Общие проблемы психологического консультирования

  • Вид работы:
    Лекция
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,29 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общие проблемы психологического консультирования











Лекция

Общие проблемы психологического консультирования

Общие проблемы психологического консультирования

Психологическое консультирование относительно новая область психологической практики, выделившаяся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако нуждающихся в психологической помощи. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Психологическое консультирование, как молодая область, не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Поэтому и определения понятия «психологическое консультирование» самые разнообразные.

. Определение лицензионной комиссии ассоциации служащих и менеджеров США, выдающей разрешение на частную практику.

«Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятие решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».

. H. Burks and Stefflre

«Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь п оставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».

Общие положения, объединяющие разные определения понятия «консультирование»

1.Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению

2.Консультирование помогает обучаться новому поведению

.Консультирование способствует развитию личности

.В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

.Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент - центрированной» терапии.

Основоположник «клиент-центрированной» терапии - американский психотерапевт К. Роджерс выделил 3 основных принципа этого направления:

каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Итак, обобщая, можно сказать, что определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Цели психологического консультирования

Цели консультирования зависят как от потребностей клиента, так и от теоретической ориентации консультанта (принадлежности той или иной «школе»), но существует и несколько универсальных целей, которые в разной степени упоминаются теоретиками разных «школ».

1.Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2.Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

.Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

.Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. От качества построения межличностных отношений зависит качество жизни и наоборот.

.Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Цели консультирования могут быть более глобальными - направленными на перестройку личности клиента и изменение мировоззрения или более конкретными - ориентированными на изменение поведения клиента.

Современные представления о целях консультирования:

1. Психоаналитическое представление:

перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; «заново построить» (реконструировать) личность.

. Глубинная психология по Адлеру:

трансформировать цели жизни клиента; помочь сформировать социально значимые цели через обретение чувства равенства с другими людьми.

. Поведенческая терапия:

исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.

. Рационально-мотивная терапия по Эллису:

устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать устойчивый и рациональный подход к решению эмоциональных и поведенческих проблем.

. Ориентированная на клиента терапия по К. Роджерсу:

создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту; уверенность в себе, спонтанность.

. Экзистенциальная терапия:

помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним, распознавать блокирующие свободу факторы.

Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.

Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента.

Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Что Вы ожидаете от нашего общения? Каковы Ваши желания?». Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели.

Если мы информируем клиента о том, что происходит во время консультативных встреч, характере работы, то ему легче понять возможности и ограничения консультирования.

Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования - помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Подведем небольшой итог - что же такое психологическое консультирование?

Психологическое консультирование - это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении клиенту, пришедшему на психологическую консультацию, его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личностного развития и решения психологических проблем, с которыми оно сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других жизненных ситуациях.

Основная форма психологического консультирования - это консультативная беседа, т.е. процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (психолог-консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении.

Организационной формой реализации консультативных услуг является психологическая консультация - психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования.

В более общем понимании психологическая помощь - система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.

Практическая психология - отрасль психологии, предмет которой - психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека или группу людей, их проблемы, запросы, потребности и т.п.

Однако, реально существовавшие формы и элементы консультирования намного старше «научного» существования психологии. Испокон веков люди, осуществляющие накопление душеведческого опыта, становились своеобразными источниками психологических консультативных «услуг», т.е. неформальными психологами.

Трудности, испытываемые людьми, никогда не ограничивались рамками медицинских проблем, поэтому репертуар психологических услуг был довольно широким. Всевозможные знахари, ведуны, шаманы осуществляли свои психологические предвидения, прогнозы, давали объяснения различным событиям, предлагали нуждающимся решения и пути выхода из трудных ситуаций. Прекрасным примером психологической помощи является исповедь верующего служителю церкви.

Психологическая помощь, приближенная к профессиональной рождалась все же в недрах медицинских наук, поэтому эволюция консультативных услуг тесно связана с развитием психотерапии. Применение психологических методов в лечении различного рода недугов постепенно упрочило позиции психотерапии, и вывела ее из - под крыла медицины. В начале 20 века к психотерапевтам стали присоединяться психологи и работники других социальных служб.

Позднее, в 50 - х годах, содержательно и организационно оформилась консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии.

Психологическое консультирование и психотерапия

Распределение этих двух сфер психологической помощи - сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. В обоих случаях используются одни и те же профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта - одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии также подобны. Наконец, в первом и во втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по которым их можно было хотя бы частично разделить. Тем более, что консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из - под опеки психотерапии и имеет следующие характерные особенности:

Во-первых, консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем, чем психотерапия. Есть психологические проблемы исключительно «консультативные» по - своему характеру, не нуждающиеся в психотерапии. Это, в первую очередь, внутриличностные проблемы, связанные со взаимоотношениями между людьми, социальной адаптацией, психологическими закономерностями развития и воспитания.

Во-вторых, консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия - это помощь человеку в случае, когда психологические проблемы уже настолько осложнились, что человек нуждается в долговременной коррекции их последствий. Консультирование же - прежде всего профилактическая, упреждающая работа, предотвращающая развитие нежелательных осложнений. В этом плане оно ориентировано в большей степени на настоящее и будущее клиента. Поэтому в консультировании особенно важна ранняя диагностика психологических проблем.

В-третьих, специфика консультирования заключается в отказе от концепции болезни (как в медицинской психотерапии), признании за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Имея немедицинскую парадигму, консультирование, тем не менее, заимствует приемы и техники почти у всех направлений психотерапии, активного социально - психологического обучения, психотренингов и т.п. Но применяет их не для лечения (как в психотерапии) и не для формирования системы знаний и умений, а для помощи здоровому человеку в преодолении трудностей, в поиске выхода из затруднительных положений при использовании для этого внутренних ресурсов самого клиента и развитие его личности.

