Финансовые риски предприятия

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    52,06 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовые риски предприятия

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………….3

1. Экономическая сущность финансовых рисков предприятия  и их клас­сифика­ция……………………………………………………………………………..5

2. Внутренние и внешние факторы риска. Виды рисков……………………….8

3. Формирование политики управления финансовыми рисками…………….13

3.1. Функции риск-менеджмента…………………………………………………….14

3.2. Этапы политики управления рисками………………………………………….16

3.3. Правила эффективного управления финансовыми рисками………………….17

3.4. Расчет  модели оценки степени финансовой устойчивости предприятия…..19

4. Механизмы нейтрализации финансовых рисков……………………………26

Заключение…………………………………………………………………………..44

Список используемой литературы……………………………………………….46

ВВЕДЕНИЕ

Ведущим принципом в работе производственного предприятия в условиях пере­хода к ры­ночным отношениям является стремление к получению как можно боль­шей прибыли. Оно ограничивается возможностью понести убытки. Иными сло­вами, здесь появляется поня­тие риска.

Следует отметить, что понятие «риск» имеет достаточно длительную историю, но наибо­лее активно начали изучать различные аспекты риска в конце XIX – в начале XX века.

Для отечественной экономики проблема риска и его оценки не является новой: в 20-х го­дах нашего столетия был принят ряд законодательных актов, учитывающих существова­ние в России производственно-хозяйственного риска. Но по мере ста­новления админист­ративно-командной системы происходило уничтожение реаль­ной предприимчивости, свойственной рыночным отношениям, и уже в середине 30-х годов к категории «риск» был привешен ярлык – буржуазная, капиталистиче­ская.

Экономической политике СССР длительное время соответствовала ориентация на пре­имущественно экстенсивное развитие народного хозяйства страны и господство админи­стративных методов управления. Все это вело к тому, что обоснование эф­фективности хо­зяйственной деятельности в условиях плановой экономики и соот­ветственно все технико-экономические обоснования любых проектов обходились без анализа рисков. Таким обра­зом, понятны причины отсутствия интереса к про­блеме экономических рисков.

Проведение экономической реформы в России вызвало интерес к вопросам рас­смотрения риска в хозяйственной деятельности, а сама теория риска в процессе формирования ры­ночных отношений не только получила свое дальнейшее разви­тие, но стала практически востребованной.

На сегодня нет однозначного понимания сущности риска. Это объясняется, в част­ности, многоаспектностью этого явления, практически полным игнорированием его нашим хо­зяйственным законодательством в реальной экономической практике и управленческой деятельности. Кроме того, риск – это сложное явление, имеющее множество несовпадаю­щих, а иногда противоположных реальных основ. Это обу­славливает возможность суще­ствования нескольких определений понятий риска с разных точек зрения.





























1. Экономическая   сущность  финансовых  рисков  предприятия  и  их  клас­сифика­ция

Рассмотрим ряд определений риска, даваемых отечественными и зарубежными ав­торами:

1. Риск – потенциальная, численно измеримая возможность потери. Понятием риска ха­рактеризуется неопределенность, связанная с возможностью возникнове­ния в ходе реали­зации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.

2. Риск – вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируе­мых до­ходов, прибыли.

3. Риск – это неопределенность наших финансовых результатов в будущем.

4. J.P. Morgan определяет риск как степень неопределенности получения будущих чистых доходов.

5. Риск – это стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к поте­рям.

6. Риск – шанс неблагоприятного исхода, опасность, угроза потерь и повреждений.

7. Риск – вероятность потери ценностей (финансовых, материальных товарных ре­сурсов) в результате деятельности, если обстановка и условия проведения деятель­ности будут ме­няться в направлении, отличном от предусмотренного планами и расчетами.

Таким образом, четко заметна тесная связь риска, вероятности и неопределенности. Сле­довательно, чтобы наиболее точно раскрыть категорию «риск», необходимо определить такие понятия как «вероятность» и «неопределенность», поскольку именно эти два фак­тора лежат в основе рисков.

Рассмотрим понятие вероятности. Данный термин является фундаментальным для теории вероятностей и позволяет количественно сравнивать события по степени их возможности. Вероятностью события является определенное число, которое тем больше, чем более воз­можно событие. Вероятность – это возможность получения определенного результата. Очевидно, что более вероятным считается то событие, которое происходит чаще. Таким образом, в первую очередь понятие вероятности связано с опытным, практическим поня­тием частоты события.

В качестве единицы измерения принимают вероятность достоверного события, т.е. такого события, которое в результате какого-либо опыта, процесса деятельности непременно должно произойти. Примером такого события может служить факт по­лучения дохода при реализации продукции, поскольку невозможна такая ситуация, когда предприятие прода­вало бы продукцию, не имея на нее цены (в конце концов, цена может быть нулевой, в та­ком случае и доход будет нулевым).

Неопределенность предполагает наличие факторов, при которых результаты дейст­вий не являются детерминированными, а степень возможного влияния этих факто­ров на резуль­таты неизвестна; например, это неполнота или неточность информа­ции.

Условия неопределенности, которые имеют место при любых видах предпринима­тельской деятельности, являются предметом исследования и объектом постоянного наблюдения экономистов самых различных профилей, а также специалистов дру­гих отраслей (юри­стов, социологов, политологов, психологов и т.п.). Такой ком­плексный подход к изучению данного явления (явления неопределенности в биз­несе) связан с тем, что хозяйственные субъекты в процессе своего функционирова­ния испытывают зависимость от целого ряда факторов.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе риска лежит ве­роятно­стная природа рыночной деятельности и неопределенность ситуации при ее осуществле­нии.

Далее, следует учитывать, что риск сопутствует всем процессам, идущим в компа­нии, вне зависимости от того, являются ли они активными или пассивными.

Таким образом, здесь открывается третья сторона риска – его принадлежность ка­кой-либо деятельности. Иначе говоря, если предприятие планирует реализовать проект – оно под­вержено инвестиционным, рыночным рискам; если же компания не осуществляет никаких действий, она опять-таки несет риски – риск неполучен­ной прибыли, те же рыночные риски и пр. Это заложено уже в самом определении понятия «предприятие».

Таким образом, при осуществлении своей деятельности предприятие ставит опре­деленные цели – получить такие-то доходы, затратить столько-то и т.д. Следова­тельно, оно плани­рует свою деятельность. Но, выбирая ту или иную стратегию раз­вития, предприятие мо­жет потерять свои средства, то есть получить сумму, мень­шую, чем запланированная. Как было указано выше, это объясняется неопределен­ностью ситуации, в которой находится компания. А, находясь в условиях неопре­деленности, руководству приходится принимать решения, вероятность успешной реализации которых (а значит, и получения доходов в полном объеме), зависит от множества факторов, воздействующих на предприятие из­нутри и извне. В этой си­туации и проявляется понятие риска.

Следовательно, можно охарактеризовать риск как вероятность недополучения пла­нируе­мых доходов в условиях неопределенности, сопутствующей деятельности предприятия.

Очень тесно с понятием риска связано понятие «рисковой деятельности» или «дея­тельно­сти, подверженной риску». Этот термин необходимо рассмотреть, так как риск не сущест­вует вне деятельности, вне процессов, идущих в компании. Учиты­вая подобный подход к риску, можно выделить такие понятия, как «субъект риска» и «объект риска».

Под субъектом следует понимать руководство компании, то есть конкретных лиц или коллектив, принимающих решение о выборе той или иной альтернативы, свя­занной с дея­тельностью компании. Соответственно, под объектом понимается ре­сурс, изменение ко­торого возможно в случае возникновения рисковой ситуации. Учитывая то, что мы рас­сматриваем хозяйствующий субъект в условиях стремле­ния к максимизации прибыли, по­добным ресурсом являются чистые доходы ком­пании.










2. Внутренние и внешние факторы риска. Виды рисков.

Функционирование любого предприятия в рыночной среде сопряжено с опасно­стью по­терь, представляющих собой коммерческие риски, т.е. неопределенность достижения воз­можного результата хозяйственной деятельности. Вероятность по­терь или недополучение ожидаемых денежных средств означает финансовый риск.

Выделяют чистые риски, предполагающие возможность получения только убытка, и спе­кулятивные риски, допускающие получение либо положительного, либо от­рицательного результата. Финансовые риски – это спекулятивные риски, которые не исключают потери от проведения отдельных операций в финансово-кредитной и биржевой сферах.

Неопределенность достижения того или иного результата хозяйственной деятель­ности предприятия предопределена влиянием экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) факторов.

К экзогенным факторам неопределенности относятся:

- политическая нестабильность, социально-экономическая напряженность, нацио­нальные, межэтнические столкновения;

- региональные и отраслевые особенности развития;

- неустойчивость финансового рынка и национальной валюты, инфляция;

- потребность в инвестициях, потребительский спрос.

Данные факторы неопределенности порождают факторы риска, которые можно подразде­лить на следующие группы.

Политические факторы риска: вероятность радикальных изменений в составе пра­витель­ства или проводимой им политики; экспроприация (безвозмездное изъятие) собственно­сти; местное законодательство, регулирующее право собственности; ка­чество государст­венного управления, государственное вмешательство в управле­ние предприятием; бюро­кратизм; взаимоотношения с соседними государствами; протекционизм; социально-куль­турные условия, национальные особенности.

