Фонд социального страхования

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,22 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фонд социального страхования

Министерство образования Российской Федерации
















КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

На тему: «Фонд социального страхования: правовой статус, основные задачи и функции»






Выполнил:



Москва

2005

Содержание                                                                                           Стр. 

Введение……………………………………………………….….…3

Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС  ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………6

1.1.   Система социального страхования

1.2. Деятельность и правовой статус Фонда социального страхования……………………………………………………9

1.3. Виды страхования……………….….……………….…..15

1.4. Регистрация страхователей…….………………….……16

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ……………………………………………..…….20

2.1. Правление ФСС

2.2. Задачи и функции Фонда социального страхования.…22

Заключение………………………………………………….…..….26

Список использованных источников…………….….….….……..28









ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправле-ния и имеющих целевое назначение.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть  с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного государства  начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения  социальных проблем, финансируемых за счет этих фондов.

Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и  поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.

Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального бюджета  от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных временных интервалах влияют на объем производства, занятость населения, уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюд-жетных фондов. В свою очередь денежные средства фондов выполняют сглаживающую и стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения Националь-ного дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.

ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением и его деятельность непосредственно связана с ведением лицевых сче­тов предприятий и организаций - страхователей, осуществлением рас­четов с ними при формировании доходной и расходной частей Фонда.

Работа Фонда в настоящее время существенно осложняется глубоким экономическим кризисом, поразившим практически все сферы и отрасли экономики,   в  немалой  степени  это  касается  предприятий производителей сельскохозяйственной продукции. Сегодняшняя эконо­мическая  ситуация  характеризуется  дефицитом  бюджетов,  огромной внутренней и внешней задолженностью страны,  а также неплатежами ставшими уже системой. В результате в связи с резким увеличением количества организаций - страхователей  (из-за дробления крупных предприятий на акционерные общества и появления частного предпринимательства) а также по причине падения платежно-расчетной дисци­плины предприятий учет расчетов со страхователями становится очень сложным и трудоемким.

На ряду с растущей задолженностью и неплатежами страхователи часто допускают грубые нарушения действующего порядка в расходова­нии средств социального страхования.  Это происходит из-за того, что страхователи области недостаточно внимания уделяют вопросам социального страхования, слабо знают действующие инструкции и по­ложения. Все это приводит к более широкому чем обычно применению Фондом к страхователям штрафных и финансовых санкций. Их начисле­ние и учет из-за постоянного изменения нормативной базы, отсрочек, учета невыплаченной зарплаты, реструктуризации долгов предприятий различных форм собственности, за последние 3-4 года осложнился на столько, что без применения средств вычислительной техники сотруд­никам регионального отделения Фонда удалось бы охватить не более 15-20% нарушителей финансовой дисциплины.

Целью курсовой работы является изучение Фонда социального страхования, его задач и функций.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

ü рассмотреть основные принципы работы Фонда социального страхования;

ü изучить особенности учета расчетов со страхователями, выявить задачи и функции ФСС;

ü изучить структуру информационной базы для начисления взносов по страхованию;

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.



Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС  ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1.Система социального страхования

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.

Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей. При этом чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходиться на долю одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.

Одна из основных черт рыночных отношений – наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также концептуальных подходов и формирующейся законодательной базы.     

В государствах с социально ориентированной экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными составляющими которыми являются социальная помощь и социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства, вспомоществования и вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

Состояние экономики обуславливает вероятность возникновения социальных рисков для трудящихся, опасность для них оказаться в тяжелом материальном положении, а направленность социальной политики влияет на организацию социальной защиты, в частности, социального страхования. Этим определяется тесная взаимосвязь экономики, социальной политики и социального страхования. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие “социальный риск” – вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. Причиной фактора социального риска зачастую носят объективный  характер: утрата заработка в случае временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний, утрата нетрудоспособности из-за несчастного случая, риск безработицы и так далее – не зависят  или мало зависят от возможности значительного количества людей.

         Социальное страхование распространяется прежде всего на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных социальных рисков потери дохода или заработка лицами наемного труда и тщательно статистическом учете.

