Свот-анализ ЗАО ВЕРВФ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
1. Анализ внешних факторов. 3
2. Анализ влияния внутренних факторов. 7
Заключение. 9
Литература. 10
Объект исследования в работе -
анализируемое предприятие – ЗАО «ВЕРВФ» - рознично-торговая организация города
Копейска, основной деятельностью которой является розничная продажа
промышленных товаров: хозяйственного инвентаря, инструментов, посуды,
биохимикатов, лакокрасочных изделий, электрооборудования, парфюмерии и
косметики, сантехники и т.п. Организация для осуществления деятельности имеет
два магазина в центре города Копейска. В настоящее время кроме непосредственно
торговой деятельности организация сдает часть торговых и складских площадей в
аренду индивидуальным предпринимателям, торгующим различными промтоварами:
бытовой техникой, одеждой, обувью, аудио- и видео кассетами и т.п. Доходы от
предоставления площадей в аренду составляют до 40% чистых доходов организации.
Предмет анализа – внешние и внутренние
факторы, влияющие на деятельность ЗАО «ВЕРВФ».
Цель анализа – выявить степень
воздействия каждого из влияющих факторов, определить перспективы развития
предприятия с преодолением негативного воздействия ряда факторов.
Метод анализа – СВОТ-анализ, который
предполагает анализ внешнего окружения и его сопоставление с внутренними
возможностями предприятия (Strengths — сильные стороны,
Weaknesses — слабые стороны; Opportunities
— возможности; Threats — угрозы). Возможности следует
рассматривать как положительные тенденции внешней среды, которые могут
способствовать увеличению доходности бизнеса (изменение внешнеэкономической
политики, снижение налогов, изменение инвестиционного климата, рост доходов
населения, ослабление позиций конкурентов). Угрозами следует считать
отрицательные тенденции, которые могут привести к снижению доходности бизнеса
(изменение демографической ситуации, рост безработицы и т. д.).
На макроэкономическом уровне
анализируются глобальные факторы, действие которых распространяется на все
отрасли и на все предприятия. Факторы могут действовать как в рамках всей
России, так и в более узких: Челябинской области, городе Копейске.
На микроэкономическом уровне
анализируются менее глобальные и локальные факторы: состояние отрасли и
товарного рынка, покупательский спрос, активность конкурентов, наличие надежных
поставщиков.
Оценка влияния различных факторов дается следующим
образом: выявляются основные факторы и их значимость (в долях от единицы) – в
зависимости от степени влияния. Далее, по 5-балльной системе дается оценка их
состояния (1 балл – явная угроза для предприятия; 5 баллов – явная возможность
для предприятия). Затем производится взвешивание баллов на уровень значимости и
выявляется интегрированный показатель возможностей предприятия. Его значение
выше 2,25 следует считать как возможностей при прочих внешних условиях больше
среднего.
В первую очередь следует обратить
внимание на макроэкономические факторы. В частности, рост безработицы,
политическая нестабильность – сокращают спрос на любую продукцию, предлагаемую
промтоварными розничными магазинами (влияние более сильное, чем на продуктовые
магазины). В настоящее время политической нестабильности в городе нет, но
опасность роста безработицы имеется: в Копейске производятся сокращения
работающих на шахтах, официальная безработица довольно быстро растет.
Еще один важный внешний фактор – рост
экономики в целом. В 2001-2002 годах рост экономики замедлился, что видно по
простаиванию на градообразующих предприятиях, ухудшению финансового положения
на ряде предприятий и т.п. Все это ведет к снижению реальных доходов населения
города.
Демографическая ситуация в городе не
меняется к лучшему. Рождаемость не возрастает, смертность увеличивается,
продолжается отток мигрантов из города (в основном в Челябинск), но в меньших
масштабах, чем из других городов области.
Анализ отрасли является составной частью
анализа внешнего окружения бизнеса на микроэкономическом уровне Его цель —
определить показатели отрасли и отдельных товарных рынков внутри отрасли. Для
целей отраслевого анализа под отраслью понимают совокупность предприятий,
производящих и распределяющих аналогичные услуги или товары, конкурирующие на
одном потребительском рынке.
В нашем случае отрасль – розничная
торговля промтоварной (хозтовары, одежда и т.п.) продукцией. Данная отрасль
активно развивается. Максимальные темпы роста отрасли – в начале 90-х годов,
когда на товарном рынке, в частности на товарном рынке Копейска еще имелось
слабое предложение и был дефицит продукции. В настоящее время отрасль
стабилизировалась. Но рынок промтоваров народного потребления Копейска
продолжает активно развиваться: сроятся новые магазины, перепрофилируются
старые. В настоящее время в центре Копейска имеются семь магазинов близких по
профилю и четыре строятся.
