Творческая самореализация студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    394,52 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Творческая самореализация студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра информатики




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по специальности 050202.65(030100) «Информатика»

на тему: «Творческая самореализация студентов во время профессиональной подготовки в ВУЗе»

Выполнил: студент 5 курса группы И-06-1

Крючкова Татьяна Борисовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

1.1       Психологические аспекты творческой самореализации студентов

1.2     Педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов

Глава 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

.1 Методы педагогического исследования

.2 Методика определения и анализ результатов исследования уровня творческой самореализации студентов, во время профессиональной подготовки

.3 Анализ результатов исследования

Глава 3. РАЗРАБОТКА ТЕСТИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

.1 Определение предметной области и постановка задачи на разработку информационной системы

.2 Руководство пользователя информационной системы

.3 Требования к функциям ИС

.4 Требования к базе данных, к техническим средствам и программному обеспечению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обуславливается тем, что современная система образования ставит в центр внимания воспитание человека, обладающего творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созиданию, ориентированного на высшие формы самореализации. В этой связи возникает необходимость поиска путей содействия максимальному раскрытию сущностных личностных качеств человека на основе учета его индивидуальности. От того, насколько в процессе обучения студент сумеет раскрыть свои способности, ощутить свою значимость, осознать, что он может выступать строителем собственной жизни, будет зависеть его педагогическая интеллектуальная культура. Иными словами, практическое воплощение современных тенденций развития системы профессионального образования самым непосредственным образом связано с идеей творческой самореализации студентов.

Это возможно тогда, когда при получении образования в вузе осуществляется не только подготовка к педагогической деятельности, но и представляется возможность для продуктивной творческой работы в студенческой жизни как таковой, поскольку опыт творческой самореализации этого периода времени задает траекторию будущих профессиональных и личностных проявлений учителя.

Специалист такой направленности обязан владеть навыками, творческого решения изобретательских задач, уметь поставить проблему, найти способ ее решения, являющийся новым и передовым, уметь изложить и защитить свое решение.

Между тем система обучения в вузе направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений и навыков, а не на подготовку молодых людей к предстоящей жизни, к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, имеет место противоречие, состоящее в том, что обучение рассматривают как подготовку к профессиональной творческой самореализации, а не как осуществление этой самореализации уже в стенах университета.

На основании этого противоречия формируется проблема исследования: формирование условий творческой самореализации студентов во время профессиональной подготовки в вузе.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки в вузе.

Предмет исследования - процесс творческой самореализации студентов в профессиональной подготовки в вузе.

На основе поставленной проблемы формируется цель нашего исследования - проанализировать условия творческой самореализации в процессе профессиональной подготовки студентов.

В соответствии с поставленной целью, выбранными объектом и предметом исследования, в работе решались следующие задачи:

. Исследовать аспекты творческой самореализации студентов во время профессиональной подготовки в вузе

. Выявить педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов.

. Проанализировать уровень творческой самореализации студентов.

. Разработать тестирующую программу.

Базой исследования, при этом, является факультет Информационных и Социальных Технологий Липецкого государственного педагогического университета. Исследованием были охвачены все курсы по 10 человек с курса, всего 50 студентов специальности «информатика».

Теоретической основой исследования стали работы Н.С.Амелиной, Н.М.Яковлевой по изучению возможностей вузовского обучения в деле формирования готовности студентов к творческой деятельности. В области философии рассматривались вопросы о сущности человека, его сущностных силах, о сути процесса самореализации (культурализация и персонализация - Д.А. Леонтьев). Работы о роли в процессе самореализации культурных ценностей, обуславливающих особенности ментальности того или иного народа (Л.В. Рябова). Работы о культурно-исторических типах самореализации личности (А.К. Исаев). На психологическом уровне рассматривался вопрос о внутренней готовности к творчеству ("ага-переживание", осознание нужного решения - у К. Бюлера, "инсайт", акт мгновенного постижения новой структуры - у В. Кёлера, В.К. Вилюнасу, К.К. Платонов и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования. Теоретические методы включают: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; сравнение; обобщение. Эмпирические методы: опрос с использованием тестирования и анкетирования; изучение продуктов учебной деятельности студентов.

Этапы исследования:

этап (декабрь - январь) - получение задания на дипломную работу, выбор темы, работа с литературой, окончательное составление плана дипломной работы;

этап (февраль - март) - оформление теоретической части, работа над отдельными главами;

З этап (март - апрель) - подготовка и проведение исследования, оформление результатов исследования, представление чернового варианта работы;

этап (май) - окончательное оформление дипломной работы.

Апробация результатов исследования, основные положения исследования были доложены на международной студенческой научно-практической конференции «Информационные и социальные технологии в современном обществе» (22 апреля 2011г.; г. Липецк), а также на IX международной научно-практической конференции «Проблемы непрерывного образования, проектирования, управления, функционирования» (20-21 мая 2011г.; г. Липецк).

