Сущность предпринимательства и его социально-экономическая роль

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,34 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность предпринимательства и его социально-экономическая роль


Содержание

С.

         Введение                                                                                                  3

Глава 1. Сущность предпринимательства                                             4

1.1. Понятие предпринимательства                                                        4

         1.2. Виды и формы предпринимательства                                             6

         1.3. Функции и характеристики предпринимательства                       10

Глава 2. Предпринимательская функция

экономического развития России                                                         14

2.1. Фундаментальная роль предпринимательства

в экономике России                                                                               14

2.2. Роль предпринимательства в улучшении

финансово-экономического положения России                                   16

2.3. Формирование предпринимательской структуры

экономического развития России

                                                                                                               19

Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства

и ее совершенствование                                                                        22

3.1. Направления и формы государственной

поддержки предпринимательства                                                        22

3.2. Совершенствование государственной политики

поддержки предпринимательства

                                                                                                               28

         Заключение                                                                                            32

        

         Список литературы                                                                               34

        

         Приложение                                                                                           36

Введение

Предпринимательство есть неотъемлемая часть рыночной экономики. В период господства советской системы хозяйствования предпринимательство казал­ось россиянам связанным с чисто  капиталистической формой хозяйствования, он воспринимался как торга­шеская деятельность, не приличествующая честным людям и основанная на об­мане, на присвоении ре­зультатов чужого труда.

Понадобились годы экономических реформ в России, практического перехода к рыночным методам хозяйствова­ния, беспристрастного изучения опыта развитых в экономи­ческом отношении стран, чтобы понять, что бизнес — это дело, а бизнесмены – деловые люди. Постепенно в россий­ский бизнес вовлекается все больше и больше граждан, при­общаются к нему и дети. Над предпринимательством больше не висит печать чего-то предосудительного, запретного. Более того, предпринимательство все больше привлекает не только как временное ув­лечение, а как постоянное занятие, как работа, как вид де­ятельности, как способ получения доходов.

Рыночная экономика – это, прежде всего экономика сво­бодного предпринимательства, то есть широкого распростра­нения бизнеса. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с уве­личением масштабов вовлечения людей в бизнес. Продук­тивный бизнес, обеспечивающий более полное удовлетворе­ние потребностей, запросов человека, общественно полезен, способствует увеличению количества и разнообразия товаров и услуг.

Не претендуя на всю полноту исследования развития отечественного предпринимательства, автором настоящей работы ставится более скромная задача – показать развитие и состояние предпринимательства в современной России, его социально-экономическую роль, ибо эти знания могут помочь нам через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь и возможно избежать некоторых ошибок.

Глава 1. Сущность предпринимательства

1.1. Понятие предпринимательства

         Бизнес (предпринимательство) часто определяют как деятельность, направленную на извлечение прибыли.

В качестве толкования термина приведем следующее определение: бизнес – это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную иму­щественную ответственность деятельность отдельных граждан и объединений граждан, направленная на получение прибыли или экономической прибыли.[1]

В большинстве определений подчеркивается, что предпринимательство – это деятельность частных лиц и организаций, то есть предпринимательство основано на частной, негосударствен­ной собственности на факторы производства. При этом все же не следует отрицать наличие государственного предпринимательства.

Наряду с перечисленными главными свойствами предпринимательству присущи и такие признаки, как инициатива, динамичность, поиск.  Предпринимательство требует высокого уровня самостоятельности и ответственности. Необходимым условием ведения бизнеса является и свобода выбора экономических действий при наличии их разнообразия. И конечно, предпринимательству присуща неизбежность риска, угроза потерь из-за высокой степени неопределенности.

Роль предпринимательства очень важна в условиях современной рыночной экономики. Ведь сам переход российской экономики к рыночным отношениям напрямую связан с развитием предпринимательства, которое является неотъем­лемой составной частью экономической системы, ее функционирования, при­знаком рынка. Именно поэтому современная экономическая наука в числе основ­ных факторов производства вместе с землей, трудом и капиталом выделяет пред­принимательство. Поэтому данные выше определения термина «бизнес» вполне подходят в качестве дефиниций понятия «предпринимательство».

Предпринимательство, в широком смысле – самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.[2]

          На сегодняшний день в мире не существует общепринято­го определения предпринимательства. Американские специалисты Роберт Хизрич и Майкл Питерс определяют предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансо­вый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым[3].

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Инди­видуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаг­раждением является полученная в результате предпринима­тельской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, ко­торое он испытывает от занятия свободным предприниматель­ством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия»[4].

Отметим, что предпринимательство не есть какой-то особый вид хозяйствова­ния — ведь практически любая экономическая деятельность может быть предпри­нимательской. Возможно и государственное предпринимательство (что на первый взгляд не согласуется с приведенными выше определениями), а не только част­ное, хотя многие экономисты считают бизнес присущим лишь частным предпри­ятиям. Но ведь и на частных предприятиях вовлекается в дело государственный капитал, например для выполнения государственного заказа на выпуск конкрет­ных товаров, изделий.

