Роль конвенций МОТ

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,61 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль конвенций МОТ

Роль конвенций МОТ в регулировании трудовых отношений в РФ

Содержание.

        

         Введение                                                                                               стр. 2

Глава 1. Соотношение норм международного права и трудового права Российской Федерации                                                                       стр. 5

Глава 2. Конвенции МОТ как источники регулирования трудовых отношений:

§ 1. Требования, предъявляемые к конвенциям МОТ          стр. 12

§ 2. Порядок применения Конвенций МОТ к трудовым правоотношениям                                                                                  стр. 21

Заключение                                                                                         стр. 31

Список использованной литературы и нормативного материала стр. 33

Приложение 1. Перечень конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерации                              стр. 36




Введение.

         Говоря о роли Конвенций Международной организации труда в регулировании трудовых отношений в Российской Федерации, следует отметить, что нормы международного права (и не только трудового) являются частью правовой системы России. Будучи открытым демократическим государством, Российская Федерация стремится к сотрудничеству с международным сообществом во всех сферах международной жизни, что вызывает необходимость унифицированного правового регулирования общественных отношений.

         Современный мир характеризуется интенсивными интеграционными процессами не только на уровне отдельных государств, но и целых регионов. Самым ярким примером здесь, безусловно, выступает Европейский Союз, объединяющий государства Европы в качественное интегративное образование. У процессов глобализации есть свои сторонники и противники, однако не замечать положительных аспектов этого процесса просто нельзя. Стремление мировых стран к сближению в самых разнообразных сферах общественной жизни объясняется невозможностью изолированного существования отдельно взятого государства в современном мире и при этом полноценно развивающегося.

         Российская Федерация на протяжении последних лет последовательно позиционирует себя как часть мирового сообщества, как цивилизованное государство, открытое к мирному, продуктивному, взаимовыгодному сотрудничеству с другими государствами. В подтверждение сказанному можно привести несколько цитат из Посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ за последние несколько лет.

  В Послании 2002 года Президент заявил: «В целом хотел бы отметить: Россия активно интегрируется в мировое сообщество. И, несмотря на жесткую конкуренцию … нашей стране особенно важно уметь находить союзников и самой быть надежным союзником для других».[1]

Развивается данная тема и в последующие годы: «Россия стремится и будет поддерживать дружеские, добрососедские отношения со всеми странами мира и вместе с ними решать общие проблемы, защищать общие интересы. Основной задачей российской внешней политики является реализация наших национальных интересов. При этом базовым принципом остается соблюдение норм международного права. Разумеется, модернизация и повышение эффективности работы международных организаций необходимы. И Россия открыта для обсуждения подобных вопросов. Считаю такие подходы к международным делам цивилизованными и правильными. Эти подходы не направлены против кого-то или за кого-то. Это наша позиция. Позиция принципиальная. И мы будем ее придерживаться в будущем».[2]

  Тема интеграции России в мировое сообщество последовательно проводилась в Послании 2004 года,[3] а также в последнем Послании Президента РФ.

О чем это говорит? В первую очередь о том, что Российская Федерация стремится стать полноправной частью мирового сообщества и готова не только «играть по его правилам», но и совместно вырабатывать последние. Россия – полноправный партнер, стремящийся к взаимовыгодному сотрудничеству.

Все сказанное самым непосредственным образом касается участия РФ в деятельности международных организаций по выработке норм международного права, в том числе и Международной организации труда.

  Известно, что Советский Союз стал одним из первых государств мира, где вопросам правового регулирования трудовых отношений уделялось особое внимание. Позже Союз ССР стал активно участвовать в выработке норм международного права в сфере регулирования трудового права.  Так, например, 10.08.1956 года Советский Союз ратифицировал Конвенцию МОТ № 52 «Относительно ежегодных оплачиваемых отпусков».[4] За данным документом последовал целый ряд актов международно-правового характера, ратифицированных СССР.

  В настоящей работе будут рассмотрены юридические аспекты применения норм Конвенций МОТ к трудовым отношениям в Российской Федерации. Как уже было сказано, СССР, а позже и России активно ратифицировали многие принимаемые Конвенции МОТ. Это порождало вопросы о правовом значении таких Конвенций для регулирования трудовых правоотношений внутри страны, о соотношении норм конвенций с нормами внутреннего законодательства и т.д.

  Таким образом, в ходе работы мы остановимся на следующих вопросах:

– о соотношении норм международного права и норм трудового права российской Федерации;

– о юридическом значении Конвенций МОТ;

– о требованиях, применяемых к названным документам;

– о практике и порядке применения Конвенций МОТ к трудовым правоотношениям в Российской Федерации.

Нужно сказать, что данные вопросы, хотя и освещены в современной литературе довольно неплохо, все же в некоторых своих аспектах остаются неразрешенными.

Глава 1. Соотношение норм международного права и трудового права Российской Федерации.

Соотношение норм международного права и российского права в целом является одной из проблем, широко обсуждаемых в современной юридической науке. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 15 прямо устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».[5] Тем не менее, в доктрине возникают споры и по этому поводу.

Если речь идет о соотношении норм международного права с нормами российского трудового права, то стоит сказать, что нормы трудового права содержатся и в самой конституции РФ. Возникает (у некоторых авторов) вопрос о соотношении норм международного права и норм Основного закона Российской Федерации.