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, проблема, цель, объект и предмет, задачи. В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ» рассматриваются психологические аспекты творческой самореализации студентов, анализируются педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов

Во второй главе «АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ» рассматриваются методы педагогического исследования. Выбирается методика определения и анализ результатов исследования уровня творческой самореализации студентов, во время профессиональной подготовки. Производится анализ результатов исследования

В третьей главе «РАЗРАБОТКА ТЕСТИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА» определяем предметную области и ставим задачи на разработку информационной системы. Разрабатываем руководство пользователя информационной системы. Прописываем требования к функциям ИС, к базе данных, к техническим средствам и программному обеспечению.

В заключении представлены общие выводы выпускной квалификационной работы.

В целом, дипломная работа могла бы служить основой для изменения подходов к содержанию подготовки студентов на факультете ФИиСТЕХ.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

.1 Психологические аспекты творческой самореализации студентов

Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью [20].

Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчество. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчество, является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции.

Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, Аристотель высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин [15].

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включенность в этот процесс.

Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчётов деятелей искусства и науки. Некоторые крупные естествоиспытатели (Г. Гельмгольц <#"510214.files/image001.gif">

Рис. 2.1. Результаты тестирования по уровню любознательности

На рисунке 2.1 видно, что уровень любознательности меняется на протяжении всего обучения, это связано с психофизическими аспектами. На первом курсе видно, что уровень любознательности очень высок это связано с тем что бывший школьник попал в новую среду и ему хочется поскорее всё узнать. На втором и третьим курсе видим кризис, это связано с внутренними переживаниями студента, но на четвёртом и пятом курсе всё меняется. Это можно объяснить тем, что студент начинает интересоваться своим будущим и своей будущей работой и жизнью.

Рис. 2.2. Результаты тестирования по уровню веры в себя

Как мы видим вера в себя тоже меняется, на первом курсе студент приходит с надеждой, что всё у него получится и он быстро освоится, но 70% результат второго курса показывает, что не всё так гладко началось, это связано с адаптацией в вузе, но в дальнейшем всё выравнивается.

Рис. 2.3. Результаты тестирования на уровень постоянства


Рис. 2.4. Результаты тестирования на уровень амбициозности

На рисунке 2.4 можно заметить, что на первом курсе у студента большие амбиции и он смотрит на всех с высока, но в дальнейшем он начинает смотреть на всё более реально.

Рис. 2.5. Результаты тестирования на уровень зрительной памяти

Рис. 2.6. Результаты тестирования на уровень слуховой памяти

Рис.2.7. Результаты тестирования на уровень стремления к независимости

Рис.2.8. Результаты тестирования на уровень способности абстрагироваться

Рис.2. 9. Результаты тестирования на степень сосредоточенности

Рисунки 2.5 на с. 51, 2.6 и 2.7 на с.52, 2.8 на с. 53 показывают что с каждым годом способности студентов повышаются только на рисунке 2.9 мы снова замечаем влияние кризиса 3 года обучения.

В результате проведённого исследования, мы пришли к интересным выводам.

Рис.2.10. Результаты тестирования по уровню творческого потенциала

Из рисунке 2.10 видно, что уровень творческого потенциала студентов меняется от курса к курсу, это связано с психофизическими аспектами развития студентов. Как мы видим на первом курсе самый низкий творческий потенциал, это связано с несовершенством школьной системы образования. В настоящее время как раз проходят реформы в образовании, которые как раз и направлены на заполнение этих пробелов.

Нами было проведено анкетирование студентов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), которое должно было выявить как на нашем факультете студенты самовырожают себя творчески. Наша задача выявить способствует ли учёба в ВУЗе творческому саморазвитию студентов.

Проведённое анкетирование и сравнение его с результатами тестирования показало, что на нашем факультете есть все условия для саморазвития студентов. Уже с первых курсов они начинают проявлять себя, участвуя в различных конкурсах и олимпиадах, многие с первого курса пишут исследовательские работы на конференции, которые к пятому курсу переходят в дипломные работы. С наиболее интересными работами студенты выезжают на конференции в другие города. Стоит заметить, что на факультете многие олимпиады и конкурсы проходят под руководством старшекурсников, то есть студенты сами организуют и проводят их, что способствует развитию доверительных отношений между курсами. Хотелось бы отметить не только научную работу на факультете, но и различные творческие выступления (посвящение, осенние дебюты, студенческая весна и др.), что особенно на первых курсах помогает студентам освоиться в стенах ВУЗа.

