Исследование девиантного поведения у старших подростков

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,88 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование девиантного поведения у старших подростков

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика девиантного поведения

.1 Основные подходы к определению понятия «девиантное поведение». Понятие «нормы»

.2 Типы девиантного поведения

.3 Причины девиантного поведения

Выводы по главе 1

Глава 2. Исследование девиантного поведения у старших подростков

.1 Исследование девиаций у старших подростков

.2 Анализ результатов исследования

Выводы по главе 2

Заключение

Библиографический список

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Объяснить причины, условия и факторы, порождающие это социальное явление, стало насущной проблемой. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд вопросов, среди которых вопрос о склонности к девиантному поведению.

Девиантное поведение - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.

Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К отклоняющемуся поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность), т.е. с нарушенным процессом социализации.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии <#"justify">Целью исследования является изучение склонности к проявлению форм девиантного поведения у старших подростков.

Объектом исследования в нашей работе является девиантное поведение. Предмет исследования - склонность к проявлению форм девиантного поведения у старших подростков.

В нашей курсовой работе гипотеза звучит следующим образом: в старшем подростковом возрасте мальчики более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем девочки.

Реализация поставленной цели потребовала решения ряда задач:

.Провести анализ научной литературы по проблеме девиантного поведения;

.Изучить общую характеристику девиантного поведения (типы, причины отклоняющегося поведения);

.Исследовать склонность к проявлению форм девиантного поведения у учеников средних классов школы.

Методологическая основа.

При подготовке данной курсовой работы были использованы материалы, взятые из научных статей следующих авторов: Афанасьев В.С., Гилинский Я.И., Баженов В.Г., Завражин С.А., Змановская Е. В., Иванов В.И., Казаков А.Н., Кнухова Ж. А., Ковалева А.И., Коэн А., Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф., Лунеев В.В. и др.

Практическая значимость.

Данная работа может быть использована в качестве методического материала при подготовке к семинарам или экзаменам по психологии девиантного поведения.

Структура курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

.1 Основные подходы к определению понятия «девиантное поведение». Понятие «нормы».

Девиантное поведение (в широком смысле) - это система преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья. Синонимами девиантного поведения являются отклоняющееся, нарушенное, социально-нежелательное, ненормативное поведение [16].

В мировой научной литературе существуют несколько подходов к определению феномена «девиантное поведение». Общим в них является то, что для совершения поступка, отклоняющегося от нормы, необходимы следующие компоненты. Во-первых, сам человек, которому свойственно совершение девиантного поступка. Во-вторых, норма (или ожидание), которая нарушается, и это нарушение придает поведению индивида характер девиантного. И, наконец, в-третьих, это конкретный другой человек, группа или организация, чьи ожидания (принятая ими норма) были нарушены, и это вызвало реакцию на поведение нарушителя принятой нормы.

Этнокультурный подход рассматривает девиантное поведение через призму традиций определенного сообщества людей: девиантом, прежде всего, считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме, а также тот, кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым этнокультурным условиям. Поскольку критерии отклонений заложены в культуре, то потребность в оперировании понятием «девиация» возникает в случае сопоставления сложившихся традиций с инновациями, их разрушающими. Возникает возможность столкновения норм, которое происходит в виде асоциального явления, или начинает восприниматься новая, прогрессивная норма, следование которой способствует развитию общественных отношений [3].

Девиантное поведение в рамках гендерного подхода имеет свою специфику. Девиантным может считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальной ориентации человека.

Социологический подход к исследованию девиации фокусирует внимание на следующих моментах: конструировании социальных связей; участии в формальных и неформальных видах активности внутри сообщества; выделении дезорганизующих факторов, ведущих к конфликтным ситуациям и социальной напряженности; проблеме их снятия или смягчения; разработке и организации государственной политики [14].

Заслуживает внимания виктимологический подход к исследованию девиантного поведения, сложившийся в русле интеракционистских взглядов. Научный поиск ориентируется на исследование поведения жертвы, которая в ситуации преступления может облегчать и даже провоцировать преступную агрессию. Представляет интерес анализ поведенческих стратегий агрессора и жертвы как посылов преступного поведения.

Особое значение в социально-психологическом подходе исследований девиантного поведения имеет его изучение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности. Согласно данному подходу, норма - это способность к установлению душевных контактов с окружающими, подчинение поведения общественным целям, выбор законных средств, эффективных для достижения личных целей, и др [1].

Таким образом, девиантное поведение проявляется в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонений человека от осуществления нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. «Норма» - предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки.

В.Д. Менделевич отмечает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Потому для определения девиантности необходимо опираться на знание нормы. В психологии норма рассматривается в качестве эталона поведения. Следование личности принятым в конкретное время в данном сообществе нравственным требованиям можно рассматривать как эталон, нарушение которого и сигнализирует о девиантности поведения человека [16].

Понятие «норма» включает в себя понятия «социальной нормы» и «психической нормы».

Социальная норма - это предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Это то, что человек в первую очередь должен усвоить в процессе социализации. Человек формируется как личность в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, определяющие его как социальное существо. Поэтому социальные нормы приобретают особое значение, «они используются как условие и детерминанты собственно социального развития личности» [16].

Психическая норма - это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявления психической активности человека. Наиболее общие критерии, характеризующие норму психического здоровья: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности; соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сферы личности; способность к адаптации в микросоциальных условиях; способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в зависимости от смены ситуаций [16].

Отклонение от социальных и психических норм является основной характеристикой поведения, опасного как для общества, так и для девианта. «Нормальный» человек - это человек соответствующий в своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности - от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоняющееся) [9].

Таким образом, понятие нормы весьма неоднозначно. Четкой границы между поведением «приемлемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной» нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Люди отличаются мерой выполнения или невыполнения моральных и правовых норм общения и деятельности. В силу этого возникают разные виды отклоняющегося от нормы, нарушенного поведения.

Обобщив все вышесказанное, можно отметить, что в науке существуют несколько подходов к определению феномена «девиантное поведение»: этнокультурный, гендерный, социологический, социально-психологический, виктимологический.

Понятие «норма» в психологии девиантного поведения включает в себя понятия «социальной нормы» и «психической нормы». Поведенческая «норма» не имеет четкого определения.

1.2 Типы девиантного поведения

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами.

Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций. Поскольку термин «девиантное (отклоняющееся) поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений [6].

Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма». Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.

Согласно классификации Е.В. Змановской, существуют 3 типа отклоняющегося поведения: антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение и аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение [6].

Делинквентное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Включает в себя любые действия или бездействия, запрещенные законом.

Под делинквентным поведением подростков обычно подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи [6].

Антисоциальное поведение подростков характеризуется агрессивностью, лживостью, крайним непослушанием, враждебностью к учителям и родителям, дерзостью и сквернословием.

Основной причиной проявления форм делинквентного поведения являются недостатки воспитания или другие социальные причины (неполная семья, нарушения характера (акцентуации) и др.)

