Оценка способности предприятий приносить доход на вложенный капитал

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    62,22 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка способности предприятий приносить доход на вложенный капитал

Введение

 

Одним из главных принципов рыночной экономики является управление финансовыми ресурсами организации. Прибыль характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия и является источником финансирования его дальнейшего развития.

Финансовые ресурсы, категория, получившая новое содержание, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь важнейшей движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием ресурсов в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Грамотное, эффективное управление ресурсами предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования ресурсов, использования современных методов ее анализа и планирования.

Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода - это одновременно и процесс обеспечения эффективности условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.

Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Но, в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникнуть и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Цель данной курсовой работы - оценить способность предприятий приносить доход на вложенный капитал.

Основополагающей задачей является обеспечение финансового равновесия предприятий, т.е. баланс доходов должен быть равен балансу расходов с целью обеспечения воспроизводственных процессов.

 

1. Основная часть

 

1.1     Финансовые ресурсы предприятия

 

1.1.1  Источники формирования финансовых ресурсов предприятия

Финансовые ресурсы - это находящиеся в распоряжении предприятия денежные средства, ценные бумаги, средства имеющиеся на активе, кредитные средства и другие доходы и поступления, предназначенные для обеспечения его эффективной деятельности, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работающих. Формируются финансовые ресурсы за счет собственных и привлеченных денежных средств. Стартовым источником финансовых ресурсов в момент учреждения предприятия является уставный (акционерный) капитал - имущество, созданное за счет вкладов учредителей (или выручки от продажи акций).

Финансы на предприятии выполняют две важные функции -

распределительную
контрольную.

Распределительная функция заключается в обеспечении каждого субъекта хозяйственной деятельности необходимыми ему финансовыми ресурсами. В качестве субъектов финансирования могут выступать:

самостоятельные предприятия различных форм собственности,
территориальные органы управления,
частные лица.
Осуществляемый с помощью финансов распределительный процесс связан с налоговой системой, гражданским законодательством и законодательством о банках и ценных бумагах и другими нормативными документами, утвержденными на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.

Контрольная функция финансов состоит в том, чтобы сигнализировать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств. Реализовать контрольную функцию помогает финансовая информация, которая содержится в бухгалтерской, статистической и оперативной. Анализ финансовых показателей дает возможность охарактеризовать все основные стороны деятельности предприятия, оценить достигнутые результаты и, если необходимо, разработать комплекс мер, направленных на устранение негативных факторов.

Основополагающей производственной финансово-экономической задачей, является обеспечение финансового равновесия предприятия, т.е. баланс доходов должен быть равен балансу расходов с целью обеспечения воспроизводственных процессов.

 

1.1.2  Основные источники средств

В качестве основных источников средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятия выступают:

собственные средства предприятия (прибыль, амортизация и пр.);
кредитные ресурсы инвестиционных банков;
бюджетные ассигнования;
финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционные компании, коммерческие банки, страховые общества и т.п.);
иностранные инвестиции;
частные накопления физических лиц;
прочие инвестиции.

Основным источником финансовых ресурсов действующего предприятия служат доходы (прибыль) от основной и других видов деятельности, внереализационных операций. Также формируется за счет устойчивых пассивов, различных целевых поступлений, паевых и иных взносов членов трудового коллектива. К устойчивым пассивам относят :

уставный,

резервный и другие капиталы,

долгосрочные займы и постоянно находящуюся в обороте предприятия кредиторскую задолженность.

Финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке с помощью:

продажи акций,

облигаций,

других видов ценных бумаг, выпущенных предприятием,

дивидендов по ценным бумагам других предприятий и государства;

доходов от финансовых операций;

кредитов.

Финансовые ресурсы могут поступать в порядке перераспределения от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур, от страховых организаций. В отдельных случаях предприятию могут быть предоставлены субсидии (в денежной или натуральной форме) за счет средств государственного или местного бюджетов, а также специальных фондов.

прямые субсидии - государственные капитальные вложения в объекты, особо важные для народного хозяйства, или в малорентабельные, но жизненно необходимые;

непрямые субсидии, осуществляемые средствами налоговой и денежно-кредитной политики, например, путем предоставления налоговых льгот и льготных кредитов.

Совокупность финансовых средств предприятия принято подразделять на оборотные средства и инвестиции.

 

1.1.3  Инвестиции: сущность, виды и направления использования

Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения дохода (прибыли). Различают:

внутренние (отечественные)

внешние (иностранные) инвестиции.

Внутренние инвестиции подразделяются на:

а) финансовые инвестиции - это приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты и др.;
б) реальные инвестиции (капитальные вложения) - это вложение денег в капитальное строительство, расширение и развитие производства;
в) интеллектуальные инвестиции - подготовка специалистов, передача опыта, лицензий, "ноу-хау".

Внешние инвестиции делятся на:

прямые, дающие инвестору полный контроль над деятельностью иностранного предприятия;
портфельные, обеспечивающие инвестору право на получение лишь дивидендов на приобретенные акции зарубежных предприятий.

Объектами инвестиционной деятельности являются:

основной капитал (вновь создаваемый и модернизируемый),
оборотный капитал,
ценные бумаги,
целевые денежные вклады,
научно-техническая продукция,
интеллектуальные ценности.

Одна из наиболее важных хозяйственных задач, которую должны решать предприятия - это выгодное вложение денежных ресурсов с целью получения максимального дохода.

Инвестиционная политика определяет наиболее приоритетные направления вложения капитала, от которых зависит эффективность хозяйственной деятельности, обеспечение наибольшего прироста продукции и дохода на каждый рубль затрат.

В настоящее время наибольшую часть инвестиций предприятия направляют в капитальное строительство на расширенное воспроизводство основных фондов и объектов социальной инфраструктуры. К основным формам воспроизводства основных фондов относят:

техническое перевооружение,
реконструкцию и расширение действующих предприятий,
новое строительство.

При отсутствии проекта капитальных вложений лучший способ - это хранить деньги на депозитах надежного банка или приобрести контрольный пакет акций перспективного предприятия, благодаря чему можно оказывать прямое влияние на работу этого предприятия и направлять его инвестиции с выгодой для себя.

 

1.1.4  Оценка эффективности инвестиционных проектов

Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес - план).

Сроком окупаемости инвестиционного проекта является срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда фактический объем инвестиций сравняется с суммой накопленной инвестором чистой прибыли и начисленного нарастающим итогом износа по принадлежащему инвестору амортизируемому имуществу, созданному в результате инвестиционной деятельности.

В основе решения фирмы об инвестициях лежит расчет текущей стоимости будущих доходов. Фирма должна определить, превысят ли будущие прибыли ее затраты или нет. Альтернативной стоимостью инвестирования будет сумма банковского процента с капитала, равного объему предполагаемых инвестиций. В этом заключается суть инвестиционного решения фирмы. При этом выбор фирмы осложняется наличием ситуации неопределенности, возникающей вследствие того, что инвестиции, как правило, долгосрочны.

В финансовых и инвестиционных расчетах процесс приведения будущих доходов к текущей стоимости принято называть дисконтированием.

При оценке целесообразности инвестиций устанавливают ставку дисконта (капитализации), т.е. процентную ставку, характеризующую норму прибыли инвестора (относительный показатель минимального ежегодного дохода). С помощью дисконта (учетного процента) определяют специальный коэффициент дисконтирования (основанный на формуле сложных процентов) для привидения инвестиций и денежных потоков в разные годы к нынешнему моменту.

Норма дисконта в широком смысле представляет собой альтернативные затраты в основной капитал и выражает ту норму прибыли, которую фирма могла бы получить от альтернативных капиталовложений.

Для постоянной нормы дисконта E коэффициент дисконтирования at определяется по формуле.

Результат сравнения двух проектов с различным распределением эффекта во времени может существенно зависеть от нормы дисконта. Поэтому ее выбор важен. Обычно эта величина определяется, исходя из депозитного процента по вкладам. Нужно принимать ее больше за счет инфляции и риска.

Когда весь капитал является заемным, норма дисконта представляет собой соответствующую процентную ставку, определяемую условиями процентных выплат и погашений по займам.

Когда капитал смешанный, норма дисконта может быть найдена как средневзвешенная стоимость капитала, рассчитанная с учетом структуры капитала, налоговой системы.

Любая фирма на любом рынке вынуждена осуществлять инвестиции из-за снашивания основного капитала в процессе производства в расчете на увеличение своих прибылей. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности осуществления инвестиций, принесут ли они фирме дополнительную прибыль или приведут к убытку?Д ля этого необходимо сопоставить объем планируемых капиталовложений с текущей дисконтируемой стоимостью будущих доходов от этих вложений.