Итак, и бизнес, и предпринимательство есть хозяйственное дело и деловые отношения между его участниками. Как предпринимательство, так и бизнес – это самостоя­тельная, инициативная, осуществляемая на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность лю­бая деятельность отдельных граждан или групп граж­дан, направленная главным образом на получение эконо­мической выгоды в форме прибыли или в иной форме.[5]

Вникнув в это развернутое определение, легко заметить, что в бизнесе есть две стороны: приятная и неприятная. Приятная – это возможность получать доход и прибыль, иметь экономическую выгоду. Неприятная сторона заключе­на в том, что весь груз забот, усилий, ответственности, риска за исход затеянного дела ложится на плечи предпринимателя. Есть угроза не только ничего не приобрести и выгоду не получить, но даже потерять то, что имеешь.

1.2. Виды и формы предпринимательства

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятель­ности, формам собственности, количеству собственников, орга­низационно-правовым и организационно-экономическим фор­мам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим не­которые из них.

По виду, или назначению, предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, фи­нансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функцио­нировать раздельно или вместе.

По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также на­ходиться в собственности общественных объединений (орга­низаций). При этом, государство не может устанавливать в ка­кой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахож­дения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или в собственности общественных объедине­ний (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятель­ность может быть индивидуальной и коллективной. При инди­видуальном предпринимательстве собственность принадлежит од­ному физическому лицу. Коллективному предпринимательству со­ответствует собственность, принадлежащая одновременно не­скольким субъектам с определением долей каждого из них (доле­вая собственность) или без определения долей (совместная собст­венность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

В числе организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. К основным организационно-экономическим формам можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финан­сово-промышленные группы, холдинги.

Производственное предпринимательство можно назвать веду­щим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производ­ство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности.

В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера дея­тельности претерпела наибольшие негативные изменения:[6] распа­лись хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансо­вое положение предприятий. Вследствие этого широкому разви­тию производственного предпринимательства, особенно в сфере малого бизнеса, в ближайшие годы предстоит уделить наиболь­шее внимание.

Состав производственного предпринимательства наглядно пред­ставлен в приложении 1.

Коммерческое предпринимательство характеризуется, прежде всего, тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они вы­ражают основное содержание коммерческого предприни­мательства. Суть этого вида предпринимательства пред­ставляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.[7]

К числу особых видов коммерческого предприниматель­ства относится финансовое (финансово-кредитное), где объектом купли-продажи является весьма специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях дан­ного вида предпринимательства деньги и ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные. По сути, мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.[8]

В последние десятилетия во всех развитых странах мира выде­ляется, обособляется самостоятельный вид предпринимательства – консультативный (консалтинг). Консалтинг выделен статистикой в от­дельную отрасль. В США в этой отрасли занято около 700 тыс. человек, а годовой объем услуг составляет порядка 50 млрд долл[9]. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах не принимается без использования консультантов.

В России в настоящее время насчитывается несколько сотен частных консалтинговых фирм (для сравнения: в небольшой Голландии их насчитывается более 2000).[10] Сопоставляя уровень его развития в нашей стране и в других экономически развитых странах, можно сде­лать вывод, что в ближайшие годы этому виду предпринимательской деятельности предстоит стремительное развитие в России.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы предприятия. Вы­бор формы зависит частично от личных интересов и профессии предпринимателя, но в основном определяется объективными ус­ловиями:

сферой деятельности;

наличием денежных средств;

достоинством тех или иных форм предприятий;

состоянием рынка.

Форма предпринимательства — это система норм, определяю­щая внутренние отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими пред­приятиями и государственными органами — с другой.[11] Существуют следующие основные формы предпринимательства:

индивидуальные,

коллективные,

корпоративные.

Указанные формы, в свою очередь, классифицируются на ма­лые и средние; крупномасштабные. Индивидуальные формы без образования юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества. Риск распространяется на все его достояние. В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производст­венном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.

1.3. Функции и характеристики предпринимательства

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельно­сти, впоследствии принимающей материализованную форму.

Во взаи­моотношениях предпринимателя и потребителя предпринима­тель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель вы­полняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому  все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как го­товность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, жела­ния, интересы, ожидания, оценки потребителя.

У предпринимателя в условиях рыночной системы отно­шений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприни­матель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые поку­пательские потребности.

Таким образом, целью предпринимателя выступает не­обходимость «завоевать» потребителя, создать круг собст­венных потребителей.

Цель предпринимателя — получение  нормальной (покры­тие полных вмененных издержек) и экономической прибы­ли. Вмененные издержки предпринимателя — процент на ка­питал, вознаграждение предпринимателя за труд по управ­лению предприятием, т.е. за «его дополнительные усилия для того, чтобы заработать побольше денег для собственного блага и блага своих семей» (Я. Корнай, Ж.Б. Сей, Д.С. Милль, Сениор, А. Маршалл). Современные экономисты рассматри­вают этот элемент предпринимательского дохода как вознаг­раждение предпринимателя за особые функции в производ­стве, которые не могут быть отнесены ни к одному из 3-х факторов — труду, капиталу, земле. Плата за риск — это часть дохода, имеющая экономической основой эффект правильной оценки степени риска, т.е. будущей неопределенной экономической ситуации (Ф. Найт). Но предприниматель должен получить и экономическую прибыль как эффект ис­пользования передовых технологий.

