Роль монополии в экономическом развитии

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,21 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль монополии в экономическом развитии

Роль монополии в экономическом развитии России

Содержание

1. Введение………………………………………………………………..2

2. Государство и естественные монополии………………………5

3. История развития нефтегазового комплекса…………………9

4. Газовая промышленность в России…………………………….10

  Структура газовой отрасли России………………………….16

5. Нефтяная промышленность в России………………………….17

  Структура нефтяной промышленности……………………..22

6. Реформы 1987-1998 годов в нефтегазовом секторе………..25

7. Российские нефть и газ на мировом рынке. Проблемы и перспективы…………………………………………………………..28

8. Заключение……………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………………..31

1. Ведение.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

      Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.

         Что же такое монополия?  В принципе, монополию можно охарактеризовать как рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. Из данной характеристики следует, что  продукт  монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей этого товара. С точки зрения покупателя, это означает, что  нет  приемлемых   альтернатив, в результате чего покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без  него. В противоположность субъекту рынка  совершенной конкуренции, который "соглашается с ценой", монополист диктует цену, то есть осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения. При нисходящей кривой  спрос   на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта.

     Одним из важнейших отличительных признаков монополии является наличие барьеров  для входа в отрасль, то есть ограничителей, которые предотвращают появление дополнительных  продавцов  на рынке  монопольной фирмы. Барьеры для  входа на рынок необходимы для поддержания монопольной власти. Если бы был возможен свободный вход  на монополизированные рынки, то экономические  прибыли, получаемые монопольными фирмами, привлекли бы новых производителей и продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно  бы  исчез, так как рынки стали бы конкурентными. Среди основных типов барьеров для входа на рынки, дающих возможность появиться монополии и помогающих её поддерживать, можно указать на  следующие:

     1.Исключительные права, полученные от правительства. Например, местные органы власти часто разрешают устанавливать системы кабельного телевидения единственной фирме. Органы власти обычно предоставляют  монополию на  право оказывать транспортные услуги, услуги связи,  также основные коммунальные услуги такие, как общественная гигиена, электроэнергетика, во2доснабжение и канализация, газоснабжение. Во Франции с 1904 год2а похоронный бизнес контролируется компанией "Дженерал  Фьюнералс", монополией, пользующейся государственными субсидиями, которая продаёт гробы и предоставляет похоронные услуги. Во многих случаях, из которых наиболее важным  является  почт22а, органы  власти сами руководят монополиями. Многие государства сами имеют монополию в  продаже  крепких  напитков,  также являются единственными легальными представителями игорного бизнеса, организуя государственные лотереи.

     2.Патенты и  авторские права, которые обеспечивают создателям новых

продуктов или произведений литературы, искусства и музыки  исключительные права, чтобы  продавать или предоставлять лицензии на использование

их изо2бретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Патенты  и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения  срока  действия патента барьер для входа на рынок и2счезает.

     Идея патентов и  авторских прав состоит в том, чтобы поощрять фирмы

и отдельные  личности изобретать новы продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных права на то, чтобы реализовать на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на ограниченный период, поэтому создаваемая таким образом монополия является временной.

     Когда22 какая-нибудь фирма незаконно вторгается на рынок путём  нарушения патента  другой фирмы, её могут принудить прекратить продажи по решению суда. Например,  в  1985  году   федеральный   судья   постановил, что "Кодак корпорейшн" нарушил  семь патентов, выданных фирме "Полароид корпорейшн", производя и реализуя с 1976 год  фотоаппараты  мгновенной съёмки. Когда   постановление суда вошло в силу в течении второй недели января 1986 год , "Кодаку", на долю которого к середине 80-х  годов приходилось 25% годовых продаж фотоаппаратов моментальной съёмки, пришлось прекратить производство как этих фотоаппаратов, так и  плёнки  для них.

     3.Собственность на всё предложение какого-либо производственного

ресурса. П22римером чего  может являться положение фирмы "Де Бирс"на  рынке алмазов, которая обладает монопольной властью на алмазном рынке  благодаря её контролю над продажами около 80% необработанных алмазов, годных для изготовления драгоценностей.

     Какие-либо уникальные  способности или знания также могут создать

монополию. Талантливые певцы, художники, спортсмены или "сливки  общества" какой-нибудь другой  среды  обладают монополией на использование своих услуг.

     В принци22пе, можно  и  дальше  продолжить перечисление особенностей

модели рынка  несовершенной конкуренции, однако не следует  забывать, что целью нашей характеристики монополии является правильное понимание основных черт последней с целью выявления основных  тенденций  для  правильной оценки естественной монополии.

     Подводя итог оценке модели рынка несовершенной конкуренции, следует со всей справедливостью отметить, что монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. Реальные  же рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

2. Государство и  естественные монополии.

     В разных 22 странах перечень естественных монополий и интенсивность

государственного вмешательства  в  их  деятельность  неодинаковы. Но, как

правило, это  отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетического сырья, предоставлением  транспортных  или  иных  коммунальных  услуг. Формы  государственного  участия  в управлении  деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных  отраслей  или предприятий государственной собственности) до регламентации лишь  отдельных  аспектов  деятельности  частных  компаний, сохраняющихся  в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития).

     В США национализация в силу исторических причин не приобрел существенных  масштабов. Здесь  активное вмешательство государств проявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широко государственное  регулирование  применялось в отраслях общественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение,  также  различные отрасли  связи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным оборотом производственных фондов. Поскольку конкуренция однотипных хозяйств в  пределах  одного  и  того же региона в этих отраслях ведет к дублированию значительных капитальных вложений, что с точки зрения общества было  бы чрезмерно  расточительным, то государство, взяв на себя определенные регулирующие функции, приняло меры по  ограничению здесь  конкуренции. В частности оно освободило эти о22трасли от действия антитрестовских законов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них  укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек, улучшению обслуживания  потребителей. В обмен на  ряд привилегий, в том числе финансовых, которые предоставлялись государством отраслям общественного  пользования, последние  были обязаны выполнять определенные требования, например, обслуживать качественно и в любое время всех без исключения потребителей, обращающихся  к  ним за услугами. Государственное воздействие на  экономику этих отраслей проявлялось прежде всего в их регулировании в области  финансов, заработной платы, цен,  также качества продукции и предоставляемых услуг.  Кроме того, количество кампаний и строительство новых предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местной или  федеральной власти  путем выдачи  на них специальных разрешений- сертификатов. Цель такого регулирования- обеспечить общество (особенно промышленность) теми преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг общественного пользования по разумным с точки зрения правительства ценам. Надо  учитывать, что регулирование такого типа  осуществляется в интересах крупного частного капитала, в больших количествах потребляющего продукцию этих  отраслей. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии  и  природного  газа, возложены н  специальные комиссии штатов 2и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельных штатов. Сфера  регулирования Федеральной энергетической комиссии- это межштатная торговля электроэнергией  и газом, включая и ценообразование на эту продукцию. По мере роста  межштатных операций функции контроля над тарифами все  больше  переходили  от комиссий  штатов к Федеральной энергетической комиссии. Правительственное регулирование цен в отраслях общественного пользования  преследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулировать расш2ирение производств  и сбыт  продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам, приемлемым  для компаний потребителей; и во-вторых, обеспечить определенную прибыль компаниям отраслей  общественного  пользования, способствуя привлечению в эти отрасли новых капиталов. В области ценообразования такое регулирование осуществлялось, как  правило, путем установления  верхнего  предела  цены, который фирмы не должны превышать при продаже своей продукции. Основным принципом построения такой цены является  возмещение  издержек  плюс "разумная" прибыль. Под "разумной" прибылью понимается такая норма прибыли, которая выше процента, получаемого по правительственным облигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности. Допустимые нормы прибыли время от времени пересматриваются. В зависимости от экономической конъюнктуры они варьируют по различным штатам. В межштатной  торговле  прибыль обычно устанавливается в размере 5-7% на  основной капитал, иногда  чуть выше, но не больше 12% (средний уровень прибыли в обрабатывающей промышленности). Норм прибыли в отраслях общественного пользования чаще всего рассчитывается по отношению к остаточной стоимости основного капитала  (за вычетом амортизационных отчислений). Вместе с тем,  разрешенная норма прибыли не гарантируется. Ее фактическая величин  зависит от конкретных условий работы фирмы, от конъюнктуры рынка, от успешного сбыта  продукции. Недостаток прибыли в какой-либо период времени обычно не позволяет компенсировать ее избытком сверх установленного норматива в более поздний период. Очень часто  регулирующие комиссии устанавливают лишь общую норму прибыли для компаний, предоставляя последним широкую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию при условии не превышения установленных общих лимитов.  Ограничение  размеров прибыли  определенным нормативом  нередко  вызывает стремление компаний увеличивать не норму прибыли,  ее массу, что достигается, главным образом, путем расширения  сбыт своей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее. При определении тарифов  компании  отрасли общественного  пользования учитывают в основном 2 фактора: издержки производства, характеризующие экономические условия производства в фирме, и ценность услуги, отражающей величину и динамику спроса. Использование принципа "ценности услуги" позволяет установить разные уровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости не от издержек,  лишь от целей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаев объясняется монопольным положением компании- производителя на  каком-либо рынке.