Когда ожидаемые доходы больше величины инвестиций, фирма может осуществлять капиталовложения. При обратном соотношении этих величин лучше воздержаться от инвестирования во избежании убытков.

Поэтому условие осуществления инвестиций будет иметь вид:


Ie < PDV,


где Ie - планируемый объем инвестиций,- текущая дисконтируемая стоимость будущих доходов.

Разница между величинами, представленными в формуле, принято называть чистой текущей стоимостью (NPV).

(NPV)Чистая текущая стоимость (чистая приведенная стоимость, чистый дисконтируемый доход, интегральный эффект) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу. Чистая текущая стоимость - это превышение интегрального притока денег над интегральным оттоком (затратами).

Очевидно, что фирма принимает инвестиционное решение, ориентируясь на положительное значение чистой текущей стоимости, т. е. когда (NPV > 0).

Индекс доходности - отношение суммы приведенных эффектов к сумме дисконтированных капиталовложений.

Внутренний коэффициент эффективности (внутренняя норма доходности, внутренняя норма рентабельности, норма возврата капитальных вложений) - это такая норма дисконта, при которой интегральный экономический эффект за срок жизни инвестиций равен нулю.

Когда внутренний коэффициент эффективности равен или больше требуемой инвесторам нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы. В противном случае - они нецелесообразны.

 

1.1.5  Основные финансовые документы

Финансовые документы показывают финансовое состояние предприятия на определенную дату, а также результаты его деятельности за определенный период. По этим документам можно судить о финансовых возможностях предприятия, прибыльности (убыточности) хозяйственной деятельности, перспективах развития.

Основными финансовыми документами являются:

балансовый отчет;

отчет о прибыли;

отчет о движении денежных средств.

Этот коэффициент называется коэффициентом самофинансирования и характеризует поступление инвестиций в основной капитал (материальные активы) за счет текущих поступлений наличных средств.

Балансовый отчет иногда называют отчетом о финансовом состоянии предприятия. В нем представлена структура капитала предприятия. Баланс делится на две части: актив и пассив. В первой части отражаются состав и размещение финансовых средств или направления их использования; в пассиве - источники образования и финансирования. Итог актива баланса равен итогу его пассива. Активы классифицируются по продолжительности их использования на оборотные и необоротные активы. Оборотные активы (или текущие) - краткосрочные активы, включающие оборотные средства: денежные средства, дебиторская задолженность, материально-производственные запасы, срок использования которых один отчетный период. Необоротные активы - долгосрочные активы со сроком использования более одного года, включающие материальные и нематериальные активы.

К материальным активам относятся основные средства.
К нематериальным активам относятся: патенты, лицензии, авторские права, ноу-хау, затраты на НИОКР, деловая репутация предприятия, а также организационные расходы и пр.

Долгосрочные инвестиции - финансовое вложение в ценные бумаги других фирм с целью получения доходов в виде процента на займы и долгосрочные кредиты или с целью распространения влияния инвестора на деятельность предприятия, акции которого он покупает.

Пассив баланса дает стоимостную оценку средств предприятия на определенную дату по источникам их формирования, целевому назначению и срокам погашения.

Заемный капитал отражается в пассиве баланса как задолженность по краткосрочным обязательствам (краткосрочные банковские ссуды и кредиты, векселя к оплате, авансы от покупателей, задолженность по зарплате, по дивидендам, налогам и т.д.) и долгосрочным обязательствам (долгосрочные ссуды и кредиты, задолженность по облигациям, ссуды под недвижимость, обязательства по пенсионным выплатам, отсроченные налоговые платежи и прочая долгосрочная задолженность).

Собственный капитал включает статьи пассива баланса, отражающие средства, которыми предприятие само распоряжается. Собственный капитал подразделяется на вложенный капитал и накопленную прибыль. Вложенный капитал включает акционерный капитал, дополнительный оплаченный капитал, полученный от продажи новых выпущенных акций и резервный капитал, созданный с целью обеспечения защиты предприятия от возможных убытков.

Следующим основным финансовым документом является Отчет о прибыли или Отчет о прибылях и убытках. Он отражает результаты хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период; дается соизмерение доходов предприятия и затрат; выявляет конечный результат деятельности - получение прибыли или убытка.

Различают две формы составления Отчета о прибыли:

Одноступенчату,

многоступенчатую.

Одноступенчатая форма отчета предлагает суммирование доходов, а затем суммирование расходов и определение прибыли (убытка) путем вычитания из суммы доходов суммы расходов.
Многоступенчатая форма отчета предполагает последовательное вычитание из статей доходов статей расходов и подведение промежуточных результатов.

Отчет о движении денежных средств отражает все поступления и расходование наличных денежных средств, которые происходят в результате текущей хозяйственной деятельности предприятия.

В разделе "Движение денежных средств в результате производственно бытовой деятельности" отражаются изменения в денежной наличности в связи с выпуском продукции, доставкой ее потребителю и предоставлением услуг, получением чистой прибыли, ее корректировкой, амортизацией, изменения по статьям: "Счета к получению", "Расходы будущих периодов", "Товарно-материальные ценности" и пр.
Раздел "Движение денежных средств в результате инвестиционной деятельности" охватывает все виды операций, связанных с приобретением и продажей основного капитала, долгосрочными инвестициями в ценные бумаги.
В разделе "Движение денежных средств в результате финансовой деятельности" приводятся операции, связанные с получением и оплатой денежных средств, предоставленных кредиторами и инвесторами.

Расчеты, сделанные при составлении Отчета о движении денежных средств основываются на данных Балансового отчета и Отчета о прибылях и убытках.

Ценные бумаги. Под ценными бумагами понимается документ, определяющий имущественные отношения между инвестором и эмитентом.

Эмитент-это юридическое лицо, выпускающее ценные бумаги для привлечения инвестиций.

Инвестор - это юридическое или физическое лицо, покупающее ценные бумаги для получения дохода.

Ценные бумаги делятся на первичные и вторичные.

А) Первичные - ценные бумаги, которые могут существовать на рынке ценных бумаг самостоятельно.
Б) Вторичные могут осуществляться только вместе с первичными.

А) Различают следующие виды первичных ценных бумаг:

акция;
облигация;
вексель;
сертификат.
Акциями называются ценные бумаги, свидетельствующие о внесении средств на развитие акционерного предприятия и дающие ее владельцу право на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов. Акция, как ценная бумага, не имеет срока действия и не подлежит возврату эмитенту. Акции могут быть именными с указанием имени держателя (акционера) и на предъявителя, без указания имени владельца. Владельцы акций занесены в специальный реестр. Именная акция может быть передана другому лицу путем нотариального оформления, либо через брокерские конторы.
Акции могут быть простыми и привилегированными. Владельцы простых акций имеют право на управление предприятием путем участия в собрании акционеров, владельцы привилегированных акций могут отказаться от прав управления акционерным предприятием в обмен на фиксированный дивиденд. Привилегированные акции могут обмениваться на простые. Российским законодательством предусмотрена "золотая акция", которая предоставляет ее владельцу право "вето" до трех лет при решении собранием акционеров следующих вопросов: внесение изменений и дополнений в устав предприятия; реорганизации и ликвидации предприятия; передаче в залог или аренду и т.д. "Золотая акция" возникла в период приватизации предприятий и принадлежала государству. Передача и отчуждение "золотой акции" не допускается.
Облигация - выпускается на определенный срок и могут быть именными и на предъявителя. Эмитентом облигаций может быть государство, выпускающее облигации внутреннего и внешнего займа, местные органы власти и юридические лица. Важнейшими из государственных облигаций являются государственные краткосрочные обязательства и казначейские обязательства.
Вексель - ценная бумага, удостоверяющая обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Различают простой и переводной вексель. Простой (соло-вексель) выписывается заемщиком (векселедателем) и содержит обязательство платежа кредитору (векселедержателю). Переводной вексель (тратта) выписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате означенной суммы третьему лицу (ремитенту) или предъявителю. При передаче переводного векселя от одного собственника другому на нем делается передаточная подпись - индоссамент.
По срокам оплаты векселя бывают срочные и на предъявителя. На срочном векселе указан срок оплаты. Вексель на предъявителя может быть предъявлен к оплате в любой момент. Векселя могут выпускаться: -государством (казначейские векселя); -банками (банковские векселя); юридическими лицами (коммерческие векселя). Доход по векселю может выплачиваться в виде процентов или дисконта. Вексель может быть как ценной бумагой, так и средством платежа.
Сертификат - это ценная бумага, выпускаемая банком и удостоверяющая право вкладчика или его приемника получить через определенное время внесенную сумму и проценты, начисленные на нее. Сертификат может быть депозитным (для юридических лиц) и сберегательным (для физических лиц).

