Особенности работы медицинской сестры выездной службы Хоспис

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    566,98 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности работы медицинской сестры выездной службы Хоспис












Курсовая работа

Особенности работы медицинской сестры выездной службы Хоспис

Введение

“Хоспис - дом, где утешают боль”

проф. Г.А. Новиков

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы одним из приоритетных направлений медицины является проблема улучшения качества жизни онкологических больных. Это возможно связано с увеличением числа онкологических больных, а также возможностях современной медицины поддерживать их жизнеспособность в долгосрочной перспективе. В современных экономических условиях России развитие идей хосписного движения и оказания паллиативной помощи тяжелой категории больных, более успешно осуществляется в столичных городах и крупных областных центрах, где больше финансовых и организационных возможностей. Существование таких серьёзных заболеваний, зачастую не просто тревожат общество, но и держат его в состоянии явного или скрытого страха. Никто не может дать гарантии полного излечения при онкозаболевании, и это не единственный фактор, травмирующий пациента и окружающих его людей.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), рак является одним из самых распространенных заболеваний и одной из главных причин смертности (ежегодно от него умирает 6 миллионов человек). В настоящее время в мире насчитывается более 20 миллионов человек, которым диагностирован рак. Это заболевание является причиной 20 процентов случаев смерти в промышленно- развитых странах. Ежегодно во всем мире регистрируется 10 миллионов новых случаев раковых заболеваний, согласно прогнозам к 2020 году их будет 15 миллионов.

По данным В.И. Чиссова, и соавторов в 2007 году в России было зарегистрировано 2 млн. 387 тыс. онкологических больных. Ежегодно вновь выявляется более 460 тыс. онкологических больных, среди которых каждый четвертый пациент (23,3%) уже при установлении диагноза ЗНО имеет IV стадию заболевания. (Чиссов В.И. НовиковГ.А Прохоров Б.М. и др. «Состояние и перспективы развития паллиативной помощи онкологическим больным». Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным).

По данным главного онколога Петербурга Алексея Барчука, каждый год в стране заболевает раком 18 тысяч человек - это 50 человек в день, 40 из них умирают. (Долгошева А. интервью с главным онкологом Санкт-Петербурга Барчуком А.С. «Санкт-Петербургские ведомости от 11.05.2007г).

В настоящее время умирающему человеку достойно уйти из жизни пытаются помочь в стенах учреждения, которое называется “хоспис”. Необходимо отметить, что возникновение хосписного движения напрямую связано с гуманистическими традициями, которые декларировали особое отношение к страданию и смерти. Система медицинской и социальной помощи умирающим больным в нашей стране находится в периоде становления хосписной службы. Особое значение здесь приобретает работа медицинской сестры, которая находится в постоянном контакте с больным и должна не только быть внимательна к нему, но и готовить к потере родственников пациента. Петербург был пионером в России по организации “хосписов”.

Цель исследования - изучить особенности работы медицинской сестры выездной службы Хоспис.

Задачи исследования:

      лексико-тематический анализ понятий «хоспис» и «паллиативная помощь»;

      описание истории становления и развития хосписа;

      выявление проблем хосписной помощи в России;

      исследование проблем и специфики сестринского дела в паллиативной медицине;

      характеристика состояния хосписной помощи в Санкт-Петербурге;

      анализ развития синдрома эмоционального выгорания у медсестер, оказывающих паллиативную и хосписную помощь;

      изложение рекомендаций по совершенствованию процесса сестринского ухода в работе выездной службы хоспис.

Объект исследования: персонал медицинских сестер.

Предмет исследования: специфика работы медицинских сестер выездной службы “хоспис”

Методы исследования: анкетирование, анализ статистической отчетности.

База исследования - ГУЗ ГП № 17 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга выездная служба «хоспис».

Глава 1. Хоспис и паллиативная помощь: сущность, история развития

 

.1 Определение понятий «хоспис» и «паллиативная помощь»


Слово «хоспис» имеет латинское происхождение. Латинское слово «hospes» первоначально означало «чужестранец», «гость». Но в поздние времена значение его изменилось, и оно стало обозначать также хозяина, а слово «hospitalis», прилагательное от «hospes», означало «гостеприимный, дружелюбный к странникам». От этого слова произошло и другое - hospitium, означавшее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем, а впоследствии, и место, где эти отношения развивались. Эквивалент в древнееврейском языке имеет то же значение гостеприимства. В поздние времена латинское «hospes» трансформировалось в английское слово «hospice», которое по данным Большого англо-русского словаря (1989) означает «приют», «богадельня», «странноприимный дом».

Р. Поллетти отмечает, что хосписом называлась ночлежка или богадельня, где останавливались паломники на пути в Святую землю.(Ф. Найтингейл. Записки об уходе. Ответственный редактор профессор Г.М. Перфильева. Издательский дом «Русский врач» 2005г. Приложение к журналу « Медицинская сестра»).

Обычно первые хосписы располагались вдоль дорог, по которым проходили основные маршруты христианских паломников. Они были своего рода домами призрения для уставших, истощенных или заболевших странников. Однако хосписы не отказывали в помощи и окрестным жителям.

