Смежные права

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,48 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Смежные права


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

Глава I. ПОНЯТИЕ СМЕЖНЫХ ПРАВ…………………………………………...6

§1.Общая характеристика смеж­ных прав.…………………………………..6

§2.Срок действия смежных прав…………………………………………….8


Глава II. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

               И ПОСТАВКИ……………………………………………………………..9

§1.Субъекты прав исполнителей…………………………………………….9

§2.Права исполнителей……………………………………………………...10

§3.Понятие договора о передаче исключительных

                исполнительских прав…………………………………………………...12

§4.О соблюдении исполнительских прав на телевидении………………..14

§5.Об исключительных смежных правах артистов-исполнителей………15


Глава III. ПРАВА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ

                НА ИХ ФОНОГРАММЫ……………………………………………….20

§1.Права производителя фоног­раммы.…………………………………….20

§2.Понятие договора о передаче исключительных

                прав производителя фонограммы………………………………………23

Глава IV. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО НА ИХ ПЕРЕДАЧИ

                В ЭФИР И ПРАВА КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ НА

               ИХ ПЕРЕДАЧИ  ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ……………………25

§1.Права организаций эфирного и кабельного вещания………………….25

§2.Понятие договора о передаче прав организаций эфирного

      и кабельного вещания…………………………………………………...28

Глава V. ЗАЩИТА  СМЕЖНЫХ ПРАВ ПО СОГЛАШЕНИЮ О

               ТОРГОВЫХ АСПЕКТАХ ПРАВ

                ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

                И ПО ГРАЖДАНСКОМУ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ……………..32

§1.Охрана смежных прав в соответствии с нормами ТРИПС …………...32

§2.Гражданско-правовые меры защиты  смежных прав в России……….35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,

СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ………………………………………………………….40

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях ис­пользования объектов интел­лектуальной собственности договоры о смежных правах приобрета­ют особую актуальность. Это связано с несколькими факторами: во-пер­вых, сами формы использования результатов творчества приобрета­ют международный характер. Спутниковое телевидение, сети ве­щания Интернет и другие формы передачи информации разрушают национальные границы использо­вания. Во-вторых, именно договор способен согла­совать позиции различных сторон и нормы различных право­вых систем и выработать универ­сальные стандарты для охраны прав правообладателей. В-третьих, договор обеспечивает охрану не только в  рамках отдельной стра­ны, а в рамках международного сообщества.

Впервые в российском законо­дательстве понятие “смежные права” появилось в разд. IV Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

По решению Верховного Сове­та РФ от 14 июля 1992 г. действие этого раздела Основ распространя­лось на всю территорию России, но лишь до принятия нового Граж­данского Кодекса. С принятием За­кона РФ “Об авторском праве и смежных правах” 1993г. этот раз­дел Основ утратил силу.

Закон же посвятил смежным правам специальный раздел, кото­рый позволил охранять права ис­полнителей, производителей фо­нограмм, организаций эфирного и кабельного вещания.

В отличие от Основ 1991 г. За­кон РФ 1993 г. исключил из соста­ва субъектов смежных прав созда­телей видеозаписей, но включил организации кабельного вещания. Права создателей видеозаписей охраняются нормами авторского права как аудиовизуальные произ­ведения.

Упомянутые законодательные акты не дают определения смеж­ных прав. В законодательстве стран дальнего зарубежья (ФРГ, Франция, Швеция и др.) их

назы­вают правами, смежными с автор­скими. В законе Эстонской Респуб­лики от 11 ноября 1992 г. речь идет о правах, сопутствующих автор­ским правам.

Предоставление международ­ной охраны правам, составляю­щим интеллектуальную собствен­ность (далее — 1РК), крайне важ­но, поскольку им имманентно при­суще ограниченное территориаль­ное действие. Эти права изначаль­но ограничены территорией опре­деленной страны, поскольку воз­никают в силу национальных зако­нов не связаны, по общему прави­лу, с материальным объектом (в отличие, например, от права вещ­ной собственности), поэтому в условиях развитого международ­ного оборота им наряду с нацио­нальной необходима международ­ная охрана. Что касается между­народной охраны авторских и смежных прав, являющихся разно­видностью 1РК, то из наиболее зна­чимых международных договоров, затрагивающих авторские и смеж­ные права, следует упомянуть Бер­нскую конвенцию об охране лите­ратурных и художественных про­изведений 1886 г. (Парижский акт 1971 г., с изм 1979 г.; далее — Бернская конвенция). Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г. (в ред 1971 г.), Римскую кон­венцию об охране прав исполни­телей, вещательных организаций и производителей фонограмм 1961 г. и Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от не­законного воспроизводства их фо­нограмм 1971 г. (также известную как Фонограммная конвенция).

Одним из новейших междуна­родных договоров в области охра­ны исключительных прав являет­ся Соглашение о торговых аспек­тах прав интеллектуальной соб­ственности (далее в соответствии с общепринятой международной аббревиатурой — ТРИПС), явля­ющееся частью системы договоров Всемирной торговой организации

ТРИПС, вступившее в силу 1 ян­варя 1996 г., является самым круп­ным по сфере применения и ком­плексным   многосторонним международным договором в об­ласти 1РК, охватывая все их основ­ные разновидности. ТРИПС является уникальным соглашением в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и содержит ряд весьма примечательных новелл, определяющих новые стандарты для международного уровня охра­ны 1РК.

Хотя соглашение ТРИПС охва­тывает все основные разновидно­сти 1РК, в настоящей работе осо­бенности и механизм ТРИПС бу­дут рассматриваться в основном применительно к смежным правам.

Но прежде, чем рассмотреть охрану смежных прав, как на международном, так и на российском уровне. Мы должны рассмотреть виды смежных прав по российскому законодательству.

Таким образом, из всего вышеизложенного вытекает цель курсовой работы: Определить понятие смежных прав и рассмотреть их виды.

Исходя из цели курсовой работы, перед нами выдвигаются следующие задачи:

·   Дать понятие смежных прав;

·   Рассмотреть виды смежных прав;

·   Изучить ответственность за нарушение смежных прав.



Глава I. ПОНЯТИЕ СМЕЖНЫХ ПРАВ


§1.Общая характеристика смеж­ных прав

Грамматическое толко­вание понятия “смежный” означа­ет находящийся непосредственно рядом, имеющий общую границу. Пограничность авторских и смеж­ных прав проявляется в том, что они вытекают из результатов твор­ческой деятельности. Авторские права связаны с созданием произ­ведений литературы, науки, искус­ства; смежные с их использовани­ем путем исполнения, постановки, записи на фонограмму, передачи в эфир или по кабельному вещанию. Субъекты смежных прав: Исполнители; Режиссеры; Постановщики; Певцы, артисты; Изготовители фонограмм; Телевидение, радио (вещательные организации);  Объекты смежных прав: Передачи; Постановки; Фонограммы; Песни.

Смежные права имеют ряд осо­бенностей. В отличие от авторских прав, которые принадлежат любо­му лицу, способному создавать произведения творчества, смеж­ные права возникают у ограничен­ного круга лиц как физических, так и юридических: исполнителей, производителей фонограмм, орга­низаций эфирного или кабельно­го вещания. Другая особенность заключа­ется в том, что субъекты смежных прав могут осуществлять их в строго ограниченных пределах, которые оговариваются в догово­ре с исполнителем и автором запи­санного на фонограмму или пере­даваемого в эфир произведения. От исполнителя тоже требуется соблюдение прав автора исполня­емого произведения. Еще одна особенность смеж­ных прав связана с их ограничени­ем по времени, а также точкой от­счета, с которой они действуют. Согласно ст. 43 Закона РФ “Об ав­торском праве и смежных правах” 1993 г. срок действия смежных прав определен 50-ю годами, но для исполнителя они начинают действовать после первого испол­нения или постановки; для произ­водителей фонограмм — после первого опубликования фоно­граммы либо после ее первой за­писи, если фонограмма не была опубликована; для организаций эфирного и кабельного вещания — после осуществления такой орга­низацией первой передачи в эфир или по кабелю.

