Психологическая работа со сновидениями

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,60 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическая работа со сновидениями

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СНОВИДЕНИЯМИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС И СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Оглавление

Введение........................................................................................................... 2

1. Исторический экскурс в теории сновидений.............................................. 5

1.1. Древние представления о снах.................................................................. 5

1.2. Теория Фрейда.......................................................................................... 6

1.3. Теории Юнга и Адлера............................................................................ 14

2. Современные теории сновидений.............................................................. 26

2.1. Описание современных теорий сна........................................................ 26

2.2. Современный метод работы со сновидениями...................................... 28

Заключение..................................................................................................... 30

Список литературы........................................................................................ 32

Введение.


Тема курсовой работы «Общие представления о психологической работе со сновидениями. Исторический экскурс и современный взгляд» является очень актуальной.

Сновидения занимают в среднем два часа ночного сна, длящегося 7,5 часов. Сны видят все, но многие люди не запоминают своих снов. Если спящего разбудить посреди быстрого сна, он вспомнит очень яркий сон. Если его разбудить через 5 минут после окончания периода быстрого сна, у него останется лишь смутное воспоминание сновидения, а если его разбудить через 10 минут, он ничего не вспомнит.

Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Воспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших или демонических сил. С рассветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон.

С отпадением мифологической гипотезы сновидение стало нуждаться в объяснении. Условия возникновения сновидений, отношение последних к душевной жизни во время бодрствования, зависимость их от внешних раздражений во время сна, многие чуждые бодрствующему сознанию странности содержания сновидения, несовпадения между его образами и связанными с ними аффектами, наконец, быстрая смена картин в сновидении и способ их смещения, искажения и даже выпадение из памяти наяву – все эти и другие проблемы уже много сотен лет ждут удовлетворительного решения. На первом плане стоит вопрос о значении сновидения – вопрос, имеющий двоякий смысл: во-первых, дело идёт о выяснении психического значения сновидения, связи его с другими душевными процессами и его биологической функции; во-вторых, желательно знать, возможно ли толковать сновидение и имеет ли каждый элемент его содержания какой-нибудь «смысл», как мы привыкли это находить в других психических актах.

В оценке сновидения можно заметить три направления. Одно из них, которое является как бы отзвуком господствовавшей прежде переоценки сновидения, находит себе выражение у некоторых философов, которые кладут в основу сновидения особенное состояние душевной деятельности, рассматриваемое или даже как более высокая ступень в развитии духа; так, например, Шуберт утверждает, будто сновидение является освобождением духа от гнёта внешней природы, освобождением души из оков чувственного мира. Другие мыслители не идут так далеко, но твёрдо держатся того мнения, что сновидения по существу своему проистекают от психических возбуждений и тех душевных сил, которые в течение дня не могут свободно проявляться (фантазия во сне – Шернер, Фолькельт). Многие наблюдатели приписывают сновидению способность к особо усиленной деятельности – по крайней мере в некоторых сферах, например в области памяти.

В противоположность этому мнению, большинство авторов-врачей придерживается того взгляда, что сновидения едва ли заслуживают названия психического проявления. По их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нём самом. Содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем, например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека, когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидения, согласно этому воззрению, нужно рассматривать как «телесный, во всех случаях бесполезный и во многих – болезненный процесс» (Бинц). Все особенности сновидений объясняются бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных органов или отдельных групп клеток погружённого в сон мозга.

Цель курсовой работы – рассмотреть общие представления о психологической работе со сновидениями, исторический экскурс и современный взгляд.

Задачи:

1)   Изучить концепцию сновидений Фрейда, Юнга и других известных ученых-психологов.

2)   Рассмотреть современные теории толкования сновидений и работы с ними;

3)   Сделать выводы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Названия глав отражают их содержание.

1. Исторический экскурс в теории сновидений.


1.1. Древние представления о снах.


В племенных обществах древнего мира и во всех цивилизациях, включая современную, задумывались о значении сновидений и содержание снов считалось существенным в интерпретациях прошлых и текущих событий, а также предсказании будущего.

Суеверное представление о “вещих” снах очень старо. Ещё в древние времена причудливые образы, видимые во сне, будоражили воображение людей. В самом деле, как это объяснить? Человек провёл всю ночь  на своём ложе, а на утро, проснувшись рассказывает, что он только что побывал в лесу, в котором когда-то бродил с людьми своего племени, что он разговаривал с давно умершими родными и охотился с ними на невиданных птиц и зверей.[1]

Когда фантазия первобытного человека впервые породила ложное и примитивное представление о мире – веру в существование сверхъестественных сил, будто бы скрывающихся в некоторых предметах (их называли фетишами), в телах людей, животных, растений (их называли “духами” и “душами”), возникло “объяснение” и сновидениям: их стали считать приключениями “души”, странствующей, пока спит её обладатель.

Такой взгляд на сновидения пережил тысячелетия. Вспомните, как Гоголь отразил подобные представления в своей повести “Страшная месть”. Душа Катерины, явившаяся в виде воздушного полупрозрачного облака к колдуну,  на вопрос: “Где теперь пани твоя?” отвечает: “Пани моя, Катерина, теперь заснула, а я и обрадовалась тому, вспорхнула и полетела. Мне давно хотелось увидеть мать…” – и дальше она говорит: “Бедная Катерина! Она много не знает из того, что знает душа её.”

Невежественные и беспомощные перед силами природы, наши далёкие предки создавали различные магические обряды, гадания, предсказания, заклинания и т.п. Сновидения, в которых будто бы скитающаяся душа спящего встречается с душами умерших людей, с духами растений и животных, они считали ключом к тайнам будущего, позволяющим заранее узнать волю богов. По сновидениям старались угадать, будет ли удачной задуманная охота, когда начинать битву с враждебным племенем и благопрятно ли, место избранное для жилья.  

Гадания и предсказания по снам были распространены в Египте и Индии, в античной Греции и Риме; особенно пышным цветом процветала вера в “вещие” сны в средние века. В прошлом веке многие тёмные люди пользовались толкователями снов – “сонниками”.[2]

1.2. Теория Фрейда.


В конце 19-го-начале 20-го века проблема сновидения вновь становиться предметом культурных, научных и философских  исследований. В тоже время сновидения будучи фактом повседневной жизни, в большей степени остаётся непонятным. Одним из основоположников исследования сновидений был З.Фрейд.

В  своём  труде  «О  сновидении»  Фрейд  отмечает,  что  в  вопросе  о  природе  сновидений  «ближе  к  истине  стоит  не  взгляд  врачей,  а  взгляд  профанов,  наполовину  окутанный  ещё  и  предрассудками».  Он  пришёл  к  новым  выводам  относительно  сновидения  после  того,  как  применил  к  последнему  новый  метод  психологического  исследования. Процесс  переработки  срытого  содержания  сновидения  в  явное  Фрейд  называет  работой  сновидения. Работа сновидения - процессы, благодаря которым из скрытых мыслей сновидения, соматических раздражителей во время сна, остатков дневных впечатлений формируется явное содержание сновидения. Фрейд различает четыре основных механизма работы  сновидения: 1) сгущение; 2) смещение; 3) вторичная обработка; 4) наглядное (образное) изображение мыслей и высказываний.

