Смерть как финальная стадия развития

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    90,11 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Смерть как финальная стадия развития

Смерть как финальная стадия человеческого развития

Оглавление.

Введение........................................................................................................... 2

Глава 1. Теоретическое изучение феномена смерти в психологии и философии.   5

1.1. Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности      5

1.2. Исследование смерти известными учеными............................................ 6

1.3. Трагедия и парадокс смерти................................................................... 10

Глава 2. Эмпирическое исследование типов реагирования человека на неизбежность смерти............................................................................................................. 15

2.1. Содержание исследования...................................................................... 15

2.2. Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера)      16

2.3. Ленинградский Опросник Бехтеревского Института (ЛОБИ)............... 18

2.4. Выводы и рекомендации......................................................................... 27

Заключение..................................................................................................... 30

Список литературы........................................................................................ 32

Приложения.................................................................................................... 33

Введение.


Актуальность темы курсовой работы «Смерть как финальная стадия человеческого развития» определяется следующими положениями.

Смерть - это последнее событие в жизни человека. Умереть - значит прекратить чувствовать, оставить все и уйти в неведомое.

До недавнего времени казалось, что психология игнорирует тему смерти. И было много объяснений, например, «неуместно лезть в душу в таком неприятном вопросе только ради удовлетворения своего научного любопытства»[1].

Однако, недостаточное освещение темы смерти в научной литературе, скорее, показатель серьезности этого вопроса. Такое отношение говорит не о безразличии людей к данному вопросу, а о массовом вытеснении этой темы из сознания. Пожалуй, именно этот факт и привлек внимание исследователей. Так или иначе, но в последние три десятилетия психологи активно занимались изучением самых разных аспектов смерти.

Оказалось, что человеческое общество ориентировано на молодость и имеет любопытную особенность: отрицать смерть, избегать мыслей о ней и в то же время быть необычайно озабоченным ею. О степени озабоченности говорит тот факт, что люди - единственные живые существа на Земле, которые строят кладбища. Более того, оказалось, что с определенного возраста вся жизнь человека - это ни что иное, как навязчивая борьба со смертью. Причем с каждым годом эта борьба идет все жестче и жестче.

Сегодня большинство людей категорически избегают любого столкновения со смертью, хотя в прежние времена она была обычным явлением. Люди умирали дома, в окружении родных и близких, которые в последние дни жизни умирающего окружали его заботой. Сегодня большинство людей умирают в больницах, и ухаживает за ними медицинский персонал. Создается впечатление, что в глубине души человек верит, будто смерть - это просто еще одна болезнь, от которой пока не найдено лекарство. И это при том, что средний человек, достигший 21 года, ни разу не был свидетелем реальной человеческой смерти, зато видел более 10 000 смертей по телевидению. Это - пример двойственного отношения - отрицания и неослабного интереса.

Причина такого отношения к смерти отчасти кроется в том паническом, парализующем ужасе, который охватывает человека, когда он узнает, что «однажды меня не будет». Каждый человек прикладывает максимум усилий к тому, чтобы забыть свой ужас перед смертью. Первое знакомство со смертью происходит в раннем детском возрасте - где-то между 2 и 4 годами. Для этого не надо далеко ходить – практически на любой дороге найдется мертвая птичка, кошечка, или собачка. Так что первое знакомство со смертью происходит тогда, когда дети еще и говорить-то толком не умеют. С этого момента начинается формирование защит от тревоги по поводу смерти. С этого момента жизнь - это уже не жизнь, а как пели мушкетеры, «простая дуэль со смертью». [2]

Эта дуэль неизбежно проходит через определенные периоды и этапы борьбы со смертью, когда человек достаточно ловко защищается от этого панического ужаса. В этом помогают психологические защиты от страха смерти, которые несколько отличаются от классических психологических защит.

Цель курсовой работы: рассмотреть смерть как финальную стадию человеческого развития.

Задачи курсовой работы:

1) изучить трактовку смерти в психологии и философии;

2) проанализировать понятие смерти как психологического феномена;

3) провести эмпирическое исследование психологических реакций на смерть среди взрослых людей;

4) сформулировать выводы.

Предмет исследования: смерть как финальная стадия человеческого развития.

Объект исследования: взрослые люди в возрасте от 18 до 55 лет, столкнувшиеся с проблемой формирования отношения к смерти.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что для больных с сердечно-сосудистой патологией в целом характерна повышенная личностная и ситуативная тревожность, что обусловлено характером заболевания, его течением и прогнозом (осознание неизбежности смерти и ее опасность), а также личностными особенностями больных. Также мы предполагаем, что у здоровых людей (контрольная группа) уровень личностной и ситуативной тревожности в среднем ниже, чем в группе больных.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.

Глава 1. Теоретическое изучение феномена смерти в психологии и философии.


1.1. Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности


В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом своего размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.[3] В философии существует, по крайней мере, три взгляда на проблему жизни и смерти.

1. Религиозная концепция.

Существовало много направлений, разновидностей этой концепции. Но красной нитью в них проходило то, что жизнь человека на земле - это временное пристанище. Оно существует для того, чтобы человек готовил себя к той жизни.

2. Смысл пессимистической концепции заключается в том, что если бог умер, то понятия жизни и смерти становятся бессмысленными. Такой концепции придерживались А. Шоппенгауэр и Ф. Ницше.

3. Оптимистическая концепция. Обычный человек никогда не будет относиться к смерти оптимистично, поэтому эту концепцию следовало бы назвать реалистической. Человек понимает трагедию ухода из жизни, но в то же время понимает, что это неизбежно.

Сейчас многие ученые ставят вопрос о том, чтобы биология, наука о жизни, была дополнена новыми представлениями о биологии смерти. Здесь возникает множество нравственно-гуманистических дилемм, выходящих за рамки традиционных воззрений. С особой остротой обсуждается «право на смерть» в дискуссиях, где сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой - ее полную подчиненность общественным и государственным интересам (концепция патернализма). Сам термин «право на смерть» звучит парадоксально: ведь на протяжении веков предпосылкой всех человеческих прав являлось самое главное, фундаментальное из них - право на жизнь. Добровольный уход из жизни - самоубийство – осуждалось религией, вплоть до того, что самоубийц запрещалось хоронить на кладбищах.

Ныне, благодаря интенсивному развитию медицины, вопрос о жизни и смерти порой оказывается вопросом выбора.[4] Причем этот выбор осуществляет не только человек, о жизни и смерти которого идет речь, но и другие лица. Когда процесс смерти находится под внеличностным контролем, тогда «право умереть» становится проблемой: возникает вопрос, является ли право на жизнь не только правом, но и долгом или обязанностью, должно ли общество охранять жизнь человека вопреки его воле? В современных дискуссиях о «праве на смерть» имеют в виду не самоубийство как действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве пассивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти. И не случайно проблемы эвтаназии (греч. euthanasia) - безболезненной кончины, тихой смерти, в особенности обреченного человека, и продление жизни искусственными средствами становятся центральными в дискуссиях о патернализме.[5]

1.2. Исследование смерти известными учеными.


Проблема смерти приобретает центральное значение у Фрейда. И центральной является именно проблема смерти, связанная неразрывно с проблемой времени. Проблема бессмертия вторична, и она обычно неверно ставилась. Смерть есть самый глубокий и самый значительный факт жизни, возвышающий самого последнего из смертных над обыденностью и пошлостью жизни.

Только факт смерти ставит в глубине вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть. Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смерть -предельный ужас и предельное зло - оказывается единственным выходом из дурного времени в вечность, и жизнь бессмертная и вечная оказывается достижимой лишь через смерть.[6]

Платон учил, что философия есть не что иное, как приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть.

Жизнь благородна только потому, что в ней есть смерть, есть конец, свидетельствующий о том, что человек предназначен к другой, высшей жизни. В бесконечном времени смысл никогда не раскрывается, смысл лежит в вечности. Но между жизнью во времени и жизнью в вечности лежит бездна, через которую переход возможен только лишь путем смерти, путем ужаса разрыва. Гейдеггер говорил, что обыденность парализует тоску, связанную со смертью. Обыденность вызывает лишь низменный страх перед смертью, дрожание перед ней как перед источником бессмыслицы. Смерть есть не только бессмыслица жизни в этом мире, тленность ее, но и знак, идущий из глубины, указывающий на существование высшего смысла жизни.

Не низменный страх, но глубокая тоска и ужас, который вызывает в нас смерть, есть показатель того, что мы принадлежим не только поверхности, но и глубине, не только обыденности жизни во времени, но и вечности. Вечность же во времени не только притягивает, но и вызывает ужас и тоску. Смысл смерти заключается в том, что во времени невозможна вечность, что отсутствие конца во времени есть бессмыслица.