  Некоторые современные авторы утверждают, что нормы международного права имеют приоритет по сравнению с нормами Конституции Российской Федерации в случае возникновения коллизии.

  Данная позиция представляется необоснованной по ряду причин. Во-первых, в части 4 статьи 15 Конституции РФ речь идет о противоречии норм российского закона международным нормам, обязательным для России. Нет никаких оснований, в данном случае, трактовать слово «закон» расширительно, включая в него и саму Конституцию РФ. Закон – это акт высшей юридической силы, принимаемый высшим органом законодательной власти государства в предусмотренном порядке и призванный регулировать наиболее важные общественные отношения. Конституция же – акт совершенно иной юридической природы, было бы неправильным полагать, что на законодательном уровне допустимо подобное смешение понятий.

Кроме того, норма, аналогичная статье 15 Конституции РФ, содержится в Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».[6] Так, статья 5 данного закона устанавливает: «Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Во-вторых, согласно пункту «г» части 2 статьи 105 Конституции России, Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ не вступившие в законную силу международные договоры РФ. При этом, «не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению». Эта норма напрямую указывает на приоритет норм Конституции РФ по сравнению с нормами международных договоров. Аналогичные нормы содержатся в статье 34 Федерального закона «О международных договорах РФ»

Таким образом, говоря о соотношении норм международного права и норм трудового права Российской Федерации, следует иметь в виду, что международно-правовые нормы имеют приоритет в правовом регулировании перед законами России, однако уступают по юридической силе Конституции РФ.

Трудовой кодекс Российской Федерации[7] в статье 10 конкретизирует нормы, содержащиеся в упомянутых выше актах применительно к трудовому праву России.  Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

  По мнению Ю. П. Орловского, данную норму трудового кодекса не следует понимать в том плане, что приоритет – всегда за нормами международного права. Соотношение между нормами международного права, международными договорами и национальным законодательством о труде решается в пользу международного права и международных договоров, если ими устанавливаются более льготные для граждан нормы и правила по сравнению с нормативными правовыми актами Российской Федерации.[8]

С такой позицией автора можно вполне согласится, поскольку защита прав и интересов работника является приоритетной. К тому же, соответствующая норма содержится в Уставе МОТ, где сказано, что принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может изменять во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство.

Международные договоры приобретают юридическую силу по их ратификации. Россия после распада Советского Союза стала его правопреемником по всем ратифицированным международным соглашениям. Конституция РФ (ст. 46) предоставляет каждому право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. С вступлением России в Совет Европы расширились возможности международно-правовой защиты нарушенных правил. Среди международно-правовых документов особое значение для трудового права имеют Конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде и социальном обеспечении. Суды используют эти конвенции при разрешении конкретных трудовых споров.

 

  Построение демократического правового государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства.

  Новые законодательные акты о труде и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международных норм трудового права. Российская Федерация взять из международного права самые прогрессивные нормы, отвечающие интересам человека и позволяющие обеспечивать реализацию всех трудовых прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ.

  Международные нормы, касающиеся трудовых правоотношений, направленных на то, чтобы усовершенствовать саму систему внутреннего национального трудового права. При этом обязанность государства-члена МОТ внести изменения и в свою систему права в соответствии с конвенциями МОТ возникает лишь постольку, поскольку их нормы содержат, как правило, более льготные условия труда, нежели нормы внутреннего законодательства. Поэтому трансформация международных норм о труде имеет определенную специфику.[9]

  Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования труда составляют, прежде всего, идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно – прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере труда.

 

         Возвращаясь к вопросу о соотношении норм международного права и внутреннего российского трудового законодательства, следует отметить, что Конституция РФ не дает ответ на вопрос о соотношении общепризнанных принципов и норм международного права, не закрепленных в договорном порядке, и российского права, предусматривая лишь приоритет международных договоров РФ над российскими законами. Вместе с тем, общемировые тенденции развития права государств, как представляется, позволяют сделать вывод о неизбежной интеграции, на первый взгляд, полярных правовых систем.

         Существует мнение, согласно которому, применение норм международного права во внутригосударственной системе не может означать, что они включаются в право того или иного государства или, тем более превращаются в его нормы.

         Поэтому вряд ли правильно считать нормы международного права в качестве источников российского трудового права. Из этого следуют, по мнению сторонников названного подхода, практические выводы: нормы и источники международного права занимают свое обособленное положение в правовой системе России, функционируют наряду с нормами российского права. Они должны толковаться и применяться в соответствии с целями и принципами международного права и конкретного международного договора в контексте используемых в нем терминов, а не сточки зрения соответствующих ориентиров российского права. На это нацеливает основной документ – Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года.[10]

  Таким образом, правовая система РФ состоит из норм: а) российского права; б) международного и иностранного права, действующего с санкции государства.[11]

  Вместе с тем, в науке трудового права существуют и иные подходы. Некоторые авторы, например, утверждают, что определенная часть международного кодекса труда, а именно та, которая воплощает общепризнанные нормы и принципы международного права, приобретает значение внутреннего российского закона. А международные трудовые нормы следует рассматривать как важнейший источник российского трудового права.[12]

 

  Говоря о возможных правовых коллизиях международного права и российского трудового права, следует сказать, что Международный суд ООН в консультативном заключении от 26.04.1988 года отметил, что фундаментальный принцип международного права, заключается в том, что «международное право превалирует над внутренним правом».