Для возникновения и осуще­ствления смежных прав не требует­ся соблюдения каких-либо фор­мальностей. Производитель фо­нограмм и исполнитель произведе­ния подтверждают свои права пу­тем использования знака охраны смежных прав, состоящего из трех элементов: латинской буквы “Р” в кружочке, имени (наименования) обладателя исключительных смеж­ных прав, года первого опублико­вания фонограммы. Признание за смежными правами исключитель­ного характера свидетельствует о том, что только субъекты этих прав могут распоряжаться теми резуль­татами, которые получены ими на основе использованных оригиналь­ных произведений.1

Субъекты смежных прав могут передавать свои исключительные права по договору другим лицам.


Закрепляемые за исполнителями, производителями фоно­грамм, организациями эфирного и кабельного вещания смежные права передаются пользователям объектов их прав на договорной основе. В отличие от авторских правоотношений договорные от­ношения в сфере смежных прав носят более сложный характер. Они органически связаны друг с другом и с авторскими правоот­ношениями. В данной сфере одновременно должны уступаться по договорам разрешения на использование как постановок, испол­нений и передач, так и охраняемых авторским правом исполняемых (записываемых, передаваемых) произведений. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осу­ществляют свои смежные права лишь в пределах прав, получен­ных по договору с исполнителем и автором произведения, запи­санного на фонограмме или передаваемого в эфир либо по кабелю. Точно так же передача по договору разрешения на использование постановки не отменяет необходимости получения договорного разрешения у других участвующих в ней исполнителей, а также у автора исполняемого произведения (п. 2 ст. 36 ЗоАП).

1Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах. //Юрист. –1998. -№ 11-12.  -С.12.  

Смежные права делятся на виды: Права исполнителей на их исполнения и поставки; Права производителей фонограмм на их фонограммы; Права организаций эфирного кабельного вещания.

 

§2.Срок действия смежных прав

Закон РФ 1993 г. (ст. 43) устанав­ливает срок действия смежных прав. Как правило, смежные права действуют в течение 50 лет, но у каждого субъекта смежных прав своя точка отсчета. Так, у исполни­теля отсчет срока действия смеж­ных прав начинается после перво­го исполнения или постановки.

Производитель фонограммы ве­дет отсчет 50 лет после первого опуб­ликования фонограммы либо в тече­ние 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опублико­вана в течение этого срока. Органи­зации эфирного и кабельного веща­ния пользуются правами в течение 50 лет после осуществления первой пе­редачи в эфир или по кабелю. Исчисление указанных сроков начинается с 1 января года, следу­ющего за годом, в котором имел место юридический факт, являю­щийся основанием для начала те­чения срока.

Закон РФ 1993 г. предусматри­вает особенности определения срока для некоторых субъектов смежных прав:

• если исполнитель был реп­рессирован и реабилитирован по­смертно, то срок охраны его прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реаби­литации;

• если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, 50-летный срок охраны его прав уве­личивается на 4 года.1

К наследникам исполнителя, про­изводителя фонограммы, организа­ции эфирного или кабельного веща­ния переходит право разрешать ис­пользование исполнения, постанов­ки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение воз­награждения в пределах оставшейся части пятидесятилетнего срока


1Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах. // Юрист. – 1998. - № 11.   

Глава II. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ИХ ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСТАВКИ

§1.Субъекты прав исполнителей

Статья 37 Закона РФ 1993 г. закрепляет пра­ва исполнителей. К их числу отно­сятся три группы субъектов: арти­сты, режиссеры-постановщики, дирижеры3. Все они связаны с творческим исполнением чужих авторских произведений. Испол­нители — это актеры, танцоры, певцы, музыканты и другие лица, непосредственно воспроизводя­щие творческие произведения. Суть их исполнительской деятель­ности состоит в интерпретации оригинального произведения авто­ра. Два актера, исполняющие одну и ту же роль, отмечает М.Н. Ночевник, по-разному ее интерпретиру­ют, не меняя при этом текста4. В. Зельдин и Ф. Чеханков, игравшие в спектакле “Учитель танцев” в Те­атре Советской Армии, выражали свое понимание роли, делали акцен­ты на те слова, которые, по их мне­нию, являлись определяющими для образа. Поэтому рисунок роли каждого из них отличается своей индивидуальностью.

Режиссеры-постановщики не­посредственного участия в испол­нении произведения не принима­ют. Суть их деятельности состоит в создании сценического произве­дения. Театральные режиссеры на основе пьесы создают спектакли; балетмейстеры на основе либрет­то ставят балетные спектакли и т.д.

Для театрального режиссера важен замысел и образ спектакля. Обратимся к рассуждениям из­вестного театрального режиссе­ра Г. Товстоногова. Он писал: “в свое время, когда я ставил “Опти­мистическую трагедию” Всеволода Вишневского в Ленинградском те­атре драмы имени Пушкина, мы определили образ спектакля как образ “России — корабля револю­ции”. Не какой-то частный корабль с анархиствующей командой, кото­рую женщина-комиссар превраща­ет в регулярную часть, а всю Россию, взбудораженную Октябрем”5.

Другой театральный режиссер, Леонид Варпаховский, поставив­ший в Малом театре СССР спек­такль “Рождество в доме синьора Купьелло”, вспоминал: “Мне пред­ставилось, исходя из всей концеп­ции спектакля, особенно важной эта мысль: глава семьи умер, а жизнь пошла своим чередом. Надо было сочинить образное воплоще­ние этой мысли”. Оно нашло вы­ражение в спектакле в том, что “окна настежь, трепещут занавес­ки, звучит музыка — тема спектак­ля. Жизнь ворвалась в дом синьо­ра Купьелло, хозяйничает в нем, весь уклад, царивший здесь рань­ше, изменится со смертью хозяи­на” . Все участники творческого процесса вовлечены в создание спектакля, организатором которо­го выступает режиссер.

Дирижеры, управляющие ор­кестром, хором, оперным или ба­летным представлением, также объединяют всех исполнителей и дают свою трактовку произведе­ния. В результате их творчества произведения автора становятся доступными обществу, получают распространение. Причем не име­ет значения, охраняется это произ­ведение авторским правом или не охраняется. И в том, и в другом слу­чае исполнение этих произведений находится под охраной закона.

§2.Права исполнителей

К личным неимущественным правам исполнителей можно отне­сти право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного по­сягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству испол­нителя. Имущественным является право на использование исполне­ния или постановки в любой фор­ме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.1

Рассмотрим эти права.

Право на имя означает юриди­чески обеспеченную возможность для исполнителя ставить свое под­линное или вымышленное имя при любом использовании его творческого воплощения произве­дения, а также требовать, чтобы оно не искажалось. В титрах ряда фильмов наряду с подлинным име­нем


1Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах. // Юрист. – 1998. - № 11-12.  -С.12.  

исполнителя Вахтанга Кика­бидзе используется его вымыш­ленное имя Буба.

Право на имя исполнителя не отчуждается и охраняется бессрочно.