Различные формы проявления делинквентности (например, побеги) происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип [7].

Антисоциальное поведение возникает: как следствие недостаточного надзора; в целях развлечения; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как реакция на недостаточное внимание со стороны близких; как реакция тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей; как следствие жестокого обращения со стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска [6].

Аморальное поведение - это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж отношений. Проявляется в основном в форме агрессивного поведения, злословия, лживости, а также, в стремлении принадлежать к определенной субкультурной организации [8].

Причинами аморального поведения могут быть неблагоприятные семейные, социальные условия, массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания.

Агрессивным поведением подростков называется физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих. Это означает, что он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружения, высказывает в его сторону угрозы или совершает агрессивные действия. В косвенной форме агрессия скрывается под неприязнью, ехидством, сарказмом или иронией [17].

Факторами агресивного поведения могут служить: стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия.

У некоторых подростков стремление запугать окружающих, держа их в состоянии постоянного страха или психического напряжения, обычно связано с достижением конкретных, часто глубоко эгоистических целей. У таких подростков бывают сформированы потребности, которые они не могут удовлетворить доступными им средствами (например, потребности в социальном признании, доминировании, материальные, сексуальные, коммуникативные потребности и т.д.). Сам подросток, как правило, отличается рядом черт характера, сложившихся под влиянием определенных микросоциальных условий. Имеют значение при этом и элементы психофизиологических трудностей взросления (плохое самочувствие, резкие колебания настроения, неустойчивость психики в период полового созревания и т. д.) [17].

Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и угрожающее целостности личности. Проявляется в различных формах: аддиктивное, суицидальное, виктимное, аутическое, а также, экстремальное поведение [14].

Аутодеструктивное поведение в виде самоповреждений характерно для людей, стремящихся преодолеть состояние дискомфорта, возбужденности, взволнованности, возникающих вследствие различных социальных и психологических причин.

В развитии аутодеструктивного поведения большую роль играют личностные особенности: с одной стороны, они являются психологическим фоном, на котором развиваются данные формы поведения, а с другой - происходит их значительное изменение при аутодеструктивном поведении. Психологические особенности определяют прогноз аутодеструктивного поведения.

Саморазрушающее поведение часто встречается в возрастных группах, характеризующихся максимальной активностью в трудовом, творческом, социальном и биологическом аспектах, т.е. среди подростков и молодежи. Такое поведение часто ведет к снижению трудоспособности, повышению уровня инвалидности и смертности, к ущербу здоровья общества, его экономике и общественному правопорядку [16].

Аддиктивное поведение предполагает наличие у человека определенной формы или форм зависимости, как психической, так и физической. Существуют различные формы зависимости: химическая зависимость (наркотики, алкоголь, лекарства, сигареты и др.), пищевая зависимость (переедание, голодание, обжорство), гэмблинг (зависимость от азартных или компьютерных игр), сексуальная аддикция (зоофилия, педофилия и др.), религиозное деструктивное поведение (фанатизм, принадлежность к сектам) [6].

Основными признакам аддиктивного поведения являются: стремление человека к изменению своего психофизического состояния; социальная дезадаптация; непрерывность процесса формирования аддикции; сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции (объект зависимости становится смыслом существования, а его употребление - образом жизни).

Лиц с приверженностью к аддиктивному поведению отличает: агрессивность, раздражительность, тревожность, стремление к уходу от ответственности, лживость, а главное, скрытый комплекс неполноценности. Посредством перехода к измененному состоянию сознания, человек пытается компенсировать свои недостатки, скрыть за подобным поведением свою неуверенность в себе [17].

Выделяют внутрисемейные и внешнесоциальные факторы аддиктивного поведения. К внутрисемейным относятся: индивидуальные черты личности, возрастные, половые отличия, психофизиологические особенности, наследственная предрасположенность. Внешнесоциальные факторы - технический прогресс в области пищевой промышленности, фармацевтической индустрии; легализация продажи наркотических веществ; групповая динамика [1].

Химическая зависимость - психологическая (в тяжелых формах - физическая) зависимость от приема различных наркотических или одурманивающих веществ с целью ухода от реальности (наркомания, табакокурение, токсикомания, алкоголизм). Мотивами первого употребления наркотических веществ, алкоголя или курения у подростков являются следущие: быть своим в компании; любопытство; желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п.

Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или наркотика) [6].

К пищевым расстройствам относят нервную анорексию, нервную булимию и компульсивное переедание (неконтролируемые приступы обжорства). Люди с анорексией (чаще всего девочки-подростки) резко ограничивают себя в пище, их вес ниже нормы минимум на 15%: они панически боятся поправиться и чувствуют себя толстыми, несмотря на болезненную худобу. Как правило, нарушается или совсем прекращается менструация. При булимии человек тоже голодает, но из-за стресса "срывается" и за короткое время поглощает огромное количество пищи (чаще всего тайно). Потом, чтобы избавиться от чувства вины, вызывает рвоту и/или принимает слабительные/мочегонные препараты, до изнеможения занимается спортом. Ситуация повторяется несколько раз в неделю и даже может стать ежедневным ритуалом [12].

Компульсивное переедание развивается по той же схеме, но без приема лекарств и эпизодов рвоты. У анорексии - самый высокий уровень смертности среди всех психических расстройств: от истощения умирает каждый десятый. Последствия булимии - проблемы с пищеварительной системой, сердцем и легкими, разрушение зубной эмали.

Игровая зависимость, гэмблинг - патологическая склонность к азартным или компьютерным играм. Заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей (не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере) [6].

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся: постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры; неспособность прекратить игру (потеря контроля); состояние психологического дискомфорта с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре; снижение способности сопротивляться соблазну - при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется [11].

Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

Наиболее распространенная причина зависимости от игры - личные проблемы, от которых гэмблеры пытаются уйти в игру. Наиболее часто это происходит в возрасте от 15 лет, т.е. у подростков.

Факторы, предрасполагающие к гэмблингу: неправильное воспитание в семье; участие в играх родителей, знакомых; переоценка значения материальных ценностей; фиксированное внимание на финансовых возможностях; принадлежность к национальному меньшинству; отсутствие семейного статуса; депрессия [6].

Сексуальная зависимость - компульсивное половое поведение - представляет собой настоящую аддикцию. Аддиктивное сексуальное поведение носит непрерывный и непреодолимый характер, поскольку только при нем снижается тревога.

Для сексуальной аддикции характерны: неспособность контролировать сексуальные импульсы; отрицание вредных последствий этого поведения аддиктом; неуправляемость в других областях жизни; усиление частоты импульсов с течением времени; симптомы абстиненции при воздержании.

Страдающие сексуальной аддикцией извлекают из секса то же самое, что наркоманы извлекают из наркотиков, а алкоголики - из спиртного: необычайно приятные ощущения, несравнимые ни с чем другим в их жизни; способ подавить такие чувства, как печаль, гнев, тревога или страх; средство избавиться от гнета повседневной жизни [6].

