Содержание учебного процесса

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,73 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание учебного процесса

Содержание учебного процесса

Оглавление.

 

Введение.......................................................................................................... 2

1. Понятийный аппарат процесса обучения.................................................. 4

2. Общее понятие о процессе познания и процессе обучения....................... 5

3. Содержание учебного процесса. Учебный план, программы, учебники, учебные пособия............................................................................................................ 8

4. Познавательная деятельность учащихся в обучении.............................. 13

5. Проблемное обучение как основной путь активизации учащихся......... 16

Заключение.................................................................................................... 23

Литература.................................................................................................... 24


Введение.


Процесс обучения — понятие более широкое, чем учебный процесс. В первом случае речь идет об абстрактном представлении взаимодействия учителя и ученика. Учебный процесс — это конкретное претворение процесса обучения в определенном классе по предмету.

Обучение — это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание — это деятельность учителя по:

-   передаче информации;

-   организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

-   оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

-   стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

-   оценке  учебных  достижений учащихся.                         

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение — это деятельность ученика по:

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи­тельности. Целью учения является познание, сбор и переработка информа­ции об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, уме­ниях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Цель реферата: рассмотреть гносеологические основы процесса обучения.

1. Понятийный аппарат процесса обучения


Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.

Дидактика (от греческого "didakticos" - научающий и "didasko" - изучающий) - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Термин "дидактика" впервые появился в названии главного произведения Я.А.Коменского, великого чешского педагога. Это была "Великая дидактика", представляющая универсальное искусство "обучения всему всех".

Обучение - процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащегося.

Знания - опыт, накопленный человечеством.

Умения - деятельность ума по применению знаний на практике.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

А потому формулу процесса обучения можно сформулировать так:

Эта последовательность обязательна, и для правильной организации процесса обучения ни один из компонентов не должен пропускаться, иначе теряется сама сущность процесса обучения.

Процесс обучения является сложным и многосторонним, но вместе с тем целостным и единым. Чтобы понять его особенности, нужно, прежде всего, выяснить, какое место занимает обучение в познавательной деятельности учащихся.

2. Общее понятие о процессе познания и процессе обучения


Гносеология – наука о познании.

Все формы познавательной деятельности людей носят активный характер. Люди не только отражают и перерабатывают в своем сознании разнообразные влияния внешнего мира, но и, в соответствии с познанными закономерностями, активно влияют на этот мир, применяют приобретенные знания, умения и навыки в жизни. Активный характер носит и сама познавательная деятельность. Знания приобретаются лишь в деятельности, которая в системе обучения носит организованный и целенаправленный характер.

Процесс обучения, как и всякий другой вид познания, имеет две стороны: объективную и субъективную. Под объективной стороной обучения понимается содержание обучения, а под субъективной - познавательная деятельность учащихся. Этот процесс протекает под руководством учителя, который организует, направляет и руководит им, исходя из задач и содержания обучения, с одной стороны, и закономерностей усвоения учащимися изучаемого материала - с другой.

Важнейшей частью учебного процесса является его содержание, включающее в себя научные знания, умения, навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся.

Учебная деятельность в школе направлена не только на приобретение учащимися научных знаний, но и на воспитание у них научного мировоззрения, этических и эстетических взглядов и поведения. Другими словами, обучение должно быть воспитывающим. Изучение истории не может ограничиваться знанием исторических фактов и событий, а биологии - знанием явлений растительного и животного мира. Оно включает в себя осмысливание закономерностей развития природы и общественной жизни, формирования научного мировоззрения, целеустремленного отношения к общественной жизни и использованию сил природы. Воспитание составляет внутреннюю сущность обучения. Подлинная наука обладает огромной воспитательной силой.

