Теневая экономика в России

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    73,56 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теневая экономика в России

Теневая экономика в России

СОДЕРЖАНИЕ

Введение   3

1. Понятие и структура теневой экономики. Экономический механизм возникновения и роста   4

2. Масштабы теневого рынка в России. Последствия криминализации экономики   16

3. Пути сокращения теневого оборота в РФ    23

Заключение   34

Литература   36

Введение


Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны.

Проблема существования неформального сектора экономики, именуемого теневой экономикой, не теряет актуальности даже в странах с развитой рыночной системой. Ещё большую остроту приобрела эта проблема в настоящее время в России: по самым умеренным оценкам доля теневой экономики в ВВП составляет 45%.

Поскольку в экономической литературе в понятие теневой экономики вкладывают различное содержание, кратко определим этот термин. К теневой экономике относят всю экономическую деятельность, которая по разным причинам не учитывается официальной статистикой и, соответственно, не включается в ВНП. Отличительными чертами теневой экономики являются динамичность и более высокая степень её организации по сравнению с реальной экономикой.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение влияния теневой экономики на развитие экономической и других сфер человеческой деятельности, а также определение методов борьбы с ней на примере России, так как именно здесь неофициальная экономика приобрела ярко выраженные формы.

1. Понятие и структура теневой экономики. Экономический механизм возникновения и роста


Под теневой экономикой (теневым рынком) в настоящее время понимают всю совокупность экономической деятельности, которую не учитывает официальная статистика, и не включают в валовый национальный продукт страны.

В пространстве теневой экономики выделяют следующие основные зоны:

неофициальная экономика – легальные виды экономической деятельности, в рамках которых имеет место не фиксируемое официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогов;

фиктивная экономика – взяточничество, приписки, спекулятивные сделки и другие виды мошенничества, связанные с получением и передачей денег;

подпольная экономика – все запрещенные законом виды экономической деятельности (торговля оружием, наркотиками и т.д.).

Рассмот­рим некоторые термины и признаки, характеризующие теневой и криминальный оборот, которые составляют структуру теневого рынка.

Теневой оборот. Субъекты - юридические лица, созданные в соответствии или с нарушени­ем действующего законодательства; физические лица; должностные лица государственных орга­нов, нарушающие правовые нормы.

Объекты - товары и услуги, не запрещенные законом, по своей природе необходимые и полез­ные для общества.

Нормы, регулирующие отношения участни­ков оборота - не правовые нормы ("понятия"), признаваемые участниками оборота для регули­рования возникающих между ними отношений.

Иные существенные признаки - выход оборо­та из-под контроля государства, использование коррупции.

Характер последствий для общества и госу­дарства - негативный.

Криминальный оборот. Основные субъекты - организованные преступные группы, преступные организации, преступные сообщества.

Вспомогательные субъекты - юридические лица, созданные основными субъектами в соот­ветствии или с нарушением действующего зако­нодательства для обеспечения криминального оборота; юридические лица, созданные основны­ми субъектами на средства, полученные преступ­ным путем; коррумпированные должностные ли­ца государственных органов.

Потребители товаров и услуг - юридические и физические лица, осознанно или неосознанно потребляющие товары и услуги криминального оборота.

Объекты - товары и услуги, запрещенные за­конодательством, представляющие опасность для нормального существования и развития об­щества. Не запрещенные товары и услуги, предо­ставляемые субъектами криминального оборота.

Нормы, регулирующие отношения участни­ков оборота - нормы ("понятия"), принятые в преступной среде. Возможно полное неприятие каких-либо норм.

Иные существенные признаки - широкое ис­пользование насилия и коррупции. Криминаль­ные методы и средства конкуренции и разреше­ния споров.

Характер последствий для общества и госу­дарства - общественно опасный.

Основное принципиальное отличие теневого оборота от легального заключается в его выходе из-под контроля государства и регулировании от­ношений субъектов не правовыми нормами. В этом теневой оборот приближается к крими­нальному.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали. При этом теневая экономика должна базироваться и развиваться из конкретных источников.

 Первый из них - это пресловутый вывоз за рубеж капитала, сырьевых и энергетических ресурсов (по оценкам авторитетных экспертов это около $30 млрд. в год), при этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, т.е. осуществляется на законных основаниях: сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последних оседает за рубежом.

Вторым, и основным источником теневой экономики является нерегистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность, которая имеет место во всех сферах экономики.

Теневая экономика в России коренным образом отличается не только от «западной», но и от «восточноевропейской». Некоторые объясняют нынешний размах теневого бизнеса в нашей стране исключительно генетическими предпосылками, сформированными еще при социализме. Другие – что специфика и масштабы теневой деятельности в современной России, прежде всего – продукты сегодняшнего дня, следствие избранной модели переустройства экономики и общества.

Экспансия теневых экономических отношений является в первую очередь результатом разрушения прежней государственности, что привело к разрыву традиционных связей между отдельными предприятиями и целыми территориями. Не последнюю роль в криминализации хозяйственной жизни России играет и значительное ослабление борьбы с экономическими преступлениями, оправдываемые тезисом о необходимости использования капиталов «теневой экономики» как ресурсной базы экономических реформ.

