Сущность и цели экономического роста

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,62 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и цели экономического роста


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность и факторы экономического роста

1.1. Сущность экономического роста и его показатели

1.2. Факторы экономического роста

1.3. Классическая теория экономического роста

2. Проблемы и необходимость экономического развития

2.1. Сущность инвестиций как фактора экономического роста

2.2. Определение необходимости устойчивого развития экономики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

3

5

5

9

12

16

16

20

25

27

29

30

31

32

ВВЕДЕНИЕ

Теория экономического роста изучает долгосрочные явле­ния, связанные с воздействием сбережений и инвестиций на увеличение потенциального национального дохода, игнори­руя краткосрочные колебания уровня национального дохода вокруг потенциального дохода.

Всеобъемлющая разработка про­блем экономического роста началась в XX в. и была связана с именами Р. Харрода, Е. Домара, Р. Солоу и Э. Денисона. Их усилиями была создана неоклассическая теория экономического роста. Кейнсианский прорыв в экономичес­кой науке дал сильнейший толчок исследованиям в области долгосрочных проблем полной занятости.

Пионерами в этой области по праву считаются выдающиеся американские эко­номисты Рой Харрод и Евсей Домар (Евсей Домашевицкий — по происхождению наш соотечественник). Они уста­новили, что долгосрочная полная занятость возможна при соблюдении двух важнейших условий.

Во-первых, каждый год инвестиции должны равняться объему сбережений, достигае­мых при полной занятости, т. е. при потенциальном нацио­нальном доходе.

Во-вторых, темп роста совокупного произ­водства должен равняться темпу роста L плюс темп роста производительности труда. Более 25 лет назад Р. Солоу при­вел следующий набор закономерностей, связанных с эконо­мическим ростом:

— реальный объем производства (в том числе на душу), а также объем физического капитала увеличиваются более или менее постоянным и одинаковым темпом в течение длительных периодов времени;

— норма прибыли на капитал имеет горизонтальный тренд, т. е. она относительно постоянна в длительные промежутки времени;

— темп роста объема производства значительно отлича­ется в разных странах;

— экономики с высокой долей прибыли в совокупном доходе имеют высокую норму инвестиций в ВНП.

Цель курсовой работы состоит в изучении проблем, связанных определением цели и основных характеристик экономического роста и экономического развития.

Задачи изучения темы состоят в том, чтобы узнать:

¾ что определяет экономический рост в долгосрочных периодах;

¾ чем характерен долгосрочный рост производитель­ности;

¾ с какими проблемами сталкивается рост производи­тельности труда;

¾ за счет чего может быть увеличен национальный до­ход;

¾ как воздействуют инвестиции на национальный до­ход;

1. СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

1.1. Сущность экономического роста и его показатели

Экономическая теория под экономическим ростом понимает увеличение объемов общественного производства и расширение производственных возможностей общества.

Из данного определения вытекает два способа обеспечения экономического роста. Первый возможен за счет более полного использования производственных возможностей данной страны. Второй предполагает рост за счет увеличения самих производственных возможностей. 

Эти способы можно наглядно представить с помощью известной нам кривой производственных возможностей.

На рис. 1 (Приложение 1) точка а показывает исходный объем производства средств производства (СП) и предметов потребления (ПП) при производственных возможностях страны, обозначенных кривой СП1ПП1.

Движение из точки а в точку в указывает на то, что производство возросло благодаря более полному использованию все тех же производственных возможностей страны –  полной загрузке мощностей предприятий, полной занятости населения и т.п.

Движение в точку с показывает рост производства за счет возрастания производственных возможностей до уровня СП2ПП2. Это может произойти благодаря строительству новых предприятий или расширению действующих.

Очевидно, что первый способ обеспечивает кратковременный рост. Как только производственные мощности страны оказываются полностью загруженными, дальнейший рост оказывается невозможным. Второй способ обеспечивает долговременный экономический рост. Поскольку рост как таковой есть процесс долговременный, то экономический рост предполагает систематически повторяющийся выход национальной экономики за рамки прежних производственных возможностей и ее переход к новому, более высокому уровню.

Экономический рост тем самым предстает как фактор разрешения основного экономического противоречия – противоречия между бесконечно растущими потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения.