     Государственное регулирование оказывает существенное  влияние  на уровень и соотношение цен в отраслях общественного пользования. Однако

масштабы точного влияния постоянно меняются. Показателен в этом от ношении  пример газовой промышленности.  До 1935-1938г.  Регулирование цен на природный газ и электроэнергию осуществлялось только в пределах отдельных штатов местными властями или специальными комиссиями. Все поставки за пределы штата, имевшие в то время небольшой объем оставались вне контроля. К середине 40-х годов благодаря достижениям в области передачи  электроэнергии  и  транспортировки  газа  на большие расстояния размеры межштатных операций  значительно  возросли. Их  роль стала столь существенной, что в 1935г.  на Федеральную электрическую компанию впервые были возложены обязанность регулировать цены межштатных поставок электроэнергии, в 1938г.- и межштатных поставок природного газа. При этом государственное регулирование цен в промышленности природного газа первоначально распространялось только на компании занятые местным распределением газа  и осуществляющие поставки  газа из одного  штата в другой. Цены производителей (добытчиков) газа находились вне контроля со стороны Федеральной энергетической компании, что закрепляло их монопольное положение при снабжении газопроводных компаний и установлении цен. Такое положение сохранялось в течении почти двух десятилетий, и только в 1954г. под давлением газопроводных и распределительных компаний, также крупных промышленных потребителей, Верховный суд США принял решение, изменившее эту ситуацию. Федеральная электрическая компания получила право регулирования  наряду  с ценами оптовой торговли на цены производителей. Теперь любые продажи (даже в залежах), предназначенные для торговли за пределами штатов, становились объектом регулирования со стороны Федеральной энергетической компании.

В результате, любая фирма- производитель, желающая изменить цену, по которой  газ продавался газопроводным компаниям, должен был предварительно получить разрешение компании. Основным направлением государственного регулирования в промышленности природного газа долгое время являлось сдерживание роста цен, что имело и положительные (значительный рост потребления  природного газа), и отрицательные последствия. В частности, расценки внутри штата не регулировались, шло расширение поставок газа внутри  штата  в ущерб межштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли у компаний- производителей стимулы к расширению  поисковых и разведочных работ, что вело к сокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В попытке преодолеть нежелательные последствия регулирования была введена система двойных цен на старые и новые месторождения. От практики установления Федеральной энергетической комиссией дифференцированных цен для крупнейших газодобывающих районов начали переходить к системе единых цен для торговли между штатами. Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, что породило настойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-е годы в США наметилась  тенденция к де регуляции; сокращению вмешательства  государства в экономическую деятельность. В этот  период  правительством были предприняты  шаги, обусловившие  усиление конкурентных начал в отраслях общественного пользования, в частности было значительно ослаблено регулирование газовой промышленности. Аналогичные процессы имели место и в других отраслях общественного пользования (телефонной связи, энергетике  и т.п.). В то же время несмотря на тенденцию снижения государственного вмешательства общество считает нежелательным полное де регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остается сферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.

     В числе преобладающих в промышленном производстве временных форм регулирование  экономической  деятельности в отраслях общественного пользования сохраняется фиксирование уровня дохода предприятий. При этом  главенствует идея определения "справедливой цены", которая лишает компанию-монополиста извлекать сверхприбыль, но позволяет ей обеспечить ее покрытие расходов на производство и "справедливую" прибыль.       

3. История развития нефтегазового комплекса.

Добыча нефти ведется человечеством с древних времен. Сначала применялись примитивные способы: сбор нефти с поверхности водоемов, обработка песчаника или известняка, пропитанного нефтью, при помощи колодцев. Но началом развития нефтяной промышленности принято считать время появления механического бурения скважин на нефть в 1859 году в США, и сейчас практически вся добываемая в мире нефть извлекается посредством буровых скважин. За сотню с лишним лет развития истощились одни месторождения, были открыты другие, повысилась эффективность добычи нефти, увеличилась нефтеотдача.

В России первые скважины были пробурены на Кубани в 1864 г. и в 1866 г. одна из них дала нефтяной фонтан с дебитом более 190 т в сутки. Тогда добыча нефти велась в основном монополиями, зависевшими от иностранного капитала. Механизация добычи была слабая, поэтому с целью получения максимальной прибыли разрабатывались наиболее перспективные в экономическом плане залежи. В начале 20 века Россия занимала первое место по добыче нефти.

В первые годы советской власти основными районами нефтедобычи были Бакинский и Северного Кавказа (Грозный, Майкоп). Однако вскоре истощающиеся запасы старейших районов перестали удовлетворять запросы развивающейся промышленности. Были открыты и введены в строй месторождения Пермской и Куйбышевской областей, Башкирии, что обусловило создание крупнейшей Волго-Уральской базы. Обнаружены новые месторождения в Средней Азии Казахстане, добыча нефти достигла 31,1 млн. тонн. Война 1941 - 1945 г.г. нанесла сильный ущерб районам Северного Кавказа, что существенно сократило объем добываемой нефти. Однако в послевоенный период с параллельным восстановлением нефтедобывающих комплексов Грозного и Майкопа были введены в разработку крупнейшие месторождения Волго-Уральской нефтяной базы. И в 1960 году она уже давала около 71% нефти страны. В 50 годах добывали 38 млн. тонн, в 60-ых же цифра возросла на порядок - 148 млн. тонн. Однако уже в 1974 году на лидирующие позиции стал выдвигаться уникальный Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, обогнав по уровню добычи нефти Татарию, являвшуюся крупным поставщиком в 60-ые годы.

До Великой  Отечественной  Войны промышленные запасы природного газа были известны только в Прикарпатье, на Кавказе, в Заволжье и на Севере  (Коми  АССР).  Изучение запасов природного газа было связано только с разведкой нефти. Промышленные запасы природного газа в 1940 году составляли 15 млрд. м3.

Затем месторождения газа были обнаружены на Северном Кавказе, в  Закавказь2е,  на Украине, в Поволжье, Средней Азии, Западной Сибири и   на Дальнем Востоке. На 1  января  1976 года разведанные запасы природного газа составляли 25.8 трлн.м3,  из них -  в  Европейской  части  СССР  -  4.2  трлн.м3 (16.3 %),  на Востоке - 21.6 трлн.м3 (83.7 %), в том числе -  18.2 трлн.м3 (70.5 %) - в Сибири и на Дальнем Востоке,  3.4  трлн.м3  (13.2 %) - в Средней Азии и в Казахстане. На 1 января 1980 года потенциальные запасы природного газа составляли  80-85  трлн.м3,  разведанные - 34.3 трлн.м3.  Причем запасы увеличились главным образом благодаря открытию месторождений в  восточной  части  страны  - разведанные запасы там были на уровне около  30.1 трлн.м3, что составляло 87.8 % от общесоюзных. На сегодняшний  день  Россия  обладает 35 %  от мировых запасов природного газа, что составляет более 48 трлн.м3.

