Исследование бюджетного сектора экономики Эстонии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,60 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование бюджетного сектора экономики Эстонии

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан

Университет мировой экономики и дипломатии

Кафедра: «Экономическая теория»









Контрольная работа по теме:

«Анализ бюджетного сектора экономики Эстонии»

1. Анализ политики доходов

- объемы, виды, источники доходов (налоговые и неналоговые поступления; прямые и косвенные налоги, их соотношение);

налоговый коэффициент = фактически собранные налоги/ВВП - в динамике за 5 лет.

Динамика налоговых поступлений

Данные по налоговым поступлениям

 

2004

2005

2006

2007

2008

Gross Domestic Product (GDP)

151,012

173,53

205,038

238,929

248,149

Taxes

30,299

35,081

42,359

51,743

50,432

Taxes (% GDP)

20,1

20,2

20,7

21,7

20,3


Налоговая система Эстонии с ее единой ставкой индивидуального налогообложения 26% (которая к 2007 году снижена до 20%) является одной из самых либеральных в мире.

Согласно статистическим данным, налоговые поступления Эстонии увеличивались с каждым годом, за исключением 2008 года. Это объясняется тем, что была сокращена единая ставка, а также на период 2008 года, в период кризиса, для стимулирования экономики, был сокращен объем налоговых поступлений.


График иллюстрирует, что доля налогов в ВВП(%) увеличивалась с 2004 по 2007, составляя 20,1% (2004) и 21,7 (2007), однако данный показатель в 2008 году составил 20,3%, на 1,4% сократилась доля.

Динамичность налоговых поступлений

Коэффициент динамичности налоговых поступлений определяется как отношение изменения фактической суммы налоговых поступлений за тот или иной период к изменению ВВП, выраженное в процентах.

Динамичность налоговых поступлений:

Динамичность налоговых поступлений (d):


2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Taxes

24,386

27,528

30,299

35,081

42,359

51,743

50,432

Taxes growth


1,13

1,10

1,16

1,21

1,22

0,97

Gross Domestic Product (GDP)

121,372

136,01

151,012

173,53

205,038

238,929

248,149

GDP growth


1,12

1,11

1,15

1,18

1,17

1,04


2003

2004

2005

2006

2007

2008

 

Динамичность налоговых поступлений

1,009

0,99

1,009

1,03

1,04

0,93

 

Коэффициент динамичности, превышающий единицу, означает, что процентное изменение суммы налоговых поступлений больше, чем процентное изменение ВВП, а если он меньше единицы, то процентное изменение суммы поступлений меньше процентного изменения ВВП. Так, согласно подсчитанным данным, в 2003, 2005, 2006, 2007 годах динамичность налоговых поступлений >1, тогда как в 2004 и 2008 годах - <1.

Структура доходов Эстонии (in millions of Krooni/Fiscal Year Ends December 31/ Data Reported through Eurostat)

 

2005

%

2006

%

2007

%

Revenue

61,655

100

76,090

100

91,225

100

 Taxes

35,081

56,9

42,359

55,7

51,743

56,7

Taxes on income, profits, & capital gains

12,232

19,8

14,803

19,5

18,724

20,5

Individuals.

9,736

15,8

11,680

15,4

14,641

16,05

Corporations and other enterprises

2,496

4,05

3,123

4,1

4,084

4,5

Taxes on payroll and workforce

-

 

-

 

-

 

Taxes on property.

0,506

0,82

0,517

0,7

0,552

0,6

Taxes on goods and services

22,343

36,2

27,039

35,5

32,466

35,6

General taxes on goods and services

14,946

24,2

18,675

24,5

21,892

24

Excises

6,425

10,4

7,137

9,4

9,022

9,9

Taxes on int'l. trade and transactions

-

 

-

 

-

 

Other taxes

-

 

-

 

-

 

Social contributions

18,114

29,4

21,356

28,1

26,576

29,1

Social security contributions

7,989

13

9,282

12,2

11,598

12,7

Other social contributions

10,125

16,4

12,073

15,9

14,978

16,4

Grants

-

 

-

 

-

 

Other revenue

8,460

13,7

12,375

16,3

12,906

14,1


Согласно статистики, налоги являются основной статьей государства (56% в среднем за 2005-2007), в связи с этим ниже дана информация об основных налогах Эстонии.