Население пользуется услугами торговых
предприятий Копейска с каждым годом все охотнее. Выравнивание цен на промтовары
с ценами на аналогичные товары в соседнем Челябинске вследствие стабилизации и
насыщения рынка сделало менее привлекательным специальные поездки для покупки
таких товаров в областной центр.
Анализ конкурентной среды служит для
формирования более полного и точного представления о внутренних мотивах
поведения конкурентов.
Наиболее типичным является выделение трех
агрегированных факторов, определяющих интенсивность конкуренции:
·
распределение рыночных долей между конкурентами;
·
темпы роста емкости рынка;
·
рентабельность рынка.
Практика показывает, что наибольшая
конкурентная активность существует при приблизительно равных рыночных долях
конкурирующих фирм. Напротив, при соотношении долей лидеров и аутсайдеров более
чем 2:1 конкуренция затихает.
Интенсивность конкуренции может быть
измерена следующим образом:
где Ид — показатель
интенсивности конкуренции на рассматриваемом товарном рынке,
Дi
— рыночная доля i-го конкурента; i — 1,2, ..., n
n — количество
конкурентов на товарном рынке.
Рассмотрим какова интенсивность
конкуренции на розничном рынке промтоваров в настоящее время и какова она может
стать с появлением новых конкурентов в ближайшее время.
Таблица 1
Интенсивность конкуренции
Количество конкурентов
|
7
|
|
9
|
|
|
Распределение рыночных
долей:
|
|
|
1
|
|
|
|
ОАО «Коммерсант»
|
0,35
|
0,04291
|
0,33
|
0,04791
|
|
ЗАО «ВЕРВФ»
|
0,24
|
0,00944
|
0,22
|
0,01186
|
|
ООО «Магазин «Полет»
|
0,15
|
0,00005
|
0,13
|
0,00036
|
|
ООО «ТД «Сигма»
|
0,1
|
0,00184
|
0,09
|
0,00045
|
|
Маг. «Проспект» (ЧП)
|
0,03
|
0,01274
|
0,02
|
0,00830
|
|
|
Маг. «Форпост»
|
0,02
|
0,01509
|
0,02
|
0,00830
|
|
ООО «Выбор»
|
0,09
|
0,00279
|
0,00097
|
|
Маг. «Хозторг» (ЧП)
|
0,02
|
0,01509
|
0,02
|
0,00830
|
|
Маг. «Дом»
|
|
|
0,04
|
0,00506
|
|
Маг. «Хозцентр»
|
|
|
0,05
|
0,00373
|
|
Продолжение таблицы 1
Сумма
|
1
|
0,09995
|
1
|
0,09523
|
Показатель интенсивности
конкуренции
|
|
0,16354
|
|
0,07420
|
Как видно из таблицы, интенсивность конкуренции
недостаточно высокая и при росте конкурентов – небольших торговых точек – она
даже снизится. Открытие новых крупных торговых точек по размеру равных торговым
точкам лидеров рынка – ОАО «Коммерсант», ЗАО «ВЕРВФ», ООО «Магазин «Полет» в
ближайшей перспективе не предвидится.
Подведем итоги влияния внешних факторов в
итоговой таблице.
Таблица 2
Оценка влияния внешних
факторов на деятельность ЗАО «ВЕРВФ»
Внешние стратегические факторы
|
Вес фактора, доли единицы
|
Оценка, балл
|
Взвешенная оценка, балл (гр 2 х гр 3)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Политическая стабильность
|
0,06
|
5
|
0,3
|
Занятость населения
|
0,11
|
2
|
0,22
|
Демографическая ситуация
|
0,04
|
1
|
0,04
|
Развитие экономики
|
0,11
|
3
|
0,33
|
Развитие отрасли
|
0,07
|
4
|
0,28
|
Развитие товарного рынка
Копейска
|
0,09
|
4
|
0,36
|
Уровень доходов жителей
Копейска
|
0,19
|
3
|
0,57
|
Активность конкурентов
|
0,33
|
4
|
1,32
|
ИТОГО
|
1
|
|
3,42
|
Таким образом, интегрированная оценка
влияния внешних факторов показывает, что деятельность предприятия на рынке
Копейска не опасна, но соответствует чуть более средней оценке.
Поскольку активность конкурентов для
рассматриваемой торговой организации является наиболее важным фактором, то
необходимо выявить конкурентные преимущества и изыскать возможности по их
поддержанию и увеличению. Специалистами в области маркетинга определены
следующие основные факторы, способные оказывать влияние на изменение рыночной
доли предприятия. Анализ таких факторов соответствует анализу факторов
внутренней среды предприятия. Кроме того, его целесообразно проводить в
сопоставлении с внутренними факторами основных конкурентов.