4. Газовая промышленность России

       До Великой  Отечественной  Войны промышленные запасы природного газа были известны только в Прикарпатье, на Кавказе, в Заволжье и на Севере  (Коми  АССР).  Изучение запасов природного газа было связано только с разведкой нефти. Промышленные запасы природного газа в 1940 году составляли 15 млрд. м3.

       Затем месторождения газа были обнаружены на Северном Кавказе, в  Закавказье,  на Украине, в Поволжье, Средней Азии, Западной Сибири и   на Дальнем Востоке. На 1  января  1976 года разведанные запасы природного газа составляли 25.8 трлн.м3,  из них -  в  Европейской  части  СССР  -  4.2  трлн.м3 (16.3 %),  на Востоке - 21.6 трлн.м3 (83.7 %), в том числе -  18.2 трлн.м3 (70.5 %) - в Сибири и на Дальнем Востоке,  3.4  трлн.м3  (13.2 %) - в Средней Азии и в Казахстане. На 1 января 1980 года потенциальные запасы природного газа составляли  80-85  трлн.м3,  разведанные - 34.3 трлн.м3.  Причем запасы увеличились главным образом благодаря открытию месторождений в  восточной  части  страны  - разведанные запасы там были на уровне около  30.1 трлн.м3, что составляло 87.8 % от общесоюзных. На сегодняшний  день  Россия  обладает 35 %  от мировых запасов природного газа, что составляет более 48 трлн.м3. Основные районы  залегания  природного газа по России и странам  СНГ (месторождения) :

      I. Западно-сибирская нефтегазоносная провинция :

          Уренгойское, Ямбургское,  Заполярное,  Медвежье,  Надымское,

          Тазовское -  Ямало-Ненецкий АО ;

           Похромское, Игримское - Березовская газоносная область ;

                       Мыльджинское, Лугинецкое, Усть-Сильгинское - Васюганская га-

                      зоносная область.

                 II. Волго-Уральская нефтегазоносная провинция :

           Наиболее значительное - Вуктылское, в Тимано-Печорской неф-

       тегазоносной области.

                 III. Средняя Азия и Казахстан :

           Наиболее значительное  в Средней Азии - Газлинское,  в Фер-

       ганской долине ;

           Кызылкумское, Байрам-Алийское, Дарвазинское, Ачакское, Шат-

       лыкское.

                  IV. Северный Кавказ и Закавказье :

           Карадаг, Дуванный - Азербаджан ;

           Дагестанские Огни - Дагестан ;

           Северо-Ставропольское, Пелачиадинское - Ставропольский край;

           Ленинградское, Майкопское,   Старо-Минское,  Березанское  -

        Краснодарский край.


       Особенно по запасам природного  газа  выделяется  Западная  Сибирь (Уренгойское,  Ямбургское,  Заполярное, Медвежье). Промышленные запасы здесь достигают 14 трлн.м3.       Особо важное  значение сейчас приобретают Ямальские Газоконденсатные месторождения (Бованенковское, Крузенштернское, Харасавейское и другие).  На  их  основе идёт осуществление проекта "Ямал-Европа".

       Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и  ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождения.Только пять месторождений -  Уренгойское,  Ямбургское, Заполярное,  Медвежье  и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных  запасов России. Запасы Медвежьего оцениваются в 1.5 трлн.м3, а Уренгойскоего - в 5 трлн.м3.

       Следующая о2собенность  заключается  в  динамичности  размещения мест добычи природного газа,  что  объясняется  быстрым  расширением границ  распространением выявленных ресурсов,  а также сравнительной легкостью и дешевизной вовлечения их в разработку.  За короткий срок главные  центры  по добыче природного газа переместились из Поволжья на Украину,  Северный Кавказ. Дальнейшие территориальные сдвиги вызваны освоением месторождений Западной Сибири,  Средней Азии, Урала и  Севера.

       В 1994 году в России было добыто 607.3 млрд.  м3 природного газа,  что составило 98.2 %  к объему добычи в 1993 году, причем 570.6  млрд.  м3 (более 90 %) было добыто РАО "Газпром".  РАО  "Газпром"  -  владелец месторождений с общими запасами около 48 трлн.м3 и является  крупнейшей компанией в мире как по запасам,  так и по добыче природного  газа.  Для  сравнения - запасы крупнейших компаний мира (млрд.  м3):

 РАО  "Газпром"

48000

 Статоил         

 1656                  

 Шелл            

 1450

 Мобил           

 548

 Бритиш Петролеум

 307

 Шеврон          

 267


По мнению российских зкономистов,  РАО "Газпром" - единственная  в России транснациональная компания, имеющая стабильный выход на мировой рынок.  В России из газа Газпрома" олучают 40 % электроэнергии,  на предприятиях "Газпрома" занято 320  тысяч  рабочих  (вместе  с семьями более 1 млн. человек ).

            Изменение добычи природного газа в СССР

                 /России после 1990/ (млрд. м3)

     

1940г

1960г

1970г

1980г

1984г

1990г

1994г

3.12

45.3

197.9

435.2

587.4

641

607,3



После распада  СССР  в  России происходит падение объема добычи природного газа.  Спад наблюдается в основном в Северном экономичес-ком районе (8 млрд.  м3 в 1990 году,  4 млрд. м3 - в 1994), на Урале (43 млрд. м3 и 35 млрд. м3 соответственно), в Западно-Сибирском эко-номическом районе (576 млрд.  м3 и 555 млрд. м3) и в Северо-Кавказс-ком (6 и 4 млрд.  м3).  Добыча природного газа осталась  на  прежнем уровне  в Поволжском (6 млрд.  м3) и в Дальневосточном экономических районах.

В конце 1994 года наблюдалась тенденция к  росту  уровня  добы-чи. Вот данные за последние 4 месяца года :

     

 сентябрь

 43 млрд. м3

 октябрь

 50 млрд. м3

 ноябрь

 53 млрд. м3

 декабрь

 57 млрд. м3


       Из республик  бывшего  СССР Российская Федерация даёт ѕ всего

газа, на втором месте - Туркмения (более 1/10),  далее идут Узбекис-тан и Украина. Особое значение приобретает добыча природного газа на шельфе мирового океана.  В 1987 году на морских месторождениях  было добыто 12.2 млрд.  м3 или около 2 %  газа, добытого в стране. Добыча попутного газа в том же году составила 41.9  млрд.  м3.  Для  многих районов одним  из  резервов газообразного топлива служит газификация угля и сланцев. Подземная газификация угля осуществляется в Донбассе (Лисичанск), Кузбассе (Кисилевск) и Подмосковном бассейне (Тула).

Основными проблемами отрасли, как и всей промышленности России, являются проблемы финансирования и кризиса неплатежей. “В начале ок-тября сложилась ситуация, грозящая энергетическим кризисом Централь-ной России.  “Газпром”  пригрозил  на  40 %  уменьшить поставки газа из-за несвоевременной их оплаты. Энергосистемы региона, более чем на 70 %  зависящие  от газа,  будут вынуждены резко уменьшить нагрузку, поскольку они оказались лишены резервных запасов  топлива...”  (Ком-мерсантъ-Daily,N 191, 14 октября 1995 года).

Что касается перспектив развития отрасли, то здесь дела обстоят лучше.  В  начале мая президент Российской Федерации подписал указ N 472 “Об основных направлениях энергетической политики и  структурной перестройке  топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года”.  Как говорит Алексей Макаров, директор института энергетичес-ких исследований РАН,  в своем интервью корреспонденту газеты “Buis-ness MN” (N 18,  24 мая 1995 года),  “Основной упор делается на учет интересов регионов.Хотя, говорит он, Россия никогда не превратится в Саудовскую Аравию,  создавшую у себя высокий уровень жизни  за  счет извлечения  топливно-энергетических  ресурсов из недр и их экспорта, ТЭК все же способен дать инвестиционный прилив.  Это пока единствен-ный сектор, куда интенсивнее идут инвестиции из-за рубежа”. Програм-ма “Топливо и энергия - 2” (разработана на  1996-2000  годы)  должна стать главной технической задачей энергетической политики - увеличе-ние доли природного газа в топливном балансе,  повышение глубины пе-реработки  нефти  и т.д.  Предварительные расчеты ИНЭИ РАН показали, что огромные инвестиции в ТЭК, ожидаемые в перспективе, дадут желае-мое оживление в экономике.