Следует отметитъ, что помимо указанных элементов предпринимательского дохода (прибыли) вознаграждение пред­принимателя, по А. Караянису, включает также и немате­риальные вещи — свободу контролировать других и чувство «выполнения своих идей и нечто своего собственного».[12]

Предпринимательство как форма инициативной дея­тельности, направленной на извлечение прибыли (предприни­мательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производитель­ных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, ту­ристская компания, инжиниринговая фирма или конструк­торское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т. е. оказа­ние услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потре­бителю.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каж­дого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к это­му типу предпринимательства на практике не носит действи­тельно приоритетного характера — общество способствует раз­витию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества. Почему? Прежде всего, потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посред­нической сферы (удобная для покупателя организация торгов­ли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям това­ров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической дея­тельности не является единственной и основной причиной. Глав­ное заключается в другом – посредническая предприниматель­ская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пре­делов ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредствен­ных производителей товаров на основе углубления специали­зации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) ка­питала;

3) к насыщению товарных рынков до объективно требуе­мых размеров и функционированию непосредственных това­ропроизводителей в соответствии с интересами конечных по­требителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский инте­рес к которой он уже выявил; любую продукцию, производи­мую непосредственным товаропроизводителем, он приобре­тать не будет).

Предпринимательская активность в сфере посредничест­ва позволяет совместить в самые сжатые сроки экономические интересы производителя и потребителя. Посредничество, с точ­ки зрения производителя, повышает степень эффективности работы последнего, поскольку дает возможность сосредоточить свою активность только на самом производстве, передавая по­среднику функции по продвижению товара к потребителю. Кро­ме того, включение посредника в отношения между производи­телем и потребителем существенно сокращает срок оборачива­емости капитала, а значит, повышает прибыльность производ­ства.

Экономические выгоды существования предприниматель­ства:

1. Увеличение кривой производственных возможностей (КПВ) или изменение ее наклона.

2. Создание новых продуктов.

3. Помощь экономике в достижении равновесия (в соеди­нении с другими факторами равновесия).

4. Минимизация Х-неэффективности, связанной, по X. Лейбенстайну, с разбуханием и бюрократизацией управ­ленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще.[13]

В целом функции предпринимательства представлены в приложении 2.

Глава 2. Предпринимательская функция экономического развития России

2.1. Фундаментальная роль предпринимательства в экономике России

Если оценить значение предпринимательской функции в экономических системах, исходя из потребностей эконо­мического реформирования России, то можно выявить не­которые ее новые, важные содержательные стороны, по­зволяющие подойти к выводу о фундаментальном влиянии предпринимательства на структуру, механизм, другие важ­ные атрибуты современной российской экономики.[14]

Предпринимательская функция в специфических усло­виях России приобретает ряд общеэкономических призна­ков и свойств, определяющих ее универсальное, интег­ральное и системореформирующее значение в постро­ении эффективной структуры российской экономики, осуществляющей переход к рынку.

Универсальность, как общее свойство предпринима­тельства, наполняется новым содержанием, поскольку она соединяет в единое целое разнородные структурные обра­зования, принадлежащие к различным формам собствен­ности (частная, коллективная, государственная), обладаю­щим различным набором способов, форм и методов веде­ния хозяйства.

Предпринимательство, будучи универсальным явлени­ем получает особый социально-экономический статус в ус­ловиях рыночного хозяйства.

На ранних этапах формирования и развития рыночной экономики предприниматели выступают инициаторами ук­репления и вызревания рыночных отношений. На более поздней стадии развитой рынок сам способствует качест­венному и количественному росту предпринимательства.

Основополагающее значение предпринимательства в формировании рыночной экономики России определяется тем, что оно «берет на себя» выполнение общественно зна­чимой функции – ускорение вызревания рыночных отношении, выступая пионером, зачинщиком, катализатором процесса создания новых товаров и услуг, удовлетворяю­щих многообразные потребности населения страны, про­кладывая новые рыночные инфраструктурные каналы снабжения и сбыта.

Системоформирующая роль предпринимательства в современной экономической системе России определяется тем, что оно оказывает глубокое и всестороннее воздейст­вие на весь экономический строй, экономические структу­ры, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные и реги­ональные комплексы.

Предпринимательский аспект изучения истории дает возможность интегрировать социально-экономический опыт страны, будь-то дооктябрьский или послеоктябрь­ский этапы, в том числе «перестроечный» период. Ведь предпринимательские подходы решения крупных обще­российских проблем имеют непреходящую ценность, вне зависимости от конкретной исторической социально-поли­тической обстановки.

На каждом новом этапе социально-экономического раз­вития страны такого рода опыт не зачеркивается и не противопоставляется конъюнктурной экономической си­туации. Тем самым не создается иллюзии необходимости изменения общественно-экономической ситуации путем ее слома, переделки и перестройки, то есть революционным способом. Более предметно и доказательно утверждаются ценности эволюционного пути развития, опирающегося на фундаментальные ценности, среди которых достойное место занимает предприимчивость, выразителями и носите­лями которой являются как российские промышленники, предприниматели, так и российское государство — инициатор и организатор крупных предпринимательских начинаний и проектов планомерной предпринимательско-хозяйственной деятельности, имеющей общенациональное значение.