Наряду с этими достаточно очевидными причинами, существует целый ряд глубинных факторов. В первую очередь речь идет о влиянии на активизацию теневой экономики формирующихся на современном этапе развития реформы в России механизмов аллокации ресурсов и власти; об особенностях соединения работника со средствами производства;  о специфике формирующихся распределительных отношений. В сегодняшней российской социально-экономической и политической реальности едва ли решающую роль играют механизмы локального корпоративного регулирования.

Суть нового механизма аллокации ресурсов сводится к тому, что отдельные институты экономической системы, используя определенные преимущества своего положения (высокий уровень концентрации производства и (или) капитала, корпоративная власть и так далее), получают возможность сознательно (хотя и в локальных, ограниченных масштабах) воздействовать на параметры производства поставщиков и потребителей, рынка, социальной жизни и так далее.

Проявления этого механизма в переходной экономике хорошо известны. Господство псевдо-государственных и псевдо-частных корпораций приводит к нарастанию, диспропорций, в первую очередь, в хозяйственной структуре, динамике цен, финансах и так далее.

В результате национальная экономика превращается в поле неэкономического соперничества корпоративно-бюрократических структур, в сферу столкновения их властных и регулирующих воздействий.

Среди наиболее серьезных последствий функционирования корпоративных механизмов аллокации ресурсов можно отметить произошедшую за последние годы дивергенцию страны на сильно и слабо корпоратизированные «сектора». В первом из них сконцентрированы:

·   предприятия, являющиеся монополистами в технологическом, рыночном и институциональном отношениях;

·   владеют решающими массами ликвидных ресурсов;

·   корпоративно-бюрократическая власть.

К этому сектору относят ТЭК, финансово-торговый комплекс и часть промышленности (главным образом, ориентированной на экспорт).

Здесь извлекают сверхприбыли, превосходящие по своим масштабам известные до сих пор в мировой практике.

Второй (немонополизированный) «сектор», напротив испытывает дефицит ресурсов, управления, технологий. К нему относят сферу воспроизводства рабочей силы, производства потребительских товаров, большая часть сельского хозяйства.

На практике наблюдается устойчивый перекос в ценах, финансировании, кредитовании и тому подобное в пользу первого «сектора», причем причиной такого перекоса является не только монополизм, обеспечивающий первому сектору значительные преимущества на рынке, но и дисбаланс в распределении корпоративной и государственной власти, создающий институциональное «превосходство первого «сектора» над вторым».

Именно «разность потенциалов», образовавшихся в результате дивергенции, экономика двух «секторов» становится в нынешних условиях основным источником, подпитывающим теневые структуры и отношения. К непосредственным последствиям поляризации российского экономического пространства, играющим важную роль в создании питательной среды для развития теневой экономики, следует отнести:

·   выделение зоны возникновения сверхприбылей;

·   образование на этой основе базы формирования корпоративно-бюрократических структур, неэкономическое соперничество между которыми подменяет собой сегодня механизм государственного управления;

·   раскол общества на две неравные части – занятых в привилегированном, сильно корпоратизированном «секторе», и работающих в регрессирующем не монополизированном «секторе» экономики;

·   появление реальных предпосылок для обострения в обществе борьбы за перераспределение крайне неравномерно распределяемых на всех уровнях доходов.

Социальную нестабильность провоцируют и развернувшиеся в последнее время процессы перераспределения собственности.

Начатая под флагом необходимости поиска «настоящего хозяина», приватизация в России привела к полному затуманиванию истинной картины существующих прав собственности. После всех лет «реформы» невозможно провести четкое разграничение между государственными и частными секторами экономики: произошла практически полная диффузия форм собственности, причем проникновение частной собственности оказалось значительно большим, чем это регистрируется официальной статистикой.

Широкое распространение получили так называемые «специфические способы» формирования частного сектора. Их диапазон весьма обширен – от прямого грабежа государственной собственности до легальных трансакций в форме перевода части созданной государственным предприятием добавленной стоимости в частный сектор. Создание финансовых холдингов, конгломератов, полугосударственных банков и финансовых структур, содействующих возникновению параллельных рынков денег, кредитов и капитала. Использование задолженности и кредитной зависимости между предприятиями в качестве «капитала», с целью их последующей легальной или теневой приватизации и т.д.

Характерным явлением российской экономической политики стало предоставление незаконных льгот приближенным к власти коммерческим структурам.

Приватизация государственных предприятий, как таковая, фактически началась в России не в июле 1992 года, как указывают в официальных материалах, а с момента создания в 1987 году, так называемых малых кооперативов, большинство из которых организовывались при государственных промышленных предприятиях. Создание малых кооперативов оказалось очень удобной формой перекачки государственных средств в частные руки.

К началу июля 1994 года в России было приватизировано около 70% всех предприятий промышленности и сферы услуг. Многими реформаторами столь высокие темпы преобразования расцениваются как колоссальный успех реформ. Однако наряду с количественными показателями необходимо учитывать и качественные изменения.

С самого начала вплоть до своего завершения, массовая приватизация в России представляла собой колоссальную спекулятивную операцию, приведшую к криминализации экономики, невиданному социальному расслоению и образованию враждующих социальных групп. Криминализации является, с одной стороны, отражением социально-экономической и политической ситуации в стране, с другой стороны – тесно связана с моделью приватизации, принятой в России.

