Иван Михайлович Сеченов и его произведение 'Рефлексы головного мозга'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Биология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,93 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Иван Михайлович Сеченов и его произведение 'Рефлексы головного мозга'











РЕФЕРАТ

по дисциплине:

ФИЗИОЛОГИЯ ВНД и СС

на тему:

Иван Михайлович Сеченов и его произведение "Рефлексы головного мозга"

Содержание

Введение

Биография И.М. Сеченова

Произведения И.М. Сеченова, в том числе статья "Рефлексы головного мозга"

Рефлексы головного мозга

Впечатления и действительность

Предметная мысль и действительность

О предметном мышлении с физиологической точки зрения

Исторический взгляд на труды И.М. Сеченова

Заключение

Список литературы

Введение

"Честь создания настоящей большой русской физиологической школы и честь создания направления, определяющего в значительной степени развитие мировой физиологии, принадлежит Ивану Михайловичу Сеченову". Академик Леон Абгарович Орбели.

Для написания реферата по дисциплине: ФИЗИОЛОГИЯ ВНД и СС я выбрала тему: Иван Михайлович Сеченов и его произведение "Рефлексы головного мозга". Мой выбор обоснован тем, что я, действительно, заинтересовалась трудом И.М. Сеченова, впервые услышав о нем на лекциях в ВУЗе. После лекций я взяла в библиотеке книгу И.М. Сеченова "Избранные произведения" (Москва-1953) и, прочитав ее, восхитилась простотой и логичностью дававшейся в ней научной схемы.

Я считаю, что психологии не хватает так называемой биологизации, а также что ни одна теория, составленная не на эмпирическом уровне, а на уровне "литературных домыслов" не считается научной и не может давать истинного прогресса науки.

И.М. Сеченов как раз и делает попытку повести биологические науки и психологию одним путем, и я считаю, что ему это удается.

Кроме интереса к этой теме меня побудило выбрать именно ее такое обстоятельство как то, что эта тема затрагивает именно отечественного мыслителя, а без знания отечественных трудов не возможно истинное знание. На физиологии ВНД мы, можно сказать, впервые за время обучения в ВУЗе коснулись именно отечественных работ по психологии, и я, так сказать, решила не упускать свой шанс для того, чтобы освоить глубже хоть одно из многих отечественных направлений по психологии.

Итак, я в своей работе постараюсь как можно четче раскрыть основные положения теории И.М. Сеченова, немного расскажу о жизненном пути великого отечественного физиолога, а также постараюсь дать анализ того, какую роль в дальнейшем развитии науки сыграл труд И.М. Сеченова.

Некоторые сведения будут взяты из интернета, но только из зарекомендовавших себя известных сайтов (ВЕЛИКОПЕДИЯ, Knigatut.ru, сайт факультета психологии МГУ).

Буду рада, если моя работа принесет дополнительные знания не только мне, но и еще кому-нибудь, например, студентам моего курса.

Биография И.М. Сеченова

"Одно только беспристрастие заставляет нас признать, что Иван Михайлович заложил поистине краеугольные камни в учение о механизмах центральной нервной системы." И.П. Павлов

Родился 1 августа в 1929 г. в селе Теплый Стан Симбирской губернии (ныне село Сеченово Нижегородской области) в дворянской семье, где получил начальное образование. Учился в Главном инженерном училище Петербурга, после окончания которого в 1848 проходил военную службу в Киеве. В 1851 г. поступил вольнослушателем в Московский университет на медицинский факультет и с отличием окончил его "в степени лекаря с отличием с предоставлением… права по защищении диссертации получить диплом на степень доктора медицины". Затем в течение трех с половиной лет Сеченов учился в Германии, занимался не только биологическими дисциплинами, но также физикой и аналитической химией. За границей зародилась тесная дружба Сеченова с С.П. Боткиным, Д.И. Менделеевым, А.П. Бородиным, художником А. Ивановым.

В начале 1860 г. Сеченов приехал в Петербург, защитил диссертацию на степень доктора медицинских наук. Он начал читать лекции в Медико-хирургической академии: в марте - курс "животного магнетизма", а с осени - полный курс физиологии. Сеченовская лаборатория стала в те годы центром исследований в области не только физиологии, но и токсикологии, фармакологии в Петербургском университете. С 1876 по 1901 г. преподавал в Московском университете сначала в качестве доцента, а с 1891 г. - в качестве профессора.