Подоходный налог

Доход лиц, постоянно проживающих в Эстонии, полученный в любой стране, облагается единым подоходным налогом 20%. Лицом, постоянно проживающим в Эстонии, считается тот, у кого есть постоянное место жительства в Эстонии, а также тот, кто проводит в Эстонии 183 или более дней в календарном году. Скидка предоставляется по налогам, оплаченным за рубежом. Лица, постоянно не проживающие в Эстонии, обязаны платить налог с доходов, полученных в Эстонии. Сравнительно невысокая ставка налога в Эстонии сбалансирована небольшим числом допустимых вычетов для лиц, постоянно проживающих на территории страны. В январе 2000 года Эстония впервые ввела законодательство о контролируемых иностранных корпорациях.

Тем не менее, с 1 января 2000 года, отечественные компании и постоянные представительства иностранных предприятий (включая филиалы) обязаны платить подоходный налог только в отношении всех распределяемых прибылей (как фактических, так и предполагаемых), включая:

·              дивиденды и другие распределения прибыли;

·              дополнительные льготы;

·              дары, подарки и расходы на представление компании;

·              расходы и платежи, не связанные с деловой активностью.

Все распределяемые прибыли облагаются подоходным налогом по валовой ставке 26/74 от размера облагаемой налогом суммы. Перевод активов постоянных представительств в головной офис или другим нерезидентам также рассматривается как распределение прибыли. Дивиденды, выплачиваемые нерезидентам, также облагаются подоходным налогом по общей ставке 26%, если только юридическое лицо-нерезидент не владеет 20% или более акционерного капитала эстонской компании, осуществляющей распределение. Другие разновидности подоходного налога вычитаются из других выплат нерезидентам, в случае если они не владеют постоянными представительствами в Эстонии, или в случае если это не предусмотрено договорами по вопросам налогообложения.

Так как период налогообложения для юридических лиц составляет 1 месяц, подоходный налог должен оплачиваться ежемесячно до 10 числа следующего месяца. В соответствии с законодательством о подоходном налоге, нераспределенные прибыли юридических лиц не облагаются подоходным налогом, вне зависимости от того, реинвестированы ли они или просто не распределены.

Так как не существует чистого налогообложения прибыли корпорации, на правосубъектные организации не распространяются правила налоговой амортизации.

Прирост капитала, полученный отечественной правосубъектной организацией (включая нерезидентские постоянные представительства), не облагается налогом. Исключение составляют фактические или скрытые распределяемые прибыли, которые облагаются ежемесячным подоходным налогом по ставке 26/74. В Эстонии не действуют правила недостаточной капитализации.

Налог на добавленную стоимость

Основной механизм взимания НДС состоит в следующем: лицо, зарегистрированное для уплаты НДС, начисляет НДС на предоставляемые товары или услуги, берет кредит на НДС, уплаченный по затратам на ведение бизнеса, и уплачивает чистый НДС уполномоченным органам.

Ставка НДС составляет 18% (сниженная ставка 0% или 5% для определенных товаров и услуг), за исключением случаев, когда товары и услуги не облагаются НДС. Товары на экспорт налогом не облагаются. Тем не менее, взимание НДС с экспорта услуг регулируется Министерством финансов.

Переплаченный входящий НДС возмещается в течение 30 дней от даты наступления срока возврата НДС. К лицам, облагаемым налогом, относятся физические и юридические лица, получающие доход от коммерческой деятельности. Доход импортера всегда подлежит налогообложению, независимо от того, занимается ли он коммерческой деятельностью. Специальные процедуры применяются при налогообложении временного импортирования товаров. Налогоплательщики с годовым доходом менее 250 000 эстонских крон не обязаны регистрироваться для уплаты НДС.

При определенных условиях процедура временного импортирования может применяться с согласия Таможенного управления. В таком случае НДС на импорт не взимается с товаров, временно импортированных и предназначенных для последующей переработки или вывоза из Эстонии в назначенное время. По письменному соглашению о предоставлении услуг НДС на последующую переработку товаров начисляется по нулевой ставке. Как правило, иностранные юридические лица не регистрируются для уплаты НДС. Тем не менее, постоянные представительства иностранных предприятий должны быть зарегистрированы, следуя такой же процедуре, что и отечественные юридические лица. При условии, что зарубежное государство дает эстонским резидентам взаимные права, при определенных обстоятельствах, юридическим лицам-нерезидентам возмещается НДС, заплаченный в Эстонии, в случае если входящий НДС подлежал уплате в связи с приобретением товаров или услуг в Эстонии.