Б) Вторичные ценные бумаги поступают на рынок ценных бумаг вместе с первичными. К ним отнесли: варрант, фьючерс, опцион.

Варрант - это сертификат, удостоверяющий право держателя на покупку дополнительных акций данного предприятия по фиксированной (подписной) цене в течение длительного срока (от года до нескольких лет). Он выпускается вместе с облигацией, но через некоторое время может быть оторван от нее и использоваться как самостоятельный инструмент на рынке ценных бумаг.
Фьючерс - это контракт, заключаемый на рынке и предъявляющий обязательство купли-продажи ценных бумаг по фиксированной цене в момент заключения с исполнением операции через определенный промежуток времени (к определенной дате).
Держателей ценных бумаг, в первую очередь, интересует их прибыльность и надежность. За рубежом экспертно-аудиторские агентства постоянно проводят классификацию ценных бумаг по степени риска их покупки.
Опцион - право купить (опцион "колл") или продать (опцион "пул") определенное количество акций предприятия по фиксированной цене в момент заключения контракта, которая называется исполнительной ценой. Данное право реализуется либо на определенную дату (европейский опцион) либо в течение определенного срока (американский опцион).

 

1.2     Анализ финансовой деятельности предприятия

 

Целью деятельности анализа финансовой деятельности предприятия является оценка результатов его деятельности за отчетный год, сравнение фактических итогов деятельности предприятия с плановыми показателями; а также оценка перспектив хозяйственного развития фирмы.

Анализ финансовой деятельности проводится на основе финансовой документации: Балансовый отчет, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств и т.д.

Анализ финансовой деятельности проводится финансовыми отделами предприятия для выявления и устранения проблем в текущей его деятельности, для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности производственно-сбытовых операций, рационального использования имеющихся ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения предприятия, обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств предприятия перед кредиторами и инвесторами.

Для анализа финансовой деятельности предприятия применяются такие критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность или ликвидность баланса, кредитоспособность, прибыльность и др.

Финансовая устойчивость предприятия

Возможность предприятия работать стабильно, на протяжении длительного периода времени выпускать и реализовывать конкурентоспособную продукцию, получать прибыль, и увеличивать капитал при сохранении своей платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого риска.

Финансовая устойчивость является важным, комплексным критерием характеризующим финансовое состояние предприятия. К показателям устойчивости финансового положения предприятия относятся коэффициенты финансовой зависимости:

а) Этот коэффициент характеризует зависимость предприятия от внешних источников финансирования. Он не должен превышать 1. Чем выше этот показатель. Тем выше зависимость предприятия от кредиторов. Высокий уровень коэффициента показывает потенциальную возможность банкротства или наличных денежных средств. что говорит об ухудшении устойчивости финансового положения. Чтобы улучшить свое финансовое положение предприятия вынуждены использовать дополнительные заемные источники финансирования или повысить эффективность своей производственно-сбытовой деятельности.

Платежеспособность предприятия

- это способность предприятия выполнять свои внешние обязательства (краткосрочные и долгосрочные) за счет собственных активов. Если коэффициент платежеспособности больше 0,5, то финансовый риск невелик и предприятие считается платежеспособным, то есть его общие активы превышают внешние обязательства. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

 


где () - активы предприятия, это могут быть Денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолжность и запасы с учётом НДС, а () - обязательства предприятия.

Уровень собственного капитала

Уровень собственного капитала (Коэффициент финансовой независимости (автономии)) - отражает долю собственного капитала в структуре баланса. Коэффициент характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Каких-либо жестких нормативов соотношения собственного и привлеченного капитала не существует, как, впрочем, не существует жестких нормативов в отношении финансовых коэффициентов в целом. Интерпретация этого показателя зависит от многих факторов: средний уровень этого коэффициента в других отраслях, доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования, особенности текущей производственной деятельности. Низкий коэффициент финансовой устойчивости и высокая доля краткосрочных кредитов во внешних займах вдвойне ухудшают финансовую устойчивость предприятия. Рассчитывается по формуле:

 

,

где рекомендуемые значения: 0.5 - 0.8.

Соотношение заемного и собственного капитала

Уровень заемного капитала - отражает долю заемных средств в структуре баланса

Соотношение заемного и собственного капитала - указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в активы собственных средств. Рассчитывается по формуле:


Где - коэффициент соотношения заемного и собственного капитала; - размер заемного капитала; - источники собственных средств (собственный капитал).

Этот коэффициент характеризует зависимость холдинговой компании от заемного капитала. Увеличение этого показателя - признак усиления зависимости предприятия от кредиторов и определенное снижение его финансовой стойкости. Считается, что подобная тенденция свидетельствует об увеличении финансового риска, то есть о возможности потери платежеспособности.

Рекомендуемые значения: < 0.7

Коэффиценты ликвидности

Прежде чем говорить о коэффициентах, отражающих ликвидность предприятия, полезно будет определить основные понятия, применяемые при анализе ликвидности, а также источники возникновения этого слова. Термин "ликвидность" происходит от латинского "liquidus", что в переводе означает текучий, жидкий, т.е. ликвидность дает тому или иному объекту характеристику легкости движения, перемещения. Термин "ликвидитет" был заимствован из немецкого языка в начале ХХ в. и по существу использовался в банковском аспекте.

Так, под ликвидностью подразумевалась способность активов к быстрой и легкой мобилизации. Основные моменты банковской ликвидности находили свое отражение в экономической литературе, начиная со второй половины ХХ в., в связи с убыточной деятельностью государственных банков, а также с процессов образования коммерческих банков. Например, о важности соблюдения соответствия между сроками активных и пассивных операций с позиций ликвидности экономисты писали еще в конце ХIХ в.

Ликвидность - легкость реализации, продажи, превращения материальных или иных ценностей в денежные средства для покрытия текущих финансовых обязательств.

Ликвидность - способность активов превращаться в деньги быстро и легко, сохраняя фиксированной свою номинальную стоимость.

Анализ ликвидности предприятия - анализ возможности для предприятия покрыть все его финансовые обязательства.

Коэффициент ликвидности - показатель способности компании вовремя выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства.

Ликвидность баланса предприятия - степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Риск ликвидности - риск, возникающий при появлении затруднений с продажей актива. Риск ликвидности рассчитывается как разница между "истинной стоимостью" актива и его возможной ценой с учетом комиссионных выплат.

Управление ликвидностью - деятельность предприятия по размещению средств, позволяющему в короткий период времени превратить активы в денежные средства.

Коэффициент текущей ликвидности.

Дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств.

Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически).

В западной учетно-аналитической практике приводится критическое нижнее значение показателя - 2; однако это лишь ориентировочное значение, указывающее на порядок показателя, но не на его точное нормативное значение.

Формула расчета коэффициента текущей ликвидности выглядит так:


где ОбА - оборотные активы, принимаемые в расчет при оценке структуры баланса - это итог второго раздела баланса формы № 1 (строка 290) за вычетом строки 230 (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты).

КДО - краткосрочные долговые обязательства - это итог четвертого раздела баланса (строка 690) за вычетом строк 640 (доходы будущих периодов) и 650 (резервы предстоящих расходов и платежей).

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности.

По смысловому назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть - производственные запасы.

Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению.

В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40% и менее от учетной стоимости запасов. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя - 1, однако эта оценка также носит условный характер.

Кроме того, анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание и на факторы, обусловившие его изменение.

Формула расчета коэффициента быстрой ликвидности выглядит так:


Где, ОА - Оборотные активы, З - запасы, КП - краткосрочные пассивы

Таким образом формула расчета этого показателя складывается так: (Кбл = отношение готовой продукции и товаров для перепродажи, дебиторской задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, краткосрочных финансовых вложений (ф.1 стр. 250) и денежных средств (ф.1 стр. 260) к итогу четвертого раздела баланса (стр. 690) за вычетом доходов будущих периодов (стр. 640) и резервов предстоящих расходов и платежей.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности <#"510822.files/image011.gif">

Где, ДС - Денежные средства, КП - краткосрочные пассивы

Формулу расчета этого показателя можно представить как отношение стр. 260 (Денежные средства) к итогу четвертого раздела баланса за вычетом доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов и платежей.

Маневренность собственных оборотных средств.

