Совершенствование банковской системы России

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    59,94 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование банковской системы России


Содержание:

С.

         Введение                                                                                                  3

         Глава 1. Банки и банковская система                                                     4

         1.1. Сущность и основные функции банков                                           4

         1.2. Банковская система: понятие, структура и модели                        6

         Глава 2. Современная банковская система России                              12

         2.1. Структура банковской системы России                                        12

         2.2. Этапы развития современной банковской системы России         16

         Глава 3. Реформирование банковской системы России                      23

3.1. Стратегические цели и задачи дальнейшего

реформирования банковской системы                                                 23

3.2. Пути и меры реформирование банковской системы России       25

         Заключение                                                                                            30

         Список литературы                                                                               32











         Введение

На протяжении всего периода экономических реформ в нашей стране боль­шое внимание уделяется проблеме развития банковского сектора. И это не слу­чайно. Основными макроэкономическими индикаторами, которыми стремилось управлять правительство, являются темпы инфляции, роста денежной массы и курса доллара. Все эти параметры имеют отношение к банковской системе.

Банковская система в качестве составной органической части входит в большую систему – экономическую систему страны. Это значит, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреб­лением материальных и нематериальных благ. В своей практической деятельности бан­ки органично вплетены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования, с политикой цен и доходов, с условиями внешнеэкономической деятельности. Это озна­чает, что успех социально-экономических преобразований в стране во многом зависит от функционирования банковской системы, от умелой синхронизации ее усилий с дей­ствием других звеньев общественно-хозяйственного механизма.

Исторический опыт свидетельствует, что банковский сектор зависит от конкретных общественно-экономических условий, но в то же время банки при­званы служить консолидирующим ядром реорганизации и реформирования промышленности, транспорта, сельского хозяйства и других отраслей народ­ного хозяйства. В современных условиях особо актуальным вопросом является вопрос совершенствование банковской системы России.

Цель данной работы – проанализировать развитие современной банковской системы России и выявить направления ее совершенствования.

Глава 1. Банки и банковская система

1.1. Сущность и основные функции банков

Слово «банк» происходит от старофранцузского «banque» и означает «стол». Конкретной исторической даты возникновения банков нет. Элементы развития банковского дела можно найти в истории древних государств – Вавилона, Египта, Греции, Рима.[1]

Банки – непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Исторически они шли рука об руку: начало обращения денежной формы стоимости можно считать и началом банковского дела, а степень зрелости, развития банковской деятельности всегда так или иначе, соответствовала степени развитости товарно-денежных связей в экономике.

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего име­ни и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Сущность банка полнее раскрывают его функции. Рассмотрим основные функции банка.

Первой и основной функцией банка является функция собирания, аккумуляции вре­менно свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции. Дело в том, что банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы используются им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на аккумулируемые и перераспределяе­мые ресурсы сохраняется за первоначальным кредитором (клиентами банка). Аккуму­ляция средств становится одним из основных видов деятельности банка. На ее проведе­ние в современных условиях требуется специальное разрешение – лицензия.

Вторая функция банка – функция регулирования денежного оборота. Банки высту­пают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через них осуществ­ляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

Третья функция банка – посредническая функция, в соответствии с которой дея­тельность банка понимается как посредника в платежах. Через банки проходят плате­жи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может аккумулиро­вать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и, суммировав их, направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдавать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Находясь в цен­тре экономической жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформиро­вать или изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникаю­щими потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого стано­вится скорее функцией трансформации ресурсов.

Таким образом, банк – это финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансо­вые услуги правительству, предприятиям, гражданам и другим банкам. Банки выпус­кают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и цен­ные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.


1.2. Банковская система: понятие, структура и модели

В экономической литературе вопрос о содержании понятия «банковская система» трактуется по-разному. Не вдаваясь в суще­ствующую полемику, будем при рассмотрении банковской системы исходить из общих положений, характеризующих любую систему. При таком подходе банковская система представляет единое целое, части которого находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой, а сама система одновременно зависит от свойств этих частей.[2]

         Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организа­цию.

Одноуровневый вариант может быть реальным, когда в стране еще нет центрального банка, либо есть только одни центральные банки. В этом случае говорить о банковской системе еще рано. Банковская система как элемент цивилизованной рыночной эконо­мики может быть только двухуровневой.[3] Первый, верхний уровень, или ярус – это центральный банк. Второй, нижний уровень, или ярус – коммерческие банки и кредит­ные учреждения. При этом центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Особое место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства оп­ределяются уровнем и характером развития рыночных отношений. Выделение из обще­го ряда банков одного из них на роль центрального означает начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается цен­тральный банк.

Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречи­вым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными финансовыми средствами, и это обеспечи­вается элементами нижнего уровня – коммерческими банками. С другой стороны, этим отношениям необходимы определенное регулирование, контроль и целенаправленное воздействие, что требует особого института в виде центрального банка. Создание цен­тральных банков с функцией регулирования кредитно-денежных отношений позволило эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринима­тельства.

В разных странах на центральный банк могут возлагаться различные функции. Од­нако он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государст­венного ведомства. В различных государствах эти банки называются по-разному: государст­венные, народные, эмиссионные, резервные (Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии и др.).