          Социальные риски существовали и при прежней модели хозяйственной деятельности, но в значительно в меньших размерах. Централизованно - плановая социалистическая система стандартизировала, минимизировала, но обеспечила определенные условия общественной  жизнедеятельности, в том числе несла ответственность и за социальный риск. С развитием многооб-разных форм собственности сфера государственного обеспечения и его возможности сокращаются, то есть с переходом к рыночному хозяйствованию неизбежно меняется модель распределительных отношений. Для социального страхования это имеет принципиальных характер. В таких условиях возникает необходимость  создание механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально – экономическим условиям. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы, суть которых сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, придание этому виду защиты организованной взаимопо-мощи и самоуправления.

         Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит разветвленная система автономных внебюджетных видов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского, занятости.

Социальное страхование – это один из важнейших механизмов регулирования социально – трудовой сферы. В последние годы резко понизился уровень социальной защиты населения, отчетливо обозначилась неготовность системы погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость, увеличиваются масштабы маргинализации в обществе. В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у  многих специалистов. Система бюджетных расходов является комплексной проблемой, в которой переплетаются вопросы макроэкономической политики, структурной реформы, а также собственно политические.[1]

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

1.2. Деятельность и правовой статус Фонда социального страхования

Фонд  социального  страхования  Российской Федерации является   специализированным   финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного  социального страхования Российской Федерации.

Фонд   осуществляет   свою   деятельность   в   соответствии  с Конституцией  Российской  Федерации,  законами Российской Федерации, указами   Президента   Российской   Федерации,   постановлениями   и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о Фонде  социального  страхования  Российской Федерации.

В Фонд  социального страхования Российской  Федерации имеет региональные отделения, управляющие средствами государственного социального   страхования   на   территории   субъектов   Российской Федера-ции, центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государст-венного  социального страхования   в  отдельных   отраслях хозяйства, филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования  Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ. Руководство деятельностью Фонда  осуществляется  его председателем.

Положение о ФСС утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. № 106. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда.

Средства ФСС образуются за счет:

·   страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

·   страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью   и   обязанных   уплачивать   взносы   на  социальное страхование в соответствии с законодательством;

·   страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по  государственному социальному страхованию, установленному для работников, при  условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

·   доходов  от  инвестирования  части  временно  свободных средств Фонда;

·   добровольных  взносов  граждан  и  юридических лиц;

·   ассигнований из  федерального бюджета  Российской Федерации на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского  или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

·   прочих  доходов  (сумм,  полученных  в установленном порядке за путевки,  оплаченные  за  счет  средств  Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к  страхователям и других).

Страховые взносы не начисляются на:

-   средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполни-тельных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний;

-   доходы, полученные от избирательных комиссий;

-   фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства, лиц уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемые международными организациями;

- выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.).

От уплаты взносов в ФСС освобождены:

-   общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.

Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются:

-   бюджетными учреждениями - один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину месяца;

-   всеми предприятиями и внебюджетными организациями - два раза в месяц в сроки, установленные для получения заработной платы, как за первую, так и вторую половину месяца;

-   лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы;

-   крестьянским хозяйствам с 1 января 1995 г. - один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.

Законодательство РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере.

Средства   государственного    социального    страхования расходуются исключительно на цели, установленные  федеральными  законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда,  утвержденными в установленном порядке.

Распорядителями  средств  Фонда  являются  председатель   и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда. Средства фонда направляются на:

1) выплату пособий:

-  по временной нетрудоспособности;

-  по беременности и родам;

-  единовременного пособия женщинам,  вставшим на учет  в  медицинских  учреждениях  в ранние сроки беременности;

-  единовременного пособия при рождении ребенка;

-   ежемесячного пособия на период  отпуска  по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

-  социального пособия на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и  членов их  семей,  а  также  на  другие  цели  государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздорови-тельных лагерей  для детей  и  юношества,   лечебное  (диетическое)  питание, частичное финансирование мероприятий по  внешкольному  обслуживанию   детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);

3) создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости  Фонда на всех  уровнях. Порядок  формирования резерва  и предоставления из него средств  (на возвратной  основе или  безвозмездно) определяется инструкцией  о  порядке  начисления,  уплаты,  расходования  и учета средств государственного социального страхования,  утвержденной  Фондом  совместно  с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов  Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

4) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управле-ния Фонда;

5) финансирование деятельности подразделений органов исполнитель-ной власти, обеспечивающих  государственную защиту трудовых  прав  работников,  охрану  труда  (включая   подразделения надзора  и  контроля  за  охраной  труда) в случаях, установленных законода-тельством;

6) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

7) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих  в реализации  мероприятий по социальному страхованию;

8) участие в финансировании программ международного сотрудни-чества по вопросам социального страхования.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата  путевок работникам  и  членам  их  семей  в  санаторно-курортные учреждения, финансирование  других мероприятий  по  социальному  страхованию на предприятиях,  в  организациях,  учреждениях  и  иных  хозяйствующих субъектах  независимо  от  форм  собственности  осуществляется через бухгалтерии    работодателей.

