Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,40 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

Веремий Ирина Александровна,

учитель физики и информатики МОУ «Лицей №23» г. Подольска Московской области

Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

мотивация учащийся урок

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.

Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но, подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «способности есть, но лениться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

А.Эйнштейн отмечал: Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать. Мы учителя, постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Что дает высокая мотивация учения ребенку:

·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;

·Повышение собственной значимости;

·Признание учителей и сверстников;

·Развитие творческих способностей;

·Гордость собой и своими успехами;

·Статус успешного человека.

Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я пойму. Эта китайская пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке.

Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся?

. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.

. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

. Обучение должно быть трудным, но посильным.

. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

. Позитивная психологическая атмосфера урока.

. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.

. В обучении должны создаваться возможности для творчества.

. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

Примеры педагогических приемов и технологий, повышающих мотивацию учащихся.

. Дидактические игры.

Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими способностями в учении.

Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то эффективность их решения заметно возрастает.

Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений. Сюда относятся: задачи в стихах, задачи-смекалки, задачи-шутки, драматизированные игры, интересные факты, ребусы, головоломки, кроссворды и многие др.

Приведем несколько примеров таких дидактических игр.

Игра «Школьное домино» - состоит из 12-30 карточек. Каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано какое-либо учебное задание, на другой - ответ к другому заданию. Каждый ученик получает по 1-2 карточки. Первая карточка крепится на доске учителем, а остальные прикрепляют учащиеся.

Игра «Небылицы». Учащиеся получают фрагмент научного текста по изучаемой теме, в котором допущены неточности и ошибки. За ограниченное время необходимо найти все ошибки и исправить их

Игра «Да-Нет». Может применяться для быстрой проверки уровня усвоения нового материала. Учитель вслух (или с экрана) по одному зачитывает истинные и ложные высказывания, относящиеся к изучаемому материалу. Ученики на листочках кратко в виде слов «да» или «нет» записывают свое мнение о каждом утверждении. Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, Эта простая игра позволяет приобщить к учебе даже самых пассивных учащихся.

2. Использование дидактических материалов с занимательным содержанием.

Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой учащихся, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.

Характерные признаки занимательных задач:

·задача (как и любая задача вообще) имеет развивающую направленность;

·в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных;

·это качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок;

·задача включает в себя необычно поставленный вопрос.

3. Вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность по предмету

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников.

При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы внеурочной работы: участие в предметных олимпиадах, интернет-конкурсах, выпуск тематических газет, создание клубов знатоков, проведение викторин и тематических вечеров по предмету и многие другие.

Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на результатах обучения учебному предмету у учащихся.

По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем учащимся было интересно и доступно приобретать знания.

Похожие работы на - Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!