Превращение  скрытых  мыслей  сновидения  в  явное  его  содержание  заслуживает  внимания  как  первый  пример  перехода  одного  способа  выражения  психического  материала  в  другой:  из  способа  выражения,  понятного  нам  без  всяких  объяснений,  в  такой  способ,  который  становится  понятным  лишь  с  трудом  и  при  наличии  определённых  указаний.  Принимая  во  внимание  отношение  скрытого  содержания  сновидения  к  явному,  можно  разделить  сновидения  на  три  категории.  Во-первых,    различаются  сновидения  вполне  осмысленные,  понятные,  то  есть  допускающие  без  дальнейших  затруднений  объяснение  их  с  точки  зрения  нормальной  душевной  жизни.  Таких  сновидений  много;  они  по   большей  части  кратки  и  в  общем  кажутся  нам  не  заслуживающими  особого  внимания,  так  как  в  них  отсутствует  всё  то,  что  могло  бы  пробудить  удивление  и  показаться  странным.  Другую  группу  образуют  сновидения,  которые  будучи  связными  и  ясными  по  смыслу,  всё-таки  кажутся   странными,  потому  что  мы  не  можем  связать  их  смысл  с  нашей  душевной  жизнью.  Наконец,  к  третьей  группе  относятся  сновидения,  лишённые  смысла  и  непонятные,  то  есть  представляющиеся  бессвязными,  спутанными  и  бессмысленными.[3]

Противопоставление  явного  и  скрытого  содержания  сновидения,  очевидно,  имеет  значение  только  для  сновидений  второй  и  ещё  более  третьей  категории.  Здесь  мы  встречаемся  с  загадками,  которые  исчезают  лишь  после  замещения  явного  сновидения  скрытыми  его  мыслями.  Между  непонятным  и  спутанным  характером  сновидения,  с  одной  стороны,  и  затруднениями  при  сообщении  скрытых  мыслей  сновидения – с  другой,  имеется  какая-то  интимная  и  закономерная  связь.  Прежде  чем  исследовать  природу  этой  связи,  полезно  будет  ознакомиться  с  более  понятными  сновидениями  первой  категории,  в  которых  явное  и  скрытое  содержание  совпадают,  то  есть  которые  обходятся  без  работы  сновидения.

Исследование  этих  сновидений  полезно  ещё  с  другой  точки  зрения.  Сновидения  детей  всегда  имеют  именно  такой  характер,  то  есть  осмысленный  и  нестранный.

Во  всех  детских  сновидениях  бросается  в  глаза  одна  общая  черта:  все  они  исполняют  желания,  которые  зародились  днём  и  остались  неудовлетворёнными;  эти  сновидения  являются  простыми  и  незамаскированными  исполнениями  желаний.

Если  даже  содержание  детских  сновидений  усложняется  и  утончается,  всё-таки  в  них  легко  увидеть  исполнение  желаний.  Восьмилетнему   мальчику  снилось,  будто  он  с  Ахиллесом  ехал  на  колеснице,  которой  правил  Диомед.  Как  оказалось,  он  за  день  перед  тем  увлёкся  чтением  сказаний  о  греческих  героях:  легко  доказать,  что  он  взял  этих  героев  за  образец,  сожалел,  что  не  жил  в  их  время.

Среди  взрослых  можно  также  собрать  много  примеров  сновидений  детского  типа.  Так,  например,  многим  лицам  при  жажде  ночью  снится,  будто  они  пьют;  здесь  сновидение  стремится  устранить  раздражение  и  продлить  сон.  У  других  бывают  часто  такие  «удобные»  сновидения  (сновидение  заступает  место  поступка,  который  должен  был  бы  быть  совершён  в  жизни)  перед  пробуждением,  когда  приближается  время  вставать;  им  тогда  снится,  что  они  уже  встали,  находятся  около  умывальника  или  уже  в  училище,  конторе  и  прочее,  где  они  должны  быть  в  определённое  время.  В  ночь  перед  поездкой  куда-либо  нередко  снится,  будто  уже  приехали  к  месту  назначения;  перед  поездкой  в  театр  или  в  общество  сновидение  нередко  предвосхищает – как  бы  вследствие  нетерпения – ожидаемое  удовольствие. 

В  других случаях  сновидения  выражают  исполнение  желаний  не  в  столь  прямой  форме;  тогда,  чтобы  распознать  скрытое  желание,  необходимо  установить  какую-нибудь  связь  или  сделать  какой-нибудь  вывод,  то  есть  необходимо  начать  работу  толкования.  Таким  образом,  в  этой  группе  можно  обнаружить  своего  рода  частичную  переработку,  которую  следует  считать  работой  сновидения:  мысли,  выражающие  пожелание  на  будущее,  замещены  картиной,  протекающей  в  настоящем.

В  своих  работах  Фрейд  утверждал,  что  осуществление  желаний  является  смыслом  каждого  сновидения,  т.е.  что  нет  других  сновидений,  кроме  как  «сновидений  о  желаниях».  После  этого  заявления,  многие  поспешили  указать  Фрейду  на  ошибочность  его  теории.  Они  указывали  на  то,  что  очень  часто  встречаются  сновидения  с  самым  неприятным  содержанием,  весьма  далёкие  от  какого  бы  то  ни  было  осуществления  желаний.  Недовольные  наблюдатели  заметили,  что  сновидение  чаще  изображает  недовольство,  чем  удовлетворение.  Так  почему  же  сновидения  с  самым  индифферентным  содержанием,  оказываются  после  толкования  осуществлениями  желаний?  Фрейд  пишет,  что  это  происходит  вследствие  искажающей  деятельности  сновидения,  неприятное  служит  лишь  для  маскирования  приятного  и  желательного.[4]

Фрейд  отмечает  две  вещи:  во-первых,  содержание  сновидения  гораздо  короче  тех  мыслей,  заместителем  которых  он  его  считает,  и  во-вторых,  анализ  обнаруживает  в  качестве  побудителя  сновидения  ничтожный  случай,  произошедший  незадолго  до  сна.  Следуя  без  критики  за  ассоциациями,  при  анализе  любого  сновидения  возможно  придти  к  ряду  мыслей,  связанных  между  собой  по  смыслу  и  правильным  образом.

В  спутанном  сновидении  мы  наблюдаем  сгущение  образов (сгущение - слияние различных представлений в одно составное),  которым  объясняется  появление  некоторых  элементов,  свойственных  только  ему  и  необходимых  в  нашем  сознании  наяву.  Таковы  составные  и  смешанные  лица,  странные  смешанные  образы.  Способы  их  образования  весьма  различны.  Может  возникнуть  составной  образ  лица,  либо  наделённый  чертами  двух  разных  лиц,  либо  с  обликом  одного,  а  именем  другого  и  др.  Во  всех  этих  случаях  соединение  различных  лиц  в  одного  их  представителя  в  сновидении  вполне  осмысленно:  оно  имеет  в  виду  сопоставление  оригиналов  с  известной  точки  зрения,  которая  может  быть  упомянута  и  в  самом  сновидении.  Но обыкновенно  только  путём  анализа  можно  отыскать  эти  общие  черты  слитых  в  одно  лиц,  а  образование  таких  лиц  в  сновидении  лишь  намекает  на  эти  общие  черты.

Каждый  элемент  сновидения  в  избытке  определяется  скрытыми  мыслями  сновидения  и  обязан  своим  происхождением  не  одному  элементу  этих  мыслей,  а  целому  ряду  их;  однако  последние  не  тесно  связаны  между  собой,  а  относятся  к  различным  областям  переплетения  мыслей.  В  содержании  сновидения  каждый  элемент  является  по  существу  выражением  всего  этого  разнообразного  материала.  Каждая  скрытая  мысль  сновидения  выражается  обыкновенно  не  одним,  а  несколькими элементами  сновидения;  ассоциативные  нити  не  идут  просто  от  скрытых  мыслей  к  содержанию  сновидения,  а  многократно  скрещиваются  и  переплетаются.