  Вместе с тем из анализа законодательства России, из его системного толкования следует, что Конституция РФ устанавливает приоритет международных принципов и норм над правом РФ только в том случае, когда первые выражены в договорной форме. Таким образом, по мнению некоторых авторов, неверно думать, что Конституция предусматривает приоритет международного права вообще.

         Например, в статье 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. 04.07.2003) «О судебной системе РФ»[13] сказано, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу».

По мнению многих авторов, такое перечисление источников права одновременно соответствует их реальной иерархии в российской правовой системе.

Это одна из основных причин того, что даже Конституционный Суд РФ весьма осторожно относится к прямому применению норм международного права, касающихся прав человека. В своих постановлениях он в большинстве случаев ссылается на нормы Конституции РФ, а нормы международного права использует как дополнительное обоснование.[14] 

         По мнению Ершова В. В., существенную роль в процессе преодоления пробелов в российском праве и коллизий между международными трудовыми стандартами и нормами права российской системы может иметь теория права.

         Наибольшее значение имеет изучение практических и теоретических проблем преодоления коллизий нормативно-правовых актов и пробелов в трудовом праве.[15]

         Как представляется, наибольшая роль в преодолении указанных коллизий принадлежит судебной практике по применению норм международного права (и в частности конвенций МОТ) к трудовым отношениям в Российской Федерации, о чем речь пойдет в заключительной части настоящей работы.



Глава 2. Конвенции МОТ как источники регулирования трудовых отношений.

§ 1. Требования, применяемые к конвенциям МОТ.

         Конвенции Международной организации труда (МОТ) являются одними из главных источников международно-правового регулирования трудовых правоотношений.

         МОТ была образована в 1919 году. В настоящее время данная организация является специализированным учреждением ООН и объединяет 175 государств мира.

  В Преамбуле к Уставу МОТ сказано, что данная организация создается Высокими Договаривающимися Сторонами исходя из понимания того, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости; что существуют условия труда, влекущие за собой несправедливость, нужду и лишения для большого числа людей, что порождает такое недовольство, что подвергаются опасности мир и согласие во всем мире; принимая во внимание срочную необходимость улучшения этих условий путем, например: регламентации рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; регламентации набора рабочей силы; борьбы с безработицей; гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; защиты трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защиты детей, подростков и женщин; пенсий по старости и инвалидности; защиты интересов трудящихся, работающих за границей; признания принципа равной оплаты за равный труд; признания принципа свободы объединения; организации профессионального и технического обучения и других мероприятий; принимая также во внимание, что непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах.[16]

  Высший орган МОТ – созываемая ежегодно Международная конференция труда – состоит из представителей государств-членов МОТ. Каждое государство представлено четырьмя делегатами: 2 от правительства, 1 от предпринимателей и 1 от работников.

  Административный совет МОТ, избираемый на международной конференции труда, состоит из 56 человек. 28 делегатов представляют правительства, 14 – предприниматели и 14 работники. Международное бюро труда – постоянный секретариат МОТ. Его состав формируется Генеральным директором Международного бюро труда, который назначается административным советом.

Как отмечает И. Я. Киселев, характерная особенность структуры МОТ – трипатризм, т. е. Формирование почти всех главных и вспомогательных органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников.[17]

Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений деятельности организации – нормотворчество, выражающееся в создании международных трудовых стандартов. Нормотворческая деятельность МОТ заключается, главным образом, в принятии конвенций и рекомендаций.

  В рамках данного вопроса далее будут рассмотрены основы процедуры принятия конвенции МОТ, а также пересмотра принятых конвенций. Кроме того, как представляется, следует подробнее остановиться на юридических свойствах конвенций МОТ как международных договоров.

  Прежде всего, необходимо уяснить отличия конвенции МОТ от рекомендации МОТ.

  В отличие от конвенции, рекомендация МОТ не является международным договором и не требует ратификации. Вместе с тем недооценивать значение рекомендаций МОТ нельзя. Данные документы также имеют свою юридическую силу.

Рекомендация представляет собой обращенное к государствам пожелание, предложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендация содержит материал для ориентации в мировом опыте, необходимый для совершенствования национального законодательства. Иными словами,  рекомендация – источник информации и модель для совершенствования национального законодательства. Рекомендация детализирует, уточняет и, порой, дополняет положения конвенций, делает их содержание более полным и гибким, расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании международно-правовых ном.

Конвенция является юридическим документом, имеющим силу международного договора, правовой статус которого определяют порядок заключения, действия, изменения и прекращения международных обязательств, условия их действительности.[18]

Конвенции МОТ можно классифицировать определенным образом.

Применение классификации как метода исследования конвенций о труде возможно в связи с тем, что эту совокупность международно-правовых актов можно рассматривать как систему. Любой системе присуща внутренняя организация.

Данная совокупность источников международно-правового регулирования труда представляет собой систему также и потому, что не является однородно-структурным монолитом, а содержит в себе внутренние компоненты.

Основной целью классификации конвенций МОТ является поиск и раскрытие отличительных особенностей этих источников международного трудового права.