Экономические факторы риска: реальные темпы экономического роста; масштабы эконо­мики, доступность источников энергии, наличие и стоимость рабочей силы в регионе, платежный баланс страны, отношение официальных золотовалютных ре­зервов к импорту.

Финансовые факторы риска: ограничительные меры по отношению к движению товаров и капитала, конвертируемость национальной валюты, регулирование цен, ставки налогооб­ложения, стабильность национальной валюты, уровень инфляции, возможность привлече­ния иностранного капитала, внешний долг региона страны.

Перечисленные факторы риска формируют макросреду функционирования пред­приятия.

Эндогенные факторы неопределенности непосредственно зависят от деятельности пред­приятия и обусловлены невозможностью точного прогнозирования ее основ­ных парамет­ров. К эндогенным факторам относятся изменения:

- технологии и структуры основных производственных фондов, их функциональ­ного и экономического износа;

- емкости рынка сбыта, объемов производства, конкурентоспособности предпри­ятия;

- постоянных и переменных издержек, рентабельности производства, доходности инве­стированного и собственного капитала;

- источников финансирования деятельности предприятия, стоимости заемного, привле­ченного и размещенного капитала.

Эндогенные факторы неопределенности на предприятии связаны с изменением пе­ремен­ных, определяющих уровень рентабельности и доходности капитала, и поро­ждают ряд рисков в области финансирования производственно-хозяйственной дея­тельности пред­приятия.

Процентный риск возникает из-за колебания процентных ставок по заемному капи­талу, что приводит к изменению затрат на выплату процентов от доходов на инве­стиции, и, следовательно, к изменению величины прибыли и даже к убыткам по сравнению с ожи­даемыми результатами. Производственные предприятия сталки­ваются с этим видом риска при использовании заемного капитала для инвестиций в реальные активы или финансовые активы (депозиты на денежных рынках, государ­ственные ценные бумаги, ценные бумаги других предприятий). Процентный риск возникает из-за неблагоприятных колебаний про­центной ставки, которые приводят к повышению затрат на выплату процентов или сниже­нию дохода от вложений. Процентные ставки изменяются под влиянием темпов роста ин­фляции, спроса и предложения на финансовых рынках, интервенций центрального банка (операций на открытом рынке), циклов деловой активности.

Кредитный риск для предприятия заключается в возможном отказе коммерческого банка предоставить или продлить кредит. Это риск неспособности выплачивать процент по ссуде и погасить основную сумму задолженности. В условиях предос­тавления займа уро­вень кредитного риска возрастает с увеличением суммы займа и периода его возраста. Факторы, определяющие кредитный риск, следующие: срок займа, процентная ставка, по­рядок погашения, двусторонний или синдицирован­ный (групповой) кредит, обеспечение кредита и гарантии, условия кредитного со­глашения, валюта предоставленного кредита, надежность коммерческого банка. При определении стоимости кредита следует учитывать общие издержки по займу, включая одноразовые выплаты в общей стоимости кредита.

При управлении кредитным риском важное значение имеет правильный выбор типа кре­дита, который зависит от потребностей заемщика и стоимости кредита. Если предприятие-заемщик постоянно нуждается в заемных средствах, то наиболее подходящей формой яв­ляется срочный кредит, который предоставляют полностью в начале срока. Процент по такому кредиту начисляют из расчета всей суммы, а основную его часть погашают перио­дическими взносами или единовременным платежом в конце срока. Управление кредит­ным риском предполагает и обосно­ванный выбор условий займа – по плавающей или по фиксированной ставке про­цента.

Бизнес-риск выражается в способности предприятия поддерживать уровень дохода на вложенный капитал. В акционерном обществе – это возможность поддерживать диви­денды на не снижающемся уровне. Бизнес-риск возникает в результате про­счетов во внут­рифирменном планировании, организации производства, маркетин­говой стратегии и сбыте продукции. Основная задача управления – свести бизнес-риск к минимуму за счет обеспечения эффективного функционирования производ­ства, изучения рынка и гибкого реагирования на происходящие на нем изменения.

Инвестиционный риск – риск, порождаемый фондовым рынком. Сущность инве­стицион­ного риска выражается в риске потери инвестируемого капитала или ожи­даемого дохода.

Различают следующие виды инвестиционного риска:

- капитальный – риск вложений в ценные бумаги по сравнению с другими акти­вами (на­пример, в недвижимость);

- селективный – риск вложений в конкретные акции, облигации;

- временной, связанный с выбором времени покупки ценных бумаг;

- законодательных изменений (например, правил приватизации, налогового зако­нодатель­ства и др.);

- ликвидности – от потерь капитала из-за трудностей или невозможности реализа­ции ак­ций;

- кредитный – угроза невыплаты процентов по ценным бумагам, или потери, вы­званные изменениями цены акций.

Валютный риск вызван краткосрочными или долгосрочными колебаниями курса валют на финансовом рынке. Этому виду риска подвержены:

- промышленные предприятия, покупающие и продающие товары за границей на ино­странную валюту;

- предприятия, имеющие филиалы за границей;

- финансовые организации, осуществляющие валютные операции.

Косвенным образом валютному риску подвержено любое промышленное предпри­ятие, сталкивающееся с иностранной конкуренцией на внутреннем рынке. Выде­ляют три вида валютного риска: операционный, трансляционный и экономический.

Операционный валютный риск в основном связан с торговыми операциями и де­нежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процент­ным) платежам. Опе­рационному риску подвержены движение денежных средств и уровень прибыли.

Трансляционный риск связан с инвестициями за рубежом и иностранными зай­мами. Он влияет на статьи баланса и отчеты о прибылях и убытках при их пере­счете в националь­ную валюту.

Экономический риск относится к будущим контрактным сделкам. Он имеет долго­срочный характер, связан с перспективным развитием предприятия и легко прогно­зируем. Данный вид риска может иметь самые отрицательные последствия для стратегии развития пред­приятия – уменьшение прибыли по будущим операциям (прямой экономический риск) и потеря определенной части ценовой конкуренто­способности в сравнении с иностранными производителями (косвенный экономи­ческий риск).

Источником прямого экономического риска являются операции, которые будут произве­дены в будущем. После заключения сделки прямой экономический риск трансформиру­ется в операционный. Любая фирма, продающая или покупающая за границей, подвер­жена такому риску. К косвенному экономическому риску отно­сятся изменения затратной или ценовой конкурентоспособности предприятия, вы­званные колебанием валютных кур­сов. Этому виду риска подвержены предпри­ятия, которые не торгуют за рубежом, и осо­бенно выпускающие продукцию с эла­стичным спросом и высокой чувствительностью цен на изменения спроса.




















3. Формирование политики управления финансовыми рисками

 В последнее время много пишется на тему управления рисками – о процедурах оценки рисков, о возможности применения различных процедур в российских условиях и т.д. Но на практике зачастую сталкиваешься с тем, что руководство компаний не понимает смысла организации риск-менеджмента.

Риск-менеджмент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

В российской практике риск предпринимателя количественно характеризуется субъектив­ной оценкой ожидаемой величины максимального и минимального дохода (убытка) от вложения капитала. Чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, неиз­вестность условий политической и экономической обстановки и перспектив изменения этих условий. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации при принятии ре­шения, тем выше и степень риска.

На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеоб­разный механизм управления риском и есть риск-менеджмент.

Риск-менеджмент представляет систему управления риском и экономическими (точнее финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, и включает стратегию и тактику управленческих действий.

Под стратегией управления имеются в виду направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Каждому способу соответствует определен­ный набор правил и ограничений для принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генераль­ной линии стратегии и отбросить все остальные варианты. После достижения поставлен­ной цели данная стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдви­гают задачу разработки новой стратегии.

Тактика – практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее опти­мального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой под­системы – объекта управления и управляющей подсистемы – субъекта управления.

Объектом управления в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся: связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т.д.

Субъект управления в риск-менеджменте – группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т.д.), которая посредством различных вариантов своего воз­действия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой инфор­мации между субъектом и объектом управления. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и практическое использование информации. Приобре­тение надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Информационное обеспечение состоит из разного рода информации: статистической, эко­номической, коммерческой, финансовой и т.д. В указанную информацию входят сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов и т.п.

3.1. Функции риск-менеджмента.

Различают следующие функции риск-менеджмента:

- объекта управления, куда относится: организация разрешения риска; рисковых вложений капитала; работ по снижению величины риска; процесса страхования рисков; экономиче­ских отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса:

- субъекта управления, в рамках которых прогнозирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, контроль.

Прогнозирование представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование – это предвидение определенных событий. Организация – объединение людей, совместно реализующих про­грамму рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур. Регу­лирование – воздействие на объект управления, посредством которого достигается со­стояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных па­раметров. Координация – обеспечение согласованности работы всех звеньев системы управления риском. Стимулирование – побуждение финансовых менеджеров, других спе­циалистов к заинтересованности в результатах своего труда. Наконец, контроль – это про­верка организации работы по снижению степени риска.

Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт. Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического про­думывания находить правильное решение проблемы. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Инсайт – сознание решения конкретной проблемы. В момент инсайта решение осознается ясно, однако эта отчетливость часто носит кратко­временный характер. Поэтому необходима сознательная фиксация решения.

В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики, которая представляет собой совокупность логических приемов и ме­тодических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это способы решения особо сложных задач. Риск-менеджмент имеет свою систему эври­стических правил и приемов для принятия решения в условиях риска:

- нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- всегда надо думать о последствиях риска;

- положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;

- нельзя рисковать многим ради малого;

- при наличии сомнения принимаются отрицательные решения;

нельзя думать, что всегда существует только одно решение, возможно, что есть и другие варианты.

3.2. Этапы политики управления рисками.

Политика управления рисками должна состоять из следующих этапов:

Прежде всего, необходимо разработать стратегию управления риском. Как можно управ­лять риском, не зная, чего мы хотим этим управлением добиться? Общеизвестный прин­цип no free lunch (бесплатного обеда не бывает) как нельзя лучше иллюстрирует это: чем больше доход, тем больше риск, связанный с получением этого дохода. Необходимо четко сформулировать «аппетит на риск» и строить политику управления риском на основании этого.

После определения стратегии управления риском необходимо выявить присущие данной организации риски и разработать подходы для их количественной оценки: какие методы должны использоваться, на каких данных будут основываться расчеты и т. д. Многие риск-менеджеры считают приоритетным именно этот шаг, хотя без всей описываемой це­почки самые современные методы оценки рисков будут бесполезны.

Огромное значение имеет выбор программного обеспечения для расчетов. Для некоторых вычислений вполне достаточно стандартных пакетов, таких как Excel. Для более сложных задач необходимы специализированные пакеты по оценке рисков. Особое внимание необ­ходимо уделить интегрированию систем и данных, необходимых для вычислений.

Следующий шаг – собственно разработка процедур по управлению риском. Управление рисками, которое часто принимают за «основную науку», - это всего лишь один из этапов описываемого процесса, пусть даже один из наиболее важных.

Необходимо разработать процедуры внутреннего контроля для каждого типа риска. Это включает в себя как оценку эффективности управления риском, так и контроль соблюде­ния процедур на различных этапах, например проверку соблюдения установленных лими­тов или мониторинг чувствительности к риску.

Теперь можно разработать отчетные формы для данного типа риска: кому, что и когда предоставляется. Необходимо также понимать, кем и какие управленческие решения должны быть приняты на основе полученной информации.

И, наконец, нужно определить, кто в организации занимается данным риском: кто оцени­вает риск, кто готовит отчетность, кто устанавливает лимиты, кто их контролирует и т.д. Здесь основную роль играет четкое разграничение ответственности, а также разделение обязанностей. Например, сотрудники, рассчитывающие лимиты, не должны подчиняться тому же руководителю организации, что и сотрудники, заключающие сделки, ведь возна­граждение этого руководителя зависит от дохода, полученного по сделкам, а лимиты ог­раничивают операции и, следовательно, величину дохода.

Внедрение этого процесса представляет собой сложную задачу, но от ее решения во мно­гом зависит качество всей системы управления организацией, ведь получение любого до­хода связано с теми или иными рисками. Пройдя этот путь, организация может обеспе­чить себе условия для построения эффективной системы управления.

3.3. Правила эффективного управления финансовыми рисками.

Для повышения эффективности управления финансовыми рисками организации необхо­димо соблюдать ряд правил:

1. Ответственность высшего руководства компании. Общеорганизационная политика управления рисками, включая методики идентификации, измерения, мониторинга и кон­троля, вырабатывается высшим руководством компании. Это позволяет убедиться в том, что риск отвечает общеорганизационной стратегии и требованиям законодательства, а также в том, что культура риск-менеджмента разделяется всеми членами компании.

2. Наличие общей политической линии и инфраструктуры риск-менеджмента. Организа­ция должна выработать эффективную и реалистичную политику в области управления рисками и обеспечить ее выполнение, выделив достаточные для этого ресурсы, в том числе человеческие. Создание инфраструктуры риск-менеджмента нацелено на своевре­менную идентификацию рисков и управления ими в соответствии с волей высшего руко­водства, как и на обеспечение коммуникаций, координации и коррекции действий специа­листов различных уровней.

3. Интеграция риск-менеджмента. Для осознания и управления рисками в их взаимосвязи идентификация и оценка различных рисков должна проводиться комплексно. Анализ рис­ков осуществляется на достаточно высоком уровне, чтобы оценить риски компании в це­лом. Это дает уверенность в том, что риск-менеджмент охватывает организацию целиком, а взаимосвязь между различными видами рисков и их совместное влияние на компанию осознается и учитывается при принятии всех стратегических и тактических решений.

4. Ответственность бизнес-подразделений. Бизнес-подразделения должны отвечать за управление рисками, связанными с их непосредственной деятельностью, в пределах, уста­новленных в соответствии с общеорганизационной политикой риск-менеджмента. Они также несут ответственность за любые результаты принятия тех или иных решений, раз­рабатывая соответствующие инструменты управления рисками. Такой подход побуждает лиц, принимающих решения, полностью осознавать связанные с этими решениями риски и корректировать расчет ожидаемых прибылей с учетом рисков.

5. Оценка/ранжирование риска. Должна проводиться периодическая оценка рисков каче­ственными, а где это возможно, и количественными методами. Используя простой язык, она дает руководству представление о количестве и природе возникающих рисков и по­зволяет принимать решения и распределять ресурсы на основе наиболее полной и всесто­ронней информации. Управление рисками таким образом становится квалифицированным и эффективным.

6. Независимая экспертиза. Методы и результаты оценки рисков должны быть проверены с помощью независимых экспертов, обладающих достаточными ресурсами, квалифика­цией и опытом, чтобы определить эффективность механизмов оценки и управления рис­ками и дать необходимые рекомендации. Это обеспечивает объективный подход к оценке и мониторингу рисков.

7. Планирование для непредвиденных ситуаций. Должны быть выработаны адекватные инструменты и политика управления рисками в нестандартных и кризисных ситуациях. Это позволит компании эффективно и своевременно реагировать на непредвиденное влияние негативных факторов.

Специфика применения этих правил на практике будет зависеть от таких факторов, как:

- широта сферы деятельности компании;

- вид ее деятельности;

- степень сложности бизнес-процессов;

- принятые в отрасли методология и инструментарий оценки рисков (в том числе, количе­ственные или качественные методы оценки).

3.4. Расчет  модели оценки степени финансовой устойчивости предприятия.

Чтобы более полно, с учетом влияния окружающей среды, оценить степень финансовой устойчивости предприятия (подверженность финансовым рискам), предлагается исполь­зовать модифицированную с учетом воздействий окружающей среды и рыночных меха­низмов Z-модель, имеющую следующий вид:

 R = А1 * Х1 + А2 * Х2 + А3 * Х3 + А4 * Х4 + А5 * Х5 + А6 * Х6 > 0,    

где R – рейтинговое число;

Х1 – коэффициент обеспеченности предприятия собственными средствами (отношение собственных оборотных активов к общей сумме активов);

Х2 – коэффициент текущей ликвидности;

Х3 – рентабельность собственного капитала;

Х4 – коэффициент капитализации предприятия (отношение рыночной стоимости собст­венного капитала к балансовой стоимости заемных средств);

Х5 – показатель общей платежеспособности, определяемый как отношение рыночной стоимости активов ко всем обязательствам предприятия;

Х6 – коэффициент менеджмента, определяемый как отношение выручки от реализации к величине текущих обязательств предприятия;

Коэффициенты являются показателями хозяйственной деятельности предприятия и сте­пени его финансовой устойчивости. Они численно выражают риск неблагоприятного раз­вития финансовой ситуации на предприятии.

Смысл введения индексов значимости состоит в достижении двуединой цели. С одной стороны, ранжировать коэффициенты по степени их важности для финансовой устойчи­вости предприятия. С другой, – математически ограничить область изменения R для обес­печения возможности сравнения рейтингового числа одного предприятия с рейтинговым числом другого. Существенно, что предприятия в рамках одной отрасли несут схожие риски, подвергаясь типовому воздействию окружающей среды бизнеса (правовой, финан­совой и т.д.). Применение же модели к предприятиям разных сфер бизнеса неправомерно, так как фактически будут сравниваться нетипичные риски.

Рейтинговое число R представляет собой численное выражение реакции предприятия на воздействие окружающей среды. Получившаяся величина R позволяет оценивать степень финансового риска данного предприятия при работе в условиях априорно враждебной ок­ружающей среды бизнеса. При расчете R за несколько последовательных временных пе­риодов мы получаем динамику изменения финансовой устойчивости предприятия, что позволяет анализировать влияние на него окружающей среды и тенденции дальнейшей динамики финансовой устойчивости предприятия.

