Системный подход в управлении

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,56 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Системный подход в управлении

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ

Содержание:

Стр.:

Введение

3

1. Системный анализ как инструментарий системного подхода в исследовании систем управления

4

1.1. Системный анализ как средство исследования систем

4

1.2. Модели состава системы, виды и типы систем

8

2. Системность взаимодействия подсистем управления ОАО «Молоко»

15

2.1 Общая характеристика предприятия

15

2.2 Взаимодействие подсистем управления ОАО «Молоко»

18

Заключение

23

Список использованной литературы

25

Введение

Характерной особенностью современного состояния рынка является общий рост конкуренции на многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее проводимые мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на рынке не приводят к желаемым результатам. Самое время предпринимать кардинальные действия по общему повышению эффективности функционирования предприятия. Поскольку успешность функционирования фирмы в конечном счете целиком зависит от правильности принятия решений высшим управленцем, то возрастает степень его ответственности за каждое принимаемое решение, направленное на поиск эффективных путей адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. В связи с этим требуется большая глубина проработанности в управленческой аналитике, которая невозможна без применения современных методов анализа управленческой деятельности.

Почти вековая история развития менеджмента как науки, имеет богатый материал по концептуально-теоретическим разработкам природы управленческой деятельности, методам оценки эффективности профессионального управления, а также по описаниям образцов практической деятельности менеджеров. Современные теории и подходы к управлению используют и развивают на новом уровне сложности многие принципы управления, сформулированные классиками различных школ и течений, используя в управлении достижения различных наук, таких как философия, методология, социология, психология, антропология, кибернетика и ряда других.

Цель данной работы заключается в том, чтобы определить место системного анализа в исследовании систем управления. Основные задачи: 1) рассмотреть системный анализ как инструмент системного подхода; 2)раскрыть классы систем управления и соответствующие им математические модели; 3) представить системность взаимодействия подсистем управления конкретной организации.

1. Системный анализ как инструментарий системного подхода в исследовании систем управления

1.1 Системный анализ как средство исследования систем


В настоящее время признано, что мощным методологическим инструментом,  обобщающим методологию исследования процессов управления в сложных  природных и социально-экономических  системах, является исследование систем управления.  Исследование систем осуществляется методами, средствами и технологиями, объединяемыми такими направлениями, как системный анализ, системный подход, исследование операций, теория оптимального управления и др. Причем, необходимо сразу отметить, что системный анализ играет ведущую роль, поскольку является методологией, интегрирующей различные научные подходы и направления для исследования и анализа различных конкретных проблем. 

Действительно, современный системный анализ является прикладной наукой, нацеленной на выяснение причин реальных сложностей,  возникающих перед «обладателем проблемы»  (обычно  это  конкретная  организация,  учреждение, предприятие, коллектив), и на выработку вариантов их устранения. В наиболее развитой форме системный анализ  включает  и  непосредственное, практическое улучшающее вмешательство в проблемную ситуацию.

При этом системность не должна рассматриваться как некоторое  нововведение,  последнее  достижение  науки.  Системность  есть всеобщее свойство материи,  форма её существования,  а значит,  и  неотъемлемое свойство человеческой практики, включая мышление.

Однако до сих пор нет четкого однозначного определения этого понятия. Это вполне понятно, так как идет создание и формирование терминологии нового научного направления. Поэтому и мы,  прежде чем остановится на каком-то конкретном определении системного анализа, проследим последовательность разных описаний и определений, которые приводились в разных работах, что, в конечном счете, позволит нам лучше понять содержательный смысл самого системного анализа.

В одних источниках системный анализ определяется как «приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием» [10]. В других – как синоним термина «анализ систем» или термина «системные исследования». Однако, независимо от того, применяется он только к определению структуры целей системы, к планированию или к исследованию системы в целом, работы по системному анализу существенно отличаются  тем, что в них всегда предлагается методология проведения исследований, делается попытка выделить этапы исследований и предложить методику выполнения этих этапов в конкретных условиях. В этих работах всегда уделяется особое внимание определению целей системы, вопросам формализации представления целей. Некоторые авторы даже подчеркивают это в определении: системный анализ – это методология исследования целенаправленных систем [10].