Теперь возникает вопрос о том, как можно определить экономический рост. Иллюстрируя рост (Приложение. 1), мы полагали, что совокупность средств производства и предметов потребления образует общественный продукт. Следовательно, увеличение размеров последнего как в натуральной, так и в стоимостной формах может характеризовать экономический рост. Но если под этим продуктом понимается совокупный общественный продукт, то в этом случае рост возможен за счет промежуточного продукта. Обществу же необходимы конечные продукты. Вот почему более точным показателем экономического роста следует считать валовой национальный продукт (ВНП).

Достоинство ВНП заключается также и в том, что он является денежным показателем, а экономический рост в натуральных показателях, например, в  количествах штук производимых товаров, оценить сложно из-за структурных изменений в экономике и, соответственно, в номенклатуре производимых товаров. Если мы вновь обратимся к условному примеру со страной А, где общественный продукт состоит из 10 тыс. станков, 2 млн. костюмов и 3 млн. т хлеба, и страной Б, с ее 1 тыс. станков, 5 млн. костюмов и 6 млн. т хлеба и представим, что в следующем году в первой стране было произведено 9 тыс. станков, 3 млн. костюмов и 4 млн. т хлеба, а во второй – 1,5 тыс. станков, 5,5 млн. костюмов и 5 млн. т хлеба, то на вопрос, произошел ли в этих странах экономический рост, мы не сможем дать ответа, пока не подсчитаем сумму цен произведенных товаров.

Вместе с тем мы знаем, что на динамику ВНП влияет и рост цен. Вот почему для оценки экономического роста необходимо брать ВНП в неизменных ценах и учитывать динамику реального ВНП.

Под динамикой ВНП понимается его прирост за определенный период:

dQ = Q2 – Q1,

где Q1 – ВНП на начало периода,

  Q2 – ВНП на конец периода.

Прирост ВНП может быть измерен как в абсолютных, так и в относительных величинах.

Абсолютная величина ВНП и его прирост позволяют судить о масштабах экономики и ее роста. Например, страна А имеет прирост 100 денежных единиц: 100 = 1000 – 900. У страны Б прирост 20 ед.: 20 = 100 – 80. Ясно, что страна А в 10 раз экономически мощней страны Б.

Если абсолютную величину возросшего ВНП взять в расчете на душу населения, то будет виден уровень экономического развития страны. Например, в стране А население составляет 100 млн. чел., а ВНП – 1 000 млрд. долл. – на душу получается 10 тыс. долл.  В стране Б население всего 5 млн. чел. – на душу приходится 20 тыс. долл. Она предстает как более развитая страна, имеющая большие возможности удовлетворять потребности людей и расширять производство.

В качестве относительных величин изменения ВНП как показателя экономического роста используются коэффициент роста, темпы роста и темпы прироста ВНП.

Коэффициент роста определяется путем отношения ВНП на конец периода, за который определяется его рост, на начало периода[1]:

Темп роста определяется путем умножения коэффициента роста на 100%, например: 1,1 х 100% = 110%.

Темп прироста (Т) определяется через разницу между темпом роста и 100%:    110% – 100% = 10%.

Темп прироста объединяет два предыдущих показателя. Тем самым он предстает в качестве главного показателя экономического роста. Его можно определить по следующей формуле:

На основе расчета темпов прироста ВНП статистика вывела «правило 70». Оно гласит: если темп прироста ВНП будет ежегодно составлять 1%, то через 70 лет он удвоится.

1.2. Факторы экономического роста

Поскольку экономический рост характеризуется ростом производства, следовательно, он находится в зависимости от наличия в стране факторов производства и их использования. Этот очевидный факт заложен в основу различных производственных функций экономического роста.

Первыми, кто предложил модель производственной функции, были американские экономисты Ч.Кобб и П.Дуглас. Их модель указывает на функциональную зависимость роста объемов национального производства (Y) от труда (L) и капитала (К), поэтому она называется двухфакторной моделью:

Y = А L  K,

где Y – объем производства,

L – затраты труда,

K – затраты капитала,

A – коэффициент соответствия L и K с учетом экономии на масштабе. Он оценен в 1,01, что означает, что изменение А на 1% влечет рост Y на 1%;

коэффициент воздействия труда на прирост Y, характеризующий реакцию Y на изменение L. Он определен в 0,75, то есть прирост L (занятости) на 1% влечет рост Y на 0,75%;

коэффициент воздействия капитала на прирост Y, характеризующий реакцию Y на изменение К. Он определен в 0,25, то есть прирост К (основных производственных фондов) на  1% влечет рост Y на 0,25%.