Некоторые особенности российской действительности имеют рациональное объяснение, если признать существование параллельных источников доходов населения.

Известно, что начиная с 1991 года цены в стране растут значительно быстрее, чем официальная заработная плата: минимальная и даже средняя по стране заработная плата сегодня не обеспечивает необходимого прожиточного минимума. Однако до сих пор социальная ситуация в стране не взорвалась; банковские накопления населения растут; число вновь образованных на предпринимательской основе хозяйственных организаций увеличивается – несмотря на то, что каждая третья из вновь созданных мелких и средних фирм оказалась убыточной. Есть все основания предполагать, что и проблема выживания, и проблема первоначального накопления капитала решается сегодня в России на путях активного включения населения в различные процессы, разворачивающиеся в рамках теневой экономики. Чтобы выжить, население вынуждено адаптироваться к новым условиям, участвуя в различных формах «теневой экономики». По данным социологических опросов, дополнительный доход работников промышленных предприятий от разных видов побочной деятельности достигает 80% совокупного семейного дохода. Таким образом, у подавляющей части населения существует объективная необходимость активизации своего участия в теневой экономике, что укрепляет основу взяточничества «теневой деятельности» и криминальной активности.

Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет нас не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов.

В общем виде структуру теневого рынка можно представить в виде следующей схемы (рис. 1):

Рис. 1. Структура российского теневого рынка

Общая структура любой финансово-хозяйственной группировки, ведущей совместную «теневую деятельность», обычно включает:

1) предприятия, осуществляющие торгово-посреднические и производственные операции;

2) банк;

3) «службу безопасности»;

Одна и та же хозяйственная деятельность обычно ведется российскими предпринимателями через несколько фирм. Это помогает решать проблему временной неплатежеспособности их партнеров: неплатежи «сбрасываются» на одно из предприятий, которое и специализируется на их «расшивке». Кроме того, при помощи разветвленной структуры основной группе собственников легче контролировать поведение своих партнеров (реорганизации и переделы собственности в группировках происходят регулярно).

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и наоборот, не говоря уж о других операциях. Бывают случаи, что в группировках аналогичную координирующую роль выполняет физическое лицо (ростовщик), однако это пред­ставляется скорее исключением, чем правилом.

«Служба безопасности» имеет разные ипостаси: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые группировкой, и «крыша» государственных органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в обществен­ных организациях и средствах массовой информации, что можно расценивать как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

Связи также могут быть очень различными. В этом качестве выступают: обычное (прямое или дальнее) родство, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и госу­дарственных органах, землячество, этническая принадлежность.

Структуры теневой экономики в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потре­бителя при минимальных издержках производителя. Они больше напоминают государство в мини­атюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и «силовым министерст­вам», дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями, и т.п.

Действующие лица теневой экономики – это ровесники “перестройки”: бывшая партийно-государственная элита, новая политическая элита, “теневики” всех мастей, директорский корпус, предприниматели “новой волны”, начинавшие с нуля.

Процесс формирования предпринимательства с самого начала связан с нарушением правовых и этических норм, с методами “ваучеризации” и обманом трудовых коллективов, со сделками сомнительного характера, со связью или сращиванием бизнеса с криминальными структурами.           Нынешний российский криминальный “синдикат” вышел за пределы национальных границ, в 50 странах действуют почти 100 таких синдикатов общей численностью не менее 2500 человек, из которых 400 находятся в международном розыске.

Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их ”идеалами” потребительства, наживы, криминала. В России большая часть населения относится к категории “бедных”, велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие “социального дна” из числа вышедших из тюрем людей, нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, возросло число беженцев из “горячих точек” бывшего СССР, увеличивается доля неустроенных профессионалов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплат заработной платы и пенсий сложился гигантский слой “новых бедных”.

Еще один источник теневых отношений – это лицензирование разных видов хозяйственной деятельности, что дает органам власти и отдельным чиновникам большие возможности извлечения теневых доходов.

Следует также указать на сохранение прежних, характерных для советской системы форм монополизма, ныне порождающих активность теневиков. Сохранение государственного контроля за золотодобычей, как и за добычей большинства видов полезных ископаемых, и ограничение доступа туда частного капитала служат, в частности, источником существования “черного рынка” торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.          Еще один важнейший источник монополизма – это деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, АК “АЛРОСА” и им подобные – это негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Но теперь они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это – “квазичастные” фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства.

Такие компании в настоящее время регулируют целые секторы экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах – добыча и продажа топливно-энергетических ресурсов - и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства.

 Эти компании почти автономны и включают набор организаций, позволяющих реализовать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество, - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты для общественного и государственного контроля, что способствует развитию теневой деятельности. К числу самых распространенных ее видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

Ниже пойдет речь об истинном размахе теневого рынка и том негативном влиянии, которое оно оказывает на экономику и общество.

2. Масштабы теневого рынка в России. Последствия криминализации экономики


Главным отличительным признаком существующего в экономике России теневого рынка является его размер, сравнимый с размером всей официальной экономики.

Масштабы теневого рынка иллюстрируют следующие примеры.