Термин «системный анализ» впервые появился в связи с задачами военного управления в исследованиях фирмы RAND Corporation (1948 г.), а в отечественной литературе получил широкое распространение после выхода в 1969 г. книги С. Оптнера «Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем».

Следует отметить, что в начале работы по системному анализу базировались на идеях теории оптимизации и исследования операций. Затем, в поисках конструктивных средств организации процесса принятия решений, системный анализ начинают определять как процесс последовательного разбиения изучаемого процесса на подпроцессы и основное вниманию уделяют выбору приемов, позволяющих организовать решение сложной проблемы путем расчленения ее на подпроблемы и этапы, для которых становится возможным подобрать методы исследования и исполнителей.

Наряду с расчленением процесса принятия решения на этапы и подэтапы, разрабатываются формализованные приемы и методы разделения системы на подсистемы, цели на подцели, «больших» неопределенностей на более «мелкие», лучше поддающиеся исследованию. В большинстве работ стремятся в основу системного анализа поставить многоступенчатое расчленение в виде иерархических структур типа «дерева». Применительно к исследованию целей эти структуры получили название «деревьев целей». В ряде работ разработаны варианты аналогичных структур, определяющих не пространственное (как «деревья целей»), а временное разделение цели на последовательность подцелей или функций, направленных на ее достижение.

Во многих определениях часто подчеркивается, что системный анализ - это «формализованный здравый смысл» или просвещенный здравый смысл, на службу которому поставлены математические модели. Кроме того, отражается и такая особенность: системный анализ дает основу для сочетания знаний и опыта специалистов многих областей при нахождении решений, трудности которых не могут быть преодолены на основе суждений любого отдельного эксперта. Более того, часто указывается, что основной особенностью методик системного анализа является сочетание в них формальных методов и неформализованного (экспертного) знания.

С учетом всего вышесказанного можно сказать, что в определении системного анализа должны войти следующие аспекты, отражающие, что системный анализ:

*  применяется для решения таких проблем, которые не могут быть полностью формализованы;

*  использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа («формализованный здравый смысл»), т.е. методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов (лиц, принимающих решение);

*  объединяет разные методы с помощью единой методологии;

*  дает возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определенной дисциплине мышления;

*  основное внимание уделяет целям и целеполаганию.

Ко всему этому следует обязательно добавлять, что в основе методов и получаемых с применением системного анализа результатов лежит понятие системы или даже целенаправленной системы.

Мы будем использовать следующее определение системного анализа.

Системный анализ - это совокупность определенных научных  методов и практических приемов решения разнообразных проблем,  возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества,  на основе системного подхода  и представления объекта исследования в виде системы.

Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения  проблемы  начинается  с определения и упорядочения целей деятельности системы,  при функционировании которой возникла данная проблема.  При этом устанавливается соответствие между этими целями,  возможными путями решения возникшей проблемы и потребными для  этого  ресурсами.  Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным,  логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук.

Системный анализ  предназначен  для решения в первую очередь слабоструктурированных проблем,  т.е. проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием факторов неопределённости и содержащих неформализуемые (непереводимые на язык математики) элементы.

Проблема (задача)  считается формализуемой,  если  она может  быть описана с помощью некоторого формального языка (как правило, языка математики).

Одна из задач системного анализа заключается в раскрытии содержания проблем,  стоящих перед руководителями, принимающими решения, настолько,  чтобы им стали очевидны все основные последствия решений, которые они могли бы учитывать в своих действиях.  Системный анализ помогает ответственному за принятие решения лицу более строго  подойти  к  оценке возможных  вариантов  действий и выбрать наилучший из них с учётом дополнительных,  неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны  специалистам,  готовящим решение (специалистам - системным аналитикам).

Следует отметить, что в каждом конкретном случае задачи системного анализа весьма специфичны. Тем не менее, определённые моменты указывают  на  существенную общность перечисленных направлений разработок в науке,  технике и организации производства. Именно эта общность и позволяет говорить о системном подходе как о некоторой особой и внутренне единой исследовательской позиции.

