Развитие интеграционных процессов

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    42,25 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие интеграционных процессов

Развитие интеграционных процессов в зернопродуктовом подкомплексе

 

Оглавление.

 

Введение.......................................................................................................... 2

1. Необходимость интеграции в зернопродуктовом подкомплексе............. 5

1.1. Понятие интеграции................................................................................. 5

1.2. Современное состояние интеграционных процессов в АПК................. 8

1.3. Финансовые аспекты интеграции: внутренние и внешние рынки капитала, защита прав инвесторов............................................................................................ 11

1.4. Продовольственная безопасность и интеграция................................... 16

2. Особенности интеграционных процессов в зернопродуктовом подкомплексе. 19

2.1. Характеристика зернопродуктового подкомплекса............................. 19

2.2. Оценка интеграционных процессов в зернопродуктовом подкомплексе.       24

Заключение.................................................................................................... 32

Список литературы....................................................................................... 34

 

Введение.

 

Актуальность темы.

Сельское хозяйство, являясь важным сектором экономики, в тоже время всегда оставалось ее “слабым звеном”. Одним из механизмов, с помощью которого можно повлиять на сложившуюся ситуацию, является интеграция компаний работающих на данный сектор. Для агропромышленного комплекса применима схема специализации компаний внутри холдинговой структуры по видам деятельности, которая используется и в других областях народного хозяйства.

На сегодняшний день в агропромышленном комплексе сложилась следующая ситуация: производители выполняют только ту часть функций, которая связана с выращиванием сырья и его  переработкой. Взаимодействие с рынком, государством, кредитором они считают слишком обременительным занятием. Производители настаивают на изменении системы кредитования, чтобы им стало проще взаимодействовать с инвесторами. В свою очередь, у инвесторов нет интереса двигаться в сторону производителя. Этот пробел могут заполнить компании, в составе холдингов, которые предназначены для решения задач взаимодействия с внешней средой.

Другая проблема, которая может быть решена за счет образования холдинговых структур, - это преодоление узкой специализации предприятий, работающих в агропромышленном комплексе.

Узкоспециализированным предприятиям, которые реализуют недостаточно глубокую переработку, не легко добиться необходимого финансового эффекта. Это обусловлено тем, что при взаимодействии с другими технологическими переделами возникают достаточно большие затраты на незавершенных циклах переработки и получения конечного товарного продукта.

В холдинге, когда продукция переходит с технологического передела на технологический передел, она принадлежит коммерческой структуре и не меняет своего собственника. Прибыль возникает только на конечном этапе, поэтому перестают платиться двойные налоги. А в связи с этим у холдинга существует возможность иметь в обороте значительно больше денежных средств на развитие, на увеличение объемов производства и т.д.

Именно поэтому коммерческие структуры объединяются с целью построить максимально длинную цепочку технологических переделов для того, чтобы осуществлять глубокую переработку, тем самым получать высокоэффективный с точки зрения нормы прибыли конечный продукт[1].

Вертикальная межхозяйственная кооперация (интеграция) призвана помочь сельскохозяйственным предприятиям освободиться от посредников, самим перерабатывать продукцию и реализовать её через сферу торговли на взаимовыгодных условиях. Агропромышленная интеграция проявляется в следующих основных формах:

·   создание многопрофильных объединений, членами которых выступает большинство сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК района. Все эти предприятия с самого начала связаны между собой технологически по производству продуктов питания. Эта модель интегрированной системы была апробирована ещё в 1986-1988 гг. путём создания агропромышленных комбинатов и районных объединений. Сегодня по этой схеме формируются агропромышленно-финансовые группы. Нельзя не отметить, что у благополучных хозяйств есть сомнения: что они выиграют от объединения? К сожалению, сегодня сиюминутный интерес преобладает над перспективным. Например, молоко стараются продать в городе, чтобы сразу получить наличные деньги, хотя известно, что большую прибыль даёт масло.

·   формирование объединения на базе одного или двух взаимосвязанных продуктовых подкомплексов районного АПК: молочного, мясного, плодоовощного, свеклосахарного. Эта форма интеграции порождает гораздо меньше противоречий экономических интересов между участниками, поэтому она получила более широкое распространение.

Перспективна модель вертикально интегрированных холдингов и корпораций. Интеграционные процессы в АПК активно развиваются в ряде регионов: в Ленинградской, Владимирской, Ярославской, Орловской, Белгородской, Самарской, Омской областях, Республике Башкортостан. Разумная кооперация и интеграция взаимно связанных на добровольной основе, но юридически самостоятельно функционирующих предприятий выступают сегодня важнейшим фактором стабилизации экономики.

Для зернового хозяйства страны наступил критический переломный момент, требующий пристального внимания и активного продуманного вмешательства и регулирования со стороны государства. Новый этап реализации рыночных отношений должен ознаменоваться внесением качественно новых черт и элементов во всю систему аграрных отношений, выражением которых являются процессы кооперации и агропромышленной интеграции.

Цель курсовой работы: изучение процессов интеграции в зернопродуктовом подкомплексе.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1)   рассмотреть особенности зернопродуктового подкомплекса как основу для процессов интеграции;

2)   проанализировать особенности интеграции в зернопродуктовом подкомплексе;

3)   сделать выводы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.

1. Необходимость интеграции в зернопродуктовом подкомплексе.


1.1. Понятие интеграции.

 

"Ключевая проблема реальной сферы сегодня - это недостаток ликвидности, неплатежи и долги, бартер и денежные суррогаты, низкий уровень монетизации, унаследованный от периода высокой инфляции и финансовой стабилизации"[2]. Низкая платежная дисциплина и нехватка у многих предприятий собственных оборотных средств привели к нарастанию объемов просроченной задолженности предприятий друг другу, вовлечению в оборот денежных суррогатов (низколиквидные векселя, взаимозачеты и бартер) и разрыву устойчивых хозяйственных связей между поставщиками и потребителями. Широкое распространение неденежных форм расчетов обусловило необходимость учета формы оплаты при принятии любых управленческих решений.