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств. Данный коэффициент показывает, какая часть объема собственных оборотных средств (в специальной литературе их иногда еще называют функционирующим, или работающим, капиталом) приходится на наиболее мобильную составляющую текущих активов - денежные средства. Определяется он отношением величины объема денежных средств к величине собственных оборотных средств (разность текущих активов и пассивов).

При использовании данного коэффициента в экономическом анализе необходимо помнить о его ограниченности. В условиях еще далекой от стабильности российской экономики (под стабильностью следует понимать прежде всего наличие стабильных правовых и экономических условий: нормативной базы, налогового механизма, ценовых пропорций и т. п.) к данному коэффициенту следует относиться с большой осторожностью. Лишь по мере того, как в стабильных условиях сложатся нормальные, обусловленные спецификой рассматриваемого вида деятельности структурные соотношения и пропорции в имуществе и источниках финансирования, этот показатель начнет приобретать аналитическую ценность. Прежде всего он будет выступать как индикатор изменений условий поступления денежных средств и их расходования.

Уменьшение этого коэффициента указывает на возможное замедление погашения дебиторской задолженности или ужесточение условий предоставления товарного кредита со стороны поставщиков и подрядчиков, а увеличение свидетельствует о растущей возможности отвечать по текущим обязательствам. Имеется и другой подход к оценке маневренности функционирующего капитала. Например, коэффициент маневренности рекомендуется определять как частное от деления стоимости запасов и долгосрочной дебиторской задолженности (со сроком погашения более одного года с даты отчета) на величину собственных оборотных средств. При такой схеме расчета коэффициент маневренности собственных оборотных средств показывает, какую долю их объема составляют слабо мобильные текущие активы.

Значение коэффициента маневренности собственных оборотных средств зависит от характера деятельности предприятия: в фондоемких производствах его нормальный уровень должен быть ниже, чем в материалоемких.

Формула расчета коэффициента маневренности собственных оборотных средств выглядит так:

 


где, ДС - денежные средства, ФК - функционирующий капитал - разница между текущими активами и пассивами.

Величина собственных оборотных средств.

Величина собственных оборотных средств отражает долю средств, принадлежащих предприятию, в его текущих активах и является одной из характеристик финансовой устойчивости


Доля оборотных средств в активах.

Доля оборотных средств в активах характеризует наличие оборотных средств во всех активах предприятия в процентах.

Формула расчета выглядит следующим образом:


где ОС - оборотные средства предприятия, А-все активы.

Доля собственных оборотных средств в их сумме.


где СОС - величина собственных оборотных средств, ОА - оборотные активы - итог второго раздела баланса.

Доля запасов в оборотных активах.

Этот показатель отображает доля запасов в оборотных активах - слишком высокая их доля может быть признаком затоваривания, либо пониженным спросом на продукцию:


Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов.

Этот показатель характеризует ту часть стоимости запасов, которая покрывается собственными оборотными средствами, а также традиционно имеет большое значение в анализе финансового состояния. Значение этого коэффициента должно превышать величину 0,5.


где СОС - собственные оборотные средства <#"510822.files/image018.gif">

 

Под кредитоспособностью предприятия понимаются возможности предприятия в получении кредита и его способности своевременно их погашать за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

К показателям кредитоспособности предприятия можно отнести:

а) коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, который показывает количество оборотов, необходимых для оплаты выставленных предприятию счетов, векселей, т.е. насколько быстро предприятие может погасить свои обязательства перед кредиторами:

б) период погашения кредиторской задолженности.

Этот показатель показывает за какое число дней происходит один оборот кредиторской задолженности.

Размер кредиторской задолженности показывает, какую сумму средств должно заплатить предприятие по соответствующим счетам другим предприятиям и банкам.

Размер дебиторской задолженности характеризует сумму средств, которые должны выплатить данному предприятию другие хозяйствующие субъекты. Анализируется абсолютная и относительная величина дебиторской задолженности в объеме реализации продукции, определяется оборачиваемость и срок погашения дебиторской задолженности.

Финансовое состояние предприятия зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы можно превратить в наличные денежные средства. Показатель оборачиваемости активов предприятия () дает обобщающую характеристику использования совокупных активов (имущество, нематериальных активов, денежных средств, ценных бумаг и т.д.), участвующих в хозяйственном обороте:

Основными критериями оценки эффективности производственной деятельности являются прибыль и рентабельность предприятия.

Рентабельность предприятия является наиболее общим показателем доходности выпускаемой продукции и не зависит от уровня налоговых платежей и др. факторов:

Прибыльность предприятия характеризует величину чистого дохода, полученного предприятием на 1 рубль реализованной продукции. Данный показатель учитывает как структуру цены, так и размер налоговых платежей и обязательных отчислений:

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия, меру чистого дохода, приходящуюся на 1 рубль собственного капитала. Чем выше данный показатель, тем эффективнее используется собственный капитал:

Для более детальной и развернутой оценки финансового состояния предприятия могут использоваться и другие показатели. Практически не существует такого набора показателей, который бы полностью удовлетворял все виды финансового анализа. Довольно часто исследователи прибегают к составлению различных комбинаций или сочетаний показателей для определения финансового положения и эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Это позволяет в процессе анализа выявить влияние тех или иных факторов, определить тенденции развития финансовых процессов.

1.3     Понятие прогнозирования. Виды прогнозов

финансовый экономика капитальный прогноз

В условиях рыночной экономики деятельность предприятий в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они могут предвидеть перспективы своего развития в будущем, т.е. от прогнозирования. Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия. Предприятия используют прогнозы с целью предусмотрения возможных вариантов развития своего бизнеса, они прогнозируют будущие события или условия их возникновения.

Различают три основных вида прогноза:

технологический,

экономический.

объема продаж (спроса).

Технологические прогнозы охватывают уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз. Например, предприятие, выпускающее компьютеры, интересует перспективы расширения объема памяти на дискетах, т.к. они являются дополнительной продукцией для использования компьютеров, а предприятие, использующее вредные, токсичные вещества в своем производстве, интересует разработка технологий по очистке и утилизации отходов.

Развитие НТП приводит к появлению новых товаров и услуг, а те, в свою очередь, составляют серьезную конкуренцию существующим предприятиям. Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.

Экономический прогноз позволяет предусмотреть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. От результатов экономического прогноза зависят такие решения как: расширение или сокращениепроизводственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д.

Представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов. На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса). В качестве базы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамику политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.

Составление прогнозов осуществляется с помощью следующих методов прогнозирования. Экстраполяционные методы основаны на предположении, что будущие события определяются прошлым. Например, анализ изменения объема продаж во времени предлагает выделение трех составляющих: тренда; сезонных колебаний; случайных изменений. Тренд описывает общую тенденцию развития; сезонные колебания показывают колебание спроса от времени года; случайные изменения - изменения трудно определяемых случайных факторов. В условиях нестабильности и неопределенности внешних факторов методы экстрополяции редко применяются.

Методы экспертных оценок основаны на статической обработке оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих узких областях. К ним относят такие методы как метод Дельфи, методы коллективной генерации идей, последовательного выбора, парных сравнений, балльной оценки, оценки вероятностей, ранжирования ряда. Все эти методы базируются на разнообразных спроектированных алгоритмах оценки субъективных мнений экспертов (специалистов).

Метод Дельфи предполагает проведение опроса членов группы экспертов и дальнейшее циркуляционное ознакомление членов группы с мнением коллег и лиц, заинтересованных в итогах экспертизы с целью достижения группового консенсуса.

Метод коллективной генерации идей ("мозговая атака") предполагает проведение дискуссии, в которой допускаются высказывания любых, самых парадоксальных мнений, оригинальных идей и предложений. После проведения опроса производится оценка его качества и обработка суждений экспертов.

Причинно-следственные методы основаны на применении регрессиональных математических методах и нейросетевых моделей (НСМ). Регрессионные модели базируются на составлении статистических уравнений, позволяющих определить значения некоторых переменных и оценить их влияние на искомую величину. Например, разрабатывается регрессионная модель прогнозирования объема продаж в зависимости от уровня цен и от затрат на рекламу. НСМ получили в последнее время наибольшее распространение, чем регрессиональные модели, т.к. позволяют получить более достоверные результаты, с помощью выявления нелинейных взаимосвязей между параметрами. НСМ позволяют выявлять неочевидные, существенные системные связи при моделировании сложных систем. С помощью НСМ можно учитывать при составлении объема продаж такие неопределенные факторы как: поведение конкурентов; время года; изменение рыночных долей; интенсивность рекламы и т.д.

Чем за больший период удается собрать информацию, чем больше факторов учесть и выбрать адекватную структуру НСМ - тем более достовернее оказываются прогнозы. На практике целесообразно сочетать различные методы прогнозирования с целью нивелирования их недостатков и укрепления достоинств.

