только на те цели, на которые они получены. Наличные деньги выдаются для расчетов по заработной плате, на командировочные расходы, на приобретение канцелярских принадлежностей и др. Выдача наличных денежных средств производится обслуживающим банком со счетов ЧПУП «Эверест» посредством использования чековой книжки. Предприятию чековая книжка для получения наличных денег была оформлена банком в течение 3-х банковских дней с момента подачи заявления на получение чековой книжки для снятия наличных денег и после уплаты предприятием вознаграждения банку.

Выдача наличных денежных средств производится одновременно с предоставлением предприятием в банк платежных инструкций на оплату вознаграждения за снятие наличных денежных средств.

Размер ежедневного расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия, установлен банком ЗАО «МТБ» для ЧПУП «Эверест» в размере не более 500 базовых величин. При этом из общей суммы выручки исключаются денежные средства, израсходованные на выплаты, входящие в состав фонда заработной платы, пенсии, пособия.

Выдача денежных средств обслуживающим банком ЧПУП «Эверест» с его текущего счета на выплату заработной платы производится двумя способами:

путем получения наличных денег в кассе банка и последующей их выплаты работникам через кассу предприятия;

путем безналичного перечисления заработной платы работников на их лицевые счета в банке.

Предприятие «Эверест» оплачивает услуги обслуживающего банка по осуществлению операций с денежными средствами, находящимися на его текущем (расчетном) банковском счете:

1. Комиссионное вознаграждение за внутрибанковский перевод денежных средств в системе платежей - 5 000 бел. руб. за один документ (эта комиссия уплачивается за перечисление средств на «МТБ»).

2.       Комиссионное вознаграждение за межбанковский перевод денежных средств в системе платежей - 6 000 бел. руб. за один документ (эта комиссия уплачивается за перечисление средств на все другие банки, кроме «МТБа»).

.        Комиссионное вознаграждение за полученные наличные денежные средства - 2,3 % от полученной суммы (эта комиссия уплачивается за полученные наличные деньги при каждом получении их в банке).

.        Абонентская плата за пользование подсистемой «Клиент-Банк» системы ДБО согласно договора - 60 000 бел. руб. (эта комиссия уплачивается ежемесячно в размере 60 000 руб. - по договору на подключение системы клиент-банк).

.        Комиссионное вознаграждение за оформление и получение денежной чековой книжки согласно договора - 25 000 бел. руб. (эта комиссия уплачивается при получении денежных и других чековых книжек).

Расходы ЧПУП «Эверест» по оплате банковских услуг включаются в себестоимость его продукции.

ЗАО «МТБ» за хранение у него денежных средств ЧПУП «Эверест» и за использование их в реализации банковских целей, выплачивает предприятию 0,5 % годовых от средств на расчетном счете 1 раз в месяц.

Доходы, полученные «Эверест» от хранения денежных средств в банке, учитываются в составе балансовой прибыли предприятия как внереализационные доходы.

Ежегодно по состоянию на 1 января ЗАО «МТБ» выдает ЧПУП «Эверест» выписки по всем открытым ему счетам. В свою очередь предприятие предоставляет в письменной форме подтверждение остатков счетов на начало календарного года не позднее 15 января текущего года.

Списание денежных средств со счета осуществляется в пределах остатка средств на счете на начало операционного дня. Средства, поступившие на счет предприятия в течение текущего банковского дня, могут быть использованы предприятием в тот же день при условии уплаты вознаграждения банку.

Платежные инструкции, поступившие в течение текущего банковского дня (до 15-00 часов), исполняются банком в тот же операционный день, а поступившие после 15-00 часов исполняются на следующий операционный день.

Платежные инструкции на перечисление налога, сбора (пошлины), пени и иных платежей в бюджет, государственные бюджетные и внебюджетные фонды, а также страховых взносов, либо решения уполномоченных органов о взыскании налога, сбора, пени при условии отсутствия или недостаточности средств на счете на момент их поступления в банк исполняются по мере поступления на счет денежных средств в течение текущего банковского дня.

ЗАО «МТБ» осуществляет срочные платежи через систему BISS в течение 30 минут с момента принятия к исполнению от предприятия расчетного документа с отметкой «Срочный платеж». Проведение срочных платежей через систему BISS осуществляется на платной основе - 25 000 руб. за один документ.