Подводя общий итог, хотелось бы сказать, что задача преподавателя не пресекать вопросы студентов, а стимулировать их, развивая гибкость и оригинальность их мыслительной деятельности. Для этого необходимо разнообразить учебу студентов, сочетать запись лекций с контрольными работами, творческие виды работ с решением задач. Развивать навыки самостоятельной работы и влиять на целостность учебы через усиление связи студентов и преподавателей, интегрирование учебного и производственного процессов, увеличивать автономность учебного процесса, давая студентам возможность самостоятельно выбирать темы творческих работ, способствовать усилению обратной связи, прививая студентам уверенность в собственных силах, умение самостоятельно принимать решения. Нужно проводить семинары и практические занятия в форме беседы, миниконференции, демонстрации и обсуждения конкретных результатов исследовательской работы. Подталкивать студентов к участию в научных проектах кафедры, олимпиадах, конкурсах и т.п.

На наш взгляд, это не окончательные показатели, ведь ничто не стоит на месте, их необходимо развивать и совершенствовать. Мы считаем, что в процессе обучения студент должен развить имеющийся у него творческий потенциал, что поможет ему в принятии каких либо инновационных решений.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТЕСТОВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

3.1 Определение предметной области и постановка задачи на разработку информационной системы

На начальном этапе исследования перед нами стояла задача узнать у студентов как можно больше информации в короткие сроки, чтобы определить каков уровень их творческого потенциала.

Правильная оценка уровня творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, очень важна для самореализации студента. Каждый должен развивать свои творческие способности, предварительно определив свой уровень и выбрав правильный путь в необходимой, на его взгляд, области деятельности.

Это важно учитывать не только студенту, но и преподавателю, чтобы правильно подобрать методику преподавания.

Для этого перед нами была поставлена задача разработки информационной системы тестирования, которая поможет выявить уровень творческого потенциала студентов, обучающихся с 1 по 5 курс. В дальнейшем данная программа может быть использована для создания и проведения тестирования по любым другим темам.

Цель создания данной информационной системы - организация и проведение тестирования, а также - определение результатов тестирования.

Тестирующая программа позволит выявить особенности студентов, в значительной мере охарактеризовать их творческий потенциал. Эти результаты помогут студентам младших курсов увидеть свои возможности и правильно выбрать направление, по которому они будут работать в период обучения. Старшие же курсы смогут определить, насколько они творчески подготовлены к будущей взрослой жизни.

На сегодняшний день существует огромное количество различных систем тестирования и мониторинга. Однако в большинстве своём они достаточно дорогие и в них много функций, за которые придётся заплатить, но их использование, по сути, нам не нужно [1].

Именно поэтому мы сделали вывод, что можно разработать своё программное обеспечение, которое поможет протестировать студентов как в интересующей нас области, так и в любой другой. К тому же университету не придётся тратить на это средства, так как программа написана на Borland Delphi 7.

И не смотря на то, что наша программа по некоторым показателям уступает уже известным продуктам, у неё есть главное преимущество - она бесплатна и имеет открытый программный код, а на сегодняшний день это очень актуально.

Система должна осуществлять сбор, обработку и хранение результатов тестирования.

Информационная система применяется:

-   для сбора и анализа данных по интересующей проблеме исследования;

-       для ускорения обработки результатов проведенного тестирования;

Информационная система выполняет следующие функции:

-   формирование данных о респондентах;

-       проведение тестирования, сохранение результатов;

-       вывод отчета по результатам тестирования.

Для организации эффективного хранения информации о вопросах теста, респондентах и ответах на вопросы теста, была спроектирована база данных, которая разработана в формате Microsoft Access 2003 по всем правилам проектирования баз данных и гарантирует непротиворечивость и целостность данных. Данная база данных автоматизирует следующий механизм тестирования: на предлагаемые в ходе тестирования вопросы и утверждения необходимо выбрать ответ из списка; в зависимости от ответа на конкретный вопрос каждому респонденту начисляется определенное количество баллов, которое по итогам теста суммируется. Чем выше полученный респондентом балл, тем выше его творческий потенциал.

Рис. 3.1. Визуализация схемы данных

Информационная система реализована в среде разработки Borland Delphi 7, так как данная среда разработки не требовательна к ресурсам компьютера и имеет широкий набор инструментов для работы с базами данных.

Графический интерфейс программы представлен главным окном программы, отображающим приветствие и кнопки вызова диалога теста и просмотра статистики ответов, а также рядом дополнительных окон, реализующих функции проведения тестирования и вывода результатов.

Когда студент откроет программу, перед ним откроется главное окно рис.3.2 с. 59 , где можно выбрать либо проходить тест, либо просмотреть статистику ответов.

Рис.3.2 . Главное окно программы

Если студент выберет статистику ответов, то перед ним появится статистика результатов по курсам рис.3.3.

Рис. 3.2. Статистика результатов

Если же он выберет начать тестирование, то сначала появится окно регистрации рис.3.3, а потом окно с вопросами рис. 3.4

Рис. 3.3. Окно регистрации

творческий потенциал студент программа

Рис.3.4. Диалоговое окно с вопросами теста.

Рис.3.5. Окно просмотра результатов теста.

Таким образом, созданная тестовая программа позволит с наименьшими затратами и с наибольшей скоростью определять уровень творческого потенциала личности. В нашем случае её можно использовать не только для определения творческого потенциала, но и для любых других тестов, нужно только поменять вопросы.