1.2. Модели состава системы, виды и типы систем

Модель состава системы.

При рассмотрении  любой  системы,  прежде всего, обнаруживается то, что ее целостность и обособленность выступают  как  внешние  свойства. Внутренность же системы оказывается неоднородной, что позволяет различать составные части самой системы.  При более детальном  рассмотрении некоторой части системы могут быть, в свою очередь, разбиты на составные части и т.д.  Те части системы, которые мы рассматриваем как неделимые, будем называть  элементами.  Части системы,  состоящие более чем из одного элемента,  назовем подсистемами.  При  необходимости  можно ввести обозначения или термины, указывающие на иерархию частей (например, «подсистемы», или «подсистемы такого-то уровня»).

В результате такого рассмотрения получается  модель состава системы, описывающая, из каких подсистем и элементов она состоит (рис.2.1).

Определение состава системы только на первый взгляд кажется простым делом.  Если дать разным экспертам задание определить состав одной и той же системы,  то результаты их работы будут различаться, и иногда довольно значительно. Причины этого состоят не только в том, что у них может быть различная степень знания системы: один и тот же эксперт при разных условиях также может дать разные варианты состава системы.  Существуют, по крайней мере, еще три важные причины этого факта.

Во-первых, разные варианты (модели) состава получаются вследствие того, что понятие элементарности можно определить по разному.  То, что с одной точки зрения является элементом,  с другой - оказывается  подсистемой, подлежащей дальнейшему разделению.

 

                        С   И   С   Т   Е   М   А

                                                                                        Э Л Е М Е Н Т

                                                                                                                           

 

                                        Э Л Е М Е Н Т

                                                    

                                                                                         Э Л Е М Е Н Т

 

                                         Э Л Е М Е Н Т

                   

                              ПОДПОДСИСТЕМА                    Э Л Е М Е Н Т

                      П  О  Д  С  И  С  Т  Е  М  А         П О Д С И С Т Е М А

                              

                                                                            

Рис. 1.1.   Модель состава системы

В-третьих, модели состава различаются потому, что всякое разделение целого на части, всякое деление системы на подсистемы является относительным, в определенной степени условным. Например, тормозную систему автомобиля можно отнести либо к ходовой части,  либо к подсистеме управления. Другими словами,  границы между подсистемами условны и относительны.

 

Виды и типы систем


При анализе  и  исследовании  различают  физические и абстрактные системы.

Физические системы состоят из изделий,  оборудования, машин и вообще из естественных или искусственных объектов.  Этим системам  можно противопоставить абстрактные системы.  В абстрактных системах свойства объектов, существующие только в уме исследователя, представляют символы. Идеи, планы, гипотезы и понятия, находящиеся в процессе исследования, могут быть описаны как абстрактные системы.

Пример 1Рассмотрим систему, части которой - пружина, груз с некоторой массой и твердая поверхность,  предположим, потолок. Вообще говоря, эти компоненты не связаны друг с другом (за исключением искусственных логических отношений,  как,  например,  то, что они находятся в одной комнате). Однако, стоит прикрепить пружину к потолку и повесить на нее груз, как между ими появятся особые отношения (в смысле физической связанности),  которые дадут  начало весьма  интересной  системе.  В частности,  возникают новые связи между свойствами данных частей.  Длина пружины,  расстояние груза от потолка, упругие свойства пружины и размер груза - все это находится в некоторых связях друг с другом. Такая система статична, её свойства не изменяются со временем. Если задать начальное отклонение от положения равновесия,  получим  определённое  значение скорости  движения  груза,  зависящее от размеров массы и упругих свойств пружины.  Положение массы будет меняться  во  времени.  В этом случае имеем дело с динамической системой.

Пример 2. Более  сложный пример - радиосистема с высокой точностью воспроизведения. В ней гораздо больше частей, но для простоты выделим следующие: диск и звукосниматель проигрывателя, усилитель,  громкоговоритель и ящик.  Как и в первом случае, не связанные друг с другом части не образуют системы. Но если связи установлены,  т.е.  электрическая связь идет от входа к выходу,  то части  системы  и их свойства находятся в таких отношениях друг к другу, что изменение системы на каком-то участке зависит от изменений на других участках, например, механические вибрации в громкоговорителе связаны с силой тока и напряжением в усилителе.