На предприятии «Эверест» с 26.02.2010 г. лимит остатка кассы установлен ЗАО «МТБ» в размере 4 900 000 бел. руб. При этом расходование выручки на оплату труда, пенсии, пособия не разрешено.

Порядок и сроки сдачи наличных денег ЧПУП «Эверест» в обслуживающий банк - ежедневно в кассу банка.

При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги сдаются в обслуживающий банк независимо от установленного срока сдачи.

Таким образом, банк, в котором предприятие осуществляет расчетно-кассовое обслуживание, - один из важнейших для него партнеров. Качество и оперативность его работы напрямую влияют на эффективность бизнеса всего предприятия.

2.3 Организация кредитных отношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ»

Важной составной частью взаимоотношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ» является финансирование потребностей предприятия с помощью банковского кредитования.

ЧПУП «Эверест» представило в банк 7.10.2008г. письменное ходатайство, которое содержало просьбу предприятия на получение долгосрочного кредита для приобретения трактора «Беларус» - 82.1 стоимостью 35 429 740 бел. руб. сроком до 3-х лет в порядке предварительной оплаты.

Потребность в кредите у предприятия возникла в результате временного финансового затруднения, связанного с несвоевременной оплатой отгруженной продукции.

После рассмотрения обслуживающим банком просьбы о кредитовании, изучения деятельности предприятия, определения его кредитоспособности, банк принял решение о предоставлении долгосрочного кредита.

Кредит предоставлен предприятию 30.11.2008г. с отдельного счета по учету кредитов путем безналичного перечисления денежных средств на основании платежных инструкций предприятия в порядке предварительных платежей.

Погашение кредита и начисленных по нему процентов осуществляется ЧПУП «Эверест» путем перечисления денежных средств с текущего (расчетного) счета предприятия на основании его платежных инструкций, а при не предоставлении предприятием платежных инструкций на перечисление средств в погашение задолженности по кредиту, путем списания средств платежным требованием предприятия по акцепту с оплатой в день поступления в очередности, установленной законодательством РБ с текущего (расчетного) счета предприятия, или путем списания мемориальным ордером банка денежных средств с текущего (расчетного) счета предприятия или выставление к текущему (расчетному) счету банком платежного требования на основании исполнительных документов.

Важным элементом кредитования выступает обеспеченность банковских кредитов. В роли обеспечения своевременного возврата кредита и процентов за кредит ЧПУП «Эверест» предложило оборотные средства на сумму 16 800 тыс. руб. (см. таблицу 1), а также залог прав на приобретаемый трактор «Беларус» - 82.1 на сумму 35 429 740 руб.

Таблица 1 - Опись заложенного имущества

Наименование продукции

Единица измерения

Количество

Залоговая стоимость, руб.

1.

Дизельное топливо

литров

2850

6 327 000

2.

Бензин Н-80

литров

5426,5

10 473 000

Итого



8276,5

16 800 000

Примечание - Источник [данные кредитного договора]

Кредит будет погашен за счет средств от реализации лесопродукции и ГСМ в срок до 30.11.2011г., согласно графика погашения кредита (см. Приложение Д).

Кредит предоставлен на платной основе по плавающей процентной ставке установленной первоначально в размере 17,5% годовых (ставка рефинансирования Национального банка РБ увеличенная на 7 процентных пункта маржи), которая изменяется и регулируется в зависимости от складывающейся ситуации на денежном и кредитном рынке, требований и рекомендаций Национального банка РБ. Кредитный риск при этом несет предприятие. ЧПУП «Эверест» обязуется возвратить банку, полученную сумму денежных средств и уплатить начисленные проценты за пользование кредитом. Кредит носит целевой характер.

Срок погашения кредита: не позднее 30.11.2011г.

Период начисления процентов: с 1 по 20 число и с 21 по 30 число каждого месяца.

Расчетный период: с 21 числа предыдущего месяца по 20 число текущего месяца.

При неисполнении (ненадлежащем исполнении) в установленные сроки обязательств по кредитному договору перенести на соответствующие счета по учету просроченной задолженности сумму кредита и процентов за пользование им на следующий рабочий день после наступления срока погашения, устанавливается по кредиту - с начислением процентной ставки, действующей по кредитному договору на день отнесения на счет по учету просроченных кредитов, повышенной на 3 процентных пункта, по процентам - с взиманием пени в размере 0,01% от суммы неуплаченных в срок процентов за каждый день просрочки.