Познавательная деятельность учащихся не ограничивается приобретением знаний, умений и навыков, содержащихся в учебных программах и учебниках, она включает в себя также познание явлений природы и общественной жизни, с которыми учащиеся сталкиваются повседневно помимо учебного процесса. Складывающиеся у учащихся таким путем представления и понятия принято называть познавательным опытом. Жизненный познавательный опыт учащихся вступает в связь с организованным обучением в различных формах. Обучение опирается на положительные жизненные представления и понятия учащихся, а в ряде случаев и отталкивается от них при научном объяснении тех или иных явлений и понятий. В процессе обучения пересматриваются ошибочные представления и понятия учащихся и вскрываются причины их возникновения. Научные методы изучения учебного материала вооружают учащихся самостоятельным анализом, обобщением и оценкой встречающихся в жизненной практике различных явлений, взглядов и суждений людей.

Развитие познавательных способностей и творческих сил учащихся в обучении можно рассматривать в двух аспектах: как условие учебного процесса и как предмет их формирования в процессе обучения. Нам более важен второй подход.

В теории и практике обучения сравнительно широко рассматриваются вопросы учета познавательных способностей учащихся в обучении и совершенно недостаточно раскрываются эти способности как предмет развития в учебном процессе. Между тем содержание образования было бы односторонним, если бы оно не способствовало развитию у учащихся наблюдательности, пытливости, способности анализировать и обобщать жизненные явления и изучаемый материал, не расширяло бы их творческую деятельность.

В обучении одинаково важны как успешное овладение учащимися научными знаниями, так и развитие их познавательных способностей и творческих сил. Это тем более важно подчеркнуть в наше время, когда перед школой поставлена задача подготовки молодежи к непрерывному образованию, к самостоятельному приобретению знаний и к разнообразной творческой деятельности.

3. Содержание учебного процесса. Учебный план, программы, учебники, учебные пособия.


Под содержанием учебного процесса понимается система знаний, умений и навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Закон об образовании своей первой статьей определил, что основная задача образовательных учреждений - обеспечить выполнение государственного стандарта знаний. Стандарт может быть 3-х уровней: первый, который определяется инвариантной частью базисного учебного плана; второй - школьный стандарт: он определяется инвариантной и вариативной частью учебного плана; третий стандарт определяет вуз, по которому он проводит вступительные экзамены у абитуриентов (раньше вступительные экзамены принимались по единым программам министерства просвещения). А потому сегодня каждой школе надо повысить свой школьный стандарт, чтобы подготовить своих выпускников к поступлению в любой вуз России.

Процесс обучения в школе создает условия для приобретения общего среднего образования, то есть приобретение тех знаний, которые не имеют прямого выхода на профессию, но необходимы для будущей жизни и для последующего профессионального образования. Такое образование дают школы, лицеи, гимназии и т.д.

Общеобразовательная школа работает по базисному учебному плану, который состоит из 2 частей: инвариантная и вариативная, которая в свою очередь делится на спецкурсы и факультативные занятия, групповые и индивидуальные занятия.

Инвариантная часть базисного учебного плана определяется государством (государственный стандарт) и имеет 8 образовательных областей: родной язык, филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология и физическая культура. Количество часов определяет государственный стандарт знаний: оно не подлежит изменению и обязательно для школы любого типа.

Вариативная часть базисного учебного плана определяется школьным стандартом и формируется педагогическим коллективом школы исходя из тех задач, которые стоят перед школой. При этом должны быть учтены запросы учащихся и их родителей, но, в первую очередь, именно набор спецкурсов или предметов этой части учебного плана и определяет отличие общеобразовательной школы от лицея или гимназии.

Начиная с 8 класса, в школе может быть введена дифференциация; профиль может быть: гуманитарный, физико-математический, естественнонаучный и т.д., но он может определяться только теми образовательными областями, которые входят в инвариантную частью плана.

Групповые и индивидуальные полностью определяются запросом учащихся.

Учебные программы по инвариантной части учебного плана утверждаются Министерством образования на основании государственных стандартов и являются обязательными для выполнения. Программ предлагается несколько и право педагогического коллектива школы выбрать любую из программ, рекомендованных МО РФ.

Программы предметов вариативной части и факультативных и групповых занятий могут быть использованы как рекомендуемые Министерством образования, так и разработанные учителями школы или учеными вузов.

Программы могут быть трех видов:

¨ рабочие;

¨ экспериментальные;

¨ авторские.

