Учет коммерческих расходов

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,55 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет коммерческих расходов

Содержание

Введение

1. Состав коммерческих расходов, особенности их учета и распределения

2.  Отражение коммерческих расходов в бухгалтерском учете

3. Списание коммерческих расходов

Заключение

Список использованной литературы

















Введение


Большинство промышленных предприятий не только изготовляют продукцию, но и занимаются ее реализацией. При этом у них возникают дополнительные расходы. Ведь нужно не только провести рекламную кампанию, но и упаковать продукцию, а в некоторых случаях еще и доставить ее до покупателя. Величина таких расходов зависит, как правило, от условий продажи.   В практике бухгалтерского учета такие расходы называют коммерческими.

Целью данной работы является изучение методики бухгалтерского учета и определение направлений ее совершенствования. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:

- изучить состав коммерческих расходов;

- рассмотреть  особенности их учета и распределения;

- проанализировать порядок отражения коммерческих расходов в бухгалтерском учете;

-  изучить порядок списания коммерческих расходов.

         Предметом исследования в данной работе является информационная база, представляющая собой систему количественных и качественных, обобщающих и частных показателей  бухгалтерского учета коммерческих расходов предприятия.







1. Состав коммерческих расходов, особенности их учета и распределения

Коммерческие (внепроизводственные) расходы представляют собой затраты по отгрузке и продаже (реализации)  продукции и поэтому учитываются в составе ее полной себестоимости. К ним, в частности, относятся:

1. Расходы на тару и упаковку и на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями). Не относятся к коммерческим расходам стоимость тары и затраты на упаковку изделий, если она осуществляется в цехах, изготавливающих продукцию, и является составной частью процесса производства.

2. Расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию (пристань) отправления, погрузку продукции в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства, оплата услуг специализированных транспортно – экспедиционных  контор).

3. Комиссионные сборы (вознаграждения) сбытовым и другим посредническим организациям в соответствии с договорами.

4. Расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации.

5. Затраты на рекламу, к которым  относятся расходы на:

- разработку и издание рекламных изделий (каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);

- разработку и изготовление этикеток, фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т.п.;

- рекламные мероприятия, проводимые через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);

- световую и иную наружную рекламу;

- приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;

- изготовление стендов, рекламных щитов, указателей и др.;

- хранение и экспедирование рекламных материалов;

- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов;

- уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;

- проведение других рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью;

- затраты на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных бесплатно непосредственно покупателям и не подлежащих возврату, а также другие аналогичные расходы.

         Учет коммерческих расходов ведется на собирательно – распределительном счете по статьям затрат: расходы на тару и упаковку, расходы на транспортировку продукции, комиссионные сборы, расходы на рекламу и прочие расходы по сбыту.  Учтенные суммы коммерческих расходов  распределяют по видам  реализованной продукции и включают в ее полную себестоимость. На продукцию, отпущенную своему капитальному строительству, непромышленным производствам и хозяйствам, коммерческие расходы не относятся.

         Распределение коммерческих расходов по видам изделий, отпущенных сторонним организациям, зависит от характера продукции и отраслевых особенностей производства. Затраты по таре и упаковке, специфичной для отдельных видов продукции, относят на ее себестоимость по прямому признаку на основе соответствующих первичных документов. При невозможности такого списания они могут распределяться между отдельными видами реализованной готовой продукции исходя из ее веса, объема, производственной себестоимости или других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования. В таком же порядке распределяются расходы по транспортировке. Остальные коммерческие расходы распределяют между видами продукции пропорционально их весу, объему или производственной себестоимости реализованных изделий.

         В ряде отраслей промышленности общую сумму коммерческих расходов распределяют пропорционально плановой или фактической производственной себестоимости реализованной продукции, а в легкой и пищевой промышленности – пропорционально выручке от реализации.

 Далее в данной работе необходимо рассмотреть, как следует отражать разные виды коммерческих расходов в бухгалтерском учете.

 

2. Отражение коммерческих расходов в бухгалтерском учете

В соответствии со старым Планом  счетов бухгалтерского учета, коммерческие расходы учитывались по дебету счета 43 "Коммерческие расходы" и кредиту счетов, по которым учитываются материальные ценности, денежные средства, расчеты. В соответствии с новым Планом счетов, коммерческие расходы учитывают по дебету счета 44 "Расходы на продажу".