Планирование на предприятии. Принципы и методы планирования

Планирование - процесс принятия решений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем. Эти решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением (перераспределением) ресурсов, определением стандартов, в соответствии с которыми предприятие должно действовать в предстоящий период.

В более узком понятии, под планированием понимается составление специальных документов-планов, в которых отражаются прогнозы развития предприятия; промежуточные и конечные цели, задачи предприятия и его отдельных подразделений; механизмы распределения ресурсов и координации деятельности предприятия.

Планирование базируется на следующих основополагающих принципах: непрерывности; гибкости; эластичности; координации и интеграции, полноты и ясности, детализации, экономичности и др.

Принципы - это правила, которые необходимо учитывать в процессе разработки плана. Принцип непрерывности заключается в том, чтобы планы разрабатывались с учетом перспектив развития предприятия и являлись основой для составления планов в будущем, но кроме того, необходимо учитывать и предшествующие планы, результаты их выполнения. Принцип гибкости подразумевает возможность постоянного внесения корректив в принятые ранее решения или их пересмотра, в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Принцип эластичности планирования предусматривает введение плановых резервов, принятие во внимание эластичность альтернатив; проектирование эвентуального планирования для различных ситуаций и распределений данных, учет отклонений и использование отсрочки запланированных решений, если это необходимо. Принципы координации и интеграции заключаются в том, чтобы соблюдалось единство и взаимосвязанность отдельных частей предприятия. Координация плановой деятельности осуществляется между подразделениями одного уровня, а интеграция между вышестоящими и нижестоящими уровнями. Принципы полноты и ясности планирования подразумевают, что цели и задачи планирования должны иметь простые и легкие при воспроизведении формулировки, что все события и ситуации, которые имеют значение для принятия решения должны включаться в процесс планирования.

Соблюдение данных принципов приводит к расширенному общему плану с сопряженными частными планами. Принцип детализации планирования состоит в определении достаточно подробно планируемых величин, причем глубина планирования должна ориентироваться на его цель. Принцип экономичности заключается в том, чтобы затраты на составление плана не превышали достигаемого эффекта от его выполнения. Важным принципом планирования является участие максимального количества сотрудников предприятия в работе над составлением плана. Люди охотнее и скорее выполняют те задачи, которые сами себе поставили. Следующим принципом планирования является создание необходимых условий для выполнения плана.

Все вышеназванные принципы планирования определяют его качество. Реализовать перечисленные принципы планирования можно с помощью следующих методов планирования: балансовые, нормативные и математико-статистические.

Балансовые методы позволяют увязать ресурсы, которыми располагает предприятие и потребности в них в рамках планового периода. Баланс представляет собой бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение. Составляют балансы ресурсов: материально-вещественные, стоимостные и трудовые.

Примерами стоимостных балансов могут служить бухгалтерский, финансовый план, денежные доходы и расходы предприятия. К трудовым балансам можно отнести баланс рабочего времени. Баланс ресурсов позволяет контролировать их движение, осуществлять их распределение с целью выполнения производственных планов, создавать необходимые запасы, реализовывать программы развития предприятия.

Нормативный метод планирования основывается на нормах затрат различных видов ресурсов на единицу продукции. Они являются основой для разработки плановых заданий на определенный период и разработки балансов. Нормы и нормативы, используемые в планировании могут быть натуральными, стоимостными и временными. Натуральные нормы отражают расход материальных ресурсов для производства единицы продукции. Стоимостные нормы отражают затраты ресурсов в денежной форме. Нормы времени выражают его затраты на выполнение определенных операций, работ, изделий. Нормирование ресурсов осуществляется следующими способами: отчетно-статистическим, опытно-производственным и аналитико-расчетным.

При отчетно-статистическом способе объем выпускаемой продукции сопоставляется с затратами ресурсов и определяется расход ресурсов на единицу изделия. Недостатком этого способа является то, что полученные нормы оказываются усредненными, не отражающие реальные возможности производства. Опытно-производственный способ определения норм основывается на испытании оборудования, фото- и хронометража, оценке и обобщении полученных данных. Этот способ более точно позволяет определять нормы и нормативы. Аналитико-расчетный способ нормирования исходит из конструктивных возможностей оборудования, психико-физиологических особенностей человеческого организма, анализа качественных показателей используемого сырья и материалов. Математико-статистические методы планирования позволяют проводить оптимизационные расчеты с помощью построения разных моделей. Статистические методы широко применяются при разработке финансового плана, например, для разработки будущих доходов, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках определяют финансовые расчеты.

Методы линейного программирования позволяют определить оптимальные величины ряда переменных на основе решения системы уравнений и неравенств. Их применяют с целью определения оптимизации расходования тех или иных ресурсов. Примером может служить определение наилучшей технологии, применение которой позволяет получить необходимый объем продукции при минимальном расходе материальных ресурсов или определение максимальной загрузки оборудования, выполняющего несколько видов работ и получение максимальной выработки.

Однако, необходимо учитывать, что применение указанных методов планирования имеют ряд ограничений: во-первых, происходящие изменения, связанные с окружающей средой, с развитием НТП приводят к изменениям и внутри предприятия, а следовательно и к изменениям в планах; во-вторых, различного рода изменения и новшества встречают на своем пути бюрократизм и инертность сотрудников предприятия, которые тормозят разработку и реализацию планов.

Эти ограничения можно ослабить с помощью уменьшения жесткости и схематичности составления планов, их ориентацией на стратегические цели и задачи предприятия, конкретизацией и усилением комплексности.

 

1.4     Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятий

 

Предприятия для осуществления своей деятельности используют различные экономические ресурсы, включающие основные производственные фонды и оборотные средства. Для производства своей продукции предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые ресурсы в таком количестве, которое оно считает необходимым.

В краткосрочном периоде планирования спроса на экономические ресурсы заключается в предложении, что предприятие приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и, в свою очередь, реализует произведенную продукцию на соответствующем рынке. Любое предприятие, планируя величину прибыли, должно взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ему производить и продавать больше продукции. Предприятие принимает решение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравнения получаемого или планируемого предельного дохода от применения этого ресурса с его предельными издержками.

Перспективное планирование потребности различных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего предложения с максимально возможной эффективностью производства.

Существует два подхода к совершенствованию перспективного планирования ресурсов:

необходимость применять в стратегическом планировании укрупненные методы определения потребности экономических ресурсов;

возможность использовать натуральные показатели (измерители) расхода производственных ресурсов.

В процессе планирования потребности ресурсов длительного пользования должны решаться следующие задачи:

определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам;

установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;

выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов;

согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;

расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий;

определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов.

Планирование потребности входных ресурсов на многих предприятиях является наиболее разработанной стадией внутрипроизводственного управления. Оно должно воздействовать на все остальные процессы производства, распределения и потребления материальных благ и находиться, в свою очередь, под воздействием каждого из них. Вместе с тем на большинстве наших предприятий, как и на зарубежных фирмах, определение потребности ресурсов сводится в основном лишь к финансовому планированию. Деньги не являются единственным и наиболее важным ресурсом в перспективном или стратегическом планировании. Многие экономисты-плановики полагают, что при наличии денег все другие ресурсы можно будет приобрести по мере необходимости. Однако на предприятиях это не всегда именно так происходит, например, ни за какие деньги нельзя купить в нужное время технологическую энергию или профессиональную квалификацию персонала, которых нет в наличии или их потребность не была ранее запланирована. В любом случае более вероятно, пишет Р. Л. Акофф, что квалифицированные специалисты быстрее привлекут деньги, а не деньги привлекут их. Кроме того, критический дефицит нефинансовых ресурсов, по меньшей мере, столь же вероятен, как и критическая нехватка денег.

Следовательно, сказанное подтверждает необходимость более широкого использования в планировании известных натуральных измерителей потребности ресурсов. При планировании входных ресурсов, производственных сооружений, технологического оборудования, а также различных категорий персонала и других ресурсов длительного применения экономисты-плановики обычно рассчитывают следующие важнейшие показатели:

Рассмотрим более подробно перспективное планирование различных ресурсов на примере машиностроительных предприятий. Планируемая потребность входных ресурсов определяется обычно произведением годовых объемов выпуска продукции и норм расхода соответствующих материалов на одно изделие. В ходе планирования перспективной потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать их наличие в будущем, а также ожидаемый рост рыночных цен. В планируемой перспективе потенциальный дефицит и рост цен на отдельные виды ресурсов могут часто сочетаться. В мировой практике существуют три способа, которые предприятия и фирмы могут противопоставить дефициту и высокой стоимости ресурсов: замена материала, вертикальная интеграция, изменение технологии.