Природный газ был и остаётся важным продуктом экспорта  в  рос-сийской внешней торговле.  В 1994 году из России в дальнее зарубежье было экспортировано 109.03 млрд. м3 (113.6 % к 1993 году). “Газпром” намерен в ближайшие 5 лет увеличить поставки природного газа на Бал-каны с 21 до 36 млрд. м3 в год, в Турцию - в 2 раза, начать - в Гре-цию и Македонию.  На заметный рост газопотребления рассчитывают Бол-гария, Румыния и страны экс-Югославии. Последнее время идёт реализа-ция проекта “Ямал-Европа”, открывающем возможность экспорта российс-кого газа в обход украинского экспортного коридора. 15 сентября сос-тоялось открытие перехода газопровода через реку Одер, который явля-ется ключевым в проекте.  В этом году начались предварительные пере-говоры  относительно  возможности участия французской компании “ Газ де Франс” в реализации проекта “Ямал-Европа”.  Речь идет  о  закупке дополнительно 4 млрд.  м3 природного газа в год или более после 2000 года.Следует отметить, что российский газ покрывает треть потребнос-тей  Франции.  РАО “Газпром” поставил в 1994 году более 12 млрд.  м3 почти на $1 млрд.  Согласно действующим контрактам (последний из них истекает в 2012 году) компания “ Газ де Франс” может отбирать 10.2 - 12.2 млрд.  м3 природного газа в год.  Собственная добыча природного газа во Франции не очень велика (около 3 млрд.  м3 в год). Что каса-ется ближнего зарубежья,  то в 1993 году из России в республики быв-шего СССР  было  экспортировано 85 млрд.  м3 природного газа,  в том числе в Белоруссию - 16.2 млрд. м3, в Молдавию - 3.1 млрд. м3, в Ка-захстан - 1.2 млрд. м3, Эстонию - 0.4 млрд. м3. В начале года прави-тельство России и Молдавии подписали указ о создании совместной ком-пании АО “Газснабтранзит”,  целью которой будет поставка российского газа в Молдавию.

Основная доля затрат по использованию природного газа в качест-ве топлива приходится на его транспортировку от мест добычи к местам потребления.  Основным транспортом является трубопроводный.  В  1987 году протяженность газопроводов в СССР составила 185 тыс.  км.  Сеть магистральных газопроводов охватила Европейскую часть (вместе с Ура-лом), а также Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В настоящий момент продолжается строительство крупных магистралей. Крупные цент-ры производства труб,  использующихся для строительства газопроводов расположены на  Урале  (Челябинск,  Каменск-Уральский),  в  Поволжье (Волжский,  Волгоград)  и в крупных городах Европейской части России (Москва, Санкт-Петербург).

Основные центры переработки природного газа расположены на Ура-ле (Оренбург,  Шкапово,  Альметьевск),  в Западной Сибири (Нижневар-товск, Сургут), в Поволжье (Саратов) на Северном Кавказе (Грозный) и в других газоносных провинциях.  Можно отметить, что комбинаты газо-переработки  тяготеют  к источникам сырья - месторождениям и крупным газопроводам.

Важнейшим является  использование  природного  газа  в качестве топлива. Последнее время идет тенденция к увеличению доли природного газа в топливном балансе страны.

         Газ в топливном балансе (%)

      1913   1940      1960   1970     1980   1984 

           -      2.2             8.2    19.5      27.5     3.6 



По мнению Юрия Шафраника, министра топлива и энергетики России,в ближайшие 3-5 лет соотношение  между  энергоносителями  в  балансепримерно сохранится.  Основная стратегия - наращивать добычу природного газа с повышением его доли в  балансе.  В  России  на  тепловых электростанциях, использующих в качестве топлива природный газ, производится более 40 %  электричества,  а всего на ТЭС  вырабатывается 67.1        % энергии. В 1994 году производство электроэнергии снизилось по сравнению с предыдущим (977 млрд. квт.ч. против 1008). Это связано в первую  очередь с неблагоприятной экономической ситуацией,  кризисом неплатежей в промышленности России и снижением уровня добычи газа  в целом по стране.

Мировая добыча природного газа в начале  90-х  годов  превысила 2.1         трлн.  м3.  На экспорт поступает около 15 %  общемировой добычи. Основные экспортеры газа - Россия,  Канада,  Нидерланды. В последнее время добыча газа стала расти в ряде развивающихся стран. Но газ от-сюда в основном вывозится в сжиженном виде.  Главные экспортеры сжи-женного газа - Алжир, Индонезия, Малайзия, ОАЭ. В мире, как и в России,  наблюдается тенденция к увеличению доли газа в  энергетическом балансе.  Так  еще в 1950 году в мире уровень потребления природного газа составлял 9 %  от всех видов энергоносителей (преобладал камен-ный уголь - 49 %), то в 1987 году доля газа повысилась до 20 %. Рос-сия является лидером как по запасам природного газа,  так и по  экс-порту.  По мнению Юрия Шафраника,  “газ - то звено, за которое можно вытащить весь груз проблем ТЭК России”.

4.1. Структура газовой отрасли России.

На сегодняшний  день  Россия  обладает 35%  от мировых запасов природного газа, что составляет более 48 трлн.м3. Основные районы  залегания  природного газа в России:

Западно-сибирская нефтегазоносная провинция;

Волго-Уральская нефтегазоносная провинция;

3.Месторождения Сахалина и Дальнего Востока.

Особенно по запасам природного  газа  выделяется  Западная  Сибирь (Уренгойское,  Ямбургское,  Заполярное, Медвежье). Промышленные запасы здесь достигают 14 трлн.м3. Особо важное  значение сейчас приобретают Ямальские газоконденсатные месторождения (Бованенковское, Крузенштернское, Харасавейское и другие).  На  их  основе идёт осуществление проекта "Ямал-Европа".

Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и  ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями. Только пять месторождений - Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское - содержат половину всех промышленных  запасов России.

В 1997 году в России было добыто 607.3 млрд.  м3, причем 570.6  млрд.  м3 (более 90 %) было добыто РАО "Газпром".  РАО  "Газпром"  -  владелец месторождений с общими запасами около 48 трлн.м3 и является  крупнейшей компанией в мире как по запасам,  так и по добыче природного  газа.  Для  сравнения - запасы крупнейших компаний мира по оценке на 1996г. (млрд.  м3):

 РАО  "Газпром"

48000

 Статоил      

 1656                  

 Шелл            

 Мобил           

 548

 Бритиш Петролеум

 307

 Шеврон           

 267

По мнению российских зкономистов, РАО "Газпром" - единственная  в России транснациональная компания, имеющая стабильный выход на мировой рынок.  В России из газа Газпрома" получают 40 % электроэнергии,  на предприятиях "Газпрома" занято 320  тысяч  рабочих  (вместе  с семьями более 1 млн. человек ). Очевидно, что газовый гигант такого уровня оказывает сильнейшее влияние на структуру бюджетных рублевых и валютных доходов России и является мощным политическим аргументом во внешнеполитических отношениях с другими странами.

Основными проблемами нефтегазовой отрасли, как и всей промышленности России, являются проблемы финансирования и кризиса неплатежей.

Что касается перспектив развития отрасли, то здесь дела обстоят лучше.  В  начале мая 1995 года президент Российской Федерации подписал указ № 472 “Об основных направлениях энергетической политики и  структурной перестройке  топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года”, где основной упор делается на учет интересов регионов. Хотя Россия никогда не превратится (и не должна превращаться) в Саудовскую Аравию,  создавшую у себя высокий уровень жизни за счет извлечения  топливно-энергетических  ресурсов из недр и их экспорта, ТЭК все же способен дать инвестиционный прилив.  Это пока единственный сектор, куда интенсивнее идут инвестиции из-за рубежа”. Программа “Топливо и энергия - 2” (разработана на  1996-2000 годы) должна стать главной технической задачей энергетической политики - увеличение доли природного газа в топливном балансе,  повышение глубины переработки  нефти  и т.д.

