Определение характера и его основных черт

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,56 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение характера и его основных черт

Определение характера, его основных черт

характер черта личность акцентуация

В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т.д.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Характер является прижизненным образованием и может изменяться в течение всей жизни. По мере того, как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности значимой и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.

В характере можно выделить ряд подсистем или свойств (черт), выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие, или же, наоборот, безынициативность, ленивость и т.д.). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное самомнение, скромность-наглость и т. д.). Четвертая подсистема - это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и др.).

Возможна и другая классификация черт характера, например:

) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т.д., или альтернативные им черты);

) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества);

) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстра-версия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и т.д.).

Например, у людей с определенным типом строения отмечаются акцентуации соответствующих черт характера.

Акцентуация характера - преувеличенная развитость некоторых черт характера. Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н. Собчик, помимо "ведущих тенденций " "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности".

Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений.

Акцентуация характера - это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. Они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности. К.Леонгард выделил ряд акцентуированных характеров.

. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики.

. Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение.

. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми.

. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.

. Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, на службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований.

. Тревожный тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение.

. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова».

. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкость установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвал.

. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость.

. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль.

. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонностью к философствованию.

Существуют и другие классификации характеров: А.Е. Личко, Э. Фромма, К. Юнга.

Акцентуация личности, так ли это плохо?

К. Леонгард отмечал: "Акцентуированные личности - это далеко не худшая половина человечества". По его данным, около половины европейских подростков являются акцентуантами.

Л.Н. Собчик считает, что "именно акцентуированные личности обладают наиболее выраженным творческим потенциалом. Она приводит следующую информацию. Проведенное социально-психологическое исследование в Вузах Москвы показало, что "среди наиболее успешных в учебе студентов абсолютное большинство лиц оказалось акцентуированными личностями".

К. Леонгард пишет, что "если вы оказались человеком акцентуированным, то поищете себе должное применение, чтобы ваша акцентуация способствовала бы вашему личному росту, а не тормозила его". Но не следует забывать, что "в акцентуированных… личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд". Иначе говоря, в зависимости от ситуации акцентуации могут способствовать или развитию способностей личности (социально положительные достижения), или возникновению различных форм личностной патологии: кратковременные и затяжные преходящие психогенные состояния, патохарактерологические развития.

Итак, характер человека имеет социальную природу, зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми.

Черты личности, согласно Кеттелу - гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени; они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Основополагающими структурами Кеттел считает исходные черты, образующие блоки самого здания личности.

В отличие от поверхностных черт, которые не имеют единой основы, исходные определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени Кеттел выделяет 16 исходных черт - отзывчивость/отчужденность, интеллект, доминантность/подчиненность и др. Исходные черты Кеттел делит в зависимости от их источника на конституциональные (развивающиеся из биологических и физиологических данных индивидуума) и черты, сформированные окружающей средой (обусловленные влияниями в социальном и физическом окружении).

Способности (интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация) как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента Кеттел рассматривает как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека, активизируют и направляют субъекта к конкретным целям.

Общие черты - уникальные черты. Общая черта - это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Уникальные черты имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного, особенно часто проявляются в сферах интересов и установок.

Кеттел предпринял попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности с помощью многопрофильного абстрактного вариантного анализа. Значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть наследственностью.

Помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, церковь, сверстники, коллеги, школа, национальность).

Оллпорт и его ученики использовали оба подхода. Оллпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения: "Специфический акт - всегда продукт многих детерминант, не только продолжительных установок, но и кратковременных напряжений в человеке и ситуации. Лишь повторение актов, имеющих то же значение (эквивалентность реакций), делает необходимым заключений о чертах и личных диспозициях.

Эти тенденции не всегда активны, но продолжают существовать и, будучи латентными и обладают сравнительно низким порогом возбуждения". Оллпорт отмечает, что черты и личные диспозиции необходимо отличать. "Оба понятия - аттитюд и черта - в психологии необходимы. Между собой они покрывают главные типы диспозиций, с которыми имеет дело психология личности. Следует указать, однако, что, поскольку понятие "аттитюд" связано с ориентацией людей относительно определенных аспектов Среды (включая людей, культуру, общество), оно предпочтительно для социальной психологии. В психологии же личности нас интересует структура человека, и потому предпочтительным оказывается понятие «черта».

Похожие работы на - Определение характера и его основных черт

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!