Смежные права
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава I. ПОНЯТИЕ
СМЕЖНЫХ ПРАВ…………………………………………...6
§1.Общая характеристика смежных
прав.…………………………………..6
§2.Срок действия смежных
прав…………………………………………….8
Глава II. ПРАВА
ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ИХ ИСПОЛНЕНИЯ
И
ПОСТАВКИ……………………………………………………………..9
§1.Субъекты прав
исполнителей…………………………………………….9
§2.Права
исполнителей……………………………………………………...10
§3.Понятие
договора о передаче исключительных
исполнительских
прав…………………………………………………...12
§4.О соблюдении исполнительских
прав на телевидении………………..14
§5.Об исключительных смежных
правах артистов-исполнителей………15
Глава III. ПРАВА
ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ФОНОГРАММ
НА ИХ ФОНОГРАММЫ……………………………………………….20
§1.Права
производителя фонограммы.…………………………………….20
§2.Понятие
договора о передаче исключительных
прав производителя фонограммы………………………………………23
Глава IV. ПРАВА
ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО НА ИХ ПЕРЕДАЧИ
В ЭФИР И ПРАВА КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ НА
ИХ ПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ……………………25
§1.Права
организаций эфирного и кабельного вещания………………….25
§2.Понятие
договора о передаче прав организаций эфирного
и
кабельного вещания…………………………………………………...28
Глава V. ЗАЩИТА СМЕЖНЫХ ПРАВ ПО СОГЛАШЕНИЮ О
ТОРГОВЫХ АСПЕКТАХ ПРАВ
ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
И ПО
ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ……………..32
§1.Охрана смежных прав в
соответствии с нормами ТРИПС …………...32
§2.Гражданско-правовые
меры защиты смежных прав в России……….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ,
СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ
СУДЕБНОЙ
ПРАКТИКИ………………………………………………………….40
ВВЕДЕНИЕ
В
современных условиях использования объектов интеллектуальной собственности
договоры о смежных правах приобретают особую актуальность. Это связано
с несколькими факторами: во-первых, сами формы использования результатов
творчества приобретают международный характер. Спутниковое телевидение, сети
вещания Интернет и другие формы передачи информации разрушают национальные
границы использования. Во-вторых, именно договор способен согласовать позиции
различных сторон и нормы различных правовых систем и выработать универсальные
стандарты для охраны прав правообладателей. В-третьих, договор обеспечивает
охрану не только в рамках отдельной страны, а в рамках международного
сообщества.
Впервые
в российском законодательстве понятие “смежные права” появилось в разд. IV
Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
По
решению Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. действие этого раздела Основ распространялось на всю территорию России, но лишь до принятия нового Гражданского
Кодекса. С принятием Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” 1993г.
этот раздел Основ утратил силу.
Закон
же посвятил смежным правам специальный раздел, который позволил охранять права
исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного
вещания.
В
отличие от Основ 1991 г. Закон РФ 1993 г. исключил из состава субъектов смежных прав создателей видеозаписей, но включил организации кабельного вещания.
Права создателей видеозаписей охраняются нормами авторского права как
аудиовизуальные произведения.
Упомянутые
законодательные акты не дают определения смежных прав. В законодательстве
стран дальнего зарубежья (ФРГ, Франция, Швеция и др.) их
называют
правами, смежными с авторскими. В законе Эстонской Республики от 11 ноября 1992 г. речь идет о правах, сопутствующих авторским правам.
Предоставление
международной охраны правам, составляющим интеллектуальную собственность
(далее — 1РК), крайне важно, поскольку им имманентно присуще
ограниченное территориальное действие. Эти права изначально ограничены
территорией определенной страны, поскольку возникают в силу национальных законов
не связаны, по общему правилу, с материальным объектом (в отличие, например,
от права вещной собственности), поэтому в условиях развитого международного
оборота им наряду с национальной необходима международная охрана. Что
касается международной охраны авторских и смежных прав, являющихся разновидностью
1РК, то из наиболее значимых международных договоров, затрагивающих
авторские и смежные права, следует упомянуть Бернскую конвенцию об охране
литературных и художественных произведений 1886 г. (Парижский акт 1971 г., с изм 1979 г.; далее — Бернская конвенция). Всемирную конвенцию об
авторском праве 1952 г. (в ред 1971 г.), Римскую конвенцию об охране прав
исполнителей, вещательных организаций и производителей фонограмм 1961 г. и Конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их
фонограмм 1971 г. (также известную как Фонограммная конвенция).
Одним
из новейших международных договоров в области охраны исключительных прав
является Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности
(далее в соответствии с общепринятой международной аббревиатурой — ТРИПС), являющееся
частью системы договоров Всемирной торговой организации
ТРИПС,
вступившее в силу 1 января 1996 г., является самым крупным по сфере
применения и комплексным многосторонним международным договором в области 1РК,
охватывая все их основные разновидности. ТРИПС является уникальным соглашением
в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности и содержит ряд
весьма примечательных новелл, определяющих новые стандарты для международного
уровня охраны 1РК.
Хотя
соглашение ТРИПС охватывает все основные разновидности 1РК, в
настоящей работе особенности и механизм ТРИПС будут рассматриваться в
основном применительно к смежным правам.
Но прежде, чем
рассмотреть охрану смежных прав, как на международном, так и на российском
уровне. Мы должны рассмотреть виды смежных прав по российскому
законодательству.
Таким образом, из всего
вышеизложенного вытекает цель курсовой работы: Определить понятие
смежных прав и рассмотреть их виды.
Исходя из цели курсовой
работы, перед нами выдвигаются следующие задачи:
·
Дать понятие смежных прав;
·
Рассмотреть виды смежных прав;
·
Изучить ответственность за нарушение смежных прав.
Глава I. ПОНЯТИЕ СМЕЖНЫХ ПРАВ
§1.Общая
характеристика смежных прав
Грамматическое
толкование понятия “смежный” означает находящийся непосредственно рядом,
имеющий общую границу. Пограничность авторских и смежных прав проявляется в
том, что они вытекают из результатов творческой деятельности. Авторские права
связаны с созданием произведений литературы, науки, искусства; смежные с их
использованием путем исполнения, постановки, записи на фонограмму, передачи в
эфир или по кабельному вещанию. Субъекты смежных
прав: Исполнители; Режиссеры; Постановщики; Певцы, артисты; Изготовители
фонограмм; Телевидение, радио (вещательные организации); Объекты смежных прав:
Передачи; Постановки; Фонограммы; Песни.
Смежные
права имеют ряд особенностей. В отличие от авторских прав, которые принадлежат
любому лицу, способному создавать произведения творчества, смежные права
возникают у ограниченного круга лиц как физических, так и юридических:
исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного
вещания. Другая особенность заключается в том, что субъекты смежных прав могут
осуществлять их в строго ограниченных пределах, которые оговариваются в договоре
с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир
произведения. От исполнителя тоже требуется соблюдение прав автора исполняемого
произведения. Еще одна особенность смежных прав связана с их ограничением по
времени, а также точкой отсчета, с которой они действуют. Согласно ст. 43
Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” 1993 г. срок действия смежных прав определен 50-ю годами, но для исполнителя они начинают действовать
после первого исполнения или постановки; для производителей фонограмм — после
первого опубликования фонограммы либо после ее первой записи, если фонограмма
не была опубликована; для организаций эфирного и кабельного вещания — после
осуществления такой организацией первой передачи в эфир или по кабелю.