Страхователь не вправе приостанавливать  выплату  пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов. Если  сумма   фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму   начис-ленных страховых   взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя  расчетной  ведомости  за  отчетный   квартал путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%) , являются базой развития ФСС.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его Председателем, который назначается Правительством РФ.

1.3. Виды страхования

Фонд социального страхования осуществляет два вида страхования: обязательное государственное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основными задачами первого вида страхования являются:

1) пособия по временной нетрудоспособности.

Основание для выплаты пособия - больничный лист, который получают больные и родители больных детей. Размер пособия зависят от стажа:

при стаже до 5 лет пособие составляет 60% от заработной платы,

5-8 лет -80%

свыше 8 лет - 100%.

2) обеспечение пособиями, связанных с материнством:

а) обеспечение пособиями по беременности и родам. Выплачивается женщине в полном размере заработка. Пособие беременным при своевременной регистрации (до 12 недель) в размере 100% min заработной платы. Единовременная выплата.

б) при рождении ребенка. Пособие равно 15 min заработанным платам.

в) по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Равно 2 min оклада, выплачивается ежемесячно.

г) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

3)дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами.

4) обеспечение социальными пособиями на погребение.

5) санаторно-курортное лечение работников и детей.

6)санитарно-курортное лечение граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Второй вид страхования - страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: пособия по временной нетрудоспособности (по больничному листку) в связи с получением трудового увечья; единовременная страховая выплата;  ежемесячные страховые выплаты; дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональное реабилитацию пострадавших.


1.4. Регистрация страхователей и операции по текущим счетам

С 1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», согласно которому все юридические лица были обязаны пройти государственную перерегистрацию до 1 января 2003 года. Функции администраций районов и городов по регистрации юридических лиц были переданы налоговым органам, которые занимаются государственной регистрацией юридических лиц (с ведением единого государственного реестра юридических лиц) и постановкой на учет указанных юридических лиц как налогоплательщиков. Выдача юридическому лицу свидетельства о его государственной регистрации и внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц не означает, что он поставлен на учет как налогоплательщик. Для постановки юридического лица на учет в качестве налогоплательщика следует снова обратиться с налоговые органы с необходимым пакетом документов. Кроме того, все юридические лица в 10-дневный срок со дня их государственной регистрации (выдачи документа о государственной регистрации) обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонде социального страхования Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 года № 112-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).  Независимо от того, является юридическое лицо работодателем (то есть нанимает работников по трудовому договору) или нет, оно в любом случае должно зарегистрироваться в Фонде.

Фонд социального страхования Российской Федерации является страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, поэтому обязанностью страховщика является своевременная регистрация страхователей и контроль за деятельностью страхователя по исполнению им обязанностей по регистрации у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Кроме того, юридические лица одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются исполнительными органами Фонда социального страхования РФ в качестве страхователей по государственному социальному страхованию. Государственное социальное страхование – вид обязательного социального страхования, за счет которого производится выплата пособий по больничному листу, пособий, связанных с материнством и других. Исполнительные органы Фонда социального страхования РФ осуществляют контроль за расходованием средств государственного социального страхования у страхователей.

Средства государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики на осуществление операций со средствами Фонда.

Для хранения и учета средств социального страхования Фонду, его отделениям открываются текущие счета, филиалам отделений Фонда открываются транзитные и текущие счета. Счета открываются в соответствии с действующим порядком, карточки образцов подписей и оттиска печати при открытии транзитных и текущих счетов региональным и центральным отраслевым отделениям Фонда заверяются соответствующими должностными лицами Фонда, - филиалам - соответствующими должностными лицами отделений Фонда.

