Нравственное воспитание школьников в процессе преподавания начального курса географии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,68 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нравственное воспитание школьников в процессе преподавания начального курса географии










Курсовая работа

Предмет:

Педагогика

Название работы:

Нравственное воспитание школьников в процессе преподавания начального курса географии

Содержание:

Введение

Глава 1. География как учебный предмет

.1 Место географии в системе школьного образования

.2 Структура содержания начального курса географии

.3 Возрастные особенности учащихся

Глава 2. Нравственное воспитание как приоритетное направление в педагогике

.1 Методика формирования нравственности на уроке географии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Выбранная мною тема для написания курсовой работы по географии - «Нравственное воспитание школьников в процессе преподавания начального курса географии» - имеет достаточно большую актуальность в современных условиях преподавания. Связано это с тем, что из-за ориентации системы образования Республики Беларусь в последние годы на развивающие аспекты образования и перехода на личностно-ориентированное обучение особую актуальность приобретает вопрос «Для чего учить школьников?». Ценности географического школьного образования до сих пор раскрыты, на мой взгляд, недостаточно. Они выводятся, как правило, из содержания изучаемого, а не из функций учебного предмета.

Причина состоит в том, что длительное время в педагогике господствовала материалистическая философия, пренебрегавшая исследованиями духовных сторон человеческого бытия. К тому же ориентация образования исключительно на изучение основ наук не требовала выяснения его гуманитарной сущности и личностных предпочтений обучаемых. Современному учителю надо осознавать, в чем состоят цели обучения предмету, каковы его гуманитарные функции и как их реализовать в своей школьной практике.

Главная цель работы - всесторонне и комплексно исследовать способы нравственного воспитания школьников в процессе преподавания начального курса географии. Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи, которые надо решит в процессе написания работы, а именно:

1.Дать характеристику географии как учебному предмету.

2.Определить место географии в системе школьного образования.

.Проанализировать структуру содержания начального курса географии.

.Выявить возрастные особенности учащихся.

.Охарактеризовать нравственное воспитание как приоритетное направление в педагогике.

.Описать основные методики формирования нравственности на уроке географии.

Объект исследования - современные методические принципы и правила преподавания в школе. Предмет исследования - современные концепции преподавания географии в школе.

При написании работы мною были использованы исследования отечественных авторов по вопросам преподавания географии, педагогики, школьного образования. Наиболее ценными оказались исследования и монографии следующих авторов: Бабанского Ю.К., Краевского В.В., Лебедева о.Е., Мышинской Р.П., Самсонова Н.В., Тупикиной Н.Ф., Щенева В.А. Полный список использованных источников представлен в конце работы.

Курсовая работа имеет стандартную структуру и состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. География как учебный предмет

.1 Место географии в системе школьного образования

География как учебный предмет - это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы).

Объект изучения географии - законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География - одна из древнейших наук для преподавания. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э. Расцвет западной географической традиции приходится на эпоху Возрождения, которая отмечается переосмыслением достижений эпохи позднего эллинизма и значительными достижениями в картографии, которые принято связывать с именем Герхарда Меркатора. Основы современной академической географии в 1-й половине XIX века заложили Александр Гумбольдт и Карл Риттер.

Школьный учебный предмет «География» направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи; подготовку учащихся к разносторонней деятельности в географической среде окружающего их пространства; достижение умения объективно оценивать события, происходящие в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма.

Посредством предоставления учащимся возможностей получения знаний о закономерностях развития природы, населения и экономики осуществляется формирование географического мышления.

География даёт всесторонние знания о мире и его регионах, необходимые для объективного познания природных, социальных, экономических и политических процессов, позволяет понять, что развитие природы и общества - единый процесс, формирует чувство личной ответственности за современное и будущее состояние окружающей среды и человеческого общества.

В период усиления глобализации процессов в мире география как одна из комплексных естественнонаучных дисциплин призвана изучать мировые проблемы человечества. Географические знания о динамике глобальных и локальных природных и социально-экономических, экологических процессов, происходящих в природе, позволяют наметить пути оптимизации взаимодействия человека и природы, стабилизации непрерывно возрастающего давления антропогенного влияния на природную среду обитания человека.

Как отмечают Мышинская Р.П. и Щенев В.А., «посредством географии формируется понимание экологических, экономических и социальных проблем в мире». Противоречия между возрастающими масштабами хозяйственной деятельности людей и географическим пространством приводят к нарушению устойчивости природных систем, к необратимым их изменениям. Роль географии заключается в изучении деятельности человека как геологической силы и поиске путей предотвращения глобальной экологической катастрофы, связанной с антропогенным воздействием на природу. Культурологический подход в изучении географии содействует формированию у молодёжи ценностных ориентаций.

География как комплексная наука развивает два основных географических направления: естественно научное (система физико-географических наук) и общественное (система наук социально-экономической и политической географии). Географии как предмету отводится ведущая роль в познании закономерностей развития природы, населения и его хозяйства, в решении жизненно важных проблем взаимодействия общества и природы в мире и Республике Беларусь.

Каковы цели учебного предмета начального курса географии?

Главная цель начального географического образования в общеобразовательных учреждениях - формирование у учащихся системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования. В процессе усвоения учебного предмета решаются определенные задачи.

Так, в области усвоения основных знаний и умений ставятся следующие цели:

·овладение системой терминов, понятий и теорий, объясняющих размещение и развитие природных и хозяйственных процессов на Земле;

·познание многообразия современного географического пространства на разных его уровнях;

·уяснение причинно-следственных связей между явлениями и процессами, происходящими в географической оболочке;

·усвоение знаний об особенностях природы, населения и хозяйства отдельных территорий и стран земного шара;

·усвоение знаний о географии Беларуси, включая геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы и особенности рационального природопользования;

·усвоение закономерностей размещения населения и хозяйства в связи с природными, социальными и пространственными факторами, особенностями адаптации человека к условиям проживания;

·формирование умений и практических навыков составлять характеристики природных и хозяйственных объектов и явлений с помощью разных источников информации; работать с картографическими материалами;

·развитие умений ведения наблюдений за природными и хозяйственными процессами и комплексного анализа их результатов;

·углубление географических знаний о Земле, совершенствование методологических подходов в изучении географии.