Расчет экономического эффекта и срока окупаемости трактора «Беларус» - 82.1


Э - годовой экономический эффект от использования новых средств производства долговременного применения с улучшенными качественными характеристиками;

Сс - себестоимость 1м3 доски при применении старой техники - 228 325 бел. руб.;

Сн - себестоимость 1м3 доски при применении новой техники - 182 406 бел. руб.;

Кс - стоимость основных производственных фондов, приходящихся на 1м3 доски до внедрения новой техники - 173 443 бел. руб.;

Кн - стоимость основных производственных средств после внедрения новой техники - 176 190 бел. руб.;

Он - годовой объем продукции, полученной после внедрения новой техники - 2350 м3;

Е - нормативный коэффициент капитальных затрат - 0,30.


Таким образом, предприятие «Эверест» от использования в хозяйственной деятельности трактора «Беларус» - 82.1 получит годовой экономический эффект в размере 11 784 820 бел. руб.

Расчет срока окупаемости по трактору


Т - срок окупаемости по трактору;

К - сумма кредита, взятая на покупку трактора.

Таким образом, средства на покупку трактора окупятся за 3 года, т.е. доход, полученный от эксплуатации трактора через 3 года станет равным капиталовложениям в этот трактор. Через 3 года ЧПУП «Эверест» возвратит израсходованные средства на покупку трактора.

Кредиты банка ЗАО «МТБ» являются для предприятии «Эверест» важнейшим источником обеспечения финансовыми ресурсами его потребностей, связанных с производством и реализацией продукции.

3. Совершенствования финансового взаимодействия обслуживающего банка и предприятия

3.1 Преимущества партнерских взаимоотношений обслуживающего банка и предприятия

Формы финансовых взаимоотношений предприятия с обслуживающим банком в зависимости от степени тесноты, устойчивости и доверия друг другу делятся на посреднические и партнерские. О посреднических отношениях можно говорить в том случае, если банк применяет общепринятые традиционные формы обслуживания юридических лиц: расчетно-кассовое, депозитное, валютное, кредитное, дилерское и депозитарное. Составной частью указанных отношений являются формы консультационного обслуживания предприятия.

Однако комплексно вопрос повышения эффективности взаимодействия предприятий и банков в современных условиях остается еще мало исследованным. Кроме того, в научных публикациях, посвященных этому взаимодействию, банк в основном рассматривается как приоритетная организация по отношению к клиенту. Необходимо же сделать упор на партнерских, равноправных отношениях.

Партнерские же отношения возникают на базе развитых посреднических отношений как их логическое продолжение и дополнение. Партнерство предполагает установление более тесных, устойчивых взаимовыгодных связей, в том числе участие банка в разработке плановых финансовых документов клиента и заключение договора о его комплексном банковском обслуживании, включающем в себя не только традиционные банковские операции, но и такие специфические как осуществление доверительного управления, выдача гарантий и поручительств, хеджирование валютных рисков, лизинг и факторинг. Предприятие в свою очередь предоставляет банку возможность участвовать в своих инвестиционных проектах, вексельных программах, зарубежных экономических контактах. Максимизация контактов банков и предприятий, обеспечение их прямых и регулярных связей становятся непременными условиями современной хозяйственной деятельности. Нередко даже практикуется включение представителей партнера (банка или предприятия) во внутренние рабочие группы при решении какой-либо важной коммерческой задачи.

Признаками партнерских отношений являются их коммерческий характер и добровольность. В рыночных условиях меняются приоритеты и целевые установки деятельности промышленных предприятий и банков. Хотя и сегодня среди банков продолжают иметь место установки, ориентированные на собственные интересы, однако все чаще приоритеты отдаются интересам клиентов банка.

Банк при разработке новых методов работы с клиентами должен не только применять принципиально новые приемы, но и совершенствовать уже существующие, достигая наибольшего удобства для клиентов.