Право на использование ис­полнения или постановки в лю­бой форме, включая право на по­лучение вознаграждения, являет­ся имущественным правом испол­нителя. Это право исполнителя признается исключительным и означает, что оно позволяет осуще­ствлять или разрешать осуществ­лять следующие действия:

• передавать в эфир или сооб­щать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постанов­ку, если используемые для такой передачи исполнение или поста­новка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с ис­пользованием записи;

• записывать ранее не запи­санные исполнения или поста­новку;

• воспроизводить запись ис­полнения или постановки;

• передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

• сдавать в прокат опублико­ванную в коммерческих целях фо­нограмму, на которой записаны исполнение или постановка с уча­стием исполнителя.

Названные действия могут осуществлять сами исполнители, а могут давать разрешение на совер­шение этих действий третьим ли­цам. Если речь идет об индивиду­альном исполнителе, то разреше­ние дает он сам. Если исполнение осуществляется коллективом ар­тистов, то разрешение исходит от руководителя такого коллектива. И в том, и в другом случае заключа­ется письменный договор с пользователем.

В некоторых случаях разреше­ние на последующие передачи ис­полнения или постановки, осуще­ствление записи для передачи и вос­произведения такой записи органи­зациями эфирного или кабельного вещания не требуется, если они прямо предусмотрены договором исполнителя с организацией эфир­ного или кабельного вещания. Эти случаи указаны в подп. 1,2 и 3 ст. 37 Закона РФ 1993 г.

Исключительные права испол­нителя, связанные с воспроизведе­нием записи исполнения или по­становки, не действуют в ряде слу­чаев, когда:

• первоначальная запись ис­полнения или постановки была произведена с согласия исполни­теля;

• воспроизведение исполне­ния или постановки осуществля­ется в тех же целях, для которых было получено согласие исполни­теля при записи исполнения или постановки;

• воспроизведение исполне­ния или постановки осуществля­ется в тех же целях, для которых произведена запись для цитирова­ния, включение в обзор текущих событий фрагментов из исполне­ния, постановки, фонограммы, пе­редачи в эфир или по кабелю и т.д.

Исключительные имуществен­ные права исполнителя могут пе­редаваться по договору:

• организациям эфирного и кабельного вещания;

• любым другим лицам (орга­низациям, управляющим имуще­ственными правами на коллектив­ной основе, лицам, занимающим­ся коммерческим использованием творческих произведений и объек­тов смежных прав).

§3.Понятие договора о передаче исключительных

исполнительских прав

Передачу по договорам другим лицам (пользователям) исклю­чительных прав исполнителя предусматривают п. 4 и 7 ст. 37 ЗоАП. Предметом договора служит разрешение пользователю:

• осуществлять передачу исполнения или постановки в эфир и сооб­щение его для всеобщего сведения по кабелю;

• записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

• воспроизводить их запись;

• передавать сделанную первоначально в некоммерческих целях запись в эфир или по кабелю;

• сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограм­му с участием исполнителя.1

Все разрешения выдаются самим исполнителем, а при испол­нении коллективом исполнителей — руководителем такого кол­лектива. Договор заключается в письменной форме.

Своеобразный порядок осуществления прав исполнителя при­меняется при заключении договора на запись исполнения или по­становки на фонограмму в случае последующей передачи испол­нения или постановки или проведения записи в этих целях организациями эфирного или кабельного вещания, а также при создании аудиовизуального произведения. Так, при заключении договора на запись исполнения или постановки право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму пере­ходит к производителю фонограммы, а исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (п. 2 ст. 37, ст. 39 ЗоАП).

Если в договоре исполнителя с вещательной организацией пря­мо предусмотрены необходимые разрешения на последующие пе­редачи исполнения или постановки, осуществление записи для передачи и воспроизведение такой записи данной организацией (пп. 1—3 п. 2 ст. 37 ЗоАП), то дополнительных разрешений на эти действия вообще не требуется (п. 5 ст. 37 ЗоАП). Наконец, если исполнитель участвует в создании аудиовизуального произведения, то, заключая договор с изготовителем этого произведения на его создание, он предоставляет изготовителю свое исключительное право на


1Завидов  Б.Д. Договорное право России. – М.: Юрайт, 1998. – С. 28.

использование аудиовизуального произведения, закреп­ленное в пп. 1—4 п. 2 ст. 37 ЗоАП. При этом права на отдельное использование изготовителем звука или изображения, зафикси­рованных в аудиовизуальном произведении, исполнитель не пе­редает.

По договору о передаче исполнительских прав стороны при­обретают взаимные права и обязанности. Взамен права на исполь­зование исполнения или постановки в обусловленной форме пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования (абз. 3 п. 1 ст. 37 ЗоАП). Размер вознагражде­ния определяется по соглашению сторон. Если размер вознаграж­дения не установлен соглашением сторон, то он в случае спора может быть установлен по правилам п. 3 ст. 424 ГК — как возна­граждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно уплачивается за передачу аналогичных прав. В случае же сдачи фонограммы исполнения в прокат (пп. 5 п. 5 ст. 37 ЗоАП) возна­граждение в виде сумм за прокат распределяется между ее произ­водителем и исполнителем поровну (п. 2 ст. 39 ЗоАП).

Закон не устанавливает максимального размера исполнитель­ского вознаграждения. Он определяет лишь минимальные разме­ры. Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 “О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды ис­пользования исполнения (постановки)”1 утверждены подобные ставки рекомендательного характера.

 

§4.О соблюдении исполнительских прав на телевидении


Хотя Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" действует в России с 3 августа 1993 года, исполнения как объекты смежных прав до сих пор в основной своей массе используются на телевидении без договоров с правообладателями и без выплаты исполнительского гонорара.

Связано такое положение дел с рядом объективных и субъективных причин, среди которых:

·   относительная новизна исполнительских прав (они были признаны объектом смежных прав только начиная с 3 августа 1992 года — с введением в действие на территории России Основ гражданского законодательства Союза ССР и респуб­лик);

·   сложность правовой материи;

·   сложность приведенных в Законе "Об авторском праве и смежных правах" формулировок, наличие в нем большого количества изъятий и ограничений из об­щих правил;

·   появление в России лишь в 1997 году организаций, управляющих смежными правами артистов-исполнителей, — Российское общество по смежным правам (РОСЛ) и Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ).

Для более полного понимания сути проблемы остановимся на исключительных правах артистов-исполнителей.

 

§5.Об исключительных смежных правах артистов-исполнителей


В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона артисту-исполнителю в отношении его ис­полнений принадлежат следующие исключительные права:

• право на имя (применительно к передачам организаций эфирного или кабель­ного вещания или фильмам это обязанность указания подлинного имени или твор­ческого псевдонима артиста-исполнителя в титрах телепередачи или фильма);

• право на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести или достоинству артиста-исполнителя путем не­санкционированного внесения изменений, дополнений или сокращений в звуко- или видеозапись исполнения (например, с помощью компьютерного монтажа можно осуществить воспроизведение изображения лица, которого не было в кадре, либо удалить изображение артиста-исполнителя из некоторых кадров, либо изменить выражение его лица и др.);

• право на использование исполнения в любой форме, включая право на полу­чение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Представляется, что формулировка о праве артиста-исполнителя использовать исполнение "в любой форме" является декларативной, поскольку исчерпывающий перечень его исключительных прав приведен в п. 2 ст. 37 Закона.

При этом в других пунктах ст. 37 предусмотрены случаи "сужения" таких прав, а в ст. 42 Закона — даже изъятия из прав.

Право на запись ранее не записанного исполнения на аудио и видеоносители. Прежде всего, необходимо отметить, что под "записью исполнения" понимает­ся фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприя­тие, воспроизведение или сообщение (абз. 7 ст. 4 Закона). Здесь речь идет о первой записи исполнения, которое (исполнение) до записи могло неоднократно "живьем" передаваться в эфир или сообщаться для всеобщего сведения по кабе­лю, но без фиксации исполнения на звуко- и видеоносителях. Данное право может быть реализовано артистом-исполнителем путем заключения договора с телеком­панией и с выплатой исполнительского гонорара.1

Право артиста-исполнителя на запись обычно игнорируется телекомпаниями или другими лицами, осуществляющими звуко - и видеозапись концертов или шоу-про­грамм.