Далее перечислим цели в области формирования личности:

·формирование географической культуры, воспитание культуры труда, настойчивости, такого качества, как умение преодолевать трудности в достижении поставленной цели;

·развитие пространственного и логического мышления учащихся, смысловой и механической памяти, воображения, способности восприятия различных видов наглядности;

·формирование у учащихся опыта самостоятельной творческой деятельности.

В области формирования мировоззрения можно выделить такие цели:

·понимание взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, комплексного географического подхода в решении проблемы устойчивого развития своей страны;

·оценка влияния международного географического разделения труда, социально-экономических контрастов и региональных конфликтов на мировую и региональную политику и экономику;

·восприятие научной картины природы Земли как среды обитания и трудовой деятельности людей;

·воспитание любви к природе и бережного отношения к национальным богатствам;

·воспитание патриотизма, формирование интереса к географическим объектам и явлениям, к географической науке;

·формирование умений применять географические знания для объяснения событий внутригосударственной и международной жизни.

1.2 Структура содержания начального курса географии

Учебный предмет «География» обычно включает следующие четыре школьных курса:

·«Начальный курс географии» (6-7 классы);

·«География материков и стран» (8-9 классы);

·«География Беларуси» (10 класс);

·«Общая география» (11 класс).

«Начальный курс географии» имеет главную цель - в самой общей форме дать представление о Земле как крупном природном комплексе, его структуре, о взаимосвязях земных оболочек, о населении, политической карте, природных ресурсах, хозяйственной деятельности и структуре хозяйства.

Основные задачи начального курса географии:

·представить начальные знания о географических картах, как особом языке географии, а также показать значение их в жизни и хозяйственной деятельности людей;

·привить учащимся необходимые практические навыки ориентирования на местности и составления простейших планов, вычисления расстояний с помощью масштаба, определения географических координат с помощью географической сетки, проведения простейшей глазомерной съёмки; наблюдения за природными, производственными и социальными объектами и явлениями окружающей среды на краеведческом материале;

·подготовить учащихся к изучению географии материков и стран, Республики Беларусь.

В рамках данной курсовой работы мне хотелось бы рассмотреть те стороны изучения географии, которые особенно важны в реализации современных педагогических целей. При относительно малом объеме географической характеристики можно говорить лишь о доминирующих ценностных основаниях этого курса, хотя сами они пока еще в начале исследования. Ценности географического образования во многом связаны с реализацией его функций. К их числу относятся такие группы, как:

·познавательные;

·развивающие;

·мировоззренческо-воспитательные.

В современной педагогике выдвигается идея рассматривать содержание как систему знаний, умений и ценностных ориентаций. Познавательная функция является исходной, базовой. Географическая картина мира, приоритетная цель школьной географии, не может быть полной без географии своей Родины, а система формирования этой картины − без ее изучения. Мировой опыт достаточно убедительно подтверждает это. «В том-то и состоит ценность географии, − подчеркивает французский историк Ф. Бродель, - что благодаря ей действительность предстает перед нами во всей своей густоте и протяженности, во всем многообразии составляющих ее элементов». Эту оценку прежде всего надо отнести к географии своей страны. Изучая его, школьники выявляют самое характерное в природном облике, населении и его хозяйстве, постепенно создавая образ той части географического пространства, на которой расположен свой край.

Современное обучение должно опираться на личный познавательный и практический опыт учащихся, на знание своего ближайшего окружения, его особенностей и отличий, путей развития, учитывать потребности и интересы обучаемых, которые в значительной мере связаны со своей страной. Именно его познание имеет первостепенную важность, хотя и не сводится только к нему. Все чаще в научной, а вслед за ней и в учебной литературе используется понятие «уникальная территория». Ее уникальность чаще всего выражается в культуре населения, но не только. Компонентов уникальности много, каждое место уникально по-своему. Речь идет о концентрации памятников культуры и истории, своеобразии природы, единстве природы и жизни населения.

Вспомним хотя бы о Полоцке, крупнейшем православном центре Беларуси, о древнем городе Витебске на реке Двина и т.д. Они дополняют друг друга и воспринимаются как единое целое. На территории каждой области найдется много природных и историко-культурных объектов, рассматриваемых в единстве и, следовательно, с географической точки зрения. Осмысление пространства своей области как уникального - еще один элемент ценностного отношения к ней. В процессе изучения школьники выявляют самое характерное в природе, населении и его хозяйстве, постепенно создавая образ той части географического пространства, на которой расположен свой край. Изучая, например, Минскую область, учащиеся узнают, что значительную часть ее пространства занимают акватории живописных озер − Нарочь, Свитязь и т.д. Много ли на карте Беларуси подобных субъектов? А ведь они определяют многие природные и экономические стороны жизни населения. География, соединяя в себе природные и социально-экономические элементы знания, помогает создать яркую и сочную картину жизни в самых различных ее проявлениях. Важнейшая познавательная функция − научить учащихся умению самостоятельно получать информацию и прежде всего из книг и карты. Для местной географии это важно потому, что при ее изучении используется особенно большое количество самых различных источников информации и способов работы с ними.