В  сложных  и  спутанных  сновидениях  нельзя  объяснять  всё  несходство  между  содержанием  сновидения  и  скрытыми  его  мыслями  только  сгущением  и  драматизацией  (превращением  мыслей  в  ситуацию).  Имеются  доказательства  влияния  ещё  и  третьего  фактора.

Во  время  работы  сновидения  психический  акцент  смещается  с  мыслей  и  представлений  к  другим,  не  имеющим  по  суждению  Фрейда,  никакого  права  на  такое  выделение;  ни один  процесс  не  помогает  так  сильно,  как  этот,  скрыть  смысл  сновидения  и  сделать  непонятной  связь  между  содержанием  сновидения  и  скрытыми  его  мыслями.  Во  время  этого  процесса,  который  Фрейд  назвал  смещением  в  сновидении  (смещение – один  из  основных  механизмов  работы  сновидения,  а  также искажения  бессознательных  мыслей  и  желаний  в  других  явных  формах  психической жизни,  заключается  в  смещении  акцента  с  главного  на  второстепенное.  В  результате смещения,  например,  важнейший  скрытый  элемент  представлен  в  явном  содержании  сновидения  весьма  отдаленными  и  незначительными  намеками.),  наблюдается  также  замещение  психического  напряжения,  значимости  и  аффективной  наполненности  мыслей  живостью  образов. Чем  темнее  и  спутаннее  сновидение,  тем  большее  участие  в  его  создании  можно  приписать  процессу  смещения.[5] 

  Когда  мы  в  содержании  сновидения  находим  безразличное  впечатление  вместо  волнующего  и  безразличный  материал  вместо  интересного,  то  это  нужно  рассматривать  как  результат  работы  смещения.  Сновидение  никогда  не  интересуется  тем,  что  не  могло  бы  привлечь  нашего  внимания  днём,  и  мелочи,  не  волнующие нас  днём,  не  в  состоянии  преследовать  нас  и  во  сне.

Сновидение  не  состоит  исключительно  из  ситуаций,  а  содержит  также  остатки  зрительных  образов,  речей  и  даже  неизменённых  мыслей.  Работа  сновидения  располагает  изобразительными  средствами для  выражения  скрытых  мыслей  так называемая  вторичная обработка  (вторичная  обработка – один  из  механизмов  работы  сновидения,  заключающийся  в  перегруппировке  и  связывании  элементов явного  сновидения  в  более  или  менее  гармоничное  целое).  Сновидение  прежде  всего обнаруживает  связь  между  всеми  частями  скрытых  мыслей  тем,  что  соединяет  этот  материал  в  одну  ситуацию:  оно  выражает  логическую  связь  сближением  во  времени  и  пространстве. 

Причинная  зависимость  в  сновидении  либо  вовсе  не  выражается,  либо  замещается  последовательностью  во  времени  двух  неодинаково  длинных  частей  сновидения.  Прямое  превращение  во  сне  одного  предмета  в  другой  указывает  на  отношение  причины  к  следствию. 

Весьма  пригодным  для  механизма  создания  сновидения  оказывается  только  одно  логическое  отношение – отношение  подобия,  общности,  согласования.  

 Работа  сновидения  пользуется  этими  случаями  как  опорными  пунктами  для  сгущения  сновидения  и  соединяет  в  новое  единство  всё,  что  обнаруживает  такое  согласование.

Мы  не  закончили  ещё  оценки  работы  сновидения.  Кроме  сгущения,  смещения  и  наглядной  переработки  психического  материала    необходимо  приписать  работе  сновидения  ещё  другого  рода  функцию,  заметную,  впрочем,  не  во  всех  сновидениях,  это – стремление  сделать  сновидение  более  понятным.  Скрытые мысли сновидения – бессознательное  (собственное)  содержание сновидения, скрывающееся за явными, искажающими  его  содержаниями.  Ведь  известно,  что  мы  не  в  состоянии  смотреть  на  ряд  чуждых  нам  знаков  или  слушать  незнакомые  нам  слова  без  того,  чтобы  не  видоизменять  их  с  целью  сделать  понятными  и  связать  с  чем-либо  знакомым  для  нас. 

Но  при  глубоком  анализе  сновидения  всегда  наталкиваешься  на  мысли,  которые  не  только  чужды,  но  и  неприятны.  И  эти  мысли  действительно  содержались  в  душевной  жизни  и  обладали  известной  психической  интенсивностью,  но  находились  в  своеобразном  психологическом  состоянии,  в  силу  которого  не  могли  сделаться  сознательными.  Фрейд  называет  это  особенное  состояние  вытеснением,  то  есть  неспособностью  этих  мыслей  достигнуть  сферы  сознания.  А  отсюда  Фрейд  заключает,  что  сновидение  должно  быть  неясным  для  того,  чтобы  не  выдать  запретных  мыслей, то  есть  искажение  сновидения  имеет  своей  целью  замаскировать  что-нибудь.

 Фрейд  отмечает  так  же  существенные  условия  возникновения  таких  процессов  как  сновидение, но  к  этим  обязательным  условиям  не  относятся  ни  состояние  сна,  ни  болезнь;  целый  ряд  явлений  повседневной  жизни  здоровых  людей – забывчивость,  обмолвки,  промахи  и  известный  ряд  заблуждений – обязан  своим  возникновением  такому  же  психическому  механизму,  как  и  сновидение.

По  мнению  Фрейда,  в  душевном  аппарате  человека  имеются  две  мыслеобразующие  инстанции,  из  которых  вторая  обладает  тем  преимуществом,  что  её  продукты  находят  доступ  в  сферу  сознания  открытым;  деятельность  же  первой  инстанции  бессознательна  и  достигает  сознания  только  через  посредство  второй.  На  границе  обеих  инстанций,  на  месте  перехода  от  первой  ко  второй,  находится  цензура,  которая  пропускает  лишь  угодное  ей,  а  остальное  задерживает.  И  вот  то,  что  отклонено  цензурой,  находится  в  состоянии  вытеснения.  При  известных  условиях,  одним  из  которых  является  сновидение,  соотношение  сил  между  обеими  инстанциями  изменяется  таким  образом,  что  вытесненное  уже  не  может  быть  вполне  задержано.  Во  сне  это  происходит  как  бы  вследствие  ослабления  цензуры,  в  силу  которого  вытесненное  приобретает  возможность  проложить себе  дорогу  в  сферу  сознания.  Но  так  как  цензура  при  этом  никогда  не  упраздняется,  а  лишь  ослабляется,  то  она  довольствуется  такими  изменениями  сновидения,  которые  смягчают  неприятные  ей  обстоятельства;  то,  что  в  таком случае  становится  осознаваемым,  есть  компромисс  между  намерениями  одной  инстанции  и  требованиями  другой.  Учитывая  предположение  о  второй  психической  инстанции,  можно  утверждать:  неприятное  сновидение  действительно  содержит  нечто,  что  неприятно  для  второй  инстанции,  но  что  в  то  же  время  осуществляет  желание  первой  инстанции.  Неприятные  сновидения  постольку  означают  осуществление  желания,  поскольку  каждое  сновидение  исходит  из  первой  инстанции,  вторая  же  действует  лишь  тормозящим  образом. [6] 

  Вытеснение,  ослабление  цензуры,  образование  компромисса – такова  основная  схема  возникновения  как  сновидения,  так  и  всяких  психопатических  представлений;  при  образовании  компромисса  как  в  том,  так  и  в  другом  случае  наблюдаются  явления  сгущения  и  смещения  и  возникают  поверхностные  ассоциации.

1.3. Теории Юнга и Адлера.


