Контрольная работа
1. Кем как
осуществляется учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства в
пределах России, какими нормативно-правовыми актами регулируется этот вопрос.
Законом РФ
"О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 г. № 5242-1
установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации
гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед
другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет
граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства. В ст.3 вышеуказанного
Закона прямо указано, что граждане РФ обязаны регистрироваться по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона говорится об органах
регистрационного учета граждан РФ. В городах, поселках, сельских населенных
пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных
в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях,
в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета
граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации являются органы внутренних дел, в остальных
населенных пунктах - местная администрация.
Согласно
ст.5 Закона регистрация гражданина Российской Федерации
по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту
жительства.
Регистрация и снятие гражданина
Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице,
санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице,
другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии
администрацией соответствующего учреждения.
В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного
учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в
соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.6
Закона гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со
дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу,
ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме и предъявить
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение
(ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение,
или иной документ), или его надлежаще заверенную копию.
Правила регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за
регистрацию утверждены постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N
713.
Контроль за соблюдением гражданами Российской
Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской
Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации возлагается на органы внутренних дел.
2. Сформулируйте понятие административно –
правового статуса общественных объединений и раскройте его содержание со
ссылкой на конкретные статьи закона об общественных объединениях.
Общественное
объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное
по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для
реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5
Закона "Об Общественных объединениях").
Рассматривая
общественные объединения как один из субъектов административного права, следует
подчеркнуть, что это один из фундаментальных конституционно-правовых
институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч.
2 ст.19; ч.1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях
дана общая характеристика общественных объединений как субъектов российского
права.
Более
развернутая и конкретизированная характеристика общественных объединений как
субъекта, в частности, административного права содержится в Федеральном законе
от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» № 21, ст. 1930, других
федеральных законах, нормативно-правовых актах, а также в уставах союзов,
ассоциаций и иных объединений граждан.
Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон об общественных объединениях, другие
законы РФ образовали законодательную базу общественных объединений. Ее, в
частности, составляют законы об отдельных видах общественных объединений: «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января
1996г.; «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; «О свободе
совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. и др.
Административная
правосубъектность общественных объединений включает комплекс, принадлежащих им
прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами
исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную
правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды
административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.
Наиболее
важные вопросы, связанные с общественными объединениями решены в законе о них.
Он определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные
гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания,
деятельности, реорганизации и ликвидации.
Права
общественных объединений (cт. 27
Закона «Об общественных объединениях»):
- свободно распространять
информацию о своей деятельности;
- учасвовать в выработке
решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- проводить
собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;
-
представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников
(других граждан) в органах государственной власти, органах местного
самоуправления и общественных объединениях;
- выступать с
инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в
органы государственной власти;
- участвовать
в избирательных компаниях и т.д.
Обязанности
общественных объединений (cт. 29
Закона «Об общественных объединениях»)
- соблюдать
законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, свой устав и
другие правовые нормы;
- ежегодно
публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать
доступность ознакомления с указанным отчетом;
- ежегодно
информировать соответствующие органы о продолжении своей деятельности с
указанием соответствующей информации об объединении;
-
представлять по запросу соответствующего органа годовые и квартальные отчеты о
своей деятельности, решения руководящих органов и должностных лиц общественного
объединения;
- допускать
представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые
общественным объединением мероприятия;
- оказывать
содействие контролирующему органу в ознакомлении с деятельностью общественного
объединения.
Контроль и
надзор за деятельностью общественных объединений (cт. 38 Закона «Об общественных объединениях»).
За
деятельностью общественных объединений осуществляют надзор и контроль следующие
органы:
1. Прокуратура.
Осуществляет надзор за соблюдением законов.
2. Орган,
регистрирующий общественные объединения. Осуществляет контроль за уставными
требованиями.
3. Финансовые
органы. Контролируют источники доходов, размеры получаемых средств, уплату
налогов.
4. Экологические,
пожарные, эпидемиологические и другие органы. Осуществляют надзор и
контроль за выполнением существующих норм и стандартов.
За нарушения
Конституции РФ, за нарушения законодательства РФ или за нарушения других
правовых норм деятельность общественных объединений, по решению суда, может
быть приостановлена или ликвидирована.(Деятельность приостанавливается и
по решению органов, которые осуществляют контроль и надзор за деятельностью
общественных объединений).
Случаи
ликвидации общественных объединений (cт. 44 Закона «Об общественных объединениях»).