Данная функция была предложена еще в довоенные годы.

Позднее в 50-е гг. появилась производственная функция Р.Солоу. В ней производственная функция Кобба – Дугласа дополнена еще одним очень важным фактором – техническим прогрессом. Согласно этой функции, при отсутствии технического прогресса экономическая система достигает стабильного состояния, в котором возможно лишь простое воспроизводство.

В современных условиях нельзя не учитывать третий – природный – фактор производства. Поэтому более точной предстает трехфакторная модель экономического роста, в которой учитываются все три фактора производства, а также научно-технический прогресс:

Y = A L K N е,

где N – природный фактор,

е – темп научно-технического прогресса.

Рассмотрим, что скрывается за трехфакторной моделью экономического роста.

1. Фактор труда. В него включены:

¾ численность занятых, в том числе вновь вовлекаемые работники;

¾ продолжительность рабочего времени, то есть сумма отработанных человеко-часов, в том числе динамика рабочего времени;

¾ квалификация работников, в том числе ее изменение;

¾ интенсивность труда, то есть сумма трудозатрат, в том числе ее изменение.

2. Фактор капитала. В него включены:

¾ объем основных производственных фондов, его изменения;

¾ качество средств производства, их производительность, мощность, надежность;

¾ время использования средств производства, коэффициент сменности оборудования;

¾ технология производства как способ использования средств производства и отражение в ней технического прогресса.

3. Фактор земли. В него включены:

¾ сельскохозяйственные, лесные площади, вовлеченные в производство, в том числе их прирост (сокращение);

¾ объем вовлеченных в экономику полезных ископаемых, его динамика;

¾ качество природных ресурсов (земельных, лесных, рудных и т.д.);

¾ качество природной среды, природно-климатические условия.

4. Структура производства, прежде всего, соотношение между первичным, вторичным и третичным секторами. Высокий удельный вес вторичного и третичного секторов, дающих конечный продукт, обеспечивает больший рост, чем высокий удельный вес первичного сектора. С точки зрения экономического роста стране лучше сырье покупать за рубежом, специализируясь на производстве конечной продукции. Особенно значительный прирост производства дает наукоемкая продукция.

1.  Фактор организации производства, обеспечивающий качественное и количественное соответствие между тремя факторами производства, их загруженность, занятость, интенсивность использования и т.д.

Данный фактор зависит:

¾ от субъективных факторов, зависимых от воли и желания людей. К ним можно отнести: качество управления, систему подготовки кадров, используемые стимулы, политику государства;

¾ объективных факторов, независимых от воли и желания людей, прежде всего, от хозяйственного механизма общества, включая традиции, характер населяющего страну народа.

6. Экономическая конъюнктура внутри страны и состояние внешних рынков. Эти факторы во многом определяют спрос на производимую продукцию, побуждая к расширению производства или, наоборот, к его сокращению.

В принципе сложную совокупность факторов экономического роста можно свести к двум – к затратам труда (L) и его производительности (р):

Q = L p .

Производительность труда, как мы уже знаем, определяется качеством всех трех факторов производства и организацией труда и производства. Количество и качество применяемых в производстве факторов, в свою очередь, зависит от инвестиций – вложений средств в необходимые обществу факторы производства. Вот почему инвестиции считаются интегральным фактором экономического роста и экономическая наука уделяет им особое внимание, что сделаем и мы в следующем параграфе.