Теперь рассмотрим системы, не имеющие физической природы. Как правило, это абстрактные системы, записанные на языке математики. Простейший случай - это система уравнений действительных переменных. Наиболее очевидное  свойство  действительной переменной - её числовое значение; другими словами, в этом случае объект и его свойство тесно связаны между собой (в любом случае объект, в конечном счёте, определяется его свойствами).  Связи между переменными обычно формулируются в  виде уравнений. Для большей конкретности рассмотрим следующий пример.

Пример 3. Имеются переменные x1  и   x2, удовлетворяющие двум линейным уравнениям:

                                   a1x1 + a2x2 = c1

                                   b1x1 + b2x2 = c2.

     Эти уравнения  связывают  переменные:  вместе они образуют систему  линейных уравнений,  частями которой являются переменные  x1 и x2. Отношения  между  ними  определяются константами и ограничениями, наложенными одновременно на все данные величины.  Данная  система уравнений  может  рассматриваться  как  статическая по аналогии с      системой «пружина – груз». Эта аналогия объясняется тем, что числа,  которые удовлетворяют уравнениям,  фиксированы точно так же, как заданная длина пружины в механическом примере.

С другой стороны,  введение времени t дает, например, уравнение следующего вида:

                                               dx1/dt = a1x1 + a2x2

                                               dx2/dt = b1x1 + b2x2.

Такую систему уравнений  можно  назвать  динамической  (продолжая аналогию  с  системой  "пружина  - груз").  В этом случае решение уравнений - функция времени (длина пружины в динамической  системе).

Термины  статический  и динамический всегда относятся  к  системам, уравнения  которых  представляют абстрактные модели реальных ситуаций. Абстрактные математические и (или) логические отношения сами  по  себе никогда не зависят от времени.

Выше рассмотренные примеры дают нечто большее, чем просто случайную иллюстрацию понятия системы. Они говорят об одном из самых плодотворных  путей  анализа  физических систем - пути,  который должен быть признан основным методом науки, а именно о методе абстракции и моделирования.

Возвращаясь к простейшему примеру соединения груза и пружины, получим ясную иллюстрацию этого метода. В статическом случае нас интересуют свойства: постоянная k, обозначающая пружину, перемещение x и вес G. Они связаны (в пределах закона упругости Гука) линейным уравнением

                           kx = G.

Уже здесь проявляется тесная внутренняя связь между абстрактной системой (аналогичной системе уравнений) и её физической  реализацией.  Для изучения физической системы её заменяют абстрактной системой с теми же отношениями,  и задача становится чисто математической. Нетрудно показать, что такого рода аналогия имеет место и в динамическом случае, но тогда физическая система представляется системой  дифференциальных,  а не линейных алгебраических уравнений.

Подобная практика,  несомненно, хорошо знакома физикам, химикам и инженерам;  в этом случае обычно говорят о создании математической модели.  Степень, с которой модель согласуется с реальным поведением системы, является мерой применимости модели к рассматриваемой ситуации. С другой стороны,  легкость,  с которой данная система может быть  точно представлена  математической  моделью  - мера легкости анализа данной системы.

Для успешного  изучения  системы с помощью математических методов последняя должна обладать рядом специальных свойств. Во-первых, должны быть известны имеющиеся в ней связи,  во-вторых, количественно определены существенные для системы свойства (их число не должно быть  столь большим,  чтобы анализ становился невозможным) и,  в-третьих, известны при заданном множестве связей формы поведения системы (задаются  физическими законами,  в нашем случае законом Гука). К сожалению, системы, обладающие всеми этими свойствами, встречаются чрезвычайно редко. Точнее говоря, системы обладают этими свойствами лишь до некоторой степени, причем наиболее важные для нас системы - живые организмы, экономические и социальные системы обладают ими в меньшей степени,  чем более простые, механические системы типа «пружина – груз».

И, в  заключении,  рассмотрим  еще два определения представляющие интерес при анализе систем.