Таким образом, классификация конвенций МОТ может производится по следующим критериям (основаниям):

1) способ обращения к регулированию трудовых отношений;

2) контингент трудящихся, на которых они рассчитаны;

3) объект регулирования.

Говоря о первом основании классификации, следует отметить, что данный критерий позволяет ответить на вопросы: сколько и какие из общего числа конвенций МОТ посвящены регулированию общих вопросов трудовых правоотношений, сколько и какие конвенции содержат наряду с общими нормами о труде специальные, адресованные регулированию труда отдельных категорий работников или отдельным аспектам трудовых отношений.

Конвенции второго вида состоят целиком из специальных норм: норм-льгот, норм-дополнений, норм-преимуществ, норм-привелегий, норм-изъятий.

По распространению конвенций МОТ на контингент трудящихся выделяют:

– универсальные конвенции (применимые ко всем категориям): Конвенция № 122 «О политике в области занятости» 1964 г., № 127 «О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся» 1967 г. и др.

– конвенции общего действия: № 136 «О защите от опасности отравления бензолом» 1971 г., № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной сферы» 1948 г.

– конвенции узкой специфицированной сферы: № 113 «О медицинском осмотре рыбаков» 1959 г., № 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» 1921 г. и др.

На основании третьего критерия можно выделить конвенции МОТ, посвященные: 

вопросам трудоустройства и реализации права на труд;

труду при отклоняющихся от нормы условиях;

вопросам занятости, профессиональной ориентации и подготовки;

вопросам рабочего времени и времени отдыха;

вопросам оплаты труда;

охране труда и повышению квалификации.

Рассмотрим далее кратко процедуру принятия конвенции МОТ. Как следует из Устава МОТ, конвенции принимаются Международной конференцией труда.

Прежде чем проект конвенции будет вынесен на обсуждение Международной конференции труда, он должен пройти процедуру включения в повестку дня конференции.

Если Административный совет обсуждает в первый раз предложение о включении какого-либо вопроса в повестку дня Конференции, он может принять решение об этом только на следующей сессии, за исключением случаев единодушного согласия присутствующих членов.

Если вопрос, предлагаемый для включения в повестку дня, требует знания законодательства различных стран, Бюро представляет Административному совету краткое изложение законодательства и практики, существующих в различных странах в отношении предложенного вопроса. Это изложение должно быть представлено Административному совету до принятия им решения.

Рассматривая возможность включения какого-либо вопроса в повестку дня Международной конференции труда, Административный совет может, если это оправдывается особыми обстоятельствами, решить передать вопрос на рассмотрение подготовительной технической конференции для подготовки ему доклада по этому вопросу до включения его в повестку дня. Административный совет может в аналогичных обстоятельствах принять решение о созыве подготовительной технической конференции одновременно с решением о включении какого-либо вопроса в повестку дня Конференции.

Если Административный совет решает передать какой-либо вопрос подготовительной технической конференции, он определяет дату, состав и круг ведения этой подготовительной конференции.

Если согласие в Административном совете по повестке дня Конференции не было достигнуто без проведения голосования, то он решает в первом голосовании, будут ли включены в повестку дня все предложенные вопросы. Если он принимает решение включить в повестку дня все предложенные вопросы, то повестка дня Конференции считается утвержденной. Если же он не принимает такого решения, то применяется процедура голосования.

Когда в повестку дня Конференции включаются вопросы в целях принятия конвенции или рекомендации, Международное бюро труда обращается к правительствам с просьбой представить свои комментарии по проекту конвенции или рекомендации и одновременно консультируется с Организацией Объединенных Наций и другими специализированными учреждениями относительно любых положений проекта конвенции или рекомендации, имеющих отношение к их деятельности. Замечания этих организаций представляются Конференции вместе с комментариями, полученными от правительств.

Конференция решает, желает ли она принять в качестве основы для обсуждения тексты конвенций или рекомендаций, выработанные Международным бюро труда, и будут ли эти конвенции или рекомендации рассмотрены на пленарном заседании Конференции или переданы в комитет для подготовки доклада. Этим решениям могут предшествовать на пленарном заседании Конференции прения по общим принципам, содержащимся в проектах конвенций или рекомендаций.[19]

В случае, если Конференция передает в комитет только текст рекомендации, решение комитета о внесении предложения о принятии Конференцией конвенции (вместо рекомендации или наряду с ней) требует большинства в две трети поданных голосов.

Если конвенция или рекомендация обсуждается на пленарном заседании, то каждое положение данной конвенции или данной рекомендации представляется на утверждение Конференции в отдельности. Во время обсуждения и до того, как будет принято решение по каждому положению конвенции или рекомендации, Конференция не может рассматривать никаких других предложений, кроме поправок к этим положениям или предложений по порядку ведения заседания.

Если конвенция или рекомендация передана на рассмотрение комитета, Конференция после ознакомления с докладом комитета обсуждает данную конвенцию или данную рекомендацию в соответствии с правилами предыдущего пункта. Это обсуждение проводится не ранее чем на следующий день после того, как доклад был роздан делегатам.

В ходе обсуждения статей конвенции или рекомендации Конференция может передать в комитет одну или несколько статей.