Но смерть есть явление жизни, она еще по эту сторону жизни, она есть реакция жизни на требование конца во времени со стороны жизни. Смерть есть явление, распространяющееся на всю жизнь. Жизнь есть непрерывное умирание, изживание конца во всем, постоянный суд вечности над временем. Жизнь есть постоянная борьба со смертью и частичное умирание человеческого тела и человеческой души.[7]

Время и пространство смертоносны, они порождают разрывы, которые являются частичным переживанием смерти. Когда во времени умирают и исчезают человеческие чувства, то это есть переживание смерти. Когда в пространстве происходит расставание с человеком, с домом, с городом, с садом, с животным, сопровождающееся ощущением, что, может быть, никогда их больше не увидишь, то это есть переживание смерти. Смерть наступает для нас не только тогда, когда мы сами умираем, но и тогда уже, когда умирают наши близкие. Мы имеем в жизни опыт смерти, хотя и не окончательный. Стремление к вечности всего бытия есть сущность жизни. И вместе с тем вечность достигается лишь путем прохождения через смерть, и смерть есть участь всего живущего в этом мире, и, чем сложнее жизнь, чем выше уровень жизни, тем более ее подстерегает смерть.

Смерть имеет положительный смысл. Но смерть есть вместе с тем самое страшное и единственное зло. Всякое зло может быть сведено к смерти. Убийство, ненависть, злоба, разврат, зависть, месть есть смерть и сеяние смерти. Смерть есть на дне всякой злой страсти. Никакого другого зла, кроме смерти и убийства не существует. Смерть есть злой результат греха. Безгрешная жизнь была бы бессмертной, вечной. Смерть есть отрицание вечности, и в этом онтологическое зло смерти, ее вражда к бытию, ее попытки вернуть творение к небытию. Смерть сопротивляется Божьему творению мира, она есть возврат к изначальному небытию.

Смерть отрицательно свидетельствует о силе Божьей в Мире и о Божьем смысле, обнаруживающимися в бессмыслице. Можно даже сказать, что мир осуществил бы свой безбожный замысел бесконечной (невечной) жизни, если бы не было бы Бога, но так как есть Бог, то этот замысел неосуществим и кончается смертью. И Сын Божий, Искупитель и Спаситель, абсолютно безгрешный и святой, должен был принять смерть, и этим освятил смерть. Отсюда двойное отношение христианства к смерти. Христос смертью смерть попрал. В почитании креста мы почитаем смерть, освобождающую, побеждающую смерть. Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет к жизни, к воскрешению. И вся жизнь этого мира должна быть проведена через смерть, через распятие. Без этого она не может прийти к воскрешению, к вечности. Добро, благо есть жизнь, сила и полнота жизни, вечность жизни. Смерть есть безумие, ставшее обыденностью.[8]

Живые, а не мертвые страдают, когда смерть сделает свое дело. Мертвые больше не могут страдать; и мы можем даже похвалить смерть, когда она кладет конец крайней физической боли или печальному умственному упадку. Однако неправильно говорить о смерти как о ”вознаграждении”, поскольку подлинное вознаграждение, как и подлинное наказание, требует сознательного переживания факта. В жизни каждого человека может наступить момент, когда смерть будет более действенной для его главных целей, чем жизнь; когда то, за что он стоит, благодаря его смерти станет более ясным и убедительным, чем если бы он поступил любым другим образом.

Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую роль в ходе длительной биологической эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания наиболее приспособленных, и таким образом сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.

Социальное значение смерти также имеет свои положительные стороны. Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными сердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в современных делах.[9]

 

1.3. Трагедия и парадокс смерти

Смерть, которая порождается природной закономерностью и к которой человек приговаривается биологическим процессом, есть самое индивидуально-личное в человеке. И она есть прежде всего прекращение сообщений с другими людьми и с жизнью космоса. Каждый человек должен пройти через трагедию смерти. Фрейд утверждает, что цель, к которой стремится всякая жизнь, есть смерть. Парадокс смерти в том, что смерть есть самое страшное зло, которое больше всего страшит человека, и через это зло раскрывается выход к вечной жизни, или один из выходов. Такими парадоксами наполнена наша жизнь. Плохая бесконечность жизни как раз и делала бы человека конечным существом.

Парадокс смерти имеет в мире не только этическое, но и эстетическое свое выражение. Смерть уродлива, и она есть предельное уродство, разложение, потеря лица, потеря всякого облика и лика, торжество низших элементов материального мира. И смерть прекрасна, она облагораживает последнего из смертных и ставит его на одну высоту с самыми первыми, она побеждает уродство пошлости и обыденности. Смерть - это предельное зло, благороднее жизни в этом мире. Красота, прелесть прошлого связана с облагораживающим фактом смерти. Именно смерть очищает прошлое и кладет на него печать вечности. В смерти есть не только разложение, но и очищение. Испытания смерти не выдерживает ничто испортившееся, разложившееся и тленное. Это испытание выдерживает лишь вечное. Нравственный парадокс жизни и смерти выразим в этическом императиве: относись к живым, как к умирающим, к умершим относись, как к живым, т.е. помни всегда о смерти, как о тайне жизни, и в жизни, и в смерти утверждай всегда вечную жизнь.

Трагедию смерти можно сознать лишь при остром сознании личности. Трагедия смерти ощутима лишь потому, что личность переживается как бессмертная и вечная. Трагична лишь смерть бессмертного, вечного по своему значению и назначению. Смерть смертного, временного совсем не трагична. Трагична смерть личности в человеке, потому что личность есть вечная Божья идея, вечный Божий замысел о человеке. Личность не рождается от отца и матери, личность творится Богом. Человек в этом мире есть смертное существо. Но он сознает в себе образ и подобие Божье, личность, сознает себя принадлежащим не только к природному, но и к духовному миру. И потому человек почитает себя принадлежащим не только к природному, но и духовному миру. И потому человек почитает себя принадлежащим к вечности и стремится к вечности. Человек бессмертен и вечен, как духовное существо, принадлежащее к нетленному миру, но он есть духовное существо не естественно и фактически, он есть духовное существо, когда он осуществляет себя духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность, овладевает его природными элементами. Бессмертным оказывается вид, род, а не индивидуум. Бессмертие завоевывается личностью и есть борьба за личность. Фихте или Гегель не знают личного человеческого бессмертия. Человеческая личность и ее вечная судьба приносятся в жертву идее, ценности, мировому духу, мировому разуму и т.п. [10]

Материализм, позитивизм и т.п. учения примиряются со смертью, узаконивают смерть и вместе с тем стараются забыть о ней, устраивая жизнь на могилах покойников. Отношение к смерти стоическое или буддийское бессильно перед ней и означает победу смерти, но оно благороднее родовых теорий, совершенно забывающих о смерти. Душевное, а не духовное отношение к смерти всегда печально и меланхолично, в нем всегда есть печаль воспоминания, не имеющего силы воскрешать. Только духовное отношение к смерти победно. Только христианство знает победу над смертью. Христианство учит не столько об естественном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Учение о воскрешении исходит из трагического факта смерти и означает победу над ним, чего нет ни в каких учениях о бессмертии, ни в орфизме, ни у Платона, ни в теософии. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и духовное существо, и существо природное. Смерть есть страшная трагедия, и смерть через смерть побеждается воскресением. Но смерть побеждается не природными, а сверхприродными силами.[11]

Ужас смерти есть не только ужас смерти личности, но и ужас смерти мира. Есть личный Апокалипсис и Апокалипсис мировой. Апокалипсис- есть откровение о смерти мира, хотя смерть в нем не последнее слово. Смертен не только человек, не только народы и культуры, но и все человечество в целом, и весь мир, вся тварь. Апокалипсис есть не подлежащий рационализированию парадокс времени и вечности. Конец нашего мира наступает во времени, еще в нашем времени. Но он также есть конец нашего времени, и потому он за его пределами. Конец мира, как и каждого отдельного человека, есть событие и имманентное, и трансцендентное. Ужас и тоска и вызываются этим непонятным для нас совмещением имманентного и трансцендентного, посюстороннего и потустороннего, времени и вечности.

