Биологические и личностные факторы, влияющие на склонность к ревности в партнерских отношениях

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    183,82 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Биологические и личностные факторы, влияющие на склонность к ревности в партнерских отношениях

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА

КАФЕДРА «ОБЩЕЙ, ВОЗРАСТНОЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»










ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «Биологические и личностные факторы, влияющие на склонность к ревности в партнерских отношениях»

Студентки Лариковой Юлии Игоревны

Заведующая кафедрой: к.псх.н., доцент Романова Е.В.

Научный руководитель: Доцент Сытько Т.И.

Санкт-Петербург 2009 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Биологические и личностные детерминанты склонности к ревности в партнерских отношениях

.1 Ревность и ее основные характеристики

1.2 Биологические факторы, влияющие на склонность к ревности

.3 Психологические факторы, влияющие на склонность к ревности

.4 Факторы, способствующие и препятствующие построению супружеских отношений

Глава 2. Методология исследования биологических и личностных факторов, влияющих на склонность к ревности в партнерских отношениях

.1 Описание экспериментальной выборки

.2 Методы исследования

.3 Методы математико-статистической обработки данных исследования

Глава 3. Природные предпосылки склонности к ревности

.1 Особенности партнерских отношений

.2 Выраженность свойств нервной системы и темперамента у испытуемых

.3 Склонность к ревности у испытуемых

.4 Взаимосвязь свойств нервной системы и склонности к ревности

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Теме семьи и брака в настоящее время уделяется большое внимание, в том числе и на государственном уровне. Улучшение демографической ситуации и укрепление института семьи, по словам Дмитрия Медведева, это долгосрочная политика государства. Проблемы российской семьи, ее целостности и благополучия были в центре внимания государства в 2008 году. Были запущены долгосрочные программы в разных областях здравоохранения, образования, социологии. Необходимо разработать и реализовать и психологические программы, направленные на поддержание и укрепление семьи.

В данной работе исследуется такое чувство, как ревность, которое уже разрушило и способно разрушить еще многие семьи. Ревность издавна считается верной спутницей любви. Но все люди в разной степени склонны к ревности. Необходимо исследовать причины ревности, биологические и личностные факторы, влияющие на склонность к ревности, чтобы в дальнейшем разработать эффективные методы позволяющие диагностировать причины ревности и помочь супругам справится с этим чувством.

Теме ревности пока не уделено достаточно внимания в психологической науке, несмотря на то, что многие психологи занимались данным вопросом (Гиппенрейтер Ю.Б., Крайг Г., Кулагина И.Ю., Куттер П., Навайтис Г. и др.).

Необходимо отметить, что результаты исследования факторов, влияющих на склонность к ревности, могут быть интересны как для развития теоретической базы, так и в клинической практике в семейной психотерапии.

Таким образом, целью данной работы является исследование факторов, влияющих на склонность к ревности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

.        Анализ литературных источников раскрывающих понятия ревность, партнерские отношения, описывающих биологические и личностные факторы, влияющий на склонность к ревности;

.        Осуществить анализ и выбор методик, которые способствовали бы экспериментальному изучению биологических и личностных факторов влияющих на склонность к ревности в партнерских отношениях;

.        Выявить особенности нервной системы и темперамента у испытуемых исследуемой группы;

.        Установить взаимосвязь между склонностью к ревности и особенностями нервной системы и темперамента у испытуемых исследуемой группы.

Предметом данного исследования является склонность к ревности.

Объектом данного исследования являются группа здоровых людей. Общее количество испытуемых - 20 человек, из них 10 - мужчин и 10 - женщин. В исследовании принимали участие юноши и девушки от 20 до 30 лет, имеющие незаконченное высшее или высшее образование, имевшие или имеющие долговременные партнерские или супружеские отношения.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что выраженность склонности ревности зависит от пола и особенностей темперамента.

В работе использовались методы анкетирования и тестирования. Применялись следующие методики:

·        для выявления склонности к ревности - опросник: «Ревнивы ли Вы?»

·        для выявления установок на партнерские отношения - опросник: «Правда или заблуждение».

·        для выявления особенностей темперамента методика Я. Стреляу «Методика диагностики темперамента».