Ещё  один  гениальный  врач,  «который  имеет  дело  с  болезнями  человека  и  его  времени  и  изыскивает  средства,  соответствующие  природе  недуга»,  как  писал  он  о  себе,  ученик,  сумевший  стать  равноправным  партнёром,  своего  учителя – это  Карл  Густав  Юнг  (1875 – 1961 гг.).  

В  своей  работе  «Значение,  функции  и  анализ  снов»,  Юнг рассказывает,  что  существуют  некоторые  события,  которые  мы  не  отмечаем  в  сознании;  они  остаются  так  сказать  за  порогом  сознания.  Эти  события  имели  место,  но  были  восприняты  подпорогово,  без  участия  нашего  сознания.  Мы  можем  узнать  о  таких  событиях  только  интуитивно  или  в  процессе  глубокого  размышления,  которое  ведёт  к  последующему  сознанию  того,  что  они  должны  были  произойти;  и  хотя  первоначально  мы  игнорировали  их  эмоциональное  или  жизненное  значение,  оно  всё  же  проступило  из  бессознательного  в  виде  послемысли.  Подобные  события  могут  проявиться,  например,  в  форме  снов.  Как  правило  бессознательный  аспект  любого  явления  открывается  нам  во  снах,  в  которых  он  возникает  не  как  рациональная  мысль,  а  в  виде  символического  образа. 

Общим  положением  в  работе  Фрейда  было  то,  что  сны  не  являются  делом  случая,  а  связаны  с  сознательными  проблемами  и  мыслями.  Фрейд  придавал  особое  значение  снам  как  отправной  точке  процесса  «свободных  ассоциаций».  Юнг  же  пишет,  что  спустя  время  «он  стал  чувствовать,  что  использование  богатых  фантазий,  которые  бессознательное  продуцировало  во  время  сна,  было  неадекватным  и  порой  вводящим  в  заблуждение».

И  постепенно  Юнг  оставил  ассоциативный  путь,  который,  как  он  полагал,  уводит  от  самих  содержаний  сна.  Юнг  предпочёл  сконцентрироваться  на  ассоциациях  непосредственно  с  самого  сна,  полагая,  что  последний  выражает  нечто  специфическое,  что  пытается  выразить  бессознательное.

Для  него  (Юнга)  сновидение – это  скрытое  отражение  психики,  смысл  которого  раскрывается  эмпирически.  По  опыту  он  знает,  что  если  долго  и  глубоко  медитировать  над  сновидением,  то  есть  носиться  с  ним  и  напряжённо  думать  о  нём,  то  из  этого  почти  всегда  что-нибудь  получится.  Со  ссылкой  на  Талмуд,  авторы  которого  как  люди  древности  обладали  необыкновенно  большим  опытом  в  области  сновидений,  Юнг  противопоставляет  тезису  Фрейда  антитезис:  Я  воспринимаю  сновидение  как  то,  чем  оно  является.  Ввиду  сложного  и  комплексного  характера  материала,  он  не  решается  приписывать  бессознательному  тенденцию  к  введению  в  заблуждение. 

Изменение  отношения  Юнга  к  снам  повлекло  изменение  самого  метода;  новый  метод  принимал  во  внимание  всё  широкое  разнообразие  области  сновидений,  и  при  этом  исключал  все  малозначительные  идеи  и  ассоциации.

Рассуждая  Юнг  пришёл  к  выводу,  что  в  интерпретации  сна  должен  принимать  участие  лишь  тот  материал,  который  составляет  ясную  и  видимую  его  часть.  Сон  имеет  собственные  границы,  его  специфическая  форма  говорит  нам,  что  относится  ко  сну,  а  что  уводит  от  него.  В  то  время,  как  «свободная  ассоциация»  уводит  от  материала  по  некой  зигзагообразной  линии,  метод,  разработанный  Юнгом,  больше  похож  на  «кружение,  центом  которого  является  картина  сна».  Он  пишет:  «Я  всё  время  вращаюсь  вокруг  картины  сна  и  отвергаю  любую  попытку  видевшего  сон  уйти  от  него.  Снова  и  снова  в  своей  профессиональной  работе  я  вынужден  повторять  «Вернёмся  к  нашему  сну.  Опишите,  что  вам  снилось?»».

Юнг  выделяет  два  основных  положения,  которые  необходимо  учитывать  при  работе  со  снами:

1.   Сон  следует  рассматривать  как  факт,  относительно  которого  нельзя  делать  никаких  предварительных  утверждений,  кроме  того,  что  сон  имеет  некоторый  смысл.

2.   Сон  есть  специфическое  выражение  бессознательного.

В  рамках  разграничения  в  психике  различаются  две  сферы:  прежде  всего,  та  сфера,  в  которой  человек  обладает  полным  «присутствием  духа»,  сфера,  в  которой  однако,  возможна  и  неустойчивость  сознания.  Наряду  с  этим  существует  область,  являющаяся  обычно недоступной  для  сознания – «бессознательное».  Юнг  объясняет:  Бессознательное – это  не  просто  неизвестное,  но  скорее,  с  одной  стороны,  неизвестное  психическое,  то  есть  то,  о  чём  мы  предполагаем,  что  оно,  если  бы  получило  доступ  в  сознание,  ни  в  чём  не  отличалось  от  известных  психических  содержаний.  С  другой  стороны,  мы  должны  отнести  к  нему  также  психойдную  систему  (имеется  в  виду  сфера,  «похожая  на  душевную»).  К  этому  определению  Юнг  добавляет:  Всё,  что  я  знаю,  однако  о  чём  не  думаю  в  данный  момент,  всё,  что  я  когда-то  осознавал,  но  теперь  забыл,  всё,  что  было  воспринято  моими  органами  чувств,  но  не  зафиксировалось  в  моём  сознании,  всё,  что  я  чувствую,  думаю,  вспоминаю,  хочу  и  делаю  непреднамеренно  и  невнимательно,  то  есть  бессознательно,  всё  предстоящее,  что  подготавливается  во  мне  и  лишь  позже  достигает  сознания,  всё  это  является  содержанием  бессознательного.

Посмотрим  теперь  более  внимательно  на  те  пути,  которыми  связаны  в  мозгу  сознательное  и  бессознательное.  Возьмём  общеизвестный  пример,  который  приводит  Юнг:  внезапно  вы  обнаруживаете,  что  не  можете  вспомнить  нечто,  что  только  что  хотели  сказать,  хотя  перед  тем  ваша  мысль  была  совершенно  ясна  и  определённа.  Вы  объясняете  это  тем,  что  не  можете  вспомнить,  фактически  же  мысль  стала  бессознательной  или  даже  отделилась  от  сознания. 

Таким  образом,  отмечает  Юнг,  наше  подсознание  бывает  занято  множеством  временно  угасших  образов,  впечатлений,  мыслей,  которые  продолжают  влиять  на  наше  сознательное  мышление,  хотя  и  являются  потерянными.  Отвлёкшийся  или  рассеянный  человек  пересекает  комнату,  чтобы  что-то  взять.  На  полпути  он  останавливается  в  смущении – он  забыл,  за  чем  шёл.  Он  механически  как  лунатик,  перебирает  вещи  на  столе – хотя  первоначальное  намерение  забыто,  оно  подсознательно  движет  им.  Наконец  он  вспоминает,  что  хотел.  Подсознание  подсказало  ему.