Счет 44 "Расходы на продажу" предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг.

В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть, хлопок, кожевенное сырье, лен, скот, птицу и др.), на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены следующие расходы: операционные расходы; общезаготовительные расходы; на содержание заготовительных и приемных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.

По дебету счета 44 "Расходы на продажу" накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи". При частичном списании подлежат распределению:

- в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);

- в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, - расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца);

- в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (расходы по заготовке сельскохозяйственного сырья) и (или) 11 "Животные на выращивании и откорме" (расходы по заготовке скота и птицы).

Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведется по видам и статьям расходов.

         Счет 44 "Расходы на продажу" корреспондирует со счетами:

               По дебету                           по кредиту

02   Амортизация основных средств   10   Материалы

04   Нематериальные активы          11   Животные на выращивании

05   Амортизация                         и откорме

     нематериальных активов         15   Заготовление и приобретение

10   Материалы                           материальных ценностей

16   Отклонение в стоимости         45   Товары отгруженные

     материальных ценностей         76   Расчеты с разными

19   Налог на добавленную                дебиторами и кредиторами

     стоимость по приобретенным     79   Внутрихозяйственные

     ценностям                           расчеты

23   Вспомогательные                90   Продажи

     производства                   94   Недостачи и потери от

29   Обслуживающие                       порчи ценностей

     производства и хозяйства       99   Прибыли и убытки

41   Товары

42   Торговая наценка

43   Готовая продукция

60   Расчеты с поставщиками и

     подрядчиками

69   Расчеты по социальному

     страхованию и обеспечению

70   Расчеты с персоналом по

     оплате труда

71   Расчеты с подотчетными

     лицами

76   Расчеты с разными

     дебиторами и кредиторами

79   Внутрихозяйственные

     расчеты

94   Недостачи и потери от

     порчи ценностей

96   Резервы предстоящих

     расходов

97   Расходы будущих периодов

Рассмотрим особенности бухгалтерского учета разных видов коммерческих расходов.

1.)Расходы по погрузочным работам

К таким расходам, в частности, можно отнести:

- амортизацию автопогрузчиков и другого оборудования;

- заработную плату грузчиков и единый социальный налог;

- стоимость работ по ремонту основных средств и оборудования (они могут производиться как собственными силами, так и силами сторонних организаций).

Рассмотрим на конкретном примере, как нужно отражать эти расходы в бухучете.

В I квартале 2001 года предприятие понесло следующие расходы:

- амортизация автопогрузчиков - 3000 руб.;

- заработная плата водителей автопогрузчиков - 2000 руб.;

- авансовые платежи по единому социальному налогу, начисленные с заработной платы водителей, - 712 руб. (2000 руб. x 35,6%);

Стоимость запчастей, использованных для ремонта автопогрузчиков, составила 5000 руб.

В бухгалтерском учете предприятия  были сделаны следующие проводки.

По старому Плану счетов:

Дебет 43 Кредит 02

- 3000 руб. - начислена амортизация автопогрузчиков;

Дебет 43 Кредит 70

- 2000 руб. - начислена заработная плата водителям автопогрузчиков;

Дебет 43 Кредит 69

- 712 руб. - начислены авансовые платежи по единому социальному налогу;

Дебет 43 Кредит 10

- 5000 руб. - списана стоимость запчастей, использованных для ремонта автопогрузчиков.

По новому Плану счетов:

Дебет 44 Кредит 02

- 3000 руб. - начислена амортизация автопогрузчиков;

Дебет 44 Кредит 70

- 2000 руб. - начислена заработная плата водителям автопогрузчиков;

Дебет 44 Кредит 69

- 712 руб. - начислены авансовые платежи по единому социальному налогу;

Дебет 44 Кредит 10

- 5000 руб. - списана стоимость запчастей, использованных для ремонта автопогрузчиков.

2.) Расходы по доставке готовой продукции покупателям

Порядок распределения транспортных расходов между продавцом и покупателем зависит от того, насколько эти расходы учтены в цене продукции. В так называемых базовых условиях поставки стороны должны указать место, куда продавец должен за свой счет доставить продукцию. В этих случаях говорят, что цена на продукцию установлена франко-определенное место. Обычно применяется четыре вида цен:

- франко-склад поставщика (самовывоз);

- франко-вагон станции отправления;

- франко-вагон станции назначения;

- франко-склад покупателя.

