Расходы на внешний туризм

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,39 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расходы на внешний туризм

Расходы на внешний туризм в долларах

План

Введение   2

Глава 1. Развитие туризма в России   5

Глава 2. Современный международный туризм и концепция развития российского туризма   9

2.1. Современные статистические источники по международному туризму  9

1.3. Концепция развития туризма в Российской Федерации  18

Глава 3. Современное состояние туристического рынка в России   23

Заключение   27

Список использованной литературы    30

Введение

Ещё лет 15-20 назад пределом мечтаний советского человека, если он, конечно, не имел отношения к секретам, не носил явно или скрытно погоны, была любая заграница. Ну, хоть Болгария. А фраза: «Мне в Париж по делу» была одновременно и издевкой, и горьким сожалением. До конца жизни никому, за исключением ничтожной кучки партийных, дипломатических бонз, а также политически благонадежных советских писателей, такая возможность не светила.

Железный занавес был слегка приоткрыт с началом перестройки. Стало возможным поехать за границу по частным приглашениям опять-таки немногим счастливчикам, необремененным секретами и имеющим закордонных знакомых.

А что оставалось делать тем, кто, увы, не относился к счастливчикам? Только внутренний туризм, путешествия по стране. Например, махнуть по профсоюзной путевке во Львов, совершить тур по республикам Советской Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. Или проехаться по водному, пешему, автомобильному так называемому всесоюзному или местному маршруту и получить значок с гордой надписью «Турист СССР».

Очень модным в столичных интеллигентских кругах и примыкающих к ним было отдыхать на советских горнолыжных курортах. Для людей посвященных музыкой звучали слова Чегет, Азау, Иткол, Терскол - в Приэльбрусье или Домбай, Теберд в Карачаево-Черкессии.

Вся эта на первый взгляд идиллия рухнула сразу, в одночасье, как только полностью открылись границы и с политических карт исчез сам СССР. Что же произошло? Почему моментально миллионы людей перестали бороздить по родным просторам и стали выезжать исключительно за рубеж? Объяснений здесь несколько. Во-первых, когда долго держат на привязи и потом ее отпускают, то инстинктивно хочется уйти в сторону. Во-вторых, традиционное, за вычетом деталей местного колорита, советское однообразие и единообразие: в оформлении гостиниц, ресторанов, общественных и жилых зданий, в образе жизни в конце концов. В-третьих, скудность товаров на прилавках магазинов.

Сегодня налицо тенденция колоссального скачка внешнего туризма и почти полного забвения туризма внутреннего.

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 процентов мирового валового национального дохода.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 процентов общего объема мирового экспорта и 30-35 процентов мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 процентов мирового валового национального продукта.

За счет туризма живут как небольшие страны, так и крупные развитые государства (США, Франция, Испания и др.). Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста дохода в других отраслях экономики. По данным Всемирной туристской организации (далее - ВТО), за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9 процента при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5 процента. В отдельных развивающихся странах рост доходности туризма составляет до 1000 процентов (Португалия).

Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (транспорт, связь, торговля и др.), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну государства. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

В данной работе будет рассмотрен выездной туризм в Российской Федерации, динамика его расходов.

Глава 1. Развитие туризма в России

Развитие туристической отрасли в России (табл. 1.1.) имело некоторые существенные отличия от ее развития за рубежом.

До 1917 развитие туризма в нашей стране происходило примерно так же, как и на Западе. Еще в 18 в. стало модным посылать молодых аристократов в ознакомительную поездку по Европе, это рассматривалось как желательный элемент их воспитания. Сам будущий император Павел I, будучи наследником престола, совершил поездку по ряду европейских стран под именем «графа Северного». К началу 20 в. состав путешествующих несколько демократизировался, но по прежнему выезжать на отдых за рубеж (и вообще переезжать куда-либо ради временного отдыха) могла в основном лишь «богатая публика».

В советское время туристическая индустрия оказалась постепенно практически полностью национализированной. Поскольку произошло огосударствление труда, то государство присвоило себе право «одаривать» правом на полноценный отдых не всех, имеющих деньги на приобретение путевки, а лишь тех, кто «заслужил» это. В результате стоимость поездок в различные государственные дома отдыха и пансионаты была, как правило, невысокой: цена профсоюзной путевки составляла примерно 1/10 цены, по которой аналогичную путевку могли приобрести туристы-иностранцы. Однако распределением дефицитных путевок занимались государственные и профсоюзные органы, в результате чего путевки стали, по существу, особой формой премирования. Таким образом, если на Западе социальный туризм был дополнением к коммерческому, то в СССР он стал главной формой развития туристической индустрии.

