Формы предпринимательства в современной России

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    110,48 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы предпринимательства в современной России

ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

СОДЕРЖАНИЕ


         ВВЕДЕНИЕ                                                                                              

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

         1.1. Понятие предпринимательства, его значение и функции

         1.2. Формы и виды предпринимательской деятельности

         ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

         ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

         2.1. Организационно-правовые формы предпринимательства в

в современной России

2.2. Распределение предпринимательства по формам собственности

ГЛАВА 3. СОЧЕТАНИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА

В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ИХ ПРОБЛЕМЫ

3.1. Малый бизнес в России

3.2. Крупный бизнес

3.3. Объединение предприятий

3.4. Государственное предпринимательство в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

         Рыночная экономика – это, прежде всего экономика сво­бодного предпринимательства. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с уве­личением масштабов предпринимательства.

         Возрождение предпринимательской деятельности в России — это уникальное социальное, по­литическое и экономическое явление в истории человечества. Уника­льность состоит в том, что предпринимательская деятельность возник­ла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки централизованной плановой системы. Именно поэтому пред­принимательская деятельность в России связана с целым рядом труд­ностей и противоречий.

Становление предпринимательства в России во многом зави­сит от совершенствования его организационно-правовых форм, так как для любого предпринимателя его деятельность начинается с нахождения хозяйственной сферы (ниши) и выбора форм пред­принимательства. Организационно-правовая форма предпринима­тельства делает бизнес благородным, соответствующим требова­ниям цивилизованной экономики.

Совершенствование организационно-правовых форм предпри­нимательства в России строится на использовании опыта хозяй­ствования западных стран и традиционных особенностей хозяй­ствования России. С 1 января 1995 г. введен в действие Граждан­ский кодекс Российской Федерации, в котором закреплены основные формы отечественного предпринимательства.

Цель данной работы – рассмотреть, используемые на практике формы предпринимательства и проанализировать развитие предпринимательства в различных формах в современной России.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Понятие предпринимательства, его значение и функции

         Движущим фактором поступательного развития национальной экономики всегда всегда выступало предпринимательство.

На сегодняшний день в мире не существует общепринято­го определения предпринимательства. Американские специалисты Роберт Хизрич и Майкл Питерс определяют предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансо­вый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым[1].

Предпринимательство, в широком смысле – самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.[2]

          Предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организацией задач.[3]

В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является: самостоятельная; осуществляемая на свой риск; направленная на систематическое получение при­были от пользования имуществом, продаж товаров, выпол­нения работ или оказания услуг деятельность; осуществляемая лицами, зарегистрированными в соответствующем качестве.

В большинстве определений подчеркивается, что предпринимательство — это деятельность частных лиц и организаций, то есть предпринимательство основан на частной, негосударствен­ной собственности на факторы производства. При этом все же не следует отрицать наличие государственного предпринимательства.[4]

Исторически исходным пунктом предпринимательской инициативы (поиска новых возможностей извлечения выго­ды) была торговая деятельность, направленная на поиск наиболее привлекательных рынков. Позже активную роль также играло  ростовщичество.

С переходом к индустриальной стадии развития при­оритетной сферой предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рын­ков, а нахождение наиболее рациональной комбинации при­меняемых факторов производства является условием пред­принимательского успеха.

В постиндустриальной экономике важнейшей задачей предпринимательской деятельности становится не приспо­собление к меняющимся условиям, а способность преобра­зовать сами условия хозяйствования, правильно оценив перспективу общественного развития. В изменившихся ус­ловиях – это ключевой момент предпринимательской дея­тельности.

В условиях постиндустриального развития предприни­мательство все в большей мере охватывает сферу финан­сов и научной деятельности, что способствует реализа­ции его инновационной функции. Работая на перспективу, предприниматель руководствуется не текущими целями, а задачами стратегического порядка. Главной целью его де­ятельности становится не только максимизация «ближай­шего» результата, но и обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации. Это обусловли­вает смену духа рационализма на дух демократизма и соци­ального партнерства. Таким образом, по мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка.

Роль предпринимательства очень важна в условиях современной рыночной экономики. Ведь сам переход российской экономики к рыночным отношениям напрямую связан с развитием предпринимательства, которое является неотъем­лемой составной частью экономической системы, ее функционирования, при­знаком рынка. Именно поэтому современная экономическая наука в числе основ­ных факторов производства вместе с землей, трудом и капиталом выделяет пред­принимательство.

Экономические выгоды существования предприниматель­ства:

1. Увеличение кривой производственных возможностей (КПВ) или изменение ее наклона.

2. Создание новых продуктов.

3. Помощь экономике в достижении равновесия (в соеди­нении с другими факторами равновесия).

4. Минимизация Х-неэффективности, связанной, по X. Лейбенстайну, с разбуханием и бюрократизацией управ­ленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще.[5]

Для понимания природы и механизма функционирова­ния важное значение имеют функции предпринимательства.

Можно выделить две группы функций.[6]

Первая группа — управленческая, составляющие ко­торой можно объединить в четыре блока: непосредственно управление производством; управление финансами; управление кадрами; управление сбытом.