Рост цен и тарифов в одних отраслях длительное время опережал темпы инфляции, а в других отраслях, напротив, сталкиваясь с ограничениями платежеспособного спроса, отставал от уровня инфляции, приводя к значительному падению объемов производства. Доминирующее положение на рынке позволяло отдельным предприятиям перекладывать свои финансовые проблемы на плечи поставщиков и потребителей, предъявляя последним завышенные ценовые требования. В результате утраты традиционных рынков сбыта, снижения платежеспособности потребителей и возникшего межотраслевого диспаритета цен (цены базовых отраслей за годы реформ росли опережающими темпами по сравнению с ростом цен на готовую продукцию) огромное число российских предприятий лишилось собственных оборотных средств и было вынуждено использовать встречные поставки продукции в качестве средства платежа по своим обязательствам. Цена готовой продукции (продукта последних стадий передела), имеющей платежеспособный спрос, не всегда соответствует возможностям потребителей рассчитываться за нее денежными средствами. Невозможность взыскать с покупателей средства за отгруженную продукцию или частичная оплата со стороны последних за произведенные поставки приводит к неисполнению предприятием- производителем своих обязательств перед поставщиками и кредиторами. Вся цепочка предприятий, участвующих в создании готовой продукции, начинает испытывать нехватку платежных средств, приводящую к падению объемов производства и ухудшению финансового положения каждого предприятия.

Исправить ситуацию можно путем восстановления хозяйственных связей между поставщиками и потребителями с целью стабилизации товарных потоков от одного предприятия к другому (от сырья до готовой продукции) и снижения себестоимости, а следовательно и цены, готовой продукции. Преодоление разногласий между самостоятельными предприятиями, связанными друг с другом в рамках единого технологического цикла возможно путем вертикальной интеграции этих предприятий.

Интеграция предприятий не означает обязательного слияния независимых предприятий в холдинг или единое акционерное общество. Напротив, в современных экономических условиях подобное слияние (поглощение одних предприятий другими, реорганизация), приводящее к объединению капиталов, на наш взгляд, было бы ошибкой. Объединение предприятий в единое юридическое лицо привело бы к росту числа кредиторов, на которых приходятся просроченные задолженности каждого отдельного предприятия, а также к росту общей суммы кредиторской задолженности. Соответственно, резко возрастает риск обращения кредиторов в суд с иском о признании такого предприятия несостоятельным или с требованием о наложении взыскания на активы такого предприятия. В настоящее время в основе вертикальной интеграции предприятий должны быть двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве, о совместной деятельности, соглашения о предоставлении отсрочки платежа или гарантиях одного предприятия за другое перед третьими лицами. В основе сотрудничества связанных друг с другом предприятий должно быть осознание совместных целей по удовлетворению платежеспособного спроса потребителей конечной продукции всей технологической цепочки.

Поставленных целей можно достичь только при добровольном участии каждого предприятия в совместных программах производства и сбыта продукции, при добровольном отказе предприятий от завышенных цен на реализуемые внутри технологической цепочки ресурсы и от попыток решить свои финансовые проблемы за счет других участников создания конечной продукции.

Не может быть устойчивой работа предприятий, участвующих в интеграционных процессах под экономическим давлением. Обсуждаемый в современной литературе вариант подчинения слабых в финансовом отношении предприятий посредством выкупа их "за долги" или иного давления на поставщиков и покупателей может привести лишь к краткосрочному экономическому эффекту. Устойчивость работы такого предприятия будет под постоянной угрозой как со стороны других кредиторов, не получивших контроля за действиями должника, так и со стороны судебных органов, которые могут оспорить законность действий кредитора, подчинившего себе предприятие-должника и "выкачивающее" из него ресурсы в погашение своего долга. Поскольку это прямое нарушения прав других кредиторов, такие действия в любой момент могут быть обжалованы в суде и признаны незаконными[3].

Также безуспешны будут попытки государственных органов власти получить предприятия в государственную собственность через процедуру банкротства, за долги перед бюджетом и внебюджетными фондами. Подобная национализация предприятий потребует значительных финансовых средств из бюджета для выплаты долгов прочим кредиторам (работникам предприятия, поставщикам сырья, энергетикам и т. д.) и для пополнения оборотных средств, необходимых для стабильной хозяйственной деятельности. Неэффективность государства как собственника средств производства общеизвестна, поэтому отвлечение значительных финансовых средств из бюджета будет неэффективным. Более того, такое отвлечение бюджетных средств будет незаконным, поскольку подобные статьи расходов не отражены в бюджете. Только активные действия руководства и собственников предприятия на поиск согласия с поставщиками и покупателями, с кредиторами и должниками могут привести к восстановлению текущей хозяйственной деятельности, которая станет лучшей гарантией возврата долгов всем категориям кредиторов, в том числе и фискальной системе.

В современных экономических условиях интеграция должна проводиться в два этапа. Эти этапы можно условно назвать как бартерный и денежный. Первый служит цели оптимизации товарных потоков между предприятиями одного производственного цикла, а второй преследует цель установление контроля за рынком конечной продукции и восстановления денежных платежей между участниками интеграционного процесса.

1.2. Современное состояние интеграционных процессов в АПК.


Уровень интеграции агропромышленных комплексов государств - участников СНГ далеко не соответствует возможностям и потребностям экономики стран Содружества[4]. В результате падает объем взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, продовольствием, материально-техническими ресурсами, необходимыми для АПК, падает эффективность агропромышленного производства, ухудшается социальное положение сельского населения. В связи с этим приоритетными являются следующие направления в развитии интеграционных процессов в агропромышленной сфере.

В области законодательного и нормативного обеспечения:

- разработка концепции развития интеграции и кооперации в агропромышленном комплексе, в которой следует предусмотреть использование преимуществ разделения труда во всех сферах экономики, совершенствование размещения отраслей АПК на основе углубления специализации отдельных стран СНГ на производстве сельскохозяйственной продукции для развития взаимовыгодной торговли, формирование соответствующей рыночной инфраструктуры, эффективное использование имеющегося научно-технического потенциала аграрных секторов стран Содружества;

- выработка согласованной аграрной политики в государствах - участниках СНГ, направленной на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынках стран Содружества и других стран, рост эффективности агропромышленного производства и доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшение социальных условий жизни на селе;

- содействие скорейшему принятию основополагающих нормативных документов по организации и функционированию общего аграрного рынка государств - участников СНГ;

- разработка пакета документов, предусматривающих координацию ценовой политики в аграрных секторах стран Содружества, устранение таможенных барьеров, содействие привлечению инвестиций, создание единой системы сертификации сельскохозяйственной продукции и продовольствия и по другим вопросам, связанным с развитием общего аграрного рынка государств - участников СНГ;

- подготовка и согласование совместных программ и проектов по формированию и регулированию продуктовых сегментов общего аграрного рынка, в том числе рынков зерна, сахара, растительного масла, хлопковолокна и льноволокна, овощей и фруктов, детского диетического питания, а также отдельных видов машин и оборудования для агропромышленного производства[5].