В 1863 г. И.М. Сеченов делает свое выдающиеся открытие - устанавливает наличие в головном мозге особых центров, угнетающих спинномозговые рефлексы. Это открытие принесло ему мировую известность. В этом же году опубликовал свое произведение "Рефлексы головного мозга" или по первоначальному названию "Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы".

В 1870 г. И.М. Сеченов, по рекомендации И.И. Мечникова, избирается профессором физиологии Новороссийского (Одесского) Университета.

В 1876 г. был избран на должность руководителя кафедры физиологии Петербургского Университета и переехал в Петербург.

Основным принципом Сеченова был последовательный материализм, стойкое убеждение, что в основе всех физических явлений лежат материальные физико-химические процессы. Второй принцип научной методологии И.М. Сеченова состоял в том, что изучение всех физиологических явлений должно осуществляться методом эксперимента.

И.М. Сеченов умер 15 ноября 1905 г. от крупозного воспаления легких.

Наибольший вклад сделан И.М. Сеченовым в такие разделы физиологии, как газы крови и дыхательный газообмен, нейрофизиология с электрофизиологией и психофизиология.

апреля 1958 года в Москве перед зданием 1-го Московского медицинского института открылся памятник знаменитому русскому физиологу Ивану Михайловичу Сеченову работы скульптора Л.Е. Кербеля.

Произведения И.М. Сеченова, в том числе статья "Рефлексы головного мозга"

Произведения И.М. Сеченова:

.Рефлексы головного мозга

2.Глава первая. Невольные движения

.Глава вторая. Произвольные движения

.Впечатления и действительность

.Предметная мысль и действительность

6.О предмете мышления с физиологической точки зрения

О каждой из них подробнее.

Рефлексы головного мозга

В данном произведении И.М. Сеченов утверждает свой тезис о том, что все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение. (Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение).

Это произведение И.М. Сеченова является вводной частью в его, так называемую, теорию. Именно в ней он делит по происхождению все мышечные движения на две группы - невольные и произвольные, именно им он посвятит свои последующие главы, где он даст им более полный и точный анализ.

НЕВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Три вида невольных движений:

) Рефлексы (в тесном смысле) на обезглавленных животных, движения у человека во время сна и при условиях, когда его головной мозг, как говорят, не действует

) Невольные движения, где конец акта ослаблен против начала его более или менее сильно-задержанные невольные движения

) Невольные движения с усиленным концом - испуг, элементарные чувственные наслаждения. - Случаи, где вмешательство психического момента в рефлекс не изменяет природы последнего. - Сомнамбулизм, опьянение, горячечный бред и пр.

Основная теоретическая часть по теме невольных движений доказывается И.М. Сеченовым через примеры экспериментов на обезглавленной лягушке.

Невольные движения И. М Сеченов описывает как простейший механизм: от кожи к спинному мозгу тянутся чувствующие нервные нити, а из спинного мозга выходят к мышцам нервы движения; в самом же спинном мозгу обоего рода нервы связываются между собою при посредстве так называемых нервных клеток. Благодаря этой связи происходят отраженные движения - возбуждение чувствующего нерва отражается на движущем.

Далее раскрывается машинность спинного мозга: спинной мозг без головного всегда производит движения, если раздражается чувствующий нерв.

Но и головной мозг может действовать по принципу машины. И.М. Сеченов приводит в пример нервную даму, которая вздрагивает от ударов кулака по столу при определенной силе удара. Со временем она вздрагивать перестает. При увеличении силы удара опять вздрагивает, а при его повторении - перестает. В этом явлении проявляется детерминированность поведения, которую И.М. Сеченов формулирует в закон: если возбуждение чувствующего нерва сильнее того, какое ему когда-либо случалось выдерживать, то оно при всевозможных условиях вызывает роковым образом отраженны, т.е. невольные движения.

Но при этом если человек подготовлен к внешнему воздействию, то независимо от окончательного эффекта, в нем всегда родится противодействие этому влиянию. Это происходит благодаря функционированию головного мозга.

Кроме того головной мозг регулирует отношение между силой раздражения и его эффектом.

При внезапности действия раздражителя у человека возникает испуг. Высшая степень испуга - обморок и окаменелость. Эти явления родственны. Обморок происходит вследствие отражения с чувствующего нерва на бродящий. Возбужденный, тот ослабляет или даже приостанавливает биение сердца. Окаменелость выражается обыкновенно усиленным и продолжительным сокращением мышц лица и некоторых из других мышц туловища.