Однако,  как  осознанное  может  исчезать  в  подсознании,  так  и  новое  содержание,  никогда  не  находившееся  ранее  в  сознании,  может  появляться  из  подсознания.  Можно  почувствовать,  что  в  сознании  вот-вот  появится  нечто – тогда  мы  говорим:  «идея  витает  в  воздухе»  или  «у  меня  нехорошее  предчувствие».  Открытие  того,  что  подсознание – не  просто  обиталище  прошедшего,  но  и  вместилище  будущих  психологических  явлений  и  идей,  находящихся  в  зачаточном  состоянии,  привело  Юнга  к  новому  взгляду  на  психологию.  По  этому  вопросу  было  сломано  много  копий,  высказывались  самые  противоречивые  суждения,  но  факт  остаётся  фактом:  кроме  воспоминаний  из  далёкого  прошлого,  из  подсознания  могут  появиться  совершенно  новые  мысли  и  творческие  идеи,  которые  ранее  никогда  не  посещали  сознание.

Юнг  в  отличие  от  Фрейда  исключает  возможность  преднамеренной  маскировки  со  стороны  сна.  Юнг  говорит,  что  всё  дело  в  нашем  малом  умении  понимать  эмоционально  заряженный,  образный  язык.  Повседневность  требует  от  нас  точности  и  чёткости  в  формулировании  слов  и  мыслей,  и  мы  научились  обходиться  без  фантазии  с  её  приукрашиванием  действительности,  утратив  тем  самым  качество  восприятия,  присущее  нашим  первобытным  предкам.  Почти  поголовно  мы  перепоручили  подсознанию  все  необыкновенные  психические  ассоциации,  порождаемые  вещами  и  идеями.

Последующие  исследования  привели  Юнга  к  мысли,  что  описанный  подход  лишён  оснований  и  должен  быть  отвергнут.  Он  обнаружил,  что  ассоциации  и  образы  такого  рода  составляют  неотъемлемую  часть  подсознания  и  присутствуют  в  сновидениях  любого  человека,  будь  он  образован  и  безграмотен,  умён  или  глуп.  Они  образуют  мост  между  присущими  нам  сознательными  способами  выражения  мыслей  и  более  примитивными,  но  более  яркими  и  образными,  формами  самовыражения.  Эта  промежуточная  форма  воздействует  непосредственно  на  чувства  и  эмоции.  «Исторические»  ассоциации  связуют  таким  образом  рациональный  мир  сознательного  и  первобытный  мир  инстинктивного.

Общая  функция  сновидений  заключается  в  восстановлении  нашего  душевного  равновесия.  Нам  снится  именно  то,  что  требуется  для  тонкой  регулировки  психического  баланса.  Юнг  называет  это  вспомогательной  или  компенсаторной  функцией  сновидений  в  психической  самонастройке. 

Таким  образом,  сны  могут  иногда  предвосхищать  определённые  ситуации  задолго  до  того,  как  они  произойдут.  Это  не  обязательно  чудо  или  некая  форма  предзнания.  Многие  кризисы  в  нашей  жизни  имели  долгую  неосознанную  предысторию.  Мы  приближаемся  к  ним  шаг  за  шагом,  не  ведая  о  накапливающихся  опасностях.  Однако  то,  что  мы  упускаем  из  виду,  часто  воспринимается  подсознанием,  которое  может  передать  информацию  посредством  сновидений.

Сны  неоднократно  могут  предупреждать  нас  подобным  образом,  хотя  почти  также  случается,  что  они  этого  не  делают.  Юнг  говорит,  что  ко  снам  непозволительно  относиться  легковесно,  «ведь  они – порождение  духа,  который  ближе  не  к  человеку,  а  к  природе,  её  дуновению;  это  дух  прекрасного,  благородного,  но  и  жестокого  божества».

Юнг  предупреждает  читателя  об  опасности  легкомысленного  или  некомпетентного  анализа  сновидений.  Он  говорит,  что  состояние  ума  некоторых  людей  настолько  разбалансировано,  что  интерпретация  их  снов  может  быть  чрезвычайно  рискованным  делом.

Юнг  также  обращает  наше  внимание  на  то,  что  верить  сонникам  крайне  неразумно.  «Ни  один  встречающийся  во  сне  символ  нельзя  отделять  от  личности  его  увидевшего,  поэтому  ни  один  сон  не  может  быть  истолкован  прямо  и  однозначно,  как  это  делает  энциклопедический  словарь,  разъясняя  понятие  за  понятием.  У  каждого  человека  столь  индивидуален  метод  компенсирующего  и  дополняющего  воздействия  подсознания  на  сознание,  что  нельзя  быть  уверенным  в  том,  что  сны  и  их  символика  вообще  поддаются  классификации».

  В  начале  своей  работы  Юнг  отметил  разницу  между  знаком  и  символом.  Знак  всегда  меньше,  нежели  понятие,  которое  он  представляет,  в  то  время  как  символ  всегда  больше,  чем  его  непосредственный  очевидный  смысл.  Символы  к  тому  же  имеют  естественное  и  спонтанное  происхождение.  Во  снах  символы  также  возникают  спонтанно,  поскольку  сны  случаются,  а  не  изобретаются;  следовательно,  они  являются  главным  источником  нашего  знания  о  символизме.

Существует  много  символов,  являющихся  по  своей  природе  и  происхождению  не  индивидуальными,  а  коллективными.  Главным  образом  это  религиозные  образы.  Верующий  полагает,  что  они  божественного  происхождения,  что  они  даны  человеку   в  откровении.  Атеист  или  скептик  заявит,  что  они  попросту  изобретены,  придуманы,  но  оба  окажутся  не  правы.  Фактически  же  эти  образы  суть  «коллективные  представления»,  идущие  из  первобытных  снов  и  творческих  фантазий. 

Очень  важным,  возможно  решающим,  вкладом  Юнга  в  науку,  связанным  с  тех  пор  с  его  именем,  является  открытие  коллективного  бессознательного.  Хотя  уже  Зигмунд  Фрейд  признавал  существование  архаико-мифологического  мышления,  неоспоримая  заслуга  открытия  этой  области  психики,  которая  не  ограничивается  индивидуумом,  но,  несомненно,  имеет  «коллективные»  черты,  принадлежит  Юнгу.  Как  первооткрыватель  «коллективного  бессознательного»  Юнг  значительно  опередил  Фрейда.[7]

Относительно  поверхностный  слой  подсознания,  несомненно,  является  личностным.  Мы  называем  его  личным  бессознательным.  Однако  под  ним  находится  более  глубинный  слой,  который  не  основывается  на  личном  опыте,  а  является  врождённым.  Этот  более  глубокий  слой  представляет  собой  так  называемое  коллективное  бессознательноеЮнг  выбрал  это  выражение  для  указания  на  всеобщую  природу  этого  психического  слоя.  Мы  имеем  дело  с  неосознаваемой  связью  психики  с  богатой  сокровищницей  образов  и  символов,  через  которые  индивидуум  подключатся  к  общечеловеческому. 

Чтобы  обозначить  сохраняющееся  в  психике  коллективное  бессознательное  по  его  основной  характерной  форме,  Юнг  выбрал  понятие  «архетип».  ОН  даёт  ему  следующее  определение:  Архетип  в  значительной  мере  представляет  собой  бессознательное  содержание,  которое  изменяется  через  осознание  и  восприятие – и  именно  в  духе  того  индивидуального  сознания,  в  котором  оно  проявляется.

Это  обстоятельство  имеет  прямое  отношение  к  толкованию  снов.  Если  человек  считает  сон  символическим,  то  очевидно  он  будет  интерпретировать  его  иначе,  чем  тот,  кто  верит,  что  энергия  мысли  или  эмоции  известна  заранее  и  лишь  «переодета»  сном.  В  таком  случае  толкование  сна  почти  не  имеет  смысла,  поскольку  вы  обнаруживаете  то,  что  заранее  было  известно.

