Товароведение и экспертиза однородных групп товаров
Министерство
образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию РФ
Московский Государственный
Университет Технологий и Управления
Контрольная
работа
По
дисциплине: "Товароведение и экспертиза однородных групп товаров"
Выполнила: Николаева О.А.
Группа: 2
Специальность - 080401
"Товароведение и таможенная экспертиза товаров"
Проверил преподаватель: Барауля Е.В.
г.
Ростов-на-Дону 2010г.
1. Товароведная классификация непродовольственных товаров
Непродовольственный товар: продукт производственного процесса,
предназначенный для продажи его гражданам или субъектам хозяйственной
деятельности, но не с целью употребления его в пищу человеком и (или)
представителями животного мира.
Важнейшими классификационными признаками непродовольственных товаров
являются:
назначение (обувные, одежные товары);
исходные материалы (резиновая и кожаная обувь);
особенности конструкции (костюмы и комплекты одежды);
способ производства (посуда выдувная и прессованная).
В товароведении классификация позволяет объединить в родственные группы
большое количество товаров, находящихся в сфере обращения, что дает возможность
упорядочить терминологию; облегчить учет спроса, изучение потребительских
свойств и ассортимента товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в
торговой деятельности и т.п.
Объектом классификации в товароведении является товар.
Высшей ступенью классификации товаров является класс.
Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию
потребительских товаров (таблица 1). Деление групп однородных товаров на
подгруппы, виды, разновидности и наименования относится к частной товароведной
классификации.
Класс товаров - это множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы
потребностей.
Подкласс - множество товаров, удовлетворяющих группы потребностей,
имеющих определенные различия.
Группа товаров - подмножество товаров, удовлетворяющих специфичные группы
потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций.
Подгруппа - подмножество товаров, имеющих с группой основное назначение,
но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками.
Вид товара - совокупность товаров, отличающихся индивидуальным
назначением и идентификационными признаками.
Разновидность товара - совокупность товаров одного вида, отличающихся
рядом частных признаков.
Таблица 1.1. - Общая классификация непродовольственных товаров.
№ п/п
|
Класс: непродовольственные
товары или промышленные товары
|
|
Подклассы
|
Группы однородных товаров
|
|
Товары
|
|
Текстильные и
одежно-обувные
|
|
1
|
|
Текстиль
|
2
|
|
Одежда
|
3
|
|
Обувь
|
|
Галантерейные и ювелирные
|
|
1
|
|
Галантерейные
|
2
|
|
Ювелирные
|
|
Гигиенические
|
|
1
|
|
Парфюмерные
|
2
|
|
Косметические
|
|
Культурно-бытовые
|
|
1
|
|
Часы
|
2
|
|
Канцелярские
|
3
|
|
Транспортные средства
|
4
|
|
Спортивные
|
5
|
|
Музыкальные
|
6
|
|
Фото - и кинотовары
|
7
|
|
Аудио - и видеокассеты
|
8
|
|
Книги, журналы
|
9
|
|
Товары для отдыха
|
|
Хозяйственные
|
|
1
|
2
|
|
Посуда
|
3
|
|
Бытовая техника
|
4
|
|
Бытовые химические товары
|
5
|
|
Стройматериалы
|
6
|
|
Сельскохозяйственные товары
|
|
Нефтепродукты и смазочные
материалы
|
|
1
|
|
Нефть
|
2
|
|
Нефтепродукты
|
3
|
|
Смазочные материалы
|
|
Биотовары
|
|
1
|
|
Цветы
|
2
|
|
Зоотовары
|
3
|
|
Предметы ухода за ними и
корма
|
Классификация играет важную роль в любой области человеческой
деятельности как способ упорядочения исследуемых явлений, свойств, материалов.
Для классификации товаров используют два метода: иерархический и
фасетный.
При иерархической системе классификации товары подразделяют на
подчиненные подмножества, составляющие единую систему с взаимосвязанными
подразделениями (группа, подгруппа, вид, подвид и т.п.) объектов, сходных хотя
бы по одному признаку.
В качестве примера на рис.1.1. изображена иерархическая система
классификации клеев.
Клеи классифицируют на:
- природные;
- синтетические;
Природные клеи (1) подразделяют на:
.1 - животные;
.2 - растительные;
.3 - минеральные.
Рис.1.1. Классификация клеев
В свою очередь природные клеи животного происхождения (1.1) подразделяют
на коллагеновые (1.1.1), казеиновые (1.1.2) и альбуминовые (1.1.3).
К коллагеновым клеям (1.1.1) относятся мездровый (1.1.1.1) и костный
(1.1.1.2) клеи и т.д.