3.2 Руководство пользователя информационной системы

Разработанная нами в рамках выпускной квалификационной работы информационная система (далее ИС) предназначена для проведения психологического тестирования студентов 1 - 5 курсов, сбора результатов тестирования и их обработки имеет два руководства пользовательское, которое изложено ниже и руководство программиста (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

При осуществлении своих функций ИС взаимодействует с базой данных, прилагаемой к ИС. Для корректной работы программы необходимо наличие следующих компонентов, хранящихся в одной директории компьютера:

1)  исполняемый файл ИС (Тест.exe);

2)      файл базы данных MS Access 2003 (database.mdb).

Работа с ИС начинается с запуска исполняемого файла, после чего на экране появится главное окно программы.

Доступ к функциям ИС осуществляется посредством нажатия двух кнопок главной формы:

«Начать тестирование» - для вызова диалогового окна с вопросам теста;

«Статистика ответов» - для вызова окна просмотра среднего балла ответов для каждого курса.


3.3 Требования к функциям ИС

Назначение программы детализируются и формализуются в требованиях к функциям компонентов и всего комплекса программ, способного реализовать декларированные цели. Адекватность и полнота отражения требуемыми функциями сформулированного назначения программы являются характеристикой, определяющей потенциальную возможность реализации его функциональной пригодности в целом. Прослеживание детализации и покрытия целей требованиями к функциям сверху вниз (начиная от целей системы), а также конкретизация и корректировка целей снизу вверх от потенциально реализуемых функций должны обеспечивать адекватность и качество этой части декларируемой основы функциональной пригодности.

Функции программного средства реализуются в определенной аппаратной, операционной и пользовательской внешней среде системы, характеристики которой существенно влияют на функциональную пригодность. Для выполнения требуемых функций комплекса программ необходима адекватная исходная информация от объектов внешней среды, содержание которой должно полностью обеспечивать реализацию декларированных функций. Полнота формализации номенклатуры, структуры и качества входной информации для выполнения требуемых функций, является одной из важных составляющих при определении функциональной пригодности ИС в соответствующей внешней среде.

Цель и функции ИС реализуются тогда, когда выходная информация достигает потребителей - операторов-пользователей с требуемым содержанием и качеством, достаточным для обеспечения, её эффективного применения. Содержательная часть этой информации определяется конкретными задачами системы, их основными социальными показателями функционирования и отражается метриками в использовании. Степень покрытия всей выходной информацией: целей, назначения и функций ИС для пользователей, следует рассматривать как основную меру качества функциональной пригодности. Прослеживание и оценивание адекватности и полноты состава выходной информации снизу вверх к назначению ИС должны завершать выбор базовых характеристик качества функциональной пригодности, независимо от сферы применения системы.

Правильность, корректность - это способность программы обеспечивать правильные или приемлемые по качеству результаты для пользователей. Эталонами для выбора требований к корректности при проектировании могут быть: верифицированные и взаимоувязанные требования к функциям комплекса, компонентов и модулей программ, а также правила их структурного построения, организация взаимодействия и интерфейсов. Эти требования к ИС при разработке должны быть прослежены сверху вниз до модулей и использоваться как эталоны при установлении необходимой корректности соответствующих компонентов. Данное понятие включает обеспечение эталонных (ожидаемых) данных с необходимой степенью точности расчетных значений в соответствии с требованиями технического задания и спецификаций. В процессе проектирования и разработки модулей и групп программ применяются частные структурные критерии корректности, которые включают корректность структуры программ, обработки данных и межмодульных интерфейсов. Каждый из частных критериев может характеризоваться несколькими методами измерения качества и достигаемой степенью корректности программ.

Требования к характеристике корректность могут представляться в виде описания двух основных свойств, которым должны соответствовать все программные компоненты и ИС в целом.

Первое требование состоит в выполнении определенной степени прослеживаемости и верификации сверху вниз реализации требований технического задания и спецификации на ИС при последовательной детализации описаний программных компонентов вплоть до текстов и объектного кода программ.

Второе требование заключается в выборе степени и стратегии покрытия тестами структуры и функций программных компонентов, совокупности маршрутов исполнения модулей и всего комплекса программ для последующего процесса верификации и тестирования, достаточного для функционирования ИС с необходимым качеством и точностью результатов при реальных ограничениях ресурсов. Для определения этой величины при разработке ПС необходима организация регулярной регистрации, накопления имен, содержания функций и маршрутов исполнения программ, прошедших тестирование, а также контроль доли не тестированных от всей совокупности. Мерой выбранной корректности может быть относительное число протестированных функций и маршрутов, которое может измеряться в процентах от общего числа исполняемых. Опыт показывает, что зачастую в готовом, сложном ИС оказываются протестированными только около 50-70% функций и маршрутов, и практически очень трудно эту величину довести до 90-95%. Косвенно эту величину при определенной автоматизации и квалификации специалистов отражает трудоемкость и длительность тестирования, что непосредственно влияет на функциональную пригодность ПС [1].