Глава 1. Биологические и личностные детерминанты склонности к ревности в партнерских отношениях

1.1 Ревность и ее основные характеристики

супружеский ревность темперамент характер

Ревность - желание безраздельно распоряжаться всем временем и всеми силами, душевными и телесными, другого человека. Это эмоция, направленная на определенный объект. Выражается она в страстной недоверчивости, подозрительности, мучительных сомнениях в чьей-либо верности, любви, полной преданности. Ревность может послужить мотивом преступления. Ревность - проявление собственнического инстинкта, усугубленного повышенным эгоизмом. Тема ревности лежит в основе огромного количества литературных произведений. Сложился стереотип, что ревность - показатель силы любви. Недаром существует фраза «Ревнует - значит любит». На данный момент мнения исследователей в этой области изменились, ведь ревность чаще всего показатель эгоизма. Очень часто ревность лежит в основе преступлений; некоторые страны даже имеют в своем уголовном кодексы статьи, посвященные убийствам и другим преступлениям на почве ревности.

Ревность - разрушающее чувство, сопряженное с необъяснимым внутренним волнением. В поисках причин возникновения этого чувства, ревнивец с большим усердием производит анализ всевозможных фактов и факторов, которые подсознательно кажутся ему реальными. Различают 3 вида ревности: классическая и алкогольная (наркотическая и т.п.) и патологическая. Классическая ревность возникает, когда один объект состоящий в паре начинает чувствовать волнение и недоверие к второму объекту. Часто недоверие вырабатывается в течение длительного периода времени, когда он (она) уличают ее (его) во лжи. Волнение же в свою очередь может быть следствием срабатывания древнего инстинкта приближения соперника. В небольших дозах такая ревность только поддерживает чувства и доказывает наличие любви между людьми. Алкогольная ревность - это чувство собственного бессилия и малозначимости человека подверженного какой-либо зависимости. В таких случаях ревность может быть абсолютно неразумной, не поддающейся логике и спонтанной. Часто алкоголик в момент ремиссии (период неупотребления) может принять позывы организма получить привычный стимулятор за волнение ревности. Этот период можно и нужно преодолевать. Однако по сравнению с классической ревностью этот вид ревности более разрушительный, т.к. алкоголик обвиняет всех и вся во всевозможных грехах только для того, чтобы у него появился моральный повод снять стресс, т.е. продолжить употребление. Патологическая ревность - самая опасная и труднообъяснимая. Как правило возникает еще в детстве. На протяжении жизни человека она только усиливается и принимает все более и более причудливые и извращенные формы. Патологический ревнивец в детстве ревнует любимую воспитательницу к другим детям, в школе - учительницу, в семье - жену и т.д. Причем проявления его чувств как правило агрессивные и повторяющиеся (циклические). В моменты эмоционального всплеска такой человек просто опасен для окружающих. Причиной же такого всплеска может быть все что угодно: от неосторожного взгляда до безобидного слова или дела. В моменты затухания - патологический ревнивец осознает всю абсурдность и нелогичность своих действий. Однако момент наступления нового всплеска нельзя ни предсказать, ни предугадать.

Ревность - любое эмоциональное состояние <#"511350.files/image001.gif">

Рис.1. Соотношение доминирующих инстинктов у испытуемых исследуемой группы.

Как видно из рисунка у 25 % испытуемых доминирующим является инстинкт самосохранения. У 45% испытуемых (по15%) доминирует инстинкты продолжения рода, исследования и свободы. Остальные испытуемые поделились примерно поровну - у них доминирующими являются инстинкты альтруизма, доминирования и сохранения достоинства (по 10%).

.3 Выраженность свойств нервной системы и темперамента у испытуемых

Выраженность свойств нервной системы измерялась с помощью методики Я.Стреляу. Данные приведены в таблице 3.

Таблица 2. Особенности темперамента у испытуемых исследуемой группы.

ПОКАЗАТЕЛИ

Среднее

Mинимум

Maксимум

Станд. откл.

Сила возбуждения

51,4

22,0

76,0

13,2

Сила торможения

56,6

36,0

76,0

10,5

Подвижность нервных процессов

54,2

30,0

74,0

12,3


Среднее значения по показателю «подвижность процессов возбуждения», «сила торможения», «подвижность нервных процессов» относится к высокому уровню выраженности. На основе анализа сочетания свойств нервной системы было получено следующее распределение типов темперамента у испытуемых (рис 1)

Рис.1. Соотношение типов темперамента у испытуемых исследуемой группы.