Более половины общего оборота алкогольной продукции в России составляет теневой оборот. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты. При объеме потребления в РФ водки и ликероводочных изделий, по экспертной оценке Минэкономразвития России - свыше 300 млн. дал, легальное производство водки и ликероводочных изделий остается на уровне 120-122 млн. дал. Таким образом, теневой оборот алкогольной продукции составляет более половины общего оборота, потери консолидированного бюджета - свыше 40 млрд. рублей, в том числе федерального бюджета - 20 млрд. рублей.

По оценке Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ГККН), ежегодный оборот теневого наркорынка в России достигает 10 млрд. долларов.

В процесс незаконного оборота наркотиков вовлечены сотни тысяч наших сограждан. Более 10% всех зарегистрированных преступлений в России относятся к преступлениям, связанным с наркотиками.

Объем теневого оборота на потребительском рынке России составляет 25%. Так, теневой бизнес контролирует половину мясного рынка России. 80% аудиопродукции является контрафактной, а контрафактной видеопродукции - около 70%. В год в России продается контрафактных лекарств на сумму до $300 млн. До 63% контрафактной продукции ввозится из-за рубежа, при этом масштабность роста теневой экономики замедляет процессы развития экономики страны и сокращает приток инвестиций.

В России ежегодно производится контрафактной DVD-продукции, аудио- и видеокассет от 76% до 86% от общего объема выпуска, из-за этого государство имеет ежегодный убыток в размере около 1 млрд. рублей. Кроме того, до 50% продукции легкой промышленности выпускается подпольно.

Огромный вес теневого (т.е. никак в правовом смысле не регулируемого) сектора породил колоссальную значимость неформальных и внеправовых отношений для большинства хозяйствующих субъектов. Их наглядное отражение проявляется в важнейшей проблеме существующих в России социально-экономических отношений – коррупции: почти тотальная коррумпированность госаппарата, низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность административному аппарату и теневому капиталу.           Последствия влияния коррупции на экономику очевидны: коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним стратегических задач, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа. Она влияет на отношение населения к непопулярным решениям, которые могут быть направлены на стратегическое улучшение экономического положения в стране, в связи со складывающимся убеждением, что продажный чиновник или политик действует в личных интересах и маловероятно, что он работает на процветание страны.

Коррупция способствует общей социально-политической нестабильности, так как на многих чиновников имеется так называемый “компромат”, который может быть обнародован в любой момент. Это неизбежно ведет к судебным делам и клеветническим высказываниям, затрагивающим даже честных чиновников, которые на этой волне всеобщих компроматов могут подвергаться шантажу в целях благоприятствования экономическим интересам определенных лиц.

Коррупция объективно приводит к необоснованному перераспределению бюджетных средств в пользу силовых структур, тем самым сокращая финансовую основу для реализации перспективных социальных программ (прежде всего в области образования, здравоохранения, социального обеспечения).

Крупный капитал стремится к тесному взаимодействию с властными структурами, почему в нашей действительности и возникло понятие “олигархия”.

Явное следствие криминализации экономики - образование в экономической сфере кланов—устойчивых властно-хозяйственных структур, имеющих, используя специфический язык, «крышу» в виде того или иного органа государственной власти, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Одно из следствий воз­никновения подобных кланов — блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных товарных групп и даже во внешней торговле.

Анализируя структуру кланово-корпоративных систем, можно выделить с определенной долей условности четыре их типа.

Первый – отраслевые кланы. В качестве примера можно упомянуть хотя бы такую гигантскую структуру, как ОАО “Газпром”. Существуют и другие отраслевые клановые объединения – как в сырьевых отраслях, так и в оборонной промышленности, агропромышленном комплексе. Крупнейшие и влиятельнейшие отраслевые кланы сложились в тех отраслях, где сформировались мощные монополистические группировки (скажем, в отраслях естественной монополии – РАО “ЕЭС России”) или доминируют несколько крупных корпораций (как в нефтяной промышленности).

Второй тип – региональные кланы. Они строятся, как правило, вокруг сильного регионального лидера (главы администрации региона, мэра крупного города) и “завязаны” на бюджет и регулирующие возможности региона. Одним из примеров таких образований может служить группировка капиталов и фирм вокруг московского правительства.

Третий тип клановых структур – объединения ведомственно-функционального типа. Например, федеральные и местные власти России в течение последних лет выполняли и продолжают выполнять фантастическую по своим масштабам “функцию” по перераспределению государственной собственности. Ее реализовало и реализует вполне определенное ведомство – Мингосимущество РФ. С его деятельностью и деятельностью подведомственных ему региональных структур были связаны сложные системы интересов, перекрещивающиеся с интересами отраслевых и территориальных кланов.

Четвертый тип – клановые структуры, возникшие на основе частных коммерческих предприятий путем ускоренного накопления капитала. Всего за семь-восемь лет в России образовались финансово-отраслевые структуры с весьма скромными по сравнению с крупнейшими корпорациями Японии или США, но гигантскими по масштабам российского бизнеса капиталами – порядка 100 – 300 млн. долларов. Большинство из них прошло длинный путь, начав свою деятельность с легализации теневых капиталов, присвоения денег распавшихся КПСС и ВЛКСМ, реже – вложений частных лиц. Затем были периоды массовых спекуляций с валютой, гуманитарной помощью, недвижимостью, ваучерами, импортными товарами, ГКО, сопровождающиеся широким использованием методов принуждения, слияния. В конечном счете образовались относительно “чистые” структуры, которые прошли подчас 3 – 5 раз через смену “имиджа” и на первый взгляд мало связаны с организованной преступностью или коррумпированным чиновничеством.