Для каждого из нас и для всего мира наступает катастрофа, скачок через бездну, непостижимый выход из времени, в самом времени совершающийся. Если бы наш греховный мир в нашем греховном времени был бесконечным, не знал конца, то это был бы такой же злой кошмар, как и бесконечное продолжение во времени жизни отдельного человека. Это было бы торжеством бессмыслицы. Страшный суд над личностью и миром во внутреннем своем понимании есть не что иное, как обретение смысла, как установка ценностей и качеств.[12]

Парадокс времени и вечности существует также и для судьбы личности. Бессмертная и вечная жизнь объективируется, натурализуется, и тогда говорят о ней как о загробном существовании. Но бессмертная, вечная жизнь, не объективированная и не натурализованная, взятая изнутри, есть жизнь принципиально иного качества, чем вся природная и даже сверхприродная жизнь, она есть жизнь духовная, в которой вечность наступает уже во времени. Вечная жизнь может раскрыться в каждом мгновении, в глубине мгновения как вечное настоящее. Вечная жизнь не есть будущая жизнь, а жизнь настоящего, жизнь в глубине мгновения. В этой глубине мгновения происходит разрыв времени. Поэтому этически ложна та установка, которая ждет вечности в будущем, как загробного существования, ждет смерти во времени, чтобы приобщиться к вечной божественной жизни. В будущем, в сущности, никогда не наступит вечности, в будущем есть лишь дурная бесконечность. Так можно представить себе лишь ад. Вечность и вечная жизнь наступает не в будущем, а в мгновении, т.е. выходе из времени, в перекрещении вечной проекции жизни во времени.[13]

Смерть существует извне как некоторый натуральный факт, наступающий в будущем, и она означает овременение бытия, проекцию жизни в будущем. Но преодоление смерти и победа над ней означает не забвение и не отсутствие чувствительности к ней, а принятие ее внутрь духа, когда она перестает уже быть натуральным фактом во времени и становится обнаружением смысла, идущего из вечности. Смерть личная и смерть мировая, как и смерть наций и цивилизаций, как и смерть исторических форм государства, общества и бытового уклада, означает катастрофическое напоминание смысла и правды о том, что они не исполнены и искажены. Смерть наступает для жизни, которая не реализует себя по божественному смыслу и божественной правде. Смерть - не только торжество бессмыслицы, результат греха и возобладание темных сил, но и торжество смысла, напоминание о божественной правде, недопущение неправды быть вечной.[14]

Глава 2. Эмпирическое исследование типов реагирования человека на неизбежность смерти.

 

2.1. Содержание исследования.


Исследование проводилось на базе кардиологического отделения Республиканской Клинической Больницы № 1  МЗ РФ. Были опрошены 25 больных, имеющих различную кардиологическую патологию, поскольку данный сегмент больных так или иначе сталкивается с осознанием неизбежности умирания и переживает постоянную опасность смерти.

Контрольную группу составили 25 здоровых взрослых в возрасте от 18 до 55 лет.

Опрос проводился с помощью двух методик:

1) оценка личностной тревожности по шкале Спилбергера

2) опросник ЛОБИ

Было обследовано 25 больных, имеющих различную сердечно-сосудистую патологию, из них:

- 7 человек с ишемической болезнью сердца, стенокардией напряжения 1 – 4 функциональных классов;

- 6 человек с артериальной гипертензией 1-3 степени;

- 5 человек после перенесенного инфаркта миокарда, из них 2 после двукратного инфаркта миокарда;

- 1 человек с ревматизмом;

- 3 человека с пороками сердца, из них 1 с аортальным стенозом, 1 с дефектом межпредсердной перегородки, 1 с сочетанным пороком – митральный стеноз + митральная недостаточность;

- 3 человека с атеросклерозом.

Таким образом, достигнут достаточно широкий охват сердечно-сосудистой патологии, что позволяет с большой достоверностью и объективностью судить о типах реакции на неизбежность смерти.

2.2. Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера)

Методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является опросник, предложенный Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным (см. Приложение № 1).

Таблица 1.

Результаты исследования тревожности (опросник Спилбергера)

Группа больных

Контрольная группа

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

1

44

46

1

36

34

2

39

55

2

17

56

3

46

64

3

30

54

4

71

48

4

32

76

5

51

58

5

28

62

6

36

65

6

27

49

7

60

52

7

18

35

8

34

36

8

46

46

9

52

44

9

33

62

10

67

47

10

16

59

11

44

50

11

20

51

12

56

62

12

29

47

13

41

44

13

26

36

14

75

39

14

39

45

15

63

49

15

49

32

16

28

74

16

41

33

17

77

47

17

24

48

18

41

38

18

19

67

19

37

59

19

29

52

20

66

63

20

42

60

21

33

71

21

25

71

22

52

66

22

42

63

23

36

58

23

45

36

24

56

32

24

30

39

25

43

30

25

21

43

Сред-нее ариф-метич.

49,92

51,88

30,56

50,24

Таблица 2.

Средние значения по результатам теста Спилбергера

1. Ситуативная тревожность

Больные

Здоровые

49,92

30,56

2. Личностная тревожность

51,88

50,24


Таблица 3.

Распределение уровня тревожности в группах.


Низкая

(менее 30)

Умеренная

(31-45)

Высокая

(46 и более)

Ситуативная тревожность

Больные

4%

24%

72%

Здоровые

0

36%

64%

Личностная тревожность

Больные

4%

44%

52%

Здоровые

60%

16%

24%


Уровень личностной  тревожности у больных незначительно выше; уровень ситуативной тревожности - значительно выше, чем в контрольной группе. Так, в группе больных с сердечно-сосудистой патологией преобладает умеренная и высокая тревожность (44% и 52% соответственно), в то время как в контрольной группе эти уровни тревожности были выявлены лишь у 40% опрошенных (умеренная тревожность – 28%, высокая тревожность – 12%). Таким образом, гипотеза о том, что для больных с сердечно-сосудистой патологией в целом характерна повышенная личностная и ситуативная тревожность, подтвердилась. Такие показатели тревожности у данной группы больных могут быть обусловлены характером заболевания, его течением и прогнозом, а также личностными особенностями больных.

Таблица 4.

Статистическая обработка результатов.


ЛТ

СТ

Среднее

Больные

51,88

49,92

Здоровые

50,24

30,56

Дисперсия

Больные

191,84

183,32

Здоровые

189,44

122,16

Коэф-т Стьюдента

2,197067510095

0,1520709384186

 

2.3. Ленинградский Опросник Бехтеревского Института (ЛОБИ)

 

Ленинградский Опросник Бехтеревского института (ЛОБИ) разработан с целью диагностики типов отношения к болезни и других, связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями.

Диагностируется сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему (смерть), а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит).

Диагностируемые типы отношений. С помощью ЛОБИ могут быть диагностированы следующие типы отношений [Личко А. Е., Иванов И. Я., 1980]:

1. Гармоничный (Г). Трезвая оценка своего состояния без склонности преувеличивать его тяжесть и без оснований видеть все в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремление во всем активно содействовать успеху лечения. Нежелание обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации – переключение интересов на те области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе quo ad vitam сосредоточение внимания, забот, интересов на судьбе близких, своего дела.

2. Тревожный (Т). Постоянное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни, вероятных осложнениях, методах лечения, непрерывный поиск “авторитетов”. В отличие от ипохондрии более интересуют объективные данные о болезни (результат анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Поэтому предпочитают больше слушать высказывания других, чем без конца предъявлять свои жалобы. Настроение прежде всего тревожное, угнетенность - вследствие этой тревоги.

3. Ипохондрический (И). Сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях. Стремление постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Преувеличение побочного действия лекарств Сочетание желания лечиться и неверия в успех, требований тщательного обследования и боязни вреда и болезненности процедур.

4. Меланхолический (М). Удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания вплоть до суицидных мыслей. Пессимистический взгляд на все вокруг. Неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных.

5. Апатический (А). Полное безразличие к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения. Пассивное подчинение процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

6. Неврастенический (Н). Поведение по типу “раздражительной слабости”. Вспышки раздражения, особенно при болях, при неприятных ощущениях, при неудачах лечения, неблагоприятных данных обследования. Раздражение нередко изливается на первого попавшегося и завершается нередко раскаянием и слезами. Непереносимость болевых ощущений. Нетерпеливость. Неспособность ждать облегчения. В последующем – раскаяние за беспокойство и несдержанность.

7. Обсессивно-фобический (О). Тревожная мнительность прежде всего касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют более, чем реальные. Защитой от тревоги становятся приметы и ритуалы.

8. Сенситивный (С). Чрезмерная озабоченность о возможном неблагоприятном впечатлении, которое могут произвести на окружающих сведения о своей болезни. Опасения, что окружающие станут избегать, считать неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распускать сплетни или неблагоприятные сведения о причине и природе болезни. Боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим.

9. Эгоцентрический (Я). “Уход в болезнь”. Выставление напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Требование исключительной заботы – все должны забыть и бросить всё и заботиться только о больном. Разговоры окружающих быстро переводятся “на себя”. В других людях, также требующих внимания и заботы, видят только “конкурентов” и относятся к ним неприязненно. Постоянное желание показать свое особое положение, свою исключительность в отношении болезни.

10. Эйфорический (Ф). Необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное. Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что “само все обойдется”. Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни.

11. Анозогнозический (3). Активное отбрасывание мысли о болезни, о возможных ее последствиях. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание “обойтись своими средствами”.