В сфере практической реализации мер по развитию интеграционных процессов в АПК:

- создание совместных предприятий по производству продукции АПК, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, содействие развитию кооперации и взаимовыгодного сотрудничества между отдельными регионами стран Содружества;

- организация совместной инфраструктуры общего аграрного рынка на базе оптовых продовольственных рынков, бирж, проведения аукционов и ярмарок по реализации отдельных видов продукции, выставок новых образцов сельскохозяйственной техники, оборудования для предприятий пищевой промышленности;

- создание банка инвестиционных проектов, представляющих взаимный интерес для государств - участников СНГ, и содействие их реализации;

- повышение эффективности сотрудничества в области семеноводства, племенного дела, ветеринарии и других сфер агропромышленного производства.

В области научно-информационного и кадрового обеспечения:

- координация научных исследований по проблемам интеграции АПК и развития общего аграрного рынка стран Содружества, разработка и осуществление совместных научных проектов;

- создание Научно-методического центра при Межправительственном Совете по вопросам агропромышленного комплекса для подготовки нормативно-правовых документов по интеграции и кооперации, развитию общего аграрного рынка, по разработке целевых программ и инвестиционных проектов, организации инфраструктуры рынка;

- создание системы информационного обеспечения интеграционных процессов и эффективного функционирования общего аграрного рынка государств - участников СНГ;

- осуществление совместных программ подготовки кадров для государственных и хозяйственных структур, связанных с проведением работы по интеграции АПК и развитию общего аграрного рынка стран Содружества.

1.3. Финансовые аспекты интеграции: внутренние и внешние рынки капитала, защита прав инвесторов


Современный этап экономического развития стран СНГ характеризуется завершением формирования их суверенных финансовых и денежно-кредитных систем, функционирующих в условиях рыночной экономики, и достижением в большинстве из них относительной финансовой стабилизации. Таким образом, возникли условия для осуществления последовательных шагов в направлении экономической интеграции стран Содружества на равноправной и взаимовыгодной основе[6].

Эффективность дальнейшего проведения стабилизационной политики в странах СНГ, направленной на подавление инфляции и улучшение инвестиционного климата, в значительной степени зависит от взаимной согласованности мероприятий денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в этих странах. Важнейшим направлением действий в этой области является формирование благоприятных условий для развития национальных и общего рынков капитала, создание стимулов для деятельности инвесторов и увеличения потока иностранных инвестиций.

Внутренний рынок ссудного капитала

В результате радикальных реформ банковский сектор национальных экономик стран СНГ, являющийся институциональной основой рынка капитала, наиболее полно, по сравнению с другими элементами экономики, адаптировался к рыночным методам ведения хозяйства. Однако в настоящее время для активизации рынков ссудного капитала, направления его потоков на удовлетворение потребностей реального сектора экономики помимо улучшения макроэкономических условий требуется установление более приемлемых “правил игры” для банков и других кредитно-финансовых организаций, работающих на рынке ссудного капитала. Это требует от законодательных и исполнительных органов власти, центральных (национальных) банков стран СНГ проведения прозрачной и предсказуемой политики в области налогообложения, банковского надзора, резервных требований, выбора инструментов и ставок рефинансирования.

Внешний рынок ссудного капитала

В этой области для продвижения по пути экономической интеграции необходимо в максимально возможной степени обеспечить условия для свободного движения капитала между странами. Открытость национальных рынков зависит от обеспечения беспрепятственной конвертируемости национальной валюты по текущим операциям сначала для резидентов, а затем и для нерезидентов. Логическим завершением этого процесса является присоединение к VIII Статье Устава Международного валютного фонда и принятие государством на себя соответствующих обязательств перед мировым сообществом. В настоящее время четыре страны СНГ - Киргизия, Россия, Казахстан и Украина - присоединились к VIII статье. Эти минимальные условия обеспечивают определенную защиту интересов иностранных инвесторов в части репатриации их доходов и гарантий прав собственности на вложенный капитал.

В условиях остающихся ограничений на межстрановое движение капитала привлекательность национального рынка, инвестиционный климат страны будут напрямую зависеть от неизменности, ясности и прозрачности процедур, диктуемых нормами валютного регулирования и контроля, прозрачности существующей системы налогообложения. Необходимо иметь в виду, что важнейшим индикатором инвестиционного климата для нерезидентов является привлекательность прямых капиталовложений в национальную экономику для резидентов. В части движения капитала в страны СНГ целесообразно в максимально сжатые сроки переходить от разрешительного к регистрационному порядку регулирования этих капитальных операций.

Одним из основных факторов, приводящих в действие механизм формирования общего рынка капитала, должна стать валютная интеграция стран СНГ, т.е. координация валютной политики, согласование механизмов валютного регулирования, создание межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций. Помимо двусторонних отношений между центральными (национальными) банками позитивную роль здесь должны сыграть Межгосударственный банк и Межгосударственный валютный комитет СНГ. Возникающая в результате мероприятий по согласованию валютной политики государств СНГ устойчивость и стабильность курсов национальных валют относительно друг друга должны способствовать расширению их использования в платежно-расчетных отношениях между странами СНГ, активизации движения капитала между ними, использованию национальных валют стран-партнеров по СНГ центральными (национальными) банками в качестве резервных (с возможностью размещения этих средств на корреспондентских счетах в государственные ценные бумаги). Валютная интеграция даст дополнительные гарантии по защите прав инвесторов.

Важную роль в развитии общего рынка капитала и привлечении средств из развитых стран могут сыграть уже сложившиеся мощные финансовые центры, такие как, например, московский, с их возможностями по эффективному управлению финансовыми потоками[7].

