Развитие страхового дела в Республике Саха (Якутия)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,08 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие страхового дела в Республике Саха (Якутия)

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие, сущность и содержание страхования

§1. Этапы развития страхового дела

§2. Роль страхования, основные его функции в экономике

§3. Формы и виды (классификация) страхования

Глава 2. Развитие страхового дела в Республике Саха (Якутия)

§1. Социальное страхование в РС (Я) и основные направления его реформирования

§2. Страховое дело в РС (Я) на современном этапе

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность выбранной темы очевидна. В России происходят глубокие экономические перемены, связанные с мировым финансовым кризисом. В общественное сознание все активнее внедряется мысль о необходимости страхования, как неотъемлемого элемента рыночной инфраструктуры. Предпосылки этого очевидны: резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие производства и распределение материальных благ, приватизация и акционирование собственности, появление огромной массы самостоятельных хозяйствующих субъектов, действующих на свой страх и риск в условиях жесткой конкуренции.

Экономика свободного предпринимательства обеспечивает равенство возможностей. Каждый хозяйствующий субъект сам отвечает за свои поступки. Он получает все выгоды от реализации собственных замыслов и несет все издержки, связанные с их провалом.

Мировой опыт показывает, что любая услуга достигает наибольшей эффективности для потребителя только при наличии спроса и предложения, более чем достаточного для его удовлетворения. Таким образом, механизм страхового рынка предполагает, с одной стороны, процесс формирования специфических страховых потребностей, а с другой - организованную систему предложений по их удовлетворению.

Спрос на страховые услуги является наиболее сложным элементом страхового рынка. Новые условия хозяйствования объективно выделяют новые дополнительные потребности предприятий, учреждений, организаций в страховой защите от различного рода коммерческих, промышленных и научно-технических рисков, потери прибыли и т.д., а также разнообразных имущественных интересов граждан. Расширение сферы страховых рисков будет способствовать увеличению спроса на страховые услуги.

Страховая деятельность в России стала приобретать характер особого вида коммерческой деятельности только в последние годы. Сфера страхования представляет собой инфраструктуру, способствующую повышению эффективности всех сфер предпринимательской деятельности.

Целью данной работы является изучение понятия страхового дела, его развитие в Республике Саха (Якутия) и реакция страхового рынка на мировой финансовый кризис.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

изучить понятие, сущность и роль страхования;

рассмотреть историю развития по этапам;

изучить классификацию страхования;

изучить развитие страхования в Республике Саха (Якутия).

Глава 1. Понятие, сущность и содержание страхования

§1. Этапы развития страхового дела

Объективную потребность в страховании вызывают убытки, возникающие вследствие непредвиденных обстоятельств природно-климатического, экономического и социального характера. В своей многовековой истории страховое дело прошло несколько этапов развития, в ходе которых выработались и утвердились основополагающие принципы, виды и направления современного страхования.

В настоящее время страхование принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся финансовых институтов экономики. Рыночные отношения стали объективной предпосылкой появления нового характера страховой деятельности в России: развития разнообразных видов страхования, формирования дополнительных секторов, форм и методов организации страховой деятельности, стабильно функционирующих специализированных страховых предприятий. Между тем страхование принадлежит к числу наиболее старых и устойчивых форм общественной жизни, уходящих своими корнями в далекую историю.

Современное страхование в том виде, в котором оно существует в настоящее время, прошло ряд этапов развития, которым были присущи свои особенности организации и проведения страхования.

Взаимопомощь. Принято считать, что первичной формой страхования была страховая взаимопомощь, которая носила характер разовых соглашений о взаимопомощи в области путевой, странствующей торговли: сухопутной и морской. Соглашения касались товаров и перевозочных средств, в качестве которых выступали морские корабли и вьючные животные. Организация страхового фонда, выражающаяся в обязательствах возместить убытки в порядке последующей раскладки, представляет собой древнейшую форму страхования. Предполагается, что первичные формы страхования встречались за два тысячелетия до нашей эры, в частности, в законах вавилонского царя Хаммурапи, которые предусматривали заключение соглашения между участниками торгового каравана о том, чтобы вместе нести убытки, постигшие кого-либо в пути от нападения разбойников, ограбления, кражи и т.д. Другой формой взаимного страхования, наиболее распространенной в Древнем Риме, было его применение в постоянных организациях уставного типа: в профессиональных союзах и коллегиях, объединяющих своих членов на основе общественно-экономических, религиозных, бытовых и личных интересов. Целями такого страхования были: обеспечение своим членам достойного погребения (памятник, похоронная процессия), оказание материальной поддержки в случае увечья, болезни и др. В соответствии с существовавшими правилами члены профессиональных коллегий уплачивали соответствующий единовременный, а затем ежемесячные взносы.

Гильдийско-цеховое страхование. Средневековое страхование обычно именуется гильдийско-цеховым. Первые гильдии возникли в Анг лии (IX-XI вв.), а затем в Германии (XI-XII вв.) и Дании (XII в.). Первоначальное значение средневековых гильдий определялось братством: профессиональных занятий, купцов, нищих, бродяг и т.д. Возмещение убытков или выплата пособий производились из общегильдийской или общецеховой кассы наряду с другими расходами, либо путем последующей раскладки между его членами. Организация взаимопомощи в гильдиях и цехах постепенно получала более определенные формы, гильдийско-цеховое страхование предполагало регулярное внесение взносов, уточнение оснований и размеров страховых выплат, определение страховых случаев с учетом степени риска и др. Имущественное страхование предусматривало возмещение убытков, возникших от стихийных бедствий таких, как наводнение, пожар, кораблекрушение, падеж скота, а также от краж и грабежей. Специальным риском, который давал право на получение дополнительной помощи, являлось разорение члена гильдии независимо от его причины. Личное страхование в гильдиях предусматривало выплату пособия в случае смерти, болезни и инвалидности.