Наконец, кланово-корпоративные структуры образуют фундамент не только экономической, но и политической власти. Однако связь здесь непроста. Большинство кланов поддерживают сразу несколько блоков партий, а большинство партий опираются сразу на несколько кланов.

Они берут под свой полный или частичный контроль газеты, информационные агентства, радиостанции, участвуют в финансировании телевизионных каналов, обеспечивая тем самым благоприятную политическую атмосферу для своей деятельности.

Другое печальное следствие: формирование соответствующей олигархии — узкой прослойки людей, присваивающей связанные с кланом монополизмом колоссальные доходы,  и вместе с тем - обнищание огромной части населения.

Третье следствие — деградация бюджетной системы (на которой эти клановые структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как манипулирование с бюджет­ными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе. А с этим, как и с отмеченными выше моментами, сопряжено сужение реального сектора экономики, разорение значительной части предприятий (согласно имеющимся оценкам, до двух их третей в реальном секторе не имеют шансов выжить в сложившейся экономической ситуации, а не менее трети уже фактически находятся в состоянии банкротов).

Четвертое следствие — перераспределение национального дохода в пользу паразитического потребления. Мы видим, как оно растет у рассматриваемой элитной группы, включая «подставное» потребление, связанное с развертыванием охранных и других структур, обслуживающих кланы, тогда как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (индустрия народного потребления, здравоохранение, образование и т.п.), приходят в упадок.

Пятое следствие — пресловутая утечка российских капиталов за границу: ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным – около 60 млрд. долл. Вся эта система сегодня устойчиво воспроизводится, причем главный механизм ее вос­производства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически доминируют в принятии общегосударственных экономико-политических решений и обладают абсолютной конкурентоспособностью в сравнении с любыми другими хозяйственными субъектами.

О том, что практически вся мощь госаппарата подчиняется интересам отмеченных кланов, свидетельствует правительственная денежно-кредитная политика, политика безудержного нара­щивания государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на об­служивание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание внутреннего долга, на содержание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой, — постоянно (подчас на треть, а то и наполовину)   недофинансируются расходы на социально-культурные нужды и на оборону.

На полные обороты запущены механизмы казнокрадства, не только скрытого, но и легального. «Классический» пример тут являет ситуация на рынке государственных обязательств, которые распределяются через обслуживающие бюджет привилегированные коммерческие банки под сверхвысокий реальный процент, а затем выкупаются Центральным банком России, осуществляющим чисто денежную эмиссию.

Фактически ликвидирован механизм контроля власти со стороны общества. Ни парламент,  ни общественные организации не контролируют сегодня не только Правительство РФ в целом или Банк России, но и отдельные структуры исполнительной власти, скажем, Министерство финансов или Госкомимущество. Практически все эти государственные институты превратились в «государ­ства в государстве». Нельзя дать ни достоверной оценки финансовой политики (ибо Минфин тщательно скрывает многие данные), ни прояснить картину приватизации собственности (ГКИ тоже не злоупотребляет гласностью). Впрочем, и в случаях вскрытия самых серьезных злоупотреб­лений никаких санкций не применяется. Это способствует криминализированному распределению собственности и бюджетных денег. И те кланы, которые в нем участвуют, обладают, стоит еще раз подчеркнуть, колоссальным монопольным преимуществом, а остальные хозяйствующие субъекты вынуждены либо как-то к ним пристраиваться, либо разоряться.

Последние, т.е. предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея «крыши» во властных структурах и правоохранитель­ных органах, по сути, обречены на банкротство.

Важное социальное последствие развития теневого оборота – рост криминогенной среды. Наблюдается активное сращивание экономической и уголовной преступности в наиболее опасных формах, возрастает количество заказных убийств банкиров и крупных коммерсантов, насильственных­ банкротств и разорений банковских и иных структур, подконтрольных менее влиятельным криминальным группировкам. 

Возникли “деловые тандемы” чиновников и предпринимателей. Произошла фактическая “приватизация” функций государства отдельными группами чиновников, которые выполняют или не выполняют должностные функции в зависимости от своей частной заинтересованности в конкретном случае.

У населения сформировалась установка на теневое гражданское общество: не менее 40% граждан готово искать защиту у криминальных авторитетов и столько же готовы избрать губернатором, мэром или депутатом человека с криминальной репутацией, “если при нем станет лучше”.


3. Пути сокращения теневого оборота в РФ


Поскольку полностью ликвидировать последнюю просто невозможно, то обоснованным параметром в стратегии должен стать ее удельный вес, не превышающий 10% валового внутреннего продукта. Этого уровня государство должно достичь путем резкого сокращения теневых операций олигархических структур, коррупции и взяточничества госаппарата. Необходимо принять меры для легализации значительной части вынужденной внелегальной экономики.

Важными стратегическими направлениями борьбы с экономической преступностью следует считать: совершенствование правовой основы и формирование здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса; более либеральное налоговое законодательство; упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса; ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях; приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.

Не менее важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.