Право на воспроизведение записи исполнения: Под "воспроизведением записи исполнения" следует понимать изготовление од­ного или более экземпляров звуко - и (или) видеозаписи исполнения на любом ма­териальном носителе (как на профессиональных, так и на обычных видеокассетах, компакт-дисках и других носителях).

Законодательно определено, что право артиста-исполнителя на воспроизведе­ние записи исполнения не распространяется на случаи, когда 


1Права на результаты интеллек­туальной деятельности. Сборник нормативных актов.// Сост. В. А. Дозорцев. - М.Буклайн, 1994. - С. 134.

первоначальная запись исполнения была произведена с согласия артиста-исполнителя.

Имеется в виду, что артист-исполнитель, дав согласие на запись исполнения для определенных целей, например для передачи записи в эфир, уже передал такое право другому лицу и получил за это (или получит) установленное договором воз­награждение. Поэтому для воспроизведения такой записи для тех же целей (изготовления копий эфирных записей) уже не требуется получения согласия арти­ста-исполнителя.

Право же на запись исполнения для других целей (например, для воспроизве­дения записи на видеокассетах) в полной мере сохраняется за артистом-исполни­телем. Если же запись исполнения была произведена без согласия артиста-исполнителя (например, исключительно в учебных целях), право на воспроизведение в полной мере сохраняется за артистом-исполнителем. Воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие артиста-исполнителя при записи исполнения. Данное положение фактически дублирует предыдущее положение законода­тельства. Воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях, для которых была произведена запись (без согласия артиста-исполнителя и без выплаты воз­награждения) в соответствии с положениями ст. 42 Закона.

Это воспроизведение:

·   для включения в обзоры текущих событий небольших отрывков из исполнения;

·   исключительно в целях обучения или научного исследования;

·   для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения в информацион­ных целях;

·   в личных целях;

·   в некоторых других случаях.

Право на передачу в эфир или по кабелю запаса исполнения, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей:

Если видеозапись исполнения была произведена не для коммерческих целей (например, для включения отрывков исполнения в обзор текущих событий дня в информационной программе "Сегодня"), ее дальнейшая передача в эфир в соста­ве коммерческой телепередачи (например, в программе "Доброе утро") допуска­ется только с согласия артиста-исполнителя и с выплатой ему гонорара.

Если же первоначально запись исполнения была произведена в коммерческих целях (например, для ее тиражирования на аудио- или видеокассетах в составе музыкального сборника), то право на передачу записи исполнения в эфир ар­тистом-исполнителем утрачивается. К тому же он утрачивает и свое имуще­ственное право на передачу в эфир в прямой трансляции первого "живого" испол­нения.

Право на сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы (то есть исключительно звуковой записи),  на которой записано исполнение с участием артиста-исполнителя Данное право никак не связано с телепередачами. Тем не менее следует отметить, что при заключении договора на запись исполнения на фонограмму указанное право автоматически переходит к производителю фонограммы. При этом артист-исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (ст. 39 Закона). Размер гонорара жела­тельно определить в договоре на запись исполнения.1

В заключение следует отметить, что соблюдение телекомпаниями исключитель­ных прав артистов-исполнителей практически невозможно без функционирования организаций, управляющих имущественными правами артистов-исполнителей, и производителей фонограмм.

Представляется, что только путем заключения лицензионных соглашений между телекомпаниями и такими организациями реально появится возможность "запус­тить" механизм осуществления исполнительских прав в России. Законодательная база для этого есть. Помимо Закона РФ "Об авторском

праве и смежных правах" в России действует постановление Правительства РФ


 

1Кокина С.В.  Артисты исполнители как субъекты смежных  прав в РФ// Юридический мир.-2002.-№5.-С.46.

от 17 мая 1996 года № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)". Важную роль в этом процессе призвана сыграть судебная практика — как в толковании спорных положений Закона, так и в их применении.

Рассмотрим пример судебной практики:

Лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение.

Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у от­ветчика видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков. Установив, что истец является обладателем исключительных прав на указанный фильм, суд удовлетворил иск.

Суд обоснованно отклонил довод ответчика о приобретении им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и невозможности в связи с этим нести ответственность. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона "Об авторском праве" распространение экземпляров произ­ведения является самостоятельным имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских прав является любое распространение без разрешения правообладателя.  Торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверила наличия у него права на распростра­нение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), то есть не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесе­ние правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет. Таким образом, суд сделал правильный вывод о причинении убытков истцу неправомерными действиями ответчика и принял в соответствии с подп. 4 п. 1 и п. 4 ст. 49 названного Закона реше­ние о конфискации контрафактных экземпляров произведения и взыскании дохода вместо возме­щения убытков.


§1.Права производителя фоног­раммы


Запись любых звуков на любом материальном носителе (валик, пластинка, пленка) пред­ставляет собой фонограмму. Ста­тья 4 Закона РФ 1993 г. определяет фонограмму как исключительно звуковую запись исполнений или иных звуков.

Изготовить, произвести фо­нограмму может физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен­ность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. За­кон охраняет любые фонограммы, независимо от их материальной формы, качества записи, охра­носпособности записываемых произведений. Одновременно закон закрепляет за изготовителями фо­нограмм права, позволяющие защи­щать их имущественные интересы.1

Возникновение этих прав свя­зано с фактом первой фиксации звуков с помощью технических средств. Изготовление фонограм­мы представляет собой техни­ческий процесс, поэтому ее изго­товителю принадлежат лишь иму­щественные права. Спонсор или кредитор, давая деньги на запись фонограммы, не может быть при­знан как изготовитель такой фоно­граммы и претендовать на смежные права. Иное может быть установ­лено в договоре между спонсором и изготовителем фонограммы.


Согласно п. 1 ст. 38 Закона РФ 1993 г. производителю фонограм­мы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограм­мы в любой форме, включая пра­во на получение вознаграждения за каждый вид использования фо­нограммы. Исключительное право на использование фонограммы представляет собой право осуще­ствлять или разрешать осуществ­лять следующие действия:

1Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах // Юрист. – 1998. - № 11-12.  - С.12.  

• воспроизводить фонограм­му;

• переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;

• распространять экземпля­ры фонограммы (продавать, сда­вать их в прокат и т. д.);

• импортировать экземпля­ры фонограммы в целях распрос­транения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения про­изводителя этой фонограммы.

Здесь необходимо сделать от­сылку к ст. 4 Закона РФ 1993 г., ко­торая под экземпляром фонограм­мы подразумевает копию фонограм­мы на любом материальном носителе, изготовленную непосред­ственно или косвенно с фонограм­мы и включающую все звуки или части звуков, зафиксированные в этой фонограмме.

Не раскрывая содержания этих исключительных прав произво­дителя фонограммы, поскольку они схожи с аналогичными автор­скими правами, отметим лишь не­которые моменты. Указанный пе­речень исключительных прав про­изводителя фонограммы является исчерпывающим и расширитель­ному толкованию не подлежит. Воспроизведение фонограммы должно осуществляться с согласия производителя фонограммы. Пе­ределка, любая переработка фо­нограммы также требует согласия производителя фонограммы, ибо в процессе переработки она может подвергаться существенным изме­нениям: отдельные звуки могут усиливаться, другие приглушаться; магнитная запись может быть пе­реведена в цифровую запись и т.д.1

Распространять экземпляры фонограммы означает продать, т.е. пустить в гражданский оборот; сдать их в прокат, т.е. предоставить экземпляр фонограммы во вре­менное пользование в целях извле­чения прямой или косвенной ком­мерческой выгоды.