Для
возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо
формальностей. Производитель фонограмм и исполнитель произведения
подтверждают свои права путем использования знака охраны смежных прав,
состоящего из трех элементов: латинской буквы “Р” в кружочке, имени
(наименования) обладателя исключительных смежных прав, года первого опубликования
фонограммы. Признание за смежными правами исключительного характера
свидетельствует о том, что только субъекты этих прав могут распоряжаться теми
результатами, которые получены ими на основе использованных оригинальных
произведений.1
Субъекты
смежных прав могут передавать свои исключительные права по договору другим
лицам.
|
|
|
Закрепляемые
за исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного и кабельного
вещания смежные права передаются пользователям объектов их прав на договорной
основе. В отличие от авторских правоотношений договорные отношения в сфере
смежных прав носят более сложный характер. Они органически связаны друг с
другом и с авторскими правоотношениями. В данной сфере одновременно должны
уступаться по договорам разрешения на использование как постановок, исполнений
и передач, так и охраняемых авторским правом исполняемых (записываемых,
передаваемых) произведений. Производитель фонограммы, организация эфирного или
кабельного вещания осуществляют свои смежные права лишь в пределах прав,
полученных по договору с исполнителем и автором произведения, записанного на
фонограмме или передаваемого в эфир либо по кабелю. Точно так же передача по
договору разрешения на использование постановки не отменяет необходимости
получения договорного разрешения у других участвующих в ней исполнителей, а
также у автора исполняемого произведения (п. 2 ст. 36 ЗоАП).
1Космовская
И.Л. Об авторских и смежных правах. //Юрист. –1998. -№ 11-12. -С.12.
Смежные
права делятся на виды: Права исполнителей на их исполнения и поставки; Права
производителей фонограмм на их фонограммы; Права организаций эфирного
кабельного вещания.
§2.Срок действия
смежных прав
Закон
РФ 1993 г. (ст. 43) устанавливает срок действия смежных прав. Как правило,
смежные права действуют в течение 50 лет, но у каждого субъекта смежных прав
своя точка отсчета. Так, у исполнителя отсчет срока действия смежных прав
начинается после первого исполнения или постановки.
Производитель
фонограммы ведет отсчет 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в
течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в
течение этого срока. Организации эфирного и кабельного вещания пользуются
правами в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по
кабелю. Исчисление указанных сроков начинается с 1 января года, следующего за
годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала
течения срока.
Закон
РФ 1993 г. предусматривает особенности определения срока для некоторых
субъектов смежных прав:
•
если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны
его прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации;
•
если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в
ней, 50-летный срок охраны его прав увеличивается на 4 года.1
К наследникам исполнителя, производителя фонограммы,
организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование
исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на
получение вознаграждения в пределах оставшейся части пятидесятилетнего срока
1Космовская И.Л.
Об авторских и смежных правах. // Юрист. – 1998. - № 11.
Глава II.
ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ИХ ИСПОЛНЕНИЯ И ПОСТАВКИ
§1.Субъекты прав
исполнителей
Статья
37 Закона РФ 1993 г. закрепляет права исполнителей. К их числу относятся три
группы субъектов: артисты, режиссеры-постановщики, дирижеры3. Все
они связаны с творческим исполнением чужих авторских произведений. Исполнители
— это актеры, танцоры, певцы, музыканты и другие лица, непосредственно
воспроизводящие творческие произведения. Суть их исполнительской деятельности
состоит в интерпретации оригинального произведения автора. Два актера,
исполняющие одну и ту же роль, отмечает М.Н. Ночевник, по-разному ее
интерпретируют, не меняя при этом текста4. В. Зельдин и Ф.
Чеханков, игравшие в спектакле “Учитель танцев” в Театре Советской Армии,
выражали свое понимание роли, делали акценты на те слова, которые, по их мнению,
являлись определяющими для образа. Поэтому рисунок роли каждого из них
отличается своей индивидуальностью.
Режиссеры-постановщики
непосредственного участия в исполнении произведения не принимают. Суть их
деятельности состоит в создании сценического произведения. Театральные
режиссеры на основе пьесы создают спектакли; балетмейстеры на основе либретто
ставят балетные спектакли и т.д.
Для
театрального режиссера важен замысел и образ спектакля. Обратимся к
рассуждениям известного театрального режиссера Г. Товстоногова. Он писал: “в
свое время, когда я ставил “Оптимистическую трагедию” Всеволода Вишневского в
Ленинградском театре драмы имени Пушкина, мы определили образ спектакля как
образ “России — корабля революции”. Не какой-то частный корабль с
анархиствующей командой, которую женщина-комиссар превращает в регулярную
часть, а всю Россию, взбудораженную Октябрем”5.
Другой
театральный режиссер, Леонид Варпаховский, поставивший в Малом театре СССР
спектакль “Рождество в доме синьора Купьелло”, вспоминал: “Мне представилось,
исходя из всей концепции спектакля, особенно важной эта мысль: глава семьи
умер, а жизнь пошла своим чередом. Надо было сочинить образное воплощение этой
мысли”. Оно нашло выражение в спектакле в том, что “окна настежь, трепещут
занавески, звучит музыка — тема спектакля. Жизнь ворвалась в дом синьора
Купьелло, хозяйничает в нем, весь уклад, царивший здесь раньше, изменится со
смертью хозяина” . Все участники творческого процесса вовлечены в создание
спектакля, организатором которого выступает режиссер.
Дирижеры,
управляющие оркестром, хором, оперным или балетным представлением, также
объединяют всех исполнителей и дают свою трактовку произведения. В результате
их творчества произведения автора становятся доступными обществу, получают
распространение. Причем не имеет значения, охраняется это произведение
авторским правом или не охраняется. И в том, и в другом случае исполнение этих
произведений находится под охраной закона.
§2.Права исполнителей
К
личным неимущественным правам исполнителей можно отнести право на имя, право
на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства,
способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Имущественным
является право на использование исполнения или постановки в любой форме,
включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования
исполнения или постановки.1
Рассмотрим
эти права.
Право
на имя означает юридически обеспеченную возможность для исполнителя ставить
свое подлинное или вымышленное имя при любом использовании его творческого
воплощения произведения, а также требовать, чтобы оно не искажалось. В титрах
ряда фильмов наряду с подлинным именем
1Космовская И.Л.
Об авторских и смежных правах. // Юрист. – 1998. - № 11-12. -С.12.
исполнителя
Вахтанга Кикабидзе используется его вымышленное имя Буба.
Право
на имя исполнителя не отчуждается и охраняется бессрочно.
Право
на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение
вознаграждения, является имущественным правом исполнителя. Это право
исполнителя признается исключительным и означает, что оно позволяет осуществлять
или разрешать осуществлять следующие действия:
•
передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или
постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не
были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;
•
записывать ранее не записанные исполнения или постановку;
•
воспроизводить запись исполнения или постановки;
•
передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если
первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;
•
сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой
записаны исполнение или постановка с участием исполнителя.
Названные
действия могут осуществлять сами исполнители, а могут давать разрешение на
совершение этих действий третьим лицам. Если речь идет об индивидуальном
исполнителе, то разрешение дает он сам. Если исполнение осуществляется
коллективом артистов, то разрешение исходит от руководителя такого коллектива.
И в том, и в другом случае заключается письменный договор с пользователем.
В
некоторых случаях разрешение на последующие передачи исполнения или
постановки, осуществление записи для передачи и воспроизведения такой записи
организациями эфирного или кабельного вещания не требуется, если они прямо
предусмотрены договором исполнителя с организацией эфирного или кабельного
вещания. Эти случаи указаны в подп. 1,2 и 3 ст. 37 Закона РФ 1993 г.