Особенностью взаимодействия «предприятие-банк» является серьезное различие экономических и коммерческих интересов: если для банка взаимодействие с предприятием (как объектом кредитования, расчетно-кассового обслуживания) является основным видом деятельности, важнейшим источником дохода, то для предприятий - это значимое, но не приоритетное направление деятельности, лишь звено подстратегии, элемент финансового расчета. Это объясняет тот факт, что чаще всего субъектом взаимодействия (инициатором) является банк, а объектом - предприятие, несмотря на то, что и банк, и предприятие являются равноправными партнерами.

Банки при этом должны перестроить свою работу под потребности клиента. Они могут разрабатывать схемы в соответствии с требованиями перспективных клиентов, снижать тарифы и применять наиболее выгодные для клиента процентные ставки. Разумеется, на все эти уступки банк готов пойти без ущерба для себя, если:

- работа с этим клиентом уже приносит банку прибыль и снижение тарифов или ставок по кредитам не обернется для банка суммарным убытком от операций с данным клиентом, а только поможет развитию взаимодействия;

- работа с этим клиентом позволит повысить престиж, имидж банка;

- банк имеет достаточно оснований полагать, что работа с данным клиентом в будущем принесет банку большую прибыль.

Организация системы взаимодействия промышленных предприятий и банков по схеме партнерских взаимоотношений позволит обеспечить промышленным предприятиям следующие преимущества:

снизить издержки за счет увеличения количества и качества получаемых банковских услуг, уменьшения тарифов обслуживания;

- увеличить уровень определенности как для промышленных предприятий, так и для банков;

получить дополнительные банковские услуги для реализации совместных проектов.

Можно выделить основную причину, которая побуждает предприятия сменить банк, - предложение банком-конкурентом более привлекательных условий обслуживания: низкие тарифы, лояльный подход, более удобное расположение банка.

Банкам необходимо делать правильный выбор при организации партнерства для совместного развития, для этого следует учитывать отличительные особенности банка, ориентированного на клиента:

- хорошая репутация, подтвержденная аудиторской отчетностью, высокий рейтинг надежности;

- высокий уровень менеджмента, наличие базового образования у персонала, опыт работы в банковской сфере, соответствующая квалификация;

- высокий уровень обслуживания клиентов, достигающийся за счет клиенто-ориентированного подхода;

- наличие совместного бизнеса, участие в развитии бизнеса партнера;

- наличие специально разработанной тарифной политики по отношению к каждому клиенту;

- проведение маркетинговых исследований для выявления степени удовлетворенности клиентов в банковском обслуживании и определения их потребность в новых услугах.

При построении системы взаимодействия банка с клиентами-юридическими лицами банк должен руководствоваться следующими принципами:

1.       Принцип партнерства. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присуще: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер взаимодействия банка с предприятием.

2.       Принцип длительности взаимодействия банка с каждым из его клиентов. Данный принцип вытекает из особенности банковского продукта как реализуемого товара, т.е. услуги, оказываемой на протяжении определенного времени или даже бессрочно, поэтому банк, заключая соглашение с клиентом, предполагает взаимодействие на максимально длительный срок.

.        Принцип комплексного обслуживания. Значит, что банк заинтересован оказать клиенту весь (или максимально возможный) комплекс банковских услуг, в которых тот нуждается.

Таким образом, при взаимодействии с предприятием-партнером на основе устойчивого партнерства банк получает дополнительные возможности повысить точность оценки уровня кредитного риска, обеспечивается более высокая степень готовности заемщика выполнять условия кредитных соглашений, что позволяет снижать уровень кредитного риска. Более того, в рамках управления риском в банке целесообразно организовать принятие решений, связанных с установлением и прекращением отношений устойчивого партнерства в кредитной сфере с конкретным предприятием после оценки количественно выраженных достигнутых и (или) планируемых преимуществ, извлекаемых банком из партнерства с предприятием, а также проводить оценку прогнозируемой экономической эффективности предполагаемого использования заемщиком кредитных ресурсов.

.2 Пути совершенствования финансового взаимодействия ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ

1.            Необходимо внедрить в ЗАО «МТБ» новую банковскую услугу - банковское обслуживание клиентов на рабочем месте. Наряду с использованием банкоматов, электронных систем расчетов и платежей ведение банковских операций на рабочем месте представляет собой самостоятельную форму банковских услуг, основанных на использовании электронной техники.

Аналогичные системы стали создавать в 80-х гг. крупные коммерческие банки и другие кредитные институты в западноевропейских странах.