В Законе РФ 1993 г. подчерки­вается, что, если экземпляры пра­вомерно опубликованной фо­нограммы введены в гражданский оборот посредством их


1Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. - М.:ИНФРА-НОРМА, 1996. – С. 180.

продажи, то допускается их дальнейшее рас­пространение без согласия про­изводителя фонограммы и без выплаты вознаграждения.

В статье 38 Закона РФ 1993 г. также отмечается, что право на распространение экземпляров фо­нограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фо­нограммы независимо от права собственности на эти экземпляры. Разрешение производителя фо­нограммы требуется и в случаях ввоза на территорию России эк­земпляров фонограммы для после­дующего распространения. При реализации указанных прав, когда она осуществляется другими лица­ми, должны соблюдаться интересы производителя фонограммы.

Закон РФ 1993 г. (ст. 39) допус­кает использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения. Эти случаи охватывают:

• публичное исполнение фо­нограммы;

• передача фонограммы в эфир;

• сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.

Сбор, распределение и выпла­та вознаграждения осуществляют­ся одной из организаций, управля­ющей правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе в соответ­ствии с соглашением между этими организациями. Указанное вознаг­раждение распределяется между производителями фонограммы и исполнителем поровну, если иное не предусмотрено этим соглаше­нием. Размер вознаграждения и условия его выплаты определятся соглашением между пользовате­лем фонограммы (или объединени­ями таких пользователей) и органи­зациями, управляющими правами производителей фонограмм и ис­полнителей. Если названные сто­роны не достигнут такого соглаше­ния, то вопрос решает специально уполномоченный орган Россий­ской Федерации. Размер вознаг­раждения устанавливается за каж­дый вид использования фонограм­мы. Для сбора и распределения вознаграждения важно, чтобы пользователи фонограмм пред­ставляли в организации, управля­ющие правами производителей фонограмм и исполнителей, про­граммы, содержащие точные све­дения о количестве использования фонограммы, а также иные сведе­ния и документы.

§2.Понятие договора о передаче исключительных

прав производителя фонограммы

Как и в договорах о передаче исполнительских прав, в данных договорах предметом является разрешение пользователю воспро­изводить фонограмму (т. е. изготовлять ее экземпляры); переде­лывать или любым иным способом перерабатывать ее; распро­странять экземпляры фонограммы (продавать, сдавать в прокат и т. д.; импортировать экземпляры фонограммы в целях распро­странения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения про­изводителя этой фонограммы). Право на распространение экзем­пляров фонограммы путем сдачи их в прокат может быть передано пользователю только по его договору с производителем фонограм­мы независимо от того, кому принадлежит право собственности на эти экземпляры (абз. 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП).1

По договору о передаче фонограммных прав производитель имеет право на вознаграждение за каждый вид использования фонограммы. Это право имеют также производители фонограмм, опубликованных в коммерческих целях и используемых в силу п. 1 ст. 39 ЗоАП без согласия как ее производителя, так и исполните­ля.


Однако порядок определения размера вознаграждения и его выплаты различаются. Обычно вознаграждение определяется соглашением сторон с учетом (при необходимости) минимальных размеров, установленных рекомендательными нормами постанов­ления Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 “О ставках воз­награждения исполнителям за некоторые виды испо-льзования ис­полнения (постановки)”. Вознаграждение же за использование

1Дозорцев В.А. Понятие исключительно права. // Юридический мир. – 2000. - № 3. - С. 4.

опубликованной коммерческой фонограммы путем ее публичного исполнения (с эстрады, на дискотеке, в ресторане, баре, кинотеат­ре и т. д.), передачи в эфир или по кабелю собирается, распределя­ется и выплачивается одной из организаций, управляющих права­ми производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 44 ЗоАП) в соответствии с соглашением между этими организациями.

При отсутствии иной договоренности указанное вознаграждение распределяется между производителем фонограм­мы и исполнителем поровну.

Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединени­ями (ассоциациями) таких пользователей, с одной стороны, и орга­низациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны, а в случае, если стороны не до­стигнут соглашения, — специально уполномоченным органом Рос­сийской Федерации.

Пользователи фонограмм должны представ­лять организации, выплачивающей вознаграждение, программы с точными сведениями о количестве использований фонограммы, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и рас­пределения вознаграждения (п. 3, 4 ст. 39 ЗоАП).










Глава IV. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО НА ИХ ПЕРЕДАЧИ В ЭФИР И ПРАВА КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ НА ИХ ПЕРЕДАЧИ

ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ

§1.Права организаций эфирного и кабельного вещания

К органи­зациям эфирного вещания отно­сятся радио- и телестудии, иные организации, занимающиеся рас­пространением звука, изображе­ния средствами беспроволочной связи. Эти организации включены в число субъектов смежных прав и наделены соответствующими правами.

Согласно ст. 40 Закона РФ 1993 г. организациям эфирного вещания принадлежат исключительные права использовать передачу в лю­бой форме и давать разрешения на использование передачи, включая право на получение вознагражде­ния за предоставление такого раз­решения.1

Что понимать под термином “передача”? Ответ на этот вопрос дает ст. 4 Закона РФ 1993 г., в кото­рой сказано: “передача в эфир — сообщение произведений, фо­нограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для все­общего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевиде­нию (за исключением кабельного телевидения)”. Из этой же статьи видно, что вещание осуществляет­ся двумя способами:

• путем сигналов наземных телепередатчиков;

• посредство спутников. Сигналы наземных телепере­датчиков, как правило, подаются и принимаются в пределах одной страны. Такое вещание регулирует­ся национальным законодатель­ством.

Спутниковое вещание — име­ет транснациональный масштаб. При этом спутниковый сигнал, излучаемый в одной стране, прини­мается рядом стран, которые вме­сте со страной излучения сигнала составляют “зону приема”, что на­зывается “следом спутника”.


1Чернышёв С.А. Охрана смежных прав в России. // Юридический мир. - 2002. - №3. - С. 17.

В российском законодательстве под передачей в эфир через спут­ник понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигнала со спутника, по­средством которых произведения, фонограммы, исполнения и т.д. могут быть доведены до всеобще­го сведения независимо от факти­ческого приема их публикой.

Кроме исключительного права использовать передачу в любой форме, организация эфирного ве­щания наделена правом давать разрешение на использование пе­редачи. Это право означает, что организации эфирного вещания разрешают осуществлять ряд дей­ствий. В п. 2 ст. 40 дается исчерпы­вающий перечень этих действий:

• одновременно передавать в эфир передачу организации эфир­ного вещания другой организации эфирного вещания. Имеется в виду ретрансляция передачи, кото­рая осуществляется современны­ми техническими средствами;

• сообщать передачу для все­общего сведения по кабелю;

• записывать передачу. Орга­низация эфирного вещания может записывать передачи других орга­низаций эфирного вещания при получении от них специального разрешения;

• воспроизводить запись пе­редачи. Исходя из содержащегося в законе понятия воспроизведения произведения или фонограммы, можно говорить об изготовлении одного или более экземпляров либо части на любом материальном но­сителе. Это положение по аналогии может быть распространено на вос­произведение записи передачи;

• сообщать передачу для все­общего сведения в местах с плат­ным входом. Имеются в виду кон­цертные залы, клубы, кинотеатры и т.д., т.е. такие места, куда слуша­тели, зрители специально собира­ются для просмотра.