Централизованной  системой называется система, в которой некоторый элемент (подсистема) играет главную,  доминирующую роль в функционировании  системы.  Этот элемент называется ведущей частью системы или её центром. Небольшие изменения ведущей части вызывают значительные изменения всей системы.

Децентрализованная система - это система,  в которой нет  главной подсистемы;  важнейшие подсистемы имеют приблизительно одинаковую ценность и построены не вокруг центральной подсистемы,  а соединены между собой последовательно или параллельно.

2. Системность взаимодействия подсистем управления ОАО «Молоко»

2.1 Общая характеристика предприятия

9 ноября на базе Улан – Удэнского молочного комбината было создано акционерное общество «Молоко», которое находится в юго-восточной части г. Улан-Удэ на площади 5,5 га с наличием собственных производственных площадей.

ОАО «Молоко» является крупнейшим предприятием по переработке сельскохозяйственного сырья и реализации молокопродуктов в Республике Бурятия.

Основным акционером ОАО «Молоко» является ПО «Наран», имеющее контрольный пакет акций.

Общее руководство деятельностью предприятия осуществляет генеральный директор Решетова Галина Алексеевна, техническими вопросами занимается главный инженер Куриганов Валерий Петрович, за финансовую деятельность отвечает главный бухгалтер Карпова Валентина Александровна, вопросами сбыта и коммерции занимается Рыбакова Людмила Ивановна.

ОАО «Молоко» реализует молочную продукцию в бюджетную сферу, частным предприятиям, розничные магазины города, а также через собственную торговую сеть, которая включает 8 киосков, магазин «Молоко» №64, торговую точку в МУП «Октябрь», торговые точки на рынках «Туяа», «Надежда» и у муниципального предприятия «Агентство развития».

У предприятия широкий ассортимент продукции, в то же время осваиваются новые виды продукции. Так в 2000 году освоен выпуск нового вида продукции – сыра плавленого сладкого «фруктового».

Основными конкурентами ОАО «Молоко» являются поставщики молочной продукции из г. Москвы, г. Красноярска, г. Новосибирска, г. Ангарска. Несмотря на большую конкуренцию у ОАО «Молоко» есть ряд преимуществ. Это размещение предприятия в черте города, что является удобным для оптовых покупателей.

Надежность и стабильность поставки –  гарантия в послепродажном обслуживании.

Отвечая запросам покупателей, предприятие гарантирует качество продукции, соответствие сроков реализации, широкий ассортимент. Конкурентоспособной продукция предприятия будет и благодаря более низким ценам, ведь конкурентам надо учитывать издержки на перевозку своей продукции из других регионов, что является достаточно дорогим удовольствием при нынешних тарифах.

Основными поставщиками молока предприятию являются хозяйства Кабанского, Тарбагатайского, Заиграевского, Бичурского, Хоринских районов Республики Бурятия.

В данное время на предприятие работает 208 человек, из них  служащих – 35 человек, основных рабочих – 130 человек, занятых сбытом продукции 43 человека.

Структура управления организацией - блочно-целевая. Структура системы управления, принятая на ОАО «Молоко» (рис.2,1) относится к иерархическому типу с «сильными связями», в которой элемент нижележащего уровня подчинен одному узлу вышестоящего. Данную структуру можно так же охарактеризовать как функциональную, так как система делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи. В структуре системы управления можно выделить такие традиционно функциональные блоки, как блок маркетинга и сбыта, блок экономики и финансов.


Организационная структура ОАО «Молоко»

 























Рис. 2.1 Организационная структура ОАО «Молоко»

Тип организации:

*  по взаимодействию с внешней средой - органическая;

*  по взаимодействию подразделений - линейно-функциональная;

*  по взаимодействию с человеком - корпоративная.

Уровень развития управления – низкий. Маркетинговая концепция управления отсутствует. Стратегическое планирование только на функциональном уровне (финансово-экономическая деятельность).

2.2 Взаимодействие подсистем управления ОАО «Молоко»

На выбранном нами объекте – ОАО «Молоко» производственный процесс можно представить в виде следующей системы:

вход                                  преобразование                                выход

 




рис. 2.2. Производственный процесс как система.