Пользователи систем электронных банковских услуг на рабочем месте самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует клиентов по вопросам оборудования домашних терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные системы позволяют клиенту банка, используя экран монитора или телевизора, персональный компьютер, подключиться по телекоммуникационным линиям связи (телефон или видео) к банковскому компьютеру. В данном случае банковские операции могут осуществляться 7 дней в неделю круглосуточно. Перед началом каждой операции владелец счета использует «ключ» в коде защиты от неправомочного подключения к системе. Пользование данной системой позволяет управлять текущим счетом, вкладом, расчетами клиента с бюджетом, счетами платежей.

Среди операций, выполняемых при подключении персонального компьютера к банковской компьютерной системе, можно выделить следующие: получение баланса счета на текущий день; ознакомление с деталями инструкций, правил, в соответствии с которыми могут вноситься изменения, исправления и т.д.; возможность заказать чековую книжку и отчет о движении средств на счете за определенный период времени; осуществление перечислений по счетам клиентов; оплата услуг различных компаний (например, выпускающих кредитные и другие пластиковые карточки, причем при помощи компьютера на рабочем месте можно оплатить вперед); выполнение операций с ценными бумагами и др. Кассовое обслуживание клиентов на рабочем месте в ряде случаев не ограничивается их счетами в национальной валюте.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сколь-нибудь серьезных ограничений на выполнение операций клиентами банка в порядке самообслуживания, не покидая рабочее место, практически не существует. Клиент банка может выполнить любую банковскую операцию в любое время дня и ночи.

Пользуясь электронными системами обслуживания клиентов на их рабочем месте, потребитель получит доступ к информационным услугам, предоставляемым базой данных, и, в свою очередь, может передавать сообщения компьютеру, базе данных или какому-нибудь другому терминальному устройству.

С позиций предприятия важнейшим преимуществом этого вида электронной банковской услуги является возможность получения любой информации в любое время суток наряду с использованием других возможностей. Для банков - сокращение расходов на содержание зданий, сооружений, штата служащих, бумажного документооборота и т.д.

Важнейшей проблемой дальнейшего развития совершенствования банковских операций на рабочем месте является модернизация коммуникационных систем.

.  В работе с ЧПУП «Эверест» банку ЗАО «МТБ» необходимо налаживать партнерские отношения, которые в себя включают установление и развитие с предприятием прочных долгосрочных партнерских отношений, основанных на учете взаимных интересов при ведении бизнеса.

Для этого необходимо за предприятием закрепить персонального менеджера, который будет ответственен за установление и развитие отношений с предприятием. Сегодня намного дешевле удержать клиента, чем привлечь нового. Поэтому основная задача персонального менеджера заключается в том, чтобы обеспечить удовлетворенность закрепленного за ним клиента.

Система партнерских отношений ставит задачу сохранения прежних клиентов и привлечения новых для развития взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества.

Смысл партнерских отношений с позиции банка заключается в организации деятельности по изучению проблем бизнеса клиентов, предложению эффективных способов их решения за счет использования имеющихся услуг банка или создания новых и получения на этой основе дополнительного дохода. С позиции клиента смысл партнерских отношений в том, чтобы посредством услуг, оказываемых банком, удовлетворять финансовые интересы своего бизнеса и улучшать финансово-хозяйственное состояние предприятия, фирмы. В целом суть партнерских отношений можно выразить как приумножение денежных потоков клиента и их оптимальное использование в интересах как самого клиента, так и банка.

Очень важно, чтобы персональный менеджер хорошо знал нужды клиента, умел слышать, был внимательным к его проблемам и стремился их решать

3.       При уплате комиссионного вознаграждения банку предприятие самостоятельно рассчитывает сумму комиссии. Необходимо упростить эту процедуру - банк сам вычитывает эту комиссию из средств предприятия на расчетном счете и после выдает предприятию документ об уплате комиссии.

4.       Необходимо снизить сумму комиссионных вознаграждений банку. Так как с ростом банковской конкуренции нужно стремиться удержать клиентов и привлекать новых, а высокие комиссионные вознаграждения ведут к потерям клиентов.

.        При сдаче в банк или снятии с расчетного счета наличных денежных средств предприятию не нужно самому ехать в банк. Банку необходимо предоставить новую услугу - доставка наличных денежных средств на предприятие и самому ежедневно забирать наличные денежные средства из касс предприятия. Это позволит банку укрепить партнерские отношения с предприятием и привлечь новых клиентов, а для предприятия - это безопасность и экономия времени.