сеченов рефлекс головной мозг

Потом Сеченов плавно переходит к раскрытию сочетания деятельности отдельных отражательных элементов в сложное отраженное действие.

Он логически выводит так называемую необходимость: вне межклеточной связи нельзя было бы объяснить способа происхождения даже самого элементарного рефлекса.

Но сочетаются ли все отражательные элементы тела равномерно между собой?

Ответ: все тело животного можно разделить на 4 главных отражательных группы: головную - кожи и мышцы головы с их отражательной связью, туловищную - кожу и мышцы туловища с их нервной связью, группу верхних конечностей и такую же группу нижних. Каждая группа отделена от прочих и может действовать самостоятельно, но в то же время она связана со всеми остальными.

Механизм группирования отражательных элементов заключается:

.Вообще в сочетании нервных клеток между собою отростками

2.В связи некоторых отражательных элементов, из общей суммы их в теле, с изолированными от прочих центральными механизмами в продолговатом мозгу (а может быть и в др. частях головного мозга).

Главнейшие характеры невольных движений:

1.Движение происходит быстро вслед за чувственным раздражением.

.Невольные движения всегда целесообразны. Они направлены на выживание (в некоторых из случаев целесообразность доведена до такой степени, что движение перестает казаться наблюдателю автоматичным и начинает принимать характер разумного).

Рассмотрим такое сложное поведение человека, как пьяное состояние и поведение лунатика. При анализе данных примеров получаем:

1.Невольные движения могут сочетаться с движениями, вытекающими из определенных психических представлений

2.Невольные движения могут представлять целый ряд актов

.Бывают случаи невольного движения, где присутствие чувственного возбуждения, начало всякого рефлекса, хотя и понимается, но не может быть определено с ясностью.

Так у лунатика эквилибристика невольное движение может сочетаться с ходьбой, - актом, вытекающим из какого-нибудь психического представления, с движением неинстинктивным.

Все движения по механизму своего происхождения всегда невольны, если происходят без участия рассуждающей способности.

Этим и исчерпывается сфера невольных движений.

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Основными свойствами произвольных движений И.М. Сеченов считает:

.В основе движения не лежит ощутимого чувственного возбуждения

2.Движения определяются лишь самыми высокими психическими мотивами, самыми отвлеченными представлениями, например, мыслью о благе человеческого рода, любовью к родине и пр.

.Колебания внешней деятельности вниз до совершенного бесстрастия подчиняется воле; усиление же движений возможно лишь до известной степени

.Время наступления внешнего акта, если психический мотив его не осложнен страстностью, лежит в воле человека (и это осложнение вытекает преимущественно из самосознания)

.Продолжительность внешнего движения опять до известной степени подчинена воле (по самосознанию); предел ей кладет большее или меньшее утомление нервов и мышц. Высшая страстность психического мотива всегда доводит внешнюю деятельность до возможных, лежащих в организации мышц и нервов, пределов

.В высшей степени произвольные движения идут часто наперекор чувству самосохранения. Они целесообразны только с точки зрения обуславливающего их психического мотива

7.Группированием отдельных произвольных движений в ряды управляет воля (по самосознанию). Условие здесь опять - отсутствие страстности в психическом мотиве

8.Произвольное движение есть всегда сознательное.

Но действительно ли в основе произвольного движения нет чувственного возбуждения? Если же есть, то почему в типической форме этого явления оно замаскировано?

Пример: человек рождается на свет с очень незначительным количеством инстинктивных движений и ощущений. В том числе и зрительные ощущения у новорожденного слабы. У ребенка перед глазами держат обыкновенно предметы ярких цветов. Глаз его, блуждая в разные стороны, получает различной силы световые ощущения, но сильнее всего, когда зрительная ось упала на предмет. Мозг ребенка так устроен, что свет, чем ярче, тем больше ему нравится. Ясно, что при этом условии ребенок без всякого рассуждения, т.е. невольно, будет стремиться удержать глаз в том положении, в каком ощущение приятнее. История повторяется не раз, не два, а тысячу, и ребенок выучивается смотреть. Мышечное движение, играющее здесь главную роль, есть акт всегда невольный, развивающийся в данном направлении под влиянием привычки.