В первом случае все транспортные расходы оплачивает покупатель, во втором и третьем - расходы частично распределены между сторонами, в четвертом - транспортные расходы целиком оплачивает поставщик. Однако договор поставки может предусматривать и иные франко-цены. Рассмотрим  конкретный пример.

Промышленное предприятие реализовало  40 тонн продукции собственного производства. Стоимость 1 тонны продукции составила 1200 руб. (в том числе НДС - 200 руб.).

Условия поставки: франко-вагон станция назначения. Право собственности на продукцию переходит к покупателю в момент ее передачи на этой станции.

Стоимость доставки продукции до станции назначения составила 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.). Эту сумму предприятие перечислило на счет перевозчика.

Производственная себестоимость 1 тонны продукции составила 500 руб.

Для целей налогообложения предприятие определяет выручку от реализации продукции методом "по отгрузке".

В бухгалтерском учете данного предприятия будут сделаны следующие проводки.

По старому Плану счетов:

Дебет 43 Кредит 76

- 10 000 руб. - отражены расходы по доставке продукции до станции назначения;

Дебет 19 Кредит 76

- 2000 руб. - выделен НДС;

Дебет 76 Кредит 51

- 12 000 руб. - оплачен счет перевозчика;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 2000 руб. - возмещен из бюджета НДС;

Дебет 45 Кредит 40

- 20 000 руб. (40 т x 500 руб/т) - отгружена продукция покупателю.

Дебет 44 Кредит 76

- 10 000 руб. - отражены расходы по доставке продукции до станции назначения;

Дебет 19 Кредит 76

2000 руб. - выделен НДС;

Дебет 76 Кредит 51

- 12 000 руб. - оплачен счет перевозчика;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 2000 руб. - возмещен из бюджета НДС;

Дебет 45 Кредит 43

- 20 000 руб. (40 т x 500 руб/т) - отгружена продукция покупателям.

В момент перехода права собственности на продукцию в бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки.

По старому Плану счетов:

Дебет 62 Кредит 46

- 48 000 руб. (40 т x 1 200 руб/т) - отражена выручка от реализации продукции;

Дебет 46 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 8000 руб. (40 т x 200 руб/т) - начислен НДС;

Дебет 46 Кредит 45

- 20 000 руб. - списана фактическая себестоимость реализованной продукции;

Дебет 46 Кредит 43

- 10 000 руб. - списаны расходы по доставке продукции до станции назначения;

Дебет 20 Кредит 67 субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог"

- 400 руб. (40 000 руб. x 1%) - начислен налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет 46 Кредит 20

- 400 руб. - списан на реализацию налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет 46 Кредит 80

- 9600 руб. (48 000 - 8000 - 20 000 - 10 000 - 400) - отражена прибыль, полученная от реализации продукции.

По новому Плану счетов:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 48 000 руб. (40 т x 1 200 руб/т) - отражена выручка от реализации продукции;

Дебет 90 субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"

- 8000 руб. - начислен НДС;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 45

- 20 000 руб. (40 т x 500 руб/т) - списана фактическая себестоимость реализованной продукции;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44

- 10 000 руб. - списаны расходы по доставке продукции до станции назначения;

Дебет 20 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог"

- 400 руб. (40 000 руб. x 1%) - начислен налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20

- 400 руб. - списан на реализацию налог на пользователей автомобильных дорог;

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

- 9600 руб. (48 000 - 8000 - 20 000 - 10 000 - 400) - отражена прибыль, полученная от реализации продукции.

Нередко бывает так, что покупатель оплачивает доставку готовой продукции отдельно. И тогда суммы транспортных расходов отражаются в накладных, счетах-фактурах и других документах отдельной строкой. А в бухгалтерском учете организации-поставщика делаются следующие проводки.

Одинаково по старому и новому Плану счетов:

Дебет 76 Кредит 60 - отражена стоимость транспортных расходов, возмещаемых покупателем;

Дебет 60 Кредит 51 - перечислены транспортной организации денежные средства;

Дебет 51 Кредит 76 - поступили денежные средства от покупателей в счет возмещаемых транспортных расходов.