1.3. Классическая теория экономического роста

Среди экономистов-классиков главными исследователями проблем роста являлись А. Смит, Д. Рикардо и Т. Мальтус. Будучи свидетелями экономической жизни Англии, начав­шейся промышленной революции, они пытались дать объяс­нение тем силам, которые управляли функционированием экономики, найти и описать возможности прогресса, т. е. возможности экономического развития. Даже конкретные действия упомянутых классиков (борьба Рикардо против «За­конов о пшенице», которые регулировали торговлю пшени­цей в пользу производителей в периоды высоких урожаев и низких цен; борьба А. Смита против монополистических привилегий, связанных с меркантилизмом, и т. д.) были направлены на то, чтобы снять препятствия на пути свобод­ного экономического развития[2].

Экономисты-классики смогли дать лишь общую картину тех явлений, которые воздействуют на процесс экономичес­кого роста. Прежде всего они определили, что накопление и производительное инвестирование части совокупного обще­ственного продукта, осуществляемое в форме реинвестирова­ния прибылей, являются главным источником экономичес­кого роста. Рядом с этим финансовым условием следовало поставить технические сдвиги в форме углубляющегося раз­деления труда и изменений в методах производства, о кото­рых много писал А. Смит. Но ни у него, ни у его коллег нет систематического описания отношения между инвестиционным (финансовым) процессом и процессом технических но­вовведений. Однако они уделили особое внимание проблеме предложения труда, возникающей по мере роста численно­сти населения. Вместе с борьбой против «Законов о пшени­це» этот акцент привел их к концепции стагнации, в раз­витие которой особый вклад сделал Т. Мальтус.

Суть этой концепции сводилась к тому, что если изме­няемыми затратами общества являются лишь затраты труда, а предложение земли неизменно, то экономика начинает производить продукт, равный лишь затратам труда. При не­изменности предложения (и продуктивности) земли пре­дельный продукт труда постоянно снижается, достигая не­коего прожиточного минимума. В дальнейшем стагнирующий объем производства начинает физически регулировать дина­мику населения. Эта концепция отнюдь не имела для эконо­мистов-классиков основополагающего значения. Она нужна была им в их борьбе с классом лендлордов, проводившим через парламент законы в свою пользу. Но Марксу она понадобилась как авторитетная основа его тезиса о том, что общественный продукт в конечном счете создается только трудом.

Теория роста у классиков возникла не сама по себе, а в контексте разработанных ими принципов экономики, свя­занных с производством, накоплением, обменом и распре­делением[3]. В этом отношении проблемы распределения у классиков противоречат их же концепции застоя, что под­черкивает ее дискретный характер. Данные проблемы прямо связаны с владением факторами производства (земля, труд, капитал), которые зарабатывали свои виды доходов. Клас­сики отчетливо видели, что без капитала (т. е. без денег, без их накопления и авансирования) невозможно было бы участие труда в производстве, так как его попросту не на что было бы нанять.

Накопление и распределение — взаимосвязанные процес­сы. Концепция физиократов об общественном излишке как части общественного продукта, остающегося после вычета необходимых затрат, использовалась классиками для того, чтобы проанализировать поведение этого излишка, который и составлял основу роста. Они полагали, что работники полностью потребляли заработную плату, лендлорды полно­стью потребляли ренту, но капиталисты реинвестировали свою прибыль. То есть рост полностью зависел от размеров и использования общественного излишка. Анализ Д. Рикардо был во многом сосредоточен именно на том, как регулиру­ется распределение, — на результатах политических компро­миссов, отражавшихся в законах (этот анализ политики во многом и стал причиной того, что классики называли свой предмет политической экономией).

Этот анализ в первую очередь касался прибыли как сохраняющегося (непотребляемого) остатка общественно­го излишка. При принятых Рикардо упрощениях речь шла об отношении между ставкой зарплаты и нормой прибы­ли, которые определялись внутри единственного сектора в экономике — зернопроизводства. Рикардо рассматривал зер­но (пшеницу) как уникальное благо, которое одновремен­но могло быть и потребительским продуктом, объем кото­рого равнялся зарплате, и капитальным благом (семен­ной фонд). Распределение между потреблением (хлеб) и накоплением (семена) отнюдь не исчерпывало понима­ния совокупного продукта. Классики отчетливо осознавали, что реализуемая зарплата содержит не только хлеб (как и прибыль, т. е. капитал), не только семена, но и другие товары. Поэтому они понимали, что нельзя получить при­быль простым вычитанием зарплаты из общественного про­дукта.

