Совершенствование организации и управления гарнизона пожарной охраны г. Перми

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,90 Mb
  • Опубликовано:
    2012-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование организации и управления гарнизона пожарной охраны г. Перми

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОЖАРНАЯ ОХРАНА ГОРОДА ПЕРМИ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА

.1 Краткая характеристика города Перми

.2 Пожарная охрана города Перми

.3 Системный подход к исследованию деятельности пожарной охраны

.3.1 Общие принципы системного подхода

.3.2 Исследование деятельности и системы управления гарнизона

ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ С ПОЖАРАМИ В ГОРОДЕ ПЕРМИ

.1 Анализ обстановки с пожарами

.2 Пожарные риски в городе Перми

.2.1 Сущность основных пожарных рисков

.2.2 Определение значений основных пожарных рисков

2.3 Расчет нормативной численности личного состава

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРОЕКТИРОВАНИЕ) ГАРНИЗОНА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ГОРОДА ПЕРМИ

.1 Организационная структура проектируемого гарнизона

.2 Содержание (описание) элементов организационной структуры гарнизона

.3 Временные характеристики процесса обслуживания вызовов стр. 50

ГЛАВА 4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМЫМ ГАРНИЗОНОМ

4.1 Управление гарнизоном, как сложной системой

4.2 Организация управления проектируемого гарнизона пожарной охраны города Перми

4.3 Экономическая оценка функционирования спроектированного гарнизона

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Управление современными предприятиями, организациями и учреждениями помимо жестких требований к специальным профессиональным знаниям руководителя предполагает наличие у него высокого уровня организационной культуры, реализуемого, прежде всего в умении развивать инициативу подчиненных, правильно организовывать отношения и создавать заинтересованность в эффективной деятельности коллектива.

Характер управленческой деятельности любого уровня за последние десятилетия претерпел значительные изменения. Особенности труда высококвалифицированного специалиста и талант педагога, умение обучать и воспитывать своих подчиненных в современных условиях непременно должны сочетаться с талантом организатора, способного разрабатывать и принимать взвешенные управленческие решения с учетом психологических, социальных, экономических и других факторов.

Среди множества факторов, определяющих эффективность деятельности органов Государственной противопожарной службы по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности, одно из первых мест занимает организация управления. Совершенствование организации управления в Государственной противопожарной службе - важнейший фактор улучшения работы.

Знание научных основ организации управления в системе органов Государственной противопожарной службы являются необходимым условием для успешной деятельности руководителей и специалистов. Современное развитие общества требует от сотрудников Государственной противопожарной службы обладания высокими профессиональными и моральными качествами, знанием основ социального управления вообще и управления в Государственной противопожарной службе в особенности.

Управление людьми, коллективами требует серьезных навыков и умения, достигаемых лишь специальной подготовкой и постоянным самообразованием. Главная задача такой учебы - это формирование педагогической, социально-психологической и управленческой культуры руководителя. Тем более значимым становится приведенное утверждение в тех случаях, когда речь идет о специфических организациях, представляющих собой специальную систему, призванную обеспечивать безопасность людей при различных видах опасностей и в разных ситуациях [1].

Общеизвестно, что борьба с пожарами издревле стала осознанной общественной потребностью. Не затрагивая глубоко и подробно историю возникновения пожарной охраны, отметим только, что в России первые реальные шаги по ее созданию как самостоятельной службы относятся к началу-середине ХIХ века. С этого же времени сначала эпизодически, а затем все более последовательно и планомерно решаются разнообразные пожарно-технические задачи, связанные с созданием специальной техники, способами предупреждения пожаров, приемами и методами их тушения и т.д.

С началом научно-технической революции и стремительным ее развитием в двадцатом столетии начинается качественно новый этап в развитии систем обеспечения пожарной безопасности.

В полном соответствии с диалектикой развития человечества, научно-техническая революция с одной стороны делают окружающий нас мир все более пожароопасным, а с другой - создает все более совершенные способы, методы и средства борьбы с пожарами. Стратегическая задача системы обеспечения пожарной безопасности - добиться, по крайней мере, паритетного соотношения между темпами естественного развития этих двух процессов.

Пока же, к сожалению, можно констатировать существенное отставание организации предупреждения пожаров, техники и тактики пожаротушения от тех требований, которые предъявляются к ним современными условиями. К такому выводу приводит анализ пожарной обстановки в мире за последние годы. В течение последних лет по данным пожарной статистики ежегодно на земле регистрируется 6-7 миллионов пожаров, при которых погибают 60-70 тысяч человек и уничтожаются колоссальные материальные ценности. По этим же данным можно вывести следующие значения параметров пожарной опасности современного мира: на каждую тысячу землян в год приходится один пожар (в России около 2 пожаров в год), а из каждых ста тысяч человек в среднем ежегодно погибает при пожарах 1 человек, в России около 10 человек [2].

Основными направлениями для повышения эффективной деятельности пожарной охраны являются:

внедрение науки и техники в ее практическую деятельность;

совершенствование методов управления аппаратов и подразделений;

дальнейшее совершенствование организационной культуры;

повышение квалификации кадров.

При политической и экономической нестабильности в обществе, в условиях быстрого старения оборудования, снижения технологической дисциплины и ухудшения других факторов в крупных городах в настоящее время резко возрастает вероятность возникновения крупных аварий, пожаров, взрывов, промышленных катастроф. В этих условиях обеспечение пожарной безопасности каждого региона должно рассматриваться как важная составляющая общей системы обеспечения его устойчивого функционирования и развития.

Если проанализировать организационно-управленческие проблемы пожарной охраны, легко заметить, что до недавнего времени эти проблемы в пожарной охране решались в основном с позиции накопленного опыта и интуиции. Однако, сложность и масштабность этих проблем исключают такую постановку вопроса. Сейчас для их решения требуются глубоко продуманные, научно разработанные методы.

Разработка и осуществление программ, связанных с авариями, взрывами, пожарами, катастрофами, стихийными бедствиями практикуется в нашей стране относительно недавно.

Одним из важнейших звеньев в обеспечении пожарной безопасности являются профилактика и тушение пожаров. В последние годы понятие «гарнизон пожарной охраны» было неоправданно исключено из профессиональной терминологии. Между тем, именно Гарнизон объединял в себе все элементы системы пожарной безопасности, благодаря чему процесс управления элементами системы был эффективным и понятным. Однако следует заметить, что такая эффективность базировалась с одной стороны на четко сформулированных задачах и полномочиях Гарнизона в нормативно-правовой базе, а с другой на том, что практически все элементы этой организации входили в систему Государственной противопожарной службы. Проводимые в начале XXI века административные реформы коснулись и противопожарной службы. Так с 2002 года она вошла в состав Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ. В череде различных юридических неувязок, организационных проблем, оказался исключенным из перечня действующих основополагающих документов функционирования пожарной охраны и «Устав службы пожарной охраны». А ведь именно в нем были заложены все организационные требования к деятельности Гарнизона. В октябре 2007 года понятие «гарнизон пожарной охраны» было вновь внесено в Федеральный Закон «О пожарной безопасности». Формулировка его однозначно трактует новый подход в организации тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации.

ГАРНИЗОН, ЦА, м. Воинские части, расположенные в населенном пункте, крепости или <#"511290.files/image001.gif">

 В городе расположен один из ведущих краеведческих музеев страны - Пермский краеведческий музей - обладатель собрания уникальных произведений искусства, среди которых изделия пермского звериного стиля, коллекция произведений металлической скульптуры, древнего искусства народов Прикамья.


Интересными экспозициями обладают музей-диорама "Декабрьское вооруженное восстание 1905 года в Мотовилихе", мемориальный дом-музей Н.Г. Славянова, музей "Подпольная типография Пермского комитета РСДРП".

В городе работает 7 профессиональных театров: академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, театр юного зрителя, драматический театр. Театр кукол, городской театр "У моста", театр "Ироничная компания", театр "Балет Евгения Панфилова". А также филармония, цирк, единственный на Урале планетарий.

Сохранившиеся памятники архитектуры представлены главным образом в центральной части областного центра. Среди них: дом С.М. Грибушина (в настоящее время Пермский научный центр), дом Е.И. Любимовой (театр юного зрителя). Дом губернатора - фирма "Санта", дом С.П. Дягилева - школа гимназия им. С.П. Дягилева. Дом Н.В. Мешкова (офис АО "Камская судоходная компания"), здание Кирилло-Мефодиевского училища (в настоящее время Центр технического творчества юных).

Петропавловский собор (1757-64), собор Спасо-Преображенского монастыря (1798-1832). Здания бывших присутственных мест (конец 18 в.), Городской думы (конец 18 в.), Благородного собрания (1830).

Среди построек конца 19 - начала 20 вв. - старое здание оперного театра, дом Музыкального училища и др.