Природный газ был и остаётся важным продуктом экспорта  в  российской внешней торговле.  В 1994 году из России в дальнее зарубежье было экспортировано 109.03 млрд. м3 (113.6 % к 1993 году). “Газпром” намерен в ближайшие 2 года увеличить поставки природного газа на Балканы с 21 до 36 млрд. м3 в год, в Турцию - в 2 раза, начать - в Грецию и Македонию.  На заметный рост газопотребления рассчитывают Болгария, Румыния и страны экс-Югославии. В последнее время реализуется проект “Ямал-Европа”, открывающий возможность экспорта российского газа в обход украинского экспортного коридора. Следует отметить, что российский газ покрывает треть потребностей  такой крупной европейской страны, как Франция. Что касается ближнего зарубежья,  то в 1997 году из России в республики бывшего СССР  было  экспортировано 85 млрд.  м3 природного газа,  в том числе в Белоруссию - 16.2 млрд. м3, в Молдавию - 3.1 млрд. м3, в Казахстан - 1.2 млрд. м3, Эстонию - 0.4 млрд. м3.

5. Нефтяная промышленность России

Россия относится к немногим странам мира, имеющим возможность в течение длительного времени развивать крупномасштабную нефтяную промышленность, полностью ориентируясь на собственные природные ресурсы . Хотя из ее недр уже извлечено свыше 14 млрд. т. нефти, Россия и сегодня находится в числе крупнейших производителей и экспортеров нефти. Нефтяной потенциал России реализован менее чем наполовину и сохраняются значительные резервы для обеспечения долгосрочных потребностей промышленности. В России в 1990 г. добыча нефти составила 516 млн. т., в 1996 г. — 301 млн. т.

         Ниже кратко рассмотрим основные характеристики сырьевой базой нефтяной промышленности субъектов Российской Федерации.  В силу специфики геологических условий каждая из этих территорий имеет индивидуальную направленность геологоразведочных работ  и сопутствующие технико-экономические проблемы.

         А) Западная Сибирь:

Крупнейший нефтеносный и нефтедобывающий район России включая территорию Тюменской, Томской, Новосибирской и Омской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов , а также прилегающий шельф Карского моря. Добыча нефти ведется с 1964 г., когда почти одновременно были введены в разработку Трехозерное, Мегионское и Усть-Балыкское месторождения.

Важнейшая особенность сырьевой базы нефти Западной Сибири заключается в исключительно благоприятной структуре разведанных запасов. Главный фактор — высокая концентрация запасов в крупных и крупнейших месторождениях (Самотлорском, Федоровском и др.).

Ханты-Мансийский автономный округ — богатейший нефтяной регион Западной Сибири и России в целом, он производит 2/3 добываемой в стране нефти и имеет развитую инфраструктуру. В его пределах открыто 273 месторождения нефти, из которых 120 введено в разработку. Важнейшую роль в сырьевой базе играют крупнейшие (9) и крупные (77) месторождения, в которых заключено 90% разведанных запасов нефти. В результате многолетней интенсивной обработки многие из этих месторождений, в том числе крупнейшее в стране Самотлорское , в значительной степени выработаны и обводнены на 80-90%.

Ямало-Ненецкий автономный округ также характеризуется крупнейшими запасами и ресурсами нефти, но по сравнению с Ханты-Мансийским автономным округом структура последнего сложнее, так как преобладающую роль имеет нефть высокой плотности и вязкости (Русское, Северо-Комсомольское, Тазовское, Западно-Мессояховское месторождения).

Томская область образует третий по значению центр нефтедобывающей промышленности Западной Сибири, обладающий развитой сырьевой базой и нефтяной инфраструктурой. В разработку вовлечено 18 из 84 нефтяных месторождений, в том числе все крупные (Советское, Первомайское, Лугинецкое, Игольско-Талое). Средняя выработанность начальных запасов открытых месторождений составляет 30%, а перечисленных крупных месторождений 17-58%. Неразведанные ресурсы нефти в Томской области превышают согласно геологическому прогнозу уже разведанные запасы в 1.8 раза, что создает возможность многолетней сырьевой обеспеченности нефтедобывающих предприятий.

Остальные административно-территориальные субъекты Западной Сибири (юг Тюменской, а также Новосибирская и Омская области) играют незначительную роль в региональном балансе запасов и добычи нефти Западной Сибири. В трех областях открыто 16 небольших месторождений, из которых только три  — Кальчинское в Тюменской области, Прирахтовское в Омской и Малоичское в Новосибирской областях — находятся в промышленной или опытной разработке. Геологические перспективы развития сырьевой базы в целом незначительны.

Б) Уральский и Поволжский районы:

Эти районы, объединяющие ряд республик и областей Приуралья, Среднего и Нижнего Поволжья, составляют второй по значению (после Западной Сибири) крупнейший нефтедобывающий центр России, известный как Урало-Поволжье или второе Баку.

Для Урало-Поволжья характерно наличие большой группы крупнейших нефтяных месторождений, включая Ромашкинское, Арланское, Туймазинское, Мухановское, Шкаповское, Кулешовское, Батырбайское и др.. В течение длительного времени, начиная с 40-50-х гг., они интенсивно отрабатываются с высокой эффективностью.

Республики Татарстан и Башкортостан являются центрами нефтяной промышленности Урала-Поволжья, на долю которых приходится 65% добычи нефти. Для обеспечения республик характерны высокая степень освоения месторождений и общий остаточный характер сохраняющихся запасов и ресурсов.

В Татарстане в разработку вовлечено 87% разведочных запасов при средней выработанности открытых месторождений на 67%, в том числе по крупнейшим: Ромашкинскому, Ново-Елховскому и Бавлинскому — на 73-85%. Уже длительное время подготовка запасов нефти осуществляется за счет мелких месторождений и нефти ухудшенного качества. Неразведанные ресурсы нефти в Татарстане оцениваются в 500 млн. т., некоторые перспективы связываются с малоизученными западными ее районами.

В Башкортостане разрабатываются 146 из 158 открытых месторождений, включающих 98.4% разведанных запасов нефти. Средняя выработанность начальных запасов месторождений составляет 78%, в том числе по крупнейшим: Арланскому, Туймазинскому и Шкаповскому — 79-95%. Неразведанные запасы нефти в республике оцениваются в 385 млн. т..

Самарская область — одна из наиболее забуренных глубокими скважинами частей Урало-Поволжья. К 1995 г. объем буровых работ здесь достиг 9.2 млн. т., что составляет в среднем 172 т/км перспективной территории. При такой изученности потенциал нефтеносности Самарской области реализован почти на 80%, сохраняя лишь перспективы небольших открытий. В разработку вовлечены 101 из 145 месторождений, в них заключено 92.7% разведанных запасов нефти.

Пермская и Оренбургская области также относятся к «старым» нефтедобывающим районам Урало-Поволжья, но отличаются от рассмотренных выше более благоприятными показателями сырьевой базы. Прежде всего это относится к Оренбургской области, где запасы открытых месторождений превышают существующий уровень добычи нефти почти в 60 раз, а перспективные и прогнозные ресурсы нефти наиболее значительны в Урало-Поволжье.

К настоящему времени в Оренбургской области открыто 178 нефтяных месторождений, из которых 82 разрабатываются; доля последних в объеме текущих запасов нефти 75%. Выработанность начальных запасов открытых месторождений составляет 37%, по отдельным месторождениям она достигает 73% (Бобровское) и 68% (Покровское). В то же время наиболее крупные в области залежи нефти нефтяной оторочке Оренбургского газоконденсатного месторождения (запасы 85 млн. т.) находится только в начальной стадии освоения, хотя имеет высокую конкурентоспособность по отношению к другим нефтяным месторождениям Оренбургской области.

В Пермской области открыто 163 нефтяных месторождения, из которых 98 разрабатываются. Большая группа месторождений (4) находится в длительной консервации по экономическим причинам. В разрабатываемых месторождениях сосредоточено 92% разведанных запасов. Средняя по области выработанность запасов составляет 50%, в том числе по основным месторождениям: Ярино-Каменоложскому —90%, Павловскому — 37%, Батырбайскому —58%, Осинскому —52%.  