При планировании перспективной потребности входных ресурсов следует также учитывать, что ни ранее рассчитанные показатели, ни выработанные плановые решения, ни основные источники снабжения не следует в будущем принимать как нечто неизменное или постоянное. Предварительные допущения, используемые при оценке потребностей в ресурсах, необходимо периодически пересматривать, чтобы знать степень реальности изменяющихся со временем потребностей и возможность появления лучших поставщиков и эффективных способов выполнения поставок.

Перспективное планирование потребности предприятия в технологическом оборудовании может осуществляться двумя приближенными методами:

соотношением общей станкоемкости выпускаемой продукции и эффективного фонда времени работы единицы оборудования;

делением совокупного объема производства продукции, работ или услуг на производительность одного станка.

Выбор метода планирования потребности производственного оборудования зависит от применяемых исходных данных. В первом случае необходимо иметь годовые, квартальные, месячные или недельные показатели станкоемкости производимой на соответствующем оборудовании продукции. Во втором - объемные натуральные показатели изготовления изделий на данных типах станков.

Планируемая потребность предприятия в производственных площадях, сооружениях зависит от количества дополнительно вводимого оборудования. Зная число станков и занимаемую одним станком площадь, можно рассчитать и общую производственную площадь, а также решить вопрос о возможности ее аренды или сооружения в перспективном плане. Плановые решения, связанные с производственными сооружениями и технологическим оборудованием, всегда зависят от оценок будущего спроса. Поскольку такие оценки содержат некоторые неточности и возможные ошибки, то необходимо предусматривать плановые меры предосторожности, позволяющие в дальнейшем использовать оборудование в более широких целях, чем первоначально планировалось. Гибкость планов и способность к расширению деятельности предприятия являются наиболее очевидными защитными мерами против неопределенности перспективного планирования производственных ресурсов, в том числе и трудовых.

Трудовые ресурсы как экономическая категория - это совокупность трудоспособного населения, потенциально готового участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг на рынке труда. Они включают в свой состав все работоспособное, экономически активное население соответствующего территориального, отраслевого или иного уровня, например всей страны, отдельного региона, определенного промышленного комплекса. Таким образом, трудовые ресурсы - это часть населения соответствующего рабочего возраста, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду.

Состав трудовых ресурсов страны или региона характеризуется многими количественными и качественными показателями. Первые отражают численность трудоспособного населения по полу, возрасту или регионам, вторые - по уровню профессионального образования, квалификационному составу, производственному опыту и т.д. Соотношение трудовых ресурсов по отдельным категориям определяет соответствующие их характеристики или показатели по составу и структуре. Для анализа возрастной структуры трудовых ресурсов в отечественной практике принято выделять четыре их группы: молодежь - от 16 до 29 лет, средний возраст - в пределах 30-49, предпенсионный - соответственно 50-55 и 50-60 для женщин и мужчин и пенсионный возраст. В научных и практических целях могут быть установлены и другие возрастные интервалы, к примеру, через 5 или 10 лет.

Основой для определения количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов служат следующие исходные данные: общая численность населения, средняя продолжительность жизни человека, установленный период рабочего возраста, доля трудоспособного населения, среднее количество отработанных часов, основные показатели трудовых затрат и уровня квалификации рабочей силы и т. д. Численность населения относится к наиболее общим показателям людских ресурсов и служит базой для расчета количества трудоспособных лиц. Из общей численности людей рабочего возраста вычитается число обучающихся и нетрудоспособных лиц. Численность трудоспособного населения обычно устанавливается по данным периодически проводимой переписи с последующей корректировкой полученных результатов.

На основе количества трудоспособного населения в городах и населенных пунктах отделы кадров предприятий могут прогнозировать численность необходимого персонала для вовлечения его в трудовую деятельность конкретного предприятия.

Планируемые натуральные показатели перспективной потребности разнообразных экономических ресурсов служат основой для определения необходимых капитальных вложений или инвестиций в предприятие.

Планирование капитальных вложений

Стратегическое планирование развития предприятий предусматривает обоснование необходимых капитальных вложений или инвестиций на осуществление предстоящих проектов. В годовых планах предприятия осуществляется непосредственная реализация этих проектов. В состав капитальных вложений входят денежные ресурсы или инвестиционные средства, связанные с приобретением, содержанием и расширением основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств и других видов собственности предприятий.

Капитальные вложения или инвестиции на предприятии планируются на осуществление следующих инновационных проектов:

выполнение научно-исследовательских, экспериментальных, конструкторских, технологических организационных работ;

приобретение, демонтаж, доставка, монтаж, наладка и освоение технологического оборудования и оснащение производственного процесса;

освоение производства продукции и доработка опытных образцов изделия, изготовление макетов и моделей, проектирование предметов и средств труда;

строительство и реконструкция зданий и сооружений, создание или аренда производственных площадей и рабочих мест, а также других элементов основных фондов, непосредственно связанных с осуществлением проекта производства новых товаров;

пополнение норматива оборотных средств, вызванных внедрением проектируемых процессов или производством продукции;

предотвращение отрицательных социальных, экономических и других последствий, вызванных предлагаемыми проектами.

Таким образом, суммарную величину требуемых капитальных вложений в технологическое оборудование можно определить по следующей формуле

 

Коб=Це´Кс+Тр+Ссмр+Апл+Зннр+Зпкр,

 

где Коб - общая сумма капитальных вложений; Це - рыночная цена единицы оборудования; Кс - количество требуемых единиц оборудования; Тр - транспортные расходы; Ссмр - стоимость строительно-монтажных работ; Апл - аренда (стоимость) производственной площади; Зннр - затраты на научно-исследовательскую работу; Зпкр - затраты на проектно-конструкторские работы.

Подобные расчетные зависимости могут быть составлены по каждому подразделению предприятия, виду производственных ресурсов, сегменту рынка и т.п. Они могут быть использованы для расчета требуемых капитальных вложений и оценки инвестиционных последствий разнообразных плановых решений. Эти последствия можно оценивать для ряда соответствующих допущений, относительно будущих условий хозяйственной деятельности.

Планы капитальных вложений обычно разрабатываются на годовые инвестиционные проекты, но могут быть составлены и на более длительные сроки.

Инвестиционные проекты могут быть использованы для оценки разнообразия последствий альтернативных средств ресурсов, а также условий внутренней или внешней среды. Они могут быть применены в долгосрочном планировании таких показателей деятельности предприятия, как доход на инвестиционный капитал, дивиденды на акцию, прибыль на единицу проданной продукции, общий доход на акцию, доля продаж на рынке и т.д.

Планирование капиталовложений позволяет каждому предприятию выбирать такие варианты размещения дефицитных ресурсов, которые могут обеспечить получение наилучших из ряда возможных социально-экономических результатов. Оно служит не только основой оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, но и является аналитическим инструментарием, с помощью которого можно найти правильные ответы на следующие вопросы:

Какой общий объем капиталовложений может или должно сделать предприятие в плановом периоде?

Какие конкретные инвестиционные проекты должно принять предприятие в будущем времени?

Из каких источников будет финансироваться инвестиционный портфель предприятия?

Выбор и обоснование плановых решений по всем этим вопросам тесно связаны между собой. Они не должны сводиться к нахождению простых ответов о том, какое направление капиталовложений следует финансировать из данного объема средств, поскольку объем заимствования и размер эмиссии акций являются переменными значениями, которые постоянно находятся под контролем высшего руководства фирмы. Поэтому все решения о выборе инвестиционного проекта и получении фондов в идеальном случае должны приниматься одновременно. В свою очередь отбор проекта не может быть сделан предприятием без учета его стоимости, на величину которой оказывают большое влияние возможности получения необходимых инвестиций.

Анализ эффективности инвестиций дает ответы на все поставленные вопросы. В конечном счете, он создает предприятию возможность свободного выбора такого варианта распределения расходов в пространстве и времени, который в будущем может дать максимальную прибыль или доход на вложенный капитал. С учетом выработанной теории инвестиционных решений и методологических положений максимизация дохода или приращение капитала могут быть достигнуты по правилу либо чистой дисконтированной стоимости, либо внутрифирменной нормы прибыли.