ВУЗы города: Западно-Уральский институт экономики и права, Пермская государственная медицинская академия, Пермская государственная сельскохозяйственная академия, Пермская государственная фармацевтическая академия, Пермский военный институт ракетных войск, Пермский государственный институт искусств и культуры, Пермский государственный педагогический университет, Пермский государственный технический университет, Пермский государственный университет, Уральский гуманитарный институт, Филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

В Перми также расположены филиалы иногородних ВУЗов, техникумы и колледжи.

Проблемы защиты от угроз и опасностей в природной, техногенной, военной, социально-экономической и других сферах сохраняли свою актуальность на протяжении всей истории человечества. Возникновение угроз постоянно диктовало необходимость поиска способов их преодоления, создания соответствующих сил и средств защиты, формирования организационных структур, вплоть до государственных систем защиты населения и территорий.

Современная система обеспечения безопасности Перми представляет собой совокупность структур в сфере органов власти Российской Федерации, Пермского края и Перми, органов местного самоуправления, организаций и граждан города, а также специально создаваемых органов управления, сил и средств, осуществляющих целенаправленную деятельность в реализации целей и задач безопасности.

Приоритетная цель функционирования системы безопасности города - обеспечить необходимый, общественно приемлемый уровень безопасности личности, населения и города в целом от всех угроз как в мирное, так и в военное время.

Необходимость развития и совершенствования системы безопасности Перми вытекает из учета и анализа существующих и возможных опасностей и угроз, которые могут возникнуть на территории города и противостоять его жизненно важным интересам.

Наиболее характерными являются следующие группы угроз: террористические, техногенные, природные, эпидемиологические, экологические, военные, криминальные, социальные, политические, информационные, психологические.

Эти угрозы носят комплексный взаимосвязанный характер.

Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и в мире, стабильности социально-экономического развития и в разные периоды могут изменяться.

Значимость угроз усиливается особенностями Перми как одного из крупнейших российских городов.

Пермь относится к категории городов России с наиболее высокой степенью техногенной опасности. Наличие обширной техносферы в городе, большого количества взрыво-, химически- и пожароопасных предприятий, развитой транспортной сети обуславливает высокий уровень риска техногенных аварий и катастроф.

Основными техногенными угрозами могут являться:

пожары

аварии с выбросом химически опасных веществ в районах проживания населения (хлор, аммиак, окись азота и др.) и образования зон химического заражения;

аварии на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте с выбросом транспортируемых опасных веществ и возникновением обширных площадей заражения, загрязнения и возгорания;

затопления вследствие разрушения водоограничительных устройств на водохранилищах;

аварии на коммунально-энергетических сетях.

По данным Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России, показатели риска возникновения тяжелых чрезвычайных ситуаций в нашей стране на 2-3 порядка выше показателей приемлемых рисков, достигнутых в мировой практике в последние годы.

Основными предпосылками, усугубляющими возникновение техногенных угроз, являются:

повышенная концентрация потенциально опасных объектов;

сокращение вследствие застройки санитарно-защитных зон вокруг потенциально опасных объектов;

физическое старение основных средств производства в большинстве отраслей промышленности и сфере жизнеобеспечения;

падение производственной дисциплины и увеличение в связи с этим числа отклонений от установленных технологических режимов работы;

появление большого количества мелких производителей вне надзорного поля;

отсутствие надлежащих мер защиты и профилактики на железнодорожном и автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы в черте города;

·   недостаточная оснащенность промышленных предприятий, объектов городского хозяйства современными системами защиты (автоматизированными системами обнаружения и оповещения, локализации и ликвидации.

.2 Пожарная охрана города Перми

Система противопожарной защиты города Перми имеет многоуровневую иерархическую структуру, которая построена по территориальному, функциональному и отраслевому признакам.

В городе дислоцировано 6 отрядов ГПС, одна ПЧ и одна СЧ:

ОГПС №5 (1 городская ПЧ и 6 объектовых);

ОГПС №7 (1 городская ПЧ и 1 объектовая);

ОГПС №9 (2 городских ПЧ);

ОГПС №10 (1 городская ПЧ и её отдельный пост, а также 2 объектовых ПЧ);

ОГПС №12 (2 городских ПЧ и 1 объектовая);

ОГПС №15 (2 городских ПЧ и 1 объектовая);

ПЧ №3;

СЧ №8.

Общая численность личного состава (вместе с Управлением, ПТЦ и объектовыми ПЧ) составляет 1370 человек. В подразделениях ГПС города 24 депо. Из них 12 по охране города и 12 по охране объектов. Общая численность стоящих в боевом расчете пожарных автомобилей основного назначения в городских ПЧ составляет 20 единиц (в объектовых ПЧ 15 единиц).

1.3 Системный подход к исследованию деятельности гарнизона пожарной охраны

.3.1 Общие принципы системного подхода

В науке сложился специфический, так называемый системный подход к изучению объектов, явлений и процессов большой степени сложности, который реализует на практике принципы целостного рассмотрения явлений и процессов во всей сложности взаимосвязи их развития.

Системный подход представляет собой совокупность принципов и методов исследования любых объектов (технических, экономических, управленческих и др.) как систем. Он ориентирован на раскрытие основных системных свойств объекта, на выявление всех типов его связей и взаимодействия и сведение их в единую картину.

При системном подходе организация рассматривается как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое , цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Для отдельных учений об управлении характерно наличие упора на какое-то ключевое с точки зрения данного учения направление (цели, внешняя среда, структура и т.п.). Однако их принципиальное отличие от "одномерных " учений состоит в том, что все они исходят из многомерности организации и управления ею и из необходимости учета в управленческой деятельности влияний и взаимодействия множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. Другой важной особенностью данного направления является то, что они все в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей [4].

Одно из многочисленных определений гласит, что "…система представляет собой комплекс связанных между собой или взаимозависимых объектов, которые образуют сложное единство, целое, состоящее из частей, расположенных упорядоченно в соответствии с какой-то схемой или планом".

Системой может быть также упорядоченное собрание информационных данных, фактов, законодательных актов, принципов, доктрин и т.п. Любую систему можно разделить на части: подсистемы, элементы и связи.

Подсистема - это самостоятельная часть системы, обладающая системными свойствами, т.е. представляющая собой систему более низкого уровня.

Под элементом системы понимают часть системы, которую уже нельзя расчленить.

Связь - это форма взаимодействия элементов системы. С помощью связей формируются отношения, определенные для данной системы, например, связи управления и подчинения (вертикальные связи), связи равноправных отношений (горизонтальные связи), прямые и обратные.

Общая теория систем представляет собой фундаментальную, основополагающую науку, которая рассматривает свойства систем, а не их физическую форму. Первые публикации по этому вопросу появились в работах ее автора - Л. Берталанфи в 1947 году.

Основными задачами общей теории систем являются:

а) формулирование общих принципов и законов систем независимо от их элементов и отношений между ними;

б) путем анализа биологических, социальных и поведенческих объектов как систем особого типа, установление точных и строгих законов в нефизических областях знания;

в) создание основы для синтеза современного научного знания в результате выявления изоморфизма (подобия, сходства) законов, относящихся к различным сферам реальности.

Преимуществом системного подхода к анализу теории и практики управления состоит в том, что он дает возможность выявить критические переменные и различные ограничения, действующие на систему, а также их взаимодействие друг с другом. Владение принципами и приемами системного подхода заставляет руководителей подходить к решению любой проблемы, любого вопроса с учетом его последующего взаимодействия с другими проблемами и вопросами.

Наиболее эффективным инструментом при системном подходе является системный анализ.

Системный анализ является высокоэффективным средством решения сложных, не всегда четко структурированных проблем в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в области управления. При этом любой объект рассматривается как система взаимосвязанных подсистем и элементов, их свойств и качеств. Смысл системного анализа сводится к уточнению сложной проблемы, ее структуризацию в серию задач, решаемых с помощью различных методов, нахождению критериев их решения, детализации целей и конструированию эффективной модели управления организацией для достижения целей [5].

В данной работе делается попытка cовершенствования организации и управления гарнизона пожарной охраны города Перми, который является одной из подсистем системы обеспечения пожарной безопасности города.

Анализ проблем, а в области организационно-управленческой деятельности в особенности, должен далеко выходить за рамки предлагаемой методики и предваряться по возможности глубоким изучением внешней среды, во многом определяющей возникновение, характер и механику дальнейшего разрастания или угасания проблем в подсистемах, - в нашем случае в совершенствовании управления гарнизоном пожарной охраны.

Оперативная деятельность пожарной охраны как сложной системы - это совокупность элементов, связанных между собой определенными отношениями. К ним можно отнести следующие:

численность населения;

площадь территории города;

наличие пожароопасных объектов;

наличие зданий повышенной этажности;

состояние дорог и водоснабжения;

численность пожарной охраны;

тактико-технические возможности пожарной охраны;

подготовленность работников пожарной охраны.

При системном подходе к исследованию управления гарнизоном пожарной охраны и его деятельности требуется содержательное исследование каждого элемента подсистемы.