Вторая группа – интегрирует функции: ресурсную; творческую; социальную,

сориентированные на:

1) рационализацию производства, использование сбе­регающих технологий;

2) решение социальных проблем — непосредственно используется на наиболее крупных предприятиях в форме проводимой здесь социальной политики, кроме того, пред­полагает ориентацию производства на наилучшее удовлет­ворение потребительского спроса, рост благосостояния.

1.2. Формы и виды предпринимательской деятельности

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятель­ности, формам собственности, количеству собственников, орга­низационно-правовым и организационно-экономическим фор­мам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим не­которые из них.

По виду, или назначению, предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, фи­нансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функцио­нировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также на­ходиться в собственности общественных объединений (орга­низаций). При этом, государство не может устанавливать в ка­кой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахож­дения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объедине­ний (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятель­ность может быть индивидуальной и коллективной. При инди­видуальном предпринимательстве собственность принадлежит од­ному физическому лицу. Коллективному предпринимательству со­ответствует собственность, принадлежащая одновременно не­скольким субъектам с определением долей каждого из них (доле­вая собственность) или без определения долей (совместная собст­венность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финан­сово-промышленные группы, холдинги.

Производственное предпринимательство можно назвать веду­щим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производ­ство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности.

В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера дея­тельности претерпела наибольшие негативные изменения: распа­лись хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансо­вое положение предприятий.[7] Вследствие этого широкому разви­тию производственного предпринимательства, особенно в сфере малого бизнеса, в ближайшие годы предстоит уделить наиболь­шее внимание.

Коммерческое предпринимательство характеризуется, прежде всего, тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они вы­ражают основное содержание коммерческого предприни­мательства. Суть этого вида предпринимательства пред­ставляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.[8]

К числу особых видов коммерческого предприниматель­ства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях дан­ного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные. По сути, мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.[9]

В последние десятилетия во всех развитых странах мира выде­ляется, обособляется самостоятельный вид предпринимательства – консультативный (консалтинг). Консалтинг выделен статистикой в от­дельную отрасль. В США в этой отрасли занято около 700 тыс. человек, а годовой объем услуг составляет порядка 50 млрд долл[10]. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без использования консультантов.

В России в настоящее время насчитывается несколько сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения: в небольшой Голландии их насчитывается более 2000).[11] Сопоставляя уровень его развития в нашей стране и в других экономически развитых странах, можно сде­лать вывод, что в ближайшие годы этому виду предпринимательской деятельности предстоит стремительное развитие в России.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Вы­бор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными ус­ловиями: сферой деятельности;  наличием денежных средств; достоинством тех или иных форм предприятий; состоянием рынка.

Форма предпринимательства — это система норм, определяю­щая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими пред­приятиями и государственными органами — с другой.[12] Существуют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные.

Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на ма­лые и средние; крупномасштабные. Индивидуальные формы без образования юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его достояние. В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производст­венном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.

В ряде случаев закон предусматривает необходимость полу­чения государственных лицензий, выдаваемых за отдельную плату и дающих право на конкретные виды индивидуального предпринимательства, например на заня­тие охотой и рыболовством в определенных масштабах, на медицинские и обра­зовательные услуги, транспортировку грузов. Для систематических занятий опре­деленными видами деятельности приобретается патент.

Получение статуса юридического лица предполагает регистрацию предприятия, которое может быть и индивидуальным. Владелец такого предприятия может на­нять на работу директора, а он в свою очередь нанимает любое количество со­трудников. Нанятые на работу не являются собственниками предприятия. Эти люди, хоть и участвуют в бизнесе, предпринимателями не являются. В качестве бизнес­мена выступает только собственник, учредитель предприятия.

Разновидность индивидуального предпринимательства представляет собой се­мейный бизнес, который относится к коллективным формам ведения дела.

Объединительные, интеграционные формы предпринимательства оформляются в виде ассоциаций и союзов. Если к предпринимательству примыкают государственные предприятия и организации, то можно говорить о государственном предпринимательстве. Это возможно, например, в случае аренды предпринимателями государственной или муниципальной собственности.











ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

         2.1. Организационно-правовые формы предпринимательства в

в современной России

В хозяйственной практике рассмотренные в первом разделе работы формы предпринимательства — индивидуальное, парт­нерское и корпоративное — облекаются во множество конкретных организационно-правовых форм. В процессе исторического развития в способы ведения предпринимательской деятельности включались все новые формы хозяйственного взаимодействия, усложнялись от­ношения собственности и механизмы объединения и перелива ка­питала, появлялись все более развитые способы распределения до­ходов и рисков, меры по обращению ответственности, формы управления капиталом. Складывалось предпринимательское право как важнейший элемент гражданского и хозяйственного права. Происходила определенная дифференциация норм предприниматель­ства по регионам планеты — континентальное (европейское) право, англо-саксонские правовые нормы, американская правовая модель предпринимательства и др.