Рынок государственных ценных бумаг

Политика государственных заимствований из внутренних источников должна ориентироваться на:

- обеспечение необходимой координации выпуска центральных и региональных (муниципальных) облигационных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка в целом и устранения ненужной конкуренции между бюджетами разных уровней.

Политика развития и регулирования рынка государственных ценных бумаг должна преследовать гораздо более широкие цели, чем финансирование бюджетного дефицита. Она должна осуществляться в рамках более общей задачи формирования и развития единого национального финансового рынка как эффективного механизма аккумулирования и перераспределения денежных ресурсов в рыночной экономике.

Политика финансирования бюджетного дефицита за счет внешних источников

Управление государственным долгом в условиях его покрытия за счет источников внешних финансовых рынков должно осуществляться на основе следующих принципов:

- нацеленность на решение вопроса о долгосрочной реструктуризации внешнего государственного долга, которое обеспечило бы сокращение годовых объемов платежей и процентных выплат;

- значительное уменьшение объема привлечения в бюджет связанных кредитов под гарантии правительств и стимулирование использования частных коммерческих кредитов без государственных гарантий и без участия бюджета;

- осуществление рациональной политики заимствования на международных финансовых рынках, ориентированной на размещение государственных ценных бумаг по приемлемым ставкам исходя из оптимизации совокупного объема таких заимствований за длительный период;

- обеспечение стабильности или снижения относительных показателей государственного внешнего долга (по отношению к объемам ВВП и экспорта).

Защита интересов прав инвесторов и потребителей финансовых услуг

Защита интересов государства и субъектов финансовых рынков должна осуществляться по следующим основным направлениям:

- развитие и совершенствование нормативной правовой базы финансовых рынков;

- повышение информационной прозрачности финансовых рынков и их открытости;

- усиление контроля со стороны государства деятельности профессионалов финансовых рынков;

- поддержка государством добровольного страхования рисков профессиональными участниками финансовых рынков.

Защита прав инвесторов, понимаемая прежде всего как защита частной, государственной и иных видов собственности, должна развиваться по нескольким направлениям с учетом особенностей отдельных групп инвесторов, их подготовленности и социальной значимости.

При этом по отношению к различным группам инвесторов (население, коллективные инвесторы, коммерческие банки, страховые компании, государство, иностранные инвесторы и т.д.) должны применяться различные формы и методы защиты их специфических интересов, в том числе:

- регулирование деятельности профессиональных участников финансовых рынков по обслуживанию различных групп инвесторов;

- поддержка различных форм страхования инвестиций и формирование гарантийных фондов за счет различных инвесторов;

- регулирование деятельности инвесторов по вложению средств в различные виды ценных бумаг.

1.4. Продовольственная безопасность и интеграция.


Проблема обеспечения продовольственной безопасности становится в настоящее время центральной при решении общих задач национальной безопасности. Постоянная угроза схлопывания продовольственного рынка и критическая зависимость от экспорта побуждают к поиску новых резервов для надежного обеспечения продовольственной безопасности страны. По нашему мнению, в будущем при решении этого вопроса государство должно опираться, прежде всего, на мощные аграрнопромышленно - финансовые группы (АПФГ), способные обеспечить гарантированное поступление на рынок продуктов, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей населения. Естественно, это не умаляет роли среднего и малого бизнеса на продовольственных рынках, но на АПФГ должна лечь основная нагрузка по заполнению большинства рынков продовольствия, как это и происходит в передовых странах. Поэтому сейчас весьма актуальна разработка методических подходов к организации АПФГ, включающих обоснование ее необходимости для всех участников интеграции.

Стремления к финансово-промышленной интеграции объективно обусловлено для сельскохозяйственных предприятий, перерабатывающей промышленности и финансовых структур их внутренними потребностями. Они различны для разных участников интеграционного процесса, но сходятся в том, что интеграция оказывается выгодна им всем. Для сельского хозяйства жизненно важно изменить сложившийся не в его пользу диспаритет цен. Например, сельские товаропроизводители мясной продукции на 1% затрат получают 0,44% денежной выручки, тогда как перерабатывающие предприятия - 2,08%, а торговля - 20%. Аналогичная картина в молочнопродуктовом и других подкомплексах. Такой диспаритет цен вынуждает сельскохозяйственные предприятия либо реализовывать свою продукцию в непереработанном виде, при этом они теряют на каждой тонне зерна (в новых ценах) 600-700 руб., на тонне сахара - 2,6 тыс.руб. и т.д., либо строить собственные перерабатывающие цехи, создавать свою инфраструктуру[8].

Получается парадокс: в то время, когда крупные высокопроизводительные перерабатывающие предприятия, агросервисные организации работают на 40-60% своей мощности, товаропроизводители, при резком снижении инвестиций у себя примитивные цехи по переработке продукции.

Именно угроза создания сельхозпроизводителями собственной переработки является одним из объективно существующих факторов, побуждающих к взаимовыгодной интеграции перерабатывающие предприятия. Кроме того, переработчики понимают, что ставя в неравноправной положение своих сельскохозяйственных партнеров, они постепенно подрывают собственную сырьевую базу. Получая меньше сельскохозяйственной продукции, они еще более снижают загрузку своих мощностей, поэтому доля постоянных издержек в себестоимости растет и конкурентоспособность их продукции уменьшается. В условиях острейшей конкуренции с зарубежными фирмами, уже захватившими значительную часть российского рынка продовольствия, дальнейшее увеличение себестоимости продукции и уменьшение конкурентоспособности недопустимо, и выходом здесь может стать интеграция.

Банки и другие финансовые структуры также постепенно приходят к выводу о необходимости серьезной работы с реальным сектором экономики. К этому их мощно движет острый финансовый кризис и развал основных финансовых рыков: корпоративных бумаг, государственных обязательств и срочных контрактов. Банки уже имели негативный опыт кредитования реального сектора экономики на раннем этапе реформ и значительно сократили эту практику после огромной череды неотданных им кредитов. Теперь банки пойдут на кредитование предприятий только при условии наличия надежных гарантий и/или при возможности партнерского участия в работе этих предприятий. Поскольку как показывает опыт надежного гаранта, включая государство в стране сейчас нет, то единственной удобной для банков формой взаимодействия с предприятиями является их интеграция, при которой возможен контроль за прохождением финансовых средств по каждой операции.