Исключительные
права исполнителя, связанные с воспроизведением записи исполнения или постановки,
не действуют в ряде случаев, когда:
•
первоначальная запись исполнения или постановки была произведена с согласия
исполнителя;
•
воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для
которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или
постановки;
•
воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для
которых произведена запись для цитирования, включение в обзор текущих событий
фрагментов из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по
кабелю и т.д.
Исключительные
имущественные права исполнителя могут передаваться по договору:
•
организациям эфирного и кабельного вещания;
•
любым другим лицам (организациям, управляющим имущественными правами на
коллективной основе, лицам, занимающимся коммерческим использованием
творческих произведений и объектов смежных прав).
§3.Понятие договора о
передаче исключительных
исполнительских прав
Передачу
по договорам другим лицам (пользователям) исключительных прав исполнителя
предусматривают п. 4 и 7 ст. 37 ЗоАП. Предметом договора служит разрешение
пользователю:
•
осуществлять передачу исполнения или постановки в эфир и сообщение его для
всеобщего сведения по кабелю;
•
записывать ранее не записанные исполнение или постановку;
•
воспроизводить их запись;
•
передавать сделанную первоначально в некоммерческих целях запись в эфир или по
кабелю;
•
сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму с участием
исполнителя.1
Все
разрешения выдаются самим исполнителем, а при исполнении коллективом
исполнителей — руководителем такого коллектива. Договор заключается в
письменной форме.
Своеобразный
порядок осуществления прав исполнителя применяется при заключении договора на
запись исполнения или постановки на фонограмму в случае последующей передачи
исполнения или постановки или проведения записи в этих целях организациями
эфирного или кабельного вещания, а также при создании аудиовизуального
произведения. Так, при заключении договора на запись исполнения или постановки
право сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму переходит
к производителю фонограммы, а исполнитель сохраняет право на вознаграждение за
сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (п. 2 ст. 37, ст. 39 ЗоАП).
Если
в договоре исполнителя с вещательной организацией прямо предусмотрены необходимые
разрешения на последующие передачи исполнения или постановки, осуществление
записи для передачи и воспроизведение такой записи данной организацией (пп. 1—3
п. 2 ст. 37 ЗоАП), то дополнительных разрешений на эти действия вообще не
требуется (п. 5 ст. 37 ЗоАП). Наконец, если исполнитель участвует в создании
аудиовизуального произведения, то, заключая договор с изготовителем этого
произведения на его создание, он предоставляет изготовителю свое исключительное
право на
1Завидов Б.Д.
Договорное право России. – М.: Юрайт, 1998. – С. 28.
использование
аудиовизуального произведения, закрепленное в пп. 1—4 п. 2 ст. 37 ЗоАП. При
этом права на отдельное использование изготовителем звука или изображения,
зафиксированных в аудиовизуальном произведении, исполнитель не передает.
По
договору о передаче исполнительских прав стороны приобретают взаимные права и
обязанности. Взамен права на использование исполнения или постановки в
обусловленной форме пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за
каждый вид использования (абз. 3 п. 1 ст. 37 ЗоАП). Размер вознаграждения
определяется по соглашению сторон. Если размер вознаграждения не установлен
соглашением сторон, то он в случае спора может быть установлен по правилам п. 3
ст. 424 ГК — как вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно
уплачивается за передачу аналогичных прав. В случае же сдачи фонограммы
исполнения в прокат (пп. 5 п. 5 ст. 37 ЗоАП) вознаграждение в виде сумм за
прокат распределяется между ее производителем и исполнителем поровну (п. 2 ст.
39 ЗоАП).
Закон
не устанавливает максимального размера исполнительского вознаграждения. Он
определяет лишь минимальные размеры. Постановлением Правительства РФ от 17 мая
1996 г. № 614 “О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования
исполнения (постановки)”1 утверждены подобные ставки
рекомендательного характера.
§4.О
соблюдении исполнительских прав на телевидении
Хотя
Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" действует в России с 3
августа 1993 года, исполнения как объекты смежных прав до сих пор в основной
своей массе используются на телевидении без договоров с правообладателями и без
выплаты исполнительского гонорара.
Связано
такое положение дел с рядом объективных и субъективных причин, среди которых:
·
относительная
новизна исполнительских прав (они были признаны объектом смежных прав только
начиная с 3 августа 1992 года — с введением в действие на территории России
Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик);
·
сложность
правовой материи;
·
сложность
приведенных в Законе "Об авторском праве и смежных правах"
формулировок, наличие в нем большого количества изъятий и ограничений из общих
правил;
·
появление
в России лишь в 1997 году организаций, управляющих смежными правами
артистов-исполнителей, — Российское общество по смежным правам (РОСЛ) и
Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ).
Для
более полного понимания сути проблемы остановимся на исключительных правах
артистов-исполнителей.
§5.Об
исключительных смежных правах артистов-исполнителей
В
соответствии с п. 1 ст. 37 Закона артисту-исполнителю в отношении его исполнений
принадлежат следующие исключительные права:
•
право на имя (применительно к передачам организаций эфирного или кабельного
вещания или фильмам это обязанность указания подлинного имени или творческого
псевдонима артиста-исполнителя в титрах телепередачи или фильма);
•
право на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства,
способного нанести ущерб чести или достоинству артиста-исполнителя путем несанкционированного
внесения изменений, дополнений или сокращений в звуко- или видеозапись
исполнения (например, с помощью компьютерного монтажа можно осуществить
воспроизведение изображения лица, которого не было в кадре, либо удалить
изображение артиста-исполнителя из некоторых кадров, либо изменить выражение
его лица и др.);
•
право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение
вознаграждения за каждый вид использования исполнения.
Представляется,
что формулировка о праве артиста-исполнителя использовать исполнение "в
любой форме" является декларативной, поскольку исчерпывающий перечень его
исключительных прав приведен в п. 2 ст. 37 Закона.
При
этом в других пунктах ст. 37 предусмотрены случаи "сужения" таких
прав, а в ст. 42 Закона — даже изъятия из прав.
Право на
запись ранее не записанного исполнения на аудио и видеоносители. Прежде всего,
необходимо отметить, что под "записью исполнения" понимается
фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо
материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие,
воспроизведение или сообщение (абз. 7 ст. 4 Закона). Здесь речь идет о первой
записи исполнения, которое (исполнение) до записи могло неоднократно
"живьем" передаваться в эфир или сообщаться для всеобщего сведения по
кабелю, но без фиксации исполнения на звуко- и видеоносителях. Данное право
может быть реализовано артистом-исполнителем путем заключения договора с
телекомпанией и с выплатой исполнительского гонорара.1
Право
артиста-исполнителя на запись обычно игнорируется телекомпаниями или другими
лицами, осуществляющими звуко - и видеозапись концертов или шоу-программ.
Право на воспроизведение записи
исполнения: Под "воспроизведением записи исполнения" следует
понимать изготовление одного или более экземпляров звуко - и (или) видеозаписи
исполнения на любом материальном носителе (как на профессиональных, так и на
обычных видеокассетах, компакт-дисках и других носителях).
Законодательно
определено, что право артиста-исполнителя на воспроизведение записи исполнения
не распространяется на случаи, когда
1Права на
результаты интеллектуальной деятельности. Сборник нормативных актов.// Сост.
В. А. Дозорцев. - М.Буклайн, 1994. - С. 134.
первоначальная
запись исполнения была произведена с согласия артиста-исполнителя.
Имеется
в виду, что артист-исполнитель, дав согласие на запись исполнения для
определенных целей, например для передачи записи в эфир, уже передал такое
право другому лицу и получил за это (или получит) установленное договором вознаграждение.
Поэтому для воспроизведения такой записи для тех же целей (изготовления копий
эфирных записей) уже не требуется получения согласия артиста-исполнителя.