Сексуальная аддикция нередко проявляется в необычных формах секса, беспорядочных половых связях, компульсивном мастурбировании, гомосексуальности, стремлении к насилию и кровосмешению, а также необыкновенно высокой потребности в обычных половых контактах.

Причинами данного рода зависимости могут являться: стремление к самоутверждению, страх одиночества, неуверенность в себе.

У подростков легко возникают отклонения в сексуальном поведении, т.к. у них недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием [21].

Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии.

Фанатизм - слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в области религиозно-философской, национальной или политической; доведённая до крайности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия чего-либо.

Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в "собственном лице" [22].

Поведение фанатика рассматривается как нарушение преобладающих социальных норм. Фанатики проявляют всепоглощающий интерес, любовь к той или иной сфере деятельности, занятию, увлечению, человеку. Объект их поклонения или увлечения сам по себе может считаться «нормальным», и лишь степень одержимости кажется окружающим чрезмерной или «ненормальной».

Виды фанатизма: религиозный фанатизм; политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм; фанатизм среди спортивных болельщиков; театральный фанатизм.

Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости является страх. Фанатики, проявляющее насилие и жестокость, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх.

Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта. Это результат взаимодействия средовых (ситуационных) и личностных факторов.

К ситуационным факторам относится: прогрессирующую болезнь (например, СПИД); экономические неурядицы; смерть любимого человека; развод и семейные конфликты.

Личностные факторы очень разнообразные и к ним можно отнести, например, комплекс неполноценности, шизоидную акцентуацию характера (по К. Леонгарду) и др.

Общими особенностями суицидального поведения являются: фиксированность позиции (субъект не в состоянии изменить образ ситуации); вовлеченность (неспособность отстраниться от конфликтной ситуации); изолированность и замкнутость позиции (отчуждение личности, нарушение идентификции); пассивность позиции (знания и опыт не только не актуализируются, но и отвергаются) [10].

Основным компонентом суицидального поведения является сужение когнитивной сферы личности, так называемое, туннельное сознание, когда человек залипает на отдельном предмете, человеке или проблеме, теряет смысл жизни.

Э. Дюркгеймом были выделены 3 типа суицида: эгоистическое, альтруистическое и аномическое самоубийство [4].

Характерной чертой эгоистического самоубийства является отделение человека от внешнего мира, чувство одиночества, которое человек испытывает. Самоубийство в данном случае не содержит в себе никакого яростного порыва или протеста, наоборот, человек заранее продумывает план лишения жизни и спокойно движется к ключевому моменту.

Альтруистическое самоубийство, происходит всегда «ради чего-то». Суицидент преследует какую-либо цель. Альтруистическое самоубийство характерно, в основном для государственных деятелей, религиозных фанатиков или просто людей, чувствующих огромную ответственность за свое дело и за жизни других людей. Основным чертами данного типа являются: спокойствие, отсутствие самопринуждения [4].

Аномические суициды. Этот тип отличается тем, что совершение его всегда носит пристрастный характер. Доминирующим чувством в данном случае является гнев. Характерной особенностью данного типа может являться в некоторых случаях ситуация убийства человека, которого суицидент считает виновным во всех его несчастьях и последующее самоубийство. Именно этот тип суицида является самым распространенным.

Виктимное поведение (от англ. victim - жертва) - такие действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. Это "социальное заболевание", проявляющееся как в активной, так и в пассивной форме, в любом случае (в большей или меньшей степени) облегчающее совершение преступления. Иначе говоря, виктимное поведение отражается в преступных действиях и приобретает криминальную окраску. Чаще всего это относится к несовершеннолетним.

Виктимность несовершеннолетних, как правило, есть не что иное, как реализованная преступным актом предрасположенность стать в той или иной ситуации жертвой преступления или, говоря иначе, неспособность избежать посягательства, покушения там, где это можно было бы предотвратить [13].

Повышенная виктимизация у несовершеннолетних связана со стилем, образом жизни (постоянные конфликты в учебном заведении, в быту, незанятость трудом и учебой, плохое поведение в семье и т.д.).

Аутическое поведение (аутизм) - поведение, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга <#"justify">Другие симптомы: недостаточная обучаемость; припадки (часто появляются в подростковом возрасте); гиперактивность и дефицит концентрации внимания; тяжелые и частые вспышки гнева (могут быть вызваны тем, что ребенок не способен сообщить о своих нуждах); отклонения в пищевом поведении (избирательность) проблемы со сном

Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека [14].

К экстремальному (рискованному) поведению относится деятельность, в процессе которой личность сознательно подвергает свою жизнь или здоровье опасности.

Рискованное поведение может быть способом эмоциональной разрядки, проведения свободного времени с близкими по духу людьми, самоутверждения и повышения самооценки, достижения успеха. Иногда склонность к такому поведению является проявлением скрытой аутоагрессии - агрессии, направленной на себя. Это - саморазрушающее поведение, в основе которого лежит, как правило, душевное неблагополучие [22].

Причины экстремального поведения связаны с возрастными особенностями - импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, экстраверсией, стремлением проверять «на практике» границы дозволенного. В некоторых случаях повышенная склонность к риску объясняется неблагополучием эмоциональной сферы - отражением тревожности, напряженности и стремлением к агрессивным способам разрешения проблем.

Стремление к новому и неизведанному, к активности и независимости является причиной рискованного поведения подростков. Подростки испытывают потребность в получении новых ощущений [14].

Подростки регулярно участвуют в различных рискованных мероприятиях, испытывая при этом сильные эмоции. Так они борются со скукой, самоутверждаются через преодоление социальных норм. Подростки часто могут недооценивать реальный риск, связанный со своим поведением, и в результате поступают опрометчиво.

Обобщив все вышеизложенное, можно отметить, что существуют 3 типа отклоняющегося поведения (классификация Е.В. Змановской): антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение и аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение, которое включает в себя: аддиктивное, суицидальное, виктимологическое, аутическое, экстремальное поведение.

.3 Причины девиантного поведения

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения отклонений в поведении. Так, согласно одному из направлений, причиной отклоняющегося поведения является несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения. В данном направлении ученые объясняют причины девиантного поведения с помощью понятия аномии (состояние конфронтации индивида с обществом). Они считают, что люди начинают приспосабливаться к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом, либо различными видами отклоняющегося поведения, в которых отвергаются или цели, или средства или то и другое вместе [12].

Второе направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры [22].

Еще одно направление в изучении причин девиации представляет австрийский теоретик психологии личности Виктор Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Теория логотерапии и экзистенциального анализа Франкла представляет собой сложную систему воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути и способы коррекции аномалий в развитии личности [20].

Ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести нередко без возможности изменить ее, найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций - этим во многом объясняются те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе.

В современной отечественной социологии, интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. В иерархии противоречий социально-экономического развития, составляющих причинный комплекс девиантного поведения, наиболее значимо противоречие между относительно равномерно растущими потребностями и весьма неравными возможностями их удовлетворения, зависящими прежде всего от социальной позиции индивидов и общественных групп, их места в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения как социального явления служит социальное неравенство [3].

