Строение политической речи

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,66 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Строение политической речи

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

СТУДЕНТА ГРУППЫ  ГС-1-02 II КУРСА

ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ТЕМА: Особенности строения современной политической речи на материале предвыборных кампаний.


РУКОВОДИТЕЛЬ-КОНСУЛЬТАНТ

Берченко Т.В.

доцент






ЗАЩИЩЕНА                                                                                                         ОЦЕНКА

“______” ________________ 200__г.                                                  “__________________”

Мурманск, 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение_________________________________________________________3

1. Определение политической речи.__________________________________ 5

2. Особенности строения политической речи.__________________________10

3. Современная политическая речь в России: прогнозы, рекомендации._____________________________________________________________18

Заключение______________________________________________________ 22

Список использованной литературы._________________________________25




















ВВЕДЕНИЕ.

Политическая риторика – отнюдь не новая тема для исследований в сфере языка. Тем не менее, актуальность этой темы не уменьшается уже много тысячелетий – точные технологии воздействия на аудиторию волнуют современных политиков не меньше, чем их далеких предшественников, вещавших с афинских и римских трибун.

Политическая речь тем более интересна нам, как специалистам по связям с общественностью. Сегодня политики во всем мире предпочитают пользоваться услугами спичрайтеров – то есть людей, чья профессия заключается в написании речей. Спичрайтер должен обладать технологиями, позволяющими ему составлять такие речи, которые, при прочтении их оратором, затмевали другие выступления по эффектности, и одновременно действовали на аудиторию в нужном ключе.

Современная коммуникация становится все более массовой, все более качественной. Этим объясняется возросший интерес к риторике, появление новых канонов публичных выступлений, огромное число конференций и форумов, в которых профессионалы делятся собственным опытом создания речей.

Объектом данного исследования выступает политическая речь как род коммуникационной деятельности; предметом исследования является ее композиционная структура и стилевые особенности. В работе рассматриваются не только материалы предвыборных кампаний, но и текущие выступления популярных российских политиков.

Цель нашей работы рассмотреть приемы построения  политической речи. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 1) определить специфику политической речи, ее цели и функции, стилевые и композиционные особенности; 2) проанализировать структуру политической речи современных российских политиков; 3) рассмотреть речь политика с точки зрения психологии и массовой коммуникации; 4) дать рекомендации в написании эффективных публичных выступлений с точки зрения спичрайтинга.

В ходе подготовки материалов для исследования нам стали полезны работы, в которых рассматриваются классические каноны ораторского искусства: монография Ученовой В.В. «У истоков публицистики». Кроме того, интересны оказались материалы о политических технологиях, собранные в одно издание «Самый короткий путь к власти. Технология выборов» под общей редакцией Н.Н.Петропавловского, монография Почепцова Г.Г. «Теория и практика коммуникации» и многочисленные статьи и материалы форумов, найденных нами в Internet на страницах сайтов, созданных для специалистов по связям с общественностью (www.pr-online.ru, #"#" target=new>"Наш дом - Россия", вошедший в 1999 году плодотворную стадию жизни после смерти, считает, что мог бы вполне продуктивно взаимодействовать с: "Отечеством", "Голосом России", "Всей Россией", "Новой силой", "Яблоком", "Правым делом". Упомянутые организации и их лидеры говорят одним и тем же языком по, казалось бы, разным поводам.

"Круговерть импичментов, разоблачений, подслушиваний да подглядываний - все это не только не солидно, а напрямую вредит делу. Порой складывается впечатление, что на лозунге России этого столетия за словами "Долой!" меняются только фамилии неугодных: нынче это Президент, теперь и до Примакова добрались. Да в таком дурдоме ничего путного никогда не получится!" [1]

"Жалкий лепет на федеральной лужайке нового руководителя Администрации президента Александра Волошина не удовлетворил сенаторов. Таким образом, Скуратову продлили срок его конвульсивного пребывания на занимаемом посту. И это не может не привести к дальнейшему углублению политического кризиса. В России разыгрывается сюжет, достойный пера Кафки! Зам. председателя фракции "Яблоко" Сергей Иваненко сказал: "... ситуация перерастает в общенациональный политический кризис с непредсказуемыми последствиями". [2]

Но все говорят о том, что готовы поступиться принципами ради общего дела.