Таким образом, путем совершенно непроизвольного изучения последовательных рефлексов во всех сферах чувств у ребенка является тьма более или менее полных представлений о предметах - элементарных конкретных знаний. Последние в цельном рефлексе занимают то же место, что и ощущения страха в невольном движении; соответствуют деятельности центрального элемента отражательного аппарата. Огромную роль играет тут и активность самого новорожденного.

Теперь о новой сущности: человек, как известно, обладает способностью думать образами, словами и другими ощущениями, не имеющими никакой прямой связи с тем, что в это время действует на его органы чувств. В его сознании рисуются, следовательно, образы и звуки без участия соответствующих внешних действительных образов и звуков. Но поскольку все эти образы и звуки он прежде видел и слышал в действительности, поскольку и способность думать ими, без соответствующих внешних субстратов, называется воспроизводящею ощущения способностью.

Получается, что звук, образ и всякое ощущение сохраняются в нервных аппаратах в скрытом состоянии между действительным ощущением и моментом его воспроизведения. Речь идет о памяти. Без нее каждое действительное ощущение не оставляло б о себе следа и в миллионный раз воспринималось как в первый.

След ощущения остается долгое время и по исчезании сопровождающего его начала ясного субъективного ощущения, совершенно естественна. Ощущение сохраняется в скрытой форме.

Если же сохранение ощущения в скрытой форме в течении ночи объяснимо, то становится объяснимым и сохранение его на годы. Так при запоминании однажды встретившегося человека бывает получено множество разнородных дискретных ощущений: движение и черты лица, поза, походка и манера говорить, звук голоса, предмет разговора - все остается в памяти более или менее долго, смотря по силе впечатления, но, наконец, все следы начинают постепенно ослабевать. Вдруг встречается другой человек, между дискретными ощущениями от которого есть одно очень схожее с соответствующим от первого. Последнее оживает, освежается; как будто вновь стоишь перед старым ощущением. Если такого рода условия время от времени повторяются, то след не исчезает.

Итак, от частоты повторения реального ощущения или рефлекса ощущение делается яснее, а через это и самое сохранение его нервным аппаратом в скрытом состоянии становится прочнее. Скрытый след сохраняется долее и долее, ощущение труднее забывается.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственной.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Покажем, как сливаются ассоциированные ощущения в целое.

Условия: ассоциация - последовательный ряд рефлексов, в котором конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени и упрочнение этой ассоциации - это частота повторений ассоциации в одном и том же направлении. При ее образовании малейший внешний намек на ее часть влечет за собой воспроизведение целой ассоциации.

Между действительным впечатлением с его последствиями и воспоминании об этом впечатлении, со стороны процесса, в сущности, нет ни малейшей разницы. Это тот же самый психический рефлекс с одинаковым психическим содержанием, лишь с разностью в возбудителях. Я вижу человека, потому что на моей сетчатой оболочке действительно рисуется его образ, и вспоминаю потому, что на мой глаз упал образ двери, около которой он стоял.

Сеченов делает вывод: все без исключения психические акты, не осложненные страстным элементом, развиваются путем рефлекса. Стало быть, и все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые, обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные.

И рядом с тем, как человек, путем часто повторяющихся ассоциированных рефлексов, выучивается группировать свои движения, он приобретает (тем же путем рефлексов) и способность задерживать их. Отсюда и вытекает тот громадный ряд явлений, где психическая деятельность остается, как говорится, без внешнего выражения, в форме мысли, намерения, желания…

А что ж тогда размышление? Сеченов отвечает так: мысль есть первые две трети психического рефлекса.

Еще одно свойство мысли - она одарена в высокой степени характером субъективности.

Но то, что мысль является причинной поступка - заблуждение, ведь первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна.

Один из особых актов сознательной жизни - страсть. Сеченов считал ее усиленным рефлексом.

Страстность порождает неудовлетворенная потребность. Чаще всего это очень яркая привлекающая нас вещь и, обязательно, редкая. Так как все, даже малозначимое новое, нас заинтересовывает - а постоянно встречающееся, даже изысканное, надоедает и притупляется. Также и в нравственных идеалах - мальчик, увидев на картине рыцаря в яркой одежде, овладел страстью идеала. Он начал внешне подражать ему. Потом он узнал о нравственных ценностях рыцаря и стал подражать в первую очередь им, считая, что именно в них и кроется основная сущность рыцаря. Потом, повзрослев, мальчик забыл о рыцаре, а прошлые нравственные суждения превратились в стереотипную привычку и стали неотъемлемой частью личности.