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной девиации служит социальная неустроенность как результат несоответствия объективных свойств индивида, включая его задатки, способности, а также свойства приобретенные в процессе социализации требованиям занимаемой позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть ниже или выше своих объективных возможностей; индивид может оказаться вне официальной структуры общества (бродяга, тунеядец) [3].

Каждое из этих направлений имеет право на существование, так как дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Все причины отклоняющегося поведения, на наш взгляд, можно разделить на две категории: обусловленные наследственностью и обусловленные средовыми факторами.

К первой категории относятся врожденные умственные и физические отклонения, заболевания (хронические), различные патологии (дефекты тела и органов чувств).

Ко второй категории относятся психические и физиологические нарушения развития, связанные с различными заболеваниями, отклоняющийся процесс социализации, нарушения воспитательного процесса, возрастные особенности, а также, нравственная деградация общества в целом.

Среди наиболее актуальных причин нарушенного поведения, связанного деградацией общества, можно выделить следущие: маргинализация, модернизация общества, отклонения в социализации личности, искажения в восприятии общественных норм морали.

Существует зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Одним из основных факторов девиантного поведения в наше время является маргинализация общества, то есть неустойчивость, промежуточность, переходность [19].

Главным признаком маргинализации является разрыв экономических, социальных и духовных связей. Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, безработица приводят к усилению маргинализации. Люди смиряются с ухудшением своего материального положения, со своей ущемленностью, зависимостью, бесперспективностью существования [19]. Человек, ведущий борьбу за выживание, постепенно сосредотачивает всю свою энергию и усилия на удовлетворение первичных (материальных) потребностей. На духовное развитие у него не остается сил.

Основным социальным источником маргинализации общества является растущая безработица, рыночные реформы.

Модернизация общества - это понятие, включающее в себя такие современные проблемы как легализация распространения наркотиков, свободная продажа алкоголя и табака, а как следствие алкоголизм, наркомания. Всем известны последствия этих видов зависимости, но, к сожалению, множество людей (главным образом, молодежь) продолжают или начинают принимать наркотики и алкоголь, вследствие чего происходит ухудшение генетического фонда населения в целом [7].

Еще одной причиной девиантного поведения можут являться отклонения в социализации. Поскольку социализация - это процесс интеграции индивида в общество, посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности, то отклоняющаяся, неудавшаяся социализация является одной из причин девиантного поведения. Некоторые формы отклонений могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление (болезнь, опьянение и т.п.) и даже длительные и стойкие состояния (физические дефекты, неврозы, психозы и т.п.). При этом отклоняющееся поведение следует отличать от аномального, обусловленного мозговой патологией [10].

Социализация индивида почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. Отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме.

Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностных ориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания, утверждения своеволия [12].

Формируются неписаные нормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы, воровство, насилие и т.п. Размытость нынешних, внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность является одним из факторов проявления девиаций.

Сегодня эта проблема приобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля [15].

Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами. Причем меры эти должны быть не только прямого, непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного, связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры и социальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, в их нравственной устойчивости [2].

Девиантное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать острые ощущения, любопытство, в недостаточной способности прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированном стремлении быть независимым. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь подростки считают, что не получают от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации [18].

К основным причинам проявления девиаций в старшем подростковом возрасте можно отнести:

. Семейные отношения. Реакция родителей, принципы, типы и специфика отношений между родителями и их детьми, стиль семейного руководства могут оказаться важными факторами, предопределяющими асоциальное поведение ребенка в семье и вне ее и влияющими на его отношения с другими людьми в зрелые годы.

. Половое созревание. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

. Психологическе особенности. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом [18].

М.В. Шайковой установлены наиболее выраженные психологические факторы девиантного поведения подростков. К ним автор относит акцентуацию характера, дисгармонию различных психологических подструктур личности (в подструктуре самоопределения - неадекватность самооценки, самосравнения и экспектаций, чрезмерно завышенный или заниженный уровень притязания, в подструктуре направленности - гипер или гипомотивация и др.), негативные «пограничные» психические состояния (гипернапряженность, гипертревожность, фрустрация и др.) [21].

Девиантное поведение подростков - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Формами самовыражения в подростковом возрасте являются сленг, стиль, символика, мода, манера и т.п.

При этом девиантное действие выступает: в качестве средства достижения цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении [21].

Обобщив все вышесказанное, можно отметить, что к основным причинам девиантного поведения относятся: состояние конфронтации индивида с обществом (аномия); особенности внутренней культуры человека; потеря смысла жизни; невозможность реализации потенциала человека; биологичекие причины (хронические заболевания, патологии, психические отклонения, возрастные особенности) и социальные причины (нарушенный процесс социализации, неправильное воспитание, социальное неравенство, нравственная деградация общества).

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Девиантное поведение - это поведение человека, отклоняющееся от социальной нормы. Отклоняющимся от нормы поведение можно назвать если поведение не соответствует принятым на определенной территории в определенный отрезок времени нормам. Девиантное поведение тесно связано с психологическими особенностями личности, с ее внутренними конфликтами и переживаниями. Чаще всего такое поведение возникает вследствие отклоняющегося процесса социализации. В процессе социализации у человека должно происходить осознание своей ответственности за преодоление социальных и моральных норм. При нарушенном процессе социализации нормы, правила и предписания воспинимаютмя неверно или неточно и, следовательно, не выполняются.

Отклоняющееся поведение тесно связано с понятием «норма». Так как понятие нормы трактуется в разных отраслях психологии по-разному, то и понятие девиантного поведение тоже носит характер относительности. Оно зависит от национальности, временной эпохи, нравов и обычаев общества, в котором человек находится. Существуют социальные и психологические нормы. И те, и другие прививаются человеку обществом, но, в отличие от социальных, психологические нормы или нормы морали человек определяет для себя сам, точнее он сам решает выполнять их или нет. За невыполнение нормы морали не предусматривается наказание.

Существует множество классификаций отклоняющегося поведения. Е.В. Змановская подразделяет такое поведение на 3 типа: антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение и аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение.

Делинквентное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Подобное поведение уголовно наказуемо. Аморальное поведение - это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж отношений. Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и угрожающее целостности личности. Проявляется в различных формах: аддиктивное, суицидальное, виктимное, аутическое, а также, экстремальное поведение.

Основными причинами девиантного поведения являются: врожденные умственные и физические отклонения, заболевания (хронические), различные патологии (дефекты тела и органов чувств), психические и физиологические нарушения развития, отклоняющийся процесс социализации, нарушения воспитательного процесса, возрастные особенности, а также, нравственная деградация общества в целом.

Главной причиной отклоняющегося поведения подростков является социальная и физическая незрелость. К основным причинам проявления девиаций в старшем подростковом возрасте также можно отнести: конфликты во внутрисемейных отношениях и других социальных контактах, неуверенность подростка в себе, заниженная самооценка, стремление к независимости и возрастные особенности (кризис подросткового возраста и т.д.).