Производственный процесс заключается в изготовлении молочной продукции. Основное производство представлено двумя цехами.  

В качестве обслуживающих процессов можно рассматривать процессы закупки, доставки, хранения сырья, доставка на склад и хранение готовой продукции, доставка готовой продукции в магазины (в том числе региональные филиалы), процессы, связанные с финансовым и бухгалтерским обслуживанием производства, а также охрана и столовая, и т.д.

Если рассматривать данный объект в качестве системы, то можно выделить следующие ее элементы (рис. 2.3):

Снабжение, финансы, кадры, планирование, производство, сбыт.

 




Рис.2.3 Схема ОАО «Молоко» как гетерогенной системы.

В свою очередь данные подсистемы состоят из элементов, к которым можно отнести:

Подсистема производства:

 - цех по разливу молока

 - цех молочной продукции

Подсистема снабжения:

 - отдел снабжения

 - отдел управления материально-техническими ресурсами

Подсистема финансы:

 - финансовый отдел

 - бухгалтерия

 - отдел труда и заработной платы

Подсистема планирования:

 - отдел информационных технологий

Подсистемы кадры:

 - отдел управления персоналом

 - социо-культурный центр

Подсистема сбыта:

 - аналитический отдел

 - отдел сбыта

 - отдел развития.

Поскольку предприятие состоит из нескольких подразделений, необходима координация их деятельности, которая осуществляется посредством связей. Связи между подразделениями осуществляются через каналы коммуникации. На предприятии существуют различные типы связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные; формальные и неформальные; прямые и косвенные.

Рассмотренная нами система является гетерогенной, однако ОАО «Молоко» также можно представить и в качестве гомогенной системы, если рассматривать в качестве подсистем филиалы предприятия, действующие в других городах Республики Бурятия.

Также данная система является сложной, открытой по отношению к внешней среде, достаточно хорошо организованной.

Все эти элементы тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии.

Реализацию данного взаимодействия можно рассмотреть на примере движения информационных потоков на предприятии в процессе обеспечения производственного процесса.

рис. 2.4 Схема информационных потоков

На рис. 2.4 представлен пример схемы информационных потоков, существующих на ОАО «Молоко», правильное проектирование которых необходимо для определения должностных инструкций и положений об отделах.

Так, служба маркетинга получает от службы сбыта информацию о текущих объемах продаж, структуре, клиентах и т.п., анализирует, сопоставляет результаты анализа с информацией о рынке, разрабатывает (корректирует) маркетинговую стратегию предприятия и прогнозирует объемы сбыта в зависимости от возможного уровня цен.

Вся информация собирается и анализируется в планово-экономическом отделе, после чего принимается решение об объемах и сроках производства, условиях реализации и т.п.

Технический директор предоставляет в планово-экономический отдел информацию о ресурсах, необходимых для осуществления планового выпуска продукции (материальных, трудовых, денежных).

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время при структурном проектировании все чаще используется принцип построения гибких структур, представляющих собой небольшие творческие коллективы, организуемые для выполнения определенного задания, например, для разработки и вывода на рынок нового товара. Такой подход получил название «реализация маркетинговых проектов» или «маркетинг бизнес-процессов» и считается наиболее целесообразным в условиях быстро развивающихся рынков или компаний.

Однако уровень развития маркетинга на многих отечественных предприятий оставляет желать лучшего. Причина этого, как показывает практика, кроется в нежелании высшего руководства согласиться с необходимостью перехода к новым формам функционирования и стимулировать соответствующую деятельность своих подчиненных.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что для повышения уровня маркетинга, а, следовательно, и увеличения эффективности деятельности организации в целом, необходимо в первую очередь постоянно совершенствовать уровень квалификации высшего управленческого персонала.

Заключение

Возвращаясь к системному анализу, необходимо сказать, что объектом  системного анализа  в теоретическом аспекте является  процесс подготовки  и  принятия  решений,  а  в  прикладном аспекте - многие конкретные  проблемы, возникающие при создании и функционировании систем.