Точно так же следует отражать в бухгалтерском учете поставщика иные расходы, связанные с доставкой продукции от станции отправления до станции назначения, которые возмещают покупатели (например, услуги по экспедированию грузов, таможенные расходы и т. п.).

3.) Расходы на тару и упаковку готовой продукции

Порядок учета тары на производственном предприятии установлен Основными положениями по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях, утвержденными Минфином СССР от 30 сентября 1985 г. N 166 (далее - Основные положения по учету тары).

Предприятия могут упаковывать продукцию непосредственно в производственных цехах либо на складе готовой продукции.

Те предприятия, которые упаковывают продукцию в производственных цехах, включают расходы на упаковку и стоимость тары в фактическую себестоимость готовой продукции. Это установлено пунктом 9 Основных положений по учету тары. В этом случае стоимость упаковочных материалов и транспортной тары списывается в дебет счета 20 "Основное производство". При этом в учете предприятия делается следующая проводка.

Одинаково по старому и новому Плану счетов:

Дебет 20 Кредит 10 субсчет "Тара и тарные материалы"

- отражена стоимость тары, использованной на упаковку готовой продукции.

Если же предприятие упаковывает товары на складе готовой продукции, то затраты на упаковку и стоимость тары включаются в состав коммерческих расходов и учитываются по дебету счета 43 (по старому Плану счетов) или по дебету счета 44 (по новому Плану счетов). При этом в бухгалтерском учете предприятия делаются следующие проводки.

По старому Плану счетов:

Дебет 43 Кредит 10 субсчет "Тара и тарные материалы"

- отражена стоимость тары, использованной на упаковку готовой продукции;

Дебет 43 Кредит 70 (69)

- отражены заработная плата сотрудников, занимающихся упаковкой продукции, и единый социальный налог.

По новому Плану счетов:

Дебет 44 Кредит 10 субсчет "Тара и тарные материалы"

- отражена стоимость тары, использованной на упаковку готовой продукции;

Дебет 44 Кредит 70 (69)

- отражены заработная плата сотрудников, занимающихся упаковкой продукции, и единый социальный налог.

4.) Расходы по хранению готовой продукции

Большинство предприятий имеют для хранения готовой продукции собственные склады. Расходы по содержанию складов относятся к коммерческим и учитываются на счете 43 (по старому Плану счетов) или на счете 44 (по новому Плану счетов). Точно так же нужно отражать расходы по аренде склада и расходы, связанные с оплатой услуг по хранению готовой продукции (если организация заключила договор хранения).

5.) Расходы на рекламу

Расходы на рекламу - это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.

К ним, в частности, относятся расходы на издание рекламных буклетов, брошюр, на рекламные объявления в средствах массовой информации, изготовление рекламных стендов, оформление витрин, участие в выставках и ярмарках, изготовление и распространение образцов готовой продукции, а также другие аналогичные расходы.

- если выручка не превысила 30 000 000 руб., то предельная величина расходов на рекламу составляет не более 5 процентов от выручки;

- если выручка составит от 30 000 000 руб. до 300 000 000 руб., то предельная величина расходов на рекламу равна 1 500 000 руб. плюс 2,5 процента с объема выручки, превышающего 30 000 000 руб.;

- если выручка превысит 300 000 000 руб., то предельная сумма рекламных расходов составит 8 250 000 руб. плюс 1 процент с суммы, превышающей 300 000 000 руб.

Для правомерного включения расходов на рекламу в себестоимость продукции (работ, услуг) должны быть в наличии первичные документы, которые подтверждают факт выполнения рекламных работ. К таким документам в первую очередь относятся:

- договор на оказание рекламных услуг;

- акт сдачи-приемки выполненных работ;

- счета-фактуры от исполнителя рекламных услуг.

Кроме того, когда речь идет о рекламе в средствах массовой информации (радио, телевидение, печать), то дополнительными документами, подтверждающими факт размещения рекламы, могут служить:

- эфирные справки с указанием даты, времени и продолжительности рекламных сообщений, прошедших на радио или телевидении;

- экземпляры печатных средств массовой информации с опубликованными рекламными сообщениями.