Охарактеризуем в общих чертах внутренние
достоинства и недостатки ЗАО «ВЕРВФ». Предприятие имеет прекрасное
расположение, удобные торговые площади, квалифицированный и относительно
стабильный персонал, репутацию и историю работы на рынке, информационные
технологии в управлении. Однако, управление финансами, сбытом, маркетингом,
инновационная деятельность, эффективное внедрение инвестиций на предприятии
достаточно слабое, даже по сравнению с рядом конкурентов. Не хватает и
профессиональных менеджеров предприятия.
Далее составим рейтинг.
Таблица 3
Анализ внутренних
возможностей
Показатели
оценки
|
Рейтинг
|
ВЕРВФ
|
Коммерсант
|
Полет
|
Выбор
|
Сигма
|
Финансы
|
|
|
|
1
Структура баланса
|
|
|
|
|
+
|
2
Рентабельность активов
|
|
|
|
|
+
|
3
Рентабельность инвестиции
|
|
|
|
+
|
|
4
Коэффициент реинвестирования
|
|
|
|
+
|
|
Управление
|
|
|
|
1
Гибкость организационной структуры
|
|
|
|
|
+
|
2
Степень обеспеченности информацией
|
|
|
|
|
+
|
3
Наличие современных информационных технологий
|
+
|
|
|
|
|
4
Профессиональный уровень управленческого персонала
|
|
+
|
|
|
|
Маркетинг
|
1
Доля рынка
|
|
+
|
|
|
|
2
Престиж торговой марки
|
|
|
|
|
+
|
3
Уровень цен
|
+
|
|
|
|
|
4
Информационное обеспечение маркетинга
|
+
|
|
|
|
|
5
Возможности в организации сервиса
|
|
|
|
|
+
|
6
Наличие постоянной клиентуры
|
+
|
|
|
|
|
7
Ассортимент товара
|
+
|
|
|
|
|
Кадры
|
|
|
|
|
1
Уровень квалификации производственного персонала
|
|
+
|
|
|
|
2
Уровень квалификации сбытового персонала
|
|
+
|
|
|
|
3
Постоянство кадров
|
+
|
|
|
|
|
Технология
|
1
Внедрение инноваций в маркетинг
|
|
|
|
|
+
|
2
Возможности внедрения новых товаров
|
|
|
|
|
+
|
3
Возможности ресурсосбережения
|
|
|
+
|
|
|
Сумма
|
6
|
4
|
1
|
2
|
8
|
Таким образом, ЗАО «ВЕРВФ» безусловным
лидером рынка не является, но уступает только Торговому дому «Сигма» по
рейтингу. Учитывая то, что специализация «ТД «Сигма» - все же не промтовары, а
продукты, а продажа промтоваров – лишь параллельная деятельность, развития
которого данный конкурент не ведет, возможностей у ЗАО «ВЕРВФ» для развития
бизнеса предостаточно.
Проанализирована СВОТ-анализом торговое
предприятие Копейска – ЗАО «ВЕРВФ». Выявлено следующее:
- на предприятие отрицательно
воздействует: плохая деморафическая ситуация, рост безработицы, замедление
темпов развития экономики, снижение реальных доходов предприятия;
- имеется влияние положительных факторов:
развитие розничной торговли в Копейске, перемещение спроса с рынка Челябинска
на рынок Копейска, с рынка-базара в стационарные магазины, слабая конкурентная
борьба;
- интегрированная оценка влияния внешних
факторов показывает, что деятельность предприятия на рынке Копейска не опасна,
но соответствует чуть более средней оценке
- к сильным сторонам деятельности
предприятия по сравнению с конкурентами относится: прекрасное расположение,
удобные торговые площади, квалифицированный и относительно стабильный персонал,
репутацию и историю работы на рынке, информационные технологии в управлении;
- к слабым сторонам деятельности
относятся: более слабые, чем у конкурентов управление финансами, сбытом,
маркетингом, инновационная деятельность, малоэффективное внедрение инвестиций
на предприятии, дефицит профессиональных менеджеров предприятия.
1.
Ансофф И. Стратегическое управление. М.: - Экономика, 1989.
2.
Болт Д., Руководство по управлению сбытом, М.: Экономика, 1991
3.
Друкер П., Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы, М.: - Book chamber international, 1992.
4.
Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.: - ,1991.
5.
Кеворков В.В., Конин В.Н., Лукьянов А.В., Шалимова Т.Г., Организация
маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические
рекомендации. Загорск, 1991.
6.
Портфель конкуренции и управление финансами (под редакцией Рубина Ю.Б.).
М.: - Соминтэк, 1996.
7.
Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного
состояния в конкурентоспособное. Библиотека технологий управления. Методика.
Годовой опыт ЗАО “Чайковский текстиль”. Под редакцией Ирикова В.А., М.: УНПК
МФТИ, 1996.
8.
Эванс Д., Берман Б. Маркетинг, М.: Экономика, 1990