Средства, поступившие на транзитные счета филиалов отделений Фонда ежемесячно до 15 числа каждого месяца полностью перечисляются филиалами платежными поручениями на текущие счета отделений Фонда. Средства, поступившие на текущие счета отделений Фонда, перечисляются Фонду ежемесячно в размере норматива, утвержденного Постановлением Фонда, с дальнейшей корректировкой суммы по годовому финансовому отчету. Отделения Фонда ежеквартально финансируют свои филиалы на расходы по содержанию аппарата в пределах утвержденных смет и на покрытие перерасхода по выплаченным пособиям страхователей. Другие операции по расходованию средств с транзитных счетов филиалами не производятся.

На текущие счета исполнительных органов Фонда зачисляются суммы, полученные в порядке финансирования с текущих счетов вышестоящих органов Фонда, отчислений с транзитных счетов, а также в порядке расчетов исполнительных органов Фонда с организациями. С текущих счетов исполнительные органы Фонда производят все расходы согласно утвержденным в установленном порядке бюджетам и сметам.

Операции по текущим счетам производятся как в порядке безналичных расчетов, так и путем получения наличных денег по чекам. Операции по денежным чекам производятся исполнительными органами Фонда в банках с соблюдением кассовой дисциплины.

Расходы на административные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью Фонда, его исполнительных органов осуществляются по смете в пределах ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами.

В отдельных случаях выплата пособий, оплата и выдача путевок на санаторно-курортное лечение и отдых может производиться исполнительными органами Фонда по распоряжению их руководителей.

Страхователь не вправе приостанавливать выплату пособий по государственному социальному страхованию и в том случае, когда фактические расходы превышают сумму начисленных страховых взносов.

Если сумма фактических расходов по социальному страхованию превышает сумму начисленных страховых взносов, недостающая сумма возмещается в десятидневный срок по получении от страхователя расчетной ведомости за отчетный квартал, путем перечисления денежных средств с текущего счета исполнительного органа Фонда на расчетный или текущий счет страхователя.

Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке.

Исполнительные органы Фонда направляют материалы, подтверждающие факты нарушения, в зависимости от обстоятельств дела в органы Прокуратуры Российской Федерации, в суд, арбитражный суд либо в другой орган, которому предоставлено право принимать решение об установлении ответственности организаций и должностных лиц.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

2.1. Правление ФСС

Положения, инструкции, разъяснения и другие документы Фонда, принятые в установленном порядке для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию, подлежат обязательному исполнению страхователями.

Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости.

Состав правления Фонда численностью 29 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, один из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (два представителя от Министерства труда и социального развития Российской Федерации и по одному представителю от Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, центрального комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации) и представительст-вующих на основе ротации (7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 1 - от организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, по 3 представителя от работодателей и региональных, центральных отраслевых отделений фондов 1 - от общероссийс-ких общественных объединений инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще одного раза в год. Члены правления Фонда, представ-ленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правление Фонда рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в том числе:

- о задачах Фонда и совершенствовании государственного социального страхования;

- о формировании и использовании резервных средств;

- проекты размера тарифа страховых взносов;

- проект бюджета Фонда и его исполнение;

- об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;

- отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;

- о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;

- проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.

Региональные отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда - в отдельных отраслях. Работники контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.


2.2. Задачи и функции Фонда социального страхования

Фонд социального страхования выполняет следующие задачи:

осуществляет регистрацию и учет страхователей в порядке, определяемом Фондом социального страхования Российской Федерации;

исполняет функции страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

устанавливает для страхователей нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

разрабатывает проект бюджета и сметы расходов на содержание аппарата отделения Фонда с учетом его структурных подразделений на очередной финансовый год и представляет его на утверждение председателю Фонда социального страхования Российской Федерации;

обеспечивает исполнение доходной и расходной частей бюджета отделения Фонда, подготавливает и представляет на утверждение председателю Фонда социального страхования Российской Федерации отчет об исполнении бюджета и сметы расходов;

производит расчеты со страхователями, органами отделения Фонда и иными организациями;

в установленном порядке осуществляет контроль за правильным и рациональным расходованием средств социального страхования на предприятиях, в учреждениях, организациях;

принимает решения о непринятии к зачету расходов по социальному страхованию;

осуществляет контроль за соблюдением Инструкции "О порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан";

участвует в установленном Фондом социального страхования Российской Федерации порядке в разработке и финансировании региональных программ охраны здоровья работников;