Слово "хоспис", этимологически не связанное со смертью, в более поздние периоды получило ряд неожиданных значений, перекликающихся с целями и задачами сегодняшнего хосписа. Хотя большинство раннехристианских хосписов заботилось в большей мере о душевном покое своих гостей, в хосписах заботились и о теле заболевших, считали их паломниками на важном пути, пути духовного совершенствования. Конечно, первые хосписы не были созданы специально для ухода за умирающими, однако, без сомнения, их заболевшие гости были окружены заботой и вниманием до конца. (Чиссов В.И. Новиков Г.А Прохоров Б.М. и др. «Состояние и перспективы развития паллиативной помощи онкологическим больным». Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным).

К понятию « хоспис» тесно примыкает понятие « паллиативная помощь».

Система ухода, которая направлена на оказание больному помощи для облегчения его соматического и психического состояния. А также на поддержание его социального и духовного потенциала получила название системы паллиативной помощи.

Паллиативная помощь - это активная общая помощь больному, в той стадии заболевания (терминальной), когда лечение оказывается неэффективным.

Согласно определению ВОЗ: « Паллиативная помощь - это деятельность, направленная на улучшение качества жизни больных со смертельным заболеванием и их близких путём предупреждения и облегчения страданий с помощью раннего выявления, тщательной оценки и устранения боли и других физических, психологических, социальных и духовных страданий».

В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими проявлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение.

Главный принцип,- от какого бы заболевания пациент не страдал, каким бы тяжёлым это заболевание не было, какие средства не были бы использованы для его лечения, всегда можно найти способ повысить качество жизни больного в оставшиеся дни.

Если нет способа остановить прогрессирование основного заболевания, нельзя говорить пациенту, что « больше ничего нельзя сделать». Это никогда не бывает абсолютной истиной и может выглядеть, как отказ от оказания помощи. В такой ситуации ему можно оказывать психологическую поддержку и контролировать патологические симптомы.

Целью паллиативной помощи является обеспечение как можно более высокого качества жизни как для пациента, так и для его семьи.

Жизнь по-настоящему качественна, когда идеал и реальность - приближены.

1.2 История становления и развития хосписа


В мире первый хоспис появился в Англии. Врач Сесилия Сандерс уже в зрелом возрасте пришла работать в госпиталь, где вплотную столкнулась с проблемой онкологических больных. Страдания одного из пациентов тронули ее так глубоко, что она занялась этой проблемой всерьез и в 1967 году организовала хоспис. Затем появились хосписы в Америке, в других странах. А когда началась перестройка, англичанин Виктор Зорза приехал с идеей хосписов в Россию. (Чиссов В.И. Новиков Г.А Прохоров Б.М. и др. «Состояние и перспективы развития паллиативной помощи онкологическим больным». Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным).

В начале девятнадцатого века врачи редко приходили к умирающим больным, даже чтобы констатировать их смерть. Эту обязанность выполняли священники или чиновники.

В основу философии хосписа были положены, прежде всего, забота о личности, открытость разнообразному опыту, научная тщательность психологических, медицинских, социальных разработок. Сесилия Сандерс пришла работать в хоспис в 1947 году, но даже спустя 40 лет, молодым сотрудникам раздавали экземпляры Годовых отчётов, чтобы дать им представление о духе настоящей хосписной работы. Основным вкладом Сесилии Сандерс в хосписное движение, а также в целую отрасль паллиативной медицины, было установление режима приёма морфина не по требованию, а по часам. Такой режим выдачи обезболивающего был огромным и революционным шагом вперёд в деле ухода за больными с неизлечимыми стадиями рака.

На сегодняшний день на Западе хосписы широко распространены: в них осуществляется уход, медицинская помощь, облегчающая страдания больных и психологическая помощь.

Развитие хосписного движения и открытие огромного числа этих учреждений в различных странах постепенно привело к тому, что понятие «хоспис» стало включать в себя не только тип учреждения для неизлечимо больных, но и концепцию ухода за умирающими больными (Mount). (Из истории хосписов // <#"511304.files/image001.gif">      предельное психо-эмоциональное истощение

      отстранённость от пациентов и от работы

      ощущение неэффективности всех своих действий и достижений

Симптомы хронической усталости:

.     физические (усталость, утомляемость, бессонница, головокружение, расстройство пищеварения и др.)

2.       эмоциональные (пессимизм, цинизм, чёрствость, безразличие, агрессивность, раздражительность, тревога, чувство вины и др.)

.        поведенческие (желание отдохнуть; безразличие к еде; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств и т.д.)

.        интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам и т.п.)

.        социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома)

На сегодняшний день проблема оказания помощи онкологическим больным в России осложняется не только периодическим отсутствием обезболивающих препаратов в хосписах, слабо развитыми службами психологической, моральной и социальной поддержки населения, но и развитием хронической усталости у медицинского персонала и текучестью кадров сотрудников хосписа. Проблема текучести кадров и риск развития хронической усталости особенно велик при работе с тяжелыми больными (геронтологическими, онкологическими пациентами, агрессивными и суицидальными больными).