Рабочие программы разрабатываются педагогами, обсуждаются на предметных комиссиях и рекомендуются для работы педагогическим советом школы. Экспериментальные программы, кроме того, должны получить внешнюю рецензию и должны быть обсуждены в методическом кабинете города или района. Авторские программы должны пройти обсуждение на комиссии департамента образования области по авторским программам и получить сертификат на авторство.

Любая программа должна быть представлена в следующем виде:

·   на титуле должно быть указано имя составителя, для какого класса эта программа предназначается, и на какое число часов она рассчитана. Кроме того, должно быть указано, где эта программа обсуждалась и в каких учебных заведениях рекомендуется для работы;

·   пояснительная записка содержит цели, задачи курса, место этого предмета в общем процессе обучения, отмечаются особенности курса, его актуальность для развития личности школьника, критерии оценок и т.д.;

·   тематический план включает название тем, общее количество часов с разбивкой на лекционные и практические и вид контроля со стороны учителя. В плане должен быть обязательно указан резерв часов;

·   содержание программы включает краткую аннотацию каждой темы, указываются оборудование, таблицы, видеофильмы, карты. Кроме того, желательно указать межпредметные связи;

·   список обязательной и рекомендованной литературы;

·   контрольные вопросы или контрольные задания. Контрольные задания лучше составить по каждой теме или группе тем, контрольные вопросы можно по всему курсу, но не возбраняется и по темам.

Программы курсов могут быть нескольких видов.

Линейные- темы курса на  протяжении  всех лет  изучения строятся в логическом и историческом порядке и не повторяются. Эта структура оправдывает себя при изучении языков, литературы, музыки и т.д.

Концентрические- темы через несколько лет повторяются на более сложном уровне: примером такой структуры являются физика, русский язык, математика и т.д.

Спиральные - историческая проблема не теряется из виду, постепенно расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет и одноразовости в изучении знаний как в линейной структуре. Эта структура эффективна при изучении общественных, педагогических, психологических наук.

Смешанная структура - комбинация линейной, концентрической и спиральной структуры. Дает возможность маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Учитель на первом уроке  должен  познакомить учащихся  с учебником:

- чем этот учебник отличается от учебника, по которому ученики занимались до этого времени и что у них общего. Определить цели и задачи курса, место этого курса в изучении соответствующей науки, его хронологические рамки;

- какие главы учебника каким темам учебной программы соответствуют;

- обратить внимание на завершающие вопросы для самостоятельного изучения;

- познакомить с приложениями: контурными картами, рекомендациями, хрестоматиями для чтения и т.д..

Требования к учебнику:

- материал учебника должен быть научным, но адаптирован для учащихся, которые его будут изучать;

- язык должен быть литературным и грамотным, материал должен быть подан в форме, интересной для учащихся;

- в учебнике должны быть интересные иллюстрации.

А потому мы считаем, что для разработки учебника необходимо создавать группу, в которую должны войти ученый, учитель, психолог, литератор и т.д..

Наряду с традиционными, все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др.. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы: от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.

Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютерные обучающие программы. Знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным. Поэтому компьютерные учебные материалы оказываются весьма эффективными при изучении знаний, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.

4. Познавательная деятельность учащихся в обучении.


Деятельность людей в различных сферах духовного и материального производства включает в себя два неразрывно связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. В воспроизводящей деятельности люди, как правило, ничего нового в процесс создания ценностей не вносят, а лишь повторяют то, что в общественном и личном опыте уже сложилось. Они создают материальные и духовные ценности по сложившимся моделям и образцам.

В творческой деятельности людей создается новый опыт, происходят качественные изменения как в характере, так и в продукции труда. Одно дело скопировать ту или иную картину, другое - ее создать; одно дело овладеть той или иной теорией и другое - внести в эту теорию что-то новое, в науке еще неизвестное.

Нечто подобное наблюдается и в обучении. Учащиеся могут изучать учебный материал в том виде, в каком он им сообщается учителем или излагается в учебнике, пользоваться теми методами и приемами познавательной деятельности, которые им предлагаются. Но они могут значительно шире и глубже изучать учебный материал, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, пользоваться более совершенными методами решения поставленных задач, вопросов, приобщаться к простейшим исследованиям. Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй - творческим.

Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в сущность изучаемых явлений, в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в новизне их суждений, выводов и способов действий.

Сказанное не означает, что воспроизводящая познавательная деятельность является устаревшей. Воспроизводящий и творческий характер деятельности взаимно не исключают один другого, а лишь отражают различные уровни их протекания. Более того, они органически связаны между собой. Как воспроизводящие работы содержат элементы творчества, так и творческие работы непременно включают в себя воспроизведение знаний. Как стереотип в обучении имеет отрицательное и положительное значение, так и творческие работы учащихся в одних условиях оправдывают ожидаемые результаты, а в других - не достигают их. Творческие самостоятельные работы характеризуют более высокую ступень познавательной и практической деятельности.

В воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении надо различать объективную и субъективную природу. Учащиеся в процессе обучения объективно ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности могут не вносить; они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования и изобретения. В этом смысле они лишь воспроизводят то, что в науке и в практике сложилось. Субъективно же учащиеся в процессе обучения приобретают такие знания и овладевают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не владели. В свое время психолог Сергей Леонидович Рубинштейн справедливо отмечал, что ученик не открывает, а лишь усваивает добытые человечеством знания, он не открывает знания для человечества, но для себя лично он их открывает. В этом смысле познавательная деятельность школьников всегда носит творческий характер. Однако из этого не следует, что все виды обучения относятся к творческой деятельности учащихся. Например, заучивание таблицы умножения для учащихся субъективно является новым, но по существу этот процесс ничего творческого в себе не содержит, так как по преимуществу опирается лишь на запоминание известных научных данных.

Творческая познавательная деятельность учащихся в обучении обязательно должна развивать пытливость и самостоятельность, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике

5. Проблемное обучение как основной путь активизации учащихся.


Развитию творческой познавательной деятельности учащихся во многом способствует проблемное обучение, так как оно поволяет вовлечь учащихся в активную самостоятельную деятельность благодаря как специально отобранным формам обучения, так и специально отобранным методам и приемам обучения.

Проблема - задача теоретического или практического характера, требующая своего разрешения.

С гносеологической точки зрения - проблема есть единство известного и неизвестного или единство известного с гипотетическим предположением.

С педагогической - это категория учебного познания, направленная на изучение закономерностей объективного мира, уже известных, открытых человечеством, но неизвестных для учащихся.

Основное методическое средство решения проблемы - систематическое и планомерное повышение уровня самостоятельности учащихся от урока к уроку. Усложнение характера занятий при большей самостоятельности учащихся.

Ряд отечественных и зарубежных авторов (болгарских, польских, американских, английских и др.) проблему понимает как задачу, выдвигаемую учителем, тем самым, отождествляя проблему с познавательной задачей. Необходимо отметить, что познавательная задача может быть использована и в проблемном обучении, но отождествление этих двух понятий неверно.

При проблемном обучении речь может идти об "учебно-познавательной проблеме". Такое название более соответствует целям, задачам и структуре проблемного обучения.

При постановке перед учащимися учебно-познавательной проблемы у них возникает противоречие между познавательными потребностями ее разрешения и наличием запаса знаний, умений, навыков. Чувство затруднения, возникающее в процессе создания проблемной ситуации, побуждает учеников к анализу данной ситуации, поискам путей ее решения, необходимости нахождения конкретных действий.

Активность мышления возникает лишь тогда, когда проблема "принимается", осознается учеником.

Учебно-познавательная проблема может быть принята учащимися, если она опирается на ранее известные им знания, умения, навыки, их жизненный опыт, если на основе определенных знаний анализируется новое явление, если известное используется как основа для расширения и углубления неизвестного или если решение проблемы позволит ответить на интересующие их вопросы.

В разных типах уроков используются разные приемы.  Например, в лекции:

· систематическое усложнение содержания материала;

· повышение сложности учебных заданий;

· изменение способа деятельности учителя и учащихся.