В том и другом случае требуется правильное определение стоимости капитала. Она представляет собой стоимость используемых для финансирования проектов ресурсов. Величина капитала может быть определена на рынке или рассчитана как альтернативная стоимость. При оценке инвестиционного проекта стоимость капитала должна выполнять роль минимального норматива окупаемости затрат, который перекрывается приемлемыми результатами. Идеальным будет такой вариант проекта, когда стоимость капитала автоматически устанавливает величину общего инвестиционного бюджета предприятия, так как должны выбираться решения, обеспечивающие возможность получения доходов, равных или превосходящих стоимость капитала. Такая инвестиционная политика ведет к максимизации прибыли и благосостояния акционеров, поскольку в стратегические планы предприятия включаются только те проекты, которые увеличивают общую сумму его чистого дисконтированного дохода.

В процессе планирования капиталовложений на стратегические или долгосрочные проекты стоимость капитала и совокупные доходы будут неопределенными. В связи с этим при расчетах обычно предполагается, что общая стоимость фондов на рынке отражает не только существующую цену денежных средств с учетом доходов будущего периода, но также и степень риска, связанного с их использованием в любом конкретном предприятии. Кроме того, необходимо учитывать предполагаемый период осуществления инвестиционного проекта, привлечение собственных или заемных денежных средств, планируемые ставки рефинансирования и кредитования проектов и многие другие факторы неопределенности как внутренней среды, так и внешнего окружения предприятия.

В рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и финансовых организаций основными источниками инвестиций являются собственные доходы фирм и организаций, привлеченные капиталы акционеров и учредителей, целевое финансирование из федеральных или региональных фондов, кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п. В каждом из перечисленных источников финансирования капиталовложений существует много общих правил и особенностей максимизации результатов и минимизации затрат. Расширение источников финансирования капитальных вложений предприятия будет способствовать их дальнейшему экономическому развитию и повышению эффективности использования имеющихся основных производственных фондов, оборотных средств и других ресурсов.

Планирование материального обеспечения предприятия

В плане предприятия устанавливается требуемое для выполнения годового обмена работ количество основных и вспомогательных материалов, инструмента, топлива и других материальных ресурсов.

В экономическом отношении это наиболее значимая часть затрат на производство продукции (до 60-70%). Экономное расходование материалов, ресурсов является весьма существенным фактором снижения себестоимости продукции и уменьшения потребных предприятию оборотных средств.

Разработке предшествует анализ выполнения плана по объему и ассортименту, анализ качества поступивших материалов.

План материально-технического обеспечения разрабатывается на основе производственных программ, нормативов и норм расхода сырья, топлива, энергии, комплектующих изделий, мероприятий по экономии, остатков материалов на начало и конец года, связей кооперации, цен на все виды ресурсов.

Отдел материально-технического обеспечения определяет потребность предприятия в ресурсах, нормы их хранения, а также принимает участие в разработке плана материально-технического обеспечения, мероприятий по экономии, организует складские операции по приему, хранению, учету и выдаче материалов, следит за соответствием их качества, обеспечивает своевременное и комплектное поступление в цехи материалов в пределах установленных лимитов, выполняет оперативный и сводный учет и анализ снабженческих и складских операций.

С планом материально-технического обеспечения тесно связан процесс сбыта продукции.

Отдел маркетинга и сбыта осуществляет наблюдение за своевременной отгрузкой, качеством и комплектацией продукции, поставляемой потребителям, ускорению и удешевлению движения продаж от поставщика к потребителю.

Для планирования предприятие разрабатывает номенклатуру потребляемых материалов, определяет планово-расчетные цены на них, устанавливает технически обоснованные нормы расходов.

Номенклатура материалов - это систематизированный перечень материалов, применяемых на предприятии с указанием их основных свойств, размеров, технических характеристик и условных обозначений. Она обеспечивает единообразие в наименовании материалов (единый классификатор промышленной продукции) и соответствует более четкой работе органов снабжения.

Планово-расчетная цена включает в оптовую цену поставщика, наценки сбытовых или снабженческих организаций, железнодорожный тариф или водный фракт, погрузочно-разгрузочные работы и расходы на затаривание.

Норма расхода материала должна предусматривать наиболее экономное использование его в конкретных условиях производства, то есть должна быть прогрессивной.

Норма расхода материала включает полезный расход материала , дополнительные затраты, вызванные технологическим процессом , затраты, не связанные с технологическим процессом, но в минимальном размере имеющиеся в производстве (например, потери распыления, усушки) . Таким образом,

Коэффициент использования материала определяется по формуле

Нормы расхода материала устанавливаются методами: аналитико-расчетным, экспериментально-лабораторным, опытно-статистическим. Вспомогательные материалы нормируют либо расчетным, либо экспериментальным путем.

Норма запаса материалов служит для установления объема потребного завоза их на планируемый период порядка их поступления от поставщиков, а также для определения размера складских помещений и расчета потребностей в оборотных средствах.

Непрерывность и бесперебойность производственных процессов требует, чтобы на складах снабжения предприятия постоянно находился некоторый запас материалов и инструментов и др. Величина такого запаса должна быть минимально необходимой, исходя из условий потребления и доставки этих материалов на склад потребителя.

Движение складских запасов материалов планируется по схеме максимум-минимум

График движения складского запаса материалов

Текущим запасом называется часть складского запаса, обеспечивающая потребность цехов в материалах между очередными его поставками. Эта часть расходуется и регулярно восстанавливается, и определяется по формуле, где Т - период между двумя очередными поставками;

Д - среднесуточный расход материала;

Р - величина поставляемой партии.

Текущий запас изменяется от до 0.

Средний запас соответствует половине максимального. Он является нормой запаса материала, учитываемого при определении планируемого размера оборотных средств, и определяется по формуле

Страховым запасом Zстр называется часть складского запаса материала, предназначенная для обеспечения производства в случае отсутствия текущего значения, а также непредвиденных отклонений от нормальных условий снабжения

 

Zстр=ДТст,

 

Тст - время необходимое для срочного восстановления текущего запаса.

Складской запас - в момент очередной поставки равен сумме максимального текущего и страхового запаса

При планировании материального обеспечения определяют потребность в основных материалах по формуле

выпуск продукции i-го наименования;

техническая норма расхода материала;- номенклатура изделия.

Для вспомогательных материалов определяют по формуле,,,,,,,,,

объем работы в условных измерителях;- номенклатура оборудования, использующего i-й вид материала.

Заготовительный план или баланс материально-технического обеспечения содержит расчет потребности в материалах по видам и нормам, подлежащих заготовке в планируемом периоде, источники их поступления и рассчитывается по формуле:

количество заготавливаемого материала определенного вида;

запас материалов на складе проектируемого на конец планового периода и начало этого же периода.

На основании плана материально-технического обеспечения составляют материальные заявки, которые рассматриваются техническими и финансовыми подразделениями предприятия для выделения соответствующих фондов.

В порядке реализации планов соответствующие отделы предприятия выполняют большую оперативно-заготовительную работу (получение фондов на материалы, представление поставщикам подробных спецификаций и т.д.).

Использование материалов по видам в целом по предприятию находят отражения в составленном ежеквартально балансе материалов.

Оперативные отчеты об использовании всех видов материалов позволяют выявлять сверхнормативные расходы и принимать меры к предупреждению непроизводственных потерь.

1.5     Экономическая оценка планов

 

Основными оценочными показателями эффективности плановой деятельности являются как абсолютные, так и относительные значения затрат и результатов, доходов и расчетов, издержек и прибыли и других общеэкономических или внутрипроизводственных стандартов и нормативов.

Наиболее важными планово-экономическими показателями являются эффект и эффективность, стоимость и доходность. Эффект показывает степень достижения некоторого заданного результата и в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и его себестоимостью, между плановыми (нормативами) и фактическими значениями показателя. Относительный показатель - эффективность характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой или платой за достижение данного результата.

Понятия "эффект" и "эффективность" трактуются как общенаучные категории, включающие научный эффект, технический эффект, социальный и экономический эффекты.

В рыночных условиях установлены следующие виды экономической эффективности: коммерческая (финансовая) эффективность, бюджетная эффективность и народно-хозяйственная эффективность.

Показатели коммерческой эффективности характеризуют соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Основным показателем коммерческой эффективности служит поток реальных денежных средств - Фt , который определяется по формуле

 

Фt = Пt -Оt,

 

где Пt - приток финансовых результатов за планируемый период;

Оt - отток денежных средств за данный период.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние осуществляемого инвестиционного проекта и снижение расходов соответствующего бюджета всех уровней управления.

Бюджетный эффект определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над его расходами за период осуществления данного проекта и рассчитывается по формуле

 

Бt = Дt - Рt,

 

где Бt - бюджетный эффект за период внедрения проекта;

Дt - доходы бюджета за данный период;

Рt - расходы бюджета за этот же период.