При расчете в соответствии с предлагаемой моделью для исчисления рейтингового числа применен коэффициент капитализации предприятия. Этот коэффициент позволяет в рос­сийских условиях, когда стоимость капитала предприятия по балансу занижена, точно оценить риск банкротства предприятия. До сих пор при расчете рейтингового числа  [R] использовались только стандартные коэффициенты финансового анализа, что ограни­чивало его экономический смысл. Впервые для оценки качества менеджмента и, соответ­ственно, степени финансовой устойчивости предприятия применен метод расчета коэф­фициента менеджмента как отношение выручки от реализации к текущим обязательствам предприятия. Основанием для именно такого расчета коэффициента является система на­логообложения прибыли. Обычно коэффициент менеджмента определяется как отноше­ние прибыли к выручке. Однако в условиях российской окружающей среды бизнеса пред­приятие стремится к занижению бухгалтерской прибыли всеми доступными способами. Поэтому стандартный расчет коэффициента менеджмента не позволяет реально прини­мать решения, касающиеся финансовой устойчивости предприятия. При применении предлагаемого порядка расчета коэффициент будет отражать, насколько эффективно ис­пользует предприятие источники получения прибыли, насколько предприятие устойчиво к вредным воздействиям окружающей среды.

Следует отметить, что коэффициенты значимости для использования данной математиче­ской модели должны рассчитываться отдельно для каждой подотрасли. Например, они будут отличаться для анализа финансового состояния предприятий черной и цветной ме­таллургии. Связано это ограничение с различиями в технологической цепочке и особенно­стями бухгалтерского учета. Так, рентабельность производства листового проката в чер­ной металлургии отличается в несколько раз от рентабельности переработки давальче­ского сырья (толлинга) в цветной металлургии, бухгалтерский учет толлинга качественно отличен от учета при работе с собственным сырьем комбината черной металлургии.

Рассмотрим применение предложенной модели на примере трех предприятий цветной ме­таллургии.

Расчет значений коэффициентов проводился на основании данных баланса и отчета о прибылях и убытках за год по каждому предприятию. Коэффициент капитализации рас­считывался по данным баланса и данным по мировым ценам на продукцию предприятия в расчетном периоде. При этом рыночная стоимость собственного капитала определялась как произведение валового объема производства в единицах продукции на стоимость еди­ницы продукции на Лондонской бирже металлов с учетом среднемесячного курса доллара на ММВБ.

Индексы значимости определялись методом линейного программирования через решение системы неравенств, представляющих собой математически выраженные ограничения на диапазон изменения значений индексов, условия, что рейтинговое число не должно быть отрицательным, и фактического диапазона изменения числовых значений коэффициентов. Распределение индексов значимости по местам (а1, а2, а3…,... аn) производилось на осно­вании экспертной оценки авторами статьи «Оценка и анализ финансовых рисков предпри­ятия в условиях враждебной окружающей среды бизнеса» каждого из коэффициентов по степени влияния на финансовую устойчивость предприятия.

Оценка финансового состояния ряда предприятий алюминиевой промышленности, вы­полненная на основе разработанной многофакторной статистической модифицированной Z-модели, представлена в таблице 1.

 Таблица 1. – Оценка финансового состояния ряда предприятий алюминиевой промыш­ленности, выполненная на основе многофакторной статистической модифицированной Z-модели .

Показатели

Предприятия

Северо-Уральский бокситовый рудник

Саянский алюми­ниевый завод

Кандалакшский алюминиевый завод

1

3

4


Х1 – коэффициент обеспеченно­сти предприятия собственными средствами

0,045

0,18

0,41

Х2 – коэффициент текущей лик­видности

0,18

4,47

0,96

Х3 – рентабельность собствен­ного капитала

-0,07

0,043

0,09

Х4 – коэффициент капитализа­ции предприятия

0,44

18,31

8,94

Х5 – показатель общей платеже­способности

4,24

24,43

4,27

Х6 – коэффициент менеджмента

-0,56

0,17

0,23

R – рейтинговое число

21,52

196,5

52,63


Прежде чем приступать к анализу финансовых показателей предприятий и коэффициен­тов, входящих в состав модифицированной Z-модели, следует отметить, что при опреде­лении основных значимых коэффициентов была рассчитана значимость этих коэффици­ентов. Эти данные весов коэффициентов приведены в таблице 2.

Показатели

Вес коэффи­циента

Место коэффици­ента по значимости

1

2

3

Х1 – коэффициент обеспеченности пред­приятия собственными средствами

0,83

6

Х2 – коэффициент текущей ликвидности

5,83

1

Х3 – рентабельность собственного капи­тала

3,83

3

Х4 – коэффициент капитализации пред­приятия

2,83

4

Х5 – показатель общей платежеспособно­сти

4,83

2

Х6 – коэффициент менеджмента

1,83

Сумма

19,98


Ранжирование основных коэффициентов, входящих в состав модифицированной Z-мо­дели, показало следующее. Основным значимым фактором, существенно влияющим на финансовую устойчивость предприятия, является коэффициент текущей ликвидности, за­тем в порядке убывания следуют: показатель общей платежеспособности, рентабельность собственного капитала, коэффициент капитализации предприятия, коэффициент менедж­мента и коэффициент обеспеченности предприятия собственными средствами.

Как следует из таблицы 1., минимальное рейтинговое число R, равное 21,52, соответст­вует финансовому положению Северо-Уральского бокситового рудника. При значениях R в интервале от 10 до 50 предприятие находится в «зоне неплатежеспособности». Это под­тверждается и низким уровнем коэффициента обеспеченности предприятия собственными средствами Х1 = 0,045. Коэффициент текущей ликвидности Х2 = 0,180, что по сущест­вующим методикам оценки финансового состояния свидетельствует об отсутствии у предприятия свободных средств, полностью покрывающих текущие обязательства пред­приятия. Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности должно быть рав­ным или большим 2.

Коэффициент рентабельности собственного капитала Х4 для Северо-Уральского боксито­вого рудника (СУБР) по итогам года равен – 0,070, что свидетельствует об убытках, поне­сенных предприятием.

Коэффициент капитализации для СУБР также весьма низкий – 0,440. Этот показатель в десятки раз ниже, чем для Кандалакшского алюминиевого завода и еще в большей сте­пени ниже по сравнению с Саянским алюминиевым заводом. Показатель общей платеже­способности Х5, наиболее высокий для Саянского алюминиевого завода, равен 24,430, для Кандалакшского алюминиевого завода он несколько ниже и составил 4,270; для Северо-Уральского бокситового рудника Х5 = 4,240. Этот факт легко объясним, следует только учесть, что конечной продукцией СУБР являются бокситы, стоимость которых примерно на порядок ниже стоимости первичного алюминия, производимого на Саянском и Канда­лакшском алюминиевых заводах, а производственная мощность Кандалакшского алюми­ниевого завода в несколько раз ниже, чем производственная мощность и, соответственно, объем реализации готовой продукции (первичного алюминия) на Саянском алюминиевом заводе.

Особый интерес представляет коэффициент менеджмента. Теоретически, при изменении коэффициента менеджмента Х6 в интервале от 0 до 0,5 выручка предприятия от реализа­ции продукции обеспечивает не менее чем 2-х кратное покрытие текущих обязательств предприятия, что свидетельствует о качественном управлении.

Увеличение коэффициента менеджмента до интервала от 0,5 до 1 сигнализирует о том, что выручка от реализации продукции может полностью покрыть текущие обязательства предприятия, но прибыли у предприятия уже практически нет. Это характеризует низкий уровень менеджмента, предприятие находится в «зоне кризиса». Превышение значения коэффициента менеджмента Х6 > 1 свидетельствует о возможном банкротстве предпри­ятия.

Данные таблицы 1. показывают, что анализируемые предприятия обладают достаточно хорошим уровнем менеджмента (за исключением СУБР), предприятия финансово устой­чивы. Но если сравнивать коэффициенты менеджмента рассматриваемых предприятий между собой, то можно убедиться, что более высокий уровень менеджмента отмечается на Саянском алюминиевом заводе, что подтверждается и другими косвенными признаками.

Отрицательное значение рассматриваемого коэффициента на Северо-Уральском боксито­вом руднике, равное –0,560, свидетельствует о консерватизме управленческого персонала этого предприятия, допустившего, что у предприятия имеется непогашенная дебиторская задолженность, т.е. часть продукции предприятия была отгружена без предварительной оплаты или без оплаты по факту поставки.

Иными словами, Северо-Уральский бокситовый рудник практически выдал какому-то предприятию товарный кредит поставками бокситов, который не был погашен в течение

года.

Такой факт также указывает на недостаточный уровень менеджмента на предприятии, что приводит к увеличению финансовых рисков. А если для СУБР проанализировать показа­тель менеджмента за ряд лет, то следует отметить, что этот показатель ухудшается, что свидетельствует о нерациональной финансовой политике руководства предприятия.

В итоге, общее рейтинговое число R для Северо-Уральского бокситового рудника самое низкое среди анализируемых предприятий алюминиевой промышленности, что показы­вает на наличие финансовых рисков в его производственно-хозяйственной деятельности.

Предлагаемая методика многофакторного статистического анализа финансовой устойчи­вости предприятия позволяет не только ответить на вопрос, находится ли предприятие на грани банкротства или нет, но и выявить основные причины ухудшения финансового со­стояния предприятия, оценить факторы, определяющие состояние окружающей среды бизнеса и разработать меры по снижению финансовых рисков, угрожающих предприятию банкротством.

Предлагаемая модель оценки финансовых рисков промышленных предприятий учитывает как требования федерального законодательства «О несостоятельности (банкротстве)», так и реалии российского финансового рынка и уровень менеджмента в области управления финансовыми рисками.