Наиболее подходящей для целей специфической финансово-агропромышленной интеграции является форма ФПГ, которая создавалась именно для нее и имеет неплохое нормативно-законодательное обеспечение. Однако для нужд АПК ее необходимо существенно доработать, введя некоторые законодательные изменения на основе учета обнаружившихся неточностей и специфических особенностей отрасли.

2. Особенности интеграционных процессов в зернопродуктовом подкомплексе.


2.1. Характеристика зернопродуктового подкомплекса.


В состав зернового подкомплекса входят сельскохозяйственные предприятия всех форм собственности, занимающиеся производством зерна. Организационно-экономические взаимоотношения, возникающие в процессе их совместной деятельности, требуют разработки основных направлений формирования механизма управления зернового подкомплекса[9].

Таблица 2.1.1

Зерновой баланс России в 2000/01 и 2004/05 сельскохозяйственных годах, млн т
 


2000/01

2004/05

Ресурсы

Наличие на начало года

2,3

6,3

Производство

65,44

85,15

Импорт

4,0

1,43

Всего

71,8

92,9

Использование ресурсов

Потребление

65,17

71,7

Экспорт

1,12

4,2

Всего

66,3

75,9

Переходящий остаток

5,5

17,0


Через рынок продуктов из зерна проявляются экономические отношения в различных сферах: между производителями зерна и его переработчиками, производителями хлебопродуктов и конечного продукта из муки, производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Таким образом, рынок выступает объектом согласования интересов сферы производства и сферы потребления.

Таблица 2.1.2.

Ежемесячная динамика закупочных цен в Российской Федерации и мировых цен на пшеницу в 2005 г., долл. за 1 т
 

Месяц

Закупочная цена на пшеницу 3 класса

Мировая средняя цена на пшеницу

Январь

86,3

106,3

Февраль

88,1

105,6

Март

85,2

Апрель

84,9

105,2

Май

79,8

103,7

Июнь

77,6

108,5

Июль

76,7

118,9

Август

68,1

133,3

Сентябрь

64,5

155,9

Октябрь

63,3

163,3

Ноябрь

67,7

157,4

Декабрь


Развитие рынка зерна должно обеспечиваться равными правами и свободным доступом на рынок неограниченного числа участников конкурентов; равноправием участников рынка, исключающим возможность влияния одних из них на деятельность и действия других; созданием развитой инфраструктуры, сети взаимосвязанных субъектов рынка, обслуживающих потоки зерна и продуктов его переработки, оказывающих взаимовыгодные услуги, предоставляющих финансовую помощь в формировании местных и региональных рынков зерна.

Рисунок 1. Валовые сборы зерна в России за 12-летний период (данные Юниделл)

Для эффективного функционирования зернового рынка необходим ряд условий.

Прежде всего, необходима реальная правовая и экономическая самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов в сочетании с их экономической ответственностью за результаты производственно-коммерческой деятельности. Это позволит им осуществлять хозяйственные операции на основе экономической выгоды, собственной инициативы и предприимчивости, обеспечивающих действенность рыночного механизма, его основных элементов - цены, спроса, предложения, конкуренции.

Основанные на этих условиях рыночные отношения принимают форму экономической состязательности, на которой возникает побудительный механизм, вынуждающий производителя зерна, в силу зависимости от покупателя, приспосабливать объем и структуру производства к потребностям, требованиям и платежеспособной возможности потребителей. Тем самым обеспечиваются общественные потребности в зерне. Покупательный спрос выступает как форма выражения общественных потребностей и является регулятором зернового производства, которое должно оперативно реагировать на его изменения.

Задача производителя при этом состоит не только в том, чтобы следовать за сложившимся спросом, но и предвосхищать его[10].

Созданию конкурентной среды могут содействовать преобразования в системе заготовок, хранения, переработки и сбыта зерна. Предприятия разных стадий движения продукции должны иметь условия для создания интегрированных формирований маркетингового типа, способных оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, для акционирования, кооперирования с производителями зерна, расширения арендных отношений. Они должны иметь возможность добровольно создавать или входить в состав коммерческих торговых компаний, холдингов, трестов и вести торговлю зерном и продуктами его переработки как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Требует расширения биржевая торговля зерном, позволяющая выявлять соотношение спроса и предложения, формировать рыночные цены, страховать производителей и потребителей от резких колебаний цен.

Эффективными каналами сбыта зерна должны стать товарные аукционы, ярмарки.

Выполнение названных требований позволит реализовать такие основополагающие принципы функционирования рынка зерна, как управляемость, законодательность, многоукладность, партнерство и взаимовыгодное сотрудничество сторон, равноправие, полнота рынка, материально-техническая обеспеченность, конкурентоспособность, развитие маркетинга, информированность участников рынка.

Зерновой подкомплекс имеет основополагающее значение в структуре АПК. На его долю приходится около 30% стоимости продукции производимой в АПК, 21,2% производственных фондов АПК и 25% среднегодовых работников, занятых в АПК[11].

Зернопродуктовый подкомплекс включает в себя совокупность отраслей и подотраслей сельского хозяйства, промышленности, заготовительные, торговые и другие организации, обеспечивающие производство, транспортировку, хранение, переработку и зерна и продуктов его переработки.

В зерновом подкомплексе можно выделить три блока. Первый - это производство зерна, второй - заготовка, хранение и переработка зерна, и третий блок - это использование зерна на продовольственные, фуражные и технические нужды.

Первый блок представлен сельскохозяйственными предприятиями различных организационно-правовых форм, занимающимися производством зерна. В основном это крупные сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, общества всех типов и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Во второй блок входят предприятия и организации, занятые заготовкой, хранением и переработкой зерна.

Конечная продукция зернопродуктового подкомплекса – мука, крупа,  комбикорма и хлебобулочные изделия – характеризуются единством экономического назначения.

2.2. Оценка интеграционных процессов в зернопродуктовом подкомплексе.


"Зернопродуктовый комплекс можно условно подразделить на две части: зернопроизводящий и зерноперерабатывающий. В рыночной экономике состояние зернопроиз-водящей части будет полностью определяться уровнем продуктивности полей и эффективностью вложенного труда. Но этого недостаточно, ибо экономический результат труда реализуется в зерноперерабатываю-щей части подкомплекса, которая доводит его до потребителей"[12]. Проблема нехватки оборотных средств наиболее остро стоит у предприятий - зернопроизводителей. Значительные суммы накопленной задолженности, внутриотраслевой и межотраслевой диспаритет цен, убыточность значительного числа сельскохозяйственных предприятий, все это привело к практически полному отсутствию собственных оборотных средств в зернопроизводящей части агропромышленного комплекса.