Однако,  насколько  можно  судить  по  сновидениям,  подсознание  мыслит  инстинктивно.  Это  важная  особенность.  Логический  анализ  является  прерогативой  сознания – мы  делаем  наш  выбор,  исходя  из  здравого  смысла  и  имеющихся  знаний.  Действия  же  подсознания,  направляются  главным  образом  инстинктивными  импульсами,  представленными  соответствующими  образными  мыслями,  то  есть  архетипами.  Если  попросить  врача  описать  ход  болезни,  он  применит  рациональные  понятия,  такие  как  «инфекция»  или  «озноб».  Сон  более  поэтичен.  Он  представит  страдающее  от  болезни  тело  как  дом,  а  высокую  температуру – как  огонь,  его  пожирающий.

Энергетику  архетипов  можно  почувствовать  по  особому  очарованию,  сопровождающему  их  появление.  Они  как  будто  завораживают.  Эта  особенность  характерна  и  для  личных  комплексов,  только  последние  проявляются  в  истории  индивида,  а  общественные  комплексы  архетипического  характера – в  истории  человечества.   Личные  комплексы  могут  породить  лишь  пагубное  пристрастие  к  чему-либо,  архетипы  дают  жизнь  мифам,  религиям  и  философским  концепциям,  воздействующим  на  целые  народы  и  разделяющим  исторические  эпохи.

Следующий  психолог,  который  посвятил  часть  своей  работы  снам  и  их  толкованию – австриец  Альфред  Адлер  (1870 – 1937 гг.).

Адлер  утверждает,  что  цель  толкования  сновидений  состоит  в  том,  «чтобы  показать  больному  его  подготовительную  работу  и  упражнения,  которые  обычно  разоблачают  его  как  аранжировщика  своего  недуга,  продемонстрировать  ему,  как  он,  опираясь  на  иносказательные  символы  и  тенденциозно  подобранные  эпизоды,  пытается  подойти  к  имеющимся  у  него  проблемам  с  той  стороны,  которая  позволяет  ему  осуществлять  своё  индивидуальное  желание,  заранее  уже  предопределённое  его  целью  фиктивного  превосходства». 

Автор  отнюдь  не  считает  сновидение  пророческим  откровением,  способным  раскрыть  будущее  или  неведомое.  Углублённое  изучение  сновидений  скорее  говорит  о  том,  что  в  осуществлении  сновидения,  равно  как  и  всякого  другого  явления  душевной  жизни,  задействованы  психические  силы  индивида.

Хотя  мы  и  отрицаем,  что  можем  заглянуть  в  будущее,  пишет  Адлер,  весь  наш  образ  жизни  выдаёт  желание  с  уверенностью  предсказывать  будущие  события,  предугадывать  их.  Мы  постоянно  ведём  себя  так,  как  если  бы  заранее  уже  знали  будущее,  хотя  и  понимаем,  что  знать  ничего  не  можем. 

Следовательно,  наше  мнимое  знание  будущего  должно  находится  в  бессознательном,  должно  быть  недоступно  пониманию  и  сознательной  критике.

То,  что  сознательное  мышление  играет  в  сновидениях  второстепенную  роль,  отмечает  Адлер,  доказательств  не  требует.  Большей  частью  молчат  также  и  отдыхающие  в  это  время  органы  чувств,  способные  критически  оценить  ситуацию.  Что  невероятного  в  том,  что  теперь  ожидания,  желания,  опасения,  которые  из  ядра  личности  распространяются  на  актуальную  ситуацию  спящего,  проявляются  во  сне  менее  завуалированно? 

Выпадение  во  сне  коррекционной  функции  психики  проявляется  во  многих  направлениях:

4   в  смещении   поля  зрения   в  бескрайнюю  фантазию;

4   в  беспрепятственном  выдвижении  на  передний  план  цели.

Последнее – в  противоположность  бодрствованию – неизбежно  ведёт  к  усилению  и  акцентированию  желаний,  к  аналогичным  по  содержанию,  таким  же  обманчивым,  но  более  заострённым  выражениям  и  преувеличениям,  которые,  однако,  могут  ограничиваться  и  сдерживаться  вследствие  стремления  спящего  к  предосторожностям.  Вчувствование  в  реальную  ситуацию  может  вызвать  «рационализацию»  (Ницше)  конечной  цели  и  её  «логическую  интерпретацию».

Тем  не  менее  предвосхищающая,  предвидящая  функция  сновидений,  направляющая  действия  индивида  свидетельствует  о  подготовительной  работе  спящего  в  связи  с  его  актуальным  затруднением,  которая  соответствует  линии  жизни  индивида  и  всегда  имеет  своей  целью  самозащиту.

Адлер  отмечает  двоякого  рода  попытки  предвосхищения  во  сне,  решения  проблемы,  подготовки  того,  к  чему  стремится  сновидец  в  определённой  ситуации.  И  он  пытается  осуществить  это  теми  способами,  которые  соответствуют  его  личности,  его  сущности  и  характеру.  Сновидение  может  представить  свершившейся  одну  из  ожидаемых  в  будущем  ситуаций,  чтобы  в  бодрствующем  состоянии  тайно  или  явно  произвести  затем  её  аранжировку.  Таким  образом,  сновидение,  подобно  характеру,  чувствам,  аффекту,  нервному  симптому,  аранжируется  конечной  целью  сновидящего,  отмечает  Адлер.

Как же  можно  объяснить,  что  сновидение  пытается  воздействовать  на  последующие  поступки  в  будущем,  если  большинство  наших  снов  кажутся  непонятными  и  часто  ничего  не  значащими?  Адлер  пишет,  что  важность  этого  возражения  столь  очевидна,  что  большинство  авторов  искало  сущность  сновидений  в  этих  странных,  неупорядоченных,  непонятных  явлениях,  пыталось  их  объяснить  или  же,  указывая  на  непостижимость  жизни  снов,  отрицало  их  значимость.  «Шернеру, а  из  новых  авторов  Фрейду  прежде  всего  принадлежит  заслуга  в  разгадывании  тайны  сновидений;  последний,  чтобы  подкрепить  свою  теорию  сновидений,  согласно  которой  сон  представляет  собой,  так  сказать,  погружение  в  детские,  оставшиеся  неосуществлёнными  сексуальные  желания  или – в  более  поздних  работах – желание  смерти,  искал  в  этих  непонятных  явлениях  тенденциозные  искажения,   предполагая,  что  спящий,  не  сдерживаемый  во  сне  ограничениями  культуры,  стремится  всё-таки  удовлетворять  в  фантазии  свои  запретные  желания.  Эта  точка  зрения  оказалась  в  настоящее  время  столь  же  несостоятельной,  как  и  теория  сексуальной  обусловленности  нервных  болезней  или  нашей  культурной  жизни  в  целом».

Кажущаяся  непонятность  сновидений  объясняется  прежде  всего  тем  обстоятельством,  что  сновидение  не  является  средством  овладения  будущей  ситуацией,  оно  представляет  собой  просто  сопутствующее  явление,  отражение  сил,  след  и  доказательство  того,  что  тело  и  дух  предприняли  попытку  предугадать,  заранее  предвосхитить  ситуацию,  чтобы  личность  спящего  смогла  справиться  с  предстоящим  затруднительным  положением.

Если  разложить  кажущееся  непонятным  сновидение  на  его  составные  части  и  показать  сновидцу,  что  означает  для  него  каждая  отдельная  часть,  то  при  некотором  старании  и  проницательности  возникнет  ощущение,  что  за  сновидением  скрываются  силы,  устремлённые  в  одном  направлении.  Это  направление  проявляется  и  в  остальной  жизни  человека  и  определяется  его  личностным  идеалом,  теми  проблемами  и  затруднениями, которые  были  для  него  особо  чувствительны.  В  результате  такого  рассмотрения,  которое,  пожалуй,  можно  назвать  художественным,  выявляется  жизненная  линия  человека  или  часть  её,  мы  начинаем  видеть  его  бессознательный  жизненный  план,  в  соответствии  с  которым  он  стремится  справиться  с  адаптацией  к  жизни  и  своей  неуверенностью.