Практически во всех программных положениях и докладах любой партии и движения есть общее понятие "средний класс". И снова общий языковой оборот находим почти везде - от документов Сергея Кириенко до доклада Виктора Черномырдина: " Мы - партия среднего класса, самостоятельного сословия, которому есть, что терять". Действительно, все движения правее коммунистов и социал-демократов могут выражать интересы среднего класса. Только как сориентироваться избирателям, за кого голосовать, распознавая за словами политические нюансы установок. Именно на это смешение сделали установку идеологи НДР, вложив в уста ЧВС высказывание: "Политически средний класс раздергивается претендентами на то, чтобы выступать от имени этого "самостоятельного сословия". И мы видим свою задачу в том, чтобы политически объединить этих людей. Причем не обязательно под крышей "Нашего дома".

Еще одно универсальное клише: каждый клиент идеологов сразу же становится лидером "партии регионов". Быть московским политиком сегодня немодно.

Итак, языковое меню для запутавшегося избирателя:

  • запрещено словосочетание "партия власти";
  • все выражают интересы и ищут ключ к языку среднего класса;
  • все называют себя "партией регионов";
  • все убеждены в своей победе.

·   Многие из наших политиков говорят стертым,  маловыразительным языком, округлыми и обтекаемыми фразами. Между тем российский электорат высоко ценит искреннее слово, любит, чтобы с ним говорили ясным, “народным” языком.  Одним из наиболее положительных примеров политических речей служат высказывания А. Лебедя. В его речах сочетались просторечные выражения с точностью формулировок, цитирование с доступностью обыденному сознанию. Вот некоторые его высказывания:

· “Партия, как всякая порядочная рыба, сгнила с головы”.

· “Тот, кто не жалеет о смерти нашей общей, некогда могучей России, не имеет сердца. А тот, кто думает, что ее можно восстановить в прежнем виде, — у того нет мозгов”.

· “Нас всех бросили в рынок по принципу “Выплывешь — хорошо, потонул — и черт с тобой”.

· “Ну и начальнички у нас сегодня царствуют в стране! Ничего не боятся. Ученые, правда, утверждают, что ничего не боятся только безумцы. Или сволочи. Но это уже никакого отношения к науке не имеет”.

· “Вообще, российский бюджет — это песня, это сказка. Какая Шехерезада, какой Андерсен, какие братья Гримм!”

Не случайно губернатору А. Лебедю, несмотря на все его управленческие ошибки и проколы в кадровой политике, многие красноярцы (а в деревнях, малых городах — большинство) верили до конца. Уже по одному его языку, по манере общения они чувствовали в нем своего человека, наделенного, говоря по-ученому, исконным “народным менталитетом”.

В разговор о выборе речевых средств политического обращения нельзя рассматривать, не затрагивая психологию восприятия получателя данного обращения, ибо без ее знания это обращение не будет эффективно.
Было бы ошибочно считать, что политическое выступление обращено, прежде всего, к сознанию человека, его разуму. Напротив, эмоциональная апелляция играет огромную роль в восприятии информации. Эмоциональная сфера включает в себя самые разнообразные элементы. Это не только средоточие разнообразных переживаний человека, его откликов на воздействие внешней среды, но и источник, и побудительное начало многих его устремлений, желаний, действий.

В силу ряда обстоятельств человек реагирует эмоционально отнюдь не на все воздействия, которым подвергается. Всю совокупность воздействия природных и социальных, материальных и духовных факторов, он воспринимает избирательно и при том с различной степенью интенсивности. Все это имеет значение для эффективности речевого воздействия.
Возникновение эмоционального барьера при восприятии предлагаемых  идей, взглядов и т.д., их речевое оформление, несомненно, связано с качественно различными эмоциональными и речевыми запросами и потребностями аудитории.

Политический текст требует тщательного отбора тех элементов, которые могли бы внести в него соответствующую эмоциональную окраску, произвести яркое впечатление, вызвать живой отклик, побудить сделать выбор. Здесь все зависит от выбора жанра и речевого оформления выступления.