12. Эргопатический (Р). “Уход от болезни в работу”. Даже при тяжести болезни и страданиях стараются во что бы то ни стало работу продолжать. Трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, работе отдают все время, стараются лечиться и подвергаться обследованию так, чтобы это оставляло возможность для продолжения работы.

13. Паранойяльный (П). Уверенность, что болезнь–результат чьего-то злого умысла. Крайняя подозрительность к лекарствам и процедурам. Стремление приписывать возможные осложнения лечения или побочные действия лекарств халатности или злому умыслу врачей и персонала. Обвинения и требования наказаний в связи с этим. Система отношений, связанных с болезнью, может не укладываться в один из описанных типов. Здесь речь может идти о смешанных типах, особенно близких по картине (тревожно-обсессивный, эйфорически-анозогно-зический, сенситивно-эргопатический и др.). Но система отношений может еще не сложиться в единый паттерн–тогда ни один из перечисленных типов не может быть диагностирован и черты многих или всех типов бывают представлены более или менее равномерно.

Больному вручаются брошюра с текстом опросника и регистрационный лист. Разъясняется, что на каждую тему можно сделать от 1 до 3 выборов (не более!) и номера сделанных выборов обвести кружком. Если ни одно из определений не подходит, обводится символ О. Когда больной не хочет отвечать именно на данную тему, графа остается незаполненной. Однако число нулей и незаполненных граф в сумме не должно превышать трех. Время заполнения регистрационного листа не ограничено. Раскодирование удобно осуществлять с помощью графика, где по абсциссе обозначены символы типов (они в скобках даны в приведенном описании типов), а по ординате отложены крестиками баллы в пользу каждого из типов (см. Приложение № 3)

Каждый буквенный символ в графе “Баллы для раскодирования” соответствует 1 баллу в пользу соответствующего типа: Г–гармоничного, Т–тревожного и т. д. Два и более символа за один выбор, например ТН, ЗФ, означают, что по одному баллу начисляется на каждый из этих типов. Сдвоенные символы, например ПП, РР, обозначают, что в пользу данного типа начисляется по два балла. После построения графика диагностика типа осуществляется в соответствии со следующими правилами:

1. Диагностироваться могут только типы, в отношении которых набрано такое чисто баллов, которое достигает или превышает минимальное диагностическое число для данного типа. Минимальные диагностические числа для разных типов неодинаковы:

2. Если минимальное диагностическое чисто достигнуто или превышено в отношении нескольких типов, диагностируется 2– 3 типа, где превышение наиболее велико Если же минимальное число не достигнуто ни по одному из типов, то никакой тип не диагностируется.

3. Гармоничный тип диагностируется только, если согласно правилам 1 и 2 не диагностируется никакой другой тип. В сочетаниях гармоничный тип не диагностируется (см. Приложение № 4).


Таблица 5.

Результат исследования типов реагирования на неотвратимость смерти.

А. Группа больных.

Тип отно-шения

Г

Т

И

М

А

Н

0

С

Я

Ф

3

Р

П


Миним.

диагн. число

7

4

3

3

3

3

4

3

3

5

6

3

1


3

0

10

1

0

0

0

0

2

1

4

5

1

2


8

3

1

0

1

2

3

0

1

3

0

4

0

3


2

1

2

2

2

4

2

2

1

2

3

0

2

4


3

7

0

1

1

2

1

1

0

4

2

3

2

5


6

1

1

5

0

0

1

2

2

1

1

2

0

6


1

0

2

0

0

2

0

1

3

0

1

5

2

7


4

1

1

0

0

0

6

2

1

4

3

1

1

8


0

2

3

0

2

1

3

2

1

2

4

0

2

9


2

5

0

2

1

1

2

0

0

3

2

0

0

10


0

6

0

1

0

0

2

0

2

1

0

4

0

11


3

0

2

1

0

0

3

1

1

1

0

2

7

12


5

1

1

2

2

2

5

0

0

1

1

3

2

13


6

2

0

0

1

0

1

1

4

2

1

1

2

14


0

1

2

2

2

1

0

2

2

4

3

2

7

15


1

0

6

1

1

1

1

0

0

3

1

0

1

16


4

3

1

2

2

0

4

2

0

2

4

5

2

17


2

3

1

0

0

2

3

2

1

2

2

3

7

18


3

4

0

1

1

1

0

2

1

1

0

2

0

19


0

0

2

2

2

3

2

0

2

0

3

4

2

20


1

0

1

2

0

6

2

1

2

0

1

1

2

21


1

1

2

0

1

3

1

1

2

4

2

1

1

22


4

5

2

1

2

2

0

1

0

2

0

4

0

23


5

2

1

1

2

0

3

0

3

1

3

0

2

24


0

5

0

0

0

2

0

0

2

0

4

3

2

25


2

0

0

2

1

0

1

2

0

2

8

1

Среднее арифм.


2,64

2,12

1,64

1,16

0,96

1,4

1,84

1

1,32

1,84

2,12

2,2

1,92


Б. Контрольная группа.

Тип отно-шения

Г

Т

И

М

А

Н

0

С

Я

Ф

3

Р

П


Миним. диагн. число

7

4

3

3

3

3

4

3

3

5

5

6

3

1


8

0

1

2

2

2

3

0

2

4

0

2

0

2


4

3

0

1

2

0

1

0

0

3

6

4

1

3


5

2

0

1

1

0

0

4

2

0

2

1

2

4


9

1

0

0

1

1

2

1

1

4

3

8

1

5


2

1

2

2

0

2

6

2

2

2

2

1

0

6


8

0

1

1

2

0

2

1

0

2

1

3

0

7


6

2

0

1

0

1

3

1

0

3

5

0

0

8


3

3

0

1

1

2

3

1

1

5

4

0

2

9


7

2

2

0

0

1

0

0

1

1

4

2

1

10


3

2

1

2

0

2

1

2

2

1

2

8

0

11


7

3

2

1

1

1

2

2

1

3

0

7

0

12


4

2

1

0

4

1

0

0

0

4

1

2

2

13


10

1

2

1

0

0

0

1

0

0

1

4

2

14


4

0

0

2

1

0

3

0

2

0

6

1

1

15


10

1

1

0

2

2

3

2

0

4

4

1

0

16


1

2

2

0

0

1

2

2

1

6

2

3

2

17


8

3

0

1

0

0

3

1

2

3

3

0

0

18


0

0

1

1

2

7

1

1

1

3

0

3

1

19


9

2

2

2

1

2

0

0

0

0

0

3

2

20


5

2

5

2

1

2

1

2

0

3

2

2

1

21


9

1

2

2

2

1

1

1

2

0

1

2

1

22


2

0

1

0

1

0

3

0

1

1

6

0

23


6

3

2

2

4

0

2

2

0

1

1

0

0

24


3

0

0

2

1

2

3

2

2

3

1

7

2

25


6

1

1

0

0

0

0

1

2

2

4

4

7

Сред-нее ариф-мети-ческое


5,56

1,48

1,16

1,08

1,16

1,2

1,8

1,16

1

2,32

2,2

2,96

1,12


Таблица 6.

Обработка результатов.


Г

Т

И

М

А

Н

О

С

Я

Ф

З

Р

П

Среднее

Группа больных

2,64

2,12

1,64

1,16

0,96

1,4

1,84

1

1,32

1,84

2,12

2,2

1,92

Среднее

Группа здоровых

5,56

1,48

1,16

1,08

1,16

1,2

1,8

1,16

1

2,32

2,2

2,96

1,12

Дисперсия

Группа больных

3,328

3,244

3,04

2,428

2,144

2,976

3,252

2,36

2,568

3,044

3,212

3,304

3,14

Дисперсия

Группа здоровых

4,928

3,256

2,932

2,644

2,944

2,596

2,46

2,38

2,748

2,688

3,112

2,648

2,34

Коэф-т Стьюдента

4,2

2,84

2,84

0,56

1,37

1,27

0,25

1,19

2,13

2,95

4,47

4,49

5,11


В группе больных с сердечно-сосудистой патологией чаще выявлялся негармоничный тип, в то время как в контрольной группе гармоничный тип явился преобладающим.

Типы реагирования в группе больных распределились следующим образом: гармоничный – 4%; тревожный – 24%; ипохондрический – 12%; меланхолический – 4%; апатический – не выявлен; неврастенический – 16%; обсессивно-фобический – 12%; сенситивный       - не выявлен; эгоцентри-ческий – 12%; эйфорический – не выявлен; анозогнозический – 4%; эргопатический – не выявлен; паранойяльный – 12%.

В контрольной группе распределение было следующим: гармоничный – 40%; тревожный – не выявлен; ипохондрический – 4%; меланхолический – не выявлен; апатический – 8%; неврастенический – 4%; обсессивно-фобический – 4%; сенситивный         - 4%; эгоцентрический – не выявлен; эйфорический – 8%; анозогнозический – 12%; эргопатический – 12%; паранойяльный – 4%.