Подобным образом классифицируются другие виды клеев, например,
синтетические (2) подразделяют на клеи на основе термопластичных смол (2.1),
клеи на основе термореактивных смол (2.2), клеи на основе синтетических
каучуков (резиновые) (2.3) и т.д.
При фасетной системе классификации предусматривается разделение товаров
на отдельные, независимые друг от друга параллельные группы (фасеты) на основе
какого-либо признака в каждой из этих групп.
Фасетная классификация отличается большой гибкостью и позволяет в каждом
отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров лишь несколькими
группами, которые представляют интерес в каждом конкретном случае.
Вышеуказанная группа "Клеи" может быть, например, с
использованием фасетного метода классифицирована по назначению по схеме,
изображенной на рис. 1.2.
Рис.1.2. Схема классификации клеев по назначению:
- клеи для древесины;
- клеи для кожи;
- клеи универсальные;
- клеи канцелярские;
п - прочие
В ряде случаев используют сочетание иерархического и фасетного методов
классификации.
Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят
на следующие товарные группы: товары из пластических масс; бытовые химические
товары; силикатные товары; строительные товары; металлические товары;
электротовары и бытовые машины; текстильные товары; швейные товары; трикотажные
товары; пушно-меховые и овчинно-шубные товары; галантерейные товары;
парфюмерно-косметические товары; ювелирные товары и часы; товары
культурно-бытового назначения. В особую группу выделяют книги и другую печатную
продукцию.
Выше перечисленные группы товаров могут разукрупняться или укрупняться за
счет объединения нескольких групп или выделения новых. Например, группа
силикатных товаров часто разделяется на две группы: стеклянные товары и
керамические товары.
Общую группу товаров культурно-бытового назначения нередко разукрупняют
на ряд самостоятельных групп: музыкальные товары, игрушки и т.д.
В связи с тем, что в торговой практике достаточно широко используется
организация торговли с учетом потребностей покупателей в торговой классификации
предусматривается подразделение товаров по потребительским комплексам
(например, "Товары для детей", "Одежда", "Товары для
строительства", "Товары для дома" и т.п.).
Классификация товаров необходима для автоматизации учета и обработки
информации о продукции в различных сферах деятельности, для изучения
потребительских свойств и качества товаров, а также при планировании масштабов
деятельности и составлении прейскурантов и каталогов.
2. Упаковка товаров. Классификация. Требования к упаковке
Согласно ГОСТу 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения" под
упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту
продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также
обеспечивающих процесс обращения.
Элементами упаковки являются тара, упаковочные или перевязочные
материалы. Тары - элемент, разновидность упаковки. Упаковочный материал-
бумага, фольга, мешковина, картонные коробки. Перевязочный материал -
дополнительный элемент упаковки для повышения прочности.
Основная функция упаковки - защита от внешних условий (грызуны, внешняя
среда). Вспомогательная функция-носитель маркировки.
Перемещение продукта от производителя к потребителю является неминуемой
предпосылкой реализации его потребительной стоимости. При этом важно обеспечить
полную сохранность количества, качества и товарного вида продукции на всем пути
ее следования. С целью защиты продукции от механических, климатических,
биологических и других воздействий и обеспечения ее качественной сохранности
при транспортировании и хранении применяют различные виды тары и упаковки. Имея
оригинальную маркировку, упаковка выполняет рекламную функцию, доводит до
потребителя первые сведения о продукции и правила обращения с ней. Рекламная
маркировка на потребительской таре (упаковке) воздействует на покупательский
спрос. При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых
продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от вредного
воздействия указанных материалов. Упаковка характеризуется многообразием видов,
типов конструкций, разнообразием применяемых для ее изготовления материалов и
широтой сфер применения. Это обуславливает ее классификацию. Все многообразие
упаковки по своему функциональному назначению подразделяется на транспортную и
потребительскую (упаковку). Особую группу составляет тара-оборудование,
представляющее собой изделие для размещения, транспортирования, временного
хранения и продажи из него товаров методом самообслуживания. По применяемым
материалам упаковка бывает деревянная, картонная, бумажная, металлическая,
полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированных материалов. По размерам
различают крупногабаритную и малогабаритную тару. К крупногабаритной относится
транспортная тара, размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм. В зависимости
от кратности использования различают разовую, возвратную и многооборотную упаковку.
Разовая упаковка предназначена для однократного использования при поставках
продукции. Возвратная упаковка - это упаковка, бывшая в употреблении и
используемая повторно. Многооборотная упаковка предназначена для многократного
ее использования при поставках продукции. Отличается прочностными показателями
и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата. По степени жесткости
конструкции, то есть по способности к сопротивлению внешним воздействиям и
сохранению своей первоначальной формы, различают жесткую, мягкую и полужесткую
тару. Жесткая тара не меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и
при транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние
воздействия. Форма мягкой тары существенно меняется при заполнении ее продукцией.