Коммерческое страхование. Переход страхования из «товарищеской» в «товарную» форму характеризует следующий этап развития страхового дела, в котором страхование осуществляют специализированные коммерческие предприятия - акционерные и взаимные страховые общества. Первые страховые общества возникли в Англии в 80-е гг. XVII в. в области огневого страхования. В это же время возникают страховые общества в области морского страхования во Франции в 1686 г. Первый полис, посвидетельству историков, был выдан в Берлине в 1347 г. Первоначально наиболее распространенным видом страхования было морское, представлявшее собой кредитно-страховую сделку, по которой кредитор давал судовладельцу необходимую для организации плавания денежную сумму при условии, что при благополучном возвращении эта сумма возвращается с уплатой предусмотренного процента. Затем в XIV в. сложная нотариальная форма заменяется документом (полисом), который страховщик выдавал судовладельцу в подтверждение заключенного договора. Постепенно возникают такие виды имущественного страхования как страхование урожая сельскохозяйственных культур от градобития, от кражи другие, развиваются такие виды коммерческого страхования, связанные с личностью потерпевшего, как страхование от несчастных случаев и страхование гражданской ответственности. Процессы дифференциации и специализации страхования постепенно замещаются процессами интеграции и укрупнения, позволяющих сочетать многообразные виды и варианты имущественного и личного страхования, что проявилось в создании различных организационно-правовых форм страховых компаний.

Развитие страхового дела в России. До 1917 г. страховое дело в России осуществляли многочисленные предприятия и общества, ведущую роль среди которых занимали акционерные общества. В 1913 г. во всех страховых обществах России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб., из которых 63% приходилось на долю акционерных страховых компаний, 15% - земств, 8% - городских взаимных обществ. Наибольшее распространение в дореволюционной России имело страхование от огня. Именно в этих целях в 1824 г. было учреждено Первое российское страховое от огня общество.

Пять обществ (два акционерных и три взаимных) осуществляли в 1913 г. операции по страхованию стекол от разбития, впервые введенному в 1894 г. страховым обществом «Помощь». Среди русских акционерных обществ крупнейшим по объему операций и по размеру капиталов было общество «Россия». Оно проводило восемь видов страхования на территории Российской империи и имело отделения в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. Другим направлением страхования было земское страхование, проводимое органами местного самоуправления в ряде центральных губерний дореволюционной России. Каждое губернское земство вело операции только в пределах своей губернии, а с 1902 г. получило права заключать между собой договоры перестрахования. Земское страхование подразделялось на обязательное (окладное), дополнительное и добровольное. Наиболее распространенным видом страхования было страхование строений. Личное страхование в России появляется в середине 30-х гг. прошлого века. В 1835 г. было организовано первое акционерное общество по страхованию жизни, которое впоследствии стало называться «Жизнь». Общество получило монополию от царского правительства на проведение страхования жизни в России сроком на 20 лет. Виды страхования включали: страхование на случай смерти (страхование капитала в пользу наследников) - 97% договоров, смешанное, страхование на дожитие, страхование капиталов и пенсий в пользу детей при достижении ими определенного возраста. После окончания монополии на страхование жизни, которое имело страховое общество «Жизнь», в России стали проводить операции поэтому виду и другие организации. Наиболее крупными по числу операций были общества «Россия», «Жизнь», «Санкт-Петербургское» и американское общество «Нью-Йорк». В них было сконцентрировано около 70% всех действовавших договоров и 65% страховых премий. Наряду с акционерными обществами страхование жизни в России проводили также сберегательные кассы и взаимные страховые общества. После революции 1917 г. Декретом СНК РСФСР 23.03.1918 г. учреждался государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального. В ноябре 1918 г. съезд руководящих работников страховых отделов губернских Советов признал необходимым упразднение частных страховых обществ и введение государственной монополии. До 1989 г. страхование в России осуществляли две государственные страховые компании: «Госстрах» и «Ингосстрах». В этот период был накоплен огромный опыт по проведению традиционных видов страхования, сформирована база по статистике наступления страховых случаев. В страховании на добровольной основе участвовала значительная часть населения страны. Наиболее распространенными у граждан видами страхования были следующие: страхование к определенному возрасту, страхование строений, квартир и домашнего имущества. Страхование предприятий, учреждений и организаций проводилось по двум основным направлениям: страхование зданий (сооружений) от пожара и/или стихийных бедствий. Вместе с тем, развитие страхования в нашей стране в этот период было ограничено государственной монополией, отсутствием частной собственности, требующей страховой защиты, и рынка купли-продажи страховых услуг. Следующий этап развития страхового дела в России связан с началом демонополизации экономики и характеризуется прежде всего развитием страхового рынка. В настоящее время на отечественном страховом рынке действует около 1,5 тыс. страховых организаций, проводящих операции по всем направлениям страхования и видам страховых услуг.

§2. Роль страхования, основные его функции в экономике

В современном деловом обществе с развитой рыночной экономикой страхование играет важную и многогранную роль. Она основана на замкнутых перераспределительных процессах объединения экономических рисков и способах их возвращения.

Страхование возмещает значительную часть убытков, возникающих вследствие стихийных бедствий, неблагоприятных погодных условий, пожаров, техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций и других случайных событий. Таким образом, страхование выполняет функцию возмещения убытков. Например, территория США практически каждый год подвергается воздействию ураганов, смерчей, наводнений различной разрушительной силы. В XX в. наиболее запомнился ураган «Эндрю» (1992), который вызвал массовые разрушения. Ущерб от этого урагана оценивался на сумму более 30 млрд. долларов. Развитая система страхования США позволила страховым компаниям возместить более половины причиненного ущерба. Сумма выплат составила 15,5 млрд. долларов США.