Как видно из рисунка 52 % испытуемых относятся к флегматическому типу темперамента. Остальные испытуемые поделились примерно поровну - и они являются представителями холерического и сангвинического типов. К сожалению, представителей меланхолического типа в данной группе не обнаружено.

3.4 Склонность к ревности у испытуемых

Склонность к ревности определялась с помощью методики: «ревнивы ли вы?». Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3. Выраженность склонности к ревности у испытуемых.

ПОКАЗАТЕЛИ

Среднее

Mинимум

Maксимум

Станд. откл.

Склонность к ревности

21,3

11,0

30,0

6,4


Среднее значение по группе относится к уровню умеренной выраженности ревности. Испытуемые распределились следующим образом:

от 10-17 баллов получили 7 человек. Эти испытуемые добродушны, доверчивы, не эгоистичны. Эти качества уберегут их от многих неприятностей в жизни и помогут сохранить желанного партнера.

от 18 - 24 у 7 человек, это значит, что они умеренно ревнивы. У них достаточно ума, чтобы отдавать себе отчет в своей ревности и держать ее в узде, не создавая ситуаций, унизительных для них и их партнера.

от 25 - 30 набрало 6 человек. Они очень ревнивы, постоянно подозревают своего партнера в измене. Не осознавая этого, они постоянно сомневаются в своем чувстве, а эти сомнения медленно, но неуклонно их разделяют. Надо больше доверять себе и супругу, если они хотят сохранить свой союз.

Для наглядности представим данное распределение испытуемых на рисунке (рис. 2)

Рис.2. Соотношение испытуемых с различной выраженностью склонности к ревности.

.5 Взаимосвязь свойств нервной системы и склонности к ревности

Для исследования взаимосвязи между исследуемыми показателями использовался корреляционный анализ Спирмена. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4. Корреляционная матрица: взаимосвязи исследуемых показателей.

ПОКАЗАТЕЛИ

Правда/забл.

Ревность

Сила в.

Сила Т.

Подвиж.

Самосохранения

Продолжения рода

Альтруизма

Исследования

Доминирования

Свободы

Правда/забл.

1,00

0,45

-0,16

0,36

-0,18







Ревность

0,45

1,00

-0,33

-0,10

-0,47







Сила возбуждения

-0,16

-0,33

1,00

0,44

0,50







Сила тормож.

0,36

-0,10

0,44

1,00

0,19







Подвижность

-0,18

-0,47

0,50

0,19

1,00







Самосохранения






1,00






Продолжения рода







1,00





Альтруизма








1,00




Исследования









1,00



Доминирования










1,00


Свободы











1,00

Сохранения достоинства

















 

ПОКАЗАТЕЛИ

Правда/забл.

Ревность

Сила в.

Сила Т.

Подвиж.

Самосохранения

Продолжения рода

Альтруизма

Исследования

Доминирования

Свободы

Правда/забл.

1,00











Ревность


1,00










Сила возбуждения



1,00









Сила тормож.




1,00








Подвижность


-0,47

0,50


1,00







Самосохранения






1,00






Продолжения рода







1,00





Альтруизма








1,00




Исследования









1,00



Доминирования










1,00


Свободы











1,00

Сохранения достоинства













Было получено две значимые корреляционные связи:

Выявлена отрицательная корреляционная связь между показателями «подвижности нервных процессов» и «склонности к ревности», г= -0,47 при р=0,05. Это говорит о том, что чем больше выражена склонность к ревности, тем меньше выражена подвижность нервных процессов. Верно и обратное - чем больше выражена подвижность нервных процессов, тем меньше выражена склонность к ревности. Подвижность нервных процессов положительно связана с показателем силы возбуждения. Таким образом, у людей с высокой силой возбуждения и низкой подвижностью (то есть высокой инертностью нервных процессов) склонность к ревности выражена в большей степени.

Эмпирическое исследование, проведенное на группе из 20 испытуемых в возрасте от 20 до 30 лет, позволило выявить следующее:

. У испытуемых исследуемой группы имеет место средний уровень выраженности ошибочных установок на партнерские отношения

. У испытуемых «подвижность процессов возбуждения», «сила торможения», «подвижность нервных процессов» относятся к высокому уровню выраженности. В исследуемой группе больше всего представителей флегматического темперамента, сангвинический и холерический темпераменты представлены примерно в равной степени. Представителей меланхолического темперамента нет.