Перечень основных нефтедобывающих центров Урало-Поволжья завершает Республика Удмуртия, которая стала осваиваться значительно позже всех рассмотренных выше, вследствие чего выработанность запасов открытых нефтяных месторождений является наименьшей (30%). Разрабатываются 23 из 67 месторождений, в том числе все крупные (Чутырско-Киенгопское, Мишкинское и Ельниковское). Относительно низкий темп освоения запасов нефти в республике во многом объясняется сложностью структуры запасов, где преобладает тяжелая нефть (83%).

Остальные районы играют резко подчиненную роль в запасах (5%) и добыче (3%) нефти Урало-Поволжья, что связано с отсутствием крупных высококачественных месторождений. Так, в Ульяновской области открыто 41 нефтяное месторождение, но их общий запас составляют лишь 31 млн. т., причем они представлены тяжелой и высоковязкой нефтью.

Для Саратовской и Волгоградской областей характерны трудности «старых» районов, обусловленные физическим исчерпанием основных запасов. В Саратовской области в разработку вовлечено 92% разведанных запасов, в Волгоградской области — 94%. Выработанность начальных запасов открытых месторождений составляет соответственно 62 и 78%, в том числе по наиболее крупным: Соколовогорскому, Коробковскому, Жирновскому и Бахметьевскому — от 90 до 97%.

Обособленное положение в Поволжском районе занимает Республика Калмыкия, которая принадлежит нескольким нефтегазоносным провинциям: Волго-Уральской, Прикаспийской, Северокавказской, Днепровско-Припятской. За годы проведения геологоразведочных работ (с 1951 г.) в Республике открыто 28 и разрабатывается 20 нефтяных месторождений, но объемы подготовленных запасов и добычи нефти небольшие.

В) Европейский Север:

Включает территорию Республики Коми, Архангельской области и Ненецкого автономного округа, а также прилегающий шельф Баренцева моря. Площадь нефтегазоносной и перспективной территории составляет 331.8 тыс. км.. Пик добычи был достигнут в 1983 г. (19.2 млн. т.), в 1994 г. она составила 9.7млн. т..

Северный район в основном соответствует Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, которая представляет собой обширную область на северо-востоке Европейской части России. Ее площадь составляет около 350 тыс. км2. В географическом плане Тимано-Печорский бассейн имеет форму треугольника: на востоке его ограничивают горы Урала — Пай-Хоя, на юго-западе — Тиманская гряда, на севере он сочленяется с Южно-Баренцевской впадиной.

Сухопутная часть Тимано-Печорской провинции расположена в Республике Коми и Ненецком автономном округе (НАО). Месторождения, находящиеся в Коми, достаточно разведаны, наиболее изученные из них разрабатываются АО «Коми ТЭК». Шельфовая зона Тимано-Печоры изучена в меньшей степени. На долю Ненецкого АО сегодня приходится 52.7% начальных суммарных ресурсов этой нефтяной провинции. Успешное развитие нефтегазопоисковых работ в данном районе вывело Тимано-Печору на третье место по запасам нефти в России после Западно-Сибирского и Волго-Уральского бассейнов.       

Имеются значительные различия в состоянии сырьевой базы нефтяной промышленности Республики Коми, Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

Республика Коми характеризуется многолетней историей поисков, разведки и разработки нефтяных месторождений. К 1995 г. здесь открыты 82 нефтяных месторождения, из которых 31 разрабатывается. Открытые месторождения выработаны в среднем на 41%, в том числе крупнейшие (Устинское и Возейское) на 61% и 64% соответственно. 

Наиболее «старый» нефтедобывающий район (Ухтинский) находится на юге Республики Коми. Основные месторождения (Ярегское, Западно-Тэбукское, Пашинское), первое из них является единственным в России, где применяется шахтный способ разработки тяжелой нефти.

Главный на сегодня нефтедобывающий район сформировался на базе Усинского, Возейского и ряда смежных месторождений севера Республики Коми, которые отличаются наибольшим разнообразием геологического строения.

В резерве нефтедобывающих предприятий Республики Коми находится ряд достаточно крупных нефтяных месторождений: Сандивейское (20.5 млн. т.), Среднемакринское (20.2 млн. т.), Южно-Лыжское (15 млн. т.) и др.

  Ненецкий автономный округ характеризуется существенно меньшей степенью промышленного освоения. Из 73 нефтяных месторождений разрабатываются лишь два (Хярьягинское и Ардалинское) при 15 подготовленных к разработке и 55 разведываемых. За время разработки (с 1988 г.) из этих двух  месторождений добыто 9 млн. т..

С сырьевой базой Европейского Севера тесно связаны проблемы разведки и освоения нефти в прибрежной части Баренцева моря. Здесь открыты крупное Приразломное и среднее по запасам Северо-Гуляевское месторождение, которые по положению в разрезе и структурным особенностям близки к месторождениям, открытым на суше. 

5.1. Структура нефтяной отрасли России.

На сегодняшний день одна из основных проблем отрасли - проблема сокращения разведанных запасов нефти и все повышающийся процент выработки имеющихся месторождений. Эта проблема возникла из-за недостаточного финансирования геологоразведки, в результате чего сейчас разведка новых месторождений частично приостановлена. Потенциально, по прогнозам экспертов, геологоразведка может давать Российской Федерации прирост запасов от 700 млн. до 1 млрд. т в год, что перекрывает их расход вследствие добычи (в 1997 году было добыто около 300 млн. т). По разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире вслед за Саудовской Аравией, на территории которой сосредоточена треть мировых запасов. Запасы России на 1995 год составляли 20,2 млрд. тонн нефти.

Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и еще большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность России нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной,

Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов, около 40%  этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивных месторождения с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что в настоящее время является пределом рентабельности для данного региона.

Поэтому в целом нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; отсутствием сколь-либо значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.

Специалисты выделяют несколько причин такого тяжелого экономического положения отрасли:

- крупные и высокодебитные месторождения эксплуатируемого фонда, составляющие основу ресурсной базы, в значительной степени выработаны;

- резко ухудшились по своим кондициям и вновь приращиваемые запасы. За последнее время практически не открыто ни одного крупного и высокопродуктивного месторождения;

- сократилось финансирование геологоразведочных работ. Так, в Западной Сибири, где степень освоения прогнозных ресурсов составляет около 35 процентов, финансирование геологических работ начиная еще с 1989 года сократилось на 30 процентов. На столько же уменьшились объемы разведочного бурения;

- остро не хватает высокопроизводительной техники и оборудования для добычи и бурения. Основная часть технических средств имеет износ более 50 процентов, только 14 процентов машин и оборудования соответствует мировым стандартам, А с распадом СССР усугубилось положение с поставками нефтепромыслового оборудования из стран СНГ.

- низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования нефтедобывающих предприятий (эта ситуация сохраняется и сегодня после серии повышений, а затем и падений  цен на нефть на мировом и внутреннем рынках). В итоге произошло серьезное ухудшение материально - технического и финансового обеспечения отрасли;

- нехватка эффективного и экологичного оборудования с особой остротой создает в отрасли проблему загрязнения окружающей среды. На решение этой проблемы отвлекаются значительные материальные и финансовые ресурсы, которые не участвуют непосредственно в увеличении добычи нефти;

- до сих пор не определен единообразный собственник месторождений нефти и газа, с которым следует иметь дело отечественным и зарубежным организациям, а также частным лицам;

- задолженность республик за поставленную нефть и кризис неплатежей.

Итак, упадок нефтедобывающей промышленности обусловлен наличием комплекса взаимосвязанных причин. Выход из настоящего положения затруднен глобальным характером стоящих проблем, поэтому если продолжится экономический кризис в стране и усилится процесс политического раздробления в бывшем Советском Союзе, то добыча нефти, по всей вероятности, будет и впредь сокращаться.

В нефтяной отрасли, как и в газовой, очень остра проблема иностранных инвестиций. Надо отметить, что поток инвестиций в нашу страну из-за рубежа никогда за годы реформ не был большим, по сравнению с тем же Китаем и другими странами бывшего социалистического лагеря. И хотя большая часть этих инвестиций приходится именно на энергоресурсодобывающий сектор экономики, этих денег и этого количества совместных проектов явно недостаточно для скорого выхода отрасли из кризиса. Причины малого потока инвестиций - прежде всего в нестабильности экономической и политической ситуации в России, а в нефтяной отрасли еще и отсутствие ярко выраженного лидера среди компаний.