Обрушение кровли аквапарка «Трансваль-парк» в феврале 2004 г. (Москва) принесло ущерб владельцу (компания «Европейские технологии и Сервис») в сумме 175,7 млн. рублей. Имущество данного объекта было застраховано в компаниях «РОСНО», «Росгосстрах» и «Росгосстрах-Столица».

В среднем за год выплаты страховых компаний по различным видам страхования составляют от 35 до 40 млрд. долларов в год. Из них выплаты от последствий природных явлений составляют 68, от человеческой деятельности - 32%.

Оценив масштабы выплат, нетрудно понять, в чем состоит выгода физических и юридических лиц, которые вступали в страховые отношения. Очевидно, что при отсутствии страхования потерпевшему необходимо в короткий срок собрать необходимую сумму средств для компенсации потерь, локализации последствий чрезвычайной ситуации. Финансовые затраты могут вызвать определенные трудности, связанные со снятием денежных средств с банковских счетов, отзывом их из процесса производства, закупкой и поставкой товаров, получением банковских кредитов и займов. Заключив договор страхования, страхователь получает гарантию, что не придется в экстренном порядке тратить крупные средства на ликвидацию последствий каких-либо случайностей. Страховая организация берет на себя обязательства финансировать возмещение убытков в размере лимита ответственности, который указан в договоре. Соответственно страховые взносы, уплаченные по договору, в десятки раз меньше суммы затрат на компенсацию потерь.

Страхование в полной мере используется и для решения социальных проблем общества, т. е. выполняет социальную функцию, которая проявляется в помощи застрахованным при утрате трудоспособности, наступлении инвалидности, в случае смерти в результате несчастных случаев и заболеваний. Страховщики финансируют лечение и реабилитацию потерпевших, компенсируют транспортные и утраченные доходы. В случае летального исхода при несчастном случае близким (выгодоприобретателям по договору) выплачиваются средства, позволяющие не снижать достигнутый уровень жизни. Выплаты за утраченное либо поврежденное имущество в свою очередь выступают в роли стабилизатора материального уровня застрахованных. Обязательное медицинское страхование обеспечивает населению страны медицинские услуги в лечебно-профилактических учреждениях, добровольное медицинское страхование позволяет застрахованным получить лечебные и профилактические услуги в медицинских учреждениях на выбор в любой клинике и санатории вашей страны и за рубежом, произвести операцию любой сложности.

Пенсионное страхование помогает государству оптимизировать расходы на пенсионное обеспечение населения, позволяет предлагать различные программы повышения пенсий. Заключаемые за счет граждан или работодателей договоры пенсионного страхования повышают уровень жизни пенсионеров, следовательно, снижают финансовую нагрузку государства.

Накопительное страхование помогает реализовать сберегательные потребности населения, позволяет накопить средства на обучение, проведение свадеб и других торжественных мероприятий, приобретение жилья, автомобилей, накопить денежные средства к определенному сроку.

Страховые компании являются и крупнейшими работодателями, тем самым решая проблему безработицы в государстве. Статистика занятости в странах с развитым рынком страхования утверждает, что в страховых организациях работают не менее 1% работоспособного населения.

Страховые компании, используя накопленные резервы, участвуют в развитии национальной экономики, что указывает на инвестиционную функцию страхования. Чертой, отличающей страховые организации от коммерческих банков, которые специализируются на привлечении средств на короткий период времени, является возможность распоряжаться накопленными средствами в течение более длительного периода (10 и более лет). Такую возможность имеют страховые компании, занимающиеся страхованием жизни.

Стабильное поступление денежных средств и долгосрочность обязательств по заключенным договорам страхования позволяют страховым компаниям аккумулировать финансовые потоки в специализированных фондах и стать постоянным (гарантированным) источником финансирования для бизнеса и государства. Так, в США не менее 30% активов страховщиков размещаются в промышленных облигациях, в Российской Федерации государственные ценные бумаги приобретаются страховыми компаниями на сумму не более 10% от заявленных активов. Денежные средства, поступившие от продажи государственных ценных бумаг направляются на развитие инфраструктуры, покрытие бюджетного дефицита и т. д.

Инвестиционная функция страховых организаций проявляется и в том, что страховщики предлагают программы защиты имущественных интересов инвесторов от возможных потерь. При этом страховые компании могут выступать гарантом как движения финансовых потоков, так и пунктуального исполнения заключенных инвестором договоров (контрактов) по различным направлениям, уменьшить возможность негативного влияния природных явлений и чрезвычайных ситуаций. Тем самым страховые компании помогают инвесторам сделать их деятельность менее рисковой, более популярной и востребованной, способствовать росту объемов инвестиций во всех областях экономики, в том числе с использованием иностранного капитала.

Предупредительная функция страхования обеспечивается возможностью снижения финансовых потерь участников рынка от различных случайных событий или явлений. Эта функция четко просматривается по двум основным направлениям:

1.формирование резервов предупредительных мероприятий;

2.обязательное требование страховых компаний от застрахованных осуществлять определенные мероприятия, направленные на снижение вероятности наступления неблагоприятных событий.

Резервы предупредительных мероприятий формируются за счет перечисления части средств от полученных страховых премий (взносов) в специализированный фонд для дальнейшего накопления. Средства данных фондов используются исключительно на финансирование мер по предупреждению аварий, стихийных бедствий, пожаров, чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев и болезней.

Проведение данных мероприятий существенно снижает риск наступления неблагоприятных случайных событий и, как следствие, снижает вероятность финансовых потерь страховой компании на возмещение убытков по страховым случаям.

Таким образом, проведение предупредительных мероприятий выгодно страховым компаниям, их клиентам и обществу в целом. Каждый из перечисленных субъектов страховых отношений заинтересован в уменьшении возможности наступления различного рода случайностей и снижении ущерба от их проявления.