В заключение следует отметить, что в условиях рыночной экономики с увеличением опасности неплатежеспособности и последующего банкротства предприятий все большее значение приобретает проблема разработки методов управления финансовыми рисками на основе современных методик анализа и прогнозирования их возникновения. Одним из та­ких методов анализа и прогнозирования финансовых рисков промышленных предприятий является применение многофакторной статистической модели оценки финансовой устой­чивости предприятия, учитывающей влияние основных факторов окружающей среды биз­неса и базирующейся на обработке официальной бухгалтерской отчетности предприятий.








4. Механизмы нейтрализации финансовых рисков.

Система механизмов нейтрализации финансовых рисков предусматривает использование следующих основных методов.

1. Избежание риска. Это направление нейтрализации финансовых рисков является наиболее радикальным. Оно заключается в разработке таких мероприятий внутреннего характера, которые полностью исключают конкретный вид финансового риска. К числу основных из таких мер относятся:

- отказ от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезмерно высок. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер, так как большинство финансовых операций связано с осуществлением основной производственно-коммерческой деятельности предприятия, обеспечивающей регулярное поступление доходов и формирование его прибыли;

- отказ от использования в больших объемах заемного капитала. Снижение доли заемных финансовых средств в хозяйственном обороте позволяет избежать одного из наиболее существенных финансовых рисков – потери финансовой устойчивости предприятия. Вместе с тем, такое избежание риска влечет за собой снижение эффекта финансового левериджа;

- отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низко ликвидных формах. Повышение уровня ликвидности этих активов позволяет избежать риска неплатежеспособности предприятия в будущем периоде. Однако такое избежание риска лишает предприятие дополнительных доходов от расширения объемов продажи продукции в кредит и частично порождает новые риски, связанные с нарушением ритмичности операционного процесса из-за снижения размера страховых запасов сырья, материалов, готовой продукции;

- отказ от использования временно свободных денежных активов в краткосрочных финансовых вложениях. Эта мера позволяет избежать депозитного и процентного риска, однако порождает потери от инфляционного риска, а также риска упущенной выгоды.

Перечисленный и другие формы избежания финансового риска несмотря на свой радикализм в отвержении отдельных их видов лишает предприятие дополнительных источников формирования прибыли, а, соответственно отрицательно влияет на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала. Поэтому в системе внутренних механизмов нейтрализации рисков их избежание должно осуществляться очень взвешенно при следующих основных условиях:

- если отказ от одного финансового риска не влечет возникновения другого риска более высокого или однозначного уровня;

- если уровень риска несопоставим с уровнем доходности финансовой операции по шкале «доходность – риск»;

- если финансовые потери по данному виду риска превышают возможности их возмещения за счет собственных финансовых средств предприятия;

- если размер дохода от операции, генерирующей определенные виды риска, несущественен, т.е. занимает неощутимый удельный вес в формируемом положительном денежном потоке предприятия;

- если финансовые операции не характерны для финансовой деятельности предприятия, носят инновационный характер и по ним отсутствует информационная база, необходимая для определения уровня финансовых рисков и принятия соответствующих управленческих решений.

2. Лимитирование концентрации риска. Механизм лимитирования концентрации финансовых рисков используется обычно по тем их видам, которые выходят за пределы допустимого их уровня, т.е. по финансовым операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического риска. Такое лимитирование реализуется путем установления на предприятии соответствующих внутренних финансовых нормативов в процессе разработки политики осуществления различных аспектов финансовой деятельности.

Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, может включать:

- предельный размер (удельный вес) заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности. Этот лимит устанавливается раздельно для операционной и инвестиционной деятельности предприятия, а в ряде случаев – и для отдельных финансовых операций (финансирования реального инвестиционного проекта; финансирования формирования оборотных активов и т.п.);

- минимальный размер (удельный вес) активов в высоколиквидной форме. Этот лимит обеспечивает формирование так называемой «ликвидной подушки», характеризующей размер резервирования высоколиквидных активов с целью предстоящего погашения неотложных финансовых обязательств предприятия. В качестве «ликвидной подушки» в первую очередь выступают краткосрочные финансовые вложения предприятия, а также краткосрочные формы его дебиторской задолженности;

- максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю. Размер кредитного лимита, направленный на снижение концентрации кредитного риска, устанавливается при формировании политики предоставления товарного кредита покупателям продукции;

- максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке. Лимитирование концентрации депозитного риска в этой форме осуществляется в процессе использования данного финансового инструмента инвестирования капитала предприятия;

- максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента. Эта форма лимитирования направлена на снижение концентрации несистематического (специфического) финансового риска при формировании портфеля ценных бумаг. Для ряда институциональных инвесторов этот лимит устанавливается в процессе государственного регулирования их деятельности в системе обязательных нормативов;

- максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность. За счет этого финансового норматива обеспечивается лимитирование риска неплатежеспособности, инфляционного риска, а также кредитного риска.

Лимитирование концентрации финансовых рисков является одним из наиболее распространенных внутренних механизмов риск-менеджмента, реализующих финансовую идеологию предприятия в части принятия этих рисков и не требующих высоких затрат.

3. Хеджирование. Этот термин используется в финансовом менеджменте в широком и узком прикладном значении. В широком толковании термин хеджирование характеризует процесс использования любых механизмов уменьшения риска возможных финансовых потерь – как внутренних (осуществляемых самим предприятием), так и внешних (передачу рисков другим хозяйствующим субьектам-страховщикам). В узком прикладном значении термин хеджирование характеризует внутренний механизм нейтрализации финансовых рисков, основанный на использовании соответствующих видов финансовых инструментов. В последующем изложении термин хеджирование будет использоваться в этом прикладном его значении.

Хеджирование финансовых рисков путем осуществления соответствующих операций с производственными ценными бумагами является высокоэффективным механизмом уменьшения возможных финансовых потерь при наступлении рискового события. Однако оно требует определенных затрат на выплату комиссионного вознаграждения брокерам, премий по опционам и т.п. Тем не менее уровень этих затрат значительно ниже, чем уровень затрат по внешнему страхованию финансовых рисков.

В зависимости от используемых видов производных ценных бумаг различают следующие механизмы хеджирования финансовых рисков:

а) Хеджирование с использованием фьючерсных контрактов. Оно характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям на товарной или фондовой биржах путем проведения противоположных сделок с различными видами биржевых контрактов. Операция хеджирования с использованием фьючерсных контрактов требует совершения трех видов биржевых сделок:

1) покупку (продажу) реального актива или ценных бумаг с поставкой в будущем периоде (форвардная биржевая сделка);

2) продажу (или соответственно покупку) фьючерсных контрактов на аналогичное количество активов или ценных бумаг (открытие позиции по фьючерсным контрактам);

3) ликвидацию позиции по фьючерсным контрактам в момент поставки реального актива или ценных бумаг путем совершения обратной (офсетной) сделки с ними.

Первые два вида биржевых сделок осуществляются в начальной стадии нейтрализации финансового риска, а третий их вид – в стадии завершения. Принцип механизма хеджирования с использованием фьючерсных контрактов основан на том, что если предприятие несет финансовые потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец реального актива или ценных бумаг, то оно выигрывает в тех же размерах как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество активов или ценных бумаг и наоборот. В связи с этим в механизме нейтрализации финансовых рисков данной группы различают два вида операций с использованием фьючерсных контрактов – хеджирование покупкой и хеджирование продажей этих контрактов;

б) Хеджирование с использованием опционов. Оно характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям с ценными бумагами, валютой, реальными активами или др. В основе этой формы хеджирования лежит сделка с премией (опционом), уплачиваемой за право (но не обязательство) продать или купить в течение предусмотренного опционным контрактом срока ценную бумагу, валюту, реальный актив в обусловленном количестве и по заранее оговоренной цене. В механизме нейтрализации финансовых рисков с использованием этого вида производных ценных бумаг различают хеджирование на основе опциона на покупку (предоставляющего право покупки по оговоренной цене); опциона на продажу (предоставляющего право продажи по оговоренной цене); двойного опциона или «стеллажа» (предоставляющего одновременно право покупки или продажи соответствующего финансового или реального актива по согласованной цене). Цена, которую предприятие выплачивает за приобретение опциона, по существу является уплачиваемой страховой премией;

в) Хеджирование с использованием операции «своп». Оно характеризует механизм нейтрализации финансовых рисков по операциям с валютой, ценными бумагами, долговыми финансовыми обязательствами предприятия. В основе операции «своп» лежит обмен (покупка – продажа) соответствующими финансовыми активами или финансовыми обязательствами с целью улучшения их структуры и снижения возможных потерь. В механизме нейтрализации финансовых рисков с использованием этой формы хеджирования применяются операции валютного свопа (обмена будущих обязательств в одной валюте на соответствующие обязательства в другом виде валюты); фондового свопа (обязательства превратить один вид ценной бумаги в другой, например, обращающиеся облигации предприятия в эмитируемые им акции); процентного свопа (обмена долговых финансовых обязательств предприятия с фиксированной процентной ставкой на обязательства с плавающей процентной ставкой или наоборот).