Если конвенция, содержащаяся в докладе комитета, отклонена Конференцией, любой делегат может предложить Конференции немедленно решить, следует ли отослать конвенцию в комитет с целью рассмотрения возможности переработки ее в рекомендацию. Если Конференция высказывается в пользу такой передачи в комитет, последний представляет до конца сессии новый доклад на одобрение Конференции.

Положения конвенции или рекомендации, принятые Конференцией, передаются Редакционному комитету для выработки окончательного текста конвенции или рекомендации. Этот текст распространяется среди делегатов.

Никакие поправки к этому тексту более не допускаются. Однако председатель, после консультации с тремя своими заместителями, может представить Конференции поправки, которые были переданы секретариату до проведения окончательного голосования.[20]

По получении текста, представленного Редакционным комитетом, и после обсуждения предусмотренных в предыдущем пункте возможных поправок, Конференция проводит окончательное голосование о принятии конвенции или рекомендации в соответствии с положениями статьи 19 Устава Организации.

Если конвенция при окончательном голосовании не получает большинства в две трети голосов, требуемого для ее принятия, но получает простое большинство, Конференция решает немедленно, следует ли отослать конвенцию в Редакционный комитет с целью переработки ее в рекомендацию. Если Конференция высказывается за такую передачу в Редакционный комитет, то до конца сессии содержащиеся в конвенции предложения представляются в форме рекомендации на утверждение Конференции.

Конвенция МОТ после ее ратификации обычно двумя государствами – членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее государства. В случае ратификации конвенции государство обязано принять законодательные или иные акты для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Если конвенция не ратифицирована, государство все же несет обязательство информировать по запросам Административного совета МОТ о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для придания ей силы.

В следующем параграфе будут раскрыты вопросы, относящиеся к проблемам применения конвенций МОТ к трудовым правоотношениям на территории РФ.











§ 2. Порядок применения конвенций МОТ к трудовым правоотношениям.

         Как уже было сказано ранее, конвенции МОТ должны быть ратифицированы как минимум двумя государствами-членами МОТ для того, чтобы они приобрели обязательную юридическую силу для всех государств-членов.

         В вопросе о применении конвенций МОТ к трудовым правоотношениям можно выделить несколько аспектов.

         Во-первых, это механизм международного контроля за реализацией норм конвенций МОТ на территории государств-членов.

         Во-вторых, это общие условия реализации норм конвенций МОТ на территории государства-члена (в данном случае этот вопрос будет рассмотрен применительно к Российской Федерации).

         В-третьих, это практика применения норм конвенций к трудовым правоотношениям.

         В данном порядке обозначенный вопрос будет раскрыт в настоящем параграфе.

        

         Устав МОТ содержит положения о контроле за соблюдением (применением) конвенций. Механизм контроля включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых Международным бюро труда «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.[21]

         Комитет по применению конвенций и рекомендаций уполномочен рассматривать:

a) меры, принятые членами по проведению в жизнь положений конвенций, участниками которых они являются, а также представленные членами сведения относительно результатов инспекции;

б) сведения и доклады относительно конвенций и рекомендаций, присланные членами в соответствии со статьей 19 Устава МОТ;

в) меры, принятые членами в соответствии со статьей 35 Устава МОТ.[22]

         В Российской Федерации действует Бюро МОТ в соответствии с «Соглашением между Правительством РФ и МОТ о Бюро МОТ в Москве» от 05.09.1997.[23] Деятельность данного Бюро распространяется на Российскую Федерацию.

  Данное соглашение было подписано сторонами, принимая во внимание Соглашение, заключенное посредством обмена письмами 13 декабря 1995 года между Правительством Российской Федерации и Международной организацией труда о преобразовании Московского отделения Международного бюро труда в бюро более высокого уровня, имеющее расширенные круг полномочий и географический охват, а также решение Международной организации труда, принятое ею в рамках ее политики активных партнерских отношений, об учреждении многодисциплинарной группы, деятельность которой будет осуществляться на базе Бюро МОТ в Российской Федерации.

        

         Что касается общих условий реализации конвенций МОТ в Российской Федерации, то здесь действуют нормы, во-первых, Конституции РФ, ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Трудового Кодекса РФ, Указа Президента РФ от 11.01.1993 № 11 (ред. от 01.12.1995) «О порядке опубликования международных договоров РФ».[24]

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат официальному опубликованию в ежемесячном «Бюллетене международных договоров» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях также в газете «Российские вести». Кроме того, указанные акты публикуются в «Российской газете».

Упомянутый порядок распространяется на международные договоры Российской Федерации, которые заключены или присоединение к которым осуществлено начиная с 1 января 1992 г.

Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами.

Международные договоры Российской Федерации, заключенные от имени министерств и других центральных органов федеральной исполнительной власти (договоры межведомственного характера), публикуются в официальных изданиях этих органов.

Международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Российская Федерация до вступления для нее международного договора в силу воздерживается с учетом соответствующих норм международного права от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента вступления его в силу для Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Российской Федерации, обеспечивают выполнение обязательств Российской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств.

Органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров Российской Федерации.

