Россия и ВТО

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,89 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Россия и ВТО


Содержание

С.

         Введение                                                                                                   3

1. Международное регулирование торговли.

Характеристика и роль ГАТТ/ВТО                                                         4

         1.1. Сущность международного регулирования торговли                     4

         1.2. ГАТТ – основной регулятор международной торговли

во второй половине ХХ столетия                                                            5

         1.3. Общая характеристика и роль ВТО                                                  9

         2. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации

Сложности вступления России в ВТО                                                  15

3. Вступление России в ВТО: преимущества и проблемы                    24

3.1. Преимущества вступления в ВТО                                                   24

         3.2. Негативные последствия в ВТО                                                      26

         Заключение                                                                                             33

         Список литературы                                                                                35










         Введение

        

Начало ХХI столетия несет в себе как новые тенденции, направления и формы развития современной мировой экономики, связанные прежде всего с ее растущей глобализацией, так и новые проблемы и противоречия. Процесс глобализации мировой экономики предъявляет качественно новые требования к системе международных организаций, прежде всего к тем из них, которые фактически являются организациями общемирового, глобального масштаба.

Существенную, во многом определяющую роль в процессе глобализации мировой экономики играет ВТО. Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой один из наиболее крупных международных институтов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность вообще и ее торговый сектор в частности. Членами ВТО являются более 140 стран и еще около 30 государств, включая Россию, претендуют на место в этой организации.

От условий вступления нашей страны в ВТО во многом зависит решение проблем, связанных с оздоровлением внешней торговли России. С одной стороны, в условиях нарастающей экономической глобализации ни одна страна не может развиваться успешно в отрыве от мирового сообщества. С другой стороны, не все социально-экономические условия вступления в ВТО, предлагаемые России, отвечают национальным интересам.

Цель данной работы – изучить деятельность ВТО и оценить необходимость вступления в нее России.

Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи: 1) представлена общая характеристика деятельности ВТО и ее роль в мировой экономике;  2) изучена процедура присоединения к ВТО и выявлены сложности вступления России в ВТО; 3) проанализированы положительные и отрицательны последствия вступления России в ВТО.

1. Международное регулирование торговли. Характеристика и роль ГАТТ/ВТО

         1.1. Сущность международного регулирования торговли

         Международное регулирование торговли осуществляется посредством согласованной политики нескольких государств (двух и более), направленной на регулирование товарообмена между ними, содействие его развитию. Главным направлением и результатом межгосударственного регулирования международной торговли является ее либерализация. Это находит свое подтверждение в неуклонном снижении барьеров на пути международного товарообмена, устойчивом опережении темпов роста мирового экспорта по отношению к росту валового продукта.[1]

Страны – участницы международных торгово-экономических отношений, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.

В 1996 г. генеральный директор ВТО Р. Руджеро призвал правительства стран – участниц ВТО содействовать в развитии многосторонней торговой системы, поскольку это не менее важно, чем налаживание региональных систем. Предполагается, что создание глобальной зоны свободной торговли может быть достигнуто к 2020 г.[2]





1.2. ГАТТ – основной регулятор международной торговли во второй половине ХХ столетия

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Ведущая роль в регулировании международной торговли во второй половине XX в. принадлежит Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).

После второй мировой войны по предложению ведущих промышленно развитых стран социально-экономическими проблемами на многостороннем уровне должна была заниматься Международная торговая организация (МТО), которая помимо вопросов торговой политики включала бы, в частности, вопросы экономического развития, занятости и инвестиций. Однако по ряду причин полностью эту идею реализовать не удалось, и с 1948 года Генеральное соглашение по тарифам и торговле, являющееся ранее составной частью проекта МТО, стало самостоятельным многосторонним соглашением, определяющим правила поведения во взаимных торговых отношениях стран-членов.

Исходной посылкой было стремление развивать международную торговлю и обеспечивать экономический рост путем взаимной либерализации, доступа на рынки, предсказуемости действий предпринимателей на внешних рынках и регламентации действий правительства по регулированию внешнеэкономической сферы.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые отношения между странами-участницами. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. В 1994 г. участниками ГАТТ было 118 государств.[3]

ГАТТ выполняло три функции:

оказание воздействия на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;

форум для переговоров по либерализации торговли;

урегулирование споров.