Исключительное право орга­низации эфирного вещания на воспроизведение записи переда­чи не распространяются на слу­чаи, когда:

• запись передачи была про­изведена с согласия организации эфирного вещания;


1Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах // Юрист. – 1998. - № 11-12.  - С.12.  

• воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее за­пись в случаях “свободного” ис­пользования передачи.

Рассмотрим пример из судебной практики:

Если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не преду­смотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать.

Акционерное общество "Телекомпания" обратилось в арбитражный суд с иском к государст­венной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.

Исковые требования обосновывались ссылками на условия договора, предусматривающие обя­занность истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на опреде­ленных материальных носителях, а ответчика — принять и оплатить эти телепрограммы по согла­сованным ценам. Ответчик возражал против иска, поскольку истец по условиям авторского договора передал ему исключительные права на использование произведения, в том числе на воспроизведение, на рас­пространение, на передачу в эфир и другие, но обязанность пользователя выпустить телепрограммы в эфир сторонами не предусмотрена. В связи с изменением концепции вещания у ответчика не имеется возможности выпустить их в эфир.

Суд первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произве­дения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их определенным способом.

Суд кассационной инстанции отменил решение суда по следующим основаниям.  

В соответствии со ст. 30 Закона "Об авторском праве" предметом авторского договора является передача имущественных прав. При этом стороны могут договориться о передаче как исключи­тельных, так и неисключительных прав.1

В статье 31 названного Закона содержатся дополнительные нормы об авторских договорах, ос­новные положения о которых даны в ст. 30.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона авторский договор должен предусматривать, способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передает­ся право; территорию, на которой может осуществляться использование; размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования; сроки выплаты вознаграждения; другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Таким образом. Закон "Об авторском праве" не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным п. 2 ст. 16 этого Закона.

Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существен­ным. Судом установлено, что в авторском договоре между сторонами нет условия об обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на которые перешли к телерадио­компании.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения искового требования.

§2.Понятие договора о передаче прав организаций эфирного и кабельного вещания

Обладая исключительным правом на передачу, организация эфирного вещания вправе разрешать другой организации одно­временно ретранслировать свою передачу в эфир, сообщать ее по кабелю, записывать и воспроизводить запись передачи, а также сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Хотя в ст. 40 ЗоАП, в отличие от ст. 37 и 38, не упоминает­ся


1Дозорцев В.А. Понятие исключительно права. // Юридический мир. – 2000. - № 3. - С.6.

эфирного вещания с пользователями.1

Предметом этих договоров обычно служит параллельная транс­ляция другой вещательной организацией передачи либо аналогич­ное сообщение ее передачи для всеобщего сведения по кабелю. Помимо эфирной или кабельной ретрансляции предметом до­говоров может выступать запись передачи или ее воспроизведе­ние. Самостоятельный предмет договора — публичное платное прослушивание или просмотр передачи.

Предметом договоров на использование передач организации кабельного вещания в силу п. 2 ст. 41 ЗоАП может являться разре­шение другой организации на одновременное сообщение переда­чи по кабелю, передачу ее в эфир, на запись передачи, ее воспро­изведение либо на сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом, т. е. для публичного прослушивания или просмотра. Как права организаций кабельного вещания, так и их предоставление пользователям по договору идентичны правам и договорной форме их передачи организацией эфирного вещания. При этом договорное использование смежных прав на передачи тех и других вещательных организаций осуществляется за возна­граждение.

Рассмотрим пример из судебной практики:

Акционерное общество "Телекомпания" обратилось в арбитражный суд с иском к государст­венной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.

Исковые требования обосновывались ссылками на условия договора, предусматривающие обя­занность истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на опреде­ленных материальных носителях,


а ответчика — принять и оплатить эти телепрограммы по согла­сованным ценам.

 

1 Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. - М.:ИНФРА-НОРМА, 1996. – С.29.

Ответчик возражал против иска, поскольку истец по условиям авторского договора передал ему исключительные права на использование произведения, в том числе на воспроизведение, на рас­пространение, на передачу в эфир и другие, но обязанность пользователя выпустить телепрограм-. мы в эфир сторонами не предусмотрена. В связи с изменением концепции вещания у ответчика не имеется возможности выпустить их в эфир.

Суд первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав на эти произве­дения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их определенным способом.

Суд кассационной инстанции отменил решение суда по следующим основаниям.           

В соответствии со ст. 30 Закона "Об авторском праве" предметом авторского договора является передача имущественных прав. При этом стороны могут договориться о передаче как исключи­тельных, так и неисключительных'прав.

В статье 31 названного Закона содержатся дополнительные нормы об авторских договорах, ос­новные положения о которых даны в ст. 30.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона авторский договор должен предусматривать, способ использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок, на который передает­ся право; территорию, на которой может осуществляться использование; размер вознаграждения и (или) порядок его определения за каждый способ использования; сроки выплаты вознаграждения;

другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Таким образом. Закон "Об авторском праве" не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным п. 2 ст. 16 этого Закона.

Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существен­ным.

Судом установлено, что в авторском договоре между сторонами нет условия об обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на которые перешли к телерадио­компании.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения искового требования.1

Таким образом, если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не преду­смотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать.

Рассмотрев понятие, виды смежных прав, примеры из судебной практики, мы, считаем необходимым, осветить охрану смежных прав в международном и российском законодательстве.













1 Обзор практики рассмотрения  споров связанных с применением Закона РФ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" // Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 года №47. – С.59.

Глава V. ЗАЩИТА  СМЕЖНЫХ ПРАВ ПО СОГЛАШЕНИЮ О ТОРГОВЫХ АСПЕКТАХ ПРАВ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ПО ГРАЖДАНСКОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

§1.Охрана смежных прав в соответствии с нормами ТРИПС

Одним из новейших междуна­родных договоров в области охра­ны исключительных прав являет­ся Соглашение о торговых аспек­тах прав интеллектуальной соб­ственности (далее в соответствии с общепринятой международной аббревиатурой — ТРИПС), явля­ющееся частью системы договоров Всемирной торговой организации (далее — ВТО). Если дать краткую характеристику отличия ТРИПС от ранее принятых международ­ных соглашений в области интел­лектуальной собственности, то можно отметить следующее:

• соглашение носит комплекс­ный характер и охватывает, по су­ществу, все объекты интеллекту­альной собственности: изобрете­ния, промышленные образцы, то­пологии интегральных микро­схем, товарные знаки, географи­ческие обозначения, произведе­ния, исполнения, фонограммы, передачи вещания и конфиденци­альную информацию;

• соглашение впервые тесно связало вопросы интеллектуаль­ной собственности с международ­ной торговлей и товарными отно­шениями;

• соглашение во главу угла по­ставило вопросы принудитель­ного осуществления и защиты 1РК. не только в рамках гражданского законодательства и гражданского процесса, но и административного и уголовного законодательства и процесса (т.е. в рамках публич­ного права);

• соглашение предусмотрело конкретный порядок рассмотре­ния споров между государствами — членами ВТО (далее — Участ­ники) в области интеллектуальной собственности с возможностью применения торговых санкций на государственном уровне;

• в соответствии с нормами ТРИПС государства берут на себя обязательства не только по приня­тию соответствующих законода­тельных норм, но и по обеспече­нию реальной практики их испол­нения (т.е. для возможности вве­дения торговых санкций может быть достаточно ссылки на неудов­летворительную правоприменительную практику).1

Охране смежных прав посвя­щена ст. 14 ТРИПС. Выделяются три традиционные группы смеж­ных прав: права исполнителей, производителей фонограмм и ве­щательных организаций.

В отношении приведенных в ст. 14 смежных прав каждый Учас­тник может ввести условия огра­ничения и исключения в той мере, в какой они допускаются Римской конвенцией.