девиантное отклоняющее поведение ученик

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

.1 Исследование девиаций у старших подростков

Базой для проведения исследования послужила МОУ СОШ № 37 в г. Иркутске. В исследовании принимали участие учащиеся 8 класса А: 13 мальчиков и 17 девочек. Возраст испытуемых: 14-15 лет.

В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, психодиагностика.

Всем подросткам, участвовавшим в исследовании, была предложена анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками». (*находится в Приложении 1), состоящая из девяти вопросов: о взаимоотношениях подростка с родителями, о взаимоотношениях подростка с одноклассниками, а также, содержащая общие вопросы (состав семьи, место работы родителей, увлечения). Анкета была составлена таким образом, чтобы на основании полученных данных можно было сделать вывод о том, насколько благополучна психологическая атмосфера в семье подростка и в классе, где он обучается.

Конкретно, первый вопрос из анкеты (о составе семьи) позволяет выяснить: в полной или неполной семье воспитывается подросток, кто из родителей принимает большее участие в воспитании подростка. В дальнейшем, полученные результаты по данному вопросу могут быть использованы для определения связи между составом семьи и склонностью к девиантному поведению у старших подростков, т.е. для исследования влияния особенностей воспитания на девиантное поведение подростков.

Вопросы №3, 4 и 5 позволяют выяснить насколько комфортно чувствует себя подросток дома, кому из родственников он отдает предпочтение в общении, какова, в целом, психологическая атмосфера в семье (качество взаимоотношений подростка с семьей). Вопрос №3 («Какие у Вас отношения с семьей?») - развернутый, имеет четыре варианта ответов, что позволяет оценить качество взаимоотношений подростка с семьей и, на основании ответов, разделить всех испытуемых как минимум, на 2 категории: подростки, чьи взаимоотношения с семьей близкие, дружеские, хорошие; подростки, с нейтральными или плохими взаимоотношениями в семье.

Ответы на вопросы №7, 8 и 9 дают представление о том, насколько комфортно чувствует себя подросток в классе, в котором он обучается, насколько подросток общителен, какова, в целом, психологическая атмосфера в классе (качество взаимоотношений подростка с классом).

Вопросы №8 и 9 («Со сколькими одноклассниками Вы общаетесь каждый день?» и «Скольких людей в классе Вы можете назвать своими друзьями?») - развернутые, каждый из них имеет по четыре варианта ответов, что позволяет оценить качество взаимоотношений подростка с классом, выяснить, насколько подросток открыт для общения. Ответы на данные вопросы дают возможность разделить всех испытуемых на 3 группы, на основании удовлетворенности общением с одноклассниками, т.е. качеством взаимоотношений подростка с классом.

Также, анкета содержит вопросы общего плана (профессия родителей, хобби, увлечения). Эти вопросы служат для того, чтобы настроить подростка на процедуру дальнейшего психодиагностического исследования.

Таким образом, анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками» помогает определить насколько комфортно чувствует себя подросток в семье и в классе, т.е. качество взаимоотношений подростка с семьей, с одноклассниками.

Для исследования девиантного поведения у старших подростков использовался также метод психодиагностики. Для этого были использованы следущие методики:

.Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл);

.Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).

Описание методик:

.«Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл).

Назначение: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Шкалы: служебная (установки на социально-желательные ответы), склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению, а также, шкала принятия женской социальной роли (только для девочек).

Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам.

Показателем степени склонности к отклоняющемуся поведению по методике СОП является коэффициент степени склонности к отклоняющемуся поведению. Это усредненный балл по всем шкалам методики, который позволяет определить степень склонности к отклоняющемуся поведению у каждого отдельного испытуемого или у группы испытуемых (мальчики; девочки). Степень склонности к отклоняющемуся поведению может быть: низкой, средней, высокой.

.«Методика диагностики показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки).

Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Виды реакций. Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

.Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

.Косвенная - агрессия, не направленная непосредственно на конкретное лицо.

.Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

.Негативизм - оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

.Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

.Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

.Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

.Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Показателями агрессивности и враждебности по данной методике являются: индекс враждебности (включает в себя 5 и 6 шкалу), индекс агрессивности (1, 3, 7 шкалы). Результаты по группам шкал суммируются. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности - 7±3.

Общая степень склонности к девиантному поведению будет складываться из показателей: степени склонности к отклоняющемуся поведению (низкая, средняя, высокая) и индексов агрессивности и враждебности (низкий, средний, высокий). Главным определяющим показателем является коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению (по методике СОП, А.Н. Орёл), вторым по значимости является показатель - индекс агрессивности и индекс враждебности (А.Басс - А.Дарки). Выбранные методики позволяют исследовать различия между девочками и мальчиками в склонности к проявлению форм девиантного поведения у старших подростков.

.2 Анализ результатов исследования

С помощью метода анкетирования нам удалось:

.Проанализировать семейные взаимоотношения и условия воспитания подростка;

.Проанализировать взаимоотношения подростка с одноклассниками.

На основании полученных данных мы определили соотношение подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, соотношение подростков с благоприятной и неблагоприятной психологической атмосферой в семье, в классе.

Среди тридцати опрошенных подростков лишь семеро воспитываются в неполной семье, причем трое из них - мальчики; 23 подростка из класса воспитываются в полной семье, включающей бабушек, дедушек, сестёр, братьев и других родственников, из них десять мальчиков.

Большая часть опрошенных утверждает, что их отношения внутри семьи являются «близкими, дружескими» (26 подростков из 30). Остальные оценивают свои взаимоотношения с семьей как «не очень близкие, но хорошие» (4 из 30, из них 2 - мальчика). Большинство подростков выделяют мать как самого близкого человека, с которым они всегда себя комфортно ощущают, с которым проводят больше времени, чем с другими членами семьи. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях (все семеро воспитываются матерями) особо подчеркивают ценность для них матери, отвечая на вопросы развернуто: «Я люблю свою маму» или «Мама - самый важный человек в моей жизни» и т.д. Что касается подростков из полных семей, они тоже чаще выделяют мать как более близкого родственника (18 подростков из 23-х). Также, некоторые подростки выделяют сестёр и братьев, как членов семьи, с которыми они комфортнее всего себя чувствуют (5 из 23-х, все они - мальчики). В целом, и подростки и из неполных, и подростки из полных семей комфортно чувствуют себя в кругу семьи, их устраивает психологическая атмосфера в семье, они оценивают свои взаимоотношения с семьей как близкие, дружеские или не очень близкие, но хорошие.

Анкетирование показало, что в классе все опрошенные подростки чувствуют себя комфортно. Ответы на вопросы анкеты (№8 и 9) дают возможность разделить подростков на три группы на основании удовлетворенности общением с одноклассниками. Все подростки, в соответствии и возрастными особенностями, стремятся к общению со сверстниками, но все в разной степени. Первая группа - подростки, активно взаимодействующие с одноклассниками, стремящиеся приумножить число друзей в классе (9 человек из 30, из них 4 мальчика).