Основной целью ГАТТ было обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем:

ликвидации таможенных и других торговых ограничений;

устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;

повышения реальных доходов населения и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Принципы ГАТТ:

осуществление торговли без дискриминации (принцип наиболее благоприятствуемой нации: все договаривающиеся стороны при установлении и отмене пошлин обязаны обеспечивать каждой стране одинаково благоприятные условия);

защита отечественной промышленности только путем установления таможенных пошлин, а не количественных ограничений и иных мер;

сокращение пошлин в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их повышение в дальнейшем;

проведение консультаций между странами-участницами для урегулирования проблем торговли;

обеспечение справедливой конкуренции в результате развития международной торговли;

заключение региональных торговых соглашений;

предоставление льготного режима для развивающихся стран;

установление особых норм регулирования международной торговли текстилем и одеждой.

В структуру ГАТТ входили: сессия договаривающихся сторон, совет представителей, комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров и секретариат.

До 1994 г. прошли восемь так называемых торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

1947 – Женева/Швейцария;

1949 – Аннеси/Франция;

1951 – Торки/Великобритания;

1956 – Женева/Швейцария;

1960-1961 – Женева/Швейцария (Диллон-раунд);

1964-1967 – Женева/Швейцария (Кеннеди-раунд) – 1973-1979 –Женева/Швейцария (Токио-раунд);

1986-1993 – Женева/Швейцария (Уругвайский раунд).

До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов, меры по сокращению и регулированию нетарифных торговых барьеров.

В 1964-1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-раунд), в ходе которого была достигнута договоренность о снижении тарифов в течение 5 лет в среднем на 35%. В ходе этого раунда впервые была сделана попытка существенно ограничить нетарифный протекционизм и был согласован антидемпинговый кодекс.

В 1973-1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г., а также был достигнут определенный прогресс в сокращении нетарифных барьеров в международной торговле.

В 1986-1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была, согласована организационная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп, образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения. Были созданы 15 переговорных групп: по таможенным тарифам, по нетарифным барьерам, по товарам природного происхождения, по текстилю и одежде, по сельскохозяйственным товарам, по тропическим товарам, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, по защитным мерам в торговле, по функционированию системы ГАТТ, по соглашениям в рамках ГАТТ, по процедурам разрешения споров, по торговле услугами.

Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле аграрными товарами и в области субсидирования сельскохозяйственного производства, особенно между США и ЕС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами, не позволили, как намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключительный документ.

Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участников, подписан в 1994 г.) распространяется на все сферы переговоров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров в целях дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли, усиления роли ГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации торговой политики, во второй части – о создании рамочных условий для торговли услугами), за исключением результатов переговоров о доступе к рынку (обещания многих стран сократить или отменить определенные таможенные пошлины и нетарифные ограничения в сфере торговли товарами), а также первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами.

Итогами Уругвайского раунда стали создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО).

За четыре с лишним десятка лет существования ГАТТ, в результате его деятельности средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран понизился с 40-50% в конце 40-х годов до примерно 5% в настоящее время.[4] Это способствовало утроению объемов мировой торговли за 70-80-е гг.[5]

1.3. Общая характеристика и роль ВТО

В ходе токийского раунда стало очевидным, что прежняя организация ГАТТ и ее функции в определенной степени не соответствуют изменившимся условиям мирового хозяйства. На «Уругвайском раунде» остро встал вопрос о расширении функций этой организации и перестройке ее структур. Было принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО).

ВТО – преемница ГАТТ начала свою деятельность 1 января 1995 года. Ее секретариат находится в Женеве (Швейцария). ВТО призвана регулировать экономические взаимоотношения стран-участниц на основе пакета соглашений «Уругвайского раунда». Эта постоянно действующий форум, предназначенный для урегулирования наиболее актуальных проблем мирохозяйственных связей, а также для осуществления контроля за реализацией договоренностей уругвайского раунда.

Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем:

обеспечения полной занятости;

роста производства и торгового обмена товарами и услугами;

оптимального использования источников сырья в целях обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.

Центральной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров.

Все страны-члены ВТО принимают на себя обязательства выполнять 18 соглашений – юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.[6]

Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов.[7] Она созывается на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров (рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой политики членов ВТО).

Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решений Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашений. Например, допускается принятие следующих мер:

административные ограничения внешней торговли по неэкономическим соображениям;

административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса и др.);

пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров;

добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран — экспортеров и импортеров;

ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).

Однако иногда меры, принимаемые, например, по неэкономическим соображениям, сознательно используются в протекционистских целях. Достигнутые договоренности в рамках ГАТТ/ВТО существенно ограничили возможность произвольной трактовки правил регулирования внешней торговли и создали общие условия их применения.

Для устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования, ВТО проводит соответствующую унификацию. Например, установлены общие принципы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, действуют соглашения по техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным нормам и др.