3.4 Требования к базе данных, к техническим средствам и программному обеспечению

Разработанная база данных удовлетворяет всем требованиям пользователей к содержимому базы данных. Перед проектированием базы необходимо провести обширные исследования требований пользователей к функционированию базы данных.

База данных гарантирует непротиворечивость и целостность данных. При проектировании таблиц нужно определить их атрибуты и некоторые правила, ограничивающие возможность ввода пользователем неверных значений. Для верификации данных перед непосредственной записью их в таблицу база данных должна осуществлять вызов правил модели данных и тем самым гарантировать сохранение целостности информации.

Обеспечивает естественное, легкое для восприятия структурирование информации. Качественное построение базы позволяет делать запросы к базе более “прозрачными” и легкими для понимания; следовательно, снижается вероятность внесения некорректных данных и улучшается качество сопровождения базы.

Удовлетворяет требованиям пользователей к производительности базы данных. При больших объемах информации вопросы сохранения производительности начинают играть главную роль, сразу “высвечивая” все недочеты этапа проектирования.

Информационное обеспечение включает в себя следующие категории данных: текущие значения технологических переменных, поступающих в систему в результате опроса и первичной переработки информации; усреднённые или сглаженные за определенные периоды времени значения переменных; границы переменных различных уровней, настройки алгоритмов управления, информация привязки программного обеспечения к конкретному объекту; тексты программ и загрузочные модули.

Для обмена информацией в рамках системы должна быть создана база данных, обеспечивающая доступ к данным с локальных элементов сети, которыми являются: периферийные микропроцессорные устройства - подсистемы управления или контроллеры; многофункциональные операторские станции - рабочие места технологического персонала; инженерная станция.

Для удобства работы операторов с большими объемами разнообразной информации, и для выработки соответствующих стереотипов взаимодействия с Системой, Информационное обеспечение Системы должно быть структурировано, и иметь иерархическую организацию.

Все категории данных информационного обеспечения системы не должны теряться при авариях электропитания и отказе блоков и модулей системы.

Все настроечные константы, информация привязки, алгоритмы решения задач и тексты программ должны храниться на дублирующих носителях и обновляться при внесении изменений в ИС.

Рассмотрим требования к Лингвистическому обеспечению. Для реализации функций должны использоваться современные средства конфигурирования и визуального программирования, ориентированные на специалистов-разработчиков.

Эти средства позволяют существенно минимизировать время разработки, и придают исключительную наглядность алгоритмам переработки информации и управления.

Для реализации задач распределённой системы должно использоваться специализированное программное обеспечение, функционирующее в среде многозадачной операционной системы реального времени.

Характеристики программного обеспечения должны удовлетворять требованиям по выполнению функций, указанных в предыдущих разделах.

Сетевые программные средства, обеспечивающие объединение подсистем управления, операторских станций и средств архивирования данных в единую Систему, должны реализовывать загрузку и управление запуском задач, обеспечивать обмен между задачами и базами данных, и предоставлять доступ к периферийным устройствам.

Система управления должна иметь возможность оперативного конфигурирования прикладного программного обеспечения в процессе функционирования.

Все ошибочные ситуации, возникающие при работе программ, должны диагностироваться, сопровождаться сообщениями, и не должны вызывать нарушений в работе ИС.

Требования к прикладному программному ("математическому") обеспечению.

Математическое обеспечение Системы должно обеспечивать реализацию перечисленных в данном ТЗ функций, а также выполнение операций конфигурирования, программирования, управления базами данных и документирования.

Прикладное программное обеспечение должно обеспечить реализацию требуемых алгоритмов контроля, регулирования и защиты, отображения информации, сигнализации и архивирования данных.

Алгоритмы управления должны иметь возможность переконфигурирования, и реализовываться через библиотечные блочные структуры.

Организационное обеспечение должно быть достаточным для эффективного выполнения персоналом возложенных на него обязанностей по эксплуатации системы.

Организационное обеспечение должно включать требования по численности и квалификации персонала, инструкции по каждому виду деятельности, и точное определение выполняемых функций.

Инструкции Организационного обеспечения для персонала должны определять его действия при эксплуатации, как в нормальном режиме, так и при отказах технических средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Постоянно реформирующаяся система профессионального образования ставит перед собой ряд первостепенно значимых задач. Одним из приоритетных направлений развития является повышение качества подготовки специалистов, их конкурентоспособности, значимость творческого отношения к труду и высокий профессионализм.

На основе проведенного анализа основных аспектов, посвященных проблеме формирования творческой самореализации студентов, нами были сделаны следующие выводы:

1) сегодня есть все основания говорить о творческой самореализации как неотъемлемой части образовательного процесса в ВУЗе, ведь обучающийся это значит стремящийся к своему совершенствованию;

) стремление к творческой самореализации - это путь универсализации качеств человека, который способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и своей роли.