В-четвертых, консультирование ориентировано на большую индивидуализацию и пробуждение внутренних ресурсов человека. Основной функцией психолога - консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его собственных сил для противодействия психологическим трудностям, и лишь за неимением личностных ресурсов - участие в коррекционной работе. В связи с этим возрастает значимость процесса общения между консультантом и клиентом как равных партнеров по взаимодействию.

В-пятых, еще один существенный момент, касающийся требований к специализации профессионала. Та или иная отрасль психотерапевтической практики тесно связана с определенной школой. Соответственно, психотерапевт одной теоретической ориентации, как правило, не пользуется методами других направлений психотерапии. Подготовка же консультанта не ориентирована на такое глубокое освоение основ одного метода, она более универсальна, эклектична.

В-шестых, отличает консультирование и его краткосрочность - до 15 встреч. Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи.

психологический консультирование помощь личность

Теории личности и практика психологического консультирования

В психологическом консультировании, как и в других областях психологического знания, важны не только практические навыки, но и свое место здесь занимает, является основой, отправной точкой - теоретическая подготовка. Попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой «летчик» в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен.

В психологическом консультировании роль карты выполняют теории личности, открывающие широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающие на эффективные методы их разрешения.

обобщает накопленную информацию;

делает понятными сложные явления;

предсказывает последствия разных обстоятельств;

способствует поиску новых фактов.

Каждый консультант на основании собственной практики «конструирует» свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую).

От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы:

что есть человек?

какие врожденные тенденции ему свойственны?

свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?

существуют ли предпосылки изменения человека, и как он может изменяться?

Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу нормального развития.

Теоретические принципы современных психологических направлений

Психоаналитическое направление:

сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три субстанции: «ид», «эго» и «супер - эго». Поведение человека мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из - за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие человека основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции.

Адлерианское направление:

в данном случае акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.

Поведенческая терапия:

человек - продукт среды и одновременно ее творец. Его поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.

Рационально - эмоциональная терапия (А. Эллис):

человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из - за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.

Ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс):

в данном направлении акцентируется позитивная природа человека - свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального «Я» реальному «Я», достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности.

Экзистенциальная терапия:

основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирая свою судьбу; ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Каждый консультант волен выбирать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ и направлений. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

Виды и основные принципы психологического консультирования

Виды:

1. С точки зрения пространственной организации консультативного процесса:

контактное (очное), при котором консультант сам встречается с клиентом;

дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное.

. По количеству клиентов, консультируемых одновременно одним психологом:

индивидуальное;

групповое.

. На основе объекта, на который направлены действия консультанта:

семейное и супружеское психологическое консультирование;

школьное;

возрастно-психологическое;

профессиональное;

консультирование клиническое (психиатрическое) и т.д.

Также основанием для выделения разных видов консультирования могут являться задачи консультирования, преобладающие типы проблем, типология личности клиентов, характер взаимодействия консультанта и клиента и т.д.

Принципы (правила взаимодействия «психолог-консультант-клиент», основанные на традициях гуманистического подхода к личности человека):

1. Неманипулятивный подход. Быть осторожным с личностью клиента - чрезвычайно важное правило для психолога. Некорректные или неквалифицированные действия могут причинить непоправимый вред. Слова психолога имеют намного большую значимость, чем мнение постороннего человека. Поэтому следует избегать посторонней активности со стороны консультанта в принятии решений. Лучше стимулировать к ним клиента, а не ставит его в позицию объекта, с которым консультант осуществляет те или иные операции, ибо это прямой путь к манипулятивному общению.

Если склонность к манипулированию людьми, желание получать наслаждение от ощущения власти над ними превалируют над сопереживанием или стремлением помочь, консультант не работает на клиента, а решает собственные психологические проблемы.

2. Принцип системности. Состоит в том, что в ходе консультации должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. В причинах возникновения проблем консультант может разобраться только при наличии полной информации о клиенте. Системный подход также предполагает участие и других специалистов, окружения клиента, микросоциальной среды. А также рассмотрение проблем клиента в определенной теоретической системе знаний.

3. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста, пола, достатка. Ради создания атмосферы доверия, способствующего более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Чтобы ни говорил человек - все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы, такими, какие они есть, но имеет право сохранять свою ценностную систему координат.

4. Принцип анонимности. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми.

Из этого правила существуют исключения, о которых клиент всегда должен предупреждаться заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

6. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное взаимодействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на консультацию человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного процесса останутся нереализованными.

Для этого консультанту необходимо вырабатывать привычку и умение смотреть на проблему и ситуацию «глазами клиента», практиковать как бы ролевое перевоплощение. Это нужно, прежде всего, для понимания всех граней проблемы без критического суждения, чтобы потом более объективно направлять внимание клиента на непродуктивный стиль его прошлого поведения.

7. Запрет давать советы. Не рекомендуется давать клиентам советы. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать другому человеку гарантированный совет практически невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого. Психолог в этом случае выступает в роли «учителя», а клиент остается пассивным. При этом любые неудачи в реализации совета приписываются консультанту, клиент начинает плохо осознавать свою роль в происходящем. Поэтому лучший вариант - это предоставление клиенту объективной информации в нейтральной форме, из которой выводы должен сделать сам клиент.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!