Большой авторитет и популярность ВТО в мировом экономическом сообществе связаны прежде всего с практической выгодой от участия в деятельности в этом международном объединении. Она достигается за счет того, что подавляющее большинство стран мира – членов ВТО обеспечивают на огромном пространстве для себя и своих партнеров по организации благоприятные условия по осуществлению торговли и других связанных с ней видов деятельности.

Теоретические обоснования преимущественно свободной международной торговли были сделаны еще классиками политической экономии, создателями теории абсолютных и относительных преимуществ А. Смитом и Д. Рикардо. Многолетний опыт сначала ГАТТ – предшественницы ВТО, а потом и деятельность самого ВТО наглядно показывают, что создание благоприятных условий для международной торговли является важным фактором экономического развития для большинства стран мира, представляющих Всемирную торговую организацию.[8]

Доля стран – членов ГАТТ/ВТО в мировой торговле товарами неуклонно возрастала: в 1948 г. на них приходилось 60,4%, а в 2000 г. – уже 90,7% мирового экспорта товаров, по мировому импорту товаров – соответственно 52,9 и 92,0%. С учетом принятия в ноябре 2001 г. на конференции ВТО в Дохе (Катар) в состав этой организации КНР и Тайваня доля стран – участниц ВТО в мировой торговле товарами увеличивается почти до 95%.[9]

Можно сказать, что на протяжении этих пяти десятилетий в значительной мере была преодолена тенденция к усилению протекционизма, господствовавшая в период между двумя мировыми войнами, а частично и после второй мировой войны. Результатом явился динамичный рост международной торговли — с 1948 по 2000 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 млрд долл. до 6 346 млрд долл., то есть более чем в 18 раз. Его среднегодовой темп (около 7%) более чем в 1,5 раза опережал темп роста мирового производства (около 4%) [2].

Однако за эти полвека ВТО не только увеличила свою долю в мировой торговле товарами – она распространила свою деятельность на международную торговлю услугами, а также связанные с торговлей права интеллектуальной собственности, инвестиционные меры и др.

Как отметил 2 января 2002 г. в своем новогоднем послании правительствам стран – участниц ВТО генеральный директор этой организации Майк Мур, «прошлый год был действительно выдающимся годом для Всемирной торговой организации, может быть, наиболее значительным в нашей короткой истории… Я думаю, что мы можем сейчас с уверенностью утверждать, что мы действительно получили рождение ВТО. Сейчас это не старый ГАТТ с немногими символическими жестами в направлении новой глобальной реальности, и лучше отражаются новые потребности нашего более широкого членства…»[10].

Однако к началу ХХI cтолетия ВТО не удалось разрешить всех противоречий и проблем международной торговли. Напротив, появились новые проблемы, связанные, в частности, с глобализацией мировой экономики, которая помимо позитивных несет в себе и негативные черты. Свидетельством подобных негативных аспектов явился финансовый кризис 1997-1998 гг., потрясший ранее, казалось бы, наиболее благополучный регион развивающихся государств – новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем перекинувшийся на другие регионы мира.

Не случаен в связи с этим и тот факт, что именно ВТО оказывается одним из основных объектов критики со стороны антиглобалистов.

Отмечая неоднозначность оценок деятельности ВТО, следует подчеркнуть, что в настоящее время существует целое направление, объединяющее теоретиков и политиков-практиков, выступающих против либерализации международной торговли и того доминирующего положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение беднейших слоев населения в развивающихся странах, ведет к дальнейшему перераспределению «глобального мирового дохода» в пользу стран «золотого миллиарда», открывает доступ к достижениям НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим странам мира.

Несмотря на определенную маргинальность подобной позиции, она вместе с тем не лишена оснований и опирается на вполне реальные процессы, протекающие в рамках глобализирующейся мировой экономики. Действительно, в своей реальности современная мировая экономика не оставляет иллюзий по поводу свободной конкуренции, равных экономических условий для всех субъектов мирового хозяйства. Одним из наиболее крупномасштабных противоречий современного мира фактически становится противоречие между группой ведущих индустриально развитых стран, которые стремятся формировать «новый мировой порядок», и всеми остальными странами, которые «не вписываются» в ядро мировой экономики и составляют ее периферию.














2. Процедура присоединения к Всемирной торговой организации. Сложности вступления России в ВТО

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 144 государства, причем только 16 из них стали новыми членами за последние годы – Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001 г.), Китай (декабрь 2001 г.), Тайвань (январь 2002 г.).

Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина, Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.[11]

В 1993 году Россия подала заявку в ГАТТ о присоединении к Соглашению в качестве полноправного участника. В 1994 г. Правительство РФ передало странам-участницам Меморандум о внешнеторговом режиме России, после чего, начались конкретные переговоры о вступлении России в Соглашение. В настоящее время Россия в ВТО имеет статус наблюдателя. Заинтересованность России в полноправном членстве в этой международной организации обусловлена ее стремлением обеспечить недискриминационный доступ на мировые рынки конкурентоспособных отечественных товаров и услуг, перевести торгово-экономические отношения с другими странами на стабильную правовую основу, использовать существующие механизмы ВТО для разрешения споров.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов.

Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп (в РГ по присоединению России к ВТО 66 стран, включая всех основных торговых партнеров) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.

Прежде всего переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;

Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом.

После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Формально вступление в члены ВТО доступно любому государству, способному и желающему придерживаться ряда принципов и соблюдающему заранее определенные договоренности. Пока число такого рода договоренностей не превышает двадцати. Они охватывают комплекс проблем, касающихся организации внешнеэкономической деятельности, включая не только непосредственно международную торговлю, но и инвестиции, связанные с международной торговлей, а также с таможенными тарифами и преференциями, с существованием демпинга, со степенью участия государства в ценообразовании, со страховым и банковским делом, с охраной интеллектуальной собственности и др.

Со временем количество договоренностей и составляющих их проблем имеет тенденцию к возрастанию. Это связано с тем, что периодически в практике международных экономических отношений объективно возникают новые обстоятельства, требующие корректировки прежних условий и решения проблем, возникающих в новых условиях. При этом количество договоренностей и их содержание для каждой страны, желающей вступить в ВТО, определяется индивидуально на основе результатов мониторинга национальной экономики и переговоров между страной, претендующей на членство, и Генеральным советом ВТО.

Кроме того, серьезным барьером для вступления страны в ВТО может стать и то обстоятельство, что решение о принятии новой страны в эту организацию окончательно принимается консенсусом, и любая из стран – членов ВТО обладает правом вето в случае, когда ей невыгодно участие той или иной страны – претендентки на членство в ВТО. Если учесть, что организация и формы международной торговли постоянно совершенствуются, а число стран – членов ВТО ежегодно увеличивается, то становится очевидным, что вхождение в нее новых государств со временем будет все более осложняться и потребует длительных и сложных многосторонних переговоров и соглашений. Так, для Болгарии из-за сложности переговоров процесс вступления затянулся на 12 лет, а для Китая этот срок составил 15 лет.[12] Из-за отсутствия у Китая статуса страны с рыночной экономикой – условия его вступления в ВТО существенно сократили (хотя и временно) перечень преимуществ от вступления в эту организацию, которые обычно получали все страны, вступившие в нее ранее. В то же время в ходе переговоров Китай отстоял себе право в течение первых трех лет пребывания в ВТО самостоятельно (без учета общепринятых ВТО норм и стандартов) решать вопросы регулирования импорта товаров и услуг в страну.

Китай, Болгария и ряд других стран в ходе переговоров добились подписания не только ординарных, но и особых договоренностей по поводу предоставления им специальных условий и права особого переходного периода (для Китая — 15 лет) для адаптации в ВТО. К числу стран, которым необходим ряд особых условий для вступления и адаптации в ВТО, относится и Российская Федерация.

Россия является страной со сложной экономической системой, рыночный статус которой признан правительством США и ЕС. Свое желание присоединиться к ВТО (тогда еще ГАТТ) высказывало еще правительство СССР.

В ходе переговоров к 2000 г. была проделана большая работа, в частности, достигнут консенсус о соответствии (в принципе) российского законодательства стандартам международной торговли. После этого начался второй этап переговорного процесса – период конкретизации условий вступления РФ в ВТО. Разнообразные требования с обеих сторон служат существенным барьером для присоединения нашей страны к этой организации. Если еще в конце XX в. ориентировочной датой вступления назывался 2003 г., то теперь, по прогнозу представителя Министерства экономического развития РФ на переговорах с ВТО, время вступления перенесено на 2007 г.

Затяжной процесс вступления России во Всемирную торговую организацию объясняется многими причинами как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним обстоятельствам относятся все еще существующие претензии стран, входящих в ВТО, к России по поводу несовершенства и, главное, нестабильности российской налоговой и таможенной политики, слабости и малой эффективности российской банковской системы, а также высоких рисков из-за остающейся все еще непобедимой коррупции и разгула преступности в отдельных регионах страны. В то же время практически все члены ВТО отмечают, что перечисленные негативные обстоятельства в последние годы имеют тенденцию к изменению в лучшую сторону.

Кроме того, по мнению многих членов ВТО, главным образом конкурентов России на мировом рынке, для достижения уровня международных стандартов ряду секторов российской экономики (например, банковскому и страховому делу) требуется еще несколько лет. По общему мнению, необходима еще и большая работа только по окончательному приведению российского законодательства и всех правовых документов субъектов Российской Федерации в соответствие с правовыми нормами ВТО.