Типы лекций для школьников:

- репродуктивно-поисковый:  учитель в процессе  изложения материала сам решает задачи;  Учащиеся, следя за ходом рассуждения учителя, приобретают первый опыт теоретического мышления;

- частично-поисковый: ученик в  ходе лекции отвечает на проблемные вопросы,  выполняет проблемные задания,  решает задачи, которые способствуют более глубокому проникновению в сущность теоретических вопросов, но учитель дает дробную систему вопросов по каждому этапу лекции, корректирует ответы учащихся;

- поисковый: учащийся сам решает цикл учебных задач.

Условия  для решения учебно-познавательных проблем:

1. Ввести учащихся в жизненные явления, факты, предметы, требующие теоретического осмысления.

2. Создать жизненную ситуацию при организации определенной практической работы.

3. Побудить учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения ими самими проблемы.

4. Сформулировать гипотезу и организовать исследование с целью решения проблемы.

5. Побудить учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

6. Разработать исследовательское задание и на его базе выдвинуть проблему.

7. В старших классах возможно и выдвижение проблемы на базе теоретического анализа:

- а) побудить учащихся к обобщению понятий, которые изучались на предыдущем уроке;

- б) побудить учащихся к обобщению фактического материала, изложенного самим учителем;

- в) провести опыты с целью доказательства ранее изученных законов;

- г) на базе сравнений и сопоставлений ранее известных понятий вывести новые понятия и прийти к новым выводам;

- д) предварительно поставить эксперимент с целью подведения учащихся к открытию нового закона;

- е) побудить учащихся к выводу новых понятий и обобщений по одному учебному предмету, но опираясь на знания из другого предмета;

- ж) побудить учащихся к отысканию нового фактического материала для выводов новых теоретических позиций и др..

Учебно-познавательная проблема успешно принимается и осознается учащимися только тогда, когда она вытекает из необходимости познавательного процесса, из логики учебного процесса, из системы знаний, умений и навыков ученика в целом, т. е. когда проблема, выдвинутая учителем, становится проблемой ученика.

Достоинства проблемного обучения:

·   учит мыслить логично, научно, творчески;

·   учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

·   учит преодолевать встречающиеся затруднения;

·   делает учебный материал более доказательным;

·   делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

·   способствует превращению знаний в убеждения;

·   вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

·   формирует и развивает познавательные интересы;

·   формирует творческую личность.

Определено 4 условия, при которых возможно выдвижение проблемы:

1. Наличие проблемной ситуации.

2. Наличие познавательной задачи или вопроса.

3. Наличие познавательного интереса у учащихся.

4. Наличие необходимых знаний у учащихся.

Условия, при которых выдвижение проблемы нецелесообразно:

1. Сложность материала (потребует много времени).

3. Материал чисто фактический (нет проблемы).

4. У учащихся нет интереса и нет необходимой базы знаний.

В ходе решения главной проблемы учитель может выдвигать промежуточные проблемы. Разрешая проблему, учитель выдвигает гипотезу, рассуждает, доказывает, опровергает, подтверждает примерами, фактами, опытами.

Потом выдвигается новая проблема. То есть новые знания не должны даваться в готовом виде, а как бы наслаиваться. Знания добываются учеником активно, в процессе решения проблемы.

Для успешного осуществления проблемного обучения, учитель должен выработать у учащихся:

¨ находчивость;

¨ сообразительность;

¨ упорство в работе;

¨ умение трудиться;

¨ настойчивость в достижении цели.

У себя учитель должен выработать:

¨ умение постепенно усложнять познавательные задачи;

¨ умение привлекать знания из других предметов;

¨ умение строить процесс динамично, то есть промежуточные проблемы должны вытекать одна из другой;

¨ научиться изменять структуру учебного процесса.

Четыре этапа проблемного обучения.

Первый этап. Учитель ставит простые проблемы и показывает приемы их решения (проблемное изложение).

Второй этап. Учитель ставит проблему, требующую самостоятельного решения, но в ходе ее решения учитель выдвигает промежуточные проблемы и при необходимости помогает в решении промежуточных и основной проблемы (частично-поисковый метод).

Третий этап. Учитель выдвигает основную и промежуточные проблемы, но не помогает в решении проблем (частично-поисковый метод).