Важно понимать в связи с этим, что процесс становления со­временных организационно-правовых форм предпринимательства по-разному происходит в странах с развитой рыночной и с пере­ходной экономикой. Если в рыночной экономике этот процесс был исторически эволюционным и сопровождал естественный прогресс экономического и общественного уклада, то странам с переходной экономикой приходится переживать все трудности ломки общест­венных, экономических и организационных отношений. Правовые предпринимательские нормы поэтому менее стабильны, нередко внутренне противоречивы, страдают приверженностью интересам тех или иных общественных групп. Однако большинству постсо­циалистических стран, в том числе и России удалось относительно быстро создать основы организационно-правовых форм предпринимательства, в целом при­ближенных к рыночным.[13]

Организационно-правовые формы хозяйственной дея­тельности в условиях перехода к рынку характеризуются большим многообразием. Наиболее значимыми признака­ми, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой, являются:

статус собственника применяемого капитала;

способ распределения прибыли и убытков;

количество участников данного хозяйственного объе­динения;

форма управления;

источники имущества, составляющего материаль­ную основу хозяйственной деятельности данного субъекта;

пределы имущественной ответственности.

Рассмотрим теперь более подробно основные организацион­но-правовые формы предпринимательской деятельности, определяю­щие тот или иной статус фирм.

В настоящее время деятельность предприятий на территории Российской Федерации может осуществляться в организационно-правовых формах, представленных в приложении 1. В соответствии с Гражданским кодексом  РФ в стране могут создаваться хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого (полные то­варищи) заключили между собой договор о создании предпри­ятия для совместного ведения определенной хозяйственной дея­тельности. Источником формирования имущества полного това­рищества служат вклады его участников.

Полному товариществу не требуется устав. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подпи­сывается всеми его участниками.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складоч­ном капитале. Для определения размера налогов каждый участ­ник прибавляет свою долю прибыли к имеющемуся у него дохо­ду и с этой суммы платит налоги. Участники полного товарищества солидарно несут ответственность своим имуществом по обя­зательствам товарищества.

Несколько иное положение в смешанном (коммандитном) то­вариществе (или товариществе на вере). Наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предприниматель­скую деятельность и отвечающими по обязательствам товарище­ства своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), кото­рые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарище­ства, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом пред­принимательской деятельности.

Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет устава. Оно создается и действует на основе учредительного до­говора, который подписывается всеми полными товарищами.

Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий — хозяйственные общества, общество с ограничен­ной ответственностью, общество с дополнительной ответственно­стью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

На начальном этапе перехода экономики России к рыночным отношениям широкое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества с огра­ниченной ответственностью (ООО). Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В отличие от общества с ограниченной ответственностью участники общества с дополнительной ответственностью соли­дарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в оди­наковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, оп­ределяемых учредительными документами общества. При бан­кротстве одного из участников его ответственность по обяза­тельствам общества распределяется между остальными участни­ками пропорционально их вкладам.

Широко распространенной формой предпринимательства в современных условиях являются акционерные общества (АО). Большинство из них создано путем приватизации государствен­ных муниципальных предприятий. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принад­лежащих им акций.

Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Та­кое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения го­довой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую под­писку на выпускаемые им акции. Акционеры закрытого акцио­нерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами.

Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерного общества служит устав, утвержденный учредителя­ми. В нем помимо общих сведений должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве; о размере уставного капитала общества; о правах акционеров; о составе и компетенции органов управле­ния обществом и порядке принятия ими решений и др.

Гражданским кодексом впервые определены дочерние и за­висимые общества. Дочерним признается хозяйственное обще­ство, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном ка­питале либо иным образом имеет возможность определять ре­шения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). В то же время основное общество (товарищество) отвечает солидар­но с дочерним обществом по сделкам, заключенным послед­ним во исполнение его указаний.

Несколько иной экономический статус имеет зависимое хозяй­ственное общество. Зависимым признается хозяйственное обще­ство в случае, если другое, преобладающее или участвующее об­щество имеет более 20% голосующих акций акционерного обще­ства, или 20% уставного капитала общества с ограниченной от­ветственностью.

Несколько своеобразной организационно-правовой формой предпринимательских предприятий являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, осно­ванной на их личном трудовом или ином участии.

В производственном кооперативе объединяются имуществен­ные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого коо­ператива помимо производства, могут быть переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, вы­полнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание дру­гих услуг.

Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важ­ная особенность производственного кооператива состоит в том, что он не вправе выпускать акции, а также в том, что каждый его член имеет один голос при принятии решений общим собранием.

В особом ряду среди организационно-правовых форм пред­принимательских (коммерческих) предприятий стоят государст­венные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитар­ным предприятием понимается коммерческая организация, не на­деленная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия неде­лимо и не может быть распределено по долям между работни­ками предприятия или другими лицами.

В форме унитарных могут быть созданы только государст­венные и муниципальные предприятия. Имущество таких пред­приятий находится соответственно в государственной или му­ниципальной собственности и принадлежит им на праве хозяй­ственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, на­зывается федеральным казенным предприятием.

Соотношение предприятий с различными формами собствен­ности в российской экономике на 1 января 1996 г. представлено в приложении 1.