. Выявлена взаимосвязь между свойствами нервной системы (темперамента) и склонностью к ревностью. Люди, отличающиеся такими свойствами как сила возбуждения и инертность нервных процессов оказываются более ревнивыми (на что указывают обнаруженные корреляционные связи). Полученные зависимости достоверны на 5% уровне значимости, это говорит о том, что полученная закономерность характерна только для исследуемой группы. Возможно, данная закономерность будет подтверждена при повторении измерений на группе более многочисленной

На наш взгляд, в данном исследовании должны участвовать сотни людей и не одной национальности, т.к темперамент и образ жизни в разных странах различается.

В данном эмпирическом исследовании также было замечено, что очень трудно определить тип темперамента, т.к. чаще всего свойства того или иного типа темперамента смешаны, именно поэтому на наш взгляд, темперамент человека точно можно узнать лишь после длительного общения с ним.

Мы считаем, что главным недостатком нашей работы является отсутствие испытуемых с меланхолическим типом темперамента, т.к. среди испытуемых не выявилось ни одного яркого представителя данного темперамента.

Но в целом мы выявили некоторую закономерность и частично достигли своей цели.

·        Люди уверенные в себе и своем партнере ревнуют меньше;

·        Люди - сангвиники и холерики ревнуют чаще и сильнее.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале данной работы, частично подтвердилась.

Заключение

О ревности написано много, «Отелло» и «Маскарад» - только вершины этого литературного айсберга. И чаще всего пишут о ней именно так, как в этих великих пьесах. То есть, повторяя все ту же расхожую истину, что ревнивец - человек хороший, только вот обстоятельства сложились так, что он просто обязан был поверить в измену жены или подруги. А вообще-то он достоин и жалости и сострадания, потому что «если ревнует, значит, любит»!

Любовь - если это настоящая любовь - проверяется прежде всего доверием. Любишь - значит веришь. Не веришь - значит не любишь. Смысл настоящей любви - отдавать. Больше того, отдавать, ничего не требуя взамен.

А это трудно. Для многих даже странно. Потому что куда проще звучит формула: «Я тебя люблю, и поэтому ты должна…» Она понятна, как чек в супермаркете: я оплачиваю защиту и материальное содержание, а мне на кассе выдают юное тело и верность в одном пакете.

Но отношения, выстроенные по формуле «ты - мне, я - тебе», могут быть очень прочными и долгими, но все равно это лишь торговая сделка, при которой любая из сторон имеет право на учет и контроль. Значит, и на недоверие.

Список литературы

1.       Афанасьева Т. Семейные портреты. - СПб.: Питер, 1990. - 167 с.

.        Васильева Э.К. Семья и ее функции. - СПб.: Питер, 1995. - 104 с.

.        Галкина Т.В., Ольшанский Д.В. «Адаптационная модель» мотивации выбора партнера по диаде в отношениях любви и дружбы» // «Личность в системе общественных отношений» (Тезисы научных сообщений к 6 Всесоюзному съезду общества психологов СССР), Москва, 1983

.        Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. - Спб.: СОТИС, 1999. - 320 с.

.        Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: «Черо», 2005. - 336 с.

.        Гозман Л.Я, Алешина Ю.Е. «Шкалы любви и симпатии» //«Методические программы и методики исследований брака и семьи», Москва, 1986

.        Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. - 385 с.

.        Гунтхард Вебер. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера. Издательство института психотерапии - М., 2002

.        Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования, 1995, №10.

.        Диля Еникеева Счастье на двоих или психология брака

.        Даллос Д., Роллан В. Ревность. - Пер. с фран. О. Басанцевой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 144 с.

.        Дружинин В. Психология семьи. - М.: Просвещение, 1995. - 467 с.

.        Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. И специальности «Соц. Работа» / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 246 с.

.        Климов Е. А. Основы психологии: учебник для вузов / Е. А. Климов. - М.: Культура и спортЮНИТИ, 1997. - 295 с.

.        Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1998. - 649 с.

.        Крайг Грэйс. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

.        Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.

.        Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни / Б. Ливехуд. - Калуга, 1994. - 320 с.

19.     Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера. - Л.,1983.