Центральный банк представляет сосре­доточение всех кредитных отношений. Современные централь­ные банки характеризуются двойственностью положения: с од­ной стороны, их деятельность регулируется государством, с другой – они имеют самостоятельность в проведении кредит­ной политики. Основными функциями центрального банка яв­ляются следующие:[4]

монопольное право эмиссии (выпуска) банкнот, обеспечение постоянной собственной ликвидности;

сосредоточение минимальных резервов коммерческих бан­ков, оказание им кредитной поддержки, осуществление контро­ля за деятельностью коммерческих банков;

регулирование экономики кредитно-денежными методами;

хранение свободных денежных ресурсов правительства в виде депозитов, передача ему всей своей прибыли сверх опреде­ленной заранее установленной нормы, посредничество в плате­жах и в кредитовании правительства.

Прообразом современных центральных банков различных стран мира считают Банк Англии, созданный еще в XVII в. Опыт создания этого банка прослеживается во всех центральных бан­ках развитых стран, хотя в каждой стране центральный банк имеет национальные особенности.

Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они кон­центрируют деловую часть кредитных ресурсов. Современные коммерческие банки – это банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также насе­ление, т.е. своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном банков­ской системы. Они организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собст­венности делятся на государственные, акционерные, кооперативные. Однако независи­мо от форм собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъекта­ми экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков – получение максимальной прибыли.

Основными функциями коммерческих банков являются:[5]

мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

кредитование предприятий, государства и населения;

расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Современные западные банки выпол­няют от 200 до 250 видов операций.[6] Главное отличие крммерческих банков от государственных — отсутствие у них права эмис­сии денег.

Коммерческие банки бывают двух типов: универсальные, осу­ществляющие широкий перечень операций, и специализирован­ные, осуществляющие одну или несколько банковских операций (например, сберегательный банк).

Критерии специализации банков многообразны. Существу­ет функциональная специализация банков — инновационные, инвестиционные, учетные, ссудосберегательные, ипотечные, де­позитные банки и т. д.; отраслевая специализация — банки соци­ального развития, строительные, энергетические, внешнеторго­вые, сельскохозяйственные банки и т. д.; «клиентская» специализация – биржевые, потребительские, коммунальные, страховые банки; территориальная специализация – региональные, межрегиональные, международные банки.

Современная банковская система развитых стран включает спе­циализированные кредитно-финансовые институты. К основным специализированным кредитно-финансовым институтам относят­ся: инвестиционные и сберегательные банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды.

Специализированные кредитно-финансовые институты ак­кумулируют мелкие капиталы и сбережения широких слоев об­щества, которые благодаря их посредничеству используются для инвестиций в экономику.

Универсальность операций, свойственная и банкам, и специ­ализированным кредитно-финансовым институтам, превращает последние в разновидность коммерческих банков.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились разные модели банковских систем. Они отличаются характером взаимоот­ношений банков с корпоративным сектором экономики, степенью специализации кредитных организаций.[7]

По характеру взаимоотношений банков с промышленностью раз­личают две модели: открытого рынка и корпоративного регулиро­вания. По первой модели между банками и корпорациями нет тес­ных и устойчивых связей. Корпорации могут пользоваться банков­скими услугами одновременно в нескольких банках. Последние не оказывают предпочтения экономическим субъектам по принципу «наш клиент». Льготы возможны для тех заемщиков, которые обес­печат наиболее выгодное и менее рискованное использование бан­ковского кредита. Такая модель сформировалась в США, где не практикуется установление тесных и эксклюзивных экономических взаимоотношений банков с промышленностью.

Для модели корпоративного регулирования, наоборот, характер­но наличие тесных, устойчивых связей между банками и корпора­циями. Банки могут выступать и как прямые акционеры предпри­ятий, и как депозитарии акций мелких акционеров, которые пере­дают банкам еще и право своего голоса. Это повышает роль банков в создании и деятельности корпораций, в поддержании их финан­совой устойчивости. Такая модель банковской системы сложилась в Германии и Японии.

По уровню специализации различают универсальную и спе­циализированную модели банковской системы. При специализи­рованной модели, которая сложилась в США, Канаде, Японии, банкам до недавнего времени было запрещено одновременно за­ниматься краткосрочным кредитованием и долгосрочным инвес­тированием капиталов. Операции с корпоративными ценными бумагами в таких банковских системах производят специализиро­ванные инвестиционные банки. Для преодоления указанных огра­ничений в этих странах активно создаются банковские холдинги, которые осуществляют операции как на кредитном рынке, так и на рынке капиталов.

В странах Европы (например, в Германии, Швейцарии) получи­ла развитие универсальная модель банковской системы, допускаю­щая в деятельности банков сочетание краткосрочного кредитования с инвестициями в корпоративные ценные бумаги. Через такие бан­ки в этих странах проходит значительный оборот фондовых ценно­стей, прежде всего это касается размещения ценных бумаг частных корпораций. Однако это не значит, что универсальные банки под­меняют собой фондовую биржу. Традиционная фондовая биржа в этих странах сохраняется.

В настоящее время основной моделью организации европей­ских банков является универсальный банк, осуществляющий все виды банковских операций, включая операции с ценными бумага­ми. Единство юридических норм и правил не означает унифика­ции банковских организаций с точки зрения их статуса или обслу­живаемой ими клиентуры. Оно относится только к их банковским операциям, а не к их организационным формам. Универсальность кредитных организаций означает, что любое из них, располагая необходимыми средствами, может получить разрешение на прове­дение всех видов операций, соответствующих их статусу. Кроме того, кредитные организации обладают полной свободой в выбо­ре клиентуры, объектов и форм своей деятельности.