Как видно из приложения, из 12056,0 тыс. предприятий наиболь­ший удельный вес занимают акционерные общества и товарище­ства — 74,2%. Доля индивидуальных частных предприятий со­ставляет 22,2%, а производственных кооперативов — лишь 3,6%. Такое соотношение существенно контрастирует с западными предприятиями, где преобладающее большинство занимают ин­дивидуальные предприятия.[14]

Можно назвать ряд причин популярности акционерных обществ в современной российской экономике.[15]

Во-первых, акционерная форма создает возможность функциони­рования крупнейших предприятий, которые составляют основу нашей экономики. Зачастую акционерное общество — единственный путь включения промышленных гигантов в рыночную систему.

Во-вторых, акционерные общества обладают значительной устой­чивостью и огромным «запасом прочности» в неблагоприятные перио­ды, так как у них шире возможности накопления.

В-третьих, акционерная форма применима в любой сфере эконо­мики — в промышленности и банковском деле, на транспорте и в тор­говле.

В-четвертых, акционерные общества имеют возможность через владение акциями друг друга образовывать единые промышленно-финансовые комплексы, что позволяет контролировать всю производственную цепочку той или иной продукции.

Кроме того, привлекательность акционерной формы предприятий состоит в сле­дующем:[16]

1. В корпорации акционеры являются ее законными владельцами, поэтому вся прибыль принадлежит им. В то же время они отвечают по долгам корпорации только в размере своих вложений в силу ограниченности экономической ответственности.

2. Из ограниченности ответственности вытекает отделение собственности от текущего управления. Привлекая финансовые ресурсы большого числа собственников, которые не участвуют в текущем управлении, акционеры большинства крупных корпораций нанимают управляющих (специалистов в области менеджмента).

3. Акции (права собственности) могут легко передаваться из рук в руки путем продажи, наследования и т. д.

Каждая из организационно-правовых форм предприятия имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при создании предприятия возни­кает проблема правильного выбора той из возможных форм предприятия, которая в наибольшей степени соответствует сложившимся условиям пред­принимательской деятельности. При этом приходится учитывать и ана­лизировать многие факторы, состав которых приведен в приложении 3.[17]

Например, большая потребность в материальных и финансовых ре­сурсах, значительный риск осуществления выбранного предприниматель­ского проекта (бизнеса) будут способствовать выбору ОПФ в виде хозяйственных обществ или товариществ. Выбор наиболее приемлемой ОПФ может быть описан алгоритмом обоснования и принятия управленческого решения, рассматриваемого в системном анализе.

2.2. Распределение предпринимательства по формам собственности

         По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные и кооперативные предпринимательские структуры.

Ключевым фактором, обусловливающим формирование новых предпринимательских структур в России, является развитие процессов приватизации государственной собственности. Пик приватизации приходится на 1993 г., когда было приватизировано 42,9 тыс. государственных предприятий. В 1994-1997 гг. коли­чество приватизированных предприятий сокращалось ежегодно примерно в 2 раза. С 1998 г. в среднем за год приватизировалось около 2 тыс. предприятий. Эти данные относятся к общему числу объектов приватизации, включая наря­ду с крупными средние и малые предприятия.

В отраслевой структуре приватизированных предприятий первое место заняла торговля – 33,4% в 1993г., 18,4% – в 2002 г. Во всех странах торговля является одной из наиболее привлекательных сфер предпринимательской деятель­ности, где меньше минимальная величина начального капитала, быстрее его оборачиваемость, шире возможности применения ручного труда и работников без специальной профессиональной подготовки. Ускоренная приватизация привела к снижению доли отрасли в числе приватизируемых предприятий за рассматриваемый период почти в 2 раза.[18]

На начальном этапе приватизации второе место по удельному весу прива­тизированных объектов занимала промышленность – 28,1% в 1993 г. и 17,3 % в 1996 г. В этот период осуществлена приватизация основной массы промыш­ленных предприятий. В 2002 г. их доля в числе приватизированных предпри­ятий сократилась до 5,4%. В 1993-1996 гг. повышался также удельный вес приватизированных строительных организаций (10,2% в 1996 г.), в 2002 г. он уменьшился до 2,4%.

В 1995-1998 гг. возросла (с 6,1 до 14,5%) доля предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), отрасль вышла на второе место после торговли. В 2002 г. удельный вес предприятий ЖКХ сократился до 8,9% и превышал долю промышленности в 1,6 раза. Третье место в числе приватизи­рованных предприятий принадлежало сфере бытового обслуживания населе­ния – 17% в 1993 г. и 12,1% в 1995 г.; в последующий период доля этой отрасли уменьшилась – в 1998 г. до 7,4% и в 2001 г. до 3,6%.

В ходе приватизации отношения собственности кардинально изменились – экономика стала многоукладной, уже к середине девяностых годов преобла­дающая часть государственных предприятий превратились в частные (приложение 4).

ГЛАВА 3. СОЧЕТАНИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ИХ ПРОБЛЕМЫ

3.1. Малый бизнес в России

Малый бизнес сегодня это динамично развивающий­ся сектор любой рыночной, в том числе и российской, экономики. Их высокая эффективность связана с двумя факторами:

во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объемах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;

у малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издер­жки.

Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, подчеркнем следующие его черты. Малые фирмы динамичны и гиб­ки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции. Они более приспособлены к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо учитывают дифференцирован­ный спрос потребителей. Малые предприятия быст­рее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений. Некоторые из них, так называемые вен­чурные, или рисковые, фирмы, являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки. Обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудни­ков способствуют реализации их творческих возможностей. В большинстве стран малые предприятия являются главными на­логоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета. В современной России это наблюдается только в одном, но очень важном регионе — Москве.