По мнению С.Ф. Егорова, курс географии «располагает большими возможностями удовлетворить социальные потребности учащихся». К социальным целям изучения географии своей области прежде всего отнесем возможности адаптации учащихся к жизни в социальных условиях своего края. Современная география любую территорию рассматривает как арену жизни людей с их социальными, культурными, национальными, духовными интересами, со своими потребностями и привязанностями. Многие проблемы социализации связаны с содержанием географии. Каждый из нас живет в трех мирах - мире природы, культуры, в социуме. География помогает познанию социального мира, обязана показать окружающий мир таким, каким он является на самом деле, сделать правильный выбор жизненного пути, освоить социальные роли. Многими нитями человек связан с тем местом, где он родился и живет. Ценность географии − в ознакомлении и истолковании текущих событий социально-экономического характера, природных отличий и тем самым в создании ценностных отношений. Географическое содержание не бесстрастно. Учащиеся не только усваивают знания и умения, но и с помощью учителя вырабатывают свое отношение к изучаемому.

Таким образом, содержание географического образования предполагает:

а) осмысление учащимися места географии в жизни общества и усвоение истории её развития;

б) приобретение умений ориентирования на местности, анализа и составления графиков, таблиц, карт, структурно-логических схем; пользования географической картой, статистическими материалами, справочниками, научной и научно-популярной литературой;

в) формирование представлений о пространственном многообразии современного мира, о его общих и региональных особенностях и в динамике; о природных, этнических, социальных, хозяйственных, культурных, религиозных и других процессах, протекающих на разных уровнях, - материков, крупных регионов, стран, Республики Беларусь;

г) выработку понимания причинно-следственных связей и пространственно-временных закономерностей между географическими явлениями и процессами, предвидения результатов тех или иных действий по отношению к природной среде;

д) овладение умениями использовать физико-географические знания для объяснения и оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических явлений и процессов, интерпретировать и использовать географическую информацию в повседневной практике.

Идти к личности можно разными путями, в том числе с помощью содержания. Каждому живущему в той или иной местности надо хорошо знать ее, свое природное и экономическое окружение, понимать, почему люди живут так, а не иначе, каковы возможности ее изменения к лучшему.

Постепенно возникает чувство территории своей малой родины, понимание ее своеобразия и «особости». Есть «магия места». Психологи, да и географы знают, что место обладает колоссальной силой воздействия, каждая местность накладывает отпечаток на внешний облик, психический склад человека и другие стороны личности. Различен национальный характер представителей разных народов, но есть различия и у жителей разных мест. Минчане отличаются от жителей Бреста, гродненцы иные, чем гомельчане. Изучение местной географии помогает понять, да и объяснить эти различия. Человек должен понимать место, где он родился и живет.

Неоценима функция географии в воспитании любви к своей малой Родине. В формировании этого чувства чаще всего обращаются к ее прошлому, к ее истории, вспоминают великих людей. Это правильно, но недостаточно. Патриотизм - это чувство не столько рациональное, сколько эмоциональное. Обычно его трудно, а скорее всего невозможно выразить в словах. Когда мы вспоминаем о своей родине, то прежде всего перед глазами встает «домик окнами в сад». Одним из элементов патриотического чувства, несомненно, является любовь к родной природе и, следовательно, к родной земле. В. Солоухин утверждал, что при созерцании природы в душе человека возникают самые возвышенные, чистые, светлые чувства, высокие помыслы, и в этом драгоценное, необъяснимое свойство природы. Курс начальной географии вводит учащихся в мир личных смыслов и ценностей. Региональная география в этом отношении имеет много возможностей, поскольку объекты ее изучения хорошо знакомы, близки и небезразличны. Гуманитарные элементы в этом знании преобладают. Эмоционально-оценочная функция географического образования во многом связана с экологическим содержанием изучаемого. Базовая человеческая ценность, здоровье, по утверждениям медиков, на 20-25% зависит от состояния природной среды. Для многих современных школьников характерно потребительское отношение к природе. Экологическое, средообразующее значение природы, особенно в сельской местности, осознается меньшим числом детей. Если, изучая природный облик своей области, проанализировать и раскрыть многостороннее, универсальное значение природы, то доля учащихся, видящих в ней только ресурсную, потребительскую ценность, сокращается. Учащиеся не только усваивают знания, но и вырабатывают свое отношение к нему. В свою очередь, эти личностные образования лежат в основе формируемых убеждений и помогают в реализации мировоззренческой функции начального курса географии.

Географическое содержание располагает многими возможностями для формирования у школьников общечеловеческих нравственных ценностей - любви к отечеству, земле, людям, труду, знаниям и др., система которых определяет позицию человека по отношению к окружающему его миру. Начальная школьная география раскрывает перед учащимися те стороны окружающей среды, которые особенно дороги каждому и близки нашему сердцу, нуждаются в заботе и внимании. И.Я. Лернер, занимавшийся проблемами формирования мировоззрения, отмечал взаимосвязь усвоенных мировоззренческих связей с фундаментальными личностными образованиями: потребностями и ценностными ориентациями. По его мнению, одним из показателей сформированности мировоззрения является соотнесенность знаний с адекватной им системой ценностей и жизненных принципов, ставших личной установкой, позицией человека.

Среди ценностных ориентаций первостепенное значение по праву принадлежит экологическим. Ценностные ориентации - это знания о значении природной среды как среды обитания и материальной основы жизни. Подвергаясь оценке, они становятся ценностными отношениями и, следовательно, личностно значимыми. Экологические проблемы своей страны доступны многим для непосредственного наблюдения, а местные - всем без исключения. Их изучение, по мнению многих географов и специалистов-педагогов, - основа экологического образования и воспитания. Знание экологических проблем служит обоснованности, аргументированности экологических отношений и убеждений учащихся. Многие из этих проблем соотносятся с проблемами глобальными. На примере своей области реализуется принцип «глобальное в местном». Вместе с тем экологические проблемы разнообразны и имеют региональную окраску.

Таким образом, география своего края вносит существенный вклад в решение приоритетной задачи школы - воспитание глубоко нравственной личности с высоким уровнем экологической культуры. Понимание того, что окружающая природная среда нуждается в заботе и защите, - экологическая и нравственная ценность, а такое понимание возникает в процессе изучения природы и экологических проблем. Деятельностный компонент экологической культуры можно реализовать главным образом в местных условиях.