У зерноперерабатывающих предприятий острее стоит другая проблема: реализация готовой продукции своим покупателям, многие из которых в последние годы стали неплатежеспособны. В число последних попали птицефабрики, племенные заводы, войсковые части, управления исполнения наказаний и ряд других потребителей, получающих бюджетное финансирование. В результате получила широкое распространение схема взаимодействия производителей зерна и переработчиков, исключающая денежные расчеты между участниками. Принимая зерно на переработку, мукомольные предприятия предлагают вместо денежных средств готовую продукцию (мука, кормосмеси, отруби), а в качестве платы за свои услуги принимают часть готовой продукции, принадлежащей сдающему зерно хозяйству, или дополнительные поставки зерна по согласованным ценам. Работа на давальческом сырье позволяет мукомольным предприятиям с одной стороны экономить оборотные средства, которые пришлось бы отвлекать на закупку зерна у хозяйств, а с другой стороны проблема реализации готовой продукции перекладывается на плечи хозяйств, сдающих зерно на переработку. Полученная хозяйствами вместо сдаваемого зерна готовая продукция может быть использована как внутри хозяйства, так и в качестве средства расчета с кредиторами.

Для получения денежных средств эта продукция реализуется конечным потребителям, причем возможны ситуации, когда заплативший хозяйству покупатель получает продукцию на складе переработчика. Таким образом, работа мукомольных предприятий на давальческом сырье приводит к формированию круга продавцов готовой продукции, конкурирующих с самими переработчиками за платежный спрос. Предотвратить эту ситуацию можно отказавшись от неденежных форм расчетов с поставщиками и покупателями, оплачивая все расходы (включая приобретение зерна у сельскохозяйственных предприятий) денежными средствами. Для этого необходимо осознать негативные последствия неденежных форм расчетов и интенсивно заниматься маркетингом собственных услуг и реализуемой готовой продукции.

Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что "потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования"[13]. Так же верно и то, что в условиях широкого распространения неденежных форм расчетов отсутствие значительных усилий по реализации продукции за "живые" деньги приведет к замещению денежных средств в выручке различными денежными суррогатами (бартер, взаимозачеты, низколиквидные векселя).

В качестве основополагающего принципа работы следует определить максимальную (до 100%) долю денежных средств в выручке и, как следствие этого, недопущение просроченной задолженности по обязательствам. При этом устойчивой работы перерабатывающего предприятия, отказавшегося от неденежных средств расчетов, можно добиться даже в рамках схемы работы на давальческом сырье. Для этого хозяйство, сдающее зерно на переработку, должно иметь возможность на каждом этапе отношений с переработчиком получить денежные средства вместо первоначально планировавшихся встречных товарных поставок.

Безусловно, многие хозяйства имеют потребность в конечных продуктах переработки зерна, но масштабы этой потребности могут быть несоизмеримы с объемами зерна, которыми располагают хозяйства. Имея многочисленных кредиторов и поставщиков, хозяйство нуждается также в ликвидных средствах расчета с ними. Со стороны определить потребность каждого хозяйства в денежных средствах и в количестве потребляемой конечной продукции не представляется возможным. Сделать это может только само хозяйство. Для предприятия-переработчика важно не допустить самостоятельной реализации готовой продукции платежеспособным покупателям со стороны хозяйств, сдающих зерно на переработку. В этом случае переработчик может утратить выгодных покупателей, рассчитывающихся денежными средствами. Для сельхозпредприятий, сдающих зерно на переработку, должны быть предложены выгодные условия расчетов "живыми" деньгами как за само зерно, так и за продукты его переработки[14]. Мукомольное предприятие, предлагая денежные средства за сдаваемое зерно и выкупая у хозяйств готовую продукцию при давальческой схеме работы, должно исходить из возможности создания крупными хозяйствами или торговыми предприятиями альтернативных каналов сбыта продукции. Если хозяйство не воспользовалось предложением переработчика и отказалось от денежных средств за зерно или готовую продукцию, а получив продукцию самостоятельно ее реализует, значит предлагаемые цены или условия расчета хуже сложившихся на рынке. Руководству мукомольного предприятия необходимо оценить угрозу появления альтернативных каналов сбыта, к которым могут перейти наиболее выгодные покупатели, и принять решение о повышении закупочных цен на свою продукцию при давальческой схеме и сокращении срока расчетов по обязательствам. Снижение доходности продаж (вследствие роста закупочных цен) будет компенсировано за счет восстановления контроля за товародвижением собственной продукции до конечного потребителя и стабильно высокой долей денежных средств в выручке. Предлагаемые предприятием- переработчиком цены и условия платежей денежными средствами должны стимулировать хозяйства к ограничению объема изъятия товарной продукции за переданное на переработку зерно объемами собственного внутрихозяйственного потребления. Остальная сумма должна состоять из денежных средств, которыми вправе распорядиться хозяйство, в том числе для расчетов со своими кредиторами и поставщиками.

Переход к рынку существенно изменил роль и место предприятий в системе общественного воспроизводства. Предприятия стали самостоятельными хозяйствующими субъектами рынка, основным звеном в рыночной системе хозяйствования. Это в полной мере относится и к предприятиям зернопродуктового подкомплекса.

Современные реалии предопределяют необходимость постепенной трансформации, совершенствования и изменения сложившейся структуры хозяйственного механизма хлебопекарных предприятий.

В условиях рыночной системы хозяйствования, они должны учитывать особенности взаимодействия различных экономических структур, имеющих хозяйственную практику, степень правового обеспечения, проводящую экономическую и социальную политику в стране, обладать полной информацией о сложившейся конъюнктуре и многое другое. 

В условиях становления и социально-ориентировочной рыночной экономики усиливается роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка, что проявляется в разработке адекватной экономической политики, создании условий для эффективной работы хозяйственного механизма. Государство не управляет непосредственно деятельностью предприятий, а поддерживает рыночные механизмы, создаёт условия, которые способствуют развитию инновационных процессов и использованию их результатов в практической деятельности предприятий; оптимальному распределению доходов отдельных хозяйствующих единиц, направленных на стабилизацию экономических процессов в обществе и др.