Такое распределение типов можно объяснить тем, что для больных с сердечно-сосудистой патологией в целом характерна концентрация на своем заболевании, появление или проявление некоторых эгоцентрических черт характера, частые ипохондрические реакции и обсессивно-фобические расстройства. Также в данной группе больных отмечаются неврастенические реакции и, как уже было сказано, часты тревожные расстройства.

В контрольной группе данные типы реагирования или совсем не выявлялись, как, например, тревожный, меланхолический и эгоцентрический, или встречались реже, как, например, ипохондрический, неврастенический, обсессивно-фобический, паранойяльный.

Для больных с сердечно-сосудистой патологией в целом нехарактерны такие типы реагирования на болезнь, как апатический (напротив, больные очень заинтересованы в течении и прогнозе своего заболевания), сенситивный (больные скорее зациклены на себе и своем заболевании, чем проявляют заботу об окружающих), эйфорический (больные чаще пессимистично оценивают свое заболевание и качество жизни), эргопатический (из-за повышенной тревоги за свое состояние больные чаще берегут себя, чем уходят с головой в работу).

Соответственно, в контрольной группе перечисленные типы реагирования выявлялись чаще.

Гармоничный тип личности был диагностирован в группе больных с сердечно-сосудистой патологией у 4%, в контрольной группе – у 40% исследованных, что свидетельствует о ярком влиянии данной соматической патологии на психическое состояние больного и нарастании у него дисгармонии личности.

2.4. Выводы и рекомендации.


Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы:

1.   Для больных с сердечно-сосудистой патологией характерен повышенный уровень как личностной, так и ситуативной тревожности. Возможно, это является следствием осознания неизбежности смерти.

2. Также для больных с сердечно-сосудистой патологией в целом характерна концентрация на своем заболевании и возможности скорой смерти, появление или проявление некоторых эгоцентрических черт характера, ипохондрические, неврастенические и обсессивно-фобические реакции.

3. В контрольной группе уровень личностной тревожности незначительно ниже, чем в группе больных; уровень ситуативной тревожности значительно ниже, чем в группе больных; в большинстве случаев диагностируется гармоничный тип психического реагирования.

Исходя из сказанного, можно заключить, что сердечно-сосудичтые заболевания приводят к достаточно выраженным изменениям психического статуса больных, их уровня тревожности, приводя иногда к значительной социальной дезадаптации. Уровень дезадаптации зависит от стажа заболевания, от особенностей личности больного до заболевания, от самой нозологии, а также от эффективности лечения и прогноза. Несомненно, большое влияние на психологическое состояние больных оказывает их качество жизни, изменившееся в связи с заболеванием, и угроза заболевания жизни, трудоспособности или социальным функциям индивида.

Можно рекомендовать больным с сердечно-сосудистой патологией некоторые виды психотерапии, которые должны оказать на них положительное воздействие и улучшить их жизненную ситуацию и снизить психологический дискомфорт.[15] Психотерапия показана с целью воздействия на личность больного, снятия настроенности организма на извращенную реактивность, нормализации психосоматических взаимоотношений.

Виды психотерапии:

1. Аналитически ориентированная психотерапия.

2. Семейная психотерапия.

3. Катарсический метод психотерапии.

4. Телесноориентированная психотерапия.

5. Медитация.

6. Аутогенная тренировка.

7. Групповая и игровая психотерапия.[16]

Приведенные методики никоим образом не исчерпывают возможностей различных видов психокоррекционной терапии, выходящей за рамки кабинетов психологов и медицинских учреждений. Большое значение при работе с больными с сердечно-сосудистой патологией имеют музыко-, эстето-, арт-, библиотерапия, в частности, те произведения, где проходит тема страдания, различных жизненных коллизий и их преодоления любимыми героями, великими людьми, что помогало их самоопределению, самоутверждению, развитию личности, созданию того фундамента, который является надежной базой гармоничного, здорового психического состояния.

Необходимо отметить, что поиск смысла жизни является одной их самых психотравмирующих проблем для здорового человека, а для больного – тем более. Поэтому, в оптимальном для своего внутреннего мира поиске выхода из психологически дискомфортных ситуаций, в решении жизненных проблем некоторым больным в определенной степени может помочь приближение к непреходящим жизненным ценностям, основанным на религиозном мировоззрении, вере в Бога ( в Высший Разум), согласно культурным традициям каждого народа.

Еще К. Юнг писал, что психотерапия кончается тогда, когда человек приходит к вере, когда он вновь находит почву под своими ногами, на которой можно снова жить, созидать, верить и самому вызывать доверие. Даже сама по себе торжественность религиозных церемоний, звуки религиозной музыки, молитвы, хоровое песнопение, особенности цвета и света, запахи – все это способствует успокоению, снимает повышенную тревожность и возвращает «базальную» уверенность в себе и в окружающих. Воздействие религии на больных способствует также восстановлению адекватной обратной связи между личностью и окружающей средой.[17]

Также можно рекомендовать больным трудотерапию как способ отвлечения от своей патологии, разумеется, подобранную с учетом трудоспособности больного и специфики его патологического состояния.

 

Заключение.

В процессе признания неизбежности смерти выделяют 5 стадий: отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие.

1.   На стадии отрицания человек отказывается признать возможность своей смерти и занимается поисками других, более обнадеживающих мнений и диагнозов.

2.   Как только человек осознает, что он действительно умирает, его охватывает гнев, обида и зависть к окружающим - наступает стадия гнева. Умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением всех его планов и надежд.

3.   На стадии торга человек ищет способы продлить жизнь, дает обещания и пытается договориться с Богом, врачами, медсестрами или другими людьми, чтобы отдалить развязку или облегчить себе боль и страдания.

4.   Когда ничего выторговать не удается или время истекает, человека охватывает чувство безнадежности. Наступает стадия депрессии. На этой стадии умирающий горюет о том, что уже потерял, и о предстоящей смерти, о разлуке с родными и близкими.

5.   На финальной стадии принятия человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает развязки. [18]

Не стоит думать, что прохождение через эти стадии начинается только при приближении смерти. В течение всей жизни человек «бегает» по этому кругу, старательно «перепрыгивая» через последний, пятый пункт. Казалось бы, у людей, которым не грозит скорая смерть, больше времени на то, чтобы привыкнуть к мысли, что они когда-нибудь умрут. Однако, это не так. И только понимание неизбежности скорой смерти прекращает этот бег.

Неотвратимая близость собственной смерти вынуждает человека прекратить суету и, все-таки, остановиться на пятом пункте - принять свою смертность. С этого момента жизнь меняется самым существенным образом. У людей появляется способность наслаждаться жизнью как таковой. Они часто проводят свои последние годы, вспоминая прошлое и заново переживая старые радости и невзгоды. Обозрение жизни является очень важной ступенью, на которую индивидуум поднимается в конце жизненного пути. В этот период жизни человек сильнее всего тяготеет к самосознанию. Этот процесс часто ведет к настоящему росту личности: люди разрешают старые конфликты, переосмысливают жизнь и даже открывают в себе что-то новое. Только столкнувшись с реальностью приближающейся смерти, человек может, наконец, твердо определиться в отношении того, что для него является важным в жизни и кто он есть на самом деле. [19]

Список литературы.

1)   Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. - 251 с.

2)   Бейли А. Проблема смерти. -  М.,1995. -  563с.

3)   Белоусов С. Психология страха смерти. – СПб.,1993. – 271с.

4)   Гроф С. Книга мертвых: учебник жизни и смерти. -  М.,1994. – 483с.

5)   Гроф С. По ту сторону смерти. – М.,1994. – 512с.

6)   Гроф С. Человек перед лицом смерти. – М.,2002. – 239с.

7)   Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов.-М.-2000.-223 с.

8)   Кромолицкая Б. Волонтеры в хосписе (пер. с польск.)-М.: 2001.-174 с. 1 02-3/325-2

9)   Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании (пер. с англ.).-София.-2001.-317 с.

10) Мамфорд Дж. Смерть: начало или конец?. -  М.,2002. -  176с.

11) Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. – К.,1994. – 415с.

12) Проблемы психологической реабилитации больных / Соколова Ольга Августиновна; М-во образования Рос. Федерации. Хабар. гос. пед. ун-т (ХГПУ). - Хабаровск : Хабар. гос. пед. ун-т, 1999. - 116 с.

13) Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А.Реан).-СПб.-2001.-656 с.

14) Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака (3-е изд.).-СПб.: 2001.-288 с.

15) Сумерки богов: Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. –    М.,1989. – 310с.

16) Хайл-Эверс Базисное руководство по психотерапии (3-е изд.).-СПб.-2001.-508 с.

 

Приложения.

Приложение № 1.

 Опросник Спилбергера.