Предпринимательство способно объединить в единое целое разнообразные комбинированные структуры эконо­мики (чисто государственные, чисто рыночные, государст­венно-рыночные, корпоративно-государственные и т.д.), обеспечивая единство цели — построение конкурентоспо­собной экономики и способов ее реализации на практике, в широко и повседневно осуществляемой предпринимательско-хозяйственной деятельности на всех уровнях.

В этом его неоспоримое преимущество.

Переход экономики предпринимательства к предприни­мательской экономике, когда экономика и предпринима­тельство формируются и развиваются как единая система — закономерный этап.

Он связан с трансформацией роли предпринимательст­ва как отдельного, так называемого «предпринимательско­го сектора» экономики в качественно новое состояние, когда предпринимательство становится универсальной, ин­тегральной системообразующей основой экономического развития России.

Следовательно, можно говорить о том, что появились первые признаки формирования предпринимательской экономики России, использующей достижения и учиты­вающей просчеты «рыночной» и «переходной» моделей экономического развития страны.

2.2. Роль предпринимательства улучшении финансово-экономического положения России

В последние годы в экономике России были достигнуты некоторые позитивные ре­зультаты, выражающиеся в приостановке спада и росте валового внутреннего про­дукта (ВВП), снижении темпов инфляции, проведении институциональных преобразований, которые, однако, были несколько переоценены экономистами-аналитиками.

Положительные сдвиги в экономическом развитии России по большей мере носили конъюнктурный, неустойчивый характер. За конъюнктурным улучшением некоторых макроэкономических показателей не была замечена главная особен­ность — отсутствие системных, а не частных позитивных преобразований.

О состоянии дел в бизнесе можно судить по данным опроса 180 предприятий всех отраслей и регионов РФ (ноябрь 2002 – февраль 2003).[15] О увеличении производства в октябре 2002 г. по сравнению с прошлым месяцем, сообщили 30% руководителей предприятий, 19% отметили сохранение прежних объемов выпуска и около 51% – уменьшение. Прямые оценки дают снижение выпуска за ноябрь в среднем по выборке на 3,5%.

Рост (в реальном выражении) закупок оборудования отметили 4% участников опроса, 40% указали на неизменность данного показателя, и 7% – на его сокращение. Остальные 48% (в октябре – 45%) предприятий не закупали оборудование в течение двух и более месяцев подряд.

Средний уровень загрузки производственных мощностей составил в ноябре 2002 г. 72% от нормального уровня (в октябре – 73%). Около 28% промышленных предприятий работали менее чем на 1/2 своей мощности, и столько же – более чем на 9/10.

Около 4% опрошенных руководителей в ноябре сочли финансовое положение своих предприятий хорошим, по мнению 41%, оно было нормальным, и 54% оценили его как плохое.

Ситуация в реальном и банковском секторах российской экономики будет – неуклонно ухудшаться, если не будут задействованы эффективные предпринимательские рычаги преодоления негативных экономических процессов. Разви­тие предпринимательства все в большей мере влияет на социально-экономическое развитие, и именно предприни­матели являются той движущей силой, которая способна вывести Россию из экстремальной кризисной ситуации, возродить, используя законы рынка, национальную эконо­мику и, прежде всего ее реальный сектор.

Мировая практика свидетельствует, что страны с раз­витой экономикой идут по пути развития предпринима­тельства прежде всего в сфере производства. В России это направление стимулировать предельно необходимо, по­скольку кризис в сфере производства, включая производ­ственное инвестирование, приобрел, наиболее острый ха­рактер.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, эко­номический рост на 90% обеспечивается за счет нововведе­ний и внедрения новых знаний и технологий. Еще 10 лет назад в общем объеме отечественного экспорта доля науко­емкой продукции составляла 25-27%, что в стоимостном выражении равнялось 50-60 млрд. долл. Каждый рубль, потраченный государством на патентование изобретений, приносил тысячекратную отдачу.[16] Сейчас, когда ситуация резко изменилась к худшему, необходима разработка об­щенациональной программы и пакета мер по развитию инновационного предпринимательства.

Мировой опыт свидетельствует, что особенно важную роль в развитии экономики играет малый бизнес. Число малых предприятий на 1 тыс. жителей в странах ЕС и Японии составляет 40-50, в США – более 79, а в России только 6.20 В странах Европейского сообщества (ЕС), в Соеди­ненных штатах Америки, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их до­ля в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50% (приложение 3).

Вместе с тем, как видно из приложения 3, малое предприниматель­ство в России существенно отстает в сравнении с рядом разви­тых стран. В составе важнейшего итогового показателя — вало­вого внутреннего продукта (ВВП) доля малых и средних пред­приятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50—60%.21

2.3. Формирование предпринимательской структуры экономического развития России

Необходимость повышения эффективности предприни­мательской функции социально-экономического развития страны меняет подход к оценке роли и значения как всего предпринимательства, так и его составных частей. Так, основной целью системы российского предпринимательст­ва является не только достижение прибыльного ведения хозяйства, но и формирование рациональной в условиях перехода к рынку предпринимательской структуры эко­номического развития страны.