Современная география изучает пространство в различных измерениях - историческом, культурном, выявляет его современные характеристики. На начальный школьный курс географии ложится задача придать его содержанию общекультурную, просветительскую функцию.

Концепция ценностного подхода в изучении географии предполагает реализацию в ее содержании социокультурного направления и обращение к историзму как средству раскрытия культурных ценностей географического характера. География - важнейший элемент современной культуры. Соединение истории и географии расширяет поле географического анализа за счет изучения географии во времени, позволяет раскрыть особенности взаимодействия человека и природы в прошлом (этапы освоения территории, история создания промышленных предприятий, использующих природные ресурсы, и др.). Появляется возможность характеристики историко-культурного пространства, что придает дополнительный интерес изучению региональной географии (культурно-исторические центры Беларуси, памятники архитектуры в их природном окружении, обожествляемые в прошлом объекты природы и др.). В нашей стране доступными являются поездки в Несвижский и Мирский замки, экскурсии по крупным региональным рекам (Двина, Сож, Неман и др.) на короткие расстояния. Есть и другая счастливая возможность - у нас имеются известные на всю Европу заповедники (Беловежская, Налибокская пущи и др.). Все это усиливает эмоциональность учебного процесса, добавляет в него новые краски, придает дополнительный интерес изучению начальной географии.

1.3 Возрастные особенности учащихся

Не стоит также забывать, что воспитание - это формирование жизнеутверждающих потенций у личности. Он будет успешным лишь тогда, когда мы опираемся на главную движущую силу ребенка - на его потребность в радости жизни. Если главным смыслом жизни является добывание и приумножение радости, то ведущим принципом воспитательных учреждений должен быть принцип организации восхождения детей к радости. Это главная траектория движения. Она состоит из трех ступеней:

·детства (младшие классы);

·отрочества (средние классы);

·ранней юности (старшие классы).

Эти ступени отражают жизнеутверждающие ценности детей по мере их взросления.

В младших классах для детей главная ценность в школе - это высокие баллы. Именно оценки, успеваемость, а не учение как таковое. Но что стоит за оценками, какая животворная сила? Оказывается, оценки для ребенка - это знаки любви, доброго отношения учителей и родителей. За хорошие оценки его хвалят, целуют, гордятся им, одаривают. Это вызывает у ребенка счастливое настроение, изгоняет его сомнения и тревоги, придают уверенности в себе и в завтрашнем дне. Ведь счастье - это когда в твоей душе поселилась радость, покой и надежда. Главный источник радости в этом возрасте - одобрение любимого и любящего учителя. Поэтому первую ступень школы можно назвать ступенью любви.

Подросток находится на второй ступени. У него другие ориентиры. В этом возрасте актуализируются ценности, связанные с утверждением своего Я. У подростка начинает «прорастать» чувство собственного достоинства, обостряется самолюбие. Его волнует вопрос: заслуживает ли он уважения других. Чего он стоит как личность? Ему нужна не только любовь, но и признание со стороны близких, сверстников, всех тех, с кем он общается. Это возраст широкого социального единения, вхождения в разные группы, поиска друзей. А помешать этому может один барьер - непризнание. Отсюда острая реакция на мнение ближайшего окружения о своей личности, большая ранимость, подозрительность, страсть к самокопанию. Радость для подростка - принятие в референтную группу, ее одобрение, солидарность. Не только свои действия, но и внешность, успехи и неудачи он оценивает через призму их значимости, через признание. Любовь и доброта окружающих сохраняют свою ценность.

Феномен любимого учителя сохраняется, но меняет форму: он должен не только любить, но и уважать подростка, видеть в нем личность, обладать высоким тактом.

Итак, второй этап - школа самоутверждения.

Третья ступень - самоопределение.

Старшеклассник - почти взрослый и способен на многое. Как отмечает Гребенюк О.С., «его внутренние потенциалы позволяют глубже познать ценности мира: добра и зла, любви, красоты, творчества, общения и дружбы, настойчивого труда, радости успехов в учебе и победы». Он готов включатся в различные виды деятельности и добиться «взрослых» результатов. Но главная проблема старшеклассника - это неясность дальнейших перспектив, т.е. барьер неопределенности. Но преодолев его, старшеклассник не найдет покоя. Неопределенность угнетает. Чтобы снять его, нужно найти будущую профессию, учебное заведение.

Потребность в самоопределении вносит коррективы в отношения с учителями (11 класс). Им больше нравятся педагоги, помогающие углубить и расширить свои познания. Такие педагоги прекрасно знают свой предмет, если нужно, могут повторить и ответить на вопросы, требовательны. Эти качества воспринимаются как выражение доброго отношения к учащимся, забота о них. Любовь к учителям зависит от теплоты и искренности его отношения к учащимся, уважения их достоинства и умения их замечать. Значит: аффимиативные потребности - первоочередные условия оптимизации эмоциональных состояний. В целом, старшеклассник черпает радость в трех основных сферах:

·в аффимиации (включая половую любовь)

·в интересных видах деятельности

·в профессиональном самоопределении (дает основные дивиденды спустя годы, когда молодой человек найдет свое место в жизни).

Конечно, по мере взросления меняются механизмы аффимиации. Но отношения с людьми остаются важной смыслообразующей ценностью во всех возрастных группах и ведущим фактором личности, ее эмоционально-ценностной сферы и поведения. Несомненно, школа открывает большие возможности для восхождения детей по ступеням ценностей, воспитывает у них жизнелюбие и способность к творчеству с учетом специфики этого процесса в разных возрастных группах.