Таблица 1.1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

Период

Название

Характеристика

Развитие туристических организаций

До 1890-х

Просветительский

Путешествия связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Поездки совершали для расширения кругозора и знакомства с достижениями разных народов, а также для лечения и оздоровления.

Отсутствуют

1890–1917

Предпринимательский

Познавательно-экскурсионная направленность. Становление и развитие разных видов спортивного туризма.

Образовались Русский туринг-клуб (Петербург, 1895), Русское горное общество (Москва, 1901).

1917–1930

Туристско-экскурсионный

Формирование рынка туристических услуг и туристической инфраструктуры. Появление туристических бюро и обществ с целью активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы России.

В 1920 появилось Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, в 1925 – Государственное АО «Советский турист», в 1929 – ВАО «Интурист»

1930–1990

Административно-нормативный

Создание материальной базы для рекреационного туризма, лимитирование выездного туризма. С 1970-х туристско-экскурсионное дело прочно вошло в быт советских людей. Характерной чертой советского туризма является жесткое нормирование и планирование.

В 1958 создано Международное молодежное бюро «Спутник».

С 1990

Переходный

Переход от административного распределения к коммерческой торговле. Невостребованность и разрушение старой материальной базы. Рост внешнего (выездного) туризма при сокращении внутреннего.

На рынке РФ работает около 8 тыс. фирм, 6 тыс. из которых имеют лицензии на международную туристскую деятельность


Выезд за границу «дозировался» особенно строго, зато широкое развитие получил туризм внутри границ СССР. Главными здравницами страны стали черноморское побережье Крыма и Кавказа, куда постепенно многие стали ездить отдыхать не только по государственным путевкам, но и самостоятельно, «дикарями».

В последние годы существования СССР, когда отпали ограничения на выезд за границу, все туристские организации (и государственные, и вновь возникшие коммерческие) переживали расцвет – ежегодный прирост их деятельности достигал 15%. Однако в 1990-е темп развития этой отрасли замедлился в связи, прежде всего, с резким падением доходов многих россиян в сравнении с советскими временами.

В постсоветской России туристический бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд за границу. Внутрироссийский туризм резко сократился из-за потери курортов Крыма и Кавказа, высоких цен на транспорт и приватизации значительной части материальной базы старых домов отдыха. Участники прений о возрождении социального туризма отмечают, что сейчас выгоднее без особых забот продать две индивидуальных путевки на Кипр или в Турцию, чем с массой хлопот и с заметно меньшей прибылью организовать одну автобусную экскурсию школьников в Подмосковье. Поэтому подавляющее большинство действующих в России туристических фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в нашу страну. Этот резкий дисбаланс между развитым внешним и неразвитым внутренним туризмом коренным образом отличается от международных тенденций: в целом в мире внутренний туризм составляет более 80% всех туристских потоков, а расходы на внутренний туризм превышают расходы на международный туризм примерно в 10 раз.

Россия имеет колоссальный туристический потенциал, но занимает скромное место на рынке туристических услуг. В 2003 г. на нее приходилось менее 1% мирового туристического потока.

В условиях, с одной стороны, полной открытости национального туристского рынка перед мировым рынком туристских услуг и, с другой стороны, сохранением заметных различий между ценами на потребительские товары в России и за рубежом, российский туристский рынок стал не столько элементом индустрии досуга, сколько «челночной» формой международной торговли и средством перекачки валютных доходов за границу. Поскольку туристические поездки из России за рубеж многократно превосходят туристические поездки иностранцев в Россию, то современная отечественная экономика туризма выступает как одна из форм миграции капитала из России за рубеж.

Глава 2. Современный международный туризм и концепция развития российского туризма

2.1. Современные статистические источники по международному туризму

Проблема толкования термина «турист» или «международный турист» занимает внимание экспертов международных организаций и в настоящее время. Обсуждался данный вопрос и на одной из последних конференций - Межпарламентской конференции по туризму в Гааге (1989 г.), где было внесено предложение считать туристом путешественника, находящегося в стране пребывания менее 3 месяцев (ранее до года). Международная конференция по статистике туризма, проходившая в июне 1991 г. в Оттаве, дала определение понятия «внутренний турист».