 

№пп

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

№пп

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

 

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

 

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

 

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

4

 

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

 

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

 

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

 

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

 

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

 

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

 

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

 

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

 

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

 

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

 

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

 

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

 

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

 

- 37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

 

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

 

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

 

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

 

Ключ для интерпретации результатов опросника Спилбергера.

 

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

№№

Никогда

Почти всегда

Почти никогда

Часто

№№

Никогда

Почти всегда

Почти никогда

Часто


СТ

ЛТ

1

4

1

3

2

21

4

3

2

1

2

4

1

3

2

22

1

2

3

4

3

1

4

2

3

23

1

2

3

4

4

1

4

2

3

24

1

2

3

4

5

4

1

3

2

25

1

2

3

4

6

1

4

2

3

26

4

3

2

1

7

1

4

2

3

27

4

3

2

1

8

4

1

3

2

28

. 1

2

3

4

9

1

4

2

3

29

1

2

3

4

10

4

1

3

2

30

4

3

2

1

11

4

1

3

2

31

1

2

3

4

12

1

4

2

3

32

1

2

3

4

13

1

4

2

3

33

1

2

3

4

14

1

4

2

3

34

1

2

3

4

15

4

1

3

2

35

1

2

3

4

16

4

1

3

2

36

4

3

2

1

17

1

4

2

3

37

1

2

3

4

18

1

4

2

3

38

1

2

3

4

19

4

1

3

2

39

4

3

2

1

20

4

1

3

2

40

1

2

3

4

 

Приложение № 2.
 
Текст ЛОБИ и код для оценки результатов

Предлагаемые выборы

Баллы для раскодирования


Самочувствие


1

С тех пор, как я заболел, у меня почти всегда плохое самочувствие

Т

2

Я почти всегда чувствую себя бодрым и полным сил

3

3

Дурное самочувствие я стараюсь перебороть

Г

4

Плохое самочувствие я стараюсь не показывать другим

ПП

5

У меня почти всегда что-нибудь болит

И

6

Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений

Н

7

Плохое самочувствие появляется у меня от ожидания неприятностей

Т

8

Я стараюсь терпеливо переносить боль и физические страдания

9


10

С тех пор, как я заболел, у меня бывает плохое самочувствие с приступами раздражительности и чувством тоски

ТН

11

Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие

0

Ни одно из определений ко мне не подходит


Настроение


1

Как правило, настроение у меня очень хорошее

Ф

2

Из-за болезни я часто бываю нетерпеливым и раздражительным

ННТЯ

3

У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в будущем

ООС

4

Я не позволяю себе из-за болезни предаваться унынию и грусти

Г

5

Из-за болезни у меня почти всегда плохое настроение

ИЯ

6

Мое плохое настроение зависит от плохого самочувствия

ТН

7

У меня стало совершенно безразличное настроение

А

8

У меня бывают приступы мрачной раздражительности, во время которых достается окружающим

9

У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточение и гнев

10

Малейшие неприятности сильно задевают меня

П

11

Из-за болезни у меня всегда тревожное настроение

ТТО

12

Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей

0

Ни одно из определений ко мне не подходит


Сон и пробуждение ото сна


1

Проснувшись, я сразу заставляю себя встать

2

Утро для меня – самое тяжелое время суток

3

Если меня что-то расстроит, я долго не могу уснуть

ТНО

4

Я плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем

А

5

Я сплю мало, но встаю бодрым, сны вижу редко


6

С утра я более активен и мне легче работать, чем вечером

7

У меня плохой и беспокойный сон и часто бывают тоскливые сновидения


8

Бессонница у меня наступает периодически без особых причин

9

Я не могу спокойно спать если утром надо встать в определенный час

10

Утром я встаю бодрым и энергичным


11

Я просыпаюсь с мыслью о том, что сегодня надо будет сделать

СС

12

По ночам у меня бывают приступы страха

О

13

С утра я чувствую потное безразличие ко всему


14

Я могу свободно регулировать свой сон


15

По ночам меня особенно преследуют мысли о моей болезни

О

16

Во сне мне видятся всякие болезни


0

Ни одно из определении ко мне не подходит


Аппетит и отношение к еде


1

Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях

С

2

У меня хороший аппетит

ФП

3

У меня плохой аппетит

И

4

Я люблю сытно поесть


5

Я ем с удовольствием и не люблю ограничивать себя в еде

3

6

Мне легко можно испортить аппетит


7

Я боюсь испорченной пищи и всегда тщательно проверяю ее свежесть и доброкачественность

И

8

Еда меня интересует прежде всего как средство под держать здоровье

Р

9

Я стараюсь придерживаться диеты, которую сам разработал

И

10

Еда не доставляет мне никакого удовольствия


0

Ни одно из определений ко мне не подходит


Отношение к болезни


1

Моя болезнь меня пугает

Т

2

Я так устал от болезни, что мне безразлично, что со мной будет

АА

3

Стараюсь не думать о своей болезни и жить беззаботной жизнью

ФФ

4

Моя болезнь больше всего угнетает меня тем, что люди стали сторониться меня

С

5

Без конца думаю о всех возможных осложнениях, связанных с болезнью

ОО

6

Я думаю что моя болезнь неизлечима и ничего хорошего меня не ждет

И

7

Считаю что моя болезнь запущена из за невнимания и неумения врачей

П

8

Считаю, что опасность моей болезни врачи преувеличивают

З

9

Стараюсь перебороть болезнь работать как прежде и даже еще больше

РР

10

Я чувствую, что моя болезнь гораздо тяжелее, чем это могут определить врачи

И

11

Я здоров, и болезни меня не беспокоят

З

12

Моя болезнь протекает совершенно необычно – не так как у других, и поэтому требует особого внимания

ЯЯ

13

Моя болезнь меня раздражает делает нетерпеливым, вспыльчивым

НН

14

Я знаю, по чьей вине я заболел, и не прощу этого никогда

П

15

Я всеми силами стараюсь не поддаваться болезни

Г

0

Ни одно из определений ко мне не подходит


Отношение к лечению


1

Избегаю всякого лечения – надеюсь, что организм сам переборет болезнь, если о ней поменьше думать

2

Меня пугают трудности и опасности, связанные с предстоящим лечением

––

3

Я был бы готов на самое мучительное и даже опасное лечение, только бы избавиться от болезни

4

Я не верю в успех лечения и считаю его напрасным

5

Я ищу новые способы лечения но, к сожалению во всех них постепенно разочаровываюсь

6

Считаю, что мне назначают много ненужных лекарств, процедур, меня уговаривают на никчемную операцию


7

Всякие новые лекарства, процедуры и операции вызывают у меня бесконечные мысли об осложнениях и опасностях, с ними связанных


8

От лечения мне становится только хуже

9

Лекарства и процедуры нередко оказывают на меня такое необычное действие, что это изумляет врачей


10

Считаю, что среди применяющихся способов лечения есть настолько вредные, что их следовало бы запретить

П

11

Считаю, что меня лечат неправильно

П

12

Я ни в каком лечении не нуждаюсь

13

Мне надоело бесконечное лечение хочу только чтобы меня оставили в покое

14

Я избегаю говорить о лечении с другими людьми

Г

15

Меня раздражает и озлобляет, когда лечение не дает улучшения

0

Ни одно из определений ко мне не подходит (или ни одна из цифр не обведена)

ЗФР


Отношение к врачам и медперсоналу


1

Главным во всяком медицинском работнике я считаю внимание к больному

Г

2

Я хотел бы лечиться у такого врача, у которою большая известность

И

3

Считаю, что заболел я больше всею по вине врачей

П

4

Мне кажется, что врачи мало что понимают в моей болезни и только делают вид, что лечат

5

Мне все равно, кто и как меня лечит


6

Я часто беспокоюсь о том, что не сказал врачу что то важное, что может повлиять на успех лечения


7

Врачи и медперсонал нередко вызывают меня не приязнь

8

Я обращаюсь то к одному, то к другому врачу, так как не уверен в успехе лечения

Я

9

С большим уважением я отношусь к медицинской профессии

Г

10

Я не раз убеждался, что врачи и медперсонал не внимательны и недобросовестно выполняют свои обязанности

НП

11

Я бываю нетерпеливым и раздражительным с врачами и персоналом и потом сожалею об этом

12

Я здоров и в помощи врачей не нуждаюсь


13

Считаю, что врачи и персонал на меня попусту тратят время

0

Ни одно из определений ко мне не подходит


Отношение к родным и близким


1

Я настолько поглощен мыслями о моей болезни, что дела близких меня перестали волновать

2

Я стараюсь родным и близким не показывать виду, как я болен, чтобы не омрачать им настроения

СР

3

Близкие напрасно хотят сделать из меня тяжелобольного

4

Меня одолевают мысли, что из за моей болезни моих близких ждут трудности и невзгоды