Предупредительная функция страхования проявляется в требовании страховщика по выполнению застрахованным мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных событий, которые перечислены в договоре страхования. Именно договор определяет объект страхования; риски, принятые страховой компанией на страхование; наличие страхового случая; права и обязанности страхователя и страховщика. После заключения договора страховщик получает право осуществлять контроль деятельности и поведения своих клиентов, чтобы их действия не стали катализатором повышения степени риска наступления событий, в отношении которых заключен договор страхования.

При выявлении таких фактов, существенно влияющих на возможность наступления страхового случая, страховая компания вправе потребовать от застрахованного их устранения, в противном случае может расторгнуть договор страхования или отказать в выплате страхового возмещения, если причиной наступления убытков явилось неисполнение требований страховщика.

Даже после наступления страхового случая страховая компания обязательно проводит всестороннее изучение причин и обстоятельств его наступления, при этом определяется степень вины пострадавшего и других лиц, случайных событий или последовательных действий застрахованного в наступлении страхового события, какие меры были приняты страхователем для максимального уменьшения размера ущерба. Для всесторонней оценки произошедшего события привлекаются как независимые эксперты, так и компетентные государственные структуры.

В случае обнаружения вины пострадавшего в наступившем событии ему может быть отказано в страховом возмещении.

Последовательными действиями страховой компании при заключении договора страхования и контроле за соблюдением его положений, формировании резервов предупредительных мероприятий и заключается предупредительная функция страхования.

На сегодняшний день научная литература не дает определенного понятия функций страхования. Так, Е.Ф. Дюжиков и Ю.А. Сплетухов выделяют такие же функции страхования, В.В. Шахов, А.Н. Гинзбург, три функции страхования:

3.формирование специализированного страхового фонда;

4.возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан;

5.предупреждение страхового случая и минимального ущерба.

Большинство ученых и специалистов в области страхования, среди Л.И. Рейтман, В.М. Родионова, Н.Ф. Самсонова, Т.А. Федорова и другие, утверждают, что функции страхования проявляются в четырех функциях:

- рисковой;

- предупредительной;

сберегательной;

- контрольной.

§3. Формы и виды (классификация) страхования

Существуют разные подходы к классификации страховой деятельности. В большинстве стран мира выделяют две разновидности страхования: страхование жизни (англ. life insurance) и виды страхования, не связанные со страхованием жизни (англ. non-life insurance). Данная классификация применяется при разработке нормативно-правовых документов, анализе страхового рынка и решении других вопросов.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (часть II, глава 48 -Страхование) предусмотрены две разновидности (два типа договоров) страхования: имущественное и личное.

В практике работы страховых организаций, анализе страхования, учебных и методических материалах также принято выделять три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности. В основе деления страхования на отрасли лежат отличия в объектах страхования.

1.Страхование жизни;

2.Страхование от несчастных случаев и болезней;

.Медицинское страхование;

В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущественное страхование включает:

1.Страхование имущества предприятий и организаций;

2.Страхование имущества граждан;

.Транспортное страхование (средств транспорта и грузов);

.Страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше;

.Страхование финансовых рисков.

В страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу.

Страхование ответственности включает:

1.Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

2.Страхование гражданской ответственности перевозчика;

.Страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности;

.Страхование профессиональной ответственности;

.Страхование ответственности за неисполнение обязательств;

.Страхование иных видов гражданской ответственности.

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление страхования на отрасли не позволяет выявить те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов выделяют из отраслей страхования подотрасли и виды страхования.

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Приведем лишь примеры некоторых, наиболее распространенных видов страхования.

В качестве видов личного страхования граждан могут быть названы: смешанное страхование жизни, страхование детей, страхование от несчастных случаев, страхование на случай смерти и утраты трудоспособности, страхование дополнительной пенсии, медицинское страхование, другие виды личного страхования.

Видами страхования ответственности являются: страхование автогражданской ответственности (владельца автотранспортных средств), страхование ответственности работодателя на случай причинения вреда здоровью работника, страхование персональной ответственности перед третьими лицами из-за небрежности страхователя или членов его семьи, страхование ответственности производителя товара (посредника или продавца) перед потребителями и другими за вред, болезнь или убыток (ущерб), возникающие в результате поставки товара, страхование ответственности судовладельцев, страхование профессиональной ответственности (например, адвоката, нотариуса, врача и других специалистов), другие виды страхования ответственности.

Видами имущественного страхования, например, являются: страхование имущества от огня, страхование имущества от бури, страхование грузов, страхование от убытков вследствие остановки производства, страхование отдельных видов транспортных средств, многие другие виды имущественного страхования.

страховой дело финансовый якутия

Глава 2. Развитие страхового дела в Республике Саха (Якутия)

§1. Социальное страхование в РС (Я) и основные направление его реформирования

На примере трех внебюджетных фондов - Фонда обязательного медицинского страхования, государственного фонда занятости и Департамента пенсионной службы - проведен анализ системы социального страхования в РС (Я).

В РС (Я) средний размер пенсий составляет в январе 1994г. 139% от величины прожиточного минимума пенсионера, а к сентябрю 1995г. Этот показатель упал до 84%. В тоже время отношение средней пенсии к средней зарплате практически не меняется и колеблется в пределах 30-32%.

В РС (Я) положение Департамента пенсионной службы более благополучно чем в России. Практически нет недобора страховых выплат, а план сборов за 9 мес. 1995г. Выполнен на 103%.

Расходы по доставке пенсии составляет 1.9-2.8% против российских 7.9%. Растет доля доходов от возмещения свободных средств 2.2% - 1994г., 3.2% - 9мес. 1995г. В России эта цифра составляет всего 0,19%. В тоже время в расходах постоянно увеличивается доля на содержание аппарата - в 1993г. Она составляет 0.5%, 1994г., - 2.5%, 1995г. - 2.8%, а на 1996г., уже 4.2%. В структуре расходов Департамента пенсионной службы РС(Я) ожидается скачкообразный рост выплат пенсий в 1995г, планированная 70.7% фактически на 1995г., 71.1%, а план 1996г. - 87.6%.