Международные организации по туризму, а также большинство стран мира используют терминологию, разработанную Римской конференцией ООН в 1963 г., которая рекомендовала следующие определения понятий «посетитель», «турист» и «экскурсант». «Посетитель» означает либо лицо, которое отправляется в страну, не являющуюся местом его постоянного проживания, по любому поводу, но не с целью выполнения работы в какой-либо должности, оплачиваемой в посещаемой стране. Конференция установила две категории посетителей по продолжительности пребывания - когда пребывание достигает или превышает 24 часа и когда оно менее 24 часов. Для обозначения данных категорий посетителей были использованы соответственно термины «турист» и «экскурсант».

По классификации Всемирной Туристской Организации (ВТО) в статистику туризма на сегодняшний день включаются следующие категории посетителей:

а) лица, осуществляющие поездку развлекательного характера или путешествующие по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья;

б) лица, отправляющиеся на совещания или в командировки, какого бы рода они ни были (научные, спортивные, административные, дипломатические, религиозные). Сюда относятся служащие международных организаций, направляющиеся в какую-либо страну в командировку ограниченной продолжительности, не превышающие, как правило, один год;

в) лица, совершающие деловые поездки (служащие коммерческих или промышленных предприятий, направляющиеся в какую-либо страну для установки оборудования, и т.д.);

г) студенты и молодежь, проживающие за границей в интернатах или школах, а также перемещающиеся в период каникул и выполняющие временную работу;

д) пассажиры-участники морских круизов, причем даже в том случае, когда продолжительность их пребывания может быть более или менее 24 часов (последние могут учитываться как отдельная группа);

е) транзитные пассажиры, пересекающие страну, продолжительность пребывания которых не ограничивается;

ж) члены экипажей иностранных кораблей и самолетов, находящихся на ремонте или делающих остановку в какой-либо стране;

з) артисты, находящиеся на гастролях в какой-либо стране.

Однако несмотря на то, что на международном уровне проблема определения понятий «турист», «экскурсант», «посетитель», а следовательно, и сбор статистических данных достаточно полно разработаны, вопрос весьма далек от окончательного решения. В силу различных причин исследователи и специалисты в области туризма продолжают выдвигать собственные точки зрения. Некоторые государства применяют также национальные системы подсчета туристов, основанные на ином, отличном от международного, определении термина «турист». В обзор «80 исследований по туризму и путешествиям» исследователь Фрехтлинг выделил сорок три различных определения понятий «путешественник», «турист», «посетитель». В основном различия были обусловлены подходом к четырем факторам: цели поездки, виду используемого транспорта, продолжительности пребывания и дальности поездки.

Статистика международного туризма различает два вида показателей «прибытия»: «прибытия на границу» и «прибытия в средства размещения». Большая часть стран (Австрия, Италия, Португалия, Германия и другие) публикуют оба показателя, а ряд стран (США, Канада, Великобритания, Греция, Япония и другие) - только «прибытия на границу». Показатель «прибытия в средства размещения», в свою очередь, подразделяется на «прибытия во все средства размещения», «прибытия в средства размещения гостиничного типа» (отели, мотели, пансионаты, придорожные гостиницы и другие) и «прибытия в дополнительные средства размещения» (молодежные общежития, кемпинги, туристские поселки, частные дома и квартиры, санатории и лечебные заведения и другие). Однако и здесь у различных стран нет единого подхода к содержанию показателей. Например, в рубрику «отели» статистика Бельгии включает мотели, пансионаты и придорожные гостиницы, Финляндии, Швеции и Ирландии - мотели, Греции - бунгало, Швейцарии - пансионаты; а в рубрику «пансионаты» в Финляндии и Ирландии входят придорожные гостиницы. Аналогичная картина наблюдается и в отношении показателей по дополнительным средствам размещения.

Показатели «прибытия» характеризуют лишь общую картину объемов туристского обмена, поскольку они не делают никаких различий между, скажем, приездом группы туристов на 3 дня и приездом той же группы на 3 недели или 3 месяца. Для более полного анализа состояния туристских потоков в дополнение к вышеназванным используется показатель «ночевки», который также подразделяется на «ночевки во всех средствах размещения», «ночевки в средствах размещения гостиничного типа и ночевки в дополнительных средствах размещения». С показателем «ночевки» тесно связан часто публикуемый и широко используемый в исследованиях показатель «средняя продолжительность пребывания туристов». Практически все страны измеряют продолжительность пребывания в ночевках, за исключением некоторых стран, в число которых входит Греция, измеряющих этот показатель в днях.