Государственное регулирование деятельности предприятий хлебопродуктов осуществляется путём создания стабильной правовой базы, эффективной налоговой и финансово- кредитной инвестиционной политики, организации межрегиональных рынков зерна, разработке мер по стимулированию производства зерна и финансовой поддержке зернопродуктового подкомплекса[15].

В настоящее время, на наш взгляд, назрела необходимость усиления участия государства в развитии основных направлений реструктуризации ассортиментной политики, укрепления финансов продовольственного комплекса, совершенствования управленческой, научно – технической и технологической деятельности. К сожалению государственная политика в настоящее время не охватывает всего комплекса проблем в этой сфере и прежде всего структурных изменений, поскольку всё большая часть экономических решений переходит в компетенцию непосредственных субъектов хозяйственной деятельности, и именно они определяют структурные микроэкономические сдвиги.

Отсутствие должного государственного регулирования на первом этапе рыночных преобразований привело к резкому сокращению удельного веса крупных предприятий хлебопродуктов; уменьшению объемов производства продукции на этих предприятиях; снижению инвестиционной активности; ухудшению финансового состояния  предприятий и снижению их экономического потенциала.

Сокращение масштабов производства, стимулировавшееся проводимой политикой, отодвинуло позитивную структурную перестройку на неопределённый срок, усложнив её осуществление задачами восстановления промышленности, сельского хозяйства, инвестиционной сферы , научно – технического потенциала.

Общая закономерность выхода из кризиса состоит в том, что сначала должны стабилизироваться и набирать темпы роста производство сельскохозяйственной продукции, затем сфера хранения и переработки. Пока существуют значительная недогрузка производственных мощностей предприятий хлебопродуктового подкомплекса из-за недостатка зерна, а иногда сознательное  сокрытие его объёмов товаропроизводителями производства, низкая эффективность работы перерабатывающих предприятий является сдерживающим фактором в научно – техническом прогрессе, освоении новых технологий производства и повышении качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.  

На наш взгляд существуют пути выхода предприятий из  создавшегося кризиса, к ним относятся: применение ресурсосберегающих технологий, повышающих сохранность продукции, углубляющих процесс обогащения и первичной обработки и переработки зерна, а также другой сельскохозяйственной продукции; синхронное развитие всей технологической цепочки  отраслей от производств до переработки зерна, до выпуска готовой продукции, что приведёт не только к значительным структурным сдвигам в пищевой промышленности, но и к снижению материальных затрат.   

Хотелось бы отметить, что наметилась тенденция увеличения доли собственных хлебопродуктов питания в торговом обороте. В этой связи необходимо ограничить завоз импортного продовольствия, часто некачественного, и поощрять собственное производство высококачественной и престижной продукции из зерна. Для этого следует использовать инновационно- инвестиционные проекты для создания современной зерноперерабатывающей промышленности.

Главными целями концепции формирования производственно – экономического потенциала предприятий перерабатывающей промышленности могут быть следующие: создание условий для роста производства зерна на основе самоокупаемости; сокращение объёмов импортных поставок; удовлетворение потребностей населения отечественным зерном; создание необходимых его запасов, обеспечивающих продовольственную безопасность страны; возрождение экспортного потенциала России и превращение её из зерноимпортирующей в зерноэкспортирующую страну.

Основными направлениями концепции создания конкурентоспособного потенциала предприятий можно отметить следующие: сочетание государственной и частной акционерной собственности на средства производства; право производителя распоряжаться вверенной ему землёй; развитие интеграционных форм предприятий в организации процессов производства, сбыта и переработки зерна и продуктов его переработки. Наряду с этим одним из направлений может быть признана полная свобода производителя в выборе путей реализации произведённого зерна, обеспечиваемая как адекватной законодательной базой, так и наличием условий для формирования рыночной цены, окупающей затраты производителя с учётом транспортных и иных издержек, создавать конкретные условия при производстве и реализации продукции.

Также не менее важно иметь эффективный механизм страхования (хеджирования) экономических рисков посредством операций с фьючерсными контрактами и опционами, проводимыми на биржах, специально созданных для этого субъектами рынка, а также наличие государственных и коммерческих информационно-аналитических центров и служб, собирающих, обрабатывающих и доводящих до сведения всех заинтересованных лиц достоверную информацию о состоянии зернового рынка в целом, отдельных его секторов и смежных рынков.

Для преодоления явлений, сдерживающих наращивание производственно-экономического потенциала, в этой сфере  необходимо: постоянно совершенствовать законодательную базу, состоящую из Федеральных законов РФ, указов Президента  и постановлений правительства, а также актов региональной власти, каждый из которых должен сопровождаться эффективным механизмом реализации. Следует в целях стимулирования этой сферы использовать систему льготного налогообложения предприятий, выпускающих высококачественную, престижную продукцию; пересмотреть действующую практику предоставления субсидий и льготного кредитования производителей; изменить механизм поставок в формируемые за счёт государственных средств федеральные и региональные продовольственные фонды и порядок их финансирования; осуществить меры, направленные на создание благоприятного инвестиционного климата для производителей и переработчиков зерна; стимулировать создание крупных частных и акционерных компаний, интегрированных структур охватывающих всю цепочку движения зерна и продуктов его переработки от производителя к потребителю; усилить контроль за использованием всех видов ресурсов; меры по поддержанию спроса на зерно; глубокая интеграция в мировой рынок; создание информационной базы зернового рынка и др.[16] 

Настоятельно поддерживать высокий уровень спроса на зерно за счёт расширения ассортимента продовольственных товаров изготавливаемых с использованием зерна. Повышая качество и конкурентоспособность углублять интеграцию в мировой рынок и всемирное хозяйство.

Заключение.


Интеграционные процессы  в АПК будут   эффективны, если усилиями всех заинтересованных сторон  будет создан  реально действующий механизм их реализации.

Механизм реализации представляет собой совокупность нормативно-правовых документов, межгосударственных органов и экономических  методов, системное использование которых способно  содействовать наиболее эффективному воздействию  на развитие АПК и аграрные рынки в масштабах каждой заинтересованной стороны.