Синдром хронической усталости - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Стресс, связанный с работой, является важной проблемой медицинского персонала.

Синдром хронической усталости - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к развитию синдрома хронической усталости

2.3 Исследование риска развития хронической усталости и текучести кадров медсестер выездной службы Хоспис


Мы попытались выявить развитие хронической усталости и текучести кадров в коллективе медицинских сестер, работающих с онкологическими больными, в пределах взрослой сети поликлиник Красногвардейского района. Симптомы усталости мы попытались обнаружить посредством анкетирования (образец анкеты в приложении 6.1).

Данные обзора литературных источников мы подтвердили проведенными нами исследованиями (анкета, интервью). На вопросы анкеты (в приложении 6.2 представлена анкета со сводными ответами) ответили 30 человек среднего звена. Все респонденты, принимавшие участие в анкетировании - женщины. Большая часть опрошенных относится к возрастной группе «старше 50 лет».

Рис.1. Замечаете ли Вы у себя признаки ХУ

Мед.сестры ответили:

Да - 27%

Нет - 63%

Не знаю - 10%

При оценке полученных данных анкетирования обнаружилось, что распространённость хронической усталости составила 27%, т.е. более чем каждая четвертая медицинская сестра обнаружила у себя признаки хронической усталости и нуждается в помощи специалиста-психолога (рис.1).

 

Рис.2 Изменилась ли Ваша позиция по призванию за время работы

Анализ ответов на вопрос: “Изменилась ли Ваша позиция по призванию за время работы?”, показал, снижение числа медсестер, работающих без профессионального интереса. Это объясняется более углубленным вхождением в профессию (рис. 2)

Рис.3 Являлась ли медицина Вашим призванием во время обучения

Это несомненно важный момент для столь специфичной сферы деятельности. Сострадание, желание помочь ближнему в купе с профессиональной подготовкой фактически необходимое условие для медсестер, оказывающих паллиативную и хосписную помощь.

Рис. 4. Профессиональная мотивация медсестер


Обнаружено, что подавляющее большинства опрошенных медсестер считают, что развитие хронической усталости, практически не зависит от возраста. (рис. 5).

Рис.6 Считаете ли Вы, что чем больше стаж работы в медицине, тем больше риск развития ХУ

Большинство опрошенных медсестер видят прямую зависимость развития хронической усталости от стажа профессиональной деятельности (рис. 6).

Так же был задан вопрос: « Ваше отношение к смерти среди пациентов?»

Рис.7 Ваше отношение к смерти среди пациентов.

Обработка данных показала, что почти половина опрошенного среднего медицинского персонала (43%) не могут примириться с самим фактом существования смерти. Их главный вопрос, на который они пытаются найти ответ можно сформулировать так - “почему люди должны умирать”. Это, по нашему мнению медицинские сестры, у которых появляется хроническая усталость так как главной причиной ее развития является психологическое, душевное переутомление.

% медицинских сестер пытается отстранить от себя страхи, как только пациента касается дыхание смерти. 16% рационально мыслящих медицинских сестер делают попытки переложить ответственность на самих пациентов. В данном случае, на наш взгляд интерес представляет логические суждения медсестер: пациент сам виноват в своей смерти (“почему не соблюдал предписаний врача?”, “ почему не вел здоровый образ жизни”, “почему не бросил курить” и т. д.). И, наконец, самый интересный факт, по нашему мнению состоит в том, что 28% медицинских сестер вообще не занимает вопрос страха смерти они «никогда не чувствовали», “не отмечали”. Одним словом - реакция отрицания.

Таким образом, проведенные исследования показали, что у большинства сестер очень сильны впечатления, чувства, связанные с умирающими больными и самим фактом их смерти. Мы попросили наших опрошенных написать эссе, посвященные умирающим больным. Это исследование подтвердило, что все, что связано со смертью больных, представляет серьезную психическую нагрузку для сестер. Причем они по-разному реагируют на смерть больных, вызывающую такое сильное психическое напряжение. На основе работ сестер можно было видеть, что часть их вместе со своими больными пытается сделать невозможное, надеется, верит, ждет: а вдруг… Вдруг все-таки можно помочь. Вот они с одной стороны отличные кандидаты в выездную службу “хосписа” и с другой стороны кандидаты на увольнение.

При личном интервью оказалось, что из числа медсестер, сохранивших или приобретших интерес к профессии, признаки усталости проявила каждая четвертая, а из числа сохранивших негативное отношение или разочаровавшихся в профессии, признаки усталости - каждая третья. Таким образом, видно, что развитие усталости слабо зависит от наличия или отсутствия профессиональной мотивации.   

На основании всего выше сказанного в этом разделе можно сделать только один главный вывод - важной сестринской проблемой выездной службы хоспис - это риск развития хронической усталости, приводящее к текучести квалифицированных кадров.

Так же было проведено анкетирование и среди среднего медицинского персонала поликлиники.

Рис.8 Возраст медицинских сестер.

Рис.9. Специализация

Рис. 10 Образование медицинских сестер.