Экономико-статистический анализ туристской отрасли оперирует такими важнейшими показателями, как «поступления от иностранного туризма» и «расходы на зарубежные поездки». Поступления и расходы, связанные с международным туризмом, в соответствии с рекомендациями Международного Валютного Фонда включаются в платежный баланс по статье «Туризм».

Эти расходы учитывают суммы, потраченные на приобретение товаров и услуг, включая расходы на внутренний проезд. Суммы, полученные местными перевозчиками за «неместную» перевозку, и расходы, произведенные в данной стране членами иностранных экипажей различных видов транспорта, так же как и расходы членов экипажей данной страны за рубежом, относятся к статье «другие виды транспорта». Об экономическом значении международного туризма свидетельствуют показатели «доля поступлений от иностранного туризма в ВНП», «доля поступлений от иностранного туризма в экспорте товаров и услуг», «доля расходов на зарубежные поездки в импорте товаров и услуг», а также «доля расходов на зарубежные поездки в общих расходах на личное потребление».

Каждое государство собирает, обрабатывает и представляет статистические данные по туризму, используя в силу ряда причин собственные методы. Хотя ВТО осуществляет техническое руководство сбором статистических данных с целью обеспечения точности и сопоставимости получаемых показателей, названная организация остается зависимой от соответствующих национальных туристских структур, иммиграционных или статистических служб по сущности и качеству этих показателей. В результате тип информации и ее достоверность варьируются от страны к стране, поэтому публикуемые в различных источниках данные требуют тщательного отбора и анализа, особенно в случае сопоставления показателей ряда стран. В целях лучшего представления о серьезности проблемы обеспечения точности и сопоставимости статистических данных в области туризма необходимо рассматривать методы подсчета всех посетителей, прибывающих в страну или выезжающих из нее, которые используются в разных странах.

Первым и наиболее простым методом является подсчет посетителей в момент прибытия на границу на всех пограничных пунктах, используя стандартизированную международную карту прибытия-отъезда.

Однако в карте нет сведений о цели поездки, характере группы, с которой турист путешествует (семья или туристская группа), а также целого ряда необходимых показателей. Рассматриваемый метод может считаться приемлемым, если большинство прибытий осуществляется по воздуху через ограниченное число аэропортов, где уровень контроля, как правило, очень высок. Сложности возникают при применении данного метода при значительном объеме прибывающих из-за рубежа транспортных средств через большое число пропускных пунктов. Такое положение характерно для большинства европейских государств, которые в настоящее время осуществляют лишь символический контроль на границе.

Другой метод сбора статистических данных базируется на официальных отчетах средств размещения. Следует учитывать, что здесь также возникает ряд проблем, связанных с тем, что информация может иметь ограниченный характер, поскольку редко охватывает все средства размещения, используемые туристами. Обычно не регистрируются посетители, арендовавшие квартиры у частных владельцев (на некоторых курортах такой вид размещения более распространен, чем отели), и совсем из статистического учета при данном методе выпадают те, кто не остановился в каком-либо объекте коммерческого размещения (например, у друзей или родственников). Во Франции регистрация постояльцев небольшими гостиницами является, скорее, исключением, чем правилом. Однако самая большая проблема заключается в том, что даже официальная гостиничная регистрация не всегда является достоверной. Владельцы средств размещения не заинтересованы в соблюдении точности регистрации (особенно это относится к малым отелям и к неофициальным средствам размещения), поскольку данный вопрос связан с некоторыми формами налогообложения. Германия, использующая данный метод, имеет тенденцию к весьма значительной недооценке численности иностранных посетителей. При названном методе возможна и неоднократная запись одних и тех же туристов, путешествующих по стране, что может существенно увеличить их реальную численность.

Следующим методом сбора первичной информации является опрос, который может проводиться в пункте прибытия, в гостинице или пункте отъезда. Идеальной статистической процедурой было бы проведение опроса на основе одной и той же выборки, однако осуществление данного метода на практике связано с административными трудностями. Вышеуказанный метод хорошо подходит для использования в аэропортах, но уже при небольшом объеме сухопутных прибытий на границу возникают определенные сложности. И хотя метод личного опроса влечет за собой большие затраты, связанные с необходимостью содержания значительного штата опрашивающих, он занимает одно из ведущих мест как метод сбора первичной информации. Именно при помощи опроса можно получить такую разнообразную и качественную информацию, которая вряд ли возможна при работе с картами прибытия/отъезда или гостиничной регистрации. Страны, использующие данный метод (в том числе Великобритания), обычно основывают на его результатах и данные о доходах от туристской отрасли, поскольку значительная часть опроса посвящена распределению расходов опрашиваемых в процессе потребления туристских услуг.