Механизм реализации включает следующие взаимосвязанные подсистемы:

·   нормативно-правовую базу;

·   экономические методы и организационные формы согласованных воздействий на развитие  АПК, решение социальных проблем села и улучшение условий труда.

В ходе подготовки новых законов и соглашений должны быть тщательно проанализированы уже действующие нормативно-правовые документы,  которые относятся к реформированию сельского хозяйства, модернизации производства в отраслях АПК, формированию национальных аграрных рынков и внешней торговле,  социально-экономическому развитию сельских территорий и улучшению условий труда, поддержке аграрной науки и стимулирования научно-технического прогресса в АПК.

Необходимо разработать также ряд программ развития основных продуктовых сегментов аграрного рынка (зернового, сахарного, плодоовощного, мясного и других).  В последующих периодах предстоит  принять  согласованные положения об исчислении издержек производства в сельском  хозяйстве, о ценовом регулировании торговли, об интервенционных агентствах, о формировании стабилизационного фонда зерна и другие.

В связи с интеграционными процессами в сельском хозяйстве актуальным является сближение методов регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве, поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, форм развития отраслевых и продуктовых организаций (союзов, ассоциаций и пр.), а также национальных  и транснациональных финансово-агропромышленных групп.

Для реализации интеграционных процессов в АПК предстоит применять разнообразные методы:

·   соглашения и другие нормативно–правовые акты;

·   целевые программы;

·   рекомендации для правительств или субъектов рынка.

Критериями эффективности интеграционных процессов в АПК являются:

·   повышение уровня и качества питания населения;

·   рост товарообмена на аграрном рынке;

·   повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

·   рост доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшение условий труда и развитие социальной сферы села;

·   экологизация агропромышленного производства.

Список литературы.


1)   Программа стабилизации экономики и финансов. Одобрена на заседании правительства РФ 23 июня 1998// Вопросы экономики.-1998.-№7.

2)   Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку. Под ред. В.Г. Гусакова, Б. М. Шапиро. Мн.: Армита – Маркетинг – Менеджмент,. 1997. 227 с.

3)   АПК: проблемы и перспективы реформирования. // Агробизнес, № 10, 2002 г.

4)   Базылев Н.И., Гурко С.П., Лещиловский П. В. Основы экономической теории и практики. Мн.: БГЭУ, 1996. 320 с.

5)   Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.- Новосибирск: Наука, 1992

6)   Кочетов В., Пошкус Б. Экономическая политика в зернопродуктовом подкомплексе АПК России// АПК: экономика и управление. -1996. -№10.

7)   Курс экономической теории: Учебное пособие. Под ред.А.Н. Тура, М.И. Плотницкого. – Мн.: «Мисанта»,1998 г.

8)   Михалев А. Основа продовольственного благополучия страны /А.Михалев //АПК: экономика, управление. – 2005. – №1. – С.4-9.

9)   О государственной поддержке агропромышленного комплекса. // Сельскохозяйственный вестник, № 8-9 2002 г.

10) Попов А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения /А.А. Попов, М.А. Яхъяев. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003. – 409 с.

11) Ситников Л.Н. Об оптимизации государственного регулирования зернового рынка /Л.Н. Ситников //Удвоение внутреннего валового продукта на зерновом рынке Нижегородской области. Зерновая отрасль и продовольственная безопасность региона. – Н.Новгород, 2004. – С.105-113.

12) Тузин Г.Я. Государственное регулирование АПК /Г.Я. Тузин //Организационные и экономические проблемы аграрного производства: курс лекций. – Н.Новгород, 2003. – С.28-46.

13) Шатохин М.В. Конкурентоспособность сельхозпредприятий /М.В. Шатохин //Аграрная наука. – 2004. – №12. – С.5-6.


[1] Базылев Н.И., Гурко С.П., Лещиловский П. В. Основы экономической теории и практики. Мн.: БГЭУ, 1996, С. 201

[2] Программа стабилизации экономики и финансов. Одобрена на заседании правительства РФ 23 июня 1998// Вопросы экономики.-1998.-№7, С. 16

[3] Курс экономической теории: Учебное пособие. Под ред.А.Н. Тура, М.И. Плотницкого. – Мн.: «Мисанта»,1998 г., С. 112

[4] АПК: проблемы и перспективы реформирования. // Агробизнес, № 10, 2002 г., С. 43

[5] АПК: проблемы и перспективы реформирования. // Агробизнес, № 10, 2002 г., С. 44

[6] Михалев А. Основа продовольственного благополучия страны /А.Михалев //АПК: экономика, управление. – 2005. – №1. – С.4

[7] Шатохин М.В. Конкурентоспособность сельхозпредприятий /М.В. Шатохин //Аграрная наука. – 2004. – №12. – С.5

[8] Михалев А. Основа продовольственного благополучия страны /А.Михалев //АПК: экономика, управление. – 2005. – №1. – С.-9

[9] Кочетов В., Пошкус Б. Экономическая политика в зернопродуктовом подкомплексе АПК России// АПК: экономика и управление. -1996. -№10, С. 40

[10] Попов А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения /А.А. Попов, М.А. Яхъяев. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003, С. 198

[11] Тузин Г.Я. Государственное регулирование АПК /Г.Я. Тузин //Организационные и экономические проблемы аграрного производства: курс лекций. – Н.Новгород, 2003. – С.28

[12] Кочетов В., Пошкус Б. Экономическая политика в зернопродуктовом подкомплексе АПК России// АПК: экономика и управление. -1996. -№10, С. 15.

[13] Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.- Новосибирск: Наука, 1992, С. 61

[14] Ситников Л.Н. Об оптимизации государственного регулирования зернового рынка /Л.Н. Ситников //Удвоение внутреннего валового продукта на зерновом рынке Нижегородской области. Зерновая отрасль и продовольственная безопасность региона. – Н.Новгород, 2004. – С.105

[15] О государственной поддержке агропромышленного комплекса. // Сельскохозяйственный вестник, № 8-9 2002 г., С. 30

[16] Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку. Под ред. В.Г. Гусакова, Б. М. Шапиро. Мн.: Армита – Маркетинг – Менеджмент,. 1997, С. 80

Похожие работы на - Развитие интеграционных процессов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!