Полужесткая тара менее устойчива к внешним воздействиям, но при незначительной
деформации после заполнения товаром сохраняет в основе свою первоначальную
форму. По конструктивному исполнению тару подразделяют на неразборную,
разборную и разборно-складную. В зависимости от наличия крышки или другого
укупорочного средства тара бывает закрытая и открытая. Различают тару плотную,
детали которой соединены между собой без просветов, и решетчатую, детали
которой соединены между собой с заданными просветами. По герметичности тара
разделяется на герметичную и негерметичную. Разновидностями герметичной тары
является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара. А также, по
свойствам упаковочных материалов, исходя из специфики функционального назначения
и особенностей конструктивных исполнений, различают изотермическую, и
изобарическую, и аэрозольную тару. Изотермическая - это тара, внутри которой
сохраняется заданная температура в течение определенного времени. Изобарическая
- это герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление.
Аэрозольная тара - это изобарическая тара с распылительным клапаном, придающим
продукции при ее потреблении аэрозольное состоянии. По принадлежности и
условиям использования тару делят на производственную, инвентарную и складскую.
Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и складирования
сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции, а также отходов
в производстве. Инвентарная тара - это многооборотная тара, принадлежащая конкретному
предприятию и подлежащая возврату данному предприятию. Складская тара
представляет собой разновидность транспортной тары, используемой для приемки,
хранения и комплектации продукции в складских условиях. Тару, обеспечивающую
защиту упакованной продукции от воздействия радиоактивных и отравляющих
веществ, а также бактериальных (биологических) средств, называют защитной.
Существует также экспортная тара, предназначенная для поставки продукции за
границу, и импортная тара. В зависимости от сферы применения различают
универсальную и специализированную тару. Первую используют для упаковывания,
транспортирования и хранения различных видов продукции. Вторую - для одной
какой-либо определенной продукции или для определенных условий эксплуатации.
Как правило, в контрактах различают внешнюю (наружную или транспортную) тару
(ящики, деревянные или металлические барабаны, бочки, клети, бидоны, фляги,
картонные коробки, бумажные жесткие пакеты, мешки, контейнеры и т. д.) и
внутреннюю (первичную или потребительскую) упаковку. Последнюю применяют для
каждого изделия или какой-то определенной части, массы или объема продукции.
Она является неотделимой частью товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки,
тюбики, флаконы, банки из стекла и железа, бутылки.). Потребительская упаковка
попадает с продукцией непосредственно к потребителю, является неотъемлемой
частью товара и входит в его стоимость. Такая упаковка не предназначена, как
правило, для самостоятельного транспортирования и не создает самостоятельную
транспортную единицу, имеет ограниченную массу, вместимость и размеры.
Транспортная упаковка составляет отдельную самостоятельную транспортную единицу
и используется для перевозки товаров в потребительской упаковке или
неупакованной продукции. Производственная упаковка используется как часть
технологии при организации производственного процесса на одном или нескольких
предприятиях и не предназначена для реализации продукции в розничной торговой
сети. Консервирующая упаковка необходима для долгосрочного сохранения сырья, материалов,
изделий, снаряжения, техники, а также опасных отходов (химических,
радиоактивных и т.д.). Деление упаковки по назначению на классы
потребительская, транспортная, производственная и консервирующая носит более
общий характер, чем классификация по отраслевому принципу (пищевая,
машиностроительная, химическая, и т.п.), либо по степени защитных свойств
(групповая, от механических повреждений, влагостойкая, паронепроницаемая,
изобарическая упаковка и д.р.). На следующем уровне упаковку делят по составу
на тару и вспомогательные упаковочные средства. Тара является наиболее важным,
а иногда и единственным элементом упаковки, который представляет собой изделие
для размещения продукции, выполненное в виде замкнутого или открытого корпуса.