Рис.11 Стаж работы по специальности.

Рис.12 Квалификационная категория.

Возраст и профессиональные качества медицинских сестер.

Рис.13

Рис.14

Рис.15

Рис.16

Рис.17

Рис.18

Рис.19

Рис.20

Рис.21

Рис.22

Рис.23

Рис.24

Рис.25

Рис.26

Рис.27

Рис.28

 

Рис.29

Глава 3. Работа выездной службы хоспис: состояние, анализ деятельности, работа медсестер, рекомендации по совершенствованию

 

.1 Общая характеристика работы службы хоспис в Санкт-Петербурге


Сегодня в городе развернуто 8 стационарных подразделений службы хоспис обшей мощностью 214 коек и 18 выездных бригад, которые оказывают паллиативную помощь онкологическим больным IV клинической группы и их семьям в период и после утраты в стационаре и на дому в 12 районах города общей численностью населения 3,6 млн. человек. В течение года около 7 тысяч семей пациентов получают паллиативную помощь и психологическую поддержку. Численность населения, закрепленного за стационарными подразделениями, существенно варьирует и составляет от 344 до 46 тысяч человек на 10 коек, что, как показывает опыт, существенно отражается на обеспеченности инкурабельных больных необходимым адекватным объемом помощи.

Госпитализация осуществляется выездной службой хоспис в стационарные подразделения и хосписы в соответствии с зонами обслуживания онкологических больных.

Прикрепление хосписов по районам:

Хоспис №1: Приморский, Курортный, Петроградский

Хоспис №2: Колпинский, Невский, Фрунзенский

Хоспис № 3: Выборгский, Красногвардейский,

Хоспис №4: Калининский, Центральный.

ГУЗ « Городской гериатрический медико-социальный центр»(отделение хоспис): Адмиралтейский, Василеостровский.

ГУЗ « ГБ №14» ( отделение хоспис): Кировский, Красносельский, Петродворцовый

ГУЗ «ГБ №20» ( отделение хоспис): Московский , Пущкинский.

ГУЗ «ГБ №36» ( отделение хоспис): Кронштадтский, Курортный

При отсутствии мест в соответствии с прикреплением возможна госпитализация в любой стационар или хоспис.

В последние годы отмечается рост летальности в стационарах хосписов, что обусловлено в некоторой степени обеспечением более четкого соблюдения принципа работы службы, возможности выбора пациентом условий, в которых он может завершить жизненный путь, а также в связи с обеспечением, на наш взгляд, оптимального соотношения амбулаторной и стационарной паллиативной помощи.

Структура хосписа:

Аппарат управления

Выездная служба хоспис

Стационарное отделение

Дневные стационары

Функции структурных подразделений

Аппарат управления организует и контролирует работу всех подразделений хосписа, осуществляет связь с вышестоящими, общественными и религиозными организациями, частными лицами.

Выездная служба осуществляет первое знакомство с пациентом, паллиативное лечение на дому, социально-психологическую реабилитацию и поддержку пациента и его родственников, госпитализацию в стационар хосписа, активное наблюдение пациентов в том числе выписывающихся из стационара хосписа, в течении всего терминального периода их жизни на дому.

Стационарное отделение проводит паллиативное лечение, реабилитацию и уход за наиболее тяжелыми пациентами, при невозможности их ведения на дому. Во время пребывания пациента в стационаре его семья имеет возможность для отдыха.

Дневной стационар обеспечивает социальную поддержку пациентам, предоставляет квалифицированный уход и медицинскую помощь, парикмахерские услуги, массаж, водные процедуры. Дает возможность многим пациентам оставаться дома на много дольше, чем это было возможно в отсутствии дневного стационара. Помогает членам семьи, оказывает социальную и психологическую поддержку.

Хосписы вошли органичной частью в систему онкологической службы; их развитие позволило обеспечить четкую преемственность и непрерывность наблюдения больных от установления диагноза до последнего дня жизни, повышение качества жизни пациентов и их семей, уменьшение социальной напряженности. Снижение нагрузки на специализированные онкологические учреждения и затрат по пребыванию инкурабельных больных в общесоматических стационарах позволило повысить доступность стационарной онкологической помощи для больных ранних стадий, что весьма существенно при остром дефиците онкологических коек, обеспеченность которыми в Санкт-Петербурге составляет около 60 % потребности.

Так как далее в нашей работе будет анализироваться выездная служба хосписа Красногвардейского района Санкт-Петербурга, то остановимся более подробно на показателях именно этого района.

В нашей стране из 500 тыс. больных с впервые установленным диагнозом злокачественного образования у 20% оказывается IV стадия болезни, 30% умирают в течение первого года, что официально обусловлено целым рядом медицинских, социальных и финансовых проблем.

Проведем анализ годового отчета взрослых поликлиник Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Показатель запущенности составил 15,2%, что намного ниже среднего показателя по стране- 20%. Показатель запущенности в технически хорошо оснащенном ПО №103 составил 21,5% против 20% по стране, что обусловлено его современными возможностями более точной диагностики ракового процесса. Женская консультация № 8 , куда обращается небольшое количество пациенток, имеет очень низкий показатель - 8,2% (таблица 1).