Краткие выводы к первой главе:

В условиях современной модернизации общеобразовательной школы в Республике Беларусь, которая захватывает все ее элементы, включая цели и содержание образования, еще большую остроту приобретает та сторона развития личности школьника, которая связана с познанием своей страны, своего края, его прошлого и настоящего.

Главным в изучении географии надо признать развитие личности учащихся. Это важно подчеркнуть потому, что учителя географии редко задумываются над воспитательными и развивающими возможностями учебного материала и способами их реализации. И в учебниках географии авторы пишут о том, что изучает тот или иной курс, но остается неясным, зачем его надо знать.

Изменение целей общеобразовательной школы, актуальность задачи развития личности учащихся и создания благоприятных условий для этого предполагают пересмотр места курса географии в системе школьного географического образования Беларуси, его значения и содержания, делают неотложным его связь с потребностями и интересами учащихся.

Цели школьного образования, как известно, делятся на педагогические и социальные. С точки зрения автора данной курсовой работы, такое деление в значительной мере условно, поскольку одна из функций школы - адаптация своих воспитанников к жизни в реальных условиях бытия, и этой функции подчинены многие, а скорее всего все направления деятельности школы. Кроме того, школа обязана удовлетворить различные потребности личности - социальные, культурные, нравственного совершенствования. Удовлетворение этих потребностей относится к числу не только педагогических, но и социальных целей. Некоторые из них наиболее достижимы прежде всего на местном материале. Именно поэтому курс географии является логичным и необходимым элементом всего школьного образования и географического в частности.

география нравственный воспитание школьник

Глава 2. Нравственное воспитание как приоритетное направление в педагогике

В настоящее время становится все более очевидным существование неразрывной связи между общественным и государственным благополучием и психологическим благополучием народа. По мировой статистике Республика Беларусь, как ни странно, - в числе лидеров по убийствам и суициду, по курению, по алкоголизму, на одном из последних мест по состоянию физического и психического здоровья населения, по продолжительности жизни людей. Мы - занимаем не самые лучшие места по всем главным показателям духовного благополучия и, прежде всего по тем, которые характеризуют нравственный уровень общества. К сожалению, мы поздно осознали масштабы тех угроз, которые несут с собой деструктивные перемены в общественной психологии - в ее ценностях, установках, нормах, настроениях. Очевидно, это объясняется тем, что перемены в человеческих душах обнаруживаются не сразу, а лишь тогда, когда они облекаются во внешние, «кричащие» формы. Поэтому забота о формировании и сохранении у детей здоровых ценностей - главное в воспитании.

Бабанский Ю.К. отмечает, что ценности (все то, что привлекает, вызывает интерес, оценивается как добро) вырастают из потребностей человека. Но в воспитании мы имеем дело с целой системой потребностей. У человека есть одна универсальная потребность, которая наиболее ярко выражает интересы целого, и в наибольшей степени помогает личности расти и развиваться. Это - потребность в оптимизации. На уровне личности она выступает как стремление к более ценному и радостному, получению оптимальных результатов в процессе взаимодействия со средой. Это, коренная центральная черта человека, пронизывающая все его деяния. Потребность в оптимизации ведет к динамизации жизни, к непрерывному ее улучшению (больше нравится человеку).

Какие ценности больше радуют человека? Это ценности, которые, по мнению Ю.К. Бабанского:

·дефицитны;

·динамичны;

·удовлетворяют наиболее значимые потребности.

К ним относятся духовные ценности:

·любовь и уважение окружающих людей;

·общение с ними.

Человек всегда испытывает дефицит доброты и тепла со стороны других. Потребность в любви и уважении окружающих - аффимеативная потребность (единение). Неудовлетворение этой потребности вызывает самые тяжелые последствия: чувство одиночества, подавленности, депрессии, разные соматические и нервно-психические болезни. Ребенок, которого не любят, часто болеет, отстает в физическом и умственном развитии, а главное - вырастает угрюмым, озлобленным, жестоким, становится человеконенавистником. У него не развивается совесть.

Удовлетворение аффимеативной потребности является главным источником радости у растущей личности и стимулом ее нравственного развития. Любя ребенка, педагог не только радует его, но и пробуждает у него доверие и доброе отношение к другим. Уважая и возвышая его личность, мы развиваем у него чувство гордости, собственного достоинства и способность стыдиться дурного. Стыд - это переживания утраты уважения окружающих, а в более зрелой форме - утрата самоуважения, своего достоинства в собственных глазах. Иными словами, нравственные качества ребенка развиваются в процессе удовлетворения его аффимеативной потребности. И любовь к людям, и совесть - это психические образования, являющиеся духовными «продуктами» гуманного стиля отношений к личности в процессе ее социального становления.

Говоря о нравственном развитии личности, как отмечает Егоров С.Ф., человек фиксирует внимание лишь на одной стороне воспитания личности, а личность - едино. Если заботиться только о нравственных ценностях ребенка, невозможно добиться успехов его воспитании. Надо развивать всю личность. Исходя из целостного подхода, можно выделить два главных направления развития ребенка: общее и нравственное. Вычленив второе направление, мы подчеркиваем особую роль нравственности в человеке. Если бы у людей не было нравственного сознания, они бы уподобились диким зверям - стали бы жить по законам джунглей, подчиняясь эгоизму, подавляя и уничтожая друг друга. Не случайно религиозная философия делит человека на две части - дух и тело. Дух, т.е. нравственность. Да, нравственность - это сверхценность, нечто святое. Есть еще одно направление воспитания. Это формирование созидательных потенциалов человека, таких его внутренних сил, которые позволяют ему самостоятельно творить радостную жизнь. Для этого необходимо, как считает Гребенюк О.С., воспитать в нем:

·систему ценностей;

·способность реализовать эти ценности.

Первое включает в себя развитие созидательных интересов, важных как для удовлетворения собственных потребностей, так и интересов социума.