Пропорция W и К зависит и от цен на другие товары, а эти цены инкорпорируют норму прибыли. В 1960 г. П. Сраффа (выдающийся итальянский экономист) нашел решение с моделью со многими товарами, которое показы­вает, что в этом случае норма прибыли определяется не только данным уровнем зарплаты, но и условиями производ­ства других «базовых товаров». Применяемая Рикардо как пример, пшеница как раз является базовым товаром, который прямо или косвенно включен в производство любого товара, в том числе в производство самой пшеницы. Боровшиеся против помещичьих законов и против протекционистских законов Рикардо и его коллеги считали поэтому, что в закрытой экономике норма прибыли обрекается на посте­пенное снижение. Много лет спустя и эта идея была исполь­зована Марксом для формулирования «его» закона о тенден­ции нормы прибыли к понижению, но уже без ссылки на закрытую экономику (каковой, кстати, является планово-командная экономика).

2. ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Сущность инвестиций как фактора экономического роста

Экономический рост характеризует расширенное воспроизводство экономики. Источником расширенного воспроизводства, как известно, является фонд накопления. Соответственно, темпы экономического роста оказываются в зависимости от нормы накопления (Нн):

Чем выше норма накопления, тем, как правило, выше темпы экономического роста, так как за счет фонда накопления идет увеличение производственных мощностей предприятий (появляются новые предприятия, на действующих предприятиях устанавливается дополнительное оборудование, станки и т.д.), в производство вовлекается дополнительная рабочая сила.

В условиях научно-технического прогресса источником расширенного воспроизводства, а следовательно и экономического роста, может быть и фонд амортизации, за счет которого происходит обновление основного капитала. Если вместо старой применяется новая, более производительная техника, то она дает прирост продукции на единицу затрат, тем самым обеспечивая прирост производства.

Поэтому экономический рост обычно связывается с инвестициями, то есть с теми средствами, которые формируются за счет фонда накопления и фонда амортизации. Мы уже знаем, что инвестиции, формируемые за счет фонда накопления, характеризуются как чистые, которые вместе с инвестициями, формируемыми за счет фонда амортизации, образуют валовые инвестиции. Для экономического роста важны чистые инвестиции.

Экономический рост, таким образом, оказывается в зависимости от того, что обеспечивает чистые инвестиции. При определении факторов, обеспечивающих такие инвестиции, в экономической теории выделяются два подхода: неоклассический и кейнсианский.

Неоклассики ставят инвестиции в зависимость от сбережений населения и предприятий. Суть неоклассического подхода в упрощенном виде представлена в следующей схеме:

Эту схему можно представить в виде двух формул:

Y = C + S   и   Y = C + I,

где Y – доходы субъектов экономики,

  C – потребляемая часть доходов,

  S – сберегаемая часть доходов,

  I – инвестиции, формируемые за счет накопления.

Из этих формул следует, что  S=I. Это означает, что чем больше сбережения, тем больше инвестиции, так как сбережения, согласно приведенной выше схеме, хранятся в банках, а те, в свою очередь, их используют для выдачи ссуд под инвестиции.

Тем самым из неоклассического подхода вытекает зависимость экономического роста от сбережений, а точнее, от склонности населения к сбережению (PS), которая определяется отношением доли сберегаемой части дохода ко всему доходу:

Соответственно, все то, что способствует росту сбережения ведет к экономическому росту. С точки зрения неоклассиков, сбережения зависят от двух основных факторов.

1. Величина доходов. Есть уже известная нам закономерность – чем выше доход, тем больше сбережения.

2. Норма банковского процента. Процент привлекает вкладчиков и его повышение ведет к росту склонности к сбережению, а понижение – к уменьшению. Тем самым норма процента обеспечивает превращение сбережений в банковские вклады, а вклады в инвестиции. В результате определяемые сбережениями инвестиции предстают как функция нормы процента (r):

Кейнсианский подход во многом строится на критике основных постулатов неоклассиков.  Критике подвергаются два основных положения.