20.     Майерс Д. «Социальная психология» СПб, Питер, 2001 - 415с.

.        Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.

.        Навайтис Г. Тайны семейного (не)счастья.- М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - 176 с.

.        Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

24.     Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера, 2002 г.

25.     Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 512 с.

.        Разин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. - М.: Просвещение, 1996. - 193 с.

.        Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: издательский дом «Бахрах-М», 2006. - 672 с.

.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

.        Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.

.        Савинов Л.И. Семьеведение. - Саранск, 2000. - 340 с.

.        Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2000. - 253 с.

.        Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.: Просвещение, 1996. - 295 с.

.        Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М.: Просвещение, 1983. - 264 с.

.        Сысенко В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений. - М.: Просвещение, 1998. - 109 с.

.        Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. - М.: Речь, 1996. - 344 с.

.        Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Речь, 1993. - 241 с.

.        Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 400 с.

.        Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2003. - 215 с.

.        Чернышов В.Н. Любовь, семья, здоровье / В.Н. Чернышов, В.И. Орлов, Ю.А. Петров, А.А. Сависько, С.И. Петрова. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. - 280 с.

.        Шейнов В.П. Мужчина плюс женщина: Познать и покорить. - Минск - Харвест, 2000. - 233 с.

.        Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. - М.: Просвещение, 1990. - 166 с.

.        Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. - 546 с.

.        Языкова В.С. Мир семьи: ожидания и реальность. - М.: Просвещение, 1997. - 220 с.

Приложения

Приложение 1. Бланк опросника «Правда или заблуждение»

Утверждения

С точки зрения реальности

С точки зрения желания


верно

неверно

верно

неверно

1. Если я позвоню себе близкие отношения с тобой, то потеряю себя





2. Если ты узнаешь мои недостатки, ты оставишь меня





3. Мы - одно целое





4. Быть уязвимой(ым) и ранимой(ым) всегда плохо





5. Мы никогда не будем ссориться или критиковать друг друга





6.Если что-то идет не так, это моя вина. Я - плохой человек





7. Чтобы быть любимой(ым), я всегда должна(ен) выглядеть счастливой(ым), веселой(ым), беззаботной(ым)





8. Мы будем полностью доверять друг другу - сразу и навсегда





9. Мы будем все делать вместе





10. Ты будешь инстинктивно улавливать все мои желания и потребности





11. Если я не буду контролировать себя полностью, то жизнь превратится в хаос и счастье развалится





12. Если мы действительно любим друг друга, мы будем неразлучны





13. Да, я тебя понимаю





Всего






Приложение 2. Ключ интерпретации вопросов

Диагностируемая тема

Ответы «да» на номера вопросов

1. Стремление к слиянию, потребность человека в симбиозе

3, 9, 10, 12, 13

2. Неуверенность в себе, низкая самооценка

1, 2, 4, б, 7, 10

3. Заблуждения, касающиеся эмоциональной стороны взаимоотношений

2,4, 5,7,8, 11


Приложение 3. Бланк опросника темперамента Я. Стреляу

Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На ответы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Отвечайте «да», «не знаю», «нет». Не пропускайте какого-либо вопроса.

ВОПРОСЫ

1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?

2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения?

3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (после отпуска, каникул и т.д.)?

7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об усталости?

8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?

9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?

10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?

11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев?

12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-то непонятное?

13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения?

14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Можете ли Вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя, как обычно, в кругу незнакомых Вам людей?

18. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?

19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?

21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ?

22. Влияет ли обычное окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение?

23. Способны ли Вы переносить неудачи?

24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите Вы так же свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на все готовый ответ?

27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важное для себя решение?

28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?

29. Обладаете ли Вы быстротой реакции?

30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеры к походке или манерам людей более медлительных?

31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро?

32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, на семинарах?

33. Легко ли Вам испортить настроение?

34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы?

35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим?

36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером?

38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важного дела?

39. Если Вы читаете какой-либо текст, то удается ли Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений автора?

40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиком?

41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо в том, что он не прав, если такое поведение целесообразно?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое Вами решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать ночью, после того, как работали весь день?

46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу?

47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?

48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, которые того требуют?

49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реакции?

51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке?

52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду прямо в глаза?

53.  Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, накануне встречи с начальником и т. п.?

54.  Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55.  Нравятся ли Вам частые перемены?