Право
же на запись исполнения для других целей (например, для воспроизведения записи
на видеокассетах) в полной мере сохраняется за артистом-исполнителем. Если же
запись исполнения была произведена без согласия артиста-исполнителя (например,
исключительно в учебных целях), право на воспроизведение в полной мере
сохраняется за артистом-исполнителем. Воспроизведение исполнения осуществляется
в тех же целях, для которых было получено согласие артиста-исполнителя при
записи исполнения. Данное положение фактически дублирует предыдущее положение
законодательства. Воспроизведение исполнения осуществляется в тех же целях,
для которых была произведена запись (без согласия артиста-исполнителя и без
выплаты вознаграждения) в соответствии с положениями ст. 42 Закона.
Это
воспроизведение:
·
для
включения в обзоры текущих событий небольших отрывков из исполнения;
·
исключительно
в целях обучения или научного исследования;
·
для
цитирования в форме небольших отрывков из исполнения в информационных целях;
·
в
личных целях;
·
в
некоторых других случаях.
Право на
передачу в эфир или по кабелю запаса исполнения, если первоначально эта запись
была произведена не для коммерческих целей:
Если
видеозапись исполнения была произведена не для коммерческих целей (например,
для включения отрывков исполнения в обзор текущих событий дня в информационной
программе "Сегодня"), ее дальнейшая передача в эфир в составе
коммерческой телепередачи (например, в программе "Доброе утро")
допускается только с согласия артиста-исполнителя и с выплатой ему гонорара.
Если
же первоначально запись исполнения была произведена в коммерческих целях
(например, для ее тиражирования на аудио- или видеокассетах в составе
музыкального сборника), то право на передачу записи исполнения в эфир артистом-исполнителем
утрачивается. К тому же он утрачивает и свое имущественное право на передачу в
эфир в прямой трансляции первого "живого" исполнения.
Право на
сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы (то есть
исключительно звуковой записи), на которой записано исполнение с участием
артиста-исполнителя Данное право никак не связано с телепередачами. Тем не
менее следует отметить, что при заключении договора на запись исполнения на
фонограмму указанное право автоматически переходит к производителю фонограммы.
При этом артист-исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат
экземпляров такой фонограммы (ст. 39 Закона). Размер гонорара желательно
определить в договоре на запись исполнения.1
В
заключение следует отметить, что соблюдение телекомпаниями исключительных прав
артистов-исполнителей практически невозможно без функционирования организаций,
управляющих имущественными правами артистов-исполнителей, и производителей
фонограмм.
Представляется,
что только путем заключения лицензионных соглашений между телекомпаниями и
такими организациями реально появится возможность "запустить"
механизм осуществления исполнительских прав в России. Законодательная база для
этого есть. Помимо Закона РФ "Об авторском
праве
и смежных правах" в России действует постановление Правительства РФ
1Кокина С.В.
Артисты исполнители как субъекты смежных прав в РФ// Юридический
мир.-2002.-№5.-С.46.
от
17 мая 1996 года № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые
виды использования исполнения (постановки)". Важную роль в этом процессе
призвана сыграть судебная практика — как в толковании спорных положений Закона,
так и в их применении.
Рассмотрим
пример судебной практики:
Лицо,
распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет
ответственность за нарушение исключительных прав на это произведение.
Товарищество
обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика
видеокассет с художественным фильмом, находящихся в продаже, и взыскании с него
полученного дохода вместо возмещения убытков. Установив, что истец является
обладателем исключительных прав на указанный фильм, суд удовлетворил иск.
Суд
обоснованно отклонил довод ответчика о приобретении им продаваемых
кассет у третьего лица по договору купли-продажи и невозможности в связи с этим
нести ответственность. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона "Об авторском
праве" распространение экземпляров произведения является самостоятельным
имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских
прав является любое распространение без разрешения правообладателя. Торговая
фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя
убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверила наличия у него права
на распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал
отсутствие у третьего лица такого права), то есть не приняла всех зависящих от
нее мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков
вследствие незаконного распространения видеокассет. Таким образом, суд сделал
правильный вывод о причинении убытков истцу неправомерными действиями ответчика
и принял в соответствии с подп. 4 п. 1 и п. 4 ст. 49 названного Закона решение
о конфискации контрафактных экземпляров произведения и взыскании дохода вместо
возмещения убытков.
§1.Права производителя
фонограммы
Запись
любых звуков на любом материальном носителе (валик, пластинка, пленка) представляет
собой фонограмму. Статья 4 Закона РФ 1993 г. определяет фонограмму как исключительно звуковую запись исполнений или иных звуков.
Изготовить,
произвести фонограмму может физическое или юридическое лицо, взявшее на себя
инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных
звуков. Закон охраняет любые фонограммы, независимо от их материальной формы,
качества записи, охраноспособности записываемых произведений. Одновременно
закон закрепляет за изготовителями фонограмм права, позволяющие защищать их
имущественные интересы.1
Возникновение
этих прав связано с фактом первой фиксации звуков с помощью технических
средств. Изготовление фонограммы представляет собой технический процесс,
поэтому ее изготовителю принадлежат лишь имущественные права. Спонсор или
кредитор, давая деньги на запись фонограммы, не может быть признан как
изготовитель такой фонограммы и претендовать на смежные права. Иное может быть
установлено в договоре между спонсором и изготовителем фонограммы.
Согласно
п. 1 ст. 38 Закона РФ 1993 г. производителю фонограммы в отношении его
фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в
любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид
использования фонограммы. Исключительное право на использование фонограммы
представляет собой право осуществлять или разрешать осуществлять следующие
действия:
1Космовская И.Л.
Об авторских и смежных правах // Юрист. – 1998. - № 11-12. - С.12.
•
воспроизводить фонограмму;
•
переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;
•
распространять экземпляры фонограммы (продавать, сдавать их в прокат и т.
д.);
•
импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая
экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.
Здесь
необходимо сделать отсылку к ст. 4 Закона РФ 1993 г., которая под экземпляром фонограммы подразумевает копию фонограммы на любом материальном
носителе, изготовленную непосредственно или косвенно с фонограммы и
включающую все звуки или части звуков, зафиксированные в этой фонограмме.
Не
раскрывая содержания этих исключительных прав производителя фонограммы,
поскольку они схожи с аналогичными авторскими правами, отметим лишь некоторые
моменты. Указанный перечень исключительных прав производителя фонограммы
является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Воспроизведение
фонограммы должно осуществляться с согласия производителя фонограммы. Переделка,
любая переработка фонограммы также требует согласия производителя фонограммы,
ибо в процессе переработки она может подвергаться существенным изменениям:
отдельные звуки могут усиливаться, другие приглушаться; магнитная запись может
быть переведена в цифровую запись и т.д.1
Распространять
экземпляры фонограммы означает продать, т.е. пустить в гражданский оборот;
сдать их в прокат, т.е. предоставить экземпляр фонограммы во временное
пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.
В
Законе РФ 1993 г. подчеркивается, что, если экземпляры правомерно
опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот посредством их
1Гаврилов
Э.П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. - М.:ИНФРА-НОРМА,
1996. – С. 180.
продажи,
то допускается их дальнейшее распространение без согласия производителя
фонограммы и без выплаты вознаграждения.
В
статье 38 Закона РФ 1993 г. также отмечается, что право на распространение
экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы
независимо от права собственности на эти экземпляры. Разрешение производителя
фонограммы требуется и в случаях ввоза на территорию России экземпляров
фонограммы для последующего распространения. При реализации указанных прав,
когда она осуществляется другими лицами, должны соблюдаться интересы
производителя фонограммы.