1. Не обязательно сбережения должны превращаться в инвестиции. Дело в том, что сбережения осуществляют одни субъекты экономики, а инвестиции – другие. У них разные мотивы, побуждающие их сберегать и инвестировать, часто никак не связанные друг с другом. Так что сбережения и инвестиции могут не совпадать и быть равными друг другу, как это предполагают неоклассики. Тем более не все сбережения хранятся в банках. Если нет доверия банкам, то население предпочитает держать сберегаемые средства у себя. Понятно, что эти средства никогда не превратятся в инвестиции. Банковские депозиты так же не обязательно должны превратиться в ссуды, если нет на них спроса. Такое возможно при кризисе перепроизводства, когда предложение превышает спрос и нет необходимости расширять производство. Вот почему кейнсианцы выделяют значение не сбережений, а потребления – высокая склонность к потреблению предполагает высокие расходы, следовательно, высокий спрос и необходимость для предприятий расширять производство.

Впрочем, росту расходов и спроса способствует вообще рост доходов, а также уверенность населения в будущем, так как неуверенность в будущем заставляет людей больше откладывать и таким образом страховаться от неблагоприятных событий.

2.  Высокий банковский процент не всегда должен вызывать рост сбережений. Возможно противоположное в том случае, если вклады делаются с целью накопления каких-то требуемых сумм. В этом случае сбережения становятся функцией не процентной ставки, а предполагаемого дохода, и  повышение процента создает возможность накопления требуемой суммы при меньшем вкладе. Поэтому кейнсианцы считают, что для стимулирования инвестиций важна не только норма банковского процента, но и норма прибыли предприятий, которая устанавливается благодаря использованию ими банковских ссуд. Если норма прибыли оказывается больше нормы ссудного процента, то предприятиям есть смысл брать ссуды. Следовательно, все то, что обеспечивает высокую норму прибыли, способствует инвестициям и экономическому росту.

Прежде всего здесь выделяется роль предельной производительности капитала как фактора производства, приобретаемого на взятые ссуды. Под предельной производительностью понимается производительность дополнительно применяемой единицы капитала. Высокая производительность единицы капитала позволяет брать ссуды на ее приобретение под высокий процент, и наоборот (Приложение. 2).

На оси 0r откладывается норма банковского процента, на оси 0К – единицы оборудования, приобретаемого за счет ссуд. Кривая МР показывает динамику предельной производительности капитала. Хорошо видно, что одинаковое число капитала возможно при разных нормах процента r1 и r2, если производительность последних единиц приобретаемого капитала разная.

Большую роль в поддержании повышенной нормы прибыли играет высокий спрос на товары, производимые предприятиями. В этом случае доходы предприятий растут, и у них появляется возможность и необходимость расширять производство.

В целом, можно видеть, что неоклассики делают упор на факторы предложения, полагая, что оно само рождает спрос, так как затраты предприятий на производство означают появление доходов у поставщиков факторных товаров, которые превращаются в спрос. Кейнсианцы же делают упор на факторы спроса, так как именно он создает стимул для производства.

В реальной действительности политика экономического роста опирается на различные подходы в зависимости от конкретной ситуации


2.2. Определение необходимости устойчивого развития экономики

В макроэкономике выделяются два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивным является экономический рост, который обеспечивается путем вовлечения в производство дополнительных факторов, при этом прирост применяемых факторов производства (ФП) опережает прирост общественного продукта (ОП), о чем достаточно наглядно свидетельствует (Приложение 3). 

В зависимости от соотношения вовлекаемых в производство факторов такой рост может быть:

1)   трудоемким, характеризующимся относительно высокими затратами труда на производство общественного продукта по сравнению с затратами других факторов производства;

2)   капиталоемким (или фондоемким), характеризующимся относительно высокими затратами основных фондов и их высокой долей в общих затратах факторов производства;

3)   природоемким, характеризующимся относительно высокими затратами на природные факторы – на природные ресурсы, на охрану природной среды.               

Интенсивным является экономический рост, обеспечивающийся без вовлечения в производство дополнительных факторов, либо прирост факторов существенно отстает от прироста производимого общественного продукта. Графически такой тип роста иллюстрируется с помощью следующей кривой:

В зависимости от динамики уменьшения доли того или иного фактора в производстве общественного продукта рост может быть (Приложение 4):

1) трудосберегающим, при котором рабочая сила заменяется техникой;

2) капиталосберегающим, при котором экономия на затратах на капитал как фактор производства достигается путем применения более дешевой, но достаточно производительной техники;

3) природосберегающим, при котором происходит экономия сырья, энергии, сокращаются отходы, уменьшается загрязнение природной среды и т.д.