Общее наблюдение за выполнением международных договоров Российской Федерации осуществляет Министерство иностранных дел Российской Федерации. Существует также мнение, что общий надзор за исполнением международных договоров РФ осуществляет и Прокуратура РФ. По словам Н. Шевич, часть 4 ст. 15 Конституции РФ, провозгласив общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России составной частью ее правовой системы, по существу закрепила за прокуратурой новое направление деятельности. К сожалению, как отмечает автор, в Законе РФ «О прокуратуре РФ»[25] не конкретизированы предмет и полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением международных договоров и его специфика в целом.

Разрешение этого вопроса имеет принципиальное значение, поскольку без ответа на него невозможны правильные взаимоотношения между Генеральной прокуратурой России и другими федеральными министерствами (ведомствами), и прежде всего с Министерством иностранных дел. Пределы надзора, как известно, определяются не только предметом, но и основаниями вмешательства.[26]

Все сказанное выше самым непосредственным образом касается и конвенций МОТ. Контроль за их соблюдением и выполнением в Российской Федерации является важной составляющей реализации норм конвенций в трудовых правоотношениях на территории нашей страны.

Далее остановимся на практике применения международных конвенций МОТ к трудовым правоотношениям в Российской Федерации.

Основополагающим документом в сфере применения судами Российской Федерации норм международного права и международных договоров РФ является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации».[27]

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.

Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо.

К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

При рассмотрении судом гражданских дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

Международные договоры, которые имеют прямое и непосредственное действие в правовой системе Российской Федерации, применимы судами, в том числе военными, при разрешении гражданских дел, в частности:

при рассмотрении гражданских дел, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом Российской Федерации, который регулирует отношения, ставшие предметом судебного рассмотрения;

при рассмотрении гражданских, если международным договором Российской Федерации регулируются отношения, в том числе отношения с иностранными лицами, ставшие предметом судебного рассмотрения (например, при рассмотрении дел, перечисленных в статье 402 ГПК РФ, ходатайств об исполнении решений иностранных судов, жалоб на решения о выдаче лиц, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства).

Применение непосредственно конвенций МОТ затрагивается также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ».[28]

Есть смысл обратиться непосредственно к судебной практике и продемонстрировать на конкретных примерах случаи применения судами конвенций МОТ.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фомина Александра Витальевича о признании незаконным пункта 4 "Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", утвержденных Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС N 191 от 23 февраля 1984 г. (далее Основные условия), Суд установил следующее.

Фомин А.В. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Основных условий, в части установленного срока на обращение за пособием, противоречит требованиям международных правовых норм, Конституции РФ, а также Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" N 125-ФЗ, ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и нарушает его права на получение пособия по социальному страхованию. Помимо прочего заявитель ссылался на статью 9 Конвенции МОТ «О пособиях в случае производственного травматизма».

Верховный Суд РФ указал, что в ст. 9 Конвенции N 121 "О пособиях в случаях производственного травматизма", утвержденной МОТ 8 июля 1964 г., речь идет о периоде выплаты пособий (в течение всего страхового случая), а не о порядке обращения за ним, поскольку эти вопросы регулируются внутренним законодательством стран.[29]

 

Другой пример.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Самохиной Анны Максимовны о признании недействительным Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1997 г. No. 1660 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 года" в части установления размера среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 года в размере 760 тыс. рублей, установил:

Самохина А.М. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением, сославшись на следующие обстоятельства.

Правительство РФ, принимая указанное выше Постановление, учитывало не начисленную среднемесячную заработную плату, которая по стране составляет около 1,1 млн. неденоминированных рублей, на необоснованно исходило из фактически выплаченной заработной платы, на которую начислены страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд РФ.

Заявительница указала, что такой порядок исчисления среднемесячной зарплаты в стране противоречит Конституции РФ, ст. 5 ГК РФ, нормам Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а также нормам трудового законодательства и конвенции МОТ No. 95 "Об охране заработной платы".

Заявительница, кроме того, утверждает в заявлении, что, устанавливая среднемесячную зарплату за IV квартал 1997 г. в размере 760 тыс. рублей, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции.

Кроме того, Самохина просила суд возместить ей судебные расходы и убытки, связанные с рассмотрением дела в пятикратном размере минимальной месячной оплаты труда.

Верховный Суд РФ пришел к выводу, что заявление Самохиной А.М. не подлежит удовлетворению.

Суд не согласился с доводами заявительницы о том, что оспариваемое Постановление противоречит ст. 1 Конвенции МОТ No. 95 (Конвенция об охране заработной платы) и Международному Пакту Об Экономических, Социальных и Культурных Правах (принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16.12.66; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР от 18.09.73). Ст. 1 Конвенции МОТ No. 95 не регулирует порядок начисления зарплаты трудящемуся, а определяет заработную плату как всякое вознаграждение, исчисленное в деньгах, которое предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен.[30]

Если говорить о «положительной» практике Верховного Суда, то можно привести следующий пример. Обосновывая правомерность требования работников на своевременную выплату заработной платы, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ сослалась не только на Конституцию РФ и трудовое законодательство, но и на Конвенцию МОТ № 95 (1949) «Об охране заработной платы», которая защищает право работника на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за свой труд.[31]

Тенденции последних лет свидетельствуют о том, что суды общей юрисдикции при разрешении трудовых споров все чаще прибегают к нормам конвенций МОТ как непосредственно, так и для подкрепления позиции ссылки на российское законодательство.










Заключение.

         В заключение хотелось бы сделать несколько обобщающих выводов.