.3.2 Исследование деятельности и системы управления гарнизона

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления; в нашем случае это гарнизон пожарной охраны.

Система управления распадается на подсистемы.

Структурно-функциональная подсистема выступает основой системы управления. Причем при определенном уровне развития управления эта основа системы управления фактически эквивалентна системе управления в целом.

Вторую подсистему системы управления можно рассмотреть как информационно-поведенческую, состоящую из основных частей, представленных следующими блоками:

управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;

информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

Следующей подсистемой системы управления является подсистема саморазвития системы управления. "Появление подсистемы саморазвития системы управления отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления".

Подсистема саморазвития управления не просто отражает названные качества системы управления, она является генератором этих качеств, она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения. Данная подсистема является источником и проводником потребности системы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма, посредством которого осуществляется развитие системы управления.

Важнейшим направлением функционирования подсистемы развития системы управления является профессионализм кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, во-первых, по вертикали (должностное продвижение), во-вторых, по горизонтали (смена профиля работ и рабочего места) и, в-третьих, вглубь (улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами обработки и передачи информации).

Развитие управления организацией является частью ее общего поступательного движения. Поэтому независимо от того, какую роль играет управление на том или ином этапе или же в тех или иных социально-экономических условиях, его преобразование всегда задается общим направлением развития. Развитие управления - это не разовые преобразования управления с целью достижения "наилучшего" состояния управления, а непрекращающийся во времени процесс.

Первый общий принцип развития управления можно сформулировать следующим образом: независимо от конкретного содержания причин, требующих и вызывающих развитие управления, его преобразование должно начинаться с преобразования исходных начал, задающих построение и осуществление управления.

Второй общий принцип развития управления состоит в том, что необходимость и направленность этого развития преимущественно определяется содержанием новых задач, возникающих перед организацией. Конкретизация этого принципа для практической реализации означает то, что реальная потребность развития управления вытекает не из несовершенства отдельных сторон управления и не из возможностей повышения его эффективности, а порождается появлением новых задач, возникающих перед организацией.

Третий общий принцип развития управления состоит в следующем: ограничительным фактором любого преобразования управления являются кадры. "Люди не только приводят в движение и создают новое, но и они же тормозят развитие, причем не обязательно сознательно. В конечном счете, успех любого преобразования зависит от людей, задействованных в нем".

Гарнизон пожарной охраны Перми должен обеспечить функционирование системы противопожарной защиты города.

Деятельность гарнизона направлена на решение трех основных задач:

1. Выявление причин возникновения и распространения пожаров, условий необходимых для успешного тушения пожаров, разработка профилактических мероприятий и осуществление их через соответствующие организации.

2.       Подготовка личного состава ГПС к действиям по предупреждению и тушению пожаров.

.        Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

Силы и средства пожарной охраны также привлекаются для:

·   спасания людей и ликвидации последствий стихийных бедствий;

·   оказания помощи городским (районным) службам в тех случаях, когда позволяет оперативная обстановка и технические возможности подразделений гарнизона.

В соответствии с указанными направлениями деятельность гарнизона пожарной охраны города Перми можно разделить на следующие функциональные подсистемы:

·   профилактика пожаров;

·   оперативное управление силами и средствами при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работах;

·   обеспечение деятельности подразделений гарнизона.

Система противопожарной защиты города имеет многоуровневую иерархическую структуру, которая построена по территориальному, функциональному и отраслевому признакам. Подсистемами этой структуры по функциональным признакам можно считать органы госпожнадзора, службу пожаротушения, техническую службу и все другие структуры пожарной охраны.

Подсистемами пожарной охраны по отраслевому признаку являются органы и подразделения Государственной противопожарной службы по охране административно-территориальных образований, различных объектов народного хозяйства с учетом их специфики, а также пожарная охрана других министерств и ведомств.

Организация тесного взаимодействия всех звеньев системы противопожарной защиты является, во-первых, одним из важных условий эффективности ее функционирования, во-вторых, способствует дальнейшему совершенствованию деятельности взаимодействующих органов и организаций в борьбе за сохранность всех видов собственности от пожаров.

Необходим более требовательный подход к соблюдению всех противопожарных норм и правил на производстве и в быту, необходимо постоянное совершенствование профессионального мастерства сотрудников и работников ГПС.

Организационное устройство пожарной охраны на протяжении своего существования претерпело существенные изменения. Развитие нашего государства в современных условиях требует совершенствования организационной структуры пожарной охраны с целью повышения эффективности ее деятельности, как системы государственного механизма.

Во-первых необходимо провести глубокий анализ содержания пожарной охраны. Необходимо сопоставить затраты на ее содержание с работой, которую выполняет пожарная охрана. В одном районе подразделения могут быть в несколько раз сильнее загружены чем в другом при одинаковых окружающих обстоятельствах (численность населения, пожарная опасность охраняемой территории или объектов, гибель людей и т.д.), а затраты на содержание этих подразделений в несколько раз меньше со сравниваемыми. Одни подразделения выезжают на пожары, аварии по несколько раз в день, а другие 2-3 раза в месяц. Также зачастую много средств тратится на решение ненужных государству и в частности налогоплательщикам внутриведомственных проблем.

Во-вторых, давно назрела необходимость замены подразделений ГПС комплектуемых работниками (ППО) на подразделения ГПС комплектуемые сотрудниками (ВПО) либо в установлении надбавок и дополнительных льгот работникам. Целесообразно рассмотреть вопрос и о переводе сотрудников не занимающихся оперативной деятельностью в категорию работников.

В-третьих, создание механизма, для претворения в жизнь положений, изложенных в Федеральном законе о пожарной безопасности. При формировании организационной структуры органов управления и подразделений пожарной охраны особое значение имеет формирование целей ее деятельности.

Главной целью и функцией пожарной охраны является защита от пожаров. Эта цель подразделяется на подцели: предотвращение пожаров, ограничение ущерба, техническое обеспечение и обслуживание органов и подразделений пожарной охраны, кадровое и финансовое обеспечение. Для достижения этих подцелей специально выделенным органам и подразделениям поручается выполнение определенных функций. Реализация их для достижения поставленных целей поручается отдельным сотрудникам, руководителям, подразделениям.

Детализированные в виде должностных инструкций эти функции определяют организационное и кадровое обеспечение органов и подразделений, требования к сотрудникам, направление и объемы работы. Можно сказать, что именно для выполнения определенных функций и создаются структурные подразделения.

Кроме основных функций в органах и подразделениях пожарной охраны реализуются так называемые обеспечивающие функции: финансово-плановые, материально-технического снабжения, кадровые, делопроизводство.

В аппарате производства пожарной охраны каждая из них осуществляется соответствующими структурными подразделениями или отдельными сотрудниками.

Основные функции определяющие главное направление деятельности пожарной охраны и ее специфику можно отнести к отраслевым, а обслуживающие к функциональным и следовательно, структурные подразделения аппарата управления разделить на отраслевые и функциональные. Отраслевые подразделения должны разрабатывать и реализовывать мероприятия по противопожарной защите населенных пунктов, городов и объектов народного хозяйства, организовывать тушение пожаров, а функциональные обеспечивать их деятельность.

Особое место среди функций аппарата управления должны занимать штабные. Их выполнением должно заниматься информационно-аналитическое подразделение. На него возлагается информационная работа, прогнозирование, перспективное планирование, координация текущих планов подразделений, контроль исполнения и т.д.

Главной целью деятельности информационно-аналитической группы является активная помощь руководителю в разработке стратегии и тактики деятельности пожарной охраны, в решении оперативных задач.

Для качественного изучения оперативной деятельности пожарной охраны в городе Перми необходимо использование системного подхода, ориентированного на исследование гарнизона пожарной охраны, как единого целого, когда изучаются принципы организации элементов в целую систему, а функционирование каждой подсистемы и отдельных элементов рассматривается с точки зрения достижения главной цели, стоящей перед гарнизоном пожарной охраны города.

Пожарная охраны Перми представляет собой сложную систему, совершенствование оперативной деятельности которой возможно на основе достоверного анализа использования имеющихся сил и средств в складывающейся оперативной обстановке.

Основными проблемами совершенствования организации и управления пожарной охраной города являются: уточнение принципов дислокации подразделений и организация их взаимодействия с другими оперативными службами; совершенствование организационной структуры и управления силами и средствами в современных условиях; улучшение технической оснащенности пожарных подразделений; совершенствование подготовки и обучения личного состава гарнизона мерам борьбы с пожарами и проведения аварийно-спасательных работ методами игрового моделирования, анализа конкретных ситуаций и ролевыми играми.

ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКИ С ПОЖАРАМИ В ГОРОДЕ ПЕРМИ

 

.1 Анализ обстановки с пожарами


Для воспроизведения и анализа, различных организационно-управленческих ситуаций, возникающих в процессе функционирования пожарной охраны, весьма удобным и плодотворным оказывается использование концепции оперативной пожарной обстановки.