Второе предполагает формирование у человека знаний, умений, мастерства, творческих способностей, трудолюбия, воли и других качеств, необходимых для преодоления препятствий, мешающих реализации его разнообразных интересов и ценностных установок.

Стремление человека к разнообразным ценностям, материальным и духовным, таит в себе мощный и созидательный заряд. Чем больше таких ценностей, тем больше предпосылок для строительства радостной жизни. Но стремления рождают радость тогда, когда человек способен успешно включаться в различные виды деятельности, прежде всего в труд. Если этого нет, то он начинает искать самые легкие асоциальные пути «добывания» радостей: воровство, наркомания, токсикомания, пьянство, грабежи, убийства и многие другие виды девиантного поведения (стимулируется дефицитом радости). Если они не способны сотворить здоровые радости, то для них остается лишь одно - «легкие радости», особенно если они не понимают их разрушительной силы.

К сожалению, массово тиражируемая современная литература, телевидение с его ток-шоу и другими развлекательными программами мало уделяют внимания духовно-нравственным устоям человека. Особенно ощутимый вред они наносят, конечно, детям и подросткам, которые, видя на экранах телевизоров бесконечные сцены насилия, жестокости, убийств, начинают это воспринимать не как явления, которых не должно быть в жизни, а как нечто естественное и обыденное. В результате они не понимают, что жизнь - это чудесный дар, который надо беречь и лелеять, и на который никто не имеет права посягать. И поэтому важным направлением школы является возрождение духовных ценностей как основы консолидации общества. В настоящее время целью образования является формирование личности, способной добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределённости, решать глобальные проблемы современности.

Большая часть из перечисленных качеств формируется в процессе воспитания, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения географии. Географическое образование является надёжной основой для воспитания как рачительного хозяина своей страны и Земли, так и общего дома человечества. Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный предмет, объединяющий знания о социально- экономическом окружении подростка. Географические знания могут стать базой для разнообразной практической деятельности, повседневным фактором творческого роста личности. География как учебный предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся образов. Из моих практических наблюдений - чем разнообразнее предоставляемая информация об изучаемом объекте, тем выше познавательный интерес к материалу, разнообразнее и плодотворнее деятельность учащихся.

2.1 Методика формирования нравственности на уроке географии

«Все поразительные местоположения, великие явления природы,- утверждал Н.В. Гоголь,- должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы».

·Что изучает предмет?

·А нашу страну предмет география изучает?

·Как правильно называется страна в которой мы живём (Беларусь, Республика Беларусь или Белоруссия, или Белая Русь?

·Как называется область, в которой мы живём?

Далее демонстрируется презентация, из которой ребята узнают, что изучает предмет на примере Минской области (рельеф, реки, просторы полей в разные времена года (фотографии и картины белорусских художников), памятники культуры и архитектуры. Иногда поражает результат таких учебных игр, результат урока - дети, перебивая друг друга, рассказывали о красивых местах области, своего района. Один ученик под впечатлением экспромтом написал стихотворение

Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе.

Для изучения своей малой Родины педагог может систематически организовывать туристические экскурсии, стараться их приурочить к памятным датам. Например, празднование дня Победы начинаем на уроках географии с презентации: По боевым страницам Беларуси, в которой отображено: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые и их использование, историческое прошлое и настоящее родного края и красной нитью (с музыкальным сопровождением) проходит материал о боевых действиях на территории Беларуси. Затем мы посещаем музей Великой отечественной войны или же мемориал. После проведения таких мероприятий ученики становятся намного добрее, душевнее. Они дают возможность почувствовать величие подвигов нашего народа, зажечь жажду познания, стремление узнать о великом прошлом своего края, собирать и накапливать материал о земляках - участниках этих событий.

Задача каждого учителя состоит в воспитании у школьников чувства патриотизма потому, что возрождение великой Беларуси, будущее белорусского народа будет зависеть от тех, кто является настоящим патриотом своей Родины.

Не стоит забывать, что Беларусь в составе СССР послереволюционного периода в духовно-нравственном воспитании видела основную задачу в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины, и весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушли из нашего обихода слова «духовно», «духовность», приглушался дух противоречия, дух возмущения.

Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое воспитание - вот те слова, которые повсеместно встречались в период нашего детства. Во времена Советского Союза в рамках начального курса географии дети ухаживали за могилой неизвестного солдата, которая находилась рядом с церковью, построенной в 1673 году, занимались поиском солдат, что лежали в братской могиле. Победители поисковых групп награждались поездками в Москву. Сейчас, к сожалению, редко слышишь слова «нравственно-патриотическое воспитание» в школах. Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезло слово добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние - отречение от зла, милосердие - как милость, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Сейчас мать может сказать дочке, что она ей не нужна, что ее тяготит своим поведением. Злой дух вселился в сердце матери.

Множество хороших слов исчезло, опустошив души взрослых и детей. Люди все больше стали нетерпимее друг к другу, жестче, жестоко сердечнее. Мало доверия присутствует друг к другу.

«А ведь только Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста» (Евангелие от Луки).

Предлагая выполнить по географии домашнее задание детям в парах, педагог преследует цель не только интеллектуального развития, но и духовной близости ребят. Они помогают друг другу, переживают при выступлении, внимательно слушают сообщения, дополняя своими замечаниями. Дети радуются, получив хорошую оценку, не завидуют товарищу. В сердцах детей поселилось добро. Дух соревнования и взаимопомощи присутствует у учащихся на уроках, при работе в парах с использованием материалов ЕГЭ.

Для духовно-нравственного воспитания детей необходимы духовно здоровая семья и школа.

Географические открытия, историко-географические события географические вечера вызывают интерес не только у детей, но и у родителей. Они помогают своим детям подготовить индивидуальные домашние задания. Старшее поколение вспоминает географические события при освоении родного края, так как наш город - живая историко-географическая страница возрождения страны из разрухи, показывают детям фотографии, заметки из газет и журналов. Предлагают свои выступления перед школьниками, подчёркивая, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность, любовь к Отечеству.