Если операция хеджирована, ее доходность из неизвестной величины сразу превращается в известную. Что бы ни происходило с рынком, итог (в случае, разумеется, выполнения договорных обязательств) становится известен заранее. А значит, не надо тратить дополнительные усилия на анализ рыночной конъюнктуры. Усилия тратят банки и компании финансового сектора – те, кто предоставляет инструменты хеджирования (такие, как фьючерсы или опционы). Они продают «реальному сектору» спокойствие и предсказуемость, а на себя берут рыночный риск. Платой за хеджирование часто становится невозможность воспользоваться благоприятным изменением рыночной конъюнктуры.

4. Диверсификация. Механизм диверсификации используется, прежде всего, для нейтрализации негативных финансовых последствий несистематических (специфических) видов рисков. В первую очередь он позволяет минимизировать портфельные риски. Принцип действия механизма диверсификации основан на разделении рисков, препятствующем их концентрации.

В качестве основных форм диверсификации финансовых рисков предприятия могут быть использованы следующие ее направления:

- диверсификация видов финансовой деятельности. Она предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций – краткосрочных финансовых вложений, формирования кредитного портфеля, осуществления реального инвестирования, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений и т.п.;

- диверсификация валютного портфеля («валютной корзины») предприятия. Она предусматривает выбор для проведения внешнеэкономических операций нескольких видов валют. В процессе этого направления диверсификации обеспечивается снижение финансовых потерь по валютному риску предприятия;

- диверсификация депозитного портфеля. Она предусматривает размещение крупных сумм временно свободных денежных средств на хранение в нескольких банках. Так как условия размещения денежных активов при этом существенно не меняются, это направление диверсификации обеспечивает снижение уровня риска депозитного портфеля без изменения уровня его доходности;

- диверсификация кредитного портфеля. Она предусматривает расширение круга покупателей продукции предприятия и направлена на уменьшение его кредитного риска. Обычно диверсификация кредитного портфеля в процессе нейтрализации этого вида финансового риска осуществляется совместно с лимитированием концентрации кредитных операций путем установления дифференцированного по группам покупателей кредитного лимита;

- диверсификация портфеля ценных бумаг. Это направление диверсификации позволяет снижать уровень несистематического риска портфеля, не уменьшая при этом уровень его доходности;

- диверсификация программы реального инвестирования. Она предусматривает включение в программу инвестирования различных инвестиционных проектов с альтернативной отраслевой и региональной направленностью, что позволяет снизить общий инвестиционный риск по программе.

Эффект диверсификации лежит в основе большинства теорий выбора эффективной рыночной стратегии. В сочетании с эффектами хеджирования он стал основной теории ценообразования опционов.

Однако в 1997 г. начался кризис развивающихся рынков, известный сегодня под названием «азиатского гриппа». «Грипп» охватил многие страны, относящиеся к группе Emerging Markets. Результат оказался удручающим: вооруженный новейшими методиками американский фонд Long Term Capital Management, осуществляющий вложения на таких рынках, обанкротился. И погубила его именно диверсификация – вернее, не совсем оправданная вера в могущество этого инструмента.

В чем же дело? У финансовых операций есть поистине фатальное свойство в некоторые моменты неожиданно резко менять свои статистические характеристики. Диверсификация снижает риск только в том случае, если результаты операций-элементов, составных частей сделки, являются независимыми друг от друга. Выяснению взаимозависимости различных операций – их корреляции – посвящается значительная часть работ большого числа аналитических центров. Знание этой зависимости предотвращает некоторые грубые ошибки, позволяя сберечь капитал. В случае с Long Term Capital Management случилось следующее: рынки, на которых размещались средства этого фонда, причем в период, относительно благоприятный для мировых финансов, имели низкую взаимную корреляцию. Расчеты менеджеров фонда строились на том, что низкая корреляция будет сохраняться. Но в Юго-Восточной Азии обанкротилось одно крупное предприятие, другое, проблемы возникли у валюты одной, другой страны… И возник эффект домино: связь ценовой динамики из слабой превратилась в сильную. Росли рынки по-разному, но падать стали одинаково. И диверсификация оказалась ловушкой, в которую попался упомянутый фонд, а также многие тысячи других инвесторов по всему миру.

Как же не попасть в ловушку, расставляемую методом диверсификации? Общего принципа, разумеется, не существует, но кое-что порекомендовать можно. Стоит хорошо представлять себе механизм страхования рисков, стоящий за вашей бизнес-схемой. И если он основан на диверсификации рисков, необходимо постоянно контролировать статистическую независимость случаев «сбоя» схемы. И при оценке этой независимости не следует полагаться целиком на статистические методы, ведь интуиция порой может подсказать то, что никогда не подскажет математика, разум всегда может охватить конкретную бизнес-ситуацию более обще и всесторонне, чем экономическая модель и компьютер.

5. Распределение рисков. Механизм этого направления нейтрализации финансовых рисков основан на частичном их трансферте (передаче) партнерам по отдельным финансовым операциям. При этом хозяйственным партнерам передается та часть финансовых рисков предприятия, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты.

В современной практике риск–менеджмента получили широкое распространение следующие основные направления распределения рисков (их трансферта партнерам):

- распределение риска между участниками инвестиционного проекта. В процессе такого распределения предприятие может осуществить трансферт подрядчикам финансовых рисков, связанных с невыполнением календарного плана строительно-монтажных работ, низким качеством этих работ, хищением переданных им строительных материалов и некоторых других. Для предприятия, осуществляющего трансферт таких рисков, их нейтрализация заключается в переделке работ за счет подрядчика, выплаты им сумм неустоек и штрафов и в других формах возмещения понесенных потерь;

- распределение риска между предприятием и поставщиками сырья и материалов. Предметом такого распределения являются, прежде всего, финансовые риски, связанные с потерей (порчей) имущества (активов) в процессе их транспортирования и осуществления погрузо-разгрузочных работ. Формы такого распределения рисков регулируются соответствующими международными правилами «ИНКОТЕРМС-90»;

- распределение риска между участниками лизинговой операции. Так, при оперативном лизинге предприятие передает арендодателю риск морального устаревания используемого (лизингуемого) актива, риск потери им технической производительности (при соблюдении установленных правил эксплуатации) и ряд других видов рисков, предусматриваемых соответствующими специальными оговорками в заключаемом контракте;

- распределение риска между участниками факторинговой (форфейтинговой) операции. Предметом такого распределения является, прежде всего, кредитный риск предприятия, который в преимущественной его доле передается соответствующему финансовому институту – коммерческому банку или факторинговой компании. Эта форма распределения риска носит для предприятия платный характер, однако позволяет в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия его кредитного риска.

Степень распределения рисков, а следовательно и уровень нейтрализации их негативных финансовых последствий для предприятия является предметом его контрактных переговоров с партнерами, отражаемых согласованными с ними условиями соответствующих контрактов.

6. Самострахование (внутреннее страхование). Механизм этого направления нейтрализации финансовых рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолевать негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контр агентов. Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются:

- формирование целевых резервных фондов. Примером такого формирования могут служить: фонд страхования ценового риска (на период временного ухудшения конъюнктуры рынка); фонд уценки товаров на предприятиях торговли; фонд погашения безнадежной дебиторской задолженности по кредитным операциям предприятия и т.п. Перечень таких фондов, источники их формирования и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия и другими внутренними документами и нормативами;

- формирование резервных сумм финансовых ресурсов в системе бюджетов, доводимых различным центрам ответственности. Такие резервы предусматриваются обычно во всех видах капитальных бюджетов и в ряде гибких текущих бюджетов;

- формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Такие страховые запасы создаются по денежным активам, сырью, материалам, готовой продукции. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов устанавливается в процессе их нормирования;

- нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде. До его распределения он может рассматриваться как резерв финансовых ресурсов, направляемых в необходимом случае на ликвидацию негативных последствий отдельных финансовых рисков. Используя этот механизм нейтрализации финансовых рисков, необходимо иметь в виду, что страховые резервы во всех их формах, хотя и позволяют быстро возместить понесенные предприятием финансовые потери, однако «замораживают» использование достаточно ощутимой суммы финансовых средств. В результате этого снижается эффективность использования собственного капитала предприятия, усиливается его зависимость от внешних источников финансирования. Это определяет необходимость оптимизации сумм резервируемых финансовых средств с позиций предстоящего их использования для нейтрализации лишь отдельных видов финансовых рисков. К числу таких рисков могут быть отнесены: нестрахуемые виды финансовых рисков; финансовые риски допустимого и критического уровня с невысокой вероятностью возникновения; большинство финансовых рисков допустимого уровня, расчетная стоимость предполагаемого ущерба по которым невысока.

7. Страхование. Первое, с чем сталкивается руководитель предприятия в процессе управления деятельностью своей фирмы – определение тех рисков, которые нуждаются в страховой защите. Как правило, наиболее распространенные виды страхования в среде бизнеса – страхование имущества фирмы, страхование ответственности руководителей и сотрудников, страхование служащих компании от несчастного случая на производстве и разнообразное страхование кредитных рисков. Но если имущественное страхование или страхование ответственности – хорошо известные на российском рынке продукты, достаточно популярные среди руководителей отечественных компаний, то действующие в настоящее время в России схемы кредитного страхования пока лишь отдаленно напоминают существующие на Западе аналоги.