Государственная политика в области пенсионного обеспечения существенным образом менялась за последние 3 года, и в этих изменениях прослеживалась продуманная стратегическая линия. Тем не менее многократные изменения по отсрочке платежей в страховые фонды в результате неплатежей зарплаты в значительной мере "работали" на снижение надежности государственного пенсионного обеспечения.

Структура бюджета ГФЗ Республики Саха(Якутия) в основном идентична Российской в своей доходной части. Растет доля иных поступлений (возврат финансовых средств и процент за предоставление средств под создание и сохранение рабочих мест), с 4,7% в 1994 г., возросла до 9,5% в 1995 г. и, в плане 1996г. до 16,9%. Средства используются более полно год от года. Доля переходящего остатка в структуре доходов падает от 11,3% до 3,8%. Остаток средств на конец года в 1994г. составлял 18,2% от всех полученных доходов, а в 1996 г. эта цифра составит 1,3% что подтверждает рост использования имеющихся средств.

В расходной части доля активной политики занятости увеличивается с 48,6% в 1994 г., 55% в 1995г. и 58,8% в 1996г. Структура программ активной политики занятости с годами не меняется: 60% затрат - на сохранение и создание новых рабочих мест, 33% - на профобучение, выплату стипендий и содержание учебных центров.

В Республике Саха (Якутия) программа материальной поддержки безработных в расходах ГФЗ занимает от 7,1% в 1994г. до 19,5 -17,1% в 1995 г.- 1996 г., против российских 37,2%, что означает использование средств по прямым задачам фонда в значительно меньшей степени. Причем на выплату пособий по безработице и материальной помощи безработным и членам их семей из этой суммы тратится в среднем 57%, на возмещение затрат Пенсионному фонду в связи с досрочным выходом на пенсию безработных 11%. Оставшиеся 32% уходят на выплаты, связанные с массовым высвобождением работающих согласно постановлениям и распоряжениям Правительства Республики Саха(Якутия), то есть волевым порядком.

Можно отметить благоприятную тенденцию постоянного снижения затрат на содержание органов служб занятости: 19,2% - 1994г., 11,6 % - 9 месяцев 1995г. и 10,4 % в планируемом 1996г.

В Республике Саха (Якутия) средний размер пособия по безработице постоянно ниже прожиточного минимума трудоспособного, что свидетельствует о необходимости повышения среднего размера пособий безработных.

В Республике Саха(Якутия) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования начал свою работу с 1994г. Структура его бюджета значительно меняется от 1994 до 1996г. В доходной части растет доля поступлений от капитализации средств от 2,8% в 1994г. до 7,3% (план) в 1996г., за девять месяцев 1995г. эта доля составила 16,4% всех доходов.

В расходной части в 1996г. финансирование лечения займет 85,7% против 31% в 1994г. и 65,1% в 1995г., что свидетельствует о том, что от года к году Территориальный фонд обязательного медицинского страхования все более соответствует своему прямому назначению. Средства больше хранятся на депозитах, как в 1994 году - 62%, а используются в 1996г., страховой запас составит 10,9% расходов . В отличии от России средства на содержание исполнительней дирекции вместе с бюро лицензирования и аккредитации составляют всего 3%, что вполне приемлемо. В 1996г. введение обязательного медицинского страхования будет проводится по трем направлениям - гинекология, терапия, хирургия. Остальные отрасли не прошли лицензирования и аккредитации из за недостаточной материальной базы.

Представляется, что первоочередными мерами в области реформирования социального страхования, которые могли бы реализовываться в рамках социальной политики, являются следующие.

6.Изменение правового статуса органов страхования. Распоряжаться фондами должны страховые организации под строгим контролем соответствующих государственных органов (правительство, парламент и т.д.), страхователей (работодателей), застрахованных (работников).

7.Создание системы страхования от несчастных случаев на производстве, основанной на определении уровня профессионального риска повреждения здоровья (из-за производственного травматизма и профессиональных заболеваний). Страховые взносы должны быть гибкими (ориентировочно от 1 до 10%) и финансироваться за счет средств работодателей. Такой подход применяется в большинстве развитых стран, он оправдал себя и служит важнейшим экономическим стимулом для улучшения условий, охраны и гигиены труда.

Установление зависимости между объемом финансового обеспечения профессиональных и региональных (досрочных) пенсий, а также пенсий за выслугу лет, и числом работников, пользующихся этим правом. Взносы работодателей и государства должны определяться критериями профессионального риска повреждения здоровья из-за объективных и неизменных факторов (шахтеры, работающие на Крайнем Севере) и субъективных факторов (устаревшие технологии и вредные условия труда). В первом случае (объективные факторы) финансовую нагрузку несет государство, во втором - работодатели.

1.Создание единого страхового банка для всех видов внебюджетных страховых фондов.

2.Проблемы социальной защиты, носящие межотраслевой и межрегиональный характер (создание крупных центров реабилитации, организация производства протезной техники, проведение научно-исследовательских работ и т.д.), видимо следует решать в рамках соответствующих республиканских целевых программ и из средств внебюджетных фондов.

3.Для удобства получения финансовых отчислений и выплат сумм застрахованным целесообразно организовать совместные региональные кассы сбора средств и выплат (как правило, для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, пенсионеров и т.д.). Работа по начислению и выплате пособий на предприятиях (в организациях) возлагается на администрацию за соответствующую плату из указанных фондов. При этом за региональными, профессиональными и республиканскими отделениями фондов целесообразно закрепить право бесспорного взимания задолженности по взносам на социальное страхование, а также по средствам, израсходованным в нарушение действующего законодательства.

4.Организация социальных судов для решения спорных вопросов в области социального страхования между субъектами страхования.

5.Меры по совершенствованию отдельных видов социального страхования необходимо осуществлять поэтапно, в тесной взаимоувязке с социальной и экономической политикой России.