Методом, используемым большинством западноевропейских стран, является метод почтового опроса всего населения страны, включая тех, кто путешествует только в пределах данного государства или не путешествует вообще. Большинство проводимых опросов затрагивает лишь отпускной период и поездки с четырьмя и более ночевками вне места постоянного проживания. Некоторые страны (например, Нидерланды) учитывают короткие поездки отдельно, однако опрашиваемым нередко бывает сложно вспомнить поездки с одной-двумя ночевками по истечении определенного периода времени, особенно если они имеют регулярный характер (например, поездки из Южной Германии в Австрию во время зимнего спортивного сезона). Для получения точных данных относительно состояния туризма в конкретном регионе требуется анализ ответов как можно большего числа опрашиваемых лиц, что само по себе является дорогостоящим мероприятием. Кроме того, только меньшинство респондентов отвечает на вопросы, и в результате эта совокупность представляет собой самостоятельно образовавшуюся выборку, состоящую в основном из особо заинтересованных лиц, а также пенсионеров и неработающих.

Что касается поступлений от международного туризма и расходов на поездки за границу с целью составления платежных балансов, то Международным Валютным Фондом выработаны довольно четкие рекомендации по сбору, обработке и представлению данных; однако вышеуказанные рекомендации нередко далеки от реального процесса сбора сведений. Безусловно, это не означает какой-либо ошибочной информации, наоборот, общая сумма доходов от туризма точно соответствует сумме расходов на данную отрасль. В целом следует отметить, что суммарные данные для каждой принимающей или направляющей страны выглядят гораздо более достоверными, чем отдельно по каждой статье. Ряд стран, недавно пересмотревших свои методы составления статистической отчетности в соответствии с рекомендациями МВФ, пришли к совершенно другим цифрам чем те, которые представлялись ими ранее.

В странах, где существует жесткий контроль за обменом валюты, центральные банки располагают данными по объему продажи и покупки иностранной валюты для туристских потребностей. Однако на практике возможна утечка валютных средств по каналам «черного рынка» или посредством оплаты туристских услуг на счета иностранных банков. Ряд европейских стран, в том числе Германия и Франция, хотя и не ведут жесткий учет обмена валюты, в основном полагаются на официальные отчеты банков.

Вероятно, наиболее надежный, хотя и очень дорогостоящий способ сбора данных основывается на регулярной программе выборочных личных опросов отъезжающих иностранных граждан и возвращающихся из поездок соотечественников (используется в Великобритании). Однако большинство стран не имеют регулярных программ личных опросов, а проводят время от времени почтовые опросы. В подобных случаях для подсчета данных о поступлениях от туризма и расходах на поездки используются изменения числа прибытий и выездов, имевших место в период между проведением опросов, и с учетом инфляционных процессов рассчитываются нужные показатели. Однако поскольку такие опросы проводятся обычно с интервалом в пять или десять лет, реальные цифры могут существенно отличаться от расчетных.

Все статистические исследования в области туризма основываются на построении выборочной совокупности. Специалисты исходят из того, что согласно законам теории вероятности можно получить довольно точные данные о целом по его относительно малой части. Таким образом, любые данные по туризму предполагают использование некоторых форм выборок, однако лишь отдельные организации, собирающие и публикующие статистические данные, предоставляют информацию о потенциальных ошибках. Тем более очевидно, что на точность исследований серьезно влияет неадекватность производимых выборок. Особенно это касается опрошенных для выяснения, выезжали ли они за границу с целью отдыха, которая составляет основную причину всего выездного туризма большинства европейских государств. Как правило, из всего взрослого населения охватываются 5-10 тыс. человек, что означает невозможность точного определения численности туристского потока даже в крупные принимающие страны, но тем не менее проясняет тенденции за длительный период времени.