В результате ряда проведённых исследований, мы смогли выявить условия эффективного развития творческой самореализации студента в процессе профессиональной подготовки. К таковым относятся:

1.       Использовать в процессе профессиональной подготовки нетрадиционные формы обучения;

2.       Вовлекать будущих специалистов в процесс написания научных работ, нацеливать на участие в конкурсах, олимпиадах, поощрять рационализаторские предложения и т.д.;

.        Увеличивать долю практически направленных дисциплин для раскрытия творческих способностей;

4.       С преподавательской стороны создавать условия и поддерживать всевозможные самостоятельные начинания общественной работы.

Созданная нами тестовая программа позволит с наименьшими затратами и с наибольшей скоростью определять уровень творческого потенциала студента. Что в свою очередь вместе с разработанной нами анкетой показывают на сколько обучение в Липецком государственном педагогическом университете на факультете информационных и социальных технологий помогает в творческой самореализации студентов.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы возрастает, так как в современном обществе всё развивается очень стремительно, поэтому нужны всё больше энергичные и творческие специалисты, которые не стоят на месте и постоянно совершенствуются. Но совершенствуется и вся система профессионального образования, создаются всё более благоприятные условия обучения и на наш взгляд, чем раньше выявить какие либо способности у студента, тем больше шансов их развить.

Использование сложившихся подходов к преподаванию без их серьезной переработки и соответствующего научно-методического обеспечения приводит к разрыву между тем, что читается в учебных аудиториях и тем, что происходит в реальной практике. Сегодняшняя ситуация с подготовкой специалистов требует формирования новой генерации подходов и содержания образовательной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Аглицкий И.С. Рынок информационных технологий: проблемы и решения. - М.:2000- 123 с.

2.       Адлер, А. Понять природу человека /А.Адлер. - СПб.: Наука, 1997.-250 с.

.        Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

4.       Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К.Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

5.       Бандура А. Теория социального научения / А.Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

.        Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А. С. Обухова.- Ижевск: УдГУ, 2008.- 72с.

.        Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячилетия) / В.П. Беспалько. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 352 с.

.        Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика-Изд.3-е испр. и доп.- М.: Класс, 2001.- 336 c.

.        Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.

.        Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М.Бреслав. - М. : Педагогика, I990. - 144 с.

.        Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие.- М.: Феникс, 2002.- 544 с.

.        Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е.Василюк. М.: МГУ, 1984. - 200 с.

.        Голуб Б. А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. Педвузов.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.-96 с.

.        Гвоздева Т. Проектирование информационных систем / Т. Гвоздева. - СПБ.: изд. Феникс, 2009. - 347 с.

.        Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И.Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

.        Гусинский Э.Н. Образование личности : пособие для преподавателей / Э.Н.Гусинский Ю.И.Турчанинова. - М.: «Интерпракс», 1994. - 134 с.

.        Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Феликс, 1997.-480 с.

.        Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

.        Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А.Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - 12 с.

20.     Краткий словарь по социологии. - М.: изд. Проспект, 1988. - 532 с.

21.     Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности / Л.Н.Куликова. - Хабаровск: ХГПУ, 2001. - 333 с.

.        Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности / Л.Н.Куликова. - Хабаровск: ХГПУ, 1997. - 315 с.

.        Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания : / С.В.Кульневич. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 235 с.

24.     Культурология: Учебник для студентов технических вузов. - М.: Высшая школа, 1998. - 511 с.

.        Лысенко И.А. Формирование у старшеклассников опыта личностной саморегуляции в учебной деятельности: дис. канд. пед. наук / И.А.Лысенко; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград: 1995. - 170 с.

.        Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

.        Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: 1975

.        Меерович М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - М., 2000

.        Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.В. Мудрик. - М.: изд. Академия, 2004. - 304 с.

.        Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.В.Ожегов, Н.Ю.Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

.        Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

33.     Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

34.     Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС - пресс, 2004. -365 с.

35.     Рапацевич Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь / под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск.: Современная школа, 2010. - 480 с.

36.     Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-272 с.

37.     Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - Изд. 5-е. - М.: 1987. - 573 с.

.        Чеснокова, И.И.Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности / И.И.Чеснокова // Проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1982. - С. 120 - 135.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНКЕТА

для определения уровня творческого саморазвития, во время учёбы в ВУЗе.

Уважаемый респондент, просим Вас принять участие в анкетировании направленном на определение уровня творческого саморазвития студентов обучающихся в ВУЗе.

На месте пустых строк впишите ваше мнение.

1. Как вы понимаете термин «Творческая самореализация».

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

. Какую роль в вашей жизни играет творчество? Почему?

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

. Какие творческие проекты Вы выполняли за время учёбы в ВУЗе?

_____________________________________________________________

. Какой из проектов является для Вас более важным?