Кроме того, значительное внимание банки оказывают повышению качества предоставляемых услуг. В целях совершенствования системы оценки качества обслуживания клиентов банками внедрены автоматизированные системы управления операционным залом, которые позволяют установить объективный и действенный контроль за эффективностью работы сотрудников и накапливать аналитические данные по клиентам за счет встроенных блоков статистики. Разрабатываются и внедряются системы контроля качества услуг (балльные оценки, экспертные заключения консалтинговых фирм и т.п.). Например, в первом полугодии 2009 г. в ЗАО «МТБ» уже введена в действие система управления качеством розничных банковских услуг, которая была утверждена Правлением банка.

Также в банке рекомендован к применению в повседневной практике Кодекс профессиональной банковской этики, утвержденный Ассоциацией белорусских банков. Качество обслуживания клиентов улучшается также посредством компьютеризации и автоматизации рабочих мест, устанавливаются отдельные кабины для индивидуального обслуживания, разделяются операционные залы на зоны обслуживания, постоянно повышается квалификация персонала.

Таким образом, необходимо совершенствовать систему взаимодействия ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ», так как эффективное взаимодействие банков с промышленными предприятиями способствует повышению экономического развития страны, укреплению хозяйственных связей.

Заключение

Деятельность предприятий промышленной сферы существенно зависит от эффективности банковской деятельности. Выступая в роли финансовых посредников, банки удовлетворяют базовые потребности экономики в инвестициях и обеспечивают диверсификацию рисков, возникающих при взаимодействии экономических субъектов.

За счет формирования взаимовыгодных финансовых отношений предприятия с обслуживающим банком возможно наращение его экономического потенциала, что является основой деловой активности предприятия.

В условиях среды хозяйствования рыночного типа взаимодействующим промышленным предприятиям и банкам недостаточно находиться в плоскости лишь простого обслуживания друг друга. Важную роль приобретают процессы развития, обеспечивающие повышение эффективности их взаимодействия, а следовательно, достижения между ними устойчивых связей более высокого уровня. Таким образом, существует объективная необходимость совершенствования системы взаимодействия промышленных предприятий и банков.

Основные положения и результаты выполненной курсовой работы сводятся к следующему:

1.       Эффективное функционирование банковской системы является необходимым условием для обеспечения экономического роста. Основная функция банков заключается в перераспределении ресурсов в экономике и реализации инвестиционных процессов. Эффективность деятельности банков в значительной степени определяет эффективность функционирования промышленных предприятий. Выступая в роли финансовых посредников, банки концентрируют в себе риски экономических субъектов и поэтому традиционно подвергаются наиболее пристальному вниманию со стороны государства.

2.       Экономические результаты деятельности банка влияют на результаты деятельности его клиентов - промышленных предприятий. Как развитие предприятия зависит от эффективного функционирования банка, так и развитие банка связано с успешной деятельностью предприятия. Поэтому банк в значительной степени заинтересован в благополучном развитии и эффективном управлении данными предприятиями. Организуя сотрудничество с предприятиями, банк должен осуществлять оценку не только их финансового состояния, но и качества менеджмента.

.        Проведен анализ и обобщены теоретические основы и условия взаимодействия промышленных предприятий и банков. В этой связи сформулированы основы взаимодействия промышленных предприятий и банков.

.        Акцентировано внимание на развитии партнерских отношений банков и производственных структур, направлениях и задачах их развития.

.        Проведен анализ факторов, оказывающих влияние на выбор предприятием обслуживающего банка. Из этих факторов наиболее сильное влияние оказывают: наличие опыта сотрудничества с банком, уверенность в финансовом состоянии банка, удобное его расположение, постоянная возможность кредитования, а также уровень квалификации персонала банка.

.        Проанализирована схема партнерства предприятий и банков, участвующих в организации системы их взаимодействия, которая позволяет обеспечить промышленным предприятиям следующие преимущества: снизить издержки за счет увеличения количества и качества получаемых банковских услуг, уменьшения тарифов обслуживания; увеличить уровень определенности, как для промышленных предприятий, так и для банков; получить дополнительные банковские услуги.