В бухгалтерском учете всю сумму расходов на рекламу нужно учитывать на счете 43 (по старому Плану счетов) или счете 44 (по новому Плану счетов). Если сумма фактических расходов превысит норматив, то сумма превышения отражается по строке 4.1 "з" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (далее - Справка). Форма этой Справки приведена в приложении N 4 к Инструкции МНС России от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

Подпункт "з" пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязывает организации, рекламирующие свою продукцию, платить налог на рекламу. Этот налог является местным, поэтому районные и городские представительные органы власти определяют его ставку самостоятельно. Однако эта ставка не может быть больше 5 процентов от суммы рекламных расходов. В бухгалтерском учете начисление налога на рекламу отражается следующей проводкой.

По старому Плану счетов:

Дебет 80 Кредит 68 субсчет "Налог на рекламу" - начислен налог на рекламу.

По новому Плану счетов:

Дебет 91 Кредит 68 субсчет "Налог на рекламу" - начислен налог на рекламу.

Оприходовав и оплатив рекламные расходы, предприятие может возместить из бюджета суммы НДС, перечисленные продавцам рекламы. Но, по мнению налоговых органов и Минфина России (см., например, письмо Минфина России от 17 августа 2000 г. N 04-02-05/1), возместить из бюджета можно только ту сумму НДС, которая соответствует нормативной величине расходов на рекламу. А сумма НДС, относящаяся к сверхнормативным расходам, списывается за счет собственных средств предприятия.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими проводками.

По старому Плану счетов:

Дебет 76 (60) Кредит 51 - оплачены расходы на рекламу;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - возмещен из бюджета НДС, относящийся к расходам на рекламу в пределах норм;

Дебет 88 Кредит 19 - списан НДС, относящийся к сверхнормативным рекламным расходам.

По новому Плану счетов:

Дебет 76 (60) Кредит 51 - оплачены расходы на рекламу;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - возмещен из бюджета НДС, относящийся к расходам на рекламу в пределах норм;

Дебет 91 Кредит 19 - списан НДС, относящийся к сверхнормативным рекламным расходам.

Сумма НДС, списанная в дебет счета 91 (по новому Плану счетов), не учитывается при налогообложении прибыли. Поэтому ее необходимо указать во вписываемой строке 4.23 Справки.

Поясним сказанное на примере.

В I квартале 2001 года предприятие истратило на рекламную кампанию своей продукции 18 000 руб. (в том числе НДС - 3000 руб.). Выручка от реализации (включая НДС) за I квартал 2001 года составила 240 000 руб.

В регионе, где находится данное предприятие, ставка налога на рекламу составляет 5 процентов.

В бухгалтерском учете предприятия были сделаны следующие проводки.

По старому Плану счетов:

Дебет 43 Кредит 76

- 15 000 руб. - отражены расходы на рекламу;

Дебет 19 Кредит 76

- 3000 руб. - выделен НДС;

Дебет 76 Кредит 51

- 18 000 руб. - оплачены расходы на рекламу;

Дебет 46 Кредит 43

- 15 000 руб. - списаны на себестоимость продукции расходы на рекламу;

Дебет 80 Кредит 68 субсчет "Налог на рекламу"

- 750 руб. (15 000 руб. x 5%) - начислен налог на рекламу.

По новому Плану счетов:

Дебет 44 Кредит 76

- 15 000 руб. - отражены расходы на рекламу;

Дебет 19 Кредит 76

- 3000 руб. - выделен НДС;

Дебет 76 Кредит 51

- 18 000 руб. - оплачены расходы на рекламу;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44

- 15 000 руб. - списаны на себестоимость продукции расходы на рекламу;

Дебет 91 Кредит 68 субсчет "Налог на рекламу"

- 750 руб. (15 000 руб. x 5%) - начислен налог на рекламу.

Нормативная величина расходов на рекламу за I квартал 2001 года составит:

240 000 руб. x 5% = 12 000 руб.

Эта сумма включает в себя НДС. Поэтому для целей налогообложения в себестоимость продукции можно включить величину рекламных расходов, уменьшенную на сумму НДС:

12 000 руб. - 12 000 руб. x 16,67% = 10 000 руб.

Сверхнормативная величина расходов на рекламу составит:

15 000 руб. - 10 000 руб. = 5000 руб.