Любовь к женщине проявляется подобным образом. Мальчик влюбляется в девушку всегда не своего круга - так как те женщины, какие окружают его с детства, вызывают в нем иные ассоциации. Он влюбляется в смутный образ, который наделяет только лучшими качествами, а потом, встретив, по его мнению, похожую девушку, он переносит свой идеал женщины на нее и любит в ней этот идеал, а не ее реальную, по сути. Потом он открывает в ней много нового, разгорается пламя страсти, но по истечении двух - трех лет страсть угасает (не любовь, а страсть). Так как по законам любого рефлекса - при постоянном проявлении раздражителя его эффект угасает, из-за утомления рецепторов. Но если идеал женщины был близок к идеалу, то любовь продолжается в форме дружбы. И редко возможно проявление такой страсти повторно, потому что идеал найден и эта девушка стала уже неотъемлемой частью его идеала девушки. Повторное зарождение страсти говорит о каком-то неудовлетворении.

Оканчивает главу Сеченов доводом, что без внешнего чувственного раздражения возможна хоть на миг психическая деятельность и ее выражение - мышечное движение. Ведь если у человека забрать чувствующие нервы, лишить слуха и зрения ничто не повлияет на его покой, и он будет спать вечно - до смерти.

Впечатления и действительность

В данной статье Сеченов поднимает вопрос о степени реальности видимого нами мира.

Первый тезис, говоримый Сеченовым: в основании всякого впечатления извне лежит совершенно нерасчленимая до сих пор форма чувствования - то, что называют ощущением света, запаха… и хотя форма эта несомненно зависит как от устройства воспринимающего органа, так и от внешнего источника, но последний исчезает в ощущении бесследно. В чувстве боли не содержится прямо никаких указаний, какою причиною она произведена. Чувство сладости или горечи в веществах совершенно непостижимо по происхождению. Каким образом из колебаний, т.е. движений родится чувство света, - опять неразрешимая загадка. Словом, во всей области чувствования между ощущением и его внешним источником переходного моста нет. Следуя такой точке зрения, многие делают вывод о субъективности воспринимаемого нами мира.

Но он не согласен с ним, т.к. абсурдно смотреть на стройные научные теории и не верить в те методы, какими достигнуты эти вершины. Да и то, что видя круг мы щупаем круглый обруч руками и чувствуем именно круг говорит о том, что все наши органы чувств говорят нам об одном, что тоже гласит о правдивости видимого нами. Другое дело, что есть некоторые нюансы неточного видения или чувствования - иллюзии. Но их ведь всегда можно подправить через разумное мышление и получаемый жизненный опыт. Однако он доказывает это лишь для некоторых сторон зрительных и осязательных впечатлений, именно для линейных очертаний, распределения и перемещений предметов в пространстве.

Предметная мысль и действительность

Если в статье "ВПЕЧАТЛЕНИЯ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ" Сеченов нашел сходство в впечатлении и действительности лишь для отдельных черт, выхваченных из цельного впечатления, то в данной статье Сеченов ведет этот вопрос дальше и говорит вообще о тех связях или отношениях между звеньями (или фазами) цельного впечатления, которыми определяется его внутренний смысл, о тех связях, благодаря которым цельное впечатление превращается в чувственную мысль и, будучи облачено в слово, дает общеизвестные трехчленные предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и связки. Но если первое и второе действительно реально, то о реальности третьего компонента говорить трудно.

Сеченов формирует ключевой вопрос: в какой мере чувствуемые нами связи и отношения между внешними предметами представляют сколок с действительности, и насколько они суть продукты чувственной организации человека и навязаны умом его внешнему миру.

Человеку присущи такие свойства, как умение обособлять предметы в пространстве, т.е. ясно различать раздельность предметов и умение обособлять явления в пространстве и времени, т.е. различать перемены в положении и состоянии тел.

Затем идет различение предметов по постоянным и характерным приметам, по которым предметы узнаются и отличаются друг от друга.

Уже в раннем детском возрасте происходит группировка предметов в одну категорию по сходству (яблоня, груша, слива, береза - все это деревья), кроме того ребенка волнуют причины происходящих явлений.

Наука повторяет эти процессы познания по аналогии с ребенком. Разница лишь в том, что ребенок пользуется только природными чувствами, а наука пускает в ход целый арсенал искусственных средств анализа.