В теоретическом  аспекте - это:

* общие закономерности  проведения исследований,  направленные на поиск наилучших решений различных проблем на основе системного подхода (содержание отдельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие между ними и др.).

* конкретные  научные  методы  исследования - определение целей и их ранжирование,  дезагрегирование проблем (систем) на их составные элементы, определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и внешней средой и др.

* принципы  интегрирования  различных  методов и приемов исследования (математических и  эвристических),  разработанных  как  в рамках  системного анализа,  так и рамках других научных направлений и дисциплин в стройную, взаимообусловленную совокупность методов системного анализа.

В прикладном плане системный анализ вырабатывает рекомендации  по созданию принципиально новых или усовершенствованию существующих систем.

Рекомендации по улучшению  функционирования  существующих  систем касаются самых различных проблем, в частности ликвидации нежелательных ситуаций (например,  снижение темпов роста производительности  труда), вызванных изменением как внешних по отношению к системе факторов,  так и внутренних.

Следует отметить,  что объект системного анализа является в то же  время объектом целого ряда других научных дисциплин,  как общетеоретических, так и прикладных. В отличие от многих наук, главной целью которых является открытие и формулирование объективных законов и закономерностей, присущих предмету изучения,  системный анализ в  основном  направлен  на  выработку  конкретных рекомендаций,  в том числе и на основе использования достижений теоретических наук в прикладных целях.  Можно сказать,  что системный  анализ  выполняет роль каркаса,  объединяющего все необходимые методы, знания и действия для решения проблемы.

Заканчивая рассмотрение   основных  методологических  компонентов системного анализа,  следует отметить,  что ему  присущи  определенные принципы,  логические элементы, определённая  этапность и методы проведения.  Наличие (без исключения) всех этих компонентов и делает анализ какой-либо проблемы системным.

Список использованной литературы:

1. Бизнес и менеджер. /Сост. Дараховский И.С., Черноиванов И.Л., Прехул Т.В. –М.: Азимут-Центр, 1992. –447 с.

2. Бурков В.И. и др. Теория активных систем и совершенствование хозяйственного механизма. –М.: Наука, 1984. –271 с.

3. Гительман Л.Д. Развитие хозяйственного управления в электроэнергетике (теория, методология, реализация): Дис. … д-ра экон. наук: 08.00.21 / УПИ им. С.М.Кирова. -Свердловск,1987. -396 с.

4. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. –М.: Совм. предпр. “Бук Чембэр Интернэшнл”, 1992. –349 с.

5. Кунц Г., О`Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. –495 с.; Т. 2. –512 с.

6. Льюис Уотсон, Ник Уотсон. Управление изменением. Кн.2. Преодоление сложности.: Пер. с англ.- Жуковский: Международный центр дистанционного обучения "ЛИНК", 1994. ‑85 с.

7. Льюис Уотсон, Уильям Мейон-Уайт. Управление изменением. Кн.3. Системные концепции и стратегия вмешательства.: Пер. с англ.- Жуковский: Международный центр дистанционного обучения "ЛИНК", 1994.- 95 с.

8. Месарович М., Мако Д., Такахара Н. Теория иерархических уровневых систем. –М.: Мир, 1973. 342 с.

9. Пуг Д.С., Хиксон Д.Дж. Хрестоматия: писатели об организациях. Школа менеджмента. –Жуковский: Международный Центр Дистанционного Обучения “ЛИНК”, 1989. – 212 с.

10. Рапопорт В.С. Развитие организационных форм управления научно-техническим прогрессом в промышленности. –М.: Экономика, 1979. –232 с.

11. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов/Пер. с англ. под ред. Н.Д.Эриашвили.- М: Аудит, ЮНИТИ, 1997.- 224 с.

12. Семяшкин Ф.И. Вопросы решения организационных проблем производственно-хозяйственных подразделений промышленности (теория и методология): Дисс. … д-ра экон. наук. –Свердловск, 1983. –360 с.

13. Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. –М.: Республика, 1992. –351 с.

14. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. –М.: Изд-во иностранной литературы., 1959. –32 с.

Похожие работы на - Системный подход в управлении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!