-

5

Мои родные не хотят понять тяжести моей болезни и не сочувствуют моим страданиям

И

6

Близкие не считаются с моей болезнью и хотят жить в свое удовольствие

7

Я стесняюсь своей болезни даже перед близкими

Я

8

Из за болезни потерялся всякий интерес к делам и волнениям близких и родных


9

Из-за болезни я стал в тягость близким


10

Здоровый вид и беззаботная жизнь близких вызывают у меня неприязнь

11

Я считаю, что заболел из за моих родных


12

Я стараюсь поменьше доставлять тягот и забот моим близким из за моей болезни

ГРР

0

Ни одно из определений ко мне не подходит


Отношение к работе (учебе)


1

Болезнь делает меня никуда не годным работником (неспособным учиться)

А

2

Я боюсь, что из за болезни я лишусь хорошей работы (придется уйти из хорошего учебного заведения)


3

Моя работа (учеба) стала для меня совершенно без различной

4

Из за болезни мне стало не до работы (не до учебы)

5

Все время беспокоюсь, что из за болезни могу допустить оплошность на работе (не справиться с учебой)

С

6

Считаю, что болезнь моя из за того, что работа (учеба) причинили вред моему здоровью


7

На работе (по месту учебы) совершенно не считаются с моей болезнью и даже придираются ко мне

0

8

Не считаю, что болезнь может помешать моей работе (учебе)

Ф

9

Я стараюсь, чтобы на работе (по месту учебы) по меньше бы знали и говорили о моей болезни

Р

10

Я считаю, что, несмотря на болезнь, надо продолжать работу (учебу)

РР

11

Болезнь сделала меня на работе (учебе) неусидчивым и нетерпеливым


12

На работе (за учебой) я стараюсь забыть о своей болезни

13

Все удивляются и восхищаются тем, что я успешно работаю (учусь), несмотря на болезнь

14

Мое здоровье не мешает мне работать (учиться) там, где я хочу

0

Ни одно из определений ко мне не подходит


Отношение к окружающим


1

Мне теперь все равно, кто меня окружает и кто около меня

2

Мне хочется только, чтобы окружающие оставили меня в покое

––

3

4

Здоровый вид и жизнерадостность окружающих вызывают у меня раздражение


5

Я стараюсь, чтобы окружающие не замечали моей болезни


6

Мое здоровье не мешает мне общаться с окружающими, сколько мне хочется

ЗЗ

7

Мне бы хотелось, чтобы окружающие испытали на себе, как тяжело болеть

––

8

Мне кажется, что окружающие сторонятся меня из за моей болезни


9

Окружающие не понимают моей болезни и моих страданий

Я

10

Моя болезнь и то, как я ее переношу, удивляют и поражают окружающих

11

С окружающими я стараюсь не говорить о моей болезни

12

Мое окружение довело меня до болезни, и я этого не прощу

13

Среди окружающих я теперь вижу, как много людей страдает от болезней


14

Общение с людьми мне теперь стало быстро надоедать и даже раздражает меня

И

15

Моя болезнь не мешает мне иметь друзей

Г

0

Ни одно из определений ко мне не подходит


Отношение к одиночеству


1

Предпочитаю одиночество, потому что одному мне становится лучше

АС

2

Я чувствую, что болезнь обрекает меня на полное одиночество


3

В одиночестве я стараюсь найти какую-нибудь интересную и нужную работу

4

В одиночестве меня начинают особенно преследовать нерадостные мысли о болезни, осложнениях, предстоящих страданиях


5

Часто, оставшись наедине, я скорее успокаиваюсь: люди меня стали сильно раздражать

НЯ

6

Стесняясь болезни, я стараюсь отдалиться от людей, а в одиночестве скучаю по людям

-

7

Избегаю одиночества, чтобы не думать о своей болезни

-

8

Мне стало все равно: что быть среди людей, что оставаться в одиночестве

9

Желание побыть одному зависит у меня от обстоятельств и настроения

ГФ

10

Я боюсь оставаться в одиночестве из-за опасений, связанных с болезнью

СЯ

0

Ни одно из определений ко мне не подходит (или ни одна из цифр не обведена)

Ф


Отношение к будущему


1

Болезнь делает мое будущее печальным и унылым

АА

2

Мое здоровье не дает пока никаких оснований беспокоиться за будущее

ЗФ

3

Я всегда надеюсь на счастливое будущее, даже в самых отчаянных положениях

4

Не считаю, что болезнь может существенно отразиться на моем будущем

ЗЗ

5

Аккуратным лечением и соблюдением режима я надеюсь добиться улучшения здоровья в будущем

ГТ

6

Свое будущее я целиком связываю с успехом в моей работе (учебе)


7

Мне стало безразлично, что станет со мной в будущем

А

8

Из-за моей болезни я в постоянной тревоге за мое будущее

ИСЯЯ

9

Я уверен, что в будущем вскроются ошибки и халатность тех, из-за кого я заболел

П

10

Когда я думаю о своем будущем, меня охватывают тоска и раздражение на других людей

11

Из-за болезни я очень тревожусь за свое будущее


0

Ни одно из определений ко мне не подходит


Ключ для раскодирования результатов опросника ЛОБИ.

 

10














9














8












Х


7












Х


6












Х


5












Х


4

X











Х


3

X






Х

Х




Х


2

X

X

X



X

Х

Х




Х


1

X

X

X



X

Х

Х




Х



Г

Т

И

М

А

Н

О

С

Я

Ф

3

Р

П


 

Тип отношения

Г

Т

И

М

А

Н

0

С

Я

Ф

3

Р

П

Минимальное

Диагности-ческое число

7

4

3

3

3

3

4

3

3

5

5

6

3















 

Приложение № 3. 

Статистическая обработка результатов исследования.

А. Тревожность.

1. Выборочное среднее.

X = 1/n * S x k

Группа больных:

1)   ситуативная тревожность

Х = 1/25 * 1248 = 1248 / 25 = 49,92

2)   личностная тревожность

Х = 1/25 * 1297 = 51,88

Контрольная группа:

1)   ситуативная тревожность

Х = 1/25 * 764 = 764/25 = 30,56

2)   личностная тревожность

Х = 1/25 * 1256 = 50,24

2. Дисперсия

S = 1/n * S (x k – x)2

Группа больных:

1) ЛТ

S = 1/25 * 4796= 4796 / 25 = 191,84

2) СТ

S = 1/25 * 4583= 4796 / 25 = 183,32

Контрольная группа:

1) ЛТ

S = 1/25 * 4736 =  189,44

2) СТ

S = 1/25 * 3054 =  122,16

3. Коэффициент Стьюдента

а) ситуативная тревожность

t = (x1 – x2) / Ö ((m1)2 + (m2)2)

m1= S1/n1

m1= 183,32 / 25 = 7,3328

m2=S2/n2

m2=  122,16 / 25 =  4,8864

t = 49,92 – 30,56 / Ö (7,3328*7,3328 +  4,8864* 4,8864) = 19,36 / Ö (53,76995584 + 23,87690496) = 19,36 / Ö  77,6468608 = 19,36 /   8,811745615938 =   2,197067510095

а) личностная тревожность

t = (x1 – x2) / Ö ((m1)2 + (m2)2)

m1= S1/n1

m1= 191,84 / 25 = 7,6736

m2=S2/n2

m2=  189,44 / 25 =  7,5776

t = 51,88 – 50,24 / Ö (7,6736*7,6736 +  7,5776* 7,5776) = 19,36 / Ö (58,88413696 + 57,42002176) = 1,64 / Ö   116,30415872 = 1,64 /    10,78444058447 =     0,1520709384186

Б. Опросник ЛОБИ.

1. Выборочное среднее.

