Стратегия развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности в России»
Стратегия развития образовательной области
«безопасность жизнедеятельности в России»
Прошло
13 лет после введения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в
российских школах и предмета «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных
заведениях страны. Появление этих учебных дисциплин, по сути, стало интуитивным
отражением еще не вполне осознанной государственной и общественной потребности в
организации целенаправленного, непрерывного, массового образования населения по
вопросам безопасности жизнедеятельности в связи с крайне обострившейся
проблемой выживания России и всего человечества в условиях развивающегося в
стране глубочайшего системного кризиса, а также небывалого роста глобальных
вызовов и угроз.
Главный
результат минувшего периода заключается в том, что мы выстояли, находясь в
тяжелейших условиях неопределенности, отсутствия необходимой материальной и
методической поддержки, скрытого и открытого сопротивления чиновников, в том
числе в самом Министерстве образования, и даже протестных действий значительной
части педагогов и родителей.
Внедрение
и развитие курса ОБЖ, а параллельно с ним и БЖД, шло исключительно благодаря
подвижничеству педагогов, специалистов МЧС, МВД, в меньшей мере Министерства
обороны, а также усилиям общественности.
По
данным МЧС России, в 76 регионах страны из 89 курс ОБЖ преподается в школе с 1
по 11 классы и считается обязательным на региональном уровне. Появилась и
утверждается в образовательной среде новая специальность 033300 – «Безопасность
жизнедеятельности». Квалификация – учитель безопасности жизнедеятельности.
Сегодня уже 25 тысяч учителей, целая интеллектуальная армия безопасности,
занимается обучением и воспитанием учащихся по вопросам, связанным с
обеспечением защищенности личности, общества, государства от внутренних и
внешних угроз в различных ситуациях социального, природного и техногенного
характера.
В
связи с преподаванием ОБЖ и БЖД в образовательных учреждениях России
расширились возможности науки по разработке теории безопасности. Более того,
появились предпосылки для выделения ее нового направления – педагогики
безопасности. Подготовлены новые ученые в этой области – доктора наук,
кандидаты наук. Тем самым закладывается фундаментальность содержания и
психолого-педагогических технологий ОБЖ и БЖД, формирующих личность гражданина,
ответственно относящегося к личной безопасности и безопасности других. Более
качественными становятся учебники и учебные пособия по ОБЖ и БЖД, хотя на наш
взгляд, они все еще неудовлетворительные и далеко не отвечают своему
предназначению – воспитанию у учащихся и студентов культуры безопасности.
Настоящим
прорывом в закреплении статуса ОБЖ и БЖД в школе и вузе стало принятие Государственной
Думой в первом чтении проекта Федерального закона «О стандартах образования»
(2002 г.), в котором курс ОБЖ был отнесен к категории «образовательная область»
наряду с другими традиционными учебными дисциплинами. После этого, казалось,
что уже ничто не помешает поступательному продвижению ОБЖ и БЖД в системе
образования России. Но не тут-то было.
В
том же 2002 году, уже после первичного решения Думы по поводу образовательных
стандартов, бывший министр образования Филиппов совершенно неожиданно для
педагогический общественности распустил подготовившую этот документ группу
Фирсова В.В. и передоверил заниматься «реформой» российского образования таким
одиозным деятелям, как Кузьминов (ректор Высшей школы экономики), Днепров
(бывший Министр образования), Шадриков (бывший зам. Министра образования). Эти
люди известны своими либеральными взглядами и приверженностью западным
ценностям. Получив на определенных условиях деньги, и немалые, от Всемирного
банка, а возможно, и из других зарубежных источников на «реформу» образования в
России, эта группа, сумевшая привлечь на свою сторону Филиппова, попыталась
навязать российскому обществу чуждые и крайне опасные по своим последствиям
представления о том, чему и как следует учить наших детей. При этом главной мишенью
своих нападок они избрали ОБЖ – единственный предмет в школе о безопасности.
Под видом необходимости освободить учеников от чрезмерной нагрузки они
предложили изъять его из школьной программы. Кузьминов в своей статье
«Образование и реформа», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», заявил, что
«все предметы имеют право на существование, кроме ОБЖ».
Спрашивается,
почему враги России и внутренние, и внешние вдруг так ополчились против ОБЖ?