Хотя вышесказанное относится только к теоретической статистической точности, на практике при сборе статистических данных также не исключены технические погрешности. Например, при отборе каждой пятой или каждой десятой карточки персонал может откладывать в сторону слишком сложные для прочтения документы. Или опрашиваемые могут не слишком корректно производить выборку, подходя к тем, кто им покажется более готовым к диалогу. Не исключен вариант, когда на пограничных пунктах служащие, сталкиваясь с мощным транспортным потоком, отказываются от попыток записи прибытий и указывают их число весьма приблизительно. Как уже было ранее отмечено, нередки преуменьшения численности ночевок или вовсе отсутствие их регистрации в гостиницах, пансионатах, кемпингах и т.д. Такие технические погрешности могут оказаться основной причиной неточности статистики международного туризма.

В результате вышеизложенного может сложиться впечатление, что статистика международного туризма настолько полна недостатков, что это делает бессмысленным ее использование, и все же ситуация не столь плачевна. Так, среди европейских стран статистика как въездного, так и выездного туризма представляется удовлетворительной в Великобритании; вполне приемлемыми данными по «прибытиям на границу» располагают Греция, Португалия и Испания. Наибольшую проблему представляет сбор данных по въезду и выезду в таких центральноевропейских странах, как Франция, Германия, Италия и Нидерланды, где не существует адекватной системы учета туристских потоков для обоих направлений. Прибытия во все средства размещения и ночевки в большинстве государств имеют тенденцию к преуменьшению. Данные по поступлениям от международного туризма и расходам на зарубежные поездки находятся в лучшем положении и являются более точными.

Следует отметить, что целесообразнее полагаться не на отдельные показатели, а, используя полный комплект данных (прибытия, ночевки, расходы, поступления и т.д.), составить общую картину состояния туристского обмена между двумя странами, в частности, интересующего потока в обоих направлениях. Противоречивые факты выявятся тогда достаточно ясно, и более вероятно, что статистические данные в туристской отрасли скорее преуменьшают, чем преувеличивают реальную картину (значительно большее количество туристских потоков «теряются», чем учитываются дважды). Поэтому в случае противоречивости двух источников касательно объема конкретного потока из страны в страну обычно ближе к истине большие цифры.

1.3. Концепция развития туризма в Российской Федерации

В соответствии со ст.1 Федерального закона Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туризмом понимается: «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) на долю туризма в 2003 г. приходилось 10,8 % мирового валового продукта, до 30% торговли услугами и 9,4 % мировых капиталовложений. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8% от общих показателей занятости в мире.

В соответствии с данными ВТО и Международного Валютного Фонда (МВФ), с 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долл. США или 7,9 % от 6,738 трлн. долл. США), обогнав автомобильную промышленность (7,8%), производство химических продуктов (7,5%), продуктов питания (6,6 %), производство компьютеров и офисного оборудования (5,9%) и топлива (5,1%). Средние темпы роста объемов туризма составили в 1950-1999 гг. 7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО в ближайшие десятилетия темпы роста объемов туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 г. - с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок. Еще более значительно – в 4,2 раза, – должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долл. США.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1 % мирового туристского потока.

По оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями не соответствует ее туристскому потенциалу, составляя 6,8 млн. чел.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, в настоящее время являются:

образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Российскую Федерацию; неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта; отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру; практическое отсутствие до 2002 г. государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом; невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.

Большинство государств, осознавая важность развития туристской индустрии для своих стран, ежегодно выделяют значительные бюджетные средства, затрачиваемые национальными туристскими администрациями на продвижение туристского продукта - разработку маркетинговых стратегий, рекламу туристских возможностей страны, инвестирование в развитие туристской инфраструктуры и др.

Так, например, несмотря на лидирующие мировые позиции в развитии туризма, бюджет, выделяемый Францией и Испанией на туризм, составляет, соответственно, 58 и 147 млн. долл. США, Израиля – 203 млн. долл. США, Китая – 68 млн. долл. США. При этом доля расходов на рекламу в бюджетах туристских администраций составляет от 48.7% в Испании до 99% во Франции.

В условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов, ориентированное на рынок труда и требования социально-экономического развития страны.