В настоящее время происходят процессы сближения различных моделей банковских систем, что обусловлено такими явлениями, как глобализация и дерегулирование.[8] Первое из них может быть охарактеризовано как выход экономических и политических про­цессов за национальные границы и формирование единого эконо­мического и политического пространства. В банковской сфере гло­бализация сопровождается дерегулированием банковской деятель­ности и либерализацией финансовых рынков.

Глава 2. Современная банковская система России

         2.1. Структура банковской системы России

Банковская система России – один из наиболее динамично развивающихся секторов отечественной экономики, переход на рыночные отношения в котором произошел наиболее быстро. За вторую половину 1990 г. была практически ликвидирована система государственных специализированных банков, и к на­чалу 1991 г. практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень Центральный банк России (ЦБР), II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.[9]

Структура современной банковской системы России показана на рис. 1.

Рис. 1. Банковская система Российской Федерации[10]

Главным звеном бан­ковской системы любого государства является центральный банк страны. Центральный банк Российской Федерации действует на основа­нии Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ. Банк Рос­сии является юридическим лицом, не регистрируется в налого­вых органах. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государ­ство не отвечает по его обязательствам. Основными целями дея­тельности Банка России являются:[11]

защита и обеспечение устойчивости рубля;

обеспечение эффективного и бесперебойного функциони­рования системы расчетов;

развитие и укрепление российской банковской системы.

Главные функции ЦБ:

денежная эмиссия;

организация системы расчетов между экономическими аген­тами;

исполнение государственного бюджета и управление государ­ственным долгом;

выполнение роли банка банков и кредитора в последней ин­станции;

определение приоритетных целей денежно-кредитной и валют­ной политики и их реализация;

разработка правовых основ функционирования кредитно-финансовых институтов и надзор за деятельностью коммерческих банков.

Вторым ярусом банковской системы России, как и других стран, выступают универсальные и специализированные коммерческие банки. В соответствии с российским законода­тельством банками являются кредитные организации, выпол­няющие в совокупности такие виды операций, как привлечение во вклады средств юридических и физических лиц; размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение бан­ковских счетов физических и юридических лиц. При этом для осуществления своей деятельности банки должны пройти госу­дарственную регистрацию в Центральном банке РФ и получить лицензию на осуществление определенных банковских опера­ций.

По своей организационно-правовой форме большинство ком­мерческих банков являются акционерными банками, хотя при­сутствуют и банки как общества с ограниченной и дополнитель­ной ответственностью. Для России в большей степени, чем для развитых стран, характерны государственные банки, или банки с участием государства. По данным на конец 2001 г., банков с уча­стием государственных унитарных предприятий было свыше 400.[12] Наиболее крупными из них являются такие банки, как Сберега­тельный банк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк.

В России разрешено открытие банков с участием иностранно­го капитала. Коммерческих банков с привлечением иностранных инвестиций в пределах 35—50% капитала банка насчитывается 127, а со 100%-ным иностранным участием на данный момент — 23. Несмотря на небольшое количество таких банков, их доля в совокупных активах банковской системы составляет около 6%.[13] В основном коммерческие банки универсальны, т.е. выполняют полный набор операций и обслуживают все категории клиентов.

Несмотря на широкий перечень операций, которые могут выполнять коммерческие банки, в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности», рос­сийские банки акцентируют свое внимание лишь на небольшом количестве операций, основными из которых выступают ведение счетов предприятий, корреспондентских счетов банков и приня­тие вкладов населения, кредиты и вложения в ценные бумаги. Среди прочих операций основное место занимают операции с иностранной валютой.

Наряду с коммерческими банками в РФ функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита вре­менно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности.

Одним из важнейших атрибутов национальной банковской системы России в современных экономических системах рыночного типа является усиление позиции и роли ассоциаций как саморегулируемых организаций, представляющих интересы субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики. Ассоциации позволяют освободить разнообразные институты государственной власти от разработки и введения в действие норм регулирования и контроля за отдельными элементами дея­тельности субъектов хозяйствования, в первую очередь таких, как качество оказываемых услуг, соблюдение принципов этики бизнеса, стандартизация, подготовка высококвалифицированно­го персонала и т.п.

Банковская ассоциация — общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их интересов в органах зако­нодательной, исполнительной, судебной власти, а также коорди­нации и совершенствования их деятельности.

Ассоциация российских банков (АРБ) представляет и за­щищает интересы банков в законодательных и представительных органах государственной власти и решает целый ряд других за­дач, актуальных для банковского сообщества страны в целом. Наряду с АРБ во многих регионах России действуют региональ­ные ассоциации, причем ряд из них были созданы ранее, чем бы­ла учреждена Ассоциация российских банков.

Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты, имеющие право осуществлять одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБ РФ.[14] Они обычно имеют специфическую клиентуру. К ним отно­сятся: страховые компании, пенсионные фонды, инвестицион­ные фонды, финансовые и трастовые компании, ломбарды и др. Они  аккумулируют  средства  населения  и  юридических  лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выполняют доверительные операции.