Тем не менее, страхование кредитов – так называемая защита от неплатежа заемщика – на сегодняшний момент считается, пожалуй, одним из наиболее распространенных на развитых страховых рынках видом страхования финансовых рисков. Можно утверждать, что страхование кредитов является важным рычагом, направленным на уменьшение или устранение кредитного риска, связанного с предоставлением рассрочки покупателю компанией-продавцом.

Как правило, страхование кредитов – это договор страхования, который гарантирует возврат денег кредитору в случае некредитоспособности дебитора. Обычно кредитное страхование определяется как средство, направленное на уменьшение или устранение кредитного риска компании, предоставляющей кредит. Другими словами, этот вид страхования способен защитить фирму-кредитора от всех рисков, сопряженных с неплатежеспособностью ее должника или в случае неоплаты долга заемщиком по каким-либо иным причинам. Таким образом, кредитное страхование играет исключительно важную роль в финансовом управлении предприятием, защищая финансовые интересы продавца или кредитора. Тем более, что само понятие кредита скрывает в себе гораздо более широкий смысл, чем просто предоставление денежных средств на возвратной основе. Этот термин включает в себя также все возможные риски, связанные с неплатежеспособностью любой из сторон сделки после ее совершения. В первую очередь это касается предоставления рассрочек или отсрочек платежа по сделкам, касающимся купли-продажи товаров или услуг.

Как показывает практика, чем более развит рынок, тем более развито на нем кредитное страхование. Это в первую очередь объясняется тем, что услуга предоставления компанией-продавцом кредита покупателю является одним из способов выживания продавца в условиях жесткой рыночной конкуренции, когда при выборе поставщика товаров или услуг покупатель уделяет огромное внимание условиям оплаты по сделке. Естественно, предоставляя товар в кредит, продавец подвергает себя риску невыполнения обязательств со стороны покупателя. В этой ситуации убытки, которые терпит кредитор из-за неоплаты счетов, оплачивает страховая компания.

Руководителю предприятия важно понимать, что у кредитного страхования есть свои альтернативы. В первую очередь это безотзывный аккредитив, факторинг и аванс. Так, выпущенный банком или компанией безотзывный аккредитив представляет собой письмо, адресованное другой компании, в котором содержится указание выплатить клиенту, названному в письме, определенную сумму денег на определенных условиях. При этом безотзывный аккредитив не может быть закрыт лицом, открывшим его, без согласия получателя кредита. Подобные схемы очень часто используются в торговле при проведении экспортно-импортных расчетов. Например, компания-экспортер может открыть аккредитив в местном банке иностранного импортера на сумму, равную стоимости товара. При этом оплата производится после отгрузки товара, после представления погрузочных документов. Однако руководителю компании следует помнить, что использование аккредитива приводит к существенному увеличению издержек покупателя, особенно это касается компаний малого и среднего бизнеса. В этом случае полностью замораживаются активы компании-покупателя. Факторинг, или скупка долговых обязательств перед компанией-производителем с принятием на себя обязанностей по их взысканию и риска неплатежа – также довольно дорогая услуга, так как неизбежно ведет к дисконтированию долга. Но, говоря об альтернативных кредитному страхованию схемах, необходимо помнить, что эти схемы, в основном, характерны для нестабильных, менее развитых рынков. Так, на российском рынке до недавнего времени процветал авансовый тип оплаты.

В России кредитное страхование находится лишь на начальном пути развития, хотя многие отечественные компании уже давно практикуют схемы этого вида страхования. Но, как правило, это относится лишь к компаниям, осуществляющим различные торговые сделки, например, операции, связанные с экспортно-импортными поставками. Необходимо отметить, что страхователями в этих случаях являлись в основном не сами российские компании, а их зарубежные партнеры. Поэтому неудивительно, что осуществляемое в настоящее время в России кредитное страхование разительно отличается от классического кредитного страхования, практикуемого страховщиками на Западе.

В российской практике существует ряд законов, защищающих участников сделок купли-продажи от риска невозврата кредитов. Например, Закон «О страховании предпринимательского (финансового) риска кредитора или должника» гарантирует защиту как интересам кредитора, так и интересам должника. Вообще, понятие предпринимательского риска – довольно широкое: к этой категории относятся все те риски, которые могут возникать у предпринимателей после заключения сделок купли-продажи. При этом наиболее часто компании сталкиваются с рисками невыполнения обязательств должника по заключенному договору. Причем такая ситуация может возникнуть как намеренно, так и по не зависящим от участников сделки обстоятельствам. В частности, это касается банкротства покупателя: ведь ни одна из компаний, тем более российских, никак не защищена от рисков собственного банкротства или остановки производства. Кроме того, всегда существует риск полной или частичной утраты имущества, что, в свою очередь, также может послужить причиной невыполнения обязательств покупателя-должника. Классическим примером в этой области можно назвать пожар, уничтоживший в начале 90-х гг. значительную часть производственных площадей крупного российского производителя грузовиков – компании «КамАЗ». Учитывая то, что сгоревшее имущество не было застраховано, «КамАЗ» оказался в весьма сложной ситуации. С одной стороны, на его плечи лег ущерб от пожара, с другой – требования его основного кредитора – Европейского банка реконструкции и развития – по возврату кредита. Переговоры о реструктуризации долга «КамАЗа» велись на высшем государственном уровне вплоть до самого недавнего времени. Интересно также и то, что сразу после знаменательного пожара производственные мощности автозавода все же были застрахованы.

Руководителю предприятия необходимо самостоятельно решить, каким именно видам финансовых рисков может быть подвержена деятельность компании, и уже на этой основе разработать методы уменьшения степени риска или методы его предотвращения.

В зависимости от профиля деятельности предприятия различают следующие основные виды кредитного страхования: страхование коммерческого риска неплатежа, страхование фабрикационного риска, страхование валютных рисков и страхование политических рисков. В первую очередь надо обратить внимание на страхование коммерческого риска неплатежа: как показывает зарубежная и отечественная практика, наиболее часто предприятия подвергаются именно этому виду риска. Причина тому – ежегодное увеличение числа банкротов и неплатежеспособных компаний.

Перед заключением договора страхования коммерческого риска неплатежа необходимо ознакомиться с основными правилами страхования. Главное правило при заключении договора страхования от коммерческого риска неплатежа с рассрочкой платежа до одного года – страхование не избранных, а всех сделок предприятия. Это правило было установлено страховыми компаниями в связи с тем, что у фирмы-страхователя часто возникает искушение застраховать не все риски, а только самые опасные, с высокой вероятностью возникновения. В результате страховщик получает заранее невыгодный для него пакет договоров и подвергает себя риску финансовых убытков.

Кроме того, в случае неожиданно возникших финансовых трудностей должники часто используют всем известный прием: «лучшая защита – это нападение». На практике может возникнуть ситуация, когда неплатежеспособный должник выдвигает претензии своему кредитору, пытаясь, таким образом, если не отменить свои обязательства, то хотя бы их отсрочить. Поэтому в условиях договора страхования от коммерческого риска неплатежа оговаривается, что страховая компания не обязана покрывать расходы, связанные с претензиями должника к компании-продавцу.

Руководитель предприятия должен знать, что самым опасным в кредитном страховании по праву считается фабрикационный или, другими словами, доотгрузочный риск. При заключении договора страхования фабрикационного риска надо учитывать, что этот полис предусматривает страховое покрытие всех убытков предприятия-продавца, которые оно может нести в связи с производством товара или же банкротством заказчика. В этом случае страховая компания выплачивает страхователю покрытие, равное разнице между себестоимостью произведенного товара и максимальной ценой реализации этого товара другому покупателю. Кроме того, до момента отгрузки товара предприятие может потерпеть убытки, связанные с какими-либо событиями, не зависящими от воли покупателя, например, политическими. Тем не менее, страховая компания в любом случае будет обязана оплатить убытки застрахованному предприятию. Именно поэтому управление доотгрузочными рисками – своего рода высший пилотаж страхования, тем более, когда речь идет об экспортных товарах. Ведь при проведении экспортно-импортных операций возникает еще один риск – валютного характера, когда изменяется курсовое соотношение между национальной валютой экспортера и валютой платежа, предусмотренной договором купли-продажи. При страховании валютных рисков страховая компания возмещает предприятию убытки, понесенные им в связи с изменением валютных курсов.

В случае, если предприятие осуществляет экспортные операции, политические события и внутренние беспорядки в стране также могут повлечь за собой убытки. Предсказать возникновение политических рисков практически невозможно, поэтому они относятся к группе так называемых труднопрогнозируемых. Необходимо помнить, что договор страхования от политических рисков предусматривает компенсацию убытков, понесенных страхователем от неоплаты счетов за поставленный товар вследствие каких-либо катастрофических событий в стране, например, политического переворота, кардинальной смены экономической позиции. При выборе страховой компании необходимо обратить внимание, что, как правило, страхованием политических рисков занимаются лишь крупные страховщики, либо приближенные к правительственным органам развитых стран операторы (известный аналог – немецкий Hermes) – ведь ущерб от политических рисков может быть огромен для средней и тем более мелкой частной страховой компании.