медсестра хоспис паллиативный помощь

Таблица 1. Отчет о выявлении онкологических пациентов в Красногвардейском районе СПб

Номера поликлиник района

Всего взято на учет

В том числе с IV стадией

Процент запущенности

№107 + ПО №11

175

27

15, 4 %

ПО № 103

121

26

21, 5 %

ГП № 107

296

53

17, 9 %

ЖК № 8

49

4

8, 2 %

ГП № 107+ЖК

345

57

16, 5 %

ГП № 120

142

21

14, 8 %

ПО № 10

134

22

16, 4 %

Поликлиника № 17

142

16

11, 3 %

ПО №18

138

16

11, 6 %

ГП №17

414

54

13 %

ЖК № 9

39

4

10, 3 %

ГП №17 + ЖК

453

58

12, 8 %

РАЙОН

136

14, 5 %

Всего

3254

494

15,2%


Таким образом, приведенные данные позволяют утверждать, что хосписы России нужны.

Достаточно большое количество онкологических больных, нуждающихся в особой помощи, которая еще достаточно не разработана, нуждается в уверенном становлении особой службы - хоспис, способной оказывать необходимую квалифицированную и качественную медико-социальную комплексную помощь пациентам и их семьям.

Это подтверждается цифрами годовых отчетов о работе выездной службы хосписа Красногвардейского района. Процент онкологических больных, обратившихся за помощью, составил к общему количеству обращений соответственно 18,7% в 2007 г. и 16,1% в 2008 г. Нагрузка медсестры на протяжении двух лет была выше нормы более чем в 3 раза: 11,4% и 9,1% против запланированных 3,0% (таблица 2).

Таблица 2. Отчет о работе выездной хосписной службы Красногвардейского района

 Показатели

2007 план

2007 факт

2008 план

2008 факт

Численность населения прикрепленного к зоне обслуживания

330218

330218

324939

324939

В том числе больных Cr


6042


5223

В том числе больных IV гр.


395


455

Пациентов получающих наркотические анальгетики


32


44

ВЫЕЗДНАЯ СЛУЖБА





Количество бригад

2

1

2

1

Наблюдалось больных


395


455

Процент охвата


100%


100%

ВСЕГО ПОСЕЩЕНИЙ

4073

3584

4073

3314

- врачом

1523

2010

1523

1895

- фельдшером

3060

2320

3060

1848

- соц. работниками


0


0

- к одному больному


9,1


6,8

Выездов к семье умерших больных


285


285

госпитализация


82


82

Нагрузка врача

3,0

3,0

9,4

Нагрузка медсестры

3,0

11,4

3,0

9,1

 

3.2 Описание деятельности выездной службы Хоспис при ГУЗ ГП №17 Красногвардейского района Санкт-Петербурга


В июле 1998г. В Красногвардейском районе на базе ГУЗ ГП №17 была организована выездная служба хоспис. Выездная служба хоспис позволяет одномоментно охватить до 180-200 больных, в том числе в терминальной стадии до 50-60 больных, что в 2 раза больше чем может охватить стационар хосписа. У тяжелых больных появилась возможность получать медико-социальную помощь в привычной для него обстановке.

Организация работы выездной службы хоспис осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным главным врачом ГУЗ «Городская поликлиника №17»

Выездная служба хоспис является структурным подразделение ГУЗ ГП №17, имеет в своем распоряжении соответствующие помещения и технические средства, а также штаты, утверждаемые установленным порядком.

Выездную службу возглавляет квалифицированный врач, имеющий сертификат специалиста и значительный опыт практической работы.

В своей работе выездная служба хоспис руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Комитета здравоохранения, нормативными актами, инструкциями и настоящим Положением.

Основными задачами выездной службы являются:

оказание медицинской помощи на дому онкологическим больным с выраженным болевым синдромом в терминальной стадии заболевания;

оказание социальной и психологической помощи на дому больным и членам их семей на основе обеспечения психологического и физического комфорта;

взаимосвязь и преемственность в работе выездной службы с другими подразделениями (стационар, оргметодотдел)

В соответствии с основными задачами на выездную службу возлагаются следующие функции:

инструктаж новых сотрудников выездной службы, а также подготовка, обучение и контроль за соблюдением персоналом основных морально-этических норм и принципов хосписа.

оказание медицинской помощи на дому онкологическим больным с выраженным синдромом в терминальной стадии заболевания

организация лечебного процесса на дому в объеме обязанностей, предусмотренных должностными Положениями

проведение методов паллиативной и симптоматической помощи:

оказание социальной и психологической помощи больным и членам их семей на основе обеспечения психологического и физического комфорта;

обеспечение социальной помощи больным и членам их семей проводится совместно с социальными работниками и организационно- методическим отделом по социальной и медицинской работе;

обеспечение психологического комфорта на основе принципа индивидуального подхода к каждому больному и членам его семьи с учетом состояния больного, духовных, религиозных и социальных нужд больного и членов его семьи;

взаимосвязь и преемственность в работе выездной службы с другими подразделениями ГУЗ ГП №17, в том числе со стационарами, организационно-методическим отделом, медицинским психологом, социальными работниками и юристом.