проводит разъяснительную работу, информирует страхователей и комиссии (уполномоченных) по социальному страхованию, действующие на предприятиях, в учреждениях, организациях, о нормативных актах в области социального страхования;

осуществляет контроль за работой комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию, действующих на предприятиях, в учреждениях, организациях, оказывает методическую помощь и организует обучение членов комиссий (уполномоченных) по социальному страхованию;

принимает решение о выплате единовременного вознаграждения за активную работу внештатным работникам, в том числе членам комиссии (уполномоченным) по социальному страхованию;

обобщает предложения по совершенствованию государственного социального страхования и представляет их председателю Фонда социального страхования Российской Федерации;

рассматривает в установленные законодательством сроки спорные вопросы между работниками и страхователями по обеспечению пособиями и другими выплатами по государственному социальному страхованию и принимает по ним решения.

Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.

Контроль за начислением, поступлением и расходованием средств государственного социального страхования и финансово-хозяйственной деятельностью Фонда

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

 Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органам в соответствии с законодательством.

Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

- государственное регулирование системы обязательного социального страхо-вания;

- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

- обеспечение надзора и общественного контроля;

- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан,  среднедушевой  доход  которых ниже величины прожиточного мини-мума, а также в целях адресного и рационального использования бюджетных средств. Основные виды социальных услуг (социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания, дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь и реабилитационные услуги) предоставляются населению государственными социальными службами бесплатно и за плату.

Государственное обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как и налоговая система, система социальных внебюджетных фондов России требует реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей  граждан и государства в целом. Особенно это актуально в условиях экономического спада в связи с финансовым кризисом в стране.

Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов.

Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Социальному страхованию уделяется особое внимание. Созданы все предпосылки к тому, чтобы оно стало реально действующим механизмом. Ведь процент отчисления от заработной платы не так уж мал. Другое дело, что далеко не все выплаты заработной платы проходят через кассу предприятия. Так называемый “черный нал” продолжает оставаться частью нашей реальности.

         Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Социальное страхование распространяется прежде всего на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей.

2. В России государственное обязательное социальное страхование представ-лено социальными внебюджетными фондами.

3. Фонд социального страхования создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

4. Фонд социального страхования осуществляет два вида страхования: обязательное государственное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5. Средства государственного социального страхования хранятся на текущих и транзитных счетах Фонда и его исполнительных органов, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при их отсутствии - в кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики на осуществление операций со средствами Фонда.

6.. Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и централь-ных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периоди-ческих ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

Совершенствование системы социального страхования является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов они вполне могут быть решены.

Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся система внебюджетных фондов не будет разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция РФ.

2.Бюджетный кодекс РФ.

3.Гражданский  кодекс  РФ.  Ч.  1.

4.Гражданский  кодекс  РФ.  Ч.  2.  

5.Налоговый кодекс РФ.

6. Федеральный  закон   от 7 июля 2003 года N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в  Федеральный закон "Об обязательном социальном Страхова-нии от  несчастных  случаев  на производстве   и   профессиональных заболева-ний".

7. Федеральный Закон РФ от 11 февраля 2002 года  № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской федерации» //СЗ РФ 2002. № 7.

8.Федеральный закон РФ от 3 января 2003 г. № 3-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, и в фонды

обязательного медицинского страхования на 2003 год».

9. Федеральный закон РФ от 16.08.2003 г. № 166-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования”.

10. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. N 106  "О Фонде социального страхования Российской Федерации".

11. Положение о ФСС Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. № 110

12.Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования от 02.03.2003 г. № 163/2/87/07-1-10.

13. Воронин А.А., Беляков С.А. Проблемы расходования бюджетных средств в сфере  финансирования. 2002. № 1. С. 20-22.

14. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право  России. М., 2002.

15. Кузнецов В.И. Финансовое право. Издательство ИНФРА-М. – М., 2003.

16.Петров А.Н. «Страховые взносы в ФСС РФ»//«Налоги и платежи», 2002, №4.

18.Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия»/ Под ред. проф. В.М. Мандрицы. Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

19. Финансовое право. Отв. Ред. Химичева Н.И. – М., 2001.

20.Финансы: Учебное пособие /под. ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2000.

21.Январев В.М. «Вопросы уплаты страховых платежей» // «Финансовые и бухгалтерские консультации», 2001, № 1.


[1] Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.16.

Похожие работы на - Фонд социального страхования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!