Ее необходимо указать в строке 4.1 "з" Справки за I квартал 2001 года (таблица 1)..

Таблица 1


Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1

"Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли",

за I квартал 2001 года

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|         |                                          |       Сумма,     |

|  N п/п  |           Показатели                     |      тыс. руб.   |

|—————————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|

|   4     |Прибыль для целей налогообложения увеличи-|                  |

|         |вается на суммы:                          |                  |

|—————————|——————————————————————————————————————————|——————————————————|

|   4.1   |превышения фактических  затрат, включаемых|                  |

|         |над   установленными  лимитами,  нормами 5|                  |

|         |и нормативами по:                         |                  |

|         |з)расходам на рекламу                     |                  |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

Сумму НДС, соответствующую нормативной величине расходов на рекламу, можно возместить из бюджета. А вот НДС по сверхнормативным расходам придется возмещать за счет собственных средств.

В бухгалтерском учете делаются такие проводки.

По старому Плану счетов:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 2000 руб. (12 000 руб. : 120 x 20) - возмещен из бюджета НДС, относящейся к расходам на рекламу в пределах норм;

Дебет 88 Кредит 19

- 1000 руб. - списан НДС, относящийся к расходам на рекламу сверх норм.

По новому Плану счетов:

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19

- 2000 руб. (12 000 руб. x 16,67%) - возмещен из бюджета НДС, относящийся к расходам на рекламу в пределах норм;

Дебет 91 Кредит 19

- 1000 руб. - списан НДС, относящийся к расходам на рекламу сверх норм.

Сумма НДС, списанная в дебет счета 91 (по новому Плану счетов), указывается во вписываемой строке 4.23 Справки.

3. Списание коммерческих расходов

Коммерческие расходы включаются в фактическую себестоимость реализованной продукции и учитываются при налогообложении прибыли. Как мы уже отмечали, сумма коммерческих расходов, относящаяся к реализованной продукции, ежемесячно списывается в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (по старому Плану счетов) или в дебет счета 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" (по новому Плану счетов).

Как правило, в отчетном месяце предприятие реализует не всю выпущенную продукцию. В таком случае коммерческие расходы должны быть распределены между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально их производственной себестоимости (или другому показателю).

Согласно пункту 31 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, сальдо по счету 43 (по старому Плану счетов) или 44 (по новому Плану счетов) отражается в бухгалтерском балансе в строке 217 "Прочие запасы и затраты".

А в строке 030 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" производственные предприятия указывают сумму коммерческих расходов, списанную с кредита счета 43 в дебет счета 46 (по старому Плану счетов) или с кредита счета 44 в дебет счета 90 субсчет "Себестоимость продаж" (по новому Плану счетов).

         Рассмотрим конкретный пример.

В январе 2001 года мебельная фабрика  понесла следующие расходы:

- по погрузке мебели - 50 000 руб.;

- по доставке мебели покупателям - 120 000 руб.;

- по хранению готовой продукции - 22 000 руб.;

- на тару и упаковку готовой продукции - 18 000 руб.

Итого: 210 000 руб.

Производственная себестоимость продукции, которую в январе 2001 года произвело данное предприятие, составила 5 000 000 руб.

Производственная себестоимость реализованной продукции составила 1 200 000 руб.

Предположим, что по состоянию на 1 января 2001 года сальдо по счетам "Коммерческие расходы" и "Готовая продукция" равнялось нулю.

Расходы по погрузке мебели и доставке ее покупателям полностью относятся к реализованной продукции (так как они никак не связаны с остатком готовой продукции на складе).

В бухгалтерском учете списание этих расходов отражается следующей проводкой.

По старому Плану счетов:

Дебет 46 Кредит 43

- 170 000 руб. (50 000 + 120 000) - списаны на реализацию коммерческие расходы, полностью относящиеся к реализованной в отчетном месяце продукции.

По новому Плану счетов:

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44

- 170 000 руб. (50 000 + 120 000) - списаны на реализацию коммерческие расходы, полностью относящиеся к реализованной в отчетном месяце продукции.

Расходы на тару, упаковку, хранение готовой продукции нужно распределить между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально производственной себестоимости.

Общая сумма расходов на тару, упаковку и хранение составит:

18 000 руб. + 22 000 руб. = 40 000 руб.