Что касается производственного предпринимательства, то кроме производства товаров и услуг, его участие в подъ­еме экономики России значительно расширяется, посколь­ку в его компетенции:

создание прочной экономической опоры, которая из­начально определяет надежность и устойчивость интегра­ции промышленного, торгового и финансового капиталов;

товарное насыщение отечественного рынка конку­рентоспособной продукцией, имеющей платежеспособный спрос у населения России;

формирование производительного (производствен­ного) типа экономики как альтернативы существующему в настоящее время построению экономики, в которой в значительной мере преобладают распределительные и пере­распределительные мотивации;

поддержание определенного равновесия на россий­ском рынке между отечественными и импортными товара­ми, не переходящего порога экономической безопасности страны;

приоритетная ориентация в рыночном реформирова­нии на процесс самодвижения, самореализации производственного, научно-технического, инновационного и интеллектуального потенциалов страны.

Производственное предпринимательст­во — это основное ядро российской системы предпринима­тельства, обеспечивающее вместе с государством, его феде­ральными и региональными хозяйственными структурами роль гаранта экономической безопасности функционирова­ния России на мировом рынке.

Экономика России представляет собою единство произ­водства и обращения. Торговое предпринимательство, ис­пользуя имеющиеся у него рычаги и методы, призвано придать поступательный, динамичный характер этому вза­имодействию.

Специфическими задачами торгового предприниматель­ства в повышении эффективности предпринимательской структуры российской экономики являются:

сохранение и приумножение в сфере товарного обра­щения полезных потребительских свойств, определяющих конкурентоспособность товаров российских производите­лей;

повышение эффективности производственного капи­тала за счет создания гибкой системы доведения произве­денной отечественными производителями продукции до потребителя.

Для корректировки хода российских реформ необходимо изменить стратегический подход ко взаимодействию финансового и реального секторов экономики, финансового и производственного предпринимательства, рассматривая финансовую систему как важ­нейший, основополагающий способ, механизм, обеспечи­вающий конкурентоспособное развитие российской эко­номики.

Для того чтобы добиться переориентирования стратеги­ческих целей, необходимо решить ряд важных задач, спо­собствующих выходу страны из финансово-экономическо­го кризиса и подъему производства:

построить оптимальную структуру банковской сис­темы, которая соответствовала бы коренным интересам подъема национальной экономики;

осуществить регулирование банковской деятельнос­ти в целях создания каналов, по которым финансовые потоки направлялись бы в производственный сектор эконо­мики, обеспечить перекрытие каналов для оттока финансо­вых средств в спекулятивно-финансовый сектор;

осуществить регулирование денежного обращения, чтобы избежать сосредоточения денег в финансовом секто­ре, в то время, как реальный сектор экономики охвачен неплатежами;

создать льготный режим, поощряющий развитие производственного предпринимательства, в котором бы принимали участие как федеральные, так и региональные органы власти и управления.

Синтез народнохозяйственных функций производст­венного, торгового и финансового предпринимательства позволяет проектировать рациональную предприниматель­скую структуру экономического развития. Появится действенный рычаг для конструирования и применения на прак­тике более эффективной модели развития рыночной эконо­мики в России.















Глава 3. Государственная поддержка предпринимательства и ее совершенствование

3.1. Направления и формы государственной поддержки предпринимательства

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами ма­лого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенной системы порядка регистрации субъек­тов малого предпринимательства, лицензирования их дея­тельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие разви­тию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Законодательством РФ предусмотрен ряд конкретных мер по развитию малого предпринимательства.[17]

Ускоренная амортизация. Субъекты малого предприниматель­ства вправе применять ускоренную амортизацию основных про­изводственных фондов с отнесением затрат на издержки произ­водства в размере, в 2 раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим мо­гут списываться дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.

Льготное кредитование. Кредитование субъектов малого пред­принимательства осуществляется на льготных условиях с компен­сацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Эти фон­ды вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Страхование. Страхование субъектов малого предпринима­тельства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, в свою очередь пользуются льготами в по­рядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки малого предпринимательства по договору со страхо­вой организацией вправе компенсировать ей полностью или час­тично недополученный доход.

Государственный заказ. Государственные заказчики при фор­мировании и размещении заказов, а также при заключении госу­дарственных контрактов на закупку и поставки продукции и това­ров (услуг) для государственных нужд по приоритетным видам продукции обязаны размещать у субъектов малого предпринима­тельства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции.

Информационное обслуживание. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать субъектам малого предпринимательства полностью или частично расходы, связан­ные с информационным обслуживанием их деятельности.

Производственно-технологическая поддержка. Органы испол­нительной власти и местного самоуправления:

разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по со­действию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки малого предпринимательства;

осуществляют меры по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов про­дукции для субъектов малого предпринимательства, содействуют в создании и организации деятельности субъектов малого пред­принимательства, а также специализированных оптовых рынков.

Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодатель­ством. В случае если изменения налогового законодательства со­здают менее благоприятные условия для субъектов малого пред­принимательства по сравнению с ранее действовавшими условия­ми, то в течение первых 4 лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который дей­ствовал на момент их государственной регистрации.

 Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложе­ния, учета и отчетности для субъектов малого предприниматель­ства» для предприятий с численностью до 15 чел. предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной дея­тельности организаций за отчетный период, а для индивидуаль­ных предпринимателей — замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской де­ятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной дея­тельностью. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме.

Для финансового содействия малым предприятиям образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. В Фонд зачисляется не менее 20% средств, поступающих от приватизации, а также сред­ства от продажи облигаций Фонда, добровольные взносы и другие доходы. Деньги расходуются на возмездной и безвозмездной ос­нове на выполнение программ развития малого предприниматель­ства, реализацию пилотных проектов поддержки высокоэффек­тивных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предпри­ятиями.