Социальный налог

Работодатели, зарегистрированные в Эстонии (включая постоянные представительства иностранных предприятий), обязаны платить социальный налог со всех вознаграждений, выплачиваемых работникам, кроме тех, которые освобождены от налогообложения законом. Индивидуальные предприниматели сами несут ответственность за уплату социального налога. В базу налогообложения включаются также дополнительные льготы работникам и подоходный налог с них. В настоящее время социальный налог взимается только с работодателей и индивидуальных предпринимателей. Доход наемных работников социальным налогом не облагается. Ставка социального налога составляет 33% (20% на социальное обеспечение и 13% на медицинскую страховку).

Другие виды налогов

Земельным налогом облагается стоимость всей земли, облагаемая налогом (если она не освобождена от налогообложения законом), на основе официальной оценки. Земельный налог взимается с владельцев земли. Годовая сумма земельного налога колеблется от 0,1% до 2,5% от установленной по официальной оценке стоимости земли. Устанавливать ставку земельного налога уполномочено управление местных властей.

Акцизным сбором облагаются табачные изделия, спиртные напитки, моторное топливо, автомобили, товарные тюки.

В большинстве случаев единая ставка таможенной пошлины составляет 100 эстонских крон на каждую таможенную декларацию, поданную юридическим лицом.

Договоры по вопросам налогообложения

Эстония подписала договоры по вопросам налогообложения со следующими странами: Арменией, Австрией, Беларусью, Бельгией, Канадой, Китаем, Хорватией, Чешской республикой, Данией, Финляндией, Францией, Германией, Венгрией, Исландией, Ирландией, Италией, Латвией, Литвой, Казахстаном, мальтой, Молдовой, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Швецией, Швейцарией, Украиной, Соединенным королевством и США. В соответствии с соглашениями о двойном налогообложении, значительно снижены размеры удерживаемых налогов на выплаты нерезидентам. Для оплаты налогов по сниженным по договорам ставкам необходимо подавать в налоговую полицию resident certificate получателя дохода до 10 числа месяца, следующего за оплатой.

Доля косвенных и прямых налогов (в % от общей массы налогов)

In Millions of Krooni

 

2005

%

2006

%

2007

%

Taxes

35,081

100

42,359

100

51,743

100

Direct taxes

12,738

36,3

15,320

36,1

19,276

37,9

Taxes on income, profits & capital gains

12,232

34,9

14,803

34,9

18,724

36,2

Individuals

9,736

27,8

11,680

27,6

14,641

28,3

Corporations

2,496

7,1

3,123

7,4

4,084

7,9

Taxes on payroll & workforce

-

 

-

 

-

 

Taxes on property

0,506

1,4

0,517

1,2

0,552

1,07

Indirect taxes

22,343

63,7

27,039

63,8

32,466

62,7

Taxes оn goods and services

22,343

63,7

27,039

63,8

32,466

62,7

General taxes оn goods and services

14,946

 

18,675

44,08


42,3

Excises

6,425

 

7,137

16,8


17,4

Taxes оn int'l. trade and transactions

-

 

-

 

-

 

Other taxes

-

 

-

 

-

 


Прямые налоги. Сюда входят подоходный налог, налог на недвижимость, налог на землю и т.д. Косвенные налоги. Сюда входят такие налоги как акцизы, пошлины, налоги с добавленной стоимости и т.д.

Доля косвенных налогов преобладает в структуре налогов, составляя в среднем 63,4% за период 2005-2007 годы.

эстония доход налог бюджет

Отношение косвенных и прямых налогов

 

 

2006

2007

Indirect taxes (In Millions of Krooni)

22,343

27,039

32,466

Direct taxes (In Millions of Krooni)

12,738

15,320

19,276

Indirect taxes/direct taxes

1,75

1,76

1,68

2.      
Анализ политики расходов

Анализ политики расходов:

- на какие сферы расходуется госбюджет

соотношение госрасходов к ВВП - в динамике за 5 лет

Структура расходов Эстонии (in millions of Krooni/Fiscal Year Ends December 31/ Data Reported through Eurostat)

 

2005

%

2006

%

2007

%

Expense

55,271

100

63,711

100

76,086

100

Compensation of employees

17,278

31,3

19,439

30,5

23,881

31,4

Wages and salaries.