Вместе с тем малый бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики: высока «смертность» малых предприятий, особенно на раннем этапе их существования. Ежегодно сотни ма­лых предприятий разоряются и прекращают свое существование. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых пред­приятий через год остается примерно половина, через три года — 7—8% , а через пять лет — только 3% . Но на месте ликвидирован­ных фирм образуются новые.[19]

Толчком к формированию сферы малого бизнеса в России послужило кооперативное движение в конце 80-годов. Большинство «кооперативов» тех лет в действительности являлось частными предприятиями, принадлежавшими не номи­нальным членам-кооператорам, а только руководителям. Позже на смену им пришли фирмы, уже и юридически организованные как частный бизнес.

Создание малых частных фирм шло двумя путями: с помощью так называемой малой приватизации и в результате грюндерства. Малая приватизация заключалась в передаче небольших государ­ственных предприятий в торговле, сфере услуг, общественном питании в собственность их трудовым коллективам. Позже в боль­шинстве случаев права собственности на эти фирмы сосредоточи­лись в руках директоров, выкупивших у сотрудников их доли. Грюндерство выражалось в массовом создании новых малых час­тных предприятий «с нуля». Они сразу принадлежали одному вла­дельцу или узкой группе учредителей, вложивших в дело свой капитал. К настоящему времени различие между приватизирован­ными и вновь созданными малыми фирмами почти стерлось.

На 1992—1993 гг. приходится пик активности малых фирм в России. Позже, в 1994—2000 гг., произошла приостановка роста малых предприятий в результате:

сужения высокодоходных сфер деятельности, существование которых в первые годы реформ было обусловлено крайне низкой насыщенностью рынка товарами и услугами;

усиление налогового пресса и сокращение государственной поддержки малого бизнеса;

увеличение конкуренции, а также поглощение слабых предприятий сильными.

По состоянию на 1 января 2000 г., в России насчитывалось 890,6 тыс. малых предприятий (1997 г. — 841,7; 1998 г. — 861,1; 1999 г. — 868,0). Малыми предприятиями в 1999 г. произведено продукции (работ, услуг) на сумму 423,7 млрд. руб. На них было занято 6485,8 тыс. человек.[20]

Все же малое предприниматель­ство в России существенно отстает в сравнении с рядом разви­тых стран. В составе важнейшего итогового показателя — вало­вого внутреннего продукта (ВВП) доля малых и средних пред­приятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50—60%.[21]

Важнейшими проблемами современного российского малого бизнеса являются:[22]

отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоре­чивость отдельных нормативно-правовых актов;

финансовые трудности в получении банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования;

несовершенная  система налогообложения;

неравноправность в доступе к различным материальным ре­сурсам, их дороговизна;

сложности с арендой и приобретением помещений, их вы­сокая, нередко недоступная цена;

сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий;

низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с предпринимателями;

 продолжающиеся криминальные угрозы.

Преодоление названных про­блем раскроет возможности дальнейшего развития малого пред­принимательства в России. Решение проблем малого предпринимательства в России при переходе к рыночной экономике может быть найдено главным обра­зом на путях государственной и общественной поддержки.

3.2. Крупный бизнес

Крупные компании принято сравнивать с «бриллиантами в ко­роне» хозяйства развитых стран, так как их малочисленность ком­пенсируется огромной значимостью вклада в экономику. Действительно, доля крупных предприятий в общей численности компаний невелика (от 0,1% во Франции до 2% в США). Однако ими создается большая часть всей продукции страны — около 50%.[23]

Проблема эффективности крупных предприятии, особенно важна для экономики России. Дело в том, что исторически российская промышленность разви­валась в первую очередь как крупная промышленность. Такое положение сложилось еще в царской России. Для советской эко­номики также была свойственна непропорционально высокая доля крупных предприятий при явно заниженной по сравнению с развитыми рыночными экономиками доле мелких и средних предприятий. Уже в 1960г. процент крупных предприятий (с чис­лом занятых свыше 500 чел.) в СССР достигал почти 16% и был в пять с лишним раз выше, чем в ФРГ. Причем на этом процесс кон­центрации не остановился. К концу советской эпохи (1987 г.) доля крупных предприятий дошла до 29,5% , а трудились на них 85,1% всех занятых.

В новой рыночной экономике России возникло много мелких предприятий, что частично покрыло их дефицит. Поэтому доля крупных заводов в общей численности предприятий резко упала (до 3% в 1999 г.). Но фактически весь производственный потенци­ал по-прежнему сосредоточен на заводах-гигантах. В 1999 г. на крупных предприятиях работало 2/3 занятых в промышленности, ими выпускалось 3/4 всей продукции.[24] Иначе говоря, крупные предприя­тия — это все что у нас есть. Другой промышленности Россия прос­то не имеет. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны.

Здесь уместно лишь напомнить, что высокая эффективность крупных компаний опирается:

на экономию на масштабах производства;

на сокращение безусловно постоянных (квазипостоянных) из­держек;

на снижение внешних трансакционных издержек, которые осо­бенно велики в технически сложных, капитало- и наукоемких отраслях, где действуют эти компании.