Таким образом, к середине 1990-х годов в России сформиро­валась банковская система, близкая по структуре к банковским системам стран с развитой рыночной экономикой.


2.2. Этапы развития современной банковской системы России

Процесс создания банковской системы рыночного типа в России можно разделить на три этапа:[15]

с конца 80-х до середины 90-х годов — период формирования
двухуровневой банковской системы и активного создания частных
коммерческих банков;

с середины 90-х годов до финансового кризиса 1998 г. — период
слияния банковского и промышленного капиталов;

с конца 90-х годов — период глубокого финансового кризиса
и начало реструктуризации банковской системы.

Реформа банковской системы в СССР началась в 1987 г. Вместо плановой централизованной системы, при которой практически один банк (Госбанк) выполнял почти все операции с предприятиями, на­чалось создание двухуровневой банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный банк (ЦБ) СССР, который стал отве­чать за проведение денежной политики, обеспечение стабильнос­ти валюты. Остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, включавшей пять специализированных бан­ков для расчетного обслуживания, краткосрочного и преимуществен­но долгосрочного кредитования соответствующих отраслей: «Агро­промбанк», «Промстройбанк», «Жилсоцбанк», «Внешэкономбанк» и «Сбербанк». Вскоре после их создания специализированные банки были реорганизованы в коммерческие в форме акционерных об­ществ закрытого типа, основная часть уставных капиталов которых принадлежала государству.

Процесс создания коммерческих банков начался в 1988 г., когда впервые было разрешено создание самостоятельных коммерческих кредитных учреждений. Это означало ликвидацию монопольного права государства на создание банковских структур.

Создание коммерческих банков происходило тремя путями:

учреждение коммерческих банков на базе трансформированных отделений государственных специализированных банков;

создание коммерческих банков предприятиями-гигантами или руководителями крупных отраслей;

организация коммерческих банков по инициативе предприни­мателей с целью обслуживания новых частных предприятий.

Реформа банковской системы в СССР и России в 1987—1992 гг. привела к следующим последствиям:

ликвидация государственной монополии на банковское дело, возникновение и бурное развитие частного сектора в банковской сис­теме;

формирование принятой в странах с развитой рыночной эко­номикой двухуровневой банковской системы. В рамках этой системы на верхнем уровне (ЦБ) сосредоточиваются эмиссионные и регули­рующие функции, а на нижнем уровне (коммерческие банки) про­исходит обслуживание потребностей предприятий и населения;

децентрализация управления банковской сферой: вместо Гос­банка СССР с его централизованной системой управления кредит­ными ресурсами сложилась разветвленная сеть коммерческих банков, выступающих в качестве самостоятельных юридических лиц.

Вплоть до кризиса 1998 г. банковская система развивалась достаточно стабильно. Сначала продолжился рост количества банков: в 1995 г. их стало 2517, а с 1996 г. началось сокращение: на 1 января 1996 г. — 2295, на 1 октября 1996 г. — 2030, а на 1 октября 1997 г. – 1764. При этом зарегистрированных банков стало больше – 2558. Сокращение шло не только за счет сни­жения темпов роста банков. В 1994 г., например, было 560 вновь открытых банков, в 1995 г. — 81, в 1996 г. — 28. Причи­ной уменьшения количества действующих банков становится также их банкротство, ухудшение финансового положения. С каж­дым годом растет число отозванных лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий, то только за десять месяцев 1997 г. – 193. Особенно резко снижается число паевых, мелких банков (в 1996 г. их число уменьшилось на 100: с 1314 до 1214) и банков с иностранным участием.[16]

Но, несмотря на это, структура коммерческих банков в стра­не не изменилась, и для этого периода оставались характерными те же тенденции:

преобладали мелкие и средние банки. Половина коммер­ческих банков имела уставный капитал менее 1 млн экю;

преобладали паевые (1157), акционерные (872) и смешан­ные (152) банки;

основная часть банков функционировала в Центральном регионе;

увеличилось количество филиалов, представительств, при­чем как на территории России, так и за рубежом. В 1997 г. за рубежом было открыто 15 филиалов и 312 представительств;

практически не развитой оставалась сеть специализиро­ванных банков, например ипотечных, инвестиционных.

Как отмечает Виноградов В. В., для банковской системы России в 1992-1998 гг. были характерны следующие особенности:

тесная связь коммерческих банков с государственными финансами;

концентрация и централизация банковского капитала (к 1998 г. 50 крупнейших коммерческих банков со­средоточили у себя почти 75% общего объема депозитов, тогда же пятерка крупнейших коммерческих банков держала в своих руках около 40% активов всей кредитной системы);

сверхвысокая прибыльность банковского дела (отношение
прибыли до уплаты налогов к капиталу банка в российских банках в 1998 г. составляло 40%, в то время как аналогичный показатель для
английских банков был 28%, американских — 26 и германских —
14%).[17]

Количество коммерческих банков в стране постоянно изменя­лось, первоначально их количество увеличивалось, а затем на­ступил период концентрации и централизации капитала, когда увеличивался уставный капитал банков, но уменьшалось их чис­ло. После кризиса 1998 г., когда потерпели фиаско многие круп­ные банки, банковская система до сих пор находится в условиях реформирования и реорганизации. В период с 1998 г. по январь 2001 г. количество банков сократилось почти на 80%. И только после 2001 г. начался рост их числа (см. табл. 1). В настоящее время в России насчитывается 1276 коммерческих банков, однако из них только 90% считаются финансово устойчивыми.[18]

Августовский кризис 1998 г. обнажил слабые стороны банковской системы. Стало очевидным, что трудности отдельных банков нужно рассматривать как проблемы банковской системы в целом, поэтому необходима радикальная перестройка всей банковской индустрии.