Под оперативной пожарной обстановкой принимается комплекс объективных внутренних или внешних по отношению к пожарной охране условий, способствующих или препятствующих решению пожарной охраной стоящих перед ней задач и направлениях оперативно-тактической и профилактической деятельности.

Оперативная пожарная обстановка складывается под влиянием огромного количества факторов, которые могут быть отнесены к трем группам:

1   Внешние по отношению к пожарной охране пожароопасные факторы в городе или в административно-территориальной единице, способствующие возникновению и развитию пожаров, а также способствующие или препятствующие деятельности пожарной охраны по их предотвращению и тушению. К таким факторам можно отнести: численность и плотность населения, географические и природно-климатические условия, экономический потенциал, степень огнестойкости зданий и состояние дорог, систем связи, водоснабжения, отопления и т.д.

2   Факторы, отражающие внутренние для пожарной охраны условия и предопределяющие существующий потенциал противопожарной защиты населенного пункта или объекта (качественный и количественный состав гарнизона пожарной охраны, его структура, техническая оснащенность подразделений, территориальное распределение сил и средств пожарной охраны).

3   Факторы, проявляющиеся в процессе взаимодействия пожарной охраны со средой (порядок высылки пожарных подразделений по вызовам на пожары, тактические способы и приемы тушения пожаров, формы пожарно-профилактической работы).

Цель анализа оперативной пожарной обстановки состоит в изучении возможностей наиболее успешного решения пожарной охраной своих задач в направлениях профилактической и оперативно-тактической деятельности.

Задачей анализа оперативной пожарной обстановки является выявление тех или иных внутренних или внешних по отношению к пожарной охране факторов влияющих на эффективность решения пожарной охраной своих задач.

С позиций двух основных направлений деятельности пожарной охраны оценка оперативной пожарной обстановки включает в себя два вида оценок: оценка уровня пожарной опасности и оценка уровня противопожарной защиты.

Основными элементами понятия оперативной обстановки являются:

1. Возможности гарнизона пожарной охраны (характеристика системы);

2. Уровень пожарной опасности (характеристика среды);

3. Динамика оперативного реагирования и воздействия гарнизона пожарной охраны на возникающие пожары, аварии и т.д. (взаимодействие системы и среды). [5].

Чем чаще в гарнизоне возникают те или иные аварийные ситуации, на которые должна соответствующим образом реагировать противопожарная служба, чем дольше и большими силами эти аварийные ситуации ликвидируются, тем сложнее в гарнизоне оперативная обстановка. И наоборот - чем реже возникают такие ситуации и быстрее, меньшими силами они ликвидируются, тем менее напряженной можно считать оперативную обстановку.

В связи с этим основными количественными параметрами, достаточно полно характеризующими оперативную обстановку в гарнизоне с точки зрения его противопожарной службы являются: частота боевых выездов пожарных подразделений в единицу времени; продолжительность выездов пожарных подразделений; число оперативных отделений выезжающих по вызову.

Значительную роль в успешном тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, ликвидации последствий ЧС, своевременном оказании помощи и спасение людей на сегодня является внедрение новых современных технологий пожаротушения, пожарно-спасательного оборудования. Вместе с тем сегодня отрицательно влияет на боеготовность и оперативное реагирование пожарно-спасательных подразделений большой некомплект численности личного состава, а также, в совокупности с этим, недостаточная его профессиональная подготовленность в ряде подразделений.

Динамика пожаров и последствий от них с 1999 г. по 2008 г. в г. Перми представлены на рис. 1-4.

Рис. 1. Динамика пожаров с 1999 г. по 2008 г. в г. Перми

Рис. 2. Динамика гибели на пожарах с 1999 г. по 2008 г. в г. Перми

Рис. 3. Динамика травмирования на пожарах с 1999 г. по 2008 г. в г. Перми

кадровый структура пожарный гарнизон

Рис. 4. Динамика ущерба от пожаров с 1999 г. по 2008 г. в г. Перми

Основные показатели обстановки с пожарами в районах г. Перми за 2007-2008 гг. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели обстановки с пожарами в г. Перми за 2007-2008 гг.


Кол-во Пожаров

(%)

Погибло

(%)

Травмировано

(%)

Прямой ущерб

(%)


2007

2008


2007

2008


2007

2008


2007

2008


Ленинский

87

56

-35,63

3

1

-66,67

2

1

-50,00

769950

771500

0,20

Мотовилихинский

187

170

-9,09

10

10

0,00

9

8

-11,11

3700321

4815217

30,13

Свердловский

319

270

-15,36

10

9

-10,00

22

23

4,55

3506706

4847656

38,24

Дзержинский

212

172

-18,87

8

9

12,50

15

18

20,00

2665816

4200786

57,58

Индустриальный

192

167

-13,02

14

16

14,29

16

15

-6,25

3125139

3736700

19,57

Кировский

199

153

-23,12

5

7

40,00

9

10

11,11

2551322

3200341

25,44

Орджоникидзев-ский

187

143

-23,53

10

9

-10,00

8

9

12,50

2294400

4996280

117,76

г. Пермь

1383

1131

-18,22

60

61

1,67

81

84

3,70

18613654

26568480

42,74

Пермский край

4013

3423

-14,70

383

352

-8,09

267

233

-12,73

77394680

106739580

37,92


Наибольшее количество пожаров произошло в Свердловском районе, наибольшее количество погибших при пожарах людей зарегистрировано в Индустриальном и Мотовилихинском районах, травмированных - в Свердловском районе. Относительные показатели пожаров и их последствий по районам г. Перми по отношению к общероссийским сведены в табл. 2.

Таблица 2

Относительные показатели пожаров и их последствий по районам г. Перми


Коли-во пожаров на 10 тыс. человек

Гибель на 10 тыс. населения

Травм. на 10 тыс. населения

Ущерб на 1-го жителя (руб.)

Ущерб на 1 пожар (тыс. руб.)

Российская Федерация

13.46

1.02

0.86

81.18

60.29

Ленинский

10.63

0.19

0.19

14.64

13.78

Индустриальный

10.42

1.00

23.33

22.38

Мотовилихинский

9.59

0.56

0.45

27.16

28.32

Дзержинский

11.38

0.60

1.20

27.95

24.57

Свердловский

12.55

0.42

1.07

22.54

17.95

Кировский

12.38

0.57

0.81

25.89

20.92

Орджоникидзевский

12.88

0.81

0.81

45.01

34.94

Пермь

11.41

0.61

0.87

26.78

23.47



Лучше более чем на 1%


В пределах от 1% до-1%


В пределах от -1% до -2%


В пределах от -2% до -5%


Хуже более чем на -5%


Относительные показатели пожаров и их последствий по районам г. Перми в основном лучше или находятся на уровне общероссийских, за исключением числа травмированных на 10 тысяч населения в Дзержинском и Свердловском районах.

Временные показатели по тушению пожаров в 2008 г. отображены в табл. 3.

Таблица 3

Временные показатели по тушению пожаров в 2008 г.

Подразделение

Сообщения (от обнаруж)

Прибытия (от сообщ.)

Подачи 1 ств. (от прибыт.)

Локализации (от 1 ств.)

Ликвидации горения (от локал.)

Ликвид. последств(от ликв. горен.)

Тушение (от приб. до ликв. горения)

Индустриальный

1,8

8,8

1,8

12,8

9,9

25,2

24,5

Кировский

3,6

10,2

2,3

16,3

10,7

20,7

29,3

Свердловский

2,8

8,6

2,5

16,0

11,6

24,0

30,1

Орджоникидзевский

4,1

11,0

1,9

15,3

13,9

41,4

31,1

Мотовилихинский

2,7

11,0

1,8

14,5

9,7

19,5

26,0

Дзержинский

3,17,

7,2

2,1

11,1

6,1

11,5

19,3

Пермский край

3,4

9,9

1,7

13,8

11,6

36,3

27,1


Среднее время сообщения о пожаре в г. Перми в 2008 году составило 3,4 мин. По данному параметру имеют показатели выше среднегородского: Кировский и Орджоникидзевский районы.

Основными причинами позднего сообщения являются: отсутствие и неисправность автоматической пожарной сигнализации на объектах и в жилом секторе, тушение пожаров своими силами без сообщения в пожарную охрану, незнание как вызвать пожарную охрану по сотовой связи.

Среднее время прибытия на пожар в г. Пермь за 2008 год составило 9,9 мин. По данному параметру имеют показатели выше среднегородского: Кировский, Мотовилихинский и Орджоникидзевский районы.

Основной причиной ухудшения данного показателя в последние годы является большой радиус обслуживаемой территории, а также постоянно увеличивающиеся транспортные потоки на улицах города, что приводит к снижению средней скорости движения пожарных и спасателей к месту пожара.

Одновременно, на рост данного показателя влияет недостаточная работа начальников подразделений с главами администраций районов, служб жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города по обеспечению свободного проезда пожарной и специальной техники различных служб к местам возможного возникновения чрезвычайных ситуаций.