3.3. Объединение предприятий

Наряду с фирмами в современной рыночной экономике значительную роль играют объединения предприятий. Особенностью данной формы предпринима­тельской деятельности является сочетание элементов стихийного порядка и иерархии. Объединения предприятий представляют со­бой группу фирм, внутри каждой из которых действует принцип иерархии. Взаимодействие же между фирмами группы осуществ­ляется через рынок, но в пределах общей стратегии. Это не еди­ная фирма, но и не чистый рынок.

Отдельно стоящей фирме приходится расходовать средства на приобретение информации о ценах, технологиях, возможных кон­трагентах, на заключение контрактов, на контроль их исполнения, на поиск необходимых ресурсов для развития и т.д. Объединение предприятий позволяет значительно уменьшить трансакционные издержки, поскольку многие трансакции осуществляются с парт­нерами по группе, с которыми налажены устойчивые связи. Ко­операция фирм в рамках объединений создает также возможнос­ти перелива капитала, технологий и трудовых ресурсов, позволяет координировать совместную деятельность и т. д.

Вместе с тем объединение не превращается в единую суперфир­му и, следовательно, не ведет к чрезмерному росту внутрифирмен­ных трансакционных издержек. Взаимодополнение стихийного порядка и иерархии в объединении фирм способствует эффектив­ной работе, стабильному развитию и устойчивому положению на рынке.

Наиболее распространенной основой для создания объединений является взаимовыгодное переплетение интересов крупных банковских структур и промыш­ленных фирм. Дело в том, что по природе своих операций банк заин­тересован в привлечении крупных, надежных и постоянных клиен­тов. Фирма же нуждается в столь же долгосрочных источниках кредитов.

Организационной формой объединений банков и предприятий стали финансово-промышленные группы (ФПГ). ФПГ представляют собой форму интеграции научного, производствен­ного, банковского и коммерческого потенциалов консолидируемых пред­приятий или их объединений.[25]

ФПГ обычно состоят из промышленных структур (представленных научно-исследовательскими и конструкторскими организациями и пред­приятиями и компаниями), банковских структур (инвестиционные компа­нии, банки, фонды) и коммерческих структур (внешнеторговые компании, торговые дома, сервисные фирмы, рекламные подразделения).

Кроме того, в состав ФПГ могут входить малые и средние предприя­тия (так называемая «периферия»), деятельность которых контролируют крупные компании ФПГ. Тем самым достигается сочетание преимуществ крупного интегрированного производства и гибкости предприятий малого и среднего бизнеса.

 Каждая составная часть ФПГ самостоятельно решает собственные задачи, но при этом учитывает и общий интерес группы. Роль координатора в ФПГ вы­полняет головная организация (ею может быть банк или крупней­шее предприятие). Выполняемые ею управленческие функции, од­нако, носят ограниченный характер, сохраняя за другими участниками группы свойственный независимому предприятию уро­вень самостоятельности.

ФПГ как форма объединения промышленных предприятий и банковских институтов давно зарекомендовала себя во всем мире, поскольку способна — прежде всего, силами самой группы — обес­печить: аккумуляцию финансовых ресурсов; благоприятные условия для инвестиционной деятельности; должный контроль за эффективным использованием финансо­вых средств; поддержку и развитие широкомасштабных научных исследова­ний и разработок; межотраслевое перераспределение ресурсов.

Иными словами, ФПГ максимально использует наиболее вы­годные возможности объединения предприятий.

В России процесс формирования  финансово-промышленных групп начался в 1993—1994 гг. В 1995 г. зарегистрирова­но 24 ФПГ, которые объединяли 400 организаций. В 1997 г., спустя четыре года осле образования первых ФПГ, уже 70 ФПГ с общим числом заня­тых более 5 млн. чел. объединяли более 1,5 тыс. промышленных предприятий и 90 финансово-кредитных институтов.[26]

В 1998 г. в России насчитывалось уже 75 ФПГ. Которые объединяли более 1100 промышленных предприятий и 160 кредитно-банковских учреждений. ФПГ осуществляют промышленное производство примерно по 100 направлениям.[27]

Основной вклад в производство промышленной продукции осуществлен такими ФПГ, как «Магнитогорская сталь», «Восточ­но-Сибирская группа», «Нижегородские автомобили», «Энерго-машкорпорация». Так, ФПГ «Нижегородские автомобили» обес­печила увеличение выпуска полуторатонных грузовиков «Газель» с 13,3 тыс. шт. в 1994г. до 75,6 тыс. шт. в 1996г., т.е. почти в 8 раз всего за два года. Это поразительное достижение, если вспомнить, что реализовано оно в условиях глубочайшего кризиса в стране. Ис­точниками финансирования этого проекта наряду с собственными средствами АО «ГАЗ», стали кредиты коммерческого банка «АВ­ТОБАНК», входящего в ФПГ. Большой вклад в рыночный успех этой группы помимо промышленных предприятий и коммерческого банка внесли входящие в нее торговые структуры. Ими обеспечива­ется реализация продукции ФПГ.