.        Разработаны направления перспективного совершенствования и развития взаимодействия обслуживающего банка ЗАО «МТБ» с промышленным предприятием ЧПУП «Эверест».

Сделанные выводы и рекомендации проведенного в курсовой работе анализа взаимодействия промышленных предприятий и обслуживающих банков направлены на формирование эффективной системы взаимодействия субъектов экономики, способствующей развитию бизнеса как на микроуровне, так и в масштабах страны.

Будущее экономики РБ напрямую зависит от развития банков. Главная перспективная задача белорусской банковской системы - обеспечить, в конечном счете, социально - экономическое развитие страны.

Список использованных источников:

1.          Савчук, В.П. Управление финансами предприятия / В.П. Савчук. - 2-е изд., стереотип. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 480 с.

2.       Взаимоотношения предприятия и банка // Идеи бизнеса: типовой договор [электронный ресурс]. - 2008. - Режим доступа: <http://tvoydohod.ru/fin_25.php>. - Дата доступа: 13.11.2010.

3.          Злобина, Л.А. Взаимоотношения предприятий с банком и банковский контроль: Учебное пособие / Л.А. Злобина. - М.: Издательство МГУП, 2005. - 200 с.

4.          Ковалева, А.М. Финансы фирмы: Учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2009. - 522с.

5.       Мониторинг предприятий отдельных отраслей экономики Республики Беларусь: аналитическое обозрение январь-сентябрь 2010 г. // Национальный банк Республики Беларусь [электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EnterpriseMonitoring / 2010/mp_201009.pdf <http://www.nbrb.by/publications/EnterpriseMonitoring%20/%202010/mp_201009.pdf>. - Дата доступа: 09.11.2010.

6.          Полегошко, Т. Рынок розничных банковских услуг: современные аспекты и дальнейшее развитие / Т. Полегошко // Банковский вестник. - 2008. - № 1. - С. 5 - 13.

7.          Сорокин, А. Банк для дела. Критерии выбора банка для предприятия малого бизнеса / А. Сорокин // inCorp. - 2008. № 7. - С. 15 - 19.

8.          Банковский кодекс Республики Беларусь 25.10.2000 г. № 441-З (в ред. Закона РБ от 14.06.2010 № 132-З): принят Палатой представителей 3.10.2000г. Одобрен Советом Республики 12.10.2000 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

9.       Трубович, Е. Банковский счет / Е. Трубович // InfoBank.by: все о финансах в Беларуси [электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: <http://infobank.by/1350/Default.aspx>. - Дата доступа: 09.11.2010.

10.         Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (в ред. Декрета Президента РБ от 01.03.2010 №З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

11.         Об открытии банковских счетов: Постановление Правления Национального банка РБ 3.04.2009 г. № 40 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

12.     Томкович, Р.Р. Новый порядок открытия счетов / Р.Р. Томкович // Бухучет. - 2009. - № 27(28). - С. 25 - 30.

13.     Латышев, И. Новый порядок открытия счетов в банках Республики Беларусь / И. Латышев // Юрист Илья Латышев (Минск, Беларусь) [электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: <http://www.ilat.info/novyj-poryadok-otkrytiya-schetov-v-bankax.html>. - Дата доступа: 09.11.2010.

14.         Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 21.04.2003 г. № 194-З (в ред. Закона РБ от 15.07.2010 № 166-З): принят Палатой представителей 17.12.2002г. Одобрен Советом Республики 2.04.2003г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

15.         Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) 19.12.2002 г. № 166-З (в ред. Закона РБ от 29.12.2009г. № 72-З): принят Палатой представителей 15.11.2002 г. Одобрен Советом Республики 2.12.2002 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

16.     Устав частного производственного унитарного предприятия «Эверест»: утвержден приказом от 17.01.2008 г. № 6.

.        Общегосударственный классификатор Республики Беларусь виды экономической деятельности ОКРБ 005-2006: Постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь 28.12.2006г. № 65 (в ред. постановлений Госстандарта от 30.07.2009 г. № 37) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

18.         О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь 14.07.2003г. № 17 (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 19.12.2008 № 23) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2007.

.            Договор текущего (расчетного) банковского счета от 28.02.2007г. № 51.

Похожие работы на - Взаимоотношения промышленного предприятия с обслуживающим банком

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!