данной работы является: рассмотреть технологию социально-педагогической защиты прав ребёнка
1. Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей
В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.
В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году. Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства, и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 год. Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы:
ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;
равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;
ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от всех небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
ребенок « … для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственность своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности». Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью;
на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию [1, с. 16].
В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.
Конвенция занимает особое место:
во - первых, ее основные положения касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей» или «Мировой Конституцией прав ребенка»;
во-вторых, она имеет особое значение для России - позволяет возродить понимание семьи как непреходящей ценности, а также изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье;
в-третьих, принципиальные положения Конвенции явились основой для разработки норм Семейного, Уголовного и Гражданского Кодексов некоторых государств - членов ООН, в частности - России;
в-четвертых, юридическая техника составления норм Конвенции настолько гибка, что позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права каждого ребенка[2, с. 29].
В 1996 году Конвенцию ратифицировали 90% всех государств - членов ООН.
Конвенция обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка: это родители, опекуны, а также те, кто по закону несёт ответственность за несовершеннолетнего. Устанавливается ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи, за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку. Конвенция прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего - государство.
Государство обязано следить за тем, чтобы деятельность учреждений, служащих и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, соответствовала принципам безопасности, охраны здоровья детей.
В Российской Федерации существует аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в РФ; уполномоченные по правам ребенка работают и в некоторых субъектах РФ. Кроме того, проблемами детства занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации.
Впервые защита государством материнства и детства, семьи в нашей стране была провозглашена в Конституции СССР 1977 года.
Конституция Российской Федерации 1993 года восприняла положения Конвенции о правах ребёнка [3]. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ этот документ имеет приоритетное значение. Основные принципы Конвенции закреплены в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Статья 38 этого документа посвящена материнству и детству: «1 .Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Несмотря на краткость изложения, смысл этой статьи довольно широк.
Прежде всего, это - подтверждение государственной политики в данной области, которая соответствует международно-правовым актам ООН. Государство признает огромное значение материнства и детства и вызывается их защищать, принимая разнообразные меры по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
Однако основным средством государственного регулирования было и остается принятие законов. Выраженный в Конституции принцип защиты материнства, детства и семьи получил развитие в законодательстве об охране здоровья, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.
Таким образом, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст.38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч.2 ст. 19 Конституции РФ).
Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям [4].
Особо следует подчеркнуть, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ) [5].
Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года [6]. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.
Закон особо выделяет детей:
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
оставшихся без попечения родителей;
инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;
жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
оказавшихся в экстремальных ситуациях;
жертв насилия;
отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
проживающих в малоимущих семьях;
с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей.
Закон гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении (п.1 ст.9). Таким образом, в Российской Федерации принят необходимый комплекс нормативно - правовых актов, опирающихся на международное законодательство в области защиты прав ребёнка.
2. Технология социально - педагогической работы по защите прав детей
Защита прав ребенка - это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями» [10, с. 94]. Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.
Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:
) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;
) контроль за соблюдением прав детей;
) собственно защиту детей[8, с. 34].
Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:
вид учреждения, в котором работает социальный педагог (образовательное, социальное, учреждения здравоохранения, культуры, правопорядка, общественная организация и др.);
контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;
условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);
специализация деятельности социального педагога (школьный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог-валеолог и др.);
тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; семейно-соседская среда; общественные детские и юношеские организация и объединения; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов) [9, с. 24].
Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:
воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;
разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;
организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;
обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;
Рассмотрим методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям защиты прав детей.
. Каждый ребенок имеет право на образование.
Социальный педагог должен обеспечивать реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности);
Социальный педагог призван обеспечить:
оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;
консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями [9, с. 25].
. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации
В этом направлении социальный педагог осуществляет:
профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах -воздействия на ребенка;
защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);
просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость [9, с. 26].
. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.
Социальный педагог организует:
помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);
помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;
бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;
помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.;
если семья является беженцами, оказывает помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот [9, с. 27].
. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.
Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:
осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;
защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;
играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;
играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;
помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми [9, с. 27].
. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.
Социальный педагог осуществляет:
привлечение детей к управлению школы;
организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;
вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов [9, с. 28].
. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.
Данное направление включает:
привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;
вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);
организацию отдыха детей в летних лагерях;
содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;
организацию турпоходов, поездок по родному городу, краю, стране; посещение выставок, концертов, музеев.
. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь. Социальный педагог:
оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;
содействует в оформлении опекунства;
осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей [9, с. 28].
. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.
Социальный педагог осуществляет:
выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;
укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;
помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе [9, с. 28].
Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.
Заключение
В соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.
Социально-педагогическая защита прав ребенка включает:
выявление и поддержку учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
защиту прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
защиту и индивидуальную работу с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
Социальный педагог образовательного учреждения должен следить за тем, чтобы соблюдались права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения, которые определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
Приоритетными задачами в области обеспечения личных прав детей в системе образования можно считать их защиту от всех форм насилия, оскорблений, небрежного обращения, создание условий, гарантирующих уважение к личной жизни ребёнка и его мнению, а также гарантирование выполнения всех других личных прав.
социальный педагог защита ребенок
Список литературы
1.Декларация прав ребенка // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 16 - 28.
.Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Гарант, 1997. С. 29 - 46.
.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).
.Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 04.10.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.10.2010).
.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г.).
.Волков В.В. Правовые аспекты защиты прав ребенка: российский и американский опыт / В.В. Волков - Н.Новгород: НГЦ, 2003.
.Защита детства: социальные, правовые и медико-психолого-педагогические аспекты. Информационно-методическое издание / Общая редакция, составление: О.В. Пишкова, А.Ф. Радевич. - Ижевск: ИГОО «Центр социальных и образовательных инициатив», 2007. - 170 с.
.Колтовская М.Е. Специфика практической деятельности социального педагога по защите прав детей // Социальная педагогика в развитии. - М.: ИСПС РАО, 2004. - С. 23-28.
.Поддубная Т. Н. Справочник педагога: защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 473 с.