Закон
РФ 1993 г. (ст. 39) допускает использование фонограммы, опубликованной в
коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя, но с
выплатой вознаграждения. Эти случаи охватывают:
•
публичное исполнение фонограммы;
•
передача фонограммы в эфир;
•
сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю.
Сбор,
распределение и выплата вознаграждения осуществляются одной из организаций,
управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной
основе в соответствии с соглашением между этими организациями. Указанное
вознаграждение распределяется между производителями фонограммы и исполнителем
поровну, если иное не предусмотрено этим соглашением. Размер вознаграждения и
условия его выплаты определятся соглашением между пользователем фонограммы
(или объединениями таких пользователей) и организациями, управляющими правами
производителей фонограмм и исполнителей. Если названные стороны не достигнут
такого соглашения, то вопрос решает специально уполномоченный орган Российской
Федерации. Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования
фонограммы. Для сбора и распределения вознаграждения важно, чтобы пользователи
фонограмм представляли в организации, управляющие правами производителей
фонограмм и исполнителей, программы, содержащие точные сведения о количестве
использования фонограммы, а также иные сведения и документы.
§2.Понятие договора о передаче
исключительных
прав производителя фонограммы
Как
и в договорах о передаче исполнительских прав, в данных договорах предметом
является разрешение пользователю воспроизводить фонограмму (т. е. изготовлять
ее экземпляры); переделывать или любым иным способом перерабатывать ее; распространять
экземпляры фонограммы (продавать, сдавать в прокат и т. д.; импортировать экземпляры
фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с
разрешения производителя этой фонограммы). Право на распространение экземпляров
фонограммы путем сдачи их в прокат может быть передано пользователю только по
его договору с производителем фонограммы независимо от того, кому принадлежит
право собственности на эти экземпляры (абз. 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП).1
По
договору о передаче фонограммных прав производитель имеет право на
вознаграждение за каждый вид использования фонограммы. Это право имеют также
производители фонограмм, опубликованных в коммерческих целях и используемых в
силу п. 1 ст. 39 ЗоАП без согласия как ее производителя, так и исполнителя.
Однако
порядок определения размера вознаграждения и его выплаты различаются. Обычно
вознаграждение определяется соглашением сторон с учетом (при необходимости)
минимальных размеров, установленных рекомендательными нормами постановления
Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 “О ставках вознаграждения
исполнителям за некоторые виды испо-льзования исполнения (постановки)”.
Вознаграждение же за использование
1Дозорцев В.А.
Понятие исключительно права. // Юридический мир. – 2000. - № 3. - С. 4.
опубликованной
коммерческой фонограммы путем ее публичного исполнения (с эстрады, на дискотеке,
в ресторане, баре, кинотеатре и т. д.), передачи в эфир или по кабелю
собирается, распределяется и выплачивается одной из организаций, управляющих
правами производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе (ст. 44
ЗоАП) в соответствии с соглашением между этими организациями.
При отсутствии иной
договоренности указанное вознаграждение распределяется между производителем
фонограммы и исполнителем поровну.
Размер
вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем
фонограммы или объединениями (ассоциациями) таких пользователей, с одной
стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и
исполнителей, с другой стороны, а в случае, если стороны не достигнут
соглашения, — специально уполномоченным органом Российской Федерации.
Пользователи
фонограмм должны представлять организации, выплачивающей вознаграждение,
программы с точными сведениями о количестве использований фонограммы, а также
иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения
вознаграждения (п. 3, 4 ст. 39 ЗоАП).
Глава IV. ПРАВА ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО НА ИХ ПЕРЕДАЧИ В ЭФИР И
ПРАВА КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ НА ИХ ПЕРЕДАЧИ
ДЛЯ ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ
§1.Права организаций
эфирного и кабельного вещания
К
организациям эфирного вещания относятся радио- и телестудии, иные
организации, занимающиеся распространением звука, изображения средствами
беспроволочной связи. Эти организации включены в число субъектов смежных прав и
наделены соответствующими правами.
Согласно
ст. 40 Закона РФ 1993 г. организациям эфирного вещания принадлежат
исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешения
на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за
предоставление такого разрешения.1
Что
понимать под термином “передача”? Ответ на этот вопрос дает ст. 4 Закона РФ 1993 г., в которой сказано: “передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, исполнений,
постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего
сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или
телевидению (за исключением кабельного телевидения)”. Из этой же статьи видно,
что вещание осуществляется двумя способами:
•
путем сигналов наземных телепередатчиков;
•
посредство спутников. Сигналы наземных телепередатчиков, как правило, подаются
и принимаются в пределах одной страны. Такое вещание регулируется национальным
законодательством.
Спутниковое
вещание — имеет транснациональный масштаб. При этом спутниковый сигнал,
излучаемый в одной стране, принимается рядом стран, которые вместе со страной
излучения сигнала составляют “зону приема”, что называется “следом спутника”.
1Чернышёв
С.А. Охрана смежных прав в России. // Юридический мир. - 2002. - №3. - С. 17.
В
российском законодательстве под передачей в эфир через спутник понимается
прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигнала со спутника, посредством
которых произведения, фонограммы, исполнения и т.д. могут быть доведены до
всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой.
Кроме
исключительного права использовать передачу в любой форме, организация эфирного
вещания наделена правом давать разрешение на использование передачи. Это
право означает, что организации эфирного вещания разрешают осуществлять ряд действий.
В п. 2 ст. 40 дается исчерпывающий перечень этих действий:
•
одновременно передавать в эфир передачу организации эфирного вещания другой
организации эфирного вещания. Имеется в виду ретрансляция передачи, которая
осуществляется современными техническими средствами;
•
сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;
•
записывать передачу. Организация эфирного вещания может записывать передачи
других организаций эфирного вещания при получении от них специального
разрешения;
•
воспроизводить запись передачи. Исходя из содержащегося в законе понятия
воспроизведения произведения или фонограммы, можно говорить об изготовлении
одного или более экземпляров либо части на любом материальном носителе. Это
положение по аналогии может быть распространено на воспроизведение записи
передачи;
•
сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Имеются в
виду концертные залы, клубы, кинотеатры и т.д., т.е. такие места, куда слушатели,
зрители специально собираются для просмотра.
Исключительное
право организации эфирного вещания на воспроизведение записи передачи не
распространяются на случаи, когда:
•
запись передачи была произведена с согласия организации эфирного вещания;
1Космовская И.Л.
Об авторских и смежных правах // Юрист. – 1998. - № 11-12. - С.12.
•
воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была
произведена ее запись в случаях “свободного” использования передачи.
Рассмотрим
пример из судебной практики:
Если
в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено
обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то
бывший правообладатель не вправе этого требовать.
Акционерное
общество "Телекомпания" обратилось в арбитражный суд с иском к
государственной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по
договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.
Исковые
требования обосновывались ссылками на условия договора, предусматривающие обязанность
истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на
определенных материальных носителях, а ответчика — принять и оплатить эти
телепрограммы по согласованным ценам. Ответчик возражал против иска, поскольку
истец по условиям авторского договора передал ему исключительные права на
использование произведения, в том числе на воспроизведение, на распространение,
на передачу в эфир и другие, но обязанность пользователя выпустить
телепрограммы в эфир сторонами не предусмотрена. В связи с изменением концепции
вещания у ответчика не имеется возможности выпустить их в эфир.
Суд
первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в
эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав
на эти произведения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их
определенным способом.
Суд
кассационной инстанции отменил решение суда по следующим основаниям.