         Нормы международного права вообще и конвенций МОТ в частности все в большей степени за последние годы интегрируются в правовую систему Российской Федерации. Это неизбежный процесс, сопутствующий усилению экономических, политических, социальных и культурных связей России с мировым сообществом.

         Как было показано в ходе настоящей работы, в науке как российского международного, так и трудового права до сих пор идут споры о роли и значении, а также месте общепризнанных норм и принципов международного права, международных договоров Российской Федерации в правовой системе РФ.

         Как представляется, данная проблема решаема. Необходимо, для начала уяснить, что между общепризнанными нормами и принципами международного права и нормами, содержащимися в международных договорах Российской Федерации, существует большая разница.

         В первом случае, речь идет о нормах, не выраженных в договорно-обязательственном порядке и не ставшими обязательными для РФ нормах. Их применение в судебной практике, в принципе, возможно, но приоритетного значения по сравнению с нормами внутреннего законодательства они иметь не могут. Их исполнение со стороны России носит добровольный характер (естественно, когда такие нормы не относятся к числу императивных, за неисполнение которых предусмотрена международно-правовая ответственность).

         Иное дело, нормы международных договоров Российской Федерации. Данные нормы являются приоритетными по отношению к внутреннему законодательству России (за исключением норм Конституции РФ) и применяются непосредственно. В случае же возникновения коллизий, действует международный договор РФ.

         Таким образом, рассмотрев основные вопросы темы, можно заключить, что конвенции МОТ (ратифицированные Россией) являются частью той совокупности правовых норм, которая посвящена регулированию трудовых правоотношений в Российской Федерации. Их соблюдение и исполнение является гарантией защиты прав и свобод граждан России в сфере трудовых отношений.











Список использованной литературы и нормативного материала:

1.             Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. – М.: БЕК, 1996.

3. Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда. – Женева: Международное бюро труда, 1996.

4. Регламент Международной конференции труда (Принят 21.11.1919 на 1-ой сессии Генеральной конференции МОТ) (с изм. и доп. 1995 г.) // Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда. – Женева: Международное бюро труда, 1996.

5. Конвенция № 52 Международной организации труда «Относительно ежегодных оплачиваемых отпусков» (Принята в г. Женеве 24.06.1936 на 20-ой сессии Генеральной конференции МОТ) / Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991.

6. Соглашение между Правительством РФ и МОТ о Бюро МОТ в Москве» от 05.09.1997 // Бюллетень международных договоров, № 2, 2004.

7. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. 04.07.2003) «О судебной системе РФ» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.

8. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.08.2004) «О Прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.

9. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757.

10. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

11. Указа Президента РФ от 11.01.1993 № 11 (ред. от 01.12.1995) «О порядке опубликования международных договоров РФ» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 18.01.1993, № 3, ст. 182.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 2003.

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 6. 2004.

14. Решение Верховного Суда РФ № ГКПИ03-475 от 22.05.2003.

15. Решение Верховного Суда РФ №. ГКПИ98-4 от 12.02.1998 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 30.12.1997 No. 1660 «Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 года».

16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // «Российская газета», № 71, 19.04.2002.

17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // «Российская газета», № 93, 17.05.2003.

18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 // «Российская газета», № 109, 27.05.2004.

19. Богатыренко З. С. Международные правовые нормы – составная часть правовой системы РФ // Трудовое право. 1999. № 1.

20. Богатыренко З. С. Трудовые нормы МОТ и их применение в Российской Федерации // Трудовое право. 2003. № 10.

21. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учеб. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2004.

22. Даниленко Г. М. Применение норм международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда РФ // Государство и право. 2000. № 2.

23. Ершов В. В., Ершова Е. А. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право // Трудовое право. 2001. № 1.

24. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1999. № 1.

25. Киселев И. Я. Международно-правовое регулирование труда // Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. – М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2003.

26. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (под. ред. проф. Ю.П. Орловского). - М., 2002.

27. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. К. Н. Гусова. – М., 2004.

29. Судебная практика по гражданским делам. М., 2004.

30. Трудовое право России: Учебник / Под общей редакцией Ю. П. Орловского, А. Ф. Нуртдиновой. – М.: МЦФЭР, 2004.

31. Шевич Н. Наблюдение, контроль или все же прокурорский надзор за выполнением международных договоров? // Законность. 2003. № 1.

 

        

        

Приложение 1. Перечень конвенций Международной организации труда, ратифицированных Российской Федерацией.

Конвенция N 10 "О минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве" (1921);

Конвенция N 11 "О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921);

Конвенция N 13 "Об использовании свинцовых белил в малярном деле" (1921);

Конвенция N 14 "О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях" (1921);

Конвенция N 15 "О минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров во флоте" (1921);

Конвенция N 16 "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" (1921);

Конвенция N 23 "О репатриации моряков" (1926);

Конвенция N 27 "Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах" (1929);

Конвенция N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930);

Конвенция N 32 "О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов" (1932);

Конвенция N 45 "О применении труда женщин на подземных работах в шахтах" (1935);

Конвенция N 47 "О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" (1935);

Конвенция N 52 "О ежегодных оплачиваемых отпусках" (1936);

Конвенция N 58 "О минимальном возрасте допуска детей на работу в море" (1936);

Конвенция N 59 "О минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность" (1937);