Показатели народно-хозяйственной эффективности определяют основные экономические результаты проекта с учетом интересов государственных, отраслевых и других организаций и хозяйствующих субъектов. При расчете показателей на уровне народного хозяйства в их состав включаются стоимостные измерения следующих результатов:

конечные экономические результаты, в том числе выручка от реализации всей продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках, а также доходы от продажи имущества и интеллектуальной собственности;

социальные результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на рост человеческого капитала;

прямые финансовые результаты, включающие кредиты и займы банков, и другие поступления средств;

экологические результаты, воздействующие на улучшение окружающей среды и здоровья работников;

косвенные финансовые результаты, обусловленные влиянием осуществления проекта на рост доходов сторонних организаций и физических лиц.

Разработка и обоснование наилучшего варианта будущего плана производственной деятельности предприятия в рыночных условиях предполагают правильный выбор критерия экономической эффективности, под которым в первую очередь понимаются максимально возможная прибыль и наибольший совокупный доход. Поэтому в рыночной экономике общепринятым критерием эффективности является максимальная прибыль.

Дополнениями к этому показателю в качестве оценочных критериев эффективности, как плановых, так и фактических, применяются следующие:

чистый дисконтированный доход представляет собой общую сумму эффекта на весь планируемый или расчетный срок действия проекта производства товаров и услуг, приведенную к начальному периоду времени;

индекс доходности характеризует отношение суммы приведенных эффектов к общей величине капитальных вложений;

внутренняя норма доходности определит такую норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна величине приведенных капиталовложений;

срок окупаемости проекта устанавливает минимальный временной интервал со дня осуществления проекта, за пределами которого интегральный эффект имеет положительное значение. В условиях рынка теоретическая норма эффективности находится, как правило, в диапазоне между среднегодовым уровнем инфляции (нижний предел) и среднегодовой учетной ставкой за кредит (верхний предел). В процессе внутрипроизводственного планирования, помимо рассмотренных критериев эффективности, могут быть использованы для установления и выбора оптимальных значений планируемых показателей частные критерии: себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, рентабельность, безубыточность, объем продаж, доход акционеров и т.д. Выбор тех или иных экономических показателей в качестве оценочных критериев эффективности зависит от конкретных производственных условий.

1.6 Анализ и оценка качества планов

 

Анализ и оценка качества планов являются важным условием поставленных в них целей и задач, с точки зрения их реализации и совершенствования. Конечные результаты плановой деятельности во многом определяются двумя взаимосвязанными факторами:

качество составления экономистами-менеджерами первоначальных плановых показателей социально-экономической деятельности предприятия;

уровнем выполнения принятых высшим руководством предприятия первоначальных планов всеми категориями персонала.

Поэтому в ходе внутрипроизводственного планирования и в процессе выполнения плановых показателей возникает необходимость не только оценки правильного выбора основной цели развития того или иного подразделения предприятия, но и степени достижения запланированной цели.

Важнейшими функциями внутрипроизводственного плана в рыночной экономике являются:

план как экономический прогноз;

план как основа контроля деятельности;

план как средство управления предприятием;

план как основа выработки стратегии и цели предприятия.

Следовательно, текущая и перспективная деятельность предприятия связана не только с разработкой, но и с выполнением планов.

В рыночных условиях качество плановой деятельности предприятия можно определить степенью согласования и удовлетворения интересов потребителя с учетом имеющихся возможностей и ограничений ресурсов, определяющих свободу выбора в процессе производства и реализации продукции. Совокупность отношений производства и сбыта продукции представляет собой динамичное и равновесное состояние предприятия как сложной экономической системы.

Если план производства и продажи продукции сохраняет в течение определенного периода структуру постоянной, то и производственная деятельность предприятия весь этот срок также остается стабильной. Плановая деятельность экономистов-менеджеров играет определенную роль в разработке и корректировке основных показателей планов. В этих условиях невозможно обеспечить получение общих качественных плановых показателей, если не будет качественным каждый из составляющих этот конечный результат показателей.

Для оценки качества планов необходимо иметь систему показателей, характеризующих их реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности и уровень риска и т. д. Реальность планов отражает возможность их осуществления в ближайший отрезок времени, здесь основным признаком служит уровень их фактического выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях. Еще одним важным оценочным показателем качества планов служит уровень их напряженности на всех этапах их существования.

Коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с установленной мерой или существующим эталоном (например, научно обоснованные или оптимальные плановые показатели).

Тогда коэффициент напряженности Кн определяется по формуле

 

Кн=Апл/Аэ,

 

где Апл - планируемый или фактический показатель плана;

Аэ - эталонный или нормативный показатель.

Такой способ расчета коэффициентов напряженности планов может быть использован для оценки разнообразных разделов или показателей плана. На стадии разработок плановых показателей необходимо обеспечить их равновесие с эталонными, что достигается при коэффициенте напряженности, равном 1. Чем больше значение расчетного коэффициента, тем выше уровень напряженности оцениваемых плановых показателей. Превышение планируемых или фактических показателей соответствующих нормативных или эталонных значений в нормальных условиях работы предприятия, как правило, не должно происходить, так как это указывает на некачественное составление планов и необходимость их корректировки.

Сбалансированность многих показателей является необходимым условием качественной разработки первоначальных планов.

На передовых российских предприятиях машиностроительного производства за основу эталонных нормативов могут быть взяты следующие стандарты:

коэффициент использования среднегодовой производственной мощности предприятия - 0,95;

показатель загрузки технологического оборудования и рабочих мест - 0,8;

удельный вес новой продукции в годовом плане производства и реализации - 0,25;

уровень проектной производственной мощности предприятия - 1.

Сравнивая соответствующие плановые и фактические показатели с нормативными, можно установить не только коэффициенты напряженности планов, но и степень риска плановой деятельности. Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценивать как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных на 10%, высокую - 20%, чрезмерную - 40%, недопустимую - свыше 50%.

Общим показателем качества планов могут служить также некоторые важнейшие плановые показатели - годовой объем, производство или реализация продукции, совокупный доход, прибыль и др.

Выполнение плановых показателей оценивается путем их периодического сравнения с фактическими значениями по заранее установленным контрольным точкам (декада, месяц, квартал и год).

К важнейшим направлениям достижения качественной системы планирования относятся такие, как совершенствование методологии развития нормативной базы, рост профессионализма персонала, применение компьютерной техники, стимулирование разработчиков и исполнителей планов. Все это указывает на тесное взаимодействие научных, методических, производственных и человеческих факторов.

 

Заключение


Финансовый результат - прибыль или убыток за период - важнейший показатель хозяйственной деятельности любого предприятия. Для организации существенным является не общий финансовый результат их деятельности, а результат, характеризующийся показателями дохода на вложенный капитал.

Данная методика, разработанная на предприятии, ведёт к увеличению предполагаемой прибыли.

Это можно сделать следующим образом: производить операции с ценными бумагами, валютой; участвовать в деятельности других организаций; сдавать имущество в аренду, если это возможно, т. е. заниматься внереализационной деятельностью.

Итак, предприятие прибыльно, если оно платит налоги и пополняет бюджет города и государства в целом, а это является одним из главных показателей успеха.

Таким образом, планирование должно стать на всех предприятиях основой повышения эффективности производства и уровня доходов предприятий, его собственников и персонала, а также служить важным средством достижения главных экономических и социальных целей развития.


Список использованной литературы

 

. Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг. Автор: Иванов А. П.Издательство: Издательский дом Дашков и Ко, Год издания: 2008

.        Рынок ценных бумаг. Автор: Лялин В. А., Воробьев П. В.Издательство: Проспект ,Год издания: 2008

.        ПБУ 1-20 (положения по бухгалтерскому учёту: Постатейные комментарии). Автор: Медведев М. Ю.Издательство: Проспект, Год издания: 2008

.        Бухгалтерский учёт для экономических специальностей. Автор: Чая В. Т., Латыпова О. В. Издательство: КноРус, Год издания: 2008

5.       Бухгалтерское дело. Автор: Бычкова С. М., Макарова Н. Н Издательство: Эксмо-Пресс, Год издания: 2008

6.       Большой справочник бухгалтера. Автор: Климова М. А Издательство: Индекс Медиа, Год издания: 2007

7.       "Альянс Медиа". Автор: Е.С.Серый, Издательство: НП "НДП", г. Москва. Год издания: 2008г.

.        Составление и анализ годовой бухгалтерской отчетности. Авторы: Донцова Л. В., Никифоров Н. А.. М: ИКИ ДИС, 1977. Стр. 43.

Похожие работы на - Оценка способности предприятий приносить доход на вложенный капитал

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!