§2. Страховое дело в Республике Саха (Якутия) на современном этапе

В нашей республике страхование широко представлено несколькими крупными фирмами, как общефедерального уровня, так и республиканского уровня. К первым можно отнести такие фирмы как «Россгострах», «Ингосстрах», «Спасские ворота» и т.д. Ко вторым можно отнести две наиболее крупные и успешные фирмы как «Сахамедстрах» и «Стерх», деятельность которых мы рассмотрим подробнее ниже.

По данным Минфина, пользуясь услугами «чужеземных» страховщиков, республика ежегодно теряет до 500 миллионов рублей. До сегодняшнего дня доля местных частных компаний на страховом рынке была ничтожно мала. По причине незначительных финансовых активов они просто не могли оказывать должной альтернативы более состоятельным конкурентам. Как следствие, инвестирование страховых резервов в экономику республики осуществлялось крайне слабо. К примеру, в 2004 году якутские страховщики собрали лишь 23,6 млн. рублей от общей суммы страховых взносов (313,8 млн.), что составило всего около 7,5%. Попытки исправить положение в страховом хозяйстве начали предпринимать еще в конце 2002 года. Тогда все существующие на тот момент местные страховые компании («САПИ-полис», «Аргысмедстрах», «Сахамедстрах» и «Восточная страховая компания») приняли решение объединиться во имя единой благой цели - повышения собственной конкурентоспособности в противовес инорегиональным страховым компаниям - и создали Союз страховщиков Якутии.

В марте 2003 года правительство республики утвердило «Концепцию развития страхового дела в РС(Я)». В течение двух лет Координационный совет во главе с 1-м зампредом правительства республики Геннадием Алексеевым проводил ряд мероприятий, в частности, в бюджет республики было внесено страхование организаций социальной сферы. Но, несмотря на это, ничтожно малый актив местных страховщиков, а также дефицит средств и низкая страховая культура населения не позволили поправить бедственное положения отрасли.

ОАО РСК «Стерх»

Не секрет что страховых компаний имеющих статус республиканских - единицы, такое положение местных страховых компаний напрямую влияет на состояние финансов и инвестиционной экономики республики. Размер ежегодного финансового оттока из республики огромен. Понимание необходимости интегрирования развития страхового дела в Республике Саха (Якутия), а также придания региональному страхованию статуса национального приоритета, стало главной причиной создания страховой компании - РСК «Стерх». ОАО РСК «Стерх» создано согласно решению Учредительного собрания 15 апреля 2005 года. Открытию компании предшествовала обострившаяся в последние годы в республике проблема регионального страхового дела, а именно падение конкурентоспособности местных страховщиков. Понимание необходимости интегрирования развития страхового дела в Республике Саха (Якутия), а также придания региональному страхованию статуса национального приоритета, стало главной причиной создания страховой компании - РСК «Стерх».

Учредителями компании выступили Министерство имущественных отношений РС(Я) и ведущие предприятия республики. Уставный капитал компании составляет 120 миллионов рублей. Заметим, что по размеру Уставного капитала страховая компания «Стерх» находится среди лидеров всего Дальневосточного округа, что является не только убедительным доказательством масштаба компании, но и одной из степеней надежности перед действующими и потенциальными клиентами. Председателем Совета директоров ОАО РСК «Стерх» избран Егор Борисов. Генеральным директором компании был назначен опытный руководитель, профессионал-страховщик, народный депутат РС(Я) Семен Березин.

ОАО РСК «Стерх» 11 октября 2005 года благополучно получило лицензии Федеральной службы страхового надзора на осуществление страховой деятельности (С№3983) и на перестрахование (П№3983), и с этого момента активно приступило к выполнению поставленных перед ней задач.

Несмотря на наступивший экономический кризис в 2008 году Компания добилась значительных успехов. В первую очередь - это увеличение показателей по сбору страховых премий, план по которому выполнен на 119%. Во-вторых, 2008 год стал для Компании годом выхода за пределы республики - открытием филиала в г. Хабаровске Компания положила начало освоения Дальневосточного региона, обозначив себя как сильного конкурентоспособного Страховщика. Учитывая перспективы в области промышленного освоения Дальнего Востока, это событие обретает стратегическое значение, определяющее вектор дальнейшего развития Компании. Отдельно необходимо отметить увеличение уставного капитала Компании до 500 млн. руб., произошедшее в рамках государственной поддержки финансовых структур Республики. Этот факт расценивается нами как признание статуса нашей Компании в качестве важного сегмента государственного управления экономикой, влияющего на ее стабильность.

По результатам страховой деятельности 2008 года Компания достигла следующих результатов:

Всего заключено 12633 договоров.

Сборы составили 240 698 000, что выше плана на 19 % и выше сборов 2007 года на 36 % (177,5 млн. руб.).

Выплаты выросли до 83 млн. руб., что в 2 раза больше чем в 2007 году (41 млн. руб.).

По объему собранных страховых премий Компания вышла на 2-е место в республике, опередив ООО «РОСГОССТРАХ - Дальний Восток» и уступая ООО СК«СКАЛРОСА». По имущественному страхованию Компания занимает 1-е место.

Анализ рынка страхования РС (Я) показывает, что перспективное развитие Компании возможно по 2 направлениям: Повышение конкурентоспособности и увеличение доли Компании на существующих рынках.

Для решения данной задачи «Стерх» приступил к реализации следующих мероприятий:

Получение рейтинга надежности страховой организации.

Наличие рейтинговой оценки позволит объективно сравнить компанию с конкурентами, выявить слабые места и пути их устранения. Получение высокого рейтинга, для чего есть основания (увеличенный уставный капитал, динамика роста и пр.), станет преимуществом в конкурсах и привлечет клиентов. На данном этапе ведется работа по получению рейтинговой оценки в рейтинговом агентстве «Эксперт», присуждение оценки ожидается до конца первого полугодия 2009 г.