При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны. Опыт последних лет проведения налоговой реформы подтвердил правоту сторонников изменения Налогового кодекса. В 2001-2003 гг. по части собираемости налогов достигнут большой пргресс.

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваиться на следующих принципах:

- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

- установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

В государственных властных структурах, общественных и научных организациях имеют место два противоположных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый, ставший уже традиционным радикально-либеральный, действует с начала 1992 г. Он связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы формирования частных капиталов. Результаты такого подхода в стране налицо: это критические масштабы роста теневой составляющей экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой. В рамках этого подхода у некоторых политиков появляются идеи относительно проведения полной легализации всей теневой экономики. Вряд ли такие веяния получат ныне общественную поддержку, в том числе со стороны теневиков-хозяйственников, поскольку они опять будут уравнены с представителями “криминальной” экономики, которые тоже захотят легализоваться.

Второй – репрессивный – подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы радикально-либерального. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции.

На первом этапе программа декриминализации российской экономики предполагает полную ликвидацию “крыш”, причем не только криминальных, но и милицейских, на ведущих российских предприятиях. Силовики планируют провести тотальные проверки и спецоперации на стратегически важных для страны предприятиях. Причем большая часть информации о преступных группировках, опекающих целые заводы и холдинги, в МВД уже есть.

Следует отметить, что поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, оно стремится поставить под контроль расходы граждан. Это, как ожидается, позволит выявить действительные расходные параметры состоятельных групп населения, принудить их указать источники сокрытых средств и помочь собрать недовыплаченные налоги.

Почему-то не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. И поскольку в законопроектах упор сделан не на устранение условий, препятствующих переходу теневой деятельности в легальную, а на преследование людей, экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.

Не столь благоприятными могут быть и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов, поскольку власти могут столкнуться с сопротивлением не только теневиков-хозяйственников, но и значительной части рабочих, которым теневая экономика помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих “лежащих на боку” предприятий не позволит создать оптимального баланса сил в обществе. В этом случае репрессивные методы существенно не пополнят государственной казны, а только повлекут за собой рост безработицы, ослабление экономики с возможным бегством способных хозяйственников за границу и другие негативные последствия.

Таким образом, можно вновь прийти к выводу о необходимости четкого разграничения капиталов криминальных элементов и вынужденных теневиков и фиксирования данного разделения в новых экономико-правовых актах. Задача эта довольно нелёгкая. Поэтому экономисты, социологи, юристы совместными усилиями в первую очередь должны определить формальные различия субъектов криминальной экономики и вынужденного теневого производства, а налоговые правила в идеале должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономики, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и тенденции развития промышленного производства.

Одной из составляющих интеграции части теневой экономики в легальную может способствовать так называемая “экономическая амнистия”, по поводу которой разгорелась острая дискуссия.

Некоторые специалисты предлагают наряду с применением деклараций о доходах и расходах в сфере личного потребления задействовать так называемые “доходные индульгенции” – юридические документы, подтверждающие легализацию при уплате специального налога денежных же средств, направляемых на инвестиции производства.

Российский рынок для отечественного предпринимателя, вывезшего капитал за рубеж, имеет существенные преимущества: более высокую норму прибыли, знание условий конъюнктуры, наличие связей с представителями органов власти и управления.

Однако есть мнение, что описанный вариант нереалистичен, ибо предприниматели указанной категории находятся под “дамокловым мечом” и государства, и криминальных структур, а, уходя от налогов, теневик вынужден давать взятки чиновникам-коррупционерам и платы криминалитету (за “крышу”). В финансовом плане эти поборы для предпринимателя то же самое, что налоговое давление. Однако форма выплаты таких “налогов” государственным и частным рэкетирам преступна и чревата не только уголовной ответственностью, но и произволом со стороны вымогателей. Естественно, что с накоплением достаточного капитала, особенно с увеличением возраста и появлением перспективы передачи денег по наследству, у предпринимателя резко возрастает желание обезопасить себя от насилия со стороны криминальных структур.

Помимо морально-психологических факторов при защите частичной интеграции следует учесть максимальную заполненность ниши теневой экономики, которая не может беспредельно увеличиваться.

Наиболее активное сопротивление идее интеграции части теневой экономики в легальную оказывают представители правоохранительных органов. Это понятно – по долгу службы они обязаны бороться с любыми нарушениями закона, а вся теневая сфера в большей или меньшей степени криминализирована.

Программа интеграции теневого капитала с легальным – лишь одна, но, возможно, и приоритетная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого – всемерное поощрение российского товаропроизводителя. Очевидно, это сможет стать значительной помощью отечественным предпринимателям, укрепит их положение в обществе.

Интеграция продуктивно-производительной части теневой экономики в легальную и гарантия защиты свободного предпринимательства от криминальных структур и налогового произвола, возможно, положительно отразятся на всем обществе. Инвестиции отечественных предприятий, уплата налогов в бюджет, увеличение товаропроизводства и улучшение благосостояния значительной части населения России – вот лишь малая часть того, что последует за грамотными экономико-правовыми действиями государства. Своим трудом предприниматели могут не только материально обеспечить все общество, но также укрепить государственную власть и способствовать дальнейшему продвижению реформ.