Но обособление - это чувство предмета замкнутого в границу. Но границы тел узнаются только зрением и осязанием; значит, пространственное обособление земных предметов есть результат исключительно зрительных или осязательных (или обоих вместе) актов, и, насколько последние передают контуры предметов сходно с действительностью, настолько чувственное обособление соответствует реальному.

Получается, что чувствуемая и мыслимая нами раздельность предметов в пространстве навязана нашему уму извне. А чувствуемое нами движение всегда реально - и оба они сходны друг с другом. Значит все чувствуемые нами перемещения предметов в пространстве суть реальности, и все атрибуты движения навязаны нашему чувству извне.

Измерение пути и времени перемещения служит во всех случаях тренированное мышечное чувство, сопровождающее передвижения глаз. Но есть еще один измеритель времени - слух. Но как видно из наблюдений, слух приспособлен к улавливанию коротких колебаний. Поэтому для нашего слуха обособленное звуковое явление есть тот звуковой минимум, которым характеризуется звучание данного предмета (шипение змеи, жужжание насекомого)

Если же в опровержение предположить, что на самом деле звуки не колеблются - длятся долго, без переходов - то природа сама же отвергнет данную мысль: барабанная перепонка колеблется, передавая колебания звуков, а с тех пор, как устроен телефон и фонограф, вопрос этот разрешен вполне.

Сходство же между звуком и производящим его внешним движением хотя и касается всех сторон последнего как периодического колебания, именно продолжительность движения, силы и частоты колебаний, но не сходство в строгом смысле слова, а есть лишь параллельность или соответствие. Слышимый звук может быть сходен только со звуком же, не с движением, тогда как в зрительной области видимая форма походит на действительную.

Сеченов считает, что само различие предметов проходит в бессознательных тайниках памяти, где и происходит сравнение свойств предметов с уже имеющимся опытом индивида.

Каким же образом из разъединения признаков в предмете вытекает предметная мысль? - как, в сущности, описываются предметы ландшафта? - слева от зрителя стоит гора, под горой - река, вдалеке - мост, справа от речки - церковь. Как же это делается? В дело замешано особенное устройство глазной сетчатки, заставляющее человека двигать глазами, с целью видеть предметы не только в общих очертаниях, но и детально.

Если раскрыть книгу и устремить совершенно неподвижно оба глаза на середину какого-нибудь слова, состоящего из 10 букв, то ясно мы увидим не больше 5 букв; и это потому, что образ их занимает тогда на сетчатке все пространство ясного видения форм, называемое желтым пятном. Однако рядом с этим глаза видят всю печатную страницу и только не могут различить деталей. С далеким ландшафтом та же история, только теперь предмет в несколько сажен может дать образ, умещающийся при протяжении желтого пятна. По этой причине ясно видимые детали близких предметов занимают доли вершков, а подробности далекого предмета - сажени или десятки сажен.

Благодаря этому свойству человек учится распознавать мышечным чувством глаза топографические понятия (вверху, внизу, справа, слева).

Лет сорок тому назад люди знали, что внешние предметы рисуются на сетчатке в извращенном виде, но не могли понять, отчего же мы видим предметы прямо, не головой вниз. Теперь недоумений на этот счет нет. Верхом мы называем ту часть предмета, для прикасания к которой поднимаем руку вверх и для ясного видения которой поднимаем глаза в том же направлении. Но глазные яблоки, имея шарообразную форму, двигаются в своих гнездах, как шары около центров. Поэтому в то время, как передняя поверхность глаза двигается вверх, задняя, с прикрепленной к ней сетчаткой опускается вниз.

Теперь представим себе, что перед глазом О стоит предмет АВ, образ которого ab на сетчатке не умещается на желтом пятне cd.

Чтобы ясно видеть точку А, нужно поставить глаз так, чтобы середина желтого пятна пришлась в точку а, т.е. чтобы желтое пятно встало против точки А. но для этого человек должен опустить заднюю поверхность глазного яблока с сетчаткой вниз, а переднюю поднять вверх. Опускания задней половины мы не видим, а поднимание передней чувствуем на себе и видим на других. От которого же из этих направлений заимствовать имя движению, как не от видимого передвижения передней поверхности?

Клички даются ведь обыкновенно только тому, что мы видим или чувствуем. Оттого и говорят, что, смотря на А, мы смотрим вверх, смотря на В - вниз.