Органы исполнительной власти субъектов РФ образуют свои фонды и центры поддержки предпринимательства. Действуют спе­циальные агентства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы.

Министерство по антимонопольной политике (МАП) России как федеральный орган исполнительной власти претворяет в жизнь государственную политику содействия пред­принимательству. Важнейшими его задачами являются активиза­ция поддержки малого предпринимательства органами государ­ственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, разра­ботка предложений по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах со здания и развития субъектов малого предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечение эффективного использования финансовых средств, направляемых на развитие малого предпринимательства.

Другим объектом государственного регулирования предприни­мательства является платежеспособность предприятий.

Предприятия вне зависимости от форм собственности работа­ют в сложных условиях, испытывая большие трудности: низкий спрос, дебиторская и кредиторская задолженность, разорительные цены на энергоресурсы и транспортные тарифы, конфискационное налогообложение. Государство в то же время стремится пре­дотвратить ухудшение ситуации на предприятиях, не допустить их банкротства, оживить производство. Этой цели служат реоргани­зационные процедуры, оказание финансовой помощи, осуществ­ляемые в интересах оздоровления предприятия-должника.

Правительством РФ одобрена комплексная программа госу­дарственной поддержки предпринимательства и принято реше­ние о ее финансовом обеспечении через созданный Фонд поддержки предпринимательства. Программа предусматривает фор­мирование нормативно-правовой базы, содействие внешнеэкономической деятельности, соответствующие механизмы реализации, поддержки — через налогово-кредитную политику, страховую де­ятельность, лизинг, венчурный капитал, сеть подготовки кадров и информационного обслуживания.

Политика поддержки малого предпринимательства концент­рирует ресурсы для помощи наиболее важным сферам функцио­нирования малого бизнеса. Государственная поддержка оказыва­ется тем, кто готов начать свое дело в области научно-технических разработок и их внедрения в производство. Она предусматривает создание льготного налогового и кредитного режима для малых наукоемких компаний венчурного капитала, всевозможных науч­но-исследовательских партнеров.

Программа содействия кооперированию малых предприятий и их сотрудничеству с крупными и средними предприятиями не­обходима для совместного решения вопросов, непосильных для отдельного предприятия, например связанных с заметной рацио­нализацией, оптимизацией использования и расширения основ­ных фондов. Кроме того, кооперируемым малым предприятиям в большинстве случаев оказывается легче отстаивать собственные инвестиционные интересы во взаимоотношениях со средними и крупными предприятиями, с государством, органами власти раз­личного уровня.

Программа поддержки малых предприятий в сфере внешне­экономической деятельности в первую очередь направлена:

на преодоление ресурсоориентированного экспорта, повы­шение в нем доли конечной и наукоемкой продукции, а также изделий малых промыслов и услуг;

на общее расширение рынка потребительских товаров и ус­луг, а также на сохранение в социально необходимых рамках им­порта по таким товарным группам, как лекарства и сырье для их производства, детское питание, детская одежда и обувь.

В других сферах внешнеэкономической деятельности малых предприятий приоритетными являются: (1) направление иностран­ных кредитов, капиталов и помощи прежде всего на цели техни­ческой реконструкции и модернизации малых предприятий и со здание новых экспортных производств; (2) развитие транзита внешнеторговых перевозок; (3) расширение экспорта услуг.

Программа формирования социальной базы малого бизнеса направлена на рост занятости населения, в том числе преодоле­ние социально-психологической неподготовленности людей к орга­низации собственного дела, увеличение рабочих мест для выпуск­ников школ и институтов, лиц с ограниченной трудоспособнос­тью, беженцев, вынужденных переселенцев. Механизмами реали­зации данной программы является оказание поддержки созданию рабочих мест для этих категорий населения в сфере малых пред­приятий; избирательная налоговая политика по отношению к раз­личным категориям населения, занятым предпринимательством.

Программа участия малого бизнеса в улучшении экологичес­кой обстановки реализуется в двух направлениях: (1) переработка остающихся отходов в товарную продукцию (применением эко­логически чистых технологий) и (2) повышение степени исполь­зования добываемых природных ресурсов. Помимо финансовых и правовых льгот для малых предприятий, способствующих оздо­ровлению окружающей среды, предусмотрено освобождение их от местных налогов.

3.2. Совершенствование государственной политики поддержки предпринимательства

К сожалению в России из большого количества форм и направлений государственной поддержки предпринимательства на практике эффективно действуют не все.

Наиболее активная помощь малым предприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитию малого пред­принимательства и повышению роли малых предприятий в экономике Москвы. Так, на начало 2000 г. численность малых пред­приятий, расположенных на территории Москвы, составляла 20% общей численности малых предприятий страны. На них было за­нято более 1,3 млн человек. Они обеспечивали около 40% поступ­лений финансовых средств в городской бюджет.[18]

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий дол­жны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денеж­ных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая вхо­дящим в общество субъектам малого предпринимательства, со­ставляет менее 51% от общего размера капитала.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпри­нимательства, представления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг оборудования. Так, в Москве для обеспечения условия аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключитель­но для нужд субъектов малого предпринимательства правитель­ство г. Москвы организует и проводит для них:

открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений земельных участков;

открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительством объектов, чтобы субъекты малого пред­принимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, раз­вития его инфраструктуры.

Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирова­ния программ и проектов развития и поддержки малого пред­принимательства в Москве. Финансирование осуществляется за счет средств городского бюджета, средств от приватизации иму­щества, принадлежащего Москве, средств Фонда занятости, средств московского Фонда поддержки малого предприниматель­ства, других внебюджетных источников финансирования добро­вольных взносов юридических и физических лиц и других не запрещенных источников.

Необходим комплексный подход к стимулированию развития малого бизнеса.

Очевидно, что ситуация в сфере малого бизнеса остается плачевной и деятельность правительства в этом направлении неудовлетворительна, полностью отсутствует разумная политика. Количество малых предприятий снижается: на 01.01.2000 г., по данным Госкомстата РФ, – 890,6 тыс., на 01.01.2001 г. – 879,3 тыс., на 01.01.2002 г. – 843 тыс. В расчете на 1000 человек населения страны приходится 6 малых предприятий, в то время как в ЕС – 30.[19]

Государственные программы в сфере поддержки малого бизнеса не работают. МАП РФ действует неэффективно и с задачами в этой области не справляется.

Таким образом, необходимы принципиально иные подходы. Основное стимулирование надо осуществлять на базе эффективного налогообложения в сочетании с банковской реформой, для того, чтобы у малых предприятий появился доступ к кредитным ресурсам.

Говоря об упрощенной и вмененной системах налогообложения, следует отметить, что акцент делается на переходе малого бизнеса на упрощенную систему, где предприниматели вправе выбирать между налогообложением доходов (оборота) – ставка 6% – и доходов, уменьшенных на расходы (прибыль) – ставка 15%. Очевидно, что с точки зрения обеспечения доходов федерального бюджета и построения эффективной налоговой системы, налог с доходов (налог с оборота) более эффективен, чем налог на прибыль.

Однако, несмотря на все преимущества налогообложения оборота, с 1 января 2005 года оно, согласно закону, будет отменено, и все налогоплательщики должны будут выбрать объектом налогообложения доход, уменьшенный на величину расходов – систему, доказавшую свою неэффективность. Непонятно, для чего тогда нужно было разрабатывать новую систему обложения оборота с 6%-ой ставкой, которая могла бы реально повлиять на многие процессы в экономике?

Вместе с тем, по мнению специалистов, ставка налога с оборота не должна превышать 5%. Именно при таком уровне налоговой ставки можно будет говорить о снижении налогового бремени малых предприятий, но речь, конечно же, не идет об уменьшении размера уплачиваемых налогов в разы.

Сохранение же с 2005 г. налогообложения прибыли в упрощенной системе налогообложения вместо налогообложения оборота не приведет к позитивному эффекту: отдача налоговых органов не повысится, собираемость этого налога не увеличится и в целом деятельность организаций останется в тени при отсутствии какого бы то ни было стимулирующего фактора.

В сфере малого бизнеса необходимо принятие следующих мер:

1. Реорганизация МАП РФ путем расформирования подразделений, отвечающих за поддержку предпринимательства, то есть концентрация усилий МАП РФ только на антимонопольном регулировании.

2. Курировать малый бизнес должно специальное неправительственное агентство. При этом надо вспомнить, что поддержка малого бизнеса связана со стимулированием инноваций, а также с борьбой с бюрократизмом и коррупцией.

3. В 2005 г. осуществить переход к налогообложению оборота, а не возвращаться вновь к налогообложению прибыли.

4. Расформирование существующих государственных программ поддержки малого бизнеса в связи с неэффективностью и коррупцией.

5. Увеличение масштабов поддержки малого бизнеса, но не в виде прямых кредитов и грантов. Если судить о сумме, выделяемой в 2003 г. по федеральной программе господдержки (2,5 млрд. руб. из всех источников), то на каждое малое предприятие страны (из расчета 843 тыс. на 01.01.2002 г., по данным Госкомстата) пришлось бы всего 2900 руб.[20] Но и эти деньги тратятся не эффективно.

Кроме того, правительству пора вспомнить о таких методах стимулирования малого предпринимательства, как бизнес-парки и инкубаторы, кредитные гарантии, субсидирование части процентной ставки. Необходимо создать условия для развития специальных инвестиционных фондов, в том числе фондов прямых инвестиций, фондов рискового капитала.

Заключение

Заканчивая данную работу, можно утверждать, что в современной России появились первые признаки формирования предпринимательской экономики. Происходит процесс трансформации роли российского бизнеса в качественно новое состояние, когда бизнес становится универсальной, интегральной системообразующей основой экономического развития России.

В то же время, развитие малого и среднего бизнеса в России отстает от возможностей и потребностей российской экономики. Подъем малого и среднего предпринимательства в стра­не при государственной поддержке может стать значительным фактором. Не­смотря на то, что за прошедшее десятилетие было принято несколько программ поддержки малого бизнеса, Россия уступает большинству стран с развитой ры­ночной экономикой по количественным и качественным показателям его разви­тия.

Осуществляемая в России система государственного регулирования и поддержки предпринимательства недостаточно эффективна. Ее необходимо развивать и совершенствовать.