В середине 1998 г. начался серьезный банковский кризис, осложнившийся ситуацией 17 августа 1998 г., который включил комплекс про­цессов: падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, кри­зис внешней задолженности, потерю собственного капитала. Мно­гие, даже крупнейшие, банки потерпели фиаско, уменьшилось их общее количество: с 2502 в июне 1998 г. до 1476 в январе 1999 г., сократилась ресурсная база за счет ухода вкладчиков и выплаты долгов. У многих банков серьезно уменьшился собственный ка­питал и в некоторых случаях он достиг отрицательной величи­ны. В целом капитал банковской системы в рублевом исчисле­нии уменьшился втрое, а в валютном — в 8,5 раз.[19]

Таблица 1

Кредитные организации в России



1.07.97


1.06.98


1.01.99


1.07.99


1.01.00


1.07.00


1.01.01


1.01.02

Всего кредитных органи­заций


2550


2529


2483


2441


2378


2318


1311


2001

Действующих банков

1848

2502

1476

1401

1331

1274

1276

Небанковские   кредитные

организации




27







22



43

Банки  со   100%-ым  иностранным участием




17








23

Уставный капитал действующих кредитных

организаций



139.2

млрд

руб.







260

млрд

руб.

Филиалы банков в РФ








3433

Филиалы Сбербанка РФ









1233

Источник: Деева А. И. Финансы. – М.: Изд – во «Экзамен», 2004, С. 216.

Потребовалось провести ряд серьезных мер для вывода бан­ковской системы из кризиса. Первый этап реформирования (сентябрь 1998 г. – 2000 г.) состоял в принятии и осуществле­нии мер по реструктуризации банковского сектора. В этот пе­риод были в основном преодолены последствия банковского кризиса, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций и обеспечено преодо­ление наиболее острых последствий финансово-экономического кризиса 1998 г., восстановлены возможности банков по предос­тавлению базовых услуг экономике. Однако банковский сектор все еще не был достаточно развит. Значительная доля его капи­тала формировалась государством.

Новый этап реформирования банковского сектора начался в 2001 г. На этом этапе, можно сказать, завершился период вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоя­тельности. За период до 2001 г. Банком России было отозвано более 800 лицензий. ЦБ РФ получил дополнительные возмож­ности для выполнения функций в области регулирования дея­тельности кредитных организаций. В соответствии с междуна­родным опытом были установлены обязательные основания для отзыва лицензий на совершение банковских операций, опреде­лены возможности для предъявления дополнительных требова­ний к руководителям и участникам кредитных организаций.

Все это не могло не сказаться на развитии банковской системы России. Состояние банковского сектора в последние годы свиде­тельствует о закреплении и развитии тенденции к восстановле­нию банковской деятельности. За период с 2000 по 2002 г. сово­купные активы банковского сектора в реальном исчислении возросли на 31,8%, капитал — на 41,7%, при этом рост капитала наблюдался у 90% кредитных организаций.[20] Продолжился про­цесс расширения ресурсной базы за счет средств предприятий и организаций, а также вкладов населения. Улучшилась структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отраже­ние в росте кредитов, предоставленных реальному сектору эко­номики, уменьшении просроченной задолженности, повышении качества кредитного портфеля. Существенно улучшились фи­нансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Однако пока нельзя говорить, что банковская система полно­стью восстановлена. Совокупные активы российского банков­ского сектора все еще не превышают 35% ВВП, невелика доля вкладов в формировании ресурсной базы банков: в совокупных пассивах банковского сектора на протяжении всего послекризисного периода она не превышала 20%. При этом в реальном ис­числении указанные вклады составили около 77% от предкризис­ного уровня.

Как и раньше, большинство банков являются мелкими и неустойчивыми финансовыми институтами, не дотягивающими по международным критериям до статуса «банка». В 2002 г. уставный капитал 45 – 50% банков был меньше 1 млн. долл., что соответствует уровню начала 1998 г.

По-прежнему банковские активы сверхконцентрированы в Москве. Доля московских банков в остатках средств на корреспондентских счетах в Банке России в начале 1998 г. – 46.9%, в конце 2002 г. – около 60%. Более 40% активов кредитных организаций приходится на 5 банков (январь 2002 г.), что соответствует уровню концентрации рисков на небольшой группе крупнейших банков в 1998 г.[21]

Основными факторами, препятствующими развитию банков­ской деятельности, являются: невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недокапитализация, недостоверность отчетности многих отечественных пред­приятий, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов, недостаточ­ное правовое обеспечение возможности банковского надзора, уровень странового рейтинга России, низкое качество управле­ния во многих кредитных организациях, недостаточное развитие современных банковских технологий, высокие риски.