Во внеурочной деятельности, учебной работе педагогу следует обращаться к нравственным ценностям православия, т. к. во все времена ядром белорусской культуры были православные и католические христианские устои, традиции народной жизни.

В процессе своей педагогической деятельности следует давать возможность детям найти точку опоры - покой. Развивать в душах ребят любовь к предмету, к белорусским людям, донесших до нас географическую информацию о великих просторах родной Беларуси, ее окраинах, природе, людях.

Семиклассники в необычной форме могут познакомиться с жизнью и деятельностью Тадеуша Костюшко. Учащиеся, например, могут показывать фрагменты театрализованного представления, читать свои стихи, выступать с сообщениями, разыгрывать ситуации из жизни путешественника и борца за независимость США, Польши, Беларуси.

Школьники, таким образом, убеждаются, что не оружием был силен Т. Костюшко, а духом крепким. Он не мог знать, что ему ждать от своих врагов: великой беды или благодеяний. Подарки, доброжелательность стали залогом дружбы Тадеуша с коренными жителями разных стран. Позже путешественник даже отмечал духовную близость со своими новыми родинами. Как христианин, Костюшко своим примером показывал, что надо уметь жить среди людей, сочувствовать им, переживать вместе с ними тревогу, опасности, печали, радости. Учащиеся получили пример жизни в семье, друг с другом.

Дети могут разыгрывать ситуацию раненого путешественника. Ребята делают вывод, что очень плохо может быть всем, когда тебя не замечают, равнодушно проходят мимо, не испытывают сострадания к беде знакомых, близких людей. Люди с очерствевшими душами уничтожают себя и губят окружающих. «Не суди, да не судим будешь»: дети осмысливали наследие прошлого, примеряли его к себе и убеждались, что разум - это, прежде всего источник добрых дел, залог единства мыслящих существ.

В преподавании географии следует широко использовать статьи о выдающихся отечественных географах. Эти материалы позволяют дополнительно обогатить духовный мир школьников, базовое содержание школьной географии.

В преподавании географии следует широко использовать современные материалы СМИ. Учащиеся готовят индивидуальные творческие сообщения, в которых показывают, что и в XXI веке сохранились в традициях народа Беларуси духовность, внутренняя моральная сила, любовь к Отечеству.

Белорусы, рискуя жизнью, летали еще во времена СССР в космос, сегодня в составе международных корабельных экипажей спасали от сомалийских пиратов международный флот, помогали ликвидировать последствия стихийных бедствий во всем мире, техногенных катастроф. Своими поступками, делами подтверждали нравственные стержни старшего поколения и возвышали духовность детей, так как они их наследники. Показ таких примеров побуждает школьников к действиям. Они закаляют свое здоровье, занимаются спортом. «В здоровом теле, здоровый дух», «Уныние - это грех».

Решая проблему духовно-нравственного воспитания, способствуя духовному становлению учеников, пробуждаю в них желание делать добро. Ведь только добрые люди занимаются охраной природы, создают зоопарки, живые уголки, используют ресурсосберегающие технологии. Учащиеся делают сообщения о производстве, работающем на отходах (щепа), которое применяется в производстве строительных блоков. Такой комбинат, например, уже работает в промышленной зоне «Шабаны» в черте Минска по австрийской технологии.

Старшеклассники при изучении темы «Хозяйство зарубежной Европы» могут подготовить сообщение о связях Минской области с европейскими странами. В селе Александрийское Минского района работает молочный комплекс. Его освятил Митрополит Минский и Слуцкий Владыка Филарет. Таким образом, школьник видит, что Минщина становится богаче, а значит добрее становятся наши люди. Живое дело - здоровому образу жизни белорусов.

География - единственный учебный курс, дающий целостное представление о Земле, который влияет на духовно-нравственное воспитание учащихся, но в 6 и 7 классах количество часов сокращено. Школьники должны понимать законы Земли, следствие, причины, закономерности, должны уметь читать карты.

Большую роль в географическом воспитании играет карта. Это особый вид изобразительного искусства, отражающий научную информацию. Именно в 6 классе педагог обязан научить ученика понимать и любить карту, ее историю. Карты позволяют зрительно, мысленно, эмоционально ощущать сопричастность с миром, прикосновение и радость «созерцания» любого уголка планеты. Незнание карты влечет за собой целую цепочку пробелов. И проблемы уже возникают.

Некоторые современники утверждают, что решение духовно-нравственной проблемы не зависит от отведенных часов на изучение предмета. Как, например, влюбить шестиклассников в географию, в карту? Как может школьник радоваться своему успеху при изучении тем «Масштаб, географические координаты». Ему просто не хватает времени в приобретении навыков работы с картой. У ребенка возникает радость общения с учителем географии тогда, когда он сам с помощью градусной сетки найдет на карте о. Пасха, г. Москву и другие географические объекты.

Меридианы помогают найти Браславские озера, Беловежскую пущу. По карте ученик без текста учебника составляет рассказ о Полесских болотах. Ребенок получает удовольствие, в его душе возникает источник радости - добро, которым он поделится с одноклассником. Так, урок географии помогает духовному становлению ученика, и создается духовная обстановка в классе. На уроках географии и во внеурочной работе можно использовать современные технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон и т.д. Просмотр отдельных кадров «Православная Гродненщина», «Крестный ход вокруг Беларуси «, «Витебск православный», «Святой Полоцк» позволяют в общеобразовательной школе находить общие точки соприкосновения светского и православного обучения. У детей возникает чувство любви к Родине. Возможно, с родителями ученик посетит Жировичский монастырь, и в нем заполнится еще одна ниша божьей благодатью.

После начального курса наступает вершина школьного географического образования - курс экономической и социальной географией мира в 10 классе.