Ведь они молчали, когда преподавание этого предмета сводилось к чисто
техническим занятиям, например, по пожарной безопасности, а кое-где и к урокам
безопасного секса. Вышеупомянутый Днепров в своей концепции «реформы»
образования, настаивал на том, что в системе образования должна рассматриваться
только личная безопасность учащегося во время его нахождения в школе, а
национальная безопасность – это, дескать, удел Совета Безопасности. Днепров
раскрылся тем самым. Стоило лишь сделать первые попытки поднять планку ОБЖ на
уровень национальной безопасности и включить это положение в концепцию и
образовательный стандарт, как противник всполошился. В качественно новом
подходе к ОБЖ он увидел угрозу своим планам закабаления России, использования
нашей страны в качестве сырьевого придатка Запада, так называемого «золотого миллиарда».
Ведь ученик, усвоивший, что такое национальная безопасность, осознавший свой
патриотический долг и получивший навыки обеспечения безопасности страны,
никогда не согласится с колонизацией своей Родины и будет самоотверженно
защищать ее национальные интересы. Поэтому нападки на ОБЖ со стороны агентов
влияния Запада должны укреплять нас в правоте нашего дела, когда мы отстаиваем
образовательную область безопасность жизнедеятельности.
Мне
хотелось бы поблагодарить каждого учителя безопасности жизнедеятельности,
присутствующих здесь Сапронова, Сюнькова, Смирнова, Петрова и других
подвижников ОБЖ за их гражданский подвиг во имя внедрения, сохранения и
развития образовательной области безопасность жизнедеятельности. Этот подвиг не
менее значим, чем героические дела в Великой Отечественной войне. Учитель
безопасности жизнедеятельности находится сегодня на передовой защиты Отечества,
обеспечения национальной безопасности России. Вопрос сегодня стоит так: будет
образовательная область безопасность жизнедеятельности ведущей дисциплиной в
школе и вузе – спасется, выживет Россия, если не будет, значит не будет и
России. Именно сохранение и развитие ОБЖ и БЖД дает шанс России на выживание,
ее будущее.
Такая
позиция основана на том, что и для России, и для всего человечества главной
проблемой XXI века является выживание. Более ста лет назад великий ученый
Менделеев так сформулировал формулу жизни для России: уцелеть и продолжить
независимый рост. Она остается актуальной и сегодня, хотя и нереализуемой.
Парадокс: страна вымирает, разрушается, а ее выживание еще не стало главной
целью государственной политики, самого общества. У государства нет стратегии
выживания, а потому нет и стратегии образования.
На
наш взгляд, стратегией выживания России, а следовательно и стратегией
образования и, в первую очередь, образовательной области безопасность
жизнедеятельности, должно стать достижение гармонии развития человека,
общества, государства, природы, российской цивилизации; их духа, тела,
интеллекта. Для человека это означат прежде всего гармонию с самим собой, с
природой, обществом, властью, если, конечно, власть праведная, легитимная и
справедливая.
Сегодня
среди педагогов и специалистов растет число сторонников мировоззренческого
подхода к образовательной области безопасность жизнедеятельности, когда у
школьников и студентов формируется осознание ими своего места в природе, в
обществе, в мировом сообществе, своего отношения к окружающему миру. Именно
такой подход, мировоззренческая устойчивость, мировоззренческая культура позволит,
в свою очередь, сформировать гражданскую, патриотическую позицию личности по
всем вопросам внутренней и внешней политики, в сфере безопасности.
Вместе
с тем, тенденция мировоззренческого подхода к ОБЖ и БЖД еще не стала
определяющей. Но если мы признаем, что разруха в головах, если мы признаем
духовные и нравственные императивы, высшие моральные ценности, то почему
соглашаемся с тем, что в ОБЖ и БЖД доминирует, подавляет катастрофная логика и
методология? Мы продолжаем ставить телегу впереди лошади, а значит обоз
образовательной области безопасность жизнедеятельности не сдвинется с места.
Конечно, важно научить учащегося тушить пожары, но еще важней, добиться того,
чтобы у человека не возникала мысль совершить поджог. По статистике же
последних лет большинство лесных пожаров стали следствием сознательных поджогов
ради корысти.