Тара (Т) осуществляет функции упаковки (У) самостоятельно или в сочетании со
вспомогательными упаковочными средствами (ВУС), которые являются другими
элементами упаковки. Таким образом, вообще упаковка это совокупность, которая
изображается формулой У= Т+ ВУС, а в отдельных случаях У=Т, или У= ВУС Третий
уровень классификации тары и вспомогательных упаковочных средств проводится по
признаку конструкции (типу), который определяет форму, размеры, соотношения и
способы соединения элементов По этому признаку потребительская тара делится на
тубы, банки, бутылки, пакеты и т.д. Транспортная тара на мешки, ящики, бочки,
канистры, барабаны и т.п. К основным конструкциям вспомогательных упаковочных
средств, которые используются в потребительской и транспортной упаковке,
относятся укупорочные средства, этикетки, покрытия, обертки, герметизирующие,
скрепляющие и амортизирующие элементы, вещества, которые создают защитную
атмосферу внутри упаковки и т.п. Четвертым уровнем классификации являются
материалы, из которых изготовляется тара (тароматериал) и вспомогательные
упаковочные средства. По этому признаку тара делится на следующие основные
виды, металлическая, бумажная, картонная, стеклянная, деревянная, полимерная,
комбинированная. Иногда выделяют в отдельную подгруппу тканую, нетканую и
сетчатую тару Однако, такое выделение носит искусственный характер, поскольку
материалы для этого подтипа тары являются, по сути, натуральными или
синтетическими полимерами. Для изготовления вспомогательных упаковочных средств
используют все виды тароматериалов, а также корку, смазки, инертные газы,
ингибиторы коррозии и т.п. На пятом уровне классификация выполняется по
признаку технологии изготовления: клееная, сварная, сшитая, термоформованная,
отлитая под давлением, выдувная тара ВУС, кроме того, могут быть по технологии
изготовления поливными, промазанными, напыленными, компаундными, печатными и
т.п. Вспомогательными признаками (подклассами) для классификации упаковки могут
быть стабильность размеров (жесткая, полужесткая, мягкая), компактность (разборная,
неразборная, складная), цвет, прозрачность, фактура и текстура поверхности,
художественное оформление.
К упаковке предъявляют следующие основополагающие требования:
) Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для
организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающейся с
упаковкой. Безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных
покрытий или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или
хлорвиниловая упаковка). Наиболее безопасна стеклянная и тканевая тара,
наименее - металлическая и полимерная.
) Экологические свойства упаковки - способность упаковки при
использовании или утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде.
) Надежность упаковки - способность сохранять механические свойства или
герметичность в течение длительного времени.
) Совместимость упаковки - способность не изменять потребительские
свойства упакованных товаров. Для этого упаковка должна быть чистой, сухой, без
признаков плесени и посторонних запахов.
) Взаимозаменяемость - способность упаковок одного вида заменить упаковки
другого вида при использовании по одному функциональному назначению (например,
ящики могут быть заменены контейнерами или картонными коробками.
) Экономическая эффективность - определяется её стоимостью, а так же
ценой утилизации.
) Эстетические свойства - красивая упаковка. Важнейшая функция упаковки -
сохранение товаров при неблагоприятных внешних воздействиях за счет собственной
сохраняемости, безопасности для упакованных товаров, а так же совместимости
упаковки и товаров. В этом заключается функциональное назначение упаковки.
3. Подготовка товаров к реализации
.Общие, к ним относятся
а) распаковка,
б) сортировка товаров,
в) проверка правильности обозначения цен,
г) придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка),
д) укладка на тележки, в контейнеры, ящики, корзины для подачи в торговый
зал,
е) размещение товаров в торговом зале,
ж) выкладка в зоне обслуживания покупателей или на рабочем месте
продавца.
. Специальные, включают в себя:
а) комплектация ,сборка и монтаж изделий ,поступающих в разобранном виде,
б) устранение мелких дефектов ,накатку тканей ,нарезку электропровода,
в) фасовка отдельных товаров хозяйственного назначения.
Составные элементы процесса продажи товаров.
В случае отсутствия на индивидуальной упаковке товара маркировки
предприятия-производителя, определенного законодательными актами и нормативными
документами, товар к продаже не допускается.
В случае повреждения (потертость) маркировочного ярлыка
предприятия-производителя субъект хозяйственной деятельности переносит все
маркировочные данные на дубликат товарного ярлыка, который удостоверяет
подписью лицо, ответственное за принятие товара. Дубликат товарного ярлыка
прикрепляется к товару.
Продажа товаров является заключительным этапом технологического процесса
на торговом предприятии.
товар непродовольственный упаковка
Список использованной литературы
1. Ходыкин А. П., Ляшко А. А., Волошко Н. И., Товароведение
непродовольственных товаров: Учебник для средних специальных учебных заведений.
- Москва.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2006г. -
540 с.
. А.Н.Неверов, Т.И.Чалых Товароведение и организация торговли
непродовольственными товарами: Учебник для начального профессионального
образования. - Москва: ПрофОбрИздат, 2001г. - 464 с.
. Козюлина Н.С. Товароведение непродовольственных товаров.
Учебное пособие - Москва: Изд-во Дашкова, 2002г. - 368 с.
. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров:
Ч. 1. - Москва: Феникс - 2003г. - 320 с.
. Балаева С.И. Товароведение и экспертиза непродовольственных
товаров - Москва: Дашков и К, 2008г. - 552 с.
. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения - Москва:
Норма, 2006г. - 448 с.