Прежде всего, оно не должно быть шаблонным, примелькавшимся. Обращение должно быть эмоционально-заразительным, наполнено искренним стремлением приобщить других к чему-то важному и существенному, как для коммуникатора, так и для реципиента. Зная потребности аудитории, коммуникатор должен преподнести материал в эмоционально окрашенной форме, но без излишних "красот стиля", что может насторожить реципиента и стать помехой для восприятия сообщения.

Одним из наиболее интересных приемов в последней предвыборной кампании, как нам показалось, стало многообразие использования "собственно обращений" к избирателям. Условно прямые обращения можно разделить на три категории.

К первой категории отнесем стандартные для советского периода прямые обращения к избирателям, ощущающим потребность в ностальгических чувствах. Сюда входят следующие речевые единицы: "товарищи"; "уважаемые избиратели"; "дорогие москвичи"; "уважаемые ветераны"; "коммунисты"; "молодежь"; "трудящиеся" и т.д.

Ко второй категории условно можно отнести обращения, появившиеся в постсоветский период (период перестройки) и уже устойчивые для восприятия аудиторией из-за их частотного использования на протяжении последних лет. Сюда относятся: "россияне"; "соотечественники"; "славяне"; "творческая интеллигенция"; "люди доброй воли".

К третьей категории можно отнести обращения, характерные для последних лет, имеющие характер неологизмов, т.к. зачастую они описывают новые социальные явления. К этой категории можно отнести: "обманутые вкладчики"; "обманутые сторонники"; "уважаемые представители прослойки"; "лица кавказской национальности"; "деловые люди"; "селяне" и т.д.

Здесь следует выделить частотность апелляций к религиозным чувствам избирателей. Среди обращений использовались: "православные"; "братья и сестры"; "верующие"; "христиане".

Касаясь непосредственно композиции речи российских политиков, мы не можем не отметить, что богатство лексики зачастую подменяет структуру речи, дает возможность приходить к ошибочным заключениям. Большинство выступлений псевдологичны. Ярким примером такого построения речи служат выступления В. Жириновского (см. приложение). В речи известного политика абсцентная лексика заменяет логические связки и маскирует нелогичность выводов – и даже более того – алогичность речи политика – основной повод его дискредитации со стороны СМИ. Именно этот прием используют все журналисты, известные сочиненными ими самими политическими скандалами: С. Доренко, А. Сванидзе, В. Шендерович, Е. Киселев и др.

Огромно количество речевых и логических ошибок,  встречающихся в речи российских политиков:

«Допустимо ли, правильно ли оставаться в стороне от того  процесса, который ведет нас в пропасть?» (Ю.Лужков)

«Мы готовы умереть за свой народ с оружием в руках, но на сегодня у нас его нет». (В. Анпилов)

«Наш народ миролюбив и незлобив – восемьсот лет провел в походах и боях…» (Г. Зюганов)[3]

В общем, тексты кандидатов могут быть охарактеризованы как достаточно политизированные и агрессивные. В них достаточно много конкретной информации констатирующего и уточняющего плана. При оценке организации событий акцент делается на следствии (а не на причине или на нарушении). Это свидетельствует о большой целеустремленности, серьезности намерений, ответственности и одновременно требовательности к окружающим со стороны кандидата.

В текстах значительно превышается норма употребления местоимения "я" и велики показатели семантической категории "свой". Наблюдается также повышенный показатель местоимения "мы", причем - судя по содержанию - речь чаще всего идет, прежде всего, о деятельности фирм, руководителями которых являются кандидаты. Это свидетельствует о большом эгоцентризме, желании подчеркнуть значимость своей личности или своей собственной деятельности.

Что касается пространственной ориентации, то она лишь в незначительной степени связана с движением "вперед", хотя и одновременно не "назад".