Исполнителям предоставляет­ся право предотвращения следую­щих действий, совершаемых без их согласия: (а) запись ранее не запи­санного исполнения; (б) воспроиз­ведение такой записи;(в) беска­бельная передача в эфир; (г) сообщение для всеобщего сведения “живого” исполнения.

Производители фонограмм имеют право разрешать или запре­щать прямое либо косвенное вос­произведение их фонограмм, а так­же право разрешать или запрещать сдачу оригиналов или копий фо­нограммы в прокат.

Очевидно, что круг прав, предоставляемых исполнителям и производителям фонограмм по ТРИПС, несколько уже по сравнению с нормами Рим­ской конвенции и большинства национальных законодательств, например российского Закона. К тому же, по аналогии с авторски­ми правами, ТРИПС не затрагива­ет моральных прав.

Срок защиты прав исполните­лей и производителей фонограмм увеличен до 50 лет с конца кален­дарного года, когда произошли за­пись или исполнение, по сравне­нию с 20 годами, предусмотренны­ми Римской конвенцией.

Наименее урегулированными в ТРИПС оказались права вещатель­ных организаций. Им предостав­лено право запрещать только сле­дующие действия


1Международные Конвенции об авторском праве. Комментарии. – М.: "Прогресс", 1999. – С. 394.

в отношении передач, совершаемые без их согла­сия: (а) запись;(б) воспроизведе­ние записей; (в) последующая пе­редача в эфир; (г) сообщение для всеобщего сведения в форме теле­визионных передач(радиопереда­чи не охватываются).

Срок охраны прав вещатель­ных организаций установлен, как и в Римской конвенции, как 20 лет с конца календарного года, когда вышла в эфир передача. Россий­ское законодательство закрепляет более высокий стандарт — 50-лет­ний срок охраны.1

ТРИПС делает крайне важный шаг вперед по сравнению с Рим­ской конвенцией, предусматривая, что к правам исполнителей и про­изводителей фонограмм в отноше­нии их фонограмм применяются положения ст. 18 Бернской конвен­ции (о предоставлении охраны всем тем произведениям, которые еще не стали общественным дос­тоянием на момент вступления в силу Бернской конвенции для со­ответствующей страны).2

Это озна­чает, что фонограммам, которые были созданы до присоединения к ТРИПС соответствующего госу­дарства-Участника и подлежат ох­ране в стране происхождения (т.е. срок их охраны в стране происхож­дения не истек), предоставляется охрана на территории такого госу­дарства-Участника ТРИПС.

Таким образом, ТРИПС стало первым многосторонним между­народным соглашением в области смежных прав, закрепившим тре­бование предоставления так назы­ваемой ретроактивной охраны ис­полнениям и фонограммам как объектам смежных прав, которые были выпущены в свет на терри­ториях иностранных государств до момента принятия каким-либо го­сударством обязательств по меж­дународному договору в области смежных прав.


1Еремин А.В. Договор по авторскому праву  Всемирной организации Интеллектуальной Собственности: Основные положения. //Государство и право. – 2002. - №10. - С. 76.

 

2 Савельева И.В., Мурынян А.Н. Правовое регулирование  авторских и смежных прав по  Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.//Юридический  мир. - 2002. - №6. –С6.

§2.Гражданско-правовые меры защиты  смежных прав в России

Установленные законом авторские и смежные права иногда нарушаются и нуждаются в защите. Обычно нарушители, в качес­тве которых выступают как физические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т. е. ко­пии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии именуются контрафактными экзем­плярами. К их числу относятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т. е. без согла­сия правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в ко­торой они либо никогда не охранялись, либо уже перестали охра­няться.

За нарушение авторских и смежных прав установлена граждан­ская, уголовная и административная ответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских и смежных прав, закон устанав­ливает широкий круг как способов защиты, так и органов, уполно­моченных осуществлять защиту данных прав.

В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угро­зу их нарушения. Например, право на защиту возникает не только после выпуска на рынок контрафактных фонограмм, но и в случае приобретения и настройки потенциальным нарушителем обо­рудования, необходимого для их копирования в коммерческих целях.1

Поскольку гражданская ответственность имеет компенса­ционный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Учитывая объективные трудности подсчета этих убытков,


1Силонов И. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права или смежных прав. // Хозяйство и право. - 2000. - №9. - С. 79.

закон предоставляет правообладателю по своему выбору альтернативно требовать либо воз­мещения убытков, включая упущенную выгоду, либо взыскания дохода, полученного нарушителем, либо выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, уста­новленной по

усмотрению суда. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может взыскать с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца, с направлением его в доход соот­ветствующего бюджета.

 Конфискация контрафактных экземпляров или фонограмм. Во избежание незаконного использования контрафактных экземпляров произведений или фонограмм они подлежат обяза­тельной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также арбитражного суда. Конфискованные экземпляры уничтожаются, кроме случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, может быть вынесено решение о конфискации материалов и оборудования, используе­мых для изготовления и воспроизведения контрафактных эк­земпляров.1

 Уголовная и административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния при­чинили крупный ущерб либо совершены неоднократно либо груп­пой лиц по предварительному сговору или организованной груп­пой, влекут наказание в соответствии со ст. 146 УК РФ.

Ряд нарушений авторских и смежных прав влечет администра­тивную ответственность. В соответствии с администра­тивным кодексом ответ­ственность наступает в случае продажи, сдачи в прокат или иного использования в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм при наличии любого из следующих трех условий:

1)   экземпляры являются контрафактными;


1Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских  и смежных прав.//Хозяйство и право.-1998.-№4.-С.89.

2) на экземплярах указана ложная информация об их изготовителях и о местах их производства, а также иная информация, которая может

ввести в заблуждение потребителей;

3) на экземплярах произведений или фонограмм уничтожен либо изме­нен знак охраны авторского права или смежных прав, проставленный правообладетелем.

Обеспечение исков по делам о нарушении авторских и смежных прав. Важной новеллой в сфере авторских и смежных прав является предоставление суду, в необходимых случаях судье единолично, а также арбитражному суду возможности вынесения определения о запрещении ответчику либо предполагаемому нарушителю автор­ских или смежных прав совершать определенные действия. В част­ности, нарушителю, в том числе предполагаемому, может быть запрещено изготавливать, продавать, сдавать в прокат, импорти­ровать, хранить или владеть с целью выпуска в гражданский обо­рот экземпляры произведений и фонограмм, в отношении кото­рых лишь предполагается, что они являются контрафактными. Те же судебные органы могут вынести определение об аресте и изъ­ятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначаемых для их изго­товления и воспроизведения.

Новейшее законодательство ужесточает превентивные меры воздействия на всех правонарушителей в области авторских и смеж­ных прав, включая сокрытие контрафактных экземпляров и ору­дий их производства. При наличии достаточных данных о нару­шении прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично не только вправе, но и обязан принять меры для розыска и нало­жения ареста на предположительно контрафактные экземпляры, а также на материалы и оборудование для их изготовления. При необходимости все эти предметы изымаются и передаются на от­ветственное хранение.

Нами были рассмотрены: понятие, общие положения и виды  смежных прав, защита смежных прав и арбитражно-судебная практика. Из  чего мы можем сделать следующее заключение:

Смежные права - это разновидность исключительных прав, являющихся производными от авторских прав, но полностью с ними не совпадающих. Необходимость правовой охраны смежных прав обу­словлена тем, что развитие научно-технического про­гресса затрагивает не только авторов и других облада­телей авторского права, но и тех лиц, чья деятельность связана с использованием охраняемых авторским пра­вом произведений.