Итак, насколько топографический анализ зрительных картин может быть сведен на ряд попарных сопоставлений предметов по их положению, все три элемента предметной мысли даны различным движением глаз наблюдателя, обведение контуров дает подлежащее и сказуемое, а переход глаз с одного предмета на другой - связку или отношение между ними.

Для отличия одного предмет от другого иногда достаточно одного контура, но чаще всего для этого необходима совокупность свойств. Так чтоб отличить апельсин от другой вещи нам достаточно трех свойств: форма, цвет и запах (хотя у него этих свойств гораздо больше. Этот процесс также проходит в тайниках памяти, вне сознания, т.е. без всякого участия ума и воли.

Итак, хотя все акты узнавания предметов представляют результаты очень сложной переработки повторяющихся внешних воздействий, но в них нет никаких признаков извращения реальных впечатлений. Обособление некоторых признаков в примету не есть плод намеренного умственного анализа, а результат бессознательно действующих механизмов памяти.

Итак, сравнение происходит без сознания, без воли. Оно осмыслено, если утверждаемое в трехчленном предложении сходство кажется нашему чувству таковым. Аксиома, лежащая в основе житейского и научного познания внешнего мира, гласит следующее:

Каковы бы ни были внешние предметы сами по себе, независимо от нашего сознания, - пусть наши впечатления от них будут лишь условными знаками, - во всяком случае, чувствуемому нами сходству и различию знаков соответствует сходство и различие действительное.

Последнюю категорию умственных сопоставлений представляет причинная зависимость.

В предметном мире нет никакой причинной связи между факторами явлений, а есть лишь взаимодействие, совершающееся всегда в пространстве и времени.

Окончательным выводом Сеченова является тезис, что все элементы предметной мысли, насколько она касается чувствуемых нами предметных связей и отношений в пространстве и времени, соответствует действительность.

О предметном мышлении с физиологической точки зрения

Впервые этот вопрос был затронут величайшим физиологом - Гельмгольцем.

Сеченов опять выводит формулу, совмещающую все элементы мысли: трехчленное предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого и связки. И своей задачей Сеченов ставит подыскать физиологические эквиваленты всем трем частям предложения - подлежащему, сказуемому и связке.

Подлежащее и сказуемое всегда обозначают реальные факты, "Они суть продукты внешних воздействий на наши органы чувств". Связка же выражает отношение, зависимость между подлежащим и сказуемым. При этом все мыслимые отношения между предметами внешнего мира подводят в настоящее время под три главные категории: совместное существование, последование и сходство. Первой категории соответствуют пространственные отношения, второй - преемство во времени. Как частный случай последования, приводится еще причинная зависимость.

Предметная мысль по смыслу же представляет собой членораздельную группу, в которой члены с предметным характером могут быть связаны между собой на три разных лада: сходством, пространственным отношением и преемством во времени.

Членораздельное впечатление - это наблюдение с помощью умения управлять шестью придатками зрительного образа (кроме цвета) - контур, рельеф, величина, положение в пространстве, его покой или движение - враздробь, видя в предмете раздельно или все семь сторон, или несколько, смотря по числу приходящих в действие придатков.

Таким образом, физиологический эквивалент подлежащего и сказуемого - раздельные реакции упражненного органа чувств на сложное внешнее воздействие.

Что же такое связка? Со времен Канта было справедливо считать, что для чувства связи предметов существует специальный орган, что-то вроде внутреннего зрения. Сеченов этим органом зовет мышечное чувство.

Вывод: насколько мысль представляет членораздельную группу в пространстве или во времени, связке в чувственной группе всегда соответствует двигательная реакция упражненного органа чувств, входящая в состав акта восприятия.

Схема процесса акта сопоставления предметов мысли по сходству такова: все наши впечатления всегда держатся в памяти. Мы сохраняем в ней полный образ и отдельные части образа, а когда часть предмета (пусть даже не весь предмет) обнаруживает сходство с др. предметом или его частью, память активируем запомнившийся опыт, что позволяет нам провести сравнение.

Исторический взгляд на труды И.М. Сеченова

Много сил и времени отдавал Сеченов развитию женского образования. Под его руководством были проведены первые психофизиологические исследования, выполненные русскими женщинами. Сеченов участвовал в организации и работе Высших женских курсов в столице, преподавал на женских курсах при Обществе воспитательниц и учительниц в Москве.