Требуется также определенное время для договоренностей по ряду существенных и важных для обеих сторон конкретных позиций, например, расхождений по ставкам тарифов допуска иностранцев на российский рынок, по квотам на определенные товары и услуги.

Не решен вопрос и о суммах государственных субсидий на поддержку российского аграрного сектора. В качестве претензий со стороны ВТО выдвигаются и медленные темпы перехода в России на использование международных стандартов финансовой отчетности предприятиями. Наконец, одним из сложных и принципиальных для обеих сторон на переговорах остается вопрос о ценообразовании и государственном регулировании цен на энергоносители.

Россия получила от США, ЕС, Китая и других членов ВТО предельно жесткие, а во многих случаях неприемлемые предложения по условиям вступления.[13] Прежде всего эти требования касаются дальнейшей либерализации российской экономики: либерализация доступа иностранной рабочей силы на российский рынок труда, доступа иностранных фирм (финансовых, строительных, торговых, туристических и иных) на рынок услуг России, полная либерализация экспорта, либерализация внешнего режима валютного регулирования. При этом речь не идет об ответном открытии американской и европейской экономики. Кроме того, выдвигаются требования о снижении ставок импортных пошлин до значительно более низкого уровня по сравнению с установленным в странах ЕС, США, Китае и некоторых других странах – членах ВТО, о выравнивании внутренних и мировых цен на энергоносители, отмене мер нетарифного регулирования импорта, предоставлении нерезидентам национального налогового режима и других многочисленных и болезненных уступок.

В случае удовлетворения всех предъявленных требований в России произойдет резкий рост цен на энергоносители, руководителями большинства отечественных предприятий могут стать граждане ведущих стран Запада, а их работниками – преимущественно иммигранты азиатского происхождения.

Неприемлемо с позиций поддержания национальной безопасности также требование о либерализации доступа на российские рынки иностранной рабочей силы в связи с высокой степенью криминогенной деятельности иммигрантов из трудоизбыточных регионов Азии и некоторых постсоветских государств.

Руководство ВТО и особенно представители ЕС в нем в качестве непременного условия вступления России в ВТО на протяжении всего времени переговоров выдвигают требование о существенном ограничении государственного регулирования цен на энергетические ресурсы. Кроме того, выдвигаются требования о синхронизации внутренних и внешних цен на энергию. При этом предлагается в качестве расчетной базы для российских цен установить стоимость электроэнергии в Венгрии – стране, где цены на энергию примерно соответствуют среднеевропейским.

Такое требование имеет ярко выраженный дискриминационный характер и не соответствует духу и принципам ВТО. Оно содержит в себе прежде всего протекционистский смысл, так как лишение российских экспортеров права пользования относительно дешевой электроэнергией при производстве товаров приведет к их неконкурентоспособности как в Европе, так и на других рынках ВТО. Кроме того, переход на среднеевропейские (венгерские) цены неизбежно вызовет и новый существенный виток инфляции в России, так как стоимость отечественной продукции в этом случае возрастет примерно на 40%.[14]

Абсурдность такого требования состоит не только в том, что наличие в России сравнительно дешевых энергоресурсов было и есть объективное преимущество России, и оно не может зависеть от того, регулирует цены государство или нет, но и в том, что в реальности ни в Европе, ни где-либо еще не существует так называемых среднесоюзных цен на энергию: есть лишь их ограниченное регулирование. Оно осуществляется в 10 странах ЕС, а в 6 странах этого Союза существует государственная политика на электроснабжение, что полностью исключает в них наличие какого-либо конкурентного рынка. В действительности цены на электроэнергию в Европе существенно дифференцированы. Так, если в Норвегии цена одного мегаватта-час составляет 20 евро, то в Германии, в разных ее землях, она колеблется от 30 до 60 евро.

Неприемлемость этого и других условий не должна, однако, стать причиной прекращения переговоров и отказа от намерений вступления России в ВТО. Опыт других стран, например Китая, показывает, что, с помощью переговоров и политической воли руководителей государств возможно преодолеть любые, даже самые непримиримые противоречия.

Реального успеха на этих переговорах можно достичь лишь при наличии у представителей России научно обоснованной программы, включающей кроме обоснования стратегии и тактики также прогноз последствий от участия России в деятельности ВТО. При этом все составляющие такой программы должны находиться в тесной взаимозависимости. Пока такого рода официальной программы у России не существует: на разных уровнях ведутся лишь работы по отдельным ее фрагментам.