Говоря о грамматических показателях совершенного и несовершенного вида, следует отметить, что категория "состояние" превышает количество слова категории "результат". При этом доля глаголов будущего времени слегка больше средней нормы. При этом "результат" связан исключительно с категорией "прошлое", а "будущее" связано с категорией "состояние" (то есть нерезультативно). Все это указывает на то, что кандидаты, ориентируясь в значительной степени на прошлый результат, будущее представляют достаточно статично. Об этом свидетельствует и содержание текстов - кандидаты полагаются в значительной степени на то, что им даст государство (частью которого он хочет стать). Обычно кандидат знает, что он достиг, хочет достичь большего, но при этом не очень точно знает, как он этого добьется.

Современные политические тексты отличаются лексической однообразностью. Причем российские политики чаще всего испытывают тягу к словам красивым, простым, очень величественным, возвышенным. При этом тексты звучат как холодные, большие, грубые, сильные.

Итак, могут быть сделаны следующие выводы: речь российских политиков зачастую агрессивна, тяжела. Политики склонны много говорить о себе, не совсем четко представляя, чем они будут заниматься в будущем. Речи политиков не несут позитивного начала, не вселяют уверенность, не дают повода к положительным эмоциям. Они ориентируется на тех людей, которые недовольны существующим положением дел и хотят получить быстрый результат. Отсюда строение речи основано на экспрессии, а не на логических переходах, часто изобилует речевыми и логическими ошибками. 

ГЛАВА 3.

Современная политическая речь в России: прогнозы, рекомендации.

Наблюдая предвыборную кампанию 2003 года, мы не можем не отметить значительный рост профессионализма со стороны команд кандидатов, и требовательности со стороны избирателей. Очевидно, что предвыборные технологии в России выходят на новый уровень. И этот уровень достаточно высок и по западным меркам. Сегодня отпала необходимость слепо копировать опыт политиков США и Европы. Российские политтехнологи способны предложить собственные ноу-хау, работающие в тесной связи с российским менталитетом.

В последней главе нашей работы мы хотели бы предложить инструкцию одного из российских политтехнологов, Ю. Любашевского, директора Независимого института политических технологий и PR. Его формулу построения эффективного текста, найденную автором в материалах конференции «Технологии в сфере public relations», мы приводим здесь:

«Для начала запомните пять ключевых слов: контакт, понимание, согласие, запоминание, использование. Ведь это именно то, чего Вы хотите добиться – проверьте в первом пункте – выступая перед любой аудиторией! Закройте глаза (или первое предложение второго пункта) и повторите эти слова несколько раз – пока не запомните.

Вы уже отлично поняли, что первое – это контакт. Важно, чтобы Вас слушали с первых минут до последних. Не читая специальных книг, Вы прекрасно понимаете, что в первые минуты контакт обеспечивается одним способом, в середине выступления – по другому и в конце – иначе. Готовясь к выступлению, подумайте, как с первых слов заставите себя слушать, как удержите внимание в середине выступления и как встряхнете напоследок. Придумайте сами способы и слова для Вашего первого предстоящего выступления. У Вас обязательно получится, и очень скоро проблема контакта перестанет для Вас существовать!

Но Вам будет очень трудно, иногда невозможно сохранить контакт, если Вас перестанут понимать. Забудьте, какой Вы умный и как красиво можете говорить. Прозрачность логики (и плана выступления), простота аргумента, доступность терминов, употребление понятных слов – гарантия понимания и признак умелого оратора. Если не получается – этот вопрос пока не готов для устного сообщения. Поработайте над письменным текстом, а потом «переводите» его на устный язык.

Итак, подумайте, поймут ли Вас, и сделайте для этого все, что сумеете. Вы сможете решить и эту проблему!

Вас слушают и понимают – это уже успех, но еще не полный. Вам хочется, чтобы с Вами согласились. Оцените аудиторию, что ей важнее – разум или эмоции. Обратитесь к своему жизненному опыту и Вы легко вспомните, что людей более образованных убеждают логикой и фактами, а женщины склонны верить чувствам. Докажите слушателю, что Вы твердо убеждены в том, что говорите – это действует сильно. Докажите, что то, что Вы говорите, – правильно; это действует еще сильнее.