С  помощью  средств  личного  опыта  и  использования  обманчивого  символа  в  сновидении  отображаются  все  переходные  моменты  предвосхищения,  соответствующие  заранее  поставленной  цели,  сообразной  жизненному  стилю  индивида.

Это  приводит  нас  к  дальнейшему  пониманию  по  началу  малопонятных  частностей  в  построении  сновидений.  Сновидение  редко даёт  такие  картины,  в  которых  бы  всплывали  последние  события,  образы  настоящего – это  опять-таки  обусловлено  особым  характером  сновидца.  Простота  сцен  сновидения – по  сравнению  с  запутанными  жизненными  ситуациями – полностью  соответствует  попыткам  сновидца,  устранив  сбивающее с  толку  многообразие  различных  сил,  действующих  а  определённой  ситуации,  найти  в  ней  выход,  следуя  своей  руководящей  линии  по  аналогии с  наиболее  простыми  отношениями.    

Непонятность  сновидения  связана  с  той  проблемой,  что  для  защиты  от  определённых  действий  используется  скрытое  в  бессознательном  представление  о  будущем.  Внутренняя  потребность,  являющаяся  причиной  того,  что  душевный  материал  остаётся  в  бессознательном,  столь  сильно  давит  на  мысли,  образы,  слуховые  и  зрительные  восприятия  во  сне,  что  они,  чтобы  не  подвергать  опасности  целостность  личности,  тоже  остаются  в  бессознательном,  или  лучше  сказать – непонятными.  То,  к  чему  индивид,  в  сущности,  стремится  в  силу  своего  бессознательного  личностного  идеала, - это  господство  над  своим  окружением.  Если  бы  он  понял  свои  сны,  говорит  Адлер,  его  честолюбивые  помыслы  и  поступки  должны  были  бы  отступить  перед  критикой  со  стороны  бодрствующего  мышления.  Но  так  как  действительное  его  стремление  направлено  к  господству,  сон  должен  быть  непонятным. [8]

В  заключение  своей  работы  Альфред  Адлер  отмечает,  что  сновидение  представляет  собой  немаловажное  для  поведения  душевное  явление,  что  оно  словно  в  зеркале,  способно  отразить  процессы  и  установки,  которые  нацелены  на  осуществление  в  дальнейшем  определённых  поступков.  



2. Современные теории сновидений.


2.1. Описание современных теорий сна.


Современные теории снов подчеркивают, что, в основном, сновидения являются продолжением состояния бодрствования.

В 20 в. изучение сновидений стало концентрироваться на двух аспектах: физиологический процесс возникновения снов и их содержание.

Исследователи выявили физиологические признаки, подтверждающие то, что человек видит сон.

Основной период видения снов, характеризуемый сочетанием быстрого движения глаз (БДГ), появления мозговых волн, аналогичных тем, которые наблюдаются в состоянии бодрствования, и возросшей физиологической активности, носит название «быстрого» сна, или сна со сновидениями.

Испытуемые, разбуженные не в период «быстрого» сна, реже сообщали о наличии сновидений и испытывали большие трудности при их вспоминании.

Экстремальные поведенческие проявления, такие, как ночной ужас, кошмары, энурез, хождение во сне, как было установлено, часто не связаны с обычными сновидениями.

Неприятные чувства во сне, по сообщениям испытуемых, имеют место в два раза чаще, чем приятные. По-видимому, содержание большинства снов напрямую связано с представлениями о людях и событиях, знакомых спящему. Очевидно, ощущение чего-то незнакомого в сновидении является результатом резких нарушений во времени и пространстве происходящих во сне событий.

Различают следующие основные формы сновидений, наблюдаемые при достаточно глубоком сне:

1) сон - желание, основывающийся на стремлениях к самосохранению и размножению, действующих в подсознательном;

2) сон - страх, основанный на боязни боли, страданий и т.п. и на (никогда полностью не исчезающем) чувстве страха перед жизнью или перед миром;

3) сон - прошлое, воспроизводящий сцены и эпизоды детства;

4) сон - mononeir (от греч. monos - единственный и oneiron - сон) - совершенно непонятные и бессмысленные образы, не имеющие на первый взгляд никакого отношения к спящему; они-то и являются истинным предметом толкования снов; особый интерес эти образы вызывают у сюрреалистов;

5) сон, носящий печать «коллективности»; здесь речь идет о таких переживаниях, которые не могут быть постигнуты сознанием бодрствующего индивида; в этих снах спящий приобщается к сокровищнице опыта своих предков или всего человечества.

Особенностью современной теории сновидения являются возращение к древним знаниям и эффективная адаптация существующих тысячелетия практик - к сознанию и образу жизни современного человека. Асклепий, Гиппократ, Гален - эти имена связаны не только с историей медицины, но и с практикой сновидения, ориентированной на диагностику, целительство и самоисцеление. В наше время проводились длительные наблюдения онкологических больных, включающие сновидения (в США). В результате было опубликовано описание документально подтвержденных случаев получения в сновидениях информации, важной для своевременной диагностики, предсказывающей развитие болезни, а иногда "пробуждающей" скрытые резервы организма и ведущей к резкому улучшению состояния больного. [9]

Тибетская йога сновидения становится все более известной благодаря разработанным на ее основе современным приборам, способствующим осознанию себя во сне. Медитации и упражнения, представляющие собой современную адаптацию этой древней практики, являются эффективным способом развития внимания и осознанности в дневной жизни, а также способствуют избавлению от бессонницы, вызванной постоянным стрессом, от которого страдает все больше людей.

Наконец, в еще сохранившихся до наших дней шаманских культурах существуют разнообразные практики, которые можно отнести к творческому сновидению. Научный опыт подтверждает эффективность этих практик для развития творческих способностей и раскрытия возможностей творческого подхода к решению проблем. Известны многочисленные примеры успешного использования полученной в сновидении информации в разных областях науки, искусства и даже в спорте. Стоит обратить внимание на тот факт, что три нобелевских лауреата признались, что успехом они обязаны своим сновидениям.

2.2. Современный метод работы со сновидениями.


Данный метод состоит из четырёх этапов.

1. Поиск ассоциаций

2. Привязка образов из снов к внутренней динамике

3. Толкование

4. Отправление ритуалов с целью конкретизации сна[10]

Фаза первая посредством поиска ассоциаций, которые вырастают из нашего бессознательного в ответ на появ­ление в нашем сне определенных образов, образуется основа для толкования сна. Каждый сон состоит из цепочки образов, так что  работа начинается с определения того, что означают эти образы.

Для каждого возникшего во сне символа бессознательное готово предоставить нам ассоциации, которые объяснят его значение Бессознательное содержит в себе информацию по каждому порожденному им символу, следовательно, симво­лический язык бессознательного можно расшифровать. Решение этих проблем начинается с осмысления ассоциа­ций которые непроизвольно возникают у нас в качестве реакции на появление символов.

Фаза вторая находятся те части наших внут­ренних "я", которые представляют образы из сна, динамическую работу, символизи­рующую ситуацию из сна.

 Третья фаза - толкование  складывает воедино информацию, полученную  в ходе двух первых фаз, и смысл сна, взятого как единое целое, осознается.