В
соответствии со ст. 30 Закона "Об авторском праве" предметом авторского
договора является передача имущественных прав. При этом стороны могут
договориться о передаче как исключительных, так и неисключительных прав.1
В
статье 31 названного Закона содержатся дополнительные нормы об авторских
договорах, основные положения о которых даны в ст. 30.
Согласно
п. 1 ст. 31 Закона авторский договор должен предусматривать, способ
использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному
договору); срок, на который передается право; территорию, на которой может
осуществляться использование; размер вознаграждения и (или) порядок его
определения за каждый способ использования; сроки выплаты вознаграждения;
другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Таким
образом. Закон "Об авторском праве" не устанавливает обязанности
правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным
п. 2 ст. 16 этого Закона.
Однако
такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.
Судом установлено, что в авторском договоре между сторонами нет условия об
обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на
которые перешли к телерадиокомпании.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не
было оснований для удовлетворения искового требования.
§2.Понятие договора о передаче
прав организаций эфирного и кабельного вещания
Обладая
исключительным правом на передачу, организация эфирного вещания вправе
разрешать другой организации одновременно ретранслировать свою передачу в
эфир, сообщать ее по кабелю, записывать и воспроизводить запись передачи, а
также сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Хотя
в ст. 40 ЗоАП, в отличие от ст. 37 и 38, не упоминается
1Дозорцев
В.А. Понятие исключительно права. // Юридический мир. – 2000. - № 3. - С.6.
эфирного
вещания с пользователями.1
Предметом
этих договоров обычно служит параллельная трансляция другой вещательной
организацией передачи либо аналогичное сообщение ее передачи для всеобщего
сведения по кабелю. Помимо эфирной или кабельной ретрансляции предметом договоров
может выступать запись передачи или ее воспроизведение. Самостоятельный
предмет договора — публичное платное прослушивание или просмотр передачи.
Предметом
договоров на использование передач организации кабельного вещания в силу п. 2
ст. 41 ЗоАП может являться разрешение другой организации на одновременное
сообщение передачи по кабелю, передачу ее в эфир, на запись передачи, ее воспроизведение
либо на сообщение передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом, т.
е. для публичного прослушивания или просмотра. Как права организаций кабельного
вещания, так и их предоставление пользователям по договору идентичны правам и
договорной форме их передачи организацией эфирного вещания. При этом договорное
использование смежных прав на передачи тех и других вещательных организаций
осуществляется за вознаграждение.
Рассмотрим
пример из судебной практики:
Акционерное
общество "Телекомпания" обратилось в арбитражный суд с иском к
государственной телерадиокомпании о понуждении к исполнению обязательств по
договору в части выпуска в эфир восьми созданных истцом телепрограмм.
Исковые
требования обосновывались ссылками на условия договора, предусматривающие обязанность
истца подготовить восемь телепрограмм определенного цикла и передать их на
определенных материальных носителях,
а ответчика — принять и
оплатить эти телепрограммы по согласованным ценам.
1 Гаврилов
Э.П. Комментарий Закона об авторском праве и смежных правах. - М.:ИНФРА-НОРМА,
1996. – С.29.
Ответчик
возражал против иска, поскольку истец по условиям авторского договора передал
ему исключительные права на использование произведения, в том числе на
воспроизведение, на распространение, на передачу в эфир и другие, но
обязанность пользователя выпустить телепрограм-. мы в эфир сторонами не
предусмотрена. В связи с изменением концепции вещания у ответчика не имеется
возможности выпустить их в эфир.
Суд
первой инстанции своим решением отверг довод ответчика и обязал его выпустить в
эфир указанные телепрограммы, полагая, что при приобретении исключительных прав
на эти произведения телерадиокомпания получила и обязанность использовать их
определенным способом.
Суд
кассационной инстанции отменил решение суда по следующим основаниям.
В
соответствии со ст. 30 Закона "Об авторском праве" предметом
авторского договора является передача имущественных прав. При этом стороны
могут договориться о передаче как исключительных, так и неисключительных'прав.
В
статье 31 названного Закона содержатся дополнительные нормы об авторских
договорах, основные положения о которых даны в ст. 30.
Согласно
п. 1 ст. 31 Закона авторский договор должен предусматривать, способ
использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному
договору); срок, на который передается право; территорию, на которой может
осуществляться использование; размер вознаграждения и (или) порядок его
определения за каждый способ использования; сроки выплаты вознаграждения;
другие
условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
Таким
образом. Закон "Об авторском праве" не устанавливает обязанности
правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным
п. 2 ст. 16 этого Закона.
Однако
такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.
Судом
установлено, что в авторском договоре между сторонами нет условия об
обязанности фактически использовать произведения, исключительные права на
которые перешли к телерадиокомпании.
При
таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для
удовлетворения искового требования.1
Таким
образом, если в авторском договоре о передаче исключительных прав на
произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать
полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать.
Рассмотрев
понятие, виды смежных прав, примеры из судебной практики, мы, считаем
необходимым, осветить охрану смежных прав в международном и российском
законодательстве.
1 Обзор
практики рассмотрения споров связанных с применением Закона РФ "ОБ
АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" // Информационное письмо Президиума ВАС
РФ от 28 сентября 1999 года №47. – С.59.
Глава
V. ЗАЩИТА СМЕЖНЫХ
ПРАВ
ПО
СОГЛАШЕНИЮ
О
ТОРГОВЫХ
АСПЕКТАХ
ПРАВ
ИНТЕЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
И ПО ГРАЖДАНСКОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
РФ
§1.Охрана смежных
прав в соответствии с нормами ТРИПС
Одним
из новейших международных договоров в области охраны исключительных прав является
Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (далее в
соответствии с общепринятой международной аббревиатурой — ТРИПС), являющееся
частью системы договоров Всемирной торговой организации (далее — ВТО). Если
дать краткую характеристику отличия ТРИПС от ранее принятых международных
соглашений в области интеллектуальной собственности, то можно отметить
следующее:
•
соглашение носит комплексный характер и охватывает, по существу, все объекты
интеллектуальной собственности: изобретения, промышленные образцы, топологии
интегральных микросхем, товарные знаки, географические обозначения, произведения,
исполнения, фонограммы, передачи вещания и конфиденциальную информацию;
•
соглашение впервые тесно связало вопросы интеллектуальной собственности с
международной торговлей и товарными отношениями;
•
соглашение во главу угла поставило вопросы принудительного осуществления и
защиты 1РК. не только в рамках гражданского законодательства и
гражданского процесса, но и административного и уголовного законодательства и
процесса (т.е. в рамках публичного права);
•
соглашение предусмотрело конкретный порядок рассмотрения споров между
государствами — членами ВТО (далее — Участники) в области интеллектуальной
собственности с возможностью применения торговых санкций на государственном
уровне;
•
в соответствии с нормами ТРИПС государства берут на себя обязательства не
только по принятию соответствующих законодательных норм, но и по обеспечению
реальной практики их исполнения (т.е. для возможности введения торговых
санкций может быть достаточно ссылки на неудовлетворительную
правоприменительную практику).1
Охране
смежных прав посвящена ст. 14 ТРИПС. Выделяются три традиционные группы смежных
прав: права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
В
отношении приведенных в ст. 14 смежных прав каждый Участник может ввести
условия ограничения и исключения в той мере, в какой они допускаются Римской
конвенцией.
Исполнителям
предоставляется право предотвращения следующих действий, совершаемых без их
согласия: (а) запись ранее не записанного исполнения; (б) воспроизведение
такой записи;(в) бескабельная передача в эфир; (г) сообщение для всеобщего
сведения “живого” исполнения.
Производители
фонограмм имеют право разрешать или запрещать прямое либо косвенное воспроизведение
их фонограмм, а также право разрешать или запрещать сдачу оригиналов или копий
фонограммы в прокат.