Вам недостаточно согласия, Вам хочется, чтобы слушатели запомнили то, что Вы сказали. Помогите им! Вы знаете, что при запоминании и вспоминании человек использует опорные точки и сам пытается их выстроить. Не затрудняйте ваших слушателей, а дайте им эти опорные точки. Какие опорные точки были в моем выступлении об эффективном устном выступлении? Попробуйте быстро вспомнить пять ключевых слов. Итак: контакт, понимание, согласие, запоминание, использование. Это и есть опорные точки: теперь Вы их запомнили надолго, может быть навсегда. Так же должно получиться у Ваших слушателей. Они запомнят Ваши слова.

Вы предложили слушателям опорные точки, и они запомнили то, что Вы сказали. Вам и этого мало. Вы хотите, чтобы слушатели поступали по Вашим словам. Обратитесь к их потребностям и интересам. В нашем случае, если Вы дочитали до этих строк, значит, Вы хотите научиться выступать эффективно. Вы дочитали (значит, контакт был), надеюсь, поняли (понимание), возможно, согласились (согласие), уверен, запомнили (запоминание) пять ключевых (опорных слов). Повторите на всякий случай еще раз.

Кроме того, в ходе анализ рекламных материалов и публичных выступлений российских политиков нами были выработаны некоторые рекомендации.

Мы посоветовали бы политикам заменить местоимение "мы", как эквивалент партии или фирмы, представляемой политиком, на "мы" - россияне, мы - жители этой страны, мы жители региона, мы - предприниматели. Это пожелание предназначено, прежде всего, для региональных политиков.

Второй совет - добавить позитива. В речи чаще использовать слова типа "хорошо", "лучше", "правильно", "верно", "энергично", "оптимистично". Сегодня жители нашей страны нуждаются уже не в описании «черных будней», а в словах о перспективе развития, роста благосостояния. Именно на этот факт сделан акцент в предвыборных текстах «Народной партии».

Неплохо бы было сочетать потребительское отношение (фразы типа "нам должны дать", "мы ждём решения") с инициативностью ("область может добиться", "люди сами поймут").

Неохваченной остается такая часть электората, как женщины. Для них политика сегодня не является привлекательной, если это не возможность сделать собственную карьеру. Включение в речь слов, образов, привлекательных для них, активизирует значительную часть электората.

Следует в интервью упомянуть о нечестном бизнесе и прозрачности в отношении не только бюджета, но и работы бизнесменов.

Сегодня желательно сохранять уважительное отношение к оппонентам и другим кандидатам. Хорошо было бы добавить иронии и юмора в речи политиков – это бы значительно облегчило текст. Что-нибудь остроумно-жизнерадостное  – информационный повод СМИ упомянуть имя кандидата.

Наконец, в отношении культуры речи следует порекомендовать реже использовать разговорную речь – она может свидетельствовать не столько о близости к народу, сколько о непрофессионализме, «лапотности» политика, абсцентной лексики, до сих пор печально популярной среди российских ораторов. И, чтобы нести позитивное начало, иногда улыбаться.

Каждое публичное выступление политика – информационный повод упоминания о нем в СМИ. Поэтому для спичрайтеру важно так выстроить речь, чтобы даже в переработке журналистов она достигала своих целей – установить контакт с электоратом, показать, что политик понимает нужды своей аудитории, сделать так, чтобы люди запомнили кандидата и поддержали его на выборах и в дальнейшей его деятельности. Необходимо выработать позитивный образ политика. Для этого нужно грамотно выстраивать его речь, избегая абсцентной лексики, речевых ошибок; попытаться охватить те аудитории, которые раньше оставались неохваченными, и помочь политику выглядеть простым в общении, приветливым человеком.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Коммуникативная сущность политической речи определяется установлением контакта между политиком и его целевой аудиторией, осуществлением определенным образом направленной адресной связи между ними, используя предельно доступную и адекватную восприятию знаковую систему. Политическая речь является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов.

Политическая речь пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, базирующимися как на осознаваемых, так и на неосознаваемых реакциях реципиентов.