Штатное расписание выездной службы хоспис:

Врач- 2,5

Медицинская сестра-6.0

Водитель - 2,0

График работы медицинских сестер: 9-15; 15-20.

Количественный и профессиональный состав выездных бригад определяется в зависимости от показаний: первичное или повторное посещение, самочувствия больного, потребность в симптоматической, социальной, психологической, духовной помощи, обучение родственников навыкам ухода за больным, технике манипуляций и др.

При изменении условий, обеспечивающих оказание медицинской помощи на дому

(резкое ухудшение состояния больного, длительное отсутствие родственников) выездная служба хоспис госпитализирует пациента в стационар.

В отделении выездной службы хоспис ведется необходимая медицинская документация по формам, утвержденным МЗСР РФ, а также по специально разработанным для этой службы формам.

образец журнала ( приложение 2)

амбулаторная карта ( приложен6ие 3)

сестринская история болезни для ухода за пациентом на дому ( приложение 4)

карта предпочтений пациента ( приложение 5)

карта оценки боли ( приложение 1)

направление на госпитализацию в хоспис

 

3.3 Рекомендации по совершенствованию организации работы медсестры выездной службы Хоспис


В докладе Комитета экспертов ВОЗ, посвященному паллиативному лечению, после рекомендаций, касающихся проблемы отбора персонала для оказания такой помощи, говорится: “Медицинский персонал, вероятнее всего, сможет найти эмоциональную поддержку внутри тех коллективов, члены, которых проявляют высокую степень взаимного уважения, имеют четко определенные и всеми поддерживаемые цели и где власть соответствует ответственности”

“Хоспис” - это медицинское (медико-социальное) учреждение/отделение, где команда профессионалов оказывает комплексную помощь больному, который нуждается в облегчении страдания - физического, психосоциального и духовного, связанного с заболеванием, излечить которое невозможно, и оно неминуемо должно привести к смерти в обозримом будущем (3-6 мес.).

“Хоспис” - это не только учреждение, - это философия, в основе корой лежит отношение к больному как к личности до самой последней минуты его жизни и желание облегчить его страдания, учитывая его желания и предпочтения. Больной направляется в “хоспис” не умирать, а для проведения мероприятий, направленных на купирование боли, уменьшение одышки или других симптомов, с которыми он и его лечащий врач не могут справиться в домашних условиях. Кроме того, больным и их родственникам в “хосписе” предоставляется психологическая, социальная и духовная поддержка. В “хосписе” должны работать особые люди. Те, которые способны каждый день соприкасаться со смертью.

Разберем основные задачи выездной службы с точки зрения сестринского процесса.

оказание медицинской помощи на дому онкологическим больным с выраженным болевым синдромом в терминальной стадии заболевания;

оказание социальной и психологической помощи на дому больным и членам их семей на основе обеспечения психологического и физического комфорта;

взаимосвязь и преемственность в работе выездной службы с другими подразделениями (стационар, оргметодотдел);

принципы общения с врачами, пациентами и родственниками;

работа в команде.

Сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс - это метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи, общества. Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма. Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.

По ходу исследования мы выявили две ключевые сестринские проблемы в общении с онкологическим пациентом: психологическая поддержка пациента при болевых ощущениях; развитие у медицинского персонала синдрома эмоционального выгорания. Первая проблема предусматривает защиту пациента, а вторая защиту самой медицинской сестры. Решение обоих проблем взаимосвязано, но, к сожаленью, как показал анализ теории и практики, зависит не только от медицинской сестры выездной службы “хосписа”.

Путь развития хосписного движения в России еще очень длинный. Политические, социально-экономические, демографические и экологические изменения, происходящие в последние годы в стране, ухудшают положение в организации доступной онкологической помощи населению России. Изменения в подготовке медсестер могут в значительной степени способствовать исправлению ситуации. Что же главное в работе хосписной медицинской сестры сегодня? На этот вопрос чуть выше ответила Вера Миллионщикова. Что заставляет ее поступать так?

Пока в нашей стране в центре внимания сестринского дела поставлен не человек с его потребностями, а болезнь. В процессе профессиональной подготовки у медицинских сестер формируется установка на лечение болезни с помощью манипуляций, без выделения значимости общения с пациентом в будущей деятельности. Отметим, что в Санкт-Петербурге именно в “хосписах” впервые стал вводиться сестринский процесс. Медицинская сестра ВСХ должна быть специалистом со знаниями терапии, хирургии, эндокринологии, инфекционного контроля, осуществляющая сестринский уход в соответствии с должностной инструкцией.

Круг обязанностей медицинской сестры “хосписа” широк и многообразен:

проведение хирургических манипуляций (обработка стом, пролежней, трофических язв);

забор материала на анализы;

внутривенные, внутримышечные, подкожные инъекции;

помощь в прохождении МСЭК для получения или усиления группы инвалидности;

выписка и доставка лекарственных препаратов;

проведение санитарно-гигиенических мероприятий;

кормление ослабленных больных;

обеспечение средствами передвижения;

организация транспорта и сопровождение больных в медицинские учреждения для                госпитализации.