С другой стороны, сами российские компании начали осуществлять проекты на территории других стран (прикаспийская нефть, газоконденсат Казахстана, нефть Ирака и др). И то, что эти проекты не закрываются даже в связи с последним общим кризисом в стране, безусловно может только порадовать.

Есть и другие резервы увеличения добычи нефти и стабилизации нефтяной промышленности. Два пути есть у самого государства: это повышение цен на нефть на внутреннем рынке и совершенствование системы налогообложения нефтедобывающих предприятий. Сами предприятия тоже имеют резервы: это техническое переоснащение, извлечение нефти из месторождений с малыми запасами нефти (правда, это возможно лишь при повышении цен на нефть на внутреннем и/или внешнем рынках), повышение уровня нефтепереработки и продажа предварительно подготовленной нефти и нефтепродуктов.

Наконец, коснемся структур, занимающихся нефтедобычей в Тюменской области - основном нефтедобывающем регионе России. На сегодняшний день почти 80 процентов добычи в области обеспечивается шестью управлениями (Юганскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Когалымнефтегаз, Лангепаснефтегаз). Однако в недалеком времени абсолютные объемы добычи сократятся, по прогнозам экспертов, в Нижневартовске на 60%, в Юганске на 45%. Сегодня среди этих предприятий основного нефтяного района России мы наблюдаем сложную систему взаимодействия практически независимых управлений, несогласованно определяющих свою политику. Среди них нет признанного лидера, не существует и настоящей конкурентной борьбы. Такая разобщенность создает немало проблем, но интеграция откладывается на неопределенную перспективу из-за большой динамичности отрасли: снижение добычи одних предприятий и увеличение добычи других, а также борьбы за наибольшее влияние в регионе между ЛУКойлом, ЮКОСом, Сибнефтью.

На мой взгляд, в регионе и в целом в отрасли не хватает централизации управления всеми нефтедобывающими компаниями, так как по крайней мере в нефтяной и газовой отраслях при разработке больших месторождений централизованное управление доказало свою эффективность, так как нет деления месторождений, добычи ресурсов «у соседа», несогласованности проведения мероприятий по поддержанию добычи нефти и разведке новых запасов.

6. Реформы 1987-1998 годов в нефтегазовом секторе.


Как известно, чем более высокоразвито в экономическом плане государство, чем на более высокой ступени научно-технологического развития оно находится, тем большую часть в структуре импорта этого государства играют сырье и полуфабрикаты, а экспорте доминируют готовые дорогие науко- и технологическиемкие изделия.

Построение подобной системы в нашей стране и ставилось одной из важнейших задач перестройки. Структурная перестройка российской экономики в самом начале реформ предусматривала в первую очередь создание современного высокотехнологичного облика народного хозяйства страны; одновременно предполагалось осуществить перестройку отношений собственности, произвести демонополизацию и другие социально-экономические преобразования. Экономические реформы предусматривали также либерализацию внешнеэкономической деятельности, внедрение современных ресурсосберегающих технологий, т.е. была поставлена задача в максимально сжатые сроки перестроить саму структуру экономики страны, построить мощный промышленный комплекс, базирующийся на современных технологиях и потому конкурентоспособный.

К сожалению, вопреки первоначальным намерениям, в годы реформ будущая модель российской экономики все больше приобретала ориентированный на экспорт, топливно-сырьевой характер. Произошло это отчасти потому, что обрабатывающие отрасли, оказавшись в основном неконкурентоспособными, находятся в очень сложном экономическом положении, и потому, что в ходе реформ единый прежде  народнохозяйственный комплекс страны распался на отдельные производственные территориально-производственные корпорации (ведущее место среди них заняли топливно-энергетический комплекс, ВПК и  другие подкомплексы экономики). Эта монопольная «старая   гвардия» была очень неоднородна по своему территориально-отраслевому составу. Между предприятиями и объединениями постоянно шла борьба за льготы и источники государственного финансирования. Одновременно за годы реформ в стране стремительно сформировались и новые монополистические структуры - коммерческие группировки, тесно связанные с внешним рынком. Эти коммерческие структуры имели свои интересы в реформируемой российской экономике - они спешили самообогатиться и получить больше экономической и политической власти.

Как уже отмечалось, нефтегазовый комплекс достаточно стабилен даже в условиях кризиса. Однако и в НГК существуют свои проблемы, определяющие его возможности и перспективы развития в будущем. Нефтегазовый комплекс представлен в газовой промышленности РАО Газпром, а в нефтяной - такими нефтяными корпорациями, как ЛУКойл, Юкос,  Сиданко, Роснефть и др., образовавшихся в ходе структурной перестройки нефтегазового комплекса, основными этапами которой явились:

1.   1987-1990 гг. Развитие хозрасчета и самофинансирования на предприятиях нефтегазового комплекса. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, их непосредственный выход на мировые рынки в качестве экспортеров энергоносителей.

2.   1991-1994 гг. Объединений предприятий в вертикально интегрированные структуры, их акционирование. Начало приватизации холдинговых нефтяных компаний. Создание инфраструктуры фондового   рынка,  зарождение финансово- промышленных групп и консорциумов для участия в международных проектах.

На 1-ом этапе, в конце 1980-х гг. государство взяло кур на централизованную реформу плановой экономики с внедрением в нее элементов рыночной системы. Первым шагом ней должны были стать перевод предприятий на хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость. Сохранялась государственная собственность на средства производства, но в перспективе предусматривалось трансформирование ее в частную или коллективную через переходную форму - аренду. Таким образом, государственная собственность на средства производства сочеталась с правом текущего распоряжения ресурсами у непосредственных производителей последних. Первый этап структурной перестройки экономики страны не мог устранить предкризисные явления, а лишь усугубил негативные тенденции. Стратегическим просчетом первого этапа реформы стало то, что не учитывалась высокая степень естественной монополизации ТЭК. Дробление нефтяной промышленности на отдельные  предприятия, фактически произошедшее после ослабления государственного регулирования, усилило в отрасли предкризисные явления.

На 2-ом этапе принятая в 1992г. российская программа приватизации обеспечила особый режим разгосударствления нефтяной отрасли. Суть его в том, что контрольный пакет акций предприятия оставался в собственности госу­дарства на фиксированный  срок. Акционирование отрасли шло в два этапа. Сначала все предприятия, входившие в систему «Роснефтегаза»  и "Главнефтепродукта", преобразовыва­лись  в открытые акционерные общества. После этого началось создание на базе акционерных об­ществ вертикально-интегрированных компаний холдингового типа. Таким образом формировался капитал компаний, который тоже под­лежал акционированию с закреплением контрольного пакета акций в собственности государства на три года. Для коммер­ческого управления государственными пакетами акций пред­приятий, еще не вошедших ни в одну компанию, на базе "Роснефтегаза" было создано государственное предприятие "Роснефть".   Для предприятий трубопроводного транспорта были сфор­мированы холдинговые компании "Транснефть" и Транснефтепродукт". Отличительной особенностью второго этапа реформирова­ния нефтегазового комплекса стало то, что усугублению структурного кризиса способствовал целый комплекс макроэконо­мических предпосылок. С либерализацией цен в начале 1995г. скрытая инфляция перешла в открытую, а темпы ее превы­сили 30-40% в месяц. Это повлияло на резкий рост экспорта нефти и газа при одновременном спаде внутреннего потреб­ления.

Для третьего этапа реформирования структуры нефтегазового комплекса России более всего характерно перераспределение прав собственности на активы предприятий и компаний, которое усиливалось политическими факторами. С 1995г. начался второй этап приватизации предприятий, ключевым моментом которого было проведение залоговых аукционов. Государство предоставляло возможность коммерческим банкам участвовать в кредитовании федеральных программ, предоставляя находящиеся в государственной собственности пакеты акций в качестве залога. По своей сути залоговый аукцион представлял собой переход контрольных пакетов акций компаний в управление банкам с перспективой их выкупа. Уже в конце 1996 г. банки получили право выкупа находившихся в их управлении акций. Это создало перспективу превращения всех нефтяных компаний в частные структуры.