Виды смежных прав: Права исполнителей на их исполнения и поставки; Права производителей фонограмм на их фонограммы;  Права организаций эфирного и кабельного вещания

Субъекты смежных прав: Исполнители; Режиссеры; Постановщики; Певцы, артисты; Изготовители фонограмм; Телевидение, радио (вещательные организации).

Объекты смежных прав: Передачи; Постановки; Фонограммы; Песни.

Возникает с момента первого исполнения. Истекает через 50 лет, считая с 1 января года, следую­щего за годом возникновения права.

Закрепляемые за исполнителями, производителями фоно­грамм, организациями эфирного и кабельного вещания смежные права передаются пользователям объектов их прав на договорной основе.

При  нарушении  личных  неимущественных  прав автор может требовать восстановлены   нарушенного   права   путем   внесения   соответствующих исправлений,   сообщения   в  печати  или  иным  способом  о  допущенном нарушении.

Пресечение    действий   нарушающих   права   автора,   достигается запрещением   выпуска   произведения   в   свет  либо  прекращением  его распространения.  Независимо  от  требований автора, связанных с защитой его  личных  неимущественных  прав, согласно ст. 301 ГК, может ставиться вопрос о защите имущественных прав автора.

Между тем и гражданско-пра­вовая ответственность пиратов зачастую бывает минимизирова­на, поэтому носит чисто формаль­ный характер, ибо ни один пре­ступник не держит деньги, добы­тые преступным путем, в банке и (или) в наличности. Их, как пра­вило, не оказывается, и правообладатель довольствуется либо конфискованными контрафактными пленками и кассетами, либо видео-, аудиоаппаратурой. Одна­ко почти во всех таких случаях ущерб правообладателям недовозмещается в большом объеме. При этом страдают,  интересы государ­ства от недополучения соответ­ствующих налогов, собираемость которых все еще довольно низка.

Однако все же наиболее сложной задачей является конечная цель: убедить законодателя и всех работников правоохранительных ор­ганов, не исключая и работников системы прокуратуры и суда, в том, что нарушение авторских и смежных прав, причинившее круп­ный ущерб,— это серьезное преступление, которое в подавляю­щем большинстве может “подпитывать” другие тяжкие и особо тяжкие преступления. Оно почти во всех случаях связано не толь­ко с преступным нарушением авторских (смежных) прав, но и в первую очередь с уклонением от уплаты налогов.

Не  смотря на то, что в гражданском  законодательстве достаточно  подробно разработано  само  понятие авторского  права, выделены  категории, законодательная база непосредственно  защиты  авторов и смежных прав остается  недоработанной. И  по этой  причине    закон  не  работает  в полную  силу. И как свидетельствует реальность, злоумышленные  действия над  авторским  правом не  только  не уменьшаются, а  имеют  достаточно  устойчивую тенденцию  к  росту.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ

АКТОВ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

I. Нормативный материал

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - №237. - 25 декабря 1993 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1 от 30 ноября 1994 г. с изм. и доп. на 15 мая 2001 г. // СЗ РФ. - 1994. -№ 32. - Ст.3301; 1996. -№ 9. - Ст.773. -№ 34. - Ст.4026; 1999. - № 28. - Ст.3471; 2001. - № 17. - Ст.1644; №21 -  Ст.2063; // Российская газета. –2003. -№ 5. 15 января.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 2 от 26 января 1996 г. с изм. и доп. на 17 декабря 1999 г. // СЗ РФ. - 1996. № 5. - Ст.410; № 34. - Ст.4025; 1997. - № 43. - Ст.4903; 1999.  № 51. Ст.6288; // Российская газета. –2003. - №5. 15 января.

4.Конвенция УНИДРУА  о международном финансовом лизинге 1988 г. Офици­альный перевод Конвенции.// СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4040.

5.Федеральный закон РФ от 09 августа 1993 г. ''Об авторском праве и смежных правах'' (в ред ФЗ от 19.07.1995, №110-ФЗ). // СЗ РФ. 1995. № 30.

6.Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 года № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)".

7.Постановление  Пленума  Верховного  Суда  СССР  от 18 апреля 1986   г.   “О   применении  судами  законодательства  при  рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений”.

II. Специальная литература

1.Белое В.В., Виталиев Г.В; Денисов Г.М. Интеллектуаль­ная собственность. Законодательство и практика его применения. - М.: Статут, 1997. -  382.

2.Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. - М.:ИНФРА-НОРМА, 1996. – 258 с.

3.Гаврилов Э.П. "Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах"//Российская юстиция. - 1995. - №2. – С. 26 – 35.

3.Гаврилов Э. Россия не нарушает международных обязательств по охране авторских прав // Российская юстиция. - 2001. - №11- С.11-15.

4.Гражданское право. Учебник часть 2// под ред. Сергеева А.Г., Толстого Ю.К. – М.: Проспект, 1998. – 727 с.

5.Гражданское право: В 2Т: Учебник// Отв. ред. Е.А. Суханов.- М.: 2000. – 668 с.

6.Дозорцев В.А. Понятие исключительно права. // Юридический мир. – 2000. - № 3. - С. 4-11.

7.Еремин А.В. Договор по авторскому праву  Всемирной организации Интеллектуальной Собственности: Основные положения. //Государство и право. – 2002. - №10. - С. 74-79.

8.Завидов  Б.Д. Договорное право России. – М.: Юрайт, 1998. – 418 с.

9.Зенин И.А. Гражданское право Российской Федерации.// Учебно-прак­тическое пособие. -М.:Норус, 1999. - 215 с.

10.Исаенко В.Н., Завидов Б.Д. Правовые проблемы борьбы с пиратством. // Право и экономика.- №4.- 2000. - С. 79-83.

11.Кокина С.В.  Артисты исполнители как субъекты смежных  прав в РФ// Юридический мир.-2002.-№5.-С.46-50.

12.Кондрин А.С. Экспорт  и импорт авторских прав.// Юридический мир.-1999.-№11.-С.51-55.

13.Матвеев Ю. Г. Международная охрана авторских прав. - М.:Юрист, 1987 - 99 с.

11.Международные Конвенции об авторском праве. Комментарии. – М.: "Прогресс", 1999. – 432 с.

14.Права на результаты интеллек­туальной деятельности. Сборник нормативных актов.// Сост. В. А. Дозорцев. - М.Буклайн, 1994. – 346с.

15.Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.: Славянский дом книги, 1996. - 327 с.

16.Силонов И. Авторское право в рекламе. // Хозяйство и право.- 2000. - №5. - С. 120-126.

17.Савельева И.В., Мурынян А.Н. Правовое регулирование  авторских и смежных прав по  Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.//Юридический  мир. - 2002. - №6. –С.4-16.

18.Сергеев А. П. Авторское право России. - СПб.: Нива, 1994. – 243 с.

19.Силонов И. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права или смежных прав. // Хозяйство и право. - 2000. - №9. - С. 78-84.

20.Силонов И. Телепередачи и права артистов - исполнителей. // Хозяйство и право. - 1999.- №2. - С. 103-109.

21.Трахтенгерц Л.А. Споры о защите прав на объекты  интеллектуальной  собственности.//Право и экономика. - 2002. - №11.  – С.64-69.

22.Чернышёв С.А. Охрана смежных прав в России. // Юридический мир. - 2002. - №3. - С. 17-21.

23.Космовская И.Л. Об авторских и смежных правах // Юрист. – 1998. - № 11-12.  -  С.12-18.  

24.Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских  и смежных прав.//Хозяйство и право.-1998.-№4.-С.88-93.

III.Материалы судебной практики

1.Обзор практики рассмотрения  споров связанных с применением Закона РФ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" // Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 года №47

Похожие работы на - Смежные права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!