Возможные образцы медицинской документации, которые необходимо заполнять медсестре в хосписе, можно рассмотреть в приложениях 7, 8.

Отметим, что нехватка лекарств заставляет лечить собой, что предполагает удвоенный уход за пациентами, включающей огромную личностную самоотдачу. Врачи и медсестры знают, что это означает и сколько сил на это тратится.     Таким образом, кропотливая работа выездной службы “хосписа” требует помимо профессиональных навыков душевного бесконечного тепла, предельной искренности и сопереживания. Делать добро очень трудно. Это похоже на хождение по канату. Нужно быть осторожным, бдительным, соблюдать равновесие, внимание, терпение. Если переусердствовать, то можно обратить любое самое благое начинание во вред. Врачи и медсестры в “хосписах” устанавливают значительно больше целей, чем их коллеги в больницах. Для пациентов, близких к смерти, надежда концентрируется больше на «бытии», чем на “деятельности”, и на отношениях с окружающими и с Богом. Когда остается совсем мало надежды, вполне реально надеяться на не одинокую смерть, спокойную смерть. Медсестра часто должна прикасаться к руке умирающего человека. Психологи установили, что человеческое прикосновение - это мощный фактор, изменяющий практически все физиологические константы, начиная от пульса и кровяного давления, до ощущения самоуважения и изменения внутреннего ощущения формы тела.

Опыт практической работы зарубежных и отечественных “хосписов” позволил разработать ряд правил, положений, нравственных предписаний, впервые обобщённых и сформулированных в виде заповедей А.В. Гнездиловым, В.В, Миллионщиковой, которые, по нашему мнению, и составляют особенности организации работы среднего медицинского персонала выездной службы (см. приложение 9).

При организации работы необходимо учитывать всех участников хосписной помощи (схема 1). Каждый из этой цепочки искренне желает участвовать в процессе помощи и ухода за больным, но самая большая нагрузка приходится на родных и близких. Участие в этой команде позволяет родственникам иметь возможность помогать больному, получать информацию о состоянии больного, быть уверенным, что близкому человеку комфортно, иметь возможность успокоить его, быть уверенным в поддержке медперсонала, быть информированным о приближении кончины и быть рядом с близким человеком в момент ухода из жизни.

Концепция и заповеди “хосписа” позволяют понять суть “хосписа”, как нового учреждения медико-социальной помощи, они являются определяющими в решении вопросов профессионального отбора медицинских работников и волонтеров для работы в “хосписе”.

Мы полагаем, что предлагаемые положения работы “хосписа” позволят мобилизовать духовный потенциал персонала, совершенствовать профессиональное мастерство, учить добру и великодушию, отзывчивости, готовности к бескорыстной помощи.


Подводя итоги разобранным вопросам данной главы можно сделать вывод, что работа выездной службы “хосписа” должна носить многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее медицинское образование медицинской сестры, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инкурабельным больным и их родственникам доверительно относиться к этой категории медицинских работников.

Заключение


Онкологический больной находится в состоянии постоянного стресса, что разрушает привычные стереотипы поведения, изменяет систему ценностей, перестраивает его личность и заставляет его адаптироваться к новым условиям жизни. У таких пациентов резко выражены чувства страха, обреченности, изолированности от общества “Хоспис” не является домом смерти, он в определенном отношении, является альтернативой эвтаназии. Сама идея “хосписа” предполагает отношение к смерти как к нормальной естественной стадии жизни, приближение которой нужно встречать с достоинством. Смерть также естественна, как рождение и, подобно ему, иногда является тяжелым трудом, требующим посторонней помощи. Потому особенности работы среднего медицинского персонала выездной службы работа в “хосписе” обуславливаются необходимостью выполнения социальных услуг: ухода; организацией питания; содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; организации досуга; содействии в организации ритуальных услуг и других услуг, которые предоставляются гражданам не зависимо от форм собственности.

“Хоспис” является государственным учреждением здравоохранения, предназначенным для оказания специализированной медицинской, социальной, психологической, юридической и духовной помощи инкурабельным онкологическим больным, с целью обеспечения им симптоматического (паллиативного) лечения, подбора необходимой обезболивающей терапии, оказания медико-социальной помощи, ухода, психосоциальной реабилитации, а также психологической и социальной поддержки родственников на период болезни и утраты ими близкого.

Хосписная служба в России находится в периоде становления. Главные проблемы дальнейшего развития хосписной службы - это необходимость совершенствования законодательной базы, учет мирового опыта в области решения проблем с обезболиванием, развитие службы волонтеров и достойное материальное обеспечение среднего медицинского персонала

Санкт- Петербург первым стал вводить в “хосписах” сестринский процесс, который должен стал основным понятием в работе медицинской сестры выездной службы “хосписа”.

Ключевыми проблемами в работе среднего медицинского персонала является помощь пациентам при онкологической боли и риск развития хронической усталости.