Решение задач эффективного развития туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая значительный мультипликативный эффект туризма, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

Существующее же положение говорит об обратном. В настоящее время выездной туризм в России развит намного лучше, чем внутренний и въездной. На то есть масса причин, среди которых можно выделить следующие:

по соотношению цена/качество многие российские места отдыха заметно проигрывают недорогим зарубежным турам (Турция, Египет) – при одних и тех же затратах в этих зарубежных странах можно получить на порядок больше удовольствия от отдыха и в разы меньше хамства от обслуживающего персонала;

агрессивная туристская политика принимающих стран, впрочем, непосредственно для туристов она выглядит наоборот – весьма привлекательной – к примеру, в разгар сезона билет на Самолет из Москвы в Италию стоит дешевле, чем в Сочи – это весьма выгодно зарубежным государствам, так как балансируя на минимальной марже в стоимости авиаперелета, государство тем самым привлекает к себе множество иностранных туристов – а ведь каждый турист в среднем приносит доход в национальную экономику примерно 1500-1800 долларов США за неделю пребывания;

низкая информированность потребителя о российских турах – в той же России есть десятки тысяч мест, которые на порядок интереснее турецких, египетских или испанских мест посещения, но благодаря эффективной работе иностранных туристических ведомств, наши турфирмы обладают огромным количеством рекламного материала о зарубежных местах отдыха, в то же время, российские места посещения туристов не получили достаточного освещения, многие до сих пор передаются из уст в уста, во всяком случае, получить доступ к такого рода информации невероятно сложно.

Всё это обусловливает тот факт, что выездной туризм намного популярнее, чем внутренний. Конечно, учитывая отвратительную работу статистического ведомства, невозможно сказать, на сколько конкретно различаются показатели внутреннего и внешнего туризма. Логично было бы предположить, что из-за невысокого благосостояния российских граждан, выездной туризм пока что в количественном отношении не превышает внутреннего, однако внутренний туризм в последнее время растет гораздо меньшими темпами и качественно ухудшается.

Что должно повлиять на радикальное изменение ситуации? Естественно, однозначно сказать нельзя и упрекнуть кого-то конкретно – было бы глупостью. Есть десятки причин, по которым ситуация сложилась именно таким способом. Вероятно, медленно, но верно ситуация изменится. Государственной поддержки в этом вопросе ждать не приходится, хотя со всех высоких трибун звучат красивые слова и цифры. Но в нашей стране издревле повелось, что всё делается не благодаря, а вопреки, потому будем надеяться на лучшее.

Глава 3. Современное состояние туристического рынка в России

Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов.

Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия, которые описывают определённый образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и др.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

Российский туризм имеет свою историю развития. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил 5,23%. В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.

С другой стороны, практически в несколько раз больше в России выездных туристов.

Статистика выезда за рубеж наших сограждан выглядит следующим образом:

Таблица 2.1. Выезд за рубеж граждан РФ в 1999-2004 гг.

1999

2000

2001

2002

2003

2004

9869

10260

11182

12635

14631

18371


Российские граждане совершили 18,4 млн. поездок за рубеж в 2004 г. (на 45,4 % больше, чем в 2003 году).

Данную зависимость можно показать графически:

Рис. 2.1. Динамика выезда за рубеж российских граждан

По мере роста благосостояния наших граждан росли и расходы на выездной туризм.

На рисунке 2.2. представлена диаграмма роста затрат на внешний туризм за последние шесть лет:

Рис. 2.2. Динамика роста расходов на внешний туризм

Заключение

Средства массовой информации наполнены сообщениями о турах в зарубежные страны. Как хорошо отдохнуть в Баден-Бадене или Куршавеле, на Мальорке или Сейшельских островах, побродить по улочкам Праги, подняться на Эйфелеву башню, искупаться в Мертвом море, увидеть озера Каринтии, замки на Луаре, национальные парки Африки и норвежские фьорды! А можно съездить в Анталью, Хургаду или на Кипр. Мы знаем, что американские пенсионеры путешествуют по всему миру, встречаем дисциплинированных японских туристов на улицах европейских городов, слышим иностранную речь в центре Москвы. Почему-то вспоминается шутливая реклама из недавнего прошлого: «Посетите СССР, пока СССР не посетил Вас!». Такой образ мирового туризма складывается в сознании обывателя. Да и в специальной литературе повествование о мировой туристической индустрии нередко сводится к рассказу именно о международном туризме.