Эти подростки легко находят друзей, общаются с большим числом людей каждый день в классе и имеют среди одноклассников больше друзей (в среднем, 15-16 человек в классе, с которыми эти подростки общаются каждый день, из них 7-10 друзей), чем подростки из второй группы (18 человек из 30, из них 9 мальчиков). Подростки, входящие во вторую группу менее общительны, имеют меньше друзей в классе (в среднем, 2-4 друга и 6-7 человек в классе, с которыми каждый из этих подростков общается каждый день). Эти подростки испытывают менее сильную потребность в общении с одноклассниками. И, наконец, подростки, входящие в третью группу (3 из 30, все девочки), малообщительны, имеют немного друзей в классе или совсем не имеют таковых; ежедневно они общаются с 1-2-мя одноклассниками, ведут себя скромно и стараются не выделяться. Это можно объяснить индивидуально-психологическими особенностями личности подростков, а не их плохими взаимоотношениями с одноклассников. Это подтверждает тот факт, что все опрошенные ответили на вопрос «Комфортно ли Вы чувствуете себя в классе?» положительно.

Таким образом, с помощью анкеты «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками» нам удалось проанализировать семейные взаимоотношения и условия воспитания подростков: согласно результатам анкетирования, большинство подростков оценивают свои взаимоотношения с семьей как «близкие, дружеские» (26/30), остальные - как «не очень близкие, но хорошие» (4/30). Подростков, воспитывающихся в неполной семье в три раза меньше, чем подростков из полных семей (7/30 - неполная семья, 23/30 - полная семья). Также на основании результатов анкетирования был проведен анализ взаимоотношений подростков с одноклассниками: все опрошенные подростки чувствуют себя комфортно в классе, удовлетворены общением и качеством взаимоотношений с одноклассниками (30/30); по критерию общительности, связанным с качеством взаимоотношений подростков с классом, всех опрошенных можно разделить на 3 группы: с высоким критерием общительности (9/30), со средним критерием общительности (18/30), с низким критерием общительности (3/30).

Благодаря анкетированию мы определили, что психологическая атмосфера в семье подростков и в классе, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения.

В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл (коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению) у девочек немного выше, чем у мальчиков. Средняя оценка у девочек составила 7,2 балла из 19-ти возможных, а у мальчиков - 6,6 балла из 19-ти. Таким образом, девочки, согласно результатам по данной методике, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики. При этом, все испытуемые набрали не более 7-ми баллов по шкале установки на социальную желательность ответов (средний балл). Это означает, что результаты данной методики можно считать достоверными.

По шкале №1 (склонность к преодолению норм и правил) наблюдаются различия в результатах у девочек и мальчиков: 76,4 % девочек набрали по данной шкале высокие баллы, это на 30,3% больше, чем у мальчиков - высокие баллы у мальчиков набрали только 46,1% испытуемых. Полученные результаты могут свидетельствовать о большей предрасположенности девочек к преодолению норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.

Сравнивая данные оценки с оценками по другим шкалам, мы пришли к выводу, что, несмотря на высокие оценки по шкале №1, всех исследуемых подростков можно отнести к группе со склонностью к отклоняющемуся поведению, соответсвующей норме (по критериям данной методики). Тем не менее, стоит отметить, что более высокие оценки по всем шкалам также получили девочки (шкала №2 (склонность к аддиктивному поведению) - девочки - 17,6%, мальчики - 15,3%).

Такие результаты могут свидетельствовать о том, что девочки более предрасположенны к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем.

По шкалам №4 и 6 высокие оценки также были получены девочками, причем мальчики по этим же шкалам не получали высоких оценок вообще. По шкале №4 (склонность к агрессии и насилию) и по шкале №6 (склонность к делинквентному поведению) девочки получили высокие баллы: 17,6% и 23,5% девочек соответственно.

Полученные результаты по данным шкалам свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о склонности подростков к реализации деликвентного поведения.

Возможно, полученные результаты связаны с возрастными особенностями лиц, участвующих в исследовании (психологические особенности старших подростков).

Все полученные данные свидетельствуют о том, что старшие подростки, в частности, девочки, более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения: аддиктивное, агрессивное, делинквентное и др. Это противоречит гипотезе исследования.

В результате проведения методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки) было выяснено, что большинство исследуемых подростков не склонны проявлять беспричинную агрессию и враждебность по отношению к окружающим. Критериями оценки агрессивности и враждебности в данной методике выступают индекс агрессивности и индекс враждебности. Индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1 (усредненный показатель всей группы девочек); мальчики - ИА = 18,2 (усредненный показатель всей группы мальчиков)). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).

При этом, в процентном соотношении индекс агрессивности у 88,3% девочек имеет среднюю величину, а у 11,7% - низкую. Среди девочек высокий индекс агрессивности диагностирован не был. Индекс агрессивности у мальчиков имеет более широкий разброс: высокий - 15,4% мальчиков; средний - 46,1% мальчиков; низкий - 38,5% мальчиков. Тем не менее, все подростки, участвующие в исследовании, имеют показатели агрессивности и враждебности, соответствующие норме по данной методике.

Возможно, полученные результаты можно объяснить тем, что в данной возрастной категории, участвовавшей в исследовании (старшие подростки), такое различие между мальчиками и девочками в индексах агрессивности и враждебности связано с возрастными особенностями испытуемых. Индекс агрессивности в старшем подростковом возрасте выше у девочек, возможно, потому, что они склонны более выраженно и экспрессивно реагировать на внешние раздражители, склонны к более яркому проявлению эмоций.

Поскольку индекс агрессивности, согласно методике А. Басса и А. Дарки, складывается из показателей физической, вербальной и косвенной агрессии, можно предположить, что высокий усредненный показатель агрессивности у девочек связан с более развитыми, по сравнению с мальчиками, вербальными способностями. Т.е. девочки более склонны выражать эмоции вербально, чем мальчики. Девочки по природе своей более эмоциональны и впечатлительны, чем мальчики, а также, склонны проявлять агрессию косвенно (т.е. опосредованно). Девочки чуть реже, чем мальчики готовы применять физическую силу по отношению к другому лицу, т.е. проявлять физическую агрессию.

Более высокий индекс враждебности у мальчиков, чем у девочек, можно объяснить тем, что мальчики не склонны легко доверять окружающим, они осторожны в общении и у них, ярче, чем у девочек, проявляется тяга к соперничеству, отстаиванию своих интересов. Индекс враждебности складывается из показателей - «обида» и «подозрительность». Возможно, проявление такого рода враждебности в старшем подростковом возрасте более свойственно для мальчиков.

Обобщив все вышеизложенное, можно отметить, что в результате проведения исследования девиантного поведения старших подростков было выяснено: все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению (согласно методике СОП), причем средний балл (коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению) у девочек немного выше, чем у мальчиков (девочки - 7,2, мальчики - 6,6 балла). Индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1; мальчики - ИА = 18,2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).