Конвенция N 60 "О возрасте приема детей на непромышленные работы" (1937);

Конвенция N 69 "О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" (1946);

Конвенция N 73 "О медицинском освидетельствовании моряков" (1946);

Конвенция N 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" (1946);

Конвенция N 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" (1946);

Конвенция N 79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах" (1946);

Конвенция N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947);

Конвенция N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948);

Конвенция N 90 "О ночном труде подростков в промышленности" (пересмотрена в 1948);

Конвенция N 92 "О помещениях для экипажа на борту судов" (пересмотрена в 1949);

Конвенция N 95 "Об охране заработной платы" (1949);

Конвенция N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949);

Конвенция N 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951);

Конвенция N 103 "Об охране материнства" (1952);

Конвенция N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957);

Конвенция N 106 "О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях" (1957);

Конвенция N 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" (1958);

Конвенция N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958);

Конвенция N 112 "О минимальном возрасте для принятия на работу рыбаков" (1959);

Конвенция N 113 "О медицинском осмотре рыбаков" (1959);

Конвенция N 115 "О защите трудящихся от ионизирующей радиации" (1960);

Конвенция N 119 "О снабжении машин защитными приспособлениями" (1963);

Конвенция N 120 "О гигиене труда в торговле и в учреждениях" (1964);

Конвенция N 122 "О политике в области занятости" (1964);

Конвенция N 123 "О минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках" (1965);

Конвенция N 124 "О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках" (1965);

Конвенция N 126 "О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов" (1966);

Конвенция N 133 "О помещениях для экипажа на борту судов. Дополнительные положения" (1970);

Конвенция N 134 "О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков" (1970);

Конвенция N 139 "О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики" (1974);

Конвенция N 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (1975);

Конвенция N 147 "О минимальных нормах на торговых судах" (1976);

Конвенция N 148 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" (1977);

Конвенция N 149 "О занятости в условиях труда и жизни сестринского персонала" (1977);

Конвенция N 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (1978);

Конвенция N 155 "О безопасности и гигиене труда" (1981);

Конвенция N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983);

Конвенция N 160 "О статистике труда" (1985);

Конвенция N 162 "Об охране труда при использовании асбеста" (1986);

Конвенция N 179 "О найме и трудоустройстве моряков" (1996).

 



[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию «РОССИИ НАДО БЫТЬ СИЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ» // «Российская газета», № 71, 19.04.2002.

[2] Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // «Российская газета», № 93, 17.05.2003.

[3] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 // «Российская газета», № 109, 27.05.2004.

[4] Конвенция № 52 Международной организации труда «Относительно ежегодных оплачиваемых отпусков» (Принята в г. Женеве 24.06.1936 на 20-ой сессии Генеральной конференции МОТ) / Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 399 - 404.

[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

[6] Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757.

[7] Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

[9] Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учеб. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2004, С. 450.

[10] Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. – М.: БЕК, 1996. С. 67 - 87.

[11] Марочкин С. Ю, Действие международного права в правовой системе Российской Федерации. – Тюмень, 1998. С. 45 – 46.

[12] Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право. 1999. № 1. С. 55.

[13] Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.

[14] Даниленко Г. М. Применение норм международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда РФ // Государство и право. 2000. № 2. С. 123.

[15] Ершов В. В., Ершова Е. А. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право // Трудовое право. 2001. № 1. С. 60 – 61.

[16] Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда. – Женева: Международное бюро труда, 1996. С. 5 - 23.

[17] Киселев И. Я. Международно-правовое регулирование труда // Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. – М.: ООО «ТК ВЕЛБИ», 2003. С. 500 – 520.

[18] Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учеб. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2004, С. 457.

[19] Богатыренко З. С. Международные правовые нормы – составная часть правовой системы РФ // Трудовое право. 1999. № 1. С. 10 – 22.

[20] «Регламент Международной конференции труда» (Принят 21.11.1919 на 1-ой сессии Генеральной конференции МОТ) (с изм. и доп. 1995 г.) // Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда. – Женева: Международное бюро труда, 1996. С. 27 - 84.

[21] Трудовое право России: Учебник / Под общей редакцией Ю. П. Орловского, А. Ф. Нуртдиновой. – М.: МЦФЭР, 2004. С. 795.

[22] «Регламент Международной конференции труда» (Принят 21.11.1919 на 1-ой сессии Генеральной конференции МОТ) (с изм. и доп. 1995 г.) // Устав Международной организация труда и Регламент Международной конференции труда. – Женева: Международное бюро труда, 1996. С. 27 - 84.

[23] Бюллетень международных договоров, № 2, 2004.

[24] Собрание актов Президента и Правительства РФ, 18.01.1993, № 3, ст. 182.

[25] Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.08.2004) «О Прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.

[26] Шевич Н. Наблюдение, контроль или все же прокурорский надзор за выполнением международных договоров? // Законность. 2003. № 1. С. 54.

[27] Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 2003.

[28] Бюллетень Верховного Суда РФ. № 6. 2004.

[29] РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № ГКПИ03-475 от 22.05.2003.

[30] РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ №. ГКПИ98-4 от 12.02.1998 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 30.12.1997 No. 1660 «Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 года».

[31] Судебная практика по гражданским делам. М., 1997. С. 163.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!