56.  Восстанавливаете ли Вы полностью свои силы после ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа?

57.  Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требует разнообразных действий в течение короткого времени?

58. Как правило, Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями?

59. Ожидаете ли. Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начинаете говорить сами?

61. Способны ли Вы к напряженной учебе, работе?

62.  Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?

63.  Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях и т. п.?

64.  Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?

65.  Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем,

как принять важное решение?

. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся Вам препятствия?

. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?

. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь стереотипной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково?

. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательные в общественных местах?

.Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций?

.Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?

. Нравится ли Вам работа, требующая больших усилий?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых движений?

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения?

77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам работы терпеливо ждать, когда закончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как стали свидетелем каких-либо неприятных событий?

79. Быстро ли Вы просматриваете газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы нормально работать не выспавшись?

82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва?

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы, и т.п.?

84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходимо окончить, если знаете, что Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас?

85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите обычно?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ожидаете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли приспособиться к ритму человека более медлительного, чем Вы?

91. Можете ли Вы планировать свои занятия так, чтобы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел?

92. Может ли веселая компания изменить Ваше угнетенное состояние?

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?

94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая?

95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?

96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает?

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных условиях?

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если этотребуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других людей?

101. Нравится ли Вам часто менять род занятий?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих случаях?

104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?

106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии (подавленности)?

107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного умственного утомления?

108. В состоянии ли Вы спокойно долго ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. Можете ли Вы спокойно аргументировать свои высказывания во время бурного разговора?

111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию?

Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?

.Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114.Умеете ли Вы интенсивно работать?

115.Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха?

116.Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117.Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае?

118.Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?

119.Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми?

120.Владеете ли Вы мимикой?

121.Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений?

122.Считаете ли Вы себя смелым человеком?

123.Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124.Можете ли Вы преодолеть нежелание работать в момент неудачи?

125.В состоянии ли Вы длительное время стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом просят?

126.В состоянии ли Вы преодолеть свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?

127.Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128.Легко ли Вы выходите из равновесия?

129.Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обязательные в Вашей среде правила поведения?

130.Нравится ли Вам выступать публично?

131.Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без длительного подготовительного периода?

132.Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?

133.Энергичны ли Ваши движения?

134.Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?

Приложение 4. Бланк опросника «Ревнивы ли Вы»

1. Когда ваш партнер говорит по телефону, вы:

а) стараетесь понять, кто звонит;

б) спокойно продолжаете заниматься своим делом;

в) прямо спрашиваете, кто это звонит, или берете трубку параллельного телефона в соседней комнате.

. Вам кто-то сказал, что вашего партнера видели наедине с представителем другого пола. Вы:

а) игнорируете это сообщение как не имеющее к вам никакого отношения;

б) при случае спросите своего партнера об этой встрече;

в) расспрашиваете вашего доброжелателя о подробностях.

. Ваш партнер ведет личный дневник, не показывая его вам. Вы:

а) тайком прочитаете записи;

б) уважаете право партнера на собственную духовную жизнь;

в) прямо настаиваете на том, чтобы вам дали прочитать этот дневник.

. Кто-то преподнес вашему партнеру коробку конфет. Вы:

а) спрашиваете, от кого этот подарок;

б) не интересуясь происхождением конфет, с удовольствием участвуете в их поедании;

в) выбрасываете коробку (естественно, вместе с конфетами) в мусорный ящик.

. Вы любите комплименты своей внешности?

а) не терплю;

б) часто принимаю их с удовольствием;

в) иногда бывает приятно.

. Вы пошли на танцы, и ваш партнер один раз танцует не с вами. Вы:

а) не обращаете на это особого внимания;

б) интересуетесь, о чем они говорили во время танца;

в) вам неприятно это, но вы не подаете виду.

. Ваш партнер некоторое время отсутствовал. Вы:

а) по возвращении расспрашиваете его о том, где он был и что делал;

б) с нетерпением ожидаете его возвращения;

в) устраиваете ему скандал или начинаете расследование.

. Если в компании вам приходится познакомить вашего партнера с человеком другого пола, вы:

а) стараетесь дать понять новому знакомому, что вы - уже устоявшаяся пара;

б) делаете это только в том случае, если сам ваш партнер этого хочет;

в) не афишируете ваши взаимоотношения.