12,027

 

13,454

 

16,337

 

Social contributions

5,251

 

5,986

 

7,545

 

Use of goods and services

12,042

21,8

13,590

21,3

15,546

20,4

Consumption of fixed capital

2,594

4,7

3,083

4,8

3,694

4,9

Interest

0,315

0,6

0,346

0,5

0,383

0,5

Subsidies

1,492

2,7

1,896

3

1,995

2,6

Grants

-

 

-

 

-

 

To foreign governments

-

 

-

 

-

 

To international organizations

-

 

-

 

-

 

To other general government units

-

 

-

 

-

 

 Current

-

 

-

 

-

 

 Capital

-

 

-

 

-

 

Social benefits

18,211

32,9

20,922

32,8

24,761

32,5

Other expense

3,340

6,04

4,435

7

5,824

7,7


В соответствии с данными, около 33% расходов приходится на социальные нужды, 31% расходов отчисляются на выплаты госслужащим, тогда как около 21% приходится на госзакупки товаров и услуг, 4,8% - consumption of fixed capital, 6,9% бюджета идут на другие расходы, 2,8% всех расходов идут на выплаты процентов по кредитам.

Направления использования государственных расходов

Outlays by functions of govt.

2005

%

2006

%

2007

%

Total outlays

59,060

100

70,115

100

84,770

100

General public services

4,607

7,8

5,318

7,6

-

 

Public debt transactions

315

 

346

 

383

 

General transfers between levels of govt

-

 

-

 

-

 

Defense

2,373

4,02

2,823

4,03

-

 

Public order and safety

3,891

6,6

4,410

6,3

-

 

Economic affairs

7,009

11,9

8,789

12,5

-

 

Agriculture, forestry, fishing, and hunting

-

 

-

 

-

 

Fuel and energy

-

 

-

 

-

 

Mining, manufacturing, and construction

-

 

-

 

-

 

Transport

-

 

-

 

-

 

Communication

-

 

-

 

-

 

Environmental protection

1,530

2,6

1,547

2,2

-

 

Housing and community amenities

0,283

0,5

0,073

0,1

-

 

Health

6,958

11,8

8,191

11,7

-

 

Recreation, culture, and religion

4,305

7,3

5,045

7,2

-

 

Education

10,484

17,8

12,497

17,8

-

 

Social protection

17,212

29,1

19,719

28,1

-

 

Statistical discrepancy: Total outlays

0,408

0,7

1,703

2,4

 


Из вышеприведенной таблицы следует выделить следующие направления использования государственных расходов:

на социальную защиту населения приходится в среднем за 2005-2006 гг. 28,6%. Это подтверждает тот факт, что Эстония, как и другие европейские страны, уделяет большое внимание именно на соц. защиту;

на образование приходится 17,8%;

на здравоохранение - 11,8%;

на поддержание экономики страны - 12,2% в среднем за 2005-2006 годы;

на общественные услуги - 7,7%;

на поддержание общественного порядка и безопасности - 6,5%

на отдых, культуру и религию - 7,3%

Доля государственных расходов в ВВП и его динамика (2003-2008)

2003

%

2004

%

2005

%

2006

%

2007

%

2008

GDP

136,01

151,012

173,53

 

205,038

238,929

 

248,149

Outlays by functions ofgov.

47,482

35

51,472

34,1

59,060

34

70,115

34,2

84,770

35,5

101,471

Government Expense

43,702

32,1

48,661

32,2

55,271

31,9

63,711

31,1

76,086

31,8

91,513



3.      Дефицит/профицит бюджета - в динамике за 5 лет

Дефицит/профицит бюджета - в динамике за 5 лет

- традиционный (доходы - расходы)

первичный (не включает выплату процентов по госдолгу)

Дефицит/профицит бюджета и анализ его динамики (millions of Krooni)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Revenue

43,844

49,762

53,970

61,655

91,225

94,091

Expense

38,918

43,702

48,661

55,271

63,711

76,086

91,513

Gross Operating Balance

6,831

8,122

7,604

8,977

15,462

18,833

6,556

Interest

0,257

0,285

0,344

0,315

0,346

0,383

0,571

Net Acq. of Nonfinancial Assets

4,600

3,779

2,812

3,789

6,404

8,685

9,958

Expenditure

43,518

47,482

51,472

59,060

70,115

84,770

101,471


Традиционный дефицит бюджета Эстонии

In Millions of Krooni

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

Deficit/Surplus

2,498

2,595

5,975

6,455

-7,38

Revenue

53,970

61,655

76,090

91,225

94,091

Expenditure

51,472

59,060

70,115

84,770

101,471



За период с 2004 по 2007 год у Эстонии наблюдается профицит традиционного сальдо бюджета, однако в 2008 году - дефицит в размере 7,38 mln. of Krooni. Данная методика исчисления была использования с учетом рекомендаций, приведенных в начале книги International Monetary Fund. Здесь поясняется, что такой показатель как «Кредиты минус платежи» уже учтен в показателе Expenses, поэтому для вычисления традиционного дефицита показатель «Кредиты минус платежи» не был использован в целях избежания двойного учета.