.2 Пожарные риски в городе Перми

.2.1 Сущность основных пожарных рисков

Пожарный риск - количественная характеристика возможности реализации пожарной опасности и её последствий, измеряемая, как правило, в соответствующих единицах.

Рис. 5. Динамика пожарного риска на Земле

В настоящее время население Земли составляет примерно 6,3 млрд. человек, число пожаров составляет 7-8 млн., на которых ежегодно погибает 70-80 тыс. человек и 500-800 тысяч человек получают травмы. В России при населении примерно 143 млн. человек ежегодно погибает 16-18 тыс. человек. Это примерно 25% погибших от общего числа погибших в мире.

Таблица 4

Определяющие признаки категорий «опасность» и «риск»

«Пожарная опасность»

«Пожарный риск»

1. Шанс* не рассматривается, не имеет места. 2. Угроза**: • предсказуема; • не контролируема, не зависит от субъекта принимающего решение.

1. Шанс имеет место. 2. Угроза: • предсказуема; •контролируема, зависит от субъекта принимающего решение.

3. Факторы опасности совпадают с факторами риска. 4. Количественная мера опасности и риска одинаковы.


Нормативное значение пожарного риска (ФЗ - 123) [6]:

. Индивидуальный - 10-6 в зданиях, сооружениях и строениях;

2. Индивидуальный - 10-8 в селитебной зоне вблизи объекта;

. Социальный - 10-7 в селитебной зоне вблизи объекта.

143 * 106 / 6 * 109 = 2,38 % население РФ;

/ 80000 = 20,3 % погибло на пожарах в РФ;

16000 / 143 * 106 = 0,000112 = 1,12 * 10 - 4

(~ 100 раз больше нормативного).

Социальный пожарный риск (или F/N кривая) - зависимость частоты возникновения событий F, в которых пострадало на определенном уровне не менее N человек, от числа пострадавших. Характеризует тяжесть последствий (катастрофичность) пожаров. ( ГОСТ Р 12.3.047-98; Руководство);

Социальный пожарный риск - степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара (ФЗ - 123).

Рис. 6. Блок-схема управления пожарным риском

2.2.2 Определение основных пожарных рисков в городе Перми

Проведем расчет основных пожарных рисков в городе Перми.

Таблица 5

Численность населения по районам г. Перми

№ п/п

Районы

Население, чел.

1.

Ленинский

50670

2.

Мотовилихинский

179117

3.

Свердловский

210666

4.

Дзержинский

149559

5.

Индустриальный

160403

6.

Кировский

123105

7.

Ордженикидзевский

112274


Итого по г. Перми

985794


• риск R1 для человека столкнуться с пожаром (его опасными факторами) за единицу времени

;

·  риск R2 для человека погибнуть при пожаре (оказаться его жертвой)

;

·  риск R3 для человека погибнуть от пожара за единицу времени



Эти риски связаны соотношением


Риск R1 характеризует возможность реализации пожарной опасности, а риски R2 и R3 - некоторые последствия этой реализации.

За рассматриваемые периоды (3 года) по данным расчетов, мы видим что, риски R1 для человека столкнуться с пожаром (его опасными факторами) за единицу времени равен 1,39;

риск R2 для человека погибнуть при пожаре (оказаться его жертвой) равен 4,8 ;

риск R3 для человека погибнуть от пожара за единицу времени равен 6,36 .

Таблица 6

Динамика пожарного риска R1 по районам г. Перми

Район

Кол-во пожаров

Кол-во погибших

Риск R1


2006

2007

2008

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Ленинский

96

87

56

2

3

1

1,89

1,71

1,11

Мотовилихинский

197

187

170

19

10

10

1,10

1,04

0,95

Свердловский

344

319

270

14

10

9

1,63

1,51

1,28

Дзержинский

228

212

172

15

8

9

1,52

1,42

1,15

Индустриальный

208

192

167

10

14

16

1,29

1,19

1,04

Кировский

200

199

153

4

5

7

1,62

1,62

1,24

Ордженикидзевский

216

187

143

9

10

9

1,92

1,67

1,27

Итого по г. Перми

1489

1383

1131

73

60

61

1,57

1,45

1,15



Таблица 7

Динамика пожарного риска R2 по районам г. Перми

Район

Кол-во пожаров

Кол-во погибших

Риск R2


2006

2007

2008

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Ленинский

96

87

56

2

3

1

2,08

3,45

1,79

Мотовилихинский

197

187

170

19

10

10

9,64

5,35

5,88

Свердловский

344

319

270

14

10

9

4,07

3,13

3,33

Дзержинский

228

212

172

15

8

9

6,58

3,77

5,23

Индустриальный

208

192

167

10

14

16

4,81

7,29

9,58

Кировский

200

199

153

4

5

7

2,00

4,57

Ордженикидзевский

216

187

143

9

10

9

4,17

5,35

6,29

Итого по г. Перми

1489

1383

1131

73

60

61

4,76

4,41

5,24


Таблица 8

Динамика пожарного риска R3 по районам г. Перми

Район

Кол-во пожаров

Кол-во погибших

Риск R3


2006

2007

2008

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Ленинский

96

87

56

2

3

1

3,95

5,92

1,97

Мотовилихинский

197

187

170

19

10

10

10,61

5,58

5,58

Свердловский

344

319

270

14

10

9

6,65

4,75

4,27

Дзержинский

228

212

172

15

8

9

10,03

5,35

6,02

Индустриальный

208

192

167

10

14

16

6,23

8,73

9,97

Кировский

200

199

153

4

5

7

3,25

4,06

5,69

Ордженикидзевский

216

187

143

9

10

9

8,02

8,91

8,02

Итого по г. Перми

1489

1383

1131

73

60

61

6,96

6,18

5,93


Произведя расчет и рассмотрев значение пожарных рисков по районам города г. Перми в течение последних трех лет , получаем данные, позволяющие определить наиболее опасные территории с точки зрения пожарной безопасности, а также служащие основой для корректировки наличия сил и средств гарнизона пожарной охраны. В результате исследования наблюдаем, что наибольший риск для человека столкнуться с пожаром наблюдается в Орджоникидзевском районе г. Перми, однако погибнуть при пожаре в Индустриальном и Мотовилихинском районах вероятность выше. При этом стоит отметить тот факт, что на территории Индустриального района расположено наибольшее количество пожарных подразделений, а также есть возможность при пожаре привлечь наибольшее число формирований за меньший промежуток времени, чем в остальных районах. Мотовилихинский район, с точки зрения насыщенности пожарными подразделениями, выглядят наиболее беззащитным. Однако дело тут, видимо, не только в малом количестве пожарных депо, но и в недостаточно проработанной организации реагирования.

Значения пожарных рисков R1, R2 и R3 по районам г. Перми показаны на рис. 7-9.

Рис. 7. Значения риска R1 по районам города Перми

Рис. 8. Значения риска R2 по районам города Перми

Рис. 9. Значения риска R3 по районам города Перми

2.3 Расчет нормативной численности личного состава подразделений пожарной охраны, непосредственно привлекаемого к тушению пожаров

Согласно методике, предложенной Федеральным Государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» проведены исследования по определению численности ГПС, предназначенной для организации и тушения пожаров на территории муниципальных образований. В основу методики расчета положена зависимость количества сотрудников ГПС от плотности населения (Р, чел./км2 ). Исходными данными для расчетов являются:

Sт - площадь территории, обслуживаемой ГПС, км2;

Nнас - численность населения, проживающего на данной территории, чел.;

P = Nнас/ Sт;

Город занимает площадь 799,9 кв. км с населением 985,8 тыс. чел. Средняя плотность населения - 1232 чел. на кв. км.

Определим численность местного гарнизона пожарной охраны.

Рассчитаем плотность населения (Р) по формуле:

P = Nнас / S = 985800 / 799,9 = 1232 чел./км2

По рассчитанному значению плотности населения определяем величину количества населения, приходящегося на одного сотрудника ПФ (NПФ) по формуле:

NПФ = 0,036757 Р(0,036648 + 98,781 Р-0,44823)2

NПФ= 0,036757*1232*(0,036648 + 98,781*1232-0,44823)2 = 763 чел.

Используя полученные значения NПФ и Nнас определяем необходимое число сотрудников ПФ (КПФ) по формуле

КПС = Nнас / NПФ

КПС = 985800 / 763 = 1292 чел.

При определении итоговой численности необходимо учитывать коэффициент резерва численности (к), который связан с наличием профессионально обусловленных заболеваний, фактов травматизма и гибели сотрудников ПФ при исполнении служебных обязанностей, а также необходимостью подмены сотрудников на время отпусков, учебы, командировок. Коэффициент выбираем согласно приложению 3 к «Методическим рекомендациям по реализации Федерального закона от 25.10.2006 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности». Он составляет - 1,25.