Очевидно,
что круг прав, предоставляемых исполнителям и производителям фонограмм по
ТРИПС, несколько уже по сравнению с нормами Римской конвенции и большинства
национальных законодательств, например российского Закона. К тому же, по
аналогии с авторскими правами, ТРИПС не затрагивает моральных прав.
Срок
защиты прав исполнителей и производителей фонограмм увеличен до 50 лет с конца
календарного года, когда произошли запись или исполнение, по сравнению с 20
годами, предусмотренными Римской конвенцией.
Наименее
урегулированными в ТРИПС оказались права вещательных организаций. Им предоставлено
право запрещать только следующие действия
1Международные
Конвенции об авторском праве. Комментарии. – М.: "Прогресс", 1999. –
С. 394.
в
отношении передач, совершаемые без их согласия: (а) запись;(б) воспроизведение
записей; (в) последующая передача в эфир; (г) сообщение для всеобщего сведения
в форме телевизионных передач(радиопередачи не охватываются).
Срок
охраны прав вещательных организаций установлен, как и в Римской конвенции, как
20 лет с конца календарного года, когда вышла в эфир передача. Российское
законодательство закрепляет более высокий стандарт — 50-летний срок охраны.1
ТРИПС
делает крайне важный шаг вперед по сравнению с Римской конвенцией,
предусматривая, что к правам исполнителей и производителей фонограмм в отношении
их фонограмм применяются положения ст. 18 Бернской конвенции (о предоставлении
охраны всем тем произведениям, которые еще не стали общественным достоянием на
момент вступления в силу Бернской конвенции для соответствующей страны).2
Это
означает, что фонограммам, которые были созданы до присоединения к ТРИПС
соответствующего государства-Участника и подлежат охране в стране
происхождения (т.е. срок их охраны в стране происхождения не истек),
предоставляется охрана на территории такого государства-Участника ТРИПС.
Таким
образом, ТРИПС стало первым многосторонним международным соглашением в области
смежных прав, закрепившим требование предоставления так называемой
ретроактивной охраны исполнениям и фонограммам как объектам смежных прав,
которые были выпущены в свет на территориях иностранных государств до момента
принятия каким-либо государством обязательств по международному договору в
области смежных прав.
1Еремин
А.В. Договор по авторскому праву Всемирной организации Интеллектуальной Собственности:
Основные положения. //Государство и право. – 2002. - №10. - С. 76.
2 Савельева
И.В., Мурынян А.Н. Правовое регулирование авторских и смежных прав по
Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности.//Юридический мир. - 2002. - №6. –С6.
§2.Гражданско-правовые меры защиты смежных прав в
России
Установленные
законом авторские и смежные права иногда нарушаются и нуждаются в защите.
Обычно нарушители, в качестве которых выступают как физические, так и
юридические лица, незаконно изготавливают и распространяют экземпляры, т. е. копии
произведений и фонограмм на различных материальных носителях. Указанные копии
именуются контрафактными экземплярами. К их числу относятся не только
копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземпляры охраняемых в
Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно, т. е. без согласия
правообладателей, импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда
не охранялись, либо уже перестали охраняться.
За
нарушение авторских и смежных прав установлена гражданская, уголовная и
административная ответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских и
смежных прав, закон устанавливает широкий круг как способов защиты, так и
органов, уполномоченных осуществлять защиту данных прав.
В
зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут
требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения,
существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или
создающих угрозу их нарушения. Например, право на защиту возникает не только
после выпуска на рынок контрафактных фонограмм, но и в случае приобретения и
настройки потенциальным нарушителем оборудования, необходимого для их
копирования в коммерческих целях.1
Поскольку
гражданская ответственность имеет компенсационный (восстановительный)
характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Учитывая
объективные трудности подсчета этих убытков,
1Силонов И.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права или смежных
прав. // Хозяйство и право. - 2000. - №9. - С. 79.
закон
предоставляет правообладателю по своему выбору альтернативно требовать либо возмещения
убытков, включая упущенную выгоду, либо взыскания дохода, полученного
нарушителем, либо выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных
размеров оплаты труда, установленной по
усмотрению
суда. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в
твердой сумме суд может взыскать с нарушителя штраф в размере 10% от суммы,
присужденной в пользу истца, с направлением его в доход соответствующего
бюджета.
Конфискация
контрафактных экземпляров или фонограмм. Во избежание
незаконного использования контрафактных экземпляров произведений или фонограмм
они подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи
единолично, а также арбитражного суда. Конфискованные экземпляры уничтожаются,
кроме случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.
Кроме того, может быть вынесено решение о конфискации материалов и
оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров.1
Уголовная
и административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав.
Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно
присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб либо совершены
неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной
группой, влекут наказание в соответствии со ст. 146 УК РФ.
Ряд
нарушений авторских и смежных прав влечет административную ответственность. В
соответствии с административным кодексом ответственность наступает в случае
продажи, сдачи в прокат или иного использования в коммерческих целях
экземпляров произведений или фонограмм при наличии любого из следующих трех
условий:
1) экземпляры
являются контрафактными;
1Хаметов Р.
Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав.//Хозяйство и
право.-1998.-№4.-С.89.
2)
на экземплярах указана ложная информация об их изготовителях и о местах их
производства, а также иная информация, которая может
ввести
в заблуждение потребителей;
3)
на экземплярах произведений или фонограмм уничтожен либо изменен знак охраны
авторского права или смежных прав, проставленный правообладетелем.
Обеспечение
исков по делам о нарушении авторских и смежных прав. Важной новеллой в
сфере авторских и смежных прав является предоставление суду, в необходимых
случаях судье единолично, а также арбитражному суду возможности вынесения
определения о запрещении ответчику либо предполагаемому нарушителю авторских
или смежных прав совершать определенные действия. В частности, нарушителю, в
том числе предполагаемому, может быть запрещено изготавливать, продавать,
сдавать в прокат, импортировать, хранить или владеть с целью выпуска в
гражданский оборот экземпляры произведений и фонограмм, в отношении которых
лишь предполагается, что они являются контрафактными. Те же судебные органы
могут вынести определение об аресте и изъятии всех экземпляров произведений и
фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными,
а также материалов и оборудования, предназначаемых для их изготовления и
воспроизведения.
Новейшее
законодательство ужесточает превентивные меры воздействия на всех
правонарушителей в области авторских и смежных прав, включая сокрытие
контрафактных экземпляров и орудий их производства. При наличии достаточных
данных о нарушении прав орган дознания, следователь, суд или судья единолично
не только вправе, но и обязан принять меры для розыска и наложения ареста на
предположительно контрафактные экземпляры, а также на материалы и оборудование
для их изготовления. При необходимости все эти предметы изымаются и передаются
на ответственное хранение.
Нами
были рассмотрены: понятие, общие положения и виды смежных прав, защита смежных
прав и арбитражно-судебная практика. Из чего мы можем сделать следующее
заключение:
Смежные права - это разновидность исключительных прав, являющихся
производными от авторских прав, но полностью с ними не совпадающих. Необходимость
правовой охраны смежных прав обусловлена тем, что развитие научно-технического
прогресса затрагивает не только авторов и других обладателей авторского
права, но и тех лиц, чья деятельность связана с использованием охраняемых
авторским правом произведений.
Виды смежных
прав: Права исполнителей на их исполнения и поставки; Права производителей
фонограмм на их фонограммы; Права организаций эфирного и кабельного вещания
Субъекты смежных прав: Исполнители; Режиссеры; Постановщики;
Певцы, артисты; Изготовители фонограмм; Телевидение, радио (вещательные
организации).