 Стиль обращений политических речей определяется нами как близкий к публицистическому и характеризуется: лаконичностью изложения, экономией языка; отбором языковых средств с целью добиться доходчивости изложения; употреблением общественно-политической лексики и фразеологии, заимствованной из других стилей; использованием речевых стереотипов, клише; жанровым разнообразием и разнообразием языковых средств, многозначности, эмоционально-экспрессивной лексики; смысловой и информативной насыщенностью; демонстративностью.

Организация самого текста, при условии выполнения норм и правил грамотного ведения электоральной игры, с расчетом на достижение максимальной эффективности сообщения, не может не опираться на известные приемы психологического воздействия. Психологами разработан ряд психотехнических методик, связанных с использованием определенных речевых приемов и особых способов построения текстов: использование номинализаций, неопределенных или неспецифических глаголов, неопределенного обращенного обозначения, прием "пропуск информации", построение фраз с помощью предложения различных вариантов выбора или исключения одного из вариантов выбора, использование противопоставлении, переформирование смысла или контекста. Для конструирования устной речи актуальны обобщение, приведение конкретных доказательств, поправки, повторы, построение фразы с помощью контраста, смягчение, уклонение. Среди экспрессивно-выразительных средств политических текстов автор выделяет крылатые слова, образные выражения, сравнительные обороты, метафору, метонимию, синекдоху; обыгрывание устойчивых сочетаний, фрагментов известных песен, прочно вошедших в язык фразеологических оборотов, цитирование, игру слов, намеренное нарушение лексической сочетаемости, афористичные высказывания.

Набор языковых политических штампов сегодня крайне ограничен. Среди них выделяются несколько нехитрых языковых приемов, которые хорошо усвоили политологи и спичрайтеры. Прием первый - "мы не хотим в коммунистическое прошлое". Прием второй - "долой радикализм" или "долой тех, кто ставил на рыночную панацею". Прием третий - клятва верности - "встали и не свернем", "идем и будем идти выбранной дорогой". Многие из наших политиков говорят стертым,  маловыразительным языком, округлыми и обтекаемыми фразами. Речь российских политиков зачастую агрессивна, тяжела. Политики склонны много говорить о себе, не совсем четко представляя, чем они будут заниматься в будущем. Речи политиков не несут позитивного начала, не вселяют уверенность, не дают повода к положительным эмоциям. Они ориентируется на тех людей, которые недовольны существующим положением дел и хотят получить быстрый результат. Отсюда строение речи основано на экспрессии, а не на логических переходах, часто изобилует речевыми и логическими ошибками. Каждое публичное выступление политика – информационный повод упоминания о нем в СМИ. Поэтому для спичрайтеру важно так выстроить речь, чтобы даже в переработке журналистов она достигала своих целей – установить контакт с электоратом, показать, что политик понимает нужды своей аудитории, сделать так, чтобы люди запомнили кандидата и поддержали его на выборах и в дальнейшей его деятельности. Необходимо выработать позитивный образ политика. Для этого нужно грамотно выстраивать его речь, избегая абсцентной лексики, речевых ошибок; попытаться охватить те аудитории, которые раньше оставались неохваченными, и помочь политику выглядеть простым в общении, приветливым человеком.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. ВойтасикЛ. Психология политической пропаганды. М., 1981.

2. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.

3. Гуревич Ж.П. Политика и ее имиджи. М., 1988.

4. Леонтьев А.А. Психология речевого общения. М., 1974.

5. Почепцов Г.Г. Имидж & выборы. Имидж политика, партии, президента. Киев, 1997.

6. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М.,1998.

7. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.

8. Самый короткий путь к власти. Технология выборов. Сборник технологий проведения политических выборных кампаний / Под общей редакцией Н.Н.Петропавловского. Таганрог: «Сфинкс», 1995.

9. Ученова В.В. У истоков публицистики. - Москва, 1989.

10. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

11. Щуплов А. «Кто есть ху»: М., «Политбюро», 1999г. – 239 с.


[1] ("Дом и Отечество", 29 апреля, эксклюзивное интервью В.С.Черномырдина).

[2] ("Зеркало", 27 апреля).

[3] Щуплов А. «Кто есть ху»: М., «Политбюро», 1999г. – 239 с.

Похожие работы на - Строение политической речи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!