Традиционный профицит/дефицит в % от ВВП

2004

2005

2006

2007

2008

GDP

151,012

173,53

205,038

238,929

248,149

Deficit/Surplus

2,498

2,595

5,975

6,455

-7,38

Deficit/Surplus (% GDP)

1,65417

1,4954

2,91409

2,7016

2,974


На данном графике с 2004 по 2007 годы идет тенденция роста профицита традиционного бюджета, с 2007 года по 2008 год - дефицит бюджета составил 7,38 млн.

Первичный профицит/дефицит бюджета Эстонии

In Millions of Krooni

 

2004

2005

2006

2007

2008

Deficit (-) or Surplus

2,498

2,595

5,975

6,455

-7,38

Interest

0,344

0,315

0,346

0,383

0,571

Primary deficit

2,842

2,91

6,321

6,838

-6,809

 

Первичный профицит/дефицит в % от ВВП

2004

2005

2006

2007

2008

GDP

151,012

173,53

205,038

238,929

248,149

Primary surplus/deficit

2,842

2,91

6,321

6,838

-6,809

Primary Deficit/Surplus (% GDP)

1,88197

1,6769

3,08284

2,8619

2,7439


Динамика традиционного и первичного профицита/дефицита почти не отличаются, как и показатели.

4.      «Кредиты - платежи» - дать анализ (входят в расходную часть бюджета)

Согласно источнику International Financial statistics, показатель «кредиты и платежи» включен в показатель Revenue.

5.      Государственный долг

Государственный долг

абсолютная величина

в % к ВВП

краткосрочный/долгосрочный

Данный показатель отсутствует в статистических данных.

6. Финансирование дефицита бюджета

Финансирование дефицита бюджета:

дать анализ

Финансирование дефицита (традиционный)millions of Krooni

2004

2005

2006

2007

2008

Deficit financing

-2,498

-3,074

-5,427

-6,498

6,749

Deficit (-) or Surplus

2,498

2,595

5,975

6,455

-7,38

Net acquisition of financial assets

4,199

4,936

7,593

7,307

-2,433

Net incurrence of liabilities

1,701

1,862

2,166

0,809

4,316


Итак, финансирование бюджетного дефицита представляет собой сумму дефицита с обратным знаком, что доказывает правильность расчетов. Данная методика исчисления была использования с учетом инструкций, приведенных в начале книги International Monetary Fund.

Накопление обязательств по источникам формирования

In Millions of Krooni

 

2004

2005

2006

2007

2008

Net incurrence of liabilities

1,701

1,862

2,166

0,809

4,316

By instrument

Currency & Deposits

-

-

-

-

-

Securities other than Shares

0,267

0,022

0,776

-1,103

0,754

Loans

-0,300

0,092

0,070

0,698

2,793

Shares & Other equity

-

-

-

-

-

Insurance Technical Reserves

-

-

-

-

-

Financial Derivatives

-

-

-

-

-

other Accounts Payable

1,734

1,748

1,320

1,214

0,768

Вывод

Рассматривая бюджетный сектор Эстонии, можно сделать следующие выводы:

удельный вес налогов в ВВП составил в среднем за период 2004-2008 годов 20%;

налоги являются основной статьей пополнения бюджета, составляя 56,4%;

доля налогов в ВВП(%) увеличивалась с 2004 по 2007, составляя 20,1% (2004) и 21,7 (2007), однако данный показатель в 2008 году составил 20,3%, , что 1,4% сократилась доля;

коэффициент динамичности, согласно подсчитанным данным, в 2003, 2005, 2006, 2007 годах динамичность налоговых поступлений >1, характеризуя успешную налоговую политику, тогда как в 2004 и 2008 годах - <1, что явилось отражением неэффективной налоговой политики;

доля косвенных налогов преобладает в структуре налогов, составляя в среднем 63,4% за период 2005-2007 годы;

в структуре расхода, правительство Эстонии тратит на социальные нужды населения, около 33% приходится в среднем за 2005-2007 гг., из которых 28,6% отводится на социальную защиту. Это подтверждает тот факт, что Эстония, как и другие европейские страны, уделяет большое внимание именно на соц. защиту;

как и следовало предполагать, дефицит бюджета наблюдался только в 2008 году, достигая 7,38 млн.

 

Похожие работы на - Исследование бюджетного сектора экономики Эстонии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!