. Если вы идете в гости с вашим партнером, то вы:

а) проводите весь вечер, не отходя от него;

б) развлекаетесь и с другими гостями;

в) весь вечер следите, с кем контактирует и что делает ваш спутник.

. Если ваш партнер обсуждает с вами какую-либо перемену в своем облике, например новую прическу или одежду, вы:

а) сразу принимаете эту перемену;

б) внимательно ее обсуждаете;

в) не видите тут предмета для обсуждения.

Приложение 5. Тест на выявление доминирующего инстинкта и профиля личности по инстинктам

Ознакомьтесь с тестом, после чего отметьте знаком «плюс» наиболее близкие Вам, наиболее отвечающие Вашим глубинным чувствам и отношениям к себе, к другим и к жизни утверждения, памятуя при этом, что необходимо в каждом из семи разделов (разделы ограничены цифрами от I до VII), отметить этим знаком три утверждения, т.е. обязательно поставить в целом двадцать один «плюс».

I.       1. Неоспорима и вытекает из самой природы человека поговорка «Своя рубаха ближе к телу»..    2. Для нормального человека интересы семьи на первом месте..         3. Несчастны люди, которые не видят, как много интересного на этом свете.  4. Вы без колебаний ставите на первое место в работе не оплату труда, не перспективу должностного роста, привилегии и удобства, а интерес к ней и наличие в ней возможностей для творчества..        5. Вы всегда стремитесь к лидерству, и для Вас карьера - естественное самоутверждение человека, мерило того, чего он стоит..  6. На первом месте всегда и во всем - свобода, свобода, свобода, а потом все остальное..         7. Вы способны простить человеку обман, черствость, эгоизм, но никогда и никому не прощаете высокомерия по отношению к Вам..       8. Каждый нормальный человек должен прежде всего обеспечить себе материальное благополучие, и тогда все остальное приложиться само собой, ибо прав сказавший «бытие определяет сознание».        9. Человек может допустить легкомыслие в отношении себя, но недопустимо легкомыслие по отношению к семье..      10. Нет безвыходных положений. Если Бог закрыл перед кем-то двери, он обязательно открывает перед этим кем-то форточку, и в конечном итоге все зависит от самого человека..        11. Нет ничего интереснее, чем работа в коллективе успешных и талантливых людей..        12. В жизни, как и в спорте важно только перовое место..         Кто-то преподнес вашему партнеру коробку конфет. Вы:.      а) спрашиваете, от кого этот подарок;.   б) не интересуясь происхождением конфет, с удовольствием участвуете в их поедании;.       в) выбрасываете коробку (естественно, вместе с конфетами) в мусорный ящик..      Вы любите комплименты своей внешности?.   а) не терплю;.      б) часто принимаю их с удовольствием;.  в) иногда бывает приятно..   Вы пошли на танцы, и ваш партнер один раз танцует не с вами. Вы:. а) не обращаете на это особого внимания;.      б) интересуетесь, о чем они говорили во время танца;.         в) вам неприятно это, но вы не подаете виду.. Ваш партнер некоторое время отсутствовал. Вы:.   а) по возвращении расспрашиваете его о том, где он был и что делал;.        б) с нетерпением ожидаете его возвращения;.  в) устраиваете ему скандал или начинаете расследование..     Если в компании вам приходится познакомить вашего партнера с человеком другого пола, вы:.   а) стараетесь дать понять новому знакомому, что вы - уже устоявшаяся пара;.         б) делаете это только в том случае, если сам ваш партнер этого хочет;.      в) не афишируете ваши взаимоотношения..         Если вы идете в гости с вашим партнером, то вы:.   а) проводите весь вечер, не отходя от него;.  б) развлекаетесь и с другими гостями;.   в) весь вечер следите, с кем контактирует и что делает ваш спутник.. Если ваш партнер обсуждает с вами какую-либо перемену в своем облике, например новую прическу или одежду, вы:.         а) сразу принимаете эту перемену;.    б) внимательно ее обсуждаете;.      в) не видите тут предмета для обсуждения..         2.       3