Получение лицензии на ОСАГО.

В 2009 году, учитывая повышение для г. Якутска территориального коэффициента 1,6, ожидается рост доходности страхования ОСАГО в 1,5 раза. Ожидается и рост выплат в связи с введением упрощенной процедуры выплат (европротокол).

Планируемый целевой сегмент ОСАГО - автопарк государственных и муниципальных учреждений. По данным ГИБДД РС (Я) государственный автопарк насчитывает приблизительно 10 тыс. автомашин.

При условии охвата автопарка данных категорий, минимальная страховая премия составит выше 38 млн. руб. Ориентировочно за первый год работы на рынке ОСАГО Компания может получить доход в 7,6 млн. руб. (с учетом того, что в структуре страхового тарифа на выплаты и гарантийные резервы заложено 80%).

Создание новых страховых рынков: экологическое страхование, СРО, ответственность бюджетных учреждений.

Данная задача связана, прежде всего, с реализацией мегапроектов и, в первую очередь, с инвестиционным проектом «Комплексное развитие Южной Якутии». В РФ еще не принят закон об обязательном экологическом страховании, в этих условиях необходимо на региональном уровне подготовить базу для повсеместного добровольного страхования ответственности за нанесенный вред природной среде.

Внедрение страхования ответственности строителей, проектировщиков, изыскателей - членов саморегулируемых организаций

С 01 января 2009 г. отменено лицензирование строителей, проектировщиков, изыскателей, и введено обязательное членство в саморегулируемых организациях, а также страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. По предварительной оценке страховые взносы членов СРО «Союз строителей Якутии» составят 20 млн. руб.

Программное страхование отраслей экономики РС (Я).

В настоящее время страхование базовых отраслей - промышленности, транспорта, сельского хозяйства - осуществляется достаточно бессистемно. Причины: отсутствие страховой культуры, четко описанных целей и методов страхования.

Разработка системы отраслевых нормативных актов (концепций и целевых программ), внедрение их в государственную политику, проводимую соответствующими министерствами и ведомствами РС (Я), не только значительно расширит страховой рынок, но и позволит внедрить управление рисками экономики на совершенно ином уровне.

Комплексное страхование мегапроектов.

Мегапроекты, в силу их масштабности и отсутствия прецедентов, представляют собой новое страховое поле, сопоставимое по размерам с существующим. Так, страховые сборы по проекту «Комплексное развитие Южной Якутии» примерно составят 400-500 млн. руб. в год в течение не менее 10 лет.

В целом показатели развития компании внушают оптимистический прогноз для развития страхового дела в нашей республике. «Стерх» крепко занял свою позицию в данной отрасли, несмотря на сильную конкуренцию в данной сфере.

ОАО «Сахамедстрах»

Изначально страховая компания «Сахамедстрах» создавалась как дочернее предприятие фонда «САПИ», который своим приказом в сентябре 95-го учредил страховое медицинское общество с ограниченной ответственностью «САПИ-ПОЛИС-МЕД». Его исполнительным директором был назначен невропатолог Петр Тумусов.

В то время в республике уже работала страховая медицинская компания «Аргысмедстрах», которая представляла серьезную конкуренцию только вставшему на ноги новому страховому обществу. Однако к концу 1996 года «Сахамедстрах» успел застраховать свыше 250 тысяч человек, а это более четверти населения республики.

В целях усиления государственного контроля за рациональным использованием финансовых средств здравоохранения в республике, создания условий для реализации прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и медицинских услуг 18 сентября 1997 г. вышел указ Президента РС (Я) «О мерах по оптимизации структуры системы обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия). Этим указом уставной капитал был передан со 100% долей в собственность государства. Обязанности страховой компании по осуществлению деятельности по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе оговариваются в статье 15 Закона РФ от 28 июня 1991 г.№1499-I «О медицинском страховании граждан в РФ».

В настоящее время в «Сахамедстрахе» застраховано порядка 82% всего населения республики, из них около семидесяти процентов - неработающие граждане. Добиться такого успеха в сфере медицинского страхования в большей степени удалось благодаря убедительной победе в открытом конкурсе Правительства РС (Я) на организацию ОМС всего неработающего населения республики в декабре 2005 года. Это позволило в два раза расширить географию страхового рынка. Сегодня в «Сахамедстрахе» четыре управления (управление по организации ОМС, финансовое управление, медицинское управление и секретариат), 10 основных отделов (отдел страхования, отдел защиты прав застрахованных, финансово-экономический отдел, юридический отдел, отдел автоматизированной обработки реестров и анализа, отдел дополнительного лекарственного обеспечения и т.д.). Имеются представительства во всех 34 районах республики, в том числе, филиал в городе Нерюнгри. По оказанию населению бесплатной медицинской помощи компания тесно сотрудничает с более трехсот лечебными учреждениями.

В основном деятельность данной компании заключается в:

оказании медицинских страховых услуг в объеме территориальной программы ОМС;

защите прав застрахованных;

добровольном медицинское страховании.

Расширение сферы деятельности - еще один вектор развития ГСМК «Сахамедстрах». С 1999 года ОАО ГСМК «Сахамедстрах» эффективно внедряет на территории региона добровольное медицинское страхование, предлагая широкий выбор программ, обеспечивающих не только доступность, комфортность, высокотехнологичность медицинских услуг, не входящих в Территориальную программу ОМС, но и привлекают дополнительные инвестиционные ресурсы для финансирования здравоохранения. Сотрудники компании, прошедшие обучение в школе страхового бизнеса в Москве, за последние годы разработали более 100 программ по ДМС, в том числе «Семейная медицина», которая позволяет наблюдаться у доверенного семейного врача, а также получить медицинские услуги, предоставляемые лучшими медицинскими службами и лечебными учреждениями Якутска. Для малых и крупных предприятий работает программа ДМС «Корпоративная», содержащая минимально-достаточный перечень медицинских услуг и рассчитанная на годовое прикрепление клиентов на медицинское обслуживание в ГСМК «Сахамедстрах». Кроме того, застрахованным в ДМС предоставлена возможность пользоваться услугами лучших учреждений здравоохранения в стране.