Интересно также отметить сегодняшнее противостояние двух различных направлений по поводу дальнейших организационных форм развития нефтегазовой промышленности. Представители одного из них отстаивают монополизм в российской энергетике, обосновывая его относительно стабильным развитием газовой промышленности даже в сегодняшних неблагоприятных условиях. Сторонники другого направления отдают предпочтены дробности, в том числе, Газпрома, подобно той, какая существует в нефтяной промышленности, ссыпаясь на то, что без подобной дифференциации не сможет работать как рыночная экономика, так и конкуренция, являющаяся ее мотором; по их мнению, дробление газовой промышленности ослабит ее позиции на мировом рынке перед лицом конкуренции крупнейших нефтегазовых концернов.

7. Российские нефть и газ на мировом рынке. Проблемы и перспективы.


Россия пока не выступала как активный самостоятельный субъект в мировой энергетической политике, хотя малейшие социально-экономические и политические обострения в Москве или Тюмени тут же отражаются на стоимости нефти на биржах Нью-Йорка или Лондона.

До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля - западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный объем продаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В восточный картель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 процентов всей мировой добычи и 61 процент мирового экспорта нефти. Добыча России составляет 10% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили (правда, до весеннего кризиса), что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет Россия.

Кроме того, в обозримом будущем нефть заменить нечем. Мировой спрос будет расти, согласно прогнозам,  на 1,5 процента в год, а предложение существенно не возрастет, если Ирак не получит увеличения квоты на объем экспортируемой нефти. До энергетического кризиса 1973 года в течение 70 лет мировая добыча практически удваивалась каждые десять лет. Однако сейчас из стран - членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов, лишь четыре страны могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, Ирак).

В последнее время на мировом рынке нефти сложилась тяжелая ситуация. Цены на нефть впервые за долгий срок упали до менее чем 10 долл. за баррель. ОПЕК же (т.е. входящие в него страны) хотели бы повысить ее хотя бы до 24 долл. С этой целью необходимо уменьшить поступление нефти на мировой рынок, но каждая отдельная страна не желает делать это за счет своего экспорта.

Ситуация может кардинально измениться в связи с последними военными акциями США и Великобритании 16-18 декабря 1998 года в Ираке. В результате бомбардировок были уничтожены иракский завод по переработке нефти и порт, откуда эта нефть экспортировалась в другие страны. Стоит отметить, что хотя Ирак из-за режима санкций дает лишь около 3% мировой нефти, но эта нефть существенно влияет на общемировые цены, так как иракская нефть высочайшего качества и имеет очень низкую себестоимость. В результате на биржах Лондона и Нью-Йорка цены  поползли вверх и по прогнозам экспертов, могут достигнуть 27 долл. за баррель. Все это может положительно сказаться на доходах России от ее реализации на мировом рынке, хотя долгосрочные прогнозы делать еще рано.

Независимо от ситуации с энергоносителями на внешнем рынке, нефть и газ всегда будут играть большую роль на внутреннем рынке, так как они являются ценнейшим сырьем для нефтехимической промышленности, из этого сырья производится более 2000 различных видов продукции. Россия заинтересована в том, чтобы отечественный нефтехимический синтез превратился в самостоятельную и мощную отрасль промышленного производства, стал конкурентоспособен на мировом рынке и страна могла таким образом экспортировать не сырые энергоносители, а гораздо более дорогие продукты переработки нефти и газа и товары на их основе, таким образом принося ощутимые доходы в бюджет. Рассмотрим более подробно структуру нефтяной и газовой отрасли, их сегодняшнее положение и влияние на экономику.










8. Заключение.

В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для России в сегодняшний переходный период. Перед Российским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития российских корпораций. Поэтому, как мне кажется, нашему парламенту необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены. За примерами не надо далеко ходить, эти компании можно назвать, причем существуют как местные новосибирские монополисты (например, корпорация “Транс-Блок” является единственным крупным поставщиком и продавцом бензина и других нефтепродуктов), так и действующие в рамках всей страны.

Конкуренцию российским компаниям составляют мощнейшие зарубежные ТНК, но для защиты российского бизнеса принимаются различные меры, в том числе и законодательные (например, недавно повысили пошлины на ввозимую аудио- видеотехнику, ограничили поставку спиртных напитков). По-моему, тут важно не переусердствовать, так как в таких случаях иногда рынок захватывается одной крупной российской фирмой, и конкуренция государством не стимулируется. Осторожно также следует обращаться с лицензированием и выдачей патентов. Все это требует принятия эффективных законов и разумных действий со стороны государства.

Список  литературы

1. Байков, Берлин.  Нефть СССР М.: Недра, 1987

2. Балгинбаев Н. Стимулов для сотрудничества достаточно // Нефть России. 1996. №12, с.6.

3. Бережковский М.И. Хранение и транспортирование нефти и нефтепродуктов. М.: Химия, 1983.

4. Гайказов М. Нефть всегда в моде // Нефть России . 1997. №7, с. 18.

5. Географический  атлас  МИРА  для  учителей средней школы, М.: Главное управление геодезии  и  картографии  при  Совете  Министров  СССР, 1982

6. Данилов А.Д., Кистинов В.В. Экономическая география СССР: Учебник для экономических специальностей вузов. М. 1983. С. 103-112.

7. Динков.  Нефтяная промышленность вчера, сегодня, завтра.   Москва, ВНИИОЭНГ 1988г

8. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география М.: Просвещение, 1994

9. Егиазарян Г.А. Экономика социалистической промышленности. М.: МГУ, 1988.

10.Калинин А. Что тормозит развитие отрасли // Нефть России. 1997. №5-6,       с. 24.

11.Капустин В.М., Кукес С.Г., Бертолусини Р.Г. Нефтеперерабатывающая промышленность США и бывшего СССР. М.: Химия, 1995.

12.Комарова Н., Фукс И. Все началось с эмбенской нефти // Нефть России. 1997. №5-6,  с. 47.

13.Крюков В.А. Полные канистры и пустые карманы.  // ЭКО. 1994. N1. С. 53-62.

14.Лаврищев А.Н . Экономическая  география  СССР. М.: Экономика ,1986.

15.Лесничий В. Три возраста месторождения // Нефть России. 1997. №5-6, с. 11.

16.Мякинник Н. Зов трубы // Нефть России. 1997. №2, с. 2

17.Мякинник Н. Реконструкцию заводов нельзя откладывать на потом // Нефть России. 1997. №2, с. 3

18.Нефть и газ в зеркале планеты // Деловой мир. 1994. 1-7 августа. С.10-12

19.Нефтяная промышленность.  Москва, ВНИИОЭНГ N1 1994г

20.Размещения производственных сил /  Под  ред. Кистанова В.В. и Копылова Н.В. М., 1994

21.Салманов Ф., Золотов А. Как выйти из топливного кризиса //Известия. 1992. 23 марта. С.2.

22.Справочник нефтепеработчика / Под ред. Радченко Е.Д. М.: Химия, 1986

23.Суслов Н.И. Макроэкономические проблемы ТЭК // ЭКО. 1994. N3. С. 103-108.

24.Топливно-энергетический комплекс Москва, Менатеп N4-9 1993г

25.Трубопроводный транспорт нефти  Москва, ВНИИОЭНГ,  N1 1993г

26.Усейнова И. Нефть. Как выйти из кризиса  // Эхо планеты. 1992. № 8. С. 4-10.

27.Фукс И., Матишев В., Багдасаров Л. Белое и черное // Нефть России . 1997 . №11, с. 57

28.Химия нефти и газа / Под ред. В.А. Проскрякова, А.Е. Драбкина. Л.: Химия, 199 5.

29.Хрущев А.Т. География промышленности СССР. М.: Высшая  школа, 1990

30.Шафраник Ю,К., Козырев А.Г., Самусев А.Л. ТЭК в условиях кризиса // ЭКО. 1994. N1. С. 63-74.

31.Эскин и др. Нефть в структуре энергетики. М.: Наука , 1989г

Похожие работы на - Роль монополии в экономическом развитии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!