_____________________________________________________________

. Считаете ли Вы что ваша творческая самореализация в стенах ВУЗа реализуется на 100%(если нет, напишите другие проценты)? Почему?

_____________________________________________________________

. Проводились ли в Вашем ВУЗе какие либо творческие проекты?

________________________________________________________

. Вы активно принимаете участие, в каких либо проектах ВУЗа?

_________________________________________________________

. Вы что-то получили от участия в творческих проектах? Если «да», то ваши надежды оправдались? Если «нет», то что бы вы хотели получить?

__________________________________________________________

9. Как вы думаете, творческие проекты помогут Вам в дальнейшей жизни, в работе? Как и почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Что бы Вы предложили изменить в ВУЗе, для того чтобы Вы творчески самореализовывались в его стенах?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Каков Ваш творческий потенциал?»

Тест позволяет оценить уровень Вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. Укажите Ваш пол, возраст и группу.

Выберите один из предложенных вариантов:

. Считаете ли Вы, что окружающий мир может быть улучшен?

а) Да.

б) Нет, он и так достаточно хорош.

в) Да, но только в отдельных сферах и направлениях.

. Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

а) Да.

б) Нет.

в) Да, но в некоторых случаях.

. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете?

а) Да.

б) Да, при благоприятных обстоятельствах.

в) Лишь в некоторой степени.

. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть в обществе столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

а) Да, наверняка.

б) Это маловероятно.

в) Возможно.

. Когда решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание?

а) Надеюсь.

б) Иногда сомневаюсь.

в) Уверен.

. Испытываете ли вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете?

а) Да, неизвестное меня привлекает.

б) Неизвестное меня не интересует.

в) Все зависит от характера этого дела.

. Если Вам приходится заниматься незнакомым делом, испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства?

а) Да.

б) Удовлетворюсь тем, чего успел добиться.

. Если дело, которого Вы не знаете. Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все?

а) Да.

б) Нет, хочу научиться только самому основному.

в) Нет, хочу только удовлетворить свое любопытство.

. Когда Вы терпите неудачу, как Вы поступаете?

а) Какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу.

б) Машете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна.

в) Продолжаете делать свое дело, даже когда станет очевидно, что препятствия непреодолимы.

. Профессию надо выбирать, исходя из:

а) Своих возможностей.

б) Стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней общества.

в) Преимуществ, которые она обеспечивает.

. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) Да.

б) Нет, боюсь сбиться с пути.

в) Да, но только там, где местность понравилась и запомнилась.

. Сразу же после какой-то беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось?

а) Да, без труда.

б) Всего вспомнить не могу.

в) Запомню только то, что меня интересует.

. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то сможете ли повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения?

а) Да, без затруднений.

б) Да, если это слово легко запоминается.

в) Повторю, но не совсем правильно.

. Что Вы предпочитаете делать в свободное время?

а) Оставаться наедине, размышлять.

б) Находиться в компании.

в) Безразлично, что делать.

. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) Дело закончено и кажется Вам отлично выполненным.

б) Вы более или менее довольны.

в) Вам еще не все удалось сделать.

. Когда Вы один:

а) Любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах.

б) Любой ценой пытаетесь найти занятие.

в) Иногда любите помечтать, но о вещах, которые не связаны с работой.

. Когда какая-то идея захватывает вас, то станете думать о ней:

а) Независимо от того, где и с кем находитесь?

б) Можете делать это только в одиночестве?

в) Только там, где не слишком шумно?

. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:

а) Можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов?

б) Останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушивали?

в) Измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным?

Ключ к тестовому заданию «Каков Ваш творческий потенциал?»

Подсчитайте баллы, которые Вы набрали. в итоге оценки:

) за ответ «а» - 3 балла;

) за ответ «б» -1 балл;

) за ответ «в» -2 балла.

Запишите и посчитайте баллы по следующим группам пунктов вопросов теста:

·   вопросы I, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;

·   вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя;

·   вопросы 9 и 15 - постоянство;

·   вопрос 10 - амбициозность;

·   вопрос 11 - зрительную память;

·   вопросы 12 и 13 - слуховую память;

·   вопрос 14 - Ваше стремление быть независимым;

·   вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться;

·   вопрос 18 - степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.

Общая сумма набранных баллов покажет уровень Вашего творческого потенциала:

и менее баллов - Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, Вы просто недооценивали себя, свои способности к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

- 36 баллов - у Вас вполне нормальный, средний уровень ТП. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют творить, но у Вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, Ваш потенциал позволяет Вам творчески проявлять себя.

- 48 баллов - у Вас уровень ТП выше среднего. Вы имеете развитые творческие способности, помогающие Вам практически всегда решать задачи творчески, не по шаблону.