В 1863 г. И.М. Сеченов делает свое выдающиеся открытие - устанавливает наличие в головном мозге особых центров, угнетающих спинномозговые рефлексы. Это открытие принесло ему мировую известность. В этом же году опубликовал свое произведение "Рефлексы головного мозга" или по первоначальному названию "Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы.

К 40-м годам относится еще одно открытие русского ученого-явление суммации.

В общей сложности им опубликовано около 30 оригинальных работ, отредактирован перевод двухтомного сочинения Дарвина "Происхождение видов": И.М. Сеченов становится одним из известнейших ученых России.

Особенно важные результаты получены им при изучении роли эритроцитов в переносе и обмене углекислоты. Им было показано, что углекислота находится в эритроцитах не только в состоянии физического растворения, и в виде бикарбоната, но и в стоянии нестойкого химического соединения с гемоглобином. На этом основании И.М. Сеченов пришел к выводу, что эритроциты являются переносчиками кислорода от легких к тканям и углекислоты - от тканей к легким.

Огромное значение для развития отечественной нейрофизиологии имели также работы И.М. Сеченова "Физиология нервной системы" (1866) и особенно "Физиология нервных центров (1891), в которых были обобщены и критически проанализированы как результаты собственных экспериментов, так и данные других исследовании.

И.М. Сеченов является одним из основоположников отечественной электрофизиологии. Его монография "О животном электричестве" (1862) была первой работой по электрофизиологии в России.

Кроме того, работы Сеченова дали возможность для потока научных мыслей в новом русле. По его работам строил свою теорию и Павлов, взяв из нее множество концепций, но какие - то из них и опровергнув. Ведь наука никогда не стоит на месте. Павлов назвал И.М. Сеченова отцов русской физиологии.

Заключение

В своем реферате я постаралась кратко и логично передать основной смысл таких произведений И.М. Сеченова, как

7.Рефлексы головного мозга

8.Глава первая. Невольные движения

.Глава вторая. Произвольные движения

.Впечатления и действительность

.Предметная мысль и действительность

12.О предмете мышления с физиологической точки зрения

После краткого введения я написала небольшое количество информации о жизни великого физиолога, а потом приступила непосредственно к его работам.

При этом первая работа "Рефлексы головного мозга" - вводная для двух следующих "Невольные движения" и "Произвольные движения", именно в ней и происходит подразделение движений на два ключевых понятия. В этих работах Сеченов сводит всю сознательную деятельность человека к движению, а всякое движение к рефлексу.

В статье "Впечатления и действительность" Сеченов нашел сходство в впечатлении и действительности лишь для отдельных черт, выхваченных из цельного впечатления, например, для осязания, зрения…

В статье "Предметная мысль и действительность" Сеченов ведет этот вопрос дальше и говорит вообще о тех связях или отношениях между звеньями (или фазами) цельного впечатления, которыми определяется его внутренний смысл, о тех связях, благодаря которым цельное впечатление превращается в чувственную мысль и, будучи облачено в слово, дает общеизвестные трехчленные предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и связки.

А в статье "О предмете мышления с физиологической точки зрения" Сеченов находит физиологические эквиваленты для предметной мысли. Ими он зовет членораздельную группу в пространстве или во времени и двигательная реакция упражненного органа чувств, входящая в состав акта восприятия.

Закончив ознакомление с некоторыми работами Сеченова, я приступила к развертыванию такого вопроса, как "Исторический взгляд на труды И.М. Сеченова".

Мне удалось охватить далеко не всю информацию по этому вопросу. Так я не рассмотрела из запланированных вначале мною такие статьи Сеченова, как "Кому и как разрабатывать психологию" и "Элементы мысли". Но, в целом, самые основные вопросы по раскрытию данной темы я затронула и, надеюсь, что мой реферат будет понятен и полезен читателю.

Список литературы

1.И.М. Сеченов "Избранные произведения" (Москва - 1953)

2.http://ru. wikipedia.org/wiki/ <http://ru.wikipedia.org/wiki/>

3.<http://Knigatut.ru>

.http://www.psy. msu.ru/people/sechenov.html <http://www.psy.msu.ru/people/sechenov.html>

5.http://taina. aib.ru/biography/ivan-sechenov. htm <http://taina.aib.ru/biography/ivan-sechenov.htm>

.<http://www.stovelikih.ru/DOCTORS/page63.html>

Похожие работы на - Иван Михайлович Сеченов и его произведение 'Рефлексы головного мозга'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!