Во многих промышленно развитых странах успешно оказывается государственная поддержка малому бизнесу. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, как показывает мировой опыт, различны. Это благоприятное законодательство, специальные налоговые режимы, кредитно-финансовые рычаги, система государственных фондов. Заслуживают одобрения осуществляемые меры по значительному снижению административных барьеров, стоящих перед бизнесом. Всеобъемлющая система лицензирования, проверок и разрешительной документации, штрафы, поборы и взятки буквально связывают предпринимателей по рукам и ногам. Для успешного развития отечественного бизнеса необходимо использовать все полезное из опыта развитых стран.

В качестве стратегических рычагов подъема производст­ва в России, максимальное участие в использовании кото­рых принадлежит предпринимательству, можно отметить:

оживление экономической жизни на основе восстанов­ления инвестиционной активности и привлекательности ре­ального сектора;

воссоздание производственного спроса;

расширение платежеспособности потребительского спроса, и, прежде всего на отечественные товары и услуги;

разумный протекционизм отечественному производи­телю в сочетании со стимулированием повышения его конкурентоспособности;

определение национальных экономических приорите­тов, их согласование с интересами развития предпринима­тельства (крупного, среднего и малого);

разработка механизма государственного регулирова­ния экономики, ее предпринимательского сектора, кото­рый не только не нарушал бы законов рынка, но, и наобо­рот, смог более эффективно использовать их.

При этом главными целями такого механизма являются обеспечение благоприятных общеэкономического климата и конъюнктуры для подъема реальной экономики и по­вышение на этой основе жизненного уровня населения страны.









         Список литературы

         1. Автономов В. С. Предпринимательская функция в экономической системе. – М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 1996.

         2. Асаул А. Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика, экономика, социология, 2002, № 3-4.

3. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденции становления и спе­цифика функционирования // Экономист, 2001, №4.

         5. Баранников М. М., Воробьев В. А., Кизилов А. Н. и др. Основы предпринимательства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

         6. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

         7. Блинов А. О. Государственная политика малого предпринимательства. –  М.: Континент, 2003.

         8. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист, 1999, №2.

9. Бухвальд Е., Виленский А. Российская  модель взаимодействия малого и крупного бизнеса // Вопросы экономики, 1999, № 5.

10. Государственное регулирование экономики / Под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2002.

11. Комплекс мер по стимулированию малого бизнеса России // Вестник Русского экономического общества, №77, 08 марта 2003 г. #"500999.files/image001.jpg">




















Приложение 3

Масштабы развития малого предпринимательства в России и в зарубежных странах.

Страны


Количество малых и средних фирм

Число заня­тых, млн. чел.

Доля малых и средних фирм, %

тыс. ед.

в расчете на одну тыс. жителей

в общей числен­ности занятых

ВВП

Великобри­тания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15777

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

836,6

5,65

8,1

9,6

10-11









[1] Курс экономики./Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001, С.528.

[2] Асаул А. Н. Развитие предпринимательства в России.// Регион: политика, экономика, социология, 2002, № 3-4, С. 6.  

[3] Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство.  –  М.: Прогресс – Универс, 1992, С. 20.

4Там же, С. 21.

 

[5] Райзберг Б. А. Основы бизнеса. – М.: «Ось-89», 2000, С. 6.

[7] Баранников М. М., Воробьев В. А., Кизилов А. Н. и др. Основы предпринимательства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, С. 14.

[8] Там же, С. 20.

[9] Посадский А. П., Хайниш С. В. Консультационные услуги в России. Практическое пособие для менеджеров и предпринимателей. — М.: Финстатинформ, 1995, С. 15.

[10] Там же, С. 15.

[11] Экономика предприятия./Под ред. Волкова О. И. – М.: ИНФРА-М, 2000, С. 188.

[12] Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002, С. 79.

[13] Нуреев Р. М. Основы экономической теории. Микроэкономика. М., 1996, С. 238.

[14] Автономов В.С. Предпринимательская функция в экономической системе. – М.: Институт мировой экономики и международных отношений, 1996, С. 24.

[15] Батяева А., Забелин А., Матвеев А., Сержантова Т. Хозяйственное обозрение (ноябрь 2002 – февраль 2003). По результатам опроса 180 предприятий всех отраслей и регионов РФ. Центр по изучению переходной экономики ИМЭМО РАН, 2003.

[16] Криворучко О. Н., Зайцев А. А., Лобанов С. Н. Становление предпринимательской экономики в России. – М.: Экономика, 2000, С. 21.

20 Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства./Экономист, 2000, № 10, С. 75.

21 Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса.//Экономист, 1999, №2, С. 75.

[17] Государственное регулирование экономики  / Под ред. Морозовой Т. Г. – М.: ЮНИТИ, 2002, С. 101.

[18] Предпринимательство / Под ред. Лапусты М. Г. – М.: ИНФРА-М, 2002, С. 147.

[19] Комплекс мер по стимулированию малого бизнеса России // Вестник Русского экономического общества, №77, 08 марта 2003 г. #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[20] Реальных позитивных сдвигов в развитии малого бизнеса РФ не наблюдается // Вестник Русского экономического общества,  №104, 7 ноября 2003 г. http://www.ress.ru

Похожие работы на - Сущность предпринимательства и его социально-экономическая роль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!