Учащиеся имеют уже большой опыт работы с картой, они почти без проблем мысленно и зрительно переносят на карту дополнительный текст, который узнали, путешествуя одни или с родителями по святым местам. Старшеклассники становятся эрудированными личностями с широким кругозором. Школьники самостоятельно готовят презентации: «Минщина православная», «По святым местам Беларуси», «Замки и храмы Зарубежной Европы», прокладывают на карте маршруты поездок к святым местам.

На уроках географии и во внеурочной деятельности фрагментарно ввожу основы православной культуры; знакомлю учеников с историей, традициями своего народа, но эти знания требуют эмоционального подкрепления с помощью современных технических средств обручения, личных контактов с православными людьми святых мест и служителями храм, церквей. Учащиеся постепенно будут развивать не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; будут реализовывать интересы и склонности, вырабатывать нравственные личные убеждения, терпимость к другому образу жизни, бережно и заботливо относиться к окружающей среде и друг к другу, почитать культуру и традиции народов Беларуси.

Таким образом, духовно-нравственная проблема - комплексная. Решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

Знание и понимание школьниками истоков отечественной духовной культуры, убеждает учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, ведёт здоровый образ жизни, стремится к физическому самосовершенствованию, к отсутствию вредных привычек, относится к духовному и физическому здоровью, как к важной личной и общественной ценности. Настоящий верующий человек любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Краткие выводы ко второй главе:

Сегодня важно создать школу оптимизма. Человек должен не только хорошо мыслить, хорошо работать, но и хорошо жить творить радость себе и другим. Таким образом, одно из наиважнейших современных требований к полноценному образованию состоит в нравственном и духовном воспитании на достаточно высоком уровне. Это необходимое условие для того, чтобы развитие человечества не пошло по тупиковому пути развития, более того, по пути самоуничтожения.

Развитие капиталистической формации привело к тому, что основной жизненной целью у белорусских людей стало приобретение материальных благ, устройство своей карьеры, стремление к власти, независимо от средств, с помощью которых это достигается. Для настоящего времени в отношениях между людьми стали типичными равнодушие, грубость, озлобленность, лицемерие, насилие, лживость. Задача педагога-географа - уже при начальном курсе географии в школе посредством специальных приемов повысить уровень нравственной культуры учащихся.

Заключение

По итогам написания курсовой работы на тему «Нравственное воспитание школьников в процессе преподавания начального курса географии» мною были сделаны следующие выводы:

. География как учебный предмет - это единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей.

Школьный учебный предмет «География» направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи; подготовку учащихся к разносторонней деятельности в географической среде окружающего их пространства; достижение умения объективно оценивать события, происходящие в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма.

. В период усиления глобализации процессов в мире география как одна из комплексных естественнонаучных дисциплин призвана изучать мировые проблемы человечества. Географические знания о динамике глобальных и локальных природных и социально-экономических, экологических процессов, происходящих в природе, позволяют наметить пути оптимизации взаимодействия человека и природы, стабилизации непрерывно возрастающего давления антропогенного влияния на природную среду обитания человека.

Главная цель начального географического образования в общеобразовательных учреждениях - формирование у учащихся системы взглядов на мир, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, необходимых для профессиональной деятельности и непрерывного образования.

. В условиях современной модернизации общеобразовательной школы в Республике Беларусь, которая захватывает все ее элементы, включая цели и содержание образования, еще большую остроту приобретает та сторона развития личности школьника, которая связана с познанием своей страны, своего края, его прошлого и настоящего.

Главным в изучении географии надо признать развитие личности учащихся. Это важно подчеркнуть потому, что учителя географии редко задумываются над воспитательными и развивающими возможностями учебного материала и способами их реализации. И в учебниках географии авторы пишут о том, что изучает тот или иной курс, но остается неясным, зачем его надо знать.

. Изменение целей общеобразовательной школы, актуальность задачи развития личности учащихся и создания благоприятных условий для этого предполагают пересмотр места курса географии в системе школьного географического образования Беларуси, его значения и содержания, делают неотложным его связь с потребностями и интересами учащихся.

. Духовно-нравственная проблема - комплексная. Решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей. Знание и понимание школьниками истоков отечественной духовной культуры, убеждает учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, ведёт здоровый образ жизни, стремится к физическому самосовершенствованию, к отсутствию вредных привычек, относится к духовному и физическому здоровью, как к важной личной и общественной ценности. Настоящий верующий человек любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Список использованной литературы

1.Абдулина О.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1989.

2.Алисов, Н.В., Хорев, Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. - М.: «Гардарики», 2003.

.Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: «Просвящение», 1983.

.Болдырев Н.И., Гончаров Н. К., Есипов Б.П. и др. Педагогика. - М.: «Наука», 1998.

.Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций / Калининградский университет, Калининград, 1995.

.Егоров С.Ф. Ценность общего образования // Педагогика. 1995. № 3.

.Котляков В.М., Агранат Г.А., Лаппо Г.М. Россия на рубеже веков // География. 2000. № 33.

.Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003.

.Лебедев О.Е. Цели школьного образования // Открытая школа. 2001. № 2.

.Лернер И.Я. Процесс формирования коммунистического мировоззрения как педагогическая проблема. // Процесс формирования коммунистического мировоззрения школьников. М. 1974.

.Липец, Ю.Г., Пуляркин, В.А., Шлихтер, С.Б. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.

.Мышинская Р.П., Щенев В.А. Педагогическая практика студентов по географии в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по географической специальности. - М.: «Просвещение», 1983.

.Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

.Подласый И.П. Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.

.Тупикина Н.Ф., Самсонова Н.В. Педагогическая практика: Методическое пособие для студентов географического факультета / Калининградский университет, Калининград 1997.

.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

Похожие работы на - Нравственное воспитание школьников в процессе преподавания начального курса географии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!