Важнейшим фактором обеспечения такого типа экономического роста является организация общественного производства, соответствующая система стимулов, цен – все то, что называется хозяйственным механизмом общества.

В реальной жизни существует смешанный тип экономического роста, при котором наблюдаются как экстенсивные, так и интенсивные факторы роста. Однако в одних странах преобладают экстенсивные, в других – интенсивные факторы роста.

Так, согласно расчетам Е.Денисона, в США за период с 1929 г. по 1982 г. преобладал интенсивный тип роста[4]1. 

Основанием для этого явились следующие расчеты:

55% экономического роста было обеспечено за счет интенсивных факторов, в том числе: 13% – за счет повышения образования работников, 26% – применения новых знаний в производстве, 8% – улучшения размещения факторов производства, 8% – использования эффекта на масштабе;

51% экономического роста был обеспечен за счет экстенсивных факторов, в том числе: 34% – за счет роста занятости, 17% – роста капитала[5]2.

Очевидно, что в условиях ограниченности ресурсов интенсивный тип экономического роста более предпочтителен. Тем не менее, в начале 70-х гг. ХХ в. появилась теория «пределов роста», автором которой стал американский ученый Д.Медоуз. Группа возглавляемых им исследователей произвела расчеты, дающие экстраполяцию роста мирового производства общественного продукта и отходов, населения, потребления ресурсов до 2100 г. Расчеты показали, что к 2050 г. мир столкнется с поистине катастрофическими явлениями ввиду опасного для природы и существования людей загрязнения среды, исчерпания необходимых природных ресурсов и чрезмерного на этом фоне перенаселения планеты. В результате должно произойти резкое падение производства и численности населения планеты.

Более поздние исследования показали, что развитые страны за счет перехода на интенсивный путь роста и перераспределения мировых ресурсов в свою пользу способны отдалить границы роста. Но тем самым «пределы роста» встают перед слаборазвитыми странами, где уже сейчас идет интенсивное использование природных ресурсов, вследствие необходимости их продажи развитым странам в обмен на готовую продукцию, нарастают экологические проблемы и при этом не решается проблема бедности. По данным ООН, 20% населения планеты потребляет свыше 85% совокупного мирового продукта, тогда как остальные 80% населения – всего 15%. Сохранение такого положения создает общую нестабильную политическую обстановку в мире, опасную и для развитых стран, в том числе и для их экономики.

Во второй половине 80-х гг. появилась концепция устойчивого развития. Устойчивым является такое развитие, при котором не подрываются возможности развития экономики будущих поколений, при этом развитие экономики одних стран не подрывает возможности развития других стран. Основные направления устойчивого развития были определены в 1992 г. на Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, которые спустя 10 лет – в 2002 г. были подтверждены на второй подобной конференции в Йоганосбурге. Эти направления включают в себя:

1.   Формирование справедливых международных экономических отношений, предполагающих не только конкуренцию на мировых рынках, но и взаимопомощь в отношениях между странами.

2.   Ограничение уровня потребления материальных благ в развитых странах и на этой основе ограничение темпов экономического роста.

3.   Перевод экономик развивающихся стран на использование возобновимых ресурсов и на этой основе продолжение экономического роста в целях преодоления бедности и отсталости.

Для оценки перехода к устойчивому развитию предлагается использование соответствующих показателей. К таковым относится индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – сводный социально-экономический индекс, который с 1990 г. стал применяться по методике ООН в международных сопоставлениях стран. Он состоит из трех компонентов:

1) ожидаемый уровень продолжительности жизни;

2) уровень образования;

3) размер ВВП на душе населения.

Первое место по данному показателю уже несколько лет принадлежит Канаде, занимающей лишь 25-е место по величине ВВП на душу населения. Россия  по показателю ИРЧП с 34-го места в 1990 г. перешла на 71-е место к концу 90-х гг. Это говорит о том, что для нашей страны переход на устойчивый путь развития является весьма актуальным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе курсовой работы показано, что экономическая теория под экономическим ростом понимает увеличение объемов общественного производства и расширение производственных возможностей общества.