По ряду показателей хозяйственной деятельности ФПГ имеют значительно лучшие результаты, чем промышленность в целом. За 1997 г., например, промышленное производство в ФПГ уве­личилось в 4 раза при нулевом темпе роста всей экономики. Осо­бенно отчетливо проявился инвестиционный потенциал ФПГ. Ин­вестиции в реальный сектор в пятнадцати ведущих ФПГ возросли на 250%.                                    

В России происходит динамичное развитие финансово-про­мышленные групп. Одновременно имеется и главная слабость наших ФПГ: лишь очень немногие из них ос­нованы на взаимовыгодном сотрудничестве промышленных предприятий и банков. Роль банков в удовлетворении финансовых потребностей промышленности низка.

Становление и развитие интегрированных корпоративных структур наталкивается на сложности, важнейшие из которых:

ограниченность инвестиционных возможностей для развития потенциала предприятий;

неотлаженность акционерных отношений, затрудняющих организацию совместной деятельности интегрируемых предприятий;

низкое качество корпоративного управления.

3.4. Государственное предпринимательство в России

Обычно в рыночной экономике коммерческая деятельность на­ходится в частных руках. Однако в некоторых случаях в качестве предпринимателя может выступать и государство. Чаще всего госу­дарственное предпринимательство представлено:

1) в отраслях, значение которых жизненно важно для безопасно­сти страны;

2) естественными монополиями, чтобы воспрепятствовать неиз­бежному возникновению там частной монополии;

3) в убыточных, а потому не привлекающих частный бизнес пред­приятиях и отраслях, которые по стратегическим соображени­ям должны быть сохранены.

В ходе приватизации российское государство лишилось большинства принадлежавших ему предприятий.

 Важнейшими исключениями из этого правила являются:[28]

главные предприятия ВПК (в пер­вую очередь в аэрокосмической сфере, производстве вооруже­ний). Мотивом сохранения государственной собственности в этой сфере служит поддержание обороноспособности страны. Главная проблема государственных военных заводов в настоящее время — недо­статочное финансирование, зачастую ведущее к развалу произ­водства. Сохранив предприятия в своей собственности, но, лишив их денег, государство пока лишь декларировало необходимость защиты национальной безопасности в этой сфере, не сделав в этом направлении главных шагов;

естественные монополии, прежде всего в электроэнергетике (РАО «ЕЭС России») и на железнодорожном транспорте (МПС). Государство также владеет крупным (фактически контрольным) пакетом акций «Газпрома». Практика показывает, что деятельность естественных монополий не может эффектив­но регулироваться рыночными силами. Поэтому выбор факти­чески сводится к государственной или частной монополии. Первый вариант имеет некоторые преимущества, так как государственную фирму легче контролировать, а ее деятельность в большей степени может быть ориентирована на удовлетворение общественных интересов;

убыточные предприятия. После завершения приватизации в соб­ственности государства остались лишь немногие убыточные предприятия, закрыть которые было невозможно по соображе­ниям экономического и внеэкономического характера. Приме­ром могут сложить убыточные градообразующие предприятия, ликвидация которых привела бы к гибели города, который не­когда, собственно, и сооружался ради их персонала.

В последнее время переход убыточных предприятий в государ­ственную собственность активно идет в субъектах федерации. Со­циальные издержки от их закрытия могут оказаться выше сумм, нужных для возвращение этих фирма прибыльное состояние. Так перешли в государственную собственность ЗИЛ и АЗЛК в Моск­ве, КамАЗ — в Татарстане.

Кроме того, все чаще поднимается проблема повторной национализации стратегически важных убыточных отраслей, например угольной промышленности.

Экономическая практика однозначно свидетельствует, что значительные изменения в национальных хозяйствах, такие как в России, должны сопровождаться рас­ширением масштабов государственного предпринимательства, как инструмен­та поддержания конкурентоспособности национальной экономики.[29] Суть про­блемы эффективности государственного предпринимательства состоит в выра­ботке эффективных форм и методов управления государственной собственно­стью.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Итак, предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, связанная с хозяйственным риском деятельность, ведущаяся с целью получения прибыли для решения предусмотренных предпринимательской организацией задач.

Выделяют следующие основные формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные. Эти формы, в свою очередь, классифицируются на ма­лые, средние и крупномасштабные.

Организационно-правовые формы хозяйственной дея­тельности в условиях перехода к рынку характеризуются большим многообразием. В настоящее время в соответствии с ГК РФ в стране могут создаваться хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

Из организационных форм предпринимательской деятельности в современной России самой популярной и действенной оказалась акционерная форма. Важное значение для российской экономики имеет развитие финансово-промышленных групп.

Малый бизнес – одна из важнейших форм предпринимательства в рыночной экономике, в переходной экономике России играет довольно скромную роль. Важной функцией малого бизнеса является создание рабочих мест, что позволило частично смягчить последствия глубокого кризиса многих крупных предприятий.

В ходе проводимой в России приватизации отношения собственности кардинально изменились – экономика стала многоукладной, уже к середине девяностых годов преобла­дающая часть государственных предприятий превратились в частные.