X = 1/n * S x k

Группа больных:

1)   Гармоничный

Х =  2,64

2)   тревожный

Х = 2,12

3)   ипохондрический

Х = 1,64

4)   меланхолический

Х = 1,16

5)   апатический

Х = 0,96

6)   неврастенический

Х = 1,4

7)   обсессивно-фобический

Х = 1,84

8)   сенситивный

Х = 1

9)   эгоцентрический

Х = 1,32

10)   эйфорический

Х = 1,84

11)   анозогнозический

Х = 2,12

12)   эргопатический

Х = 2,2

13)   паранойяльный

Х = 1,92

Контрольная группа:

1)   Гармоничный

Х =  5,56

2)   тревожный

Х = 1,48

3)   ипохондрический

Х = 1,16

4)   меланхолический

Х = 1,08

5)   апатический

Х = 1,16

6)   неврастенический

Х = 1,2

7)   обсессивно-фобический

Х = 1,8

8)   сенситивный

Х = 1,16

9)   эгоцентрический

Х = 1

10)   эйфорический

Х = 2,32

11)   анозогнозический

Х = 2,2

12)   эргопатический

Х = 2,96

13)   паранойяльный

Х = 1,12

2. Дисперсия

S = 1/n * S (x k – x)2

Группа больных:

1)   Гармоничный

S = 1/25 * 83,2 = 3,328

2)   тревожный

S = 1/25 * 81,1 = 3,244

3)   ипохондрический

S = 1/25 * 76,1 = 3,04

4)   меланхолический

S = 1/25 * 60,7 = 2,428

5)   апатический

S = 1/25 * 53,6 = 2,144

6)   неврастенический

S = 1/25 * 74,4 = 2,976

7)   обсессивно-фобический

S = 1/25 * 81,3 = 3,252

8)   сенситивный

S = 1/25 * 55,9 = 2,36

9)   эгоцентрический

S = 1/25 * 64,2 = 2,568

10)   эйфорический

S = 1/25 * 76,1 = 3,044

11)   анозогнозический

S = 1/25 * 80,3 = 3,212

12)   эргопатический

S = 1/25 * 82,6 = 3,304

13)   паранойяльный

S = 1/25 * 78,5 = 3,14

Контрольная группа:

1)   Гармоничный

S = 1/25 * 123,2 = 4,928

2)   тревожный

S = 1/25 * 81,4 = 3,256

3)   ипохондрический

S = 1/25 * 73,3 = 2,932

4)   меланхолический

S = 1/25 * 66,1 = 2,644

5)   апатический

S = 1/25 * 73,6 = 2,944

6)   неврастенический

S = 1/25 * 64,9 = 2,596

7)   обсессивно-фобический

S = 1/25 * 61,5 = 2,46

8)   сенситивный

S = 1/25 * 59,5 = 2,38

9)   эгоцентрический

S = 1/25 * 68,7 = 2,748

10)   эйфорический

S = 1/25 * 67,2 = 2,688

11)   анозогнозический

S = 1/25 * 77,8 = 3,112

12)   эргопатический

S = 1/25 * 66,2 = 2,648

13)   паранойяльный

S = 1/25 * 58,5 = 2,34

3. Коэффициент Стьюдента

t = (x1 – x2) / Ö ((m1)2 + (m2)2)

m1= S1/n1

m2=S2/n2

1)   Гармоничный

m1= 3,328 / 25 = 0,13312

m2= 4,928 / 25 = 0,1992

t = 5,56 – 2,64 / Ö (0,1992х0,1992 + 0,13312х0,13312) = 2,92 / Ö (0,44302336 + 0,03968064) = 2,92 / Ö  0,482704 = 2,92 /  0,6947690263678 =   4,202835603177

2)   Тревожный

m1= 3,244 / 25 = 0,12976

m2= 3,256 / 25 =  0,13024

t = 2,12 – 1,48 / Ö (0,12976х0,12976 + 0,13024х0,13024) = 2,92 / Ö (0,0168376576 +  0,0169624576) = 0,64 / Ö   0,0506377728 = 0,64 /   0,2250283822099 =    2,844085682514

3)   ипохондрический

m1= 3,04 / 25 = 0,1216

t = 1,64 – 1,16 / Ö (0,1216х0,1216 + 0,11728х0,11728) = 0,48 / Ö (0,01478656 +  0,0137545984) = 0,48 / Ö   0,0285411584= 0,48 /   0,1689412868425 =    2,841223770533

4)   меланхолический

m1= 2,428 / 25 =  0,09712

m2= 2,644 / 25 =  0,10576

t = 1,16 – 1,08 / Ö (0,09712х0,09712 + 0,10576х0,10576) = 0,08 / Ö (0,0094322944 +  0,0111851776) = 0,08 / Ö   0,020617472= 0,08 /   0,1435878546396 =    0,5571501865609

5)   апатический

m1= 2,144 / 25 =  0,08576

m2= 2,944 / 25 =  0,11776

t = 1,16 – 0,96 / Ö (0,08576х0,08576 + 0,11776х0,11776) = 0,2 / Ö (0,0073547776 +  0,0138674176) = 0,2 / Ö   0,0212221952= 0,2 /   0,1456783964766 =    1,372887159923

6)   неврастенический

m1= 2,976 / 25 =  0,11904

m2= 2,596 / 25 =  0,10384

t = 1,4 – 1,2 / Ö (0,11904х0,11904 + 0,10384х0,10384) = 0,2 / Ö (0,0141705216 +  0,0107827456) = 0,2 / Ö   0,0249532672= 0,2 /   0,1579660317916 =    1,266094980879

7)   обсессивно-фобический

m1= 3,252 / 25 =  0,13008

m2= 2,46 / 25 =  0,0984

t = 1,84 – 1,8 / Ö (0,0984х0,0984 + 0,13008х0,13008) = 0,04 / Ö (0,0169208064 +  0,00968256) = 0,04 / Ö   0,0266033664= 0,04 /   0,1631053843379=    0,2452402179278

8)   сенситивный

m1= 2,36 / 25 =  0,0944

m2= 2,38 / 25 =  0,0952

t = 1,16 - 1 / Ö (0,0944х0,0944 + 0,0952х0,0952) = 0,16 / Ö (0,00891136 +  0,00906304) = 0,16 / Ö   0,01812608= 0,16 /   0,1346331311379=    1,188414758305

9)   эгоцентрический

m1= 2,568 / 25 =  0,10272

m2= 2,748 / 25 =  0,10992

t = 1,32 - 1 / Ö (0,10272х0,10272 + 0,10992х0,10992) = 0,32 / Ö (0,0105513984 +  0,0120824064) = 0,32 / Ö   0,0226338048= 0,32 /   0,1504453548635=    2,127018147495

10)   эйфорический

m1= 3,044 / 25 =  0,12176

m2= 2,688 / 25 =  0,10752

t = 2,32 – 1,84 / Ö (0,12176х0,12176 + 0,10752х0,10752) = 0.48 / Ö (0,0148254976 +  0,0115605504) = 0,48 / Ö   0,026386048= 0,48 /   0,1624378281066 =    2,954976716918

11)   анозогнозический

m1= 3,212 / 25 =  0,12848

m2= 3,112 / 25 =  0,12448

t = 2,2 – 2,12 / Ö (0,12848х0,12848 + 0,12448х0,12448) = 0,08 / Ö (0,0165071104 +  0,0154952704) = 0,08 / Ö   0,0320023808= 0,08 /   0,1788920926145 =    4,471969600837

12)   эргопатический

m1= 3,304 / 25 =  0,13216

m2= 2,648 / 25 =  0,10592

t = 2,96 – 2,2 / Ö (0,13216х0,13216 + 0,10592х0,10592) = 0,76 / Ö (0,0174662656 +  0,0112190464) = 0,76 / Ö   0,028685312= 0,76 /   0,1693673876518=    4,487286546369

13)   паранойяльный

m1= 3,14 / 25 =  0,1256

m2= 2,34 / 25 =  0,0936

t = 1,92 – 1,12 / Ö (0,1256х0,1256 + 0,0936х0,0936) = 0,8 / Ö (0,01577536 +  0,00876096) = 0,8 / Ö   0,02453632= 0,8 /   0,1566407354426 =    5,107228319266


[1] Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании (пер. с англ.).-София.-2001

[2] Психология человека от рождения до смерти (ред. А.А.Реан).-СПб.-2001.-656 с.

[3] Кромолицкая Б. Волонтеры в хосписе (пер. с польск.)-М.: 2001

[4] Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака (3-е изд.).-СПб.: 2001.-288 с.

[5] Там же.

[6] Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992

[7] Сумерки богов: Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. –    М.,1989. – 310с

[8] Белоусов С. Психология страха смерти. – СПб.,1993. – 271с.

[9] Мамфорд Дж. Смерть: начало или конец?. -  М.,2002. -  176с.

[10] Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании (пер. с англ.).-София.-2001

[11] Гроф С. Человек перед лицом смерти. – М.,2002. – 239с.

[12] Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. – К.,1994. – 415с.

[13] Бейли А. Проблема смерти. -  М.,1995. -  563с

[14] Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.

[15] Проблемы психологической реабилитации больных / Соколова Ольга Августиновна; М-во образования Рос. Федерации. Хабар. гос. пед. ун-т (ХГПУ). - Хабаровск : Хабар. гос. пед. ун-т, 1999. - 116 с.

[16] Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов.-М.-2000.-223 с.

[17] Хайл-Эверс Базисное руководство по психотерапии (3-е изд.).-СПб.-2001.-508 с.

[18] Проблемы психологической реабилитации больных / Соколова Ольга Августиновна; М-во образования Рос. Федерации. Хабар. гос. пед. ун-т (ХГПУ). - Хабаровск : Хабар. гос. пед. ун-т, 1999. - 116 с.

[19] Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании (пер. с англ.).-София.-2001

Похожие работы на - Смерть как финальная стадия развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!