Также здесь рассмотрены основные факторы экономического роста. Поскольку экономический рост характеризуется ростом производства, следовательно, он находится в зависимости от наличия в стране факторов производства и их использования. Этот очевидный факт заложен в основу различных производственных функций экономического роста.

Показано, что главными исследователями проблем роста являлись А. Смит, Д. Рикардо и Т. Мальтус. Будучи свидетелями экономической жизни Англии, начав­шейся промышленной революции, они пытались дать объяс­нение тем силам, которые управляли функционированием экономики, найти и описать возможности прогресса, т. е. возможности экономического развития. Даже конкретные действия упомянутых классиков (борьба Рикардо против «За­конов о пшенице», которые регулировали торговлю пшени­цей в пользу производителей в периоды высоких урожаев и низких цен; борьба А. Смита против монополистических привилегий, связанных с меркантилизмом, и т. д.) были направлены на то, чтобы снять препятствия на пути свобод­ного экономического развития.

Во второй главе показана сущность инвестиций как фактора экономического роста.

Выявлено. что в макроэкономике выделяются два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивным является экономический рост, который обеспечивается путем вовлечения в производство дополнительных факторов, при этом прирост применяемых факторов производства (ФП) опережает прирост общественного продукта.

Показано, что в условиях ограниченности ресурсов интенсивный тип экономического роста более предпочтителен. Тем не менее, в начале 70-х гг. ХХ в. появилась теория «пределов роста», автором которой стал американский ученый Д.Медоуз. Группа возглавляемых им исследователей произвела расчеты, дающие экстраполяцию роста мирового производства общественного продукта и отходов, населения, потребления ресурсов до 2100 г. Расчеты показали, что к 2050 г. мир столкнется с поистине катастрофическими явлениями ввиду опасного для природы и существования людей загрязнения среды, исчерпания необходимых природных ресурсов и чрезмерного на этом фоне перенаселения планеты. В результате должно произойти резкое падение производства и численности населения планеты.

В итоге рассмотрены основные вопросы, связанные с раскрытием темы курсовой работы – определения сущности и целей экономического роста:

¾ Сущность экономического роста и его показатели

¾ Факторы экономического роста

¾ Классическая теория экономического роста

¾ Сущность инвестиций как фактора экономического роста

¾ Определение необходимости устойчивого развития экономики

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1)   Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. - М., 1996. - 108 с.

2)   Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века: Учебное пособие. - Мн., 1997. -415с.

3)   История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.: Учебное по­собие / А.Н. Маркова, Н.С. Кривцова, А.С. Квасов и др.; под ред. проф. А.Н. Марко­вой. - М., 1995. - 192 с.

4)   Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. Университов / Гос. унив. Высшая школа экономики. — В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Бита-Пресс, 1999. - 368

5)   Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и со­временность. - М., 1996. - 304 с.

6)   Международные экономические отношения. Интеграция: Учебное пособие для ву­зов / Ю.А. Щербанин и др. - М., 1997. - 128 с.

7)   Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. - М., 1995. — 258 с.

8)   Мишин В.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие. - М., 1996. - 104 с.

9)   Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХ1 веков. - М., 1995. - 103 с.

10) Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ. и предисловие В Д. Щети­нина. - М., 1993. -896с.

11) Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М., 1998. - 256 с.

12) Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М., 1994. - 736 с.

13) Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировое хозяйство: Учебное пособие. - М., 1996. - 220 с.

14) Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М., 1997. - 816 с.

15) Экономика и бизнес / Под ред. В.Д. Камаева. - М., 1993. - 464 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 4




[1] Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. - М., 1997.

[2] Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. Университов / Гос. унив. Высшая школа экономики. — В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Бита-Пресс, 1999. - 368

[3] Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. Университов / Гос. унив. Высшая школа экономики. — В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Бита-Пресс, 1999. -  с.215.

[4][1] См.: E.F.Denison. Trends in American Economic Growth, 1929 – 1982. Washington, 1985.

[5][2] Лишние 6% представляют поправку к расчетам.

Похожие работы на - Сущность и цели экономического роста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!