С учетом коэффициента резерва численности итоговая численность сотрудников ПФ (КПФ-ИТОГ) определяется по формуле:

КПФ-ИТОГ = к КПФ

КПФ-ИТОГ = 1,25*1292 = 1615 чел.

Итак, исходя из расчетов, учитывающих особенности заселения территории, численность подразделений ГПС, создаваемых в целях организации и осуществления тушения пожаров на территории гарнизона г. Перми должна составлять 1615 человек. Фактическая численность пожарных в гарнизоне с учетом всех видов пожарной охраны составляет 1191 человек. Причем, из них к работе на пожаре могут быть привлечены не более 90 %, т.е. не более 1072 человек.

Если представить себе, что недостающая численность появится в реальности, а к ней и соответствующее число пожарных автомобилей, то уровень пожарной безопасности в городе начнет соответствовать предъявляемым требованиям. Для достижения такого уровня пожарной безопасности необходимы огромные материальные затраты.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРОЕКТИРОВАНИЕ) ГАРНИЗОНА ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ГОРОДА ПЕРМИ

.1 Организационная структура проектируемого гарнизона

Основой для создания Гарнизона пожарной охраны является Федеральный закон от 17.10.2007 года № 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» [8], где введено понятие Гарнизона пожарной охраны.

В соответствии с Приказом Министра МЧС России от 05 мая 2008 года № 240 «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» [9] в Главном управлении МЧС России по Пермскому краю проведена работа по созданию территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Общее руководство территориальным гарнизоном осуществляет начальник Главного управления МЧС России по Пермскому краю.

Непосредственное руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляет старшее должностное лицо Главного управления из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы.

Руководство местными гарнизонами пожарной охраны осуществляют должностные лица из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы согласно приказу начальника ГУ МЧС по Пермскому краю «О назначении начальников местных гарнизонов пожарной охраны»

Должностными лицами гарнизона являются:

начальник гарнизона;

оперативный дежурный;

диспетчер гарнизона;

начальник НСУ

начальник НГДЗС;

начальник НТС;

начальник НСС.

Структурная схема организации ГУ МЧС России по Пермскому краю представлена на рис. 10.

Рис. 10. Структурная схема организации ГУ МЧС России по Пермскому краю

В целях соблюдения принципа единоначалия, совершенствования управленческой деятельности и в соответствии с требованиями нормативных документов,

Структурная схема организации проектируемого гарнизона представлена на рис. 11.

Рис. 11. Структурная схема организации проектируемого гарнизона

.2 Содержание (описание) структуры проектируемого гарнизона

Городской округ г. Перми состоит из 7 районов (Ленинский, Свердловский, Кировский, Орджоникидзевский, Индустриальный, Дзержинский, Мотовилихинский) в состав которых входит 78 микрорайонов.

Население города составляет 985,8 тыс. человек. Площадь территории г. Перми составляет 799 кв. км. Состав сил и средств проектируемого гарнизона:

7 федеральных пожарных частей (ПЧ-2, 3, 4, 5, 6, 7, 110)

ПЧ-2 - боевой расчет 2 единицы основной пожарной техники и 14 человек личного состава.

ПЧ-3 - боевой расчет 3 единицы пожарной техники (2 основные, 1 специальная), 11 человек личного состава.

ПЧ-4 - боевой расчет 3 единицы пожарной техники (2 основные, 1 специальная), 20 человек личного состава.

ПЧ-5 - боевой расчет 3 единицы пожарной техники (2 основные, 1 специальная), 13 человек личного состава.

ПЧ-6 - боевой расчет 5 единиц пожарной техники (3 основные, 2 специальные), 16 человек личного состава.

ПЧ-7 - боевой расчет 2 единицы основной пожарной техники и 12 человек личного состава.

ПЧ-110 - боевой расчет 2 единицы основной пожарной техники и 12 человек личного состава.

1 специализированная пожарная часть (СЧ-8) боевой расчет 6 единиц пожарной техники (2 основные, 4 специальные), 18 человек личного состава.

1 учебная пожарная часть (УПЧ), в боевом расчете 3 единицы пожарной техники (2 основные, 1 специальная), 12 человек личного состава.

Итого в боевом расчете: 29 единиц пожарной техники (19 основных, 10 специальных) и 128 человек списочного личного состава.

8 объектовых пожарных частей государственной противопожарной службы (ПЧ-25, 26, 31, 38, 36, 27, 108, ОП 25-ПЧ):

ПЧ-25 - боевой расчет 5 единиц пожарной техники (2 основные, 1 специальная и 2 вспомогательные), 18 человек личного состава.

ПЧ-26 - боевой расчет 4 единицы пожарной техники (1 основная, 3 специальные), 14 человек личного состава.

ПЧ-31 - боевой расчет 4 единиц пожарной техники (2 основные, 1 специальная и 1 вспомогательная), 16 человек личного состава.

ПЧ-38 - боевой расчет 2 единицы основной пожарной техники, 13 человек личного состава.

ОП 25-ПЧ - боевой расчет 1 единица основной пожарной техники, 5 человек личного состава.

ПЧ-36 - боевой расчет 1 единица основной пожарной техники, 7 человек личного состава.

ПЧ-27 - боевой расчет 2 единицы основной пожарной техники, 9 человек личного состава.

ПЧ-108 - боевой расчет 1 единица основной пожарной техники, 4 человека личного состава.

Итого в боевом расчете ОГПС, расположенных в г. Перми: 20 единиц пожарной техники (12 основных, 5 специальных, 3 вспомогательные), 86 человек списочного личного состава.

3 пожарные части ППС Пермского края (ПЧ-1, 58, 53)

ПЧ-1 - боевой расчет 1 единица основной пожарной техники, 4 человека личного состава.

ПЧ-58 - боевой расчет 1 единица основной пожарной техники, 6 человек личного состава.

ПЧ-53 - боевой расчет 2 единицы пожарной техники (1 основная, 1 специальная), 4 человека личного состава.

Итого в боевом расчете пожарных частей ППС Пермского края расположенных в г. Перми: 4 единицы техники (32 основных 1 специальная) и 14 человек личного состава.

подразделений иных видов пожарной охраны с боевым расчетом 17 единиц техники, 2 пожарных поезда и 72 человека личного состава. В состав гарнизона пожарной охраны г. Перми входят 6 пожарных частей СУ ФПС №34, боевой расчет - 7 единиц пожарной техники и 57 человек списочного личного состава.

Ежесуточно на боевое дежурство в г. Перми заступает 76 единиц пожарной техники, 2 пожарных поезда, 353 человека списочного личного состава, из них МЧС 59 единиц техники и 281 человек личного состава.

На территории города имеется 2 аварийно-спасательных формирования (городская и краевая службы спасения) в боевом расчете которых находится 3 аварийно-спасательных автомобиля, 23 человека личного состава.

.3 Временные характеристики процесса обслуживания вызовов

Процесс обслуживания поступившего вызова связан с определенными алгоритмами функционирования ППС города и характеризуется различными временными характеристиками (рис.12).

Исследованию временных характеристик оперативной деятельности ППС посвящен ряд работ. Авторами этих работ показано, что все эти характеристики взаимосвязаны, с вероятностно-статистической точки зрения являются непрерывными случайными величинами и могут быть описаны соответствующими законами распределения (как правило, распределениями Эрланга 0-4 порядка) [5, 10]:

время свободного развития ЧС

время прибытия время занятости на месте

вызова

время следования

t1 t 2 t3 t4 t5 t6 t7 t8 t9

t1 - момент возникновения ЧС;

t2 - момент обнаружения ЧС;

t3 - момент сообщения о ЧС на диспетчерский пункт ЦУКС

t4 - момент поступления команды на выезд;

t5 - момент выезда подразделений ППС и АСФ к месту вызова;

t6 - момент прибытия подразделений ППС и АСФ на место вызова;

t7 - момент отъезда подразделений ППС и АСФ с места вызова;

t8 - момент прибытия подразделений ППС и АСФ на место дислокации;

t9 - момент постановки подразделений ППС и АСФ в боевой расчет.

Рис.12 Временные характеристики процесса функционирования оперативных подразделений.

 (>0; r=0, 1, 2, ...),

где , а - среднее значение временной характеристики.

Остановимся более подробно на составляющих времени прибытия оперативных подразделений к месту вызова:

Время диспетчеризации (t4- t3) - это интервал времени от момента поступления вызова на единый диспетчерский пункт ППС до момента передачи вызова оперативному подразделению, в течение которого производится поиск необходимого ближайшего к месту вызова оперативного подразделения.

Продолжительность времени диспетчеризации зависит от целого ряда условий и параметров: наличия АСУ и ГИС на диспетчерском пункте, интенсивности потока вызовов, численности диспетчеров и др. и в среднем в городах для экстренных вызовов составляет 1-3 мин., хотя в городах, где внедрены новые информационные технологии это время составляет в среднем 0,5-1 мин.