Фаза четвертая используются определённые  ритуалы, которые сделают сон более осознанным, более четко доне­сут его смысл до нашего разума и придадут ему конкретность непосредственного физического ощущения. Ритуалы- это фазы физического действия. Они  используются для установления связи между разумом и бессознательным. Ритуалы переводят символы сновидений в конкретные действия. 

Современные принципы толкования сновидений.

a) Используется незнакомое ранее толкование сновидений

b)   Необходимо рассматривать сновидения как предупреждение

c) Необходимо избегать льстивых сновидений

d)   Необходимо избегать толкования сновидений снимающих ответственность.[11]

Заключение.

 

Сегодня, почти столетие спустя после прорыва в пони­мании сновидений и функционирования бессознательной мысли, осуществленного Фрейдом, сновидение уже не за­нимает центрального места в психоаналитических дебатах. Хотя сновидения остаются классическим иллюстративным материалом в психоаналитических клинических работах, как заметила Элла Фримен Шарп, маятник, качнувшийся в 1937 г. в сторону от психоаналитического интереса к ин­терпретации сновидения, так и не вернулся в исходное по­ложение (Sharpe, 1937: 67). И сегодня он не подвластен ни одной движущей силе или профессиональному мнению.

Сон - периодическое функциональное психическое состояние человека и животных со специфическими поведенческими проявлениями в сфере вегетативной и моторной, характерное значительной обездвиженностью и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира, - состояние, в коем пропадает интерес к внешнему миру. У человека в снах наблюдается угнетение осознаваемой психической активности. В психологии западной традиционно рассматривается как период отдыха.

Сон с сопровождающими его сновидениями оказывается гораздо сложнее, чем думали прежде. Стало известно, что сон - это состояние первостепенной важности, как по месту, занимаемому им в жизни, так и по мозговой деятельности, лежащей в его основе.

Сон представляет собой совокупность двух основных чередующихся фаз, кои получили название сна медленного и сна быстрого (или парадоксального); их физиологические характеристики во многом противоположны. Обе фазы имеют сложную многоуровневую организацию, обеспечивающую развитие активных процессов в мозге, специфичных для каждой фазы.

Фазы сна медленного и быстрого образуют цикл длительностью в 60-90 мин, повторяющийся в естественном ночном сне 4-5 раз. Длительность фаз сна быстрого к утру увеличивается, а медленного - убывает.

Современные психоаналитики разговаривают на языке, ко­торый Андре Грин назвал языком полиглотов (Green, 1975), потенциально не понятном даже для зрелого и теорети­чески искушенного аналитика. Еще более усложнили, но одновременно и обогатили много сторонний интернацио­нальный психоаналитический взгляд на сновидение невро­логические исследования, прямо или непосредственно влияя на неустойчивое психоаналитическое единодушие.

Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения. Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества.

Список литературы.


1. Алексеев П.В. ”Мировоззрение З.Фрейда”//”Философские науки” №11 1990г. стр.56

2. Альфред  Адлер  «Практика  и  теория  индивидуальной  психологии»  («Сны  и  их  толкование»),  Москва,  1995 г.;

3. Боснак Р.”В мире сновидений” Москва  изд. ”Древо жизни” 1991г.

4. Браун Дж”Психология Фрейда и постфрейдисты”  Киев  1994г.

5. Виттельс  ”Фрейд его личность  учение и школа” Санкт-Петербург изд. ”Эго” 1991г.

6. Герхард  Вер  «Карл  Густав  Юнг»,  УралLTD,  1998 г.;

7. Годфруа Ж.”Что такое психология “Москва ”Мир” 1992 ТТ. 1-2.

8. Грюнбаум ”Теория Фрейда и философия науки”//Вопросы философии №4 1991г.

9. Джонсон Р.”Сновидение и фантазии” ”Ваклер” 1996 стр.62,65 изд. ”Рефл-бук”1997г.

10. Зигмунд  Фрейд  «Толкование  сновидений»,  Минск,  1998 г.  «Психопатологии  обыденной  жизни»  («О  сновидении»);

11. Карл  Густав  Юнг  «Человек  и  его  символы»  («К  вопросу  о  подсознании»),  Москва,  1997 г.,  «Значение,  функции  и  анализ  снов».

12. Краус  ”З.Фрейд и литература”// ”Вопросы философии ”№2 1995

13. Крылов Е ”Механизм сновидений и толкование снов”  Москва  1996г.

14. Лакан Ж.”Работа Фрейда по технике психоанализа” Москва изд.”Гнозис” 1998г.

15. Лейбин В.М ”З.Фрейд и русская мысль” Москва 1994г. изд. ”Республика” 

16. Личко А.”Презумция отсутствия” //”Наука и религия”№10 1989г.

17. Манн Т. ”Фрейд  и будущее”// ”Дружба народов” 1996г. №5

18. Мир Е.”Управляемые сны ”1996г. изд. ”Роса роз”

19. Осухова Н.Г .”Фрейд и психоаналитическая теория” //”Педагогика” 1993г. №2

20. Пивоваров.В.”Сновидения и их толкование”Санкт-Петербург. изд. ”Золотой век”1996г.

21. Розин В. ”Толкование сновидений в теории Фрейда”//”Наука и религия” №11 1989г.

22. Слепчук “Зигмунд Фрейд,исследователь души”//”Эхо планеты” 1998г.  №6

23. Стенли К.”Тайны сна ” изд. ”Вече “Москва  1997

24. Фрейд З. “Психоанализ, религия, культура”. Москва. изд. ”Ренесанс” 1992г.

25. Фрейд З. ”Я и Оно”  Москва изд. ”Эксмо-экспресс” 1998г.

26. Фрейд З.”О клиническом психоанализе”  Москва изд. ”Медицина”1991г.

27. Фрейд З.”Окультное значение сновидений”//”Наука и религия” №11 1989г.

28. Фрейд З.”Психоаналитические этюды” Минск изд. ”Беларусь” 1991г.

29. Фрейд З.”Пять лекций о психоанализе  Методика и техника психоанализа” Санкт-Петербург изд. ”Алетейя” 1998г.

30. Фрейд З.”Сновидения и телепатия ”//”Наука и религия” №10 1989г.

31. Фрейд З.”Толкование сновидений” Санкт-Петербург изд. ”Алетейя” 1998г.

32. Эбаноидзе ”Писатель и психоанализ”//”Дружба народов” 1996г.№5

33. Ярошевский М.Г. ”Иcтория психологии от античности до середины 20-го века” Москва изд. ”Академия ”1996г.


[1] Ярошевский М.Г.”Иcтория психологии от античности до середины 20-го века” Москва изд. ”Академия ”1996г. стр.261-262

[2] Боснак Р.”В мире сновидений” Москва  изд. ”Древо жизни” 1991г.

[3] Браун Дж”Психология Фрейда и постфрейдисты”  Киев  1994г.

[4] Грюнбаум ”Теория Фрейда и философия науки”//Вопросы философии №4 1991г.

[5] Розин В. ”Толкование сновидений в теории Фрейда”//”Наука и религия” №11 1989г.

[6] Алексеев П.В.”Мировоззрение З.Фрейда”//”Философские науки” №11 1990г.

[7] Джонсон Р.”Сновидение и фантазии” ”Ваклер” 1996 стр.62,65 изд. ”Рефл-бук”1997г.

[8] Эбаноидзе ”Писатель и психоанализ”//”Дружба народов” 1996г.№5

[9] Пивоваров.В.”Сновидения и их толкование”Санкт-Петербург. изд. ”Золотой век”1996г.

[10] Крылов Е ”Механизм сновидений и толкование снов”  Москва  1996г.

[11] Боснак Р.”В мире сновидений” Москва  изд. ”Древо жизни” 1991г.

Похожие работы на - Психологическая работа со сновидениями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!