Уроки чтения для детей с ЗПР

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,23 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уроки чтения для детей с ЗПР


Задачи и содержание уроков чтения в школе для детей с задержкой психического развития

Оглавление.

 

Введение........................................................................................................... 2

1. Формирование навыка чтения у детей в норме и при ЗПР......................... 4

2. Задачи и содержание уроков чтения в школе для детей с задержкой психического развития........................................................................................................... 7

Заключение..................................................................................................... 13

Список литературы........................................................................................ 15


Введение.



Актуальность темы реферата «Задачи и содержание уроков чтения в школе для детей с задержкой психического развития» обусловлена следующими положениями.

В настоящее время увеличивается количество детей, которые при поступлении в школу имеют какие-либо физические или психические отклонения, особенно возросло количество детей с задержкой психического развития. Разрабатывая методологические основы школьного образования, необходим учёт универсальных психологических законов и концептуальных подходов[1], необходимо помнить о специфике протекания психических процессов у различных групп детей, в данном случае – у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Детям с нормальным интеллектом для понимания смысла рассказа обычно бывает достаточно его чтения; детям с задержкой психического развития необходимо персонифицировать рассказ.

Можно предположить, что доступный для такого ребенка уровень выполнения задания (понимание смысла рассказа) будет показателем актуального уровня психического развития, а способ подачи материала и средства, необходимые для достижения результата, могут рассматриваться как некоторые резервы психического развития. Персонификация и драматизация текста позволяют ребенку пережить и осмыслить собственный опыт, что ведет к повышению уровня его актуального развития[2]. Зона ближайшего развития ребенка с ЗПР связана с особой позицией самого ребенка как автора и активного участника описанного в тексте события.

Несмотря на то, что зона ближайшего развития умственно отсталых детей по сравнению с интеллектуально нормальными детьми «заужена», ведущей формой сотрудничества является дозированная помощь взрослого.

Цель реферата: рассмотреть задачи и содержание уроков чтения в школе для детей с задержкой психического развития.

Реферат состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы. Названия разделов отражают их содержание.

1. Формирование навыка чтения у детей в норме и при ЗПР.


Проблема формирования навыка чтения у детей продолжает оставаться недостаточно изученной, в частности, остается нерешенным важнейший вопрос об организации коррекционной работы по формированию навыков чтения учащихся с задержкой психического развития в условиях массовой школы.

Профессионально-педагогическая деятельность предполагает хорошие знание учителем современной психологии, умение использовать ее достижения в своей повседневной работе. Только изучая природу и закономерности процессов учения и воспитания, учитель сможет достичь положительных результатов[3].

Так, выбирая методы и приемы работы для формирования навыка чтения, необходимо изучить закономерности самого процесса овладения навыком чтения, суть которого заключается в том, что каждый ребенок в процессе овладения навыком чтения вначале читает послоговым способом, затем целиком, а более сложные все также - по слогам. Далее большую часть слов читает слитно, и только некоторые послоговым способом. И, наконец, использует синтетический способ чтения, то есть целым словом и группами слов.

Данный опыт является актуальным и перспективным, а также практически значимым для педагогов, стремящихся повысить качество учебно-воспитательного процесса. Низкий уровень навыка чтения, свойственный детям с задержкой психического развития, проявляющийся в узости объема и низком качестве устойчивости, концентрации и нарушения в области распределения, переключения внимания, препятствует успешному обучению детей с задержкой психического развития, а также развитию их личности в целом.

Проблемой начального образования на современном этапе является недостаточная степень развития устной и письменной речи учащихся, хотя этот вопрос хорошо разработан в теоретическом плане, в частности такими крупными учеными, как С.Выготский, А.Леонтьев, Л.Занков и другими. В своих трудах они писали о том, что объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью. Педагогической практикой проверены положения психологов о значении работы по развитию речи для развития мышления и работы по развитию мышления для развития речи. Полноценное и эффективное развитие речи невозможно без развития навыков и умений чтения.

Оовладение навыками и умением чтения является условием овладения любыми предметами, входящими в содержание как среднего, так и высшего образования, а также полноценной профессиональной и учебной деятельностью в последующий период.

Накоплен некоторый педагогический опыт по изучению нарушений в формировании навыка чтения. Так, это работы Н.В.Нечаевой «Изучение результативности развития речевой деятельности школьников», «Как учить грамоте читающих и не читающих детей», Л.Н. Засориной «Развивающее чтение как педагогическая технология», Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии». Неоценимую помощь в этой работе оказывают книги С.Н.Костроминой, Л.Г.Нечаевой «Как преодолеть трудности в обучении чтению» - практические психологи дают ответы на многие вопросы, связанные с развитием способностей ребенка к чтению; Р.И. Лалаевой «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников»[4].

Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем, так как они оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Впервые на эти нарушения указал А.Куссмауль еще в 1817 году. Затем появилось много других работ, в которых давались описания с различными нарушениями чтения и письма. В.Морган, Керр рассматривали эту проблему с точки зрения врачей-окулистов, Ф.А.Рау, Р.М.Босклс, Р.Е.Левина определяли связи между нарушениями чтения и деффектами устной речи и слуха, К.Локай, М.Куцем считают, что нарушение чтения не является изолированным нарушением, а представляет собой только один из симптомов, с которыми ассоциируются нарушения устной речи, моторики, пространственной ориентации, М.Захалкова, Б.Хальгрен, Рейнхольд отмечали наследственную отягощенность, Ингрэм устанавливает корреляции между нарушениями чтения и задержкой развития, В.А.Ковшиков, Ю.Т.Демьянов объясняют нарушение чтения с недостаточностью ряда психических функций и др.[5]

2. Задачи и содержание уроков чтения в школе для детей с задержкой психического развития.


Эффективная помощь учащимся может быть оказана на путях психолого-педагогического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей. Чтобы достичь положительных результатов на уроках, индивидуальных, коррекционных занятиях предлагать специальные задания не только учебного характера, которые на первом этапе имеют диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции, эти же задания можно использовать в качестве средства психолого-педагогической коррекции[6].

Создание положительного эмоционального состояния посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей приводит к достижению положительных результатов. Можно оказывать и чисто медицинскую помощь, предполагающую для детей с хронически тревожным отрицательным настроением необходимость реабилитации их психосоматического здоровья.

Школьный психолог может использовать арсенал психотреннинговых технологий для психокоррекции настроения учащихся, их познавательной сферы. Учителем используются педагогические технологии, направленные на успешное усвоение учебного материала, развитие познавательной сферы учащегося; совершенствование технологии обучения - насыщение учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимуляторами - игрой, соревнованием, иллюстрациями, образностью изложения, положительными эмоциями уверенности, успеха; преподнесение учебного материала небольшими дозами, использование дополнительных способов облегчения трудных заданий, оценивание всех этапов в усвоении изучаемых тем.

В коррекционной работе устной речи необходимо фиксировать внимание детей на уточнении смысла слова, на возможности смысловых связей между словами, своевременно предупреждает неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражняет в многократном использовании новой лексики, в разнообразных контекстах. Нужно организовать педагогическую поддержку детей с ослабленным вниманием, памятью: микроалгоритмически организовать деятельность учащихся, обеспечить смену деятельности на другую, более легкую; использовать красочный наглядный материал, оречевление учеником своей деятельности, опираясь на ведущий зрительный или слуховой тип памяти и др.

Коррекция недостатков развития детей предполагает объединение усилий школы и семьи, где консультации являются одной из форм этой совместной работы. В организации и проведении консультаций учитель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное – он целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка нормализации его учебной деятельности. Рассмотрим вопрос на примере одного из главных трудностей - трудности обучения навыкам чтения.

Дети с ЗПР характеризуются слабой осознанностью своего мыслительного процесса, умственной пассивностью, неустойчивостью ума[7]. Осознание для них выступает особой задачей и в этом случае требуется помощь в освоении программного материала: более развернутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большего количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному. В практике эффективным является применение тетради с печатной основой по математике, русскому языку, «Игровой словарик», где идет отработка, тренинг материала; используются приемы, которые содействуют формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков.

Одной из основных причин труднообучаемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое получило название «задержка психического развития». В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятие, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.

Следовательно, учителю необходимо строить индивидуально-коррекционную работу с детьми по этим направлениям в целях достижения положительных результатов[8]. А именно:

– общая коррекционная направленность всего процесса обучения, обеспечивающая соответствующий учебный план, а именно, увеличенное число часов на трудные разделы программы; индивидуальные коррекционные занятия по восполнению пробелов в знаниях;

– использование опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности;

– создание микропроблемной ситуации, вместе с учащимися поиск нового задания, помогающего решить эту ситуацию; такая работа стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные мыслительные процессы;

– оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результат деятельности или комментирование);

С ослабленным вниманием, памятью предлагаются следующие методические рекомендации учителю:

- микроалгометрическая организация деятельности учащихся на уроке, то есть выслушать устное задание еще раз;

- при признаках истощения внимания смена деятельности на более легкую;

- использование разнообразных видов занятий, игровых моментов;

- применение красочного наглядного дидактического материала, вместо инструкций требующих переключения внимания на последовательную постановку одноцелевых заданий;

- организация самопланирования и самопроверки.

Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Учителю необходимо построить свою работу по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям:

- коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи;

- уточнение, обогащение и активизация словаря;

- коррекция грамматического строя речи.

Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи могут быть следующие:

- постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения корригирующих звуков;

- фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;

- формировать навыки звукового анализа;

- фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;

- использовать алгоритмы составления связного высказывания;

- к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.

У детей с ЗПР также наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, страдает у детей моторика кистей и пальцев рук[9]. Необходимо учителю проводить специальный курс «Моторика», во время урока, на занятиях группы продленного дня рекомендовать:

- упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений;

- упражнения на развитие динамической координации движений;

- упражнения на развитие ритмической организации движений, переключаемость;

- упражнения с предметами;

- графическая работа.

Учитывая ослабленность мотивационной сферы учителю необходимо проводить работу по формированию: активной позиции школьника, положительного отношения, познавательного интереса. В этих целях рекомендуется:

- заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, снижать тревожность детей;

- создавать ситуацию успеха в учебной деятельности;

- шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами;

- целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, возбуждать интеллектуальные эмоции – удивления, новизны, сомнения, достижения, формировать внутренний оптимистический настрой у детей.