Объекты смежных прав: Передачи; Постановки; Фонограммы; Песни.
Возникает с момента первого исполнения. Истекает через 50 лет,
считая с 1 января года, следующего за годом возникновения права.
Закрепляемые
за исполнителями, производителями фонограмм, организациями эфирного и
кабельного вещания смежные права передаются пользователям объектов их прав на
договорной основе.
При
нарушении личных неимущественных прав автор может требовать восстановлены
нарушенного права путем внесения соответствующих исправлений,
сообщения в печати или иным способом о допущенном нарушении.
Пресечение
действий нарушающих права автора, достигается запрещением выпуска
произведения в свет либо прекращением его распространения. Независимо
от требований автора, связанных с защитой его личных неимущественных прав,
согласно ст. 301 ГК, может ставиться вопрос о защите имущественных прав автора.
Между
тем и гражданско-правовая ответственность пиратов зачастую бывает минимизирована,
поэтому носит чисто формальный характер, ибо ни один преступник не держит
деньги, добытые преступным путем, в банке и (или) в наличности. Их, как правило,
не оказывается, и правообладатель довольствуется либо конфискованными
контрафактными пленками и кассетами, либо видео-, аудиоаппаратурой. Однако
почти во всех таких случаях ущерб правообладателям недовозмещается в большом
объеме. При этом страдают, интересы государства от недополучения соответствующих
налогов, собираемость которых все еще довольно низка.
Однако
все же наиболее сложной задачей является конечная цель: убедить
законодателя и всех работников правоохранительных органов, не исключая и
работников системы прокуратуры и суда, в том, что нарушение авторских и смежных
прав, причинившее крупный ущерб,— это серьезное преступление, которое в
подавляющем большинстве может “подпитывать” другие тяжкие и особо тяжкие
преступления. Оно почти во всех случаях связано не только с преступным
нарушением авторских (смежных) прав, но и в первую очередь с уклонением от
уплаты налогов.
Не смотря на то, что в гражданском законодательстве
достаточно подробно разработано само понятие авторского права, выделены
категории, законодательная база непосредственно защиты авторов и смежных прав
остается недоработанной. И по этой причине закон не работает в полную
силу. И как свидетельствует реальность, злоумышленные действия над авторским
правом не только не уменьшаются, а имеют достаточно устойчивую тенденцию
к росту.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ
АКТОВ,
СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ
СУДЕБНОЙ
ПРАКТИКИ
I. Нормативный материал
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - №237. - 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1
от 30 ноября 1994 г. с изм. и доп. на 15 мая 2001 г. // СЗ РФ. - 1994. -№ 32. - Ст.3301; 1996. -№ 9. - Ст.773. -№ 34. - Ст.4026; 1999. - № 28. -
Ст.3471; 2001. - № 17. - Ст.1644; №21 - Ст.2063; // Российская газета. –2003.
-№ 5. 15 января.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 2
от 26 января 1996 г. с изм. и доп. на 17 декабря 1999 г. // СЗ РФ. - 1996. № 5. - Ст.410; № 34. - Ст.4025; 1997. - № 43. - Ст.4903; 1999. № 51.
Ст.6288; // Российская газета. –2003. - №5. 15 января.
4.Конвенция УНИДРУА о международном
финансовом лизинге 1988 г. Официальный перевод Конвенции.// СЗ РФ. 1999. № 32.
Ст. 4040.
5.Федеральный закон РФ от 09 августа 1993 г. ''Об авторском праве и смежных правах'' (в ред ФЗ от 19.07.1995, №110-ФЗ). // СЗ РФ. 1995. №
30.
6.Постановление Правительства РФ от 17
мая 1996 года № 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые
виды использования исполнения (постановки)".
7.Постановление Пленума Верховного
Суда СССР от 18 апреля 1986 г. “О применении судами законодательства
при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений”.
II. Специальная
литература
1.Белое В.В., Виталиев Г.В;
Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его
применения. - М.: Статут, 1997. - 382.
2.Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об
авторском праве и смежных правах. - М.:ИНФРА-НОРМА, 1996. – 258 с.
3.Гаврилов Э.П. "Об обратной силе
действия Закона об авторском праве и смежных правах"//Российская юстиция.
- 1995. - №2. – С. 26 – 35.
3.Гаврилов Э. Россия не нарушает
международных обязательств по охране авторских прав // Российская юстиция. -
2001. - №11- С.11-15.
4.Гражданское право. Учебник часть 2//
под ред. Сергеева А.Г., Толстого Ю.К. – М.: Проспект, 1998. – 727 с.
5.Гражданское право: В 2Т: Учебник//
Отв. ред. Е.А. Суханов.- М.: 2000. – 668 с.
6.Дозорцев
В.А. Понятие исключительно права. // Юридический мир. – 2000. - № 3. - С. 4-11.
7.Еремин
А.В. Договор по авторскому праву Всемирной организации Интеллектуальной
Собственности: Основные положения. //Государство и право. – 2002. - №10. - С.
74-79.
8.Завидов Б.Д. Договорное право России.
– М.: Юрайт, 1998. – 418 с.
9.Зенин И.А. Гражданское право
Российской Федерации.// Учебно-практическое пособие. -М.:Норус, 1999. - 215 с.
10.Исаенко В.Н., Завидов Б.Д. Правовые
проблемы борьбы с пиратством. // Право и экономика.- №4.- 2000. - С. 79-83.
11.Кокина С.В. Артисты исполнители как
субъекты смежных прав в РФ// Юридический мир.-2002.-№5.-С.46-50.
12.Кондрин А.С. Экспорт и импорт
авторских прав.// Юридический мир.-1999.-№11.-С.51-55.
13.Матвеев Ю. Г.
Международная охрана авторских прав. - М.:Юрист, 1987 - 99 с.
11.Международные Конвенции об авторском
праве. Комментарии. – М.: "Прогресс", 1999. – 432 с.
14.Права на
результаты интеллектуальной деятельности. Сборник нормативных актов.// Сост.
В. А. Дозорцев. - М.Буклайн, 1994. – 346с.
15.Сергеев А. П. Право интеллектуальной
собственности в Российской Федерации. - М.: Славянский дом книги, 1996. - 327
с.
16.Силонов И. Авторское право в рекламе.
// Хозяйство и право.- 2000. - №5. - С. 120-126.
17.Савельева И.В., Мурынян А.Н. Правовое
регулирование авторских и смежных прав по Соглашению о торговых аспектах прав
интеллектуальной собственности.//Юридический мир. - 2002. - №6. –С.4-16.
18.Сергеев А. П.
Авторское право России. - СПб.: Нива, 1994. – 243 с.
19.Силонов И. Гражданско-правовая
ответственность за нарушение авторского права или смежных прав. // Хозяйство и
право. - 2000. - №9. - С. 78-84.
20.Силонов И. Телепередачи и права
артистов - исполнителей. // Хозяйство и право. - 1999.- №2. - С. 103-109.
21.Трахтенгерц
Л.А. Споры о защите прав на объекты интеллектуальной собственности.//Право и
экономика. - 2002. - №11. – С.64-69.
22.Чернышёв С.А. Охрана смежных прав в
России. // Юридический мир. - 2002. - №3. - С. 17-21.
23.Космовская И.Л. Об авторских и
смежных правах // Юрист. – 1998. - № 11-12. - С.12-18.
24.Хаметов Р. Корпоративная борьба с
нарушениями авторских и смежных прав.//Хозяйство и право.-1998.-№4.-С.88-93.
III.Материалы
судебной практики
1.Обзор практики рассмотрения споров
связанных с применением Закона РФ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ
ПРАВАХ" // Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999
года №47