Здесь также существует ряд правовых нюансов. Большинство преступлений, которые совершаются в экономической сфере, в той или иной степени связаны с банками, они – чаще всего посредники в перекачке криминальных денег. Защитить общество от банковских афер и банковских служащих, от притязаний криминальных структур оказалось не так просто. Выбирая между собственной безопасностью и допуском к банковской тайне сыщиков, руководители банков предпочитают все же не делиться секретами даже в чрезвычайно опасной для себя ситуации. Объясняют они это тем, что в правоохранительных органах возросло предательство и секретная информация, полученная сотрудниками милиции или налоговой полиции, все чаще оказывается у конкурентов.

Как показывает отечественная практика, банки преимущественно сотрудничают отнюдь не с правоохранительными органами, а с клиентами, чей капитал сомнительного или откровенно преступного происхождения.

В сложных схемах уклонения от налогообложения всегда присутствуют фиктивные фирмы. Однако из-за того что признаки объективной стороны налогового преступления при этом не усматриваются, расследование уголовного дела по факту незаконного предпринимательства приходится передавать в конечном счете в МВД России. Разрывается логическая цепочка сложного преступления. Две части, по сути, одного преступления вынужденно могут расследоваться двумя правоохранительными органами, что препятствует полному и всестороннему его раскрытию.    Сосредоточение у ФСНП полномочий по борьбе с теневой экономикой, в том числе и через выявление и пресечение “организованных налоговых преступлений”, повысило бы статус федеральных органов налоговой полиции в системе правоохранительных органов и позволило бы более эффективно выполнять данную работу.

Для борьбы с теневыми операциями должна быть создана комплексная система контроля за экономикой, построенная по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан должно осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. МВД России как головному правоохранительному органу бесспорно должна принадлежать роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым явлением.

При сложившейся ситуации между центром и регионами особую значимость приобретает правоохранительная структура, подчиненная только центральной власти, то есть некий аналог Федерального бюро расследований. Российский аналог ФБР должен заниматься расследованиями сложных преступлений, в том числе экономических и связанных с коррупцией в государственных органах.

Однако если наконец встанет вопрос о создании “отечественного ФБР”, то можно не сомневаться – против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного криминала, разрушающего экономику и власть.

Важным направлением является судебная реформа. Кстати, в России до сих пор собственность – на уровне закона – так и не делится на федеральную, региональную и муниципальную. В таких условиях особо важно, чтобы арбитражные суды были арбитрами в хозяйственных спорах, а не политической или экономической дубинкой в руках конкретных региональных лидеров.

Нынешняя центральная власть должна построить грамотную систему арбитражных судов, от которых в немалой степени зависит обеспечение базовых гарантий неприкосновенности частной собственности в России.

Другим элементом судебной реформы стало создание административных судов. Верховный суд России инициировал создание фактически новой ветви судебной власти.

Практика показывает, что из-за несоответствия численности специалистов, обладающих необходимой компетенцией, количеству предприятий, подлежащих контролю, возникает серьезная проблема бесконтрольного отчуждения активов предприятий.

Разумной альтернативой увеличению штата чиновников могло бы стать привлечение к процедурам управления госсобственностью как физических лиц, обладающих необходимой квалификацией и положительным опытом в управлении предприятиями, так и компаний, которые выступают на рынке в качестве консультантов по управлению.

Особую проблему стала представлять криминогенность в околотаможенной среде. Каждый год происходит большое количество нарушений таможенных правил. К ним в первую очередь следует отнести незаконное перемещение важных товаров, алкогольной и табачной продукции, морепродуктов, валютных ценностей, легковых автомобилей, невозврат в Россию валютной выручки от экспортных операций. Растет масштабы контрабанды. Расследования, проведенные в таможенных органах, свидетельствуют, что практически к каждому второму нарушению прямо или косвенно причастны посредники-декларанты на основе договора, по вине которых федеральный бюджет ежегодно недополучает миллиарды рублей. Проблема заключается в том, что с таможней имеют дело десятки тысяч различных хозяйствующих субъектов, их непрофессиональных представителей и многочисленных посредников с сомнительной репутацией. Вероятно, назрела необходимость в создании института таможенных брокеров, который должен стать частью единой системы обеспечения экономической безопасности и развития внешнеэкономической деятельности России.

Международное сотрудничество российских правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью выходит на новый уровень, и к этому процессу все чаще стали подключаться соответствующие ведомства на уровне регионов.

Воздействие государства на теневую экономику осуществляется на основе законодательства с помощью государственного аппарата. За последнее десятилетие общее число работников органов госуправления значительно возросло и к концу 90-х гг. превысило 1 млн. человек, причем более 970 тыс. – госчиновники, работающие в органах исполнительной власти. Одно из важнейших направлений административных реформ – реформирование корпуса госслужащих. Но эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качественной стороной системы государственного управления, то-есть ее организационной структурой и профессионализмом корпуса госслужащих.

Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы более глубокие преобразования. В первую очередь, следует обратить внимание на то, что именно разрешительные и распределительные функции чиновника, унаследованные от советской эпохи, порождают процесс коррупции. Разрешительно-распределительные функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный чиновник должен быть прежде всего высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платить.