Однако приоритетным направлением в деятельности компании все же остается обеспечение застрахованным гражданам доступной медицинской помощи, гарантией ее качества и эффективного использования ресурсов лечебных учреждений.

Одним из важных критериев оценки рейтинга страховой компании является объем инвестиций, вносимых в здравоохранение. В этих целях компания сделала упор на повышение профилактики заболеваемости населения по республике, подготовку и переподготовку медицинских кадров. Для реализации этих задач специалистами компании разработаны и реализуются целевые социальные программы, одобренные Правительством РС(Я): «Профилактика детского туберкулеза», «Выездная консультативно-диагностическую медицинскую помощь населению», «Последипломное повышение квалификации медицинских специалистов» и «Коррекция зрения ветеранов г. Якутска».

В целях повышения уровня качества лечения для неработающих пенсионеров, инвалидов, студентов дневной формы обучения ВУЗов и ССУЗов республики ГСМК «Сахамедстрах» организовал льготный отпуск лекарств по договору в районных и городских аптеках. Также населению, застрахованному по ОМС в ОАО ГСМК «Сахамедстрах» предлагаются скидки на приобретение полисов добровольного медицинского страхования. Совместно с туристической фирмой «Сахамедтур» разработаны льготные условия для застрахованных по ОМС в ГСМК «Сахамедстрах» на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в пределах России.

За время работы компания приобрела неоценимый опыт по организации ОМС, что подтверждается положительной репутацией компании не только на территории РС(Я), но и за ее пределами: «Сахамедстрах» регулярно входит в число двадцати лучших страховых компаний в России и пяти лучших инвестиционно привлекательных компаний Сибири и Дальнего Востока.

Особой гордостью является признание ее деятельности на российском уровне. Компания трижды - в 2004, 2005 и 2007 годах - становилась обладателем Всероссийской премией «Золотая саламандра», которая присуждается самым лучшим страховым организациям, а в феврале 2007 года удостоилась высшей награды победителя VI-го Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности-2006» .

Тринадцатилетний опыт работы и наличие квалифицированных сотрудников позволяет «Сахамедстраху» занимать стабильное и лидирующее положение на рынке страховых медицинских услуг. За все время деятельности на страховом рынке компания зарекомендовала себя только с положительной стороны. Главным показателем ее позитивной деятельности служит то обстоятельство, что большая часть населения республики доверила компании заботу о своем здоровье.

Заключение

Страхование - особый механизм рыночной экономики, который способствует "сглаживанию" негативных экономических положений, восстанавливает полноценное функционирование юридических лиц, потерпевших неудачу из-за тех или иных причин, а также является огромным потенциальным инвестором, способным вкладывать реальный капитал в развитие отечественной индустрии.

В современном деловом обществе с развитой рыночной экономикой страхование играет важную и многогранную роль. Она основана на замкнутых перераспределительных процессах объединения экономических рисков и способах их возвращения. Страхование жизни, в последние годы, является бесспорным лидером в мире по объемам собираемой премии и темпам роста. Страхование в полной мере используется и для решения социальных проблем общества, т. е. выполняет социальную функцию, которая проявляется в помощи застрахованным при утрате трудоспособности, наступлении инвалидности, в случае смерти в результате несчастных случаев и заболеваний и т.д.

В целом по России к проблемам развития страхования можно отнести такие причины как неудовлетворительность состояния дел на рынке страховых услуг в связи с низкой платежеспособностью хозяйствующих субъектов и населения. Вероятно, эта причина является одной из главных. Проблема низкой активности населения в страховании, связана с крайне низким уровнем доходов большей части населения, что заставляет их расходовать деньги в первую очередь на питание, одежду и коммунальные услуги, в главной степени как отражение негативной стороны экономической ситуации в стране в связи с мировым экономическим кризисом. Основной из причин, препятствующих ускоренному развитию рынка, является недостаточная развитость обязательных видов страхования. Недостаточный уровень страховой культуры и недоверие населения к институту страхования жизни также считается одной из проблем рынка. Указанные проблемы препятствуют более динамичному развитию рынка.

Что касается состояния страхового дела в Республике Саха (Якутия), то тут следует отметить, что экономический кризис не сильно повлиял на деятельность местных компаний. Даже наоборот, население в большей степени старается воспользоваться услугами республиканских фирм. В данном случае население республики высказывает таким способом степень доверия республиканских фирмам, в отличии от «иногородних». Также немаловажную роль играет поддержка Республиканского Правительства якутским страховщикам. Основной проблемой местного рынка страхового дела является сильная конкуренция со стороны крупных нереспубликанских страховщиков. Пути решения этой проблемы можно выбрать, например, такие как приоритетные к местным страховщикам тендеры на страхование деятельности, услуг, рабочих, имущества, ОМС, ДМС и т.д, связанных с реализацией программы «Мегапроекты России», что будет способствовать дальнейшему развитию данной отрасли экономики в Республике Саха (Якутия).

Использованная литература:

Учебная литература:

1.Алексеев А.А. Страхование: учебное пособие; Ростов-на-Дону; Феникс, 2008г;

2.Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001.;

.Сборник научных работ: выпуск №2; г. Якутск ,1996г;

Периодическая печать:

4.Статья «Страхование в республике: кому править балом?»; авт. Т.Филиппова, «Аргументы и Факты на Севере», №46;

5.Еженедельник «Наше время», №48 от 27.11.08;

Интернет ресурсы:

6.<http://ru.wikipedia.org>;

.<http://www.rsk-sterh.ru>;

.<http://sakhamed.ykt.ru>.

Похожие работы на - Развитие страхового дела в Республике Саха (Якутия)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!