Успех коррекционного обучения во многом определяется также и тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя и родителей. Необходимо отметить роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

А) единство требований к ребенку

Б) контроль за выполнением заданий

В) помощь в оформлении тетрадей ребенка, игр, дидактического материала

Г) активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в школе, в классе.

Коррекция недостатков развития детей предполагает активное участие родителей, по этому поводу можно дать следующие рекомендации:

1. Поверьте в уникальность своего ребенка.

2. Принимайте его таким, какой он есть.

4. Постарайтесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты.

5. Не спешите прибегать к наказаниям.

6. Чаще разговаривайте с ребенком.

7. Выполнять рекомендации учителя, посещать родительские собрания, принимать самое активное участие в школьной жизни ребенка.

Заключение.


Материалы данного реферата могут быть использованы в работе с детьми с ЗПР учителями начальных классов, учителями русского языка и литературы, учителями-логопедами, а также родителями, имеющими детей с проблемами в овладении навыками чтения.

При работе с такими детьми необходимо выполнять ряд условий:

·   увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;

·   провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий;

·   определить общие и конкретные задачи коррекционного обу­чения и воспитания данной группы детей;

·   планировать отдельные виды коррекционной работы;

·   критически оценивать и эффективно использовать в целях
коррекции и компенсации научную и научно-педагогическую ин­формацию;

·   учитывать в учебно-воспитательном процессе характерные
психолого-педагогические факторы компенсации, использовать
их в коррекционной деятельности;

·   отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания,
диагностики, коррекции, компенсации;

·   создавать коррекционные условия воспитания, обучения, раз­
вития и социальной адаптации детей для усвоения ими интеллектуального и нравственного опыта;

·   владеть специфическими средствами обучения и адекватно
ими пользоваться;

·   формировать положительную мотивацию участия в коррекционной работе у детей с недостатками в развитии и воспитывать у
них оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха;

·   выполнять различные виды социальной деятельности, направленные на оказание помощи в их социальной адаптации;

·   определять результативность коррекционной работы во всех
средах и на всех этапах педагогической деятельности;

·   перестраивать свою профессионально-педагогическую деятельность в соответствии с ситуацией;

·   осознанно и критично управлять своей коррекционной деятельностью[10].

Реальная, действенная помощь может быть оказана ребенку с ЗПР лишь профессионалом. Только он может правильно квалифицировать ошибки ученика и эффективно провести соответствующую коррекционную работу. Не менее значимо в деятельности специалиста, знающего закономерности развития детей, умение правильно организовать коррекционные занятия, направленные на предупреждение возможных отклонений в развитии. Профессионализм сопрягается с умением создавать на занятиях психологически комфортную обстановку, вызывать у детей заинтересованность в изучаемом, их активную деятельность, что способствует общему развитию школьников.

Обучаясь в адекватных условиях, дети убеждаются в своих познавательных возможностях, следствием чего является повышение самооценки и убежденность в своей социальной значимости.

Список литературы.



1. Белопольская Н.Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей // Вопросы психологии. 1997. № 1 (с.20).

2. Костенкова Ю.А. Тригер Р. Д. Шевченко Р.Д. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. // Под редакцией В.И. Лубовского. - М.: «Школьная Пресса», 2004.

3. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал.-1980.- № 5.

4. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя./ Под ред. Власовой Т. А. и др. - М. -1981

5. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.//Дефектология. - 1980

6. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка /Сост. А.Д.Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144с.

7. Флотская Н.Ю. Индивидуализация и дифференциация в учебном процессе через призму половозрастного подхода//Образовательная среда: проблемы гуманизации: Сборник научных статей и тезисов/Сост. и ред. Е.Н. Старостина. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – 301 с.

8. Хайссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка.- М. -1964

9. Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М.: ИНФРА-М, 1999

10. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М., 1997


[1] Флотская Н.Ю. Индивидуализация и дифференциация в учебном процессе через призму половозрастного подхода//Образовательная среда: проблемы гуманизации: Сборник научных статей и тезисов/Сост. и ред. Е.Н. Старостина. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – 301 с.

[2] Белопольская Н.Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей // Вопросы психологии. 1997. № 1 (с.20).

[3] Яссман Л.В., Данюков В.Н. Основы детской психопатологии. – М.: ИНФРА-М, 1999

[4] Костенкова Ю.А. Тригер Р. Д. Шевченко Р.Д. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. // Под редакцией В.И. Лубовского. - М.: «Школьная Пресса», 2004

[5] Костенкова Ю.А. Тригер Р. Д. Шевченко Р.Д. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. // Под редакцией В.И. Лубовского. - М.: «Школьная Пресса», 2004

[6] Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М., 1997

[7] Хайссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка.- М. -1964

[8] Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка /Сост. А.Д.Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144с.

[9] Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.//Дефектология. - 1980

[10] Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя./ Под ред. Власовой ТА. и др. - М. -1981

Похожие работы на - Уроки чтения для детей с ЗПР

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!