Проблема
формирования мировоззренческой устойчивости заключается еще и в том, что ум и
сознание человека уже не в состоянии угнаться за масштабными и глубокими
переменами быстро текущей жизни. Ректор Московского гуманитарного университета
Игорь Михайлович Ильинский считает, что отчасти поэтому наступил кризис
понимания происходящего и как следствие – нарастание хаоса и абсурда во всех
сферах жизни и на всех уровнях управления вплоть до глобального. Растут угрозы
дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и
глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет
уязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностной
сфере. Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широких
народных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физических
качеств, необходимых для выживания.
Поэтому
столь актуальной является задача формирования у учащихся мировоззренческой
устойчивости, культуры безопасности, способностей противостоять антикультуре,
насилию, агрессии, преступности, наркомании, всем старым и новым порокам. И
здесь я только напомню о нашей концепции формирования личности безопасного типа
как главной задаче школы, которую наш Фонд национальной и международной
безопасности выдвинул 12 лет назад. Личность безопасного типа – это человек,
осознающий самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение,
стремящийся жить в согласии с самим с собой, окружающей средой, гармонично
сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу ради
блага России, сохранения жизни на Земле.
Формирование
мировоззренческой устойчивости, психофизических качеств личности учащихся и
студентов, умение преодолевать психологические стрессы, не паниковать,
предполагает необходимость уделить большее внимание в школе и вузе
психогигиене, тому, что позволяет выработать духовный иммунитет от нарастающей
агрессивной бездуховности. То есть, педагогу важно держать в поле зрения не
только внешние факторы, но и внутреннюю среду обитания человека, его
личностное, душевное, духовное, психологическое пространство. Вспомним Тютчева:
«Есть целый мир в душе твоей таинственно-волшебных дум, их заглушил наружный
шум». Психогигиена призвана помогать выстраивать гармоничное взаимодействие
внешней и внутренней среды обитания человека.
Почему
так важен в ОБЖ и БЖД духовный фактор? Потому, что значение его резко возросло
во всех сферах жизнедеятельности, особенно в войне. Я придерживаюсь закона
непрерывности войн, выведенного русским генералом Снесаревым, служившим и в
Царской, и в Советской армиях. Война лишь меняет свое обличье, что подчеркивал
Клаузевиц. Она никогда не повторяется. Тем не менее, мы всегда готовимся к
прошлым войнам, поглощая национальное достояние и обрекая себя на неизбежное
поражение. Мы не признавали холодную войну войной, 3-ей Мировой войной, и
потерпели в ней жесточайшее поражение: не стало Советской России.
Сейчас
идет 4-я мировая война за передел ресурсов и установление нового мирового
порядка, но мы опять не осознаем этого факта. Вместе с тем, эта война нового
типа разворачивается на трех театрах военных действий: геополитическом или
физическом; психологическом или информационным; духовном или цивилизационном.
Главные сражения развертываются в духовной сфере. На одного убитого в
вооруженной схватке приходится тысяча загубленных жизней в духовном
противостоянии. Надо учитывать это, закладывая основы военных знаний в школе,
иначе России очередного, теперь уже окончательного, поражения не избежать.
Мы
последовательно выступаем за то, чтобы образовательная область безопасность
жизнедеятельности стала главной, системообразующей в школе, чтобы она
сопровождала человека от первого крика до последнего вздоха. Это стратегическая
задача. А тактические задачи связаны с включением ОБЖ в основополагающие
нормативные документы образования, с подготовкой кадров, с написанием
учебников, пособий, с совершенствованием качества обучения и воспитания.
С
созданием Ассоциации педагогов и специалистов по безопасности жизнедеятельности
у нас стало больше возможностей для решения задач, касающихся развития нашей
образовательной области. Как председатель Ассоциации приглашаю Вас принять
самое активное участие в ее деятельности. К сожалению, время для доклада
истекло. Ближе ознакомиться с нашей новой общественной организацией Вы можете
на сайте Фонда НИМБ, в апрельском номере журнала «ОБЖ. Основы безопасности
жизни», в прямом контакте с членами Совета Ассоциации БЖД.
В
наших совместных усилиях – шанс выживания и воспроизводства России как
государства и народа. Не упустить бы его!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fnimb.org