Феномен негативного влияния теневой и подпольной экономики на денежное обращение, финансовую систему, законодательную деятельность вызывает необходимость принятия мер по сокращению к минимуму деятельности этого нелегального сектора экономики. Решающую роль в этом процессе должно сыграть государственное управление, поскольку именно государство, исходя из своих функций, призвано выражать волю большинства населения и только оно способно мобилизовать достаточное количество ресурсов для борьбы с такой сложной и организованной структурой, как теневая экономика. Использование государственного управления для трансформации теневой экономики в реальную является ключевым и по следующей причине - другие регуляторы, такие, как качество населения, рынок, не в состоянии без помощи государства упорядочить экономику и сделать её эффективной (последствия реформы по неограниченной либерализации экономики, предпринятой в 1992 году, сказываются на общем состоянии России до настоящего времени).

Основные меры государства, направленные на стабилизацию ситуации, должны заключаться в следующем:

1.Необходимо провести мероприятия по совершенствованию налоговой системы - упрощение порядка исчисления налогов, а также снижение части налогов.

2.Совершенствование законодательной базы страны: принятие целого ряда новых законодательных актов и введение криминологической экспертизы проектов законов, указов и подзаконных актов.

3.Кардинальные перемены в сфере социально-экономических отношений, направленные на повышение уровня жизни населения, восстановление промышленности и сельского хозяйства, снижение безработицы.

4.Повышение технического и организационного обеспечения правоохранительной системы, укрепление авторитета судов, налаживание эффективной работы органов таможенного контроля.

5.Ограничение нелегального вывоза российского капитала.

Только комплексный подход, решающую роль в котором должно сыграть государственное управление, может позволить ослабить криминализацию российской экономики.


Заключение


Итак, в России параллельно легальной экономике возникла те­невая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой эконо­мике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в офи­циальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила це­нообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, рабо­тают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механиз­мы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия рабо­ты предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о "теневом порядке" в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического по­ведения. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм.

Следствием расширения сферы деятельности нелегального сектора экономики в нашей стране можно выделить колоссальные масштабы сокрытия доходов, незаконное перераспределение государственной собственности, коррумпированность властных органов; лоббирование при принятии нужных определённым кругам политических, законодательных, а также экономических решений.

Феномен негативного влияния теневой и подпольной экономики на денежное обращение, финансовую систему, законодательную деятельность вызывает необходимость принятия мер по сокращению к минимуму деятельности этого нелегального сектора экономики. Решающую роль в этом процессе должно сыграть государственное управление, поскольку именно государство, исходя из своих функций, призвано выражать волю большинства населения и только оно способно мобилизовать достаточное количество ресурсов для борьбы с такой сложной и организованной структурой, как теневая экономика.

Основные меры государства, направленные на стабилизацию ситуации, должны заключаться в следующем:

1.Необходимо провести мероприятия по дальнейшему совершенствованию налоговой системы и снижению налогового бремени.

2.Совершенствование законодательной базы страны.

3.Кардинальные перемены в сфере социально-экономических отношений.

4.Повышение технического и организационного обеспечения правоохранительной системы.

5.Ограничение нелегального вывоза российского капитала.



Литература


1. Тимофеев Л.М. “Теневая Россия: экономико-социальное исследование” / М., 2004 г

2. Оболонский А.В. “Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия” / М.,  2002.

3. Мухин А.А. “Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений” / М.,  2003.

4. Багданов И.Я. “Экономическая безопасность России: теория и практика” / М.,  2001.

5. Гукасьян Г.М. “Экономическая теория: проблемы новой экономики”. М., , 2002.

6. Делягин М. Г. “Идеология возрождения. Как мы уйдем из нищеты и маразма” / М.,  2000.

7. Косалс Л.  Теневая экономика как особенность российского капитализма. //Вопросы Экономики №10 за 2001 год.

8. Радаев В.  О роли насилия в российских деловых отношениях. //Вопросы Экономики №10 за 2004 год.

9. «Теневой» сектор обеспечивает рост российской экономики//Новая газета 7-13 апреля, 2004 г.

10.  Афанасьев Ю. – За ушко да на солнышко?//Российская газета 3 авг., 2000 г.

11.  Булатов А. – Вывоз капитала из России: вопросы регулирования// Вопросы экономики №3, 2001 г.

12.  Исправников В. – Теневой капитал: конфисковать или легализовать?//Экономика и жизнь  №24, 2004 г.

13.  Исправников В., Куликов В. – Как «высветлить» реформируемую экономику// РЭЖ №5-6, 2003 г.

14.  Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России//Вопросы экономики №9, 2003г.

15.  Макаров Д. – Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России//Вопросы экономики №3, 2002 г.

16.  Ореховский П.- Статистические показатели и теневая экономика // РЭЖ №4, 2001 г.

17.  Смординская Н. – Бегство капиталов как объект международного исследования //Вопросы экономики №9, 2000 г.

18.  Суетин Д. – Экономика России: из тени в свет перелетая//Экономика и жизнь №13, 2000г.

19.  Теневые параметры «теневой» экономики (по материалам конференции)//РЭЖ №8,9, 2002 г.

20.  Щербакова Л. – Сереем «всем миром»//Эко №6, 2001 г.

21.  Яковлев А., Воронцова О. – Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота//Вопросы экономики №9, 2003 г.





Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!