Одной из главных причин, препятствующих созданию такой программы, является существенное различие в подходах и оценке эффекта от вступления России в ВТО. Споры здесь ведутся по всем направлениям и на всех уровнях. Главными в дискуссиях остаются вопросы, связанные с преимуществами и негативными последствиями от вступления России в ВТО, со сроками вступления и этапностью интегрирования в эту организацию. Наконец, спорным является и вопрос об уступках со стороны России, неизбежных при вступлении в ВТО.


























3. Вступление России в ВТО: преимущества и проблемы

3.1. Преимущества вступления в ВТО

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

cоздание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.

Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным д. э. н., профессора Е. Ф. Авдокушина, Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.[15]

По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

После вступления такая дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки –

снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО и к возможности принудительного исполнения решений.

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

В-третъих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. В результате произойдет усиление конкуренции на внутреннем рынке, повышение качества российских товаров и снижение внутренних цен

В-четвертых, переход на международные правовые нормы и стандарты облегчит проведение правовых и таможенных процедур. Членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, обеспечит получение передовых технологий.

В-пятых, вступление во Всемирную торговую организацию приведет увеличению объемов экспорта и поступлений от него, увеличение валютных резервов.

К положительным последствиям вступления России в ВТО также относятся повышение роли рынка в регулировании внутренних хозяйственных отношений и, как следствие, снижение уровня бюрократизации и коррупции.

Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно

существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций. Правила ВТО содержат ряд положений, которым просто выгодно следовать, в том числе положения о защите иностранных инвесторов и защите авторских прав в России. Слабая защита интеллектуальной собственности является одним из ограничений для развития внутреннего рынка программного обеспечения и новых технологий.

После присоединения к ВТО Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов. (Решение о начале нового Раунда многосторонних торговых переговоров было принято IV Министерской конференцией ВТО в Дохе (ноябрь 2001 г.).

Участие в ВТО может существенно сократить возможности лоббирования, т.к. Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством «не дискриминации».

ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного союза ЕС (правда, теоретически).

Несомненно, что вступление в ВТО помимо положительных результатов экономического свойства будет способствовать и росту политического авторитета России в мировом сообществе.

3.2. Негативные последствия вступления в ВТО

Достижение положительных результатов от вступления России в ВТО неоднозначно во времени и пространстве. Большая часть из них может быть реально достигнута в средне- и долгосрочный периоды. В краткосрочном периоде, который фактически занимает большую часть переходного периода вступления в ВТО, преимущества могут реально получить лишь предприятия и регионы, уже сейчас экспортирующие свою продукцию. Однако и этот случай может наступить только при условии, что ВТО откажется или существенно изменит свои дискриминационные требования, связанные с расчетными ценами на российскую электроэнергетику. Поэтому именно российские экспортеры, представленные прежде всего предприятиями сырьевых отраслей и регионами, где эти предприятия размещены, являются активными сторонниками вступления России в члены ВТО. По их расчетам, расширение экспортных рынков и защита российских поставщиков от антидемпинговых мер, что станет возможным после получения Россией статуса члена ВТО, позволит сразу ежегодно увеличивать ВВП России на 1,8 млрд долл. США.[17]

Вместе с тем, по мнению противников форсированного вступления России в ВТО, в краткосрочном периоде потери российской экономики будут очень существенными и могут значительно перекрывать все то положительное, что способно принести это вступление в данном периоде.

Авторы сборника «Становление рынка в постсоветской России: институциональный анализ», изданного под ред. Р. М. Нуреева, отмечают: «Издержки, которые будут вынуждены нести национальные экономические субъекты, являются вполне реальными и возникнут непосредственно после того, как правительство приступит к выполнению обязательств, принятых по результатам переговорного процесса. Напротив, основная часть выгод носит ожидаемый характер; иными словами, за них предстоит бороться, и успешный исход этой борьбы отнюдь не очевиден. Таким образом, вступая в ВТО, Россия должна будет платить реальную цену не за некие «блага», а лишь за пропуск на участие в технических процедурах решения споров и дальнейших переговоров о судьбах международной торговой системы».[18]

Мало оптимизма у противников вступления России в эту организацию и относительно средне- и даже долгосрочного периодов. Однако опыт вступления и практика функционирования в рамках ВТО практически всех стран не подтверждают столь пессимистических прогнозов.

Действительно, потери от вступления и пребывания в ВТО объективно неизбежны. Если учесть, что вступление России в эту организацию отодвинуто еще на несколько лет (до 2007 г.), за которые в экономике и политике как в России, так и в ВТО, да и в мире в целом будут происходить определенные изменения, то установить и рассчитать с точностью все потери практически невозможно. Можно лишь выделить среди них наиболее общие и значимые.

Вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами — членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

В-третъих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.[19]

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

Определенный урон для России может иметь место и в отношениях, связанных с ее прежними союзными обязательствами, например с партнерами по СНГ или по ЕВРАзЭС. Каждая из стран, входящих в состав этих объединений, вправе самостоятельно принимать решение о вступлении в ВТО. Однако, как известно, в ВТО не существует единых для всех стран стандартов (например, таможенных пошлин). Поэтому вступление отдельных стран Союза или Содружества в ВТО на разных условиях может создать неравные условия осуществления хозяйственной деятельности в рамках, например, ЕВРАзЭС, и, как следствие, возникнет возможность получения преимуществ одним союзным государством за счет других. Это обстоятельство служит еще одним серьезным препятствием для вступления в ВТО как России, так и ее партнеров по СНГ и ЕВРАзЭС. Для устранения такого барьера требуется большая работа по координации и консолидации действий государств — членов указанных объединений.[20]

Вызывает озабоченность также возможность дальнейшего углубления дифференциации регионов России по уровню социально-экономического развития после вступления ее в ВТО. Необходимо предпринять меры по оздоровлению экономики и повышению конкурентоспособности регионов Севера, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа, Юга Урала и Поволжья. В первую очередь требуется усиление госконтроля за использованием биоресурсов в сибирско-дальневосточном регионе (леса, рыбы, морепродуктов) путем совершенствования налогового законодательства, укрепления правоохранительной системы и повышения ее эффективности. Актуальным является переход к рентно-равновесной системе налогообложения используемых природных ресурсов. Однако такой переход затрудняется фактическим отсутствием реалистичной оценки природной ренты, зависящей как от стоимости добываемого сырья, так и от объективно необходимых затрат на его добычу.

По оценке сотрудников Центра социально-экономических проблем федерализма ЦЭРАН, ежегодные потери государства от сокрытия рентных платежей составляют порядка 15 млрд долл.[21]

Целесообразно в связи с этим использовать опыт Великобритании и других нефтедобывающих стран с рыночной экономикой по организации контроля издержек.

Рентно-равновесная система налогообложения позволит увеличить доходы богатых природными ресурсами регионов и постепенно преодолевать их отставание по уровню социально-экономического развития.

Полная либерализация рынков услуг в соответствии с требованиями ВТО способна поставить под вопрос сохранение нашей банковской системы, страховых и других аналогичных институтов, так как их конкурентоспособность значительно ниже западных.

Поспешное присоединение к ВТО несет ряд негативных аспектов: возможный ущерб экономической безопасности; усложнение отношений со странами СНГ, членами Таможенного союза и традиционными торговыми партнерами.

Переход на новые технические нормы ВТО и значительное снижение таможенных пошлин после переходного периода обострят конкуренцию на внутреннем рынке, а сильный износ основных фондов российских предприятий не позволит выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую новым требованиям и нормам.

Ускоренное открытие внутреннего рынка приведет к консервации ныне существующей сырьевой структуры экспорта.

Большинство производителей не понимают в полной мере все происходящее и не могут оценить последствия вступления в ВТО в силу недостаточной информированности о процессе переговоров и потому, что не являются специалистами в области ВТО, не знают о правилах и процедурах ВТО. Отсутствуют подготовленные кадры по этому направлению.

Утрата российского суверенитета над рынком СМИ, информационно-телекоммуникационных, рекламных, консультационных и иных услуг угрожает национальной безопасности страны, ибо ставит под сомнение возможность сохранения национальной культуры, гуманитарной направленности образовательных услуг и воспитания граждан.[22]

Таким образом, присоединение к ВТО предполагает принятие Россией на себя многочисленных трудновыполнимых обязательств по разгосударствлению, дерегулированию и односторонней открытости экономики, которое приведет к радикальному свертыванию систем господдержки и защиты российских граждан, предприятий и организаций, обострению кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Снижение таможенной защиты под давлением ВТО облегчит иностранным компаниям поставку на наш внутренний рынок готовой продукции, а не инвестирование в создание мощностей по ее производству на территории России.

При нынешней экономической ситуации в стране принятие подобных предложений приведет к резкому притоку иностранной продукции на российский рынок и негативно отразится на работе ряда отраслей российской промышленности, пока не готовых к конкуренции с импортными товарами.