Фирма, выдавшая заемщику кредит (денежный или товарный) автоматически подвергает себя риску невыполнения обязательств со стороны заемщика. Для того, чтобы оптимизировать этот риск, она обращается в страховую компанию. Первое, с чем придется столкнуться – выбор страховщика. Кредитным страхованием в том или ином виде занимаются практически все крупные российские страховые компании («Ингосстрах», «Росно», «РЕСО-Гарантия», ПСК, «ВЕСТА» и др.). Они предлагают различные условия страхования, руководителю предприятия остается лишь выбрать наиболее подходящие.

Следующий момент – правила заключения договора страхования непогашения кредитов. Объектом страхования является ответственность заемщика перед кредитором за своевременное и полное погашение кредитов и процентов за пользование ими в течение срока, установленного в договоре страхования. Обычно в договоре указывается, что в случае непогашения кредита страховщик обязуется выплатить страхователю возмещение в размере от 50 до 90% всей суммы непогашенного кредита, и, кроме того, процентов по нему. Учтите, что кредит считается непогашенным, если заемщик в течение двадцати дней после наступления срока платежа не выплатил кредитору необходимую сумму. Однако точный срок наступления страхового случая оговаривается в каждом конкретном договоре страхования.

Затем необходимо определить размер страховой суммы. Страховая сумма устанавливается пропорционально определенному в договоре страхования проценту ответственности страховщика, в зависимости от того, каков размер кредита.

Теперь перейдем к порядку заключения договора страхования. Договор страхования заключается на основании письменного заявления руководителя предприятия. Одновременно с заявлением страхователь должен представить копию кредитного договора вместе со всеми относящимися к нему документами, а также документы, которые могут подтвердить возможность кредитования – в общем, все документы, на основе которых страховщик будет определять степень риска компании.

Следует помнить, что в некоторых случаях страховая компания может отказать в страховании кредитов. Так, она не будет страховать те кредиты, по которым на день заключения договора страхования уже имеется просроченная задолженность. Кроме того, страховщик должен быть уверен, что на момент выдачи кредита предприятие имело достаточные гарантии его возврата. Если достаточных гарантий не было, то, скорее всего, страховая компания откажется заключать договор.

Еще один важный вопрос – порядок выплаты страховых взносов. Если предприятие застраховало кредит, выданный менее чем на год – так называемый краткосрочный кредит – то оно должно будет выплатить взнос единовременно. По договору страхования долгосрочного кредита страхователю придется выплатить годовую сумму платежей за один или два раза. То же самое касается и той ситуации, если предприятие заключило договор страхования риска непогашения кредитов по всем выданным кредитам.

Схема выплаты страховых взносов следующая: страхователь перечисляет деньги на счет страховщика в учреждении банка. Днем уплаты платежей считается день списания средств со счета предприятия. Помните, что договор страхования риска непогашения кредита вступает в силу со дня, следующего за днем уплаты первого страхового платежа. И если к установленному первому сроку от предприятия поступит менее 50% суммы страховых взносов, то этот договор будет считаться недействительным, а страховщик вернет все ранее поступившие от страхователя платежи. Действие договора прекращается и в том случае, если предприятие не выплатит взносы к установленному очередному сроку.

Но даже в этой ситуации у страхователя еще будет возможность возобновить договор, погасив все задолженности перед страховой компанией. В том случае, если договор страхования был прекращен досрочно, для его возобновления предприятию достаточно выплатить задолженность, и договор вновь вступает в силу со следующего дня после уплаты.

Итак, договор страхования заключен, первый страховой взнос выплачен. Теперь страховая компания в течение пяти дней обязана выдать предприятию страховое свидетельство, а оно обязано предоставлять страховщику право проверять все записи, касающиеся застрахованных кредитов.

Пожалуй, самый главный вопрос, который может возникнуть: как быть, если страховой случай все же наступил? В первую очередь, в течение пяти дней нужно подать в страховую компанию заявление, приложив к нему договор о выдаче кредита. Страховая компания определит размер возмещения. После того, как страховщик выплатит возмещение, он получает право требовать возмещение от должника, а страхователь должен будет передать в страховую компанию все необходимые документы.

Страховщик имеет право отказать страхователю в выплате страхового возмещения в тех случаях, когда страхователь сообщил в страховую компанию недостоверные сведения о сделке или не выполнил тех обязанностей, которые требуются от него по условиям договора страхования.

8. Прочие методы внутренней нейтрализации финансовых рисков. К числу основных из таких методов, используемых предприятием, могут быть отнесены:

- обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск. Если уровень риска по намечаемой к осуществлению финансовой операции превышает расчетный уровень дохода по ней (по шкале «доходность – риск»), необходимо обеспечить получение дополнительного дохода по ней или отказаться от ее проведения;

- получение от контрагентов определенных гарантий. Такие гарантии, связанные с нейтрализацией негативных финансовых последствий при наступлении рискового события, могут быть предоставлены в форме поручительства, гарантийных писем третьих лиц, страховых полисов в пользу предприятия со стороны его контрагентов по высокорисковым финансовым операциям;

- сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами. В современной отечественной хозяйственной практике этот перечень необоснованно расширяется (против общепринятых международных коммерческих и финансовых правил), что позволяет партнерам предприятия избегать в ряде случаев финансовой ответственности за невыполнение своих контрактных обязательств;

- обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций. Это направление нейтрализации финансовых рисков предусматривает расчет и включение в условия контрактов с контрагентами необходимых размеров штрафов, пени, неустоек и других форм финансовых санкций в случае нарушения ими своих обязательств (несвоевременных платежей за продукцию, невыплаты процентов и т.п.). Уровень штрафных санкций должен в полной мере компенсировать финансовые потери предприятия в связи с неполучением расчетного дохода, инфляцией, снижением стоимости денег во времени и т.п.

Заключение

Переход народного хозяйства к рыночным механизмам и отношениям от централизованных, командно-административных хозяйственных связей СССР по разному воспринят и оценен различными субъектами российского хозяйства. В начале XXI века в российской экономике действуют наряду с неплатежеспособными предприятиями и вполне благополучные, финансово состоятельные хозяйствующие субъекты, которые смогли прогрессивно воспринять перемены, направленные на многоукладность экономики, широкий спектр форм собственности, неизбежность опережающего наращивания качества и номенклатуры товаров для широкого потребительского спроса.

В отличие от передовых предприятий промышленности отдельные хозяйствующие субъекты в рамках ведения своей деятельности воспроизводят особое, целенаправленное хозяйственное поведение, позволяющее поглощать ресурсы кредиторов и трансформировать их в собственную дебиторскую задолженность, затягивать до неразумности сроки расчетов по имеющимся долгам, формируя искусственную выручку от реализации товаров по нереально высоким ценам.

Под влиянием совокупности внешних и внутренних факторов нарушаются пропорции финансовой устойчивости предприятий. Имущество приобретает непроизводительную, неликвидную, рисковую форму и особенно быстрыми темпами, в десятки раз превышающими темпы прироста выручки, растет оборотный капитал промышленных предприятий. Экстенсивный рост сопровождается структурными диспропорциями, растет доля безнадежных к получению долгов, оборотный капитал «теряется» в убытках.

В условиях особого хозяйственного поведения предприятия, обусловленного совокупностью неблагоприятных факторов, необходимо особо выделить такой ориентир в управлении финансовыми ресурсами как «способность к финансированию», то есть возможность и готовность предприятия нести издержки по финансированию оборотного капитала. При неспособности к финансированию предприятие продуцирует экстенсивный рост оборотного капитала за счет долгового удержания своей неконкурентоспособности.

Проблемы цены и структуры капитала привлекают все больше внимания представителей отечественной финансовой науки. Это обусловлено трансформационными процессами, происходящими в российской экономике, развитием не только разнообразных форм собственности и хозяйствования, но и многообразием хозяйственного поведения собственников и менеджеров предприятий. Хозяйственной практикой становятся востребованы нетрадиционные, уникальные решения, основанные на глубоком синтезе достижений современной финансовой теории и опыта финансового управления.

Показатель средней взвешенной стоимости оборотного капитала существенно расширяет возможности финансового управления предприятием. Применение методики определения оборотного капитала по стадиям финансового цикла и расчета издержек его финансирования позволяет количественно представить экономическую выгоду от ускорения оборачиваемости производственных запасов, затрат, готовой продукции, дебиторской задолженности.

Каждое предприятие обладает определенным капиталом, за счет которого оно и получает основную долю прибыли. Ошибки связанные с вложением капитала неизбежно приводят к потере финансовой устойчивости и даже банкротству.














Список используемой литературы.

1.   Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Высшая школа, 1999. – С.24.

2.   Волков И.М. Грачева М.В. Проектный анализ. М.: Банки и Биржи, Юнити, 1998. – С.202.

3.   Литовских А.М. Финансовый менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. – 76 с.

4.   Логовинский Е. Алгоритм управления риском. Ведомости. 2 апреля 2002г.

5.   Вишняков Я.Д., Колосов А.В., Шемякин В.Л. Оценка и анализ финансовых рисков предприятия в условиях враждебной окружающей среды бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №3.

6.   Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. – Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996.

7.   Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики Фомин П.А., Хохлов В.В.

Похожие работы на - Финансовые риски предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!