Для ЕДДС гарнизона противопожарной службы среднее время диспетчеризации (для данного исследования) принято равным 1 мин., однако разброс значений при этом может доходить до 6 мин. Время сбора и выезда оперативных подразделений (t5- t4) - это интервал времени от момента поступления из диспетчерского пункта команды оперативному подразделению ППС на выезд до момента выезда оперативного подразделения к месту вызова, в течение которого производится подготовка техники и персонала к выезду.

Данное время, как правило, является нормативным параметром для ППС и средние его значения находятся в интервале 1-2 мин. В значительной степени время сбора и выезда зависит от того, где находится подразделение: в депо, на месте предыдущего вызова или в пути следования с места предыдущего вызова в депо.

Среднее время сбора и выезда принято (для данного исследования) в среднем 1 мин., однако разброс значений при этом может доходить до 4 мин. Время следования оперативных подразделений к месту вызова (t6- t5) - это интервал времени от момента выезда оперативных отделений из пожарной части или с пути следования до момента их прибытия к месту вызова.

Как показывают многочисленные исследования, время следования оперативных подразделений к месту вызова зависит от следующих основных параметров: скорости движения по территории населенного пункта оперативных подразделений, числа пожарных депо и оперативных отделений, мест их дислокации, плотности потока их вызовов.

Российский и зарубежный опыт наглядно демонстрирует, что из-за увеличения плотности транспортных потоков в населенных пунктах, ухудшения состояния дорожного покрытия между населенными пунктами, в будущем не следует ожидать увеличения скоростей движения автомобилей экстренных и аварийно-спасательных служб по территории населенного пункта. В то же время, исходя из анализа оперативной обстановки и перспектив выполнения противопожарной службой дополнительных функций следует ожидать увеличения в будущем плотности потока вызовов пожарных и спасательных подразделений т.е. увеличения объема их работы.

Все это, в последствии, может привести к увеличению времени следования оперативных подразделений к месту вызова, если не принимать мер к наиболее рациональной организации и управлению противопожарной службой, связанных определением необходимого количества сил и средств службы (пожарных депо, техники, личного состава), рационального размещения их на территории населенных пунктов (в зависимости от изменения условий) и управления ими с помощью современных информационных технологий (автоматизированных систем управления и систем глобального позиционирования).

Актуальным в этой связи вопросом является включение в состав территориального гарнизона пожарной охраны аварийно-спасательных формирований. Кроме того, предлагается изменение системы диспетчеризации в связи с введением в действие разработанной СОДУ.

ГЛАВА 4. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМЫМ ГАРНИЗОНОМ

.1 Управление гарнизоном, как сложной системой

Современный этап развития нашего общества характеризуется постоянным ростом различного вида угроз, основными из которых для населенных пунктов и предприятий являются пожары. Рост этажности зданий и сооружений, создание супермаркетов и крупных торговых центров, других объектов с массовым пребыванием людей, количественное развитие транспорта и его инфраструктуры, рост энергопотребления объектов с одной стороны ведет к улучшению качества жизни, а с другой - увеличивается количество техногенных происшествий и чрезвычайных ситуаций, происходит рост количества пострадавших и увеличивается материальный ущерб.

Модернизируется противопожарная служба, развиваются другие подразделения МЧС, призванные обеспечить безопасность людей и сохранность материальных ценностей - совершенствуется пожарная и аварийно-спасательная техника, средства связи и управления подразделениями, организационная структура. Тем не менее тенденции таковы, что рост опасностей пожаров и ущерба от них несколько опережает рост защитных возможностей пожарной охраны. Это связано с многими факторами, основными из которых являются:

рост энергонасыщенности объектов, этажности зданий и плотности населения в городах;

недостаточная осведомленность населения в вопросах обеспечения личной безопасности в условиях пожаров и ЧС, незнание правил пожарной безопасности и пренебрежение ими в быту и на производстве, высокий уровень криминализации общества и чрезмерное употребление алкоголя;

недостаточное внимание со стороны властей к состоянию дорог, а в сельских районах к их наличию;

кадровые проблемы в ГПС, выражающие в снижении уровня укомплектованности и подготовленности личного состава пожарных подразделений.

Указанные факторы делают исключительно актуальными вопросы совершенствования управления оперативными подразделениями ГПС и поисково-спасательной службы при осуществлении ими совместных действий по тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В свою очередь, это требует изучения существующей системы управления действиями оперативных подразделений, всех этапов действия должностных лиц, сбора и оценки статистических характеристик, моделирования ситуаций, связанных с тушением пожаров и формирования предложений по их совершенствованию.

Имеющаяся в настоящее время система управления силами и средствами оперативных подразделений ГПС и аварийно-спасательных формирований не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым сложившейся ситуацией, и потому совершенствование систем управления силами и средствами на пожаре и при ликвидации последствий ЧС, повышение эффективности их применения является весьма важной задачей.

Управление - целенаправленная деятельность руководства организации по поддержанию ее в дееспособном состоянии, подготовке организации к деятельности и руководство организацией при выполнении задач [17].

Содержание управления - совокупность мероприятий, которые охватывают деятельность руководителей, менеджеров и обеспечивающих служб по выполнению управленческих действий с использованием системы управления.

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления; в нашем случае это гарнизон пожарной охраны [14].

Система управления распадается на подсистемы.

Структурно-функциональная подсистема выступает основой системы управления. Причем, при определенном уровне развития, управления эта основа системы управления фактически эквивалентна системе управления в целом.

Вторую подсистему системы управления можно рассмотреть как информационно-поведенческую, состоящую из основных частей, представленных следующими блоками:

управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;

информация и информационное обеспечение коммуникаций в процессе управленческой деятельности.

Следующей подсистемой системы управления является подсистема саморазвития системы управления. «Появление подсистемы саморазвития системы управления отражает возникновение в системе управления таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления».

Подсистема саморазвития управления не просто отражает названные качества системы управления, она является генератором этих качеств, она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения. Данная подсистема является источником и проводником потребности системы управления в самосовершенствовании и одновременно носителем механизма, посредством которого осуществляется развитие системы управления.

Важнейшим принципом функционирования подсистемы развития системы управления является профессионализм кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, во-первых, по вертикали (должностное продвижение), во-вторых, по горизонтали (смена профиля работ и рабочего места) и, в-третьих, в глубину (улучшение в поведении и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами передачи информации).

Развитие управления организацией является частью ее общего поступательного движения. Поэтому, независимо от того, какую роль играет управление на том или ином этапе или же в тех или иных социально-экономических условиях, его преобразование всегда задается общим направлением развития. Развитие управления - не разовые пре6образования управления с целью достижения «наилучшего» состояния управления, а непрекращающийся во времени процесс.

Первый общий принцип управления можно сформулировать следующим образом: независимо от конкретного содержания причин, требующих и вызывающих развитие управления, его преобразование должно начинаться с исходных начал, задающих построение и осуществление управления.

Второй общий принцип развития управления состоит в том, что необходимость и направленность этого развития преимущественно определяется содержанием новых задач, возникающих перед организацией. Конкретизация этого принципа для конкретной реализации означает то, что реальная потребность развития управления вытекает не их несовершенства отдельных сторон управления и не из возможностей повышения его эффективности, а порождается появлением новых задач, возникающих перед организацией.

Третий общий принцип управления состоит в следующем: ограничительным фактором любого преобразования управления являются кадры. «Люде не только приводят в движение и создают нечто новое, но и они же тормозят развитие, причем не обязательно сознательно. В конечном счете успех любого преобразования зависит от людей, задействованных в нем».

Однако, «управление» - это совокупность элементов: как наука - система упорядоченных знаний; как искусство - способность эффективно применять знания в каждой конкретной ситуации; как функция - целенаправленное информационное воздействие на субъект управления; как процесс - совокупность действий, обеспечивающих достижение цели путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе»; как аппарат - совокупность элементов системы, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов для достижения цели.

Все вышеперечисленные функции в полной мере находят свое применение в существующей системе управления подразделениями непосредственно подчиненными ГУ МЧС России по Пермскому краю.

.2 Организация управления проектируемого гарнизона пожарной охраны г. Перми

Прежде чем приступать к проектированию системы управления необходимо определить, что управление деятельностью гарнизона пожарной охраны состоит из двух составляющих:

1. Оперативное управление гарнизоном (в повседневной деятельности).

2.       Тактическое управление гарнизоном (в случаях тушения пожаров, участия в ликвидации последствий ЧС и проведения других неотложных работ).

Основное различие между этими составляющими заключается в достижении конечной цели управления.

В первом случае - это поддержание органов управления, сил и средств в готовности к действиям по предназначению. То есть проводятся мероприятия по совершенствованию профессиональной подготовки, материальной базы и нормативно-правовых документов, оснащению пожарно-техническим вооружением и аварийно-спасательными средствами, улучшению систем связи и оповещения, разработке планирующих документов по организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ и др. Содержание данной составляющей отражено на схеме рис. 13.