Приложение 6. Общее описание выборки испытуемых

Фамилия, имя

возраст

пол

1

Гончарова Лена

22

ж

2

Гуров Алеша

25

м

3

Мазанова Аня

28

ж

4

Максуль Юля

21

ж

5

Синицына Оля

29

ж

6

Тимофеев Вова

22

м

7

Тропина Настя

21

ж

8

Тюнякин Саша

22

м

9

Улыбин Артем

24

м

10

Фидкова Даша

25

ж

11

Функ Соня

22

ж

12

Чулкова Наташа

28

ж

13

Юшков Андрей

28

м

14

Яковлев Максим

30

м

15

Евсеева Марина

22

ж

16

Ратманов Олег

23

м

17

Роганова Анжела

21

ж

18

Смирнова Маша

29

ж

19

Ткачева Таня

20

ж

20

Кондратюк Валя

23

ж


Приложение 7. Результаты исследования по методике «Ревнивы ли вы»

Фамилия, имя

верно

1

Гончарова Лена

10

2

Гуров Алеша

9

3

Мазанова Аня

8

4

Максуль Юля

9

5

Синицына Оля

12

6

Тимофеев Вова

2

7

Тропина Настя

5

8

Тюнякин Саша

8

9

Улыбин Артем

4

10

Фидкова Даша

6

11

Функ Соня

12

12

Чулкова Наташа

11

13

Юшков Андрей

9

14

Яковлев Максим

2

15

Евсеева Марина

10

16

Ратманов Олег

4

17

Роганова Анжела

7

18

Смирнова Маша

8

19

Ткачева Таня

9

20

Кондратюк Валя

12


Приложение 8. Результаты по тесту Я.Стреляу

ФИО

Сила процессов возбуждения

Сила процессов торможения

Подвижность нервных процессов

Тип темперамента

1

Гончарова Лена

Высокая 59

Высокая 59

Высокая 62

сангвиник

2

Гуров Алеша

Высокая 45

Средняя 41

Высокая 58

сангвиник

3

Мазанова Аня

Низкая 22

Средняя 47

Высокая 54

Флегматик/ меланхолик

4

Максуль Юля

Высокая 44

Высокая 56

Высокая 66

флегматик

5

Синицына Оля

Низкая 37

Средняя 41

Высокая 49

Флегматик/ меланхолик

6

Тимофеев Вова

Высокая 55

Высокая 54

Высокая 62

сангвиник

7

Тропина Настя

Высокая 68

Высокая 60

Высокая 74

холерик

8

Тюнякин Саша

Высокая 48

Высокая 57

Низкая 35

Флегматик/ меланхолик

9

Улыбин Артем

Высокая 72

Высокая 64

Высокая 68

холерик

10

Фидкова Даша

Высокая 54

Высокая 59

Высокая 59

флегматик

11

Функ Соня

Высокая 46

Высокая 69

Средняя 42

флегматик

12

Чулкова Наташа

Высокая 76

Высокая 76

Высокая 68

сангвиник

13

Юшков Андрей

Высокая 70

Высокая 68

Холерик/ сангвиник

14

Яковлев Максим

Средняя 39

Высокая 55

Высокая 44

флегматик

15

Евсеева Марина

Высокая 52

Высокая 62

Высокая 44

флегматик

16

Ратманов Олег

Высокая 56

Высокая 48

Средняя 40

холерик

17

Роганова Анжела

Высокая 44

Низкая 36

Высокая 50

холерик

18

Смирнова Маша

Высокая 54

Высокая 49

Высокая 51

сангвиник

19

Ткачева Таня

Средняя 42

Высокая 68

Высокая 60

флегматик

20

Кондратюк Валя

Высокая 45

Высокая 69

Низкая 30

флегматик


Приложение 9. Результаты по тесту «Ревнивы ли вы»

ФИО

Баллы

1

Гончарова Лена

15

2

Гуров Алеша

27

3

Мазанова Аня

24

4

Максуль Юля

22

5

Синицына Оля

30

6

Тимофеев Вова

23

7

Тропина Настя

11

8

Тюнякин Саша

24

9

Улыбин Артем

21

10

Фидкова Даша

29

11

Функ Соня

26

12

Чулкова Наташа

19

13

Юшков Андрей

16

14

Яковлев Максим

12

15

Евсеева Марина

30

16

Ратманов Олег

17

17

Роганова Анжела

24

18

Смирнова Маша

13

19

Ткачева Таня

13

20

Кондратюк Валя

30

















Похожие работы на - Биологические и личностные факторы, влияющие на склонность к ревности в партнерских отношениях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!