В государственном секторе экономики основными типами организаций являются государственные унитарные предприятия, казенные предприятия и государственные корпорации. В начале перехода к рыночной экономике происходила прямая дискриминация государственного сектора. Экономическая практика однозначно свидетельствует, что значительные изменения в национальных хозяйствах, такие как в России, должны сопровождаться рас­ширением масштабов государственного предпринимательства, как инструмента поддержания конкурентоспособности национальной экономики

Заканчивая данную работу, можно утверждать, что в современной России появились первые признаки формирования предпринимательской экономики, несмотря на трудности наблюдается развитие многообразных форм предпринимательства. Происходит процесс трансформации роли российского бизнеса в качественно новое состояние, когда бизнес становится универсальной, интегральной системообразующей основой экономического развития России.
















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

         1. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2003.

2. Асаул А. Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика, экономика, социология, 2002, № 3-4.

3. Баранников М. М., Воробьев В. А., Кизилов А. Н. и др. Основы предпринимательства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

4. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

5. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист, 1999, №2.

6. Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002.

7. Журавлева Г. П. Экономика. – М.: Юристъ, 2004.

8. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001.

9. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги / Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

11. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист, 2002, №8. 

12. Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003.

13. Плышевский Б. Частный капитал: образование и особенности // Экономист, 2004, № 1.

14. Посадский А. П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. – М.: Финстатинформ, 1995.

15. Предпринимательство / Под ред. Лапусты М. Г. – М.: ИНФРА-М, 2002.

16. Сажина М., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Издательство НОРМА, 2003.

17. Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист, 2000, № 10.

18. Симкина Л. Г., Корнейчук Б. В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002.

19. Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике // Экономист, 2000, № 10.

20. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. – М.: Прогресс – Универс, 1992.

21. Экономика / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2003.

22. Экономика предприятия / Под ред. Волкова О. И. – М.: ИНФРА-М, 2000.

23. Экономика России / Отв. ред. Маклярский Б. М. – М.: Междунар. отношения, 2001.










ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Организационно-правовые формы предпринимательское деятельности

в России












ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Распределение предприятий России по организационно-правовым формам

Форма предприятий

Число предприятий,

тыс.

В процентах к итогу

Индивидуальные частные предприятия с привлечением наемного труда

2611

22,2

Производственные кооперативы

431

3,6

Акционерные общества и товарищества

8944

74,2

Из них:



Акционерные общества открытого типа

512

4,4

Акционерные общества закрытого ти­па и ТОО

6633

57,0

Смешанные товарищества

104

0,9

Полные товарищества

29

0,3

ВСЕГО

12056

100,0


Источник: Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги / Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, С. 60.

















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы (ОПФ)














ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Распределение предприятий и организаций по формам собственности

(на начало года)

(в %)


1996г.

1998г.

2003 г.

Всего

100,0

100,0

100,0

В том числе формы собственности: государственная

14,3

5,4

4,1

муниципальная

8,8

6,2

частная

63,4

73,9

76,9

общественных организаций (объединений)

4,2

5,8

6,4

прочие

9,3

8,6

6,4


Источник: Плышевский Б. Частный капитал: образование и особенности // Экономист, 2004, № 1, С. 44.


[1] Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство.  -  М.: Прогресс – Универс, 1992, С. 20.

[2] Асаул А. Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика, экономика, социология, 2002, № 3-4, С. 6.  

[3] Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003, С. 168.

[4] Курс экономики / Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001, С.529.

[5] Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002, С. 79.

[6] Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003, С. 172.

[7] Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги / Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, С. 25.

[8] Баранников М. М., Воробьев В. А., Кизилов А. Н. и др. Основы предпринимательства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 14.

[9] Там же, С. 20.

[10] Посадский А. П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М.: Финстатинформ, 1995, С. 15.

[11] Там же, С. 15.

[12] Экономика предприятия / Под ред. Волкова О. И. – М.: ИНФРА-М, 2000, С. 188.

[13] Экономика / Под ред. Архипова А. И., Нестеренко А. Н., Большакова А. К. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1999, С. 190.

[14] Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги / Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, С. 89.

[15] Журавлева Г. П. Экономика. – М.: Юристъ, 2004, С. 528.

[16] Симкина Л. Г., Корнейчук Б. В. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002, С. 152.

[17] Экономика России / Отв. ред. Маклярский Б. М. – М.: Междунар. отношения, 2001, С. 105.

[18] Плышевский Б. Частный капитал: образование и особенности // Экономист, 2004, № 1, С. 43-44.

[19] Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г. и Юданова А. Ю. – М.:ИТД «КноРус», 2002, С. 480.

[20] Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги / Под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, С. 18.

[21] Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист, 1999, №2, С. 75.

[22] Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист, 2002, №8, С. 47.

[23] Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г. и Юданова А. Ю. – М.:ИТД «КноРус», 2002, С. 484.

[24] Там же, С. 336.

[25] Экономика России / Отв. ред. Маклярский Б. М. – М.: Междунар. отношения, 2001, С. 131.

[26] Микроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г. и Юданова А. Ю. – М.:ИТД «КноРус», 2002, С. 494.

[27] Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002, С. 195.

[28] Там же, С. 496.

[29] Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике // Экономист, 2000, № 10, С. 48.

Похожие работы на - Формы предпринимательства в современной России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!