Четвертый этап. Учащиеся сами выдвигают проблему и  сами ее решают (исследовательский метод).

Для этого:

-ученики должны в совершенстве владеть связями, терминами, знаниями;

При идеальном построении учебного процесса:

4-5 классы  - 1-й этап проблемного обучения;

6-7 классы   -2-й этап проблемного обучения;

8-11 классы – 3-й этап проблемного обучения.

только для увлеченных учащихся - 4 этап проблемного обучения.

Если учащиеся не готовы к решению проблемы, то, независимо от класса, нужно начинать с первого этапа.

Принципы обучения по Я. Коменскому:

Успешность обучения означает:

. учить детей своевременно

. учить вещам раньше слов

. учиться в школе до конца

. каждый отрезок времени должен быть сосредоточен на изучении только одного предмета

. образовывать в детях сперва рассудок для познания вещей, потом память, и наконец,  язык и руку

. от простейших начал переходить к общему

. распределять занятия по врмени и порядку

. учиться по книгам, предназначенным именно для данного класса

Легкость обучения и учения достигается в том случае, если:

. обучение начнется рано;

. разум будет подготовлен для этого;

. будет идти от более легкого к более трудному;

. от общего к частному;

. никто не будет перегружен чрезмерным количеством учебных предметов;

. учеников не будут принуждать заучивать то, что ими хорошо понытно и осмысленно;

. все будет преподаваться для приложения к жизни;

. все будет преподаватся по одному и тому же методу.

Основательность обучения и учения будет достигнута, если:

. будут заниматься полезными вещами;

. всему будет положено прочное основание;

. последующее будет опираться на это основание;

. все, что имеет взаимную связь, постоянно будет соединяться;

. все будет закрепляться постоянными упражнениями.

Быстрота в обучении будет достигнута, если:

. во главе одной школы или одного класса будет стоять один учитель;

. один предмет будет изучаться по одному автору;

. одна работа будет задаваться всему классу;

. по одному и тому же методу будут преподаваться все науки и языки и т.д.

Заключение.


Процесс обучения и его  закономерности  базируются на закономерностях процесса познания -  на  гносеологических  началах  материалистического эмпиризма и на принципе природосообразности.

Обучение,  по  Я.А. Коменскому, представляет собой единый процесс передачи знаний учителем учащимся и усвоения этих  знаний последними. Обучение представляет собой путь к обогащению разума  знаниями  основных наук. “Разум действительно является живым полем,  которое  должно  быть  подготовлено  для посева плугом дисциплины, на этом поле мы должны посеять семена науки, орошать,  расцвести дождем упражнений, солнцем и воздухом” (Я.А. Коменский, «Великая дидактика»).

Необходимо отличать обучение как форму  деятельности  учителя  от  учения  как  формы деятельности учащегося. Каждый  метод  должен  представлять  единый  путь передачи знаний учителем и усвоения переданного  учеником.  Непрерывный  единый  процесс  обучения  и  учения  должен   иметь сознательный характер. “Учение и труд”, “Разум и рука” - вот что  должно  составлять  суть рационального  обучения. 

Если обучение является процессом получения образования  учащимися  и  в то  же  время образование само является содержанием обучения, ясно, какое  большое  и  ведущее  значение придается содержанию обучения.

Обучение нужно  организовать таким  образом,  чтобы  человек  в  молодые  годы  успешно,  легко,  кратчайшим  путем   и основательно усвоил все необходимое для жизни. В соответствии с  этим  обучение и учение должно отвечать четырем основным требованиям:

1. успешность

2. легкость

3. основательность

4. быстрота (кратчайший путь обучения)

Литература.


1. Дидактика средней школы /Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина. - М.: Просвещение, 1975.

2. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984.

3. Педагогика школы /под ред.Ю.К.Бабанского, М.: Педагогика, 1983.

5. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Педагогика. Под ред. В.А.Сластенина, М.: Издательский центр "Академия", 2002.

7. Подласый И.П. Педагогика: новый курс в 2-х кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

8. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ, 1997.,

Похожие работы на - Содержание учебного процесса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!