Глава 3. Реформирование банковской системы России

3.1. Стратегические цели и задачи дальнейшего реформирования банковской системы

Стратегическими целями дальнейшего реформирования банковской системы являются укрепление ее устойчивости, исключающее возможность возникновения системных банковских рисков; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции; восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных, и вкладчиков, в первую очередь населения; предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.

Для достижения поставленных стратегических целей реформирования банковской системы в ближайшие годы необходимо решить ряд важных практических задач. Это прежде всего укрепление финансового состояния жизнеспособных банков и выведение с рынка проблемных кредитных организаций, повышение уровня капитализации кредитных организаций и качества капитала, развитие деятельности банковской системы по привлечению средств населения и предприятий, расширение операций банков с реальной экономикой. При этом стратегические задачи реформирования банковского сектора могут быть успешно решены лишь при осуществлении системы общих рыночных преобразований, включающих в первую очередь структурные, налоговые и правовые компоненты.

Решение указанных задач возможно только при условии эффективности корпоративного управления банками. Этим вопросам уделяется самое пристальное внимание, в том числе и на международном уровне. Так, Организация экономического сотрудничества и развития в 1999 г. установила ряд стандартов корпоративного управления, разработала руководство, которое может быть использовано государственными органами при осуществлении мер по совершенствованию нормативной базы корпоративного управления. Базельский комитет по банковскому надзору в том же году опубликовал документ, посвященный совершенствованию корпоративного управления в банках.[22]

Очевидно, что для успеха полномасштабного реформирования банковского сектора России, включая сферу организации корпоративного управления, необходима последовательная и предсказуемая политика государства в отношении банковского сектора. Суть этой политики должна сводиться к созданию благоприятных условий для формирования в банковском секторе здоровой конкурентной среды и созданию благоприятных условий развития кредитных организаций.

Поощрение честной конкуренции является одним из ключевых элементов государственной политики в отношении банковской системы и финансовой сферы в целом, направленной на обеспечение конституционных гарантий, единства экономического пространства и свободного перемещения услуг и финансовых средств в регионах.

Решение данной задачи носит комплексный характер. Политика государства в отношении как банковского сектора, так и всей экономики должна обеспечивать системную стабильность и создавать необходимые условия для развития рынка на базе здоровой конкуренции. Банковская деятельность должна базироваться на коммерческих интересах при соблюдении требований к устойчивости банков, которые отражены в том числе в нормах банковского надзора, ориентированных на международные принципы.



3.2. Пути и меры реформирование банковской системы России

В настоящее время в отношении дальнейшего направления развития банков­ской системы России ставится задача перехода от экстенсивного развития к ин­тенсивному на базе наращивания в первую очередь не числа кредитных организа­ций, а их капитала, к созданию эффективной инфраструктуры банковской системы.[23] Банки с низким уровнем капитала не в состоянии содействовать устойчивому эко­номическому росту, расширить кредитование нефинансового сектора экономики.

Как показывают исследования, рос­сийские коммерческие банки обладают высокой способностью к органическому росту, что определяет особенности проведения их реструктуризации.[24] Основной задачей современного этапа развития коммерческих банков в нашей стране является не диверсификация услуг, а концентрация усилий на повышении качества выполнения непосредственно банковских операций, в частности кредитования предприятий и организаций. Формы реструктуризации отечествен­ных банков не соответствуют формам реструктуризации иностран­ных банков, поэтому нельзя слепо копировать зарубежный опыт, а при выполнении требований международных организаций по пост­роению российской банковской системы целесообразно исходить из национальных особенностей и интересов нашей страны.

Для определения концептуальных границ бан­ковской реструктуризации наиболее значимыми являются следую­щие аспекты:

соблюдение национальных приоритетов при определении це­лей реструктуризации;

поддержание баланса между финансовым и нефинансовым секторами экономики;

межуровневая согласованность целей и задач банковской ре­структуризации;

применение принципов правовой дозволенности, экономичес­кой целесообразности и социальной полезности.

Стержнем, несущей конструкцией банковской системы является Центральный банк. Вокруг Банка России постоянно идет активная дискуссия о его статусе. Споры вызывает статус его имущества, процедуры утверждения и проверки отчетности.

Действительно, аудит Банка России происходит на основе отчетности, структуру которой он сам же разрабатывает и утверждает. Это профанация аудиторской проверки. Сложно нарушить законы, которые пишутся для себя самого.

Важно установить строгий порядок, предусматривающий детальную калькуляции издержек и прибыли. Целесообразно, чтобы эти формы отчетности, методики их ведения утверждал один орган, а отчитывался по ним другой. Принцип разделения властей хорош и в этой сфере. Но недопустимо, чтобы кто то, кроме Совет Директоров Банк России мог влиять на кредитно-денежную политику, хотя бы и чисто номинально.