и более баллов - у Вас высокий уровень ТП. Вы всегда творчески подходите к делу и решаете задачи на высоком творческом уровне.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Листинг программы:

unit main;

interface

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,


Tmain_form = class(TForm)

XPColorMap1: TXPColorMap;

TwilightColorMap1: TTwilightColorMap;

XPManifest1: TXPManifest;

Label1: TLabel;

Button1: TButton;

Button2: TButton;

procedure FormShow(Sender: TObject);

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure Button2Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

{ Public declarations }

end;

var

main_form: Tmain_form;

data_module, testing_form, select_course, result;

{$R *.dfm}

Tmain_form.FormShow(Sender: TObject);= 'Provider=Microsoft.Jet.OLEDB.4.0;Password="";User ID=Admin;Data Source=';=';Mode=Share Deny None;Extended Properties="";Jet OLEDB:System database="";Jet OLEDB:Registry Path="";Jet OLEDB:Database Password="";Jet OLEDB:Engine Type=5;Jet OLEDB:Database Locking Mode=1;Jet OLEDB:Global Partial Bulk Ops=2;';='Jet OLEDB:Global Bulk Transactions=1;Jet OLEDB:New Database Password="";Jet OLEDB:Create System Database=False;Jet OLEDB:Encrypt Database=False;Jet OLEDB:Don''t Copy Locale on Compact=False;Jet OLEDB:Compact Without Replica Repair=False;Jet OLEDB:SFP=False';: string;(dm.dbcon.Connected = true) then

begin

dm.dbcon.Connected:=false;

end;

try

s:=ExtractFilePath(Application.ExeName)+'database.mdb';

dm.dbcon.ConnectionString:=s1+s+s2;

dm.dbcon.Open;

dm.dbcon.Connected:=true;

dm.questions.Active:=true;

dm.answervariants.Active:=true;

dm.answers.Active:=true;

dm.results.Active:=true;

except

showmessage('Не удалось автоматически подключиться к удаленной базе данных. Попробуйте создать подключение вручную.');

dm.dbcon.Connected:=false;

dm.dbcon.Close;

if (EditConnectionString(dm.dbcon)= true) then

begin

dm.dbcon.Open;

dm.dbcon.Connected:=true;

dm.questions.Active:=true;

dm.answervariants.Active:=true;

dm.answers.Active:=true;

dm.results.Active:=true;

end

else

begin

dm.dbcon.Connected:=false;

dm.dbcon.Close;

showmessage('Ошибка записи при чтении');

end;

end;;

procedure Tmain_form.Button1Click(Sender: TObject);

select_course_form.Show;

select_course_form.ComboBox1.ItemIndex:=0;;

Tmain_form.Button2Click(Sender: TObject);.resultquery.Active:=true;_form.Show;;

.

Код тестирующего модуля:testing_form;

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, StdCtrls, DBCtrls;

Ttest_form = class(TForm)

DBText1: TDBText;

Label1: TLabel;

Button1: TButton;

DBLookupListBox1: TDBLookupListBox;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure DBLookupListBox1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations }

public

TagValue : integer;

end;

test_form: Ttest_form;

data_module, main, select_course, DB;

{$R *.dfm}

Ttest_form.Button1Click(Sender: TObject);s : string;

// save answer + price count.answers.Insert;.answersKurs.Value:=select_course_form.ComboBox1.Text;.answersquestion_id.Value:=dm.questionsid.Value;.answersanswer_id.Value:=dm.answervariantsid.Value;:=TagValue+dm.answervariantsTag.Value;.answers.Post;

//

// next question + filter.questions.Next;.answervariants.Filter:='question_id='+'''' +dm.questionsid.AsString+'''';

//.Enabled:=false;_form.Label1.Caption:='Вопрос '+inttostr(dm.questions.RecNo)+' / '+inttostr(dm.questions.RecordCount);(Button1.Caption = 'Готово') then

begin

close();

// test result

if (TagValue <= 23) then s:='Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, Вы просто недооценивали себя, свои способности к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.';

if ((TagValue >=24) and (TagValue<=36)) then s:='у Вас вполне нормальный, средний уровень творческого потенциала. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют творить, но у Вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества.';

if ((TagValue >= 37) and (TagValue<=48)) then s:='у Вас уровень творческого потенциала выше среднего. Вы имеете развитые творческие способности, помогающие Вам практически всегда решать задачи творчески, не по шаблону.';

if (TagValue >= 49) then s:='у Вас высокий уровень творческого потенциала. Вы всегда творчески подходите к делу и решаете задачи на высоком творческом уровне.';

Application.MessageBox(PChar(s), 'Результат теста', MB_ICONINFORMATION);

dm.results.Insert;

dm.resultsKurs.Value:=strtoint(select_course_form.ComboBox1.Text);

dm.resultsLevel.Value:=TagValue;

dm.results.Post;

//

end;(dm.questions.RecNo = dm.questions.RecordCount) then Button1.Caption:='Готово';;

Ttest_form.DBLookupListBox1Click(Sender: TObject);.Enabled:=true;;


end.

Похожие работы на - Творческая самореализация студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!