Действительно, наряду с нефтью и автомобилями, туризм является одной из важнейших отраслей мировой торговли, определяющих специализацию многих стран мира в международном географическом разделении труда. Международный туризм, измеряемый по количеству прибытий из-за рубежа, с 1950 г. по 2004 г. вырос в 26 раз. На его долю сегодня приходится 25–30% международной торговли услугами и 6% всей международной торговли. Однако с точки зрения «экспортности», то есть интенсивности участия в международном географическом разделении труда, туристическая индустрия составляет разительный контраст с той же автомобильной или нефтедобывающей промышленностью. Если на экспорт поступает 40% производимых в мире автомобилей и около половины добываемой нефти, то у международного туризма есть колоссальный противовес – внутренний туризм, то есть не связанный с выездом в зарубежные страны, на который приходится 80–90% всех туристических поездок, а расходы на внутренний туризм примерно на порядок превышают затраты на международный туризм. Так, например, в 2004 году доходы от мирового туризма в целом составили до 3,8 трлн долл., в том числе от международного туризма – 442 млрд долл., то есть примерно 12%. Таким образом, мировая туристическая индустрия, при всей ее кажущейся интернациональности, ориентирована прежде всего на «внутреннее потребление».

Однако Россия и здесь показала себя особенной страной – расходы на внутренний и внешний туризм сопоставимы и у нас. За 2004 год нашими туристами было потрачено более 25 миллиардов долларов на выездной туризм (для сравнения – бюджет Сейшельских островов – одного из самого дорогого массового места отдыха – составляет 120 млн. долларов в год, таким образом, нашими туристами было оплачено более 200(!) подобных бюджетов). Этому есть объяснение – обычно отдыхают за рубежом люди с доходом выше среднего, и их затраты в разы превышают затраты людей с низкими доходами, путешествующими в родной стране, поэтому в количественном соотношении внутренний туризм, конечно, всё ещё в нашей стране более многочислен, но в экономическом отношении – беднее.

На мой взгляд, не стоит пугаться таких цифр, необходимо не снижать показатели выездного туризма, а повышать показатели внутреннего и въездного туризма.

На сегодняшний день въездной туризм в нашей стране развит крайне плохо, на то есть масса причин – и отсталая инфраструктура, и бездействие (а зачастую противодействие (!)) властей – получить визу в Россию на порядок сложнее, чем, к примеру, в Италию или Турцию. Если же въездной туризм будет развиваться серьёзными темпами, исчезнет такой огромный дисбаланс в вывозе и притоке туристических денег – ситуация будет более приемлемой для нашей экономики.

Что касается выбора наших туристов о месте пребывания, то глупо было бы надеяться, что затрачивая одни и те же деньги, среднестатистический москвич предпочтет отелю с 4-мя звездами в Турции гостиницу «Прибой» в Анапе (где вода выдаётся по часам, кондиционера нет как такового, пляж грязный, питание неудовлетворительное, условия в номере не дотягивают и до 2-х звезд и т.д.). А трехзвездные отели на побережье Краснодарского края, к примеру, имеют такие же тарифы, как четырёх-пятизвездные на лучших курортах зарубежья, а бывает, что и выше. В таких условиях, естественно, многие предпочтут без проблем отдохнуть за рубежом, чем столкнуться с нашей суровой действительностью, больше напоминающей экстрим-отдых. Для привлечения к внутреннему туризму с целью оттока от выездного требуется существенное улучшение условий пребывания внутри страны, удешевление услуг, улучшение качества обслуживания и совершенствование инфрастуктуры.

Список использованной литературы

1. Айгистова О.В., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И. Введение в бизнес туроперейтинга. Учебно-методическое пособие. - М.: РМАТ, 2003. - 104 с.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 464с.

3. Биржаков М.В. Введение в туризм. - М., СПб.: Нев. Фонд, Олбис, ТД «Герда», 2005. -321с.

4. Гаранин Н.И. и др. Информационные технологии в туризме: Справочно-методическое пособие / Гаранин Н.И., Забаев Ю.В., Сеселкин А.И.; РМАТ. - М.: РМАТ, 1999.-116с.

5. Гостиничный и туристический бизнес. Под ред. Проф. Чудновского А.Д. - М., Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2003. - 325 с.

6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие. - М.: НО-ЛИДЖ, 2002.-312 с.

7. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2004. - 192 с.

8. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 200 с.

9. Ильина Е.Н. Основы туристической деятельности: Учебник для учащихся туристических лицеев и колледжей - М.: Российский международный институт туризма, 2003.- 240 с.

10. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок: Теория и практика маркетинга: Учебное пособие для вузов. - М.: НОУ, Луч, 2002. - 136 с.

11. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. - Минск: ВГЭУ, 1999.-644 с.

12. Квартальное В.А. Иностранный туризм / РМАТ. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 312с.

Похожие работы на - Расходы на внешний туризм

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!