По мнению П. Волкерса, возглавлявшего в 1979-1987 гг. Федеральную резервную систему США (один из самых эффективно работающих центральных банков стран мира), реформирование банковской системы России сии надо начинать с ее Центрального банка. П. Волкерс считает, что Банк России прежде всего должен предпринять определенные шаги в области банковского надзора. Для любой страны важно сохранить определенное разделение между банками, финансами и промышленностью для того, чтобы было меньше сделок между «своими людьми» в банках и промыш­ленных компаниях. «Пока же здесь слишком мало прозрачности, слишком много личной заинтересованности, а кредитная политика абсолютно не­эффективна», - подчеркнул этот видный представитель американских финансовых кругов.[25]

В подтверждение необходимости реформирования ЦБ РФ, отметим, что ЦБ РФ по численности персонала (40 тыс. чел.) является крупнейшим в мире (для сравнения: в Федеральной резервной системе США работают 23,2 тыс., Банке Франции – 16,2 тыс. человек), а в рейтинге эффективности работы штата центральных банков мира штат Банка Росси занимает лишь 48 место.[26]

Коммерческие банки должны получить, наконец, долгосрочные пассивы. Только в этом случае они могут идти в реальный сектор, в промышленность. Это возможно, лишь привлекая депозиты населения. Мировой опыт однозначно свидетельствует, что никаких иных решений не существует.

Сберегательные банки не могут существовать без надежных гарантий для вкладчиков. Гарантий вызывающих у них абсолютное доверие. Без таких обязательств вкладчики легко подвержены панике. И самые стабильный и надежный вид пассивов банка становится высокорисковым, становится главным источником нестабильности.

Гарантирование вкладов не нужно российским банкам в их современном виде: они не могут эффективно разместить эти средства. Поэтому гарантирование вкладов должно быть комплексным проектом, способным преодолеть мощное сопротивление, основной упор надо сделать на параллельное создание надежных инвестиционных механизмов. Системы гарантирования вкладов должна:[27]

иметь мощную финансовую и политическую поддержку государства;

быть частью программы слияния и консолидации банков;

быть частью программы развития активов, например ипотечного кредитования.

Обществу должны быть представлены простые и очевидные доказательства, что управленцы новой банковской системы в полном смысле слова отвечают головой за будущее новой системы, а средства размещены в надежные проекты. Вложения в государственные бумаги в глазах населения такой надежностью не обладают.

Российские банки следует укрупнить – это стратегическая задача. Только в этом случае они могут полноценно участвовать в международном сотрудничестве.

Укрупнение банков должно происходить не с помощью административного насилия. Надо дать банкам надежные инструменты, вокруг этих проектов они будут консолидироваться. Необходимо налоговое стимулирование слияний и поглощений банков, в том числе в вопросах учета произведенных затрат при формировании налогооблагаемой базы.

Банковская система должна опираться на достаточное количество устойчивых средних банков, которые вполне в состоянии решать многие проблемы кредитования. Повышение качества управления предполагает усиление финансового анализа в бан­ковских структурах и на предприятиях. Особенно это касается таких базовых элемен­тов финансового менеджмента, как концепция денежного потока, временная стои­мость денежных ресурсов, эффективность рынка капитала, портфельное управление активами. Возможно, следует прислушаться к мнениям специалистов о целесообраз­ности обеспеченности рублевой эмиссии преимущественно за счет как товарной мас­сы и золотовалютных резервов, так и части природных ресурсов, а также о более ши­роком привлечении национальной валюты при реализации отдельных дефицитных экспортных товаров.

Развитие банковского сектора в перспективе связано с укреплением междуна­родных финансовых связей, организацией совместных предприятий в банковской сфере. Из 50 крупнейших банков мира 28 активно участвуют в совместных пред­приятиях акционерного типа, а в государствах Европейского союза имеют отделе­ния и дочерние компании порядка 200 банков из 43 стран мира.[28] Международное совместное предприятие имеет довольно сложную организационную структуру, и успех его деятельности во многом зависит от способности руководителей прогно­зировать направления деятельности банка и обеспечивать взвешенный подход в смежных областях экономики. При этом важно учитывать различия в масштабах деятельности партнеров, а также соотношение собственных и заемных средств бан­ков-учредителей.

В числе недостатков банковской деятельности следует выделить нарушение действующего налогового законодательства. Имеются массовые факты непредставления отчетности в налоговые органы. Как показали проверки финансово-хозяйственной деятельно­сти различных предприятий, наиболее крупные суммы доходов скрываются от на­логообложения фирмами, занимающимися торговлей сырьевыми ресурсами, про­изводством и реализацией алкогольной продукции, строительством, а также кре­дитно-финансовой деятельностью, оптово-розничной торговлей и туристско-экскурсионным обслуживанием граждан.

Бюджет несет крупные потери, как от сокрытия доходов, так и от деформации денежных отношений. Расчеты с помощью бартера, векселей, «черного нала», ва­люты уменьшают налогооблагаемую базу и способствуют нарастанию государст­венного долга. Российская практика показала, что сильной банковской системы не может быть при нарушенной системе денежного оборота. Если не налажены денежные отношения, то искажается реальная картина состояния экономики и бизнеса.








Заключение

Реформа банковской системы в СССР и России в конце 80-х и первой половине 90-х гг. ХХ века привела к следующим последствиям: формированию двухуровневой банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки), возникновению и бурному развитию частного сектора в этой сфере.

Для банковской системы России 90-х гг. были характерны следующие особенности: преобладание мелких и средних банков; сосредоточение основной части банков Центральном регионе; тесная связь коммерческих банков с государственными финансами; концентрация и централизация банковского капитала; сверхвысокая прибыльность банковского дела (до 1998 г.)

Финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный удар по устойчивости и ресурсной ба­зе российских банков. Если в России до финансово-банковского кризиса 1998 г. были представлены все виды банков, а всего к концу 1997-го насчитывалось 2,7 тысячи коммерческих банков, имеющих лицензию ЦБ РФ и около 6 тысяч филиалов, то на 1.01.2002 г. всего Банком России была зарегист­рирована 2001 кредитная организация, в том числе банков — 1953, небанковских кредитных организаций — 48. Для сравнения можно отметить, что в США на данное время насчиты­вается около 13 тысяч банков.

Кризис ослабил и капитальную базу российских коммерческих банков. Поте­ря капитала как следствие финансово-банковского кризиса 1998 г. составила 2,5% ВВП 1998 г., или около 2 млрд. долл.2 Соотношение активов банковской системы и ВВП в России не превышает 35%, что в 3—4 раза ниже уровня большинства разви­тых стран.

Стратегическими целями дальнейшего реформирования банковской системы России являются укрепление ее устойчивости, исключающее возможность возникновения системных банковских рисков; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции; восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов, в том числе иностранных, и вкладчиков, в первую очередь населения; предотвращение использования кредитных организаций для целей недобросовестной коммерческой практики.

В настоящее время в отношении дальнейшего направления развития банков­ской системы России ставится задача перехода от экстенсивного развития к ин­тенсивному на базе наращивания в первую очередь не числа кредитных организа­ций, а их капитала, к созданию эффективной инфраструктуры банковской системы. Банки с низким уровнем капитала не в состоянии содействовать устойчивому эко­номическому росту, расширить кредитование нефинансового сектора экономики.







Список литературы

1. Алексашенко С., Астапович А., Клепач А., Лепестков Д. Российские банки после кризиса // Вопросы экономики, 2000, № 4.

2. Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. – СПб.: Питер, 2001.

3. Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002.

4. Геращенко В. В. Стратегические цели дальнейшего реформирования банковской системы и текущая ситуация в банковской сфере // Вестник финансовой академии, 2001, № 3.

5. Готовчиков И. Ф. Статистический анализ динамики развития российской банковской системы. // Финансовый менеджмент, 2002, № 3.

6. Деева А. И. Финансы. – М.: Изд – во «Экзамен», 2004.

7. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

8. Деньги, кредит, банки / Под ред. Белоглазовой  Г. Н. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

9. Игнатенкова О. В.  Сберегательное поведение населения  в условиях становления рынка // Вестник финансовой  академии, 2004,  №1.

10. Ключников М. В. Четыре этапа развития банковской системы России // Финансы и кредит, 2004, № 5.

11. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: финансы и статистика, 2004.

12. Крюков В., Голубь М., Линшиц И. Состояние банковского сектора // Экономист, 2001, № 2.

13. Макроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2004.

14. Миркин Я. 1998-2003. Пять лет перевоспитания банков для роли положительного героя // #"#">www.mirkin.ru 6 февраля 2003 г.

15. Пайдиев Л. В. Основные задачи банковской реформы. Субъективное видение. Субъективный взгляд // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. – СПб.: Питер, 2001, С. 10.

[2] Деньги, кредит, банки / Под ред. Белоглазовой  Г. Н. – М.: Юрайт-Издат, 2004, С. 321.

[3] Свиридов О. Ю. Деньги, кредит, банки. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001, С. 102.

[4] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Изд – во НОРМА, 2003, С. 227.

[5] Финансы, денежное обращение и кредит. / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. – М.: «Проспект», 2000, С. 337.

[6] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. – М.: Изд – во НОРМА, 2003, С. 228.

[7] Деньги, кредит, банки / Под ред. Белоглазовой  Г. Н. – М.: Юрайт-Издат, 2004, С. 323.

[8] Там же, С. 325.

[9] Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002, С. 167.

[10] Банки и банковское дело / Под ред. Балабанова И. Т. – СПб.: Питер, 2001, С. 41.

[11] Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: финансы и статистика, 2004, С. 454.

[12] Деева А. И. Финансы. – М.: Изд – во «Экзамен», 2004, С. 215.

[13] Там же, С. 216.

[14] Финансовый менеджмент / Под ред. Самсонова Н. Ф. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002, С. 168.

[15] Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002, С. 159

[16] Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, С. 550.

[17] Виноградов В. В. Экономика России. – М.: Юристъ, 2002, С. 164.

[18] Деева А. И. Финансы. – М.: Изд – во «Экзамен», 2004, С. 215.

[19] Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, С. 552.

[20] Там же, С. 553.

[21] Миркин Я. 1998-2003. Пять лет перевоспитания банков для роли положительного героя // www.mirkin.ru 6 февраля, 2003 г.

[22] Геращенко В. В. Стратегические цели дальнейшего реформирования банковской системы и текущая ситуация в банковской сфере // Вестник финансовой академии, 2001, № 3, С. 9.

[23] Макроэкономика. Теория и российская практика. / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2004, С. 308.

[24] Турбанов А. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты // Банковское дело, 2000, № 8, С. 24.

[25] Экономика России / Отв. ред. Маклярский Б. М. – М.: Международные отношения, 2001, С. 159.

[26] Там же, С. 158.

[27] Пайдиев Л. В. Основные задачи банковской реформы. Субъективное видение. Субъективный взгляд // www.opec.ru 14 сентября  2003 г.

[28] Крюков В., Голубь М., Линшиц И. Состояние банковского сектора // Экономист, 2001, № 2, С. 32.

Похожие работы на - Совершенствование банковской системы России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!