Сумма расходов, относящаяся к реализованной продукции, составит:

40 000 руб. x 1 200 000 руб. : 5 000 000 руб. = 9600 руб.

Эта сумма списывается на реализацию продукции.

По старому Плану счетов:

Дебет 46 Кредит 43

- 9600 руб. - списана на реализацию часть коммерческих расходов, относящаяся к реализованной продукции.

По новому Плану счетов:

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44

- 9600 руб. - списана на реализацию часть коммерческих расходов, относящаяся к реализованной продукции.

Согласно пункту 9 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденному приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н, организации имеют право применять и другой способ списания коммерческих расходов - всю сумму расходов они могут включать в себестоимость проданной продукции.

Если с начала отчетного года организация перешла на этот способ списания коммерческих расходов, то расходы, не списанные в прошлом году, включаются в себестоимость товаров, реализованных в отчетном периоде. Рассмотрим конкретный пример.

C 1 января 2001 года организация решила списывать всю сумму коммерческих расходов в себестоимость реализованной продукции.

По состоянию на 1 января 2001 года остаток коммерческих расходов составил 10 000 руб.

Сумма коммерческих расходов за I квартал 2001 года составила 30 000 руб.

В I квартале 2001 года организация реализовала не всю изготовленную продукцию. Однако в дебет счета 46 (по старому Плану счетов) или 90 (по новому Плану счетов) были списаны вся сумма коммерческих расходов, понесенных в I квартале 2001 года, и их остаток за прошлый год.

В бухгалтерском учете организации была сделана следующая проводка.

По старому Плану счетов:

Дебет 46 Кредит 43

- 40 000 руб. (30 000 + 10 000) - списаны коммерческие расходы.

По новому Плану счетов:

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44

- 40 000 руб. (30 000 + 10 000) - списаны коммерческие расходы;

Но правила, установленные ПБУ, действуют только для целей бухгалтерского учета. При налогообложении прибыли можно учесть только те коммерческие расходы, которые непосредственно связаны с реализованной продукцией. А та часть расходов, которая к ней не относится, но в соответствии с ПБУ 10/99 списана в дебет счета 46 (по старому Плану счетов) или 90 (по новому Плану счетов), не должна учитываться при налогообложении прибыли. Сумму этих расходов необходимо указать во вписываемой строке 1.2' "г" Справки.

Поясним сказанное на примере.

В I квартале 2004 года на склад организации поступило 1000 телевизоров и 2000 радиоприемников собственного производства. Себестоимость одного телевизора составила 5000 руб., а одного радиоприемника - 500 руб. Общая сумма расходов на упаковку изделий составила 10 000 руб., в том числе:

- расходы на упаковку телевизоров - 4000 руб.;

- расходы на упаковку радиоприемников - 6000 руб.

В I квартале 2001 года организация реализовала 500 телевизоров (по цене 10 000 руб. за штуку) и 1000 радиоприемников (по цене 1000 руб. за штуку). Общая сумма выручки от реализации составила 6 000 000 руб. (500 шт. x 10 000 руб/шт. + 1000 шт. x 1000 руб/шт.).

Предприятие определяет выручку от реализации продукции для целей налогообложения "по отгрузке".

Производственная себестоимость реализованной продукции составила 3 000 000 руб. (500 шт. x 5000 руб/шт. + 1000 шт. x 500 руб/шт.).

Всю сумму расходов на упаковку списали на реализацию продукции.

Таким образом, прибыль организации составила:

6 000 000 руб. - 3 000 000 руб. - 10 000 руб. = 2 990 000 руб.

Сумма коммерческих расходов, приходящаяся на нереализованные телевизоры, равна:

500 шт. x 4000 руб. : 1000 шт. = 2000 руб.

Сумма коммерческих расходов, приходящаяся на нереализованные радиоприемники, составит:

1000 шт. x 6000 руб. : 2000 шт. = 3000 руб.

Общая сумма коммерческих расходов, относящаяся к нереализованной продукции, составит:

2000 руб. + 3000 руб. = 5000 руб.

Эту сумму следует указать во вписываемой строке 1.2'"г" Справки за I квартал 2001 года.

Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1

"Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли",

за I квартал 2001 года

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| N п/п  |          Показатели                           |   Сумма,     |

|        |                                               |  тыс. руб.   |

|————————|———————————————————————————————————————————————|——————————————|

|  1     |Прибыль  (убыток)   по   данным  бухгалтерского|    2990      |

|        |учета (с учетом чрезвычайных доходов  и  расхо-|              |

|        |дов)    (строки  140  +  170  - 180  формы  N 2|              |

|        |"Отчет о прибылях и  убытках")                 |              |

|————————|———————————————————————————————————————————————|——————————————|

|  1'    |Изменение величины прибыли (убытка)  в  резуль-|      5       |

|        |тате  корректировки данных бухгалтерского учета|              |

|        |в  соответствии с Положением о  составе  затрат|              |

|        |(строка 1.1'  - строка 1.2')                   |              |

|————————|———————————————————————————————————————————————|——————————————|

| 1.2'   |Изменение себестоимости  отгруженной  продукции|              |

|        |продукции (работ, услуг)                       |              |

|        |г) коммерческие расходы (-)                    |     -5       |

|        |Итого по строке 1.2' (сумма  данных по  строкам|     -5       |

|        |"а"  -  "д",  а  также  по  вводимым  свободным|              |

|        |строкам) (+, -)                                |              |

|————————|———————————————————————————————————————————————|——————————————|

|  6     |Валовая  прибыль,    отражаемая   по  строке  1|     2995     |

|        |Расчета    налога   от   фактической    прибыли|              |

|        |(стр. 1 +, - стр. 1'+,   -  стр. 2 +  стр. 3  +|              |

|        |стр.4 - стр. 5)                                |              |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













 




Заключение


В процессе реализации продукции организация производит расходы по ее сбыту и доведению до потребителей, т.е. коммерческие расходы, которые отражаются на активном балансовом счете 44 "Расходы на продажу", специально предназначенном для обобщения информации о расходах, связанных с реализацией (сбытом) продукции:

ˉ на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;

ˉ по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;

ˉ комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям;

ˉ по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда продавцов на сельскохозяйственных предприятиях;

ˉ рекламные расходы;

ˉ другие расходы.

Коммерческие расходы (за исключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесячно относятся на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

Расходы на упаковку и транспортировку, включаются в себестоимость реализованной продукции прямым путем, либо путем распределения между отдельными видами реализованной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема, производственной себестоимости или других показателей, предусмотренных в отраслевых инструкциях по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Коммерческие расходы, относящиеся к остатку неотгруженной (нереализованной) продукции, остаются на счете 44 и при составлении баланса отражаются по статье "Прочие запасы и затраты".

Аналитический учет по счету 44 "Расходы на продажу" ведется по каждой статье расходов.

В Отчете о прибылях и убытках (форма N 2) коммерческие расходы отражаются по строке 030 «Коммерческие расходы».



























Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 (утвержден Федеральным Законом от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ с изменениями от 19.07 и 29.12.2000 г.)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г.,24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля 2001 г.)

3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г.)

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утверждено Приказом МФ РФ № 34 н от 29.07.98 г. (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 24 марта 2000 г.)

5. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н. с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)

6. Положение по бухгалтерскому учету  "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное приказом  Минфина России от 6.05.99 г. N 33н. (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.)

7. План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, утвержденный  Приказом МФ РФ № 94н от 31.10.2000 г. (с изм. и доп. от 7 мая 2003 г.)

8. Приказ Минфина РФ от 13 января 2000 г. N 4н"О формах бухгалтерской отчетности организаций"

9. Методические  рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н.

10. Захарьин В.Р. Краткая сравнительная характеристика нового и прежнего плана счетов бухгалтерского учета // «Консультант бухгалтера» № 1, 2001

11. Панченко Т. Порядок формирования и списания коммерческих расходов // «Финансовая  газета» № 7, 2001.

12. Рыкова И.В. Порядок отнесения на себестоимость продукции управленческих и коммерческих расходов // «Бухгалтерский учет» № 19, 2000.

13. Скрижалина Т.В., Михайловская Ю.В. Расходы на рекламу: учет и налогообложение // «Главбух» № 6, 1999.

14. Трубников А.А. Учет расходов, связанных со сбытом продукции // «Главбух» № 1, 2001.

Похожие работы на - Учет коммерческих расходов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!