Концепция и заповеди “хосписа” позволяют понять суть “хосписа”, как нового учреждения медико-социальной помощи, они являются определяющими в решении вопросов профессионального отбора медицинских работников и волонтеров для работы в хосписе.

Опыт практической работы зарубежных и отечественных “хосписов” позволяет разработать ряд правил, положений, нравственных предписаний, впервые обобщённых и сформулированных в виде заповедей А.В. Гнездиловым, В.В, Миллионщиковой, которые, по нашему мнению, и должны быть учтены при организации работы. Потому что, оказывая медицинскую помощь, медицинская сестра выездной службы “хосписа” решает в определенной степени вопросы врачевания, воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации. Вследствие этого необходимо тесное взаимодействие и координация усилий всей команды выездной службы.

Список литературы


1.       Приказ №19 МЗ РФ от 1 февраля 1991 г. Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц <http://www.pallcare.ru/ru/?p=1173807292>.

.        Приказ 138 (2002г.) Комитета здравоохранения г. Москвы (Типовое положение о хосписах) <http://www.pallcare.ru/ru/?p=1175000330>.

.        Приказ МЗ РФ № 128 "Об организации Республиканского научно-учебно-методического центра лечения хронических болевых синдромов у онкологических больных" (31.07.1991 г.) <http://www.pallcare.ru/ru/?p=1175500820>

.        Межличностные аспекты сестринского дела Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. :- М.:ГЭОТАР МЕД, 2006.- 40 с.

.        Найтингейл Ф. Записки об уходе (Notes on Nursing). Ответственный редактор - профессор Г.М. Перфильева. - М.: Издательский дом “Русский врач”, 2005.- 96 с. Приложение к журналу “Медицинская сестра”.

.        Новиков Г.А.,Чиссов В.И., Прохоров Б.М. и др. Состояние и перспективы развития паллиативной помощи онкологическим больным. Курс лекций по паллиативной помощи онкологическим больным. В 2 томах. Т.1.- М.:2004.- 320 с.

.        Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал.- 2001. - Т.22, №1.- С.90-101.

.        Перфильева Г.М. Сестринское дело в России (социально-гигиенический анализ и прогноз). Дис. докт. мед. наук. - М.. 2005. . - 257 с.

.        Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива, Учебное пособие для студентов пединститутов, М.: Просвещение. 2005. - 642 с.

.        Психологические тесты. Под ред. А.А.Карелина, М., Владос, 2000.

.        Пчелинцев М.В., Полякова Л.В., Звартау Э.Э. Анализ использования опиоидных анальгетиков и трамадола у онкологических больных в Санкт-Петербурге на этапе амбулаторного лечения в период 2000-2004 гг. “Ученые записки” 2006.- Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова 2006. том 12, № 2. - С. 61-64.

.        Робертс Г.А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии.- 1998..- №1.- С. 39-46.

.        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., “Владос”, 2006.С.28-30

.        Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. - 2002, том 23, №3. - С.85-95.

.        Сестринский процесс: Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. - М.:ГЭОТАР МЕД, 2006.- 80 с.

.        Сестринское дело в акушерстве: Учебное пособие:. Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой - М.:ГЭОТАР МЕД, 2006- 176 с.

.        Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 1. - С.5-8.

.        Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.-2002.- №7.- С. 3-9.

.        Степанов В.В. О состоянии научных исследований по организации работы среднего медицинского персонала // Главная медицинская сестра. - 2006. - № 1. - С. 87-92.

.        Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./ Под общ. ред. профессора Г.М. Перфильевой. М.:ГЭОТАР МЕД, 2006.-56 с.

.        Трунов Д. Г. И снова о профессиональной деформации. // Психологическая газета. № 6. 2005. С. 32-34

.        Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме.// Журнал практического психолога. - № 5. - 2005. - С.84

.        Трунов Д.Г. Профессиональные деформации. // Психологическая газета. - № 1. - 2005. - С.12-13

.        Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий: Учеб. пособие для вузов /Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.П.. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005

.        Шурыгина Ю.Ю. Содержание и методика социально-медицинской работы (с региональным компонентом): Учебно-методическое пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 121 с.

26.     Crane M. Why burn-out doctors get suet more often.// Medical Economics.- 1988.-vol. 75(10). -P.210-212.

27.     Felton J. S. Burnout as a clinical entity - its importance in health care workers. // Occupational medicine.-1998. - vol. 48.- p.237- 250.

.        Holloway F., Szmukler G., Carson J. Support systems. 1. Introduction.// Advances in Psychiatric Treatment.- 2000. Vol.6.- p.226-235

.        Kahill S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical evidence. // Canadian Journal of counseling review. - 1988. - V.22 (3), p.310-342.

.        Von Oncuil J. ABC of work related disorders: stress at work.// British Medical Journal.- 1996.- vol.313.- p.745-748.

.        World Health Organization. The ICD-10 Classification of Mental and Behavioral Disorders: clinical descriptions and diagnostic guidelines.- Geneva: WHO.- 1992.

Похожие работы на - Особенности работы медицинской сестры выездной службы Хоспис

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!