Условные обозначения и сокращения, примененные на схемах:

- вертикальные прямые и обратные связи непосредственного процесса управления

- управление в части отработки процесса взаимодействия

- элементы управляющей и управляемой структур с обозначениями должностных лиц

НГУ - начальник главного управления

НТГ и НМГ - начальники территориального и местного гарнизонов

ОД - оперативный дежурный ЦУКС по субъекту РФ

СПТ - служба пожаротушения; СОО - служба оперативного обеспечения

ЦУКС - центр управления в кризисных ситуациях субъекта РФ

НГДЗС, НСС, НТС - нештатные службы гарнизона

НУМО - начальник управления (отдела) по делам ГО и ЧС МО

ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская службы МО

ОД МО - оперативный дежурный по МО

Во второй составляющей (тактическое управление) содержание управления несколько меняется, и речь идет о процессе управления силами и средствами в период тушения пожара и (или) ликвидации последствий чрезвычайной ситуации


.3 Экономическая оценка функционирования спроектированного гарнизона

В данной работе рассмотрены вопросы проектирования гарнизона г. Перми с учетом изменений, происходящих в системе обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации. В результате исследования изменений структуры управления гарнизоном с активизацией линейно-штабной схемы с задействованием ЦУКС и включения в состав гарнизонов аварийно-спасательных и иных формирований получены результаты, которые свидетельствуют о снижении на величину около 10% временных показателей процесса обслуживания вызовов пожарными подразделениями. В данном разделе дипломного проекта рассмотрим, каким образом полученные результаты влияют на экономическую составляющую процесса.

Рис. 14. Схема тактического управления проектируемого гарнизона

Эффективность - свойство объекта выполнять заданные функции при заданных условиях. Эффективность характеризует степень целесообразности принятых решений.

Различают абсолютную и сравнительную экономическую эффективность. Абсолютная экономическая эффективность определяется отношениями:

Эа = Р / З

где

Р - результат;

З - затраты.

Эа = ΔУ / (ΔК Ен + ΔС)

где

ΔУ - сокращение ущерба от пожаров;

ΔК - увеличение капитальных затрат;

Ен - нормативный коэффициент;

ΔС - увеличение эксплуатационных расходов.

Пi = KiEi + Ci + Уi

где

П - приведенные затраты, руб./год;

К - капитальные затраты, руб.;

С - эксплуатационные расходы, руб./год;

У - ущерб от пожаров, руб./год.

Эффективность можно вычислить, как годовой экономический эффект. В этом случае годовой экономический эффект может определяться как разность приведенных затрат:

Э = П1 - П2

Ввиду того, что дополнительных капитальных затрат на строительство и приобретение техники не требуется, то расчет экономической эффективности будет иметь вид:

Э = ΔУ - ΔЗ

где

ΔУ - ожидаемое среднегодовое сокращение ущерба от пожаров, руб./год.;

ΔЗ - среднегодовые затраты на использование дополнительно привлекаемых к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ формирований, руб./год.

Ожидаемое среднегодовое сокращение ущерба от пожаров определяем по формуле:

ΔУ = Ууд * ΔТ * n * k

где

Ууд - удельный ущерб от пожара, руб./ мин.;

ΔТ - ожидаемое сокращение времени обслуживания вызова, мин.;

n - ожидаемое количество пожаров (принимаем равным 1471 исходя из проектируемого порядка выезда и прогнозируемого количества пожаров);

k - коэффициент, учитывающий косвенные потери.

Значение удельного ущерба от пожаров рассчитываем по формуле:

Ууд = Уср / Тср

где

Уср - средний ущерб от одного пожара (Уср = 23500 руб.);

Тср - среднее время обслуживания выезда (Тср = 10 мин.)

Получаем величины удельного ущерба от пожара - 2350 руб. Ожидаемое сокращение времени обслуживания вызова - 1 мин., т.е. среднее время обслуживания вызова составит 9 мин.

Тогда,

ΔУ = 2350 * 1 * 1100 * 8,5 = 21 972 500 руб.

Средние затраты (в расчете на один выезд) на использование дополнительно привлекаемых к тушению пожаров формирований с учетом следования к месту пожара, выполнения работ по тушению пожара и проведения других неотложных аварийно-спасательных работ составят около 1000 руб.

Тогда,

ΔЗ = 1000 * 1100 = 1 100 000 руб.

Следовательно, ожидаемый экономический эффект от использования дополнительно привлекаемых к тушению пожаров формирований при включении их в расписание выездов гарнизона пожарной охраны г. Перми составит:

Э = 21 972 500 - 1 100 000 = 20 872 500 руб.

То есть около 21 млн. рублей в год.

Следовательно, принятые в данной работе организационно-управленческие решения по совершенствованию организации и управления деятельностью гарнизона пожарной охраны г. Перми являются экономически обоснованными. При этом, закономерным было бы ожидать сокращение числа погибших и травмированных на пожарах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проведен анализ развития системы противопожарной защиты города Перми. Показано, что рост пожарной опасности в городе за период исследования опережал уровень его противопожарной защиты.

2. Проведен анализ динамики основных пожарных рисков в Перми. Показано, что риск для человека столкнуться с пожаром (его опасными факторами) за единицу времени и риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени выросли более чем в три раза, а риск для человека погибнуть при пожаре (оказаться его жертвой) остался без изменений.

3. Исследованы статистические параметры оперативной обстановки с пожарами в Перми. Показано, что: на протяжении последних лет количество пожаров происшедших в г. Перми оставалось на определённом уровне, имея по годам незначительные рост или снижение от их среднего значения.

.   Проведен расчет численности пожарных формирований для гарнизона пожарной охраны г. Перми.

5.       Проанализированы и определены основные направления развития системы оперативного и тактического управления.

.        Предложены и экономически обоснованы системы оперативного и тактического управления гарнизонами пожарной охраны.

Для обеспечения надежной противопожарной защиты города, своевременного обслуживания поступающих вызовов и сокращения времени прибытия пожарных подразделений к месту вызова, снижения количества травмированных и погибших людей, а также ущерба от пожаров необходимо:

организовать дополнительные пожарные части (ПЧ) и отдельные посты ПЧ, за счет увеличения штатной численности;

создать на базе городской службы спасения "Пожарно-спасательной службы" с постановкой в боевой расчет автомобилей первой помощи, АЛ (АКП);

с целью достижения большего экономического эффекта, целесообразно расположить новые ПЧ в имеющихся зданиях принадлежащих городской и краевой администрации;

предусматривать строительство зданий под пожарные части при составлении технических заданий под комплексную застройку новых микрорайонов города;

довести штатную численность личного состава территориальных подразделений до нормативной. Увеличение штатной численности целесообразно проводить за счет сотрудников, с уменьшением по возможности количества работников;

продолжить работу по формированию других видов пожарной охраны на территории города Перми;

шире использовать новые информационные технологии при организации управления подразделениями ГПС г. Перми.

ЛИТЕРАТУРА

1.   В.А. Абрамов. Курс лекций «Система государственного управления». Москва, 2004 год.

2.       Понятие риска и некоторые способы его анализа и оценки. Н.Н. Брушлинский, Ю.М. Глуховенко, С.В. Соколов, Е.А. Клепко.

3.   Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № ФЗ-69 «О пожарной безопасности».

4.   Семиков В.Л. Теория организации: Учебник. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2003.

5.       Семиков В.Л. Основы теории управления. Курс лекций. Ч.1-2. - М.: ВИПТШ МВД РФ, 1995г.

.        Брушлинский Н.Н. О понятии пожарного риска и связанных с ним понятиях. - М., МИПБ МВД РФ, 1999 г.

.        Федеральный закон от 17 октября 2008 года № ФЗ-230 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

.        Приказ МЧС России от 05 мая 2008 года № 240 «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

.        Брушлинский Н.Н. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы - М., Стройиздат. 1981 г.

.        В. Макеев и др. Классификация чрезвычайных ситуаций // Гражданская защита. - 1996. № 1. С. 86-89.

.        Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азбуковник», Москва, 1999. - 994 с.

.        Брушлинский Н.Н. Системный анализ деятельности Государственной противопожарной службы - М., МИПБ МВД РФ, 1998 г.

14. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. О науке управления и ее количественных методах. - М.: АГПС МВД России, 2000 год.

.     «Методические рекомендации по реализации Федерального закона от 25 октября 2006 года № ФЗ-172 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности» - М., 2007 г.

16.     Алехин Е.М., Брушлинский Н.Н., Коломиец Ю.И., Соколов С.В. Применение информационных и компьютерных технологий для управления государстpet.mamontovвенной противопожарной службой. Каталог «Пожарная безопасность». - М., Гротек. 2001 г.

17. Семиков В.Л. Методические рекомендации по подготовке дипломных проектов (для слушателей ФРК). - М.: АГПС МЧС России, 2006 год.

Похожие работы на - Совершенствование организации и управления гарнизона пожарной охраны г. Перми

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!