- за
насильственное изменение основ конституционного строя;
- за
нарушение целостности РФ;
-
за создание
вооруженных формирований;
-
за разжигание
социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
-
при нарушении
прав и свобод граждан;
-
при неоднократных
или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом
осуществлении объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Вывод: Общественные объединения представляют
собой добровольные, самоуправляемые, некомерческие формирования, которые
образуются на основе общности интересов граждан, закрепленных в уставе и
которые принимают участие в государственном управлении путем реализации своих
прав и обязанностей.
3. Посмотрите
несколько номеров собрания законодательства РФ и приведите по три примера указа
Президента, постановлений и распоряжений правительства РФ являющихся нормативными
и ненормативными правовыми актами управления.
Нормативные акты обладают
рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в
частности правоприменительных, носящих индивидуально – определённый характер.
Эти признаки заключаются в следующем :
1. нормативные акты есть результат
правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных
лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
2. они содержат в себе общеобязательные
правила поведения (нормы);
3. содержащиеся в них предписания
являются выражением государственной воли;
4. применяются и реализуются в особом
процессуальном порядке;
5. имеют строго определённую
документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);
6. направлены на регулирование наиболее
типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения норм права
касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций,
объстоятельств.
7. рассчитаны на постоянное либо
длительное действие, тогда, как применительные акты – на однократную
реализацию;
8. нормативные акты не
персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределённо большому числу
субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.
Поэтому нормативно –
правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которыми
источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет своё
действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового
регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к
определённым лицам и прекращает своё действие с реализацией конкретного права
или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий
конкретному лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным
лицом).
Индивидуальные
правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний
правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах. Они имеют
обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается
компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако
источниками права они не являются, поскольку норм права не содержит. В отличие
от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и
конкретным жизненным ситуациям.
Нормативные
правовые акты
1. Постановление
Правительства РФ от 05.12.2003 N 735 "Об утверждении положения о
лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному
обеспечению и пенсионному страхованию".
Положение
определяет порядок лицензирования деятельности негосударственных пенсионных
фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (обязательному и
профессиональному), осуществляемой на территории Российской Федерации.
В целях
обеспечения реализации порядка государственной регистрации индивидуальных
предпринимателей, предусматриваемого Федеральным законом от 23 июня 2003 года N
76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
государственной регистрации юридических лиц" внесены изменения и
дополнения в некоторые законодательные акты Российской Федерации (Закон РФ
"О государственной пошлине", Закон РФ "Об образовании",
Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской
области", Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях). Закон РСФСР от 07.12.1991 N
2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" признан
утратившим силу.
3. Указ
Президента РФ от 28.11.2003 N 1410 "О Признании утратившими силу некоторых
указов президента Российской Федерации"
Вступит в
силу с 01.01.2004.
В связи с
внесением изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной
регистрации юридических лиц", вступающих в силу с 1 января 2004 года,
признан утратившим силу Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 "Об
упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на
территории Российской Федерации", а также отдельные положения ряда указов
Президента РФ по вопросу государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей.
Ненормативные
правовые акты
1.
Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 326-О "Об отказе в
принятии к рассмотрению жалобы гражданина Насташкина Аркадия Михайловича на
нарушение его конституционных прав статьей 1, частью второй статьи 42, частью
первой статьи 79 федерального конституционного закона "о конституционном
суде российской федерации" и статьей 3 закона российской федерации
"об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан".
Конституционным
Судом РФ отказано в принятии к рассмотрению жалобы как не отвечающей
требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в связи с тем, что заявитель не приводит
какого-либо правового обоснования неконституционности указанных
законоположений.
2.
Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 N 334-О "Об отказе в
принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хромова Андрея Викторовича на
нарушение его конституционных прав частью второй статьи 2 закона российской
федерации "о праве граждан российской федерации на свободу передвижения,
выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Отказано в
принятии к рассмотрению жалобы, в которой оспаривается конституционность части
второй статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации", предусматривающей местом пребывания
гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристскую базу,
больницу, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся
местом жительства гражданина, - в которых он временно проживает, поскольку по
предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее уже были вынесены сохраняющие
свою силу решения, касающиеся регистрации граждан по месту пребывания и
жительства.
3.
Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 345-О "Об отказе в
принятии к рассмотрению запроса советского районного суда города липецка о
проверке конституционности части четвертой статьи 32 федерального закона от 16
февраля 1995 года "о связи".
Отказано в
принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности положения,
предусматривающего, что прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с
сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и
документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные
ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения. Суд
указал, что норма, содержащаяся в части четвертой статьи 32 Федерального закона
от 16.02.1995 "О связи", согласно которой получение сведений о
телефонных переговорах допускается на основании судебного решения, является
специальной, конкретизирующей и обеспечивающей действие статей Конституции РФ
применительно к вопросам сохранения тайны связи.