Учитывая наметившиеся тенденции в мировой экономике, присоединение к ВТО является неотъемлемой частью курса на интеграцию в многостороннюю торговую систему и более эффективное использование преимуществ от международного разделения труда. Поэтому предлагается ряд мер, которые помогут решить существующие проблемы и подготовить российскую экономику к более жесткой конкуренции:

провести объективный и комплексный анализ последствий присоединения России к ВТО;

определить те отрасли, которые необходимо поддерживать и те которые умрут, чтобы снизить отрицательные последствия;

разработать и реализовать комплексную программу подготовки экономики к новым условиям функционирования;

совместно с региональными властями разработать программу поддержки регионов, которые больше всего пострадают от вступления в ВТО;

определить долгосрочную и среднесрочную стратегии страны, в рамках которых будут проводиться все мероприятия, и где национальные приоритеты будут доминировать над приоритетами отдельных компаний;

применять принцип дифференциации таможенных тарифов, отказавшись от их унификации;

обеспечить подготовку кадров в области ВТО;

повысить информированность общественности и бизнеса по сферам регулирования ВТО и другим важным вопросам.

Представляется, что присоединение России к ВТО станет возможным, если удастся довести до конца подлинно рыночные и демократические реформы, оздоровить экономику, существенно увеличить внутренний рынок и объем экспорта готовой продукции, победить преступность.








Заключение

Таким образом, можно утверждать, что существенные потери и проблемы негативного свойства вступления России в ВТО объективно неизбежны и достаточно велики. Однако нельзя забывать и о значительных, а потому заманчивых положительных последствиях от вступления в ВТО.

Неоднозначность последствий от вступления России в ВТО доказывает, что необходимы тщательный анализ и учет всех сторон проблемы вступления в ВТО. Требуется и широкая информация о результатах такой работы, которые должны стать основой национальной программы поэтапного вхождения и адаптации России в ВТО. Такая общероссийская программа должна явиться базой для разработки конкретных мероприятий, связанных с вступлением в ВТО всех заинтересованных субъектов, начиная от фирмы и заканчивая отраслью и субъектом Федерации. Общим итогом всего этого должны стать выработка направлений социально-экономического развития и определение размеров эффекта от каждого из мероприятий, связанных с вступлением в ВТО. Подобная работа уже ведется в последние годы на всех уровнях.

Итак, эффект от вступления России в ВТО зависит от рациональных действий во всех звеньях национальной экономики и от обоснованности и твердости позиций представителей государства на переговорах с ВТО. При этом необходимо учитывать, что для современного мира, частью которого является Россия, глобализация представляет собой объективный процесс, что Всемирная торговая организация — один из институтов современного глобального мира. Поэтому исходя из реальностей сегодня уже неправомерно ставить вопрос о том, вступать или не вступать в ВТО. Вопрос должен стоять в другой плоскости: как рациональней осуществить такое вступление.

Присоединение России к ВТО должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран – членов этой организации.


























Список литературы

1. Абрамов В. Л. Мировая экономика. – М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

2. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

3. Вступление России в ВТО в контексте национальной экономической безопасности // Институт комплексных стратегических исследований. 30 июля 2002 /#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Евдокимов А. И. Международные экономические отношения. – М.: ТК Велби, 2003, С. 228.

[2] Абрамов В. Л. Мировая экономика. – М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

[3] Фомичев В. И. Международная торговля. – М.: ИНФРА-М, 2000, С. 180.

[4] Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика) / Под ред. Валового Д. В. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000, С. 381.

[5] Фомичев В. И. Международная торговля. – М.: ИНФРА-М, 2000, С. 184.

[6] Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика) / Под ред. Валового Д. В. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000, С.382.

[7] Мировая экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Юристъ, 2002, С. 348.

[8] Мировая экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, С. 500.

[9] Смитиенко Б. М. Всемирная торговая организация в мировой экономике и перспективы вступления России в ВТО // Вестник финансовой академии, 2002, № 1, С. 17.

[10] Там же, С. 18.

[11] Приходько С. В. Проблемы вступления России в ВТО // Институт экономики переходного периода, 2004. /#"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Мировая экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, С. 501.

[13] Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, С. 426.

[14] Мировая экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, С. 503.

[15] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000, С. 77.

[17] Мировая экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, С. 505.

[18] Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Афонцев С. А., Балабанова Е. С., Карпов А. Е. и др.; Под ред. Нуреева Р. М. – М.: Аспект Пресс, 2002, С. 125.

[19] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000, С. 78.

[20] Петров Ю. Присоединение России к ВТО: к оценке последствий и обоснованию стратегии (макроэкономические, структурные и геополитические вопросы) // Российский экономический журнал, 2002, № 11-12, С. 34.

[21] Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, С. 428.

[22] Вступление России в ВТО в контексте национальной экономической безопасности // Институт комплексных стратегических исследований. 30 июля 2002 /http://www.icss.ac.ru/

Похожие работы на - Россия и ВТО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!