Поскольку, как отмечалось ранее, коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению (методика СОП А.Орёл) является главным определяющим показателем исследования (вторым по значимости является показатель - индекс агрессивности и индекс враждебности (А.Басс - А.Дарки), то можно заключить, что согласно результатам исследования девиантного поведения у старших подростков: девочки более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем мальчики. Гипотеза исследования не подтвердилась.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Для проведения исследования девиантного поведения у старших подростков в качестве испытуемых было выбрано 30 подростков разного пола, в возрасте 14-15 лет, обучающихся в МОУ СОШ №37 г. Иркутска, 8А класс.

В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, психодиагностика.

Анкетирование. Нами была составлена анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками», которая помогает определить насколько комфортно чувствует себя подросток в семье и в классе, т.е. качество взаимоотношений подростка с семьей, с одноклассниками. Данная анкета дает возможность определить, является ли благоприятной для подростка психологическая атмосфера в его семье и в классе, где он обучается.

Психодиагностика. Использованы следущие методики:

.Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл);

.Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Опросник А. Басса и А. Дарки предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

С помощью метода анкетирования нам удалось:

.Проанализировать семейные взаимоотношения и условия воспитания подростка;

.Проанализировать взаимоотношения подростка с одноклассниками.

Благодаря анкетированию мы определили, что психологическая атмосфера в семье подростков и в классе, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения.

В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл у девочек немного выше, чем у мальчиков (7,2 балла и 6,6 балла соответственно). Таким образом, девочки, согласно результатам данной методики, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики.

В результате проведения методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки) было выяснено, индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1; мальчики - ИА = 18,2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).

Таким образом, согласно результатам исследования девиантного поведения у старших подростков: девочки более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем мальчики. Гипотеза исследования не подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отклоняющееся поведение приобрело в последние годы массовый характер. Изучение механизмов возникновения и способов предупреждения девиантного поведения стало насущной проблемой. На наш взгляд, важной задачей является диагностика склонности к проявлению девиаций у подростков, так как именно в этой возрастной категории начинают появляться различные формы девиантного поведения.

Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) - это социально значимые отклонения от принятых стандартов, определяющие прогрессивный вектор эволюционного развития общества. Созидательные девиации необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам.

Девиантное поведение негативной направленности - совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, причиняющих вред конкретной личности и интересам общества, осуждаемых общественным мнением и влекущих социальную ответственность.

В науке существуют несколько подходов к определению феномена «девиантное поведение»: этнокультурный, гендерный, социологический, социально-психологический, виктимологический.

Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. Понятие «норма» в психологии включает в себя понятия «социальной нормы» и «психической нормы». Социальная норма - это предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Психическая норма - это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявления психической активности человека. Отклонение от социальных и психических норм является основной характеристикой поведения, опасного как для общества, так и для девианта. Понятие нормы весьма неоднозначно.

Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации. Согласно классификации Е.В. Змановской, существуют 3 типа отклоняющегося поведения: антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение и аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение.

Делинквентное поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию общества. Аморальное поведение - это поведение, противоречащее выполнению морально-нравственных норм и угрожающее благополучию межличностныж отношений. Аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм и угрожающее целостности личности. Проявляется в различных формах: аддиктивное, суицидальное, виктимное, аутическое, а также, экстремальное поведение.

К основным причинам девиантного поведения относятся: состояние конфронтации индивида с обществом (аномия); особенности внутренней культуры человека; потеря смысла жизни; невозможность реализации потенциала человека; биологичекие причины (хронические заболевания, патологии, психические отклонения, возрастные особенности) и социальные причины (нарушенный процесс социализации, неправильное воспитание, социальное неравенство, нравственная деградация общества).

Девиантное поведение среди подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, по ряду причин. Самая главная - социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Подросток часто не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему общество, он не готов к выполнению определенных социальных ролей в той мере, в какой ожидают от него окружающие. В свою очередь подростки считают, что не получают от общества того, на что вправе рассчитывать. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации.

Для проведения исследования девиантного поведения у старших подростков в качестве испытуемых было выбрано 30 подростков разного пола, в возрасте 14-15 лет, обучающихся в МОУ СОШ №37 г. Иркутска, 8А класс.

В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: анкетирование, психодиагностика.

Анкетирование. Нами была составлена анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками», которая помогает определить насколько комфортно чувствует себя подросток в семье и в классе, т.е. качество взаимоотношений подростка с семьей, с одноклассниками. Данная анкета дает возможность определить, является ли благоприятной для подростка психологическая атмосфера в его семье и в классе, где он обучается.

Психодиагностика. Использованы следущие методики:

.Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл);

.Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки).

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Опросник А. Басса и А. Дарки предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.

С помощью метода анкетирования нам удалось:

.Проанализировать семейные взаимоотношения и условия воспитания подростка;

.Проанализировать взаимоотношения подростка с одноклассниками.

Благодаря анкетированию мы определили, что психологическая атмосфера в семье подростков и в классе, где они обучаются, является благоприятной для их нормального развития и, скорее всего, не побуждает подростков к проявлению различных форм девиантного поведения.

В результате проведения методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) было выяснено, что все исследуемые подростки обладают средней степенью склонности к отклоняющемуся поведению, причем средний балл у девочек немного выше, чем у мальчиков (7,2 балла и 6,6 балла соответственно). Таким образом, девочки, согласно результатам данной методики, более склонны к проявлению форм девиантного поведения, чем мальчики.

В результате проведения методики «Диагностика показателей и форм агрессии» (А. Басс и А. Дарки) было выяснено, индекс агрессивности у девочек чуть выше, чем у мальчиков, при этом все результаты находятся в пределах нормы (девочки - ИА = 20,1; мальчики - ИА = 18,2). Индекс враждебности, напротив, чуть выше у мальчиков (ИВ = 9,7 (усредн.)), чем у девочек (ИВ = 8,3 (усредн.)).

Таким образом, согласно результатам исследования девиантного поведения у старших подростков: девочки более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем мальчики. Гипотеза исследования не подтвердилась.

Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве базы для других, более крупных исследований в области девиантологии. На наш взгляд, применение в психологической практике методик на выявление склонности к совершению девиаций необходимо. Логично было бы проводить такие исследования в школах среди детей подросткового и старшего подросткового возраста. В школах подобные исследования должны проводиться с целью предупреждения и коррекции девиантного поведения.

Проблема девиантного поведения и его распространения на людей все более молодого возраста является актуальной на сегодняшний день. Изучение причин возникновения и методов борьбы с различными формами отклоняющегося поведения приобретает все большее значение.

Наше исследование девиантного поведения в будущем может быть расширено, усложнено. Для изучения могут быть выбраны люди другой возраствой категории, выборка может быть увеличена, могут быть использованы другие методы исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Афанасьев В.С. Девиантное поведение в условиях тотального кризиса: особенности, тенденции, перспективы / В.С. Афанасьев, Я.И. Гилинский - М.: Образ мыслей и образ жизни, 1996.

.Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В.Г. Баженов, В.П. Баженова - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

.Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория / Я.И. Гилинский - М.: Социс, 1991.

.Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с фр. с сокр. под ред. В.А. Базарова - М.: Мысль, 1994.

.Завражин С.А. Новое поколение на периферии: конформисты или девианты?/ С.А. Завражин, К.В. Хартанович - М.: Социс, 1993.

.Змановская Е.В. Девиантология / Е.В. Змановская - М.: Академия, 2003.

.Иванов В.И. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.И. Иванов - М.: Социально-политический журнал, №2, 1995.

.Иванов Н.Г. Нравственность, безнравственность, преступность / Н.Г. Иванов - М.: Государство и право, 1994.

.Казаков А.Н. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном российском обществе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук / А.Н. Казаков - Казань: Казанск. ун-т, 1996.

.Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение от нее / А.И. Ковалева - М.: Социс, 1996.

.Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1990.

.Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения / А. Коэн - М.: Социология сегодня, 1965.

.Кудрявцева В.Н. Социальные отклонения: Введение в общую теорию / В.Н. Кудрявцева - М.: Юрид. лит., 1984.

.Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения / Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова - М.: Социально-полит. Журнал, №3, 1993.

.Лунеев В.В. Преступность в XXI веке: Методология прогноза / В.В. Лунеев - М.: Социс, 1996.

.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич - М.: Речь, 2005.

.Реан А. Агрессия и агрессивная личность / А. Реан - СПб: Питер, 1996.

.Селифанов А. И. Причины и условия асоциального поведения подростка в современном обществе / А.И. Селифанов - СПб: Социология, 2000.

.Стариков Е.А. Маргиналы, или размышление на старую тему: «Что с нами происходит?» / Е.А. Стариков - М.: Знамя, 1989.

.Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / Пер. с англ.: В. Шурыгин, Е. Сурпина, А. Боричев - М.: Речь, 2000.

.Шилова В.Н. Социология отклоняющегося поведения / В.Н. Шилова - М.: Социологические исследования, 1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «Взаимоотношения подростка с семьей, с одноклассниками».

. Состав семьи (перечислите всех членов Вашей семьи, с которыми Вы проживаете);

. Место работы родителей (профессия каждого из родителей);

. Какие у Вас отношения с семьей?

(А) близкие, дружеские;

(Б) не очень близкие, но хорошие;

(В) нейтральные (что они есть, что их нет, мне все равно);

(Г) плохие (почему?).

. Нравится ли Вам находиться дома?

(А) да;

(Б) чаще нравится;

(В) чаще не нравится;

(Г) нет.

. С кем из членов семьи Вы больше общаетесь? С кем комфортнее находиться? Почему?

. Ваше хобби (чем Вы чаще занимаетесь в свободное время, Ваши увлечения).

. Комфортно ли Вы чувствуете себя в классе?

(А) да;

(Б) чаще да;

(В) чаще нет;

(Г) нет.

. Со сколькими одноклассниками Вы общаетесь каждый день?

(А) 0 (ни с кем);

(Б) 1-3 человека;

(В) 4-7 человек;

(Г) 8 и более человек.

. Скольких людей в классе Вы можете назвать своими друзьями?

(А) 0 (никого);

(Б) 1-3 человека;

(В) 4-7 человек;

(Г) 8 и более человек.

Бланк ответов

Ф.И.пол ж м возраст № вопросаответ№ вопросаответ1.6.2.7.3.8.4.9.5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Результаты по методике изучения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл).

№ испытуемогоШк.1Шк. 2Шк. 3Шк. 4Шк. 5Шк. 6Шк. 7Шк. 0 (вспомог.)*1 дев.6в/169/1913/2111/2412/1510/219/203/1310/192 дев.9в/1611в/1910/2114в/247/1515в/219/206/1310,7/193 дев.6в/164/192/218/248/158/2113в/206/136,7/194 дев.3/165/194/217/249/158/2113в/205/137/195 дев.6в/162/196/216/244/152/2112в/207/134,5/196 дев.7в/167/1913/2114в/2411/158/218/205/139,2/197 дев.5в/165/199/2112/249/1512в/219/204/138,7/198 дев.9в/163/194/219/246/155/214/208/135,7/199 дев.7в/167/1910/218/244/156/218/203/137,1/1910 дев.4/166/199/217/245/1512в/215/205/136,8/1911 дев.3/165/198/215/248/154/217/203/135,7/1912 дев.6в/1611в/193/2114в/243/158/215/203/137,1/1913 дев.6в/164/199/217/248/1510/219/202/137,5/1914 дев.7в/1611в/199/217/248/155/218/203/137,8/1915 дев.6в/163/195/2110/243/155/216/207/135,4/1916 дев.4/167/1912/213/425/156/218/205/136,4/1917 дев.5в/166/196/218/427/1512в/217/204/137,2/1918мал.6в/174/202/215/257/159/20-8/155,5/1919 мал.4/175/207/214/256/158/20-5/155,6/1920 мал.7в/178/2011/2113/255/153/20-7/157,8/1921 мал.8в/177/209/2113/257/159/20-5/158,8/1922 мал.4/1711в/2010/214/256/158/20-7/157,1/1923 мал.9в/177/203/215/256/1510/20-6/156,6/1924 мал.8в/179/207/217/256/155/20-6/157/1925 мал.4/174/206/215/256/152/20-5/154,5/1926 мал.4/1710/205/216/258/159/20-6/157/1927 мал.4/177/207/217/259/156/20-5/156,6/1928 мал.3/178/208/215/253/1510/20-7/156,1/1929 мал.3/1711в/206/215/255/156/20-3/156/1930 мал.8в/176/207/2113/258/158/20-4/158,3/19* усредненный общий балл по всем шкалам (коофицент степени склонности к отклоняющемуся поведению, в баллах)

Девочки (средняя оценка) - 7,2 балла из 19;

Мальчики (средняя оценка) - 6,6 балла из 19.

Результаты по методике диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс, А. Дарки).

№ИАИВ№ИАИВ1.м11 н816.д22102.м16 н917.д1712 в3.м17818.д2174.м11 н919.д2511 в5.м2413 в20.д2076.м27 в12 в21.д2311 в7.м10 н822.д1988.м16 н523.д16 н79.м20924.д25910.м26 в12 в25.д19511.м2514 в26.д24712.м17927.д18413.м1711 в28.д19914.д2313 в29.д16 н715.д23530.д2010девиантное поведение подросток

Девочки: ИА высокий - 0%; средний - 88,3%; низкий -11,7%.

ИВ высокий - 23,5%; средний - 76,5%; низкий - 0%.

Мальчики: ИА высокий - 15,4%; средний - 46,1%; низкий - 38,5%.

ИВ высокий - 38,5%; средний - 61,5%; низкий - 0%

Девочки (средний балл) - ИА = 20,1 (норма); ИВ = 8,3 (норма)

Мальчики (средний балл) - ИА = 18,2 (норма); ИВ = 9,7 (норма).

Похожие работы на - Исследование девиантного поведения у старших подростков

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!